Как вы думаете, почему ода стала одним из главных жанров литературного творчества М. В. Ло­моносова?

Ода на день восшествия на всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года

Как вы думаете, почему ода стала одним из главных жанров литературного творчества М. В. Ло­моносова?

Ломоносов отдавал предпочтение в ху­дожественных произведениях героиче­ской тематике, утверждал славу и мощь Российского государства, воспевал побе­ды русского оружия, видел будущее своей страны в просвещении, распространении наук, отечественного образования. Зада­чам прославления державы и достойней­ших ее государственных и военных деяте­лей в наибольшей степени отвечала ода. В стихотворении «Разговор с Анакреоном» Ломоносов объяснил это свое литератур­ное пристрастие следующими словами:

Хоть нежности сердечной В любви я не лишен,

Героев славой вечной Я больше восхищен.

Хотя в молодые годы Ломоносов любил писать любовные песни, две из которых дошли до нашего времени, главной зада­чей для него стало на примерах отечест­венных героев воспитывать в своих со­гражданах чувство долга и стремление к общественно полезной деятельности. Жанр оды тогда позволял в большом про­изведении сочетать лирику и публицисти­ку, высказаться по вопросам, имеющим государственное значение, и сделать это, по словам известного исследователя рус­ской литературы XVIII века А. В. Западова, сильно, образно, красиво.

Какова, по-вашему, главная, ведущая тема «Оды на день восшествия на всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»? Как с ней связаны другие, казалось бы, свободно развивающиеся темы?

Ведущая темы «Оды на день восшест­вия на всероссийский престол…» — тема России, ее настоящего и будущего, вос­хваление ее величия, богатства, т. е. тема патриотическая. Она раскрывается через ряд подчиненных ей тем, конкретизирую­щих отношение автора к родине и ее наро­ду. Среди них — образы Петра I и импе­ратрицы Елисаветы Петровны, олицетво­ряющих Россию и проводящих прогрес­сивные преобразования, тема войны и ми­ра (возлюбленная тишина), тема науки и искусства, красота и огромные природ­ные богатства России, а также тема моло­дого поколения, символизирующего ее бу­дущее процветание.

Попробуйте охарактеризовать образ императ­рицы, созданный Ломоносовым в оде. Сопоставьте его с изображением Елизаветы на известных вам портретах русских художников XVIII века.

Прославление монарха — одна из отли­чительных особенностей классицистиче­ской оды, так как его образ символизиру­ет силу и единство державы, для русских классицистов — это просвещенный мо­нарх, покровительствующий закону, нау­кам, видящий целью своей деятельнос­ти благо подданных. Такой в оде изобра­жена Елисавета Петровна. Ее изображе­ние носит парадный, торжественный ха­рактер. Как классицист, Ломоносов в об­разе монархини запечатлел свое видение власти и стоящего на ее вершине. Импе­ратрица в оде Ломоносова красива и вели­чественна (зрак прекраснее рая), она прекращает войны во имя спокойствия россов. Словесное описание императриц в одах Ломоносова (Екатерины I, Елизаве­ты Петровны и Екатерины II) вполне соот­носилось с художественным изображени­ем их на портретах классицистов. Созда­вая образ российской монархини, деятели искусства придерживались формулы «Ели­завета — это Петр сегодня», имея в виду возобновление и продолжение петровских преобразований после десятилетия биро­новщины во времена правления Анны Иоанновны. Передовая часть русского об­щества надеялась на дальнейшее развитие дела Петра в условиях мирного времени.

В долинах раздаются клики: «Великая Петрова дщерь Щедроты отчи превышает, Довольство муз усугубляет И к счастью отверзает дверь».

Известен портрет Елизаветы Петровны И. Вишнякова (1743), который выстав­лен в Третьяковской галерее. Императрица величественно возвышается над ми­ром, уподобляясь незыблемой пирамиде. Она царственно неподвижна, что подчер­кивается коронационным одеянием, ман­тией. Образ самодержицы дополняется та­кими атрибутами власти, как корона, скипетр и держава. На неподвижном лице выражение величия и благожелательная улыбка, обращенная к подданным. Похо­же, что к такому облику Елисаветы обра­щены слова Ломоносова:

Сия тебе единой слава,

Монархиня, принадлежит, Пространная твоя держава,

О как тебе благодарит!

И обращение, характерное для торжест­венного одического стиля:

Воззри на горы превысоки,

Воззри в поля твои широки…

Какое отношение выразил Ломоносов к Петру I? Какие художественные приемы, свойствен­ные классицизму, использованы в обрисовке Петра? Как они воздействуют на восприятие читателя?

Как уже было сказано, Петр I для рус­ских классицистов — идеальный просве­щенный государь, заботящийся об укреп­лении Российского государства, его воен­ной мощи, развития наук и искусств. Таким он изображен и в оде «На день вос­шествия на всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года». В его изображении просматривается явная ори­ентация на античность, свойственная со­зданию образа героя. Автор для показа силы и величия Петра I и его деяний использует сравнение с богом войны Мар- сом, который «страшился, свой меч в Пет­ровых зря руках»; Нептун испытывает удивление, глядя на созданный Петром флот («российский флаг»). Вообще же в оде часто упоминаются античные реа­лии — имена богов, музы, Парнас, с кото­рым он сравнивает собрание муз на рос­сийской земле, философа Платона. Вмес­те с тем Ломоносов видит в появлении Петра Великого божественную волю, во­лю «зиждителя мира», которая прослав­ляет создателя, пославшего в Россию че­ловека:

Каков неслыхан был от века.

Сквозь все препятства он вознес Главу, победами венчанну,

Россию, грубостью попранну,

С собой возвысил до небес.

Конечно, в одах Ломоносова выражено искреннее восторженное отношение к Петру, хотя и идеализированное. Поэт как бы забывает, какой ценой достига­лись его преобразования.

Как изображена в оде Россия? Что привлекает внимание поэта? Какие эпитеты и сравнения ис­пользует он, чтобы воссоздать образ Родины?

Россия, прежде всего, любимая автором родина, красотами которой он любуется, богатствами которой он гордится, нахо­дя для выражения своих чувств нужную лексику. И это чувства патриотизма, гор­дости.

Сравнивая Россию с другими странами, их достоянием, Ломоносов России отдает преимущество. Это горы превысоки, по­ля широки, это великие реки Волга, Днепр, Обь, Лена, равные по ширине морям, огромное пространство земель, богатства, какими хвалится Индия. К богатствам России относятся глубокие леса, разнообразный животный мир. Как бы представляя императрице ее необъят­ные владения, Ломоносов прославляет Россию. И здесь порой бывает трудно от­личить объект восхваления в оде — Ели­савета Петровна или находящаяся в ее подданстве необъятная страна. Эти два об­раза иногда в восприятии читателей сли­ваются в один, что свидетельствует о при­оритете для поэта образа великой родной державы и ее блага.

Мы дар твой до небес прославим,

И знак щедрот твоих поставим,

Где солнца всход и где Амур

В зеленых берегах крутится,

Желая паки возвратиться В твою державу от Манчжур.

Как вы думаете, почему ода стала одним из главных жанров литературного творчества М. В. Ло­моносова?

4.3 (85%) 12 votes
На этой странице искали :
  • как изображена в оде россия что привлекает внимание поэта
  • Попробуйте охарактеризовать образ императрицы созданный ломоносовым в оде
  • какое отношение выразил Ломоносов к Петру 1
  • как вы думаете почему ода стала одним из главных
  • как вы думаете почему ода стала одним из главных жанров литературного творчества Ломоносова

Сохрани к себе на стену!

Вопросы и ответы к оде М. В. Ломоносова «На день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны» | сочинение, краткое содержание, анализ, биография, характеристика, тест, отзыв, статья, реферат, ГДЗ, книга, пересказ, сообщение, доклад, литература | Читать онлайн

  • Как вы думаете, почему ода стала одним из главных жанров литературного творчества М. В. Ло­моносова?
  • Ломоносов отдавал предпочтение в ху­дожественных произведениях героиче­ской тематике, утверждал славу и мощь Российского государства, воспевал побе­ды русского оружия, видел будущее своей страны в просвещении, распространении наук, отечественного образования. Зада­чам прославления державы и достойней­ших ее государственных и военных деяте­лей в наибольшей степени отвечала ода. В стихотворении «Разговор с Анакреоном» Ломоносов объяснил это свое литератур­ное пристрастие следующими словами:

    Хоть нежности сердечной
    В любви я не лишен,
    Героев славой вечной
    Я больше восхищен.

    Хотя в молодые годы Ломоносов любил писать любовные песни, две из которых дошли до нашего времени, главной зада­чей для него стало на примерах отечест­венных героев воспитывать в своих со­гражданах чувство долга и стремление к общественно полезной деятельности. Жанр оды тогда позволял в большом про­изведении сочетать лирику и публицисти­ку, высказаться по вопросам, имеющим государственное значение, и сделать это, по словам известного исследователя рус­ской литературы XVIII века А. В. Западова, сильно, образно, красиво.

  • Какова, по-вашему, главная, ведущая тема «Оды на день восшествия на всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»? Как с ней связаны другие, казалось бы, свободно развивающиеся темы?
  • Ведущая темы «Оды на день восшест­вия на всероссийский престол…» — тема России, ее настоящего и будущего, вос­хваление ее величия, богатства, т. е. тема патриотическая. Она раскрывается через ряд подчиненных ей тем, конкретизирую­щих отношение автора к родине и ее наро­ду. Среди них — образы Петра I и импе­ратрицы Елисаветы Петровны, олицетво­ряющих Россию и проводящих прогрес­сивные преобразования, тема войны и ми­ра (возлюбленная тишина), тема науки и искусства, красота и огромные природ­ные богатства России, а также тема моло­дого поколения, символизирующего ее бу­дущее процветание.

  • Попробуйте охарактеризовать образ императ­рицы, созданный Ломоносовым в оде. Сопоставьте его с изображением Елизаветы на известных вам портретах русских художников XVIII века.
  • Прославление монарха — одна из отли­чительных особенностей классицистиче­ской оды, так как его образ символизиру­ет силу и единство державы, для русских классицистов — это просвещенный мо­нарх, покровительствующий закону, нау­кам, видящий целью своей деятельнос­ти благо подданных. Такой в оде изобра­жена Елисавета Петровна. Ее изображе­ние носит парадный, торжественный ха­рактер. Как классицист, Ломоносов в об­разе монархини запечатлел свое видение власти и стоящего на ее вершине. Импе­ратрица в оде Ломоносова красива и вели­чественна (зрак прекраснее рая), она прекращает войны во имя спокойствия россов. Словесное описание императриц в одах Ломоносова (Екатерины I, Елизаве­ты Петровны и Екатерины II) вполне соот­носилось с художественным изображени­ем их на портретах классицистов. Созда­вая образ российской монархини, деятели искусства придерживались формулы «Ели­завета — это Петр сегодня», имея в виду возобновление и продолжение петровских преобразований после десятилетия биро­новщины во времена правления Анны Иоанновны. Передовая часть русского об­щества надеялась на дальнейшее развитие дела Петра в условиях мирного времени.

    В долинах раздаются клики:

    «Великая Петрова дщерь
    Щедроты отчи превышает,
    Довольство муз усугубляет
    И к счастью отверзает дверь».

    Известен портрет Елизаветы Петровны И. Вишнякова (1743), который выстав­лен в Третьяковской галерее. Императрица величественно возвышается над ми­ром, уподобляясь незыблемой пирамиде. Она царственно неподвижна, что подчер­кивается коронационным одеянием, ман­тией. Образ самодержицы дополняется та­кими атрибутами власти, как корона, скипетр и держава. На неподвижном лице выражение величия и благожелательная улыбка, обращенная к подданным. Похо­же, что к такому облику Елисаветы обра­щены слова Ломоносова:

    Сия тебе единой слава,
    Монархиня, принадлежит,
    Пространная твоя держава,
    О как тебе благодарит!

    И обращение, характерное для торжест­венного одического стиля:

    Воззри на горы превысоки,
    Воззри в поля твои широки…
  • Какое отношение выразил Ломоносов к Петру I? Какие художественные приемы, свойствен­ные классицизму, использованы в обрисовке Петра? Как они воздействуют на восприятие читателя?
  • Как уже было сказано, Петр I для рус­ских классицистов — идеальный просве­щенный государь, заботящийся об укреп­лении Российского государства, его воен­ной мощи, развития наук и искусств. Таким он изображен и в оде «На день вос­шествия на всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года». В его изображении просматривается явная ори­ентация на античность, свойственная со­зданию образа героя. Автор для показа силы и величия Петра I и его деяний использует сравнение с богом войны Мар- сом, который «страшился, свой меч в Пет­ровых зря руках»; Нептун испытывает удивление, глядя на созданный Петром флот («российский флаг»). Вообще же в оде часто упоминаются античные реа­лии — имена богов, музы, Парнас, с кото­рым он сравнивает собрание муз на рос­сийской земле, философа Платона. Вмес­те с тем Ломоносов видит в появлении Петра Великого божественную волю, во­лю «зиждителя мира», которая прослав­ляет создателя, пославшего в Россию че­ловека:

    Каков неслыхан был от века.
    Сквозь все препятства он вознес
    Главу, победами венчанну,
    Россию, грубостью попранну,
    С собой возвысил до небес.

    Конечно, в одах Ломоносова выражено искреннее восторженное отношение к Петру, хотя и идеализированное. Поэт как бы забывает, какой ценой достига­лись его преобразования. Материал с сайта //iEssay.ru

  • Как изображена в оде Россия? Что привлекает внимание поэта? Какие эпитеты и сравнения ис­пользует он, чтобы воссоздать образ Родины?
  • Россия, прежде всего, любимая автором родина, красотами которой он любуется, богатствами которой он гордится, нахо­дя для выражения своих чувств нужную лексику. И это чувства патриотизма, гор­дости.

    Сравнивая Россию с другими странами, их достоянием, Ломоносов России отдает преимущество. Это горы превысоки, по­ля широки, это великие реки Волга, Днепр, Обь, Лена, равные по ширине морям, огромное пространство земель, богатства, какими хвалится Индия. К богатствам России относятся глубокие леса, разнообразный животный мир. Как бы представляя императрице ее необъят­ные владения, Ломоносов прославляет Россию. И здесь порой бывает трудно от­личить объект восхваления в оде — Ели­савета Петровна или находящаяся в ее подданстве необъятная страна. Эти два об­раза иногда в восприятии читателей сли­ваются в один, что свидетельствует о при­оритете для поэта образа великой родной державы и ее блага.

    Мы дар твой до небес прославим,
    И знак щедрот твоих поставим,
    Где солнца всход и где Амур
    В зеленых берегах крутится,
    Желая паки возвратиться
    В твою державу от Манчжур.

    Как понять торжественную оду XVIII века • Arzamas

    Теперь вы можете попробовать самостоятельно проанализировать одну из двух других од. Самые непонятные слова и выражения пояснены в примечаниях.

    1
    Благословенны наши лета.
    Ликуй, блаженная страна!
    В сей день тебе Елисавета
    Всевышним и Петром дана.
    Источник празднуя судьбине,
    Возрадуйтесь, народы, ныне,
    Где сей царицы щедра власть.
    О день, исполненный утехи!
    Великого Петра успехи
    Тобою славят нашу часть.

    2
    Не ищешь ты войны кровавой
    И подданных своих щадишь,
    Довольствуясь своею славой,
    Спокойства смертных не вредишь.
    Покойтесь, Русских стран соседы;
    На что прославленной победы
    И грады превращати в прах?  Для чего [и без того] прославленной [правительнице] победы? Нужно ли ей обращать города в прах?
    Седящия на сем престоле
    Нельзя хвалы умножить боле,
    Ни света усугубить страх.

    3
    Императрица возвещает,
    Уставы истины храня:
    «Кто в сердце дерзость ощущает
    Восстать когда против меня,
    Смирю рушителей покою,
    Сломлю рог гордый сей рукою,
    Покрою войском горизонт;
    Увидит чувствующе вскоре
    Петровой дщери силу море:
    Покрою бурный флотом понт  Понт — здесь Черное море.».

    4
    Над ними будешь ты царица,
    Наложишь на противных дань.
    Воздвигни меч, императрица,
    Когда потребна будет брань!
    Пред войском твой штандарт увидев,
    Мы, тихий век возненавидев,
    Забудем роскошь, род и дом:
    Последуя монаршей воле,
    Наступим на Полтавско поле  Выступим [на сражение, которое будет так же славно, как победа Петра под Полтавой]..
    Бросай ты молнию и гром.

    5
    Тогда сей год возобновится,
    В который в чреве ты была  27 июня 1709 года Петр I одержал победу над шведами под Полтавой, и это предопре­делило исход Северной войны. 18 декаря того же года родилась Елизавета Петровна.,
    И паки пламень тот явится
    Против на нас восставша зла.
    Ужасна ты была во чреве,
    Ужасней будешь ты во гневе:
    Ты будешь верность нашу зреть.
    Восстаньте, разных стран народы,
    Бунтуйте, воздух, огнь и воды!
    Пойдем пленить или умреть.

    6
    Пожжем леса, рассыплем грады,
    Пучину бурну возмутим.
    Иныя от тебя награды
    За ревность  Ревность — усердие, старательность. мы не восхотим,
    Чтоб ты лишь перстом указала
    И войску своему сказала:
    «Достойны россами вы слыть».
    О дщерь великому Герою!
    Готовы мы идти под Трою
    И грозный океан преплыть.

    7
    Внимаю звуки я тогдашни:
    Се бомбы в облака летят,
    Подкопы воздымают башни,
    На воздух преисподню мчат.
    Куда ни хочет удалиться,
    Не может враг переселиться,
    На суше смерть и на водах.
    Врагов я вижу усмиренных.
    Уже россиян разъяренных
    На градских вижу я стенах.

    8
    Но днесь, народа храбра племя,
    Ты в мысли пребывай иной  Но сегодня, о племя храбрых людей, думай о другом.:
    Забудь могущее быть время
    И наслаждайся тишиной.
    Вспевайте, птички, песни складно,
    Дышите, ветры, вы прохладно,
    Целуй любезную, зефир  Зефир — олицетворение западного ветра.;
    Она листочки преклоняет,
    Тебя подобно обоняет,
    Изображая сладкий мир.

    9
    На нивах весело порхает
    И в жирных пелепел  Пелепел — перепел. травах,
    И земледелец отдыхает,
    На мягких лежа муравах;
    Не слышны громы здесь Беллоны  Беллона — в древнеримской мифологии богиня из свиты бога войны Марса, по некоторым версиям — его мать.,
    Не делают тревоги стоны,
    Нет плача вдов и бед сирот.
    Драгой довольствуяся частью,
    Живя под милосердой властью,
    О, коль ты счастлив, россов род!

    10
    С разверстаем свирепа зева  Со свирепо распахнутой пастью.
    Бежит из рощей алчный зверь,
    За ним стремится храбра дева,
    Диана, иль Петрова дщерь  Диана — древнеримская богиня растительности, отождествленная с древнегреческой богиней-охотницей Артемидой. Охота была одним из любимых развлечений Елизаветы Петровны.;
    Девица красотою блещет
    И мужественно стрелы мещет.
    Но кое здание зрю там!
    И что, мои пленяя взоры,
    Мне тамо представляют горы?
    Диана, твой Эфесский храм  Эфесский храм — храм Артемиды в городе Эфесе; одно из семи чудес света..

    11
    Покойся, града удаленна,
    В прекрасных ты чертогах сих  Града удаленна — вдалеке от города, [от Санкт-Петербурга]. Речь идет о пора­жавшем современников дворце в Сарском (будущем Царском) селе, где Елизавета Петровна проводила много времени. Архи­тектор Франческо Бартоломео Растрелли перестраивал его несколько лет и завершил только в 1756 году, но в 1755-м, когда была написана ода, уже были закончены лепные фасады. Кроме того, летом Елизавета приказала перенести в Царскосельский дворец Янтарную комнату из Зимнего дворца в Петербурге (подарок прусского короля Фридриха Вильгельма I Петру I). 
    И, в тишине увеселенна,
    Покойся по трудах своих  Отдыхай от своих трудов.,
    Полночны ветры, отлетайте,
    Луга, вседневно процветайте,
    А ты тверди наш, эхо, глас:
    «Мы счастливые человеки;
    Златые возвращенны веки  Золотые времена возвращены Елизаветой.
    Елисаветой ради нас».

    12
    Оттоль, монархиня, взираешь
    На град Петров, на свой престол,
    И как ты взоры простираешь,
    Твои слова сей слышит дол:
    «В сем месте было прежде блато,
    Теперь сияет тамо злато
    На башнях счастия творца;
    Нева средь пышна града льется,
    Отколе эхо раздается
    О славе моего отца».

    1
    Заря багряною рукою
    От утренних спокойных вод
    Выводит с солнцем за собою
    Твоей державы новый год.
    Благословенное начало
    Тебе, Богиня, воссияло.
    И наших искренность сердец
    Пред троном Вышняго пылает,
    Да щастием Твоим венчает
    Его средину и конец.

    2
    Да движутся светила стройно
    В предписанных себе кругах,
    И реки да текут спокойно
    В Тебе послушных берегах;
    Вражда и злость да истребится;
    И огнь и меч да удалится
    От стран Твоих и всякий вред;
    Весна да рассмеется нежно,
    И земледелец безмятежно
    Сторичный  Сторичный — стократный. плод да соберет.

    3
    С способными  Спободными — удобными, благоприятными. ветрами споря,
    Терзать да не дерзнет борей  Борей — олицетворение бурного северного ветра.
    Покрытаго судами моря
    Пловущими к земли Твоей.
    Да всех глубокий мир питает;
    Железо браней да не знает,
    Служа в труде безмолвных сел.
    Да злобна зависть постыдится,
    И славе свет да удивится
    Твоих великодушных дел.

    4
    Священны да хранят уставы
    И правду на суде судьи,
    И время Твоея державы
    Да ублажат раби Твои.
    Соседы да блюдут союзы;
    И вам, возлюбленныя Музы,
    За горьки слезы и за страх,
    За грозно время и плачевно
    Да будет радость повседневно,
    При Невских обновясь струях.

    5
    Годину ту воспоминая,
    Среди утех мятется ум!
    Еще крутится мгла густая,
    Еще наносит страшный шум!
    Там буря и́скры завивает,
    И алчный пламень пожирает
    Минервин с громким треском храм!  Минерва — одна из важнейших древнеримских богинь, персонификация мудрости. Речь идет о пожаре, который случился в ночь на 5 декабря 1747 года в здании Кунсткамеры и Императорской библиотеки.
    Как медь в горниле, небо рдится!
    Богатство разума стремится
    На низ, к трепещущим ногам!  В здании Кунсткамеры была типография, и во время пожара находившиеся там отпечатанные, но еще не сброшюрованные академические издания были скинуты на землю.

    6
    Дражайши Музы, отложите
    Взводить на мысль печали тень;
    Веселым гласом возгремите
    И пойте сей великий день,
    Когда в Отеческой короне
    Блеснула на Российском троне
    Яснее дня Елисавет;
    Как ночь на полдень пременилась,
    Как осень нам с весной сравнилась,
    И тьма произвела нам свет  Дворцовый переворот, в результате которого Елизавета Петровна взошла на трон, произошел ночью 25 ноября 1741 года..

    7
    В луга, усыпанны цветами,
    Царица трудолюбных пчел,
    Блестящими шумя крылами,
    Летит между прохладных сел;
    Стекается, оставив розы
    И сотом напоенны ло́зы,
    Со тщанием отвсюду рой,
    Свою Царицу окружает
    И тесно в след ее летает
    Усердием вперенный строй  Вперенный — направленный; «усердием вперенный» — направляемый усердием..

    8
    Подобным жаром воспаленный
    Стекался здесь Российский род
    И, радостию восхищенный,
    Теснясь, взирал на Твой приход.
    Младенцы купно  Купно — вместе. с сединою
    Спешили следом за Тобою.
    Тогда великий град Петров
    В едину стогну  Стогна — площадь, широкая улица. уместился,
    Тогда и ветр остановился,
    Чтоб плеск  Плеск — рукоплескания, звук аплодисментов. всходил до облаков.

    9
    Тогда во все пределы Света,
    Как молния, достигнул слух,
    Что царствует Елисавета,
    Петров в себе имея дух.
    Тогда нестройные соседы
    Отчаялись своей победы
    И в мысли отступали вспять  Имеется в виду Русско-шведская война, начавшаяся незадолго до прихода Елизаветы к власти. Заметная часть шведской знати и членов парламента была настроена против военных действий. Война складывалась неудачно для Швеции и закончилась российской победой в 1743 году..
    Монархиня, кто Россов знает
    И ревность  Ревность — усердие, старательность. их к Тебе внимает,
    Помыслит ли противу стать?

    11
    Европа, утомленна в брани  Имеется в виду Война за австрийское наследство, продолжавшаяся с 1740 по 1748 год.,
    Из пламени подняв главу,
    К Тебе свои простерла длани
    Сквозь дым, курение и мглу.
    Твоя кротчайшая природа,
    Чем для блаженства смертных рода
    Всевышний наш украсил век,
    Склонилась для ея защиты,
    И меч Твой, лаврами обвитый,
    Не обнажен, войну пресек  В начале 1748 года русский корпус выступил в сторону Рейна, чтобы помочь австрийской эрцгерцогине Марии Терезии против фран­цузов. После этого начались переговоры, в результате которых в октябре был заклю­чен мир. Участия в боевых действиях русские войска так и не приняли..

    12
    Европа и весь мир свидетель,
    Народов разных милион,
    Колика ныне добродетель
    Российский украшает трон.
    О как сие нас услаждает,
    Что вся вселенна возвышает,
    Монархиня, твои дела!
    Народов Твоея державы
    Различна речь, одежда, нравы,
    Но всех согласна похвала.

    13
    Единым гласом все взываем,
    Что Ты — Защитница и Мать,
    Твои доброты исчисляем,
    Но всех не можем описать.
    Когда воспеть щедроты тщимся,
    Безгласны красоте чудимся.
    Победыль славить мысль течет,
    Как пали Готы  Готами в оде называются шведы. пред Тобою?
    Но больше мирною рукою
    Ты целой удивила свет.

    14
    Весьма не обычайно дело,
    Чтоб всеми кто дарами цвел:
    Тот крепкое имеет тело,
    Но слаб в нем дух и ум не зрел.
    В другом блистает ум небесный,
    Но дом себе имеет тесный,
    И духу сил не достает.
    Иной прославился войною,
    Но жизнью мир порочит злою
    И сам с собой войну ведет.

    15
    Тебя, богиня, возвышают
    Души и тела красоты,
    Что в многих разделясь блистают;
    Едина все имеешь Ты.
    Мы видим, что в Тебе единой
    Великий Петр с Екатериной
    К блаженству нашему живет.
    Похвал пучина отворилась!
    Смущенна мысль остановилась,
    Что слов к тому не достает.

    16
    Однако дух еще стремится,
    Еще кипит сердечный жар,
    И ревность  Ревность — усердие, старательность. умолчать стыдится:
    О Муза, усугубь твой дар,
    Гласи со мной в концы земныя,
    Коль ныне радостна Россия!
    Она, коснувшись облаков,
    Конца не зрит своей державы;
    Гремящей насыщенна славы,
    Покоится среди лугов.

    17
    В полях, исполненных плодами,
    Где Волга, Днепр, Нева и Дон,
    Своими чистыми струями
    Шумя, стадам наводят сон,
    Седит и ноги простирает
    На степь, где Хину  Хина — Китай. отделяет
    Пространная стена от нас;
    Веселый взор свой обращает
    И вкруг довольства исчисляет,
    Возлегши локтем на Кавказ.

    18
    «Се нашею, — рекла, — рукою
    Лежит поверженный Азов  Азовская крепость была взята Петром I в 1696 году, затем, в 1711 году, возвращена Турции, снова взята русскими войсками в 1736 году, но по условиям мирного договора срыта незадолго до восшествия на престол Елизаветы Петровны.;
    Рушитель нашего покою
    Огнем казнен среди валов.
    Се знойные Каспийски бреги,
    Где, варварски презрев набеги,
    Сквозь степь и блата Петр прошел,
    В средину Азии достигнул,
    Свои знамена там воздвигнул,
    Где день скрывали тучи стрел.

    19
    В моей послушности крутятся
    Там Лена, Обь и Енисей,
    Где многие народы тщатся
    Драгих мне в дар ловить зверей;
    Едва покров себе имея,
    Смеются лютости борея  То есть смеются над злыми северными ветрами, не боясь их.,
    Чудовищам дерзают в след,
    Где верьх до облак простирает,
    Угрюмы тучи раздирает,
    Поднявшись с дна морского, лед.

    20
    Здесь Днепр хранит мои границы,
    Где Гот гордящийся упал
    С торжественныя колесницы,
    При коей в узах он держал
    Сарматов и Саксонов пленных  Речь идет о Полтавской битве. Готом тут назван король Швеции Карл XII, а сарматами — поляки: в 1706 году шведы разгромили войска курфюрста Саксонии и короля Польши Августа II, после чего начали поход против России. Полтавское поражение Карла XII привело к перелому в Северной войне и завершило господство Швеции в Европе.,
    Вселенну в мыслях вознесенных
    Единой обращал рукой.
    Но пал, и звук его достигнул
    Во все страны и страхом двигнул
    С Дунайской Вислу быстриной  То есть река Висла от страха побежала так же быстро, как Дунай. Под испугавшейся Вислой имеется в виду Польша, а под Дунаем — Османская империя..

    21
    В стенах Петровых протекает
    Полна веселья там Нева;
    Венцем, порфирою  Порфира, или багряница, — пурпурная мантия монарха; символ верховной власти. блистает;
    Покрыта лаврами глава.
    Там равной ревностью пылают
    Сердца, как стогны все сияют
    В исполненной утех ночи.
    О сладкий век! О жизнь драгая!
    Петрополь, небу подражая,
    Подобны испустил лучи  Имеется в виду фейерверк, устроенный в Петербурге в 1748 году в честь дня восшествия на престол Елизаветы Петровны. ».

    22
    Сие Россия восхищенна
    В веселии своем гласит;
    Москва едина, на колена
    Упав, перед Тобой стоит,
    Власы седые простирает,
    Тебя, Богиня, ожидает,
    К тебе единой вопия:
    «Воззри на храмы опаленны,
    Воззри на стены разрушенны;
    Я жду щедроты Твоея»  В мае 1748 года в Москве произошло несколько серьезных пожаров подряд. .

    23
    Гряди, Краснейшая денницы  Крайнейшая денницы — более прекрасная, чем утренняя звезда — денница.,
    Гряди, и светлостью лица
    И блеском чистой багряницы
    Утешь печальныя сердца,
    И время возврати златое.
    Мы здесь в возлюбленном покое
    К полезным припадем трудам.
    Отсутствуя, Ты будеш с нами.
    Покрытым орлими крилами,
    Кто смеет прикоснуться нам?  Ломоносов уговаривает императрицу отправиться в Москву, не опасаясь оставить Санкт-Петербург.

    24
    Но естьли гордость ослепленна
    Дерзнет на нас воздвигнуть рог,
    Тебе, в женах благословенна,
    Против ее помощник Бог.
    Он верьх небес к Тебе преклонит
    И тучи страшные нагонит
    Во сретенье  Во сретенье — навстречу. врагам Твоим.
    Лиш только ополчишься к бою,
    Предъидет ужас пред Тобою,
    И следом воскурится дым.  

    «М.В. Ломоносов – реформатор русского языка и системы стихосложения. Жанр оды». 9-й класс

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    Цель урока:

    • познакомить учащихся с фактами биографии Ломоносова;
    • обобщить и углубить знания о филологической деятельности М.В.Ломоносова,
    • показать Ломоносова как реформатора русского языка, стихосложения, системы жанров.
    • развивать умения выразительного чтения одической поэзии,
    • формировать активную гражданскую позицию учащихся;

    Методические приемы: рассказ учителя, беседа, работа с учебником, просмотр презентаций..

    1. Орг. момент. Определение целей урока. Запись эпиграфа к уроку.

    С Ломоносова начинается наша литература. Он был ее отцом и пестуном, он был ее Петром Великим. (В.Г. Белинский)

    2. Вступительное слово учителя.

    Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей.

    3. Биография Ломоносова. Просмотр презентации о биографии М. В. Ломоносова. (Презентация 1)

    Слайд № 2

    М. В. Ломоносов родился 8 ноября 1711 г., в селе Денисовке, Архангельской губернии, Холмогорского уезда, в крестьянской семье.

    Слайд № 3

    В зимние месяцы, когда отцовские суда стояли на приколе и работы было меньше, Ломоносов учился читать и писать. Первыми учителями его были сосед Иван Шубной и дьячок приходской церкви С. Н. Сабельников.

    Слайд № 4

    В 19 лет тайком от отца М.В.Ломоносов отправляется из деревни Холмогоры в Москву

    Слайд № 6

    В Москве в 1731 г. он поступает учиться в Славяно-греко-латинскую академию, выдав себя за дворянского сына, поскольку крепостных в академию не принимали. Ломоносов становится одним из лучших учеников.

    Слайд № 7

    В 1735 г. он был послан в Петербург в академический университет

    Слайд № 8

    В 1736 г. трое студентов, в том числе и Ломоносов, были отправлены Академией Наук в Германию, для обучения математике, физике, философии, химии и металлургии.

    Слайд № 9

    За границей Ломоносов пробыл пять лет: около 3 лет в Марбурге, под руководством знаменитого Вольфа, и около года в Фрейберге, у Геннеля.

    Слайд № 10

    X. Вольф был доволен успехами Ломоносова, выделяя его из других студентов. В 1738 г. он сообщал в Петербург: “У г. Ломоносова, по-видимому, самая светлая голова между ними, при хорошем прилежании он мог бы и научиться многому, выказывая большую охоту и желание учиться”.

    Слайд № 11

    В 1740 Ломоносов, обладая пылким темпераментом, поссорился с наставником и ушел из Фрейберга без дозволения Академии.

    По дороге из Марбурга в Голландию был насильно завербован в прусские солдаты, но бежал из крепости Везеля.

    Слайд № 12

    В июне 1741 г. Ломоносов вернулся в Россию и вскоре назначен был в академию адъюнктом химии.

    В 1745 г. он хлопочет о разрешении читать публичные лекции на русском языке;

    в 1746 г. — о наборе студентов из семинарий, об умножении переводных книг, о практическом приложении естественных наук.

    Слайд № 13

    С 1748 г. Ломоносов работал в учреждённой по его инициативе Химической лаборатории академии; химическими исследованиями он занимался также в домашней лаборатории.

    Слайд № 15

    В 1753 г., Ломоносову, при помощи Шувалова, удается устроить фабрику мозаики.

    В «Письме о пользе Стекла» он, обращаясь к Шувалову, пишет:

    • Неправо о вещах те думают, Шувалов,
    • Которые Стекло чтут ниже Минералов,
    • Приманчивым лучом блистающих в глаза.
    • Не меньше польза в нем, не меньше в нем краса.

    Слайд № 17

    Ломоносов создал ряд мозаичных портретов (например, портрет Петра I) и монументальную (4,8х6,44 м) мозаику “Полтавская баталия” (1762-1764).

    Слайд № 18

    В это же время учёный организует домашнюю химическую лабораторию и мастерскую оптических приборов, работает над созданием «ночезрительной трубы».

    Слайд № 19

    В 1755 по инициативе Ломоносова и по его проекту был основан Московский университет, “открытый для всех лиц, способных к наукам”, а не только для дворян.

    Слайд № 20

    Ученые люди, — доказывает Ломоносов, — нужны «для Сибири, для горных дел, фабрик, сохранения народа, архитектуры, правосудия, исправления нравов, купечества, единства чистые веры, земледельства и предзнания погод, военного дела, хода севером и сообщения с ориентом».

    Слайд № 21

    Весной 1765 Ломоносов простудился. Умер 15 апреля 1765. Незадолго до смерти его посетила императрица Екатерина, «чем подать благоволила новое Высочайшее уверение о истинном люблении и попечении своем о науках и художествах в отечестве» («Санкт-Петербургские Ведомости», 1764). Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге.

    Слайд № 22

    “Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстью сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник”, — так говорил о нём А. С. Пушкин

    Ломоносов как реформатора русского языка, стихосложения, системы жанров.

    4. Слово учителя.

    Ломоносов бел не только талантливым физиком, химиком, астрономом и художником. Велика его роль в реформировании русского языка. Просмотр презентации 2. (Презентация 2)

    Слайд № 1

    Михаил Васильевич Ломоносов сыграл важную роль в укреплении и распространении русского языка в период XVIII века. Он создатель русской оды, автор поэм, поэтических посланий, научной грамматики русского языка.

    Слайд № 2

    «С Ломоносова начинается наша литература; он был её отцом… он был её Петром Великим», писал о нём В. Г Белинский.

    Слайд № 3

    Первым сочинением Ломоносова о языке было написанное в 1738 году в Германии «Письмо о правилах российского стихотворства. В нём он пишет: «Российские стихи надлежит сочинять по природному нашего языка свойству, а того, что ему весьма несвойственно, из других языков не вносить».

    Слайд № 4

    Страстно желая изменить отношение к русскому языку не только иностранцев, но и русских, он создаёт первую на русском языке “Российскую грамматику”, в которой впервые представляет научную систему русского языка.

    Слайд № 5

    Подчёркивая огромное значение грамматики, он писал: “Тупа оратория, косноязычна поэзия, неосновательна философия, неприятна история, сомнительна юриспруденция без грамматики”.

    Слайд № 6

    Что же он сделал?

    1) Ломоносов отделял звуки от букв. «Первые действительно голосу сопрягаются, и по справедливости гласными называются. Второго рода прилично согласными именованы.»

    Слайд № 7

    2) Создал классификацию частей речи.

    Слово дано для того человеку, чтобы свои понятия сообщать другому

    Слайд № 8

    Посему слово человеческое имеет осмь частей знаменательных: 1) имя для названия вещей; 2) местоимение для сокращения именований; 3) глагол для названия деяний; 4) причастие для сокращения соединением имени и глагола в одно речение; 5) наречие для краткого изображения обстоятельств; б) предлог для показания принадлежности обстоятельств к вещам или деяниям; 7) союз для изображения взаимности наших понятий; 8) междуметие для краткого изъявления движений духа.

    Слайд № 9

    Ломоносов выделил основные знаки препинания:

    • запятая ,
    • вопросительный знак ?
    • точка.
    • удивительный !
    • две точки :
    • единительный —
    • точка с запятою ;
    • вместительный ( )

    Слайд № 10

    В 1742 году Ломоносов впервые в России начал читать публичные лекции на русском языке в Академии наук, большое внимание уделяя риторике – науке хорошо говорить.

    В «Кратком руководстве к красноречию…» 1748 года учёный пишет: «Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем самым приклонять других к своему об оной мнением”.

    Слайд № 11

    В этой же работе он высказал идеи о стилях русского языка. Позднее в сочинении «О пользе книг церковных в российском языке» 1758 года Ломоносов создает получившую широкую известность теорию «трех штилей» русского языка

    Слайд № 12

    До Ломоносова русский литературный язык отличала беспорядочная смесь самых различных языковых элементов.

    Слайд № 13

    Все слова, какими может располагать русский язык, Ломоносов делит на три основных группы. К первому он относит слова, общие для языка церковных книг и для простого русского языка

    Ко второму относятся в основном общеупотребительные слова и лишь некоторые слова церковных книг

    Наконец, третий разряд составляют только слова общеупотребительные.

    Слайд № 14

    Высоким стилем «составляться должны героические поэмы, оды, праздничные речи о важных материях»

    Как просто написан знаменитый отрывок из “Оды на день восшествия на престол Елизаветы Петровны, 1747 г.”:

    Науки юношей питают,
    Отраду старым подают,
    В счастливой жизни украшают,
    В несчастный случай берегут:

    Слайд № 15

    Средним стилем писать «все театральные сочинения, в которых требуется обыкновенное человеческое слово», также стихотворные дружеские письма, элегии.

    Слайд № 16

    Низким же стилем пишутся комедии, увеселительные эпиграммы, песни, басни. В этом стиле можно употреблять и просторечные слова, но не вульгарные.

    Слайд № 17

    Теория «трех штилей» имела демократический характер:

    • она ограничила употребление старославянских слов,
    • приблизила литературный язык к разговорному.
    • художественные и научные произведения, написанные в соответствии с требованиями этой теории, были доступны более широкому кругу читателей.

    Слайд № 18

    Ломоносов рассматривал свою стилистическую теорию также как средство борьбы со злоупотреблением иностранными словами.

    Ломоносов говорит: «Таким старательным и осторожным употреблением … отвратятся дикие и странные слова нелепости, входящие к нам из чужих языков….»

    Слайд № 19

    Великий ученый земли русской положил начало нашему точному научному языку, без которого теперь никто не может обходиться. Он говорил, что иностранные слова нужно переводить на русский язык, а если это невозможно, то стараться придавать форму, близкую русскому языку.

    Слайд № 20

    “В геометрии должно сказать: этот угол прямой, а не прям”.

    Ломоносов предложил

    • вместо “бергверк” говорить рудник,
    • вместо “дак” – кровля,
    • “перпендикулы” – маятник.

    Слайд № 21

    Ему принадлежат и такие нововведения, как “упругость тел”, “земная ось”, “удельный вес”, “преломление лучей”, “магнитная стрелка”, “опыт”, “наблюдение”.

    Слайд № 22

    Обладая прекрасным фонетическим чутьем, Ломоносов удачно переделал “оризонт” на горизонт, “квадратуум” на квадрат, “ваторпас” на ватерпас и т. д.

    В итоге ломоносовские научные и технические слова и выражения мало-помалу заменили собой прежние неуклюжие термин

    Вопросы и ответы к оде М. В. Ломоносова “На день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны” 👍

    Как вы думаете, почему ода стала одним из главных жанров литературного творчества М. В. Ломоносова?

    Ломоносов отдавал предпочтение в художественных произведениях героической тематике, утверждал славу и мощь Российского государства, воспевал победы русского оружия, видел будущее своей страны в просвещении, распространении наук, отечественного образования. Задачам прославления державы и достойнейших ее государственных и военных деятелей в наибольшей степени отвечала ода. В стихотворении “Разговор с Анакреоном” Ломоносов объяснил

    это свое литературное пристрастие следующими словами:

    Хоть нежности сердечнойВ любви я не лишен, Героев славой вечнойЯ больше восхищен.

    Хотя в молодые годы Ломоносов любил писать любовные песни, две из которых дошли до нашего времени, главной задачей для него стало на примерах отечественных героев воспитывать в своих согражданах чувство долга и стремление к общественно полезной деятельности. Жанр оды тогда позволял в большом произведении сочетать лирику и публицистику, высказаться по вопросам, имеющим государственное значение, и сделать это, по словам популярного исследователя русской литературы

    XVIII века А. В. Западова, сильно, образно, красиво.

    Какова, по-вашему, главная, ведущая тема “Оды на день восшествия на всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года”? Как с ней связаны другие, казалось бы, свободно развивающиеся темы?

    Ведущая темы “Оды на день восшествия на всероссийский престол…” – тема России, ее настоящего и будущего, восхваление ее величия, богатства, т. е. тема патриотическая. Она раскрывается через ряд подчиненных ей тем, конкретизирующих отношение автора к родине и ее народу. Среди них – образы Петра I и императрицы Елисаветы Петровны, олицетворяющих Россию и проводящих прогрессивные преобразования, тема войны и мира (возлюбленная тишина), тема науки и искусства, красота и огромные природные богатства России, а также тема молодого поколения, символизирующего ее будущее процветание.

    Попробуйте охарактеризовать образ императрицы, созданный Ломоносовым в оде. Сопоставьте его с изображением Елизаветы на известных вам портретах русских художников XVIII века.

    Прославление монарха – одна из отличительных особенностей классицистической оды, так как его образ символизирует силу и единство державы, для русских классицистов – это просвещенный монарх, покровительствующий закону, наукам, видящий целью своей деятельности благо подданных. Такой в оде изображена Елисавета Петровна. Ее изображение носит парадный, торжественный характер. Как классицист, Ломоносов в образе монархини запечатлел свое видение власти и стоящего на ее вершине.

    Императрица в оде Ломоносова красива и величественна (зрак прекраснее рая), она прекращает войны во имя спокойствия россов. Словесное описание императриц в одах Ломоносова (Екатерины I, Елизаветы Петровны и Екатерины II) вполне соотносилось с художественным изображением их на портретах классицистов. Создавая образ российской монархини, деятели искусства придерживались формулы “Елизавета – это Петр сегодня”, имея в виду возобновление и продолжение петровских преобразований после десятилетия бироновщины во времена правления Анны Иоанновны.

    Передовая часть русского общества надеялась на дальнейшее развитие дела Петра в условиях мирного времени.

    В долинах раздаются клики:

    “Великая Петрова дщерьЩедроты отчи превышает, Довольство муз усугубляетИ к счастью отверзает дверь”.

    Известен портрет Елизаветы Петровны И. Вишнякова (1743), который выставлен в Третьяковской галерее. Императрица величественно возвышается над миром, уподобляясь незыблемой пирамиде.

    Она царственно неподвижна, что подчеркивается коронационным одеянием, мантией. Образ самодержицы дополняется такими атрибутами власти, как корона, скипетр и держава. На неподвижном лице выражение величия и благожелательная улыбка, обращенная к подданным. Похоже, что к такому облику Елисаветы обращены слова Ломоносова:

    Сия тебе единой слава, Монархиня, принадлежит, Пространная твоя держава, О как тебе благодарит!

    И обращение, характерное для торжественного одического стиля:

    Воззри на горы превысоки, Воззри в поля твои широки… Какое отношение выразил Ломоносов к Петру I? Какие художественные приемы, свойственные классицизму, использованы в обрисовке Петра? Как они воздействуют на восприятие читателя?

    Как уже было сказано, Петр I для русских классицистов – идеальный просвещенный государь, заботящийся об укреплении Российского государства, его военной мощи, развития наук и искусств. Таким он изображен и в оде “На день восшествия на всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года”. В его изображении просматривается явная ориентация на античность, свойственная созданию образа героя.

    Автор для показа силы и величия Петра I и его деяний использует сравнение с богом войны Мар – сом, который “страшился, свой меч в Петровых зря руках”; Нептун испытывает удивление, глядя на созданный Петром флот (“российский флаг”). Вообще же в оде часто упоминаются античные реалии – имена богов, музы, Парнас, с которым он сравнивает собрание муз на российской земле, философа Платона. Вместе с тем Ломоносов видит в появлении Петра Великого божественную волю, волю “зиждителя мира”, которая прославляет создателя, пославшего в Россию человека:

    Каков неслыхан был от века. Сквозь все препятства он вознесГлаву, победами венчанну, Россию, грубостью попранну, С собой возвысил до небес.

    Конечно, в одах Ломоносова выражено искреннее восторженное отношение к Петру, хотя и идеализированное. Поэт как бы забывает, какой ценой достигались его преобразования.

    Как изображена в оде Россия? Что привлекает внимание поэта? Какие эпитеты и сравнения использует он, чтобы воссоздать образ Родины?

    Россия, прежде всего, любимая автором родина, красотами которой он любуется, богатствами которой он гордится, находя для выражения своих чувств нужную лексику. И это чувства патриотизма, гордости.

    Сравнивая Россию с другими странами, их достоянием, Ломоносов России отдает преимущество. Это горы превысоки, поля широки, это великие реки Волга, Днепр, Обь, Лена, равные по ширине морям, огромное пространство земель, богатства, какими хвалится Индия. К богатствам России относятся глубокие леса, разнообразный животный мир. Как бы представляя императрице ее необъятные владения, Ломоносов прославляет Россию.

    И здесь порой бывает трудно отличить объект восхваления в оде – Елисавета Петровна или находящаяся в ее подданстве необъятная страна. Эти два образа иногда в восприятии читателей сливаются в один, что свидетельствует о приоритете для поэта образа великой родной державы и ее блага.

    Мы дар твой до небес прославим, И знак щедрот твоих поставим, Где солнца всход и где АмурВ зеленых берегах крутится, Желая паки возвратитьсяВ твою державу от Манчжур.

    Читать онлайн «Литература. 9 класс. Часть 1» автора Марьина Ольга Борисовна — RuLit




    Выбрать главу

    Толикое земель пространствоКогда Всевышний поручилТебе в счастливое подданство,Когда сокровища открыл,Какими хвалится Инди́я, —Но требует к тому РоссияИскусством утверждённых рукСиё злату́ очистит жилу;Почувствуют и камни силуТобой восставленных наук.

    ……………………О вы, которых ожидаетОтечество от недр своихИ видеть таковых желает,Каких зовёт от стран чужих, —О, ваши дни благословенны!Дерзайте ныне ободренныРаченьем вашим показать,Что может собственных ПлатоновИ быстрых разумом Невтонов[9]Российская земля рождать.

    Науки юношей питают,Отраду старым подают,В счастливой жизни украшают,В несчастный случай берегут;В домашних трудностях утехаИ в дальних странствах не помеха,Науки пользуют везде:Среди народов и в пустыне,В градском шуму и наедине,В покое сладки и в труде.Тебе, о милости источник,О ангел мирных наших лет!Всевышний на того помощник,Кто гордостью своей дерзнет,Завидя нашему покою,Против тебя восстать войною;Тебя Зиждитель сохранитВо всех путях беспреткновеннуИ жизнь твою благословеннуС числом щедрот твоих сравнит.

    Вопросы и задания

    1. Как вы думаете, почему ода стала одним из главных жанров литературного творчества М. В. Ломоносова?

    2. Какова, по-вашему, главная, ведущая тема «Оды на день восшествия на всероссийский престол её величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»? Как с ней связаны другие, казалось бы, свободно развивающиеся темы?

    3. Какова роль заключения в оде? Как оно связано с основной темой?

    4. Какое отношение выразил Ломоносов к Петру I? Какие художественные приёмы, свойственные классицизму, использованы в обрисовке Петра? Как они воздействуют на восприятие читателя?

    1. Как изображена в оде Россия? Что привлекает внимание поэта? Какие эпитеты и сравнения использует он, чтобы воссоздать образ Родины?

    2. Каким стилем написана ода? Какова роль этого стиля в раскрытии идейно-художественного содержания оды?

    3. Какую роль сыграла теория «трёх штилей» в развитии русской словесности?

    1. Попробуйте охарактеризовать образ императрицы, созданный Ломоносовым в оде. Сопоставьте его с изображением Елизаветы на известных вам портретах русских художников XVIII века.

    2. Что же, по мнению автора, необходимо, чтобы Родина стала действительно процветающей, а народ жил в довольстве и благополучии?

    3. Какие новшества внёс Ломоносов в русское стихосложение?

    Гаврила Романович Державин

    (1743–1816)

    Ум и сердце человечьеБыли гением моим.

    Г. Р. Державин

    С Державина начинается новый период русской поэзии, и как Ломоносов был первым её именем, так Державин был вторым. В лице Державина поэзия русская сделала великий шаг вперёд.

    В. Г. Белинский

    У Гаврилы Романовича Державина была интересная и сложная жизнь, с частыми взлётами и падениями. Сын обедневших мелкопоместных дворян из старинного рода, который вёл своё начало с XV века от татарского мурзы Багрима, Державин прошёл путь от рядового солдата до министра юстиции, занимал ряд важных государственных постов. При этом он никогда не изменял своим убеждениям, которые высказывал невзирая на лица, обладая прямым, резким, принципиальным характером. По своим взглядам, типичным для писателей-классицистов, Державин был приверженцем просвещённой монархии, верил в разум и справедливость верховного правителя и там, где служил, пытался добиваться правды. Честным исполнением служебного долга, независимостью характера и стремлением бороться против мздоимства «сильных мира сего», их жестокого отношения к крепостным он вызывал к себе ненависть сановников, что приводило к очередному недовольству его деятельностью и очередной отставке. К крестьянским же восстаниям относился резко отрицательно и участвовал в подавлении пугачёвского бунта.

    В мае 1783 года была опубликована ода «Фелица» без ведома автора, так как тот боялся гнева осмеянных им вельмож. Екатерина Романовна Дашкова преподнесла журнал императрице, которой ода понравилась. Державин сразу же сделался знаменитым. Вскоре открылась Российская академия (словесности), президентом которой была избрана княгиня Е. Р. Дашкова, а Державин стал членом новой академии.

    ~ 13 ~

    Предыдущая страница Следующая страница

    Как изображена в оде Россия? Что привлекает внимание поэта? Какие эпитеты и сравнения использует он, чтобы воссоздать

    • Математика
    • Литература
    • Алгебра
    • Русский язык
    • Геометрия
    • Английский язык
    • Химия
    • Физика
    • Биология
    • Другие предметы
    • История
    • Обществознание
    • Окружающий мир
    • География
    • Українська мова
    • Информатика
    • Українська література
    • Қазақ тiлi
    • Экономика
    • Музыка
    • Право
    • Беларуская мова
    • Французский язык
    • Немецкий язык
    • МХК
    • ОБЖ
    • Психология
    • Общие вопросы
    • Регистрация
    • Вход на сайт
    voprosi-i-otvety.comvoprosi-i-otvety.com Войти
    • voprosi-i-otvety.com Математика
    • voprosi-i-otvety.com Литература
    • voprosi-i-otvety.com Алгебра
    • voprosi-i-otvety.com Русский язык
    • voprosi-i-otvety.com Геометрия
    • voprosi-i-otvety.com Английский язык
    • voprosi-i-otvety.com Химия
    • voprosi-i-otvety.com Физика
    • voprosi-i-otvety.com Биология
    • voprosi-i-otvety.com Другие предметы
    • voprosi-i-otvety.com История
    • voprosi-i-otvety.com Обществознание
    • voprosi-i-otvety.com Окружающий мир
    • voprosi-i-otvety.com География
    • voprosi-i-otvety.com Українська мова
    • voprosi-i-otvety.com Информатика
    • voprosi-i-otvety.com Українська література
    • voprosi-i-otvety.com Қазақ тiлi
    • voprosi-i-otvety.com Экономика
    • voprosi-i-otvety.com Музыка
    • voprosi-i-otvety.com Право
    • voprosi-i-otvety.com Беларуская мова
    • voprosi-i-otvety.com Французский язык
    • voprosi-i-otvety.com Немецкий язык
    • voprosi-i-otvety.com МХК
    • voprosi-i-otvety.com ОБЖ
    • voprosi-i-otvety.com Психология
    • voprosi-i-otvety.com Общие вопросы
    Задать вопрос

    российских банкнот и изображенные на них достопримечательности · Russia Travel Blog

    На банкнотах России можно увидеть изображения различных достопримечательностей, расположенных во всех уголках страны. В следующем наборе фотографий вы можете увидеть как банкноты, так и места, которые на них изображены. Фото: Алексей Сергеевич.

    10 рублей — Красноярск. Коммунальный мост через реку Енисей внесен в книгу ЮНЕСКО «Лучшие мосты мира».

    Russian banknotes and the sights depicted on them, photo 1

    Часовня Параскевы Пятницы — святая, покровительница семьи и домашних животных.

    Russian banknotes and the sights depicted on them, photo 2

    Красноярская ГЭС, расположенная примерно в 30 км от Красноярска, вторая по величине в России и одна из десяти крупнейших гидроэлектростанций в мире.

    Russian banknotes and the sights depicted on them, photo 3

    50 рублей — Санкт-Петербург. Основание Ростральной колонны с восседающей на престоле женской фигурой — символом Невы. За Ростральной колонной видна Петропавловская крепость.

    Russian banknotes and the sights depicted on them, photo 4

    Старая Санкт-Петербургская фондовая биржа и Ростральные колонны на набережной Невы.

    Russian banknotes and the sights depicted on them, photo 5

    100 рублей — Москва. Площадь перед Большим театром и само здание театра.

    Russian banknotes and the sights depicted on them, photo 6

    Скульптура на портике Большого театра — Аполлон с колесницей.

    Russian banknotes and the sights depicted on them, photo 7

    500 рублей — Архангельск. Памятник Петру I на набережной города.

    Russian banknotes and the sights depicted on them, photo 8

    Соловецкий монастырь, расположенный на Соловецких островах в Архангельской области.

    Russian banknotes and the sights depicted on them, photo 9

    1000 рублей — Ярославль.Памятник Ярославу Мудрому.

    Russian banknotes and the sights depicted on them, photo 10

    Часовня Иконы Казанской Божией Матери.

    Russian banknotes and the sights depicted on them, photo 11

    5000 рублей — Хабаровск. Памятник графу Николаю Николаевичу Муравьеву-Амурскому, генерал-губернатору Восточной Сибири.

    Russian banknotes and the sights depicted on them, photo 12

    Набережная Хабаровска.

    Russian banknotes and the sights depicted on them, photo 13

    Хабаровск Мост через реку Амур.

    Russian banknotes and the sights depicted on them, photo 14

    Теги: г. Архангельск · г. Хабаровск · г. Красноярск · г. Москва · г. Санкт-Петербург · г. Ярославль

    Круиз по Волге — Мышкин

    Прогулка по улицам Майкопа >>

    Пока комментариев нет.

    ,

    Авиакомпании России планируют возобновить международные рейсы с 15 июля — новости — RT Новости

    Ждете вылета в Россию? Наконец-то хорошие новости. Федеральное агентство воздушного транспорта страны планирует возобновить международные рейсы с 15 июля. Об этом сообщает информационное агентство ТАСС со ссылкой на источник «в одной из авиакомпаний».

    «Вчера в Росавиации прошло совещание, на котором было принято решение предложить возобновить с 15 июля международные авиалинии из ряда городов Российской Федерации в 15 стран», — сообщил источник ТАСС. «Федеральное агентство воздушного транспорта планирует направить свои предложения в Роспотребнадзор [Российская служба защиты прав потребителей]».

    Также на rt.com Заземленные самолеты и пустые кровати: туристическая отрасль России потеряла не менее 20 МЛРД ДОЛЛАРОВ из-за Covid-19

    Эта информация была дополнительно подкреплена деталями информационного агентства Интерфакс, которое подтвердило, что российские авиакомпании изучают возможность возобновления международных пассажирских рейсов.Согласно источнику Интерфакса, несколько крупных перевозчиков работают над возобновлением авиасообщения по международным направлениям, «при условии стабильной положительной динамики». Источник также заявил, что полеты в и из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Содружества Независимых Государств (СНГ), вероятно, будут возобновлены первыми. Кроме того, он добавил, что для бизнес-авиации планируется открыть рейсы «почти во все страны» .

    Премьер-министр Михаил Мишустин ранее поручил Федеральному агентству воздушного транспорта и Роспотребнадзору подготовить до понедельника, 8 июня, планы возобновления полетов.Согласно правительственному документу, Мишустин попросил агентства «проанализировать возможные варианты восстановления воздушного сообщения с зарубежными странами».

    Также на rt.com Путин обещает решительную поддержку российскому бизнесу, пострадавшему от кризиса с коронавирусом

    Глава Минтранса Евгений Дитрих 16 мая заявил журналистам, что надеется, что международная авиация возобновится к середине июля, а внутренние рейсы начнут постепенно восстанавливаться в середине июня.

    27 марта, когда над страной нависла угроза Covid-19, Кремль полностью закрыл авиасообщение с другими странами, за исключением грузовых и почтовых рейсов, а также репатриационных рейсов в Россию и из России. Рейсы из стран, изначально сильно пострадавших от коронавируса, таких как Китай и Южная Корея, уже были запрещены.

    Понравилась эта история? Поделись с другом!

    .

    Дань ксенофобии? Активисты, выступающие против Трампа, сталкиваются с негативной реакцией из-за «статуи» в Портленде, связывающей Путина с предполагаемой жестокостью полиции — RT USA News

    Группа активистов открыла новую «статую» в Портленде, штат Орегон, которая, похоже, связывает Владимира Путина с обвинениями в жестокости полиции в городе. Разве это не ксенофобия? Обозреватели Twitter спросили.

    Коллектив, известный как Trump Statue Initiative (TSI), использовал живых актеров, покрытых золотом и стоящих на вершине большого пьедестала, чтобы создать впечатление, будто в понедельник в городе был установлен новый памятник.

    На их перформансе был изображен Дональд Трамп, держащий палку для селфи и показывающий большой палец вверх, когда мужчины в противогазах и защитном снаряжении тащили протестующего с плакатом «BLM» в фургон. «Ода Путину» написано на постаменте статуи. Сообщается, что TSI также внедряет фильтр Instagram, который подчеркивает якобы проблемные отношения Трампа с президентом России.

    «Статуя» представляла собой сатирический подход к утверждениям о том, что федеральные агенты, посланные в Портленд для защиты здания федерального суда города, использовали немаркированные автомобили для захвата и задержания демонстрантов без видимой причины.

    Группа под названием «Инициативная статуя Трампа» установила в Портленде живую художественную инсталляцию в натуральную величину, изображающую арест протестующего федеральными агентами. На переднем плане изображен мужчина, изображающий президента, делающего селфи. # Portland # PDXprotests # pdxpic.twitter.com / kf6viiM6Sf

    — Дэвид Дуглас (@DavidDouglasTV) 3 августа 2020 г.

    Труппу покрытых золотом активистов хвалили в социальных сетях за их «смелое выражение того, что произошло» в Портленде.Но многие другие не согласились со «статуей».

    Некоторые сторонники движения Black Lives Matter утверждали, что эта уловка никак не способствовала их продвижению.

    Это отстой Это дорогостоящая установка, чтобы критиковать … его? Вместо того, чтобы что-то касаться действий PPB и Теда Уиллера? Это наиболее типичная отстраненная, портлендская либеральная идея. Интересно, сколько денег можно было дать чернокожим людям вместо * этого *

    — Moth🦋 (@LaminatedMoth) 3 августа 2020 г.

    Журналист Яша Левин высмеял этот трюк как нелепый «психо-оп.

    «Русские несут полную ответственность за Трампа и Портленд. да, русские », — написал он в Твиттере .

    Другие описали попытку связать Россию с беспорядками в Портленде как явный пример ксенофобии.

    Один дерзкий комментатор предположил, что группа, по всей видимости, считает, что каждый месяц Путин отправляет Трампу список дел, которому президент США послушно следует.

    Вот как работает глобальная политика: каждый месяц Путин пишет длинное письмо Трампу со всем, что он хочет, а Трамп просто просматривает список, отмечая их одну за другой.И никто не может его остановить

    — hine (@insomnijack) 4 августа 2020 г.

    TSI создала еще две «статуи», одна из которых высмеивала неоднократные заявления Трампа против голосования по почте, а другая критиковала высказывания президента об обвиняемом сексе. торговец Гислен Максвелл.

    Это не первый случай, когда Россию связывают с предполагаемыми неправомерными действиями полиции в США.

    В прошлом месяце популярный эксперт Russiagate предположил, что Трамп снаряжал американскую полицию устрашающими футуристическими бронежилетами по указанию Путина.Оказывается, фотографии страшных киберпанк-копов на самом деле были компьютерной графикой, датированной 2006 годом.

    Также на rt.com Полиция США носит воображаемые CGI-доспехи, чтобы успокоить Путина, — предполагает известный барыга из Russiagate

    Если вам понравилась эта история, поделитесь ею с другом!

    .

    USAID в России | Агентство США по международному развитию

    За последние два десятилетия USAID оказал помощь, которая помогла россиянам улучшить здоровье населения и бороться с инфекционными заболеваниями, защитить окружающую среду, укрепить гражданское общество и модернизировать их экономику. По мере того, как Россия превратилась в страну со средним уровнем дохода, характер работы USAID расширился за счет в первую очередь оказания технической помощи с большим упором на сотрудничество. К 2012 году большая часть усилий USAID была направлена ​​на продвижение открытого и инновационного общества в России и укрепление партнерства между США.С. и Россия. Эта работа привела к множеству открытий и преобразований, описанных ниже.

    • Проекты, поддерживаемые USAID, помогли внедрить международно признанные подходы к диагностике и лечению туберкулеза, что позволило национальной программе по борьбе с туберкулезом снизить передачу и улучшить показатели успешного лечения. Россия занимает 11-е место среди 22 стран с самым высоким бременем ТБ и 3-е место среди приоритетных стран мира с множественной лекарственной устойчивостью (МЛУ) и широкой лекарственной устойчивостью (ШЛУ) ТБ.
    • Программа USAID по защите детей предоставила более 80 000 детей из групп риска и их родителей инновационные услуги, направленные на сокращение числа случаев отказа, в результате чего на 33% увеличилось воссоединение семей и на 85% увеличилось количество приемных семей в целевых регионах.
    • Программы USAID в области здравоохранения значительно помогли повысить осведомленность российских граждан об их правах и обязанностях, связанных со здоровьем, и укрепили ряд НПО, в том числе более 200, которые занимаются проблемами ВИЧ / СПИДа.
    • Россия переживает концентрированную эпидемию ВИЧ / СПИДа, подпитываемую употреблением инъекционных наркотиков. Вместе с Глобальным фондом, ЮНЭЙДС, другими международными организациями и рядом российских НПО, местными региональными и национальными властями USAID поддерживает распространение и институционализацию передовых методов профилактики, ухода и лечения.
    • USAID также поддержал усилия России по возрождению в качестве глобального донора и сотрудничал с Россией для решения проблем здравоохранения в третьих странах и во всем мире.За последние два года США и Россия подписали протоколы о намерениях совместно работать над глобальными усилиями по искоренению полиомиелита и борьбе с малярией.
    • USAID гордится своей поддержкой старейших российских правозащитных организаций, которые сыграли решающую роль в продвижении поддержки демократических ценностей по всей России.
    • По мере развития всемирного движения за открытое правительство USAID поддерживал общественные наблюдательные группы в России, которые обеспечивали беспристрастный надзор за избирательными процессами, в том числе за счет инновационного использования технологий.
    • USAID поддерживает организации гражданского общества, число и влияние которых выросли с 40 зарегистрированных организаций в 1987 году до примерно 300 000 сегодня, не включая общественные организации, финансируемые государством. Эти организации вносят разнообразный вклад в экономическую, политическую и социальную жизнь России и предоставляют гражданам возможности помогать создавать лучшие сообщества и повышать их голос.
    • USAID способствовал развитию навыков и взаимоотношений, которые привели к созданию более устойчивой информационной среды, особенно по мере развития технологий.С 1992 года USAID поддерживает развитие профессиональных отношений между российскими и американскими журналистами, издателями, менеджерами электронных СМИ, дизайнерами, разработчиками контента, специалистами по рекламе и практиками в области новых медиа. В последние годы медийные программы USAID направлены на поощрение конвергенции традиционных и новых, инновационных цифровых медиа.
    • При финансовой поддержке USAID реализаторы верховенства закона помогли разработать Конституцию Российской Федерации, Часть I Гражданского кодекса Российской Федерации и Налоговый кодекс Российской Федерации.
    • Помощь USAID привела непосредственно к принятию Земельного кодекса 2001 года, который предоставил право покупать, продавать и владеть городской и сельской землей в России.
    • С 2001 года Правительство России и Всемирный банк совместно реализовали две многомиллиардные программы судебной реформы. Эти программы основывались на моделях и передовом опыте, введенных в Россию программами USAID в 1992–2008 годах, которые были связаны с усовершенствованием судебной администрации, мировых судей и судов присяжных.В период с 2001 по 2010 год Россия увеличила свой бюджет судебного администрирования в тридцать три раза. Также были увеличены количество судей и их заработная плата. Мировые судьи и суды присяжных были вновь введены в систему правосудия России.
    • Более 5000 представителей судебных органов России и США приняли участие в обменах и мероприятиях, которые привели к установлению прочных партнерских отношений между судебными органами России и США.
    • Инвестиционный фонд США и России (TUSRIF), основанный на грант 1995 года в размере 329 миллионов долларов от правительства США, способствовал развитию свободной рыночной экономики в России, предоставляя инвестиционный капитал хорошо продуманным, потенциально быстрорастущим предпринимательским компаниям.TUSRIF получил более 350 миллионов долларов инвестиционной выручки и привлек 1,2 миллиарда долларов в виде внешнего капитала, заемных средств и совместных инвестиций.
    • Посредством микрофинансирования USAID поддержал развитие малого бизнеса, на который в России по-прежнему приходится лишь около 12% экономики по сравнению с 50-70% экономики США и Европы.
    • С 1992 года российский электроэнергетический сектор успешно претерпел существенную реструктуризацию и реформу. Первоначальная помощь USAID была сосредоточена на реструктуризации и, в частности, на создании будущего конкурентного рынка электроэнергии.Эти принципы и дизайн служат руководством для современного рынка электроэнергии в том виде, в котором они реализуются правительством, энергосистемами и их консультантами. В 2012 году USAID помогал России развивать интеллектуальную сеть и повышать энергоэффективность.
    .