Контроль по теме « Семья»
Категория: Правоведение и Обществоведение.
Контроль по теме « Семья»
Часть 1
Задание 1. Семья, в отличие от других малых групп, характеризуется
1) общими увлечениями 2) непосредственными личными контактами
3) собственными социальными нормами 4) совместным ведением хозяйства
Задание 2. Что относится к основным функциям семьи?
1) освоение новых технологий 2) поддержание политической стабильности
3) повышение культурного уровня 4) воспитание детей и подростков
Задание 3. В современных западных странах наиболее распространена семья
1) многопоколенная 2) малая (нуклеарная) 3) патриархальная 4) неполная
Задание 4. Семья Николаевых состоит из мамы, дочери и сына школьного возраста.
1) патриархальная 2) традиционная 3) нуклеарная 4) многопоколенная
Задание 5. Что отличает семью от других малых групп
1) единые предпочтения в одежде 2) непосредственные личные контакты
3) организация совместного быта 4) совместное проведение досуга
Задание 6. В средневековой Европе существовала пословица: недостоин быть мужчиной тот, кто не является господином своей жены. Она отражает отношения в семье
1) патриархальной 2) демократической 3) неполной 4) партнёрской
Задание 7.
1) общий быт 2) общие цели 3) наличие норм поведения 4) совместная деятельность
Задание 8. Какой пример иллюстрирует экономическую функцию современной семьи?
1) На семейном совете было принято решение приобрести новый автомобиль.
2) Отец объяснил маленькому сыну правила поведения в гостях.
3) В выходной день отец с сыном отправились на прогулку в городской парк.
4) Бабушка помогает внуку делать домашние задания по математике и русскому языку.
Задание 9. Дедушка учит внука: «Когда ты встречаешь на улице знакомого человека, обязательно с ним здоровайся. . . » Дедушка хочет, чтобы внук вёл себя в соответствии с
1) правовыми обычаями 2) религиозными обрядами
3) нормами закона 4) правилами этикета
Задание10. Каждое воскресенье Николай и Анна вместе со своими детьми посещают музеи и театры. Какую роль семьи иллюстрирует этот пример
1) организация досуга 2) ведение домашнего хозяйств
3) первичный социальный контролль 4) продолжение рода
1) эмоциональную 2) воспитательную 3) досуговую 4) репродуктивную
Задание 12. Родители Маши и Оли погибли в автокатастрофе. Девочки живут и воспитываются у бабушки. Их семья является
1) патриархальной 2) многодетной 3) неполной 4) малой (нуклеарной)
Задание 13.
1) многопоколенная 2) нуклеарная 3) традиционная 4) гражданская
Задание 14. Семья Кондратьевых состоит из родителей, двоих детей и бабушки, которые проживают все вместе в одной квартире. Эта семья является
1) патриархальной 2) многодетной 3) неполной 4) многопоколенно
Задание 15.
1) воспитательная 2) репродуктивная 3) хозяйственная 4) эмоциональная
Задание 16. Родители учат сына: «Если при встрече тебя спросили: «Как дела?», – это не означает, что нужно подробно о них рассказывать». Так родители рассказывают сыну о правилах
1) религии 2) морали 3) этикета 4) науки
Задание 17. В семье К. есть традиция: собираться вечером и рассказывать о всех проблемах. Какую роль семьи в жизни человека иллюстрирует этот пример?
1) Семья оказывает психологическую поддержку.
2) Взрослые участвуют в получении образования детьми.
3) Семья заботится о поддержании здорового образа жизни.
4) Семья обеспечивает экономическую поддержку своих членов.
Задание 18. Ира живёт с родителями и дедушкой. Она учится в 7 классе. Какой признак свойствен и семье, и школьному классу как малым группам?
1) общность повседневного быта 2) ведение совместного хозяйства
3) кровнородственная связь 4) прямые личные контакты
Часть 2
Задание 1. Верны ли следующие суждения о семье?
А. Семья осуществляет биологическое воспроизводство новых поколений.
Б. Семья осуществляет социализацию новых поколений.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
Задание 2. Верны ли следующие суждения о функциях семьи?
А. Основной функцией семьи является производственно-экономическая.
Б. Семья охраняет сферу личной жизни человека.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
Задание 3. . Верны ли следующие суждения о функциях семьи
А. В современном обществе производственная функция остается основной функцией семьи.
Б. Репродуктивная (биологическое воспроизводство) функция семьи сохраняет свое значение в обществах любого типа.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
Задание 4. Верны ли следующие суждения о типах семьи
А. Для индустриального общества типичной становится многопоколенная семья.
Б. Малая (нуклеарная) семья преобладает в условиях традиционного общества.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
Задание 5. Верны ли следующие суждения о семье?
А. Семья – это малая группа.
Б. Семья возникла раньше, чем государство.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
Задание 6. Верны ли следующие суждения о функциях семьи?
А. Семья является институтом первичной социализации человека.
Б. Семья наделяет своих членов определённым социальным статусом
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
Задание 7. Верны ли следующие суждения о семье?
А. Семья относится к малой социальной группе.
Б. Поведение членов семьи никак не зависит друг от друга.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
Задание 8. Верны ли суждения о типах семьи?
А. В современном обществе возросло число нуклеарных семей.
Б. Расширенные семьи являются характерным явлением традиционного общества.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
Задание 1. Ксения живёт с родителями и сестрой. Она учится в 5 классе. Сравните две малые группы: семью и школьный класс. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия:
1) наличие особых норм поведения;
2) личные контакты членов группы;
3) отношения родства;
4) общий быт
Черты сходства | Черты различия | ||
Задание 2. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.
(А) Учёные-социологи провели среди горожан опрос: «Как Вы и Ваша семья участвуете в сохранении природной среды?». (Б) Для многих людей сохранение природной среды связано с озеленением своего населённого пункта и очисткой парков от мусора. (В) К сожалению, лишь немногие горожане используют экономичные бытовые электроприборы и сортируют бытовые отходы.
Определите, какие положения текста:
1) отражают факты;
2) выражают мнения.
Задание 3. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.
(А) Плохо, когда подростки не видят разницы между поступками и проступками. (Б) Иногда на «спор» они делают «нечто героическое», вызывающее восхищение друзей. (В) Надо понимать, что неправомерные действия не являются поступками в героическом смысле этого слова.
Определите, какие положения текста
1) отражают факты;
2) выражают мнения
Задание 4. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого отмечено буквой.
(А) Каждый возраст хорош по-своему. (Б) Подростковый возраст – переходный период, который характеризуется рядом физических изменений. (В) Также в это время происходит развитие личности человека.
Определите, какие положения текста
1) отражают факты
2) выражают мнение
Задание 5. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого отмечено буквой.
(А) Семья с двумя детьми, построенная на доверии, любви и уважении, проживающая отдельно от родителей, – такой представляют себе идеальную семью большинство участников социологического опроса. (Б) Отрадно, что большинство опрошенных граждан считают, что при вступлении в брак следует руководствоваться исключительно чувствами. (В) 12% опрошенных граждан могли бы назвать свою семью идеальной, ещё у 36% есть таковая в их окружении.
Определите, какие положения текста
1) отражают факты
2) выражают мнение
Задание 1. В стране Z в 2010 г. было проведено социологическое исследование. Различным возрастным группам граждан задавали вопрос: «Как вы относитесь к парам, которые живут вместе без официальной регистрации брака?» Результаты опроса (в процентах от числа отвечавших) представлены в графической форме.
Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Нейтрально относятся к парам, живущим вместе без официальной регистрации брака, большинство опрошенных в обеих группах.
2) Опрошенные 18-35 лет менее готовы вступить в отношения без официальной регистрации брака, чем граждане 36-54 лет.
3) Осуждает пары, живущие вместе без официальной регистрации брака, каждый пятый опрошенный в обеих группах.
4) Одобряют и осуждают пары, живущие вместе без официальной регистрации брака, примерно одинаковое число опрошенных.
5) Затруднились определить свое отношение к парам, живущим вместе без официальной регистрации брака, наименьшее число опрошенных.
Задание 2. В стране X в разные годы были проведены социологические опросы граждан. Им был задан вопрос: «Как вы оцениваете в настоящее время материальное положение вашей семьи?» Результаты опросов приведены в таблице.
Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе данных таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Сократилось количество граждан, считающих, что они живут очень хорошо.
2) Более половины опрошенных в 2012 г. граждан считают свое материальное положение средним.
3) Абсолютное меньшинство опрошенных граждан считают свое материальное положение очень хорошим.
4) Увеличилось количество граждан, считающих свое материальное положение плохим.
5) Более 2/3 опрошенных граждан не считают свое материальное положение хорошим.
Задание 3. В стране Z проводился опрос на тему: «Какие культурно-досуговые учреждения/мероприятия вы посещаете?». Результаты опроса в процентах от числа отвечавших представлены в таблице.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Посещаемость культурно-досуговых учреждений/мероприятий возросла.
2) Около трети респондентов в 2005 и 2013 годах посещали театры.
3) Наиболее популярными как в 2005, так и в 2013 году были выступления артистов эстрады.
4) Наименее посещаемыми являются концерты симфонической музыки.
5) Наиболее значительно выросла доля респондентов, посещающих кинотеатры.
Задание 4. В стране Z был проведён опрос среди совершеннолетних жителей на тему: «Кто в первую очередь должен заниматься воспитанием детей?». Результаты опроса в процентах от числа отвечавших представлены в таблице.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Практически равные количество опрошенных как среди мужчин, так и среди женщин полагают, что в первую очередь воспитанием детей должен заниматься отец.
2) Наименьшая часть опрошенных среди женщин полагает, что в первую очередь воспитанием должны заниматься в школах и детских садах.
3) Пятая часть опрошенных женщин считает, что в первую очередь воспитанием детей должна заниматься мать.
4) Наименьшая часть опрошенных мужчин считает, что в первую очередь воспитанием детей должны заниматься старшие члены семьи.
5) Более половины как среди опрошенных мужчин, так и среди опрошенных женщин считают, что в первую очередь воспитанием детей должен заниматься один из родителей.
Задание 5. Социологический центр, изучающий особенности гендерного поведения современных мужчин и женщин, провёл опрос группы выпускников российских вузов. Цель опроса – выяснить, какие качества нужно воспитывать в современных мальчиках и девочках. Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе
диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны
1) Большинство юношей и девушек считают, что умение уступить партнеру важно воспитывать в современных мальчиках.
2) Более половины опрошенных юношей считают важным воспитание покорности у девочек.
3) Менее половины опрошенных девушек считают актуальным воспитание готовности к подчинению в современных мальчиках.
4) Равные доли девушек и юношей считают важным воспитание готовности к подчинению у обоих полов.
5) Юноши склонны чаще требовать готовности подчиняться от девочек, чем от мальчиков.
Задание 6. Учёные опросили 25-летних и 55-летних граждан страны Z. Им задавали вопрос: «Как Вы считаете, чья обязанность вести домашнее хозяйство?» Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены на диаграмме.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Среди тех, кто считает, что муж и жена должны в равной мере участвовать в ведении домашнего хозяйства, больше 25-летних, чем 55-летних респондентов.
2) Равные доли опрошенных обеих групп считают, что ведение домашнего хозяйства – обязанность мужа.
3) Среди тех, кто считает, что ведение домашнего хозяйства – обязанность жены, больше 25-летних, чем 55-летних респондентов.
4) Среди 55-летних респондентов меньше тех, кто считает, что ведение домашнего хозяйства – обязанность мужа, чем тех, кто считает, что всё зависит от конкретных обстоятельств.
5) Доля испытавших затруднение при ответе на вопрос выше среди 25-летних, чем среди 55-летних респондентов.
Часть 3
Прочитай документ, выполни задания.
Семейный кодекс РФ
Глава 8. Договорный режим имущества супругов
Статья 41
1. Брачный договор может быть заключен как до государственной регистрации заключения брака, так и в любое время в период брака. Брачный договор, заключенный до государственной регистрации заключения брака, вступает в силу со дня государственной регистрации заключения брака.
2. Брачный договор заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению.
Статья 42
1. Брачным договором супруги вправе изменить установленный законом режим совместной собственности (статья 34 настоящего Кодекса), установить режим совместной, долевой или раздельной собственности на все имущество супругов, на его отдельные виды или на имущество каждого из супругов.
Брачный договор может быть заключен как в отношении имеющегося, так и в отношении будущего имущества супругов.
Супруги вправе определить в брачном договоре свои права и обязанности по взаимному содержанию, способы участия в доходах друг друга, порядок несения каждым из них семейных расходов; определить имущество, которое будет передано каждому из супругов в случае расторжения брака, а также включить в брачный договор любые иные положения, касающиеся имущественных отношений супругов. . .
3. Брачный договор не может ограничивать правоспособность или дееспособность супругов, их право на обращение в суд за защитой своих прав; регулировать личные неимущественные отношения между супругами, права и обязанности супругов в отношении детей; предусматривать положения, ограничивающие право нетрудоспособного нуждающегося супруга на получение содержания; содержать другие условия, которые ставят одного из супругов в крайне неблагоприятное положение или противоречат основным началам семейного законодательства.
Задание 1. Когда может быть заключен брачный договор?
Задание 2. Найдите в тексте и выпишите три условия, без соблюдения которых брачный договор не имеет юридической силы.
Задание 3. Выпишите из текста документа любые два условия, которые не могут быть включены в брачный договор, и проиллюстрируйте каждое из них примером.
Задание 4. При обсуждении условий брачного договора возник спор. Одна сторона утверждала, что в договор необходимо вносить все имущество супругов, другая сторона – что можно оговорить только часть имущества. Как, по-вашему, разрешить этот спор? Приведите фрагмент текста, помогающий ответить на этот вопрос.
Задание 5. В нашем обществе существует как положительное, так и негативное отношение к брачному договору. Какой точки зрения на необходимость заключения брачного договора придерживаетесь вы? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.
Задание 2. Прочитай документ, выполни задания.
Брак и условия его заключения
Слово «брак» древнерусского происхождения. «Брачити» означает «вступать в брак». Юридический смысл термина «брак» имеет другое значение. По семейному праву брак -nbsp;это добровольный союз мужчины и женщины, целью которого является создание семьи.
Брак должен быть основан на взаимных чувствах, уважении и дружбе супругов. В реальной жизни, это хорошо известно, в брак вступают и по экономическим (так называемые браки по расчёту), и по другим соображениям. Учёные считают самыми прочными браки, созданные любящими друг друга людьми.
Однако даже самой сильной привязанности недостаточно, чтобы брак был зарегистрирован. Закон требует соблюдения обязательных условий и порядка заключения брака.
Первое. Взаимное добровольное согласие мужчины и женщины вступить в брак. В отличие от дореволюционной России, где обязательным было благословение родителей, сегодня согласия третьих лиц не требуется. Однако практика показывает, что счастливы, как правило, те браки, на которые дали сердечное согласие близкие.
Второе. Закон требует, чтобы желающие заключить брак достигли брачного возраста. В России и для мужчин, и для женщин он составляет 18 лет. Это возраст совершеннолетия. В других странах брачный возраст может быть иным. Например, в Англии -nbsp;для женщин и мужчин -nbsp;16 лет, во Франции -nbsp;15 лет для женщин и 18 лет для мужчин. Согласно Семейному кодексу РФ, при наличии уважительных причин по решению местных органов власти брачный возраст может быть снижен не более чем на два года (до 16 лет).
Третье. Брак не может быть заключён, если хотя бы одна из сторон уже состоит в другом браке. В нашей стране существует принцип моногамии.
Четвёртое. Не допускается заключение брака между близкими родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии, а также между полнородными (общие отец или мать) братьями и сёстрами.
Пятое. Не могут вступать в брак лица, признанные судом недееспособными. Порядок регистрации брака включает личную подачу заявления будущими супругами в районный (городской) ЗАГС по месту жительства одного из них. ЗАГС определяет день регистрации брака не раньше чем через месяц после подачи заявления. Этот срок может быть сокращён по уважительным причинам или увеличен, но не более чем до трёх месяцев.
Государственная регистрация происходит в торжественной обстановке. Присутствие жениха и невесты при регистрации обязательно. Под записью регистрации брака в книге актов гражданского состояния молодожёны ставят свои подписи, а затем эта подпись скрепляется подписью должностного лица ЗАГСа. Супругам выдаётся свидетельство о браке.
(А. Ф. Никитин)
Какие условия, согласно нормам Семейного кодекса РФ, обязательны для вступления в брак? Используя текст, укажите любые три условия, обязательные для регистрации брака.
Задание 1. Назовите место, где происходит государственная регистрация брака. Перечислите любые два правила порядка его регистрации.
Задание 2. Какие браки, по мнению ученых, считаются самыми прочными? Укажите причину, которая может являться целью создания семьи, проиллюстрировав её примером.
Задание 3. Согласно Российскому законодательству по желанию супругов может быть заключён брачный договор (контракт). Дайте определение понятия «брачный контракт» и укажите, когда, в какой форме он может быть заключён и вступает в силу?
Задание 4. В настоящее время молодые люди не спешат оформлять брак. Используя обществоведческие знания и социальный опыт, приведите любые два аргумента, убеждающих в необходимости юридического оформления брака.
Л. Н. Майорова, МБОУ » Берёзовская СОШ», Нижнеингашский район, Красноярский край
Метки: Правоведение и Обществоведение
Семейные традиции — Обществознание — Презентации
- Задание 1. Семья, в отличие от других малых групп, характеризуется
- 1) общими увлечениями
- 2) непосредственными личными контактами
- 3) собственными социальными нормами
- 4) совместным ведением хозяйства
- Задание 2. Что относится к основным функциям семьи?
- 1) освоение новых технологий
- 2) поддержание политической стабильности
- 3) повышение культурного уровня
- 4) воспитание детей и подростков
- Задание 3. В современном мире наиболее распространена семья
- 1) многопоколенная 2) малая (нуклеарная) 3) патриархальная 4) неполная
- Задание 4. Семья Николаевых состоит из мамы, дочери и сына школьного возраста. К какому типу можно отнести эту семью?
- 1) патриархальная
- 2) традиционная
- 3) нуклеарная
- 4) многопоколенная
- Задание 5. Что отличает семью от других малых групп
- 1) единые предпочтения в одежде
- 2) непосредственные личные контакты
- 3) организация совместного быта
- 4) совместное проведение досуга
- Задание 6. В средневековой Европе существовала пословица: недостоин быть мужчиной тот, кто не является господином своей жены. Она отражает отношения в семье
- 1) патриархальной 2) демократической 3) неполной 4) партнёрской
- Задание 7. Какой признак отличает семью от других малых групп?
- 1) общий быт 2) общие цели 3) наличие норм поведения 4) совместная деятельность
- Задание 8. Какой пример иллюстрирует экономическую функцию современной семьи?
- 1) На семейном совете было принято решение приобрести новый автомобиль.
- 2) Отец объяснил маленькому сыну правила поведения в гостях.
- 3) В выходной день отец с сыном отправились на прогулку в городской парк.
- 4) Бабушка помогает внуку делать домашние задания по математике и русскому языку.
- Задание10. Каждое воскресенье Николай и Анна вместе со своими детьми посещают музеи и театры. Какую роль семьи иллюстрирует этот пример
- 1) организация досуга 2) ведение домашнего хозяйств
- 3) первичный социальный контролль 4) продолжение рода
- Задание 11. Перед тем как отпустить сына на день рождения к товарищу, родители рассказали ему о правилах поведения в гостях. Какую функцию семьи иллюстрирует этот пример?
- 1) эмоциональную 2) воспитательную 3) досуговую 4) репродуктивную
Семейные традиции. Семейный досуг
Цель:
- сформировать представление детей о семье, традициях, обычаях и семейных ценностях. О доброжелательных отношениях родных людей.
- развитие познавательных интересов воспитанников.
Задачи:
- актуализировать значение семьи, традиций, семейных ценностей семьи для развития полноценной личности ребёнка;
- расширять представление детей о семейных праздниках, о том, как они отмечаются в семье;
- воспитывать уважение к членам своей семьи, людям старшего поколения, эстетический вкус.
Что такое семья?
Семья — это группа людей, связанных либо кровным родством (признанным рождением), либо родством (браком или другими отношениями) . .
Семья — это дом, где друг друга любят и уважают, разделяют радости и печали, хранят свои семейные традиции и ценности. Семья — это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены чувствами, интересами, идеалами, отношением к жизни.
Семья — это мы.
Семья — это я.
Семья — это папа и мама моя.
Семья — это Владик, братишка родной,
Семья — это котик пушистенький мой.
Семья — это бабушки две дорогие,
Семья — и сестрёнки мои озорные.
Семья — это крёстная, тёти и дяди,
Семья — это ёлка в красивом наряде.
Семья — это праздник за круглым столом,
Семья — это счастье, семья — это дом,
Где любят и ждут, и не помнят о злом.
Что такое семейные традиции?
Что такое семейные традиции?
Традиция — от латинского «передача». Это слово означает сложившиеся и передаваемые в течение длительного времени из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.
Семейные традиции — очень ценное средство воспитания. Это обычные, принятые в семье нормы, манеры поведения, взгляды, которые передаются из поколения в поколение.
Культура семьи передается по наследству от поколения к поколению. Учитывая опыт старших, фундамент нашего дома мы начинаем закладывать с кирпичика «Традиции».
Основные семейные традиции
Основные семейные традиции
Бабушки
Папа
Мама
Брат
Сестра
Дедушки
Основные семейные традиции
Основные семейные традиции
Традиция
домашняя уборка
(раскладывание игрушек,
мытьё посуды, пола)
Основные семейные традиции
Основные семейные традиции
Основные семейные традиции
Семейные ценности — это то, что имеет значение (нравственное, духовное, денежное или иное) для тех людей, которые живут семьей.
Как узнать что является семейными ценностями?
Что составляет семейные ценности?
Для кого-то, ценность:
*» Чувство значимости и необходимости»,
*»Уважение», *» Честность», *»Ответственность», *» Дом — полная чаша»
(по выражению Пьера Скрипкина), *» Стремление сделать жизнь своих близких лучше» .
Разница между семьей и родственниками
Ключевая разница — семья и родственникиДва слова «семья» и «родственники» могут несколько сбивать с толку, поскольку эти два слова взаимосвязаны. Родственники – это люди, связанные кровным родством или браком. Семья – это группа людей, обычно состоящая из двух родителей и их детей, живущих вместе как единое целое. В этом ключевое отличие семьи от родственников. Однако семья всегда состоит из родственников.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Обзор и ключевые отличия
2. Что такое семья
3. Кто такие родственники
4. Сравнение бок о бок – семья и родственники
5. Резюме
Что такое семья?
Семью можно в основном определить как группу людей, состоящую из двух родителей и их детей, живущих вместе как единое целое. Семья обычно состоит из группы, связанной родством или кровью. Он считается наименьшей ячейкой общества. Членов семьи можно условно разделить на ближайших родственников и расширенную семью. К ближайшим родственникам обычно относят родителей, супругов, братьев, сестер, сыновей и дочерей. Членами расширенной семьи могут быть тети, дяди, бабушки и дедушки, двоюродные братья, племянники, племянницы, родные братья и сестры и т. д.
Типы семейных единиц
В мире существуют различные типы семейных единиц, наиболее распространенными из которых являются нуклеарная семья и расширенная семья.
Нуклеарная семья
Также известная как супружеская семья , в нее входят родители, т. е. муж, жена и их дети, живущие вместе под одной крышей.
Расширенная семья
Расширенная семья — это тип семьи, выходящий за рамки нуклеарной семьи. В этом типе семьи родители, бабушки и дедушки, тети, дяди, двоюродные братья и т. д. живут в одном домашнем хозяйстве. Супружеская пара, проживающая с родителями жены или мужа, является примером расширенной семьи.
Рисунок 01: Нуклеарная семья
Кто такие родственники?
Родственник – это лицо, связанное кровными или узами брака. Другими словами, если два человека связаны кровным родством или браком, их называют родственниками. Семья обычно состоит из родственников.
Родственники по крови
Родители, дети, сестры, братья, сводные братья и сестры, дедушки и бабушки, внуки, тети, дяди, двоюродные братья, племянницы, племянники и т.д. являются родственниками по крови.
Родственники по браку
Супруг (муж или жена), свекровь, свекор, невестка, зять, деверь, невестка, приемные дети, сводные братья и сестры и т. д. являются родственниками по браку.
Кроме того, другие законные средства, такие как усыновление, также могут создать родство или добавить в нашу жизнь нового родственника. Примерами такого типа родственников являются приемные родители, приемные дети.
Рисунок 02: Родственники
В чем разница между семьей и родственниками?
Семья против родственников | |
Семья – это группа людей, состоящая из двух родителей и их детей, живущих вместе как единое целое. | Родственники – это люди, связанные кровным родством или браком. |
Отношения | |
Семья состоит из родственников. | Расстояние родства может классифицировать семью как непосредственную и расширенную. |
Тип | |
Семью можно разделить на нуклеарную и расширенную. | Родственники могут классифицироваться как родственники по браку или по крови. |
В общем языке | |
К семье относятся родители и их дети, проживающие вместе. | Родственники относятся к расширенной семье, включая бабушек и дедушек, тетей, дядей и т. д. |
Место жительства | |
Семья обычно живет вместе. | Все родственники не живут вместе. |
Резюме – Семья против родственников
Семья и родственники – две важные составляющие нашей жизни. Семья обычно состоит из наших родственников либо по крови, либо по закону (брак или усыновление). Разница между семьей и родственниками заключается в том, что семья относится к группе родственников, которые обычно живут вместе, тогда как родственники относятся к людям, которые связаны с нами кровными или юридическими отношениями. В общем, семья обычно относится к родителям и детям, живущим вместе, тогда как родственники относятся к членам расширенной семьи, включая бабушек и дедушек, тетей, дядей и двоюродных братьев.
Изображение предоставлено:
1. «1023003» (общественное достояние) через Pixabay
2. «Таблица родственников» от Apartmento2 — собственная работа (CC BY-SA 2.5) через Commons Wikimedia
Социальные группы
Это «Социальные группы», раздел 4.1 из книги «Социология: Краткий выпуск» (v. 1.1). Для получения подробной информации об этом (включая лицензирование) нажмите здесь.
Для получения дополнительной информации об источнике этой книги или о том, почему она доступна бесплатно, посетите домашнюю страницу проекта. Там вы можете просматривать или скачивать дополнительные книги. Чтобы загрузить ZIP-файл с этой книгой для использования в автономном режиме, просто нажмите здесь.
Помогла ли вам эта книга? Рассмотрите возможность передачи:
Помощь Creative Commons
Creative Commons поддерживает свободную культуру от музыки до образования. Их лицензии помогли сделать эту книгу доступной для вас.
Помогите государственной школе
DonorsChoose. org помогает таким людям, как вы, помогать учителям финансировать их школьные проекты, от художественных принадлежностей до книг и калькуляторов.
4.1 Социальные группы
Цели обучения
- Описать, чем социальная группа отличается от социальной категории или социальной совокупности.
- Отличие первичной группы от вторичной.
- Определите референтную группу и предоставьте один пример такой группы.
- Объясните важность сетей в современном обществе.
Социальная группа Два или более человека, которые регулярно взаимодействуют на основе взаимных ожиданий и разделяют общую идентичность. состоит из двух или более человек, которые регулярно взаимодействуют на основе взаимных ожиданий и разделяют общую идентичность. Из этого определения легко увидеть, что все мы принадлежим к разным типам социальных групп: нашим семьям, различным группам друзей, урокам социологии и другим курсам, которые мы посещаем, нашим местам работы, клубам и организациям, к которым мы принадлежим, и т. вперед. За исключением редких случаев, трудно представить, чтобы кто-то из нас жил в полном одиночестве. Даже люди, которые живут одни, по-прежнему взаимодействуют с членами семьи, коллегами и друзьями и в этом смысле все еще имеют членство в нескольких группах.
Здесь важно отличать социальные группы от двух родственных понятий: социальных категорий и социальных агрегатов. Социальная категория. Совокупность людей, которые имеют хотя бы один общий атрибут, но в остальном не обязательно взаимодействуют. это совокупность индивидуумов, которые имеют хотя бы один общий атрибут, но в остальном не обязательно взаимодействуют. «Женщины» — пример социальной категории. У всех женщин есть по крайней мере одна общая черта — их биологический пол, даже если они не взаимодействуют друг с другом. «Американцы азиатского происхождения» — еще один пример социальной категории, поскольку у всех американцев азиатского происхождения есть две общие черты: их этническое происхождение и место жительства в Соединенных Штатах, даже если они не взаимодействуют или не имеют каких-либо других общих черт. Как показывают эти примеры, пол, раса и этническая принадлежность являются основой для нескольких социальных категорий. Другие распространенные социальные категории основаны на наших религиозных предпочтениях, географическом местожительстве и социальном классе.
Между социальной категорией и социальной группой находится социальная совокупность. Совокупность людей, которые находятся в одном и том же месте в одно и то же время, но которые иначе не обязательно взаимодействуют, за исключением самых поверхностных способов, или имеют что-то еще common., который представляет собой совокупность людей, находящихся в одном и том же месте в одно и то же время, но которые в остальном не обязательно взаимодействуют, за исключением самых поверхностных способов, или имеют что-то общее. Толпа на спортивном мероприятии и зрители в кино или спектакле — типичные примеры социальных агрегатов. Эти совокупности людей не являются социальной категорией, потому что люди вместе физически, и они также не являются группой, потому что реально не взаимодействуют и не имеют общей идентичности, не связанной с нахождением в толпе или аудитории в данный момент.
Рисунок 4.1
Толпа на спортивном мероприятии и публика в кино или спектакле являются примерами социальных агрегатов.
© Thinkstock
Изложив эти различия, давайте вернемся к нашему изучению групп, взглянув на различные типы групп, которые выделяют социологи.
Первичная и вторичная группы
Обычно проводится различие между первичными и вторичными группами. Первичная группа Группа, обычно небольшая, характеризующаяся обширным взаимодействием и сильными эмоциональными связями, сохраняющаяся с течением времени. обычно невелик, характеризуется обширным взаимодействием и сильными эмоциональными связями и сохраняется с течением времени. Члены таких групп очень заботятся друг о друге и сильно отождествляют себя с группой. Действительно, их принадлежность к первичной группе во многом определяет их социальную идентичность. Чарльз Хортон Кули, чья концепция «я-зазеркалья» обсуждалась в предыдущей главе, назвал эти группы первичными, потому что это первые группы, к которым мы принадлежим, и потому что они очень важны для социальной жизни. Семья — это основная группа, которая чаще всего приходит на ум, но небольшие группы дружбы сверстников, будь то ваши школьные друзья, городская уличная банда или взрослые люди среднего возраста, которые регулярно собираются вместе, также являются основными группами.
Хотя первичная группа обычно невелика, несколько более крупные группы также могут действовать подобно первичным группам. Здесь на ум приходят спортивные команды, братства и женские клубы. Хотя эти группы больше, чем обычная семья или небольшой круг друзей, эмоциональные связи, которые формируют их члены, часто довольно сильны. На некоторых рабочих местах коллеги могут очень хорошо узнать друг друга и стать группой друзей, в которой члены обсуждают личные проблемы и общаются вне рабочего места. В этом случае небольшие группы сотрудников могут стать основными группами (Elsesser & Peplau, 2006; Marks, 19).94). Эльсессер К. и Пеплау Л. А. (2006). Стеклянная перегородка: препятствия для межполовой дружбы на работе. Человеческие отношения, 59 , 1077–1100; Маркс, SR (1994). Близость в публичной сфере: Дело сотрудников. Социальные силы, 72, 843–858.
Наши основные группы играют важную роль во многом из того, что мы делаем. Данные опроса подтверждают это для семьи. Рисунок 4.2 «Процент американцев, которые говорят, что их семья очень важна, довольно важна, не слишком важна или совсем не важна в их жизни» показывает, что подавляющее большинство американцев говорят, что их семья «очень важна» в их жизни. Могли бы вы сказать то же самое о своей семье?
Рисунок 4.2 Процент американцев, которые говорят, что их семья очень важна, довольно важна, не слишком важна или совсем не важна в их жизни
Источник: данные World Values Survey, 2002.
эмоциональное тепло и утешение в хорошие и плохие времена и дают нам идентичность и сильное чувство лояльности и принадлежности. Таким образом, членство в нашей основной группе важно для таких вещей, как наше счастье и психическое здоровье. Многие исследования, например, показывают, что уровень самоубийств и эмоциональных проблем ниже среди людей, вовлеченных в сети социальной поддержки, таких как их семьи и друзья, чем среди людей, которые в значительной степени одиноки (Maimon & Kuhl, 2008). Maimon, D., & Куль, округ Колумбия (2008). Социальный контроль и суицидальность молодежи: размещение идей Дюркгейма в многоуровневой структуре. Американское социологическое обозрение, 73, 921–943. Однако наши первичные групповые отношения также могут быть не идеальными, и, если они негативны, они могут причинить нам много психических и эмоциональных страданий, что подтвердят женщины, ставшие жертвами домашнего насилия. На самом деле, семья как основная группа является источником многих видов физического и сексуального насилия, совершаемого в отношении женщин и детей (Gosselin, 2010) Gosselin, D.K. (2010). Тяжелые руки: Знакомство с преступлениями семейного насилия . Река Аппер-Сэдл, Нью-Джерси: Прентис-холл. (см. главу 11 «Семья»).
Рисунок 4.3
Вторичная группа крупнее и более безлична, чем первичная группа, и может существовать относительно короткое время для достижения определенной цели. Студенты любого из курсов вашего колледжа составляют второстепенную группу.
© Thinkstock
Хотя первичные группы являются наиболее важными в нашей жизни, мы принадлежим к гораздо большему количеству вторичных групп. более крупные и более безличные и существуют, часто в течение относительно короткого времени, для достижения определенной цели. Члены вторичной группы чувствуют себя менее эмоционально привязанными друг к другу, чем члены первичной группы, и не так сильно идентифицируют себя со своей группой, и не чувствуют себя настолько лояльными к ней. Это не означает, что вторичные группы не важны, поскольку общество не могло бы существовать без них, но они все же не обеспечивают потенциальных эмоциональных преимуществ для своих членов, которые в идеале обеспечивают первичные группы. Класс социологии, для которого вы читаете эту книгу, является примером вторичной группы, как и клубы и организации в вашем кампусе, к которым вы можете принадлежать. Другие вторичные группы включают религиозные, деловые, правительственные и общественные организации. В некоторых из этих групп члены узнают друг друга лучше, чем в других вторичных группах, но их эмоциональные связи и интенсивность взаимодействия остаются значительно слабее, чем в первичных группах.
Референтные группы
Первичные и вторичные группы могут действовать как наши референтные группы Группа, которая устанавливает стандарт для управления нашим собственным поведением и установками. или как группы, которые устанавливают стандарт для управления нашим собственным поведением и отношением. Семья, к которой мы принадлежим, очевидно, влияет на наши действия и взгляды, как, например, в подростковом возрасте, возможно, вы решали не делать определенных вещей со своими друзьями, чтобы не разочаровывать или расстраивать своих родителей. С другой стороны, ваши друзья регулярно выступали в вашем подростковом возрасте в качестве референтной группы, и вы, вероятно, одевались так, как они, или поступали с ними, даже вопреки желанию ваших родителей, именно потому, что они были вашей референтной группой. Некоторые из наших референтных групп — это группы, к которым мы не принадлежим, но к которым мы, тем не менее, относимся.0183 хочет, чтобы принадлежал. Маленький ребенок, например, может мечтать стать космонавтом, одеваться как космонавт и играть как космонавт. Некоторые старшеклассники могут не принадлежать к «крутой» клике в школе, но все же могут одеваться как члены этой клики, либо в надежде быть принятыми в члены, либо просто потому, что они восхищаются одеждой и стилем ее членов.
Samuel Stouffer и коллеги (Stouffer et al., 1949) Stouffer, S., et al. (1949). Американский солдат: Приспособление к армейской жизни . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. продемонстрировали важность референтных групп в известном исследовании американских солдат во время Второй мировой войны. Это исследование было направлено на то, чтобы определить, почему у некоторых солдат более низкий моральный дух, чем у других. Удивительно, но Стоуффер обнаружил, что реальный, «объективный» характер их условий жизни меньше влиял на их моральный дух, чем то, чувствовали ли они, что другие солдаты живут лучше или хуже, чем они. Даже если их собственные условия жизни были довольно хорошими, у них, вероятно, был низкий моральный дух, если они думали, что у других солдат дела обстоят лучше. Еще одним фактором, влияющим на их моральный дух, было то, думали ли они, что у них есть хорошие шансы на повышение по службе. Как это ни парадоксально, солдаты в подразделениях с высокими показателями продвижения по службе были более пессимистичны в отношении своих шансов на повышение, чем солдаты в подразделениях с низкими показателями продвижения по службе. Очевидно, бывшие солдаты были встревожены тем, что так много других мужчин в их подразделении получили повышение, и в результате почувствовали себя хуже. В каждом случае, заключил Штуффер, взгляды солдат формировались в зависимости от их восприятия того, что происходило в их референтной группе других солдат. Они почувствовал себя обделенным по отношению к опыту членов своей референтной группы и соответствующим образом скорректировал свои взгляды. Концепция относительной депривации фиксирует этот процесс.
Входящие и чужие группы
Члены первичных и некоторых вторичных групп чувствуют себя лояльными к этим группам и гордятся своей принадлежностью к ним. Мы называем такие группы ин-группами. Группа, члены которой чувствуют себя особенно преданными и гордятся своей принадлежностью. Примерами ин-групп являются братства, женские клубы, спортивные команды и банды несовершеннолетних. Члены своей группы часто в конечном итоге соревнуются с членами другой группы за различные виды вознаграждения. Эта другая группа называется чужой группой. Группа, с которой «своя» группа чувствует, что она соревнуется за различные виды вознаграждения и по сравнению с которой «своя» группа чувствует свое превосходство. Конкуренция между своей и чужой группами часто носит дружеский характер. , как среди членов очных команд в течение учебного года, когда они соревнуются в спортивных соревнованиях. Иногда, однако, члены своей группы смотрят свысока на членов чужой группы и даже действуют по отношению к ним очень враждебно. Известно, что соперничающие члены братства в нескольких кампусах вступают в драки и громят дома друг друга. Более серьезно то, что уличные банды нападают друг на друга, а группы ненависти, такие как скинхеды и Ку-клукс-клан, совершают насилие в отношении цветных людей, евреев и других лиц, которых они считают членами чужих групп. Как ясно показывают эти примеры, членство в группе может способствовать очень негативному отношению к чужим группам, с которыми внутренние группы чувствуют, что они конкурируют. Такое отношение особенно вероятно к развитию во времена роста безработицы и других видов экономических трудностей, поскольку члены своей группы склонны обвинять в своих экономических проблемах членов другой группы (Olzak, 19).92). Олзак, С. (1992). Динамика этнической конкуренции и конфликтов . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета.
Сети
В наши дни в мире труда мы часто слышим о «нетворкинге» или использовании ваших связей с людьми, у которых есть связи с другими людьми, которые могут помочь вам найти работу. Вы не обязательно знаете этих «других людей», которые в конечном счете могут вам помочь, но вы знаете людей, которые их знают. Ваши связи с другими людьми слабы или вообще отсутствуют, но ваше участие в этой сети, тем не менее, может помочь вам найти работу.
Современная жизнь все больше характеризуется такими сетями. Совокупность отношений, которые связывают нас с другими людьми и группами, а через них — с другими людьми и группами, или совокупность отношений, которые связывают нас с другими людьми и группами, а через них — с другие люди и группы. Некоторые из этих отношений связаны с сильными связями, в то время как другие отношения связаны со слабыми связями (Granovetter, 1983). Granovetter, M. (1983). Сила слабых связей: новый взгляд на сетевую теорию. Социологическая теория, 1, 201–233. Facebook и другие веб-сайты сделали возможными сети невообразимого размера всего десять лет назад. Сети важны для многих вещей, включая получение совета, получение небольших сумм денег и поиск работы. Когда вам нужен совет или вы хотите одолжить 5 или 10 долларов, к кому вы обращаетесь? Ответ, несомненно, в определенных членах вашей сети — ваших друзьях, семье и так далее.
Непрямые связи, которые у вас есть с людьми через ваши сети, могут помочь вам найти работу или даже получить лучшее медицинское обслуживание. Например, если у вас серьезное заболевание, такое как рак, вы, вероятно, сначала поговорите со своим лечащим врачом, который направит вас к одному или нескольким специалистам, которых вы не знаете и которые не связаны с вами через других людей. ты знаешь. То есть они не являются частью вашей сети. Поскольку специалисты не знают вас и не знают никого другого, кто вас знает, они, скорее всего, будут относиться к вам очень профессионально, а значит, к лучшему или к худшему, безлично.
Рисунок 4.4
Сеть — это совокупность отношений, которые связывают нас с другими людьми и группами, а через них — с другими людьми и группами. Наше участие в определенных сетях может принести определенные преимущества, в том числе лучшее медицинское обслуживание, если в нашу сеть входят один или два врача.
© Thinkstock
Теперь предположим, что рядом с вами есть друзья или родственники, которые являются врачами. Благодаря своим связям с другими ближайшими врачами, они могут порекомендовать вам определенных специалистов и, возможно, даже назначить вам более раннюю встречу, чем ваш лечащий врач. Поскольку эти специалисты понимают, что вы знакомы с врачами, которых они знают, они могут относиться к вам более лично, чем в противном случае. В долгосрочной перспективе вы вполне можете получить более качественную медицинскую помощь от вашей сети через знакомых врачей. Таким образом, люди, которым посчастливилось иметь такие связи, могут быть в лучшем состоянии с медицинской точки зрения, чем люди, у которых их нет.
Но давайте посмотрим на это последнее предложение. Какие люди имеют такие связи? У каких людей есть друзья или родственники, которые являются врачами? При прочих равных условиях, если бы перед вами стояли два человека, один из которых работает вице-президентом в крупной корпорации, а другой работает неполный рабочий день в ресторане быстрого питания, как вы думаете, кто из них с большей вероятностью будет знать врач или два лично? Ваш ответ, вероятно, корпоративный вице-президент. Дело в том, что такие факторы, как наш социальный класс и профессиональный статус, наша раса и этническая принадлежность, а также наш пол, влияют на то, насколько вероятно, что мы будем вовлечены в сети, которые могут помочь нам получить работу, хорошее медицинское обслуживание и другие преимущества. В качестве примера можно привести исследование трех рабочих кварталов Нью-Йорка — одного белого, одного афроамериканца и одного латиноамериканца — показало, что белая молодежь была более вовлечена через своих родителей и сверстников в сети направления на работу, чем молодежь из других районов. два района и, таким образом, могли лучше найти работу, даже если они были арестованы за правонарушение (Салливан, 19 лет).89). Салливан, М. (1989). Получение зарплаты: молодежная преступность и работа в центре города . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета. Это исследование предполагает, что даже если мы посмотрим на людей разных рас и этнических групп примерно из одного и того же социального класса, белые имеют преимущество перед цветными людьми в сфере занятости.
Пол также имеет значение в сфере занятости. Во многих компаниях до сих пор существует «сеть старых парней», в которой руководители-мужчины, имеющие вакансии, узнают о кандидатах-мужчинах от коллег-мужчин и друзей. Сотрудники-мужчины, уже находящиеся на работе, как правило, проводят больше времени в общении со своими начальниками-мужчинами, чем их коллеги-женщины. Эти взаимосвязанные процессы затрудняют прием на работу и продвижение по службе для женщин по сравнению с мужчинами (Barreto, Ryan, & Schmitt, 2009).).Баррето, М., Райан, М.К., и Шмитт, М.Т. (ред.). (2009). Стеклянный потолок в 21 веке: понимание барьеров на пути к гендерному равенству . Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация. Чтобы противостоять этим эффектам и поддерживать друг друга, некоторые женщины создают сети, где они встречаются, обсуждают общие проблемы и способы решения этих проблем. Примером такой сети является The Links, Inc., группа общественных работ, в которую входят 12 000 профессиональных афроамериканок, чье имя подчеркивает важность создания сетей (http://www. linksinc.org/index.shtml). Его члены участвуют в 270 отделениях в 42 штатах, Вашингтоне, округ Колумбия, и на Багамах. Каждые 2 года более 2000 членов Links собираются на национальную ассамблею, на которой они объединяются, обсуждают проблемы, с которыми они сталкиваются как профессиональные цветные женщины, и рассматривают стратегии сбора средств для целей, которые они поддерживают.
Ключевые выводы
- Группы являются ключевым строительным блоком социальной жизни, но могут иметь и негативные последствия.
- Первичные группы, как правило, небольшие и включают интимные отношения, в то время как вторичные группы крупнее и более безличны.
- Референтные группы обеспечивают стандарт для руководства и оценки нашего отношения и поведения.
- Социальные сети приобретают все большее значение в современной жизни, и участие в таких сетях может иметь благоприятные последствия для многих аспектов жизни.
Leave A Comment