2 Вопрос: Основные функции семьи.

Социальные функции семьи имеют два основных источни-ка их возникновения: потребности общества и потребности са-мой семейной организации. Как тот, так и другой фактор исторически изменяются, поэтому каждый этап в развитии семьи связан с отмиранием одних и формированием других функций, с изменением как масштабов, так и характера ее социальной деятельности. Однако при всех указанных изменениях общество на любой ступени своего развития нуждается в воспроизводстве населения поэтому оно всегда заинтересовано в семье как механизме этого воспроизводства.

Итак, семья может рассматриваться как социальный ин-ститут, и как семейная группа, выполняющая определенную соци-альную задачу. Можно выделить следующие основные функ-ции семьи, способствующие реализации этой задачи:

Репродуктивная функция выполняет две основных задачи: общественную — биологическое воспроизводство населения, и индивидуальную — удовлетворение потребности в детях. В ее основе лежит удовлетворение физиологических и сексуальных потребностей, побуждающих людей противоположных полов объединяться в семейный союз. Выполнение этой функции семьей зависит от всей совокупности общественных отношений. В последние годы эта функция привлекает всеобщее внимание: Сколько современной семье иметь детей? Социологи отмечают, что для нормального воспроизводства населения в семье должно быть три ребенка.

В семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее по-коление. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта. Первый — формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, ба-бушкой и др.) накопленного обществом социального опы-та, обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их фи-зическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры. Второй аспект — семья оказывает огромное влияние на развитие личности каждого ее члена в течение всей его жизни. Аспект третий — постоян-ное влияние детей на родителей (и других взрослых чле-нов семьи), побуждающее их активно заниматься само-воспитанием.

Выполняя хозяйственно-экономическую функцию, семья обеспечивает прочные экономические связи между своими членами, поддерживает материально несовершеннолетних и нетрудоспособных ее членов общества, оказывает помощь и поддержку тем членам семьи, у которых возникают материальные, финансовые трудности.

Восстановительная функция направлена на восстановление и укрепление физических, психоло-гических, эмоциональных и духовных сил человека после трудового рабочего дня. В нормально функционирующем обществе реализации этой функции семьи способствуют сокращение общей продолжительности рабочей недели, увеличение свободного времени, рост реальных доходов.

Назначение регулятивной функции состоит в том, чтобы регулировать и упорядочивать отношения между полами, поддерживать семейный организм в стабильном состоянии, обеспечивать оптимальный ритм его функционирования и развития, осуществлять первичный контроль за соблюдением членами семьи общественных норм личной, групповой и общественной жизни.

Семья как социальная общность является первичным элементом, опосредующим связь личности с обществом: она формирует у ребенка представление о социальных связях и включает в них его с рождения. Отсюда следующая важнейшая функция семьи — социализация личности. Потребность человека в детях, их воспитании и социализации придает смысл самой человеческой жизни. Данная функция способствует выполнению детьми определенных социальных ролей в обществе, их интеграции в различные социальные структуры. Эта функция тесно связана с естественной и социальной сущностью семьи как воспроизводительницы человеческого рода, а также с хозяйственно-экономической функцией семьи, поскольку воспитание детей начинается с их материального обеспечения и ухода за ними.

Все большее значение социологи придавали и при-дают коммуникативной функции семьи. Можно назвать следующие компоненты этой функции: посредничество се-мьи в контакте своих членов со средствами массовой ин-формации (телевидение, радио, периодическая печать), с ли-тературой и искусством; влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия; организация внутрисемейного об-ъединения.

Досуговая функция

осуществляет организацию рацио-нального досуга и осуществляет контроль в сфере досуга, кроме того, удовлетворяет определенные потребности инди-вида в проведении досуга. Досуговая функция ориентированна на оптимизацию организации свободного семейного времени на удовлетворение потребностей членов семьи в общении, повышение уровня культуры, улучшение состояния здоровья, восстановление сил. В счастливых семья происходит взаимообогащение интересов супругов и их детей, досуговая деятельность носит преимущественно развивающий характер.

Социально-статусная функция связана с воспроизвод-ством социальной структуры общества, так как предоставля-ет (передает) определенный социальный статус членам семьи.

Эмоциональная функция

предполагает получение эмоциональной поддержки, психологической защиты, а также эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.

Функция духовного общения предполагает развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение.

Сексуальная функция семьи осуществляет сексуальный контроль и направлена на удовлетворение сексуальных пот-ребностей супругов.

studfiles.net

Вопрос № 2. Основные функции семьи

Семья – важнейший источник социального и экономического развития общества. Это безвозмездный вклад отцов и матерей в общественное производство. Возрастает роль семьи как психологической, коммуникативной ячейки, ячейки организации досуга и отдыха, укрепления здоровья человека. Все сказанное только одна из сторон значимости семьи. Другая (не менее важная) – без семьи ни один человек не чувствует себя в полной мере счастливым.

Основное назначение семьи – удовлетворение общественных, групповых и индивидуальных потребностей человека. Являясь социальной ячейкой общества, семья удовлетворяет ряд его важнейших потребностей. В то же время она удовлетворяет личностные потребности каждого своего члена, а также общесемейные (групповые) потребности.

На основе понимания семьи сложилось представление о функциях семьи, основные из них таковы:

  1. функция продолжения рода – рождения и воспитания детей;

  2. функция создания гармонии интимных отношений супругов; межличностных отношений различных членов семьи, основанных на чувстве материнства – отцовства, сестринско-братских отношениях, любви бабушек, дедушек и т.д.;

  3. функция организации быта и ведения хозяйства;

  4. функция поддержания физических и духовных сил, создания условий для полноценного развития каждого члена семьи;

  5. функция создания условий для профессиональной деятельности;

  6. функция общения, возникающая задолго до образования семьи;

  7. функция организации досуга.

Диалектический подход к изучению функций семьи выводит на понимание того, что на различных этапах жизни семьи значимость различных функций неоднозначна, носителем их могут быть разные члены семьи. Это обеспечивает преемственность развития семьи.

Выше перечисленные функции можно обобщить в 5 основных: репродуктивная, экономическая, воспитательная, коммуникативная, организации досуга и отдыха.

Репродуктивная функция семьи состоит в воспроизводстве жизни, т. е. в рождении детей, продолжении человеческого рода. Эта функция включает в себя элементы всех других функций, т. к. семья участвует не только в количественном, но и в качественном воспроизводстве населения. Это, прежде всего, связано с приобщением нового поколения к научным и культурным достижениям человечества, с поддержанием его здоровья, а также предотвращением «воспроизведения в новых поколениях различного рода биологических аномалий».

Итак, семья единственный и незаменимый производитель самого человека, продолжения рода. Но, к сожалению, выполняет эту главную функцию со сбоями. Т. е. эта функция выполняется не в полной мере в неполных семьях, в семьях с приемными детьми.

Семья выполняет и экономическую функцию, т. е. участвует в общественном производстве средств к жизни, восстанавливает истраченные на производстве силы своих взрослых членов, ведет свое хозяйство, имеет свой бюджет, организует потребительскую деятельность. Опыт семейного подряда, участие семей в кооперативной деятельности, индивидуальная трудовая деятельность, развитие семейного садоводства и подсобных хозяйств вносят заметный вклад в производство материальных благ, в улучшение благосостояния семьи, расширяют ее воспитательный потенциал.

В семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта.

Первый – формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, в том числе и развитие у детей познавательных интересов, передача детям взрослыми членами семьи накопленного обществом социального опыта; выработка у них научного мировоззрения, высоконравственного отношения к труду; соблюдать нормы поведения; постоянное обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры. Второй аспект – систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого его члена в течение всей его жизни. Аспект третий – постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.

Успех выполнения этой функции зависит от воспитательного потенциала семьи.

Большое значение принадлежит коммуникативной функции семьи. Можно назвать следующие компоненты этой функции: посредничество семьи в контакте своих членов со СМИ, литературой и искусством; читая книги, знакомясь с новыми произведениями искусства, новостями, родители должны обязательно обсудить это с ребенком так, чтобы у него появился интерес и развивался далее; влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер воспитания; организация внутрисемейного общения.

Если семья уделяет выполнению этой функции достаточное внимание, то это заметно усиливает ее воспитательный потенциал. Нередко с коммуникативной функцией связывают деятельность по созданию психологического климата семьи. С этим нельзя не согласиться: в нашу динамическую эпоху сильно возрастает значение семьи как психологической ячейки.

В настоящее время возрастает функция семьи по организации досуга и отдыха. Под досугом понимается внерабочее (свободное) время, которым человек распоряжается всецело по своему выбору и усмотрению. Свободное время – одна из важнейших социальных ценностей, незаменимое средство восстановления физических и духовных сил человека, всестороннего развития личности. Повышению роли досуга способствуют правильный ритм и режим жизни семьи, разумное распределение обязанностей между ее членами, планирование труда и отдыха. Семейный досуг включает в себя: чтение, разгадывание кроссвордов, просмотр фильмов, встречи с родственниками, друзьями и знакомыми, совместный отдых, посещение театров, музеев, кинотеатров и концертов; проведение ежегодного отпуска; посещение парков, туристские походы, экскурсии, прогулки на природу; занятия спортом, участие в соревнованиях, в проведении праздников. Это все влечет за собой познание окружающего мира. Дети узнают много нового и полезного. Появляется интерес к тому, чтобы узнать что-то еще, не останавливаться на достигнутом. Таким образом, расширяется кругозор ребенка. И родители должны сделать так, чтобы интерес был устойчивым и потом не пропал.

Но в организации семейного досуга обнаруживается немало ошибок: слишком много времени дети находятся у телевизора или компьютера, мало бывают на свежем воздухе, родители зачастую недостаточно уделяют времени своим детям, ссылаясь на занятость, усталость и т. п. Преодолеть эти ошибки – задача современной семьи.

Жизнь семьи многогранна. Мы кратко рассмотрели только ее основные функции и предназначение. Но даже отсюда видно, что она удовлетворяет и многообразные индивидуальные потребности личности, и групповые (общесемейные) потребности, и важнейшие потребности общества. Как общество влияет на семью, создавая определенный ее тип, так и семья оказывает немалое влияние на развитие и образ жизни общества. Семье принадлежит важная роль в ускорении экономического и социального развития общества, в воспитании подрастающего поколения, в достижении счастья каждым человеком.

Каждая семья должна выполнять данные функции, но, к сожалению, далеко не во всех семьях существуют условия для их выполнения. Так как наш мир не идеален, поэтому и идеальных семей в нем немного.

Итак, семья осуществляет ряд функции как общественного, так и индивидуального характера.

Сфера семейной деятельности

Общественные функции

Индивидуальные

функции

Репродуктивная

Биологическое воспроизводство общества

Удовлетворение потребности в детях

Воспитательная

Социализация молодого поколения

Удовлетворение потребности в родительстве.

Хозяйственно-бытовая

Поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми

Получение хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи от других

Экономическая

Экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособные членов общества

Получение материальных средств одними членами семьи от других

Сфера первичного социального контроля

Моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах, ответственность и обязательства родителей перед детьми

Формирование и поддержание правовых и моральных санкций за нарушение социальных норм в общественной жизни и семейных отношениях

Сфера духовного общения

Развитие личности членов семьи

Духовное взаимообогащение членов семьи

Социально-статусная

Предоставление социального статуса членам семьи. Воспроизводство социальной структуры

Удовлетворение потребности в социальном продвижении

Досуговая

Организация рационального досуга. Социальный контроль в сфере досуга

Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга

Эмоциональная

Эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия

Получение индивидами психологической защиты, эмоциональной поддержки в семье. Удовлетворение потребности в личном счастье и любви

Сексуальная

Сексуальный контроль

Удовлетворение сексуальных потребностей

В полноценной нормальной семье все эти функции взаимосвязаны между собой.

studfiles.net

Основные функции семьи — Pro-Psixology.ru

Основное назначение семьи — удовлетворение определенных потребностей. Можно ли это утверждение считать правильным? Выслушав учащихся, учитель резюмирует: да, в конечном счете это так и есть. Семья удовлетворяет общественные, групповые и индивидуальные потребности. Являясь социальной ячейкой общества, семья удовлетворяет ряд его важнейших потребностей, в том числе в воспроизводстве населения. В то же время семья, естественно, удовлетворяет личностные потребности каждого своего члена, а также общесемейные (групповые) потребности. Из этого и вытекают основные функции социалистической семьи: репродуктивная, экономическая, воспитательная, коммуникативная, организации досуга и отдыха.

Репродуктивная функция семьи состоит в воспроизводстве жизни, т. е.в рождении детей, продолжении человеческого рода. Эта функция включает в себя элементы всех других функций, так как семья участвует не только в количественном, но ив качественном воспроизводстве населения. Это прежде всего связано с приобщением нового поколения к научно-культурным достижениям человечества, с поддержанием его здоровья, а также с предотвращением «воспроизведения в новых поколениях различного рода биологических аномалий».

В последние годы эта функция привлекает всеобщее внимание. Сколько современной семье иметь детей? На эту тему возникают дискуссии на страницах газет, журналов. Их ведут социологи, демографы, психологи. Почему этот вопрос стал актуальным?

Причин здесь много. Они непросты, взаимосвязаны. Рассмотрим только некоторые из них. Раньше в нашей стране был повсеместно распространен тип многодетной семьи. В настоящее время сложилась другая картина. Более половины всех семей имеют одного ребенка или вообще не имеют детей, значительно уменьшилось количество семей, имеющих двоих или троих детей. Почему это произошло? Хорошо это или плохо?

Среди причин появления такой ситуации называют распространение городского образа жизни. В этом есть доля истины. Полвека назад в нашей стране восемь семей из десяти были сельскими. Теперь в городах живет две трети населения страны. Немало сельских семей ведут городской образ жизни. Производственная занятость женщины, рост материального благосостояния и культуры людей, взрыв потребностей — все это тоже относят к числу указанных выше причин. И это правильно. Возросли запросы людей, их требовательность друг к другу. Изменились взаимоотношения членов семьи: они стали более нравственными, более сложными и тонкими психологически. Изменился взгляд на детей: их хорошо одевают, стараются дать всестороннее развитие. Каждая семья стремится иметь благоустроенный дом или квартиру, хорошую обстановку.

Однако главная причина в другом: вместе с научно-технической революцией произошла и так называемая вторая демографическая революция. Раньше наблюдалась высокая детская смертность. Она компенсировалась высокой рождаемостью. Родители этого, конечно, не осознавали. Смерть ребенка иногда объяснялась так: «Бог дал — бог взял. Бог еще даст…» Для воспроизводства численности родителей надо было иметь 5—7 детей, а теперь достаточно 2—3. Так что суть второй демографической революции состоит в том, что вслед за резким снижением детской смертности сократилась и рождаемость. Теперь возможно заранее планировать столько детей, сколько по силам вырастить и воспитать: у родителей есть уверенность, что не один ребенок из четверых, как раньше, а по меньшей мере девять из десяти доживут до свадьбы. Такое планирование многие родители уже фактически осуществляют, хотя и не задумываются над этим.

Заметим, что вместе со снижением рождаемости изменяется и структура семьи. В настоящее время семей, которые объединяют три-четыре поколения, очень мало. Оба эти явления — закономерны и не должны вызывать беспокойство. Однако рождаемость стала уже ниже уровня, в котором заинтересовано общество. Демографы считают, что для простого воспроизводства населения семье мало иметь двоих детей. Ведь не каждый мужчина становится отцом, не каждая женщина — матерью. Подсчитано, что население, состоящее из двухдетных семей, примерно через тридцать лет теряет третью часть своей численности. Для простого воспроизводства населения необходимо, чтобы половина семей имела по трое детей, а остальные по двое. Однако общество очень заинтересовано в том, чтобы численность населения возрастала, а не только воспроизводилась. Значит, трехдетных семей должно быть больше половины. Но намерения многих молодых родителей куда более скромные. Это серьезное противоречие может быть преодолено совместными усилиями общества, семьи и личности. Тут необходимы взаимодополняемые экономические, юридические, педагогические и психологические меры.

«Из материалов предыдущих уроков вспомните,— обращается учитель к учащимся,— какие меры в этом направлении предпринимает государство». Ответы учащихся можно дополнить данными, содержащимися в статье Ю. Королева «Молодой семье — государственная поддержка» (см.: Хрестоматия по этике и психологии семейной жизни.— М.: Просвещение, 1986.— С. 10—13). После короткой беседы учитель подчеркивает: мы рассмотрели репродуктивную функцию семьи с точки зрения потребностей общества. Но ведь в необходимости ее осуществления кроются также личностные и общесемейные интересы.

Заложенный от природы инстинкт продолжения рода развивается у человека в потребность иметь детей, растить и воспитывать их. Без удовлетворения этой потребности человек не чувствует себя счастливым. И это не случайно. Если супружество пробуждает в людях новые силы и новые чувства, то появление детей преображает супругов. У них пробуждается родительская любовь и богатая гамма связанных с нею чувств, которые только и могут появиться с рождением детей. Главные из них: у женщины— материнство, у мужчины — отцовство. Свойства этих удивительных чувств мы подробно рассмотрим на одном из будущих занятий.

А в чем суть общесемейных интересов, связанных с репродуктивной функцией? Они имеют отношения прежде всего к числу детей. Если семья имеет несколько детей, то появляются естественные условия для формирования полноценного семейного коллектива. И это обогащает жизнь каждого члена семьи и создает благоприятную обстановку для успешного выполнения семьей воспитательной функции. В семье, где один ребенок, все это сильно усложняется. Еще в 1937 г. А. С. Макаренко писал: «Можно, например, решительно утверждать, что воспитание единственного ребенка более трудное дело, чем воспитание нескольких детей. Даже в том случае, если семья испытывает некоторые материальные затруднения, нельзя ограничиваться одним ребенком». Этой проблеме талантливый педагог придавал очень большое значение. В выступлениях перед родителями Антон Семенович несколько раз разъяснял свою позицию. Он настойчиво подчеркивал: «Даже в самых лучших, самых счастливых случаях, даже в руках талантливых и внимательных родителей воспитание единственного ребенка представляет исключительно трудную задачу». По его мнению, причинами такого положения являются следующие обстоятельства:

1. Единственный ребенок становится недопустимым центром человеческой ячейки.

2. Родители единственного ребенка не могут избавиться от вредного центростремительного угодничества. Заботы отца и матери обыкновенно превышают полезную норму. Любовь родительская в этом случае отличается известной нервозностью.

3. В единственном ребенке заключаются все перспективы родительского счастья, потерять его — значит потерять все. Поэтому единственность ребенка неизбежно приводит к концентрации беспокойства, слепой любви, страха, паники.

4. Опасность воспитания одного ребенка в советской семье в последнем счете сводится к потере семьей качества коллектива. А это чревато серьезными последствиями: «Теряя признаки коллектива, семья теряет большую часть своего значения, как организация воспитания и счастья».

Вот поэтому в семье, где единственный ребенок, родители «не могут воспитать естественные тормоза для развития индивидуализма», «волей-неволей… воспитывают эгоиста». Немаловажно и следующее. В большой семье ребенок привыкает с малых лет к коллективу, приобретает опыт любви и дружбы к старшим и младшим братьям и сестрам.

Словом, А. С. Макаренко считал семью с одним ребенком неполной, таящей много педагогических «рифов».

С тех пор прошло немало времени, другими стали родители, дети, претерпела изменения и сама семья. Причем семей с одним ребенком становится все больше и больше. Как это сказывается на уровне успеваемости, трудовой и общественной активности подростков?

В большинстве семей, имеющих одного ребенка, все внимание мать и отец — в некоторых случаях бабушка и дедушка!—уделяют только ему. И чаще всего такой школьник по сравнению со своими сверстниками из семей, имеющих несколько детей, и лучше ухожен, и лучше одет, и лучше накормлен, у него больше игрушек, лучше жилищные и материальные условия. Кому, как не ему, учиться хорошо и отлично? Даже при весьма слабых способностях такой ребенок должен бы учиться в худшем случае удовлетворительно. Но в жизни дело обстоит иначе. Среди неуспевающих подростков немало тех (около 34%), которые являются единственными у родителей.

Единственным в семье подросткам более, чем остальным, присущи такие недостатки, как капризность, обидчивость, невнимание к товарищам, неумение доводить начатое дело до конца, подчиняться (при стремлении подчинить себе других), ценить достоинства другого, отсутствие бережливости и др.

Многие из тех серьезных трудностей воспитания единственного ребенка в семье, на которые так усиленно обращал внимание А. С. Макаренко, существуют и в настоящее время. Поэтому, хотя матери и отцы на воспитание единственного ребенка затрачивают, как правило, очень много усилий, результаты получаются хуже ожидаемых. И это понятно. В семье, где несколько детей, самой жизнью создается коллектив; здесь есть с кого брать пример, есть за кого отвечать, есть наставники и подопечные. Здесь идет активное взаимовоспитание детей, в жизни каждого ребенка естественным образом существуют коллективизм, сопереживание, солидарность, чувства товарищества и дружбы, любовь к брату или сестре.

Можно привести и многие другие данные, которые подтверждают, что в семье, имеющей несколько детей, создается благоприятная обстановка для появления человеческого счастья. Вот почему сами родители должны стремиться иметь несколько детей.

Экономическая функция семьи включает в себя следующие основные компоненты: участие в общественном производстве, ведение домашнего хозяйства, формирование семейного бюджета, организация потребительской деятельности.

Экономическая функция, как и другие, определяется экономическим базисом общества и его культурой. Суть хозяйственно-экономической деятельности семьи при капитализме составляют накопление частной собственности и передача ее по наследству. Это развивает у людей собственнические инстинкты, которые разрушительно действуют на семью, порождая отчужденность и неприязнь не только между супругами, но и между родителями и детьми. В социалистическом обществе блага распределяются по труду. При этом экономическая деятельность семьи, естественно, не включает в себя накопление частной собственности.

Взрослые члены семьи должны участвовать в общественном производстве, т. е. должны трудиться, и таким образом обеспечить семье материальную основу существования.

Влияние экономической функции на взаимоотношения в самом семейном коллективе «может быть двояким: справедливое распределение хозяйственно-бытового труда в семье между супругами, старшим и младшим поколениями, как правило, благоприятствует укреплению супружеских отношений и трудовому воспитанию детей; при несправедливом разделении этого труда, когда он взваливается в основном на женщину, муж же выступает в роли «хозяина», а дети —лишь в роли потребителей, такое влияние остается неблагоприятным и ведет к возрастанию в семье разрушающих ее сил». Вот почему в нашем обществе широко развивается сфера обслуживания, оказывающая семье все возрастающую помощь. Этому же способствует оснащение семьи бытовыми машинами и приборами, облегчающими домашний труд.

С экономической функцией тесно связана проблема управления семьей, т. е. главенства в семье. Как уже отмечалось, советской семье все меньше присущи черты единовластия. Отцовские семьи, где мужу принадлежит безраздельная власть, встречаются редко. Правда, появились семьи, где главой является жена. Здесь в руках матери (в силу различных причин, иногда весьма существенных) сосредоточен семейный бюджет, она — основной воспитатель детей, организатор досуга. Такое положение тоже нельзя считать нормальным: на плечи женщины взваливается непомерная тяжесть, детям она не может заменить отца, в семье нарушается психологическое равновесие. Для большинства наших семей характерно равноправие супругов в управлении семьей. Конечно, самый прогрессивный принцип семейного управления — равноправие супругов. При этом равенство супругов должно быть примерным: в тех вопросах, в которых более компетентна жена, ей должно принадлежать первенство, а в ряде других вопросов право решающего голоса может принадлежать мужчине. К этому надо стремиться каждой семье.

Воспитательная функция семьи является одной из важнейших. В семье воспитываются и взрослые и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта. Первый — передача ее. взрослыми членами (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и др.) детям накопленного обществом социального опыта: формирование у них научного мировоззрения, политической сознательности, коммунистического отношения к труду; привитие им чувства коллективизма и интернационализма, потребности и умения быть гражданином и хозяином; обогащение их интеллекта и формирование совести; содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры. Второй аспект — систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни. Аспект третий — постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.

Разумеется, влияние семьи на детей в различные периоды их жизни неодинаково. К сожалению, далеко не все взрослые (особенно молодые родители) осознают сущность влияния семьи на детей раннего возраста. А влияние это удивительно по своей важности. В последние годы физиологи, медики и психологи установили, что дети до трех лет особенно предрасположены к воздействию семьи, в первую очередь матери. Именно в первые дни и месяцы жизни у ребенка закладываются исходное доверие или недоверие к миру, возникающие от чувства эмоциональной защищенности или беззащитности, которые неминуемо повлияют на его личность.

Сама жизнь в семье учит дошкольника, а затем и школьника очень и очень многому. Даже самое хорошее дошкольное учреждение, а затем и школа не могут дать ребенку всю ту гамму чувств и широчайший круг понятий о жизни, которые дает детям семья. Дело в том, что, как указывал еще выдающийся швейцарский педагог И. Г. Песталоцци, «материнское чувство, сила отцовского воздействия, семейные добродетели, вся прелесть любви, весь опыт окружающей среды, образование через труд, взаимосвязь всего этого хорошего и его воздействие через узы, объединяющие членов семьи, домашние неприятности и заботы, неизбежные даже в обеспеченных семьях,— все это самой природой установленные основы поистине хорошего воспитания».

Так как семейное воспитание немыслимо без родительской любви к детям и ответного чувства детей к родителям, «оно более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание».

Характерная особенность воспитательного влияния семьи на детей — устойчивость его результатов. Так, правильное воспитание родителями детей раннего и дошкольного возраста положительно отражается потом на их учебе, трудовой и общественной деятельности.

В семье ребенку менее, чем в школе, заметны преднамеренные воспитательные воздействия, и он активно проявляет себя в самостоятельной деятельности. Педагогические воздействия родителей на детей почти всегда индивидуальны. У них больше, чем у учителей, возможностей учесть при этом возрастные и индивидуальные особенности детей, включать детей в общественно полезную деятельность.

Семья оказывает сильное влияние на всестороннее развитие детей. При правильном воспитании она особенно успешно прививает детям трудолюбие, дисциплинированность, честность, самостоятельность, бережливость, доброту, готовность оказать помощь, умение сопереживать, ориентироваться в сложной обстановке, реализовать свои способности, вести домашнее хозяйство, беречь природу и т. д. Отношения родителей между собой, их отношения к детям, внутрисемейная атмосфера в целом — все это является для подрастающего поколения незаменимой практической школой отцовства и материнства. Очень сильное влияние большинство семей оказывает на профессиональную ориентацию и жизненные планы старших школьников. Но и это еще не все. Дети переносят стиль семейных отношений в сферу общения с товарищами, в школу, во двор, а потом, повзрослев, и в трудовые коллективы. Внутрисемейная обстановка также влияет на все сферы жизни самих родителей.

Незаменимость и важность семейного воспитания не умаляет роль общественного воспитания. В социалистическом обществе, где нет противоречий между семьей и государством, семейное и общественное воспитание дополняют одно другое, создавая наилучшие условия для формирования всесторонне развитой личности подрастающего человека.

Основы семейного воспитания детей необходимо знать каждому взрослому человеку. Особенно будущему родителю. На наших занятиях мы будем изучать семейное воспитание более подробно и обстоятельно.

В последние годы социологи все чаще выделяют коммуникативную функцию семьи. Молено назвать следующие компоненты этой функции: организация внутрисемейного общения; посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации (телевидение, радио, периодическая печать), литературой и искусством; влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия.

Раскрытие этого вопроса можно начать с краткой беседы. «Вспомните,— обращается учитель к классу,— что такое общение? Каковы основные черты общения близких людей?» Обобщая ответы учащихся, учитель подчеркивает, что внутрисемейное общение оказывает сильное влияние на все стороны жизни семьи.

То, что социалистическая семья основывается не на частнособственническом интересе, а на любви, взаимоуважении и долге, налагает свой отпечаток на характер общения. Для него характерны особая доверительность, поиск эмоциональной защиты и сопереживания. Это позволяет каждому члену семьи не скрывать свое эмоциональное состояние, поделиться радостями, рассказать о неудачах и обидах, получить совет по самому тонкому, интимному вопросу, восстанавливать и пополнять свои духовные силы, а в целом иметь хороший жизненный тонус. Преувеличить ценность таких отношений невозможно. Правда, они могут быть нарушены в семьях, где взрослым присущи эгоизм,- душевная глухота и равнодушие как друг к другу, так и к детям.

В семьях, где круг общения узок и его содержание однообразно, обедняется духовная жизнь, снижаются возможности воспитания. Довольно многие супруги недооценивают влияние общения на формирование детей, на развитие их интеллекта и эмоциональной сферы. Дело в том, что процесс этот очень сложен и распознать результаты его влияния непросто. Нередко на формирование многих личностных качеств различные формы общения влияют косвенно, опосредованно. Можно утверждать, что, например, общение детей с родителями в совместной работе по дому или на огороде влияет на воспитание их трудолюбия. Здесь налицо непосредственное влияние труда и общения. Однако, как установлено исследованиями, это же общение положительно воздействует на развитие у школьников самостоятельности, требовательности к себе, коллективизма, ответственности, заботливости и многих других качеств.

С внутрисемейным общением неразрывно связано общение семьи с окружающей природной средой. Рассмотрим, к примеру, семейные походы и прогулки на природу. Каково их влияние на детей?

В семьях, где регулярно проводятся походы и прогулки на природу, вдвое больше школьников, у которых хорошо развито трудолюбие. Почему? На его развитие прямое положительное влияние оказывают подготовка к походу, выполнение тех или иных обязанностей в самом походе, преодоление трудностей.

Сама ситуация похода во многом моделирует естественную человеческую жизнь, участие в приготовлении пищи, подготовке ночлега, поддержании костра и тому подобные дела помогают ребятам более уверенно чувствовать себя в жизни вообще.

Итак, трудно переоценить значение совместных прогулок и походов для воспитания в детях качеств будущего семьянина. Поход фактически является одной из форм «игр для взрослых», в которые дети включаются наиболее естественным образом. Такие древние семейные ценности и традиции, как поддержание очага, строительство дома, выполнение обязанностей, воспитывающих мужественность и женственность, рыцарское отношение к женщине, получают в походе естественное развитие и в условиях общения с природой легко усваиваются детьми.

Все большее влияние на образ жизни человека оказывают телевидение, радио, кино, периодическая печать. И семья, как упоминалось, должна быть добрым посредником во взаимодействии своих членов с этими средствами массовой информации. Этот важный и интересный вопрос мы разберем подробно, когда будем изучать идейные ценности семьи.

В настоящее время заметно возрастает функция семьи по организации досуга и отдыха. Под досугом мы условимся понимать внерабочее (свободное) время, которым человек распоряжается всецело по своему выбору и усмотрению. Свободное время — одна из важнейших социальных ценностей. Для советского общества характерно систематическое повышение культурного и нравственно-этического уровня проведения досуга. И это повышает его значение в восстановлении физических и духовных сил человека, во всестороннем развитии личности. Повышению роли досуга также способствуют правильный ритм и режим жизни семьи, разумное распределение обязанностей между ее членами, планирование труда и отдыха. В целом досуг является как бы зеркалом зрелости человека как личности: по характеру его досуга о человеке можно сказать очень многое.

Семейный досуг включает в себя: просмотр телепередач, слушание радио, чтение, встречи с родственниками, друзьями и знакомыми; посещение библиотек, театров, концертных залов и кинотеатров, проведение ежегодного отпуска; посещение парков, туристские походы, экскурсии, прогулки в природу; занятия спортом, участие в соревнованиях, в проведении праздников.

В организации семейного досуга обнаруживается немало ошибок: слишком много времени дети находятся у телевизора, мало бывают на свежем воздухе, родители зачастую недостаточно уделяют времени своим детям, ссылаясь на усталость, и т. п. Проблема организации семейного досуга сейчас стала значительно злободневней, чем десять — пятнадцать лет назад. Улучшение жилищных условий населения, телевидение делают для многих школьников «домашний очаг» весьма привлекательным местом для проведения своего свободного времени. И еще одно обстоятельство: в нашей стране стало два выходных дня в неделю. Это также усиливает значение семейного досуга.

Жизнь семьи весьма многогранна. Нами кратко рассмотрены только ее предназначение и основные функции. Как общество влияет на семью, создавая определенный ее тип, так и семья оказывает немалое влияние на развитие и образ жизни общества. Необходимость семьи обусловлена потребностью человеческого общества в духовном и физическом воспроизводстве самого человека.

Над чем подумать, что обсудить

1. Проанализируйте, как осуществляется коммуникативная функция в вашей семье.

2. Продумайте и, если потребуется, прокомментируйте следующие высказывания А. С. Макаренко:

«Концентрация родительской любви на одном ребенке — страшное заблуждение» (Книга для родителей,— Соч.— Т. IV.— С. 111).

«Научить любить, научить узнавать любовь, научить быть счастливым — это значит научить уважать самого себя, научить человеческому достоинству» (Там же,—С. 220).

«Родители на глазах у детей должны жить полной радостной жизнью» (Там же,—С. 448).

«Самочувствие родителей является, с моей точки зрения, одним из основных методов воспитания» (Там же.— С. 448).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

pro-psixology.ru

29. Функции современной семьи.

1)Хозяйственно-экономическая функция семьи.

Она связана с питанием семьи, приобретением и содержанием домашнего имущества, одежды, обуви, благоустройством жилища, созданием домашнего уюта, организацией жизни и быта семьи, формированием и расходованием домашнего бюджета. В сфере «домашних дел» формируются внутрисемейные отношения, содержание которых определяется видом хозяйственной деятельности. В этих условиях лучше познаются мотивационные и волевые компоненты каждого члена семьи, создаются необходимые предпосылки формирования сплоченности семьи, а также определяются возможные конфликтогенные области взаимоотношений и представляется более удобная форма ухода от них.

2) Репродуктивная функция.

Цельность сексуальной потребности, обеспечивающей продолжение рода, и любви как высшего чувства делает невозможным отделение одного от другого.

Мужчина и женщина в браке взаимозависимы как сексуальные партнеры. Удовлетворенность сексуальной жизнью зависит от такта другого партнера. Сексуальные отношения охватывают всю гамму положительных и отрицательных чувств, эмоций. Именно здесь возникает множество ситуаций, когда желания и намерения одного партнера блокируются нежеланием, несогласием другого.

3) Регенеративная функция

(лат.геgеneratio — возрождение, возобновление). Она связана с наследованием статуса, фамилии, имущества, социального положения. Сюда же можно отнести и передачу каких-то фамильных драгоценностей (вовсе необязательно буквально понимать под «драгоценностями» ювелирные украшения, их можно передать любому постороннему, а вот такую драгоценность, как альбом с фотографиями, чужому человеку не передашь — только своему, родному).

4) Образовательно-воспитательная функция (социализация).

Воспитательная функция состоит в удовлетворении потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях, «Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют друг друга и могут, в определенных границах, даже заменять друг друга, но в целом они неравнозначны и ни при каких условиях не могут стать таковыми. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо «проводником» его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям»

30. Психодинамический подход к семье.

Психодинамический подход к семье базируется на 2 методологических основаниях: классическом психоанализе 3. Фрейда и теории объектных отношений современной психодинамики. Психоанализ: 1. Лич-ть включает в себя 3 структурных компонента: ид, эго, суперэго. Взаимодействие между ними создает внутренний неосознаваемый конфликт у ч-ка. 2. Развитие лич-ти проходит 4 стадии: оральную, анальную, фаллическую и генитальную. В пр-се психосексуального развития неразрешенные конфликты приводят к фиксации и образованию определенных типов хар-ра. 3. Ранние детские переживания оказывают влияние на формир-е лич-ти. Развитие эмоциональных расстройств у ч-ка – рез-т нарушения прошлых, чаще всего детско-родительских отношений. Теория объектных отношений (Фейербейрн, Мелани Кляйн, Шандор Ференци): ч-к с рождения стремится установить отношения с внешними объектами, способными удовлетворить его пот-ти. С точки зрения психодинам. теории, семья состоит из индивидов, имеющих свою индивид. историю развития, свой опыт жизни в родительской семье, особую организацию лич-ти и интернализованные модели межличностного взаимодействия м.д супругами, родителями и детьми. Р-к обучается своей супружеской роли на основе идентификации себя с родителем того же пола. Принятие этой роли повышает самооценку, отказ — приводит к снижению уверенности в себе, способствует возникновению неврозов. В эту схему включается роль родителя др. пола. Если она положительна, то выбор подобного ему брачного партнера создает предпосылки к супружеской гармонии. В противоположном случае партнер сподобными хар-ками становится источником негативных переживаний и реакций. Т.о., формы родительских отношений по механизму идентификации становятся для ребенка эталоном, внутренней схемой будущих супружеских отношений и супружеского поведения. Фрейд заметил, что позиция р-ка среди сестер и братьев имеет важнейшее значение во всей его последующей жизни. Исследования Уолтера Тоумена позволили утверждать, что люди, занимающие одинаковые позиции в структуре семьи, имеют тождественные хар-ки. Работы Тоумена показали, что сиблинговая позиция р-ка зависит от кол-ва детей в семье, их пола и временных промежутков между их рождением. Если разница в воз-те составляет более, чем 5-6 лет, каждый из детей будет приближаться по своим хар-кам к единствен.р-ку.

studfiles.net

Социально-биологическая функция семьи

Естественно-биологические потребности человека в удовлетворении сексуального влечения, реализации семейного инстинкта, стремление самца к господству, биологический инстинкт зависимости ребенка от матери — все это формируется в социально-биологическую функцию семьи.

  1. Функция социализации личности

Семья включает в себя всю систему общественных отношений — брачных и родственных, правовых и социальных, хозяйственно-бытовых и экономических, нравственных и этических, психологических и эмоциональных. Благодаря этому семья как социальная общность является первичным элементом, опосредующим связь личности с обществом: она формирует у ребенка представление о социальных связях и включает в них его с рождения.

Отсюда следующая важнейшая функция семьи — социализация личности, передача культурного наследия новым поколениям.

  1. Экзистенциальная функция

Это функция социальной и эмоциональной защиты своих членов. Известно, что сущность любого явления особенно ярко проявляется в экстремальной ситуации. В минуту опасности большинство людей стремится быть рядом со своими семьями.

  1. Экономическая и хозяйственно-бытовая функция

Суть этой функции с общественной точки зрения заключается в поддержании несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества, в получении материальных средств и хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи от других.

  1. Социально-статусная функция

Эта функция связана с воспроизводством социальной структуры общества, так как предоставляет (передает) определенный социальный статус членам семьи.

  1. Рекреативная функция

Она направлена на восстановление и укрепление физических, психологических, эмоциональных и духовных сил человека после трудового рабочего дня. Эта функция недостаточно изучена, но ученые располагают достоверными фактами, доказывающими положительное влияние семьи на здоровье супругов.

  1. Досуговая функция

Она осуществляет организацию рационального досуга и осуществляет контроль в сфере досуга, кроме того, удовлетворяет определенные потребности индивида в проведении досуга. В счастливых семья происходит взаимообогащение интересов супругов и их детей, досуговая деятельность носит преимущественно развивающий характер.

  1. Воспитательная функция

В семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта:

    • Первый аспект — формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и др.) накопленного обществом социального опыта, обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры.

    • Второй аспект — систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни.

    • Третий аспект — постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.

  1. studfiles.net

    Основные функции семьи

    1. Понятия «семья», «брак», «функции»

    Существование семьи, как и все социальных институтов, обусловлено общественными потребностями. Как и все социальные институты, семья представляет собой систему действий и отношений, необходимых для существования и развития общества. «Семья — малая социальная группа, члены которой соединены браком или кровным родством, общностью быта, взаимопомощью, и взаимной и моральной ответственностью».

    Через семью наиболее полно выражается единство социального и природного в человеке, социальной и биологической наследственности. По своей сущности, семья является первичным связующим звеном между природой и обществом, материальной и духовной сторонами жизнедеятельности людей.

    «Брак — это исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу, к детям и к обществу».

    Иными словами, брак — это контракт, который заключается тремя сторонами — мужчиной, женщиной и государством. В отличие от всех других формальных контрактов, существующих в обществе, в нем оговорена только одна дата — дата заключения брачного соглашения, но не проставлена дата окончания действия контракта. Тем самым подразумевается, что брачные узы скрепляют людей до конца их жизни. Во многих обществах государство берет на себя не только оформление брака, а его освящение совершает церковь. Супруги дают клятву верности друг другу и берут на себя обязанность социальной, экономической и физической взаимной опеки. Освящение брака перед церковным алтарем считается самой сильной формой укрепления брака.

    Историческая форма семьи, определяется социально-экономическими условиями жизни общества, определяет функции семьи, ее назначение. Через свои функции семья связана с одной стороны с обществом (общественные функции), с другой стороны с составляющими ее индивидами (индивидуальные функции). Семья служит удовлетворению определенных потребностей, это точно отмечено в определении семьи Н.Я. Соловьевым: “Семья — это средоточение крайне важных человеческих потребностей (в первую очередь сексуальных, детородных, хозяйственно-потребительских, эмоционально-нравственных, эстетических, психологических), которые она способна удовлетворить в избирательном, устойчивом, повторяющемся плане”.

    Функции семьи, т.е. те потребности общества, и личности, которые она способна удовлетворить глубоко историчны, поэтому с течением времени меняет характер функций и их иерархия. Основными функциями современной советской семьи являются следующие (рассмотрение их с точки зрения членов семейного коллектива).

    Функции семьи — сфера жизнедеятельности семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов.

    2. Репродуктивная функция семьи

    Семье по самой ее природе присуща функция воспроизводства населения, через которое достигается биологическое воспроизводство общества: удовлетворение потребности в детях. Причем из всех детенышей человеческий ребенок наименее способен в момент своего рождения обеспечить свои потребности самостоятельно, наименее завершен (и биологически) в момент своего рождения. Ему необходимо пройти длинный путь, чтобы достигнуть взрослого состояния.

    Репродуктивная функция выполняет две основных задачи: общественную — биологическое воспроизводство населения, и индивидуальную — удовлетворение потребности в детях. В ее основе лежит удовлетворение физиологических и сексуальных потребностей, побуждающих людей противоположных полов объединяться в семейный союз. Выполнение этой функции семьей зависит от всей совокупности общественных отношений. В последние годы эта функция привлекает всеобщее внимание: Сколько современной семье иметь детей? Социологи отмечают, что для нормального воспроизводства населения в семье должно быть три ребенка.

    Эта функция включает в себя элементы всех других функций, так как семья участвует не только в количественном, но и в качественном воспроизводстве населения. Это связано с поддержанием его здоровья, а также с предотвращением воспроизведения в новых поколениях различного рода биологических аномалий.

    3. Хозяйственно-бытовая функция семьи

    Хозяйственно-бытовая функция — поддержание физического здоровья членов семьи, уход за детьми и престарелыми членами семьи, ведение домашнего и личного хозяйства, поддержание определенного порядка в жилище, приготовление пищи, приобретение и ремонт одежды, обуви, хозяйственных товаров.

    Главными моментами, характеризующими ее, являются: время, затрачиваемое на домашний труд, распределение труда между членами семьи, мера использования семьей общественно-бытовых учреждений.

    Характер выполнения семьей хозяйственно-бытовой функции оказывает самое непосредственное влияние на нравственно-психологический климат семейной группы, на семейное воспитание. Здесь значение имеет все, начиная от источников количества семейных доходов, заканчивая распределением домашнего труда.

    4. Воспитательная функция семьи

    В семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта.

    Первый — формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и др.) накопленного обществом социального опыта, обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры.

    Второй аспект — семья оказывает огромное влияние на развитие личности каждого ее члена в течение всей его жизни.

    Аспект третий — постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.

    5. Организация досуга в семье

    Досуговая функция осуществляет организацию рационального досуга и осуществляет контроль в сфере досуга, кроме того, удовлетворяет определенные потребности индивида в проведении досуга.

    Досуговая функция ориентирована на оптимизацию организации свободного семейного времени на удовлетворение потребностей членов семьи в общении, повышение уровня культуры, улучшение состояния здоровья, восстановление сил. В счастливых семья происходит взаимообогащение интересов супругов и их детей, досуговая деятельность носит преимущественно развивающий характер.

    Структура досуга: чтение; просмотр телепередач; посещение библиотеки, театров, кино, гостей; туризм; спорт; семейные праздники.

    6. Экономическая функция семьи

    Выполняя экономическую функцию, семья обеспечивает прочные экономические связи между своими членами, поддерживает материально несовершеннолетних и нетрудоспособных ее членов общества, оказывает помощь и поддержку тем членам семьи, у которых возникают материальные, финансовые трудности.

    Экономическая функция состоит в обеспечении материальных условий жизни семьи, ведении домашнего и личного хозяйства, соблюдении семейного бюджета, получении материальных средств одних членов семьи для других.

    7. Основные периоды развития семьи и функции членов семьи

    Жизненный цикл семьи — последовательность значимых, этапных событий в существовании семьи — начинается с заключения брака и кончается его расторжением, то есть разводом. Не разведенные супруги, проходящие все периоды развития семьи, послужили ученым в качестве идеального типа для выделения этапов жизненного цикла семьи. Гораздо сложнее построить схему жизненного цикла для супругов, которые несколько раз разводились и создавали повторные семьи.

    Заключение брака является первым периодом развития семьи. По прошествии некоторого времени у молодых супругов появляется первый ребенок. Эта фаза продолжается от момента заключения брака до рождения последнего ребенка и называется стадией роста семьи.

    Второй период начинается с момента рождения последнего ребенка и продолжается до того времени, когда из родительской семьи отселяется первый взрослый ребенок, обзаведшийся собственной семьей.

    В третьем периоде процесс отселения взрослых детей продолжается. Он может быть очень длинным, если дети рождаются через большие промежутки времени, и очень короткой, если следующие один за другим по годам рождения дети по очереди покидают семью. Этот период называют «зрелой» фазой. В это время у первых отселившихся детей рождаются собственные дети и родительская семья часто превращается в место, где воспитываются внуки.

    Четвертый период — период одиночества в старости, или стадия «затухания». Она заканчивается со смертью одного или обоих супругов.

    Завершающая стадия жизненного цикла как бы повторяет первую- брачная пара остается наедине с собой. Разница заключается лишь в возрасте — в начале это молодая пара, а теперь она состарилась.

    Для понимания семьи как социального института большое значение имеет анализ ролевых отношений в семье. Семейная роль — один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейной группе и подразделяемости в первую очередь на супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабка, старший, младший) и т.д. Исполнение семейной роли зависит от выполнения ряда условий, прежде всего, от правильного формирования ролевого образа. Индивид должен четко представлять себе, что значит быть мужем или женой, старшим в семье или младшим, какого поведения ждут от него, какие правила, нормы ждут от него, какие правила, нормы диктует ему то или иное поведение. Для того чтобы сформулировать образ своего поведения, индивид должен точно определить свои функции и функции других в ролевой структуре семьи. Например, может ли он исполнять роль главы семьи, вообще или, в частности, главного распорядителя материального достояния семьи. В этом плане немаловажное значение имеет согласованность той или иной роли с личностью исполнителя. Человек со слабыми волевыми качествами, хотя и старший по возрасту в семье или даже по ролевому статусу, например, муж, далеко не подойдет к роли главы семьи в современных условиях. Для успешного формирования семьи немаловажное значение также имеет чувствительность к ситуационным требованиям семейной роли и связанная с ней гибкость ролевого поведения, которая проявляется в способности без особых затруднений выходить из одной роли, включаться в новую сразу, как этого потребует ситуация. Например, тот или иной богатый член семьи играл роль материального покровителя других ее членов, но его финансовое положение изменилось, и изменение ситуации сразу же требует изменения его роли.

    Ролевые отношения в семье, образующиеся при выполнении определенных функций, могут характеризоваться ролевым согласием или ролевым конфликтом.

    studfiles.net

    Функции семьи и их воплощение в реальной жизни. Чем семья хороша?

      1. Репродуктивная функция семьи.

    Данная функция решает две основные задачи: индивидуальную – удовлетворение потребности семьи в ребенке и общественную — биологическое воспроизводство населения. Репродуктивная функция базируется на удовлетворении потребностей супругов в сексе.

    В связи с повсеместным снижением рождаемости, возникает вопрос: какое количество детей необходимо иметь семье для нормального гармоничного существования. Социологи отмечают, что семья должна иметь троих детей для воспроизводства, но наши с вами современники думают в основном иначе. Интересен тот факт, что из всех детенышей человеческий – наименее самостоятелен, для того, чтобы стать взрослым, ему необходимо пройти длинный путь.

    Отметим, что данная функция также связана с поддержанием здоровья общества. Одной из задач перед семьёй становится предотвращения воспроизводства в новых поколениях людей разного рода биологических аномалий.

       2. Хозяйственно-бытовая функция семьи.

    Эта функция семьи отвечает за поддержание здоровья партнеров и детей в семье, уход за престарелыми родственниками и младенцами, ведение домашнего хозяйства, приготовление пищи, поддержания красоты и порядка в доме, покупка новых вещей, одежды, бытовой техники.

    Реализация этой функции серьезное влияние оказывает на психологический климат внутри дома, включающий источники и количество семейных доходов, и распределение домашнего труда между родственниками и отношения между родителями и детьми.

      3. Воспитательная функция семьи.

    Имеет огромное влияние, как на подрастающее поколение, так и на взрослых людей. Отметим 3 аспекта, характеризующих данную функцию:

    • Воспитание личности ребенка. Главное, что родители могут передать своим детям – это любовь. Вместе с ней детьми активно впитывается накопленный социальный опыт, развиваются способности и интересы, характерные именно для этого ребенка. Помимо семьи, на жизнь маленького человека также влияет и общество. Но семейное влияние оказывает более сильное воздействие, оно более эмоционально, в связи с тем, что «проводником» является любовь к детям со стороны родителей, вызывающая ответные чувства у детей.
    • Развитие личности каждого члена семьи на протяжении всей его жизни.
    • Самовоспитание родителей, связанное в первую очередь, с постоянным влиянием детей на их жизнь.

      4. Досуговая функция семьи.

    Эта функция удовлетворяет потребности каждого элемента семьи в организации свободного времени. Если семья счастливая, в ней происходит взаимообогащение интересов детей и супругов, деятельность носит, как правило, развивающий характер. В качестве примеров из жизни можно привести чтение, посещение театра, кино, библиотеки, просмотр телепередач, спорт, туризм, семейные праздники.

    Досуговая функция улучшает состояние здоровья членов семьи и способствует быстрому восстановлению сил.

      5. Экономическая функция семьи.

    К экономической функции относится обеспечение материальных условий жизни семьи, обеспечение своих родных средствами к существованию. Таким образом укрепляются связи между членами семьи, материально поддерживаются нетрудоспособные и несовершеннолетние члены. Нередко ведется бюджет, а также организуются и планируются покупки и приобретения товаров в дом.

      6. Эмоциональная функция семьи.

    Удовлетворение потребностей каждого члена семьи в любви, тепле и взаимопонимании, психологической защите. Отсутствие внутри семьи поддержки приводит к агрессиям, срывам, депрессиям как внутри самой семьи, так и в обществе. Сохранение психического здоровья – важнейшая задача эмоциональной функции семьи.

      7. Духовно-психотерапевтическая функция семьи.

    Данная функция призвана духовно взаимообогащать каждого из членов ячейки общества. Прививаются морально-нравственные и этические нормы поведения в обществе. Кроме того, психотерапевтическая функция обеспечивает потребности  каждого из родственников в понимании, признании, уважении, эмоциональной поддержке.

      8. Социально-эротическая функция семьи.

    Социально-эротическая функция включает в себя удовлетворение сексуальных потребностей партнеров. Основных задачи две – получение удовольствия от занятий сексом и обеспечение воспроизводства общества. Таким образом, семья перерастает в род, а затем и в поколение и династию.

      9. Защитная функция семьи.

    Если ребенка обидел хулиган на улице, отец идет и разбирается, либо с этим хулиганом, либо с его родителями. Это и есть проявление защитной функции семьи. Как правило, если раздражитель – внешний, вину или стыд одного родственника разделяют все члены семьи. Кроме этого, защита может быть экономической и психологической.

      10. Семейная функция Объединения усилий.

    Каждая потребность из вышеперечисленных может быть удовлетворена человеком и без семьи, но только семья позволяет объединить все функции. Если семья – правильная, она дает комплексное и надежное обеспечение всех потребностей человека.

    Таким образом, для того, чтобы создать счастливую семью, необходимо понять, какие функции вы реализуете самостоятельно настолько избыточно что готавы легко делиться результатами с близкими. Разобраться и с тем, что вам нужно от семьи, какие из вышеперечисленных функций вы самостоятельно реализовать не можете. Это и будет тем важным, что вы будете получать от своих родственников. Совокупность этих двух компонентов и определяет выбор соответствующего спутника жизни и формирует семью.

    Описанные выше функции —  это не исчерпывающее описание того, что происходит в семье, а обобщение опыта психологических консультаций и может случится, так что нужное лично Вам тут не описано. Задайте вопрос психологу онлайн через форму обратной связи.  Но если вы не уверенны в выборе супруга лучше ещё раз подумать или обратиться за помощью, записаться на консультацию психолога онлайн.

     

    Психолог онлайн Лысенко Леонид Сергеевич.

    psiholog-onlajn.ru