А.П. Чехов. Какого жанра он родоначальник? | Культура

До сих пор среди специалистов, да и просто читателей, не утихают споры: в чем секрет творчества великого мастера. Какой он — А. П. Чехов? Новатор? Несомненно! Классик? Безусловно! Мастер детали? Однозначно! Обличитель пошлости? Очевидно! А еще мыслитель, общественный деятель и земский врач.

В одном все согласны с Джорджем Бернардом Шоу на протяжении последней сотни лет: «…имя Чехова сияет как звезда первой величины».

Интересно, что даже в Китае, стране сурово бдящей свой внутренний мир, творчество Антона Павловича нашло живой отклик:

«Чехов пользуется на Востоке огромной любовью.

Своеобразная манера письма Чехова оказалась на редкость близкой вкусам нашего читателя: ибо хотя Чехов стихов не писал, все же он — подлинный поэт, рассказы и пьесы его — поэзия. Влияние Чехова на новую литературу и искусство Китая поистине огромно…» (Го Можо, китайский ученый, историк, писатель).

Его произведения актуальны и поныне, потому что для каждого из нас существует свой Чехов. В этом самое великое признание многогранности таланта автора, сумевшего войти в каждый дом по-разному. Однако есть в творчестве писателя объединяющие моменты, требующие более пристального внимания и справедливой объективной оценки. Это его первоначальность. В чем-то она бесспорна, а в отдельных случаях может вызвать возражения.

Вряд ли у кого-нибудь есть сомнения по поводу первенства Чехова-рассказчика. Нет, не мастера разговорного жанра, хотя тут тоже есть над чем подумать, а мастера короткой прозы, верного своему собственному обозначению таланта, через его сестру.

Невооруженным глазом видно, что это был самый любимый жанр писателя. Именно здесь он продемонстрировал, как с помощью художественных деталей, незаметных на первый взгляд мелочей, несущих вместе с тем огромную смысловую нагрузку, передать идею в пределах сравнительно небольшого по объему литературного произведения. Да так, чтоб и нравственная польза была, и читать было интересно.

Как видно, можно смело утверждать — до Чехова не было рассказа! Да и сейчас, по мнению некоторых радикальных критиков, его нет (за редкими исключениями), а рассказами часто называют несостоявшиеся романы.

Не менее заметно новаторство у Чехова-драматурга. Сам Антон Павлович называл свои драматические произведения комедиями. И если в начале пути сцена не очень понимала и принимала его пьесы, главный конфликт которых связан с душевным миром героев, их чувствами и переживаниями, то впоследствии постановки чеховских произведений засверкали новыми красками. Хотя никто не берется утверждать, будто идеи автора воплощены до конца.

Чехову удалось на практике доказать, что считавшийся промежуточным жанр трагикомедии является вполне самостоятельной театральной единицей. Он стал основоположником этого нового жанра, в котором автор не только не отвечает на традиционный вопрос «хорошо это или плохо», но и не ставит такого вопроса.

Более того. Представители нового театрального направления, выросшего на принципах трагикомедии, так называемого «театра абсурда», именно Чехова считают своим родоначальником.

Видимо, неслучайно еще Л.

Н. Толстой говорил:

«Чехова как художника нельзя даже сравнивать с прежними русскими писателями — с Тургеневым, с Достоевским или со мной. У Чехова своя особенная манера, как у импрессионистов. Смотришь, как человек будто без всякого разбора мажет красками, какие попадаются ему под руку, и никакого, как будто, отношения эти мазки между собою не имеют. Но отойдешь на некоторое расстояние, посмотришь и, в общем, получается цельное впечатление: перед вами яркая, неотразимая картина природы».

Между тем следует помнить, что сам Чехов в своем письме к А. Н. Плещееву пишет, что хочет быть свободным художником. Как бы в подтверждение своих слов Антон Павлович ни к одному из современных ему политических направлений и течений общественной мысли не присоединился.

Есть еще один жанр, в котором первопроходцем можно безо всяких экивоков считать именно А. П. Чехова. Это иронический детектив. В разных источниках здесь пальму первенства отдают то венгру Полу Ховарду (Енэ Рейтэ), то Татьяне Поляковой, то еще кому-либо… Перечитайте повнимательнее «Шведскую спичку» или ту же «Драму на охоте». Вам сразу и безоговорочно всё станет понятно.

При всей разноплановости творческих подходов, можно говорить о некой характерной общности у мастера. Если присмотреться, всех чеховских героев объединяют смех и слёзы. Они смешны. Все. И явные комические персонажи, как-то — Серебряков в «Дяде Ване», Симеонов-Пищик в «Вишневом саде», Наташа в «Трех сестрах», Медведенко в «Чайке». И главные герои — Раневская, Треплев, Войницкий и др. От этого их судьбы не становятся менее трагичными. Даже наоборот. Трагедия каждого из них тем страшнее и крупнее, чем смешнее и мельче выглядит сам герой.

Юмор, переплетающийся с сатирой, вообще характерная черта дарования Чехова. У него везде присутствует эдакий сплав комизма с грустинкой. Тем более что зиждется он на беспрестанном поиске несуразиц и дикостей в обыденной жизни, которые писатель заносил в специальную записную книжку. Об этом неоднократно вспоминали и Александр Куприн, и Корней Чуковский.

Например: «Невеста ласково обращается к жениху: «Ах, ты, мой прыщик!»

Или такое оскорбление (по выражению Чехова) любви: «Ехать с женой в Париж все равно, что ехать в Тулу со своим самоваром».

Вот еще образчик: «Я твой законнорожденный муж!»

Еще такая ситуация: «Дедушка, попробуйте рыбки! — предлагают дети старику несвежую рыбу с сомнительным запахом. Если дедушка не отравляется рыбой, то ее ест вся семья».

Никому ничего не напоминает? Именно по этой дорожке ходят многие современные сатирики-юмористы. Только чисто технических возможностей у них побольше.

Так что и в этой сфере первым старт взял сегодняшний юбиляр.

Попутно можно заметить, что, опираясь на фразу помещика Белокурова в рассказе «Дом с мезонином»: «Хорошее воспитание не в том, что ты не прольешь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой», Григорий Горин сотворил прелестный юмористический рассказ.

В конечном итоге можно смело утверждать, что Антон Чехов — родоначальник всей русской литературы ХХ века. А еще надо отметить, что самой своей жизнью Чехов оставил без ответа вопрос: как мальчик из обыкновенной мещанской семьи сумел вырасти в одного из самых известных писателей планеты, которому поклоняется современный интеллектуальный мир. Его считают своим родоначальником чуть ли не все направления нынешнего театра и кино.

«Трудно говорить о Чехове — он слишком велик, слишком многогранен, чтобы его можно было измерить» (О’Кейси, Шон, ирландский драматург).

Все бы хорошо, да современные школьники не очень-то балуют своим вниманием этого самого Чехова. Опять неувязка? Такой вот он, вечно актуальный и всегда загадочный Антон Павлович Чехов.

Теги: Антон Чехов, таланты, признание, литература, культура

Чехов в современном мире — Вопросы литературы

Как известно, Чехов весьма скромно оценивал свой вклад в отечественную литературу. Даже получив широкое признание, полагал, что все написанное им скоро забудется. Однако его великие современники придерживались иной точки зрения. Максим Горький уже в 1899 году писал, что считает Чехова «талантом огромным и оригинальным, писателем из тех, что делают эпохи в истории литературы и в настроениях общества» 1.

Одним из первых мировое значение творчества Чехова отметил Лев Толстой. По его мнению, непреходящие художественные открытия Чехова определялись его особым видением действительности. Называя Чехова «несравненным художником», Толстой говорил: «Да, да, именно несравненный… Художник жизни. И достоинство его творчества в том, что оно понятно и сродно не только всякому русскому, но и всякому человеку вообще. А это главное».

Жизнь подтвердила справедливость слов Толстого и Горького, Популярность Чехова во всем мире растет от десятилетия к десятилетию. Все более очевидной становится и его выдающаяся роль в развитии мировой литературы Его имя давно упоминается за рубежом в одном ряду с Достоевским и Толстым.

Произведения Чехова стали появляться в зарубежных странах еще при жизни писателя. На чешском языке информация о творчестве Чехова и первые переводы печатаются уже в 1886 году. Венграм он стал известен в 1890 году после публикации перевода рассказа «Тоска». Французы узнают о Чехове в середине 90-х годов. В Англии настоящее знакомство с писателем относится к началу века. Первый сборник его рассказов вышел в свет в 1903 году. В том же году появляется первый сборник рассказов Чехова в США.

Однако широкая известность и мировая слава пришли к писателю в последующие десятилетия. Тому способствовали новые переводы его произведений, гастроли за рубежом Московского Художественного театра, удачные постановки пьес в европейских странах.

В 1925 году известный французский критик и романист Эдмон Жалу писал: «Антона Чехова постигла во Франции весьма странная судьба. Открытый лет двадцать назад… он не имел никакого успеха. В ту пору во Франции только что начинали любить великих русских писателей – Достоевского, Толстого, Тургенева, – и этот новичок казался рядом с ними весьма тщедушным…

Но с тех пор в Англии появился перевод произведений Чехова, благодаря которому и многие французы начали понимать писателя; а г-н и г-жа Питоевы покорили публику своими смелыми и очень талантливыми постановками «Чайки» и «Дяди Вани» – двух пьес, которые могут быть, пожалуй, названы шедеврами. Для Чехова настала пора широкой известности, и вот, под мудрым и проницательным наблюдением г-на Шарля Дю Боса, Плон в свою очередь осуществляет издание полного перевода произведений великого русского прозаика.

Чехов долго был знаменит, но только теперь к нему пришла истинная слава… Совершенно очевидно, что сейчас мы вычитываем* в произведениях Чехова нечто такое, чего не замечали или, но крайней мере, не уме ли еще распознать его современники…

Произведения Чехова могут удовлетворить требованиям самых придирчивых исследователей и психологов, так глубоко проникновение писателя в самые сокровенные тайники человеческой личности… Этим и объясняется огромный успех Чехова в Англии; мы надеемся, что Чехов вскоре будет пользоваться таким же успехом во Франции, где его сейчас только по-настоящему начинают читать и ценить» 2.

Это предсказание оправдалось. В конце 50-х годов Софи Лаффит в статье для «Литературного наследства»»Чехов во Франции» писала: «Последнее десятилетие принесло окончательное признание Чехову, который считается теперь во Франции (наряду с Достоевским) наиболее популярным из великих русских писателей» (стр. 728).

Популярности Чехова на Западе, в Англии прежде всего, во многом способствовали всемирно известные английские писатели. В первую очередь Бернард Шоу. Старший современник Чехова, он лишь через десять лет после смерти Антона Павловича познакомился с его творчеством и сразу проникся к нему глубочайшим уважением. «Вы знакомы с пьесами Чехова? – приводит его слова Пирсон. – Вот это драматург! – человек, у которого чувство театра доведено до совершенства. Рядом с ним я чувствую себя новичком» (стр. 807). В статье, написанной для «Литературы и искусства» в 1944 году, Бернард Шоу писал: «В плеяде великих европейских драматургов – современников Ибсена – Чехов сияет, как звезда первой величины, даже рядом с Толстым и Тургеневым…

Под влиянием Чехова я написал пьесу… и назвал ее «Дом, где разбиваются сердца. – Фантазия в русской манере на английские темы».

Это не самая худшая из моих пьес, и, надеюсь, она будет принята моими русскими друзьями, как знак безусловно искреннего преклонения перед одним из величайших среди их великих поэтов-драматургов» 3.

Уже в 1925 году в статье «Чехов как критик» Дж. Пристли писал: «Влияние Чехова всегда было огромно, и оно отнюдь не кончилось. Лучшие из наших современных новеллистов охотно признают, что они многим обязаны Чехову – постоянно и с неизменным восторгом перечитывая его, они, с одной стороны, черпают вдохновение в его мастерстве, с другой, изучают его критические замечания об искусстве рассказа. В драме его роль до сих пор была менее значительной. Однако, я думаю, что именно в этом жанре его влияние со временем окажется даже большим, чем в рассказе… Если в пьесе такого драматурга, как Бернард Шоу, который значительно старше Чехова, намного опытнее его в театральном деле и гораздо более известен, ощущалось явное влияние Чехова (пьеса «Дом, где разбиваются сердца»), то можно с уверенностью сказать, что это влияние отнюдь не кончилось. Напротив, оно только еще начинается…» (стр. 826).

Глубокую и проникновенную статью о Чехове написал в 1954 году Шон О’Кейси. Он начал ее так: «Когда поэт и драматург испустил свой последний вздох на этой земле, я был молодым человеком двадцати четырех лет, рабочим в Дублине. Тогда я ничего не знал об этом поэте, и, подобно свету далекой звезды, голос Чехова-драматурга шел ко мне целых пятнадцать лет. Это была звезда первой величины. Чехов пришел в Ирландию, туда, где я жил, и нашел широко открытой дверь каморки бедняка, его приняли с ирландским радушием и усадили на лучшее место у камина».

«И вот здесь, сегодня, – заключал свою статью Шон О’Кейси, – сердце ирландца приветствует Чехова, не того, который, говорят, умер, а Чехова, который жив и вечно будет жить в сердцах всех, кто, благодаря тому, что он сделал для человечества, благодаря его чудесным рассказам и чудесным пьесам, научились чутко и великодушно относиться к человеку» (стр. 832).

Не сразу был признан Чехов и в Японии. Первый перевод (рассказ «Альбом») был опубликован в 1903 году. Теперь японцы располагают многими изданиями произведений Чехова, в том числе и полным собранием его сочинений. Определились наиболее популярные произведения писателя. Среди них называют «Вишневый сад», «Чайку», «Душечку», «Даму с собачкой», «Скучную историю», «Палату N 6», «Три сестры» и «Дядю Ваню». Ряд видных писателей Японии признали, что испытывали серьезное влияние Чехова. Чрезвычайное значение имел и имеет Чехов в развитии движения так называемого «Нового театра» Японии.

Аналогичная картина и во многих других странах мира.

Росту популярности Чехова в широкой аудитории читателей и зрителей, в творческой среде сопутствует возрастающее внимание к нему зарубежных ученых и критиков. Мировая чеховиана из года в год пополняется новыми работами, среди которых много серьезных статей и монографий, углубляющих наше понимание чеховского наследия.

Однако немало публикуется и таких сочинений, в которых ведется не исследование творчества Чехова, а его весьма тенденциозное истолкование.

Борьба вокруг творчества Чехова критиков разных взглядов и направлений развернулась в России еще при жизни писателя, и чем решительнее осуждал он основы существовавшего тогда в российской империи общественного строя, чем неотразимее была рисуемая им драма реального социального бытия, тем острее становилась эта борьба.

Вообще все так или иначе сходились на том, что Чехов отразил тяжелые явления русской жизни. Мнения расходились по вопросу об оценках как самих этих явлений, так и отношения к ним Чехова. Либерально-народническая и буржуазная критика все настойчивее писала о пессимистическом взгляде Чехова на жизнь, о его «унылой скорби», его «безыдейности». «Упорно, уныло, однообразно в течение всей своей почти двадцатилетней литературной деятельности, – писал в 1908 году реакционный критик, философ-идеалист Лев Шестов, – Чехов только одно и делал: теми или иными способами убивал человеческие надежды… То, что делал Чехов, на обыкновенном языке называется преступлением и подлежит суровейшей каре» 4.

Что касается демократической критики, то она утверждала активное неприятие Чеховым изображаемых им тяжелых явлений русской жизни, говорила о его высоком идеале, о его вере в человека, – » будущее. Острее и последовательнее других эту точку зрения отстаивал М. Горький. В 1900 году он писал: «Его упрекали в отсутствии миросозерцания. Нелепый упрек!..

У Чехова есть нечто большее, чем миросозерцание – он овладел своим представлением жизни и таким образом стал выше ее. Он освещает ее скуку, ее нелепости, ее стремления, весь ее хаос с высшей точки зрения. И хотя эта точка зрения неуловима, не поддается определению – быть может потому, что высока, – но она всегда чувствовалась в его рассказах и все ярче пробивается в них» 5.

На родине Чехова давно уже отшумели подобные споры, давно окончательно победило и получило дальнейшее развитие горьковское понимание Чехова. Но на Западе эти споры еще в полном разгаре.

Начались они там тоже еще при жизни писателя. Так, в книге «Современная русская мысль», вышедшей во Франции в 1903 году, о Чехове и его произведениях сказано: «Да, ныне все погружено в печаль. Но в нем живет смутная вера, что в отдаленном будущем все же наступит спасение человечества. И этому гадательному идеалу приносит себя в жертву нынешнее поколение. К терпеливой и упорной деятельности на этом пути и зовет его Чехов, если не прямо, то косвенно… Писатель видит свою роль не в том, чтобы; призывать массы к коллективному действию, он стремится пробудить добрую волю в каждом отдельном человеке. В любом из его произведений рассматриваются успехи человека на протяжении его жизни; и пусть эти усилия даже терпят неудачу, Чехов продолжает упорно верить в их плодотворность – если не для сегодняшнего дня, то для грядущих времен» (стр. 708).

А вот выдержка из предисловия к сборнику произведений Чехова «Убийство» (1902), принадлежащего Андре Бонье: «Он не допускает, что действия отдельных людей или масс могут когда бы то ни было привести к смягчению горькой участи человека, Мне кажется, что он вообще не видит возможности счастья на земле. Он даже ничем не возмущается: к чему?» (стр. 707).

Как видим, суждения диаметрально противоположны. Тем показательнее одна общая их особенность: оба критика исходят из того, что проблемы чеховского творчества касаются не только России, но всех людей земли.

Вот этим-то и определяется прежде всего накал борьбы вокруг творчества Чехова на Западе. Чем очевиднее становится возрастающая его актуальность в современном мире, тем острее и напряженнее ведется эта борьба. Весьма поучительны некоторые ее особенности.

Остановимся на не прекращающихся и сегодня попытках объявить Чехова пессимистом и релятивистом, писателем равнодушным к добру и злу. Что тут прежде всего бросается в глаза? Если раньше Чехова резко критиковали за эти приписываемые ему качества, то теперь хвалят, даже превозносят. Научились, кроме того, облекать старые идеи в самоновейшие терминологические одежды модных концепций то ли английской «новой критики» или «неопсихологизма», то ли фрейдизма, «поэтической антропологии» и т. п.

Подлинный культ Чехова был создан на этой основе в Англии в 20-е годы группой писателей и критиков, отстаивавших под флагом углубления реализма модернистские принципы так называемого «неопсихологизма» (группа «Блумсбери»). Чехов был объявлен первооткрывателем творческих принципов, основанных на пристрастии к неизведанным, больным сторонам человеческой души – не социально обусловленным, а извечным, на утверждении фатальной, безысходной разобщенности людей, на идеях релятивизма и пессимизма.

Так, по мнению видного критика этого направления Дезмонда Макжарти, «Чехов-художник прощаний: прощаний с молодостью, с нашим прошлым, с надеждами, с любовью…». Он же писал: «В драме Чехова – и в этом главный источник и ее прелестного юмора и ее горькой печали – впервые во всем своем значении прозвучала тема одиночества. Каждый из его героев живет в скорлупе своего эгоизма и только в редкие минуты они ломают эту скорлупу и выходят навстречу друг другу». «Герои Чехова, – полагает критик, – оплакивают не только крушение личных надежд, но и неизбежное разочарование в жизни вообще». Все это, утверждал критик, и делает пьесы Чехова – «трагикомедии», по его определению, – «наиболее приемлемыми для современного человека» (стр. 825).

В Англии до 1950 года единственной монографией о Чехове была книга Уильяма Джерхарди, близкого к группе «Блумсбери». Написанная в 1923 году, книга эта неоднократно переиздавалась.

Основная идея монографии – настойчиво утверждаемая мысль о глубоком философском релятивизме Чехова. «Чехов писал и святых и грешников, – утверждал Джерхарди, – одной и той же сочувственной кистью. Инстинктивно он ставил себя на место каждого человека, которого изображал. Понимая все побуждающие причины, Чехов за всякой неправдой видит скрытую в ней правду – и неправда перестает быть неправдой» (стр. 820).

Приписать Чехову свои собственные убеждения и популяризировать «своего Чехова» – таков нехитрый метод участников группы «Блумсбери». В 1956 году это отметил английский литературовед Г. Фелпс, который писал, что критики эти, «не сумев оценить основные свойства Чехова – его реализм, его здоровый взгляд на мир и здоровые цели, – создали культ Чехова, поклоняясь в нем божеству, которое они создали по своему образу и подобию и которое мало чем походило на Чехова» (стр. 803). Но метод этот получил распространение на Западе, что косвенно свидетельствует о растущей популярности писателя. В самом деле, потому Чехову и приписывались подобные идеи, что всемирный авторитет его был неоспорим. Этот авторитет и должен был способствовать утверждению убеждений критиков.

Как же, однако, каким путем Джерхарди и другие пытались и продолжают попытки привести читателей к нужным им выводам? Как правило, вроде бы опираясь на какие-то реальные особенности творчества Чехова. Отправляясь от них, критики, однако, пускаются в свободное плавание, удаляясь при этом от Чехова все дальше и дальше.

Так, поводом для рассуждений Джерхарди о релятивизме Чехова служит чеховский принцип объективности художественного творчества.

Это правда, что Чехов стремился не навязывать читателям своих оценок. Однако это вовсе не означает, что для него этих оценок вообще не существовало, что он считал всех своих героев равно правыми, как утверждает Джерхарди. В 1890 году Чехов писал, обращаясь к критику своего рассказа «Воры»: «Вы браните меня за объективность, называя ее равнодушием к добру и злу, отсутствием идеалов и идей и проч. Вы хотите, чтобы я, изображая конокрадов, говорил бы: кража лошадей есть зло. Но ведь это и без меня давно уже известно… Когда я пишу, я вполне рассчитываю на читателя, полагая, что недостающие в рассказе субъективные элементы он подбавит сам».

Как видим, воры для Чехова и есть воры, как и для читателей, на полное понимание которых он поэтому и рассчитывает. Не расходясь со своими читателями в целом, Чехов вместе с тем стремится помочь им глубже понять это явление. Чехов продолжает: «Я пишу: вы имеете дело с конокрадами, так знайте же, что это не нищие, а сытые люди, что это люди культа и что конокрадство есть не просто кража, а страсть» 6. Нетрудно заметить, что это чеховское дополнение к характеристике конокрадов – «не нищие, а сытые люди» и т. д. – служит не их оправданию. Напротив, при этом отводятся единственно возможные в таких случаях смягчающие вину обстоятельства – безвыходное положение, нищета, голод.

Умение видеть сущность наблюдаемых явлений Чехов считал обязательным для художника, так как только тогда он будет правдив и справедлив. В 1891 году, критикуя молодую писательницу за неумение видеть в людях главное, Чехов писал: «У Ноя было три сына: Сим, Хам и, кажется, Афет. Хам заметил только, что отец его пьяница, и совершенно упустил из виду, что Ной гениален, что он построил ковчег и спас мир. Пишущие не должны подражать Хаму». Чехов признает за писательницей свободу любить или не любить своих героев, но он решительно напоминает ей «о справедливости, которая для объективного писателя дороже воздуха» (XV, 243).

По тем же причинам писатель полагал, что художник обязан отвлекаться от мелочей, уметь различать существенное и преходящее. В 1893 году, делясь своими впечатлениями при чтении Писемского, он пишет: «Это большой, большой талант! Лучшее его произведение – «Плотничья артель». Романы утомительны подробностями. Все то, что имеет у него временный характер, все эти шпильки по адресу тогдашних критиков и либералов, все критические замечания, претендующие на меткость и современность, и все так называемые глубокие мысли, бросаемые там и сям – как все это по нынешним временам мелко и наивно! То-то вот и есть: романист-художник должен проходить мимо всего, что имеет временное значение» (XVI, 60).

Итак, принцип объективности вовсе не означал отказа от оценки явлений действительности. Более того, он подразумевал умение давать явлениям историческую оценку – отличать непреходящее, существенное от преходящего, мелочного. Чехов полагал это важнейшим требованием художественности уже в ранний период своего творчества. В 1883 году, критикуя брата Александра за субъективность, за то, что в своих произведениях он «подчеркивает мелюзгу», Чехов писал: «Подчеркни ты, сильный, образованный, развитой, то, что жизненно, что вечно, что действует не на мелкое чувство, а на истинно человеческое чувство…

  1. »М. Горький и А. Чехов. Переписка, статьи, высказывания», Гослитиздат, М. 1951, стр. 146. [↩]
  2. »Литературное наследство», 1960, т. 68. «Чехов», стр. 717 – 718. В дальнейшем при ссылках на это издание в скобках указывается страница. [↩]
  3. «Литература и искусство», 15 июля 1944 года.[↩]
  4. Лев Шестов, Начала и концы, СПб. 1908, стр. 3.[↩]
  5. «М. Горький и А. Чехов. Переписка, статьи, высказывания», стр. 124.[↩]
  6. А. П. Чехов, Полн. собр. соч. и писем, т. XV, Гослитиздат, М. 1949, стр. 51. В дальнейшем при ссылках на это издание в скобках указывается том и страница. [↩]

Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.

Уже подписаны? Авторизуйтесь для доступа к полному тексту.

Антон Чехов: пьесы, биография и темы

Антон Чехов (1860-1904) был русским драматургом и новеллистом. Он был одной из главных фигур литературного движения реализма и последующего движения натурализма в драматургии.

Антон Чехов: Биография

Антон Павлович Чехов родился 29 января 1860 года в Таганроге, Россия . Он был третьим из шести детей. Его отец, Павел Чехов, был сыном бывшего крепостного. Его мать, Евгения Чехова, была сказочницей, которая развлекала детей своими сказками. Павел и Енгения держали продуктовый магазин. Павел Чехов был жестоким отцом и мужем, поэтому у Антона Чехова не было детства, которое он хотел бы помнить. В детстве он учился в двух школах Таганрога.

В 1876 году отец Чехова разорился и перевез большую часть семьи в Москву, чтобы избежать ареста за долги. Чехов остался в Таганроге, чтобы закончить свое образование, которое он должен был оплачивать сам, перебиваясь случайными заработками. Именно в это время молодой Чехов начал писать . Вдохновленный произведениями авторов, которых он читал в то время, таких как Иван Тургенев, Мигель де Сервантес и Артур Шопенгауэр, он написал полнометражную пьесу под названием Безотцовщина .

В 1879 году Чехов переехал в Москву и начал изучать медицину. Чтобы содержать семью и оплачивать учебу, он продавал забавные анекдоты и юмористические зарисовки , описывающие уличную жизнь России. Он приобрел хорошую репутацию, и в 1882 году он писал для одного из главных литературных журналов того времени — «Осколки» («Отрывки»). В 1884 году Чехов получил диплом врача . Между 1884 и 1886 годами он понял, что болен туберкулезом, но не сказал своей семье, потому что они рассчитывали на его поддержку.

В 1886 году Чехов, писавший менее комическую и более серьезную прозу. Он стал автором популярной петербургской газеты «Новое время». В следующем, 1887 году, Чехов путешествовал по украинской степи, что вдохновило его на написание своего первого большого художественного произведения — повести под названием « Степь ». В том же году ему поручили написать пьесу, а он написал драму Иванов всего за десять дней. В 1888 году в литературной газете «Северный вестник» («Северный вестник») был напечатан номер «Степь ». В том же году Чехов получил престижную Пушкинскую премию за сборник рассказов В сумерках (1887) . Между 1889 и 1890 годами Чехов написал пьесу «Лесной демон», которая впоследствии будет сокращена и получит название Дядя Ваня . Пьеса не публиковалась до 1897 года.

В 1890 году Чехов, заинтересовавшийся тюремной реформой, самостоятельно отправился на отдаленный остров Сахалин, где располагалась каторжная колония. На Сахалине Чехов брал интервью у местных жителей и каторжников. В результате он написал том социологических исследований Остров Сахалин , который был издан в двух частях в 1893 и 1894 годах.

он переехал со своими родителями и сестрой Марией. Он работал там врачом, но это оказалось плодотворным периодом для его творчества. Вдохновленный деревенской жизнью, между 1892 и 1898 годами Чехов написал некоторые из своих самых известных произведений , такие как повести Моя жизнь (1896) и Крестьяне (1897), рассказы Черный монах (1894) и Ариадна (1895 г.) и пьеса Чайка (1895 г.).

В 1896 году Чайка была поставлена ​​в Петербурге, но не была принята. Плохой прием заставил Чехова заявить, что он больше не будет писать для сцены. Однако через два года, в 189 г.8 с успехом прошла постановка МХТ по пьесе известного театрального деятеля Константина Станиславского (1863–1938). Чехов продолжал работать во МХАТе, где он поставил свои более поздние пьесы — «Три сестры», (1901) и «Вишневый сад», (1904) — также в постановке Станиславского. Драматург никогда не был доволен постановками своих произведений, потому что они трактовались как трагедии, а сам Чехов рассматривал их как комедии .

В 1897 году у Чехова случилось легочное кровотечение. У него официально диагностировали туберкулез, и он переехал на морской курорт Ялта. Пока он там жил, его часто навещали друзья, писатели Лев Толстой (1828-1910) и Максим Горький (1868-1936). В 1899 году он написал знаменитый рассказ «Дама с собачкой », действие которого происходит в Ялте.

В 1901 году Чехов женился на актрисе Ольге Книппер , с которой познакомился, когда она играла в постановках его драм. При жизни у писателя было много романтических отношений, но это был его единственный брак. Детей у Чехова и Ольги не было. 19 июня04.04 пара отправилась в немецкий курортный городок Баденвайлер. Именно там писатель провел свои последние дни. Чехов умер от туберкулёза 15 июля 1904 года в Баденвейлере в сопровождении жены. Его тело было перевезено обратно в Россию и захоронено в Москве.

Антон Чехов был врачом по профессии и писателем по призванию. Он признан во всем мире как один из величайших драматургов и авторов рассказов .

Антон Чехов: Пьесы

Давайте посмотрим на некоторые из самых известных произведений Чехова:

Чайка (1895)

‘Я чайка — нет — нет, я актриса’.

— Нина Заречная, Акт 4

Чайка — пьеса Антона Чехова в четырех действиях. Она была написана в 1895 году, а премьера состоялась 17 октября 1896 года в Александринском театре в Санкт-Петербурге .

Чайка следует за группой художников, которые встречаются в загородном поместье. Спектакль исследует отношения между персонажами и их разбитые мечты.

Дядя Ваня (1897)

«Человек наделен разумом и творческими силами, чтобы он мог приумножить данное ему, но до сих пор он не созидал, а только разрушал. Лесов становится все меньше и меньше, реки пересыхают, дикая жизнь вымирает, климат портится, и с каждым днем ​​земля становится беднее и безобразнее».

— Астров, Акт 1

Дядя Ваня — пьеса Антона Чехова в четырех действиях. Чехов написал оригинальную версию пьесы под названием 9.0015 Лесной демон , между 1889 и 1890 годами. Впоследствии он был сокращен и опубликован в 1897 году. Его первая постановка состоялась в 1899 году в Московском Художественном театре .

Спектакль об Иване Войницком, известном как дядя Ваня, и группе персонажей, проживающих в загородном имении, которым он управляет. Борьба персонажей заключается в поиске цели и надежды в тщетной жизни. Кроме того, Дядя Ваня считается одним из первых спектаклей, поднимающих вопросы на тему экологических проблем .

Три сестры (1901)

‘Но есть еще одиночество. Как ни философствуй об этом, одиночество — ужасная вещь.

— Чебутыкин, Акт 2

Три сестры — четырехактная пьеса Антона Чехова, написанная в 1900 году и , премьера которой состоялась в 1901 году в Московском Художественном театре .

Драма повествует о сестрах Ольге, Марии и Ирине, которые вынуждены жить в сельской местности, когда тоскуют по оживленному городу. Three Sisters исследует природу нереализованного потенциала.

Вишневый сад (1904)

«Возможно, у человека есть сто чувств, и когда он умирает, только пять чувств, которые мы знаем, погибают вместе с ним, а остальные девяносто пять остаются живыми».

— Трофимов, Акт 2

Вишневый сад (1904) is A nton Последняя пьеса Чехова , написанная в 1903 . Премьера четырехактного спектакля «» состоялась 17 января 19 года. 04 в МХТ .

Вишневый сад рассказывает об упадке аристократической семьи, которая теряет свое любимое поместье Вишневый сад в пользу сына своего бывшего слуги. В пьесе рассказывается о некоторых социальных изменениях в российском обществе на рубеже ХХ века. – после отмены крепостного права аристократия уступила место буржуазии.

Антон Чехов Рассказы

Чехов был мастером жанра рассказа . Let’s look at some of his most well-known short stories:

  • Kashtanka (1887)
  • Ward No.6 (1892)
  • The Two Volodyas (1893)
  • The Black Monk (1894)
  • Студент (1894)
  • Ariadne (1895)
  • The Lady with Dog (1899)
  • Shold (1899)
  • Shold 9003) 9023 9023 9023 9023 9023) было Студент (1894 г.), в котором рассказывается об одном дне из жизни студента-канцеляриста.

    Основные темы Антона Чехова

    Чехов имел дело с некоторыми повторяющимися темами, в том числе:

    Страдания

    Учитывая, что при написании большинства своих произведений Чехов болел туберкулезом, неудивительно, что его состояние повлияло на его творчество. В его рассказах страдание часто принимает форму болезни. – персонажи больны, а смерть – это осязаемое присутствие. Болезнь иногда метафорична – она указывает на слабости, от которых страдает общество в целом . Более того, в чеховских пьесах персонажи страдают от того, что ведут жизнь, которую считают нереализованной, то ли потому, что чувствуют себя застрявшими, то ли потому, что страстно желают чего-то или кого-то, чего не могут достичь. Чехов описывает страдание как нечто сугубо человеческое, по-разному затрагивающее всех нас. Как читатели или зрители, мы можем относиться к чеховским персонажам, потому что их боль отражает нашу боль; То, через что проходят персонажи, всегда проходили люди.

    Нереализованный потенциал

    Во многих произведениях Чехова герои чувствуют, что не прожили свою жизнь в полной мере. У них есть мечты, которые разбиваются о реальность, и им часто трудно идти в ногу, когда времена, ситуации и люди в их жизни меняются. Действительно, t кульминация в большинстве чеховских повествований наступает, когда главные герои должны оглянуться на свою жизнь и пересмотреть свои идеалы и то, как они жили до этого момента. Некоторые из них находят новые смыслы и учатся жить дальше и надеяться на лучшее будущее. Другие, однако, не могут этого сделать, и их существование становится пустым. Рассказы Чехова, в которых используется последний сценарий, антиклиматические .

    Тема нереализованного потенциала и того, как с ним справляются разные люди, очень верна реальной жизни. Большинство людей вспоминают о том, что они могли бы сделать по-другому.

    Одиночество

    Тема одиночества в произведениях Чехова заключает в себе состояние человека . Каждый из чеховских персонажей особенный и запоминающийся, но всех их объединяет одиночество. В некоторых случаях одиночество рассматривается как состояние индивидуальности — персонаж чувствует себя совершенно одиноким в своем неповторимом восприятии мира, не понятного никому из других персонажей. В других случаях одиночество — это невозможность быть с любимым человеком или даже найти кого-то, кого можно любить.

    Антон Чехов Важность

    Антон Чехов был ключевой фигурой в движении литературного реализма.

    Реализм — стиль в искусстве или литературе, изображающий вещи и людей такими, какие они есть в реальной жизни¹ (Оксфордский словарь английского языка). Общие черты в произведениях реализма включают реалистичные сюжеты и подробные описания обстановки и персонажей. Работы реализма основаны на персонажах и сосредоточены на их повседневной жизни.

    Чехов считал, что его задача как писателя — описывать реальную жизнь и людей в ней как свидетелей, не навязывая им никакого суждения. Его рассказы переведены на многие языки, и, хотя он написал лишь несколько пьес, Чехов — самый сценический драматург после Шекспира . Его произведения — читаете ли вы их или видите в театре — актуальны и сегодня, потому что они необычным образом изображают борьбу простых людей.

    Антон Чехов (1860-1904) — Ключевые выводы

    • Антон Чехов был русским драматургом и писателем рассказов. Он был ключевой фигурой в движении литературного реализма. Чехов считается одним из величайших писателей всех времен .
    • Антон Чехов был родился 29 января 1860 года в Таганроге, Россия . Он умер от туберкулеза 15 июля 1904 года в Баденвейлере, Германия .
    • В своих произведениях Чехов отражает основные человеческие будни борьбы.
    • Самые известные пьесы Антона Чехова: Чайка (1895), Дядя Ваня (1897), Три сестры (1901), Вишневый сад (1)04) .
    • Некоторые из самых известных рассказов Чехова : Палата № 6 (1892), Черный монах (1894). Студент (1894 г.) и Ариадна (1895 г.).
    • Основные темы произведений Чехова: страдание, нереализованный потенциал, одиночество.

    ¹ Реализм, Оксфордский словарь английского языка: oxfordlearnersdictionaries.com/definition/american_english/realism

    Антон Чехов | Биографии, пьесы, рассказы и факты

    Антон Чехов

    Смотреть все СМИ

    Дата рождения:
    29 января 1860 г. Таганрог Россия
    Умер:
    14 июля 1904 г. или 15 июля 1904 г. Германия
    Известные работы:
    «Мрачная история» «Иванов» «Крестьяне» «Медведь» «Черный монах» «Вишневый сад» «Чайка» «Три сестры» «Дядя Ваня» «Палата номер шесть» «Деревянный демон»
    Известные члены семьи:
    супруга Ольга Книппер-Чехова

    Просмотреть весь связанный контент →

    Популярные вопросы

    Как прославился Антон Чехов?

    К моменту окончания медицинского института (1884 г. ) Чехов уже несколько лет писал художественную литературу, в основном анекдоты для юмористических журналов. Его первая работа в ведущем литературном обозрении «Степь» (1888 г.) изображала путешествие по Украине глазами ребенка. Это произведение вместе с пьесой Иванов (1887–89), принес Чехову признание.

    Какое наследие оставил Антон Чехов?

    Хотя Чехов наиболее известен своими пьесами, некоторые критики считают его рассказы еще более творческими и значительными. Неуловимый, на первый взгляд бесхитростный стиль письма Чехова, в котором недосказанное кажется гораздо более важным, чем то, что сказано, не поддавался эффективному анализу литературных критиков и эффективному подражанию со стороны других творческих писателей.

    Почему Антон Чехов так влиятелен?

    Чехов запечатлел жизнь в России своего времени с помощью обманчиво простой техники, лишенной навязчивых литературных приемов. Он считается выдающимся представителем русского реализма конца XIX века. Хотя Чехов уже был прославлен русской литературной публикой еще до своей смерти, он стал всемирно известным лишь после окончания Первой мировой войны.

    Каковы основные достижения Антона Чехова?

    Чехов взял свою многословную и неумело шутливую пьесу Wood Demon (1888–89) и преобразовал его — в основном путем резки — в Uncle Vanya , один из его величайших сценических шедевров. В другой великой пьесе, «Вишневый сад » (1904), Чехов создал пронзительную картину упадка русских помещиков, персонажи которой, несмотря на всю их остроту, остаются комическими.

    Как умер Антон Чехов?

    В марте 1897 года Чехов перенес легочное кровотечение, вызванное туберкулезом, симптомы которого появились значительно раньше. Последствия туберкулеза привели к ухудшению его здоровья в течение нескольких лет, и примерно через шесть месяцев после Вишневый сад впервые был исполнен в Москве (17 января 1904 г. ), Чехов умер от болезни.

    Антон Чехов , полностью Антон Павлович Чехов , (род. 29 января [17 января по старому стилю] 1860, Таганрог, Россия — умер 14/15 июля [1/2 июля] 1904, Баденвейлер, Германия ), русский драматург и мастер современной новеллы. Он был литературным художником с лаконичной точностью, проникавшим под поверхность жизни, обнажая тайные мотивы своих персонажей. В лучших пьесах и рассказах Чехова отсутствуют сложные сюжеты и четкие решения. Концентрируясь на кажущихся мелочах, они создают особую атмосферу, которую иногда называют навязчивой или лирической. Чехов описывал русскую жизнь своего времени с помощью обманчиво простой техники, лишенной навязчивых литературных приемов, и считается выдающимся представителем конца XIX века.Русская реалистическая школа X века.

    Детство и юность

    Отец Чехова был бакалейщиком и набожным солдафоном, рожденным крепостным. Он заставил сына служить в своей лавке, а также призвал его в церковный хор, которым сам дирижировал. Несмотря на доброту матери, детство осталось для Чехова болезненным воспоминанием, хотя позже оно оказалось ярким и захватывающим опытом, к которому он часто обращался в своих произведениях.

    После недолгого посещения местной школы для греческих мальчиков Чехов попал в город гимназия (средняя школа), где проучился 10 лет. Там он получил лучшее стандартное образование, доступное на тот момент, — тщательное, но лишенное воображения и основанное на греческих и латинских классиках. Последние три года в школе Чехов жил один и зарабатывал себе на жизнь тем, что тренировал младших мальчиков; его отец, обанкротившийся, переехал с остальной семьей в Москву, чтобы начать все сначала.

    Осенью 1879 года Чехов присоединился к своей семье в Москве, которая должна была быть его основной базой до 189 года.2. Он сразу же поступил на медицинский факультет университета, который окончил в 1884 г. как врач. К тому времени он уже был экономической опорой своей семьи, так как его отец мог получить только низкооплачиваемую работу. Будучи неофициальным главой семьи, Антон проявлял большие запасы ответственности и энергии, с радостью поддерживая свою мать и младших детей за счет своих внештатных заработков в качестве журналиста и автора юмористических зарисовок, которые он совмещал с тяжелой учебой в медицине и насыщенной общественной жизнью.

    Чехов начал свою писательскую деятельность как автор анекдотов для юмористических журналов, подписывая свои ранние произведения псевдонимом. К 1888 году он стал широко популярен среди «необразованной» публики и уже успел написать более объемную работу, чем все его более поздние сочинения вместе взятые. И в процессе он превратил короткий комический набросок примерно в 1000 слов в второстепенную художественную форму. Он также экспериментировал с серьезным письмом, предоставляя исследования человеческих страданий и отчаяния, что странным образом расходилось с бешеной шутливостью его комических произведений. Постепенно эта серьезная жилка поглотила его и вскоре возобладала над комической.

    Литературная зрелость

    Литературный прогресс Чехова в начале его 20-летнего возраста можно определить по первому появлению его произведений в череде публикаций в столице, Санкт-Петербурге, причем каждое последующее издание было более серьезным и уважаемым, чем предыдущее. Наконец, в 1888 году Чехов опубликовал свое первое произведение в ведущем литературном обозрении «Северный вестник » («Северный вестник»). Этим произведением — длинным рассказом под названием «Степь» — он, наконец, отвернулся от комической фантастики. «Степь», автобиографическое произведение, описывающее путешествие по Украине глазами ребенка, является первым среди более чем 50 рассказов, опубликованных в различных журналах и подборках между 1888 годом и его смертью в 1904. Именно на этом корпусе более поздних рассказов, а также на его зрелых драмах того же периода держится главная репутация Чехова.

    Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

    Хотя в 1888 году Чехов впервые сосредоточился почти исключительно на коротких рассказах, которые были серьезными по замыслу, юмор — теперь лежащий в основе — почти всегда оставался важным компонентом. Была также концентрация на качестве в ущерб количеству, количество публикаций внезапно упало с более чем ста статей в год в пиковые 1886 и 1887 годы до всего 10 рассказов в 1888 году. Помимо «Степи», Чехов также написал несколько глубоко трагические этюды того времени, самым заметным из которых была «Скучная история» (1889 г.), проникновенное исследование разума пожилого и умирающего профессора медицины. Изобретательность и проницательность, проявленные в этом проявлении силы, были особенно замечательны, поскольку исходили от столь молодого автора. Кульминацией пьесы « Иванов » (1887–1889) является самоубийство молодого человека, ровесника автора. Вместе с «Скучной историей» она принадлежит к группе чеховских произведений, получивших название клинических исследований. Они исследуют опыт душевнобольных или физически больных в духе, напоминающем о том, что автор сам был квалифицированным — и оставался спорадически практикующим — врачом.

    К концу 1880-х годов многие критики начали упрекать Чехова, теперь, когда он был достаточно известен, чтобы привлечь их внимание, за отсутствие твердых политических и социальных взглядов и за то, что он не наделил своих произведений чувством направленности. Такие ожидания раздражали Чехова, который был аполитичен и философски беспристрастен. В начале 1890-х он неожиданно нашел облегчение от раздражения городской интеллектуальной жизни, предприняв индивидуальную социологическую экспедицию на отдаленный остров Сахалин. Расположенный почти в 6000 миль (9650 км) к востоку от Москвы, по ту сторону Сибири, он был известен как царское русское каторжное поселение. Путешествие Чехова туда было долгим и опасным испытанием в экипаже и речном транспорте. Прибыв целым и невредимым, изучив местные условия и проведя перепись островитян, он вернулся, чтобы опубликовать свои выводы в виде исследовательской работы, которая заняла почетное место в анналах российской пенологии: Остров Сахалин (1893–94) .

    Свой первый визит в Западную Европу Чехов совершил в компании А.С. Суворин, богатый владелец газеты и издатель многих собственных произведений Чехова. Их долгая и тесная дружба вызвала у Чехова некоторую непопулярность из-за политически реакционного характера суворинской газеты 9.