Урока-практикума «Человек в социальной структуре общества» раздел 1 «Социальная сфера общества»


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

Гинчук В.В.,

кандидат педагогических наук

ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ, Х класс

Материалы для проведения урока-практикума «Человек в социальной структуре общества» (раздел 1 «Социальная сфера общества»).
При проведении данного урока-практикума необходимо создать учебные ситуации, в ходе которых учащиеся научатся:

1) характеризовать собственный социальный статус и свои социальные роли по предложенной схеме, используя следующие понятия: статусный набор, главный статус, личный и социальный статус, приписываемый и достигаемый статус, статусные права и обязанности, социальная роль;

2) понимать и объяснять взаимосвязь статусных прав и обязанностей человека;

3) выбирать для себя достойные пути и средства повышения личного и социального статуса.

На уроке могут использоваться разные формы работы:

индивидуальная – работа с текстами; составление характеристики «Мой статусный набор»;

групповая – разработка мини-проектов «Пути и средства повышения личного и социального статуса человека»;

фронтальная – дискуссия «Почему статусные права и обязанности человека взаимосвязаны?»

В начале урока учащимся может быть предложена схема 1, которая станет опорной при составлении характеристики их собственного статусного набора и социальных ролей.

Схема 1 – Виды социальных статусов.

Социальный статус – позиция индивида в обществе, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей

Статусный набор – совокупность статусов одного человека

Виды социальных статусов

Предписанный статус – статус, поученный от рождения независимо от желания и усилий индивида

По способу получения

Достигаемый статус – статус, полученный благодаря усилиям самого индивида

Смешанный статус – статус, сочетающий элементы предписанного и достигаемого статуса

Личный статус – статус, который проявляется на уровне малой группы и определяется личными качествами и чертами характера

По размеру социальной группы

Социальный статус – статус, который характеризует индивида как члена большой социальной группы

По значимости

Главный статус – статус, который определяет материальное положение, стиль жизни, круг знакомых, манеру поведения

Социальные роли человека – модель поведения, которая ожидается от человека, занимающего определенный статус

Тексты для самостоятельной работы учащихся

1.  Что такое социальный статус?

Прочитайте текст, выполните задания к нему.

Повзрослев, человек активно вступает, “внедряется” в общественную жизнь, стремясь занять в ней свое место, удовлетворить личные потребности и интересы. Взаимоотношения личности и общества можно описать по формуле: общество предлагает, личность ищет, выбирает свое место, стараясь реализовать интересы. При этом она показывает, доказывает обществу, что находится на своем месте и будет хорошо выполнять отведенную ей роль.

Социальный статус личности является характеристикой социального положения, занимаемого индивидом в обществе или отдельной социальной подсистеме общества. Данное понятие в социологическом смысле впервые начал употреблять английский историк и юрист Генри Мэйн (XIX в.).

В современной научной и учебной литературе социальный статус определяют как:



  • положение личности в социальной системе, связанное с определенными правами, обязанностями и ролевыми ожиданиями;

  • положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии;

  • положение индивида в обществе, определяемое его функциями, обязанностями и правами;

  • положение человека в структуре группы или общества, связанное с определенными правами и обязанностями;

  • положение, занимаемое индивидом в обществе или отдельной подсистеме общества, определяемое по специфическим для конкретного общества признакам — экономическим, национальным, возрастным и др. ;

  • место индивида или группы в социальной системе в соответствии с их характеристиками — природными, профессиональными, этническими и др.;

  • совокупность прав и обязанностей индивида или социальной группы, связанных с выполнением ими определенной социальной роли.

Каждый человек является членом различных социальных групп и, соответственно, обладателем множества различных статусов. В качестве статуса личности могут выступать: профессия, должность, пол, возраст, семейное положение, национальность, материальное положение, политическое влияние и т.д. Совокупность всех социальных статусов личности Р. Мертон назвал статусным набором.

С каждым из имеющихся статусов связана совокупность прав, определяющих, что носитель статуса может позволить себе, и обязанностей, предписывающих выполнение конкретных действий.

Задания к тексту 1:

1. Определите ключевые слова, которые характеризуют понятие «социальный статус».

2. Приведите примеры статусов человека (опишите набор своих статусов, статусов своих родителей).

3. Конкретизируйте примерами суждение: «С каждым имеющихся у человека статусов связана совокупность прав и обязанностей».

2. Виды статусов

Прочитайте текст, выполните задания к нему.


Каждый человек, как правило, обладает не одним, а несколькими социальными статусами («статусный набор»). Например, статусный набор человека может быть таким: мужчина, неженатый, кандидат технических наук, специалист по компьютерному программированию, русский, горожанин, православный и т.д.

Социологи различают:

Предписанный (приписываемый) статус – статус, который человек получает вне зависимости от своего желания при рождении (пол, раса, национальность, социальное происхождение). Достижения современной медицины делают некоторые статусы изменчивыми. Так, появилось понятие биологического пола и социально приобретенного. Социологи также затрудняются определить, к какой национальности принадлежит человек, родители которого – лица разной национальности. Нередко, переселяясь в другую страну в детском возрасте, эмигранты забывают старые обычаи, родной язык и практически не отличаются от коренных жителей своей новой родины. В этом случае биологическая национальность вытесняется социально приобретенной.

Приобретенный (достигаемый) статус — статус, который человек достигает благодаря своим умственным и физическим усилиям (должность, ученая степень, профессия, звание).

Смешанные социальные статусы обладают признаками приписанных и достигаемых, но достигаемых не по желанию человека, а в силу стечения обстоятельств, например, в результате потери работы, стихийных бедствий или политических потрясений. Например, человек становится безработным в результате экономического кризиса; после Октябрьской революции 1917 г. бывшие дворяне стали эмигрантами, чиновниками, учителями; человек из-за производственной травмы становится инвалидом.

Тот статус, который сам человек или окружающие его люди считают основным, называется главным статусом. Это, как правило, профессиональный или семейный статус или статус в той группе, где человек добился самых больших успехов. Предположим, что человек идентифицирует себя, прежде всего, как программиста; следовательно, программист — его главный статус. Главным выступает тот статус, который определяет материальное положение, а значит, стиль жизни, круг знакомых, манеру поведения.

Личный статус проявляется на уровне малой группы, например семьи, школьного класса, круга близких друзей, родственников. В малой группе статус человека определяется личными качествами и чертами характера.

Социальный статус характеризует индивида как члена большой социальной группы в качестве, например, представителя нации, конфессии, профессии, возрастной или половой группы.

В традиционных обществах социальный статус индивида был относительно устойчив в силу сословной или кастовой структуры общества и закреплялся установлениями религии или закона. В современных обществах статусные позиции индивидов более подвижны.

Чем свободнее общество, тем менее важными становятся предписанные статусы и более важными — достигаемые.

Для разных статусов существуют свои знаки отличия (символы). Например, форма военных выделяет их из массы гражданского населения; кроме того, каждое воинское звание имеет свои отличия (разные нагрудные знаки, погоны, головные уборы).

Статусные символы гражданского населения не так определенны, как у военных. Функцию статусных символов могут выполнять жилье, одежда, язык, жесты, манера поведения.

Несовпадение статусов возникает при двух обстоятельствах:


  • когда человек занимает в одной группе высокий ранг, а во второй — низкий;

  • когда права и обязанности одного статуса человека противоречат или мешают выполнению прав и обязанностей другого его статуса.

Человеку присуща способность к повышению и усложнению статусного набора.

Задания к тексту 2:


  1. Конкретизируйте примерами все названные в тексте виды статусов человека (на своем примере, на примере своих родителей).

  2. Объясните, почему «чем свободнее общество, тем менее важными становятся предписанные статусы и более важными — достигаемые».

  3. Какие, на Ваш взгляд, знаки отличия (статусные символы) характеризуют белорусского школьника (гимназиста, лицеиста)? Охарактеризуйте статусную символику молодежи XXI в.

  4. Приведите из истории (литературы) примеры статусных символов разных слоев населения Беларуси.

  5. Приведите примеры несовпадения статусов человека. Есть ли несовпадение статусов в Вашем статусном наборе?

3. Что такое социальная роль?

Прочитайте текст, выполните задания к нему.

Социальный статус определяет конкретное место, занимаемое человеком в обществе. Зная социальный статус человека, окружающие его люди вправе ожидать от него определенного набора предсказуемых поступков. По определению Р. Линтона, ожидаемое поведение, ассоциируемое со статусом человека, называется социальной ролью. Таким образом, социальная роль – это модель поведения, которая ожидается от человека, занимающего определенный статус. От священника ожидают поведения, соответствующего высоким моральным стандартам, от рок-звезды – скандальных поступков. Если священник станет вести себя скандально, а рок-звезда – читать проповеди, это вызовет недоумение, недовольство и даже осуждение публики.

Содержательное различие между социальной ролью и социальным статусом сводится к тому, что роль выполняют, а статус имеют.

Виды социальных ролей определяются разнообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включен человек. В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли.

Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец). Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук. Мужчина и женщина – это тоже социальные роли, биологически предопределённые и предполагающие специфические способы поведения, закреплённые общественными нормами, обычаями.

Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т. д.).

Для характеристики особенностей ролевого поведения социологи используют два взаимосвязанных понятия: ролевые ожидания и ролевые требования. Под ролевыми ожиданиями принято понимать реакцию со стороны окружающих людей, которые ожидают от исполнителя роли действий, соответствующих ролевым требованиям. Под ролевыми требованиями понимаются обязательные и необходимые действия, вытекающие из принятой личностью роли. Если по каким-либо причинам человек не выполняет действий, предписываемых ему данной ролью, то ожидания окружающих не оправдываются. В одних случаях это может вызвать недоумение, в других — привести к формальным санкциям.

Даже при одинаковом социальном статусе характер исполняемых ролей может значительно варьироваться. Это связано с тем, что исполнение ролей носит личностную окраску, а сами роли могут иметь разные варианты исполнения. Например, обладатель такого социального статуса, как отец семейства, может относиться к ребенку требовательно и строго (играть свою роль в авторитарном ключе), может строить отношения в духе сотрудничества и партнерства (демократический стиль поведения) или может пустить события на самотек, предоставив ребенку широкую степень свободы (попустительский стиль).

Для того чтобы чувствовать себя комфортно в обществе, мы должны ожидать, что люди будут исполнять свои роли и действовать в рамках предписанных обществом правил: преподаватель будет учить, врач будет думать о нашем здоровье. Если бы мы не ожидали от других исполнения своих ролей, мы не смогли бы никому доверять, и наша жизнь наполнилась бы враждебностью и подозрительностью.

Поскольку каждый человек имеет широкий набор статусов, значит, и ролей, соответствующих тому или иному статусу, у него также много. Совокупность принадлежащих конкретному человеку ролей, вытекающих из каждого статуса, называется ролевым набором.

В реальной жизни нередко возникают ролевые конфликты. В самом общем виде можно выделить два типа подобных конфликтов.

Межролевые конфликты возникают тогда, когда требования одной роли противоречат, противодействуют требованиям другой роли. Яркой иллюстрацией такого конфликта является двойная занятость женщин. Загруженность семейных женщин в общественном производстве и в быту зачастую не позволяет им в полной мере и без ущерба для здоровья выполнять профессиональные обязанности и вести домашнее хозяйство, быть обаятельной женой и заботливой матерью.

К внутриролевым конфликтам относятся те, при которых требования одной роли противоречат, противодействуют друг другу. Матери, например, предписывается не только доброе, ласковое обращение со своими детьми, но и требовательность, строгость к ним. Непросто совместить эти предписания, когда любимое дитя провинилось и заслуживает наказания.

Человек в процессе социализации обучается выполнению разных ролей: ребенка, ученика, студента, товарища, родителя, инженера, военнослужащего, пенсионера и др. Освоение социальной роли предполагает: 1) знание своих обязанностей и прав в данной сфере общественной деятельности; 2) приобретение необходимых психологических качеств, соответствующих данной роли; 3) практическое выполнение ролевых действий.

Задания к тексту 3:


  1. Выделите ключевые слова, характеризующие понятие «социальная роль».

  2. Охарактеризуйте социальные роли: ученик, сын (дочь).

  3. Приведите примеры санкций (из литературы, истории), которые применялись к людям, действия которых не соответствовали ролевым требованиям.

  4. Объясните, почему «для комфортной жизни в обществе важно, чтобы люди исполняли свои роли и действовали в рамках предписанных обществом правил».

  5. Приведите свои примеры межролевых и внутриролевых конфликтов.

  6. Что, на Ваш взгляд, важно для успешного освоения человеком разных социальных ролей? Свое мнение аргументируйте.

4.  Взаимосвязь статусных прав и обязанностей

Прочитайте текст, выполните задания к нему.

Каждый статус характеризуется совокупностью прав и обязанностей. Обязанности – это роли-функции, которые человек должен выполнять в данной социальной общности (например, классе, учебной группе). Права – это те обязанности, которые должны выполнять по отношению к человеку другие люди. Например, правами студента в вузе (и одновременно обязанностями по отношению к нему администрации вуза) являются: наличие высококвалифицированных преподавателей, учебной литературы, теплых и светлых учебных помещений и т.п. А правами администрации вуза (и одновременно обязанностями студента) являются требования к студенту посещать занятия, изучать учебную литературу, сдавать экзамены и т.п.

Обязанности строго определены, зафиксированы в правилах, инструкциях, положениях либо закреплены обычаем. Обязанности индивида предполагают его ответственность за их качественное выполнение. Так, портной обязан в срок и качественно сшить костюм; если это не сделано, он должен быть как-то наказан – выплатить неустойку или быть уволенным. Организация обязана по договору поставить заказчику продукцию, в противном случае она несет убытки в виде штрафов и пени. В Древнем Вавилоне существовал закон: если архитектор построил здание, которое впоследствии рухнуло и придавило хозяина, архитектора лишали жизни. Недостойных правителей, нарушивших статусные обязанности руководителей страны, древние греки подвергали остракизму (изгоняли за пределы страны). В дореволюционной России существовал особый институт – суд дворянской чести; одним из средств защиты дворянской чести являлась дуэль. Современные формы проявления ответственности довольно многообразны и определяются культурой общества, уровнем социального развития, устройством общества.

Чем выше статус человека, тем больше у него обязанностей, тем жестче требования общества или социальной группы к его статусным обязанностям, тем больше негативные последствия от их нарушения.

Статусный образ — совокупность представлений о том, как должен вести себя человек в соответствии со своим статусом. Чтобы соответствовать статусному образу, человек должен «не позволять себе лишнего», иными словами, выглядеть так, как ожидают от него окружающие. Бывают ситуации, когда человек незаслуженно пытается быть «на равной ноге» с человеком, обладающим иным по рангу статусом, что приводит к проявлению фамильярности, т.е. бесцеремонного, развязного отношения.

Задания к тексту 4:


  1. Охарактеризуйте статусные права и обязанности родителей и детей.

  2. Объясните, почему статусные права и обязанности взаимосвязаны?

  3. Приведите примеры, подтверждающие (или опровергающие) суждение: «Чем выше статус человека, тем больше у него обязанностей, тем жестче требования общества или социальной группы к его статусным обязанностям, тем больше негативные последствия от их нарушения».

  4. Согласны ли Вы с тем, что человек должен соответствовать своему статусному образу?

Проблемное задание для обсуждения в группах:

Обычно каждый человек стремится занять более выгодное социальное положение. При определенных обстоятельствах один продавец цветов может стать руководителем фирмы, миллионером, депутатом парламента. У другого это может не получиться.

Какие возможны пути, средства повышения своего социального статуса?

Домашнее задание:

1. Охарактеризовать свой социальный статус с опорой на схему 1.

2. Индивидуальное задание: написать эссе на тему: «Пути повышения личного и социального статуса, которые я выбираю для себя».
Использованные источники:

Кравченко А.И. Введение в социологию. – М.: Новая школа, 2005. – С. 93-113.

Материалы сайта: http://www.grandars.ru/college/sociologiya/socialnye-statusy-i-roli.html / Дата доступа: 25 августа 2015 г.

Каталог: wp-content -> uploads -> 2015 -> umodos
umodos -> Инструктивно-методическое письмо «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2015/2016 учебном году»
umodos -> Методические рекомендации для учителя по теме «Гендерные отношения в современном обществе»
umodos -> Учебная программа факультативных занятий для IX класса учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения
umodos -> Методические рекомендации для учителя: в 9 классе учащиеся начали изучение вопроса о роли коммуникации в жизни человека и общества тему «Межличностное общение»
umodos -> Урока-практикума «Человек в социальной структуре общества» раздел 1 «Социальная сфера общества»
umodos -> Рекомендации
umodos -> Методические рекомендации для учителя по теме «Гендерные отношения в современном обществе»


Скачать 132,65 Kb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

23 Примеры достигнутого статуса (2023)

Примеры достигнутого статуса включают награду или почетное звание, университетский диплом, собственное богатство и вашу профессию.

Достигнутый статус определяется как статус, который вы заработали или выбрали, а не статус, с которым вы родились. Этот тип статуса дает вам большой престиж, привилегии и честь, потому что считается, что вы много работали, чтобы получить его.

Однако, как мы увидим, большинство вещей в жизни никогда не достигается без хорошей дозы удачи и помощи нашего общества.

1. Награды и почести

Один из наиболее формальных способов достижения более высокого статуса — получение награды или сертификата, в котором фактически указывается достигнутый вами статус.

Например, получение медали за спортивные достижения. Точно так же отличные художники могут получить награду за свои работы, а отличные писатели могут стать «бестселлерами New York Times». Все эти награды показывают, что вы заслужили положение элиты в своем ремесле.

2. Высшее образование

Высшее образование — это не просто изучение чего-либо. Это также пример социального статуса, который может стать вашим ключом к получению хорошей работы или, по крайней мере, к собеседованию при приеме на работу.

Существует даже иерархия степеней. Общие типы степеней, которые вы можете получить, включают:

  • Степень бакалавра: 42% населения
  • Степень магистра: 8% населения
  • Кандидат наук: 1% населения

3. Профессия

 Все профессии в нашем обществе имеют определенный статус. На вершине иерархии обычно находятся такие профессии, как юристы, врачи, ученые и инженеры.

Самые престижные профессии требуют высокой оплаты и уважения коллег.

Мы часто видим рабочие места с низким статусом, а рабочие места с высоким статусом. Примеры рабочих мест «синих воротничков» включают сантехнику и столярные работы, а примеры рабочих мест «белых воротничков» включают бухгалтерский учет и инвестиционно-банковское дело.

Некоторые профессии, такие как учителя, пожарные, медсестры и полицейские, имеют определенный статус в обществе, но не получают такой высокой оплаты, как другие. Это несоответствие между оплатой и престижем является примером того, что называется несоответствием статуса .

4. Членство в группах и организациях

Обычно мы выбираем членство в организации, поэтому думаем об этом как о достигнутом статусе.

Многие эксклюзивные клубы будут иметь связанные с ними статусы, такие как Mensa (для гениев) или эксклюзивные братства и женские клубы.

Членство в одном из этих клубов может предоставить вам более широкий доступ к возможностям трудоустройства, влиятельным людям или другим привилегиям. Таким образом, многие люди будут очень усердно работать, чтобы получить доступ к эксклюзивному клубу, который может помочь им продемонстрировать другим свой статус.

5. Навыки, приобретаемые на практике

Большинство вещей в жизни требуют от вас практики в течение многих часов, дней, месяцев или даже лет, прежде чем вы станете в них действительно опытным.

Например, трюк на скейтборде. Чтобы иметь возможность делать трюк каждый раз, когда вы пытаетесь, вам нужно хорошо изучить движение, пока вы не доведете его до совершенства. Это требует много времени на доске.

Точно так же вы не можете рассчитывать на то, что сможете покататься на велосипеде в первый раз, когда возьмете его в руки. Это навыки, которые требуют настойчивости и усилий для приобретения.

6. Жизненный выбор

Все, что вы свободно выбираете в жизни, может подпадать под знамя «достигнутого статуса». Если вас поздравляют с решением начать бизнес, рискнуть вложить деньги или создать экологически чистую ферму, вы можете принять эти поздравления как признание достигнутого вами статуса.

7. Дружба

Мы не можем выбирать родителей, братьев и сестер, но можем выбирать друзей. Когда вы подружитесь с известным человеком, ваш социальный статус может повыситься. Точно так же, если вы пользуетесь широкой популярностью и у вас много друзей, отношение людей к вам может повыситься.

8. Самостоятельное богатство

Люди, унаследовавшие богатство, могут родиться с присвоенным статусом богатства. Но если вы разбогатели сами, как Джоан Роулинг, то этот успех даст вам достигнутый статус. В обществе тот факт, что вы достигли или заработали богатство, будет цениться выше, чем если бы вы его унаследовали.

9. Ваш супруг(а)

Вас будут судить за человека, за которого вы выберете брак. Если вашим друзьям и семье не нравится ваш супруг, ваш статус может снизиться. Напротив, если вашим друзьям нравится ваш супруг, ваш статус может повыситься в их глазах.

В более традиционных культурах женитьба «вверх» в социальной иерархии очень важна для людей, стремящихся увеличить богатство и власть своей семьи.

10. Рождение ребенка

В традиционных культурах рождение ребенка считается признаком успеха (особенно для женщин). Женщины без детей считались неудачниками. Хотя мы ушли от этого менталитета, все же сегодня люди могут быть более склонны голосовать за политика, чем без него.

11. Заслуженный титул

 Заслуженный титул может включать «Доктор», «Профессор», «Сэр» (для рыцарских званий в Великобритании), «Канцлер», «Преподобный» или «Имам». Эти титулы присваиваются людям, которые, как считается, заслужили их благодаря учебе, тяжелой работе, служению обществу или профессии.

12. Религиозная принадлежность

Ваша принадлежность к религиозной группе может принести вам определенный престиж или открыть перед вами двери. Например, если бы вы были католиком во время испанской инквизиции, вы были бы в привилегированном положении, в то время как другие были бы изгоями.

Хотя некоторые из нас могут быть рождены в какой-то религии, во взрослом возрасте наша религия — это выбор. Статус, который начинается как при условии , но становится выбранным , называется изменчивым приписыванием.

13. Воинское звание

В такой структурированной организации, как армия, заработанный статус человека может быть очень явным. Так бывает в армии.

Примеры воинских званий:

  • Рядовой: Низкий чин
  • Сержант: Высшее звание
  • Общий: Очень высокий ранг

Военная иерархия — это не только престиж. Это также влияет на то, кто главный, кого нужно приветствовать и кто может указывать, что делать!

14. Фитнес

Вы также можете получить статус с точки зрения ваших физических способностей и внешности. Хотя мы можем родиться с определенным видом, который трудно изменить, мы можем пойти в спортзал, чтобы накачать пресс, или потренироваться в беге, чтобы пробежать марафон.

15. Спортивные достижения

Спортивным достижением может быть победа в соревновании или даже золотая медаль. В некоторых видах спорта, таких как теннис, вы также можете судить о своих достижениях по рейтингу в своей стране или даже в мире.

Точно так же и в гольфе вы можете судить о своих спортивных способностях, работая над своим гандикапом.

Традиционно общество не позволяло перемещаться между социальными классами. Люди рождались в социальном классе и умирали в том же социальном классе. Но сегодня повышенная социальная мобильность позволяет людям переходить из бедного рабочего класса в верхний средний класс и выше.

17. Почетный ученик

Учащиеся, которые являются лучшими в своем классе, часто награждаются наградами и званиями, подтверждающими их успехи. Примером этого являются студенты, окончившие с отличием диплома колледжа. Это означает окончить школу «с высшим отличием».

18. Материальные ценности

Вещи, которыми мы владеем, сигнализируют другим о вкусах и чувстве моды. Обладание спортивным автомобилем или особняком является для окружающих признаком того, что вы успешны в жизни. Хотя мы часто рассматриваем их как символы достигнутого статуса, все зависит от того, как вы получили это имущество, которое имеет значение.

19. Вид на жительство и второе гражданство

Хотя почти каждый рождается с гражданством, которое нельзя отнять у него, многие миллионы людей получают второе гражданство. Часто им приходится прыгать через множество обручей (например, жить в одном месте в течение определенного периода времени). К тому времени, когда они получают этот второй паспорт, они видят в нем символ статуса, показывающий, что они заслужили свою легитимность в стране.

20. Доступ к эксклюзивным потребительским товарам и услугам

Многие бренды приняли идею о том, что людям нравится, когда их считают людьми с высоким статусом. Чтобы воспользоваться этим, они используют дефицит и эксклюзивность, чтобы побудить людей покупать. Например, только некоторые люди могут получить доступ к элитным кредитным картам или доступ к эксклюзивным залам ожидания в аэропортах.

21. Одежда

Одежда, которую вы носите, является символом статуса. Те, кто носит модную одежду, показывают, что они чего-то достигли: они видят моду и хорошо разбираются в текущих социальных проблемах.

22. Волонтерство

Люди, известные в своем сообществе как волонтеры, пользуются большим уважением. Они заслужили это уважение своей тяжелой работой на благо нуждающихся.

23. Многоязычие

Многие говорящие на одном языке люди с благоговением смотрят на способность говорить на нескольких языках. Те, кому удается выучить несколько языков (особенно в зрелом возрасте), считаются достигшими определенного престижа благодаря их способности достичь чего-то, чего не может большинство из нас.

По словам Линтона, достигнутый статус — это тот, который мы заработали и выбрали.

Напротив, приписанный статус — это то, с чем мы рождаемся и не зарабатываем заслугами или тяжелым трудом.

Понятия приписываемого и достигнутого статуса помогают нам понять, как престиж, привилегия и честь либо достигаются, либо присваиваются обществом.

Они показывают, как мы живем в социальной иерархии, которая одновременно невероятно несправедлива (мы рождаемся в иерархии) и изменчива (в некоторых случаях мы можем изменить свой статус благодаря тяжелой работе).

Не забудьте прочитать нашу статью о примерах присвоенных статусов, чтобы узнать больше!

Существуют серые области, где неясно, приписывается ли чей-либо статус или достигается. В этих случаях мы можем видеть, что достигнутый статус не так ясен или фиксирован, как мы могли подумать сначала.

Таким образом, достигнутый статус больше соответствует скользящей шкале, чем черно-белому контрасту. В то время как многие статусы даются при рождении и остаются с нами на всю жизнь, когда мы становимся взрослыми, мы можем выбрать , чтобы сохранить или игнорировать статус, который мы получили при рождении.

См. также: Примеры основного статуса

Концепция достигнутых статусов может преуменьшать роль контекстуальности в достижении людьми любого статуса.

Например, для получения высшего образования может потребоваться много тяжелой работы и усилий, которыми любой человек должен гордиться.

Однако, чтобы получить степень, вам необходимо иметь доступ к средствам для оплаты обучения в университете, поддержку семьи и хорошее среднее образование. Это привилегии, которые человек должен смиренно признать.

Другими словами, достигнутые статусы не приобретаются одинаково, поэтому мы должны помнить, что мы в значительной степени являемся продуктом обстоятельств.

Заключение

Достигнутые статусы — это любые статусы, которые вы зарабатываете упорным трудом, усилиями или выбором. Отличным примером является ваш гандикап в гольфе, который вам нужен, чтобы заработать за счет усилий.

Однако, чем больше мы думаем об этом, тем больше понимаем, что даже достигнутый статус, такой как ваш гандикап в гольфе, не был полностью вашей собственной работой: вы, вероятно, родились с отличной зрительно-моторной координацией и имели богатство и привилегию иметь доступ к полю для гольфа и клубам.

Таким образом, хотя достигнутый статус является интересным социологическим понятием, оно имеет много недостатков как концептуальная основа.

Дэйв Корнелл (доктор философии)

+ сообщения

Доктор Корнелл работает в сфере образования более 20 лет. Его работа включала разработку сертификатов учителей для Тринити-колледжа в Лондоне и обучение без отрыва от работы для правительств штатов в Соединенных Штатах. Он подготовил воспитателей детских садов в 8 странах и помог бизнесменам и женщинам открыть детские центры и детские сады в 3 странах.

Крис Дрю (доктор философии)

+ сообщения

Эта статья была рецензирована и отредактирована Крисом Дрю (доктор философии). Процесс рецензирования Helpful Professor включает в себя проверку фактов, редактирование и дополнение статей экспертом уровня доктора философии. Рецензенты следят за тем, чтобы весь контент отражал экспертный академический консенсус и подкреплялся ссылками на академические исследования. Доктор Дрю опубликовал более 20 научных статей в научных журналах. Он бывший редактор журнала «Развитие обучения в высшем образовании» и имеет докторскую степень в области образования, полученную в ACU.

Достигнутый статус: определение и примеры

По

Шарлотта Никерсон

Обновлено

Обновлено

Шарлотта Никерсон

Стажер-исследователь Гарвардского университета

Бакалавриат Гарвардского университета

Шарлотта Никерсон — студентка Гарвардского университета, помешанная на пересечении психического здоровья, продуктивности и дизайна.


Узнайте о нашем редакционном процессе

Отзыв:

Саул Маклеод, доктор философии

Сол Маклеод, доктор философии

Преподаватель, исследователь

Бакалавр наук (с отличием) Психология, MRes, PhD, Манчестерский университет

Сол Маклеод Кандидат психологических наук, квалифицированный преподаватель психологии с опытом работы в системе дополнительного и высшего образования более 18 лет.


Узнайте о нашем редакционном процессе

Резюме

  • Концепция приписываемого статуса, впервые определенная антропологом Ральфом Липтоном, — это статус, который человек получает на основе своих личных достижений и усилий. Некоторые примеры приписываемого статуса включают профессию, отношения и условия или способности, приобретенные после рождения.
  • Достигнутый статус часто существует наряду с приписанным статусом, описывает все статусы, которые кто-то приобретает либо при рождении, либо невольно в более позднем возрасте. Они, в отличие от достигнутого статуса, не могут быть изменены, препятствуя ни восходящей, ни нисходящей социальной мобильности.
  • Между тем, что можно считать приписанным статусом, и тем, что просто достигнуто, существует определенная неясность.

Содержание

Что такое достигнутый статус?

Достигнутый статус — это положение в обществе, которое индивиды завоевывают своими собственными усилиями, а не рождением в нем. В современных индустриальных обществах образование является основным способом, с помощью которого люди могут достичь определенного статуса посредством приобретения квалификации.

Достигнутые статусы служат отражением чьих-то способностей, выбора или личных усилий (Bell, 2013). Достигнутые статусы могут быть результатом любой комбинации работы, образования, удачи или социального статуса и меняться на протяжении всей жизни (Luo, 2007).

Чем выше значение достигнутого статуса в обществе, тем более открытым может быть это общество.

Концепция достигнутого статуса была разработана антропологом Ральфом Липтоном, который пытался создать способ описания свойств социальных систем, позволяющий социологам проникнуть в суть социальной структуры (Foladare, 1969).

Приписанный статус присваивается индивидууму без учета его врожденных отличий или способностей. Это вне контроля человека. Люди могут либо родиться с приписанным статусом, таким как пол, раса и возраст, либо оказаться в ситуации, в которой они приписали статус (например, инвалидность).

Достигнутые статусы, напротив, не могут быть присвоены при рождении. Никто не может родиться инженером или преступником.

Люди могут иметь как приписанные, так и достигнутые статусы. Например, кто-то может быть юристом из богатой семьи, родившимся во Франции, или дочерью некоторых людей, сестрой некоторых людей, двоюродной сестрой некоторых людей и другом многих людей.

Кроме того, не всегда до конца ясно, достигнут или не присвоен статус. Это называется смешанным статусом (Luo, 2007).

Примеры достигнутого состояния

Существует несколько примеров достигнутого состояния. Например, «Американская мечта» утверждает, что с культурной точки зрения приемлемо и даже желательно начинать жизнь с нижнего конца социальной лестницы и продвигаться вверх, получая формальное образование, налаживая полезные социальные связи или «нетворкинг» и поднимаясь по карьерной лестнице. корпоративная сеть. Достигнутый статус — это не то, чем кто-то рождается, а достигается благодаря усилиям (Luo, 2007).

Хотя эта борьба за более высокий достигнутый статус укоренилась в американской этике, редко кто-то поднимается от самого низкого приписываемого статуса к самому высокому достигнутому статусу.

Это связано с тем, что люди с низким приписываемым статусом часто сталкиваются с рядом серьезных препятствий, зависящих от таких факторов, как раса, этническая принадлежность и семейное благосостояние.

Некоторые социологи даже считали, что те, чей классовый статус остается неизменным на протяжении всей их жизни, имеют приписанный классовый статус, а те, кто успешно продвинулся вверх, достигли классового статуса (Foladare, 1969).

Достигнутый статус также может зависеть от того, насколько он опытен и высокопоставлен в профессии. Например, врач, который ведет собственную практику, может иметь более высокий достигнутый статус, чем резидент или студент-медик, а наделенный профессором университета более высокий статус, чем доцент, постдоктор или аспирант.

Не все достигнутые статусы являются положительными. Например, быть преступником само по себе является достигнутым статусом; кто-то должен пройти через усилие совершения преступлений, чтобы удержать его.

Люди могут опускаться с высокого на низкий статус. Бизнесмен-присвоитель может стать преступником и лишиться своего состояния, или мужчина может развестись со своей женой (достигнутый статус против приписанного статуса).

Часто задаваемые вопросы

Является ли материнство достигнутым статусом?

Родительство — один из примеров статуса, который достигается и приписывается.

Тем временем большое количество незапланированных беременностей. Многие родители не собирались становиться родителями. Если по ряду причин кто-то становится родителем без выбора в этом вопросе, родительство можно считать приписываемым статусом.

Даже в том случае, если беременность планируется, родительство можно считать отчасти приписываемым статусом. Никто не может принять на себя эти обязательства. Быть родителем не считается утраченным статусом. Даже в том случае, когда их ребенок умирает или разлучается, родители обычно сохраняют статус родителя.

В то же время процесс становления родителем требует усилий. Чтобы стать родителем, кто-то должен пройти процесс, который включает вынашивание и/или воспитание ребенка. Поскольку для того, чтобы кто-то стал родителем, необходимо предпринять действия, родительство можно считать достигнутым статусом.

Независимо от того, является ли это достигнутым или присвоенным статусом, или любой их комбинацией, родительство влечет за собой ряд статусных обязательств.

Например, ожидается, что матери будут заботиться как о себе, так и о своих нерожденных детях, воздерживаясь от действий, которые могут причинить им вред, таких как употребление алкоголя или курение. Существует также ряд правовых, социальных и экономических обязательств, связанных с воспитанием детей, таких как обеспечение того, чтобы у детей было достаточно еды или чтобы они посещали школу.

Быть студентом — это достигнутый статус?

Никто не является учеником по рождению. Они должны пройти определенный процесс, чтобы быть зачисленными в школу, и должны приложить определенные усилия, чтобы сохранить свой статус ученика.

Это правда, что не все студенты становятся студентами добровольно. Во многих странах есть требования, например, чтобы дети посещали школу до определенного возраста. Из-за этого обязательного образования быть студентом может показаться приписываемым статусом.

Тем не менее, остаться студентом — это то, что относится к людям из-за того, что они делают. Учащийся, представляющий угрозу для своих сверстников, или крайне плохо успевающий в школе, может перестать быть учеником, потеряв свой статус.

Большинство людей также теряют статус студента по мере того, как заканчивают обучение в системе образования, и вопрос о том, продолжать или нет получать послесреднее образование, остается сугубо индивидуальным выбором.

Является ли религия достигнутым статусом?

Одним из классических примеров смешанного статуса является религия, которую Фоладаре рассматривает в своей статье 1969 года. Если бы младенец был крещен и воспитан в определенной религии без какого-либо выбора с его стороны, эта религия была бы приписываемым статусом.

Например, многие дети-католики определяются как католики на церковном уровне с момента крещения, даже если они перестают придерживаться этих религиозных убеждений. Между тем, если бы кто-то обратился в другую религию, его религия была бы достигнутым статусом (Фоладар, 19).69).

Ссылки

Foladare, I.S. (1969). Разъяснение «приписанного статуса» и «достигнутого статуса». The Sociological Quarterly, 10 (1), 53-61.

Линтон, Р. (1936). Изучение человека: Введение .

Фоладар, И. С. (1969). Разъяснение «приписанного статуса» и «достигнутого статуса». The Sociological Quarterly, 10 (1), 53-61.

Джеймс А. и Джеймс А. (2017). Конструирование детства: теория, политика и социальная практика . Международное высшее образование Macmillan.

Джонстон, Г., и Бауэр, К.