Тест по литературе по теме: Готовимся к ЕГЭ по литературе. А.М.Горький
Алексей Максимович Горький (1868-1936) (Пешков)
1892 рассказ «Макар Чудра»
1895 рассказ «Старуха Изергиль»
1895 рассказ «Челкаш»
1899 роман «Фома Гордеев»
1901 пьеса «Мещане»
1902 пьеса «На дне»
1904 пьеса «Дачники»
1905 пьесы «Дети солнца», «Варвары»
После 9 января 1905 г. Г.написал гневное воззвание, в котором призывал к свержению самодержавия, за что был арестован и заключён в Петропавловскую крепость.
1907 роман «Мать»
1913-1916 автобиографические повести «Детство», «В людях»
1917-1918 цикл статей «Несвоевременные мысли» в газ. «Новая жизнь»
1925 автобиографическая повесть «Мои университеты»
1925 роман «Дело Артамоновых»
Эпопея «Жизнь Клима Самгина» осталась незаконченной.
Ранние рассказы Горького («Макар Чудра», «Старуха Изергиль, «Челкаш») носят роман-тический характер. (Романтизм – особый тип творчества, характерным признаком кото-рого является отображение и воспроизведение жизни вне реально-конкретных связей че-ловека с окружающей действительностью, изображение исключительной личности, часто одинокой и не удовлетворённой настоящим, устремлённой к далёкому идеалу и потому находящейся в резком конфликте с обществом, с людьми.)
В центре повествования у Горького обычно романтический герой – гордый, сильный, свободолюбивый, одинокий человек, разрушитель сонного прозябания большинства. Отличительная черта романтических образов Горького – гордая непокорность судьбе и дерзкое свободолюбие, цельность натуры и героичность характера. Романтический герой стремится к ничем не стесняемой свободе, без которой нет для него подлинного счастья и которая ему нередко дороже самой жизни. В романтических рассказах воплощены наблю-дения писателя противоречий человеческой души и мечта о красоте.
Для романтического сознания соотнесённость характера с реальными жизненными обсто-ятельствами почти немыслима – так формируется важнейшая черта романтического худо-жественного мира: принцип романтического двоемирия. Идеальный мир героя противопо-ставлен реальному, противоречивому и далёкому от романтического идеала. Большую роль в романтических произведениях играет пейзаж, выражающий неукротимую мощь стихии, её красоту и исключительность. Пейзаж одушевляется и как бы подчеркивает неординарность характера героя.
В ранних романтических произведениях Горького нашли отражение некоторые философ-ские и эстетические представления Ницше.
Рассказ «Старуха Изергиль»
Герои __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Пьеса «На дне» (1902)
В общественной жизни страны – пора реакции. После отмены крепостного права в России быстрыми темпами развивался капитализм: росла промышленность, в деревне выделялась зажиточная часть крестьянства, наживавшаяся чужим трудом – кулачество. Гнёт помещиков и буржуазии, чиновничий и помещичий произвол, самодержавный деспотизм вызывали возмущение самых широких слоёв населения. Назревала буржуазно-демократическая революция, и одновременно росло движение пролетариата против капиталистических порядков. Выразителем идей поднимающегося на революционную борьбу пролетариата стал М.Горький.
Драматургическое новаторство Горького
— Г. создал жанр социально-философской драмы.
— преимущественное внимание – к идейной стороне жизни человека. Каждый поступок, каждое слово отражают особенности его сознания. Поэтому драмы г. — идеологические.
— Пьесы Г. объявились современной критикой несценическими. Движущей силой пьесы является борьба идей. Внешние события пьес определяются отношением героев к вопросу о человеке. Частные драмы отдельных героев, сплетаясь, создают исключительное напряжение действия и подводит читателя к сверхидее – необходимости изменения существующего строя, необходимости борьбы. Г. определил такое построение драмы как симфонизм.
— Г. выводит нового героя – пролетария, революционера-борца.
— Г. вывел на сцену все социальные слои общества.
= Г. продолжает традиции Чехова.
Жанр – социально-философская и социально-бытовая драма.
Г. задумал цикл драм: — об интеллигенции («Дачники»)
— о пролетариате («Враги»)
— о босяках («На дне»)
— о деревне (не осуществилась)
— вторжение «капиталистического прогресса» в уездную глушь («Варвары»)
Общая задача цикла – показать в каждой пьесе определённый социальный слой русского общества с тем, чтобы в итоге для читателя открылась вся Россия – Россия современная, переживающая начало общественного подъёма, Россия кануна революционного взрыва.
Г. напряжённо искал название для своей пьесы о босяках: «Без солнца» — «Ночлежка» — «В ночлежном доме» — «На дне».
Главная тема – тема правды и лжи.
Горький: «Основной вопрос, который я хотел поставить, это – что лучше, истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?»
Главный образ пьесы – образ «дна жизни». Предметом изображения в драме Г. становится сознание людей, выброшенных в результате социальных процессов на дно жизни. Со «дна жизни» стал звучать не только крик отчаяния, но и голос активного протеста.
Перед читателем несколько драм, связанных общим местом действия, общими условиями «дна жизни»:
1)отношения Костылева, Василисы, Пепла и Наташи.
2)Клещ и Анна
3)Барон и Настя
4)Квашня и Медведев
5)Самостоятельную сюжетную роль играют судьбы Актёра, Бубнова, Алёшки и др.
Конфликты – социальный (каждый из героев в прошлом пережил свой социальный конфликт, в результате чего оказался на «дне» жизни), любовный (грань социального)
Экспозиция – изображение людей, смирившихся со своим трагическим положением на дне жизни
Завязка – появление Луки
Кульминация
Главное обвинение автор адресует не Луке, а героям, неспособным найти в себе силы противопоставить свою волю действительности. Так Горькому удаётся вскрыть одну из характерных черт русского национального характера: неудовлетворённость реальностью, резко критическое к ней отношение и полную неготовность что бы то ни было предпринять для того, чтобы эту реальность изменить.
Герои ____________________________________________________________________________
Вопросы.
1. «Горький» псевдоним писателя. Назовите его настоящую фамилию.
2.В каких произведениях рассказал Горький о своём детстве и юности? Кто из писателей писал о детстве?
3.Как называется первый печатный рассказ Горького? Когда и где он был напечатан?
4.Кого из персонажей рассказов Горького люди наказали за гордость, за то, что он считал себя первым на земле и, кроме себя, не видел ничего?
5.Какую пьесу Горького, по словам артиста Качалова, зрители встречали «бурно и восторженно, как пьесу-буревестник, которая предвещала грядущие бури и к бурям звала»?
6.Чей это портрет: «Время согнуло её пополам, чёрные когда-то глаза были тусклы и слезились. Её сухой голос звучал странно и хрустел, точно старуха говорила костями…»
7. «…юноша красивый и сильный…глаза его были холодны и горды, как у царя птиц… Он был ловок, хищен, силён, жесток и не встречался с людьми лицом к лицу».
8.Кто «разорвал руками себе грудь и вырвал из неё свое сердце», пылающее «факелом великой любви к людям», и «освещая им путь», вывел людей из смрадного, непроходимого леса?
9.Кто, когда девушка оттолкнула его, он ударил её, а когда она упала, «встал ногой на её грудь, так что из её уст кровь брызнула к небу»?
10.В каком рассказе М.Горького героиня рассказывает легенды и истории своей жизни?
11.Как называется произведение Горького, в которой ведётся спор о правде?
12.Как называется творческий метод, в русле которого Г. создал образ исключительного героя, стремящегося к абсолютной свободе?
13.Назовите,какой природный образ, олицетворяющий свободную стихию, объединяет рассказы Горького «Челкаш»,»Макар Чудра», «Старуха Изергиль»?
14.С каким традиционным жанром фольклора соотносятся рассказы старухи Изергиль?
15.Назовите композиционный приём, позволяющий писателю противопоставить героев рассказа «Старуха Изергиль» -Данко и Ларру.
16.Какое слово становится ключевым для определения сути характера Ларры?
17.Какого качества лишён Ларра?
18.Какой элемент композиции рассказа «Старуха Изергиль» позволяет автору создать лирическое описание степи: «Ночь росла и крепла, наполняясь странными, тихими звуками. В степи печально посвистывали суслики, в листве винограда дрожал стеклянный стрекот кузнечиков»?
19.Какой художественный приём использует автор, чтобы усилить выразительность речи персонажей («они сказали ему…, что их чтут, им повинуются тысячи таких, как он, и тысячи вдвое старше его»)?
20.Как называется художественный приём одушевления природы, использованный авто-ром («а лес все пел свою мрачную песню»)?
21.Как называется разновидность описания природы в литературном произведении, использованная автором: «Там были болота и тьма, потому что лес был старый, и так густо сплелись его ветви, что сквозь них не видать было неба, и лучи солнца едва могли пробить себе дорогу до болот сквозь густую листву…»)?
22.Какой художественный приём использует писатель в приведённом примере: «Данко смотрел на тех, ради которых он понёс труд, и видел, что они – как звери «?
23.Укажите термин, которым в литературоведении называют изображение внешности героя («глаза его были холодны и горды…»)
24.Как называется средство изобразительности, использованное Горьким: «дрожал стеклянный стрёкот кузнечиков»?
25.Какой изобразительный приём позволяет Горькому нарисовать природу как живое существо: «листва вздыхала и шепталась»?
26.Какое изобразительное средство использует писатель, рассказывая о смерти девушки: «извилась змеёй и умерла»?
27.Назовите первоначальное название пьесы «На дне».
28.а)К какому жанру драматургии относится пьеса Горького «На дне»?
б)Как называется род литературы, к которому относится пьеса…?
29.Назовите символический образ, отражённый в названии пьесы о «ночлежной» жизни.
30.Первый акт пьесы «На дне» открывает авторское пояснение: «Подвал, похожий на пещеру. Потолок – тяжёлые каменные своды, закопчённые, с отвалившейся штукатур-кой…» Как называется авторское пояснение, предваряющее или сопровождающее ход действия в пьесе?
31. Кто из персонажей пьесы «На дне» заявляет, что у него, «кажется, нет характера»?
32. Кто не хочет примириться с жизнью на «дне» и заявляет: «Я – рабочий человек… Я с малых лет работаю… Вылезу… Кожу сдеру, а вылезу»?
33. Кто мечтал о такой жизни, «чтобы самому себя можно было уважать»?
34. Кто живёт мечтою о большой, настоящей человеческой любви?
35. Кто верит, что на том свете ей будет лучше, а всё же хочет хотя бы ещё немного на свете пожить?
36. Кто «лёг среди улицы, играет на гармошке и орёт: «Ничего не хочу, ничего не желаю»?
37. Кто говорит человеку, который предлагал ей выйти за него замуж: «…замуж бабе выйти – всё равно как зимой в прорубь прыгнуть»?
38. Кто прикрываясь служением богу, грабит людей: «А я на тебя полтинку накину,-маслица в лампадку куплю… и будет перед святой иконой жертва моя гореть…»?
39. Кто возмущается: «И зачем разнимают людей, когда они дерутся?.. Давать бы им бить друг друга свободно… стали бы меньше драться, потому побои-то помнили бы дольше..»?
40. Кто очутился в ночлежке потому, что ушёл от своей жены, боясь убить её, ревнуя к другому?
41. Кто всех утешал красивой ложью, а в трудную минуту «исчез от полиции… яко дым от огня…»?
42. Кто, избитая, ошпаренная кипятком, просит, чтобы её забрали в тюрьму?
43. Кто утверждал: «Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека!»?
44.Какому герою пьесы «На дне» принадлежат следующие слова: «Не всегда правдой душу вылечишь»?
45.Какой герой пьесы говорит о своём прошлом: «Когда я был мальчишкой…служил на телеграфе… я много книг читал…»?
46.Кому принадлежит следующее высказывание: «Тюрьма – добру не научит, и Сибирь не научит… а человек — научит… да! Человек – может добру научить… очень просто!»?
47.Кто из героев пьесы цитирует Беранже:
Господа! Если к правде святой Честь безумцу, который навеет
Мир дорогу найти не умеет Человечеству сон золотой!
48.Какую песню поют ночлежники в драме «На дне»?
49.Большинство жителей ночлежки одиночки. Укажите героя, потерявшего единственного близкого человека на наших глазах.
50.какой основной спор ведётся в пьесе «На дне»?
51.Каким событием заканчивается пьеса «На дне»?
52.Кого из обитателей ночлежки преследует кличка «вор», «воров сын»?
53.Развитие внутреннего действия пьесы начинается в тот момент, когда герои обнаружи-вают в себе способность мечтать о новой и лучшей жизни. Кто пробудил эту способность?
54.Кому из героев пьесы Лука советует ехать в Сибирь?
55.Кому Лука даёт совет: «Ты …лечись! От пьянства нынче лечат… Бесплатно, браток, лечат…такая уж лечебница устроена для пьяниц…чтобы даром их лечить…»
56.кто из героев был телеграфистом, образован, играл в театре, сидел за убийство?
57.Одним из наиболее драматических моментов действия пьесы является речь Сатина о гордом имени Человека. Как называется момент наивысшего напряжения драматического действия?
58.Что является кульминацией внешнего сюжета, вынесенным за сцену?
59.Кого играл Актер в трагедии Шекспира «Гамлет»?
60.Лука рассказывает историю о человеке, верящем в праведную землю. «Одна у него радость была – земля эта…Жил-жил, терпел-терпел и всё верил – есть! А по планам выходит – нету! Грабёж!.. А после того пошёл домой и – удавился!..» Кто из героев пьесы почти буквально повторяет судьбу героя рассказа Луки?
61.Кто из героев пьесы произносит знаменитый монолог о Человеке: «Человек – вот правда! Ч.то такое человек!… это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет…в одном! Всё – в человеке, всё для человека! Человек! Это звучит… гордо1 Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо!»?
62.Где происходят события, описанные в пьесе «На дне»?
63.Какой художественный приём использует автор, противопоставляя два высказывания Сатина: «Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека»
64.Запишите термин, используемый в литературоведении для обозначения высказывания, которое стало крылатым, превратилось в изречение: «Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека».
65.Какое средство художественной изобразительности использует автор в речи Сатина: «Он подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету»?
66.Напишите термин, которым в литературоведении называют развёрнутое высказывание героя в пьесе, например, речь Сатина.
67.Как называется обмен репликами героев драматического произведения?
68.Как называются устойчивые сочетания, характерные для речи Сатина, например, «Дважды убить нельзя»?
69.Как в литературоведении называются имена героев, отражающие особенности их лич-ности и характера?
70.Как в литературоведении называется авторские указания на жесты, мимику, интона-цию, движения актёров в драматическом произведении?
71.Как в драматургии называется персонаж, который не появляется на сцене, но о котором говорят?
72.Как называется острое столкновение позиций героев в произведении?
73.В речи Актёра много скрытых цитат из классических трагедий (например, «Искать город… Офелия… иди в монастырь…»). Укажите фамилию великого драматурга, чьи произведения вспоминает Актёр.
74.Кто автор стихотворений, которые цитирует Актёр («Господа! Если к правде святой…)?
75.Почему Горький сделал босяка главным героем своих произведений?
76.Что сближает жизненные позиции Луки и Сатина?
77.Сторону какого героя – Луки или Сатина – принимает Горький?
78.Почему столь трагичен финал драмы Горького «На дне»?
79.Почему Сатин защищает Луку в споре с ночлежниками?
80.В чём своеобразие раскрытия темы любви в пьесе «На дне»?
81.Каково значение притчи о «праведной земле», рассказанной Лукой?
82.Какова концепция жизни в рассказе Горького «Старуха Изергиль»?
Задания с развёрнутым ответом ограниченного объёма.
1.Какова проблематика истории о Ларре?
2.Что в характере и поведении Ларры было настолько отвратительно людям, что племя изгнало его?
3.О чём заставляет задуматься история «сына орла» в рассказе «Старуха Изергиль» и каким героям русской литературы было присуще чувство превосходства над другими?
4.Какое чувство или качество становится ведущим в характере Данко и определяет его действия?
5.Каково авторское отношение к герою?
6.В чём, по-вашему, героизм Данко и в каких героях русской литературы воплощено активное преобразующее начало?
7.В каких произведениях русской литературы герои ведут философские беседы и как их можно сопоставить со спором Сатина и Луки?
004.11.09.023 — Горький М. — По авторам — Тесты офлайн
Задания к фрагменту 1 рассказа «Старуха Изергиль»
«Далеко за морем, на восход солнца, есть страна большой реки. <…>
Там жило могучее племя людей, они пасли стада, пировали после охоты, пели песни и играли с девушками.
Однажды, во время пира, одну из них, черноволосую и нежную, как ночь, унес орел, спустившись с неба. Стрелы, пущенные в него мужчинами, упали, жалкие, обратно на землю. Тогда пошли искать девушку, но — не нашли ее. <…>».
Старуха вздохнула и замолчала. Ее скрипучий голос звучал так, как будто это роптали все забытые века, воплотившись в ее груди тенями воспоминаний. Море тихо вторило началу одной из древних легенд, которые, может быть, создались на его берегах.
«Но через двадцать лет она сама пришла, измученная, иссохшая, а с нею был юноша, красивый и сильный, как сама она двадцать лет назад. И, когда ее спросили, где была она, она рассказала, что орел унес ее в горы и жил с нею там, как с женой. Вот его сын, а отца нет уже; когда он стал слабеть, то поднялся в последний раз высоко в небо и, сложив крылья, тяжело упал оттуда на острые уступы горы, насмерть разбился о них…
Все смотрели с удивлением на сына орла и видели, что он ничем не лучше их, только глаза его были холодны и горды, как у царя птиц. И разговаривали с ним, а он отвечал, если хотел, или молчал, а когда пришли старейшие племени, он говорил с ними, как с равными себе. Это оскорбило их, и они сказали ему <…>, что их чтут, им повинуются тысячи таких, как он, и тысячи вдвое старше его. А он, смело глядя на них, отвечал, что таких, как он, нет больше; и если все чтут их — он не хочет делать этого. О!., тогда уж совсем рассердились они.
Рассердились и сказали:
— Ему нет места среди нас! Пусть идет куда хочет.
Он засмеялся и пошел, куда захотелось ему, — к одной красивой девушке, которая пристально смотрела на него; пошел к ней и, подойдя, обнял ее. А она была дочь одного из старшин, осудивших его. И, хотя он был красив, она оттолкнула его, потому что боялась отца. Она оттолкнула его, да и пошла прочь, а он ударил ее и, когда она упала, встал ногой на ее грудь, так, что из ее уст кровь брызнула к небу, девушка, вздохнув, извилась змеей и умерла.
Всех, кто видел это, сковал страх <…>.
И долго все молчали, глядя на нее, лежавшую с открытыми глазами и окровавленным ртом, и на него, который стоял один против всех, и был горд, — не опустил своей головы, как бы вызывая на нее кару. Потом, когда одумались, то схватили его, связали и так оставили, находя, что убить сейчас же — слишком просто и не удовлетворит их».
Ночь росла и крепла, наполняясь странными, тихими звуками. В степи печально посвистывали суслики, в листве винограда дрожал стеклянный стрекот кузнечиков, листва вздыхала и шепталась, полный диск луны, раньше кроваво-красный, бледнел, удаляясь от земли, бледнел и все обильнее лил на степь голубоватую мглу…
«И вот они собрались, чтобы придумать казнь, достойную преступления…
<…> Долго говорили они, и вот один мудрец сказал, подумав долго:
— Спросим его, почему он сделал это? Спросили его об этом. Он сказал:
— Развяжите меня! Я не буду говорить связанный!
А когда развязали его, он спросил:
— Что вам нужно? — спросил так, точно они были рабы…
— Ты слышал… — сказал мудрец.
— Зачем я буду объяснять вам мои поступки?
— Чтоб быть понятым нами. Ты, гордый, слушай! Все равно ты умрешь ведь… Дай же нам понять то, что ты сделал. Мы остаемся жить, и нам полезно знать больше, чем мы знаем…
— Хорошо, я скажу, хотя я, может быть, сам неверно понимаю то, что случилось. Я убил ее потому, мне кажется, — что меня оттолкнула она… А мне было нужно ее.
— Но она не твоя! — сказали ему.
— Разве вы пользуетесь только своим? Я вижу, что каждый человек имеет только речь, руки и ноги… а владеет он животными, женщинами, землей… и многим еще…
Ему сказали на это, что за все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда — жизнью. А он отвечал, что он хочет сохранить себя целым.
Долго говорили с ним и наконец увидели, что он считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего. Всем даже страшно стало, когда поняли, на какое одиночество он обрекал себя. У него не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены, и он не хотел ничего этого…»
(М. Горький «Старуха Изергилъ»)
1.1. С каким традиционным жанром фольклора соотносится приведенный фрагмент рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»: былина, легенда, песнь, сказка?
1.2. Какое слово становится ключевым для определения сути характера героя?
1.3. Как называется творческий метод, в русле которого М. Горький создал образ исключительного героя, стремящегося к абсолютной свободе?
1.4. Какой элемент композиции рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» позволяет автору создать лирическое описание степи: «Ночь росла и крепла, наполняясь странными, тихими звуками. В степи печально посвистывали суслики, в листве винограда дрожал стеклянный стрекот кузнечиков…»?
1.5. Какой художественный прием использует автор в рассказе «Старуха Изергиль», чтобы усилить выразительность речи персонажей («они сказали ему…, что их чтут, им повинуются тысячи таких, как он, и тысячи вдвое старше его»)?
1.6. Выпишите из данного фрагмента рассказа слово, указывающее на единственно верный вид наказания для героя.
Задания с развернутым ответом ограниченного объема (5—10 предложений)
1.7. Какова проблематика приведенного фрагмента рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»?
1.8. Что в характере и поведении этого героя было настолько отвратительно людям, что племя изгнало его?
1.9. О чем заставляет задуматься история «сына орла» в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» и каким героям русской литературы было присуще чувство превосходства над другими?
Задания к фрагменту № 2 рассказа «Старуха Изергиль»
Жили на земле в старину одни люди, непроходимые леса окружали с трех сторон таборы этих людей, а с четвертой — была степь. Были это веселые, сильные и смелые люди. И вот пришла однажды тяжелая пора, явились откуда-то иные племена и прогнали прежних в глубь леса. Там были болота и тьма, потому что лес был старый, и так густо переплелись его ветви, что сквозь них не видать было неба, и лучи солнца едва могли пробить себе дорогу до болот сквозь густую листву. Но когда его лучи падали на воду болот, то подымался смрад, и от него люди гибли один за другим. Тогда стали плакать жены и дети этого племени, а отцы задумались и впали в тоску. Нужно было уйти из этого леса <…>И ослабли люди от дум… Страх родился среди них <…> Но тут явился Данко и спас всех один. <…> Данко — один из тех людей, молодой красавец. Красивые — всегда смелы. И вот он говорит им, своим товарищам:
— Не своротить камня с пути думою. Кто ничего не делает, с тем ничего не станется. Что мы тратим силы на думу да тоску? Вставайте, пойдем в лес и пройдем его сквозь, ведь имеет же он конец — все на свете имеет конец! Идемте! Ну! Гей!..
Посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня.
— Веди ты нас! — сказали они.
Повел их Данко. Дружно все пошли за ним — верили в него. Трудный путь это был! Темно было, и на каждом шагу болото разевало свою жадную гнилую пасть, глотая людей, и деревья заступали дорогу могучей стеной. Переплелись их ветки между собой; как змеи, протянулись всюду корни, и каждый шаг много стоил пота и крови тем людям. Долго шли они… Все гуще становился лес, все меньше было сил! И вот стали роптать на Данко, говоря, что напрасно он, молодой и неопытный, повел их куда-то. А он шел впереди их и был бодр и ясен.
Но однажды гроза грянула над лесом, зашептали деревья глухо, грозно. И стало тогда в лесу так темно, точно в нем собрались сразу все ночи, сколько их было на свете с той поры, как он родился. Шли маленькие люди между больших деревьев и в грозном шуме молний, шли они, и, качаясь, великаны-деревья скрипели и гудели сердитые песни, а молнии, летая над вершинами леса, освещали его на минутку синим, холодным огнем и исчезали так же быстро, как являлись, пугая людей. И деревья, освещенные холодным огнем молний, казались живыми, простирающими вокруг людей, уходивших из плена тьмы, корявые, длинные руки, сплетая их в густую сеть, пытаясь остановить людей. А из тьмы ветвей смотрело на идущих что-то страшное, темное и холодное. Это был трудный путь, и люди, утомленные им, пали духом. Но им стыдно было сознаться в бессилии, и вот они в злобе и гневе обрушились на Данко, человека, который шел впереди их. И стали они упрекать его в неумении управлять ими, — вот как!
Остановились они и под торжествующий шум леса, среди дрожащей тьмы, усталые и злые, стали судить Данко.
— Ты, — сказали они, — ничтожный и вредный человек для нас! Ты повел нас и утомил, и за это ты погибнешь!
— Вы сказали: «Веди!» — и я повел! — крикнул Данко, становясь против них грудью. <…>
— Ты умрешь! Ты умрешь! — ревели они. А лес все гудел и гудел, вторя их крикам, и молнии разрывали тьму в клочья. Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они — как звери.<…>
Тогда и в его сердце вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло. Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести на легкий путь, и тогда в его очах засверкали лучи того могучего огня…
А лес все пел свою мрачную песню, и гром гремел, и лил дождь…
— Что сделаю я для людей?! — сильнее грома крикнул Данко.
И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой.
Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям <…>
(М. Горький «Старуха Изергилъ»)
2.1. В этом фрагменте рассказа «Старуха Изергиль» М. Горький использует особенности такого фольклорного жанра, как былина, легенда, сказка, песня?
2.2. В рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» этот фрагмент является:
рассказом в рассказе, лирическим отступлением, эпилогом повествования, сном героини?
2.3. Как называется художественный прием одушевления природы, использованный автором (например, «а лес все пел свою мрачную песню »)?
2.4. Как называется разновидность описания природы в литературном произведении, использованная в первом абзаце фрагмента («Там были болота и тьма…»)?
Задание с развернутым ответом ограниченного объема (5—10 предложений)
2.5. Какое чувство или качество становится ведущим в характере героя и определяет его действия в данном фрагменте?
2.6. Каково авторское отношение к герою?
2.7. В чем, по вашему, героизм Данко и в каких героях русской литературы воплощено активное преобразующее начало?
Задание с развернутым ответом (сочинение)
2.8. Почему М. Горький сделал «босяка» главным героем своих произведений? (По одному из ранних произведений.)
Литература форма экзамена
Программа для поступающих. ЛИТЕРАТУРА
Форма экзамена: тест
Продолжительность: 2 часа (120 минут)
Система оценки: 100-балльная (шкала устанавливается до начала вступительных испытаний)
Тест состоит из трех частей:
Первая часть представляет собой тест из 10 заданий с четырьмя вариантами ответа. Абитуриент выбирает один правильный ответ из четырех предложенных в задании.
Например: Произведение Н.В. Гоголя “Мертвые души” самим автором относится к жанру
1) повести 2) романа 3) поэмы 4) трагедии
Вторая часть – это 5 вопросов, на которые абитуриент письменно должен дать ответ словом или словосочетанием. Варианты здесь не предлагаются.
Например:
Как называется творческий метод, в русле которого М. Горький создал образ исключительного героя, стремящегося к абсолютной свободе?
О каком писателе А.С. Пушкин сказал, что он “сатиры смелой властелин”?
Третья часть представляет собой краткий письменный (5-10 предложений) ответ на выбранный проблемный вопрос.
Например:
Чем отличается народное и барское представление о счастье? (По поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».)
Какую роль в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» играет сцена бала?
Перечень вопросов к третьей части письменного тестирования
Патриотическое звучание и нравственная проблематика «Слова о полку Игореве».
За что и как наказана г-жа Простакова в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»?
Что сближает балладу В.А. Жуковского «Светлана» с произведениями русского фольклора?
Образ Чацкого и проблема ума в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
Какую роль в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» играет сцена бала?
Как в пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума» совмещаются черты комедии и драмы?
Образ поэта и тема творчества в лирике А.С. Пушкина (на примере 3-4 стихотворений по выбору экзаменуемого).
Своеобразие раскрытия любовной темы в лирике А.С. Пушкина (на примере 3-4 стихотворений по выбору экзаменуемого).
Философские мотивы в лирике А.С. Пушкина (на примере 3—4 стихотворений по выбору экзаменуемого).
Образ Маши Мироновой и проблема бунта в «Капитанской дочке» А.С. Пушкина.
Что сближает Пугачева и Гринева и в чем они расходятся друг с другом? (По роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка».)
В чем смысл противопоставления Петра Первого и бедного Евгения в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник»?
Каковы нравственные уроки финальной сцены романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»?
Каковы черты пушкинского идеала, воплощенного в образе Татьяны Лариной?
Что привело отношения Онегина и Ленского к трагической развязке? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».)
Лирический герой поэзии М.Ю. Лермонтова (на примере 3-4 стихотворений по выбору экзаменуемого).
Образ Печорина и тема поколения в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
Печорин и Максим Максимыч в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
Почему так трагически одинок лермонтовский Печорин? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашей времени».)
Почему побег лермонтовского Мцыри завершился у стен монастыря?
В чем своеобразие патриотической темы в лирике М.Ю. Лермонтова?
Сатира на чиновничество в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».
Сатира на помещичью Русь в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».
Почему только два персонажа – Чичиков и Плюшкин – наделены автором биографией? (По поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».)
В чем смысл мистического финала повести Н.В. Гоголя «Шинель»?
Почему для Катерины невозможен путь Варвары? (По пьесе А.Н. Островского «Гроза».)
Что указывает на недолговечность самодурной власти в пьесе А.Н. Островского «Гроза»?
Образ Катерины и драма горячего сердца в пьесе А.Н. Островского «Гроза».
Почему встреча Базарова с Одинцовой не привела к счастью взаимной любви? (По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети».)
Конфликт поколений и его разрешение в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».
Какова роль евангельского сюжета о воскрешении Лазаря в понимании идеи романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»?
Судьбы униженных и оскорбленных в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Теория Родиона Раскольникова и ее развенчание в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Своеобразие русского национального характера в произведениях Н.С. Лескова.
Каковы главные причины лежания Ильи Ильича Обломова? (По роману И.А. Гончарова «Обломов».)
Образ Ольги Ильинской и тема любви в романе И.А. Гончарова «Обломов».
Чем отличается народное и барское представление о счастье? (По поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».)
Какова роль притчи «О двух великих грешниках» в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»?
Изображение судеб народных в поэзии Н.А. Некрасова (на примере 3-4 стихотворений по выбору экзаменуемого).
Как в сатирических произведениях М.Е. Салтыкова-Щедрина сочетаются злободневное и вечное? (На примере 1-2 произведений по выбору экзаменуемого.)
Герои и проблематика сатиры М.Е. Салтыкова-Щедрина (на примере одного из произведений писателя).
Философские мотивы в лирике Ф.И. Тютчева (на примере 2-3 стихотворений по выбору экзаменуемого).
Основные принципы поэзии А.А. Фета (на примере2-3 стихотворений по выбору экзаменуемого).
Чем объясняется пассивность Кутузова во время Бородинского сражения? (По роману Л.Н. Толстого «Война и мир».)
Мысль народная в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».
В чем секрет обаяния Наташи Ростовой? (По роману Л.Н. Толстого «Война и мир».)
Диалектика души героев романа Л.Н. Толстого «Война и мир» (на примере одного из персонажей по выбору экзаменуемого.)
Мысль семейная в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».
В чем смысл финала рассказа А.П. Чехова «Ионыч»?
Тема гибели дворянских гнезд в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад».
Образ русской действительности в новеллистике А.П. Чехова.
Романтический идеал Человека в рассказах М. Горького.
Образ дна и проблема нравственного выбора человека в пьесе М. Горького «На дне».
Спор о человеке в пьесе М. Горького «На дне».
Тема страшного мира в лирике А.А. Блока (на примере 2-3 стихотворений по выбору экзаменуемого).
Тема России в лирике А.А. Блока (на примере 2-3 стихотворений по выбору экзаменуемого).
Тема революции и ее воплощение в поэме А.А. Блока «Двенадцать».
Образ Руси в поэзии С.А. Есенина (на примере 2-3 стихотворений по выбору экзаменуемого).
Тема противостояния героя и толпы в ранней поэзии В.В. Маяковского (на примере 2-3 стихотворений по выбору экзаменуемого).
Своеобразие сатиры В.В. Маяковского (на примере 2-3 произведений по выбору экзаменуемого).
Образ матери и трагедия народа в поэме А.А. Ахматовой «Реквием».
Художественное своеобразие лирики А.А. Ахматовой (на примере 2-3 стихотворений по выбору экзаменуемого).
Своеобразие художественного мира одного из поэтов Серебряного века (на примере 2-3 стихотворений по выбору экзаменуемого).
Философские вопросы в прозе И.А. Бунина (на примере 1-2 произведений по выбору экзаменуемого).
Тема борьбы добра и зла в произведениях М.А. Булгакова (по выбору экзаменуемого).
Трагедия революции и Гражданской войны в произведениях М.А. Шолохова.
История страны в произведениях А.Т. Твардовского.
Литература русского зарубежья (на примере 1-2 произведений).
Мифологические образы и мотивы в русской литературе 20 века.
Изображение народного характера в рассказе А.И. Солженицына «Матренин двор».
Тема Великой Отечественной войны в отечественной литературе.
Нравственная проблематика современной отечественной прозы (на примере произведения по выбору экзаменуемого).
Особенности творчества одного из современных отечественных поэтов второй половины ХХ в. (по выбору экзаменуемого)
Герои и проблематика одного из произведений современной отечественной драматургии второй половины ХХ в. (по выбору экзаменуемого).
^
1 ЧАСТЬ
Выберите правильный вариант ответа на предложенный вопрос
1. Какое природное явление в «Слове о полку Игореве» служит предостережением?
Затмение
Гроза
Засуха
Метель
2. О ком в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» Простакова говорит, что он «мастерски оброк собирает».
Вральман
Стародум
Скотинин
Митрофан
3. Какому образу в повести Н. Карамзина «Бедная Лиза» сопутствует мотив белизны, чистоты и свежести?
Эраста
Лизы
Рассказчика
Матери Лизы
4. Укажите стихотворение А.С. Пушкина, в котором зло аллегорически представлено в виде «древа яда»:
«Поэт»
«Анчар»
«Пророк»
«Арион»
5. В «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя теме маленького человека посвящен:
1) «Портрет»
2) «Шинель»
3) «Нос»
4) «Записки сумасшедшего»
6. Какому персонажу в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» принадлежит «теория кафтанов»?
Свидригайлову
Лужину
Лебезятникову
Порфирию Петровичу
7. Толстой ввел свой метод , которым он показывал подвижную психологию многомерного человека.
диалектика души
зов души
диалектика характера
противоречие души
8. О каком герое романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» сказано:
…Ярем он барщины старинной
Оброком легким заменил;
И раб судьбу благословил?
о Ленском
о Зарецком
о Ларине
об Онегине
9. Чья речь в пьесе А.Н. Островского «Гроза» сравнивается критиками с лирической народной песней?
Кулигина
Катерины
Кабанихи
Феклуши
10. Основной темой творчества А.А. Фета является тема
истории отечества
гражданского служения
природы
неразделенной любви
11. Дмитрий Старцев из повести А.П. Чехова был по профессии:
инженером
врачом
чиновником
военным
12. Творчество А. Ахматовой традиционно относят к этому течению поэзии серебряного века
футуризм
имажинизм
акмеизм
символизм
13. В поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» помимо Чичикова рассказана биография
Манилова
Коробочки
Плюшкина
Собакевича
14. Любимую мысль свою, положенную в основу «Войны и мира», Толстой определил как __________. Эта мысль обусловливает единство всего произведения, пронизывает все его главы.
мысль народную
мысль дружескую
мысль военную
мысль патриотическую
15. Кто из персонажей романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» был знаком со статьей Раскольникова о «крови по совести»?
Лебезятников
Соня
Порфирий Петрович
Свидригайлов
16. Автором произведений «Живи и помни», «Прощание с Матерой», «Деньги для Марии» является
В.Г. Распутин
В.П. Астафьев
А.И. Солженицын
В.М. Шукшин
17. Кому из персонажей драмы М. Горького «На дне» принадлежит фраза о «карете прошлого», в которой «далеко не уедешь»?
Пеплу
Сатину
Клещу
Актеру
18. Отрезок времени, который в русской литературе принято называть Серебряным веком, охватывает временной промежуток:
конец 17–начало 18 вв.
конец 18–начало 19 вв.
конец 19–начало 20 вв.
конец 20–начало 21 вв.
19. Какое поэтическое течение начала ХХ века представлял В.В. Маяковский в ранний период своего творчества?
имажинизм
символизм
футуризм
акмеизм
20. Какой эпизод в рассказе М. Шолохова «Судьба человека» является кульминационным?
бегство из плена
Соколов у коменданта Мюллера
встреча с Ванюшей
известие о гибели сына
2 ЧАСТЬ
Дайте ответ (словом, словосочетанием) на предложенные вопросы
Сколько лет было Илье Ильичу Обломову в начале романа?
К какому литературному жанру близки сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина?
В какое писательское товарищество входил И. Бунин в 90-е годы ХIХ века?
К какому жанру принадлежит «Тихий Дон» М. Шолохова?
Против каких человеческих пороков выступает В. Шукшин в своих рассказах?
3 ЧАСТЬ
Кратко (5-10 предложений) ответьте
на один из предложенных проблемных вопросов (на свой выбор)
1. Почему Софья предпочла Молчалина Чацкому?
2. Почему в пьесе Н. В. Гоголя «Ревизор» город назван условно?
Сдавай, страна огромная! — МК
Только в “МК”: все о ЕГЭ — едином государственном экзамене
02.04.2007 в 18:26, просмотров: 1616 Единый государственный экзамен — нововведение спорное. Для кого-то это шанс поступить в вуз, а для кого-то — лишняя головная боль.
В этом году ЕГЭ уже “вышел в массы” — единый госэкзамен по русскому языку стал обязательным для всех выпускников школ. В сегодняшнем номере “МК” вы найдете исчерпывающую информацию о том, что за “зверь” такой — этот ЕГЭ, как лучше к нему готовиться и как правильно распорядиться набранной суммой баллов. А также советы выпускников прошлого года, сдавших ЕГЭ на максимальное количество баллов.
С 2009 года Единый госэкзамен будет обязательным для всех 11-классников.
Еще два года — и ЕГЭ станет обязательным вообще для всех, кто собирается поступать в госвузы и колледжи. Со временем сдавать его станут также ученики других классов: аналог госов (“малый” ЕГЭ) появится у девятиклассников и четвероклашек. Так что ребенку придется как минимум трижды сталкиваться с “единым” — по окончании начальной, общей и полной школы.
Leave A Comment