В чем состоит духовная жизнь человека и что это за понятие?

Взрослые люди часто задумываются о саморазвитии и самосознании, о вопросах этики и морали, духовности и религии, о смысле жизни. В чем состоит духовная жизнь человека? Можно сказать, что это нагромождение его впечатлений и опыта, которые осознаются в процессе жизнедеятельности.

Что такое духовность?

Вопросами духовности занимаются такие науки, как философия, теология, религиоведение и обществознание. В чем состоит духовная жизнь человека? Дать определение ей очень сложно. Это формирование внутреннего мира, который включает в себя знания, чувства, веру и «высокие» (с морально-этической точки зрения) цели. В чем состоит духовная жизнь человека? Образование, семья, походы в церковь и редкие подачки милостыни? Нет, это все неверно. Духовная жизнь – это достижения чувств и разума, объединенные в так называемые духовные ценности, которые ведут к построению еще более высоких целей.

«Сила» и «слабость» духовного развития

Что отличает от прочих «духовно развитую личность»? В чем состоит духовная жизнь человека? Развитая, целостная личность стремится к чистоте идеалов и помыслов, она думает о своем развитии и поступает в соответствии со своими идеалами. Слабо развитый в данном плане человек не способен оценить все прелести мира вокруг, внутренняя жизнь у него бесцветна и бедна. Так в чем состоит духовная жизнь человека? В первую очередь, это прогрессивное развитие личности и ее саморегуляция, под «руководством» высоких ценностей, целей и идеалов.

Мировоззренческие особенности

В чем состоит духовная жизнь человека? Эссе на эту тему часто задают писать школьникам и студентам, так как это – фундаментальный вопрос. Но его нельзя рассматривать без упоминания такого понятия. как «мировоззрение». Что это? Этот термин описывает совокупность взглядов личности на окружающий ее мир и процессы, которые в нем происходят. В мировоззрении заложено отношение индивида ко всему, что его окружает. Мировоззренческие процессы определяют и отображают чувства и мысли, которые мир преподносит человеку, они формируют целостное представление о других людях, о природе, обществе, моральных ценностях и идеалах. Во всех исторических периодах особенности людских взглядов на мир были разными, но и сложно найти две личности с одинаковыми взглядами на мир. Именно поэтому можно сделать вывод, что духовная жизнь каждого отдельно взятого человека – индивидуальна. Могут быть люди со схожими представлениями, но есть факторы, которые обязательно внесут свои коррективы.

Ценности и ориентиры

В чем состоит духовная жизнь человека? Если говорить об этом понятии, то необходимо вспомнить и про ценностный ориентир. Это – наиболее дорогой и даже святой момент для каждого человека. Именно такие ориентиры в совокупности отображают отношение личности к фактам, явлением и событиям, которые происходят в действительности. Ценностные ориентиры различны для разных наций, стран, обществ, народов, общин и этносов. При их помощи формируются как индивидуальные, так и общественные цели и приоритеты. Можно выделить нравственные, художественные, политические, экономические, профессиональные и религиозные ценности.

Мы – это то, о чем мы думаем

Сознание определяет бытие – так говорят классики философии. В чем состоит духовная жизнь человека? Можно сказать, что развитие – это осознанность, ясность сознания и чистота мыслей. Нельзя сказать, что весь этот процесс происходит только в голове. Понятие «осознанность» подразумевает некие активные действия на этом пути. Она начинается с контроля над своими мыслями. Каждое слово происходит от бессознательной или сознательной мысли, именно поэтому важно их контролировать. Следом за словами приходят и действия. Тон голоса, язык тела соответствуют словам, которые, в свою очередь, порождаются мыслями. Следить за своими действиями также крайне важно, так как они станут со временем привычками. А перебороть дурную привычку очень сложно, гораздо лучше ее не иметь. Привычки формируют характер, а это именно то, каким видят личность другие люди. Они не способны знать мысли или чувства, но они могут давать оценку и анализировать поступки. Характер же, вместе с поступками и привычками, формирует жизненный путь и духовное развитие. Именно постоянный контроль над собой и самосовершенствование составляют основу духовной жизни человека.

fb.ru

Духовный мир человека

Духовный мир человека является сложной системой, в которую входит множество элементов. Очень важными ее составляющими есть мировоззрение, вера и убеждение. Мировоззрение складывается в процессе активной жизнедеятельности и познания мира. На протяжении накопления оценочных суждений об окружающем мире формируется устойчивая система взглядов на мир.

Элементы духовного мира личности
  1. Духовные потребности, познание окружающего мира, самовыражение. Каждый человек нуждается в развитии и самореализации. Чем больше информации он получает, тем активнее расширяется его сознание.
  2. Убеждения и твердые взгляды, основанные на мировоззрении. В процессе познания духовный мир человека и мировоззрение формируют его привычки и взгляды на жизнь, которые определяют модель поведения.
  3. Социальная деятельность. Для каждой личности очень важно общение с другими и способность заниматься тем или иным видом деятельности. Социальная деятельность помогает вырабатывать лучшие качества и совершенствоваться.
  4. Постановка и достижение целей. Если личность сознательно ставит перед собой цели, это говорит о высоком уровне сознания. Внутренний духовный мир человека отражает планы на ближайшее будущее и четкое виденье своего жизненного пути.
  5. Вера в истинность своих убеждений. Именно вера позволяет нам идти по своему пути и продолжать познание. Без веры человек становится рабом системы, т.е. живет навязанными мнениями и ценностями.
  6. Чувства и эмоции, которые позволяют личности общаться с обществом. У каждого из нас чувства выражаются по-своему, поэтому духовный мир современного человека может носить разный характер его отношений с природой, с окружающей реальностью.
  7. Жизненные ценности и идеалы
    , смысл деятельности. На основании сформировавшихся ценностей мы по-своему понимаем смысл жизни и вообще какой-либо деятельности.
Типы мировоззрения
  1. Обыденное. Иногда его называют жизненным. Человек опирается на свой опыт и принимает решения, исходя из него.
  2. Гуманистическое. Богатый духовный мир человека объединяет научное мировоззрение, экологическую безопасность, социальную справедливость и нравственные идеалы.
  3. Религиозное представляет собой религиозные взгляды, на основании которых формируются убеждения и мнения человека.
  4. Научное. Сознание и духовный мир человека опирается исключительно на науку и таким образом отражает убеждения современного научного познания.

Наше общество обладает определенным духовным фондом, который предстоит освоить каждому человеку. В процессе развития появляется множество ответвлений духовности, поскольку каждый человек в итоге выбирает наиболее комфортное для себя мировоззрение, но на протяжении жизни оно может меняться.

 

womanadvice.ru

К вопросу об изменении жизненных ценностей в процессе жизни



Велико то, что долговечно, долговечно лишь то, что справедливо.

Джузеппе Феррари

Все мы, взрослые и дети, живем в обществе. Есть вещи, которые очень важны для нас, а есть что-то, что почти не имеет значения. Только мы сами решаем, что для нас хорошо, а что плохо. Каждый день мы сталкиваемся с ситуацией выбора: быть добрыми или злыми, жертвовать собой или оставаться эгоистами, говорить правду или лгать. Мы выбираем с кем нам дружить, делать что-то или не делать, учимся, приспосабливаемся, привыкаем, верим. Нам часто приходиться с чем-то мириться, преодолевать себя, терпеть — все это мы делаем для достижения определенных целей, исходящих их наших жизненных ценностей.

Каждый из нас, возможно, задавал себе вопрос: «что для меня самое важное?»

У каждого на этот вопрос свой ответ. Мы сами выбираем для себя жизненные ценности. Что же это такое? Прежде всего, это то, что определяет жизнь человека, его убеждения, границы внутренних правил, которые он сам соблюдает. Это тот «внутренний компас», по которому мы должны сверять наши поступки, слова.

Какие же жизненные ценности являются основными? Сколько их? Как оказалось, ответить на этот вопрос непросто. Список ценностей оказался огромен. Но ведь всё большое можно разделить на части и выделить главное. При анализе жизненных ценностей можно выделить три основные ценностные группы:

  1. Жизненные ценности, связанные с деятельностью (непрофессиональной) человека в обществе (отношения в семье, с друзьями).
  2. Ценности, связанные с профессиональной деятельностью (учёба, работа, служба).
  3. Ценности, связанные с человеком как личностью (саморазвитие, творчество, духовный мир).

Большинство ученых едины во мнении, что основными жизненными ориентирами для человека являются общечеловеческие духовные ценности, такие как: любовь, дружба, справедливость, гуманизм, знания, труд, культура, гармония, долг, равенство и др.

Наши жизненные ценности состоят из миропонимания и включают в себя множество различных влияний: влияние родителей и семьи, отношение к религии, образование, предпочтения, круг общения и др. от чего зависит мировоззрение каждого человека.

Ученые полагают, что ценности формируются в подростковом возрасте и основываются на условиях существования [1]. Есть некоторые методики их определения. Самой известной является методика профессора Ш.Шварца (TheTheoryofBasicValues). Многие отечественные ученые занимаются изучением жизненных ценностей. Например, Н. М. Лебедева, А. Н. Татарко, Т. П. Бутенко, Е. П. Белинская, О. Б. Павленко и многие другие.

Меняются ли ценности в процессе жизни? Да, меняются. А.Барди, Дж. Ли и др. в статье «Структура изменения личных ценностей» [2] изучают причины, вызывающие их изменения. Это может происходить постепенно, либо спонтанно, под действием обстоятельств. Так, например, с возрастом самыми важными становятся семья, здоровье. Есть и другие факторы, влияющие на жизненные ориентиры, например, средства массовой информации и реклама. В погоне за дорогими новинками молодым людям приходится больше работать, жертвуя семьей, интересами, чтобы купить, например, новый смартфон. Материальное выходит на первый план, человек живет ради накоплений.

Мы полагаем, что существуют некоторые общие жизненные ценности, свойственные определенному возрасту. Для подтверждения или опровержения данной гипотезы мы провели исследование, суть которого заключалось в следующем: людям из четырех разных возрастных групп было задано четыре вопроса.

Первая возрастная группа (№ 1) — подростки в возрасте от 12 до 15 лет (всего 33 человека). Это преимущественно мои одноклассники, а также друзья.

Вторая группа (№ 2) — молодые люди от 16 до 25 лет (всего 31 человек). Эту группу составили друзья из соц.сетей, а также друзья моих родственников.

Третья группа (№ 3) — люди, имеющие свою семью, в возрасте от 26 до 40 лет (всего 33 человека). Эту группу составили мои родители, их друзья и родственники.

Четвертая группа (№ 4) — мои бабушки и дедушки, их друзья и родственники в возрасте от 58 лет и старше (всего 30 человек).

Для большей достоверности эксперимента мы постарались, чтобы группы были примерно равными по количеству.

Респондентам заданы следующие вопросы:

Вопрос№ 1. Что для вас сейчас имеет наибольшую ценность?

а) любовь, дружба

б) карьера, работа

в) семья, здоровье

г) спокойствие, отдых

Вопрос № 2. Если бы у Вас сейчас было свободное время, на что бы Вы его потратили?

а) пообщался с друзьями, на соц. сети

б) нашел дополнительный заработок

в) провел время дома с семьей

г) другое

Вопрос № 3. У Вас большая сумму денег, на что бы Вы ее потратили?

а) на новый телефон, компьютер и пр.

б) на проведение времени с друзьями, путешествия

в) на подарки семье

г) на организацию собственного дела

Вопрос№ 4. Что Вас особенно волнует в настоящее время?

а) ваша внешность

б) ваша работа

в) политическая и экономическая ситуация в стране

г) ваше здоровье

Все полученные данные можно представить в виде таблицы.

Таблица 1

Группа 1

Группа 2

Группа 3

Группа 4

Ответы на вопрос № 1

А

26

8

2

2

Б

5

20

14

6

В

2

3

15

20

Г

0

0

0

2

Ответы на вопрос № 2

А

23

11

3

2

Б

1

10

11

5

В

3

6

12

18

Г

6

4

7

5

Ответы на вопрос № 3

А

8

7

2

0

Б

13

5

2

2

В

5

8

10

16

Г

7

11

19

12

Ответы на вопрос № 4

А

25

19

8

2

Б

6

18

13

7

В

1

4

10

14

Г

1

0

2

7

Ответы на каждый вопрос для наглядности и анализа представим в виде графиков.

Рис. 1. Ответы на вопрос № 1

Как видно из полученного графика, любовь, дружба имеют важное значение для подростков, в то время как карьера, работа, важны для молоды людей в возрасте от 16 до 25 лет, это вполне понятно, поскольку именно в этом возрасте большинство людей получают образование и строят карьеру. Работа важна и для людей 26–40 лет, однако в этой группе наблюдается рост значимости семьи, а также заботы о здоровье. У четвертой возрастной группы наибольшую важность имеет семья и здоровье, это объясняется тем, что большая часть опрошенных этой группы — пенсионеры. Однако спокойствие, отдых (вариант г) для этой возрастной группы, как и для других, не характерен.

Рис. 2. Ответы на вопрос № 2

Как показывает построенный график, подростки и молодые люди много внимания уделяют социальным сетям, друзьям. Люди, строящие карьеру, ориентированы на возможность получения дополнительного дохода. Семья имеет важное значение для третей и четвертой возрастных групп. Выбравшие вариант ответа «г», отмечали: уехать в отпуск, на море, пойти на курсы по интересам, заняться рыбалкой, прочитать последний бестселлер и др.

Рис. 3. Ответы на вопрос № 3

Данные графика показывают, что для группы 1 важны современные гаджеты, общение с друзьями, однако 7 человек из 33 в этой группе предпочли бы организовать свое дело. По моему мнению, это является отражением уже сложившихся целей, которые предстоит осуществить в будущем. Во всех группах ответ «г» представлен большим количеством ответов, что свидетельствует о том, что материальная составляющая ценностей важна для людей всей возрастов, равно как и семья.

Рис. 4. Ответы на вопрос № 4

Как видно из графика, внешность важна для большинства подростков, работа, карьера, — для большинства людей молодого возраста. Политическая и экономическая ситуация в стане с возрастом волнует людей больше, так как, на мой взгляд, они беспокоятся о том, как будут жить их дети и внуки, какой будет страна и какие проблемы им придется решать. Отдых и спокойствие не характерны для первой, второй и третей возрастных групп. Значение отдыха и спокойствия возрастает у четвертой группы.

Итак, проведя исследование, можно заключить, что с возрастом жизненные ценности меняются. Чаще всего именно возраст определяет основные приоритеты. Однако меняет ценности не только возраст, и приобретаемый с ним жизненный опыт. Существенное влияние оказывают среда, окружение, изменения в жизни (семья, дети), обстоятельства. Проанализировав полученные результаты, мы пришли к выводу, что у каждого человека свой индивидуальный набор жизненных ориентиров, свои приоритеты, свое видение и понимание жизни и ситуации.

Литература:

  1. Ш.Шварц, Т. П. Бутенко, Д. С. Седова, А. С. Липатова Уточненная теория базовых индивидуальных ценностей: применение в России // Психология. ЖурналВШЭ, 2012. Т.9, № 1. С.43–70
  2. Bardi A., Lee J. A., Towfigh N.,Soutar G. The structure of intra-individual value change // Journal of Personality and Social Psychology. 2009.97.913–929.

yun.moluch.ru

Тренинг-центр «Единство» | Духовное развитие человека. Какова роль человека в процессе эволюции? «

По поводу духовного развития как такового существуют множество мнений и ведутся жаркие споры. Что такое духовное развитие человека? Какова роль человека в процессе эволюции? Как проявляется духовное в жизни человека? Существует ли духовная природа человека? Душа – что это такое? Как стать духовным развитым человеком?

Человечество во все времена старалось постичь устройство мироздания и роль человека в нем. Ответы на эти вопросы можно найти в различных философских течениях, религиозных взглядах, эзотерических учениях.

Несмотря на разность мнений и представлений (в соответствии с культурным взглядом того или иного течения), все они сходятся в одном мнении — Духовная жизнь существует. Она проявляется через высшую природу человека. Это нечто трудно постижимое для человека, смутно осознаваемое, но это есть.

Главная идея духовного развития – это то, что мир един. Все что окружает человека — это единый живой, чувствующий, разумный, осознающий организм под названием Жизнь. Все вокруг живое и все стремиться к развитию. Человек неотделимая часть всего сущего. И ему отведена своя роль в эволюционном процессе. Роль творца, созидателя.

Духовное развитие человека

Человек может влиять на Жизнь, так как все едино, но точно так, же и на человека влияют другие живые организмы и существа. Своими мыслями мы влияем на процессы во Вселенной. В нас заложены силы разрушения и созидания. И от нас зависит, как мы ими воспользуемся.

Человеку дан дар свободы. Мы вправе сами выбирать, как нам строить нашу жизнь и как нам поступать. Свобода выбора дает невероятные возможности человеку, практически он может все, если сам себя не ограничивает своими убеждениями, страхами, верованиями, предрассудками, взглядом на жизнь. Но также в месте со свободой выбора и его потенциальными возможностями, на человека ложиться ответственность за свои мысли, действия, поступки.

Есть законы мироздания, которые ограничивают человека, но лишь в соответствии с его уровнем развития, осознания всего единого. По мере постижения единства всего сущего, человек освобождается от ограничений и переходит на другие уровни бытия.

Создается впечатление, что все мы сюда приходим, что бы научиться осознавать это единство. Путь познания себя, своей высшей природы и единства всего лежит через наше сердце, через ощущение и проявление любви. Школа жизни нас учит любить, себя, людей, окружающий нас мир.

По мере усвоения жизненных уроков мы приобретаем особое чувство, ощущение единения с природой, обществом, жизнью. Можно увидеть закономерность – чем ближе человек к осознанию всего единого, тем он более счастлив и удачлив, в его жизни чаще и устойчивей проявляется гармония и благополучие.

Духовное развитие человека — это путь длиною в жизнь. Мы можем принимать идею духовного развития или отвергать. Но все же, каждый из нас ответственен за свои поступки и все, что с ним происходит в жизни. Чем раньше человек это осознает, тем быстрее в его жизни поселиться спокойствие, мир и благополучие.

Духовных свершений на вашем жизненном пути!

 

Духовное развитие человека. Какова роль человека в процессе эволюции?

   1 голос
Средняя оценка: 5 из 5

sandulskaya.com

Как мысль формирует судьбу человека

Человек двойственен по своей природе. Его дуальность объясняется присутствием в нём двух начал — Духовного и Животного (материального). Эта аксиома не требует научного подтверждения.

Каждый день мы сталкиваемся с проявлением этих начал в своём сознании: поступить по-доброму или «подсидеть» коллегу, рассказать всю правду или утаить важную информацию.

В нашей голове возникают тысячи мыслей, порождая собой сотни непредсказуемых желаний. Большинство из нас просто не осознают важность этих тонкоматериальных инструментов управления нашей жизнью. Давайте попробуем разгадать тайну возникновения человеческих мыслей и желаний.

Что же такое «мысль»?

В толковом словаре Даля «мысль» определяется как «всякое одиночное действие ума». «Мысли — это очень тонкая, но очень мощная форма энергии», — говорит в своей книге известный писатель Нил Доналд Уолш.

Природа зарождения мыслей в голове у человека и по сей день является предметом активных научных исследований, проводимых, к слову, исключительно в плоскости физической материи.

Недавно учёные из Массачусетского технологического института и Бостонского университета заявили о том, что им удалось приоткрыть тайну зарождения мыслей в нашей голове. Они утверждают, что знают, как колебания электрической активности позволяют мозгу формировать мысли и воспоминания, и что новое исследование сможет пролить свет на то, как нейронные ансамбли позволяют нам мыслить.

Это довольно громогласное заявление, приукрашенное прессой. На самом деле они пытаются увидеть уже готовые картинки, которые задаются мозгом. А кем они задаются и как на самом деле рождаются мысли, откуда и по каким законам — это до сих пор ученым непонятно.

Так что наука пока что очень далека от понимания этого процесса, чего не скажешь о людях древности, которые оставили свои трактаты о духовном. Читая их, понимаешь, что научное, сугубо материалистическое определение процесса мышления и мысли как таковой не отвечает внутреннему запросу человека в желании получить истинное понимание сути происходящих мыслительных процессов, а также их следствий.

Иными словами, каждый человек на интуитивном уровне ощущает, что для того, чтобы получить объективное понимание, необходимо рассматривать каждую ситуацию не только с позиции материалистических убеждений, но и с позиции духовного познания.

Мысль нельзя взвесить или пощупать, но она существует, раз она появилась в нашем сознании. Мысль не имеет массы, но может иметь колоссальные последствия в материальном мире, ведь она является неким мотивационным рычагом для человека, трансформируясь затем в желания личности.

Многие психологические проблемы возникают у человека из-за того, что он не умеет ещё определять в себе источник происхождения своих мыслей и желаний. «Главная ошибка в том, что человек наивно полагает, что все мысли — „его личные“, и даже не удосуживается разобраться в своей природе. Обычно он говорит: „я так думаю“, „мне стыдно за мои мысли“, „это мои мысли“, „моя идея“. На самом деле, если внимательно отследить этот процесс, все мысли приходят к человеку извне и не являются его собственными.

Человек волен лишь выбирать между ними и наделять их силой своего внимания. Пока у людей нет ещё привычки говорить и думать: „ко мне пришла мысль, явно от Животного начала“, или „полагаю, что пришедшая сейчас мысль имеет духовную природу“.

А жаль, ведь подобная форма общения упредила бы возникновение многих конфликтных ситуаций между людьми и сделала бы их жизнь качественнее в духовном аспекте», — утверждает автор популярной книги «АллатРа» Анастасия Новых.

А что если действительно предположить, что образ мыслей человека формируется в зависимости от того, какое начало — Животное (материальное) или Духовное — доминирует в его сознании на данный момент? Если рассматривать личность человека как проводника воли одного из начал?

Тогда получается, мы несём полную ответственность за все происходящие в нашей жизни события, поскольку именно мы выбираем ту или иную мысль, определяющую дальнейшее их развитие!

Именно наш внутренний выбор формирует наше восприятие какой-либо жизненной ситуации, и в зависимости от того, какую мысль, какое суждение мы выберем — негативное или позитивное — эта ситуация может быть для нас проблемой, неразрешённым конфликтом, либо станет удачным опытом или же вовсе останется незамеченной для личности.

«Желать или не желать — вот в чём вопрос!»

Огромное влияние на судьбу человека оказывают его многочисленные желания. В психологии желание «является одним из важнейших моментов тех психических состояний личности, которые предваряют её поведение и деятельность; оно характеризует прежде всего мотивационную и волевую сторону этих состояний. Желание понимается как стремление, точнее, импульс к достижению какой-либо цели, идеала, мечты. Осуществление этого поступка переживается как удовлетворение желания». (Блонский П. П., «Психология желания»).

Итак, желания человека, являясь следствием мысли, проявившейся в сознании человека, определяют его образ жизни, модель поведения, его отношения с окружающим миром; выстраивают чёткую причинно-следственную связь, которую легко можно отследить благодаря глубокому анализу происходящих событий в жизни отдельной личности. Не многовато ли власти для эфемерного, практически «виртуального» понятия?

Человек с доминацией в своём сознании Животного (материального) начала, поддерживающий и поощряющий в себе возникновение бесконечного количества желаний, подвержен неминуемому состоянию всё возрастающей нервозности из-за того, что удовлетворить все возникающие человеческие желания — просто невозможно. А вслед за этим появляется естественная неудовлетворённость, чувство безысходности, уход в себя и как итог — глубокая депрессия (что также является проявлением «животного разума»).

Если посмотреть со стороны, то можно увидеть, каким мощным инструментом управления и порабощения человека являются возникающие в его сознании мысли и желания. И лишь сам человек является их проводником и воплощает их в своей жизни.

Как и во всех сферах человеческого бытия, доминация одного аспекта является угнетением другого. Таким образом, поощряя в себе любые проявления Животного начала (негативные мысли, множественные желания, зависть, ревность, осуждение, страх, гордыня, превознесение себя, жажда власти и т. д.), мы блокируем в себе наше Духовное начало, устанавливаем преграду для нашего духовного развития, совершенствования нашей личности.

Если сила мысли используется для удовлетворения материальных желаний, то за них наступает обязательная расплата духовностью. Получается, что собственным выбором не в пользу Духовного, мы перекрываем доступ к нашей Душе, а также ко всем богатствам, ей присущим — искренней, безусловной любви и душевному теплу.

Если человек хочет всерьёз заняться собственным духовным развитием, ему нужно в первую очередь дисциплинировать свои мысли. Как можно чаще давать себе отчёт в испытываемых эмоциях, образе мышления, анализировать, какова их природа, механизм возникновения. Уметь быть выше обстоятельств, обыденности. Уметь воспринимать мир с позиции Наблюдателя от Духовного начала, а не с привычной позиции Наблюдателя от Животного начала.

Человеку свойственно постоянно быть в поиске: в поиске счастья, ответов на интересующие его вопросы, в поиске Себя…

С одной стороны, в процессе поиска Личность человека приобретает необходимый опыт, однако жизнь человека проходит, подобно сну. Чтобы понять её смысл, нужно проснуться. Перемены во внешнем полезны лишь тогда, когда они исходят из внутреннего мира человека. Всё, что есть и чего нет в этом мире, есть в Душе человека. Познание этой истины есть смысл жизни.

Автор — Елена Летница 

Читайте Клубер в Telegram, Instagram и Pinterest.

www.cluber.com.ua

«Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность – отстаивают»

«Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность – отстаивают»

(А.Г. Асмолов)

Действительно, нельзя не согласиться с известным социальным психологом современной России А.Г. Асмоловым. Другими словами, его позицию можно сформулировать так: каждый человек от рождения – индивид, далее в процессе развития он становится личностью, а такую характеристику, как индивидуальность ему приходится защищать и доказывать обществу. В этих словах показал возможности формирования и развития каждого человека, способного к самопознанию, самореализации и самосовершенствованию. Биологическая природа делает человека индивидом со всеми внешними и наследственными признаками. Задача человека понять, что ему дано от природы, что является врожденным и что надо приобрести и совершенствовать.

Индивид – это отдельно взятый представитель всего человеческого рода. Под индивидом понимается совокупность его генетически обусловленных, биологических и врожденных качеств. Поэтому индивидом человек является с рождения.
Накопление индивидом духовных, психологических, социальных качеств есть процесс становления и развития личности. 

Для того чтобы стать личностью, индивид проходит необходимый для этого путь социализации – это процесс усвоения накопленного поколениями людей социального опыта, аккумулированного в навыках, умениях, привычках, традициях, нормах, знаниях и ценностях, приобщения к сложившейся системе социальных связей и отношений. Социализация начинается в детстве и продолжается в течение жизни человека.
Социализация начинается в семье, так как родители первыми начинают передавать свой опыт и знания путем обучения, приобщать к традициям и социальным нормам и правилам поведения, прививать культурные ценности. Далее человек проходит социализацию в учебных и образовательных учреждениях. Также на человека влияет и его окружение (друзья, трудовой коллектив, средства массовой информации и тд.). Таким образом, человек в процессе взросления получает свой жизненный опыт, который формирует его мировоззрение, культуру, ценности и принципы. Личностью мы можем назвать только социально зрелого человека.

В процессе становления личности, человек развивает свои уникальные качества и способности, что делает его индивидуальностью. Под индивидуальностью в психологии и обществознании понимается совокупность уникальных и неповторимых качеств, присущих каждому человеку.  Индивидуальность выделяет человека из сообщества других людей. В школьном возрасте дети уже начинают отстаивать свое право на индивидуальность через стиль общения, манеры поведения, одежду или через проявление творческих способностей или иных талантов.

Примером яркой личности и индивидуальности является итальянский ученый, философ и поэт Джордано Бруно. Он впервые создает систему, в которой бесконечность Вселенной и множественность миров выходят на первую позицию. Именно это является его важнейшим вкладом в мировую философскую мысль. Проведя подобную работу, Д.Бруно становится одним из основоположников мирового космизма, как мировоззрения, рассматривающего космос в единстве различных его аспектов. За свои взгляды был осуждён католической церковью как еретик и приговорён к смертной казни через сожжение. Даже под страхом смерти Джордано Бруно не отрекся от своих принципов и взглядов, что характеризует его как состоявшуюся личность, образец бесстрашного служения научной истине. Он был ярким представителем эпохи Возрождения, которая, по выражению Ф. Энгельса, «породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености».

Известный русский профессор Илья Николаевич Шевелёв утверждал: «Моральные принципы закладываются в детстве, характер формируется с возрастом». Я полностью согласна с этим утверждением. Моральные принципы — это принятые в обществе представления о добре и зле, хорошем и плохом, правильном и неправильном, а также совокупность норм поведения, которые вытекают из этих представлений.

Я считаю, что семья является главным посредником социализации личности. Социализация личности — это процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, знаний и навыков. С раннего детства у ребенка формируются взгляды, манеры, ценности, привычки, культура поведения и общения с людьми. В семье ребенок узнает морали, права и обязанности, получает представление об обществе и отношениях между людьми. Таким образом основы характера закладываются с ранних лет и дальнейшее его развитие зависит от социальной среды и главным образом от воспитания. В семье формируются основы характера человека, его отношение к моральным, культурным и идейным ценностям. Родители учат детей и указывают на то, что хорошо, а что плохо. Например, помогать пожилым людям и разговаривать вежливо — это хорошо, а воровать и ругаться матом — плохо. На самом деле у каждого человека существует своя система моральных принципов и каждый человек все воспринимает по-разному. Характер же каждого человека меняется с возрастом, т.к. на протяжении всей жизни мы попадаем в различные ситуации, где нужно уметь постоять за себя, действовать разумно, уметь договориться с людьми, принять правильное решение. Именно так и формируется характер каждого человека.

Приведу следующий пример. Я посмотрела фильм Динары Асановой «Пацаны». Фильм повествует нам о жизни детей из неблагополучных семей, которые пьют, курят и воруют, которые не воспитаны и никем не любимы. Родители этих детишек ничего не вкладывали в них, не воспитывали. Эти дети не знают как вести себя в той или иной ситуации, не знают как правильно постоять за себя. Я думаю, что они боятся окружающего мира, внешних влияний и людей, потому что они чувствуют себя никому не нужными, не знают куда податься, к кому обратиться и поэтому в любой ситуации показывают ненависть и агрессию. Они пьют, курят и воруют — поддаются влиянию всего негативного. Этих детей изначально ничему не учили, им ничего не прививали, они не знают никаких моральных ценностей и принципов и поэтому имеют такой сложный характер. В их жизни находится такой человек, которому они нужны, который готов любого вытащить из «болота», тот, кто готов понести ответственность за все их поступки. Этот человек Павел Васильевич Антонов , начальник летнего спортивно-трудового лагеря для трудных подростков. На мой взгляд этот мужчина прекрасно понимает, что эти дети никому не нужны и он принимает их всех как своих. Пытается научить их чему-то новому, отвлечь от плохого, пытается дать им заботу, научиться не бояться ничего вокруг, сделать из них людей, а не каких-то отморозков. Он не хочет, чтобы жизнь любого из них была испорчена. Он считает, что все равны между собой, как дети, так и взрослые и сам общается с ними на равных. Павел Васильевич пытается помочь им раскрыться, исправить сложный характер многих мальчишек, но сложно исправить характер, который уже сформирован.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что моральные ценности прививаются каждому человеку с детства, а характер преобразуется с возрастом.

Как сказал Илья Николаевич Шевелев: «Моральные принципы закладываются в детстве, характер формируется с возрастом». Автор обращается к актуальной теме-теме нравственного воспитания. Я согласна с авторской позицией данного вопроса и приведу аргументы, опираясь на фильм Д.Асановой «Пацаны».

Как известно, воспитание – это целенаправленное воздействие на развивающуюся личность с целью сформировать в ней определенные качества. Именно в период детства родители пытаются привить жизненно-необходимые навыки, научить что такое хорошо, а что такое плохо, заложив правильную основу воспитания. На ребенка влияют социальные условия, атмосфера в семье, ценности и традиции, уровень достатка и образования. Аккуратность, милосердие, хорошие манеры, дисциплинированность, ответственность, пунктуальность. Любой родитель хочет заложить именно эту основу в ребёнке с самого детства. Воспитание подростков, скорее всего, самая сложная задача, которую предстоит решить родителям. Но, к сожалению, их некоторая доля считает, что своим развитием и воспитанием ребёнок должен заниматься самостоятельно. Такой пример можно увидеть в фильме. Мальчики, оставленные без внимания взрослых, начинают воровать, драться, неуважительно относиться к старшим, становятся беспризорниками.
В период же подросткового возраста встаёт ряд особенностей. К примеру, чувство взрослости, стремление к независимости, самовыражению, самостоятельности, преимущество авторитета сверстников перед авторитетом взрослых. Они заставляют подростков противостоять окружающему миру. В период взросления у подростка формируется своя точка зрения, свои идеалы, идеи. Огромное влияние теперь исходит больше от сверстников. Из фильма можно привести пример, когда ребята, узнав о том, что одного из их компании забрали в милицию, несколько человек начинают бунт, остальные подхватывают его. В этой ситуации поведение подростков является коллективно-групповым. Они поддерживают друг друга в данной ситуации и пытаются подражать зачинщикам.
При взрослении человеком формируется характер. Человек уже имеет определённый опыт, который он получил в течение жизни. Именно некие ситуации помогают переменить точку зрения в лучшую, а может и в худшую сторону. От этого и меняется и характер. Теперь человек сам формирует своё мировоззрение, сам решает проблемы, сам делает переоценку ценностей. В конце фильма после просмотра телепередачи, в которой говорилось о бывшем уголовнике, ребята задумались над тем, чем они занимались. Я надеюсь, многие сделали для себя выбор в лучшую сторону, которая находится в добром мире, без лжи, грабежа и прочих проступков.

Таким образом, характер человека формируется с самого детства. С возрастом он сознательно является творцом своего характера. Он анализирует свое поведение, свои мысли и чувства.

«Моральные принципы закладываются в детстве, характер формируется с возрастом», — так писал профессор и автор книг с афоризмами И. Шемелёв, пытаясь донести до нас с вами, что люди ещё будучи маленькими детьми учатся у родителей и близких людей моральным нормам и устоям. Вместе с тем, автор данных слов говорил читателям, что характер зависит от восприятия окружающего мира самим человеком, он складывается с возрастом и формирует личность человека.

Чтобы проанализировать данную нам цитату, нужно прежде всего понять, что есть моральные принципы, а что – характер. В качестве моральных принципов выступают нормы общения и поведения в обществе. Для наглядного примера мы можем обратиться к фильму «Пацаны» известного советского кинорежиссёра Динары Асановой. Данная картина начинается со знакомства зрителей с парнями через ответы на вопросы. Но, исходя из того, с каким трудом они пытались объяснить, кто такой «добрый человек», мы понимаем, что эти люди не знают ни добра, ни отзывчивости. Далее нас знакомят с мальчиком пятнадцати лет, который совершенно не знает моральных принципов. Он дерзок и груб по отношению к судьям, в чьих руках находится его ближайшее будущее именно потому, что не знает других способов общения и поведения в обществе.

Однако благодаря таким людям, как Павел Васильевич, мы можем наблюдать интересную картину перевоплощения парней из невеж в добродушных и внимательных юношей. Антонов поставил себе такие цели, как раскрытие внутреннего мира, пробуждение совести и искренних чувств, а самое главное – формирование доброго и сильного характера своих подопечных. И у него получилось вселить надежду в их сердца на лучшее будущее.

Таким образом, можно с твердостью сказать, что в независимости от заложенных моральных принципов в детстве характер человека меняется на протяжении всей жизни, в следствие чего порой перерождаются и сами нравственные устои.

«Моральные принципы закладываются в детстве, характер формируется с возрастом» (И.Шевелев)

Известный ученый Илья Николаевич Шевелев поднимает проблему, идущую в ногу с человеком с самых давних времен, не потерявшую свою важность и в наши дни, — проблему становления личности.
Нельзя не согласится с отведенными автором афоризма детству и более сознательному возрасту значениями. Шевелев, на мой взгляд, абсолютно верно заметил, что основы поведения в обществе впитываются «с молоком матери». Именно в детстве родители объясняют ребенку, что хорошо, а что плохо, как можно себя вести и как нельзя, это и есть фундаментальные понятия о чести, этикете, морали и других жизненных устоев. Если в детстве ребенок остается без опеки родителей, предоставленным самому себе, то в его воспитании возникает существенный пробел: общество может остаться для него чуждым и непонятым, а сам он оторванным от него, не знакомым с общественными нормами.  На начальном этапе социализации закладываются уникальные черты будущей личности, его характер. Но это еще далеко не все. Характер неопытного человека являет собой нечто неустойчивое, изменчивое. И как далее замечает И.Н. Шевелев именно с возрастом к человеку приходит его собственные, независимые принципы. Так почему же характер формируется с возрастом? Все от то, что находясь под покровительством родителей, мы ограничены в собственных действиях и ответственности. Но повзрослев, мы начинаем делать самостоятельные шаги, основанные на своем интуиции. Вначале мы напоминаем путника в кромешной тьме: наши шаги не уверенны, а порою и не верны. Но постепенно человек накапливает огромный жизненный опыт, у него складываются стойкие принципы и нормы. Пройдя путь проб и ошибок, мы становимся независимой личностью с закаленным характером.
Ярким примером, способным образно показать извилистый путь социализации, может служить кинокартина Динары Асановой — «Пацаны». Нам показывается жизнь мальчишек, трудных подростков, которые выросли и выживали в подворотне, но от духовной и физической гибели их спас «добрый человек». У них нет «отцов» или они от них отвернулись, нет таких людей, которых можно уважать, на которых можно равняться, и поэтому становится неудивительно, когда вырастает такое поколение ребят; ребят, которые просто не знают, как нужно правильно жить, не знают принципов, кроме «человек человеку волк», их другому не научили, ребят, которым приходится ненавидеть и скалиться на окружающий мир, который их просто не понимает и не принимает. А почему? Наверное, от того, что у них не было взрослого человека, которого можно назвать на «ты». Этим человеком для «пацанов» становится Павел Антонов, воспитатель лагеря. Ему удается невозможное: он пробуждает в подростках человеческое начало, а не волчье, находит в душе каждого подростка уголок, где царит тепло и огонек надежды, который ещё не успело потушить окружающее равнодушное общество. Из ребят далеких от нравственности Антонов делает настоящих мужчин, знающих понятие чести. И все это, не показывая зубы, а любовью, вниманием, человеческим отношением, которого так не хватало каждому из подростков.
В конце фильма перед нами уже не те «пацаны», которые в начале кинокартины не могли сказать, что такое доброта, не просто безликая толпа, а индивидуальности с чувством ответственности и перед собой, и перед другими. Они никогда не встанут на скользкий путь, и не потому что они боятся закона, а потому что им будет стыдно перед собой за совершенный проступок. Павел Антонов одновременно и заложил моральные принципы, и сформировал их характер.
Исходя из этого примера, мы понимаем насколько важную роль в жизни человека играет его воспитание, осознаем из чего оно состоит. Только там, где заложены основы морали, может созреть и развиться характер.

«Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность – отстаивают»

Ежесекундно в мире рождается несколько детей, чей жизненный путь еще даже не начинался. Все мы появились на свет похожими как две капли воды, две ручки, две ножки, и на вид нет ничего уникального в малышах. Совершенно непонятно, кто из них станет известным композитором, а кто выдающимся инженером.

Смысл младенческого возраста ограничивается физиологическими потребностями. Мы растем, но только физически, закладываем здоровую базу, которая в будущем сыграет положительную роль в становлении личности («в здоровом теле – здоровый дух»). Научившись говорить, читать, писать, мы подходим к тому периоду, когда малейшие привычки, черты характера, родительское воспитание формируют нас таким, каким мы останемся на всю жизнь. Ребенок подобен чистому листу, на котором хороший художник может изобразить изумительной красоты произведение. Этим творцом могут быть семья, друзья, школа, трудности, встречающиеся на пути, которые как никакое другое событие изображают жизнь с той стороны, которую несамостоятельный ребенок не привык видеть. Набираться опыту, впитывать в себя благодетели, духовно взрослеть — вот, что значит становиться личностью.

Но как известно, мир не всегда прогибается под нас, а зачастую ломает, коверкает жизни людей, не сумевших дать отпор. Многие не могут отстоять свою индивидуальность, свое видение мира и понятие о справедливости, становятся приспособленцами, слугами чужих прихотей. Про таких людей говорят, человек без стержня, еще и подхалим. И разве после этого можно назвать его личностью? Едва ли… Индивидуальность требует борьбы: либо ты систему, либо она тебя. История знает много примеров, когда наперекор судьбе люди говорили «нет» тому, что противоречило его принципам. Александр Солженицын писал: «Насилию нечем прикрыться, кроме лжи, а ложь может держаться только насилием. И не каждый день, не на каждое плечо кладёт насилие свою тяжелую лапу: оно требует от нас только покорности лжи, ежедневного участия во лжи — и в этом вся верноподданность… Пусть ложь всё покрыла, пусть ложь всем владеет, но в самом малом упрёмся: пусть владеет не через меня!». Писатель и правозащитник, он выбрал путь наибольшего сопротивления, осознанно идя на столкновение с полицейской системой. И именно такие люди, которые умалчивают пороки человеческие, пусть и большими жертвами, но могут отстоять свою индивидуальность, в этом им помогает вера в свою правоту.

Другим, уже художественным примером, может послужить выдающаяся киноработа режиссера Александра Прошкина – «Холодное лето пятьдесят третьего».

Действия фильма происходят в далёкой, тихой и глухой маленькой советской деревне в период сразу после смерти «Вождя народа» Сталина. Но спокойствие и тишина нарушается, когда в деревне начинают орудовать амнистированные уголовники. Тихая жизнь оказалась в прошлом и уже лишена той иллюзии оторванности от общих происходящих событий в жизни страны. Эти события зловеще наложились на тихую местность. И кто же способен постоять за жителей, дать банде решительный отпор? Лузга – герой Великой Отечественной войны, капитан полковой разведки, которого несправедливо осудили и Копалыч — бывший инженер, оклеветанный и сосланный за Урал.  Это они, лишённые нормальной жизни «маленькие винтики», они способны действовать, так как являются личностями, несмотря на всепоглощающую тоталитарную власть они остались Людьми. Они демонстрируют героизм, стойкость и мужество. Но что самое главное, они раскрываются как люди с собственной судьбой, хоть и поломанной, собственной жизнью, которая также неразрывно связана с жизнью и событиями целой большой страны. Они забывают обиду для того, чтобы отдать все за свою Родину.

Возможно, отстаивание индивидуальность, человеческого достоинства и есть первейшая цель нашей жизни.

Моральные принципы закладываются в детстве, характер формируется с возрастом.

Фильм режиссёра Динары Асановой «Пацаны» затрагивает вечную глобальную проблему — взаимоотношения между взрослыми и детьми — конфликт поколений. Фильм прост до невозможности, но в простоте заключается вся сила и глубина этой картины. Нам показывают жизнь мальчиков, которые являются трудными подростками, которые выросли и выживали в подворотне, но от духовной гибели их спас добрый человек — Паша. Именно он перевернул их жизни.

Фильм начинается со сцены, в которой мальчишки отвечают на такой простой вопрос «что такое доброта», они не могут объяснить что это, ведь в своей жизни они не ощутили ни капли ласки и заботы, а только грубую силу и ругательства. Возможно, доброта для них — это лишь минимальная степень заботы и внимание со стороны окружающих. Это могут быть конфеты, подаренные на день рождение, отсрочка от тюремного заключение или весточка от родных.

За просмотром данного фильма можно задуматься о том, когда маленький ребенок начинает осознавать что такое мораль и моральные принципы.

С детства наши родители учили нас быть добрыми и искренними по отношению к другим людям. А этих мальчишек никто не мог научить, люди закрывались от них, не давая им возможности даже узнать о том, что такое доброта. А ведь чтобы в будущем быть воспитанным человеком, необходимо с детства знать, что такое мораль и следовать ей. Мораль — это гуманность к другим людям, к сверстникам, то есть человеколюбие. Если человек имеет такую черту нравственности, то он легко найдет общий язык с другими. Именно Павел Васильевич пробуждает в трудных подростках, огонёк надежды, который ещё не успела потушить окружающая равнодушная действительность. И пацаны не столько умом, сколько инстинктом чувствуют эту силу, и они подчиняются Паше и никому другому. А при вопросе «Кем ты хочешь стать?» следует ответ «Как Паша…». В сердце каждого из них, как показал фильм, царит тепло, нужно только вытолкнуть его наружу и перед нами предстанет прекрасный воспитанный ребенок, которого никто не посмеет назвать испорченным.

Герой картины Валерий Приёмыхов говорит в одной из сцен о том, как двадцатилетним парням становилось стыдно перед самим собой. Это значит, что с возрастов формируется ещё одна важная черта человека как характер.

Он формируется не с пустого места, а под влиянием той среды, в которую попал человек. Это может быть школа, сверстники во дворе, а для таких мальчишек главное влияние на их характер сыграл лагерь для трудных подростком и так же никем незаменимый Паша. Он смог вытащить наружу все лучшие качества мальчишек, не дав им загубить свою жизнь. В ответ на его помощь они становятся взрослыми мужчинами со своим взглядом на жизнь, а значит и своим характером. Вся система воспитательных мероприятий должна основываться на том, чтобы ребёнок впоследствии мог применить освоенные им принципы поведения, смог бы претворять свои мысли и взгляды в поступки, смог бы реализовать свои убеждения в поведении. Если условия, в которых жил ребенок, не требовали от него проявления настойчивости и смелости, то соответствующие черты характера у него и не выработаются. Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог и должен был проявить мужество. Воспитание, устраняющее все трудности на жизненном пути ребенка, никогда не может создать сильного характера. Характер создаётся в борьбе с трудностями, путем их преодоления.

После простора данного фильма ты наполняешься чувством гордости за таких людей как Паша, которые, не смотря на трудности, могут помочь подросткам подсказать правильный жизненный путь и подарить им основы морали и создать сильный характер, присущих каждому взрослому человеку.

«Индивидом рождаются, личностью становятся,
индивидуальность — отстаивают» А.Г. Асмолов

Преобразить свою жизнь можно только одним путём — изменив свои поступки. К сожалению, сталкиваться лицом к лицу с нестерпимыми трудностями настоящего времени и преодолевать сильные удары судьбы способны не все, но чистое старание — это тоже начало. Попытка «проявить себя лучше» цениться немыслимо дорого, поэтому необходимо правильно располагать нравственными качествами, являющимися отправной точкой в долгом и сложном пути. Думаю, одна из главных проблем современности в том, что лишь единицы желают быть не просто людьми, а личностями. Многие носятся как сумасшедшие, стараются найти себя, свои блестящие особенности и тёмные недостатки. Они действительно верят, что знают, кем являются. Но кто они такие? Обычные люди, индивидуальности которых теряются глубоко в душе, а разумы затмеваются непробиваемой пеленой лживости и нестерпимого эгоцентризма.

Существует воля судьбы, которая всегда права, даже если всему миру кажется, что она поступает по-настоящему несправедливо. Там, где приказывает этот высший образец, несчастные должны подчиняться. Там, где он проявляет своё лицемерное сострадание, несчастные должны радоваться. Но каждый пишет историю жизни самостоятельно. И она способна превратиться в идеал; возможно, невыносимо скучный, унылый, спокойный, но идеал. Главное, чтобы эта история была поистине честной и не терзала чувства невинных, добрых и смелых личностей.

Я считаю, что внутри каждого человека клокочет врожденная способность к великим делам. Любой способен отстаивать добро и совершать самоотверженные поступки, подобно благородному созданию, либо губить судьбы безобидных людей, подобно безжалостному убийце. Подобная параллель аккуратно проводиться в великолепном кинофильме Александра Прошкина — «Холодное лето пятьдесят третьего…». В небольшом хронометраже картины режиссёру удалось невероятно точно передать трагедию целой страны без тех жестоких арестов, массовых расстрелов, лагерей. Данная работа заставляет трепетать от волнения и сопереживать безжалостным действиям, что разворачиваются на экране. История держит в строгом напряжении многих людей и вызывает сильнейшие эмоции. Однажды в спокойную деревенскую жизнь вмешиваются «амнистированные» — беглые преступники, для которых человечность уже ничего не значит. Они, почувствовав свободу, начинают вести себя как хотят. И на защиту бедных людей встают двое ссыльных, которые якобы совершили преступления против простого народа. Зачем они это сделали? Из-за безвыходного положения смерти? Может быть, но в основном потому, что несправедливость жизни не сломила и не отстранила от них понятие чести. Я считаю, что этот фильм повествует о настоящих людях, которые, несмотря на все горькие невзгоды сохранили достойные качества — отвагу, решительность, гордость, жалость, мужественность, гуманность, бесстрашие и сострадание.

В этой киноленте помимо великолепного сюжета и ярких запоминающихся персонажей есть невероятная атмосфера именно неосязаемого холода вокруг, безысходности, повседневного быта. Тревога волнует своей угнетённостью, но героические поступки главных героев вызывают истинную гордость. И думается, что не только «воспитание» создаёт личность. Иногда ведь, наоборот, личность вырастает вопреки какому-то давлению, растет наперекор всему — впитывая честность и чистоту. Её истинная индивидуальность раскрывается постепенно, а после начинает сверкать различными красками, которые являются неким спасением. Поэтому мне кажется, что никогда нельзя судить о книге по обложке, но можно по первым главам. И точно, по последней.

Поделитесь с Вашими друзьями:

dogmon.org

Заложник своих мыслей, или Что формирует судьбу человека? | Психология

Каждый день мы сталкиваемся с проявлением этих начал в своём сознании: поступить по-доброму или «подсидеть» коллегу, рассказать всю правду или утаить важную информацию. В нашей голове возникают тысячи мыслей, порождая собой сотни непредсказуемых желаний. Большинство из нас просто не осознают важность этих тонкоматериальных инструментов управления нашей жизнью. Давайте попробуем разгадать тайну возникновения человеческих мыслей и желаний.

Что же такое «мысль»?

В толковом словаре Даля «мысль» определяется как «всякое одиночное действие ума». «Мысли — это очень тонкая, но очень мощная форма энергии», — говорит в своей книге известный писатель Нил Доналд Уолш.

Природа зарождения мыслей в голове у человека и по сей день является предметом активных научных исследований, проводимых, к слову, исключительно в плоскости физической материи.

Недавно учёные из Массачусетского технологического института и Бостонского университета заявили о том, что им удалось приоткрыть тайну зарождения мыслей в нашей голове. Они утверждают, что знают, как колебания электрической активности позволяют мозгу формировать мысли и воспоминания, и что новое исследование сможет пролить свет на то, как нейронные ансамбли позволяют нам мыслить. Это довольно громогласное заявление, приукрашенное прессой. На самом деле они пытаются увидеть уже готовые картинки, которые задаются мозгом. А кем они задаются и как на самом деле рождаются мысли, откуда и по каким законам — это до сих пор ученым непонятно.

Так что наука пока что очень далека от понимания этого процесса, чего не скажешь о людях древности, которые оставили свои трактаты о духовном. Читая их, понимаешь, что научное, сугубо материалистическое определение процесса мышления и мысли как таковой не отвечает внутреннему запросу человека в желании получить истинное понимание сути происходящих мыслительных процессов, а также их следствий. Иными словами, каждый человек на интуитивном уровне ощущает, что для того, чтобы получить объективное понимание, необходимо рассматривать каждую ситуацию не только с позиции материалистических убеждений, но и с позиции духовного познания.

Мысль нельзя взвесить или пощупать, но она существует, раз она появилась в нашем сознании. Мысль не имеет массы, но может иметь колоссальные последствия в материальном мире, ведь она является неким мотивационным рычагом для человека, трансформируясь затем в желания личности.

Многие психологические проблемы возникают у человека из-за того, что он не умеет ещё определять в себе источник происхождения своих мыслей и желаний. «Главная ошибка в том, что человек наивно полагает, что все мысли — „его личные“, и даже не удосуживается разобраться в своей природе. Обычно он говорит: „я так думаю“, „мне стыдно за мои мысли“, „это мои мысли“, „моя идея“. На самом деле, если внимательно отследить этот процесс, все мысли приходят к человеку извне и не являются его собственными. Человек волен лишь выбирать между ними и наделять их силой своего внимания. Пока у людей нет ещё привычки говорить и думать: „ко мне пришла мысль, явно от Животного начала“, или „полагаю, что пришедшая сейчас мысль имеет духовную природу“. А жаль, ведь подобная форма общения упредила бы возникновение многих конфликтных ситуаций между людьми и сделала бы их жизнь качественнее в духовном аспекте», — утверждает автор популярной книги «АллатРа» Анастасия Новых.

А что если действительно предположить, что образ мыслей человека формируется в зависимости от того, какое начало — Животное (материальное) или Духовное — доминирует в его сознании на данный момент? Если рассматривать личность человека как проводника воли одного из начал?

Тогда получается, мы несём полную ответственность за все происходящие в нашей жизни события, поскольку именно мы выбираем ту или иную мысль, определяющую дальнейшее их развитие! Именно наш внутренний выбор формирует наше восприятие какой-либо жизненной ситуации, и в зависимости от того, какую мысль, какое суждение мы выберем — негативное или позитивное — эта ситуация может быть для нас проблемой, неразрешённым конфликтом, либо станет удачным опытом или же вовсе останется незамеченной для личности.

«Желать или не желать — вот в чём вопрос!»

Огромное влияние на судьбу человека оказывают его многочисленные желания. В психологии желание «является одним из важнейших моментов тех психических состояний личности, которые предваряют её поведение и деятельность; оно характеризует прежде всего мотивационную и волевую сторону этих состояний. Желание понимается как стремление, точнее, импульс к достижению какой-либо цели, идеала, мечты. Осуществление этого поступка переживается как удовлетворение желания». (Блонский П. П., «Психология желания»)

Итак, желания человека, являясь следствием мысли, проявившейся в сознании человека, определяют его образ жизни, модель поведения, его отношения с окружающим миром; выстраивают чёткую причинно-следственную связь, которую легко можно отследить благодаря глубокому анализу происходящих событий в жизни отдельной личности. Не многовато ли власти для эфемерного, практически «виртуального» понятия?

Человек с доминацией в своём сознании Животного (материального) начала, поддерживающий и поощряющий в себе возникновение бесконечного количества желаний, подвержен неминуемому состоянию всё возрастающей нервозности из-за того, что удовлетворить все возникающие человеческие желания — просто невозможно. А вслед за этим появляется естественная неудовлетворённость, чувство безысходности, уход в себя и как итог — глубокая депрессия (что также является проявлением «животного разума»).

Если посмотреть со стороны, то можно увидеть, каким мощным инструментом управления и порабощения человека являются возникающие в его сознании мысли и желания. И лишь сам человек является их проводником и воплощает их в своей жизни.

Как и во всех сферах человеческого бытия, доминация одного аспекта является угнетением другого. Таким образом, поощряя в себе любые проявления Животного начала (негативные мысли, множественные желания, зависть, ревность, осуждение, страх, гордыня, превознесение себя, жажда власти и т. д.), мы блокируем в себе наше Духовное начало, устанавливаем преграду для нашего духовного развития, совершенствования нашей личности. Если сила мысли используется для удовлетворения материальных желаний, то за них наступает обязательная расплата духовностью. Получается, что собственным выбором не в пользу Духовного, мы перекрываем доступ к нашей Душе, а также ко всем богатствам, ей присущим — искренней, безусловной любви и душевному теплу.

Если человек хочет всерьёз заняться собственным духовным развитием, ему нужно в первую очередь дисциплинировать свои мысли. Как можно чаще давать себе отчёт в испытываемых эмоциях, образе мышления, анализировать, какова их природа, механизм возникновения. Уметь быть выше обстоятельств, обыденности. Уметь воспринимать мир с позиции Наблюдателя от Духовного начала, а не с привычной позиции Наблюдателя от Животного начала.

Человеку свойственно постоянно быть в поиске: в поиске счастья, ответов на интересующие его вопросы, в поиске Себя… С одной стороны, в процессе поиска Личность человека приобретает необходимый опыт, однако жизнь человека проходит, подобно сну. Чтобы понять её смысл, нужно проснуться. Перемены во внешнем полезны лишь тогда, когда они исходят из внутреннего мира человека. Всё, что есть и чего нет в этом мире, есть в Душе человека. Познание этой истины есть смысл жизни.

shkolazhizni.ru