Безударные чередующиеся гласные корня: правило и примеры
Содержание
- 1 Определение
- 2 Выбор способа написания
- 2.1 Зависит от согласных в корне
- 2.2 Зависит от значения слова
- 2.3 Написание зависит от ударения
- 2.4 Написание зависит от суффикса
- 2.5 Написание гласной в корнях с чередованием а(я)//им, а(я)//ин
- 3 Полезное видео
Определение
Чередующиеся гласные в корне — это варьирующиеся гласные одного корня, не меняющего своего лексического значения.
Они могут быть как в сильной позиции (под ударением), так и в слабой. В ударном положении гласная в корне с чередованием пишется так, как произносится.
Безударные чередующиеся гласные корня невозможно проверить ударением. Написание таких гласных в корне опирается на определенные правила и зависит от ряда условий.
Чтобы безошибочно писать такие гласные, нужно знать соответствующие корни и принципы выбора гласной в них.
Выбор способа написания
Выделяются четыре типа, где чередование зависит от:
- последующей согласной;
- значения;
- ударности или безударности;
- наличия или отсутствия суффикса а.
В каждой категории имеются исключения, которые необходимо запомнить.
Зависит от согласных в корне
Чередование | Правило | Примеры | Исключения |
раст-//рос-//ращ- | перед СТ и Щ пишется А, в ост. случ. — О | вырастать, произрастать, растение, прорастить, возрасти, растительность, дикорастущий росла, вырос, подросший, водоросль, рослый, дикоросы выращу, приращать, сращение | отрасль и производные от него (отраслевой и т. д.) росток, ростовой, вырост, заросток, прорость, ростовщик, подростковый |
лаг-//лож- | без удар. перед Г — А, перед Ж — О | слагаемое, безотлагательный обложение, изложение, предложение, отложной, стихосложение, приложить | полог (уже не связ. с лаг-//лож-) |
скак-//скоч- | без удар. перед К пишется А, перед Ч — О | скакнуть, скакалка, скаковой, скакун соскочить, заскочить, выскочи | скачок, скачу |
Зависит от значения слова
равн- и ровн- | равн- есть в словах со знач. «равный» ровн- есть в словах со знач. «ровный, прямой» | сравнение, приравнять, сравнять (счет), выравнять (напр., строчки), равносильный, равновесие заровнять | равнина ровесник, поровну |
мак- и мок- | мак- есть в словах со знач. «погружать в жидкость» и их производных мок- есть в словах со знач. «пропускать жидкость» и их производных | макать, обмакнуть, макание намокать, обмокать, мокроватый, мокрота, непромокаемый | — |
Написание зависит от ударения
гар-//гор- | под удар. пишется А, без удар. — О | угар угореть | пригарь гаревой |
зар-//зор- | под удар. пишется в соотв. с произношением, без удар. — А | светозарный зори заря, озарение, заряница | зорянка, зоревать |
твар-//твор- | под удар. в соотв. с произношением, без удар. — О | тварный, затвор вытворять, сотворение, творец | утварь (уже не связ. с твар-//твор-) |
клан-//клон- | под удар. пишется в соотв. с произношением, без удар. — О | откланяться непреклонный наклонить, преклоняться, склонение | — |
плав- плов- плыв- | правописание определяется традицией | плавать, сплавлять, плавун, на плаву пловец, пловчиха плыву, плывун, наплывать, расплываться | — |
Написание зависит от суффикса
бер-//бир- дер-//дир- мер-//мир- пер-//пир- тер-//тир- блест-//блист- жег-//жиг- стел-//стил- чет-//чит- | без удар. пишется И, если есть суф. -А; в ост. случаях — Е | замирать, сжигать, блистающий, вычитать замереть, выжег, блестеть, проблеск, вычет | сочетать, сочетание обжиг |
кас-//кос(н)- | пишется О, если далее следует Н, в ост. случаях — А прим.: косить, коса, косой не подчиняются этому правилу, поскольку имеют др. знач. | прикоснуться, соприкосновение, неприкосновенность прикасаться, касательная, касание, касательно | — |
Написание гласной в корнях с чередованием а(я)//им, а(я)//ин
а(я)//им и а(я)//ин | без удар. пишутся ИМ и ИН, если есть суф. -А прим.: в произв. формах пишется ИМ, даже если суф. -А отсутствует: подниму и т. д. | начать — начинать занять — занимать | — |
Таким образом, мы выяснили, что из себя представляют чередующиеся гласные в корне, составили список корней с чередованием и определили правила выбора гласной в них.
Полезное видео
Безударные и чередующиеся гласные в корне слова
Безударные и
чередующиеся гласные
в корне слова
Распределите слова в таблице,
решая орфографическую задачу.
Д..лжностной, к..ричневый, обог..щать,
прик..сновение, зап..х, б..гровый,
д..кумент, д..рижировать, з..ря,
безотл..гательный, пл..вцы, пром..кашка,
д..лина, в..новатый. опт..мизм, ед..ница,
эксп..римент, обл..денение, расф..совать,
пол..жение, заб..рать.
Заполни таблицу!
Слова с
проверяемыми
безударными
гласными
Слова с непроверяемыми безударными
гласными
Слова с
чередующимися
гласными
Ключ для самопроверки
Слова с
проверяемыми
безударными
гласными
должностной
Слова с
непроверяемыми
безударными
гласными
коричневый
Слова с
чередующимися
гласными
обогащать
багровый
заря
запах
документ
безотлагательный
долина
дирижировать
пловцы
виноватый
оптимизм
промокашка
единица
эксперимент
положение
обледенение
расфасовать
забирать
прикосновение
Безударные гласные в корне
• Правописание безударных гласных в корне можно
проверить, изменяя слово или подбирая однокоренные
слова так, чтобы сомнительный звук оказался под
ударением, например: вечер-вечерний, нога-ноги.
Правильное написание проверяемых безударных
гласных необходимо для разграничения слов, которые в
речи совпадают по звучанию: посвЕтиь ( фонарем)посвЯтить ( жизнь науке).
• Неправильный выбор проверочного слова становится
причиной ошибок в понимании и написании слов.
Например, слово дОлина имеет общий корень со словом
дол, а не даль; глагол благослОвить образован от
сочетания благое слОво, а не благая слАва.)
Расставьте ударение в словах, объясните
правописание безударных гласных, подбирая
проверочные слова
Вдалеке, выздороветь, допоздна, дряхлеть,
единичный, заколоть, закалить, запевала,
изломать, лепнина, минёр, наварить,
заливать, китовый, смягчение,
притеснять, старожил, удивляться,
деревянный, удалиться, уплотнить,
заплатить.
Непроверяемые безударные гласные в
корне
• В русском языке немало слов с непроверяемыми
гласными, которые нельзя проверить, подбирая
другие словоформы и родственные слова.
Правописание таких слов проверяются по
орфографическому словарю.
Например: вагон, ураган, экзамен
Условия написания чередующихся
гласных в корне
— ударение;
— буква, следующая за гласной;
— суффикс — а -, следующий за корнем;
— лексическое значение слова.
Ударение в слове определяет написание
гласных
Корень
Примеры
Гор — гАр
Под ударением пишется а,
без ударения – о.
ЗагАр, угАр, загорЕлый,
угорЕть
Клан — клон
Под ударением пишется
гласная в соответствии с
произношением: поклОн,
клАняться
без ударения — О:
ПоклонИться, наклонИть
Зар — зор
В безударном положении А:
зарЯ, зарнИца;
Под ударением пишется то,
что слышится: зОри, зАрево
Исключения
Выгарки, пригарь
ЗоревАть, зорЯнка
Плав — плов плыв
Твор — твар
В безударном положении
ПловЕц,
пишется а: поплАвок,
пловчИха,
плАвунец
плывУн
Под ударением пишется
утварь
гласная в соответствии с
произношением:
творчество.
Без ударения — О: творИть,
претворЯть, затворИть.
Согласные в корне определяют написание
гласных
Корень
Примеры
Исключения
Раст — рос -ращ
Вырасти,
выращенный,
выросла
Росток, Ростислав,
Ростов, ростовщик,
отрасль
Скак — скоч
Проскакать,
выскочить
Скачок, скачу,
скачи
Суффикс, стоящий за корнем, определяет написание гласных в
корнях
Корень
Примеры
Кас — кос
Касаться, коснуться,
Блист- блест, блеск,
блесн
Блистать, блестеть,
блеснуть, блеск
Бир — бер
Избирать, изберу
Тир — тер
Вытирать, вытереть
Мир — мер
Замирать, замереть
Дир — дер
Отдирать, отдеру
Стил — стел
Расстилать расстелить
Жиг — жег
Разжигать, разжечь
Чит — чет
Вычитать, вычет
Лаг — лож
Излагать, полагать,
изложить
Исключения
Сочетание, сочетать
Значение слова определяет написание гласных в
корнях
Корень
Примеры
Мак — мок моч
1. Если слово имеет значение «опускания
чего-либо в жидкость» — А:
обмакнуть перо в чернила.
2.В значении «мочить, становиться мокрым»
— О: мочёные яблоки, промокательная
бумага.
3.Под ударением пишется то, что слышится:
мОкрый.
Равн — ровн
1. В значении «ровный, прямой, гладкий, без
отклонений от необходимых размеров» — О:
выровнять газон, сровнять с землёй.
2. В значении «равный, одинаковый по
величине», «поравняться с кем-либо» — А:
равновесие, уравнять в правах.
3.Под ударением пишется то, что слышится:
рОвный, рАвный.
Исключения
Равнина,
поровну,
ровесник,
уровень.
Спишите слова с чередованием, вставьте пропущенную
букву, объясните условия выбора орфограммы.
Выг. .ревший, несг. .раемый, соб..ру, разд..ру,
расст..лю, зам..реть, р..списка, зам..рать,
раст..реть, раст..рать, заж. .гать, зап..рать,
отп..реть, бл..стать, ув..дать, разд..раю,
расст..лаю, заг..реть, изг..родь, заг. .рать,
приг. .ревший; прир. .сти, прир..щённый,
невыр..сший, прор..стающий, уск..рять, р..сток,
р..стение, выр..с, Р..стов, прил..жить,
прил..гать, прил..гаемый, прик..саться,
прим..рение, прик..снуться, неприк..саемый.
Проверьте себя.
ВыгОревший, несгОраемый, собЕру, раздЕру,
расстЕлю, замЕреть, замИрать, растЕреть,
растИрать, зажИгать, запИрать, отпЕреть,
блИстать, раздИраю, расстИлаю, загОреть,
загОрать, пригОревший; прирАсти,
прирАщённый, невырОсший, прорАстающий,
рОсток, рАстение, вырОс, РОстов, прилОжить,
прилАгать, прилАгаемый, прикАсаться,
прикОснуться, неприкАсаемый.
В каком ряду все слова с
чередующейся гласной в корне?
А) Р..стовщик, предпол..жить,
насл..ждение.
Б) Сотв..рить, пог..релец, предпол..жение.
В) Обж..мать, к..снуться, р..скошный.
Г) Изл..вчиться, заг..р, соч..нение.
В каком ряду есть слово с
чередующейся гласной в корне?
А) К..нонада, раст..ять, сл..боватый.
Б) Сл. .паться, подм..гнуть, отд..ление.
В) П..лисадник, разг..реться, ар..мат.
Г) Распр..гать, опт..мист, изм..нения..
Укажите пары слов, в которых О
пишется в обоих случаях?
А) Прекрасный возр..ст; пром…кнуть написанное.
Б) Переск…чить через яму; опытная пл…вчиха.
В) Команда «р…вняйсь!»; бежал как уг…релый.
Г) Оз…риться светом; обл…жной дождь.
В каком ряду буква И пишется во всех
случаях?
А) бл..стать, соб..рательный,
раст..рание
Б) выч..тать, раст..реть, заж..мать
В) подп..рая, бл..стела, выт..рать
Г) разд..рёшь, оп..раться, зам..реть
В каком ряду буква Е пишется во всех
случаях?
А) соч..тание, соб..рётся, заж..гаю
Б) заст..лил, проч..тать, подп..рать
В) зап..реть, соч..тать, уд..рёт
Г) прот..реть, ум..реть, расст..лается
В каком предложении есть слово с чередующейся
гласной в корне, правописание которой зависит от
лексического значения?
А) Затем, сложив крылья, стремглав бросались
книзу, но, едва коснувшись травы, снова быстро
взмывали вверх. (К.Арсеньев)
Б) Обломов взял перо, обмакнул в чернильницу,
но чернил не было.(И.Гончаров)
В) Небольшой дворянский домик на московский
манер, в котором проживала Авдотья
Никитишна Кукшина, находился в одной из
нововыгоревших улиц города.(И.Тургенев)
В каком предложении есть слово с чередующейся
гласной в корне, правописание которой зависит от
ударения?
А) Сияло солнце, вздыхала степь, блестела
трава в бриллиантах дождя.(И.Гончаров)
Б) Когда разговор касался симпатичных ей
поступков, чёрные глаза светились радостным
блеском .
В) В его руках лежит Людмила, свежа, как
вешняя заря, и на плечо богатыря лицо
спокойное склонила.(А.Пушкин)
Ключ к тестовым заданиям
1 –Б
2–В
3–Б
4–А
5–В
6– Б
7–В
Фонология — тематические исследования: каталонский
Разделы в сокращении гласных |
Сокращение гласных |
Сокращение гласных в английском языке |
Сокращение гласных в центрально-каталонском языке |
Резюме |
Редукция гласных в центрально-каталонском языке
В диалектах каталанского языка также есть процессы редукции гласных, в которых определенные гласные появляются как шва, когда они встречаются в безударных слогах. Эти процессы работают по-разному в Центральной Каталонии и на Майорки. Более того, оба каталонских паттерна отличаются от паттерна GAE, представленного на предыдущей странице. В этом разделе мы сначала опишем и проанализируем модель, обнаруженную в центрально-каталанском языке, а затем перейдем к обсуждению редукции гласных в диалекте Майорки.
В этом разделе острое ударение на гласной в фонетической транскрипции указывает на ударение. Безударные гласные не имеют ударения. В формах в (5), которые мы видели ранее, мы видим много примеров ударного [á] (выделены жирным шрифтом). И наоборот, мы не видим примеров [a] без ударения. С другой стороны, мы видим schwa [ə] в безударных слогах, но никогда в слогах с ударением. Фактически, везде, где лежащий в основе / a / не имеет ударения на поверхности, он реализуется как редуцированная гласная [ə], выделенная жирным шрифтом. ( Orthog означает орфографическое представление или стандартное написание.)
(5) Центральный каталонский: ударный [á] против безударного [ə] |
Футблат | /фэт бл а т/ | Ваш браузер не поддерживает элемент audio . [фэб бл á т] | «изготовленная пшеница» |
puc cantar | /puk k a nt a / | Ваш браузер не поддерживает элемент .
[púk ə nt á ] | «Я умею петь» |
пуц баньяр | /puk b a ɲ a / | Ваш браузер не поддерживает элемент audio .
[пуг б ə ɲ á ] | «Я умею купаться» |
горшок гуаньяр | /pɔk gw a ɲ a / | Ваш браузер не поддерживает элемент audio .
[pɔ́g gw ə ɲ á ] | ‘он/она может победить’ |
Платформа | /pl a t pɾep a ɾ a t/ | Ваш браузер не поддерживает элемент audio .
[pl á p pɾəp ə ɾ á t] | ‘готовая тарелка’ |
кепка банда | /к а р б а й а / | Ваш браузер не поддерживает элемент audio . [k á b b á nd ə ] | ‘нигде’ |
Мы можем быть уверены, что фонема /a/ лежит в основе schwa в корнях sing , Bathe и win , потому что schwa в этих формах в (5) чередуется с [á] в родственных существительных для
(6) Центрально-каталонский: ударный [á] против безударного [ə] |
Ваш браузер не поддерживает элемент audio . [к á п] | банка | «поющий» | [к ə нт á ] | кантар | «петь» | |
[б á ɲ] | бани | «ванна» | [б ə ɲ á ] | баньяр | ‘купаться’ | |
[гв á ɲ] | гуани | ‘прибыль, выручка’ | [гв ə ɲ á ] | гуаньяр | ‘выиграть’ |
Для гласных [e] и [ɛ] мы можем сделать наблюдения, очень похожие на те, что мы сделали для [a] выше. То есть [e] и [ɛ] встречаются только в ударных и никогда в безударных положениях на поверхности. Примеры в (7) показывают, что ударные гласные среднего переднего ряда, напряженные [é] и слабые [ɛ́] в первом столбце IPA (т. е. [téns] и т. д.) соответствуют (безударным) [ə] во втором столбце IPA. (Т.е. [təní] и т. д.) Эти чередования устанавливают, что чередующаяся гласная в корнях слов «брать» и «слепой» — это / e /, а в корнях слов «мед» и «сухой» — / ɛ /.
(7) Центральный каталонский: ударные [é] и [ɛ́] по сравнению с безударными [ə] |
Ваш браузер не поддерживает элемент audio .
[t é нс] | десятки | ‘он/она берет’ | [т ə ní] | тенир | ‘взять’ | |
[с é к] | ЦЭК | «слепой» | [s ə ɣésə] | сегеза | «слепота» | |
[м ɛ́ л] | мел | «мед» | [м ə | мелос | ‘хх’ | |
[с ɛ́ к] | сек | «сухой» | [с ə каʎ] | второй звонок | ‘хх’ |
Таким образом, все гласные фонемы /a ɛ e/ имеют редуцированный аллофон [ə], который появляется, когда эти гласные не имеют ударения на поверхности. Гласные заднего ряда /o/ и /ɔ/ также редуцированы при безударии, но в этих случаях эффект иной: чередования в (8) показывают, что поверхностные гласные [o] и [ɔ] в ударных позициях чередуются с [u] в безударных позициях.
(8) Центральный каталонский: ударные [ó] и [ɔ́] против безударных [u] |
Ваш браузер не поддерживает элемент .
[б — т] | бот | ‘прыжок (существительное)’ | [б и та] | ботар | ‘прыгать’ | |
[ — с] | ОС | ‘медведь’ | [ и сɛ́т] | осетинский | «медвежонок» | |
[д ó пə] | дона | ‘женщина’ | [д и нет] | дунар | ‘хх’ | |
[мн. | пло | ‘плач (существительное)’ | [мн.ч. и ɾá] | плита | ‘плакать’ | |
[ ɔ́ с] | ОС | «кость» | [ и суут] | осут | ‘хх’ | |
[д ɔ́ пə] | дона | ‘хх’ | [d u násə] | Дунасса | ‘хх’ |
Наконец, примеры в (9) показывают, что высокие гласные /i u/ не редуцированы: [i] и [u] появляются как в ударных, так и в безударных слогах.
(9) Центральный каталонский: высокие гласные /i/ и /u/ |
Ваш браузер не поддерживает элемент audio . [s ú rt] | сурт | ‘он/она берет’ | [s u rtídə] | суртида | ‘взять’ | |
[к ú к] | у.е. | ‘шелкопряд’ | [к и кɛ́т] | пакетик | ‘маленький шелкопряд’ | |
[т í ŋ] | олово | «У меня есть» | [t и ŋgí] | тинги | ‘хх’ | |
[f í ltrə] | фильтр | ‘фильтр (существительное)’ | [ф и литра] | фильтр | «для фильтрации» |
Результатом процессов сокращения гласных, связанных с ударением, является то, что свидетельство семи фонематических качеств гласных каталонского языка, /i e ɛ a o ɔ u/, появляется только под ударением. Только три качества гласных / i ə u / встречаются в безударных позициях. В частности, трехсторонний фонематический контраст между /e ɛ a/ нейтрализуется в [ə] в безударных позициях. Точно так же трехсторонний фонематический контраст между / o ɔ u / нейтрализуется в [u] при тех же условиях.
На этом мы завершаем описание сокращения гласных в центрально-каталанском языке. Как мы покажем в следующем разделе, факты редукции гласных на Майорки несколько иные.
предыдущая | топ | следующий
Taalportaal | Принцип переменного напряжения
- Голландский
- фризский
- Африкаанс
Показать полное содержание
Принцип переменного напряжения
читать далее
Принцип запрещает появление смежных ударных слогов (Стрессовое столкновение), а также соседние безударные слоги (промежуток). Большинство слов, в которых встречаются второстепенные ударения следуйте этой схеме; однако есть систематические исключения. Эти исключения видны в словах, состоящих более чем из трех слогов. Рассмотрим слова из четырех или пять слогов в качестве примера: если четвертый слог слева получает основной ударение (конечное ударение в четырехсложных словах, предпоследнее ударение в пятисложных словах), вторичное ударение обычно на первый слог. Если соблюдать принцип переменного напряжения, второй слог должен получить второстепенное ударение.
Таблица 1
Количество слогов | ППАПУ | ПАПУ | ВСУ | УЕ | У | |
4 | ˌσ | о | о | ˈσ | фонология
[ˌfo. no.lo.ˈɣi]
фонология экономика [ˌe.ko.no.ˈmi] эконом | |
4* | о | ˌσ | о | ˈσ | фонология
[*fo.ˌno.lo.ˈɣi] экономика [*eˌko.no.ˈmi] | |
5 | ˌσ | о | о | ˈσ | о | организации
[ɔr. ɣa.ni.’za.tsi]
организация абракадабра [а.бра.ка.’да.бра] абракадабра |
5* | о | ˌσ | о | ˈσ | о | организации
[*ɔr.ˌɣa.ni.ˈza.tsi] абракадабра [*a.ˌbra.ka.ˈda.bra] |
Обе фонологии [ˌfo.no.lo.ˈɣi] и ,econo’mie [ˌe. ko.no.ˈmi] нарушают принцип переменного ударения, так как второй слог безударный. Присвоение вторичного ударения второму слогу — [*fo.ˌno.lo.ˈɣi] и [*e.ˌko.no.ˈmi] приведет к чередованию стресса. Поэтому кажется что многие слова не подчиняются принципу переменного ударения. Схема стресса в четырехсложных случаях выше иногда приписывают влиянию так называемый принцип гамака, который выражает требование, чтобы края просодических слов должны быть подчеркнуты (Zwaardemaker and Eijckman 1928, Эйкман 1937, Шультинк, 1980, Боой, 1981, Зонневельд, 1983, Ван Зонневельд, 1985).
- Booij, Geert1981Generatieve fonologie van het NederlandsAula в мягкой обложкеUtrecht / AntwerpenHet Spectrum
- Booij, Geert1995 Фонология DutchOxfordOxford University Press
- Eijkman, L. P.h2937Phonetiek van het NederlandsHaarlemDe Erven F. Bohn NV
- Schultink, Henk 1980 Границы, классы слов и акцентуация производных слов в голландском языке Зонневельд, Вим, Коэтсем, Франс и Робинсон, Оррин В. (ред.) Голландские исследования, Гаага, Springer, Нидерланды 205-222
- Зонневельд, Рон ван 1985 Ритм слова и слог Януса Структура фонологических представлений И. И. Дордрехт Форис 133-142
- Зонневельд, Вим, 1983. Лексические и фонологические свойства ассимиляции голландского голоса. Ван ден Броке, М., ван Хеувен, В. и Зонневельд, В. (ред.) Звуковые структуры: исследования для Энтони Коэна Дордрехт Публикации Фориса
- Zwaardemaker, H. & Eijckman, L.P.h2928Leerboek der PhonetiekHaarlemDe Erven Bohn
⇑ Вернувшись в верхнюю
по этой теме
Автор (S):
Björn Köhnlein
Категория:
.
Leave A Comment