Тема любви в рассказах «Чистый понедельник», «Лёгкое дыхание», «Солнечный удар» (11 класс, профильный уровень)

Тема. Тема любви в рассказах «Чистый понедельник», «Лёгкое дыхание», «Солнечный удар».

 Цели урока:

·        раскрыть значение темы любви в творчестве И. Бунина;  показать своеобразие рассказов  писателя  о любви из  цикла «Темные аллеи», новизну в изображении психологического состояния человека в период  влюбленности; развивать умение анализировать художественное произведение, аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному;

·        развивать образное мышление, монологическую речь учащихся;

·        воспитывать трепетное отношение к высшим человеческим чувствам.

 

 Как дико, страшно все будничное, обычное,

когда сердце поражено…

этим страшным «солнечным ударом»,

слишком большой любовью,

слишком большим счастьем!

 

И. А. Бунин

 

 

Ход урока

I.      Орг.момент.

 

II.   Сообщение темы и целей урока.

 

III. Работа по теме урока.

 

 1.     Актуализация знаний учащихся

Слово учителя.

На протяжении столетий поэты, писатели, художники, композиторы и философы искали ответ на вопрос: «Что такое любовь?». С античных времён  не переставали прославлять это великое и вечное чувство человека.

Любовь принято считать не подвластной  рассудку. Нередко случается, что один человек просто не может жить без другого, хотя прекрасно осознает его недостатки.

Тема Вечной любви занимает в мировой литературе значительное место. Ещё в XVII веке известный драматург Ж.- Б. Мольер сказал:

В душе померк бы день, и тьма настала вновь,

Когда бы на земле изгнали мы любовь.

Лишь тот блаженство знал, кто страстно сердце нежил,

А кто не знал любви, тот всё равно,

Что не жил….

Многие поэты и писатели размышляли  в своих произведениях о любви.

— Ребята, назовите произведения о любви, которые мы уже с вами читали.

Тема любви – одна из постоянных и главных в творчестве Бунина. «Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена»- в этой фразе пафос изображения любви писателем. Почти во всех его произведениях на эту тему исход трагичен. Вечную тайну любви и вечную драму влюблённых И. Бунин видит в том, что человек неволен в своей любовной страсти: любовь есть чувство изначально стихийное, неотвратимое, часто трагическое – счастье оказывается недостижимым. Его герои жаждут любви и, опаленные ею, гибнут.

Теме любви посвящены такие рассказы, как «Грамматика любви», «Темные аллеи», «Чистый понедельник», «Натали», «Легкое дыхание», «Кавказ» и др. 

 

В книгу «Темные аллеи» вошли  38 рассказов. Это шедевры позднего творчества писателя, который совершает беспрецедентную по художественной смелости попытку. Он 38 раз пишет «об одном и том же».

Результат этого постоянства поразителен: чуткий читатель всякий раз переживает воссоздаваемую картину как абсолютно новую, а острота сообщаемых ему «подробностей чувства» не только не притупляется, но, кажется, лишь усиливается. Бунин очень любил эту книгу. «Тёмные аллеи»,- писал он, — считаю, может быть, самой лучшей книгой в смысле статности, живости и вообще литературного мастерства».

2.     Сообщение  заранее подготовленного ученика

Работа над сборником «Тёмные аллеи» велась с 1937 по 1945 годы. Бунин писал свою книгу «запоем», и случались недели, когда он буквально не отрывался от письменного стола с утра до вечера, запираясь в своей комнате. Несколько раз переписывал рассказ, подбирал имена героям, заглавиям.

Сборник открывается рассказ «Тёмные аллеи», его название стало названием всего цикла рассказов.

Первое издание сборника состоялось в 1943 году в Нью-Йорке тиражом в 600 экземпляров (в сборник вошло 11 рассказов из 20 написанных: «Тёмные аллеи», «Кавказ», «Баллада», «Спят», «Муза», «Поздний час», «Руся», «В Париже», «Таня», «Натали», «Апрель»). Через 3 года в Париже на русском языке вышел в свет сборник полностью (в него вошло 38 новелл). В СССР  рассказы впервые начали печатать с 1955 года.

3. Беседа по рассказам И.А. Бунина о любви.

  «Легкое дыхание» (1916 г.)

Писателя всегда влекло стремление разгадать тайну непостижимого женского очарования. Что так магически действует на мужчину, всецело подчиняя себе его разум, лишая его воли, толкая на роковые поступки.

—     Каким же секретом владела гимназистка Ольга Мещерская, подобно опытной кокетке завлекшая казачьего офицера лишь ради игры и погибшая от его руки?

—      Как построен рассказ? В чем особенности композиции?

Мы можем наблюдать постоянные переходы из прошлого в настоящее и обратно. Некоторые эпизоды с точки зрения фабулы имеющие не самое важное значение в жизни главной героини (разговор с начальницей; разговор о легком дыхании) представлены крупнее, в подробных деталях, а другие, казалось бы, поворотные события в жизни Оли Мещерской (например, сцена ее гибели) даются лишь мельком.

Если мы переставим все события в рассказе в хронологическом порядке, они не покроют всю биографию Оли, далеко не все будет ясно, мы не сможем определить, к какому периоду ее жизни относится разговор о легком дыхании.

Таким образом, мы видим, что время в рассказе, с одной стороны, остановлено, а с другой, идет неравномерно, в обрывами, в разных направлениях, т.е. время преодолевается.

—      Как соотносятся фабула и сюжет рассказа?

Действительно, многие детали в развитии действия остаются неизвестными: так, неизвестно, к чему приводит самоубийство Шеншина, чем завершается разговор Оли с начальницей после ее скандального признания, что стало с убийцей Оли, с Малютиным после того, как раскрылась правда о совращении Оли. С другой стороны, очень ярко и крупно в рассказе представлена не имеющая отношения к действию подруга Оли Субботина, в подробностях описан царь на портрете, упоминается в дневнике Оли некий Толя, о котором далее нет ни слова, можно только догадываться, кто это.

Получается, что сюжет движут вовсе не относящиеся к фабуле факты. Все события в рассказе происходят как бы случайно, неожиданно. Так, и красота к Оле пришла “без всяких забот и усилий”, и роковой выстрел прозвучал “вдруг”.

—      Что выделяет автор в портрете Оли, в ее характере?

—      Какой композиционный прием использует Бунин в рассказе?

—      Как вы понимаете название рассказа?

Сам Бунин объяснял название так: «Такая наивность и легкость во всем, и в дерзости, и в смерти, и есть «легкое дыхание», «недоумение».

Из дневника героини мы узнаем о роковом дне, определившем ее судьбу. День начинался многообещающе: «было такое чувство, что я буду жить без конца и буду так счастлива, как никто». Последние строчки записи: «Я не понимаю, как это могло  случиться, я сошла с ума, я никогда не думала, что я такая! Теперь мне один выход… Я чувствую к нему такое отвращение, что не могу пережить этого!..» — обрывают так счастливо начавшийся день.

После этого понятно, почему «последнюю свою зиму Оля Мещерская совсем сошла с ума от веселья, как говорили в гимназии». Это уточнение, «как говорили в гимназии», касается внешнего впечатления, которое производила Оля на окружающих. Героиня как будто спешит жить, спешит быть счастливой, хочет казаться беззаботной.

«Казалась» не значит «была» беззаботной и счастливой. В палачи себе Оля выбирает «некрасивого и плебейского вида, не имевшего ровно ничего общего с тем кругом, к которому принадлежала» сама, казачьего офицера. Она как будто мстит самой себе за тот летний день, когда красивый, изящный, пахнущий английским одеколоном моложавый друг отца сделал ее женщиной.

Несмотря на свой «женский» опыт, Оля сохранила чистоту и естественность, «легкое дыхание», которое «рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном осеннем ветре».

Образ любви в творчестве Бунина – это особый синтез духа и плоти. Дух по Бунину невозможно постичь, не познав плоти. И. Бунин отстаивал в своих произведениях чистое отношение к плотскому и телесному. У него не было понятия женского греха, как в «Анне Карениной», «Войне и мире» Л.

Толстого, не было настороженного, неприязненного отношения к женскому началу, свойственного Н.В. Гоголю, но не было и опошления любви. Его любовь – это земная радость, загадочное влечение одного пола к другому.

В этом рассказе писатель говорит о том, каким опасностям она подвергается в жизни, какие извращённые формы может приобретать. В этом смысле «Лёгкое дыхание» — суд художника над моралью взрослых. Фальшивых людей. Погубивших прелестное, искреннее молодое существо. Оля Мещерская — само «лёгкое дыхание» жизни. Ей противостоит враждебный мир взрослых: начальница гимназии с ровным пробором. Брат начальницы — старый развратник, казачий офицер. Жестоко обрывается праздничная жизнь — и ничего, кроме медальона на могильном кресте…

Выводы.

Мы видим, как деталь облика героини становится частью мирового баланса, как она сливается с ним, а значит и исчезает, и сохраняется на вечные времена (вспомним, как Оля собиралась жить вечно). Эффект легкого дыхания составляет основу рассказа И. Бунина. Мы вместе с автором и героиней преодолеваем время, пространство, а значит, саму смерть. Бунин использует для этого эффекта модернистские приемы: игру со временем, с фоном, с рамками. Искусство вечно, слово, человеческая память способны преодолеть смерть. Слово несет в себе огромный духовный потенциал. Приникая к этому живительному источнику, мы и сами приобщаемся к Вечности. “Память противостоит уничтожающей силе времени… Память – основа совести и нравственности, память – основа культуры, “накоплений культуры”, память – одна из основ поэзии, эстетического понимания культурных ценностей”, — писал академик Д.С. Лихачев. Думается, эти мысли были созвучны духовному облику И. Бунина и во многом определяли художественные задачи, которые он решал в своих произведениях.

«Чистый понедельник» (1944 г.)  Если довериться субъективной самооценке самого Бунина, то на склоне лет он считал «Чистый понедельник» — лучшим из всего написанного им.

Герои рассказа «Чистый понедельник» молоды, красивы, богаты, принадлежат к одному кругу и . .. несчастливы.

— Название рассказа яркое, точное, вместе с тем многозначное. Что значит для человека этот день недели – понедельник?

Обычно с понедельника человек решает изменить свою жизнь.

 «Первый день Великого Поста называется Чистым понедельником. Перед его началом благочестивые люди убирают все предметы роскоши в доме, всё, что может настроить на легкомысленный лад. Многие в понедельник стараются не принимать пищу вовсе. Изменяется в эти дни и храм: служители облачаются в тёмные, постовые ризы, звон к богослужению становится редким и унылым, песнопений бывает мало, слышится чтение псалмов и молитв, призывающих нас к сердечному сокрушению о грехах».

— Давайте попытаемся проникнуть в художественный мир рассказа. Какие особенности произведения вы заметили? Повествование ведётся от первого лица, у героев нет имён.

— Почему нет имён у главных героев рассказа?

— А есть ли в рассказе имена собственные? Какова их роль?

— Значит, в этом рассказе судьба героев тесно переплетена с судьбой России. Прежде всего обращает на себя внимание героиня. Что можно сказать о ней?

— Какую жизнь ведут герои? Чем занимаются?

— Как относится к такой жизни героиня? Она издевается над обильной пищей, говорит, что нет ничего пошлее театральных капустников, она уходит с концерта Шаляпина, потому что «не в меру разудал был». Роман В. Брюсова «Огненный ангел», которым зачитывались в столице, ей кажется «до того высокопарным, что совестно читать».

— Почему же героиня продолжает посещать капустники, концерты, читать книги, которые предлагает герой, обедать и ужинать с ним? Ведь ей всё это чуждо? Можно ответить строчками текста: «Похоже было на то, что ей ничего не нужно: ни цветы, ни книги, ни обеды, ни театры, ни ужины за городом…»

— А герой? Он нужен? Герой тоже чувствует себя ненужным. Он говорит: «Не представляете вы себе всю силу моей любви к вам! Не любите вы меня!» Но он счастлив уже тем, что сидит с ней в санках, входит с ней в залу ресторана, слышит её голос. «И завтра, и послезавтра будет всё то же, — думал я, — все та же музыка и все то же счастье!»

— Но завтра и послезавтра у счастья не бывает. И герой скоро это поймёт. Когда это произойдёт? Это происходит в Прощёное воскресенье, когда героиня вдруг предлагает поехать на кладбище, и мы вместе с героем узнаём, что она часто ходит в кремлёвские соборы, в монастыри, любит читать русские летописные сказания. Ей кажется, что только в монастырях и в духовных песнопениях сохранилось «чувство родины её стороны».

Героиня пытается найти смысл, опору в окружающем её мире, но не находит. Даже любовь героя не приносит ей счастья. Она не может ответить сильным чувством. Мир, общество несовершенны. А наш герой? Он вполне удовлетворён жизнью. Здесь мы видим пропасть, разделяющую героев.

— Бунин ставит героиню перед выбором. Что она выбирает? Она выбирает монастырь, её не устраивает настоящее, ей хочется в прошлое.

— Разрыв с настоящим происходит в Чистый понедельник. Почему так назван рассказ? В этот день героиня очистилась от праздной, бессмысленной жизни, от любви героя. Не найдя красоты, духовности в современном мире, героиня уходит из него туда, где, ей кажется, они есть: в монастырь.

 

«Солнечный удар»(1825)

Самоконструкция

– Обратите внимание на первое предложение?

После обеда вышли из ярко освещённой столовой на палубу и остановились у поручней.

– Какое это предложение? Неопределённо-личное. О чём это говорит? Не просто не названы имена, лица не определены сознательно. Не важно, о ком это. Важно, что с ними произошло. Начало рассказа как продолжение, как отрывок из романа. Он – поручик, она едет из Анапы, у неё муж и трехлетняя дочка. Больше мы ничего про героев не узнаем.

– Впереди была темнота и огни. Так темнота или огни? Противоположные понятия, едва ли не оксюморон. Но мы легко себе представляем это, потому что видели такое не раз.

– На сколько частей можно разделить рассказ композиционно?

2 части

– Где начинается вторая часть? После слов никогда ничего подобного не испытывал за всю жизнь ни тот, ни другой? Или после тире по-прежнему была проста, весела и – уже рассудительна? До сих пор не было ни слова о рассудке. Было слово сумасшествие. Или со слова однако что-то уже изменилось. Или ещё с одного авторского тире? Он был ещё полон ею – пуст. Сразу после этого предложения звучит: Это было странно!

– Какая часть больше?

– Что волнует автора больше? Состояние человека, когда всё закончилось и ничего нельзя вернуть. Это ещё одна из ряда нескончаемых попыток рассказать о любви словами.

Социоконструкция

Предлагаются задания для выполнения. Ученики выбирают задания самостоятельно, тем самым формируя группы.

Работа группами.

1 группа.

Проследить, какие эпитеты использует автор в первой части и во второй. Найти наиболее определяющие для тональности каждой их частей

1 часть –ярко и горячо освещённая столовая, освещённая пристань, освещённый подъезд

простой прелестный смех, горячая щека, большой, но страшно душный, горячо накалённый за день солнцем номер солнечный, жаркий, счастливый, в лёгком и счастливом духе, легко, беззаботно…возвратился

2 часть – странно, странный , огромная, блестящая под солнцем река, безмерный волжский простор, одинокая жизнь, Случайная, мимолётная встреча, дико, неестественно, неправдоподобно, Страшно несчастен, Глупо, нелепо, Маленький, жаркий и запущенный садик… над неоглядной светло-стальной ширью реки…Внезапная, неожиданная любовь

Огромный переход где-нибудь в Туркестане или Сахаре

Большой и пустой номер

Возбуждённое, сумасшедшее выражение

Юное и глубоко несчастное

Опустевший безмолвный волжский мир

2 группа.

Какие звуки и запахи есть в рассказе?

Рука, маленькая и сильная, пахла загаром

Запахи ночного летнего уездного города

Запах сена и дёгтя и опять всего того сложного и пахучего, чем пахнет русский уездный город

Запах её загар и холстникового платья

Живой, простой и весёлый звук её голоса

3 группа.

Попробуйте определить, что происходит в рассказе со временем и пространством. Есть ли указания на это у автора?

Отлогий подъём …показался бесконечным (путь к счастью, которое совсем близко)

После её отъезда поручик почувствовал и время, и пространство. Они его оглушили. Потому что ему понадобилось осознать, что значит навсегда, навеки И прости, и уже навсегда, навеки…

Огромная река, безмерный волжский простор,

Маленький, жаркий и запущенный садик… над неоглядной светло-стальной ширью реки…

Он вернулся в гостиницу настолько разбитый усталостью, точно совершил огромный переход где-нибудь в Туркестане, в Сахаре.

Опустевший безмолвный волжский мир

Групповая социализация

– Какие же слова подбирает Бунин, чтобы рассказать о чувствах героев? Или речь идёт только об одном герое? Что необычно? (автор – мужчина искренне говорит о чувстве мужчины, что реже встречается в жизни и в литературе)

 

Даю вам честное слово, что я совсем не то, что вы могли обо мне подумать

И он почувствовал такую боль и такую ненужность всей своей дальнейшей жизни без неё, что его охватил ужас, отчаяние.

Всё было хорошо, во всём было безмерное счастье, великая радость… а вместе с тем сердце просто разрывалось на части. ( У Ахматовой: сегодня я с утра молчу/А сердце пополам..) …он, не задумываясь, умер бы завтра, если бы можно было каким-нибудь чудом вернуть её…

Как дико, страшно всё будничное, обычное, когда сердце поражено, — да, поражено, он теперь понимал это, — этим страшным «солнечным ударом», слишком большой любовью, слишком большим счастьем! (для чего, кстати, автор рассказывает о базарной площади, торговках, чужих фотографиях? Чтобы ещё и ещё раз подчеркнуть невозможность обыденного)

…и вчерашний день и нынешнее утро вспомнились так, точно они были десять лет тому назад

Поручик сидел под навесом на палубе, чувствуя себя постаревшим на десять лет. (последнее предложение в рассказе)

 

IV. Подведение итогов урока.

 

В своём цикле рассказов о любви «Тёмные аллеи» И.А. Бунин выясняет историю и природу любви во всех её поворотах. Название такое не случайное. Тёмные аллеи – это не только место, где бродят влюбленные, это и «тёмные закоулки» подсознания, во власти которого находится любовь. Часто эти аллеи мрачны и жестоки.

 

Однажды в разговоре о счастье он привёл слова Л. Толстого: «Счастья в жизни нет, есть только зарницы его — цените их, живите ими». И любовь в понимании И. Бунина — это зарница: вспыхнула и погасла. Об этом свидетельствуют слова эпиграфа к нашему уроку.  Про героев Бунина нельзя сказать словами Грина: «Они жили долго и умерли в один день». Описание тихого семейного счастья не привлекает писателя. А попытка построить это счастье оборачивается неудачей. Как бы сильно ни любили герои, финал всех рассказов одинаково печален. Герои расстаются. В этой разлуке «есть высокое значенье». Только в таком случае, по мысли Бунина, любовь остаётся «где-то в сердце на всю жизнь».

 

V. Домашнее задание: читать рассказ «Антоновские яблоки».

 

 

Чистый понедельник. Краткое содержание рассказа Бунина

Очень кратко: Мужчина влюбился в красивую женщину, долго ухаживал за ней и дарил дорогие подарки. Наконец она отдалась ему, затем бросила его и ушла в монастырь. Он страдал. Через два года он узнал её в монахине.

Дореволю­ционная Москва. Зима 1912 года. Каждый вечер рассказчик посещал одну и ту же квартиру напротив храма Христа спасителя.

👨🏻

Рассказчик
 — молод, красив, склонен к болт­ли­вости и просто­сер­дечной весё­лости, похож на итальянца, яркий и подвижный.

Там жила женщина, которую он безумно любил.

👩🏻

Женщина
 — возлюб­ленная рассказ­чика, дочь купца, молодая и красивая, смуглая и черно­глазая, сдер­жанная и молча­ливая.

Рассказчик возил её в шикарные рестораны, дарил книги, шоколад и живые цветы, но не знал, чем всё кончится. О будущем она говорить не хотела. Близости между ними ещё не было, и это держало рассказчика «в неразрешимом напряжении, в мучительном ожидании». Несмотря на это, он был счастлив рядом с ней.

Реклама

Она училась на исторических курсах и жила одна: её отец, вдовец и просвещённый человек, обосновался «на покое в Твери». Все подарки рассказчика женщина принимала небрежно и рассеянно. Похоже было на то, что ей ничего не было нужно: ни цветов, ни книг, ни обедов, ни театров, ни ужинов за городом. У неё были любимые цветы, книги она прочитывала, шоколад съедала и ужинала с большим удовольствием, но её единственной настоящей слабостью была «хорошая одежда, бархат, шелка, дорогой мех».

Рассказчик часто вспоминал, как они познакомились на лекции Андрея Белого. Писатель не читал лекцию, а пел её, бегая по сцене. Рассказчик «так вертелся и хохотал», что привлёк внимание девушки, сидящей в соседнем кресле, и та смеялась вместе с ним.

Иногда она молча, но не противясь, позволяла рассказчику целовать «её руки, ноги, изумительное в своей гладкости тело». Почувствовав, что он больше не может владеть собой, она отстранялась и уходила. Она говорила, что не годится для брака, и рассказчик больше не заговаривал с ней об этом.

Наша неполная близость казалась иногда невыносимой, но и тут — что оставалось мне, кроме надежды на время?

Реклама

То, что он смотрел на неё, сопровождал в рестораны и театры, составляло для рассказчика муку и счастье.

Так рассказчик провёл январь и февраль. Пришла Масленица. В Прощёное воскресенье она велела заехать за ней раньше обычного. Они отправились в Новодевичий монастырь. По дороге она рассказывала, что вчера утром была на раскольничьем кладбище, где хоронили архиепископа, и с восторгом вспоминала весь обряд. Рассказчик был удивлён: до сих пор он не замечал, что она так религиозна.

На кладбище Новодевичьего монастыря они долго ходили между могил. Рассказчик смотрел на неё с обожанием. Она заметила это и искренне удивилась: он действительно любит её так сильно! Вечером они ели блины в трактире Охотного ряда, она снова с восхищением рассказывала ему о монастырях, которые успела посмотреть, и грозилась уйти в самый глухой из них. Рассказчик не воспринимал её слова всерьёз.

Следующим вечером она попросила рассказчика отвезти её на театральный капустник, хотя и считала подобные сборища пошлыми. Весь вечер она пила шампанское, смотрела на кривляния актёров, а потом лихо отплясывала польку с одним из них.

Глубокой ночью рассказчик привёз её домой. К его удивлению, она попросила отпустить кучера и подняться к ней в квартиру — раньше она этого не позволяла. Между ними произошла близость. Под утро она сообщила рассказчику, что уезжает в Тверь, обещала написать и попросила оставить её теперь.

Письмо рассказчик получил через две недели. Она прощалась с ним и просила не ждать и не искать её.

В Москву не вернусь, пойду пока на послушание, потом, может быть, решусь на постриг… Пусть Бог даст сил не отвечать мне — бесполезно длить и увеличивать нашу муку…

Рассказчик исполнил её просьбу. Он начал пропадать по самым грязным кабакам, постепенно теряя человеческий облик, потом долго, равнодушно и безнадёжно приходил в себя.

Реклама

Прошло два года. Под Новый год рассказчик со слезами на глазах повторял путь, который проделал когда-то вместе с любимой в Прощёное воскресенье. Затем он решил зайти в Марфо-Мариинский монастырь. Дворник не пустил рассказчика: внутри шла служба для великой княгини и великого князя. Рассказчик всё же зашёл, сунув дворнику рубль.

Во дворе обители рассказчик увидел крестный ход. Возглавляла его великая княгиня, за ней следовала вереница поющих инокинь или сестёр со свечами возле бледных лиц. Одна из сестёр вдруг подняла чёрные глаза и посмотрела прямо на рассказчика, словно почувствовав его присутствие в темноте. Рассказчик повернулся и тихо вышел из ворот.

Пересказала Юлия Песковая. За основу пересказа взято издание рассказа, подготовленное А. К. Бабореко (М.: Художественная литература, 1988). Нашли ошибку? Пожалуйста, отредактируйте этот пересказ в Народном Брифли.

Как отпраздновать Чистый понедельник на Лефкаде

Как отпраздновать Чистый понедельник на Лефкаде — Блог гида по Лефкаде

БЛОГ

Как отпраздновать Чистый понедельник на Лефкаде

Поделиться Твиттер Фейсбук

16 февраля 2023 г.

Чистый понедельник*, Пепельный понедельник или «Kathara Deutera» по-гречески — один из самых значительных религиозных праздников во всей Греции. В восточно-православной христианской церкви Чистый понедельник олицетворяет окончание празднования Карнавала и начало Саракости (Великого поста), и в течение этого 40-дневного периода все христиане должны оставить позади свои греховные взгляды, очистить и очистить свое тело и дух и быть готовятся к Пасхе, самому большому празднику в году. В течение этого периода, который начинается сегодня и заканчивается после полуночи Великой Субботы, греки также должны проявлять сдержанность и воздерживаться от красного или белого мяса, мясных продуктов (таких как яйца, молоко и т. д.) и рыбы. К счастью, в Греции богатый кулинарный репертуар, поэтому верующие могут насладиться вкусной едой даже без мяса!

*Чистый понедельник не является стабильным праздничным днем, а зависит от православной Пасхи.

Традиции Чистого понедельника

Этот особый государственный праздник также известен как «Кулума». Если позволяет погода, его отмечают экскурсией в горы, парки или пляжи. Запуск воздушного змея также является частью традиции кулума. В этот день молодые и старые, семьи и друзья запускают своих воздушных змеев ввысь — красивый обычай, восходящий к древним временам, но никто не знает, как и когда это началось. По традиции воздушный змей символизирует освобождение тела от греха и возвышение души, поэтому чем выше взлетит ваш воздушный змей, тем больше шансов, что ваши молитвы будут услышаны Господом.

Кулинарные традиции Катары Дефтера

Kalamarakia tiganita, жареный кальмар Орта враста, вареная зелень

Употребление мясных и молочных продуктов фактически запрещено во время Великого поста, а употребление «бескровных» моллюсков вместе с фасолью, овощами и фруктами подходит для поста . Давайте посмотрим меню Чистого понедельника!

Но сначала лагана. Лагана — особый вид плоского овального азимного хлеба, который выпекают только один раз в году в Чистый понедельник. Он похож на итальянский хлеб фокачча с семенами кунжута сверху и символизирует манну, предложенную Богом израильтянам во время Исхода.

Тарамосалата или тарамас – это вкусный соус из соленой и вяленой рыбьей икры, смешанной с оливковым маслом, лимонным соком и панировочными сухарями или картофелем. Он белого или розового цвета (в зависимости от икры), подается с оливковым маслом и черной оливкой сверху и идеально подходит для намазывания на свежеиспеченный хлеб лагана.

В этот день ты сможешь съесть все виды моллюсков . Таким образом, вы можете насладиться многочисленными блюдами из жареных кальмаров, креветок и мидий или плова из мидий, осьминогов, фаршированных кальмаров и моллюсков.

Стол Чистого понедельника не обходится без халвы , вкусного традиционного десерта из тахини (молотых семян кунжута), масла и сахара. Халвас обычно приправляют ванилью или какао и смешивают с орехами, такими как миндаль. Тебе следует это попробовать!

Другими удовольствиями, которыми обычно наслаждаются в этот день, являются dolamadakia gialantzi (виноградные листья, фаршированные рисом и травами), toursia (маринованные овощи ) , салаты , например, картофельный салат и horta vrasta (вареная зелень), gigantes 6 (kedba bean plaki) 9001 фасолада (суп из белой фасоли), соус фава (пюре из нута) и многое другое, конечно, в сопровождении вина , ципуро или узо .

Таможня Чистого понедельника на Лефкаде

Лес Скарос, Лефкас

Чистый понедельник всегда был праздником на острове Лефкас. Лефкадцы обычно собираются в сельской местности, едят nistisima mezedakia и запускают воздушных змеев под звуки традиционной народной музыки. Пляжи, такие как Ай Яннис, Гира, Милой, в основном предпочитают Бранели (жители города Лефкас) из-за их близости к городу Лефкас. Пляж Катизма также является классической точкой Лефкады для запуска воздушных змеев в Чистый понедельник. Оказавшись там, вы увидите разноцветных воздушных змеев всех форм, размеров и типов, парящих высоко в голубом небе. Для пикника с видом (но без запуска воздушного змея) отправляйтесь в лес Скарос или на мыс Лефкатас, где вы сможете насладиться вкусностями пикника с захватывающим дух видом.

В этот день культурные ассоциации Никианы, Агиос-Петроса и Карии обычно проводят свои ежегодные празднования Чистого понедельника с традиционной музыкой и танцами. К сожалению, в этом году празднование было отменено в качестве меры защиты от распространения Covid-19, но скрестим пальцы, в следующем году у нас снова будет возможность есть, петь и танцевать вместе!

Больше таможни, пожалуйста!

Буханка «Пластарь»*

«Пластарь» готовится в Чистый понедельник. Это хлеб с прозыми, как обычно, за исключением того, что из-за того, что он выпекается на сковороде, а не на дне духовки, тесто получается мягче. Он легче поднимается и получается более легкая буханка. На два вполне достаточных килограмма муки используется немного прозимой закваски, приготовленной накануне вечером, чайная ложка соли, две столовые ложки семян фенхеля и немного оливкового масла.

Материнский пластарь**

В Чистый понедельник молодые замужние женщины должны были принести матери в подарок пластарь. Если не жили со свекровью, то брали и к ней. Это было обязательство, как знак уважения. Поэтому они пекли два или три хлеба, один для дома, а другие в подарок.

Отличный рецепт с Лефкады для вкусного праздника Чистого понедельника

Фото предоставлено Тиной Уэбб.

Каракатица, приготовленная в чернилах с рисом***

Такой способ приготовления напомнит вам итальянское ризотто. Его нужно подавать в течение 10-15 минут, как только он будет готов. Вы можете приготовить каракатицу и рис отдельно и смешать их незадолго до подачи. На Лефкаде это основное блюдо с сезонным салатом. Это греческая и средиземноморская диета. На 4 персоны

Ингредиенты

  • 1 кг очищенных каракатиц – чернила зарезервировать
  • 1 луковица, натертая
  • 2-3 зубчика чеснока
  • 1 бокал оливкового масла на выбор
  • Немного соли и черного перца
  • 300 г белого риса (каролина или арборио)

900: несколько кусочков красного перца и петрушки

Приготовление: Нарежьте каракатиц и хорошо промойте. Дать стечь в сите. Разогрейте оливковое масло в неглубокой сковороде и обжарьте каракатиц с луком. Затем добавьте чеснок, перец и чернильные мешочки, проколотые. Добавьте немного кипятка, чтобы сварить каракатицу. Они должны свариться в собственном соку. Вы можете подавать это как это поверх белого риса. Или вы можете добавить 700 мл воды и пол чайной ложки соли и, когда она начнет пузыриться, бросить промытый рис. Перемешать и оставить, чтобы вода впиталась. Попробуйте и добавьте перец, если хотите. Сверху посыпать тертой петрушкой и красным перцем в качестве украшения.

Лучшие магазины с местными продуктами для этого Великого поста

Супермаркеты на Лефкаде

Кали Саракости!

*Рассказывает Ксени Аспрогерака, Фрайас, Лефкас

**Рассказывает Элени Сумила из Агиос Петрос, Лефкас

*** » Кулинария Лефкады », Эви Вутсина, Fagottobooks editions

Предыдущий

Slow Travel — живи как местный

Stou Pouliou: исследуйте самый крутой район Лефкас

Следующий

Slow Travel — живи как местный

Медленные впечатления на острове Лефкас

Чистый понедельник: как у греков

Чистый понедельник — один из самых важных праздников во всей Греции, который объединяет множество культурных и религиозных традиций, которые возрождаются к жизни. Этот день традиционно отмечается экскурсиями на свежем воздухе и употреблением постной пищи.

Что такое Чистый понедельник

В этот день для православных верующих начинается Великий пост и заканчивается греческий карнавал. Отмечается за 50 дней до православной Пасхи.

По-гречески этот день известен как «Катара Дефтера» или «Кулума». Кулума означает массовый приезд людей в сельскую местность, чтобы отпраздновать Чистый понедельник. Слово происходит от латинского слова «columus», что означает избыток и изобилие.

Меню Чистого понедельника: 5+1 блюдо, которое обязательно должно быть на вашем столе в этот день.

Различные дополнения могут меняться, но стол Чистого понедельника не обходится без:

Лагана : Греческие лепешки с кунжутом! Приготовленная специально к этому дню лагана получается тонкой, хрустящей и невероятно вкусной!

Оливковое масло Масло : золотой продукт греческой земли занимает важное место на столе Чистого понедельника. Оливковое масло делает еду вкуснее, а также является идеальной закуской с ломтиком лаганского хлеба.

Тарамасалата : сливочный, гладкий и насыщенный вкус, этот соус просто необходим на столе Чистого понедельника. Сделанный из рыбьей икры, оливкового масла, лимонов, лука и панировочных сухарей, он считается настоящим греческим соусом из рыбной икры.

Fasolada : no Стол Чистого понедельника не обходится без «Национального блюда» Греции! Традиционный греческий суп из белой фасоли имеет насыщенный вкус и часто сопровождается солеными сардинами.

Морепродукты : поскольку мясо не входит в меню, важную роль играют все виды морепродуктов. Осьминоги на гриле, кальмары на гриле или фаршированные, устрицы и мидии — вот лишь некоторые из деликатесов этого дня.

Халва : Без яиц и молочных продуктов в рецепте это самый распространенный десерт в период Великого поста. Факт: Существует два типа рецептов. Первый состоит из пудинга из манной крупы и изюма, а второй готовится из кунжутного тахини. Второй вариант подходит для Чистого понедельника, так как не содержит оливкового масла, сливочного масла и яиц.

 

Запуск воздушных змеев и пикник в городе

Если погода не подведет, Катара Дефтера станет днем, когда греки запускают воздушных змеев, помимо поедания вкусных угощений. Можно сказать, что этот день является неофициальным началом весны.

Запустить воздушного змея стало обязательным в Чистый понедельник, особенно для тех, у кого есть дети, ожидающие запуска воздушного змея. Если им повезло с хорошей погодой, местные жители и семьи отрываются от стола, заворачивают кусок сладкой халвы и направляются в парк, чтобы насладиться зрелищем сотен разноцветных воздушных змеев, танцующих в воздухе.

Seih Sou Пригородный лес, пляж Неа Крини, тематические парки Неа Паралия и сады Паши входят в список мест, куда местные жители собираются, чтобы насладиться весной.