Москва. Петровский замок (Путевой Дворец)

archistorik

Москва. Петровский замок (Путевой Дворец)

Оригинал здесь — https://dimon-porter.livejournal.com/70147.html

Вот, окружен своей дубравой, Петровский замок. Мрачно он

Недавнею гордится славой. Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоенный,Москвы коленопреклоненной

С ключами старого Кремля: Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.Не праздник, не приемный дар,

Она готовила пожар Нетерпеливому герою.

Отселе, в думу погружен, Глядел на грозный пламень он.

А. С. Пушкин, «Евгений Онегин»

На продолжении Тверской, бывшем Петербургском тракте и стоит этот самый Петровский замок, где в сентябре 1812 года Наполеон ждал делегацию русских «с ключами старого Кремля». Построен он был для Екатерины II на подъездах к первопрестольной, чтобы было где отдохнуть после утомительного путешествия.



Государыня Москву не любила, «с ее невесельем и предметами старого фанатизма как чудотворные иконы на каждом шагу, попы, монастыри, богомольцы, нищие, воры, бесполезные слуги в домах, где дворы — грязные болота». Но короноваться по древней традиции пришлось в Москве и потом время от времени Москву навещать.


Построена резиденция на пустующих землях, принадлежавших Высокопетровскому монастырю, отсюда и название — Петровский подъездной, или путевой, дворец. Автор постройки Матвей Казаков, архитектор, чьими трудами преобразилась Москва, став из города боярских палат с толстыми стенами и крохотными оконцами, городом дворянским, с неповторимой красоты домами московского допожарного классицизма, основателем и главным представителем которого и был сын крепостного крестьянина Федор Михайлович Казаков.

Постройка велась в счастливое для Росси время, в 1774 году закончилась безоговорочной победой русского оружия русско-турецкая война, длившаяся шесть лет. Для проведения празднеств вселенского размаха Екатерина заказала Василию Баженову построить на Ходынском поле город-театр. Постройки Баженова, диковинные, с башнями и минаретами «на турецкий лад с разными вычурасами» очень понравились императрице. Казаков был первым помощником Баженова. Поэтому когда почти одновременно со строительством на Ходынском поле Екатерина поручила ему выстроить дворец, решил строить его в том же фантастическом стиле.

Бело-красный, резной, узорчатый дворец-терем-замок в окружении, идущих полукругом зубчатых крепостных стен, великолепное внутреннее убранство дворца в духе чистого классицизма — нечего и говорить, Екатерина сочла его достойным императрицы великой державы.

После Екатерины II все Российские венценосные особы именно отсюда отправлялись на священное коронование в Успенский собор Кремля. Петровский дворец одно из немногих строений уцелевших в пожаре 1812 года. В пылающем Кремле Наполеон находиться не смог, а покидая пытался его взорвать, и многие кремлевские постройки серьезно пострадали.

Пешком выбирался он на Петербургский тракт и остановился здесь, в Петровском замке. Архитектору Казакову выпала судьба совершить невероятное, на протяжении всего лишь одной человеческой жизни определить облик такого большого города, каким была Москва к началу Отечественной войны 1812 года.


И та же судьба приготовила ему страшный удар на склоне лет. Разоренный город, полуразрушенный Кремль, более двух третей города уничтожено пожаром, уцелевшие здания обезображены огнем. Такого выдержать человеку вложившему в строительство Москвы всю душу, всего себя было невозможно. Казаков скончался в ноябре 1812 года.


После октябрьского переворота и вплоть до 1998 г. в Петровском замке размещалась Академия им. Жуковского. В начале XXI-го века здание долго реконструировалось. Открытие дворца после 11-летней реконструкции изначально было запланировано ко Дню города, но состоялось 5 марта 2009 года. Сейчас здесь проходят экскурсии, а часть здания отдано под фешенебельный отель и Дом приёмов правительства Москвы.

По материалам: http://gidtravel.com/country/russia/Petrovskiy_putevoy_zamok_dp3380.html, http://ru.wikipedia.org/wiki/Петровский_путевой_дворец

«,,,Напрасно ждал Наполеон, последним счастье упоённый, Москвы коленопреклонённой, ключи от древнего Кремля…» Где находится то место , в котором узурпатор сидел и ждал ключи от Кремля? — Спрашивалка

Игорь Николаевич (Фома Небиблейский)

«,,,Напрасно ждал Наполеон, последним счастье упоённый, Москвы коленопреклонённой, ключи от древнего Кремля…» Где находится то место , в котором узурпатор сидел и ждал ключи от Кремля? счастие москва место кремль ключ наполеон узурпатор

1312

50

0

Ответы

Иринка Осенняя

Не знаю географию Москвы, т. к. не живу в ней. Но стихи эти так люблю!!! Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.

0

Игорь Николаевич (Фома Небиблейский)

Не надо знать географию Москвы! Вам же нравится Е,Онегин! Сам Пушкин подсказывает. » ,,Вот, окружён своей дубравой, петровский замок. Мрачно он недавнею гордится славой…» Дальше всё по схеме. » Напрасно ждал Наполеон…»

1

Иринка Осенняя

Я не знаю, где Петровский замок..Для меня столица, тем более современная- как заграница! Уж, извините, не люблю Москву- город безумный скоростей. . Больше нравятся небольшие города.

1

ЯП

Яна Пироженко

Нет не пошла Москва моя к нему с повинной головою…Не праздник не приёмный дар,она готовила пожар…нетерпеливому героюе

0

Игорь Николаевич (Фома Небиблейский)

Пушкин по тексту — совершенно верно! Только, где он ждал ключи от Москвы!

1

ЯП

Яна Пироженко

Отселе в думы погружён глядел на грозный пламень он….ответа я не знаю

1

Игорь Николаевич (Фома Небиблейский)

Ну, Пушкин же сам подсказывает! «. …Вот окружён своей дубравой Петровский замок..!»

1

ЯП

Яна Пироженко

Мрпчно он недавнею гордится славой…напоасно ждал Наполеон…точно…спасибо

1

ЯП

Яна Пироженко

Нет не пошла Москва моя к нему с повинной головою…Не праздник не приёмный дар,она готовила пожар…нетерпеливому героюе

0

ЕМ

Елена Максимова

Вот, окружен своей дубравой,
Петровский замок(!!!!). Мрачно он
Недавнею гордится славой.
Напрасно ждал Наполеон….

0

Игорь Николаевич (Фома Небиблейский)

ЕС!

1

ЕЧ

Елена Че

Вот, окружен своей дубравой, Петровский замок, мрачно он
недавнею гордится славой.

0

Игорь Николаевич (Фома Небиблейский)

Совершенно верно! И главное, что любили учителя в школе — словами автора!

1

Игорь Николаевич (Фома Небиблейский)

Совершенно верно! И главное, что любили учителя в школе — словами автора!

1

ЕЧ

Елена Че

)))))) хоть раз в жизни пригодилось, все что зубрили в школе)

1

Игорь Николаевич (Фома Небиблейский)

И правильно зубрили! Мне за свою державу — СССР, не стыдно!

1

ЕЧ

Елена Че

ага) и как в том анекдоте — теперь жду когда логарифмы и интегралы пригодятся))

1

Keeper

На Ленинградском проспекте, на полпути между станциями метро «Динамо» и «Аэропорт».

0

Игорь Николаевич (Фома Небиблейский)

Совершенно верно! В Петровском замке!

1

Keeper

1

Игорь Скугарев

Зря не дали ему ключи, может сейчас Россия была бы нормальной страной

0

Игорь Николаевич (Фома Небиблейский)

И Путин , может, сапоги бы чистил, а не в Кремле сидел! Только ключи то не дали, а Наполеон всё ровно вошёл в Москву. Так , что вынос ключей ничего бы не решил! Другое дело, если бы армия Наполеона не стала бы грабить от голода простой народ и не настроила его против себя!

1

Игорь Скугарев

Армия Наполеона спасала Москву от пожара, устроенного русскими. А вынос ключей — это капитуляция, а не позволение занять город

1

Турандот

На Дорогомиловской заставе , у Камер — Коллежского вала.

0

Игорь Николаевич (Фома Небиблейский)

Нет!

1

Alexа Чалик

Что бы ни говорили, как бы ни гадали.. — в любом случае его мест в ж…

1

Игорь Николаевич (Фома Небиблейский)

Ну — это, конечно!

1

Райхон

в каком то маленьком поселении кажется. точно не помню.

0

Игорь Николаевич (Фома Небиблейский)

Нет, далеко не маленьком!

1

HV

Helena Veselova

Вот окружён своей дубравой Петровский замок….

0

Игорь Николаевич (Фома Небиблейский)

Вот-вот! Именно замок!

1

Файруза Хузяхметова

Помню что Кутузов был Филях, Напалеон не помню

0

//

//////////////////

петровский замок. мрачен он…………………….

0

Игорь Николаевич (Фома Небиблейский)

Да-да! В Путевом дворце!

1

Елена

видимо на пороге у двери Кремля и сидел)

0

Игорь Николаевич (Фома Небиблейский)

Да ладно!

1

Елена

вопрос — а у какой двери??? она там не одна!)))

1

Vi Za Vi

Под Коломенским что ли где то на холме

0

Игорь Николаевич (Фома Небиблейский)

Да ну, нет!Что Вы! При чём же тут Коломенское, если он шёл с Запада?

1

Vi Za Vi

Где то рядом я не могу вспомнить просто

1

Игорь Николаевич (Фома Небиблейский)

Петровский замок. Метро «Динамо»

1

Vi Za Vi

А вот это я не читала что то ! Спасибо. Но где там замок? Петровский монастырь знаю.. А что за замок?

1

Игорь Николаевич (Фома Небиблейский)

Недалеко от «Динамо». Сейчас называется «Путевой дворец»

1

Vi Za Vi

Спасибо интересный вопрос

1

Realistka

на Поклонной горе, рядом с моим домом.

0

Игорь Николаевич (Фома Небиблейский)

Ошибаетесь!

1

Realistka

гиды рассказывают так. А где же?

1

Игорь Николаевич (Фома Небиблейский)

Вспомните Пушкина! «Вот окружён своей дубравой, петровский замок. Мрачно он, недавнею гордится славой…!»

1

Realistka

Петровский дворец? Но ведь он на Ленинградке, а Наполеон пришёл по Смоленской дороге. Да и совет был в Филях. Поклонная гора больше подходит.

1

Игорь Николаевич (Фома Небиблейский)

Он хотел, что бы ему туда ключи -«..от древнего Кремля..» вынесли!

1

Realistka

обломался. ..

1

Игорь Николаевич (Фома Небиблейский)

Ну так! Все, кто к Москве приходил, рано или поздно обламывались!

1

Июнька

Петровский замок! Читайте Пушкина.)

0

Игорь Николаевич (Фома Небиблейский)

Я его ещё в 9 классе перечитал!

1

Июнька

молодец!

1

Игорь Николаевич (Фома Небиблейский)

Знаю!

1

Июнька

будешь Знайкой!)

1

Игорь Николаевич (Фома Небиблейский)

Стараюсь! Особенно в наше смутное время.

1

Alena Blindu

Программа «Умники и умницы».

0

Дмитрий Лебедев

Путевой дворец Петра, район Динамо

0

Игорь Николаевич (Фома Небиблейский)

1

На

Наташа..

На Поклонной горе…. но напрасно..

0

Игорь Николаевич (Фома Небиблейский)

К сожалению, не на Поклонной, но напрасно!

1

На

Наташа. .

Да!

1

HH

Helen Helen

в каких-нибудь Черемушках???

0

Игорь Николаевич (Фома Небиблейский)

Их тогда и впамине не было!

1

Следующая страница

Другие вопросы

* Юморяшки 🙂 а почему Колобок с Буратино поссорился ? 🙂 *

Как можно узнать в каком году начала выпускаться данная модель объектива для кенон?

Через какую программу на айпаде делают вот это?

кто не спит в ночь глухую

Надену трусики с утра оранжевого цвета! Представлю: пляж, июль, жара.. . а вдруг наступит лето? ..М?))

Подскажите, как в DarkTable сохранять обработанные фотографи?

моя жена изменила мне с моим братом, я теперь тоже хочу изменить ей но у нее нет сестры у нее брат, изменить ей с ним?

Что вы думаете о правилах дорожного движения подобного рода. См

© Юморяне, и что это Анька Каренина …дождалась ? 🙂 см ©

А вам дождь в губу попадает?:) ) А?

Где можно скачать бесплтано Sony Vegas 10 для Windows XP

Добрый вечер скажите пожалуйста какая аккумуляторная батарея подойдет к фотоаппарату fujifilm JZ250?

подскажите пожалуиста …я сделал анимацию на мир она получилась растянута как быть чтоб норм все было? зарание спасибо

И как это понимать?? ? См

Как порадовать прохожих? На день рождения решили раздавать прохожим шарики и говорить «Улыбнись». Что еще можно сделать?

PBS — Наполеон: Наполеон на войне

Первая итальянская кампания | Египетская кампания | Вторая итальянская кампания | Кампания Ульм-Аустерлиц | Прусская кампания | Полуостровная война | Австрийская война | Российская кампания | От Люцена до Эльбы | Кампания Ватерлоо
Кампания Ватерлоо, 1815 г.

Во время В последние месяцы 1814 года Наполеону наскучило играть у императора Эльбы. Он не сводил глаз с Франции, где союзники совершили ошибку, восстановив нетерпеливый, но слабый король Бурбонов на трон. Король Людовик XVIII не имел ни обаяния Наполеона, ни его харизмы. Во Франции теперь была конституционная монархия, но с роялистами. угрожая свести на нет завоевания революции, и экономика барахталась, король вскоре стал непопулярным.

ВОЛОХ: Бурбоны в основном Взорви это. Если бы Бурбоны действовали более эффективно и проницательно я думаю Наполеон остался бы на Эльбе .

Для десять месяцев Наполеон наблюдал и ждал. Затем, в феврале 26 декабря 1815 года он ускользнул с Эльбы с горсткой солдат. и ускользнул от британского флота. «После ошибки или терпит несчастье, — сказал он, — гениальный человек всегда встает на ноги»

Один раз на берегу, только королевская армия могла стоять между Наполеон и Париж. Через шесть дней после приземления во Франции, он столкнулся с полком пехоты, которому было приказано Его путь. Наполеон выступил один навстречу им: «Солдаты», — воскликнул он. — Если есть среди вас кто-нибудь, кто хочет убить его генерал, его император, вот и я». Солдаты начали дико аплодировать: «Да здравствует Император. Да здравствует Император».

КАСТЕЛОТ: Солдаты приветствовали его как бога. «Слава собирается начать снова. Мы собираемся драться снова. Мы будем счастливы.»

«В десять дней, сказал Наполеон, «мы будем в Париже Орел будет летать от шпиля к шпилю, пока не достигает башен Нотр-Дама». Два недели спустя Наполеон был во французской столице, и Людовик XVIII бежал. Новость обрушилась на Европу как бомба. » Дьявол, говорили его враги, освобожден от цепей.0016

РОГ: Опять мистика Наполеона. Вот Император. «Да здравствует император!» — кричали они всю дорогу до Парижа. Но это было действительно какое-то сумасшествие. У него нет надеяться.

Для месяцев после отречения Наполеона союзники были не в ладах друг с другом, когда они встретились в Вене, чтобы забить соглашение об определении формы послевоенного Европа. Теперь Великобритания, Пруссия, Австрия и Россия объединились еще раз, чтобы объявить Наполеона вне закона «враг и нарушитель спокойствия мира» и готовили свои армии к война.

КАСТЕЛОТ: Вся Европа была против него. Не было шансы Франции победить эту коалицию против этого. Никто не думает, что войну можно выиграть.

КЕРАТРАУНТ: Правящие классы, буржуазия, элита, нет уверенности. Наполеон понимает что это уже не то, что было.

«Это уверенность в успехе, которая сделала его таким уверенным в прошлом, — писал его секретарь, — эта вера в его звездой, вдохновившей его на рискованную предприятие по возвращению с Эльбы покинуло его как только он добрался до Парижа».

Автор к концу мая англичане и пруссаки имели по две армии в Бельгии. Австрийские и русские солдаты были на способ. Единственная надежда Наполеона на выживание была последней, отчаянная авантюра. Он планировал вбить клин между англичан и пруссаков и разгромить их до могли прибыть австрийцы и русские. Наполеон собрал армию и двинулся к Ватерлоо.

Наполеона судьба решалась бы на поле клевера и ржи, одна миля в длину и три мили в ширину. В ожидании его был самым грозным солдатом Великобритании, герцог Веллингтон.

РОГ: Высокий, аристократичный, довольно высокомерный, высокомерный, не огромное количество воображения, но полностью непоколебимость, стальные нервы. Он знал свою армию и он знал, что они возьмут, и он знал, как развернуть их, и он был превосходен в защите.

Веллингтон командовал 68 000 человек, но рассчитывал на 72 000 больше — пруссаки во главе с маршалом Блейхером фон Вальштаттом. Самым большим желанием Блейхера было захватить Наполеона. и расстрелять его.

ЭЛТИНГ: Прусские войска боготворят его. Он стар, становится немного слаб, особенно над бровями. Он нравится его бутылка. Но он любил драться и ненавидел французский.

Избит Наполеоном в деревне Линьи 16 июня, Блехер вывел свои войска. Не уверен, что Веллингтон устоит, Блехер не решался вводить свои войска на территорию Наполеона. путь снова. Но с Блехером и пруссаками его стороне, Веллингтон будет превосходить численностью Наполеона в два раза. один. Герцог с нетерпением ждал, пока пруссаки приезжать.

ХОРВАРД: Веллингтон сказал Блехеру: «Ради любви Боже, приходи как можно быстрее, мы будем сражаться до последнего момента, до последнего человека.»

Но Блехер был еще за много миль от поля боя, и Наполеон послал значительные силы своих собственных перехватить его. Было неясно, будет ли Блюхер добраться туда вовремя или вообще. В ночь перед битвой, солдаты с обеих сторон поспали, сколько могли под сильным ливнем. На следующее утро, воскресенье, июнь 18, они промокли насквозь. Таково было поле, на котором им предстояло драться, теперь усеянные лужами и запекшиеся в грязи.

Веллингтон занял сильную, оборонительную позицию, хорошо зная о наполеоновских гений в атаке. Когда солнце поднялось выше в небо, герцог и его солдаты приготовились. Но Ватерлоо молчал. Прошло почти пять часов с рассвета, а Наполеон еще не отдал приказа Атаковать. Он сказал, что ждет, пока земля сухой, чтобы он мог маневрировать своей пушкой.

ГАРНЬЕР: Конечно, земля была такой влажной, что он не смог передвинуть свою артиллерию, но его не остановили такими вещами раньше. Он напал, когда решил атаковать. Он потерял уверенность, что все еще была его путеводная звезда.

«Я чувствовал, что Фортуна покидает меня», — сказал Наполеон. «У меня больше не было ощущения, что я обязательно добьюсь успеха».

 

Иисус и ученики

Евангелие от Марка — Г. А. Чедвик

«И когда Он вошел в дом, Его ученики спросили Его наедине, говоря: Мы не могли изгнать его. И Он сказал им: сей род ничем не может выйти, как только молитвой. И вышли оттуда и прошли Галилею, и Он не хотел, чтобы кто узнал об этом. Ибо Он учил учеников Своих и говорил им: Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его, и когда Он будет убит, то через три дня воскреснет. Но они не поняли слова, и боялись спросить Его. И пришли в Капернаум; и когда Он был в доме, Он спросил их: что вы рассуждали на дороге? Но они молчали, потому что спорили друг с другом на дороге, кто больше. И сел, и называемых двенадцатью, и говорит им: кто хочет быть первым, будь из всех последним, и министр всех. И Он взял дитя и поставил его посреди них и, взяв его на руки, сказал им: кто примет одно из таких малых детей во имя Мое, тот Меня принимает; и всякий, кто Меня принимает, не Меня принимает, но Пославшего Меня». ОТ МАРКА 9:28-37 (Р.В.)

КОГДА апостолам не удалось изгнать демона из ребенка, они очень естественно выразили свое разочарование. Дождавшись, пока Иисус окажется наедине и в доме, они сказали: «Мы, со своей стороны, не могли изгнать его». Они не берут на себя вину. Тон скорее недоумевающий и жалобный, потому что ранее полученное поручение не оправдалось. И это подразумевает вопрос, ясно выраженный св. Матфеем: почему мы не могли изгнать его? Само их осознание личной вины зловеще, и Иисус отвечает, что вина полностью на них самих. Они должны были стимулировать, как Он это сделал впоследствии, то, что ослабевало, но не отсутствовало в отце, что их неудача должна была устрашить его еще больше. Недостаток веры победил их, как говорится в более полном повествовании: краткое утверждение у св. Марка таково: «Этот род (демонов) может выйти только через молитву»; к которому пост был добавлен древними переписчиками в качестве второго условия, но без авторитета. Важно соблюдать связь между верой и молитвой; так что, хотя дьявол вышел бы только в том случае, если бы они молились, или даже, может быть, только если бы они были мужами молитвы, однако их поражение произошло из-за неверия. Отсюда ясно следует, что молитва является кормилицей веры и укрепила бы ее, чтобы она восторжествовала. Только в привычном общении с Богом мы можем научиться правильно доверять Ему. Там, когда мы чувствуем Его близость, когда нам напоминают, что Он склоняется, чтобы услышать наш плач, когда чувство вечной и совершенной силы сливается с чувством безмерной любви, и Его сочувствие становится осознанным непреложным фактом, когда наше тщеславие обличается исповедания греха и зависимости человек получает возможность владеть силами духовного мира и при этом не опьяняться гордыней. Близость Бога несовместима с хвастовством человека. Из-за этого лучше было бы, чтобы апостолы потерпели поражение и смирились, чем преуспели и возгордились.

В распоряжении Церкви сегодня есть обетования, которые еще не исполнены, спящие и неиспользованные силы. Если во многих христианских семьях дети практически не святы, если чистота и освящение не заквашивают нашу христианскую землю, где после стольких столетий вседозволенность почти не смущается и вера Иисуса все еще оспаривается, если язычники еще не отданы за наследие нашего Господа и крайние части земли в Его владении — почему мы не можем изгнать бесов, которые угнетают наш род? Это потому, что наши усилия настолько неверны. И это опять-таки потому, что они не воодушевлены и не возвышены достаточным общением с нашим Богом в молитве.

Продолжали поступать дальнейшие свидетельства опасного состояния ума Его последователей, отягощенных земными надеждами и страхами, лишенных веры и молитвы и поэтому открытых для зловещего влияния вора, которому вскоре предстояло стать предателем. . Теперь они в последний раз шли через Галилею. Это было совсем другое шествие, чем те радостные круги незадолго до того, когда повсюду поднимался энтузиазм, и иногда люди венчали Его. Теперь Он не хотел бы, чтобы кто-либо знал это. Слово, которое говорит о Его путешествии, по-видимому, подразумевает, что Он избегал главных улиц и шел менее посещаемыми окольными путями. Частично, без сомнения, Его мотивы были благоразумными, проистекающими из предательства, которое Он распознал. Отчасти это было потому, что Его собственный дух был под тяжелым бременем, и уединение было тем, в чем Он больше всего нуждался. И, конечно же, прежде всего потому, что толпы и суматоха совершенно лишили бы апостолов возможности усвоить суровый урок, насколько напрасными были их мечты и какое испытание ожидало их Учителя.

Мы читаем, что «Он учил их» этому, что подразумевает более чем одно высказывание, как, возможно, и замечательная фраза у св. Луки: «Да вложатся слова сии в уши ваши». Если внимательно изучить это предупреждение, то мы обнаружим, что оно почти повторяет то, что они услышали после великого признания Петра. Тогда они, по-видимому, полагали, что крест их Господа является таким образным, какой должны нести все Его последователи. Даже после Преображения трое избранных искали смысл воскресения из мертвых. Но теперь, когда слова были повторены с обнаженной, грубой, решительной отчетливостью, дивной из уст Того, Кто должен был претерпеть действительность, и, очевидно, выбранной для того, чтобы подавить их затянувшиеся уклончивые надежды, когда Он говорит: «Они убьют Его». и когда Его убьют, через три дня Он снова воскреснет», — конечно, они должны были понять.

На самом деле они поняли достаточно, чтобы бояться слушать дальше. Они не осмелились приподнять завесу, прикрывавшую столь ужасную тайну; они боялись спросить Его. Это естественный импульс не знать худшего. Неплатежеспособные торговцы оставляют свои бухгалтерские книги несбалансированными. Ход истории пошёл бы в другом русле, если бы великий Наполеон взглянул в лицо необходимости укреплять свою столицу, грабя другие. Неудивительно, что эти галилеяне отшатнулись от поисков того бедствия, которое так тяжело тяготило могучий дух их Учителя. Разве люди не заглушают голос совести и не отказываются проверить себя, в вере ли они, в том же жалком страхе перед фактами и глядя в лицо неизбежному? Как мало тех, кто способен спокойно и хорошо думать о неизбежности смерти и суда?

Но в назначенное время для учеников наступило неизбежное. Единственным следствием их нравственной трусости было то, что они оказались неготовыми, удивленными и потому напуганными, и, что еще хуже, готовыми оставить Иисуса, уже в сердце отдалившись от Него, отказавшись понять и разделить Его печали. Легко обвинять их, предполагать, что на их месте мы не были бы соучастниками в их злых делах, принижать значение избранных краеугольных камней, на которых Христос построит Свой Новый Иерусалим. Но при этом мы теряем отрезвляющие уроки их слабости, которые потерпели неудачу не потому, что они были ниже нас, а потому, что они были не более чем смертными. И мы, порицающие их, быть может, лениво отказываемся изо дня в день размышлять, постигать смысл собственной жизни и их склонностей, осознавать тысячу предостережений, менее страшных только потому, что они продолжают оставаться условными, но требующих большего внимания за то, что очень причина.

Сравните с их колебаниями благородную стойкость, с которой Христос встретил Свою агонию. Это было Его, и их забота в этом была второстепенной. И все же ради них Он был готов говорить о том, чего они не могли вынести. Поэтому для Него не было ни удивления, ни внезапного потрясения; Его арест застал Его спокойным и умиротворенным после конфликта в Саду и после всех приготовлений, которые уже шли все эти последние дни.

Один только ингредиент в Его чаше горечи теперь добавлен к тем, которые уже были упомянуты: «Сын человеческий предан в руки человеческие». Страдание не достигло своего апогея, пока сознательная злоба не устроила боль и не сказала: «Так и у нас будет». Особенно верно это было для самого нежного из всех сердец. Но и это предузнал Иисус, когда твердо обратил лицо Свое, чтобы идти к Иерусалиму.

Безверная неспособность бороться с силами тьмы, безверная неготовность разделить крест Иисуса, чего ожидать дальше? Отчуждение, ревность и честолюбие, страсти мира, бушующие в лоне Церкви. Но когда они не уразумели духа Иуды, Господь уразумел их и спросил их в доме: что вы рассуждали на пути? Это была милая и кроткая осторожность, которая не поправляла их ни публично, ни тогда, когда их нравы были еще раздражены, ни на языке сурового упрека, ибо между тем они не только рассуждали, но и спорили друг с другом, кто из них больше.

Язык особой чести был адресован Петру. Трое стали обладателями замечательной тайны на Святой Горе, относительно которой намеки с одной стороны и догадки с другой легко могли вызвать зависть. Неспособность девяти изгнать дьявола также, поскольку они не были смиренны, сделала их раздражительными и самоутверждающимися.

Но они молчали. Никто не отстаивал свое право отвечать за всех. Петр, который так охотно был их представителем в другое время, теперь не подтвердил свое хвастливое превосходство. Утверждение, которое казалось таким разумным, когда они забыли об Иисусе, было поводом для стыда в Его присутствии. И те, кто боялся спросить Его о Его собственных страданиях, знали достаточно, чтобы чувствовать контраст между своим характером, своими мыслями и Его. О, если бы и мы молитвой и самоанализом чаще выносили свои желания и стремления на испытующий свет присутствия смиренного Царя царей.

Спокойствие их Господа странным образом контрастировало с их замешательством. Он больше не настаивал на Своем расспросе, а предоставил им сопоставить Его молчание в этом отношении с их собственным. Но, внося Своим действием нечто обдуманное и серьезное, Он сел, созвал Двенадцать и провозгласил великий закон христианского чина, который есть смирение и смиренное служение. «Кто хочет быть первым, будь из всех меньше всех и всем слугою». Когда кайзеры и папы нарочито омывают ноги беднякам, они на самом деле не служат, а потому не выказывают подлинного смирения. Христос говорит не о роскошных заботах о чувствах, а о том подлинном смирении, которое стирает себя, чтобы действительно стать слугой остальных. И Он предписывает это не как покаяние, а как назначенный путь к возвышению. Нечто подобное Он уже говорил, велев людям сесть в самой нижней комнате, чтобы Хозяин дома мог позвать их выше. Но в следующей главе, когда, несмотря на этот урок, сыновья Зеведея продолжали претендовать на самые высокие места, а негодование остальных выдавало ту самую страсть, на которую они возражали, Иисус полностью объясняет, насколько низкое служение, это благотворное лекарство от честолюбия, суть того самого величия, в погоне за которым люди его отвергают.

К наставлению, которое затем будет удобнее исследовать, Иисус теперь добавил практический урок удивительной красоты. Среди двенадцати грубых и черствых мужчин, тех самых, которые, несмотря на это действие, вскоре упрекнули родителей в том, что они ищут благословения Христа для своих младенцев, Иисус сажает маленького ребенка.

Leave A Comment