свод законов «Русская Правда» и биография великого князя Киевского

Князь Ярослав по прозванию Мудрый правил в Киеве удивительно долго для XI столетия, если вспомнить, что он отвоевал отцовский престол, будучи уже зрелым мужем. Таким долголетием князь был обязан не только хорошему здоровью, но и разумной политике. Прежде всего, Ярослав Владимирович повелел составить краткий свод законов для наведения порядка в Древнерусском государстве. Последнее тогда еще толком не оформилось, разобщенные славянские племена не всегда ладили, живя по разным правилам. Больше всего хлопот власти доставлял обычай кровной мести, именно его киевский князь постарался ограничить и даже обернуть себе на пользу, чтобы получать от родовых раздоров немалую прибыль.

Портрет Ярослава Мудрого

Портрет Ярослава Мудрого

В ранней «Русской Правде» в основном описываются различные по тяжести преступления, которые полагалось искупать большими денежными штрафами. Лиходея обязывали выплачивать компенсацию потерпевшему или его родне, а также вносить деньги в княжескую казну за нарушение порядка. Преступивший закон заглаживал вину, расставаясь с гривнами, серебряными слитками установленного веса. В землях восточных славян те когда-то ходили наравне с монетами и были очень удобными для крупных торговых сделок. В Киеве отливались гривны весом около 160 граммов в форме ромба с вытянутыми и обрезанными краями. Поверхность местных слитков пористая, ведь расплавленное серебро мастера заливали в специальные земляные формы, где тут же вскипали остатки воды. У новгородских гривен традиционно более вытянутая форма и больший вес (чуть более 200 граммов). В прочих русских городах тоже выпускались собственные серебряные слитки. Обратите внимание, что гривна – это не только денежная единица, но и мера веса в Древней Руси, поэтому не стоит удивляться такой фразе, как, например, «полгривны золотом».

Киевская гривна

Новгородская гривна

Ярославу Мудрому было куда выгоднее взимать с преступников деньги, чем бесплатно наблюдать побоища на собственных землях. Не осмелившись полностью запретить кровную месть, он ее существенно ограничил. Теперь за убитого или покалеченного родича по княжеской воле были вправе мстить только его родные братья, сыновья, дядья, племянники или отец. Да и те могли чинить расправу не самовольно, а лишь по приговору княжьего суда. Закон запрещал всем прочим близким пострадавшего или убиенного проливать кровь преступника.

Князь Ярослав редко вершил суд лично, чаще перепоручая это дело ябедникам, доверенным лицам, ведавшим сбором податей и правосудием на местах. Любопытно, что при этом на истца ложились обязанности по выяснению личности подозреваемого и сбору доказательств его вины. Если речь шла о краже, то обворованный за три дня до обращения в суд обязывался громко и четко заявить о пропаже в людном месте, подробно описав похищенное. Даже Киев в XI веке был небольшим городом, и сокрытие любой хоть сколько-нибудь ценной вещи осложнялось, потому что горожане могли указать на вора. Одним словом, прежде чем взывать к правосудию, человек должен был примерно представлять, кого обвинять в своем несчастье, и собрать нескольких свидетелей.

Древнюю Русь не обошел распространенный в остальной Европе «Божий суд». Когда свидетели заявляли прямо противоположное, или следствие заходило в тупик по иным причинам, ябедник мог назначить испытание водой или огнем. Первое проводили при исках от 2 гривен в серебре до полгривны в золоте. Ежели обвиняемый или потерпевший ничем не подкреплял правоты, его опускали на веревке в ближайший освященный водоем. Случись человеку всплыть, он признавался виновным, но если начинал тонуть, его вытягивали назад полностью очищенным от подозрений. При тяжких преступлениях или разбирательствах на крупные суммы подвергали испытанию каленым железом или переходом через высокий костер. Если ожоги заживали без осложнений, княжеский суд считал это достаточным оправданием. В пустяковых делах ограничивались приведением человека к присяге на Святом Писании. Судебные поединки на Руси не прижились.

И. Билибин, Суд во времена русской правды (1907)

И. Билибин, Суд во времена русской правды (1907)

Статьи «Русской Правды» о розыске беглых преступников и пропавших вещей могут показаться нам чем-то диким, но то было нормально для XI века.

Когда люди князя гнались за вором, и след обрывался возле какого-то селения, то у местных выбор: или помогать искать злодея, или складываться всей общиной на возмещение ущерба обворованному и на изрядный штраф в пользу князя. Если же преследователи теряли след в безлюдных местах, то дело на этом считалось закрытым.

В современном праве убийство, совершенное во хмелю, считается еще более тяжким преступлением. Но в Древней Руси душегубство, содеянное сгоряча, во время пира или ссоры, давало лиходею право на помощь его общины, где царила круговая порука. Соплеменники выплачивали виру за убитого, если провинившийся собрат до того не уклонялся помогать им в подобных случаях. Когда же человека лишали жизни с холодной головой и безо всякой причины, община передавала убийцу в руки княжеского суда.

Ярослав Мудрый изыскал способ получать выплаты максимально быстро и при этом экономить на содержании своих людей. Вирник, сборщик штрафов, и несколько княжеских дружинников селились в городах и весях рядом с преступником и жили за его счет до погашения долга. Князь предписывал заканчивать дело в одну неделю, но его люди частенько задерживались. Им полагался богатый стол, куда обязательно включалась баранина или говядина, хлеба, сыры, а также ведро хмельного кваса в день. Сверх того хозяин обеспечивал надлежащий уход коням дружинников и кормил тех лишь качественным овсом. Такие траты изрядно облегчали мошну даже состоятельному человеку, и тот стремился поскорее отдать князю положенные гривны, чтобы избавиться от его прожорливых ратников.

В память тысячелетия «Русской Правды» Центробанк России выпустил специальную серебряную монету номиналом в 3 рубля. Центр лицевой стороны занимает геральдический двуглавый орел, по сторонам от скипетра и державы проставлены проба и вес драгоценного металла. Для реверса выбрали фрагмент новгородского монумента в честь тысячелетия России. Рядом с Ярославом Мудрым стоит его внук — князь Владимир Мономах (1113-1125) с раскрытой книгой в руках. Последний славен переработкой «Русской Правды», изрядно устаревшей к началу XII столетия.

3 рубля «Тысячелетие Русской Правды» (2016 г.)

3 рубля «Тысячелетие Русской Правды» (2016 г.)

  • Металл: серебро 925-й пробы;
  • Масса: 33.94 г;
  • Диаметр: 39 мм;
  • Монетный двор: Санкт-Петербург;
  • Гурт: рубчатый;
  • Год чеканки: 2016.

Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах

Похожие презентации:

Первая Мировая война (1914-1918)

Россия в системе международных отношений в XVII веке

Гражданская война́ в России (1917- 1922)

Февральская революция 1917 года

Первая русская революция 1905-1907 гг

Русская культура во второй половине XIX века

Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России

Смута (Смутное время) 1598 – 1613 гг

Индия в XVIII веке (8 класс)

История бренда BMW

1. Установите соответствие между именами князей Древней Руси и прозвищами, закрепившимися за ними в истории:

Укажите, кто из князей:
дела
1) Построил храм Святой Софии в
Киеве
2) Ввел христианство как
государственную религию
3) Упорядочил сбор дани, введя
уроки и погосты
4) Разгромил Волжскую Булгарию и
Хазарский каганат
5) Начал составление свода
законов
6) Убил Бориса и Глеба
7) Организовал оборонительную
систему крепостей на южных
границах Руси
Имена князей:
А) Владимир
Б) Игорь
В) Ольга
Г) Святослав
Д) Ярослав Мудрый
Е) Олег
Ж) Святополк Окаянный
З) Болеслав I Храбрый

2.

Укажите, кто из князей:Русь при наследниках
Ярослава Мудрого.
Владимир Мономах.
План урока
1. Правление Ярославичей
2. Княжеские усобицы
3. Любечский съезд князей
4. Киевское восстание 1113 год
5. Правление Владимира Мономаха
в Киеве

4. План урока

1.Правление Ярославичей
• Перед смертью в 1054 г. Ярослав Мудрый
разделил русские земли м/д пятью
сыновьями. Установился лествичный
порядок наследования (старший сын и его
дети получают киевский престол) + сказал
«живите в мире, не ссорьтесь и слушайте
старшего брата своего!»

5. 1.Правление Ярославичей

ПРАВДА ЯРОСЛАВИЧЕЙ – 1072 г
Первое время братья правили согласно
заветам отца. В 1072 г — создание «Правды
Ярославичей» нового свода законов (часть
Русской правды, которую создал Ярослав
Мудрый). Он предусматривал:
— Наказание за покушение на княжескую
собственность и на жизнь людей,
управляющих княжеским хозяйством.

7.

ПРАВДА ЯРОСЛАВИЧЕЙ – 1072 гОбострение ситуации с
половцами
• Тем временем обострилась ситуация на
южных границах Руси. С востока, из-за
Волги в степи Причерноморья вторглись
кочевные воинственные племена половцев.

8. Обострение ситуации с половцами

.
Причины княжеских усобиц
1) сложность очередного
порядка престолонаследия;
2) рост могущества каждого
отдельного княжества;
3) личные амбиции князей.

10. Причины княжеских усобиц

2.Княжеские усобицы
1 этап. 1068 г – половцы совершили первый
набег на Русь. Разгром русских(под
рук.Изяслава) на р. Альте. Изяслав бежит в
Киев. Киевляне собрали вече и решают
продолжать войну. Изяслав отказывается,
ссылаясь на усталость дружины => восстание
в Киеве => Изяслав бежит к своему тестю в
Польшу.
Только через год (1069), собрав большое
войско в Польше, вновь занимает престол в
Киеве.

11. 2.Княжеские усобицы

2 этап. Тем временем набирал популярность
второй сын ЯМ – Святослав(Чернигов),
сумевший отразить половецкий набег на
свою землю. В 1073 г. – занимает престол в
Киеве, но внезапно умирает. Изяслав снова
утвердился в Киеве.

12. 2.Княжеские усобицы

3 этап. Еще один сын ЯМ – Всеволод(Переславль)
– стал править и в Чернигове(не по закону)
=>возмущения сыновей Святослава => призывают
в союзники половцев. На помощь Всеволоду
пришел Изяслав (киевский князь)
1078 г. – объединенные дружины братьев
(Всеволод+Изяслав) разбили Святославичей и
половцев. Но в сражении умирает Изяслав.
Киевским князем становится Всеволод (10781093). После его смерти занимает киевский
престол старший сын Изяслава Святополк.

13. 2.Княжеские усобицы

4 этап. 1093 г. – набег половцев + сын Святослава
Олег(Тмутаракань) VS Святополк (киевский князь)
+ сын Всеволода Владимир (по роду матери его
называли Мономахом)=>Всеволод и Владимир
Мономах были разбиты.
Итог:
• Половцы разграбили многие города и сёла,
захватили большую добычу, увели много
пленников.
• Олег Святославич занял престол в Чернигове, а
в Владимир Мономах – в Переславле.

14. 2.Княжеские усобицы

3. Любечский съезд князей
Русская земля изнемогала от княжеских
раздоров и половецких набегов, поэтому, по
настоянию Владимира Мономаха состоялся
Любечский съезд 1097 г. Собрались внуки и
правнуки ЯМ.
Итоги ЛС:
1. Объединение в случае опасности
2. Каждый будет править в своем княжестве
самостоятельно =>начало раздробленности
Руси

15. 3. Любечский съезд князей

3. Любечский съезд князей
Любечский съезд не принес своих плодов,
условия мира были нарушены вскоре. Началась
новая кровавая усобица. Тем не менее ЛС
положил начало объединению военных сил
русских против половцев. Вдохновителем стал
Владимир Мономах, земли которого граничили с
половецкой степью.
1111 г. – собрал общее русское войско и нанес
половцам сокрушительный удар. Они ушли в
глубь степей. На южных рубежах стало
значительно спокойнее.

17. 3. Любечский съезд князей

4. Киевское восстание 1113 г.
1113 г. – умирает Святополк Изяславич. Не
пользовался уважением киевлян. Киевское
вече не хотело видеть на престоле сына
Святополка. Но дружина поддерживала его
=> восстание.
• Киевская знать отправляет письмо
Владимиру Мономаху, с просьбой занять
престол. В возрасте 60 лет он соглашается
стать киевским князем.

18. 4. Киевское восстание 1113 г.

5. Правление Владимира Мономаха в Киеве
(1113-1125)
• В возрасте 60 лет, будучи умудренным правителем, известным на Руси
организатором и предводителем многих походов против половцев,
противником княжеских междуусобиц. (БОЛЬШОЙ АВТОРИТЕТ)
1. «Устав Владимира Всеволодовича» – заключительная часть
Русской Правды ЯМ, которая облегчала положение должников
(при Святославе было все очень плохо с ними).
2. Подчинил себе почти всех русских князей. За неповиновение он
карал силой.
3. Своих сыновей рассадил по крупным городам – Новгороду,
Смоленску, Владимиру-Волынскому.
4. Был умным, образованным. В назидание своим детям написал
«Поучение» (о своем жизненном пути).
5. После его смерти киевский престол занял его сын Мстислав
(1125-1132). Продолжил дело отца, стремился не допустить
княжеских междуусобиц.

19. 5. Правление Владимира Мономаха в Киеве (1113-1125)

Вывод:
• После смерти Мстислава, прозванного
Великим вновь начались раздоры между
князьями.
• Княжеские усобицы положили начало
раздроблению Руси. Владимир Мономах и
его сын Мстислав Великий были
последними правителями единого
Древнерус. Гос-ва.

20. Вывод:

В Оружейной палате Московского Кремля — главном
хранилище древних и современных сокровищ России — хранится
экспонат, который называется Шапка Мономаха. По преданию, эта
шапка принадлежала Константину Мономаху (деду Владимира по
матери), а потом была передана греками Владимиру.
Владимир Мономах – великий князь
Время княжения Владимира Мономаха было самым цветущим
в истории Киевской Руси. Половцы встречали дружный отпор,
удельные князья смирились, а непокорные чувствовали сильную
руку князя.

English     Русский Правила

Кодекс законов | закон | Britannica

Ключевые люди:
Фридрих II Альфред Стефан Душан Казимир III Энрико Дандоло
Похожие темы:
советское право суждение Закон фермера Тесаваламаи устав

Просмотреть весь связанный контент →

Кодекс законов , также называемый Юридический кодекс , более или менее систематическое и всеобъемлющее письменное изложение законов. Судебники составлялись древнейшими народами. Самым старым сохранившимся свидетельством существования кода являются таблички из древних архивов города Эбла (ныне Телль-Мардих, Сирия), которые датируются примерно 2400 г. до н.э. Самым известным древним кодексом является вавилонский кодекс Хаммурапи. Римляне начали вести юридические записи, такие как Закон Двенадцати таблиц (451–450 гг.

–565), который был составлен спустя много лет после распада Западной империи. Народы, захватившие Западную империю, также создали кодексы законов, такие как Салический закон салианских франков. В период позднего средневековья в Европе большой авторитет на всем континенте приобрели различные сборники морских обычаев, составленные для использования купцами и юристами.

С 15 по 18 века движения в различных европейских странах по организации и составлению своих многочисленных законов и обычаев привели к составлению местных и провинциальных компиляций, а не национальных. Первые национальные коды появились в скандинавских странах в 17-18 веках. Кодексы второго поколения, представленные Гражданским кодексом Пруссии (1794), представляли собой попытки как установления правового единства, так и синтеза политической и философской мысли XVIII века. XIX век принес более широкое распространение движения за национальные кодификации, первым из которых был Кодекс Наполеона, принятый во Франции в 1804 году. С тех пор другие страны гражданского права приняли аналогичные кодексы, такие как Гражданский кодекс Германии (1896 г.). , Гражданский кодекс Швейцарии (1907 г.) и Гражданский кодекс Японии (1896 г.). Кодекс Наполеона и Гражданский кодекс Германии послужили образцами для подавляющего большинства других современных гражданских кодексов по всему миру.

Еще из Britannica

законодательство: Кодификация

В странах общего права, таких как Великобритания и США, своды общих законов являются скорее исключением, чем правилом, в основном потому, что большая часть закона основана на предыдущих судебных решениях. В Соединенных Штатах эти кодификации, как правило, более узкие и охватывают различные виды процессуального или уголовного и наследственного права. Государства принимают свои собственные кодексы, хотя были попытки установить единые кодексы в различных областях права; наиболее всеобъемлющим из них является Единый торговый кодекс, который был принят во многих юрисдикциях страны. В Великобритании были приняты некоторые кодексы в таких узких областях, как продажа и товарищество, но была проделана значительная работа по пересмотру и консолидации существующих законов.

В международном праве было мало конкретных результатов, несмотря на значительные усилия по кодификации международного публичного и частного права. Были подготовлены проекты по таким вопросам, как арбитраж и продажа товаров, но до сих пор не преодолена трудность достижения признания странами с различными правовыми системами.

Кодекс Хаммурапи: Древние вавилонские законы

Когда вы совершаете покупку по ссылкам на нашем сайте, мы можем получать партнерскую комиссию. Вот как это работает.

Кодекс Хаммурапи написан на этой семифутовой базальтовой стеле. Сейчас стела находится в Лувре. (Изображение предоставлено: jsp | Shutterstock )

Кодекс Хаммурапи относится к своду правил или законов, принятых вавилонским царем Хаммурапи (годы правления 1792–1750 гг. до н. э.). Кодекс управлял людьми, живущими в его быстрорастущей империи. Ко времени смерти Хаммурапи его империя включала большую часть современного Ирака, простираясь от Персидского залива вдоль рек Тигр и Евфрат.

Существует около 300 законов, в которых обсуждается широкий круг вопросов, включая убийства, нападения, разводы, долги, усыновление, гонорары торговцев, методы ведения сельского хозяйства и даже споры, касающиеся пивоварения.

Код наиболее известен по стеле из черного диорита высотой более семи футов (2,25 метра), которая сейчас находится в Лувре в Париже. Стела была найдена на месте Сузы, в современном Иране, археологами под руководством Жака де Моргана в начале 20-го века. Ученые считают, что он был завезен в Сузы в 12 веке до н.э. правителем эламитов, который впоследствии стер часть ее, готовясь к созданию собственной надписи.

Первоначально Хаммурапи должен был выставить стелу на месте Сиппара в современном Ираке, вероятно, в известном храме. В древние времена Сиппар был домом бога солнца Шамаша, и на вершине стелы изображен Хаммурапи перед этим богом, с лучами, исходящими от плеч Шамаша. Ученые широко полагают, что другие, ныне утерянные стелы существовали в других городах Вавилона, которые контролировались Хаммурапи.

После смерти Хаммурапи его система законов стала чем-то вроде классики в древнем мире, и ученые нашли примеры их написания на табличках, которые были скопированы еще в V веке до нашей эры, более чем через тысячелетие после смерти Хаммурапи.

Термин «Кодекс» Хаммурапи — современный, названный так в честь «Кодекса Наполеона» XIX века. Ученые сегодня спорят о значении стелы, которая сейчас находится в Лувре, и о том, действительно ли правила, принятые Хаммурапи, представляют собой полный свод законов.

Независимо от ответов на эти вопросы, сам Хаммурапи заявляет в прологе к своим законам, что его право создавать их было дано самими богами.

«Ану и Энлиль посвятили Хаммурапи, набожного князя, боящегося богов, демонстрировать справедливость в земле, уничтожать зло и нечестие, останавливать могучих, эксплуатирующих слабых, возвышаться подобно Шамашу над массами человечества, освещая земля…» (Перевод из «Нового полного кодекса Хаммурапи», Х. Дитер Виль, University Press of America, 2012)

Суровый и неравный закон

Каждый закон состоит из потенциального дела, за которым следует предписанный вердикт. Приговоры могут быть действительно очень суровыми, и профессор Колумбийского университета Марк ван де Мироп отмечает в своей книге «Царь Вавилона Хаммурапи» (Blackwell Publishing, 2005), что смертная казнь упоминается в качестве наказания не менее 30 раз. Это было наказание даже за «кражу храмового или дворцового имущества или предоставление убежища беглому рабу», — пишет ван де Мироп.

Кроме того, назначенные наказания никоим образом не были единообразными, а скорее зависели от социального положения обвиняемого и обвинителя. Наказания были только «око за око», если два вовлеченных человека были социально равными.

Например, ван де Мироп отмечает, что если член элиты ослеплял простолюдина или ломал ему кость, этот элитный человек должен был заплатить один фунт серебра в качестве штрафа. С другой стороны, если человек ударил человека более высокого социального статуса, то этого человека может ожидать суровое наказание:

«Если представитель элиты ударит по щеке представителя элиты, имеющего более высокий социальный статус, чем он, он подлежит публичной порке 60 ударами кнута», — говорится в одном законе (перевод с книгу ван де Миропа).

Женщины также не могли рассчитывать на равное обращение. Один закон гласит: «Если на жену мужчины указали пальцем из-за какого-то самца, но она не была поймана за совокуплением с другим самцом, она должна прыгнуть в реку ради своего мужа» (перевод Х. Дитера). Виэль).

С другой стороны, женщина могла, в зависимости от обстоятельств, получить наследство. Существовали законы, защищающие женщину в случае, если ее муж попал в плен на войне и был вынужден жить с другим мужчиной, когда у нее закончилась еда. Существовали также законы, регулирующие поддержку, которую храмовая женщина должна получать от своих братьев после смерти ее отца.

Бремя обвинителя и судей

В законах четко указано, что бремя ложится не только на обвиняемого, но и на обвинителя, если он не может доказать свою правоту.

Например, наказание за убийство гласит, что «если человек выдвинул обвинения против другого человека, и он предъявил ему обвинение в убийстве, но не может обосновать свою вину, тот, кто выдвинул обвинения против него, должен быть убит». (Перевод Х. Дитера Виля)

Судьи также подчинялись определенным законам. Хаммурапи правил огромной империей и не был бы в состоянии сам решать все дела. Ван де Миеруп отмечает, что в отсутствие царя комитет мужчин из вовлеченных общин мог действовать в качестве судьи вместо Хаммурапи.

Наказание судьи, пытающегося изменить запечатанный приговор, было суровым: «он должен выплатить 12-кратную сумму ущерба, причинившего судебное разбирательство», — говорится в рассматриваемом законе.

Фрагмент Кодекса Хаммурапи. Законы были высечены на базальтовой стеле клинописью. (Изображение предоставлено: jsp (открывается в новой вкладке) Shutterstock (открывается в новой вкладке))

Как формировались законы?

Хаммурапи был не первым правителем на Ближнем Востоке, написавшим законы. Доминик Шарпен, профессор École Pratique des Hautes Études в Париже, пишет в своей книге «Письменность, право и царствование в древневавилонской Месопотамии» (University of Chicago Press, 2010), что ученым известно о существовании трех сводов законов, изложенных царями, предшествовавшими Хаммурапи.

Самая старая из них была написана Ур-Намму, царем Ура, правившим в 2111–2094 годах до н. э., примерно за три столетия до Хаммурапи. «Эти старые кодексы, очевидно, вдохновили Хаммурапи», — пишет Шарпен.

Кроме того, Хаммурапи, вероятно, опирался на свой личный опыт при составлении своих законов, частично основывая их на прошлых делах, по которым он выносил решения.

Полный свод законов?

Ученые отмечают проблемы с толкованием законов Хаммурапи как полного свода законов в современном понимании. Например, ван де Мироп отмечает, что кодекс не распространяется на все споры, которые могли возникнуть, и содержит несоответствия.

«Один закон требует смертной казни, когда что-то принимается на хранение без надлежащего документа, потому что получатель — вор», — пишет ван де Мироп. С другой стороны, родственный закон просто гласит, что «если человек дает вещи на хранение без свидетелей или договора, и они отрицают, что он дал их, то в этом случае нет оснований для претензии».

Ван де Миеруп также отмечает, что «в обширной документации судебных дел, рассмотренных в правление Хаммурапи и впоследствии, нет ссылок на свод законов, послуживший основанием для решения».

Предназначение стелы

Другая проблема, с которой сталкиваются исследователи, заключается в том, для чего предназначалась стела, находящаяся сейчас в Лувре, которая первоначально должна была быть выставлена ​​в Сиппаре? Шарпен отмечает, что, даже если бы кто-то умел читать, стелу было бы трудно использовать в качестве справочного материала для поиска закона.

Ван де Мироп пишет, что ответ на эту загадку, по-видимому, лежит в эпилоге стелы, в разделе письма после того, как были даны законы. В нем Хаммурапи делает два основных замечания: во-первых, любой в его царстве мог подойти к статуе, увидеть (или услышать) слова на ней и «понять его проблему, и пусть он будет доволен в своем сердце». Другими словами, это был памятник королевскому чувству справедливости и способ заставить его подданных чувствовать себя лучше, когда они чувствовали, что с ними поступили несправедливо.