«Мы теперь уходим понемногу», анализ стихотворения Есенина

Проникнутое грустью прощания, философское стихотворение «Мы теперь уходим понемногу» было создано Есениным после печального события — смерти поэта Александра Ширяевца. Два талантливых человека несколько лет не были лично знакомы: узнавали друг друга по стихам и письмам, встреча состоялась лишь в 1921 году. Дальнейшее личное общение и схожий образ мыслей не сделали Есенина и Ширяевца ближайшими друзьями, однако смерть последнего — внезапная, от скоротечной болезни — потрясла Сергея Александровича. Это потрясение заставило его иначе взглянуть на собственную жизнь и прожитые годы, в рукописи стихотворение, написанное на смерть Ширяевца, даже было озаглавлено: «Ровесникам». И настроение в нём — отстранённо-печальное, напоминающее светлую эпитафию, каковой, по сути, произведение и является.

Его жанр — лирическо-философский, при прочтении вслух стихотворение очень напоминает песню: пятистопный хорей с безударными стопами в каждой строке рождает напевность, плавность звучания. Обращения-восклицания во второй строфе — также приём, более свойственный балладам, он усиливает эмоциональность строк. Многочисленные

анафоры («много», «счастлив», «знаю я», «оттого»), будто бы рассыпанные во второй половине произведения, подчёркивают лирическое настроение, читая их, можно даже услышать перебор гитарных струн. Недаром эти строки пробовали переложить на музыку ещё при жизни поэта.

Композиция стихотворения выстроена также плавно: в первой строфе — слова вступления, намекающие читателю на то, какое именно событие вызвало к жизни эти строки. «Мы теперь уходим понемногу» — обобщающее местоимение равняет всех, и тех, кто уже покинул этот мир, и ныне живущих, так как все люди смертны.

Далее автор переходит к размышлениям о себе и своей любви к жизни. Вторая и третья строфы посвящены воспеванию красоты земли: эмоциональное обращение к неодушевлённым предметам в полной мере передаёт тоску, охватывающую поэта при мысли о прощании, и в конце второй строфы он прямо называет это чувство.

Размышление вслух, разговор с самим собой становится более откровенным и вдумчивым. Отчего так дорога жизнь? Отчего так тяжко прощание? Этих вопросов нет в стихотворении, но ответы даны во множестве. Быть счастливым просто потому, что «дышал и жил» — редкий дар, но автору он был дан, несмотря на все тяжёлые периоды жизни. Перечисление вслух радостей (

«целовал женщин», «валялся на траве», «мял цветы») как будто заново открывает автору их прелесть, возвращает к себе самому — неиспорченному богемной жизнью и кутежами. И строчка, заключающая пятую строфу, своей простотой выбивающаяся из общего возвышенного настроения («никогда не бил по голове»), подтверждает, что в этом стихотворении нет умствований и красивостей, что все слова идут от души, сразу — на бумагу…

От воспоминаний о простых радостях жизни автор снова возвращается к философствованию, пытаясь передать своё видение загробной жизни. Но он говорит не о том, что ждёт человека «в той стране»

, а сожалеет о том, чего не будет. Прекрасные метафоры («цветут чащи», «златятся нивы», «звенит лебяжьей шеей рожь») выражают ещё большую горечь от предстоящего прощания с миром, чем в начале стихотворения. В предпоследней строфе композиция замыкается в кольцо: вновь упоминается «сонм уходящих» и связанные с ним тоска и дрожь. В этих словах чувствуется обречённость, её накал достигает кульминации.

И последние четыре строки — будто бы вынесенные за скобки, своим настроением противоречащие грусти неизбежного прощания — «оттого и дороги мне люди, что живут на земле». Эти слова — гимн жизни, призыв любить её здесь и сейчас, пока не присоединишься к

«сонму уходящих». Последняя строфа — одновременно кульминация и финал, поднимающая читателя от тоски к светлой печали и после — к надежде жить полной жизнью, дорожа каждым мгновением.

Этот прощальный призыв делает всё стихотворение светлым, лишённым уныния, но при этом напоминающем о конечной черте бытия — как лучшая из возможных эпитафий.

  • «Я покинул родимый дом…», анализ стихотворения Есенина
  • «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», анализ стихотворения Есенина, сочинение
  • «Белая береза», анализ стихотворения Есенина
  • «Письмо к женщине», анализ стихотворения Есенина
  • «Я помню, любимая, помню…», анализ стихотворения Есенина
  • «Не жалею, не зову, не плачу…», анализ стихотворения Есенина
  • «Песнь о собаке», анализ стихотворения Есенина
  • «Чёрный человек», анализ поэмы Есенина
  • «Спит ковыль. Равнина дорогая…», анализ стихотворения Есенина
  • «Собаке Качалова», анализ стихотворения Есенина
  • «Пугачёв», анализ поэмы Сергея Есенина
  • «Поет зима – аукает», анализ стихотворения Есенина
  • «Письмо матери», анализ стихотворения Сергея Есенина
  • «Пороша», анализ стихотворения Есенина
  • «Русь советская», анализ стихотворения Есенина

По произведению: «Мы теперь уходим понемногу»

По писателю: Есенин Сергей


goldlit.ru

7.8 С.А.Есенин. Стихотворения. Урок 1

Видеоурок 1: Природа в лирике С. А. Есенина

Видеоурок 2: Тема Родины в лирике С. А. Есенина

Лекция: С.А.Есенин. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!…», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…»


«Гой ты, Русь, моя родная!…» (1914)

Стихотворение посвящено любви к родной земле, к русской деревне. Поэт восхищается родной стороной, ему бесконечно дороги  знакомые с детства запахи, просторы бескрайних полей, родные березки.

В стихотворении нет сюжета, текст передает настроение, душевное состояние автора.

Размер стиха: 4стопный хорей с перекрестной рифмой.

Приемы художественной речи: эпитеты («»родная», «кроткий», «веселый», «мятой»), олицетворения («чахнут тополя», «прозвенит девичий смех»), сравнение («как захожий богомолец»).

Стилистические фигуры: инверсия, обращение, умолчание.

«Не бродить, не мять в кустах багряных…» (1916)

Стихотворение создано в переходный для Есенина период. Поэта заметили в Москве, его стихи все чаще появляются в печати.

Жанр: лирическое послание, элегия.

Композиция кольцевая, с повтором первой строфы в конце стихотворения.

Цвет в произведении: «багряные», «алый», «синий», «лучистый», «светлая».

Девушку поэт описывает так, что возникают сомнения по поводу ее реального существования, портрет больше подходит вымышленному, мифологическому образу.

Настроение  светлой, тихой грусти, печальный вздох об ушедшем счастье.

Стихотворение состоит из 24 строк.

Использован 5стопный хорей; рифмовка перекрестная, рифмуются разные  части речи, или одни и те же, мужская и женская рифмы чередуются.

 

«Мы теперь уходим понемногу…» (1924)

Стихотворение написано за год до трагической гибели поэта. Настроение произведения хорошо передает подавленное, тяжелое душевное состояние Есенина.

Жанр – стансы.

Тема: размышления по поводу конечности человеческой жизни, смысле существования человека на земле.

Смысл стихотворения выдает первая строфа, в которой лирический герой  признает неизбежность конца человеческой жизни, сообщает о готовности «собраться в дорогу». Он вспоминает свою жизнь, предается воспоминаниям о прошлом с удовольствием, сообщая, что он «…счастлив тем, что … дышал и жил». Особенно тоскует его душа об оставляемой на земле любимой природе, которую он уже никогда не увидит.

В 7 строфах стиха использован 5стопный хорей, двухсложная стопа, рифма — перекрестная.

«Письмо матери» (1924)

Стихотворение появилось после одной из дружеских посиделок Есенина, когда он с двумя товарищами собирался навестить мать. Ожидая поезда, компания устроилась в буфете… Закончилась вечеринка весьма печально для поэта – он просадил все деньги и никуда не поехал. Утром, чувствуя себя бесконечно виноватым, Есенин сочинил стихотворное письмо матери, раскаиваясь в своей непутёвости.

Жанр: лирическое послание.

Композиция закольцована повторением одно и той же фразы.

Начало произведения – бодрое приветствие, затем в словах начинают проскальзывать нотки горечи, тоски по родному дому, надежда на скорый приезд домой. Лирический герой  с горечью признается матери, что («…Ты одна мне помощь и отрада / Ты одна мне несказанный свет»).

Кульминация наступает в 7 строфе, когда автор признается в разочаровании и усталости.

Размер стиха – 5стопный хорей, во второй и четвертой строках – укороченная стопа; рифмовка перекрестная.

«Письмо …» считается непревзойденным письменным посланием в отечественной литературе, обращенным к матери.

«Спит ковыль. Равнина дорогая…» (1925)

В стихотворении ярко проступают черты имажинизма – обороты речи, наполненные экспрессией, яркие, запоминающиеся определения. Автор и лирический герой – единый персонаж. В этот период Есенин много размышлял о своей жизни, о происходящих в стране переменах. Мысли поэта стали темой стихотворения «Спит ковыль….».

Сюжет отсутствует, четко прослеживается логика излагаемого материала.

Композиция кольцевая – вывод поэта о своей непреходящей любви к Родине начинает и заканчивает произведение.

Для придания особой образности автор выбрал олицетворение, символы, яркие образы, использовал антитезу, сложные сравнения. Стиль изложения экспрессивный, слог – легкий.

В стихотворении 6 строф, произведение написано хореем с перекрестной рифмой.

«Шаганэ ты моя, Шаганэ…» (1925 )

Стихотворение относится к циклу «Восточные мотивы», созданному Есениным после поездки по Закавказью.

По отзывам современников поэта у восточной красавицы был вполне реальный прообраз  — преподаватель Шаганэ Нерсесовна Тальян.

Жанр: лирическое стихотворение, обращение к женщине.

Автор и лирический герой составляют одно целое, поэтому в произведении поэт общается с читателями, доверяет им сокровенные мысли и чувства, но обращается при этом к Шаганэ.

Композиция — кольцевая, придающая стихотворению завершенность.

В 1 строфе герой рассказывает девушке о родной рязанской земле, о луне. Ему хочется отвлечься от постоянных мыслей о родной стороне, но в обращениях к Шаганэ  герой постоянно приводит сравнения, эпитеты, говорящие о любви к родному краю.

В стихотворении наблюдаются рефрены, причем в первой строфе читаются рефрены для всех строф.

Кроме этого, как заклинание, повторяется строчка «Шаганэ ты моя, Шаганэ!».

В стихотворении строф (пятистишие), 3стопный анапест с ударением на 3 слог.

«Не жалею, не зову, не плачу…» (1922)

Жанр: лирическое стихотворение, размышление.

Главная мысль: все в жизни человека преходяще.

В роли лирического героя выступает сам автор. Он грустит о прошедшем, но понимает закон жизни и принимает его, а посему: «Будь же ты вовек благословенно/ что пришло отцвесть и умереть».

Композиция: 5 строф по 4 стиха.

Использован 5стопный хорей с перекрестной рифмовой.

К художественным средствам выразительности  относятся эпитеты, метафоры, сравнения.

Онлайн-библиотека:
С. А. Есенин. «Гой ты, Русь, моя родная…»
С. А. Есенин. «Не бродить, не мять в кустах багряных…»
С. А. Есенин «Мы теперь уходим понемногу…»
С. А. Есенин. Письмо матери («Ты жива еще, моя старушка?..»)
С. А. Есенин. «Спит ковыль. Равнина дорогая…»
С. А. Есенин. «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..»
С. А. Есенин. «Не жалею, не зову, не плачу…»

cknow.ru

Анализ стихотворения Мы теперь уходим понемногу Есенина

Произведение поэта имажиниста Есенина «Мы теперь уходим понемногу» вышло в свет в первой половине ХХ века. Неприятие смены советской власти и уход близкого друга поэта Александра Ширяевца — эти события негативно сказываются на мыслях поэта, которые он выплескивает в своём стихотворении.

Стихотворение пропитано тематикой противопоставления жизни и смерти. Поэт употребляет глаголы в прошедшем времени, будто пишет прощальное письмо. Придаваясь воспоминаниям он осознает насколько ему был дорог родной край с его необычайной природной красотой.

Композиционная структура произведения состоит из семи катренов. Относительно стихотворение делится на несколько частей. В первой Есенин в форме иносказания даёт понять, что от смерти никто не скроется и рано или поздно каждый окажется в стране, в которой правят тишь и благодать. Далее он повествует о своей возвышенной любви к жизни, природе, родным местам. В заключительной части поэт признается, что всегда перед сонмом уходящим испытывает страх.

Произведение принадлежит к философской лирике. Выполнено в размере пятистопного хорея с применением перекрестной рифмы АВАВ («понемногу — в дорогу», «благодать — собирать»). Для выразительности использовано множество средств, эпитеты «бренные пожитки», «милые чащи», «розовая водь»; метафоры «цветут чащи», «не звенит лебяжьей шеей рожь». Анафора «много — много» в начале четвертой строфы символизирует как много всего успел сделать поэт на этой земле, «счастлив — счастлив» поэт доказывает, что был счастлив от того, что делал. Для большей образности описания идёт применение олицетворения: «осины загляделись». Прием звукописи использован в строке: «Не звенит лебяжьей шеей рожь» повторение шипящих звуков способствует передачи шелеста. Стилистика, в которую окрашена лексика очень разнообразна. Здесь встречаются выражения высокого стиля: «сомн», «благодать»; и разговорного «валялся», «зверье».

Последняя строфа сглаживает уныние всего прочитанного, но и так же даёт понять о конечности бытия.

Во всех стихотворениях последнего года жизни поэта заметны мрачные нотки, но во всех них сохраняется одна любовь, любовь к русской природе.

Стихотворение «Мы теперь уходим понемногу» оказалось своеобразным предвидением скорой смерти автора. Создавая такой прощальный монолог в 1924 году Есенин был совсем молод. Но уже ровно через год поэта не стало.

Вариант 2

У Есенина имеется огромное количество разных произведений, которые стали популярными и знаменитыми практически каждым. «Мы теперь уходим потихоньку» написано как раз в то время, когда автору совсем не нравилось все что происходит с миром, и он ничего сделать не мог, чтобы это все прекратить. Есенин не может в этом мире найти себя и от этого ему на душе тоскливо. К этому еще добавилось и то, что у него умер друг, с которым он давно дружил. Здесь идет обращение не только к земле, на которой он родился и живет, но еще и к тем местам, которые за это время стали ему дороже всего на свете.

А ведь еще с древних времен люди не говорили о смерти громко для того чтобы не навлечь беду ни на себя, ни на своих близких и родных людей. Именно поэтому было создано огромное количество различных устойчивых выражений, которые и описывает данное событие в полной мере.

Так задумано природой, чтобы один человек умирал и ему на замену рождался другой. Это могут быть дети, внук или правнуки. Есенин очень тонко описывает этот уход и показывает, что процесс невозможно предотвратить, а жизнь порой бывает хрупкой и тонкой гранью.

Многие люди перед уходом в мир иной стараются попрощаться со всеми своими родственниками, а также близкими людьми. А также попросить прощения за то, что когда-то сделали им больно.

У каждого человека имеются свои дела и проблемы, которые требуют быстрого решения. И не каждый сможет вдруг остановиться и задуматься над тем как он живет и переоценить все что происходит с ним. А ведь на самом деле все мы находимся рядом с пропастью, которая отделяет наш мир от мира усопших. И никогда не знаешь, когда вы попадете в эту пропасть.

Больше всего на свете Есенину хотелось узнать, куда же попадает душа после смерти, вот только это никому неизвестно, пока сам туда не попадешь. И нужно дорожить каждой минутой, которая вам отведена, и наслаждаться жизнью какой бы она не была.

Для автора данное произведение является провидческим, ведь через год он умирает. А с собой он уносит неповторимую красоту леса, озер и равнин. Но не одна природа запоминается Есенину, кроме этого он помнит людей, которые стараются поскорее посадить овес и пшеницу, а потом ухаживают за ней и собирают.

Анализ стихотворения Мы теперь уходим понемногу по плану

Мы теперь уходим понемногу

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Тютчева Неохотно и несмело 6 класс

    Федор Тютчев – человек, тонко чувствующий ту еле ощущаемую грань между прекрасным и всем бытовым в нашей жизни. Мир полон красоты – просто нужно уметь замечать все ее проявления в нашем крошечном мире.

  • Анализ стихотворения Клятва Ахматовой

    Любая несправедливость, горе и страдание имеют собственный отклик в душе практически любого человека, который видит нечто подобное, люди склонны к сочувствию. Когда началась

  • Анализ стихотворения Синий туман. Снеговое раздолье Есенина

    Душевность, простота, красочность отличают поэзию С.А.Есенина. Весь его творческий путь-осмысление души человеческой, русского характера. Особенно философские размышления о смысле жизни, предназначении человека и неотвратимости судьбы

  • Анализ стихотворения Осень Фета

    Произведение, относящееся к позднему творчеству поэта, является по жанровой направленности пейзажной лирикой, отличающейся особым философским смыслом, отражающим соединительную связь описания природы и поэтической жизни.

  • Анализ стихотворения Ахматова Двадцать первое. Ночь. Понедельник (21 ночь)

    Тематика стихотворения лаконична и проста. Оно несёт в себе полное разочарование в существовании любви и переосмысление некоторых ценностей. Ахматова говорит иронически об этом чувстве, которое принесло ей боль и страдания.

sochinite.ru

Тема, композиция, жанр и средства художественной выразительности стихотворения «Мы теперь уходим понемногу»

Тема

Произведение пронизано темой жизни и смерти. Поэт осознает, насколько дорого ему все, что он пережил, видел и чувствовал, говоря: «Слишком я любил на этом свете…»«…Счастлив тем, что я дышал и жил». Идея любви к жизни выражается в том, с какой ностальгией и трепетом Есенин описывает свои воспоминания: «Милые березовые чащи!

«…Этих нив, златящихся во мгле». Автор описывает смерть: «В ту страну, где тишь и благодать», противопоставляет ей жизнь на земле – «И на этой на земле угрюмой», но при этом не скрывает, что испытывает страх, боится. Он как бы призывает читателя жить сейчас, радоваться всему.

Композиция

Стихотворение состоит из семи строф. Условно его можно разделить на несколько частей. В первой поэт в иносказательной форме дает понять, о чем хочет рассказать читателю: о том, что смерть неизбежна, и всем людям придется уйти «В ту страну, где тишь и благодать». Затем он выражает свою любовь к жизни и окружающему его миру, воспоминаниям. В предпоследней строфе автор приходит к мысли неизбежности того, чего он боится: «Оттого пред сонмом уходящим я всегда испытываю дрожь». В следующих и последних четырех строках настроение резко меняется. Грустное, достигшее своей кульминации, оно вдруг отражает надежду, привязанность к этой жизни, окружающим. «Оттого и дороги мне люди…» – говорит Есенин, подводя итог своим внутренним переживаниям.

Жанр

Лирическо-философский жанр, к которому можно отнести произведение, не позволяет точно определить, чем именно оно является. Стихотворение имеет плавное, напевное звучание, поэтому его можно назвать песней или балладой. Стихотворение состоит из семи строф, представленный четверостишиями (катрен). Оно написано пятистопным хореем. Рифма используется точная (пески – тоски, сложил – жил) и неточная (чащи – уходящим, свете – ветви). Способ рифмовки – перекрестный (АВАВ), то есть рифмуются первая и третья, вторая и четвертая строки.

Средства выразительности

В стихотворении используются различные средства выразительности. Среди них много метафор«цветут там чащи»«Не звенит лебяжьей шеей рожь»«нив, златящихся во мгле»«душу облекает в плоть».

Для яркого описания любимых им мест поэт прибегает к олицетворениям«…осинам, что… загляделись в розовую водь». Встречаются также эпитеты«розовую водь»«на земле угрюмой»«бренные пожитки». Можно наблюдать также аллитерацию в строке: «Не звенит лебяжьей шеей рожь», где повторяются шипящие звуки, с помощью которых передается шелест колосьев. В целом применение поэтом средств выразительности весьма удачно, вместе они помогают создать образ лирического героя, преисполненного тоской по прошлому.

rulit.online

Анализ стихотворения Есенина «Мы теперь уходим понемногу.»

Проникнутое грустью прощания, философское стихотворение «Мы теперь уходим понемногу» было создано Есениным после печального события – смерти поэта Александра Ширяевца. Два талантливых человека несколько лет не были лично знакомы: узнавали друг друга по стихам и письмам, встреча состоялась лишь в 1921 году. Дальнейшее личное общение и схожий образ мыслей не сделали Есенина и Ширяевца ближайшими друзьями, однако смерть последнего – внезапная, от скоротечной болезни

– потрясла Сергея Александровича. Это потрясение заставило его иначе взглянуть на собственную жизнь и прожитые годы, в рукописи стихотворение, написанное на смерть Ширяевца, даже было озаглавлено: «Ровесникам». И настроение в нем – отстраненно­печальное, напоминающее светлую эпитафию, каковой, по сути, произведение и является.

Его жанр – лирическо-философский, при прочтении вслух стихотворение очень напоминает песню: пятистопный хорей с безударными стопами в каждой строке рождает напевность, плавность звучания. Обращения-восклицания во второй строфе – также прием, более свойственный балладам,

он усиливает эмоциональность строк. Многочисленные анафоры («много», «счастлив», «знаю я», «оттого»), будто бы рассыпанные во второй половине произведения, подчеркивают лирическое настроение, читая их, можно даже услышать перебор гитарных струн. Недаром эти строки пробовали переложить на музыку еще при жизни поэта.

Композиция стихотворения выстроена также плавно: в первой строфе – слова вступления, намекающие читателю на то, какое именно событие вызвало к жизни эти строки. «Мы теперь уходим понемногу» – обобщающее местоимение равняет всех, и тех, кто уже покинул этот мир, и ныне живущих, так как все люди смертны.

Далее автор переходит к размышлениям о себе и своей любви к жизни. Вторая и третья строфы посвящены воспеванию красоты земли: эмоциональное обращение к неодушевленным предметам в полной мере передает тоску, охватывающую поэта при мысли о прощании, и в конце второй строфы он прямо называет это чувство.

Размышление вслух, разговор с самим собой становится более откровенным и вдумчивым. Отчего так дорога жизнь? Отчего так тяжко прощание? Этих вопросов нет в стихотворении, но ответы даны во множестве. Быть счастливым просто потому, что «дышал и жил» – редкий дар, но автору он был дан, несмотря на все тяжелые периоды жизни. Перечисление вслух радостей («целовал женщин», «валялся на траве», «мял цветы») как будто заново открывает автору их прелесть, возвращает к себе самому – неиспорченному богемной жизнью и кутежами. И строчка, заключающая пятую строфу, своей простотой выбивающаяся из общего возвышенного настроения («никогда не бил по голове»), подтверждает, что в этом стихотворении нет умствований и красивостей, что все слова идут от души, сразу – на бумагу…

От воспоминаний о простых радостях жизни автор снова возвращается к философствованию, пытаясь передать свое видение загробной жизни. Но он говорит не о том, что ждет человека «в той стране», а сожалеет о том, чего не будет. Прекрасные метафоры («цветут чащи», «златятся нивы», «звенит лебяжьей шеей рожь») выражают еще большую горечь от предстоящего прощания с миром, чем в начале стихотворения. В предпоследней строфе композиция замыкается в кольцо: вновь упоминается «сонм уходящих» и связанные с ним тоска и дрожь. В этих словах чувствуется обреченность, ее накал достигает кульминации.

И последние четыре строки – будто бы вынесенные за скобки, своим настроением противоречащие грусти неизбежного прощания – «оттого и дороги мне люди, что живут на земле». Эти слова – гимн жизни, призыв любить ее здесь и сейчас, пока не присоединишься к «сонму уходящих». Последняя строфа – одновременно кульминация и финал, поднимающая читателя от тоски к светлой печали и после – к надежде жить полной жизнью, дорожа каждым мгновением.

Этот прощальный призыв делает все стихотворение светлым, лишенным уныния, но при этом напоминающем о конечной черте бытия – как лучшая из возможных эпитафий.

schoolessay.ru

Стихотворение С.А. Есенина «Мы теперь уходим понемногу…» (восприятие, истолкование, оценка)

Творчество С.А. Есенина наполнено философскими проблемами. В 1924 .г. в его стихах неожиданно появляется множество вопросов, обращенных, в первую очередь, к самому себе: чем я жил? что я успел? Эти вопросы, так и остающиеся без ответа, отражают смятение его и потерянность, мысли о близком конце. Таким тяжелым душевным состоянием были оплачены последние шедевры его философской лирики, к которой относится и стихотворение «Мы теперь уходим понемногу».

    Это произведение было написано в 1924 году на смерть Александра Васильевича Ширяева, «новокрестьянского» поэта, с которым на протяжении многих лет Есенин был связан крепкой дружбой. Это подведение итогов буйной и неспокойной жизни, это размышление о преходящем характере нашего бытия: «Мы теперь уходим понемногу // В ту страну, где тишь и благодать».

    Очень осторожно упоминается «та страна», страна усопших. «Тишь и благодать», царящие там — это ниспосланная Господом награда за земную жизнь. Так начинается первая строфа, пронизанная пророческим предчувствием близкого конца. Но о смерти говорится завуалировано: «Может быть, и скоро мне в дорогу // Бренные пожитки собирать». Эпитет «бренные» придает строфе почти трагическое звучание, однако разговорное слово «пожитки» одновременно наполняет её легкой иронией. Мысль высказана с утвердительной интонацией. Нет сомнений в том, что все произойдет именно так.

    Однако вторая строфа совсем иная по настроению. Она убеждает, что лирический герой еще не готов пройти по этой скорбной дороге. Яркие олицетворения, трогательный эпитет, восклицательная интонация, обращения и использование личных местоимений свидетельствуют о жизнелюбии, о трепетном отношении к русской природе: «Милые березовые чащи! // Ты, земля! И вы, равнин пески!». Именно к природе взывает лирический герой, именно с ней горше всего прощаться, стоя у роковой черты. Но люди умирают…
    «Сонм уходящих»- как горестно, тоскливо звучит это сочетание! Впечатление усиливается и от принадлежности этого выражения к высокому стилю.

    Три следующих строфы – размышление о смысле существования в этом мире, ведь перед смертью по христианским традициям надлежит исповедаться. Уж не исповедь ли это? Все глаголы в этих строфах употреблены в прошедшем времени. Это создает ощущение безысходности, безвозвратности, однако суффикс «-л-» наполняет строки напевностью и плавностью. Этой же цели служит пятистопный хорей с пиррихиями в каждой строке.

    Откровенное признание в излишней любви к земному, к тому, «что душу облекает в плоть», то есть к разгульной жизни, сменяется восторженным взглядом на картины природы. Вот где можно найти умиротворение, вот чем можно успокоить израненное сердце! Как молитва звучит пожелание : «Мир осинам». Перефразическое олицетворение «загляделись в розовую водь» — красивейший образ, окрашенный в один из излюбленных есенинских тонов, принадлежащих к русской традиции иконописи.

    Но не только плотскими страстями была наполнена жизнь лирического героя: «Много дум я в тишине продумал // Много песен про себя сложил». В этих строках – прямое указание на автобиографический характер есенинского творчества, поэтому оправдана анафора «много», ведь его лирика многогранна.

    На этом противоречивом пути, на этой «земле угрюмой» были моменты, окрашенные в мажорные тона. Чувство полного, высшего удовлетворения не чужды герою, поэтому вновь анафорически звучат строки:

    Счастлив тем, что я дышал и жил.

    Счастлив тем, что целовал я женщин,

    Мял цветы, валялся на траве.

    Радоваться каждому дню, каждой минуте – в этом, наверное, и заключается высшее счастье. Особое звучание приобретают строки:

    И зверьё, как братьев наших меньших,

    Никогда не бил по голове.

    Множество есенинских стихотворений посвящено животным. Они – гимн животному царству, без взаимодействия с которым не может совершаться самоопределение всего человечества. Мы живем по законам природы, только люди гораздо безжалостней, чем звери… Есенин дал фразеологизму «братья наши меньшие» новое значение – «животные, за которых люди в ответе». Тогда как этимология этого сочетания иная – Христос называл так людей низшего сословия, обездоленных. По-моему, в этом подтексте есть очень глубокий смысл.

    Последние две строфы объединены общим смыслом. В них взор вновь обращается в тот печальный и безмолвный мир. Есть ли там что-нибудь? Герой уверен лишь в том, что там нет тех красот, которыми можно тешить взгляд на этом свете: «.. не цветут там чащи», «…не будет… этих нив, златящихя во мгле», «не звенит лебяжьей шеей рожь».
    Эпитеты и метафоры помогают воссоздать поистине волшебную картину. Видимо, эта земля не настолько угрюма, если она исполнена таких красот.

    Лейтмотивом звучат строки: «Оттого пред сонмом уходящих // Я всегда испытываю дрожь». В них тоска по ушедшим в тот мир друзьям, в них горестный вздох о быстротечности нашей земной жизни. Что же делать?

    Оттого и дороги мне люди,

    Что живут со мною на земле.

    Последние строки стихотворения – это своеобразный вывод, итог глубоких размышлений, но это и скрытый призыв к читателю. Нужно ценить то, что дала нам жизнь, нужно радоваться каждому дню, нужно любить живых, нужно чаще признаваться им в этом, иначе можно не успеть…

    Лексика стихотворения очень разнообразна по стилистической окраске. Здесь и слова высокого стиля: «сонм», «плоть», «благодать»; и разговорного стиля «валялся», «зверье». Будто вся душа русского поэта, полная мучительных терзаний, раскрыта перед нами…Так и в нашей жизни много прекрасного, граничащего с низким.

    «Мы теперь уходим понемногу» — одно из последних стихотворений поэта, в котором сквозит оптимизм и любовь к жизни. Стихотворения последнего года наполнены черной меланхолией, в них явственно звучат прощальные нотки. Тем не менее, все лирика Есенина «жива одной большой любовью – любовью к Родине».

referat5vip.ru

Стихотворение С. Есенина «Мы теперь уходим понемногу …»

 

Поэт С. Есенин – человек трагической судьбы. Обладая незаурядным поэтическим талантом, он растратил свою жизнь попусту.

Если его ранние стихи полны молодого задора, юношеской удали, то более поздние произведения – это крик о помощи, размышления о растраченной молодости, предчувствие близкой смерти. Есенин покончил жизнь самоубийством в тридцать лет, и его добровольный уход из жизни не случайность. Если мы почитаем последние стихи Есенина, то увидим, что в тридцать лет он уже чувствовал себя глубоким стариком, потерявшим интерес к жизни. Стихотворение «Мы теперь уходим понемногу …

» написано в 1924 году, за год до трагической кончины поэта. Это размышление о смысле жизни, оно наполнено грустью, тоской о веселых прожитых днях. Мы теперь уходим понемногу В ту страну, где тишь да благодать. Может быть, и скоро мне в дорогу Бренные пожитки собирать. Это четверостишие является вступлением к дальнейшему рассказу.

Строфа начинается с местоимения «Мы», так как поэт не одинок в своей тоске оконечности жизни. Далее форма множественного числа «Мы» перекликается с местоимением единственного числа «я», стихотворение написано от первого лица, это очень личное размышление поэта, хотя оно адресовано множеству читателей. Есенин использует устаревшее слово «бренный», что означает «тленный, преходящий» в качестве эпитета. «Бренные пожитки собирать» – готовиться к смерти, к переходу в мир иной.

Но поэт, возможно, еще не готов к такому жизненному финалу. Об этом говорят следующие две части. Вторая и третья строфы объединены общей темой: любовью поэта к милой сердцу русской природе. Не случайно эта часть начинается с использования восклицательных предложений-обращений: Милые березовые чащи! Ты, земля! И вы равнин пески! Окружающий мир для Есенина такой же живой человек, как и он сам.

Местоимение «ты» в речи употребляется, когда мы обращаемся к своему другу, близкому человеку. А «вы» – вежливая форма обращения к старшему. Для поэта «ты» – это его родина, средняя полоса России, где прошло его детство, «березовые чащи». Обратим внимание и на это словосочетание.

Чаща – это густой лес, обычно с прилагательным «березовый» сочетается слово «роща». А у Есенина «чаща» имеет переносное значение, и это словосочетание наполнено легкой иронией.

А «вы» – это уже далекие страны, «равнин пески», где он бывал и тоже любил, но такие места не настолько уж близки его средцу. Лирическому герою жалко покидать этот мир, где он был так счастлив: Перед этим соимом уходящих Я не в силах скрыть своей тоски. Мы опять встречаем устаревшее слово «соим».

 

«Соим уходящих» – собрание готовящихся к смерти, переходу в мир иной. И читатель понимает, как тяжело поэту совершить этот переход.

Ведь он по-прежнему любит природу, олицетворяя ее в своих стихах. Мир осинам, что, раскинув ветви, Загляделись в розовую водь.

Есенинские олицетворения, яркие эпитеты создают в любом его произведении неповторимые, волшебные образы. Следующая часть, объединяющая две строфы – размышление поэта о том, для чего он жил на земле. И все-таки на его жизненном пути выпадали минуты радости, не случайно это слово выделено анафоры: Счастлив тем, что я дышал и жил, Счастлив тем, что целовал я женщин, Мял цветы, валялся на траве, И зверье, как братьев наших меньших, Никогда не бил по голове. В этих строках отражена вся жизнь поэта. Он любил многих женщин, бережно относился «к братьям нашим меньшим» (вспомним стихотворение «Песнь о собаке») и наслаждался красотой русской природы. Здесь поэт как бы подводит итог своему творческому пути, чем и для чего он жил на земле, которая была для него «угрюмой».

Последняя часть стихотворение перекликается со второй. Мы вновь встретим яркие метафоры, олицетворения: «не цветут там чащи», «не звенит лебяжьей шеей рожь», «не будет этих нив, златящихся во мгле». Повторение частицы «не» придает отрицательное значение изображаемому. Поэт не в силах скрыть свою печаль: Перед этим соимом уходящих Я всегда испытываю дрожь. Но не только с русской природой и любимыми тяжело расставаться.

Трудно терять близких, друзей. И все-таки конец оптимистичен: От того и дороги мне люди, Что живут со мною на земле. После смерти одного человека жизнь на земле не заканчивается. Другие продолжают наслаждаться этим миром. Стихотворение написано пятисложным хореем, пропуски ударных слогов делают этот размер более мелодичным, похожим на трехсложный. Поэт использует слова разной стилистической окраски: высокие, устаревшие: «бренные», «соим», «благодать», «облекает», «плоть», «златящихся», и низшие, разговорные : «пожитки», «валялся», «зверье».

Мы часто встретим в стихотворении инверсию: «знаю я», «и на этой на земле угрюмой», «не звенит лебяжьей шеей рожь» и др. С помощью инверсии поэт выделяет последнее слово, придает ему особый смысл. Также много повторов, анафор, их роль – сделать акцент на особых словах, например: «много», «счастлив тем». Несмотря на грустное настроение, мне очень нравится это стихотворение.

В нем поэт подводит итог своему жизненному и творческому пути. Оно мелодично, напоминает песню.

Смерть – это закон жизни, неизбежность, и в то же время жизнь продолжается. И у потомков остались великолепные стихи «Московского озорного гуляки», я думаю что о нем не забудут и наши дети.

 

www.nitpa.org