Современные представления о возникновении жизни. Полимеры

  • ГДЗ
  • 1 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
  • 2 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Технология
  • 3 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Испанский язык
  • 4 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Основы здоровья

resheba.me

Главные направления эволюции органического мира — Семинары — Каталог файлов

Время занятия     —     90 мин.

Место проведения  —  учебная аудитория

Вид занятия  — семинарское занятие

Цели занятия:

  1. Обучающая:

Обобщить знания студентов по изученному материалу, умения, навыки; оценить уровень знания; провести контроль знаний, умений, навыков; систематизировать знания.

  1. Развивающая:

Научить анализировать, выделять главное, развивать профессиональные умения

  1. Воспитательная:

 Воспитание настойчивости и целеустремленности в достижении цели, уверенности в знаниях, выработать умение мыслить; воспитание культуры общения, любознательность, объективность.

  1. Методическая

Активизировать познавательную деятельность студентов путем решения поставленных перед ними задач.

 

Задачи: углубить знания о биологическом прогрессе и регрессе, охарактеризовать три главных пути достижения биологического прогресса, подчеркнув, что в ходе эволюции эти пути закономерным образом сочетались и сменяли друг друга, на конкретных примерах растительного и животного мира рассмотреть характерные черты каждого из путей достижения биологического прогресса. Продолжить развитие интеллектуальных умений через развитие биологических задач, требующих логического мышления. Продолжить формирование умений анализировать, обобщать, работать с различными источниками информации, умений устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, логически мыслить, оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме. Воспитание бережного отношения ко всему живому, культуры труда, навыков общения и взаимоуважения. 

 

Тип урока: комбинированный.

 

Методы обучения: 

1. По источнику знаний:

Объяснительно-иллюстративные — рассказ, самостоятельная работа с учебником, беседа, демонстрация таблиц.

Репродуктивные – составление схем, таблиц, решение биологических задач, выполнение тестовых заданий

2. По характеру деятельности учителя — проблемные.

3. По характеру деятельности учащихся – частично-поисковые

Форма работы: индивидуальная, групповая.

 

Квалификационные требования

К знаниям:

-Студенты должны знать материал по темам: «Деление клетки», «Митоз», «Мейоз», «Онтогенез», «Наследование признаков», «Изменчивость».

К умениям:

— Студенты должны уметь свободно ориентироваться в материале изученных тем.

— Сопоставлять знания и находить решения.

— Делать выводы, заключения, обосновывать свою точку зрения.

 

Межпредметные связи: Анатомия, психология, медицина.

Внутрипредметные связи: Темы: «Свойства живых организмов», «Клетка», «Деление клетки», «Митоз», «Мейоз», «Оплодотворение», «Формы размножения организмов», «Изменчивость», «Селекция».

 

 Оснащение:

иллюстрационный материал, видеопрограмма, мультимедийный комплекс, световые микроскопы, микропрепараты, дидактический материал: карточки, таблица Основные пути эволюционного процесса.

 

  1. Литература:

 

Основная литература

 

Зазаров В.Б. Общая биология: учебник./В.Б. Зазаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин.- М.: Дрофа, 2007.-283 с.:ил.

Мамонтов С.Г. Биология для старших классов и поступабщих в вузы: Учебное пособие.- 9-е изд., Стереотип.- М.: Дрофа, 2007.-542 с.:ил.

Чебышев Н.В. Биология: учебник.-5-е издание. М.: Издат. Группа «ГЭОТАР-Медиа», 2010.- 320 с.: ил.

 

 

Интернет-ресурсы:

 

1.Российская государственная библиотека [Электронный ресурс] / Центр информ. технологий РГБ ; ред. Власенко Т.В. ; Web-мастер Козлова Н.В. — Электрон. дан. — М. :Рос. гос. б-ка, 1997—Режим доступа: http://www.rsl.ru, свободный. — Загл. с экрана.— Яз. рус., англ.

2.Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам [Электронный ресурс] / НПБ им. К.Д. Ушинского РАО – Режим доступа: http://www.gnpbu.ru, свободный. – Загл. С экрана. – Яз. рус.

3.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс] / 2006-2012 ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика»
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС 77 — 47492 от 25 ноября 2011 года– Режим доступа: http://school-collection.edu.ru, свободный. – Загл. С экрана. – Яз. рус.

4.Сайт для преподавателей учащихся [Электронный ресурс] / Издательский дом «Первое сентября» – Режим доступа: http://1september.ru, свободный. – Загл. С экрана. – Яз. рус.

5.Персональный сайт преподавателя биологии Капшученко А.Н.  http://www.biokan.ru/ [Электронный ресурс] свободный. – Загл. С экрана. – Яз. рус.

 

 

Обоснование темы

            Тема «Главные направления эволюции органического мира» является одной из важнейших тем биологии. Она связывает большинство разделов биологии в единое целое. Является ключевой для изучения таких тем как «Изменчивость», «Наследование признаков», «Селекция» и других. Тема напрямую связана с изучением ряда медицинских наук: акушерство, гинекология, анатомия, физиология, генетика, психология.

Позволяет рассмотреть ряд социальных аспектов, перспективы и достижения современной науки. Нацелить студентов на изучение последующих тем биологии, определить межпредметные связи.

План занятия

 

Этап занятия

Время

Содержание этапа

Деятельность

преподавателя

студента

1

Организационный

3-4

Объявление темы, цели занятия

Приветствует студентов, организует внимание, сообщает тему и цель занятия.

Приветствуют преподавателя,

 

Оценка готовности аудитории и студентов

Проверяет присутствующих

Участвуют в перекличке

Характеристика порядка проведения семинарского занятия.

Объясняет порядок проведения семинарского занятия, критерии оценки за практическое занятие. Выясняет вопросы, которые вызвали затруднения, даёт пояснения

Внимательно слушают, задают вопросы

2

Систематизация знаний

5

Фронтальный опрос

Задает вопросы

Отвечают на вопросы

3

Контроль знаний и умений.

75

Характеристика порядка проведения практической работы

Объясняет порядок выполнения заданий, контролирует выполнение, дает пояснения, индивидуальные консультации

 

Выполняют работу

4

Заключи-тельный этап

5-6

Обобщение,  выводы

Анализ достижений цели. Оценка работы  студентов.

 

Слушают, анализируют, оценивают свою работу

Ответы на вопросы студентов

Отвечает на вопросы студентов, дает необходимые объяснения

Задают вопросы, слушают ответы

 

Всего

90

 

 

 


 

Приложение 1

 

Вопросы для фронтального опроса

 

Выберите правильный ответ.

А)

1.  Как называется период развития организма от зиготы до отмирания (филогенез, онтогенез)?

2. Какие признаки развития являются филогенетическими у животных (одноклеточная стадия, бластула, гаструла, покровительственная окраска, плавательные перепонки) и растений (одноклеточная стадия, однородные клетки зародыша, наличие хлоропластов, насекомоопыление)?

3. Какие изменения черт строения растений являются ароморфозами (многоклеточность, наличие побега, цветка, плода, ветроопыление, насекомоядность)?

4. Какие изменения черт строения животного являются ароморфозами (многоклеточность, легочное дыхание, форма тела, теплокровность, двойное дыхание)?

5. Какие черты строения свидетельствуют о морфофизиологическом регрессе (внеорганизменое пищеварение, утрата органов пищеварения, утрата глаз, Лишение хлорофилла, редукция корней)?

6. Свидетельствует ли морфофизиологический регресс о биологическом регрессе (да, нет)?

 7. Какие органы являются гомологичными у животных (рука, лапа, крыло, ласт, хвост), у растений (корнеплод, клубень, корневище, луковица)?

8. Какие органы являются аналогичными у животных (крыло стрекозы, крыло летучей мыши, крыло птицы, рука, плавник), и какие у растений (усики гороха, усики огурца, усы земляники)?

Б)

1. Когда началась биологическая история Земли (свыше 6 млрд., 6 млрд., 3,5 млрд., лет тому назад)?

2. Где возникли первые органические соединения (в недрах Земли, в первичном океане, в первичной атмосфере)?

3. Что явилось предпосылкой возникновения первичного океана (охлаждение атмосферы, опускание суши, появление подземных источников)?

4. Какие первые органические вещества возникли в водах океана (белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты)?

5. Какими свойствами обладали коацерваты (рост, обмен веществ, размножение)?

6. Какие свойства присущи пробионту (обмен веществ, рост, размножение)?

7. Какой способ питания был у первых живых организмов (автотрофный, гетеротрофный)?

8. Какой способ питания появился у хемотрофных и фототрофных организмов (автотрофный, гетеротрофный)?

9. Какие органические вещества возникли с появлением фотосинтезирующих бактерий (белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты)?

10. Возникновение каких организмов создало условия для развития животного мира (бактерии, сине-зеленые водоросли, зеленые водоросли)?


Приложение 2

Задание для самостоятельной работы.

Прочитать текст учебника, дать краткую характеристику одному из путей достижения биологического прогресса

1.Ароморфоз

2.Идиоадаптация

3.Общая дегенерация

Запишите определение направлений в тетрадь


Приложение 3

Выпишите сначала буквы, стоящие возле описания признаков ароморфозов, затем – идиоадаптаций речного окуня:

 

1)замкнутая кровеносная система;

2)наличие внутреннего скелета;

3)наличие плавников;

4)тело покрыто слизью;

5)жаберное дыхание;

6)орган боковой линии;

7)наличие головного и спинного мозга;

8)чешуя располагается от головы к хвосту;

9)покровительственная окраска;

10)обтекаемая форма тела.

Ответы:

А — 1,2, 5, 7

   И – 3, 4, 6, 8,9, 10


Приложение 4

Что из перечисленного относится к ароморфозам, идиоадаптациям, дегенерации?

1)ячеистые легкие у рептилий;

2)первичная кора головного мозга у рептилий;

3)голый хвост у бобра;

4)отсутствие конечностей у змей;

5)отсутствие корней у повилики;

6)возникновение перегородки в желудочке сердца у рептилий;

7)молочные железы у млекопитающих;

8)образование ластов у моржей;

9)отсутствие кровеносной системы у цепней;

10) отсутствие потовых желез у собак.

 

Ароморфозы

Идиоадаптации

Дегенерация

 1. 2. 6, 7,

3. 4. 8. 10

5, 9, 


Приложение 5

Контроль знаний.

Главные направления эволюции животных.

  1. Появление двусторонней симметрии.
  2. Втягивающие когти у кошачьих.
  3. Крючковатый клюв у орла.
  4. Появление многоклеточности.
  5. Наличие плавательных перепонок на лапках водоплавающих птиц
  6. Появление полового размножения
  7. Отсутствие кишечника у свиного цепня.
  8. Наличие хорошо развитой нервной системы
  9. Покровительственная окраска
  10. Появление теплокровности.

Ответы

Эволюция животных

 

Ароморфозы

Идиоадаптации

Дегенерация

  1, 4.6, 8. 10

2,3, 5, 9

   7

 

Главные направления эволюции растений.

  1. Появление цветка у покрытосеменных
  2. Образование семени
  3. Появление фотосинтеза
  4. Наличие крылышек у семян клена
  5. Яркая окраска венчика у цветка
  6. Появление полового размножения
  7. Опушенные листья у герани
  8. Отсутствие вегетативных органов у раффлезии
  9. Появление органов у растений
  10. Отсутствие корневой системы у повилики, в связи с паразитизмом.

 

Ответы:

Эволюция растений

 

Ароморфозы

Идиоадаптации

Дегенерация

   1,2,3, 6, 9

  4,5,7,

 8,10


 

 

 

Приложение 6

 

Рассмотрите схему, отображающую основные направления эволюции органического мира. Покажите стрелками взаимосвязь процессов.

 

Направление эволюции органического мира

 

Биологический прогресс                       

Биологический регресс

 

Ароморфоз                                                

Деятельность человека

 

Идиоадаптация

Факторы живой и неживой природы

Дегенерация                                               

 

 


 

Приложение 7

Заполните таблицу.

Характеристика этапов эволюционного процесса

 

Этапы

эволюционного

процесса

 

Где протекают

 

К чему приводят

 

Движущие силы

 

Микроэволюция

 

 

 

 

 

Макроэволюция

 

 

 

 

 

Заполните таблицу.

Сравнительная характеристика процессов дивергенции и конвергенции

 

 

Название

процесса

 

 

Краткая характеристика

Причины сходства признаков

Причины различия признаков

Чем обусловлено действие процессов

Значение процессов для эволюции

 

Дивергенция

 

 

 

 

 

 

 

Конвергенция

 

 

 

 

 

 


Приложение 8

Заполните таблицу, поставив против каждого пункта буквенное обозначение соответствующего направления эволюции:

А – ароморфоз, И – идиоадаптация, Д – дегенерация

Главные направления эволюции животных

 

Приспособительные признаки, возникающие в ходе эволюции

Направления эволюции

1. Возникновение многоклеточности

 

2. Возникновение полового процесса

 

3. Возникновение хорды

 

4. Образование позвоночника

 

5. Образование пятипалых конечностей

 

6. Образование ластов

 

7. Образование цепкого хвоста (у обезьян)

 

8. Образование у земноводных трехкамерного сердца

 

9. Образование у земноводных двух кругов кровообращения

 

10. Возникновение теплокровности

 

11. Ускорение проведения по нервам возбуждения у позвоночных

 

12. Усложнение головного мозга

 

13. Увеличение массы головного мозга

 

14. Переход к внутреннему оплодотворения у позвоночных

 

15. Утрата четырех пальцев из пяти (у лошадей)

 

16. Утрата конечностей (у китов)

 

17. Утрата густого шерстяного покрова (у слонов)

 

18. Утрата органов пищеварения (у цепня)

 

19. Образование хобота у слона

 

20. Удлинение шеи у жирафа

 


Приложение 9

Заполните таблицу, поставив против каждого пункта буквенное обозначение соответствующего направления эволюции:

А – ароморфоз, И – идиоадаптация, Д – дегенерация

 

Приспособительные изменения, возникшие в ходе эволюции

Направления эволюции

1. Возникновение хлорофилла

 

2. Возникновение фотосинтеза

 

3. Дифференциация тела растения на лист, стебель, корень

 

4. Возникновение ползучего стебля у земляники

 

5. Возникновение полового процесса

 

6. Появление проводящей ткани

 

7. Появление цветка у покрытосемянных

 

8. Утрата листьев и превращение их в колючки (у кактуса)

 

9. Появление плодов у покрытосемянных

 

10. Появление семян у голосемянных

 

11. Появление лазящего стебля у винограда, плюща

 

12. Появление крылышек и волосиков на плодах клена и одуванчика

 

13. Появление зацепок на плодах лопуха, череды

 

14. Появление сочной мякоти в плодах рябины и малины

 

15. Утрата листьев, развитой корневой сосудистой системы и околоцветника у ряски

 

16. Утрата корней, хлорофилла и листьев повилики

 

17. Утрата тычинок и пестика в краевых цветах соцветия подсолнечника

 

18. Появление клубней у дикого картофеля

 


 

Приложение 10

Внимательно прочитайте задание

Дан ряд органов животных:

  1. Рука шимпанзе                    15. Жабры рыбы
  2. Передние ноги кошки         16. Чешуйки на коже ящерицы
  3. Хобот слона                         17. Панцирь черепахи
  4. Крыло птицы                       18. Перья на теле птиц
  5. Крыло летучей мыши         19. Чешуйки на теле курицы
  6. «пятак» свиньи                    20. Иголки на теле ежа
  7. Ласт пингвина                     21. Волоски на теле бабочки
  8. Клешня рака                        22. Щупальца осьминога
  9. Клешня скорпиона              23. Волоски на теле тарантула
  10. Легкие лягушки                   24. Иголки ехидны
  11. Легкие голубя                      25. Верхняя губа и нос лошади
  12. Трахея плавунца                  26. Ласт кита
  13. Жабры рака                          27. Передние ноги лошади
  14. Жабры беззубки                   28. Щупальца гидры

а) Какие из перечисленных органов являются гомологичными рукам человека?

б) Какие из них являются аналогами рук шимпанзе?

в) Какие – гомологи губы и носа кошки?

г) Какие —  гомологи легких кошки?

д) Какие – аналоги легких кошки?

е) Какие – гомологи волос кошки?

ж) Какие – аналоги волос кошки?

з) Какие – гомологи панциря речного рака?

 

www.biokan.ru

Ответы@Mail.Ru: пробионты это

Это — доклеточный предок организмов на Земле. Прокариоты – клетки, не имеющие четко выраженного ядра. Можно предполагать, что на начальных этапах развития жизни на Земле появилось очень большой разнообразие пробионтов с совершенно разным устройством. Многие из них включали соединения, не характерные для большинства современных живых существ. Об этом свидетельствует огромное разнообразие экологических и биохимических особенностей сохранившихся до настоящего времени прокариот. Далеко не все из них выжили, некоторые линии исчезли в результате конкуренции за органические вещества, поглощаемые из окружающего первичного бульона, другие же в результате случайных процессов. Ясно, что наилучшие возможности для выживания и размножения были у тех пробионтов, которые обладали мембраной, защищавшей их от воздействия внешней среды, и более эффективными способами получения веществ и энергии из окружающей среды. Уже на этом этапе могло появиться хищничество и другие формы связей между видами, т. е. первичные сообщества. В начале биологической эволюции источником питания, очевидно, служили запасы органических веществ, созданных абиогенным путем. Когда эти запасы истощились, то преимущества в размножении должны были получить те организмы, у которых появились возможности автотрофного питания, и хищники, их поедающие. Распространение пробионтов, да и просто биологически важных полимеров и олигомеров, ограничивалось жестким ультрафиолетовым излучением, проникавшим в открытые водоемы на глубины до 5-10 м. Именно поэтому можно предполагать, что начальные этапы становления жизни на Земле происходили в какой-то закрытой среде (или средах) . Например, в пещерах, пластах глины, под ледниками. В любом случае 3,4-3,2 миллиарда лет тому назад живые существа, в первую очередь прокариоты, были уже распространены очень широко. Об этом свидетельствуют как их остатки (правда, относительно немногочисленные) , так и следы жизнедеятельности, например, появившиеся в результате деятельности прокариот известняки. В ходе дальнейшей эволюции возникли эукариоты.

touch.otvet.mail.ru

Тест по биологии 11 класс

Тестовые вопросы по биологии ЕМН – 11 класс на русском языке.

Составила учитель биологии сш№27: Джамбаева Жаксыгуль Бахрадиновна

Тест №1

по теме «Возникновение и развитие жизни на Земле»

1. Когда началась геологическая история Земли:

А) свыше 6 млрд.; В) 6 млрд. С) 5 млрд. Д) 4 млрд. Е) 3,5 млрд. лет тому назад

2. Где возникли первые неорганические соединения:

А) в недрах земли; В) в первичном океане; С) в гидросфере; Д) в литосфере Е) в первичной атмосфере.

3. Что явилось предпосылкой возникновения первичного океана:

А) охлаждение атмосферы; В) опускание суши; С) поднятие суши; Д) появление подземных источников; Е) парообразование.

4. Какие первые органические вещества возникли в водах океана:

А) белки; В) жиры; С) углеводы; Д) нуклеиновые кислоты; Е) всё перечисленное;

5. Какими свойствами обладали коацерваты: А) раздражимость; В) обмен веществ;

С) размножение; Д) возбудимость; Е) сократимость.

6. Какие свойства присущи пробионту: А) обмен веществ; В) рост; С) размножение;

Д) поглощение веществ; Е) всё перечисленное.

7. Какой тип питания был у первых живых организмов: А) автотрофный;

В) фототрофный; С) хемоторофный; Д) миксотрофный; Е) гетеротрофный.

8. Какой новый тип питания появляется у прокариот: А) автотрофный;

В) гетеротрофный; С) микотрофный; Д) всё перечисленное; Е) сапрофитный.

9. Какие органические вещества возникли с появлением фотосинтезирующих растений:

А) углеводы; В) белки; С) жиры; Д) нуклеиновые кислоты; Е) нуклеотиды.

10. Возникновение, каких организмов создало условия для развития животного мира:

А) сине-зеленые водоросли; В) бактерии; С) стрептококки; Д) бактерии гниения;

Е) молочнокислые бактерии.

11. Количество этапов зарождения жизни выделенных А.И.Опариным в 1952 г.

А) 1; В) 2; С) 3; Д) 4; Е) 5.

12. Появление прокариот, относится к какому этапу эволюции:

А) химическому; В) геологическому; С) биологическому; Д) физическому;

Е) морфологическому.

13. Что смоделировал С. Миллер, для экспериментального подтверждения гипотезы А.И.Опарина:

А) настоящий океан; В) модель Земли; С) первичный океан; Д) модель РНК; Е) модель молекулы белка

14. Автором гипотезы абиогенного происхождения жизни на Земле является:

А) А.И.Опарин; В) С.Миллер; С) Ф.Реди; Д) Р.Гук; Е) В.И.Вернадский.

15. Ученый, получивший премию за эксперимент, доказывающий невозможность самозарождения жизни. А) А.И.Опарин; В) С.Миллер; С) Ф.Реди; Д) Л.Пастер;

Е) В.И.Вернадский.

16. Факторы, способствующие синтезу первых органических веществ на Земле из неорганических: А) охлаждение атмосферы; В) опускание суши; С) поднятие суши; Д) появление подземных источников; Е) высокая вулканическая активность.

17. Основная причина бесконечного существования органических веществ в первичном «бульоне»:

А) наличие растений; В) присутствие прокариот; С) отсутствие бактерий; Д) наличие воды и кислорода; Е) наличие кислорода.

18. Как назывались сгустки, образовавшиеся в первичном океане Земли:

А) прокариоты; В) эукариоты; С) коацерваты; Д) катализаторы; Е) ферменты.

19. Автором современной теории о происхождении жизни на Земле является:

А) А.И.Опарин; В) С.Миллер; С) Ф.Реди; Д) Р.Гук; Е) В.И.Вернадский.

20. Кто впервые получил белки абиогенным синтезом:

А) А.И.Опарин; В) С.Миллер; С) Ф.Реди; Д) Р.Гук; Е) С. Фокс.

21. Кто первым заметил такое явление, что в составе белков, синтезированных живой клеткой, обязательно присутствуют левосторонние изомеры аминокислот, а в углеводах – правосторонние:

А) А.И.Опарин; В) С.Миллер; С) Дж.Бернал; Д) Р.Гук; Е) С. Фокс.

22. Какие ещё органические вещества обладают каталитической активностью, как белки-ферменты:

А) углеводы; В) РНК; С) ДНК; Д) жиры; Е) глицерин.

23. Какое из перечисленных соединений может выступать в химических реакциях как катализатор: А) глюкоза; В) ДНК; С) РНК; Д) жирные кислоты; Е) АТФ.

24. Появление эукариот, относится к какому этапу эволюции:

А) химическому; В) геологическому; С) биологическому; Д) физическому;

Е) морфологическому.

25. Особый способ существования живой материи:

А) репликация; В) жизнь; С) редукция; Д) редупликация; Е) регенерация.

Тест №2

Тема: Эволюционное учение

1. Основоположник эволюционного учения:

А) Ф.Бэкон; В) Ч.Дарвин; С) Ж.Б.Ламарк; Д) Т.Морган; Е) Р.Гук.

2. Основоположник систематики: А) Ф.Бэкон; В) Ч.Дарвин; С) Ж.Б.Ламарк; Д) Т.Морган; Е) К.Линней.

3. Главным эволюционным фактором Дарвин считал:

А) искусственный отбор; В) внутривидовая борьба; С) межвидовая борьба;

Д) естественный отбор; Е) наследственная изменчивость.

4. Ч. Дарвин четко назвал главные причины эволюции:

А) борьба за существование, естественный отбор, мутация; В) борьба за существование, естественный отбор, мутация, наследственная изменчивость; С) борьба за существование, естественный отбор, наследственная изменчивость;

Д) борьба за существование; Е) наследственная изменчивость.

5. Биогенетический закон установили: А) Э.Геккель и Ф.Мюллер;

В) Ф.Мюллер; С) Э.Геккель; Д) Ж.Б. Ламарк; Е) Т. Морган.

6. Археоптерикс – это: А) полуптица, полуящер; В) род вымерших рыб

С) древняя рыба; Д) вымершие ящеры; Е) полурыба, полуящер.

7. Сколько хромосом у человека в клетках тела:

А) 46; В) 23; С) 44; Д) 45; Е) 22.

8. Элементарной единицей эволюции является

А) вид; В) популяция; С) клетка; Д) организм; Е) молекула или атом.

9. Единственным направляющим фактором эволюции является:

А) естественный отбор; В) борьба за существование; С) мутация;

Д) ненаследственная изменчивость; Е) наследственная изменчивость.

10. Сходство организмов по внешнему и внутреннему строению определяет критерий:

А) морфологический; В) генетический; С) экологический; Д) географический;

Е) биохимический.

11. Главным критерием вида является:

А) морфологический; В) генетический; С) экологический; Д) географический;

Е) биохимический.

12. Микроэволюция приводит к образованию новых:

А) видов; В) классов; С) вирусов; Д) микроорганизмов; Е) особей.

13. Макроэволюция приводит к образованию новых:

А) видов; В) семейств; С) вирусов; Д) микроорганизмов; Е) особей.

14. Подражание неживому объекту, а также более защищенному или несъедобному объекту: А) мимикрия; В) демонстрация; С) трансформация; Д) изменчивость;

Е) развитие.

15. Организмы, живущие только в одном месте на планете – это:

А) коацерваты; В) эндемики; С) вирусы; Д) цианобактерии; Е) протобионты.

16. Процесс формирования новых надвидовых таксонов (род, семейство, отряд)

А) макроэволюция; В) ароморфоз; С) адаптация; Д) регенерация; Е) дегенерация.

17. Борьба за существование одновременно между особями одного вида:

А) межвидовая; В) внутривидовая; С) надвидовая; Д) родовая; Е) абиотическая.

18. Процесс исторического развития и совершенствования живых организмов 

А) макроэволюция; В) ароморфоз; С) адаптация; Д) филогенез; Е) дегенерация.

19. Самый древний видовой критерий: А) морфологический; В) генетический;

С) экологический; Д) географический; Е) биохимический.

20. Борьба за первенство в стае, пищу, территорию:

А) межвидовая; В) внутривидовая; С) надвидовая; Д) родовая; Е) абиотическая.

21. Вид наследственной изменчивости, при которой у потомков возникают совершенно новые свойства, отсутствовавшие у предков:

А) мутационная; В) модификационная; С) комбинативная; Д) ненаследственная;

Е) всё перечисленное.

22. Автор теории естественного отбора:

А) Ф.Бэкон; В) Ч.Дарвин; С) Ж.Б.Ламарк; Д) Т.Морган; Е) К.Линней.

23.Вторым мощным фактором антропогенеза было:

А) общение, коллективный образ жизни; В) борьба; С) труд; Д) изобретательность;

Е) отбор.

24.Автор работы «Происхождение видов путем естественного отбора»:

А) Ф.Бэкон; В) Ч.Дарвин; С) Ж.Б.Ламарк; Д) Т.Морган; Е) К.Линней.

25.Доказательства, связанные с исследованием стадий развития зародышей различных организмов:

А) анатомические; В) генетические; С) эмбриологические; Д) географические;

Е) биохимические.

26. Повилика появилась в результате: А) дегенерации; В) идиоадаптации; С) ароморфоза; Д) регресса; Е) биологического прогресса.

27. Первые наземные растения: А) водоросли; В) мхи; С) папоротникообразные; Д) грибы; Е) псилофиты.

28. Направление эволюции, характеризующееся следующими признаками: 1) увеличение численности особей; 2) расширение ареала, многообразие видов.

А) биологический прогресс; В) биологический регресс; С) ароморфоз; Д) идиоадаптация; Е) дегенерация.

29. Способ размножения, возникший позднее в процессе эволюции: А) стробиляция; В) регенерация; С) конъюгация; Д) вегетативный; Е) бесполый.

30. Самый острый вид борьбы за существование: А) внутривидовая борьба;

В) межвидовая; С) адаптация к биотическим факторам; Д) адаптация к абиотическим факторам; Е) борьба с абиотическими факторами среды.

31. Первичный источник энергии в биоценозе: А) АТФ; В) НАДФ; С) вода; Д) углеводы; Е) солнце.

32. Кто совершил кругосветное путешествие на корабле «Бигль»: А) Ф.Бэкон;

В) Ч.Дарвин; С) Ж.Б.Ламарк; Д) Т.Морган; Е) К.Линней.

33. Автор научного труда «Философия зоологии»: А) Ф.Реди;

В) Ч.Дарвин; С) Ж.Б.Ламарк; Д) Т.Морган; Е) К.Линней.

34. Видовой критерий, связанный с различным строением и составом белка:

А) морфологический; В) генетический; С) экологический; Д) географический;

Е) биохимический.

35. Авторы биогенетического закона: А) Ф.Бэкон; В) Ч.Дарвин; С) Ж.Б.Ламарк;

Д) Т.Морган; Е) Ф.Мюллер, Э.Геккель.

Тест №3

Тема: Развитие органического мира на Земле.

1.Эра появления фотосинтезирующих организмов:

А) мезозой; В) кайнозой; С) архей; Д) протерозой; Е) палеозой.

2. Эра динозавров: А) мезозой; В) кайнозой; С) архей; Д) протерозой; Е) палеозой.

3. Период мезозоя:

А) девон; В) ордовик; С) силур; Д) триас; Е) карбон.

4. Эра, в которой сформировалась жизнь, как феномен существования материи:

А) мезозой; В) кайнозой; С) архей; Д) протерозой; Е) палеозой.

5. Период выхода растений на сушу: А) девон; В) ордовик; С) силур; Д) триас;

Е) карбон.

6. Способ размножения, возникший раньше всех в процессе эволюции:

А) вегетативный; В) половой; С) бесполый; Д) черенкование; Е) почкование.

7. Способ размножения, возникший позже всех в процессе эволюции:

А) вегетативный; В) половой; С) бесполый; Д) черенкование; Е) почкование.

8. Направление в эволюции, характеризующееся подъемом уровня организации живых существ:

А) ароморфоз; В) катагенез; С) идиоадаптация; Д) дегенерация; Е) онтогенез.

9. Пример рудимента человека:

А) аппендикс; В) сильно развитые клыки; С) наличие хвоста; Д) густой волосяной покров; Е) многососковость.

10. Направление в эволюции, способствующие приспособлению к определенным условиям среды обитания:

А) ароморфоз; В) катагенез; С) идиоадаптация; Д) дегенерация; Е) онтогенез.

11. Кто из ученых, в своей знаменитой работе «Система природы» отнес человека к человекообразным обезьянам, руководствуясь их сходством:

А) Ф.Бэкон; В) Ч.Дарвин; С) Ж.Б.Ламарк; Д) Т.Морган; Е) К.Линней.

12. Органы, не используемые человеком, но сохраняющиеся в организме у всех особей вида:

А) консументы; В) продуценты; С) рудименты; Д) редуценты; Е) атавизмы.

13. Автор антропологичекого высказывания: «Труд есть продукт руки, но и рука есть продукт труда»: А) Ф.Бэкон; В) Ч.Дарвин; С) Ж.Б.Ламарк; Д) Ф.Энгельс; Е) К.Линней.

14. Древние растения, из которых образовался каменный уголь:

А) цветковые растения; В) мхи; С) лишайники; Д) папоротникообразные; Е) водоросли.

15. Появление цветка у покрытосеменных растений, это пример: А) ароморфоза;

В) катагенеза; С) идиоадаптации; Д) дегенерации; Е) онтогенеза.

16. Отметьте гомологичные органы:

А) жабры рака и рыбы; В) колючки кактуса и шиповника; С) крылья бабочки и крылья летучей мыши; Д) лапы собаки и крылья птицы; Е) крылья птицы и крылья бабочки.

17. Направление в эволюции — различные способы опыления цветков:

А) ароморфоз; В) катагенез; С) идиоадаптация; Д) дегенерация; Е) онтогенез.

18. Реакционное учение, доказывающее неравноценность рас:

А) дарвинизм; В) расизм; С) социализм; Д) трансформизм; Е) креационизм.

19. Первый источник энергии в биогеоценозе:

А) солнце; В) белки; С) растения; Д) аминокислоты; Е) минеральные соли.

20. Основной фактор, объединяющий особей в одну популяцию:

А) свободное скрещивание; В) общность питания; С) одинаковые климатические условия; Д) отсутствие врагов; Е) присутствие хищников.

21. Частные приспособления:

А) различные способы опыления цветковых растений; В) появление цветков у растений;

С) появление фотосинтеза; Д) появление хлорофилла; Е) выход растений на сушу.

22. Определили главные направления биологической эволюции: А) Ф.Бэкон, К.Линней;

В) Ч.Дарвин, Фокс; С) Ж.Б.Ламарк; Д) Т.Морган; Е) Северцов А.Н., Шмальгаузен И.И.

23. Первые млекопитающие появились в эру: А) мезозой; В) кайнозой; С) архей;

Д) протерозой; Е) палеозой.

24. Останки представителей этого вида древнейших людей нашли в Китае:

А) питекантроп; В) архантроп; С) синантроп; Д) неандертальцы; Е) кроманьонцы.

25. Кистеперые рыбы появились: А) мезозой; В) кайнозой; С) архей;

Д) протерозой; Е) палеозой.

26. Период мезозоя: А) юрский; В) девон; С) силур; Д) карбон; Е) ордовик

27. Период протерозоя: А) неоген; В) девон; С) силур; Д) карбон; Е) венд.

28. Период кайнозоя: А) антропоген; В) девон; С) силур; Д) карбон; Е) ордовик.

29. Первые фотосинтезирующие организмы: А) цианобактерии; В) нитчатые водоросли;

С) морские водоросли; Д) мхи; Е) хвощи.

30. Появление и развитие человека: А) неоген; В) антропоген; С) силур; Д) карбон;

Е) венд.

31. Морфофизиологический прогресс, усложнение строения особей – это

А) катагенез; В) арогенез; С) идиоадаптация; Д) дегенерация; Е) онтогенез.

32. Палеонтологические «музеи живых ископаемых»: А) Антарктида; В) Австралия; С) Африка; Д) Северная Америка; Е) Евразия.

33. Приобретение сходных признаков у различных, неродственных групп:

А) дивергенция; В) катагенез; С) конвергенция; Д) дегенерация; Е) онтогенез.

34. Для определения возраста пластов Земли используется метод:

А) свинцово-кобальтовый; В) химический; С) углеродный; Д) кислородный;

Е) термический.

35. «Живое ископаемое»: А) гаттерия; В) морская черепаха; С) змеи; Д) тутовый шелкопряд; Е) жук-носорог.

Тест №4

Основы экологии

1. Термин «экология» ввел: А) Ч. Дарвин; В) А.Н.Северцов; С) К.Ф.Рулье;

Д) Э.Геккель; Е) Ж.Б.Ламарк.

2. Закономерности возникновения приспособлений к среде обитания изучает наука

  1. систематика

  2. зоология

  3. ботаника

  4. экология

  5. анатомия

3. Все компоненты природной среды, влияющие на состояние организмов, популяций,

сообществ, называют

  1. абиотическими факторами

  2. биотическими факторами

  3. экологическими факторами

  4. движущими силами эволюции

  5. антропогенными факторами

4. Интенсивность действия фактора среды, в пределах которых процессы

жизнедеятельности организмов протекают наиболее интенсивно – фактор

  1. ограничивающий

  2. оптимальный

  3. антропогенный

  4. биотический

  5. абиотический

5. Совокупность живых организмов (животных, растений, грибов и микроорганизмов),

населяющих определенную территорию называют

  1. видовое разнообразие

  2. биоценоз

  3. биомасса

  4. популяция

  5. экологическая пирамида

6. Гетеротрофные организмы в экосистеме называют

  1. хемотрофы

  2. продуцентами

  3. редуцентами

  4. автотрофами

  5. биомассой

7. Количество особей данного вида на единице площади или в единице объема (например,

для планктона)

  1. биомасса

  2. видовое разнообразие

  3. плотность популяции

  4. плотность видов

  5. все перечисленное

8. Организмы, использующие для биосинтеза органических веществ энергию света или

энергию химических связей неорганических соединений, называются

  1. консументами

  2. продуцентами

  3. редуцентами

  4. гетеротрофами

  5. паразиты

9. Разнообразие пищевых взаимоотношений между организмами в экосистемах, включающее потребителей и весь спектр их источников питания

  1. пищевая сеть

  2. пищевая цепь

  3. трофическая цепь

  4. цепь питания

  5. экологическая пирамида

10. Географическое изображение соотношения между продуцентами, консументами и

редуцентами, выраженное в единицах массы

  1. пирамида численности

  2. экологическая пирамида

  3. пирамида энергии

  4. пирамида массы

  5. пищевая цепь

11. Самая низкая  биомасса растений и продуктивность

  1. в степях

  2. в тайге

  3. в тропиках

  4. в тундре

  5. в пустыне

12. Способность к восстановлению и поддержанию определенной численности в

популяции называется

  1. плотностью популяции

  2. продуктивностью популяции

  3. саморегуляцией популяции

  4. восстановлением популяции

  5. размножение популяции

13. Сигналом к сезонным изменениям является

  1. температура

  2. длина дня

  3. количество пищи

  4. взаимоотношения между организмами

  5. все перечисленные

14. В агроценозе  пшеницу  относят к продуцентам

  1. окисляют органические вещества

  2. потребляют готовые органические вещества

  3. синтезируют органические вещества

  4. разлагают органические вещества

  5. все перечисленное

15. На зиму у растений откладываются запасные вещества

  1. белки

  2. жиры

  3. углеводы

  4. минеральные соли

  5. все перечисленные вещества

16. Группа организмов, ограниченная в своем распространении и встречается в каком-

либо одном месте (географической области)

  1. возникающий вид

  2. развивающий вид

  3. исчезающий вид

  4. эндемический вид

  5. неизвестный вид

17. Основной причиной неустойчивости экосистемы является

  1. неблагоприятные условия среды

  2. недостаток пищевых ресурсов

  3. несбалансированный круговорот веществ

  4. большое количество видов

  5. малое количество видов

18. Группу организмов, приспособленных к существованию в воде называют:

  1. симбионты

  2. паразиты

  3. растения

  4. аэробионты

  5. гидробионты

19.Факторы среды, взаимодействующие в биогеоценозе

  1. антропогенные и абиотические

  2. антропогенные и биотические

  3. абиотические и биотические

  4. биотические

  5. нет верного ответа

20.Регулярное наблюдение и контроль над состоянием окружающей среды; определение

изменений, вызванных антропогенным воздействием, называется

  1. экологической борьбой

  2. экологическими последствиями

  3. экологической ситуацией

  4. экологическим мониторингом

  5. все перечисленное

21. Территории, исключенные из хозяйственной деятельности с целью сохранения

природных комплексов, имеющих особую экологическую, историческую,

эстетическую ценность, а  также используемые для отдыха и в культурных целях

  1. заповедник

  2. заказник

  3. ботанический сад

  4. национальный парк

  5. сквер

22. Возрастная структура популяции:

  1. определяется внешними условиями;

  2. не зависит от жизненного цикла вида;

  3. зависит от интенсивности смертности и от величины рождаемости;

  4. зависит от размеров популяции.

23. Раздел экологии, изучающий взаимоотношения организма (вида, особи) с окружающей средой называется:

  1. биоэкология

  2. аутэкология

  3. палеоэкология

  4. экология

  5. синэкология

24. Термин «биосфера» впервые использовал в своем труде «Лик Земли»:

  1. В. В.Докучаев

  2. Ч.Дарвин

  3. В. И.Вернадский

  4. Э.Геккель

  5. Эдуард Зюсс

25. Способность организмов реагировать на чередование в течение суток периодов света и темноты определенной продолжительности

    1. фотопериодизм

    2. биологические ритмы

    3. биологические часы

    4. биотические факторы

    5. абиотические факторы

Тест №5

Бионика

1. Американский математик Норберт Винер основатель новой дисциплины, в основу которой положено сходство информационных процессов в природных и искусственных системах: А) орнитология; В) кибернетика; С) физиология; Д) биотехнология;

Е) селекция.

2.Прикладная наука о применении в технических устройствах и системах принципов организации, свойств, функций и структур живой природы:

А) селекция; В) бионика; С) физиология; Д) гистология; Е) генетика.

3. Большой любитель переноса природных решений в дизайн сооружений, был знаменитый каталонский архитектор:

А) Грегор Мендель; В) Франческо Реди; С) Луи Пастер; Д) Антонио Гауди; Е) С.Фокс.

4. Какое природное решение использовал французский инженер Гюстав Эйфель при создании знаменитой башни (названной в честь него):

А) закономерности формирования тканей живых организмов;

В) распределение нагрузки с помощью кривых суппортов, как в головке бедренной кости;

С) принцип работы нервных клеток;

Д) устройство органов чувств;

Е) особенности химического состава живых клеток.

5. Яркий пример «шубной» архитектурной бионики: А) чешуйки на крыльях бабочки;

В) лапы собаки; С) контурные перья на крыльях птицы; Д) колючки кактуса;

Е) аналогия строения стеблей злаков.

6. Такое изобретение ΧΧ века, как застёжка «молния» было заимствовано у живой природы:

А) особенности строения скелета млекопитающих;

В) особенности строения стеблей злаков;

С) особенности строения пера птицы;

Д) особенности строения эритроцитов;

Е) особенности строения клеток — прокариот.

7. Прототипом, какого изобретения, стали плоды репейника, цеплявшиеся за шерсть собаки:

А) «мухоловка»; В) «росянка»; С) «колючка»; Д) «липучка»; Е) «скрипучка».

8. Отрасль биологии, которая изучает работу мозга, исследует механизмы памяти для создания искусственного интеллекта:

А) психология; В) физиология; С) нейробионика; Д) анатомия; Е) цитология.

9. Наука, благодаря которой была создана искусственная рука, способная сжимать, разжимать пальцы, сносно писать, осязать и ощущать тепло: А) психология;

В) физиология; С) бионика; Д) анатомия; Е) цитология.

10. Жители горной деревни, какой страны, восемь веков назад, придумали водную (гидрологическую) сеть, имитирующую пищеварительную систему животного, способного подавать воду для питья и орошения сельскохозяйственных культур:

А) Греция; В) Китай; С) Италия; Д) Турция; Е) Вьетнам.

11. У каких животных были заимствованы технологии постройки плотин из камня:

А) утконосы; В) бобры; С) рыбы; Д) утки; Е) хрящевые рыбы;

12. На какие волны реагируют уши летучих мышей:

А) морские; В) световые; С) ультразвуковые; Д) ультрафиолетовые; Е) речные.

13. Жизнедеятельность этого животного натолкнула рыбаков на идею рыболовных сетей:

А) устройство ячеистых домов; В) устройство паутины; С) устройство гнезда птицы;

Д) внутреннее устройство костей; Е) устройство гнёзд общественных насекомых.

14. Легко передвигающийся шестиногий робот был создан на основе устройства тела этого животного: А) таракан; В) паук; С) муха; Д) кузнечик; Е) пчела.

15. Наблюдения за этими животными помогли создать новый подающий механизм для копиров и принтеров: А) семья термитов; В) осы-отшельницы; С) семья пчел;

Д) комары; Е) общественные осы.

16. Металлическая проволока с железными колючками была заимствована у объекта живой природы: А) верблюжья колючка; В) шиповник; С) розы; Д) кактус;

Е) колючки на ветках терновника.

17. Изобретение бумаги было основано на изучении: А) гнезд общественных ос;

В) поведения муравьев; С) поведения птиц; Д) поведения рыб; Е) поведения стрекоз.

18. Ученый, открывший биотоки: А) Т.Шванн; В) Л.Гальвани; С) Т.Шлейден;

Д) Р.Вирхов; Е) С.Миллер.

19. Город, который в скором времени станет обладателем «Вертикального бионического города-башни»: А) Сингапур; В) Шанхай; С) Нью-Йорк; Д) Анкара; Е) Пекин;

20. Прекрасная терморегуляция ячеистых домов некоторых индейцев, построенных из смешанных с водой глины, имитация архитектуры гнезд:

А) ос-отшельниц; В) пчел; С) жуков; Д) пауков; Е) ворон.

21. Три тысячи лет назад китайцы пытались скопировать способ производства шелка у представителей мира:

А) растений; В) насекомых; С) прокариот; Д) грибов; Е) бактерий.

22. С какими науками связана бионика:

А) медицина; В) химия; С) математика; Д) физика; Е) все перечисленные.

23. Дата дня рождения бионики?

А) три тысячи лет назад; В) нет конкретного дня рождения; С) пять тысяч лет назад;

Д) две тысячи лет назад; Е) четыре тысячи лет назад.

24. Кому принадлежат слова: «Человеческий гений способен породить самые разнообразные изобретения благодаря применению различных инструментов, служащих одной цели. Однако он никогда не сможет создать нечто столь же прекрасное, столь же простое и приспособленное, как творения самой Природы, ибо в них всё безупречно и нет ничего лишнего»:

А) Леонардо да Винчи; В) Луиджи Гальвани; С) Норберт Винер; Д) Гюстав Эйфель;

Е) Антонио Гауди.

25. Для дальнейшего совершенствования вычислительной техники изучаются системы тела человека и животных:

А) дыхательная система; В) опорно-двигательная система; С) пищеварительная система; Д) выделительная система; Е) нервная система.

Ключи к тестам № 1 – 5

Вопросы

Тест №1 Возникновение и развитие жизни на Земле

Тест №2 Эволюционное учение

Тест №3

Развитие органического мира на Земле

Тест №4

Основы экологии

Тест №5

Бионика

1

Е

А

С

Д

В

2

Е

Е

А

Д

С

3

А

Д

Д

Д

Д

4

Е

С

С

В

В

5

В

А

С

В

Е

6

Е

А

С

С

С

7

Е

А

В

С

Д

8

А

В

А

В

С

9

А

А

А

А

С

10

А

А

С

А

В

11

С

В

Е

Д

В

12

С

А

С

С

С

13

С

В

Д

В

В

14

А

А

Д

С

А

15

Д

В

А

С

А

16

Е

А

Д

Д

Е

17

С

В

С

Е

А

18

С

Д

В

Е

В

19

А

А

А

С

В

20

Е

В

А

Д

А

21

С

А

А

В

В

22

В

В

Е

В

Е

23

С

А

А

В

В

24

С

В

С

Е

А

25

В

С

Е

А

Е

26

А

А

27

Е

Е

28

А

А

29

С

А

30

А

В

31

Е

В

32

В

В

33

С

С

34

Е

А

35

Е

А

infourok.ru

Контрольная работа по общей биологии для учеников 9 классов.

Для учителей, работающих по программе Н.И. Сонина.

Ответ на каждый вопрос подразумевает всего несколько слов, развернутые ответы не требуются. Работа может быть использована как в качестве годовой контрольной, так и для подготовки к ней (в качестве тренировочной).

Вариант 1
1.Когда началась геологическая история Земли?
2.Что явилось предпосылкой возникновения первичного океана?
3.Какими свойствами обладали коацерваты?
4.Какие рыбы были предками наземных позвоночных.
5.Каков химический состав молекулы жира?
6.Где в клетках синтезируются жиры?
7.Какие соединения входят в состав АТФ?
8.В результате какого процесса органические вещества образуются из неорганических?
9.Сколько энергии выделяется при расщеплении 1 г углеводов?
10.Сколько из известных аминокислот участвуют в синтезе бел¬ков?
11.В каких органеллах клетки синтезируются белки?
12.Какая структурная единица ответственна за синтез опреде¬ленной молекулы белка?
13.Какова функция нуклеиновых кислот в клетке?
14.Чему соответствует информация одного триплета ДНК?
15.В каких органеллах клетки осуществляется процесс фотосинтеза?
16.Какой способ питания у человека?
17.Для какого способа размножения характерно образование гамет?
18.Какой из способов размножения организмов возник позже всех в процессе эволюции?
19.В состав какой структуры входит ген?
20.Что больше подвергается изменениям под влиянием условий внешней среды?
21.Что больше подвергается изменениям под влиянием условий внешней среды?

Вариант 2

1.Где возникли первые неорганические соединения?
2.Какие свойства присущи пробионту?
3.Какие органические вещества возникли с появлением фотосинтезирующих растений?
4.Возникновение каких организмов создало условия для развития животного мира?
5.Какова роль липидного слоя в функционировании биологических мембран?
6.Сколько энергии освобождается при расщеплении 1 г жира?
7.В каких органеллах синтезируется АТФ: в растительной клетке?
8.Что продуцируется в результате фотосинтеза?
9.Из каких неорганических соединений синтезируются углеводы?
10.Сколько энергии освобождается при расщеплении 1 г белка?
11.Где находятся рибосомы?
12.Каковы главнейшие функции белков?
13.Что представляет собой мономер нуклеиновых кислот?
14.Когда происходит самоудвоение молекулы ДНК?
15.Какие растения создают наибольшую биомассу и выделяют большую часть кислорода?
16.Где сосредоточен пигмент хлорофилл?
17.Какой набор хромосом имеют сперматозоиды (п, 2п), яйцеклетки (п, 2п), зигота?
18.Какая часть сперматозоида и яйцеклетки является носителем генетической информации?
19.Где закодирована информация об одном конкретном признаке?
20.Вследствие чего возникает полиплоидная клетка?
21.Что изменяется — генотип или фенотип, когда при переселении в горную местность коровы становятся низкорослыми и малоудойными?

Использованы материалы книги Т.Л. Богдановой, Е.А. Солодовой Биология: Справочное пособие для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-ПРЕСС,2001. – 816с.

lib.repetitors.eu

Пробионты и их дальнейшая эволюция

Пробионты и их дальнейшая эволюция

Наиболее трудная часть проблемы возникновения жизни - переход от биополимеров к первым живым существам. Ученые пытаются найти ее решение на модельных экспериментах. Наибольшую известность получили опыты А.И. Опарина и его сотрудников. А.И. Опарин предположил, что переход от химической эволюции к биологической связан с возникновением простейших фазовообособленных органических систем — пробионтов, способных использовать из окружащей среды вещества и энергию и на этой основе осуществлять важнейшие жизненные функции — расти и подвергаться естественному отбору.

Наиболее перспективным объектом для моделирования подобной системы могут служить коацерватные капли. А.И. Опарин наблюдал, как в коллоидных растворах полипептидов, полисахаридов, РНК и других высокомолекулярных соединений при определенных условиях образуются сгустки объемом от 10 в -8 степени до 10 в -6 степени куб.см. Эти сгустки называются коацерватными каплями, или коацерватами . Вокруг капель имеется граница раздела, хорошо видимая в микроскоп. Коацерваты способны адсорбировать различные вещества. В них осмотически могут поступать из окружающей среды химические соединения и идти синтез новых соединений. Под действием механических сил коацерватные капли дробятся. Но коацерваты — еще не живые существа. Это лишь простейшие модели пробионтов, проявляющие лишь внешнее сходство с такими свойствами живого, как рост и обмен веществ с окружающей средой.

Особое значение в эволюции пробионтов сыграло формирование каталитических систем. Первыми катализаторами были простейшие соединения, соли железа, меди, других тяжелых металлов, но их действие было очень слабым. Постепенно на основе предбиологического отбора эволюционно формировались биологические катализаторы. Из огромного количества химических соединений, присутствующих в «первичном бульоне», отбирались наиболее эффективные в каталитическом отношении комбинации молекул. На определенном этапе эволюции простые катализаторы были заменены ферментами. Ферменты контролируют строго определенные реакции, и это имело огромное значение для совершенствования процесса обмена веществ.

Подлинное начало биологической эволюции ознаменовано возникновением нробионтов с кодовыми отношениями между белками и нуклеиновыми кислотами. Взаимодействие белков и нуклеиновых кислот обусловило возникновение таких свойств живого, как самовоспроизведение, сохранение наследственной информации и ее передача последующим поколениям. Вероятно, на более ранних этапах преджизни существовали независимые друг от друга молекулярные системы полипептидов и полинуклеидов с весьма несовершенным обменом веществ и механизмом самовоспроизведения. Огромный шаг вперед был сделан именно в тот момент, когда произошло их объединение: способность к самовоспроизводству нуклеиновых кислот дополнилась каталитической активностью белков. Пробионты, в которых обмен веществ сочетался со способностью к самовоспроизведению, имели наилучшую перспективу сохраниться в предбиологическом отборе. Дальнейшее их развитие уже полностью приобрело черты биологической эволюции, которая и осуществлялась на протяжении не менее чем 3,5 млрд. лет.

Кроме теории Опарина, существует теория, согласно которой жизнь началась с возникновения самовоспроизводящихся молекул нуклеиновых кислот. Следующим этапом было установление связей между ДНК и РНК и способность РНК синтезироваться на матрице ДНК. Установление связи ДНК и РНК с возникшими в результате абиогенного синтеза молекулами белков есть третий этап эволюции жизни.

появлении асимметрии живых организмов , 

возникновении и эволюции каталитической активности и 

возникновении матричного синтеза .

Ссылки:

medbiol.ru

Biokan — Эволюционное учение

Тема: Эволюционное учение.

 

G ЗАПОМНИТЕ!

 

Теория эволюции (Ч. Дарвин)

Все существующие ныне многочисленные формы растений и животных произошли от существовавших ранее более простых организмов путем постепенных изменений, накапливавшихся в последующих поколениях.

 

Теория естественного отбора ( Ч. Дарвин)

В борьбе за существование в естественных условиях выживают наиболее приспособленные.

Естественным отбором сохраняются любые жизненно важные признаки, действующие на пользу организма и вида в целом, в результате чего образуются новые формы и виды.

 

 

1. Внимательно прочитайте задание:

Перечислите различные воззрения на органический мир и заслуги ученых — биологов.

Определите:

а) Какие из перечисленных взглядов и заслуг относятся к Линнею?

б) Что из перечисленного относится к Ламарку?

в) Что из перечисленного относится к Дарвину?

 

1.     Виды произошли путем эволюции от ранее живущих видов.

2.     Виды созданы творцом.

3.     Виды неизменны, постоянны, вечны, эволюции нет

4.     Виды не постоянны, медленно изменяются, эволюционируют.

5.     Многообразие и сходство – результат создания их одним творцом по заранее намеченному плану.

6.     Многообразие видов – результат эволюции в различных условиях, сходство видов – результат их родства.

7.     Приспособления (целесообразность) организмов даны им творцом.

8.     Приспособления (целесообразность) организмов – результат эволюции.

9.     Приспособления (целесообразность) организмов результат эволюции путем естественного отбора.

10. Основная движущая сила эволюции в природе – естественный отбор.

11. Основная движущая сила эволюции в природе – стремление организмов к прогрессу, самосовершенствованию.

12. Организмы обладают только наследственностью.

13. Организмы обладают наследственностью и изменчивостью.

14. Изменчивость организмов (появление у них новых признаков) – результат внешней среды, внутреннего стремления к прогрессу, упражнения или не упражнения органов.

15. Изменчивость – результат влияния только среды.

16. Внутреннего стремления к прогрессу у организмов нет.

17. Организмы обладают изначальной способностью изменятся только целесообразно (любое изменение только полезно для вида).

18. Изначальной способностью изменятся только целесообразно организмы не обладают.

19. Материалом в процессе эволюции служит только наследственная изменчивость.

20. Материалом в процессе эволюции служит любая изменчивость.

21. В природе причиной естественного отбора является борьба за существование.

22. Впервые разработал искусственную систематику организмов.

23. Ввел принцип двойного названия видов.

24. Впервые построил систематику животных в восходящем эволюционном порядке.

25. Признавал «закон» наследования новых признаков, приобретенных в результате упражнения или неупражнения органов.

26. такого «закона» не признавал, не всякий признак наследуется.

27. По своему мировоззрению метафизик и идеалист.

28. Впервые выступил с критикой метафизических идей в биологии.

29. Материалист, опровергал метафизические и идеалистические воззрения на виды.

30. Впервые создал эволюционную теорию.

31. Впервые создал научную теорию эволюции органического мира.

32. Открыл естественные законы живой природы, впервые поставил биологию на научную почву.

 

ПОДУМАЕМ ВМЕСТЕ.

 

1. В конце 18 века в биологии сложилась конфликтная ситуация, суть которой можно представить так «вид без эволюции» или «эволюция без вида». Опираясь на взгляды Ж. Б. Ламарка и К. Линнея, докажите кто был прав?

2. В процессе эволюции важно не бесконечное продолжение жизни индивида, а дальнейшее сохранение вида в целом. Как вы думаете почему?

3. Известен такой исторический случай. Фермеры пришли к Дарвину за советом, как повысить урожайность семян клевера. Великий естествоиспытатель ответил: «Разведите как можно больше кошек». Но причем здесь кошки?

4. Действие естественного отбора временами сравнимо с трудом скульптора, который отсекает от каменной глыбы все лишнее, получая совершенное произведение – скульптуру. Правдоподобно ли подобное рассуждение?

5. Естественный отбор, действуя дивергентно, в окончательном результате может при наличии изоляции привести к образованию новых видов. Как вы думаете, заканчивается ли после этого  процесс дивергенции?

 

 

Внимательно прочитайте задание.

Дан ряд органов животных:

 

1.     Рука шимпанзе                    15. Жабры рыбы

2.     Передние ноги кошки         16. Чешуйки на коже ящерицы

3.     Хобот слона                         17. Панцирь черепахи

4.     Крыло птицы                       18. Перья на теле птиц

5.     Крыло летучей мыши         19. Чешуйки на теле курицы

6.     «пятак» свиньи                    20. Иголки на теле ежа

7.     Ласт пингвина                     21. Волоски на теле бабочки

8.     Клешня рака                        22. Щупальца осьминога

9.     Клешня скорпиона              23. Волоски на теле тарантула

10. Легкие лягушки                   24. Иголки ехидны

11. Легкие голубя                      25. Верхняя губа и нос лошади

12. Трахея плавунца                  26. Ласт кита

13. Жабры рака                          27. Передние ноги лошади

14. Жабры беззубки                   28. Щупальца гидры

 

а) Какие из перечисленных органов являются гомологичными рукам человека?

б) Какие из них являются аналогами рук шимпанзе?

в) Какие – гомологи губы и носа кошки?

г) Какие —  гомологи легких кошки?

д) Какие – аналоги легких кошки?

е) Какие – гомологи волос кошки?

ж) Какие – аналоги волос кошки?

з) Какие – гомологи панциря речного рака?

 

 

Биологический закон.

(Ф. Мюллер, Э. Геккель, А. Н. Северцов)

Онтогенез есть краткое повторение зародышевых стадий предков. В онтогенезе организмов закладываются новые пути их исторического развития (филогенеза).

 

 

 Закон зародышевого сходства. (К. Бэр)

На ранних стадиях зародыши всех позвоночных сходны между собой, и более развитые формы проходят этапы развития более примитивных форм

 

 

 

Вопросы для самоконтроля. Выберите правильный ответ.

А)

1. Как называется период развития организма от зиготы до отмирания (филогенез, онтогенез)?

2. Какие признаки развития являются филогенетическими у животных (одноклеточная стадия, бластула, гаструла, покровительственная окраска, плавательные перепонки) и растений (одноклеточная стадия, однородные клетки зародыша, наличие хлоропластов, насекомоопыление)?

3. Какие изменения черт строения растений являются ароморфозами (многоклеточность, наличие побега, цветка, плода, ветроопыление, насекомоядность)?

4. Какие изменения черт строения животного являются ароморфозами (многоклеточность, легочное дыхание, форма тела, теплокровность, двойное дыхание)?

5. Какие черты строения свидетельствуют о морфофизиологическом регрессе (внеорганизменое пищеварение, утрата органов пищеварения, утрата глаз, Лишение хлорофилла, редукция корней)?

6. Свидетельствует ли морфофизиологический регресс о биологическом регрессе (да, нет)?

 7. Какие органы являются гомологичными у животных (рука, лапа, крыло, ласт, хвост), у растений (корнеплод, клубень, корневище, луковица)?

8. Какие органы являются аналогичными у животных (крыло стрекозы, крыло летучей мыши, крыло птицы, рука, плавник), и какие у растений (усики гороха, усики огурца, усы земляники)?

 

Б)

1. Когда началась биологическая история Земли (свыше 6 млрд., 6 млрд., 3,5 млрд., лет тому назад)?

2. Где возникли первые органические соединения (в недрах Земли, в первичном океане, в первичной атмосфере)?

3. Что явилось предпосылкой возникновения первичного океана (охлаждение атмосферы, опускание суши, появление подземных источников)?

4. Какие первые органические вещества возникли в водах океана (белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты)?

5. Какими свойствами обладали коацерваты (рост, обмен веществ, размножение)?

6. Какие свойства присущи пробионту (обмен веществ, рост, размножение)?

7. Какой способ питания был у первых живых организмов (автотрофный, гетеротрофный)?

8. Какой способ питания появился у хемотрофных и фототрофных организмов (автотрофный, гетеротрофный)?

9. Какие органические вещества возникли с появлением фотосинтезирующих бактерий (белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты)?

10. Возникновение каких организмов создало условия для развития животного мира (бактерии, сине-зеленые водоросли, зеленые водоросли)?

 

 

 

 

www.biokan.ru