Права естественные и позитивные. Современные концепции :: BusinessMan.ru

Естественные права человека – это совокупность определенных принципов и привилегий, которые он получает от рождения. Такие категории являются неотъемлемыми. В философии естественные права противопоставляются позитивным. Второе понятие обозначает совокупность привилегий каждого человека, закрепленных законодательно. Итак, в этой публикации мы поговорим про права естественные и позитивные. Понятия, виды, концепции и значение представлены ниже.

Что такое естественное право?

Естественные права – это совокупность свобод, которые присущи каждому человеку от рождения. Эти ценности не связаны с государством, они признаются каждым институтом и считаются неотъемлемыми. В юриспруденции эта категория противоположна позитивному праву.

Можно выделить 3 главных признака естественного права:

  1. Неотъемлемость. Естественные права и свободы человека не могут быть отняты или ограничены. Государство призвано лишь регулировать воплощение этих ценностей и гарантировать их осуществление.
  2. Принадлежность человеку с рождения.
  3. Значимость. Естественные права воплощают наиболее значимые социальные ценности.

Виды естественных прав

В разные исторические эпохи естественные права подразделялись на категории. В целом нельзя выделить общие понятия, характерные для всех этапов развития данной теории.

Сегодня естественные права человека разделяют на следующие виды:

  • Право на жизнь. Эту категорию часто относят к естественно-биологическим правам. Сегодня жизнь человека является высшей социальной ценностью, охраняемой государством.
  • Право на свободу. В данном случае понятие «свобода» означает возможность делать то, что не противоречит законодательству и не нарушает определенные правила, установленные в обществе.
  • Право на достоинство личности. Эту категорию также относят к морально-нравственным ценностям. Достоинство личности – это право на уважение и самооценку, а также обязанность уважать других.
  • Право на собственность. Каждый человек может владеть имуществом.
  • Право на личную неприкосновенность. Принцип, согласно которому человек не может быть лишен свободы без веских на то оснований (например, совершение уголовного преступления).

Что такое позитивное право?

Естественно-правовая теория права основана на признании существования двух видов права: естественного и позитивного.

Позитивное (положительное) право – это совокупность общеобязательных норм, признанных государством и действующих в пределах его границ. В юриспруденции эта категория рассматривается как система принципов, воплощенных на законодательном уровне.

Сегодня естественное и позитивное право противопоставляются друг другу. Положительные привилегии устанавливаются государством, контролируются и гарантируются посредством нормативно-правовых актов. Права естественные присущи человеку с момента его рождения. Они не зависят от воли кого-либо.

Особенности позитивного права

Данная категория имеет ряд признаков:

  1. Официальность.
    Это правовые акты, издаваемые государством в установленном порядке. Такие постановления обязательно фиксируются в нормативно-правовых актах.
  2. Общеобязательность. Позитивное право призвано регулировать общественные отношения в том или ином государстве.
  3. Истинность. Нормы права, записанные в законах, могут использоваться для урегулирования общественных конфликтов и решения житейских проблем.

Естественное и позитивное право противопоставляются друг другу. В то же время они образуют некий симбиоз – единство противоположностей. Позитивные права не всегда присущи человеку от рождения в отличие от естественных. Граждане государства получают такие привилегии лишь с принятием определенных нормативно-правовых актов.

Понятие «естественное право» в античную эпоху

Первые попытки разграничить права естественные и позитивные предпринимались еще в античную эпоху.

Согласно самым ранним мифологическим и религиозным воззрениям греков все земное устройство восходит к сверхчеловеческому источнику (т. е. установлено богами). Однако уже с V в. до н. э. право трактуется как результат деяний людей. Софисты утверждали, что все законы обязаны своим происхождением человеку.

Знаменитый древнегреческий философ Сократ утверждал, что есть два вида права. Существуют неписаные божественные законы, которые все знают и строго им следуют. В то же время есть законы, установленные человеком.

Эта мысль ранее также была развита в трудах Демокрита. Философ утверждал, что естественные законы, т. е. божественные, существуют «по правде». Позитивные права рассматривались как те, которые установлены согласно «общему мнению».

В римское время юристы также наряду с гражданским и народным законом выделяли естественное право.

Естественно-правовые теории в Средние века

В Средние века теория естественного права, выдвинутая древнегреческими философами, продолжает развиваться.

Фома Аквинский (итальянский философ) в своем труде «Сумма теологии» рассматривал понятие «вечный закон».

Он выделил два вида «вечного закона»: божественный и человеческий. Первая категория рассматривалась как средство божественного управления миром. Человеческий закон признавался необходимым. Однако Фома Аквинский считал, что он обязательно должен ограничиваться совестью.

Теория естественного права Г. Гроция

Расцвет теории естественного права происходит на рубеже XVII-XVIII вв. Ее основоположником считается нидерландский ученый Гуго Гроций. Он является автором трактата «О праве войны и мира. Три книги».

Гуго Гроций в своем труде выделил два основных вида права: естественное и волеустановленное. Первое определялось им как «предписание здравого ума». Согласно Гроцию права естественные имели один источник – человеческий разум. Волеустановленные законы он разделил на три категории: установленные богом, государством и народом.

Гроций признавал равенство всех людей от рождения. Соответственно, он говорил о том, что естественное право исходит от законов природы, а не зависит от божественной воли. Кроме того, Г. Гроций утверждал, что государство – это договорной союз свободных людей, заключенный ради соблюдения установленных порядков.

Рационалистическая школа естественного права, созданная Г. Гроцием, развивалась и в последующие эпохи.

Теории естественного права в XVII-XVIII вв.

Характеристика естественного права, разработанная Г. Гроцием, была принята многими учеными эпохи Просвещения. Вслед за этим стали появляться новые концепции, которые нередко использовались для критики феодальных порядков.

Шарль Луи Монтескье – один из самых ярких представителей эпохи французского Просвещения. Он является автором трактата «О духе законов». В своем труде Ш. Л. Монтескье привел свою рационалистическую интерпретацию права. Естественные права логично вытекают из устройства человека. Соответственно, законы – это не что иное, как человеческий разум.

Еще одним видным деятелем эпохи Просвещения, разрабатывавшим теорию естественных прав, стал Жан-Жак Руссо. Он ввел новое понятие – «общая воля». Каждый закон государства является актом общей воли. Естественное право рассматривалось Ж.-Ж. Руссо как абсолютная и неотчуждаемая власть всего народа. Философ утверждал, что отдельные граждане государства не должны наделяться такими привилегиями.

Концепции естественного права в Новое время

Томас Гоббс – английский философ, политолог. Его самое знаменитое произведение «Левиафан» основано на исследовании природы и страстей человека. Томас Гоббс утверждал, что людям свойственна враждебность, недоверие, эгоизм и завистливость. Эти характеристики определяют «естественное состояние» человека и приводят к бесконечным войнам, взаимному уничтожению. Выходом из такой ситуации Томас Гоббс видел заключение общественного договора и установление государством законов, контролирующих деятельность граждан.

Еще одним видным теоретиком естественного права считается Бенедикт Спиноза. Он занимался разработкой таких философских понятий, как «субстанция», «атрибут», «мышление», «причинность», «аффекты» и т. д. Под естественным правом Спиноза понимал необходимость, в связи с которой происходят некие природные события. Он утверждал, что свобода – это подчинение равному и справедливому для всех людей закону.

Концепция естественного права Ж. Маритена

Рассматривая теории естественного права Новейшего времени, стоит уделить внимание концепции Ж. Маритена. Жак Маритен – один из самых видных представителей неотомизма, французский богослов, профессор Вашингтонского университета. Он создал и развил персоналистскую концепцию естественного права. Она основана на представлениях о божественном происхождении государства. В целом такие идеи были характеры для последователей неотомизма – учения Фомы Аквинского. Жак Маритен утверждал, что естественное право образовано от вечного закона. Он рассмотрел это понятие с двух точек зрения: онтологической и гносеологической.

Следует отметить, что Жак Маритен противопоставлял свою концепцию рационалистической теории. В его понимании естественное право – идеальный порядок действий человека, которому должны соответствовать позитивные законы и введение их в жизнь.

Современные концепции естественных прав

Современная естественно-правовая теория права признает существование наряду с позитивным правом идеального порядка человеческих отношений. По сути, законы государства могут быть легитимны только тогда, когда они не противоречат идеальным (естественным) правам. К ним относятся все неотъемлемые свободы.

В целом современные концепции права можно условно разделить на три группы:

  • социологические;
  • католические;
  • философские.

Социологические теории основаны на научном подходе к обоснованию естественных прав. Ведущие представители этой школы занимаются анализом фактов для обобщения знаний о стремления и свободах человека. Социологические теории наибольшее развитие получили в США и странах Западной Европы.

Католические концепции естественных прав развиваются в тех государствах, где ведущее положение занимает католическая церковь. В основе этих теорий лежат идеи Фомы Аквинского и других теологов эпохи Средневековья.

Философские концепции развиваются в западноевропейских странах. Как правило, они носят неокантианский характер. Представители философской школы права разрабатывают свои идеи на основе взглядов Канта на сферу морали и закона.

Médecins Sans Frontières | Практический словарь гуманитарного права

1. Позитивное право

Право в целом является содержанием письменных документов, принятых органами власти, представляющими группу людей, к которой применимы эти нормы. Речь идет о законах, декретах, конституциях и т. п. В международном праве это межгосударственные соглашения, международные конвенции и прочие договоры, отражающие согласие и волю государств быть связанными такими «законами». Содержание этих текстов называется позитивным правом. Юристы применяют его, интерпретируясмысл каждого слова, каждого умолчания, каждой запятой в свете намерения законодателя. Они оценивают также силу каждого правила в зависимости от более или менее официальной формы, в которой оно было принято. В своей работе юрист должен руководствоваться соблюдением точных правил, относящихся к толкованию и иерархии правовых норм.

иерархия правовых норм ▸ международная конвенция

Международное обычное право является частью позитивного права. Даже не будучи закрепленным в документах и без специального соглашения государств, оно выражает подразумевающееся согласие, которое проявляется в постоянной повторяющейся практике по добровольному согласию. Таким образом, эти нормы также представляют собой волю многих государств, что придает им силу закона: тем самым они становятся обязательными для всех государств.

обычай

2. Естественное право (неписаные законы и правила, неотъемлемое право)

Исторически естественное право связано с моралью и ее религиозными влияниями. Оно развивалось на основе следующей идеи: представители человеческого рода обладают определенными естественными, неотъемлемыми (неотчуждаемыми) правами, существующими вне зависимости от факта их признания политическими руководителями и их кодификации в письменных документах. Данные права напрямую связаны с верой в особое универсальное достоинство каждого человеческого существа.

Именно ссылка на естественное право позволила некоторым юристам оспорить позитивное право, существовавшее в их эпоху, например, относительно обращения с коренным населением Америки в течение испанского завоевания в XVII-XVIII веках.

3. Религиозное право.

Основные религии провозглашают определенное число догм, которых должны придерживаться верующие. Данные правила отражают необходимость проявлять доброту, сострадание, солидарность, справедливость, прощать и уважать врага. Данные правила не раз служили, и служат до сих пор в качестве протеста нанекоторые законы и социальные практики, включая войну, а также для придания им гуманного характера.

международное гуманитарное право

При этом они дают многочисленные предписания, которые иногда кажутся противоположными этим основным принципам. Толкование данных правил совершенно необходимо для точного понимания их реального смысла и следования ему.

Так, в исламском праве Коран и Сунна являются основой шариата, который выражает собой исламское право. Данные правила должны быть определены, поняты и истолкованы для того, чтобы составить фигх (Fiqh). Сложность такого толкования связана с большим числом предписаний, различности научных школ (доктрин, теорий) дающих и практикующих толкование фигх, но также из за трудности нахождения киясов (qiyas), или аналогий, между установленными нормами для общества VII века и тех, которые применимы в наши дни.

Перед лицом таких трудностей применяется принцип совместимости, при использовании которого необходимо убедиться, чтобы толкование какого-либо определенного правила было совместимо с основополагающими принципами не противоречило им.

4. Международные нормативные правила.

Хотя позитивное право стало основным и наиболее эффективным средством регулирования отношений в государстве или в международном сообществе, идея существования более высоких стандартов, обязательных для государств, продолжает оставаться в силе.

  • Сторонники теории естественного права напоминают, что право может существовать и без какой-либо кодификации, будучи следствием нравственногообязательства, запечатленного в индивидуальном сознании. Они используют это понятие для оспаривания писаных норм установленного права и, в частности, для борьбы с рабством. Ссылка на естественное право позволяет избежать жесткости, сухости, отсутствия гибкости, а иногда и несправедливости норм, которые были приняты в определенный период и в дальнейшем могут становиться спорными или устаревшими.
  • Действительно, ссылка на неписаное право позволяет выступать против буквального применения норм, оскорбляющих человеческое достоинство.
  • В международном праве признано существование таких императивных норм, которые могут оставаться неписаными. Речь идет о jus cogens.
  • Важно не поддаваться чрезмерному формализму в правосудии и в любых обстоятельствах уметь:

— определять авторитет нормы, сравнивая ее с более высокими стандартами и давать ей толкование в этом свете;

— оценивать содержание нормы и сравнивать его с содержанием другой, противоречащей или дополняющей нормой.

Современные принципы прав человека основаны на концепции фундаментальных прав и свобод, присущих человеческому достоинству, неотъемлемых и зачастую не допускающих отступлений со стороны государств В статье 53 Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 г. признано существование императивных норм общего международного права, принятых международным сообществом государств в их совокупности. Речь идет о jus cogens.

Таким образом, эти нормы являются своего рода «международным публичным порядком», не допускающего отступлений с юридической точки зрения. Принято считать, что если какой-либо закон или договор вступает в противоречие какой-либо норме из jus cogens, то он является недействительным.

Точное содержание jus cogens продолжает вызывать споры. Однако определенное число основных прав, свобод и гарантий находятся под защитой правовых инструментов в области прав человека или международного гуманитарного права. В этих документах уточняется, что государства берут на себя обязательство ни при каких обстоятельствах не нарушать и не посягать на эти фундаментальные права. Перечень таких ненарушимых прав человека дает первое указание на конкретное содержание jus cogens.

основные гарантии ▸ международное право ▸ международная конвенция ▸ иерархия правовых норм ▸ права человека ▸ международное гуманитарное право ▸ неотчуждаемость прав ▸ неприкосновенность прав

Специальный выпуск «Международного журнала Красного Креста», № 858 «Религия». МККК, Москва, 2007. Доступно по ссылке https://www.icrc.org/rus/resources/international-review/review-858-religion/index.jsp (См. также International Review of the Red Cross, 2005, No. 858 – Religion. https://www.icrc.org/eng/resources/international-review/review-858-religion/index.jsp)

КЮНГ Г., «Религия, насилие и «священные войны»», Шейх ВАХБЕХ АЛЬ-ЗУХИЛИ, «Ислам и Международное право»; Манодж КУМАР СИНХА, «Индуизм и международное гуманитарное право»; Норман СОЛОМОН, «Иудаизм и этика войны», Элизабет ФЕРРИС, «Религиозные и светские гуманитарные организации»; Андреас ВИГГЕР, «Взгляды, с которыми приходится сталкиваться в некоторых регионах мусульманского мира, и их влияние на эффективность работы МККК»; Анн-Мари ХОЛЕНШТЕЙН, «Правительственные донорские агентства и религиозные организации».

HAROUEL-BURELOUP V., « L’apport des grandes religions ou philosophies », in Traité de droit humanitaire, PUF, Paris, 2005, p. 41-100.

ZEMMALI A., Combattants et prisonniers de guerre en droit islamique et en droit humanitaire, Pedone, Paris, 1997, 519 p.

Article également référencé dans la catégorie suivante :

  • Право (27)

Декларация независимости: неотъемлемая / неотъемлемая

Желания, воля и надежды народа



Неотъемлемая / неотчуждаемая

Данлэп Бродсайд


Почерк Джефферсона 900 03


Копия на пергаменте

Часто задают вопрос: «Является ли слово в Декларации независимости неотчуждаемым или неотчуждаемым

В окончательном варианте Декларации используется слово «неотчуждаемый». В некоторых более ранних проектах использовалось слово «неотъемлемый», которое предпочитают наши современные словари. Эти два слова означают одно и то же.

Согласно Руководству по современному использованию и стилю американского наследия от Houghton Mifflin Company:

неотчуждаемых прав , упомянутых в Декларации независимости, вполне могли быть неотчуждаемыми , что означает одно и то же. Неотчуждаемое или неотчуждаемое относится к тому, что нельзя отдать или отнять.

Вот список известных версий Декларации, показывающий, какое слово используется:

Декларация на пергаменте, в настоящее время находится в Государственном департаменте Неотчуждаемый
Декларация, записанная в исправленном Журнале Неотъемлемый 9 0044
Декларация, напечатанная Данлэпом под постановление Конгресса неотчуждаемый
Проект Декларации, написанный рукой Джефферсона, сейчас находится в Американском философском обществе, в Филадельфии Неотчуждаемый
Декларация, написанная рукой Джефферсона, в настоящее время находится в Нью-Йоркской публичной библиотеке Неотъемлемый Декларация, написанная рукой Джефферсона, сейчас находится в Историческом обществе Массачусетса, в Бостон Неотчуждаемый
Рукописный Джон Адамс «Набросок» Декларации, находящийся сейчас в Историческом обществе Массачусетса. неотчуждаемый

В сноске к «Декларации независимости: исследование истории политических идей» Карла Лотуса Беккера, опубликованной в 1922 году, мы узнаем:

Черновой набросок гласит: «[присуще &] неотъемлемая». Нет никаких указаний на то, что Конгресс изменил «неотъемлемый» на «неотъемлемый»; но последняя форма появляется в тексте в черновом журнале, в исправленном журнале и в пергаментной копии. Джон Адамс, делая свою копию черновика, написал «неотчуждаемый». Адамс был одним из членов комитета, контролировавшего печать текста, принятого Конгрессом, и, возможно, именно по его предложению были внесены изменения в печать. «Неотъемлемый», возможно, был более привычной формой в восемнадцатом веке.


Стартовая страница | Документ | Чтение Подписанты | Дополнительная информация | Счет Джефферсона | Дом декларации Хронология декларации | Рев. Хронология войны | Дополнительные ресурсы |


Ральф Дюмен: «Проект самоучки»: Цитата: Вальтер Беньямин о монадологии

Ральф Дюмен: «Проект самоучки»: Цитата: Вальтер Беньямин о монадологии

Философский история, наука о происхождении, есть та форма, которая в самых отдаленных крайностях и кажущиеся излишества процесса развития, раскрывает конфигурацию Идея есть общая сумма всех возможных осмысленных сопоставлений таких противоположностей. Представление Идеи ни при каких обстоятельствах не может считаться успешным если весь диапазон возможных крайностей, которые он содержит, не был виртуально исследован. Виртуально, потому что то, что заключено в идее происхождения, еще история в смысле содержания, но не в смысле набора событий которые выпали на его долю. Его история носит внутренний характер и не подлежит пониманию. как нечто безграничное, но как нечто, относящееся к сущностному бытию, и оно может следовательно, можно описать как прошлое и последующую историю этого существа. Прошлое и последующая история таких сущностей является свидетельством того, что они были искуплены или собраны в мир идей не чистой истории, а естественной истории. Жизнь произведений и форм, которые нуждаются в такой защите, чтобы раскрыться. ясная и незамутненная человеческой жизнью жизнь естественная. Как только это искупленное состояние бытия в идее установлено, то присутствие недостоверного, что то есть естественно-историческое прошлое и последующая история виртуальны. Это не более прагматически реальным, но, как и естественная история, должна быть выведена из состояние завершенности и покоя, от сущности. Тенденция всех философских Таким образом, концептуализация переопределяется в старом смысле: установить становление явлений в их бытии. Ибо в науке философии понятие бытия не удовлетворяется явлением, пока оно не впитает в себя всю свою историю. В таком исследований историческая перспектива может быть расширена в прошлое или будущего, не подвергаясь никаким принципиальным ограничениям. Это дает идею его общий объем. И его структура монадологическая, навязанная тотальностью. в отличие от собственной неотъемлемой изоляции. Идея есть монада. Существо, которое входит в нее, со своей прошлой и последующей историей, приносит сокрытое в ней собственной формы — нечеткой аббревиатурой остального мира идей, точно так же, как, по Лейбницу Рассуждения о метафизике (1686), каждая монада содержит нечетким образом все остальные. Идея есть монада, предустановленная представление о явлениях находится внутри него, как и в их объективной интерпретации. Чем выше порядок идей, тем совершеннее представление, содержащееся в них. внутри них. Таким образом, реальный мир вполне может представлять собой задачу в том смысле, что речь шла бы о том, чтобы так глубоко проникнуть во все реальное, выявить тем самым объективную интерпретацию мира. В свете такого задачу проникновения, неудивительно, что философ 9-го0017 Монадология был также основоположником исчисления бесконечно малых. Идея есть монада, что означает кратко: в каждой идее содержится образ мира. Цель представительства идеи есть не что иное, как сокращенный набросок этой картины мира.


ИСТОЧНИК: Бенджамин, Уолтер. Происхождение немецкой трагедии , переведено Джоном Осборном (Лондон: NLB, 1977), Epistemo-Critical Prologue, стр. 47 48.


Hochherrschaftlich Möblierte Zehnzimmerwohnung /
Меблированная 10-комнатная квартира в особняке
Вальтер Бенджамин

Распаковка моя библиотека: Уолтер Бенджамин Магическая энциклопедия

Уолтер Бенджамин о «Лао-цзы

Вальтера» Бертольта Брехта Бенджамин и Ars Combinatoria
Ральфа Дюмена

Лейбниц и идеология: Избранная библиография

Теодор В.