Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребёнка и их защита — Обществознание

Вспомним содержание понятий «права», «свободы» и «обязанности». Выделим основные группы прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации и конституционные обязанности гражданин. Охарактеризуем права ребёнка и способы их защита, а также особенности правового статуса несовершеннолетних

Конспект занятия «Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребёнка и их защита»

Задание части 2 ОГЭ по обществознанию

Текст по теме «Права человека»

Права человека – данные всем людям, согласно национальным и международным правовым нормам, равные возможности удовлетворять свои основные потребности, обеспечивающие развитие личности и её полноценное участие в жизни общества. Права человека отражают минимальный набор жизненных благ в гражданско-политической и социально-экономической сферах.

Наиболее общепринятым является перечень прав, зафиксированный во Всеобщей декларации прав человека – главном правозащитном документе ООН. Из гражданско-политических прав (ст. 3–21 Декларации) наиболее актуальными в настоящее время считаются право на владение имуществом (ст. 17), право на свободу мысли, совести и религии (ст. 18), право на свободу убеждений и на их свободное выражение (ст. 19). Среди социально-экономических прав (ст. 22–27 Декларации) чаще всего обращают внимание на право на социальное обеспечение (ст. 22), а также на право на труд и свободный выбор работы при условии равной оплаты за равный труд, справедливого и удовлетворительного вознаграждения, обеспечивающего достойное человека существование, а также право создавать профессиональные союзы (ст. 23).

Наряду с зафиксированным во Всеобщей декларации прав человека наиболее общим перечнем таких прав, есть и другие перечни, отражённые в конституционных документах каждого государства. Они перечисляют права, которыми, согласно национальному законодательству, обладают граждане конкретного государства, отражают национальную специфику и могут заметно отличаться от зафиксированных в Декларации.

Например, в американском Билле о правах есть право на ношение оружия (вторая поправка к Конституции США), которого нет в большинстве стран мира.

Защита прав человека сталкивается в современном мире с большими проблемами. Главная проблема связана с тем, что концепция прав человека рождена западноевропейской культурой и потому находит неоднозначный отклик в странах других цивилизаций. В современной западноевропейской культуре общество понимается как совокупность многих социальных групп со своими особыми убеждениями, которым они могут совершенно беспрепятственно следовать, если только это не наносит ущерба окружающим. В других же культурах идеалом считается не общество как «пучок» социальных групп, а общество как монолит, где все разделяют единую идеологию. Базовыми институтами этих цивилизаций являются не индивидуалистические, а коллективистские ценности. Поэтому требования предоставлять всем гражданам этих стран те же права, что и гражданам стран Западной Европы и Северной Америки, часто воспринимаются как вмешательство во внутренние дела.

(По материалам интернет-энциклопедии)

  • Как осуществляется защита прав человека в России? Укажите две любые официальные организации (или должностных лиц) и кратко охарактеризуйте круг полномочий каждой (каждого) из них.

  • Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

  • Используя обществоведческие знания и личный социальный опыт, приведите два объяснения важности образования детей и взрослых в области прав человека.

  • Какие две группы прав человека названы в тексте? Объясните значимость одного любого права из каждой группы.

  • Что отражают права человека? На каких двух уровнях правовой системы они зафиксированы?

  • Какая главная проблема защиты прав человека названа в тексте? Проиллюстрируйте её конкретным примером.

Задание 1

(2 балла)

В государстве Z правительство запретило частным лицам опеку или попечительство над несовершеннолетними. Какое право ребёнка было нарушено?

1) на имя и фамилию

2) жить и воспитываться в семье

3) знать своих родителей

4) на образование

Напишите цифру, которой отмечен правильный ответ (без каких-либо знаков препинания).

Задание 2

(2 балла)

Верны ли следующие суждения о конституционных обязанностях гражданина РФ?

К конституционным обязанностям гражданина РФ относится

А. забота трудоспособных совершеннолетних детей о нетрудоспособных родителях.

Б. участие в выборах в органы государственной власти.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Напишите цифру, которой отмечен правильный ответ (без каких-либо знаков препинания).

Задание 3

(3 балла)

Установите соответствие между правами человека и группами прав, к которым они относятся: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

ГРУППЫ ПРАВ

А) Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Б) Каждому гарантируется свобода совести.

В) Никто не должен подвергаться произвольному вмешательству в его личную жизнь.

Г) Каждый имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций.

Д) Каждый имеет право на жизнь.

1) социальные

2) политические

3) гражданские (личные)

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

Получившуюся комбинацию цифр запишите в качестве ответа (без пробелов и каких-либо знаков препинания).

Проверить правильность выполнения заданий вы можете в автоматическом режиме в разделе домашние задания на странице с курсом «Обществознание подготовка к ОГЭ 2016»

Следующий урок на тему » Механизмы реализации и защиты прав и свобод. Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов»

Предыдущий урок на тему » Органы государственной власти РФ. Правоохранительные органы. Судебная система»

Всеобщая декларация прав человека | Организация Объединенных Наций

Всеобщая декларация прав человека является основополагающим документом исторической важности.  Текст Декларации явился результатом тесного взаимодействия специалистов в области права, представлявших все регионы планеты.  Декларация была принята резолюцией 217 А Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций в Париже 10 декабря 1948 года в качестве документа, принципам, изложенным в котором, обязаны следовать все народы и страны.  Впервые в истории человечества был принят документ, провозгласивший необходимость защиты основных прав человека. Декларация переведена на 500 языков.

ПРЕАМБУЛА

Принимая во внимание, что признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира; и

принимая во внимание, что пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человечества, и что создание такого мира, в котором люди будут иметь свободу слова и убеждений и будут свободны от страха и нужды, провозглашено как высокое стремление людей; и

принимая во внимание, что необходимо, чтобы права человека охранялись властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать, в качестве последнего средства, к восстанию против тирании и угнетения; и

принимая во внимание, что необходимо содействовать развитию дружественных отношений между народами; и

принимая во внимание, что народы Объединенных Наций подтвердили в Уставе свою веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности и в равноправие мужчин и женщин и решили содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе; и

принимая во внимание, что государства-члены обязались содействовать, в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций, всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод; и

принимая во внимание, что всеобщее понимание характера этих прав и свобод имеет огромное значение для полного выполнения этого обязательства,

Генеральная Ассамблея,

провозглашает настоящую Всеобщую декларацию прав человека в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и государства с тем, чтобы каждый человек и каждый орган общества, постоянно имея в виду настоящую Декларацию, стремились путем просвещения и образования содействовать уважению этих прав и свобод и обеспечению, путем национальных и международных прогрессивных мероприятий, всеобщего и эффективного признания и осуществления их как среди народов государств-членов Организации, так и среди народов территорий, находящихся под их юрисдикцией.

Статья 1

Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.

Статья 2

Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

Кроме того, не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит, независимо от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся или как-либо иначе ограниченной в своем суверенитете.

Статья 3

Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность.

Статья 4

Никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах.

Статья 5

Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию.

Статья 6

Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности.

Статья 7

Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона. Все люди имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации, нарушающей настоящую Декларацию, и от какого бы то ни было подстрекательства к такой дискриминации.

Статья 8

Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом.

Статья 9

Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию.

Статья 10

Каждый человек, для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения, имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом.

Статья 11

1. Каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком путем гласного судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все возможности для защиты.
2. Никто не может быть осужден за преступление на основании совершения какого-либо деяния или за бездействие, которые во время их совершения не составляли преступления по национальным законам или по международному праву. Не может также налагаться наказание более тяжкое, нежели то, которое могло быть применено в то время, когда преступление было совершено.

Статья 12

Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств.

Статья 13

1. Каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства.
2. Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну.

Статья 14

1. Каждый человек имеет право искать убежища от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем.
2. Это право не может быть использовано в случае преследования, в действительности основанного на совершении неполитического преступления, или деяния, противоречащего целям и принципам Организации Объединенных Наций.

Статья 15

1. Каждый человек имеет право на гражданство.
2. Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство.

Статья 16

1. Мужчины и женщины, достигшие совершеннолетия, имеют право без всяких ограничений по признаку расы, национальности или религии вступать в брак и основывать свою семью. Они пользуются одинаковыми правами в отношении вступления в брак, во время состояния в браке и во время его расторжения.
2. Брак может быть заключен только при свободном и полном согласии обеих вступающих в брак сторон.
3. Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства.

Статья 17

1. Каждый человек имеет право владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими.
2. Никто не должен быть произвольно лишен своего имущества.

Статья 18

Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов.

Статья 19

Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ.

Статья 20

1. Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций.
2. Никто не может быть принуждаем вступать в какую-либо ассоциацию.

Статья 21

1. Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей.
2. Каждый человек имеет право равного доступа к государственной службе в своей стране.
3. Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования.

Статья 22

Каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.

Статья 23

1. Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы.
2. Каждый человек, без какой-либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд.
3. Каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи, и дополняемое, при необходимости, другими средствами социального обеспечения.
4. Каждый человек имеет право создавать профессиональные союзы и входить в профессиональные союзы для защиты своих интересов.

Статья 24

Каждый человек имеет право на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск.

Article 25

1. Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.
2. Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой.

Статья 26

1. Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого.
2. Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами, и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.
3. Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей.

Статья 27

1. Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами.
2. Каждый человек имеет право на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является.

Статья 28

Каждый человек имеет право на социальный и международный порядок, при котором права и свободы, изложенные в настоящей Декларации, могут быть полностью осуществлены.

Статья 29

1. Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности.
2. При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.
3. Осуществление этих прав и свобод ни в коем случае не должно противоречить целям и принципам Организации Объединенных Наций.

Статья 30

Ничто в настоящей Декларации не может быть истолковано, как предоставление какому-либо государству, группе лиц или отдельным лицам права заниматься какой-либо деятельностью или совершать действия, направленные к уничтожению прав и свобод, изложенных в настоящей Декларации.

Международный билль о правах человека

После второй мировой войны ряд деклараций и пактов стали формулировать универсальные права человека.

В 1948 году страны впервые согласовали исчерпывающий перечень неотъемлемых прав человека. В декабре того же года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла Всеобщую декларацию прав человека (ВДПЧ), ставшую важной вехой, которая оказала глубокое влияние на развитие международного права в области прав человека.

В декабре 1966 года Генеральная Ассамблея ООН приняла два международных договора, которые в дальнейшем определят международные права человека: Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (МПЭСКП) и Международный пакт о гражданских и политических правах (МПГПП). Их часто называют «Международными пактами».

Вместе ВДПЧ и эти два Пакта известны как Международный билль о правах человека .

Узнайте больше о Всеобщей декларации прав человека

Узнайте о конкретных правах, охватываемых МПЭСКП и МПГПП, обязанностях государств и о том, как осуществляется мониторинг Пактов ниже.

Права, охватываемые Пактами

МПЭСКП и МПГПП устанавливают гражданские, политические, экономические, социальные и культурные права, на которые имеет право каждый:

МПГПП МПЭСКП
  • Свобода от дискриминации
  • Право на равенство мужчин и женщин
  • Право на жизнь
  • Свобода от пыток
  • Свобода от рабства
  • Право на свободу и личную неприкосновенность
  • Право на гуманное обращение в заключении
  • Свобода передвижения
  • Свобода неграждан от произвольного выдворения
  • Право на справедливое судебное разбирательство
  • Право на признание перед законом
  • Право на неприкосновенность частной жизни
  • Свобода религии и убеждений
  • Свобода слова
  • Право на мирные собрания
  • Свобода объединения
  • Право на вступление в брак и создание семьи
  • Право детей на регистрацию рождения и гражданство
  • Право на участие в общественных делах
  • Право на равенство перед законом
  • Права меньшинств
  • Свобода от дискриминации
  • Право на равенство мужчин и женщин
  • Право на труд
  • Свобода выбора и принятия работы
  • Право на справедливые и благоприятные условия труда
  • Право на создание профсоюзов
  • Право на забастовку
  • Право на социальное обеспечение
  • Право матерей на особую защиту до и после рождения
  • Освобождение детей от социальной и экономической эксплуатации
  • Право на достаточный жизненный уровень
  • Свобода от голода
  • Право на здоровье
  • Право на образование
  • Свобода родителей выбирать школьное образование для своих детей
  • Право на участие в культурной жизни
  • Право пользоваться благами науки
  • Право авторов на моральные и материальные интересы от произведений
  • Свобода заниматься научными исследованиями и творческой деятельностью

Обязанности государств

Пакты определяют обязанности, возлагаемые на государства по соблюдению, защите и осуществлению этих прав:

Уважение
  • Государства должны воздерживаться от прямого или косвенного вмешательства в ваши права. Например, государство не должно вас мучить или превращать в раба. Государство не может заставить вас работать в сфере, которую вы не выбрали добровольно, или запретить вам говорить на вашем языке.
Защита
  • Государства должны принимать меры для обеспечения того, чтобы другие лица, такие как предприятия, политические группы или другие лица, не нарушали ваши права. Например, государство должно остановить людей, использующих ненавистнические высказывания против вас из-за того, откуда вы или кто вы. И государство должно следить за тем, чтобы частные компании платили справедливую заработную плату за вашу работу и не давали разную зарплату мужчинам и женщинам, выполняющим одну и ту же работу.
Реализовать
  • Государства должны предпринять шаги для реализации прав. Например, государство должно обеспечить перевод во время судебных процессов, если обвиняемый не может говорить на языке, на котором говорят в суде. Государство должно выделить бюджетные средства, чтобы каждый мог получить доступ к лекарствам и не страдал от голода.

Примеры нарушений 

Ваши гражданские, политические, экономические, культурные и социальные права могут быть нарушены различными способами. Нарушения происходят, когда правительство не выполняет своих обязательств по уважению, защите и осуществлению этих прав. Часто нарушение одного из этих прав связано с нарушением других прав. Примеры включают:

  • Насильственное выселение людей из их жилищ (право на достаточное жилище и право на выбор места жительства)
  • Водоочистные сооружения, загрязняющие питьевую воду (право на здоровье и право на жизнь)
  • Необеспечение минимальной заработной платы, достаточной для достойного существования (право на труд и право на равенство перед законом) 
  • Отказ лицу в доступе к информации и услугам, связанным с сексуальным и репродуктивным здоровьем (право на здоровье и право на жизнь)
  • Систематическое отделение детей с инвалидностью от обычных школ (право на образование и право на равенство и недискриминацию)
  • Запрет на использование языков меньшинств или коренных народов (право на участие в культурной жизни и право совместно с другими членами своей группы пользоваться своей собственной культурой, исповедовать и исповедовать свою религию или использовать свою собственную язык)

Статус ратификации Пактов по странам

Международный билль о правах человека является убедительным заявлением о ваших правах и должен убедить все правительства уважать ваши права. Чтобы два Соглашения стали обязательными в вашей стране, ваше правительство должно их ратифицировать. Это означает, что ваше правительство должно прямо согласиться их соблюдать.

Проверьте, ратифицировало ли ваше правительство Конвенции

Как осуществляется мониторинг Пактов 

Система ООН по правам человека использует различные механизмы для отслеживания того, насколько хорошо в мире обстоят дела, чтобы гарантировать, что каждый пользуется правами, изложенными в этих Пактах.

К числу таких механизмов относятся договорные органы по правам человека. Договорные органы представляют собой комитеты независимых экспертов, которые следят за выполнением 10 основных международных договоров по правам человека, включая ПГПП и КЭСКП.

Следующие договорные органы несут ответственность за мониторинг ПГПП и КЭСКП: 
●    Комитет по правам человека осуществляет мониторинг ПГПП, а
●    Комитет по экономическим, социальным и культурным правам осуществляет мониторинг КЭСКП.

Введение в права человека


Права человека — это набор принципов, касающихся равенства и справедливости.

Они не являются недавним изобретением — идеи о правах и обязанностях были важной частью всех обществ на протяжении всей истории. После окончания Второй мировой войны страны мира прилагали совместные усилия, чтобы решить, какие права принадлежат всем людям и как их лучше всего поощрять и защищать.


Изучите разделы ниже, чтобы найти информацию по важным вопросам прав человека:

  • Что такое права человека?
  • Откуда берутся права человека?
  • Почему важны права человека?

 

 Что такое права человека?

 

Каждый человек имеет достоинство и ценность. Один из способов, которым мы признаем фундаментальную ценность каждого человека, — это признание и уважение его прав человека.

Права человека — это набор принципов, касающихся равенства и справедливости. Они признают нашу свободу делать выбор в отношении своей жизни и развивать наш человеческий потенциал. Они о том, чтобы жить без страха, преследований или дискриминации.

Права человека можно в широком смысле определить как ряд основных прав, которые люди со всего мира признали необходимыми. К ним относятся право на жизнь, право на справедливое судебное разбирательство, свобода от пыток и других жестоких и бесчеловечных видов обращения, свобода слова, свобода вероисповедания, право на здоровье, образование и достаточный жизненный уровень.

Эти права человека одинаковы для всех людей во всем мире — мужчин и женщин, молодых и старых, богатых и бедных, независимо от нашего происхождения, места жительства, того, что мы думаем или во что верим. Именно это делает права человека «универсальными».

 

 

Кто несет ответственность за защиту прав человека?

Права человека связывают нас друг с другом через общий набор прав и обязанностей.

Способность человека пользоваться своими правами человека зависит от соблюдения этих прав другими людьми. Это означает, что права человека подразумевают ответственность и обязанности по отношению к другим людям и обществу.
Физические лица несут ответственность за осуществление своих прав с учетом прав других. Например, когда кто-то использует свое право на свободу слова, он должен делать это, не нарушая чье-либо право на неприкосновенность частной жизни.

Правительства несут особую ответственность за то, чтобы люди могли пользоваться своими правами. Они обязаны устанавливать и поддерживать законы и службы, которые позволяют людям жить жизнью, в которой их права уважаются и защищаются.

Например, право на образование гласит, что каждый имеет право на хорошее образование. Это означает, что правительства обязаны предоставлять своим людям качественные образовательные учреждения и услуги.
Независимо от того, делают ли это правительства на самом деле, общепризнано, что это ответственность правительства, и люди могут призвать их к ответу, если они не соблюдают или не защищают свои основные права человека.


Что охватывают права человека?

Права человека охватывают практически все области человеческой деятельности.

Они включают гражданских и политических прав , которые относятся к правам человека на участие в гражданской и политической жизни своего сообщества без дискриминации или притеснений. К ним относятся права и свободы, такие как право голоса, право на неприкосновенность частной жизни, свобода слова и свобода от пыток.

Право голосовать и участвовать в выборе правительства является гражданским и политическим правом.

Они также включают экономических, социальных и культурных прав , которые связаны с правами человека на процветание и рост, а также на участие в социальной и культурной деятельности. В эту группу входят такие права, как право на здоровье, право на образование и право на труд.

T Право на образование является примером экономического, социального и культурного права.

Одно из основных различий между этими двумя группами прав заключается в том, что в случае с гражданскими и политическими правами правительства должны убедиться, что они или любая другая группа не отказывая людям в доступе к их правам, тогда как в отношении экономических, социальных и культурных прав правительства должны предпринимать активные шаги для обеспечения соблюдения прав.

Помимо прав каждого человека, некоторые права также принадлежат группам людей. Часто это делается в знак признания того факта, что эти группы на протяжении всей истории находились в неблагоприятном положении и маргинализировались и, следовательно, нуждаются в большей защите своих прав. Эти права называются коллективные права . Например, аборигены и жители островов Торресова пролива обладают коллективными правами на земли своих предков, которые известны как права титула коренных народов.

Права, которые могут применяться только к отдельным лицам, например, право на справедливое судебное разбирательство, называются индивидуальными правами .

Вернуться к началу


Откуда берутся права человека?

Истоки прав человека

  Щелкните здесь, чтобы просмотреть краткую хронологию эволюции прав человека

Права человека не новое изобретение.

На протяжении всей истории концепции этичного поведения, справедливости и человеческого достоинства играли важную роль в развитии человеческого общества. Эти идеи восходят к древним цивилизациям Вавилона, Китая и Индии. Они внесли свой вклад в законы греческого и римского общества и занимают центральное место в буддийских, христианских, конфуцианских, индуистских, исламских и еврейских учениях.
Понятия этики, справедливости и достоинства также были важны в обществах, которые не оставили письменных источников, а состоят из устных историй, таких как истории аборигенов и жителей островов Торресова пролива в Австралии и других коренных народов в других местах.

Идеи о справедливости занимали видное место в мышлении философов Средневековья, Возрождения и Просвещения. Важной составляющей этого мышления было то, что существовал «естественный закон», стоявший выше закона правителей. Это означало, что люди имели определенные права просто потому, что они были людьми.

В 1215 году английские бароны вынудили короля Англии подписать Великую хартию вольностей (что в переводе с латыни означает «Великая хартия»). Великая хартия вольностей была первым документом, который наложил ограничения на абсолютную власть короля и сделал его подотчетным своим подданным. В нем также изложены некоторые основные права на защиту граждан, такие как право на судебное разбирательство.

Значительное развитие представлений о правах человека произошло в семнадцатом и восемнадцатом веках, во времена революций и возникновения национальной идентичности.

Американская Декларация независимости (1776 г.) была основана на понимании того, что определенные права, такие как «жизнь, свобода и стремление к счастью», являются основополагающими для всех людей. Точно так же французская Декларация прав человека и гражданина (1789 г. ) бросила вызов авторитету аристократии и признала «свободу, равенство и братство» людей. Эти ценности также нашли отражение в Билле о правах США (1791), которая признавала свободу слова, религии и печати, а также право на «мирные» собрания, частную собственность и справедливый суд.

 

Английские бароны вынуждают тиранического короля Иоанна подписать Великую хартию вольностей в 1215 году

Узнайте больше о Великой хартии вольностей и ее наследии в области прав человека, посмотрев этот короткий видеоролик или изучив эту интерактивную хронологию.

 

Развитие современных прав человека

В девятнадцатом и начале двадцатого веков наблюдался постоянный прогресс в социальном прогрессе, например, в отмене рабства, повсеместном обеспечении образования и расширении политических прав. Несмотря на эти достижения, международная деятельность в области прав человека оставалась слабой. Общее мнение заключалось в том, что страны могут делать все, что им заблагорассудится, в пределах своих границ и что другие страны и более широкое международное сообщество не имеют оснований для вмешательства или даже для выражения беспокойства в случае нарушения прав.

Это выражается в термине «государственный суверенитет», который относится к идее о том, что тот, кто обладает политической властью в стране, имеет право управлять этой территорией и принимать законы. Важно отметить, что страны соглашаются взаимно признать этот суверенитет. При этом они соглашаются воздерживаться от вмешательства во внутренние и внешние дела других суверенных государств.

Однако зверства и нарушения прав человека, имевшие место во время Второй мировой войны, всколыхнули мировое общественное мнение и сделали права человека всеобщей проблемой.

Вторая мировая война и далее

Во время Второй мировой войны миллионы солдат и мирных жителей были убиты или получили увечья. Нацистский режим в Германии создавал концлагеря для определенных групп, включая евреев, коммунистов, гомосексуалистов и политических противников. Одних из этих людей использовали в качестве рабов, других истребляли в ходе массовых казней. Японская оккупация Китая и других стран Азии была отмечена частыми и широкомасштабными жестокостями по отношению к местному населению. Японские войска взяли тысячи военнопленных, которых использовали в качестве рабского труда, без лечения и неадекватного питания.

 

Группа заключенных в концентрационном лагере во время Второй мировой войны в Эбензее, Австрия


Поощрение и защита прав человека стали основной задачей союзных держав. В 1941 году президент США Рузвельт провозгласил «четыре свободы», которыми должны пользоваться люди во всем мире, — свободу слова и убеждений и свободу от нужды и страха.

Война закончилась в 1945 году, но только после уничтожения миллионов жизней, в том числе путем первого и единственного применения атомного оружия в Хиросиме и Нагасаки. Многие страны были опустошены войной, миллионы людей погибли или стали бездомными беженцами.

Этой новой организацией была Организация Объединенных Наций, известная как ООН, которая возникла в 1945 году. Когда война подошла к концу, державы-победительницы решили создать всемирную организацию, которая предотвратит дальнейшие конфликты и поможет построить лучший мир. .

 

ООН была создана для выполнения четырех основных задач:

  • для обеспечения мира и безопасности
  • для содействия экономическому развитию
  • для содействия развитию международного права
  • для обеспечения соблюдения прав человека.

 

В Уставе ООН – учредительном документе ООН – страны ООН заявили, что они полны решимости: 

«…подтвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равные права мужчин и женщин и больших и малых наций… и способствовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе…»

 

 

Сильный акцент ООН на правах человека отличал ее от предыдущих международных организаций. Страны-члены ООН считали, что защита прав человека поможет обеспечить свободу, справедливость и мир для всех в будущем.

Узнайте больше о работе Организации Объединенных Наций на странице Международной системы прав человека.

Вернуться к началу

 

Почему важны права человека?

Ценности терпимости, равенства и уважения могут помочь уменьшить трения в обществе. Претворение идей в области прав человека на практике может помочь нам создать такое общество, в котором мы хотим жить. 

В последние десятилетия наблюдается огромный рост нашего понимания и применения идей прав человека. Это принесло много положительных результатов: знания о правах человека могут расширить возможности людей и предложить решения конкретных проблем.

Права человека являются важной частью того, как люди взаимодействуют с другими людьми на всех уровнях общества — в семье, обществе, школе, на рабочем месте, в политике и в международных отношениях. Поэтому жизненно важно, чтобы люди во всем мире стремились понять, что такое права человека. Когда люди лучше понимают права человека, им легче отстаивать справедливость и благополучие общества.

Могут ли меня лишить прав человека?

Права человека нельзя отнять. В заключительной статье Всеобщей декларации прав человека говорится, что ни одно государство, группа или лицо «[не имеют] никакого права заниматься какой-либо деятельностью или совершать какие-либо действия, направленные на уничтожение каких-либо прав и свобод, изложенных в настоящем документе». .

Это не означает, что злоупотреблений и нарушений прав человека не происходит. По телевидению и в газетах каждый день мы слышим трагические истории об убийствах, насилии, расизме, голоде, безработице, бедности, жестоком обращении, бездомности и дискриминации.

Однако Всеобщая декларация и другие договоры о правах человека — это больше, чем просто благородные устремления. Они являются важными правовыми принципами. Чтобы выполнить свои международные обязательства в области прав человека, многие страны включили эти принципы в свои собственные законы. Это дает людям возможность урегулировать жалобу судом в своей стране.

Граждане некоторых стран также могут подать жалобу о нарушении прав человека в комитет экспертов ООН, который затем вынесет свое заключение.