«И поставил кумиры на холме». Крещение Руси

«И поставил кумиры на холме»

Владимир, один из трех сыновей Святослава (по сообщению летописи, рожденный от ключницы Ольги Малуши), в середине 70-х годов X ст. вместе со своим дядей Добрыней отправляется на княжение в Новгород. В ходе ожесточенной междоусобной войны с братом Ярополком в 980 г. он захватил Киев и начал княжить в Русской земле единолично.

Владимир, воспитанный своей бабкой Ольгой, хотя и не был крещен, но, скорее всего, понимал, что языческая религия разъединяет общество, а это, в свою очередь, задерживает развитие и укрепление государства. Однако сразу же вводить силой оружия одну из мировых религий, незнакомых и чуждых русским людям и прежде всего его дружине, он не собирался, так как это могло привести к непредсказуемым последствиям. Владимир пошел другим путем.

Первым его важнейшим мероприятием (ряд исследователей считает это реформой) стала унификация языческой религии. Владимир выбрал из многочисленного пантеона почитаемых языческих богов и поставил их изображения – кумиры «на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, затем Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симаргла и Мокошь».

У читателя может возникнуть закономерный вопрос: «Почему эти, а не почитаемые большинством населения?» (см. с. 21–22) Как нам представляется, убедительный ответ на такой вопрос дал исследователь истории церкви О. М. Рапов. Он пишет: «По-видимому, потому, что языческий пантеон Владимира был предназначен для моления не простых людей, а для киевской знати, проживавшей на Горе, недалеко от княжеского дворца, и предпочитавшей поклоняться иным языческим богам». Кроме этого, не следует забывать, что значительную часть дружины Владимира при его вступлении в Киев составляли варяги. С этим Владимиру приходилось считаться, так же как с этим считался его отец Святослав.

Вместе с тем не следует думать, что славяне об этих божествах совсем не знали. Например, летописец, говоря о подписании в 944 г. мира Руси с греками, подчеркивает: «Пришли [Игорь с послами] на холм, где стоял Перун; и сложили оружие свое, и щиты, и золото и присягали Игорь и люди его…» Перун считался повелителем грома и молний и был вооружен огромной палицей и луком-радугой. Люди верили, что своей палицей и стрелами-молниями Перун рассеивает тучи, оплодотворяет землю дождями, выводит солнце из туч. Он считался также покровителем дружинников и военного дела. Праздник Перуна отмечался ежегодно 20 июля. В этот день ему приносили кровавые жертвы. Иногда это был бык, иногда петух – птица, посвященная богу-громовику, символизировавшая собой счастье и плодородие, а иногда и люди. (В христианское время почитание Перуна заменено почитанием пророка Ильи, ездящего по небу в огненной колеснице.)

Следом за Перуном летописец поставил Хорса. Но большинство исследователей считает, что это место должен занимать Дажьбог, один из сыновей Сварога. Дажьбог олицетворял собой солнце. Славяне верили, что Дажьбог живет далеко на востоке, где находится страна вечного лета. Каждое утро он выезжает на своей светлозарной колеснице из золотого дворца и совершает круговой объезд по небу. В его колесницу впряжены белые огнедышащие кони. Появлению на небе Дажьбога предшествует появление его сестры – Утренней Зари, которая выводит на небосклон его белых коней; другая сестра – Вечерняя Заря заводит коней на конюшню после того, как бог закончит свой объезд.

Славяне полагали, что осенью Дажьбог умирает, а 24 декабря рождается новый, молодой.

Хорса же славяне представляли белым конем, совершающим свой бег над землей с востока на запад. Это позволяет некоторым исследователям считать, что Хоре олицетворял собой месяц (луну). Славяне верили, что кони связывают небо и землю, богов и людей. У многих племен конь считался священным животным.

Стрибог считался богом ветра, урагана и вообще всякой непогоды. Ему поклонялись земледельцы, моряки, путники. Люди просили Стрибога не обрушивать на них бедствия.

Труднее всего объяснить появление в пантеоне Владимира Симаргла и Макоши. По мнению историка Б. А. Рыбакова, Симарлг (или Семаргл) – «это священный крылатый пес, охраняющий семена и посевы», олицетворение «вооруженного добра». Богиня Мокошь (Макошь) являлась покровительницей женщин и женского рукоделья. (В более поздние христианские времена ее стали называть Параскевой Пятницей. Мокошь-Пятница предстает в народных поверьях как богиня-пряха и покровительница торговли.

)

Вероятно, аналогичные пантеоны, с некоторыми изменениями, создавались и в других городах Киевской Руси. По крайней мере по прибытии в Новгород Добрыня «поставил кумира [Перуна] над рекою Волховом». Летописец-христианин это решение Владимира осуждает, говоря: «И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей, а жертвы эти шли бесам, и оскверняли землю жертвоприношениями своими. И осквернялась кровью земля Русская и холм тот».

По дальнейшим рассказам летописи можно предположить, что не все население, по крайней мере Киева, совершало подобные религиозные обряды. В Киеве, как мы помним, еще со времен Игоря жили христиане. Между ними и язычниками иногда происходили столкновения. Возможно, рассказ о таких столкновениях летописец объединил в один эпизод, изложенный под 983 годом. «Пошел Владимир против ятвягов, и победил ятвягов, и взял их землю. И пошел к Киеву, принося жертвы кумирам с людьми своими. И сказали старцы и бояре: «Бросим жребий на отроков и девиц, на кого падет он, того и зарежем в жертву богам».

Далее летопись повествует, что жребий пал на двор варяга-христианина: «И был у него сын, прекрасный лицом и душою, на него-то и пал жребий». Решили и пошли за жертвой. «И посланные к нему, придя, сказали: “На сына-де твоего пал жребий, избрали его себе боги, чтобы мы принесли жертву богам”». На такие требования пришедших варяг-отец ответил: «Не боги это, а простое дерево: нынче есть, а завтра сгниет; не едят они, не пьют, не говорят, но сделаны человеческими руками из дерева. Не дам сына своего!..» Тогда фанатичная толпа кинулась громить двор варяга, продолжая требовать: «Дай сына своего, да принесем его богам». Но отец твердо стоял на своем: «Если боги они, то пусть пошлют одного из богов и возьмут моего сына. А вы-то зачем совершаете им требы?» Но толпа была неумолимой: разгромила двор и убила отца с сыном. С горечью заканчивает летописец свой рассказ: «Ведь были тогда люди невежды и нехристи. Дьявол же радовался тому, не зная, что близка уже его погибель». И действительно, «погибель» язычества неумолимо приближалась, чему во многом способствовало усиление власти Владимира.

Во время военных походов на соседей, в ходе которых к Руси были присоединены новые земли, Владимир показал себя талантливым полководцем. Подавление восстаний вятичей и радимичей свидетельствовало о том, что великокняжеские войска могут заставить покоренные народы подчиняться киевскому правителю. Однако не было никаких гарантий, что в дальнейшем покоренные народы не будут выступать с оружием в руках против киевского князя, его бояр, мужей и дружинников. Языческая религия, которую они исповедовали, постоянно толкала их на борьбу с завоевателями. Восстания вятичей и радимичей показали, что язычество не только не является опорой великокняжеской власти, но, напротив, очень мешает ее утверждению. Жизнь настоятельно требовала замены устаревшей идеологии другой, соответствующей новым условиям.

Господство в стране языческой идеологии продолжало пагубно отражаться на росте народонаселения Руси, на международной торговле. Оно не давало возможности привлекать, как сказали бы сегодня, иностранных специалистов по различным отраслям знаний, исключало династические браки с соседними императорскими, королевскими и княжескими домами, уже исповедовавшими единобожие, мешало заключению международных договоров и союзов.

К тому же языческие жрецы по-прежнему оставались серьезной самостоятельной силой на Руси и в своей политике руководствовались собственными корыстными интересами. Всего этого, конечно, не мог не сознавать князь Владимир.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

На холме Калемегдан

На холме Калемегдан Белград – древний город, история которого насчитывает 24 века. Он возник на перекрестке дорог, связывавших Европу, Азию и Африку, – там, где у слияния рек Савы и Дуная стоит высокий холм Калемегдан. В прошлом этот холм был военным ядром города

Кумиры и образы

Кумиры и образы Спор об иконопочитании обозначил глубоко укоренившиеся различия, восходящие к самым ранним этапам формирования святоотеческого богословия и, быть может, к иудейским корням христианства.

Однако помимо этого он свидетельствовал и о том, сколь разные

«Я поставил ногу в стремя решимости…»

«Я поставил ногу в стремя решимости…» Даже в такой напряженный момент Тигр не забыл о подходящем некрологе для своих побежденных противников. Даулат-хан, записал он, умер по прибытии в Султанпур, город, который он строил в годы своего могущества. Поскольку его сын Гази

Жизнь на Холме

Жизнь на Холме Гровс не зря верил в Оппенгеймера. Неумелое управление, которым Оппенгеймер грешил в первые несколько месяцев работы в должности главы лаборатории, сменилось сильным и эффективным руководством. Оппенгеймер — научный руководитель Лос-Аламосской

Жизнь на Холме

Жизнь на Холме Гровс не зря верил в Оппенгеймера. Неумелое управление, которым Оппенгеймер грешил в первые несколько месяцев работы в должности главы лаборатории, сменилось сильным и эффективным руководством. Оппенгеймер — научный руководитель Лос-Аламосской

«И поставил кумиры на холме»

«И поставил кумиры на холме» Владимир Святославич, захватив в 980 г. Киев, начал княжить в Русской земле единолично. Его первым важнейшим мероприятием (ряд исследователей считает это реформой) стала унификация языческой религии. Понятие «язычество» происходит от слова

Изажа на холме

Изажа на холме В стародавние времена, когда еще в Кумухе не было ханов и были избранные народом халклавчи, жил некий Омахан Яртринский. У него была очень красивая дочь, по имени Изажа, единственная сестра четырех братьев. Народное предание гласит, что однажды в Кумух

Глава 20.

Кумиры, рощи и храмы

Глава 20. Кумиры, рощи и храмы Но вернёмся к древним арийским богам — высшим космическим принципам) детям великого Рода, а точнее, к его основным ипостасям. Однако чтобы продолжить тему могучих созидательных сил Вселенной, полезно уяснить одну немаловажную вещь. Речь идёт

Создатель русской культуры — Православный Церковный календарь

«С кре­ще­ния Ру­си во­об­ще мож­но на­чи­нать
ис­то­рию рус­ской куль­ту­ры»

(Д. С. Ли­ха­чев)

Рав­ноап­о­столь­ный ве­ли­кий князь Вла­ди­мир.
Порт­рет из Цар­ско­го ти­ту­ляр­ни­ка (XVII в.).

Про­шло три дня по­сле празд­но­ва­ния па­мя­ти кня­ги­ни Оль­ги, и се­го­дня (15/28 июля) в цер­ков­ном ка­лен­да­ре зна­чит­ся па­мять её вну­ка, Вла­ди­ми­ра Свя­то­сла­во­ви­ча, со­вер­шив­ше­го то, о чём она мог­ла лишь меч­тать[1]. И это глу­бо­ко сим­во­лич­но. Оль­га опе­ре­ди­ла своё вре­мя, став хри­сти­ан­кой в мо­гу­ще­ствен­ном язы­че­ском го­су­дар­стве рос­сов, и лишь Вла­ди­мир смог к внеш­ней по­ли­ти­че­ской си­ле при­со­еди­нить вы­со­чай­шую куль­ту­ру, ко­то­рую нес­ло с со­бой хри­сти­ан­ство.

Храб­рый во­и­тель и ра­зум­ный по­ли­тик, сын Свя­то­сла­ва хо­ро­шо по­ни­мал, что проч­ное еди­не­ние его мно­го­пле­мен­но­го го­су­дар­ства невоз­мож­но без еди­ной ре­ли­гии, ко­то­рая урав­ни­ва­ет всех – от са­мо­го кня­зя и его дво­ра до по­след­не­го се­ля­ни­на (смер­да). В 978 го­ду Вла­ди­мир «сел на пре­сто­ле от­ца сво­е­го в Ки­е­ве» и, как неко­гда рим­ский им­пе­ра­тор Дио­кле­ти­ан, по­пы­тал­ся опе­реть­ся на тра­ди­ци­он­ное язы­че­ство, в ко­то­ром обо­жеств­ля­лись си­лы при­ро­ды.

По сло­вам ле­то­пис­ца, Вла­ди­мир «по­ста­вил ку­ми­ры на хол­ме за терем­ным дво­ром: де­ре­вян­но­го Пе­ру­на с се­реб­ря­ной го­ло­вой и зо­ло­ты­ми уса­ми, за­тем Хор­са, Да­жь­бо­га, Стри­бо­га, Си­марг­ла и Мокошь. И при­но­си­ли им жерт­вы, на­зы­вая их бо­га­ми, и при­во­ди­ли к ним сво­их сы­но­вей и до­че­рей, а жерт­вы эти шли бе­сам. И осквер­ни­лась кро­вью зем­ля Рус­ская и холм этот». Это не бы­ло кра­си­вой иг­рой, вос­про­из­во­ди­мой сей­час на­ив­ны­ми неоязыч­ни­ка­ми в лап­тях и вы­ши­тых ру­ба­хах: бо­ги-бе­сы тре­бо­ва­ли че­ло­ве­че­ских жерт­во­при­но­ше­ний! Имен­но то­гда вос­си­я­ли в Рус­ской зем­ле пер­во­му­че­ни­ки – ва­ря­ги Фе­о­дор и Иоанн (†983), уби­тые озве­рев­ши­ми языч­ни­ка­ми. Они ста­ли пер­вы­ми «рус­ски­ми граж­да­на­ми Небес­но­го гра­да», – как на­звал их позд­нее свя­ти­тель Си­мон Суз­даль­ский (†1226). По­след­няя из кро­ва­вых язы­че­ских жертв в Ки­е­ве ста­ла пер­вой свя­той хри­сти­ан­ской жерт­вой – со­рас­пя­ти­ем Хри­сту. Путь «из ва­ряг в гре­ки» ста­но­вил­ся для Ру­си пу­тем из язы­че­ства в Пра­во­сла­вие, из тьмы к све­ту. Про­ис­хо­див­шее бы­ло про­ви­ден­ци­аль­ным, по­то­му что «пре­бла­гой Бог, – ре­зю­ми­ру­ет ле­то­пи­сец, – не хо­чет ги­бе­ли греш­ни­ков…».

Князь Вла­ди­мир ско­ро убе­дил­ся, что это – ту­пи­ко­вый путь. Дей­стви­тель­но, ведь Рим­ская им­пе­рия (на об­лом­ках за­пад­ной по­ло­ви­ны ко­то­рой сфор­ми­ро­ва­лись мо­ло­дые ев­ро­пей­ские го­су­дар­ства, а во­сточ­ная часть про­дол­жа­ла су­ще­ство­вать и из­вест­на нам как Ви­зан­тия) ре­ши­тель­но от­ка­за­лась от утон­чен­но­го ан­тич­но­го язы­че­ства ше­стью ве­ка­ми ра­нее, и ис­то­рия дав­но до­ка­за­ла необ­ра­ти­мость это­го пу­ти. По­это­му, ка­кой бы си­лой ни об­ла­да­ло Рус­ское го­су­дар­ство, оно всё рав­но про­дол­жа­ло оста­вать­ся для Ев­ро­пы го­су­дар­ством «вар­вар­ским» и при­ми­тив­ным, не об­ла­дав­шим да­же пись­мен­но­стью, без че­го невоз­мож­но со­зда­ние ци­ви­ли­зо­ван­но­го об­ще­ства с на­цио­наль­ным са­мо­со­зна­ни­ем.

Всё из­ме­ни­лось очень быст­ро. С кре­ще­ни­ем кня­зя Вла­ди­ми­ра и на­ча­лом офи­ци­аль­ной хри­сти­а­ни­за­ции Ру­си по­яви­лась пись­мен­ность, сто­ле­ти­ем ра­нее со­здан­ная для мо­рав­ских сла­вян. Она ста­ла ос­но­вой на­цио­наль­ной ли­те­ра­ту­ры, су­мев­шей за несколь­ко де­ся­ти­ле­тий во­брать в се­бя куль­тур­ный опыт, на­коп­лен­ный хри­сти­ан­ской Ев­ро­пой в те­че­ние мно­гих сто­ле­тий. Это бы­ло по­доб­но чу­ду, и этот куль­тур­ный взлёт, сра­зу вклю­чив­ший Русь в ранг ци­ви­ли­зо­ван­ных го­су­дарств, был бы аб­со­лют­но невоз­мо­жен при ином кня­же­ском ре­ше­нии. Про­ис­шед­шее срав­ни­мо с при­вив­кой дич­ка к куль­тур­но­му де­ре­ву. «О бла­жен­ное вре­мя и день доб­рый, в ко­то­рый кре­стил­ся князь Вла­ди­мир! – вос­кли­ца­ет мо­нах Иа­ков в сво­ей „По­хва­ле“. – Кре­стил же и всю зем­лю Рус­скую от края и до края, и цер­ковь со­здал ка­мен­ную во имя Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, при­бе­жи­ще и спа­се­ние ду­шам вер­ным, и де­ся­ти­ну ей дал, тем са­мым по­пов обес­пе­чив, и си­рот, и вдо­виц, и ни­щих. И по­том всю зем­лю Рус­скую и гра­ды все укра­сил свя­ты­ми церк­ва­ми».

По­сле кре­ще­ния князь Вла­ди­мир же­нил­ся на Анне, сест­ре им­пе­ра­то­ра Ва­си­лия II (что бы­ло аб­со­лют­но невоз­мож­но ра­нее!), – «и в ди­на­сти­че­ском плане Русь под­ня­лась на неви­дан­ную вы­со­ту, она по­род­ни­лась с им­пе­ра­тор­ским до­мом Ви­зан­тии. Из вар­вар­ской дер­жа­вы на краю све­та вдруг по­яви­лась дер­жа­ва с ми­ро­вой куль­ту­рой, ми­ро­вой ре­ли­ги­ей, и сра­зу это бы­ло озна­ме­но­ва­но рас­цве­том древ­не­рус­ской куль­ту­ры. Русь сра­зу ста­но­вит­ся ми­ро­вой дер­жа­вой, а Ки­ев – со­пер­ни­ком Кон­стан­ти­но­по­ля» (Д. Ли­ха­чев). Та­кой и толь­ко та­кой лик над­ле­жа­ло явить Ру­си пред ми­ром и Веч­но­стью.

В древ­не­рус­ских ру­ко­пи­сях ча­сто встре­ча­ет­ся сло­во­со­че­та­ние «пра­во­слав­ные кре­стьяне» или про­сто «кре­стьяне» – в зна­че­нии «хри­сти­ане» (эле­мен­тар­ный фо­не­ти­че­ский пе­ре­ход). И ско­ро это сло­во ста­но­вит­ся са­мо­обо­зна­че­ни­ем сель­ско­го на­се­ле­ния, со­став­ляв­ше­го бо­лее 95% всех рос­си­ян. Здесь – за­ме­ча­тель­ный при­мер отож­деств­ле­ния се­бя как со­сло­вия с глав­ны­ми вы­ра­зи­те­ля­ми и хра­ни­те­ля­ми ре­ли­гии, буд­то бы на­вя­зан­ной «свер­ху» (как твер­ди­ли на­ши ате­и­сты и как до сих пор вто­рят им смеш­ные «неоязыч­ни­ки»)!

Без ду­хов­но­го по­дви­га кня­зя Вла­ди­ми­ра не бы­ло бы ни древ­не­рус­ско­го хра­мо­во­го ис­кус­ства, ко­то­рым вос­хи­ща­ет­ся весь мир, ни ве­ли­кой рус­ской клас­си­че­ской ли­те­ра­ту­ры. А Алек­сандр Пуш­кин не услы­шал бы в пе­ре­во­де «Или­а­ды» Ни­ко­лая Гне­ди­ча «умолк­нув­ший звук бо­же­ствен­ной эл­лин­ской ре­чи», ес­ли бы ге­ни­аль­ные фило­ло­ги свя­тые бра­тья Ки­рилл и Ме­фо­дий не со­об­щи­ли со­зда­ва­е­мо­му ими ли­те­ра­тур­но­му сла­вян­ско­му язы­ку всю гиб­кость и вы­ра­зи­тель­ность сво­е­го род­но­го гре­че­ско­го, зна­ком­ство с ко­то­рым до недав­не­го вре­ме­ни бы­ло обя­за­тель­ным для каж­до­го ин­тел­ли­гент­но­го рос­си­я­ни­на, по­се­щав­ше­го в дет­стве гим­на­зию.

Празд­нуя из го­да в год па­мять сво­е­го про­све­ти­те­ля, мы вновь и вновь об­ра­ща­ем­ся к ве­ли­ким со­бы­ти­ям, на­все­гда опре­де­лив­шим наш куль­тур­ный путь в ми­ро­вой ис­то­рии. Стран­но со­зна­вать, что срав­ни­тель­но недав­но – на па­мя­ти на­ше­го по­ко­ле­ния – они ото­шли уже в по­за­про­шлое (!) ты­ся­че­ле­тие хри­сти­ан­ской эры.

На­уч­ная ли­те­ра­ту­ра, по­свя­щен­ная свв. Вла­ди­ми­ру и Оль­ге, огром­на. См.: Ма­ка­рий (Бул­га­ков), митр. Мос­ков­ский и Ко­ло­мен­ский. Ис­то­рия Рус­ской Церк­ви. Кни­га I. М., 1994. В при­ло­же­нии со­дер­жит­ся так­же до­пол­ни­тель­ный спи­сок ис­точ­ни­ков и но­вой ли­те­ра­ту­ры.

Юрий Ру­бан,
канд. ист. на­ук, канд. бо­го­сло­вия


Из бо­го­слу­же­ния свя­то­му Вла­ди­ми­ру


Тро­парь

Упо­до­бив­ший­ся куп­цу, ис­кав­ше­му хо­ро­ших жем­чу­жин, ты, мо­гу­ще­ствен­ный вла­сти­тель Вла­ди­мир, бу­дучи кня­зем ма­те­ри рус­ских го­ро­дов, бо­го­спа­са­е­мо­го Ки­е­ва, ис­пы­ты­вая и по­сы­лая в го­род Кон­стан­ти­но­поль узнать о пра­во­слав­ной ве­ре, на­шёл дра­го­цен­ную жем­чу­жи­ну – Хри­ста, из­брав­ше­го те­бя, как вто­ро­го [апо­сто­ла] Пав­ла. По­доб­но ему и ты стрях­нул сле­по­ту ду­хов­ную и те­лес­ную во свя­той ку­пе­ли. По­это­му и мы, лю­ди твои, по­чи­та­ем твою кон­чи­ну. Ты же мо­ли о спа­се­нии Рос­сий­ской стра­ны и всех пра­во­слав­ных хри­сти­ан.

Кондак

Упо­доб­ля­ясь ве­ли­ко­му апо­сто­лу Пав­лу в муд­ро­сти, ты, слав­ный Вла­ди­мир, от­верг за­бо­ты об идо­ло­слу­же­нии, как дет­скую за­ба­ву, и укра­сил­ся пор­фи­рою Бо­же­ствен­но­го кре­ще­ния как муж со­вер­шен­ный. И ныне, в ра­до­сти пред­стоя Хри­сту Спа­си­те­лю, мо­лись Ему о спа­се­нии Рос­сий­ской стра­ны и ми­ре цер­ков­ном.

См. также: «Крестители Русской земли. Мудрейшая из русских жен».


Примечание

[1] Предлагаемые очерки о свв. равноапостольных Ольге и Владимире в сокращенном варианте были опубликованы мной в газете «Вечерний Петербург» за 24 и 28 июля 1998 г. – Ю.Р.

Что такое «рощи»? | Ибо что говорит Писание?

ЧТО ТАКОЕ «РОЩИ?»

Шон Брассо

Друг, кажется, существует большая путаница в отношении того, что такое «рощи» в Писании. Надеюсь, мы сможем разобраться в этой теме для вас.

БИБЛИЯ КОРОЛЯ ИАКОВА ГОВОРИТ

Слово «роща» встречается в официальной версии 41 раз. Прежде чем мы рассмотрим эти стихи, мы должны отметить одно исключение. Бытие 21:33 содержит первое появление: «И насадил Авраам рощу в Вирсавии и призвал там имя Господа, Бога вечного». Эта «роща» находится в положительном свете, поскольку Авраам — верующий в Библию. Еврейское слово «’эшель» ( Strong’s #H815 ), тамариск или мирика [ Tamarix orientalis ]. Оно было переведено как «дерево» в 1 Царств 22:6 и 1 Царств 31:13. Этот факт пригодится нам в дальнейшем.

Что касается остальных «рощевых» стихов (всего 40), то они отрицательных . Мы представляем их сейчас, напоминая вам, что читатель должен чувствовать связанное с этим зло:

  • Исход 34:13: «А жертвенники их разрушьте, статуи их сокрушите и вырубите их рощи :…».
  • Второзаконие 7:5: «Но так поступайте с ними; жертвенники их разрушьте, и статуи их сокрушите, и срубите их рощи , и сожги их идолы огнем».
  • Второзаконие 12:3: «И жертвенники их разрушьте, и столбы их сокрушите, и рощи их сожгите огнем; и вырубите изваяния богов их и истребите имена их с места того».
  • Второзаконие 16:21: «Не насаживай себе рощи никаких деревьев вблизи жертвенника Господа, Бога твоего, который ты сделаешь себе».
  • Судей 3:7: «И делали сыны Израилевы неугодное пред очами Господа, и забыли Господа, Бога своего, и служили Ваалам и рощам ».
  • Судей 6:25: «И было в ту же ночь, Господь сказал ему: возьми молодого тельца отца твоего, второго тельца семилетнего, и брось жертвенник Ваала, чтобы твой отец имеет, и вырубил рощу рядом с ней:…”
  • Судей 6:26: «И воздвигни жертвенник Господу Богу твоему на вершине этой скалы, в упорядоченном месте, и возьми второго тельца, и принеси всесожжение из дерева рощи , который ты срубишь».
  • Судей 6:28: «И встали жители города рано утром, и вот, жертвенник Ваала повержен, и роща, которая была при нем, вырублена, и второй телец был принесён в жертву на устроенном жертвеннике».
  • Судей 6:30: «Тогда жители города сказали Иоасу: выведи сына твоего, чтобы он умер, потому что он разрушил жертвенник Ваала и за то, что он вырубил рощу это было им».
  • 3-я Царств 14:15: «Ибо поразит Господь Израиля, как трость колеблется в воде, и искоренит Израиля из сей доброй земли, которую Он дал отцам их, и рассеет их за рекой, потому что они сделали свои рощи , раздражая Господа».
  • 1 Царств 14:23: «Ибо они также построили себе высоты и изображения, и рощи , на всяком высоком холме и под всяким ветвистым деревом».
  • 1 Царств 15:13: «А также Мааху, мать его, даже ее он лишил царицы, потому что она сделала идола в роще ; и разрушила Аса идола своего и сожгла его у потока Кедрона».
  • 3 Царств 16:33: «И сделал Ахав рощу ; и сделал Ахав больше, чтобы прогневать Господа Бога Израилева, чем все цари Израилевы, которые были до него».
  • 3 Царств 18:19: «Итак пошлите и соберите ко Мне всего Израиля на гору Кармил, и пророков Ваала четыреста пятьдесят, и пророков рощ четыреста, которые едят за столом Иезавели».
  • 4 Царств 13:6: «Однако они не отступили от грехов дома Иеровоама, который ввел Израиля в грех, и ходили в нем; и оставались роща также в Самарии.)»
  • 4 Царств 17:10: «И поставили они изображения и рощи на всяком высоком холме и под всяким ветвистым деревом:…».
  • 4 Царств 17:16: «И оставили все заповеди Господа Бога своего, и сделали себе литых кумиров, двух тельцов, и устроили рощу , и поклонялись всему воинству небесному, и служил Ваалу».
  • 4 Царств 18:4: «Он убрал высоты, и сокрушил статуи, и срубил рощи , и сокруши медного змея, которого сделал Моисей; ибо до тех дней сыны Израилевы кадили ему, и он назвал его Нехуштан».
  • 4 Царств 21:3: «Ибо он снова построил высоты, которые разрушил отец его Езекия; и он поставил жертвенники Ваалу и сделал рощу , как и Ахав, царь Израильский; и поклонялись всему воинству небесному и служили им».
  • 2 Царств 21:7: «И поставил истукан рощи , которую он сделал в доме, о котором Господь сказал Давиду и Соломону, сыну его: в этом доме и в Иерусалиме, которые Я избрал из всех колен Израилевых навеки положу имя Мое:…».
  • 4 Царств 23:4: «И повелел царь Хелкии первосвященнику и вторым священникам и привратникам вынести из храма Господня все сосуды, которые были сделано для Ваала и для роща , и для всего воинства небесного: и он сжег их вне Иерусалима на полях Кедронских, а пепел их отнес в Вефиль».
  • 4 Царств 23:6 : «И вывел рощу от дома Господня, вне Иерусалима, к потоку Кедрону, и сжег его у потока Кедрон, и стер его в прах и бросьте его порошок на могилы детей народа».
  • 4 Царств 23:7: «И разрушил дома содомлян, которые были у дома Господня, где женщины ткали завесы для рощи ».
  • 4 Царств 23:14: «И сокрушил статуи, и вырубил рощи , и наполнил места их костями человеческими».
  • 4 Царств 23:15: «А также жертвенник, который в Вефиле, и высоту, которую сделал Иеровоам, сын Наватов, который ввел Израиля в грех, и жертвенник тот, и высоту он разрушил, и сжег высоту, и стер ее в прах, и сжег роща .
  • 2 Паралипоменон 14:3: «Ибо он разрушил жертвенники чужих богов и высоты, и разрушил статуи, и вырубил рощи :…».
  • 2 Паралипоменон 15:16: «И также Мааху, мать царя Асы, он лишил ее царства, потому что она сделала идола в роще : и Аса срубил ее идола, и растоптали его, и сожгли у потока Кедрон».
  • 2 Паралипоменон 17:6: «И возгордилось сердце его на путях Господних; и Он отнял у Иуды высоты и рощи ».
  • 2 Паралипоменон 19:3: «Однако в тебе есть добро, потому что ты взял рощи из земли и приготовил сердце твое к взысканию Бога».
  • 2 Паралипоменон 24:18: «И оставили дом Господа Бога отцов своих, и служили рощи и идолы: и пришел гнев на Иуду и Иерусалим за это преступление их».
  • 2 Паралипоменон 31:1: «Когда же все это было совершено, все Израильтяне, которые там были, пошли в города Иудеи, и разбили истуканов, и вырубили рощ , и бросили ниспровергли высоты и жертвенники у всей Иуды и Вениамина, также у Ефрема и Манассии, доколе не истребили всех их. И возвратились все сыны Израилевы, каждый во владение свое, в свои города».
  • 2 Паралипоменон 33:3: «Ибо он снова построил высоты, которые разрушил Езекия, отец его, и воздвиг жертвенники Ваалам, и сделал рощи , и поклонялся всему воинству небесному, и служил им».
  • 2 Паралипоменон 33:19: «Также его молитва, и как Бог умолял его, и все его грехи, и его преступления, и места, на которых он построил высоты и устроил рощи и истуканов, прежде чем он был унижен: вот, они написаны в словах прозорливцев».
  • 2 Паралипоменон 34:3: «Ибо на восьмом году своего царствования, будучи еще молодым, он начал искать Бога Давида, отца своего, а на двенадцатом году начал очищать Иудею и Иерусалим с высот, и рощ , и резных кумиров, и литых кумиров».
  • 2 Паралипоменон 34:4: «И разрушили жертвенники Ваалима в его присутствии; и статуи, которые были на высоте над ними, срубил; и рощи , и резные статуи, и литые статуи, он разбил на куски, и превратил их в прах, и рассыпал по могилам тех, кто приносил им жертвы».
  • 2 Паралипоменон 34:7 : «И когда он разрушил жертвенники и рощи , и стер в прах истуканов, и сокрушил всех идолов по всей земле Израилевой, вернулся в Иерусалим».
  • Исайя 17:8: «И не будет смотреть на жертвенники, на дело рук своих, и не будет смотреть на то, что сделали персты его, ни на рощи или образы.
  • Исаия 27:9: «Итак будет очищено беззаконие Иакова; и это все плоды, чтобы убрать его грех; когда Он сделает все камни жертвенника известняковыми, расколотыми, рощи и изображения не устоят».
  • Иеремия 17:2: «Пока их дети помнят свои жертвенники и свои рощи у зеленых деревьев на высоких холмах».
  • Михей 5:14: «И исторгну рощи из среды твоей, и города твои разрушу».

БИБЛЕЙСКИЕ СЛОВАРИ ГОВОРЯТ

Как мы только что видели, термин «роща» встречается в Ветхом Завете Библии короля Иакова 41 раз. Первым было еврейское «эшель», , которое также переводится как «дерево». Что касается последних 40 случаев, это было еврейское слово 9. 0003 «Ашера» (номер Стронга H842). Термин определяется как: «от H833 [счастливый]; счастливый; Ашера (или Астарта) финикийская богиня; также изображение того же: — роща. Сравните H6253 [ Ashtoreth , финикийская богиня любви (и приумножения)]».

В Библейском словаре Смита есть следующая запись для слова «роща»:

«1. Слово, используемое в Авторизованной версии, за двумя исключениями, для перевода загадочного еврейского термина Ашера, который означает не рощу, а, вероятно, какое-то идола или изображение. [АШЕРА.] Также вероятно, что существовала связь между этим символом или изображением, чем бы оно ни было, и священным символическим деревом, изображение которого так часто встречается на ассирийских скульптурах.

2. Два отмеченных выше исключения – это Быт. 21:33 и 1 Цар. 22:6 (маржа). В религиях древнего языческого мира рощи играют заметную роль. В старину жертвенники возводились только богам. Считалось неправильным запирать богов в стенах, поэтому деревья были первыми храмами; и с древнейших времен рощи упоминаются в связи с религиозным поклонением. Бытие 12:6, 7; Второзаконие 11:30; Авторизованная версия «простая». Рощи обычно находились рядом с храмами и часто имели право служить убежищем».

Вы заметите критическую (против короля Джеймса) позицию, которую обычно занимает «ученый». Переводчики 1611 снова признаны неквалифицированными, якобы «неверно переведя» еврейское «Ашера». То, что они считали «рощами» Редактор библейского словаря считает что-то другое. Дорогие друзья, что такое власть? Библия или библейский словарь? Разве библейский словарь не является производным от Библии? Почему больше внимания уделяется ответвлению, чем оригиналу? Люди так быстро верят книг о Библии, чем они должны верить в Библию . Это , дорогие друзья, бессмыслица , часто встречающаяся в библейских исследованиях. Есть конкурирующие органы. Образованные люди , а не хотят подчиниться Слову Божьему; они хотят, чтобы Слово Божье подчинялось им. Это неверие, , а не вера, и тем не менее такое отношение встречается почти во всех руководящих должностях в христианском мире (семинарии, библейские колледжи, церкви, авторы, комментаторы и так далее).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обратите особое внимание на то, как Библия короля Иакова опровергает библейский словарь. «Роща» — это , безусловно, правильный перевод из «Ашера», , даже если сомневающиеся и неверующие предпочитают оставаться в духовной тьме! Оксфордский словарь английского языка говорит о «роще»: «небольшой лес или другая группа деревьев». Последние 40 экземпляров «роща» в Авторизованной версии — это просто сад деревьев, окружающих идола, и Господь Бог сказал об их уничтожении! Такая практика лежит в основе обычной архитектурной практики возведения статуи, а затем посадки кустов или кустарников вокруг нее, образуя «двор» в пределах цветочных стен. Мы можем найти святыни и религиозные гроты (небольшие пещеры) как центральные части различных так называемых «садов созерцания» даже сегодня — в больницах, церковных зданиях, кладбищах и так далее. Конечно, современные английские версии скрывают эту ссылку на деревья и древесину, потому что они часто оставляют это слово непереведенным (читая «столбы Ашеры», «Ашеры», «Ашерим») и, таким образом, сводят его к чепухе для англоязычных читателей. «Рощи» — вполне приемлемый перевод с иврита!

ДОПОЛНЕНИЕ: ЕЩЕ ОДНО ДЕРЕВО, УТОЧНЯЕМОЕ ЯЗЫЧЕСТВОМ

Хотя это очень оскорбительно, но пока мы говорим о деревьях и языческом идолопоклонстве ( idolatree! ), мы могли бы также напомнить себе древней «елки » уходит своими корнями в 10-ю главу Иеремии примерно за 600 лет до Рождества Христова!

«[1] Слушайте слово, которое Господь говорит вам, дом Израилев: [2] так говорит Господь: не учитесь пути язычников и не страшитесь знамений небесных; ибо язычники в ужасе от них. (3) Ибо суетны обычаи народа: рубят дерево в лесу, дело рук работника, топором. [4] Они украшают его серебром и золотом; скрепляют его гвоздями и молотком, чтобы он не шелохнулся. (5) Они прямолинейны, как пальма, но не говорят: их нужно нести, потому что они не могут идти. Не бойтесь их; ибо они не могут делать зла, как и не в их силах делать добро. [6] Поскольку нет подобного Тебе, Господи; ты велик, и имя твое велико по силе.

«[7] Кто не убоится Тебя, Царь народов? ибо это принадлежит тебе: ибо среди всех мудрецов народов и во всех царствах их нет подобного тебе. [8] Но они в целом грубы и глупы: колода есть учение о тщеславии. (9) Серебро, рассыпанное в листы, привезено из Фарсиса, а золото из Уфаза, дело художника и рук литейщика; голубое и багряное – одежда их: все они – дело рук искусных.

«[10] Но Господь есть Бог истинный, Бог живой и Царь вечный: от гнева Его содрогнется земля, и не выдержат народы гнева Его. (11) Так скажите им: боги, которые не сотворили неба и земли, исчезнут с земли и из-под этих небес. (12) Он сотворил землю силою Своею, утвердил вселенную мудростью Своею и распростер небеса разумением Своим».

См. также:
» «Ты, гнушающийся идолами, святотатствуешь?»
» Как мог Бог запретить Иеремии молиться за Свой народ?
» Стоит ли выставлять елку?

Нравится:

Нравится Загрузка…

Земля обетованная. Библейская история, стихи и значение

Что такое земля обетованная?

В Библии термин «земля обетованная» относится к определенному региону земли, который Бог наделил Своим избранным народом как часть их наследия. (Бытие 12, Бытие 26:3, Бытие 28:13). Сначала Бог дал этот залог земли Аврааму, сказав: «Я установлю твои пределы от Красного моря до Средиземного моря и от пустыни до реки Евфрат». Затем он повторил обет потомкам Авраама до тех пор, пока не придет время Его народу потребовать свое наследство.

«Земля обетованная» была географической областью, которую Бог объявил своему избранному народу, потомству Авраама. Земля обетованная находилась в древнем Ханаане, на восточной стороне Средиземного моря. В Числах 34:1-12 обсуждается местонахождение Земли Обетованной:

Земля Обетованная Ханаанская

«Господь сказал Моисею: «Прикажи израильтянам и скажи им: «Когда вы войдете в Ханаан, земля, которая быть выделенным вам в качестве наследства, означает иметь следующие границы: «Ваша южная сторона будет включать в себя часть пустыни Зин вдоль границы Эдома. Ваша южная граница начнется на востоке от южной оконечности Мертвого моря, пройдет к югу от перевала Скорпион, продолжится к Зину и пойдет к югу от Кадес-Варни. Затем он пойдет в Хазар-Аддар и далее в Азмон, где повернет, соединится с Вади Египта и закончится у Средиземного моря. «Вашей западной границей будет побережье Средиземного моря. Это будет вашей границей на западе. «Для вашей северной границы проведите линию от Средиземного моря до горы Ор и от горы Ор до Лево Хамата. Затем граница идет к Цедаду, продолжается до Зифрона и заканчивается в Хацар-Энане. Это будет вашей границей на севере. «Для вашей восточной границы проложите линию от Хазар-Энана до Шефама. Граница пойдет вниз от Шефама к Ривле на восточной стороне Аина и продолжится вдоль склонов к востоку от Галилейского моря. Затем граница пойдет вниз по Иордану и закончится у Мертвого моря. «Это будет твоя земля, с ее границами со всех сторон».

Для мигрирующих пастухов, таких как евреи, иметь собственный стабильный дом было бы настоящим благословением. Земля обетованная была местом, где они могли отдохнуть от постоянных скитаний. Но это обещание сопровождалось условиями. Во-первых, Бог повелел, чтобы Израиль, имя новой нации, доверял Ему и следовал за Ним. Во-вторых, Бог требовал от Него верного поклонения (Второзаконие 7:12-15). Идолопоклонство было настолько серьезным преступлением перед Богом, что Он пригрозил изгнать их из земли обетованной, если они будут поклоняться другим богам.

Через голод Иаков, также называемый Израилем, отправился с семьей в Египет, где была пища. С годами египтяне превратили евреев в рабов для работы. После того, как Бог освободил их от этого рабства, он вернул их в землю обетованную под руководством Моисея. Однако из-за того, что люди пренебрегли Божьим законом, он заставил их блуждать по пустыне 40 лет, пока не умерло это поколение.

Наследник Моисея Джошуа, наконец, возглавил народ и стал военачальником при захвате Земли Обетованной. После смерти Иисуса Навина Израилем правила череда судей. Люди часто регрессировали, чтобы обожествлять ложных богов, и страдали от соответствующих последствий. В конце концов, Бог позволил вавилонянам разрушить иерусалимский храм и увести большинство евреев в рабство в Вавилон.

В конце концов, они вернулись в землю обетованную, но при израильских царях преданность Богу была непостоянной. Бог посылал пророков, чтобы напомнить Своему народу о покаянии, заканчивая Иоанном Крестителем.

Чем уникальна земля обетованная?

Земля обетованная Ханаанская, впоследствии названная Израилем, была плодородной землей с ручьями и глубокими родниками, бьющими в долины и холмы. На богатой почве росли пшеница и ячмень, виноградные лозы и смоковницы, гранаты и оливки. Там израильтяне ни в чем не нуждались.

Описанная в Священном Писании как «земля, в которой течет молоко и мед», почва была богата для земледелия и пастухов, горы обеспечивали безопасность и защиту от стихий и их врагов, а засушливый климат создавал идеальные условия для разведения домашнего скота. (Исход 3:17; Числа 13:27, Второзаконие 8:6-9)

Авраам знал, что он не увидит обетованную Богом землю своими глазами. На самом деле Бог ясно дал ему понять, что земля не будет отдана до тех пор, пока не пройдёт четыре поколения, и что его потомки столкнутся с трудностями рабства, прежде чем они получат дом, обещанный Богом. (Бытие 15:12-16) Но Авраам держался за обещание, веря, что Бог может и приведет Своих потомков в землю обетованную.

Когда сбудется обещание Бога?

 Готовясь исполнить обещание, данное Им Аврааму и его потомкам, Бог поместил правнука Авраама, Иосифа, в Египет. Когда из-за семилетнего голода израильтянам стало все труднее добывать пищу, Бог использовал высокое положение Иосифа при фараоне, чтобы спасти Свой народ, израильтян, от голодной смерти.

После смерти поколения Иосифа израильтяне продолжали процветать в Египте. Затем «в Египте к власти пришел новый царь, для которого Иосиф ничего не значил. «Смотрите, — сказал он своему народу, — израильтян стало слишком много для нас. Приходите, мы должны поступить с ними проницательно, иначе они станут еще более многочисленными и, если начнется война, присоединятся к нашим врагам, сразятся с нами и покинут страну» (Исход 1:8-10) 9.0007

Четыреста лет египтяне принуждали Божий народ к суровому и жестокому рабскому труду, но это не мешало им размножаться и распространяться. На самом деле, египтяне настолько испугались демографического взрыва Израиля, что фараон в конце концов приказал немедленно убить всех еврейских новорожденных мальчиков. (Исход 1:22)

Моисей был среди новорожденных младенцев, которых должны были убить. Однако точно так же, как Бог предопределил Иосифу спасти свой народ от голода, Он пощадил жизнь Моисея, чтобы использовать его для избавления Израиля от египетского гнета и, в конечном счете, привести их в землю, обещанную потомкам Авраама. (Исход 2:23-25) 

После того, как Моисей вывел Божий народ из Египта через Красное море, наконец настало время для Израиля осознать исполнение долгожданного обещания Бога. В одном чудесном явлении за другим Бог ясно показывал Свою силу, чтобы спасти. Теперь израильтянам нужно было только поверить Богу и последовать за Его слугой Моисеем в пустыню, которая привела бы их к земле обетованной.

Вера Иисуса Навина и страх перед Израилем

Благодаря своему освобождению из Египта израильтяне воочию увидели Божье обеспечение, Его силу и Его верность обещаниям, данным их предкам (Бытие 15:14, Исход 15). :1-21)) И Бог продолжал обеспечивать все их нужды. Когда они начали свой путь в Ханаан, Бог дал им пищу и воду. (Исход 16:12—15, Исход 15:25). Он давал одежду и обувь, которые никогда не изнашивались. (Второзаконие 29:5) Он дал им Свой закон. (Исход 5:6-21) И самое главное, Бог дал израильтянам дар Своего укрывающего и руководящего присутствия. (Исход 13:21)

Когда израильтяне достигли границы земли обетованной, в Кадес-Варни, Бог повелел Моисею: «Пошли людей высмотреть землю Ханаанскую, которую Я даю израильтянам. ”

До того времени вся область вблизи Ханаана была населена нечестивыми народами, движимыми идолопоклонством (Второзаконие 9:4). Из-за греховной природы этих народов, а не из-за праведности Израиля, Бог решил изгнать их и передать землю Своим детям.

Но когда соглядатаи Израильские вернулись с осмотра земли, они испугались и распространили свой страх на израильтян. Вместо того чтобы полагаться на Божье постоянное избавление и обеспечение, шпионы полагались на собственную ошибочную мудрость, основанную на опасностях, которые они увидели во время своей экспедиции. В их отчет вошли рассказы о непобедимых правителях, невероятных шансах и сверхчеловеческих гигантах. (Числа 13:32) 

Из двенадцати разведчиков только Иисус Навин и Халев говорили правду о Ханаане, основанную на Божьем обещании. «Земля, которую мы прошли и исследовали, чрезвычайно хороша. Если Господь будет доволен нами, то введет нас в ту землю, в землю, текущую молоком и медом, и даст ее нам. Только не восставай против Господа. И не бойтесь людей земли, потому что мы поглотим их. Их защиты больше нет, но Господь с нами. Не бойся их». (Числа 14:6-7).

Сомневающиеся израильтяне хотели побить Иисуса Навина и Халева камнями после их полного веры отчета. Они не могли представить себе преодоление сложившихся против них шансов. Они впали в глубокое отчаяние и горько плакали. Разгневанный тем, что израильтяне продолжали не верить, ворчать и жаловаться, Бог решил уничтожить Свой народ чумой (Числа 14:11), пока Моисей не заступился.

Хотя Бог решил простить Свой народ, их неверие стоило им привилегии когда-либо войти в землю обетованную. (Числа 14:23). Вместо этого они сорок лет скитались по пустыне, пока все взрослые не были похоронены прямо за пределами обетованной земли. Тогда у их детей будет шанс доказать свою верность Богу и войти в Ханаан. Только Иисус Навин и Халев, два верных разведчика, были освобождены от Божьего справедливого наказания.

Что мы можем узнать из этой библейской истории?

«Положение израильтян в пустыне было предначертано для того, чтобы подготовить их к обещанию. К сожалению, из-за моделей поведения они застряли гораздо дольше, чем предназначил Бог», — объясняет Виктория Риоллано. Непрекращающиеся акты восстания израильтян были внешним проявлением гораздо более серьезной проблемы — их неверия.

Несмотря на то, что Бог неоднократно демонстрировал Свою надежность израильтянам, они позволяли страху мешать им отдыхать в Его постоянном обеспечении. Тот же самый необузданный страх в конце концов удержал их от входа в землю, обещанную Богом.

Верующие регулярно сталкиваются с выбором между верой и страхом. На самом деле, Иакова 1:3 говорит нам, что Бог намеренно испытывает нашу веру, чтобы произвести в нас стойкость и зрелость во Христе. Хорошая новость заключается в том, что нам не нужно бороться со страхом в одиночку. Нам предлагается возложить свои заботы на Бога, и нам обещано, что Его совершенная любовь изгоняет всякий страх. (1 Петра 5:7, 1 Иоанна 4:18)

Новая земля обетованная: Царство Небесное

Когда Иисус Христос прибыл в Израиль, он принес новый завет, доступный для всех людей, евреев и язычников. В конце 11-й главы Послания к Евреям, в популярном разделе «Зал веры», Священное Писание отмечает, что люди Ветхого Завета «все получили похвалу за свою веру, но никто из них не получил обещанного». (Евреям 11:39) Они, возможно, получили землю, но они все еще смотрели в будущее в поисках Мессии — этот Мессия — это Иисус Христос.

Всякий, кто верит во Христа как в своего Спасителя, становится жителем Царства Божия. Как Иисус объяснил Понтию Пилату: «Мое царство не от мира сего. Если бы это было так, мои слуги боролись бы за то, чтобы не допустить моего ареста евреями. Но теперь мое королевство из другого места». (Иоанна 18:36)

Прочитайте важные библейские стихи о земле обетованной и найдите соответствующие статьи, видео и аудиопроповеди к этой библейской истории ниже:

Аннет Мари Гриффин — отмеченная наградами писательница и спикер, более 20 лет руководящая детскими и молодежными программами. Ее дебютная детская книга « Что такое семья?» выпущен издательством Familius Publishing в 2020 году. Аннет также написала учебную программу для роста характера и развития детей младшего возраста и разработала обучающие семинары для родителей, чтобы принести пользу сообществу. Ее страсть — помочь странникам найти дом. У нее и ее мужа пятеро детей — трое, которые уже вылетели из курятника, и двое усыновленных подростков, которые все еще ночуют дома, — плюс два очаровательных дедушки, которые добавляют безмерную радость и смех всему стаду.