Контроль по теме « Семья»

Категория: Правоведение и Обществоведение.

Контроль по теме « Семья»

Часть 1

За­да­ние 1. Семья, в от­ли­чие от дру­гих малых групп, ха­рак­те­ри­зу­ет­ся

1) об­щи­ми увле­че­ни­я­ми 2) не­по­сред­ствен­ны­ми лич­ны­ми кон­так­та­ми

3) соб­ствен­ны­ми со­ци­аль­ны­ми нор­ма­ми 4) сов­мест­ным ве­де­ни­ем хо­зяй­ства

За­да­ние 2. Что от­но­сит­ся к ос­нов­ным функ­ци­ям семьи?

1) осво­е­ние новых тех­но­ло­гий 2) под­дер­жа­ние по­ли­ти­че­ской ста­биль­но­сти

3) по­вы­ше­ние куль­тур­но­го уров­ня 4) вос­пи­та­ние детей и под­рост­ков

За­да­ние 3. В со­вре­мен­ных за­пад­ных стра­нах наи­бо­лее рас­про­стра­не­на семья

1) мно­го­по­ко­лен­ная 2) малая (нук­ле­ар­ная) 3) пат­ри­ар­халь­ная 4) не­пол­ная

За­да­ние 4. Семья Ни­ко­ла­е­вых со­сто­ит из мамы, до­че­ри и сына школь­но­го воз­рас­та.

К ка­ко­му типу можно от­не­сти эту семью?

1) пат­ри­ар­халь­ная 2) тра­ди­ци­он­ная 3) нук­ле­ар­ная 4) мно­го­по­ко­лен­ная

За­да­ние 5. Что от­ли­ча­ет семью от дру­гих малых групп

1) еди­ные пред­по­чте­ния в одеж­де 2) не­по­сред­ствен­ные лич­ные кон­так­ты

3) ор­га­ни­за­ция сов­мест­но­го быта 4) сов­мест­ное про­ве­де­ние до­су­га

За­да­ние 6. В сред­не­ве­ко­вой Ев­ро­пе су­ще­ство­ва­ла по­сло­ви­ца: не­до­сто­ин быть муж­чи­ной тот, кто не яв­ля­ет­ся гос­по­ди­ном своей жены. Она от­ра­жа­ет от­но­ше­ния в семье

1) пат­ри­ар­халь­ной 2) де­мо­кра­ти­че­ской 3) не­пол­ной 4) партнёрской

За­да­ние 7.

Какой при­знак от­ли­ча­ет семью от дру­гих малых групп?

1) общий быт 2) общие цели 3) на­ли­чие норм по­ве­де­ния 4) сов­мест­ная де­я­тель­ность

За­да­ние 8. Какой при­мер ил­лю­стри­ру­ет эко­но­ми­че­скую функ­цию со­вре­мен­ной семьи?

1) На се­мей­ном со­ве­те было при­ня­то ре­ше­ние при­об­ре­сти новый ав­то­мо­биль.

2) Отец объ­яс­нил ма­лень­ко­му сыну пра­ви­ла по­ве­де­ния в го­стях.

3) В вы­ход­ной день отец с сыном от­пра­ви­лись на про­гул­ку в го­род­ской парк.

4) Ба­буш­ка по­мо­га­ет внуку де­лать до­маш­ние за­да­ния по ма­те­ма­ти­ке и рус­ско­му языку.

За­да­ние 9. Де­душ­ка учит внука: «Когда ты встре­ча­ешь на улице зна­ко­мо­го че­ло­ве­ка, обя­за­тель­но с ним здо­ро­вай­ся. . . » Де­душ­ка хочет, чтобы внук вёл себя в со­от­вет­ствии с

1) пра­во­вы­ми обы­ча­я­ми 2) ре­ли­ги­оз­ны­ми об­ря­да­ми

3) нор­ма­ми за­ко­на 4) пра­ви­ла­ми эти­ке­та

За­да­ние10. Каж­дое вос­кре­се­нье Ни­ко­лай и Анна вме­сте со сво­и­ми детьми по­се­ща­ют музеи и те­ат­ры. Какую роль семьи ил­лю­стри­ру­ет этот при­мер

1) ор­га­ни­за­ция до­су­га 2) ве­де­ние до­маш­не­го хо­зяй­ств

3) пер­вич­ный со­ци­аль­ный кон­тролль 4) про­дол­же­ние рода

За­да­ние 11. Перед тем как от­пу­стить сына на день рож­де­ния к то­ва­ри­щу, ро­ди­те­ли рас­ска­за­ли ему о пра­ви­лах по­ве­де­ния в го­стях. Какую функ­цию семьи ил­лю­стри­ру­ет этот при­мер?

1) эмо­ци­о­наль­ную 2) вос­пи­та­тель­ную 3) до­су­го­вую 4) ре­про­дук­тив­ную

За­да­ние 12. Ро­ди­те­ли Маши и Оли по­гиб­ли в ав­то­ка­та­стро­фе. Де­воч­ки живут и вос­пи­ты­ва­ют­ся у ба­буш­ки. Их семья яв­ля­ет­ся

1) пат­ри­ар­халь­ной 2) мно­го­дет­ной 3) не­пол­ной 4) малой (нук­ле­ар­ной)

За­да­ние 13.

Семья Си­до­ро­вых со­сто­ит из мамы, папы и двоих детей-школь­ни­ков. Стар­ший сын Си­до­ро­вых, Ва­си­лий, же­нив­шись, стал жить с женой от­дель­но от ро­ди­те­лей. Ба­буш­ки и де­душ­ки Си­до­ро­вых также живут от­дель­но. К ка­ко­му типу от­но­сит­ся семья Си­до­ро­вых?

1) мно­го­по­ко­лен­ная 2) нук­ле­ар­ная 3) тра­ди­ци­он­ная 4) граж­дан­ская

За­да­ние 14. Семья Кон­дра­тье­вых со­сто­ит из ро­ди­те­лей, двоих детей и ба­буш­ки, ко­то­рые про­жи­ва­ют все вме­сте в одной квар­ти­ре. Эта семья яв­ля­ет­ся

1) пат­ри­ар­халь­ной 2) мно­го­дет­ной 3) не­пол­ной 4) мно­го­по­ко­лен­но

За­да­ние 15.

В семье А. каж­дый вечер при­ня­то рас­ска­зы­вать друг другу о самых важ­ных со­бы­ти­ях, слу­чив­ших­ся в те­че­ние дня. Какая функ­ция семьи про­яв­ля­ет­ся в дан­ном при­ме­ре?

1) вос­пи­та­тель­ная 2) ре­про­дук­тив­ная 3) хо­зяй­ствен­ная 4) эмо­ци­о­наль­ная

За­да­ние 16. Ро­ди­те­ли учат сына: «Если при встре­че тебя спро­си­ли: «Как дела?», – это не озна­ча­ет, что нужно по­дроб­но о них рас­ска­зы­вать». Так ро­ди­те­ли рас­ска­зы­ва­ют сыну о пра­ви­лах

1) ре­ли­гии 2) мо­ра­ли 3) эти­ке­та 4) науки

За­да­ние 17. В семье К. есть тра­ди­ция: со­би­рать­ся ве­че­ром и рас­ска­зы­вать о всех про­бле­мах. Какую роль семьи в жизни че­ло­ве­ка ил­лю­стри­ру­ет этот при­мер?

1) Семья ока­зы­ва­ет пси­хо­ло­ги­че­скую под­держ­ку.

2) Взрос­лые участ­ву­ют в по­лу­че­нии об­ра­зо­ва­ния детьми.

3) Семья за­бо­тит­ся о под­дер­жа­нии здо­ро­во­го об­ра­за жизни.

4) Семья обес­пе­чи­ва­ет эко­но­ми­че­скую под­держ­ку своих чле­нов.

За­да­ние 18. Ира живёт с ро­ди­те­ля­ми и де­душ­кой. Она учит­ся в 7 клас­се. Какой при­знак свой­ствен и семье, и школь­но­му клас­су как малым груп­пам?

1) общ­ность по­все­днев­но­го быта 2) ве­де­ние сов­мест­но­го хо­зяй­ства

3) кров­но­род­ствен­ная связь 4) пря­мые лич­ные кон­так­ты

Часть 2

За­да­ние 1. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о семье?

А. Семья осу­ществ­ля­ет био­ло­ги­че­ское вос­про­из­вод­ство новых по­ко­ле­ний.

Б. Семья осу­ществ­ля­ет со­ци­а­ли­за­цию новых по­ко­ле­ний.

1) верно толь­ко А 2) верно толь­ко Б 3) верны оба суж­де­ния 4) оба суж­де­ния не­вер­ны

За­да­ние 2. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о функ­ци­ях семьи?

А. Ос­нов­ной функ­ци­ей семьи яв­ля­ет­ся про­из­вод­ствен­но-эко­но­ми­че­ская.

Б. Семья охра­ня­ет сферу лич­ной жизни че­ло­ве­ка.

1) верно толь­ко А 2) верно толь­ко Б 3) верны оба суж­де­ния 4) оба суж­де­ния не­вер­ны

За­да­ние 3. . Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о функ­ци­ях семьи

А. В со­вре­мен­ном об­ще­стве про­из­вод­ствен­ная функ­ция оста­ет­ся ос­нов­ной функ­ци­ей семьи.

Б. Ре­про­дук­тив­ная (био­ло­ги­че­ское вос­про­из­вод­ство) функ­ция семьи со­хра­ня­ет свое зна­че­ние в об­ще­ствах лю­бо­го типа.

1) верно толь­ко А 2) верно толь­ко Б 3) верны оба суж­де­ния 4) оба суж­де­ния не­вер­ны

За­да­ние 4. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о типах семьи

А. Для ин­ду­стри­аль­но­го об­ще­ства ти­пич­ной ста­но­вит­ся мно­го­по­ко­лен­ная семья.

Б. Малая (нук­ле­ар­ная) семья пре­об­ла­да­ет в усло­ви­ях тра­ди­ци­он­но­го об­ще­ства.

1) верно толь­ко А 2) верно толь­ко Б 3) верны оба суж­де­ния 4) оба суж­де­ния не­вер­ны

За­да­ние 5. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о семье?

А. Семья – это малая груп­па.

Б. Семья воз­ник­ла рань­ше, чем го­су­дар­ство.

1) верно толь­ко А 2) верно толь­ко Б 3) верны оба суж­де­ния 4) оба суж­де­ния не­вер­ны

За­да­ние 6. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о функ­ци­ях семьи?

А. Семья яв­ля­ет­ся ин­сти­ту­том пер­вич­ной со­ци­а­ли­за­ции че­ло­ве­ка.

Б. Семья на­де­ля­ет своих чле­нов опре­делённым со­ци­аль­ным ста­ту­сом

1) верно толь­ко А 2) верно толь­ко Б 3) верны оба суж­де­ния 4) оба суж­де­ния не­вер­ны

За­да­ние 7. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о семье?

А. Семья от­но­сит­ся к малой со­ци­аль­ной груп­пе.

Б. По­ве­де­ние чле­нов семьи никак не за­ви­сит друг от друга.

1) верно толь­ко А 2) верно толь­ко Б 3) верны оба суж­де­ния 4) оба суж­де­ния не­вер­ны

За­да­ние 8. Верны ли суж­де­ния о типах семьи?

А. В со­вре­мен­ном об­ще­стве воз­рос­ло число нук­ле­ар­ных семей.

Б. Рас­ши­рен­ные семьи яв­ля­ют­ся ха­рак­тер­ным яв­ле­ни­ем тра­ди­ци­он­но­го об­ще­ства.

1) верно толь­ко А 2) верно толь­ко Б 3) верны оба суж­де­ния 4) оба суж­де­ния не­вер­ны

За­да­ние 1. Ксе­ния живёт с ро­ди­те­ля­ми и сест­рой. Она учит­ся в 5 клас­се. Срав­ни­те две малые груп­пы: семью и школь­ный класс. Вы­бе­ри­те и за­пи­ши­те в первую ко­лон­ку таб­ли­цы по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт сход­ства, а во вто­рую ко­лон­ку – по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт от­ли­чия:

1) на­ли­чие осо­бых норм по­ве­де­ния;

2) лич­ные кон­так­ты чле­нов груп­пы;

3) от­но­ше­ния род­ства;

4) общий быт

Черты сход­стваЧерты раз­ли­чия

За­да­ние 2. Про­чи­тай­те при­ведённый текст, каж­дое по­ло­же­ние ко­то­ро­го от­ме­че­но бук­вой.

(А) Учёные-со­цио­ло­ги про­ве­ли среди го­ро­жан опрос: «Как Вы и Ваша семья участ­ву­е­те в со­хра­не­нии при­род­ной среды?». (Б) Для мно­гих людей со­хра­не­ние при­род­ной среды свя­за­но с озе­ле­не­ни­ем сво­е­го населённого пунк­та и очист­кой пар­ков от му­со­ра. (В) К со­жа­ле­нию, лишь не­мно­гие го­ро­жа­не ис­поль­зу­ют эко­но­мич­ные бы­то­вые элек­тро­при­бо­ры и сор­ти­ру­ют бы­то­вые от­хо­ды.

Опре­де­ли­те, какие по­ло­же­ния тек­ста:

1) от­ра­жа­ют факты;

2) вы­ра­жа­ют мне­ния.

За­да­ние 3. Про­чи­тай­те при­ведённый текст, каж­дое по­ло­же­ние ко­то­ро­го от­ме­че­но бук­вой.

(А) Плохо, когда под­рост­ки не видят раз­ни­цы между по­ступ­ка­ми и про­ступ­ка­ми. (Б) Ино­гда на «спор» они де­ла­ют «нечто ге­ро­и­че­ское», вы­зы­ва­ю­щее вос­хи­ще­ние дру­зей. (В) Надо по­ни­мать, что не­пра­во­мер­ные дей­ствия не яв­ля­ют­ся по­ступ­ка­ми в ге­ро­и­че­ском смыс­ле этого слова.

Опре­де­ли­те, какие по­ло­же­ния тек­ста

1) от­ра­жа­ют факты;

2) вы­ра­жа­ют мне­ния

За­да­ние 4. Про­чи­тай­те при­ведённый ниже текст, каж­дое по­ло­же­ние ко­то­ро­го от­ме­че­но бук­вой.

(А) Каж­дый воз­раст хорош по-сво­е­му. (Б) Под­рост­ко­вый воз­раст – пе­ре­ход­ный пе­ри­од, ко­то­рый ха­рак­те­ри­зу­ет­ся рядом фи­зи­че­ских из­ме­не­ний. (В) Также в это время про­ис­хо­дит раз­ви­тие лич­но­сти че­ло­ве­ка.

Опре­де­ли­те, какие по­ло­же­ния тек­ста

1) от­ра­жа­ют факты

2) вы­ра­жа­ют мне­ние

За­да­ние 5. Про­чи­тай­те при­ведённый ниже текст, каж­дое по­ло­же­ние ко­то­ро­го от­ме­че­но бук­вой.

(А) Семья с двумя детьми, по­стро­ен­ная на до­ве­рии, любви и ува­же­нии, про­жи­ва­ю­щая от­дель­но от ро­ди­те­лей, – такой пред­став­ля­ют себе иде­аль­ную семью боль­шин­ство участ­ни­ков со­цио­ло­ги­че­ско­го опро­са. (Б) От­рад­но, что боль­шин­ство опро­шен­ных граж­дан счи­та­ют, что при вступ­ле­нии в брак сле­ду­ет ру­ко­вод­ство­вать­ся ис­клю­чи­тель­но чув­ства­ми. (В) 12% опро­шен­ных граж­дан могли бы на­звать свою семью иде­аль­ной, ещё у 36% есть та­ко­вая в их окру­же­нии.

Опре­де­ли­те, какие по­ло­же­ния тек­ста

1) от­ра­жа­ют факты

2) вы­ра­жа­ют мне­ние

За­да­ние 1. В стра­не Z в 2010 г. было про­ве­де­но со­цио­ло­ги­че­ское ис­сле­до­ва­ние. Раз­лич­ным воз­раст­ным груп­пам граж­дан за­да­ва­ли во­прос: «Как вы от­но­си­тесь к парам, ко­то­рые живут вме­сте без офи­ци­аль­ной ре­ги­стра­ции брака?» Ре­зуль­та­ты опро­са (в про­цен­тах от числа от­ве­чав­ших) пред­став­ле­ны в гра­фи­че­ской форме.

Най­ди­те в при­ве­ден­ном спис­ке вы­во­ды, ко­то­рые можно сде­лать на ос­но­ве диа­грам­мы, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) Ней­траль­но от­но­сят­ся к парам, жи­ву­щим вме­сте без офи­ци­аль­ной ре­ги­стра­ции брака, боль­шин­ство опро­шен­ных в обеих груп­пах.

2) Опро­шен­ные 18-35 лет менее го­то­вы всту­пить в от­но­ше­ния без офи­ци­аль­ной ре­ги­стра­ции брака, чем граж­да­не 36-54 лет.

3) Осуж­да­ет пары, жи­ву­щие вме­сте без офи­ци­аль­ной ре­ги­стра­ции брака, каж­дый пятый опро­шен­ный в обеих груп­пах.

4) Одоб­ря­ют и осуж­да­ют пары, жи­ву­щие вме­сте без офи­ци­аль­ной ре­ги­стра­ции брака, при­мер­но оди­на­ко­вое число опро­шен­ных.

5) За­труд­ни­лись опре­де­лить свое от­но­ше­ние к парам, жи­ву­щим вме­сте без офи­ци­аль­ной ре­ги­стра­ции брака, наи­мень­шее число опро­шен­ных.

За­да­ние 2. В стра­не X в раз­ные годы были про­ве­де­ны со­цио­ло­ги­че­ские опро­сы граж­дан. Им был задан во­прос: «Как вы оце­ни­ва­е­те в на­сто­я­щее время ма­те­ри­аль­ное по­ло­же­ние вашей семьи?» Ре­зуль­та­ты опро­сов при­ве­де­ны в таб­ли­це.

Най­ди­те в при­ве­ден­ном спис­ке вы­во­ды, ко­то­рые можно сде­лать на ос­но­ве дан­ных таб­ли­цы, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) Со­кра­ти­лось ко­ли­че­ство граж­дан, счи­та­ю­щих, что они живут очень хо­ро­шо.

2) Более по­ло­ви­ны опро­шен­ных в 2012 г. граж­дан счи­та­ют свое ма­те­ри­аль­ное по­ло­же­ние сред­ним.

3) Аб­со­лют­ное мень­шин­ство опро­шен­ных граж­дан счи­та­ют свое ма­те­ри­аль­ное по­ло­же­ние очень хо­ро­шим.

4) Уве­ли­чи­лось ко­ли­че­ство граж­дан, счи­та­ю­щих свое ма­те­ри­аль­ное по­ло­же­ние пло­хим.

5) Более 2/3 опро­шен­ных граж­дан не счи­та­ют свое ма­те­ри­аль­ное по­ло­же­ние хо­ро­шим.

За­да­ние 3. В стра­не Z про­во­дил­ся опрос на тему: «Какие куль­тур­но-до­су­го­вые учре­жде­ния/ме­ро­при­я­тия вы по­се­ща­е­те?». Ре­зуль­та­ты опро­са в про­цен­тах от числа от­ве­чав­ших пред­став­ле­ны в таб­ли­це.

Най­ди­те в при­ведённом спис­ке вы­во­ды, ко­то­рые можно сде­лать на ос­но­ве таб­ли­цы, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) По­се­ща­е­мость куль­тур­но-до­су­го­вых учре­жде­ний/ме­ро­при­я­тий воз­рос­ла.

2) Около трети ре­спон­ден­тов в 2005 и 2013 годах по­се­ща­ли те­ат­ры.

3) Наи­бо­лее по­пу­ляр­ны­ми как в 2005, так и в 2013 году были вы­ступ­ле­ния ар­ти­стов эст­ра­ды.

4) На­и­ме­нее по­се­ща­е­мы­ми яв­ля­ют­ся кон­цер­ты сим­фо­ни­че­ской му­зы­ки.

5) Наи­бо­лее зна­чи­тель­но вы­рос­ла доля ре­спон­ден­тов, по­се­ща­ю­щих ки­но­те­ат­ры.

За­да­ние 4. В стра­не Z был про­ведён опрос среди со­вер­шен­но­лет­них жи­те­лей на тему: «Кто в первую оче­редь дол­жен за­ни­мать­ся вос­пи­та­ни­ем детей?». Ре­зуль­та­ты опро­са в про­цен­тах от числа от­ве­чав­ших пред­став­ле­ны в таб­ли­це.

Най­ди­те в при­ведённом спис­ке вы­во­ды, ко­то­рые можно сде­лать на ос­но­ве таб­ли­цы, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) Прак­ти­че­ски рав­ные ко­ли­че­ство опро­шен­ных как среди муж­чин, так и среди жен­щин по­ла­га­ют, что в первую оче­редь вос­пи­та­ни­ем детей дол­жен за­ни­мать­ся отец.

2) Наи­мень­шая часть опро­шен­ных среди жен­щин по­ла­га­ет, что в первую оче­редь вос­пи­та­ни­ем долж­ны за­ни­мать­ся в шко­лах и дет­ских садах.

3) Пятая часть опро­шен­ных жен­щин счи­та­ет, что в первую оче­редь вос­пи­та­ни­ем детей долж­на за­ни­мать­ся мать.

4) Наи­мень­шая часть опро­шен­ных муж­чин счи­та­ет, что в первую оче­редь вос­пи­та­ни­ем детей долж­ны за­ни­мать­ся стар­шие члены семьи.

5) Более по­ло­ви­ны как среди опро­шен­ных муж­чин, так и среди опро­шен­ных жен­щин счи­та­ют, что в первую оче­редь вос­пи­та­ни­ем детей дол­жен за­ни­мать­ся один из ро­ди­те­лей.

За­да­ние 5. Со­цио­ло­ги­че­ский центр, изу­ча­ю­щий осо­бен­но­сти ген­дер­но­го по­ве­де­ния со­вре­мен­ных муж­чин и жен­щин, провёл опрос груп­пы вы­пуск­ни­ков рос­сий­ских вузов. Цель опро­са – вы­яс­нить, какие ка­че­ства нужно вос­пи­ты­вать в со­вре­мен­ных маль­чи­ках и де­воч­ках. Ре­зуль­та­ты опро­са (в % от числа опро­шен­ных) пред­став­ле­ны в виде диа­грам­мы.

Най­ди­те в при­ведённом спис­ке вы­во­ды, ко­то­рые можно сде­лать на ос­но­ве

диа­грам­мы, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны

1) Боль­шин­ство юно­шей и де­ву­шек счи­та­ют, что уме­ние усту­пить парт­не­ру важно вос­пи­ты­вать в со­вре­мен­ных маль­чи­ках.

2) Более по­ло­ви­ны опро­шен­ных юно­шей счи­та­ют важ­ным вос­пи­та­ние по­кор­но­сти у де­во­чек.

3) Менее по­ло­ви­ны опро­шен­ных де­ву­шек счи­та­ют ак­ту­аль­ным вос­пи­та­ние го­тов­но­сти к под­чи­не­нию в со­вре­мен­ных маль­чи­ках.

4) Рав­ные доли де­ву­шек и юно­шей счи­та­ют важ­ным вос­пи­та­ние го­тов­но­сти к под­чи­не­нию у обоих полов.

5) Юноши склон­ны чаще тре­бо­вать го­тов­но­сти под­чи­нять­ся от де­во­чек, чем от маль­чи­ков.

За­да­ние 6. Учёные опро­си­ли 25-лет­них и 55-лет­них граж­дан стра­ны Z. Им за­да­ва­ли во­прос: «Как Вы счи­та­е­те, чья обя­зан­ность вести до­маш­нее хо­зяй­ство?» Ре­зуль­та­ты опро­сов (в % от числа от­ве­чав­ших) при­ве­де­ны на диа­грам­ме.

Най­ди­те в при­ведённом спис­ке вы­во­ды, ко­то­рые можно сде­лать на ос­но­ве диа­грам­мы, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) Среди тех, кто счи­та­ет, что муж и жена долж­ны в рав­ной мере участ­во­вать в ве­де­нии до­маш­не­го хо­зяй­ства, боль­ше 25-лет­них, чем 55-лет­них ре­спон­ден­тов.

2) Рав­ные доли опро­шен­ных обеих групп счи­та­ют, что ве­де­ние до­маш­не­го хо­зяй­ства – обя­зан­ность мужа.

3) Среди тех, кто счи­та­ет, что ве­де­ние до­маш­не­го хо­зяй­ства – обя­зан­ность жены, боль­ше 25-лет­них, чем 55-лет­них ре­спон­ден­тов.

4) Среди 55-лет­них ре­спон­ден­тов мень­ше тех, кто счи­та­ет, что ве­де­ние до­маш­не­го хо­зяй­ства – обя­зан­ность мужа, чем тех, кто счи­та­ет, что всё за­ви­сит от кон­крет­ных об­сто­я­тельств.

5) Доля ис­пы­тав­ших за­труд­не­ние при от­ве­те на во­прос выше среди 25-лет­них, чем среди 55-лет­них ре­спон­ден­тов.

Часть 3

Прочитай документ, выполни задания.

Се­мей­ный ко­декс РФ

Глава 8. До­го­вор­ный режим иму­ще­ства су­пру­гов

Ста­тья 41

1. Брач­ный до­го­вор может быть за­клю­чен как до го­су­дар­ствен­ной ре­ги­стра­ции за­клю­че­ния брака, так и в любое время в пе­ри­од брака. Брач­ный до­го­вор, за­клю­чен­ный до го­су­дар­ствен­ной ре­ги­стра­ции за­клю­че­ния брака, всту­па­ет в силу со дня го­су­дар­ствен­ной ре­ги­стра­ции за­клю­че­ния брака.

2. Брач­ный до­го­вор за­клю­ча­ет­ся в пись­мен­ной форме и под­ле­жит но­та­ри­аль­но­му удо­сто­ве­ре­нию.

Ста­тья 42

1. Брач­ным до­го­во­ром су­пру­ги впра­ве из­ме­нить уста­нов­лен­ный за­ко­ном режим сов­мест­ной соб­ствен­но­сти (ста­тья 34 на­сто­я­ще­го Ко­дек­са), уста­но­вить режим сов­мест­ной, до­ле­вой или раз­дель­ной соб­ствен­но­сти на все иму­ще­ство су­пру­гов, на его от­дель­ные виды или на иму­ще­ство каж­до­го из су­пру­гов.

Брач­ный до­го­вор может быть за­клю­чен как в от­но­ше­нии име­ю­ще­го­ся, так и в от­но­ше­нии бу­ду­ще­го иму­ще­ства су­пру­гов.

Су­пру­ги впра­ве опре­де­лить в брач­ном до­го­во­ре свои права и обя­зан­но­сти по вза­им­но­му со­дер­жа­нию, спо­со­бы уча­стия в до­хо­дах друг друга, по­ря­док не­се­ния каж­дым из них се­мей­ных рас­хо­дов; опре­де­лить иму­ще­ство, ко­то­рое будет пе­ре­да­но каж­до­му из су­пру­гов в слу­чае рас­тор­же­ния брака, а также вклю­чить в брач­ный до­го­вор любые иные по­ло­же­ния, ка­са­ю­щи­е­ся иму­ще­ствен­ных от­но­ше­ний су­пру­гов. . .

3. Брач­ный до­го­вор не может огра­ни­чи­вать пра­во­спо­соб­ность или дее­спо­соб­ность су­пру­гов, их право на об­ра­ще­ние в суд за за­щи­той своих прав; ре­гу­ли­ро­вать лич­ные не­иму­ще­ствен­ные от­но­ше­ния между су­пру­га­ми, права и обя­зан­но­сти су­пру­гов в от­но­ше­нии детей; преду­смат­ри­вать по­ло­же­ния, огра­ни­чи­ва­ю­щие право не­тру­до­спо­соб­но­го нуж­да­ю­ще­го­ся су­пру­га на по­лу­че­ние со­дер­жа­ния; со­дер­жать дру­гие усло­вия, ко­то­рые ста­вят од­но­го из су­пру­гов в край­не не­бла­го­при­ят­ное по­ло­же­ние или про­ти­во­ре­чат ос­нов­ным на­ча­лам се­мей­но­го за­ко­но­да­тель­ства.

За­да­ние 1. Когда может быть за­клю­чен брач­ный до­го­вор?

За­да­ние 2. Най­ди­те в тек­сте и вы­пи­ши­те три усло­вия, без со­блю­де­ния ко­то­рых брач­ный до­го­вор не имеет юри­ди­че­ской силы.

За­да­ние 3. Вы­пи­ши­те из тек­ста до­ку­мен­та любые два усло­вия, ко­то­рые не могут быть вклю­че­ны в брач­ный до­го­вор, и про­ил­лю­стри­руй­те каж­дое из них при­ме­ром.

За­да­ние 4. При об­суж­де­нии усло­вий брач­но­го до­го­во­ра воз­ник спор. Одна сто­ро­на утвер­жда­ла, что в до­го­вор не­об­хо­ди­мо вно­сить все иму­ще­ство су­пру­гов, дру­гая сто­ро­на – что можно ого­во­рить толь­ко часть иму­ще­ства. Как, по-ва­ше­му, раз­ре­шить этот спор? При­ве­ди­те фраг­мент тек­ста, по­мо­га­ю­щий от­ве­тить на этот во­прос.

За­да­ние 5. В нашем об­ще­стве су­ще­ству­ет как по­ло­жи­тель­ное, так и не­га­тив­ное от­но­ше­ние к брач­но­му до­го­во­ру. Какой точки зре­ния на не­об­хо­ди­мость за­клю­че­ния брач­но­го до­го­во­ра при­дер­жи­ва­е­тесь вы? С опо­рой на текст и об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния при­ве­ди­те два ар­гу­мен­та (объ­яс­не­ния) в за­щи­ту своей по­зи­ции.

За­да­ние 2. Прочитай документ, выполни задания.

Брак и усло­вия его за­клю­че­ния

Слово «брак» древ­не­рус­ско­го про­ис­хож­де­ния. «Бра­чи­ти» озна­ча­ет «всту­пать в брак». Юри­ди­че­ский смысл тер­ми­на «брак» имеет дру­гое зна­че­ние. По се­мей­но­му праву брак -nbsp;это доб­ро­воль­ный союз муж­чи­ны и жен­щи­ны, целью ко­то­ро­го яв­ля­ет­ся со­зда­ние семьи.

Брак дол­жен быть ос­но­ван на вза­им­ных чув­ствах, ува­же­нии и друж­бе су­пру­гов. В ре­аль­ной жизни, это хо­ро­шо из­вест­но, в брак всту­па­ют и по эко­но­ми­че­ским (так на­зы­ва­е­мые браки по расчёту), и по дру­гим со­об­ра­же­ни­ям. Учёные счи­та­ют са­мы­ми проч­ны­ми браки, со­здан­ные лю­бя­щи­ми друг друга лю­дь­ми.

Од­на­ко даже самой силь­ной при­вя­зан­но­сти не­до­ста­точ­но, чтобы брак был за­ре­ги­стри­ро­ван. Закон тре­бу­ет со­блю­де­ния обя­за­тель­ных усло­вий и по­ряд­ка за­клю­че­ния брака.

Пер­вое. Вза­им­ное доб­ро­воль­ное со­гла­сие муж­чи­ны и жен­щи­ны всту­пить в брак. В от­ли­чие от до­ре­во­лю­ци­он­ной Рос­сии, где обя­за­тель­ным было бла­го­сло­ве­ние ро­ди­те­лей, се­год­ня со­гла­сия тре­тьих лиц не тре­бу­ет­ся. Од­на­ко прак­ти­ка по­ка­зы­ва­ет, что счаст­ли­вы, как пра­ви­ло, те браки, на ко­то­рые дали сер­деч­ное со­гла­сие близ­кие.

Вто­рое. Закон тре­бу­ет, чтобы же­ла­ю­щие за­клю­чить брак до­стиг­ли брач­но­го воз­рас­та. В Рос­сии и для муж­чин, и для жен­щин он со­став­ля­ет 18 лет. Это воз­раст со­вер­шен­но­ле­тия. В дру­гих стра­нах брач­ный воз­раст может быть иным. На­при­мер, в Ан­глии -nbsp;для жен­щин и муж­чин -nbsp;16 лет, во Фран­ции -nbsp;15 лет для жен­щин и 18 лет для муж­чин. Со­глас­но Се­мей­но­му ко­дек­су РФ, при на­ли­чии ува­жи­тель­ных при­чин по ре­ше­нию мест­ных ор­га­нов вла­сти брач­ный воз­раст может быть сни­жен не более чем на два года (до 16 лет).

Тре­тье. Брак не может быть за­ключён, если хотя бы одна из сто­рон уже со­сто­ит в дру­гом браке. В нашей стра­не су­ще­ству­ет прин­цип мо­но­га­мии.

Четвёртое. Не до­пус­ка­ет­ся за­клю­че­ние брака между близ­ки­ми род­ствен­ни­ка­ми по пря­мой вос­хо­дя­щей и нис­хо­дя­щей линии, а также между пол­но­род­ны­ми (общие отец или мать) бра­тья­ми и сёстра­ми.

Пятое. Не могут всту­пать в брак лица, при­знан­ные судом не­дее­спо­соб­ны­ми. По­ря­док ре­ги­стра­ции брака вклю­ча­ет лич­ную по­да­чу за­яв­ле­ния бу­ду­щи­ми су­пру­га­ми в рай­он­ный (го­род­ской) ЗАГС по месту жи­тель­ства од­но­го из них. ЗАГС опре­де­ля­ет день ре­ги­стра­ции брака не рань­ше чем через месяц после по­да­чи за­яв­ле­ния. Этот срок может быть со­кращён по ува­жи­тель­ным при­чи­нам или уве­ли­чен, но не более чем до трёх ме­ся­цев.

Го­су­дар­ствен­ная ре­ги­стра­ция про­ис­хо­дит в тор­же­ствен­ной об­ста­нов­ке. При­сут­ствие же­ни­ха и не­ве­сты при ре­ги­стра­ции обя­за­тель­но. Под за­пи­сью ре­ги­стра­ции брака в книге актов граж­дан­ско­го со­сто­я­ния мо­ло­дожёны ста­вят свои под­пи­си, а затем эта под­пись скреп­ля­ет­ся под­пи­сью долж­ност­но­го лица ЗАГСа. Су­пру­гам выдаётся сви­де­тель­ство о браке.

(А. Ф. Ни­ки­тин)

Какие усло­вия, со­глас­но нор­мам Се­мей­но­го ко­дек­са РФ, обя­за­тель­ны для вступ­ле­ния в брак? Ис­поль­зуя текст, ука­жи­те любые три усло­вия, обя­за­тель­ные для ре­ги­стра­ции брака.

За­да­ние 1. На­зо­ви­те место, где про­ис­хо­дит го­су­дар­ствен­ная ре­ги­стра­ция брака. Пе­ре­чис­ли­те любые два пра­ви­ла по­ряд­ка его ре­ги­стра­ции.

За­да­ние 2. Какие браки, по мне­нию уче­ных, счи­та­ют­ся са­мы­ми проч­ны­ми? Ука­жи­те при­чи­ну, ко­то­рая может яв­лять­ся целью со­зда­ния семьи, про­ил­лю­стри­ро­вав её при­ме­ром.

За­да­ние 3. Со­глас­но Рос­сий­ско­му за­ко­но­да­тель­ству по же­ла­нию су­пру­гов может быть за­ключён брач­ный до­го­вор (кон­тракт). Дайте опре­де­ле­ние по­ня­тия «брач­ный кон­тракт» и ука­жи­те, когда, в какой форме он может быть за­ключён и всту­па­ет в силу?

За­да­ние 4. В на­сто­я­щее время мо­ло­дые люди не спе­шат оформ­лять брак. Ис­поль­зуя об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния и со­ци­аль­ный опыт, при­ве­ди­те любые два ар­гу­мен­та, убеж­да­ю­щих в не­об­хо­ди­мо­сти юри­ди­че­ско­го оформления брака.

Л. Н. Майорова, МБОУ » Берёзовская СОШ», Нижнеингашский район, Красноярский край

Метки: Правоведение и Обществоведение

Семейные традиции — Обществознание — Презентации

  • Задание 1.  Семья, в отличие от других малых групп, характеризуется
  • 1) общими увлечениями                      
  • 2) непосредственными личными контактами
  • 3) собственными социальными нормами  
  • 4) совместным ведением хозяйства
  • Задание 2. Что относится к основным функциям семьи?
  • 1) освоение новых технологий              
  • 2) поддержание политической стабильности
  • 3) повышение культурного уровня        
  • 4) воспитание детей и подростков
  • Задание 3. В современном мире наиболее распространена семья
  • 1) многопоколенная  2) малая (нуклеарная)   3) патриархальная     4) неполная
  • Задание 4. Семья Николаевых состоит из мамы, дочери и сына школьного возраста. К какому типу можно отнести эту семью?
  • 1) патриархальная  
  • 2) традиционная    
  • 3) нуклеарная  
  •   4) многопоколенная
  • Задание 5. Что отличает семью от других малых групп
  • 1) единые предпочтения в одежде
  •     2) непосредственные личные контакты
  • 3) организация совместного быта    
  • 4) совместное проведение досуга
  • Задание 6. В средневековой Европе существовала пословица: недостоин быть мужчиной тот, кто не является господином своей жены. Она отражает отношения в семье
  • 1) патриархальной 2) демократической  3) неполной   4) партнёрской
  • Задание 7. Какой признак отличает семью от других малых групп?
  • 1) общий быт  2) общие цели  3) наличие норм поведения   4) совместная деятельность
  • Задание 8. Какой пример иллюстрирует экономическую функцию современной семьи?
  • 1) На семейном совете было принято решение приобрести новый автомобиль.
  • 2) Отец объяснил маленькому сыну правила поведения в гостях.
  • 3) В выходной день отец с сыном отправились на прогулку в городской парк.
  • 4) Бабушка помогает внуку делать домашние задания по математике и русскому языку.
  • Задание10.   Каждое воскресенье Николай и Анна вместе со своими детьми посещают музеи и театры. Какую роль семьи иллюстрирует этот пример
  • 1) организация досуга                             2) ведение домашнего хозяйств
  • 3) первичный социальный контролль        4) продолжение рода
  • Задание 11. Перед тем как отпустить сына на день рождения к товарищу, родители рассказали ему о правилах поведения в гостях. Какую функцию семьи иллюстрирует этот пример?
  • 1) эмоциональную  2) воспитательную    3) досуговую   4) репродуктивную

Семейные традиции. Семейный досуг

Цель:

  • сформировать представление детей о семье, традициях, обычаях и семейных ценностях. О доброжелательных отношениях родных людей.
  • развитие познавательных интересов воспитанников.

Задачи:

  • актуализировать значение семьи, традиций, семейных ценностей семьи для развития полноценной личности ребёнка;
  • расширять представление детей о семейных праздниках, о том, как они отмечаются в семье;
  • воспитывать уважение к членам своей семьи, людям старшего поколения, эстетический вкус.

Что такое семья?

Семья    это  группа людей, связанных либо кровным родством (признанным рождением), либо родством (браком или другими отношениями) . .

Семья — это дом, где друг друга любят и уважают, разделяют радости и печали, хранят свои семейные традиции и ценности. Семья — это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены чувствами, интересами, идеалами, отношением к жизни.

Семья — это мы.

Семья это я.

Семья это папа и мама моя.

Семья это Владик, братишка родной,

Семья это котик пушистенький мой.

Семья это бабушки две дорогие,

Семья и сестрёнки мои озорные.

Семья это крёстная, тёти и дяди,

Семья это ёлка в красивом наряде.

Семья — это праздник за круглым столом,

Семья — это счастье, семья — это дом,

Где любят и ждут, и не помнят о злом.

Что такое семейные традиции?

Что такое семейные традиции?

Традиция — от латинского «передача». Это слово означает сложившиеся и передаваемые в течение длительного времени из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.

Семейные традиции — очень ценное средство воспитания. Это обычные, принятые в семье нормы, манеры поведения, взгляды, которые передаются из поколения в поколение.

Культура семьи передается по наследству от поколения к поколению. Учитывая опыт старших, фундамент нашего дома мы начинаем закладывать с кирпичика «Традиции».

  Основные семейные традиции

  Основные семейные традиции

Бабушки

Папа

Мама

Брат

Сестра

Дедушки

  Основные семейные традиции

  Основные семейные традиции

Традиция

домашняя уборка

(раскладывание игрушек,

мытьё посуды, пола)

  Основные семейные традиции

  Основные семейные традиции

  Основные семейные традиции

Семейные ценности — это то, что имеет значение (нравственное, духовное, денежное или иное) для тех людей, которые живут семьей.

Как узнать что является семейными ценностями?

Что составляет семейные ценности?

Для кого-то, ценность:

*» Чувство значимости и необходимости»,

*»Уважение», *» Честность», *»Ответственность», *» Дом — полная чаша»

(по выражению Пьера Скрипкина), *» Стремление сделать жизнь своих близких лучше» .

Разница между семьей и родственниками

Ключевая разница — семья и родственники
 

Два слова «семья» и «родственники» могут несколько сбивать с толку, поскольку эти два слова взаимосвязаны. Родственники – это люди, связанные кровным родством или браком. Семья – это группа людей, обычно состоящая из двух родителей и их детей, живущих вместе как единое целое. В этом ключевое отличие семьи от родственников. Однако семья всегда состоит из родственников.

СОДЕРЖАНИЕ
1. Обзор и ключевые отличия
2. Что такое семья
3. Кто такие родственники
4. Сравнение бок о бок – семья и родственники
5. Резюме

Что такое семья?

Семью можно в основном определить как группу людей, состоящую из двух родителей и их детей, живущих вместе как единое целое. Семья обычно состоит из группы, связанной родством или кровью. Он считается наименьшей ячейкой общества. Членов семьи можно условно разделить на ближайших родственников и расширенную семью. К ближайшим родственникам обычно относят родителей, супругов, братьев, сестер, сыновей и дочерей. Членами расширенной семьи могут быть тети, дяди, бабушки и дедушки, двоюродные братья, племянники, племянницы, родные братья и сестры и т. д.

Типы семейных единиц

В мире существуют различные типы семейных единиц, наиболее распространенными из которых являются нуклеарная семья и расширенная семья.

Нуклеарная семья

Также известная как супружеская семья , в нее входят родители, т. е. муж, жена и их дети, живущие вместе под одной крышей.

Расширенная семья

Расширенная семья — это тип семьи, выходящий за рамки нуклеарной семьи. В этом типе семьи родители, бабушки и дедушки, тети, дяди, двоюродные братья и т. д. живут в одном домашнем хозяйстве. Супружеская пара, проживающая с родителями жены или мужа, является примером расширенной семьи.

Рисунок 01: Нуклеарная семья

Кто такие родственники?

Родственник – это лицо, связанное кровными или узами брака. Другими словами, если два человека связаны кровным родством или браком, их называют родственниками. Семья обычно состоит из родственников.

Родственники по крови

Родители, дети, сестры, братья, сводные братья и сестры, дедушки и бабушки, внуки, тети, дяди, двоюродные братья, племянницы, племянники и т.д. являются родственниками по крови.

Родственники по браку

Супруг (муж или жена), свекровь, свекор, невестка, зять, деверь, невестка, приемные дети, сводные братья и сестры и т. д. являются родственниками по браку.

Кроме того, другие законные средства, такие как усыновление, также могут создать родство или добавить в нашу жизнь нового родственника. Примерами такого типа родственников являются приемные родители, приемные дети.

Рисунок 02: Родственники

В чем разница между семьей и родственниками?

Семья против родственников

Семья – это группа людей, состоящая из двух родителей и их детей, живущих вместе как единое целое. Родственники – это люди, связанные кровным родством или браком.
Отношения
Семья состоит из родственников. Расстояние родства может классифицировать семью как непосредственную и расширенную.
Тип
Семью можно разделить на нуклеарную и расширенную. Родственники могут классифицироваться как родственники по браку или по крови.
В общем языке
К семье относятся родители и их дети, проживающие вместе. Родственники относятся к расширенной семье, включая бабушек и дедушек, тетей, дядей и т. д.
Место жительства
Семья обычно живет вместе. Все родственники не живут вместе.

Резюме – Семья против родственников

Семья и родственники – две важные составляющие нашей жизни. Семья обычно состоит из наших родственников либо по крови, либо по закону (брак или усыновление). Разница между семьей и родственниками заключается в том, что семья относится к группе родственников, которые обычно живут вместе, тогда как родственники относятся к людям, которые связаны с нами кровными или юридическими отношениями. В общем, семья обычно относится к родителям и детям, живущим вместе, тогда как родственники относятся к членам расширенной семьи, включая бабушек и дедушек, тетей, дядей и двоюродных братьев.

Изображение предоставлено:
1. «1023003» (общественное достояние) через Pixabay
2. «Таблица родственников» от Apartmento2 — собственная работа (CC BY-SA 2.5) через Commons Wikimedia

Социальные группы

Это «Социальные группы», раздел 4.1 из книги «Социология: Краткий выпуск» (v. 1.1). Для получения подробной информации об этом (включая лицензирование) нажмите здесь.

Для получения дополнительной информации об источнике этой книги или о том, почему она доступна бесплатно, посетите домашнюю страницу проекта. Там вы можете просматривать или скачивать дополнительные книги. Чтобы загрузить ZIP-файл с этой книгой для использования в автономном режиме, просто нажмите здесь.

Помогла ли вам эта книга? Рассмотрите возможность передачи:

Помощь Creative Commons

Creative Commons поддерживает свободную культуру от музыки до образования. Их лицензии помогли сделать эту книгу доступной для вас.

Помогите государственной школе

DonorsChoose. org помогает таким людям, как вы, помогать учителям финансировать их школьные проекты, от художественных принадлежностей до книг и калькуляторов.

4.1 Социальные группы

Цели обучения

  1. Описать, чем социальная группа отличается от социальной категории или социальной совокупности.
  2. Отличие первичной группы от вторичной.
  3. Определите референтную группу и предоставьте один пример такой группы.
  4. Объясните важность сетей в современном обществе.

Социальная группа Два или более человека, которые регулярно взаимодействуют на основе взаимных ожиданий и разделяют общую идентичность. состоит из двух или более человек, которые регулярно взаимодействуют на основе взаимных ожиданий и разделяют общую идентичность. Из этого определения легко увидеть, что все мы принадлежим к разным типам социальных групп: нашим семьям, различным группам друзей, урокам социологии и другим курсам, которые мы посещаем, нашим местам работы, клубам и организациям, к которым мы принадлежим, и т. вперед. За исключением редких случаев, трудно представить, чтобы кто-то из нас жил в полном одиночестве. Даже люди, которые живут одни, по-прежнему взаимодействуют с членами семьи, коллегами и друзьями и в этом смысле все еще имеют членство в нескольких группах.

Здесь важно отличать социальные группы от двух родственных понятий: социальных категорий и социальных агрегатов. Социальная категория. Совокупность людей, которые имеют хотя бы один общий атрибут, но в остальном не обязательно взаимодействуют. это совокупность индивидуумов, которые имеют хотя бы один общий атрибут, но в остальном не обязательно взаимодействуют. «Женщины» — пример социальной категории. У всех женщин есть по крайней мере одна общая черта — их биологический пол, даже если они не взаимодействуют друг с другом. «Американцы азиатского происхождения» — еще один пример социальной категории, поскольку у всех американцев азиатского происхождения есть две общие черты: их этническое происхождение и место жительства в Соединенных Штатах, даже если они не взаимодействуют или не имеют каких-либо других общих черт. Как показывают эти примеры, пол, раса и этническая принадлежность являются основой для нескольких социальных категорий. Другие распространенные социальные категории основаны на наших религиозных предпочтениях, географическом местожительстве и социальном классе.

Между социальной категорией и социальной группой находится социальная совокупность. Совокупность людей, которые находятся в одном и том же месте в одно и то же время, но которые иначе не обязательно взаимодействуют, за исключением самых поверхностных способов, или имеют что-то еще common., который представляет собой совокупность людей, находящихся в одном и том же месте в одно и то же время, но которые в остальном не обязательно взаимодействуют, за исключением самых поверхностных способов, или имеют что-то общее. Толпа на спортивном мероприятии и зрители в кино или спектакле — типичные примеры социальных агрегатов. Эти совокупности людей не являются социальной категорией, потому что люди вместе физически, и они также не являются группой, потому что реально не взаимодействуют и не имеют общей идентичности, не связанной с нахождением в толпе или аудитории в данный момент.

Рисунок 4.1

Толпа на спортивном мероприятии и публика в кино или спектакле являются примерами социальных агрегатов.

© Thinkstock

Изложив эти различия, давайте вернемся к нашему изучению групп, взглянув на различные типы групп, которые выделяют социологи.

Первичная и вторичная группы

Обычно проводится различие между первичными и вторичными группами. Первичная группа Группа, обычно небольшая, характеризующаяся обширным взаимодействием и сильными эмоциональными связями, сохраняющаяся с течением времени. обычно невелик, характеризуется обширным взаимодействием и сильными эмоциональными связями и сохраняется с течением времени. Члены таких групп очень заботятся друг о друге и сильно отождествляют себя с группой. Действительно, их принадлежность к первичной группе во многом определяет их социальную идентичность. Чарльз Хортон Кули, чья концепция «я-зазеркалья» обсуждалась в предыдущей главе, назвал эти группы первичными, потому что это первые группы, к которым мы принадлежим, и потому что они очень важны для социальной жизни. Семья — это основная группа, которая чаще всего приходит на ум, но небольшие группы дружбы сверстников, будь то ваши школьные друзья, городская уличная банда или взрослые люди среднего возраста, которые регулярно собираются вместе, также являются основными группами.

Хотя первичная группа обычно невелика, несколько более крупные группы также могут действовать подобно первичным группам. Здесь на ум приходят спортивные команды, братства и женские клубы. Хотя эти группы больше, чем обычная семья или небольшой круг друзей, эмоциональные связи, которые формируют их члены, часто довольно сильны. На некоторых рабочих местах коллеги могут очень хорошо узнать друг друга и стать группой друзей, в которой члены обсуждают личные проблемы и общаются вне рабочего места. В этом случае небольшие группы сотрудников могут стать основными группами (Elsesser & Peplau, 2006; Marks, 19).94). Эльсессер К. и Пеплау Л. А. (2006). Стеклянная перегородка: препятствия для межполовой дружбы на работе. Человеческие отношения, 59 , 1077–1100; Маркс, SR (1994). Близость в публичной сфере: Дело сотрудников. Социальные силы, 72, 843–858.

Наши основные группы играют важную роль во многом из того, что мы делаем. Данные опроса подтверждают это для семьи. Рисунок 4.2 «Процент американцев, которые говорят, что их семья очень важна, довольно важна, не слишком важна или совсем не важна в их жизни» показывает, что подавляющее большинство американцев говорят, что их семья «очень важна» в их жизни. Могли бы вы сказать то же самое о своей семье?

Рисунок 4.2 Процент американцев, которые говорят, что их семья очень важна, довольно важна, не слишком важна или совсем не важна в их жизни

Источник: данные World Values ​​Survey, 2002.

эмоциональное тепло и утешение в хорошие и плохие времена и дают нам идентичность и сильное чувство лояльности и принадлежности. Таким образом, членство в нашей основной группе важно для таких вещей, как наше счастье и психическое здоровье. Многие исследования, например, показывают, что уровень самоубийств и эмоциональных проблем ниже среди людей, вовлеченных в сети социальной поддержки, таких как их семьи и друзья, чем среди людей, которые в значительной степени одиноки (Maimon & Kuhl, 2008). Maimon, D., & Куль, округ Колумбия (2008). Социальный контроль и суицидальность молодежи: размещение идей Дюркгейма в многоуровневой структуре. Американское социологическое обозрение, 73, 921–943. Однако наши первичные групповые отношения также могут быть не идеальными, и, если они негативны, они могут причинить нам много психических и эмоциональных страданий, что подтвердят женщины, ставшие жертвами домашнего насилия. На самом деле, семья как основная группа является источником многих видов физического и сексуального насилия, совершаемого в отношении женщин и детей (Gosselin, 2010) Gosselin, D.K. (2010). Тяжелые руки: Знакомство с преступлениями семейного насилия . Река Аппер-Сэдл, Нью-Джерси: Прентис-холл. (см. главу 11 «Семья»).

Рисунок 4.3

Вторичная группа крупнее и более безлична, чем первичная группа, и может существовать относительно короткое время для достижения определенной цели. Студенты любого из курсов вашего колледжа составляют второстепенную группу.

© Thinkstock

Хотя первичные группы являются наиболее важными в нашей жизни, мы принадлежим к гораздо большему количеству вторичных групп. более крупные и более безличные и существуют, часто в течение относительно короткого времени, для достижения определенной цели. Члены вторичной группы чувствуют себя менее эмоционально привязанными друг к другу, чем члены первичной группы, и не так сильно идентифицируют себя со своей группой, и не чувствуют себя настолько лояльными к ней. Это не означает, что вторичные группы не важны, поскольку общество не могло бы существовать без них, но они все же не обеспечивают потенциальных эмоциональных преимуществ для своих членов, которые в идеале обеспечивают первичные группы. Класс социологии, для которого вы читаете эту книгу, является примером вторичной группы, как и клубы и организации в вашем кампусе, к которым вы можете принадлежать. Другие вторичные группы включают религиозные, деловые, правительственные и общественные организации. В некоторых из этих групп члены узнают друг друга лучше, чем в других вторичных группах, но их эмоциональные связи и интенсивность взаимодействия остаются значительно слабее, чем в первичных группах.

Референтные группы

Первичные и вторичные группы могут действовать как наши референтные группы Группа, которая устанавливает стандарт для управления нашим собственным поведением и установками. или как группы, которые устанавливают стандарт для управления нашим собственным поведением и отношением. Семья, к которой мы принадлежим, очевидно, влияет на наши действия и взгляды, как, например, в подростковом возрасте, возможно, вы решали не делать определенных вещей со своими друзьями, чтобы не разочаровывать или расстраивать своих родителей. С другой стороны, ваши друзья регулярно выступали в вашем подростковом возрасте в качестве референтной группы, и вы, вероятно, одевались так, как они, или поступали с ними, даже вопреки желанию ваших родителей, именно потому, что они были вашей референтной группой. Некоторые из наших референтных групп — это группы, к которым мы не принадлежим, но к которым мы, тем не менее, относимся.0183 хочет, чтобы принадлежал. Маленький ребенок, например, может мечтать стать космонавтом, одеваться как космонавт и играть как космонавт. Некоторые старшеклассники могут не принадлежать к «крутой» клике в школе, но все же могут одеваться как члены этой клики, либо в надежде быть принятыми в члены, либо просто потому, что они восхищаются одеждой и стилем ее членов.

Samuel Stouffer и коллеги (Stouffer et al., 1949) Stouffer, S., et al. (1949). Американский солдат: Приспособление к армейской жизни . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. продемонстрировали важность референтных групп в известном исследовании американских солдат во время Второй мировой войны. Это исследование было направлено на то, чтобы определить, почему у некоторых солдат более низкий моральный дух, чем у других. Удивительно, но Стоуффер обнаружил, что реальный, «объективный» характер их условий жизни меньше влиял на их моральный дух, чем то, чувствовали ли они, что другие солдаты живут лучше или хуже, чем они. Даже если их собственные условия жизни были довольно хорошими, у них, вероятно, был низкий моральный дух, если они думали, что у других солдат дела обстоят лучше. Еще одним фактором, влияющим на их моральный дух, было то, думали ли они, что у них есть хорошие шансы на повышение по службе. Как это ни парадоксально, солдаты в подразделениях с высокими показателями продвижения по службе были более пессимистичны в отношении своих шансов на повышение, чем солдаты в подразделениях с низкими показателями продвижения по службе. Очевидно, бывшие солдаты были встревожены тем, что так много других мужчин в их подразделении получили повышение, и в результате почувствовали себя хуже. В каждом случае, заключил Штуффер, взгляды солдат формировались в зависимости от их восприятия того, что происходило в их референтной группе других солдат. Они почувствовал себя обделенным по отношению к опыту членов своей референтной группы и соответствующим образом скорректировал свои взгляды. Концепция относительной депривации фиксирует этот процесс.

Входящие и чужие группы

Члены первичных и некоторых вторичных групп чувствуют себя лояльными к этим группам и гордятся своей принадлежностью к ним. Мы называем такие группы ин-группами. Группа, члены которой чувствуют себя особенно преданными и гордятся своей принадлежностью. Примерами ин-групп являются братства, женские клубы, спортивные команды и банды несовершеннолетних. Члены своей группы часто в конечном итоге соревнуются с членами другой группы за различные виды вознаграждения. Эта другая группа называется чужой группой. Группа, с которой «своя» группа чувствует, что она соревнуется за различные виды вознаграждения и по сравнению с которой «своя» группа чувствует свое превосходство. Конкуренция между своей и чужой группами часто носит дружеский характер. , как среди членов очных команд в течение учебного года, когда они соревнуются в спортивных соревнованиях. Иногда, однако, члены своей группы смотрят свысока на членов чужой группы и даже действуют по отношению к ним очень враждебно. Известно, что соперничающие члены братства в нескольких кампусах вступают в драки и громят дома друг друга. Более серьезно то, что уличные банды нападают друг на друга, а группы ненависти, такие как скинхеды и Ку-клукс-клан, совершают насилие в отношении цветных людей, евреев и других лиц, которых они считают членами чужих групп. Как ясно показывают эти примеры, членство в группе может способствовать очень негативному отношению к чужим группам, с которыми внутренние группы чувствуют, что они конкурируют. Такое отношение особенно вероятно к развитию во времена роста безработицы и других видов экономических трудностей, поскольку члены своей группы склонны обвинять в своих экономических проблемах членов другой группы (Olzak, 19).92). Олзак, С. (1992). Динамика этнической конкуренции и конфликтов . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета.

Сети

В наши дни в мире труда мы часто слышим о «нетворкинге» или использовании ваших связей с людьми, у которых есть связи с другими людьми, которые могут помочь вам найти работу. Вы не обязательно знаете этих «других людей», которые в конечном счете могут вам помочь, но вы знаете людей, которые их знают. Ваши связи с другими людьми слабы или вообще отсутствуют, но ваше участие в этой сети, тем не менее, может помочь вам найти работу.

Современная жизнь все больше характеризуется такими сетями. Совокупность отношений, которые связывают нас с другими людьми и группами, а через них — с другими людьми и группами, или совокупность отношений, которые связывают нас с другими людьми и группами, а через них — с другие люди и группы. Некоторые из этих отношений связаны с сильными связями, в то время как другие отношения связаны со слабыми связями (Granovetter, 1983). Granovetter, M. (1983). Сила слабых связей: новый взгляд на сетевую теорию. Социологическая теория, 1, 201–233. Facebook и другие веб-сайты сделали возможными сети невообразимого размера всего десять лет назад. Сети важны для многих вещей, включая получение совета, получение небольших сумм денег и поиск работы. Когда вам нужен совет или вы хотите одолжить 5 или 10 долларов, к кому вы обращаетесь? Ответ, несомненно, в определенных членах вашей сети — ваших друзьях, семье и так далее.

Непрямые связи, которые у вас есть с людьми через ваши сети, могут помочь вам найти работу или даже получить лучшее медицинское обслуживание. Например, если у вас серьезное заболевание, такое как рак, вы, вероятно, сначала поговорите со своим лечащим врачом, который направит вас к одному или нескольким специалистам, которых вы не знаете и которые не связаны с вами через других людей. ты знаешь. То есть они не являются частью вашей сети. Поскольку специалисты не знают вас и не знают никого другого, кто вас знает, они, скорее всего, будут относиться к вам очень профессионально, а значит, к лучшему или к худшему, безлично.

Рисунок 4.4

Сеть — это совокупность отношений, которые связывают нас с другими людьми и группами, а через них — с другими людьми и группами. Наше участие в определенных сетях может принести определенные преимущества, в том числе лучшее медицинское обслуживание, если в нашу сеть входят один или два врача.

© Thinkstock

Теперь предположим, что рядом с вами есть друзья или родственники, которые являются врачами. Благодаря своим связям с другими ближайшими врачами, они могут порекомендовать вам определенных специалистов и, возможно, даже назначить вам более раннюю встречу, чем ваш лечащий врач. Поскольку эти специалисты понимают, что вы знакомы с врачами, которых они знают, они могут относиться к вам более лично, чем в противном случае. В долгосрочной перспективе вы вполне можете получить более качественную медицинскую помощь от вашей сети через знакомых врачей. Таким образом, люди, которым посчастливилось иметь такие связи, могут быть в лучшем состоянии с медицинской точки зрения, чем люди, у которых их нет.

Но давайте посмотрим на это последнее предложение. Какие люди имеют такие связи? У каких людей есть друзья или родственники, которые являются врачами? При прочих равных условиях, если бы перед вами стояли два человека, один из которых работает вице-президентом в крупной корпорации, а другой работает неполный рабочий день в ресторане быстрого питания, как вы думаете, кто из них с большей вероятностью будет знать врач или два лично? Ваш ответ, вероятно, корпоративный вице-президент. Дело в том, что такие факторы, как наш социальный класс и профессиональный статус, наша раса и этническая принадлежность, а также наш пол, влияют на то, насколько вероятно, что мы будем вовлечены в сети, которые могут помочь нам получить работу, хорошее медицинское обслуживание и другие преимущества. В качестве примера можно привести исследование трех рабочих кварталов Нью-Йорка — одного белого, одного афроамериканца и одного латиноамериканца — показало, что белая молодежь была более вовлечена через своих родителей и сверстников в сети направления на работу, чем молодежь из других районов. два района и, таким образом, могли лучше найти работу, даже если они были арестованы за правонарушение (Салливан, 19 лет).89). Салливан, М. (1989). Получение зарплаты: молодежная преступность и работа в центре города . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета. Это исследование предполагает, что даже если мы посмотрим на людей разных рас и этнических групп примерно из одного и того же социального класса, белые имеют преимущество перед цветными людьми в сфере занятости.

Пол также имеет значение в сфере занятости. Во многих компаниях до сих пор существует «сеть старых парней», в которой руководители-мужчины, имеющие вакансии, узнают о кандидатах-мужчинах от коллег-мужчин и друзей. Сотрудники-мужчины, уже находящиеся на работе, как правило, проводят больше времени в общении со своими начальниками-мужчинами, чем их коллеги-женщины. Эти взаимосвязанные процессы затрудняют прием на работу и продвижение по службе для женщин по сравнению с мужчинами (Barreto, Ryan, & Schmitt, 2009).).Баррето, М., Райан, М.К., и Шмитт, М.Т. (ред.). (2009). Стеклянный потолок в 21 веке: понимание барьеров на пути к гендерному равенству . Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация. Чтобы противостоять этим эффектам и поддерживать друг друга, некоторые женщины создают сети, где они встречаются, обсуждают общие проблемы и способы решения этих проблем. Примером такой сети является The Links, Inc., группа общественных работ, в которую входят 12 000 профессиональных афроамериканок, чье имя подчеркивает важность создания сетей (http://www. linksinc.org/index.shtml). Его члены участвуют в 270 отделениях в 42 штатах, Вашингтоне, округ Колумбия, и на Багамах. Каждые 2 года более 2000 членов Links собираются на национальную ассамблею, на которой они объединяются, обсуждают проблемы, с которыми они сталкиваются как профессиональные цветные женщины, и рассматривают стратегии сбора средств для целей, которые они поддерживают.

Ключевые выводы

  • Группы являются ключевым строительным блоком социальной жизни, но могут иметь и негативные последствия.
  • Первичные группы, как правило, небольшие и включают интимные отношения, в то время как вторичные группы крупнее и более безличны.
  • Референтные группы обеспечивают стандарт для руководства и оценки нашего отношения и поведения.
  • Социальные сети приобретают все большее значение в современной жизни, и участие в таких сетях может иметь благоприятные последствия для многих аспектов жизни.