Промежуточная аттестация по биологии по курсу 9 класса в форме тестирования. Учитель Корявикова Н.Т.
Пояснительная записка.
Тестовые задания составлены на основе рабочей программы в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии, программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /авт.-сост. Г. М. Пальдяева. — М. : Дрофа, 2009.
Цель промежуточной аттестации: оценка качества образовательной подготовки по биологии обучающихся 9 классов. Материалы направлены на контроль усвоения обучающимися важнейших знаний, предметных умений и видов познавательной деятельности.
На выполнение экзаменационной работы по биологии отводится 45 минут. Экзаменационная работа представлена в 4-х вариантах, состоит из 2 частей:
Часть 1 содержит 20 заданий (А1 – А20). К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, из них только один, верный.
1(В5) – на установление последовательности биологических процессов, явлений, объектов.
Критерии оценивания результатов: за каждый правильный ответ в части А — ставится 1 балл. В части В – за правильно выполненное задание 2 балла, если 1 ошибка – 1 балл, 2 ошибки – 0 баллов. Сумма баллов – 30 баллов.
Шкала оценивания.
ВАРИАНТ 1.
Выберите один верный ответ из четырех предложенных.
2. Какое свойство характерно для живых тел природы – организмов, в отличие от объектов неживой природы?
3. Как называется метод И.П. Павлова, позволивший установить рефлекторную природу выделения желудочного сока?
4. Какая из последовательностей понятий отражает основные уровни организации организма?
7. Одно из положений клеточной теории заключается в том, что
8. В ядре клетки листа томата 24 хромосомы. Сколько хромосом будет в ядре клетки корня томата после ее деления?
12. Регулярные занятия физической культурой способствовали увеличению икроножной мышцы школьников. Это изменчивость
14. Наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор – это
В2. Среди приведенных ниже описаний приспособленности организмов к условиям внешней среды найдите те из них, которые способствуют перенесению недостатка влаги:
Установите соответствие между содержимым первого и второго столбцов.
В3. Установите соответствие между процессами, характерными для фотосинтеза и энергетического обмена веществ.
В4. Установите соответствие между особенностями обмена веществ и организмами, для которых они характерны.
Установите правильную последовательность.
В5. Расположите в правильной последовательности фазы митоза.
ВАРИАНТ 2.
1. Какая наука изучает химический состав, строение и процессы жизнедеятельности клетки?
2. Какое свойство характерно для живых тел природы – организмов, в отличие от объектов неживой природы?
4. Какая из последовательностей понятий отражает основные уровни организации организма, как единой системы?
5. Переваривание пищевых частиц и удаление непереваренных остатков происходит в клетке с помощью
Ответы к тесту по экологии (Часть 1) 300
Тема №10317
На этой странице вы рассмотрите Ответы к тесту по экологии (Часть 1) 300 из предмета Экология, в предложенной теме также освящены и другие вопросы по Экология. Если у вас появились новые вопросы, спрашивайте в комментариях.
1. Выберите правильное определение экологии как науки:
1) наука, изучающая растения, животных и среду обитания;
2) наука, изучающая взаимосвязи между живыми организмами;
3) наука, изучающая взаимосвязи между живыми организмами и средой их обитания; 3
4) наука, изучающая влияние человека на окружающую среду.
2. Какие из перечисленных факторов можно отнести к абиотическим:
1) весенние разливы рек; 1
2) вырубка леса;
3) внесение в почву удобрений;
4) создание елью условий существования в ельнике.
3. В лесном массиве был создан заповедник. К какому экологическому фактору можно отнести этот факт?
1) биотический;
2) абиотический;
3) антропогенный; 3
4) эдафичечский.
4. Линька птиц и перелет в теплые страны связаны с:
1) понижением температуры воздуха;
2) изменением влажности воздуха;
3) уменьшением количества кормов;
4) изменением продолжительности дня. 4
5. Какие приспособления способствуют выживанию животных в засушливых районах?
1) анабиоз;
2) накопление жиров;
3) образование метаболической воды в организме в результате окислительных реакций; 3
4) накопление воды в тканях.
6. Из перечисленных примеров выберите антропогенный фактор:
1) свет;
2) развитие промышленности; 2
3) взаимосвязи между особями;
4) температура.
7. Отмершие листья деревьев образуют растительный опад, который служит местом обитания и пищей организмам. К каким факторам относится это явление:
1) антропогенные;
2) биотические;
3) абиотические;
4) комплексное действие факторов. 4
8. Из перечисленных факторов выберите абиотические:
1) влажность, свет, температура; 1
2) вырубка лесов;
3) влияние организмов друг на друга;
4) создание заповедников.
9. Фотопериодизм – это реакция организма на изменение:
1) температуры воздуха;
2) влажности воздуха;
3) продолжительности дня; 3
4) освещенности.
10. Большая часть энергии солнечного излучения, достигающего земной поверхности приходится на долю:
1) видимого спектра; 1
2) инфракрасных лучей;
3) ультрафиолетовых лучей;
4) теплового излучения.
11. Из перечисленных животных выберите пойкилотермных:
1) насекомые; 1
2) млекопитающие;
3) птицы;
4) грибы.
12. К каким факторам среды относятся рельеф, климат, почва, воздух:
1) антропогенным;
2) биотическим;
3) абиотическим; 3
4) гидрологическим.
13. Назовите организм, у которого физиологические процессы ускоряются в связи с повышением температуры окружающей среды:
1) воробей;
2) кошка;
3) медведь;
4) гусеница капустной белянки. 4
14. Из перечисленных абиотическим фактором является:
1) свет; 1
2) деятельность человека;
3) паразитизм;
4) конкуренция.
15. Под биотическими факторами понимают:
1) воздействия живых организмов; 1
2) воздействия человека;
3) факторы неживой природы;
4) антропогенные загрязнения.
16. Фактором(ами), ограничивающим(и) распространение растений и животных в условиях пустыни, является(ются):
1) избыток тепла;
2) недостаток влаги и пищи; 2
3) избыток тепла и пищи;
4) отсутствие почвы и недостаток пищи.
17. К гомойотермным животным относятся:
а) треска; б) кит; в) дельфин; г) лягушка; д) ящерица; е) собака.
1) б, в, е; 1
2) а, б, в;
3) а, г, д;
4) г, д, е.
18. Что относится к приспособлениям растений к засушливому климату:
1) глубокие корни и мелкие листья; 1
2) много устьиц и сочные мясистые стебли;
3) отложение жира и мелкие листья;
4) много устьиц и листья с толстой кутикулой.
19. Зоной пессимума называется диапазон экологического фактора, в пределах которого организм:
1) не растет, не развивается, но еще не погибает; 1
2) активно растет, развивается и размножается;
3) хорошо растет, развивается, но не размножается;
4) погибает.
20. Укажите правильный перечень абиотических экологических факторов:
1) свет, хищники, кислотные осадки;
2) влажность, минеральный состав почвы, сила ветра; 2
3) сила ветра, паразиты, излучения;
4) бактерии, хищники, зеленые растения.
21. Укажите правильный перечень биотических экологических факторов:
1) свет, температура, кислотные осадки;
2) влажность, состав почвы, высота местности;
3) сила ветра, паразиты, насекомые;
4) фитофаги, бактерии, хищники, зеленые растения. 4
22. Условиями существования называются:
1) все элементы и явления природы, которые окружают организм;
2) составные части среды обитания, без которых организм существовать не может; 2
3) составные части среды обитания, которые оказывают на организм прямое или косвенное влияние;
4) элементы среды, которые вызывают у организма приспособительные реакции.
23. Экологическими факторами называются:
1) все элементы и явления природы, которые окружают организм;
2) составные части среды обитания, без которых организм существовать не может;
3) составные части среды обитания, которые не оказывают на организм никакого влияния;
4) элементы среды, которые прямо или косвенно влияют на организм. 4
24. Диапазон дозы экологического фактора, в пределах которого организм хорошо растет и развивается, называется:
1) зона оптимума; 1
2) зона пессимума;
3) зона угнетения;
4) предел выносливости.
25. Главным ограничивающим фактором для существования животных в водной среде является:
1) наличие света;
2) концентрация солей;
3) концентрация кислорода; 3
4) температура воды.
26. Лимитирующим (ограничивающим) называется экологический фактор, величина которого:
1) ограничивает передвижение организма в данной среде;
2) не позволяет организму существовать в данной среде;
3) близка к пределам выносливости организма; 3
4) превышает величины других экологических факторов.
27. К эврибионтным не относятся организмы, которые:
1) имеют широкие пределы выносливости;
2) могут существовать в относительно постоянных условиях среды; 2
3) являются экологически пластичными;
4) могут существовать при значительно изменяющихся условиях среды.
28. Совместное действие экологических факторов на организм, называется:
1) условия существования;
2) предел выносливости;
3) констелляция; 3
4) окружающая среда.
29. Летние травянистые растения дубравы:
1) гелиофиты; 1
2) теневые сциофиты;
3) теневыносливые сциофиты;
4) ксерофиты.30. Для медведя характерен следующий путь приспособления к изменениям температуры:
1) гомойотермия;
2) гетеротермия; 2
3) пойкилотермия;
4) ни один из вариантов не верен.
31. Масса водяного пара в 1 м3 воздуха – это:
1) абсолютная влажность; 1
2) относительная влажность;
3) максимальная влажность;
4) дефицит насыщения воздуха.
32. Кактусы и алоэ относятся к:
1) мезофитам;
2) гигрофитам;
3) суккулентам; 3
4) склерофитам.
33. Выберите из перечисленных организмов стенотермный:
1) сосна;
2) заяц-русак;
3) туберкулезная бактерия; 3
4) муравей.
34. Выбрать пример гелиофитов:
1) мхи и кислица;
2) хлебные злаки; 2
3) майник и сирень;
4) земляника и черника.
35. Выбрать пример сумеречных животных:
1) волк и енотовидная собака;
2) филин и козодой;
3) бронзовка и жужелица;
4) комары и мошки. 4
36. Что изучает экология:
1) структуру клеток организма;
2) закономерности взаимодействия организмов и окружающей среды; 2
3) закономерности строения земной коры;
4) морфологические особенности строения организмов.
37. Диапазон дозы экологического фактора, в пределах которого организм не растет, не развивается, но еще не погибает, называется:
1) зона оптимума;
2) зона нормальной жизнедеятельности;
3) зона угнетения; 3
4) пределы выносливости.
38. Суточным биоритмам подчиняются:
1) кочевки и перелеты птиц;
2) образование цветков у хризантем и георгинов;
3) открывание и закрывание устьиц на листьях растений; 3
4) распускание почек и листопад на деревьях и кустарниках.
39. К пойкилотермным животным относятся: а) треска; б) кит; в) дельфин; г) лягушка;
д) ящерица; е) собака.
1) б, в, е;
2) а, б, в;
3) а, г, д; 3
4) г, д, е.
40. Что относится к положительным антропогенным воздействиям:
1) вырубка леса;
2) создание заповедников; 2
3) осушение болот;
4) строительство гидроэлектростанций.
41. Под биотическим фактором понимают:
1) сумму воздействий живых организмов ; 1
2) воздействие человека на организмы;
3) факторы неживой природы;
4) разновидность климатического фактора.
42. Что такое симбиоз:
1) прямое уничтожение жертвы;
2) совместное существование организмов разных видов; 2
3) форма взаимоотношений, при котором один вид использует другого в качестве источника питания;
4) взаимовыгодное сожительство организмов разных видов.
43. Какое из перечисленных взаимодействий относится к хищничеству:
1) на теле хозяина живут вши;
2) волки поедают мелких травоядных; 2
3) насекомые питаются нектаром цветковых растений;
4) песцы доедают остатки пищи белого медведя.
44. Азотфиксирующие бактерии по отношению к бобовым растениям относятся к:
1) сапрофитам;
2) комменсалам;
3) паразитам;
4) мутуалистам. 4
45. Сороки предупреждают копытных об опасности. О каком типе взаимодействий идет речь:
1) хищничество;
2) межвидовая взаимопомощь; 2
3) симбиоз;
4) конкуренция.
46. Выберите пример паразитизма:
1) повилика и растение; 1
2) береза и гриб подберезовик;
3) лишайники;
4) лев и гиены.
47. Выберите пример конкуренции:
1) акула и рыбы прилипалы;
2) деревья и микоризные грибы;
3) ель в березовом лесу; 3
4) муравьи и тли.
48. Роль хищников в природе заключается в:
1) уменьшении количества популяций жертв;
2) поддержании состава и численности популяций жертв на оптимальном уровне;
3) избирательном уничтожении животных с низкой способностью добывать себе корм;
4) все перечисленное. 4
49. Какой из данных вариантов может быть примером паразитизма:
1) вши, клещи, грибы-трутовики; 1
2) рак-отшельник и актиния;
3) береза под пологом елового леса;
4) лишайники, микориза, клубеньковые бактерии.
50. Волки ежегодно убивают около 25% оленей. К какой форме взаимодействия относится это явление?
1) конкуренция;
2) хищничество; 2
3) мутуализм;
4) синойкия.
51. Борьба внутри вида или между особями различных видов за пищу, ареал обитания – это:
1) конкуренция; 1
2) хищничество;
3) паразитизм;
4) комменсализм.
52. Совместное существование, при котором каждый вид извлекает пользу от связи с другим видом, называется:
1) нейтрализм;
2) мутуализм; 2
3) конкуренция;
4) амменсализм.
53. Важное значение для хищников имеет:
1) количество пищи; 1
2) качество пищи;
3) разнообразие пищи;
4) все эти показатели одинаково важны.
54. Какое из перечисленных взаимодействий относится к мутуализму:
1) воробей поедает червей;
2) кукушка откладывает яйца в гнезда мелких воробьиных птиц;
3) в рубце одного из отделов сложного желудка жвачных животных обитает несколько килограммов бактерий; 3
4) мелкие рыбки живут в полостях коралловых полипов.
55. Что определяет наличие конкуренции:
1) ограничение общих ресурсов; 1
2) избыток общих ресурсов;
3) достаток ресурсов;
4) существует независимо от ресурсов.
56. Выберите пример мутуализма:
1) кедровая сосна и кедровка; 1
2) береза и гриб-трутовик;
3) гриб фитофтора и картофель;
4) лишайники на стволе дерева.
57. Выберите пример комменсализма:
1) осина и микориза подосиновика;
2) рыбки карапуса в полости голотурий;
3) растения семейства росянковые и насекомые;
4) белый медведь и песцы. 4
58. Из перечисленных ниже примеров адаптации найдите наиболее характерные для хищников:
1) покровительственная окраска;
2) использование убежищ;
3) быстрота реакции; 3
4) наличие шипов, игл, панциря.
59. Аллелопатия – это:
1) химическое взаимовлияние растений друг на друга при помощи продуктов метаболизма; 1
2) взаимополезные связи двух видов, предполагающие обязательное сожительство;
3) потребление остатков пищи хозяина;
4) выгодное, но не обязательное совместное существование.
60. С точки зрения экологии, конкуренция отличается от хищничества тем, что:
1) от конкуренции «страдают» оба конкурирующих вида; 1
2) результаты конкуренции сказываются очень быстро;
3) конкуренция приводит к полному истощению ресурса;
4) конкуренция не отличается от хищничества, так как это его разновидность.
61. Биотическим фактором является:
1) радиация;
2) давление;
3) температура;
4) комменсализм. 4
62. К внутривидовому взаимодействию относятся:
1) нейтрализм;
2) комменсализм;
3) паразитизм;
4) эффект группы. 4
63. Более всего паразитов встречается среди:
1) червей; 1
2) моллюсков;
3) позвоночных;
4) птиц.
64. Укажите видовую пару, для которой характерен факультативный мутуализм:
1) филин – рысь;
2) кулик-бегунок и крокодил; 2
3) ласка и горностай;
4) божья коровка и зеленый кузнечик.
65. Нейтрализм – это:
1) случай, когда две популяции не влияют друг на друга; 1
2) обоюдно выгодное сожительство особей разных видов;
3) случай, когда популяция одного вида сообщества извлекает пользу из другой популяции сообщества;
4) взаимный антагонизм между особями разных видов.
66. Примером конкуренции являются взаимоотношения между популяциями:
1) актинии и рака-отшельника;
2) канадской и европейской норок; 2
3) серой вороны и большой синицы;
4) человека и человеческой аскариды.
67. Примером паразитизма являются взаимоотношения между организмами:
1) березы и лишайников;
2) березы и белого гриба;
3) березы и гриба-трутовика; 3
4) клевера и клубеньковых бактерий.
68. Из перечисленных типов взаимоотношений между организмами выберите симбиотические:
а) конкуренция; б) хищничество; в) паразитизм; г) комменсализм; д) мутуализм.
1) только а и в;
2) только г и д;
3) б, г, д;
4) в, г, д. 4
69. Примером хищничества являются взаимоотношения между организмами:
1) рыжих муравьев и тлей;
2) акулы и рыбы-прилипалы;
3) березы и гриба-трутовика;
4) росянки круглолистной и комаров. 4
70. Укажите правильный перечень биотических экологических факторов:
1) свет, температура, хищники, кислотные осадки;
2) растительноядные животные, бактерии, хищники, зеленые растения; 2
3) сила ветра, паразиты, насекомые-опылители, электромагнитное излучение;
4) влажность, минеральный состав почвы, радиоактивное излучение, высота местности.
71. Жизненная форма – это:
1) комплекс требований организма к условиям существования;
2) группа организмов одного вида на однородном участке суши;
3) тип внешнего строения, отражающий приспособленность организма к специфике местообитания; 3
4) одна из стадий жизненного цикла организма.
72. Слепыша можно отнести к группе:
1) абсолютных землероев; 1
2) относительных землероев;
3) наземных форм, делающих норы;
4) древесных, лазающих форм.
73. Тюлень относится к жизненной форме:
1) чисто водных организмов;
2) полуводных организмов; 2
3) наземных организмов;
4) воздушных форм.
74. Барсук по Кашкарову – это:
1) наземная форма, делающая норы; 1
2) наземная форма, не делающая нор;
3) древесная форма;
4) плавающая форма.
75. Сколько типов жизненных форм животных выделил Кашкаров:
1) 6;
2) 4;
3) 7;
4) 5. 4
76. Древесные и кустарниковые растения по Раункиеру, относятся к:
1) эпифитам;
2) фанерофитам; 2
3) хамефитам;
4) гемикриптофитам.
77. За основу классификации жизненных форм растений Раункиер берет:
1) расположение почек возобновления; 1
2) ветвление побега;
3) строение листьев;
4) тип соцветия и плода.
78. Луговые дернообразующие растения относятся к группе:
1) терофитов;
2) криптофитов;
3) гемикриптофитов; 3
4) хамефитов.
79. Клубневые и корневищные растения с отмирающими на зиму надземными частями относятся к:
1) фанерофитам;
2) хамефитам;
3) гемикриптофитам;
4) криптофитам. 4
80. Лишайники, мхи, лианы – это:
1) эпифиты; 1
2) терофиты;
3) криптофиты;
4) гемикриптофиты.
81. 4 отдела и 8 типов жизненных форм растений выделил:
1) Раункиер;
2) Кашкаров;
3) Серебряков; 3
4) Вильямс.
82. По Серебрякову, лещина относится к:
1) древесным растениям; 1
2) полудревесным растениям;
3) наземным травам;
4) водным травам.
83. Классификацию жуков-жужелиц по жизненным формам предложил(-а):
1) Кашкаров;
2) Шарова; 2
3) Догель;
4) Наумов.
84. Жужелиц, питающихся, в основном, растительной пищей, относят к:
1) зоофагам;
2) сапрофагам;
3) миксофитофагам; 3
4) хищникам.
85. Влаголюбивых животных Кашкаров относит к жизненным формам:
1) гигрофилов; 1
2) гидрофилов;
3) мезофиллов;
4) ксерофилов.
86. Понятие о жизненных формах растений впервые ввел:
1) Раункиер;
2) Серебряков;
3) Кашкаров;
4) Гумбольдт. 4
87. Наземные и почвенные организмы по Яхонтову – это:
1) гидробионты;
2) геобионты; 2
3) аэробионты;
4) геофилы.
88. Вильямс предложил классификацию злаков, основываясь на:
1) способе кущения; 1
2) количестве колосьев;
3) возрасте злаков;
4) расположении почек возобновления.
89. Однолетние растения, переживающие неблагоприятный период на стадии семян, по Раункиеру – это:
1) фанерофиты;
2) хамефиты;
3) гемикриптофиты;
4) терофиты. 4
90. Кашкаров в группу наземных форм, не делающих норы, объединил:
1) бегающих, прыгающих и лазающих по деревьям животных;
2) бегающих, прыгающих животных и животных, высматривающих пищу с воздуха;
3) бегающих, прыгающих животных и животных, добывающих из воды пищу;
4) бегающих, прыгающих и ползающих животных. 4
91. Популяция будет растущей, если в ней:
1) рождаемость растет, и смертность растет;
2) рождаемость снижается, а смертность растет;
3) рождаемость и смертность не изменяются;
4) рождаемость растет, а смертность снижается. 4
92. Дайте правильное определение популяции:
1) совокупность особей разных видов, обитающих длительное время на определенной территории;
2) совокупность особей одного вида, способных обмениваться генетической информацией, обладающих особой внутренней структурой и существующих неопределенно длительное время на данной территории; 2
3) сложная биологическая система, состоящая из группировок организмов, обладающих характерными особенностями строения, физиологии и поведения;
4) совокупность особей разных видов, связанных между собой трофическими и пространственными отношениями в условиях определенного местообитания.
93. Какой раздел экологии занимается изучением популяций:
1) аутэкология;
2) синэкология;
3) эйдэкология;
4) демэкология 4
94. Назовите статические характеристики популяций:
1) рождаемость, смертность, миграции;
2) территориальность, групповое поведение;
3) численность, плотность, пространственное распределение; 3
4) дисперсия, обилие, частота.
95. Выберите правильный пример случайного пространственного распределения:
1) популяция свободноживущих нематод в лесной подстилке; 1
2) стая пелагических рыб;
3) светолюбивые деревья в лесу;
4) популяция медведя в смешанном лесу.
96. Выберите правильный пример группового распределения:
1) популяция белки в смешанном лесу;
2) земляничная поляна на опушке леса; 2
3) популяция тигра в Уссурийской тайге;
4) популяция колорадского жука на картофельном поле.
97. Выберите правильный пример регулярного (равномерного) распределения:
1) популяция медведя в лесу; 1
2) колония пеликанов на побережье;
3) табун лошадей;
4) популяция хирономуса в грунте дна водоема.
98. Что такое максимальная рождаемость:
1) максимальный прирост численности популяции при фактических условиях среды;
2) биотический потенциал вида;
3) максимум скорости образования новых особей в идеальных условиях среды; 3
4) рождаемость в растущей популяции.
99. Популяция может расти экспоненциально:
1) когда единственным ограничивающим рост ресурсом является пища;
2) когда она впервые попадает в подходящее незанятое местообитание; 2
3) только в случае отсутствия хищников;
4) экспоненциальный рост в естественных условиях невозможен.
100. Число особей одного вида на единицу площади или объема местообитания показывает:
1) видовое разнообразие;
2) плодовитость;
3) плотность популяции; 3
4) обилие популяции.
101. Разделение популяций на локальные, экологические и географические предложил:
1) Наумов; 1
2) Шварц;
3) Беклемишев;
4) Шмальгаузен.
102. Чем отличается экологическая плотность популяции от средней плотности:
1) количеством особей на единицу обитаемого пространства; 1
2) количеством особей на единицу площади или объема;
3) общим количеством особей на данной территории;
4) нет понятия экологическая плотность.
103. Чем отличается удельная рождаемость от абсолютной рождаемости:
1) числом особей родившихся за определенное время на одну особь в популяции; 1
2) числом особей родившихся за определенное время;
3) числом особей погибших за определенный период;
4) нет понятия удельная рождаемость.
104. Равновесие между рождаемостью и смертностью в популяции называется:
1) гомеостазом популяции;
2) динамикой популяции;
3) регуляцией численности популяции; 3
4) половозрастной структурой популяции.
105. Приведите пример факторов, не зависящих от плотности и влияющих на регуляцию численности особей в популяциях:
1) перенаселенность, территориальное поведение;
2) конкуренция и хищничество;
3) комменсализм и мутуализм;
4) пожар, наводнение, антропогенное загрязнение. 4
106. Территориальное поведение – это:
1) фактор, зависящий от плотности популяции; 1
2) фактор, не зависящий от плотности популяции;
3) фактор, не влияющий на численность популяции;
4) абиотический фактор.
107. В каком экологическом возрастном периоде популяция наиболее уязвима:
1) в предрепродуктивном; 1
2) в субсенильном;
3) в пострепродуктивном;
4) в сенильном.
108. Что такое экологические стратегии популяции:
1) способность популяции к саморегуляции;
2) тенденция живых систем поддерживать внутреннюю стабильность;
3) приспособления организмов для поддерживания жизни в постоянно меняющихся условиях среды;
4) общая характеристика роста и размножения данного вида. 4
109. Популяция белки в смешанных лесах Беларуси – это:
1) географическая популяция; 1
2) элементарная популяция;
3) экологическая популяция;
4) локальная популяция.
110. Волны жизни – это:
1) массовые вспышки и сокращения численности видов; 1
2) годовой прирост биомассы животных в экосистеме;
3) механизм саморегуляции системы;
4) характеристика роста и размножения популяции.
111. Основной причиной демографического взрыва служит:
1) повышение рождаемости; 1
2) улучшение питания и санитарно-гигиенических условий;
3) промышленная революция;
4) антибиотики и совершенствование методов медицины.
112. Как изменится популяция видов-потребителей при выпадении одного из предыдущих звеньев пищевой цепи:
1) численность видов-потребителей сохраняется неизменной;
2) численность видов-потребителей уменьшается; 2
3) численность видов-потребителей увеличивается, т.к. они начинают в большом количестве поедать ту пищу, которая раньше была второстепенной;
4) численность видов-потребителей увеличивается, т.к. происходит снижение конкуренции в пределах сообщества.
113. В пастбищной пищевой цепи поток энергии идет от:
1) растений к животным; 1
2) животных к растениям;
3) грибов к животным;
4) мертвой органики к животным.
114. Биоценоз – это совокупность:
1) видов растений и животных;
2) организмов одного вида;
3) популяций всех видов живых организмов в определенном местообитании; 3
4) популяций всех видов живых организмов и окружающей неживой природы.
115. Укажите, какое положение верно отражает соотношение вторичной и первичной продукции экосистемы:
1) вторичная продукция в экосистемах примерно равна первичной, что объясняется полным потреблением фитофагами продукции растений;
2) вторичная продукция в экосистемах значительно меньше первичной, что объясняется потерями энергии при передаче ее с одного трофического уровня на другой; 2
3) вторичная продукция в экосистемах выше первичной, так как не зависит от потерь энергии при передаче ее с одного трофического уровня на другой;
4) ни одно из приведенных положений не соответствует истине.
116. Готовыми органическими веществами питаются:
1) низшие растения;
2) грибы; 2
3) хемосинтезирующие бактерии;
4) высшие растения.
117. Фитоценоз – это совокупность:
1) микроорганизмов на определенной территории;
2) растений на определенной территории; 2
3) растений на планете;
4) живых организмов на определенной территории.
118. Укажите правильную последовательность смены растительного покрова при вторичной сукцессии:
1) пожарище – низкорослые травы – березово-осиновый лес – высокорослые травы – смешанный лес – еловый лес;
2) пожарище – низкорослые травы – высокорослые травы – смешанный лес – березово-осиновый лес – еловый лес;
3) пожарище – низкорослые травы – высокорослые травы – березово-осиновый лес – смешанный лес – еловый лес; 3
4) пожарище – низкорослые травы – высокорослые травы – еловый лес – березово-осиновый лес – смешанный лес.
119. Когда один вид в биоценозе питается другим, возникают … отношения.
1) трофические; 1
2) топические;
3) форические;
4) фабрические.
120. Выберите правильный вариант распространенной цепи питания, составленной из следующих компонентов: а) дождевой червь; б) саранча; в) листовая подстилка; г) дрозд; д) лягушка;
е) ястреб-перепелятник.
1) в – б – д – е;
2) в – а – г – е; 2
3) а – б – д – е;
4) в – б – д – г.
121. Термин «экосистема» был введен:
1) В.Н. Сукачевым;
2) Ч. Дарвиным:
3) К.А. Мебиусом;
4) А. Тенсли. 4
122. Экологическая пирамида состоит из следующих трофических уровней, которые перечислены в случайном порядке: наездники, капуста, ястребы, гусеницы, синицы. В цепь питания вовлечено 1000 кг капусты. Рассчитайте, какой будет масса (кг) наездников, входящих в данную цепь питания, если известно, что при переходе с одного трофического уровня на другой безвозвратно теряется 95 % энергии и отсутствуют другие источники пищи.
1) 2,5; 1
2) 0,5;
3) 0,25;
4) 0,125.
123. Укажите, какие из перечисленных примеров отношений между видами в биоценозах относятся к топическим (I), форическим (II), фабрическим (III):
а) прикрепление плодов лопуха к шерсти животных; б) поселение лишайников на коре деревьев; в) построение птицами гнезд из шерсти млекопитающих; г) поселение мелких ракообразных на коже китов; д) отсутствие растительности под кроной конского каштана; е) запасание сойками желудей на зиму.
1) I – б, д; II – а, е; Ш – в, г;
2) I – а, б; II – г, д; III – в, е;
3) I – в; II – а, е; Ш – б, г, д;
4) I – б, г, д; II – а, е; III – в. 4
124. Биотоп – это:
1) часть абиотической среды, занимаемой одним отдельным видом;
2) часть абиотической среды, занимаемой одним биоценозом; 2
3) часть биотической среды, окружающей отдельный вид животных;
4) переходная полоса между смежными сообществами
125. Основная роль в разложении органической массы принадлежит:
1) бактериям и беспозвоночным;
2) грибам и протистам;
3) протистам и бактериям;
4) бактериям и грибам. 4
126. Главным энергетическим источником жизни на Земле является:
1) внутренняя энергия;
2) космическая радиация;
3) энергия Солнца; 3
4) энергия ветра и вода.
127. Термин «биоценоз» был введен:
1) В.Н. Сукачевым;
2) Ч. Дарвиным;
3) К.А. Мебиусом; 3
4) А. Тенсли.
128. Выберите правильный вариант распространенной цепи питания, составленный из следующих компонентов: а) дождевой червь; б) уж; в) саранча; г) лягушка; д) орел;
е) тимофеевка.
1) е – в – г – б – д; 1
2) а – г – б – д;
3) е – а – г – б – д;
4) е – г – б – д.
129. Термин «биогеоценоз» был введен:
1) В.Н. Сукачевым; 1
2) Ч. Дарвиным;
3) К.А. Мебиусом;
4) А. Тенсли.
130. Проявлением экологической сукцессии являются: а) зарастание озера и превращение его в болото; б) поражение деревьев трутовиками; в) вырубка леса; г) зарастание гари; д) лесной пожар.
1) а, б;
2) в, д;
3) а, г; 3
4) а, в, г.
131. В пастбищной пищевой цепи первое звено составляют:
1) редуценты;
2) продуценты; 2
3) консументы;
4) конкуренты.
132. В пищевой цепи на каждой ступени питания примерно теряется:
1) 10% энергии;
2) 50% энергии;
3) 90% энергии; 3
4) 100% энергии.
133. Пищевые цепи обычно имеют не более
1) 1-2 звеньев ;
2) 2-3 звеньев;
3) 3-5 звеньев ; 3
4) 5-7 звеньев .
134. В состав биотопа не входит:
1) фитоценоз; 1
2) эдафотоп;
3) климатоп;
4) гидротоп.
135. В состав биоценоза не входит:
1) фитоценоз;
2) микробоценоз;
3) климатоп; 3
4) зооценоз.
136. Функцию консументов в экосистеме выполняют:
1) микроорганизмы;
2) животные, насекомоядные растения; 2
3) зеленые растения;
4) грибы.
137. Если организмы одного вида в биоценозе способствуют распространению другого вида, то такая межвидовая связь называется:
1) трофической;
2) топической;
3) форической; 3
4) фабрической.
138. Совокупность популяций грибов в биогеоценозе называется:
1) зооценозом;
2) микоценозом; 2
3) фитоценозом;
4) микробоценозом.
139. Если организмы одного вида в биоценозе создают условия для существования другого вида, то такая межвидовая связь называется:
1) трофической;
2) топической; 2
3) форической;
4) фабрической.
140. Если организмы одного вида в биоценозе используют другой вид в качестве строительного материала для своих жилищ, то такая межвидовая связь называется:
1) трофической;
2) топической;
3) форической;
4) фабрической. 4
141. Функцию редуцентов в экосистеме выполняют:
1) грибы, простейшие, гетеротрофные бактерии; 1
2) животные;
3) зеленые растения;
4) насекомоядные растения.
142. Если стадо травоядных животных за лето съедает до 5 т растительной биомассы, то сколько процентов от съеденного корма будет составлять прирост их биомассы?
1) 5 %;
2) 10 %; 2
3) 20 %;
4) 50 %.
143. В состав детритных цепей не входят:
1) бактерии;
2) грибы;
3) протисты;
4) зеленые растения. 4
144. Общее количество продукции, образованное продуцентами в процессе фотосинтеза, называется:
1) валовой первичной продукцией; 1
2) вторичной продукцией;
3) тратами на дыхание;
4) чистой первичной продукцией.
1) 145. Продукция, созданная всеми гетеротрофными организмами, называется:
2) валовой первичной продукцией;
3) вторичной продукцией; 2
4) тратами на дыхание;
5) чистой первичной продукцией.
146. Укажите, какой из перечисленных ниже процессов можно назвать вторичной сукцессией:
1) формирование растительного покрова на вулканической лаве;
2) превращение заброшенного поля в лесную экосистему; 2
3) появление соснового леса на песчаных дюнах;
4) зарастание обнажившихся горных пород.
147. Компонентами экосистемы школьного аквариума могут быть: водоросли и высшие водные растения, инфузории, дафнии, моллюски, рыбы, бактерии, грибы. Исключение каких видов из этой экосистемы приведет к резкому нарушению равновесия:
1) моллюски и простейшие; 1
2) рыбы;
3) высшие водные растения;
4) водоросли.
148. Какая из перечисленных экосистем обладает наибольшей биомассой и продуктивностью:
1) океан; 1
2) тропический лес;
3) широколиственный лес;
4) болото.
149. Найдите неправильную цепь питания сообщества пруда:
1) бактерии→ простейшие→ мелкие рачки→ рыба → хищная рыба;
2) одноклеточные водоросли → инфузория туфелька → дафнии → водяной клоп → личинка стрекозы;
3) водоросли → перловица → ракообразные; 3
4) фитоплактон→ зоопланктон → нехищная рыба → хищная рыба.
150. Какая из приведенных ниже сукцессий имеет отрицательное значение для человека:
1) нетвердая почва вследствие абиотических факторов превратилось в болото, богатое торфом;
2) вследствие вырубки лесов образовалась открытая местность, что способствовало эрозии почв; 2
3) зарастание иван-чаем и другими травами пожарища;
4) восстановление сообщества леса на выгоревшем участке.
Категория: Экология | Добавил: (16.12.2016) Просмотров: 1 | Рейтинг: 1.0/1 |
17 – 4; 18 – 4; 19 – 1; 20 – 4; 21 – 2.
Leave A Comment