Ольга, великая княгиня Киевская с 945 по 969 год. Интересные факты биографии

Настройки шрифта:

Выберите шрифт Arial Times New Roman

Интервал между буквами (Кернинг) Стандартный Средний Большой

Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:

Настройки

Об Ольге сложено много красивых легенд, некоторые из которых можно узнать в историческом парке «Россия-Моя история». Таинственно и загадочно, по воле Олега, Ольга становится женой князя Игоря, наследника престола зарождающегося Русского государства. Какого она рода? Откуда приехала в Киев?

Учёные до сих пор ищут свидетельства, а в «Повести временных лет» рассказывается о том, что, мол, жила во Пскове «Плескове» простая славянская девушка – перевозчица через реку Великую. И на этой-то реке встретила она князя Олега и князя Игоря…

Интересно, что при распространённой практике многоженства в славянской языческой среде, особенно среди богатых славян, Ольга была единственной женой Игоря. Некоторые историки полагают, что сам князь был скрытым христианином и руководствовался в своей семейной жизни правилами христианской морали.

Однако, далее, уже из исторически неоспоримых фактов, представленных  также на выставках «Россия-Моя история», Ольга предстает перед нами как прирождённая, прошедшая хорошую школу правительница, обладающая мощной политической волей.

Князь Олег начал объединение разрозненных славянских племен вокруг Киева в единое сильное государство, а она его завоевания удержала, укрепила. Именно она. Во время недолгого правления князя Игоря государство, собранное Олегом, стало распадаться. И вот Игоря убивают – это уже прямой бунт против Киева, за которым неминуемо должен был последовать окончательный распад, развал Руси. Но Ольга, оставшаяся вдовой с трёхлетним младенцем Святославом, этот распад останавливает.


Начало правления Оль­ги омрачено жестоким отмщением за гибель мужа – она сожгла столицу древлян, город Искоростень. Но её поступок одобрили киевляне, дружина, влиятельные предводители. Об её мести сложили песни. Ольга взяла осадой Коростень, казнила пять тысяч древлян, а остальных отдала в рабство. И притихла Русь, признала Киев своим единым центром. Она, как великая государственная деятельница, несла ответственность за будущее зарождающегося государства. Укрепила его ядро и воспитала такого сына, который в восемнадцать лет возглавил войско, уничтожившее, стёршее навеки с лица земли некогда могучий Хазарский каганат.


Ольга продолжала управлять государством и после возмужания сына, который был занят только походами. Главным её делом стало установление порядка.

Император в Константинополе подтвердил прежний договор о мире, именуя Ольгу «игемоном и архонтиссой русов». Она объехала все свои земли и, чтобы не было новых насилий, ввела «уставы» и «уроки» (постоянные размеры дани), создала погосты, где останавливались сборщики податей. По сути, она провела первую административную реформу. Именно такой образ княгини – властной и мудрой – вошёл в историческую литературу.

В 957 году Ольга отправилась в Константинополь, чтобы принять христианство. Как самодержавная правительница сильного государства княгиня поплыла в Царьград, желая, не уронив достоинство своего Отечества, принять крещение от самого константинопольского Патриарха. Крёстным отцом своим Ольга желала видеть только самого императора. И так и случилось.


По возвращении на Русь княгиня в некоторых местах уничтожила языческие святилища и воздвигла христианские храмы.

Считается, что Ольга основала Псков. По преданию, на месте увиденных ею трёх светоносных лучей с неба княгиня воздвигла храм Святой Живоначальной Троицы. Вокруг этого храма и стал расти город.

Скончалась Ольга в 969 году. 

Подробнее об этом временном периоде можно узнать в историческом парке «Россия-Моя история».

Поделиться с друзьями!

История налогов. Часть 1: подати Древней Руси и ордынский «выход»

По мере того, как зарождалось и крепло наше Отечество, увеличивались различные подати. В этом непростом деле всегда было много острых вопросов и категоричных ответов. Власти всегда стремились взять больше, а люди, соответственно, отдать поменьше. Первые вводили новые подати, вторые искали способы их обойти.

Как упорядочить грабёж и сделать его законным: рецепт от варягов

Самое первое упоминание о налогах на Руси содержится в Лаврентьевской летописи: «Варяги из-за моря взимали дань с чуди, и со словен, и с мери, и с кривичей. А хазары брали дань с полян, и с северян, и с вятичей по белке с дыма». Враждовавшие между собой славянские и не только племена были удобной «дойной коровой» для заморских гостей, в том числе варягов. Сначала те наведывались «по пути в греки», а затем приняли решение здесь остаться. Варяги быстро смекнули: если и дальше позволять, кому не лень обирать местные племена, тогда себе не останется.

С созданием государства у князей возникла необходимость строительства оборонительных укреплений, подготовки новых походов, но главным в этом деле стала защита населения от других желающих прийти на Руси и поживиться.

Чаще всего для сбора дани князья использовали известную им форму – «полюдье». Это был зимний (с ноября по апрель) объезд князем с дружиной подвластных земель во время которого собиралась дань и кормилась дружина. Византийский император Константин Багрянородный описывал этот «ритуал» так: «Когда наступит ноябрь, … князья выходят со всеми росами из Киева и отправляются в полюдье, то есть круговой обход, а именно – в славянские земли древлян, дреговичей, кривичей, северян и остальных славян, платящих дань росам. Кормясь там, они в апреле, когда растает лед на Днепре, возвращаются в Киев, собирают и оснащают свои корабли и отправляются в Византию». Население относилось к этому вполне лояльно, особенно те племена, которые добровольно пускали к себе Олега и его дружину.

Неопределённость размера дани и излишние запросы князя и дружины могли вызвать негативную реакцию со стороны данников, и надо сказать, что Олег «держал» себя в руках. Но вот Игорь отступил от этого негласного правила, за что и поплатился. Возмущённые неумеренностью Рюриковича древляне убили князя.

Вдова покойного Ольга, конечно, покарала древлян, но гибель князя стала важным сигналом: неопределённость размеров дани и неупорядоченность системы сбора вновь может привести к серьёзному недовольству. В 946 году Ольга проводит первую в русской истории налоговую реформу – вводит уроки (размеры взимаемой дани) и погосты (места сбора дани).

Немного погодя в Древнерусском государстве появляются специальные представители князя, следившие за сбором налогов и взимавшие штрафы. В «Русской Правде» уже чётко зафиксирован размер сбора в пользу должностных лиц на местах. Вирник получал в свою пользу семь вёдер солода, баранью тушу (на неделю), по две курицы в день, сыр в постные дни, ежедневно хлеб и пшено по потребности. Также люди обязаны были кормить до четырех коней «чиновника». Так, ещё в Древней Руси содержание чиновника становится одной из форм налога, который не поступает в казну, а достаётся непосредственно должностному лицу.

Со временем к постоянным налогам/дани добавляются чрезвычайные и косвенные сборы. Это «дары» и «поклоны», которые были нерегулярными и взимались по случаю каких-либо событий в семье князя. По мере втягивания Руси в междоусобицу в княжествах распространяется «откуп» – своего рода контрибуция с города, осажденного или захваченного враждебным князем. Предтечей косвенных налогов в современном понимании стали сборы, взимаемые при совершении различных сделок или действий. Эти налоги платили только те, кто участвовал в сделке или в судебной тяжбе.

Больше всего было торговых пошлин. Древнейшей пошлиной, связанной с торговлей, по-видимому, был мыт, который упоминается уже в 907 году. Далее возникают сборы с провоза товаров, использования амбаров, взвешивания, обмеривания, наклеивания ярлыков и прикладывания печатей. Причём каждый раз местные власти придумывали всё новые и новые поборы, которые достигли максимальной дробности в XV-XVI веках.

С принятием христианства связано введение церковной десятины, символом которой стала выстроенная Владимиром в Киеве Десятинная церковь. Теперь церковь получала десятую часть от всех налогов – дани, судебных и прочих пошлин, вир и других сборов с населения. В отличие от Западной Европы в России десятина носила централизованный характер, т.е., человек просто платил налоги, десятая часть которых обязательно перечислялась в пользу церкви.

К XIII веку большинство налогов уже остаётся в регионах/княжеских уделах, и лишь незначительная их часть поступает в Киев. Раздробление налоговой системы в узкокорыстных интересах удельных князей, которые думали лишь о себе и иногда о великокняжеском престоле, привела в итоге к ослаблению единого древнерусского государства и его распаду.

Не платишь своим, будешь платить чужим

Монгольское нашествие существенно изменило фискальную систему на Руси. Удельные княжества превратились в главных данников Золотой Орды.

Заинтересованные в регулярном поступлении налогов, монголы проводят реформу и впервые за историю Руси проводят переписи населения. Несмотря на то, что первая попытка оказалась неудачной (1253), в 1257 году ордынцы «исчетоша» население Владимиро-Суздальской, Рязанской и Муромской земель, а в 1259-м и Новгородской. Это были многоуровневые переписи – хозяйственные, подомовые и военные. Завоевателям была важна не столько численность населения, сколько количество воинов, которое сможет выставить та или иная территория.

Сначала золотоордынские ханы использовали откупную систему, требуя десятую часть всех доходов, а откупщиками были богатые купцы из восточных стран – армяне, евреи, хазары, бухарцы, хивинцы, арабы. Произвол откупщиков часто становился причиной выступлений. Самое крупное восстание вспыхнуло в 1262 году, охватив всю Владимиро-Суздальскую землю: люди уже не могли терпеть «… насилия от поганых», созывали веча, выгоняли «бесермен», откупивших сбор дани. После недовольства и многочисленных восстаний ханы доверяют сбор дани на русских князей. Теперь сами князья должны были собирать «ордынский выход», а для надзора на Русь посылают баскаков, которые не столько собирают, как у нас принято думать, сколько следят за тем, чтобы всё было собрано и до последнего отправлено в Орду.

Платить будем, а по головам считать не дадим

Перепись 1273 года стала последней. С XIV века старший из русских князей должен был поставлять «выход», отсюда и ярлык на княжение становился одновременно правом на сбор налогов в пользу хана Орды. Развернувшееся соперничество между московскими и тверскими князьями показывает, насколько выгодно было собирать налоги. Победителем в борьбе за ярлык стал московский князь, который до конца XV столетия был главным сборщиком налогов на Руси.

Основной единицей обложения теперь становится «соха». «Сохой» считалось 3-4 человека без лошади или два работника и 3 лошади. Одной «сохой» было и хозяйство кожевника, имеющего один чан, или кузница с одним мастером.

С XIV века князья предпочитают взимать налоги деньгами. Дани подлежало большинство населения за исключением бояр, духовенства и полных холопов. Помимо общего обложения в это время увеличиваются косвенные налоги. Ханы вводят специальную пошлину с торговли – тамгу (от «тамг» клеймо или печать), кроме того, с торговых сделок взималось осмичее, с судов брали «водяной мыт», а за перевозку товаров по суше – «сухой мыт». Усложнение и увеличение числа налогов стало естественным результатом ордынского ига.

Выход собирали, а про себя не забывали

Получив в руки контроль над денежными потоками в Орду, московские князья не забывали и о себе любимых. Помимо уплаты дани в Золотую Орду и содержания своей семьи, московские князья выделяют особые налоги, поступления с которых тратились на конкретные потребности государства – организацию войска, строительство крепостей, дорог, доставку казённых грузов и др.

Частая нехватка денег компенсируется натуральными повинностями – трудовой, гужевой, ямом, хотя со временем часть этих повинностей переводятся в денежные. Так, если раньше крестьяне или горожане должны были «стоять на яму», т.е. находиться со своими лошадьми на станциях больших дорог, то в XVI веке появляются «ямские деньги», которые шли на содержание ямщиков, чьей обязанностью была служба по перевозке казённых грузов и должностных лиц. Но от повинностей никто не собирался отказываться, поэтому люди продолжали заготавливать лес на нужды двора, «кормить» войска, поставлять лошадей, косить сено для государевых коней.

В XIV-XV столетиях «десятое» взимается в натуральной форме (хлебом или рыбой). Главным же источником доходов церкви становятся повинности крестьян на церковных землях. Лишь к XVI веку удалось ограничить рост церковных, прежде всего, монастырских вотчин.

Расширение и усложнение системы управления привело к необходимости содержания многочисленных княжеских чиновников, прежде всего, наместников и волостелей. Вместо жалованья наместники получали «корм». Так возникла система «кормлений», которая просуществовала до Ивана Грозного. Получая неплохие доходы, обирая население, наместники могли существовать весьма безбедно, что, с одной стороны, усиливало их желание выслужиться и не потерять должность, а с другой – стремление нажиться за счёт вверенной территории.

***

Налоговая система в период ордынского завоевания усложняется. На Руси формируется несколько центров власти, которые соперничают между собой за право сбора налогов в пользу хана. Именно в этот период сбор налогов становится самым главным символом власти. Победа московских князей в борьбе за право сбора дани привела к возвышению Московского княжества, которое со временем становится центром собирания налогов и… земель русских. Как говорится, власть – не тот, кто платит, а тот, кто собирает.


Читайте также:

История налогов. Часть 2: кто оплатил расширение Московии до империи

История налогов. Часть 3: зигзаги Российской империи

История налогов. Часть 4: скинуться на советскую власть


Литература:

Захаров В. Н., Петров Ю.А., Шацилло М.К. История налогов в России. IX — начало ХХ в. М., 2006.

Починок А.П. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. М., 1999.

Увлекательная история кладбищ — Кит Эггенер

У вас отключен JavaScript
Для оптимальной работы включите JavaScript. Вот как

Перейти к основному содержанию Поиск

Зарегистрируйтесь или войдите

Хотите ежедневно получать по электронной почте планы уроков, охватывающие все предметы и возрастные группы?

Узнать больше

Давай начнем…

Тонкие деревья, ржавые ворота, осыпающийся камень, одинокий плакальщик: все это приходит на ум, когда мы думаем о кладбищах. Но не так давно многие могильники были оживленными местами, с садами и толпами людей, и на протяжении большей части истории человечества мы вообще не хоронили своих умерших. Как кладбища стали тем, чем они являются сегодня? Кит Эггенер углубляется в наши постоянно развивающиеся ритуалы поминовения умерших.

Дополнительные ресурсы для изучения

Управление библиотекой

Делиться:

Настройте этот урок

Создайте и поделитесь новым уроком на основе этого.

Об анимации TED-Ed

Анимации TED-Ed содержат слова и идеи педагогов, воплощенные в жизнь профессиональными аниматорами. Вы педагог или аниматор, заинтересованный в создании анимации TED-Ed? Назовите себя здесь »

Познакомьтесь с создателями

  • Педагог Кит Эггенер
  • Режиссёр Ремус Бузнеа, Кириаки Кириаку
  • Рассказчик Адриан Даннатт
  • Арт-директор Ремус Бузнеа, Кириаки Кириаку
  • Аниматор Ремус Бузнеа, Кириаки Кириаку
  • Композитор Уткукан Экен (Playhead)
  • Звукорежиссер Листер Россель (Playhead)
  • Контент-продюсер Герта Ксело
  • Редакционный продюсер Алекс Розенталь
  • Ассоциированный продюсер Бетани Катмор-Скотт
  • Ассоциированный редактор-продюсер Элизабет Кокс
  • Редактор сценария Алекс Гендлер
  • Фактчекер Франсиско Диес

Другие материалы из Ecofying Cities

05:26

Наука и технологии

продолжительность урока 05:26

Управление библиотекой

1 719 047 просмотров

05:24

Дизайн, проектирование и технология

продолжительность урока 05:24

Управление библиотекой

3 358 197 просмотров

05:23

Общественное здравоохранение

продолжительность урока 05:23

Управление библиотекой

368 381 просмотр

04:23

Дизайн, проектирование и технология

продолжительность урока 04:23

Управление библиотекой

116 447 просмотров

Модальный вход

Нажмите «Зарегистрироваться», если вам нужно создать бесплатную учетную запись TED-Ed.

Если вы уже вошли на сайт ted.com, нажмите «Войти», чтобы подтвердить свою аутентификацию.

РегистрацияВход

Только учащиеся в возрасте 13 лет и старше могут создать учетную запись TED-Ed.

На кладбищах сходятся уроки истории, экологии и др.

Этот звук генерируется автоматически. Пожалуйста, дайте нам знать, если у вас есть отзывы.

Когда дело доходит до преподавания истории, нет ничего лучше, чем позволить прошлому говорить само за себя.

На кладбищах по всей стране учителя могут воспользоваться именно этой возможностью, подключаясь к образовательным программам, которые связывают памятники, могилы и даже местную флору и фауну с курсами истории и многим другим.

Заповедники, управляющие этими местами отдыха, предлагают программы для учащихся всех возрастов — иногда предлагают стажировки для старшеклассников — и даже разработают уникальные планы уроков для преподавателей, которые хотят что-то специальное для своего класса или учебной программы.

Что касается того, может ли учащиеся счесть мысль о посещении могил чем-то опасным, эксперты говорят, что учащиеся часто открыты, взволнованы и жаждут узнать, что находится у них над и под ногами.

«Я считаю, что когда студенты приезжают сюда, их не смущает то, что они находятся на кладбище», — сказала Элизабет Хантер, координатор образовательных программ в Woodlawn Conservancy в Нью-Йорке. «Они готовы учиться».

Искусство и сохранение

Охрана Вудлон служит некоммерческой организацией кладбища Вудлон, расположенного в Бронксе и датируемого 1863 годом. Здесь посетители могут найти исторических личностей от суфражистки Элизабет Кэди Стэнтон до джазового пианиста и композитора Дюка Эллингтона. , филантроп и предприниматель мадам Си Джей Уокер основателю универмага Роуленду Хасси Мэйси.

Благодаря партнерству с государственными школами Нью-Йорка учащиеся регулярно совершают экскурсии по 400 акрам Вудлона. Хантер сказал, что визиты могут быть адаптированы к урокам истории практически по любому предмету, включая иммиграцию, суфражисток и историю чернокожих.

«Люди так усердно работали в своей жизни и создавали прекрасное наследие и памятники», — сказал Хантер. «И мы придерживаемся подхода, согласно которому мы все еще узнаем о них 100 лет спустя».

Особое внимание уделяется памятникам. Студентам предлагается подумать о том, что эти мемориалы могут рассказать посетителям о жизни человека, которого они представляют, а также о том, как сохранить материалы, использованные для их создания.

Будь то гранит, мрамор или что-либо другое, сохранение надгробий и надгробий является постоянной задачей охраны природы, и ученики также могут научиться этому. В Вудлоне проводится торговая программа для молодых людей, которая длится 10 недель и включает в себя ландшафтный дизайн и каменную кладку. После школы учащиеся могут учиться у мастеров и работать непосредственно над восстановлением некоторых памятников. Некоторые студенты могут быть наняты Вудлоном.

«Мы всегда обращаемся к старшим школьным консультантам с просьбой помочь молодым людям, заинтересованным в участии в торговых программах, — сказал Хантер. «Мы говорим школам, чтобы они посылали ваших людей к нам».

Экосистемы оживают

Рэйчел Уолман, директор отдела образования кладбища Грин-Вуд в Бруклине, Нью-Йорк, сказала, что на его 478 акрах постоянно проживает более 570 000 человек, некоторые из которых восходят к 1732 году и были перезахоронены там. В то время как студенты могут посетить, чтобы узнать об истории людей, которые живут там сейчас, они также могут узнать о дикой природе, которая называет Грин-Вуд своим домом.

«Студенты начинают думать об изменении климата и о том, как мы способствуем сохранению биоразнообразия, — сказал Уолман. «Это невероятное место для наблюдения за более чем 130 видами птиц, которые ежегодно прилетают и мигрируют».

На кладбище растет более 7000 деревьев, и благодаря круглогодичным экскурсиям студенты могут отслеживать сезонные изменения листвы. Дополнительные темы, которые можно осветить, включают в себя, почему на кладбище сажают больше местных лугов, чем газонов.

«С газонами сложно, потому что у людей кладбища ассоциируются с газонами, — сказал Уолман. «Но газоны не очень хороши и связаны с изменением климата».

Кладбище Green-Wood Cemetery, имеющее собственного директора по экологическому просвещению, предлагает локальные программы и проводит экспериментальную программу экологического просвещения в средних школах. Ученики могут приходить один раз, а преподаватели могут заказать несколько экскурсий для разных классов.

Например, шестиклассники могут узнать об опылителях и их роли в пищевой цепочке, собрать семена осенью и узнать, почему бабочки, пчелы и другие насекомые прячутся под землей зимой. Точно так же семиклассники узнают о первых пионерах, таких как Барри Коммонер, клеточный биолог, который способствовал развитию современного экологического движения, и Юнис Фут, первая, кто обнаружил, как углекислый газ улавливает тепло в атмосфере. В 8-м классе учащимся предлагается задуматься о роли кладбищ не только как мест отдыха для близких, но и как дома для других организмов.

«Учитывая, что Грин-Вуд — это кладбище, оно должно быть эстетичным и давать людям возможность чувствовать себя комфортно», — сказал Уолман. «Но это также среда обитания. Мы не единственные, кто использует это пространство».

История как коллективная память

Несмотря на то, что кладбища Грин-Вуд и Вудлон имеют готовые образовательные возможности, любое кладбище может стать для учащихся богатым учебным опытом. С помощью нескольких инструментов и примерно получаса преподаватели могут превратить свое местное кладбище в интерактивную карту прогулок для своих классов — и найти подходящие приложения для многих предметов, современных или исторических.

«Мы пытаемся сделать национальное локальным», — сказал Джеффри Смит, старший профессор истории Линденвудского университета в Сент-Чарльзе, штат Миссури. «Вы берете общую картину и превращаете ее в живую, дышащую историю».

Смит разработал серию бесплатных уроков, которые помогут преподавателям использовать кладбища для преподавания предметов от геологии и истории до английского языка и математики. На одном из уроков преподаватели знакомятся с процессом создания цифровой карты и QR-кода для отметки надгробий, посещенных во время посещения кладбища.

Смит сказал, что кладбища являются одним из лучших инструментов обучения, которые могут использовать преподаватели, вытаскивая учащихся из класса, когда они узнают, как развивалась история в их родном городе.

Студенты могут узнать, почему некоторые профессии из прошлого больше не существуют сегодня. Педагоги могут предложить учащимся подумать, почему один человек похоронен под памятником, а другой — под простым надгробием, и указывает ли это на их важность или нет. Молодые студенты могут даже изучить роль погоды и материалов в том, почему некоторые камни кажутся четкими, а другие трудночитаемыми.

«Вы можете заставить их говорить о том, как место формирует не только наши индивидуальные воспоминания, но и то, как сообщество думает о своей коллективной памяти», — сказал Смит.

Посещение кладбища может открыть двери для рассказов учащихся о близких, которых они потеряли, которые педагоги могут рассмотреть и подготовить к посещению.