Как определить азимут на местности с помощью компаса или транспортира?

Содержание

  • Как определить азимут по компасу на местности
  • Как определить азимут на топографической карте с помощью транспортира
  • Можно ли определить азимут на местности без компаса и карты?

Добра всем на fast-wolker.ru! Сегодня тема статьи посвящена всем тем, кто собирается на природу, в пеший поход или просто по грибы-ягоды. Находясь в лесу в знакомой ли, или незнакомой местности что бы не заблудиться, необходимо уметь ориентироваться. Навык этот рано или поздно пригодится.

Вариант использовать так называемые народные приметы, типа «мох на деревьях» или «муравейник», не прокатят. Они, попросту говоря, не помогут, поскольку совершенно не отражают действительности. А вот что необходимо с собой всегда иметь, идя в лес – так это компас.

С помощью этого замечательного прибора, который, кстати, изобретен был в Китае, вы никогда не заблудитесь и всегда сможете взять нужное направление или азимут.

Как определить азимут по компасу на местности

Итак, определяем азимут   Но, сначала вспомним — что же такое «азимут»?

Азимут – это угол между направлением на север и направлением на выбранный объект. Отсчитывается азимут всегда по часовой стрелке от ноля до 3600.

Исходя из определения понятия азимута,вычислить его  его (или как говорят в спортивном ориентировании «взять азимут»), можно следующим образом:

  1. Кладем компас на ладонь или какую-нибудь ровную поверхность. Если на ладонь, то держим параллельно земле, что бы компас лежал ровно.
  2. Ориентируем стрелку строго по направлению север-юг.
  3. Проводим мысленную линию от центра компаса до нужного объекта, например дерева. Можно положить на компас спичку, направив ее на определяемый объект.
  4. На какие цифры покажет конец спички или взгляд, те и будут обозначать азимут.

Пример. На приведенном ниже рисунке показано несколько объектов, на которые необходимо взять азимут. Ориентируем компас в направлении север-юг и проводим мысленную линию до каждого объекта. В результате получаем:

Азимут до дома составляет 450, до дерева – 1200, до моста – 1800, до мельницы 2250 и 3150 до таблички с надписью «город». Все очень просто. Стоит немного потренироваться и в дальнейшем определять азимут не составит сложности.

Ну и  приведу еще один  рисунок, на котором показаны объекты, а компас уже ориентирован север-юг. Попробуйте определить на приведенные объекты азимут.

На этом рисунке стрелками направления уже показаны. А вот на следующем – чуть сложнее, направлений нет, их надо проложить самостоятельно.

Не забываем, что направление мы прокладываем от центра компаса и считаем азимут по строго по  часовой стрелке.

Как определить азимут на топографической карте с помощью транспортира

Транспортир —  замечательный инструмент, который помогает не только в математических вычислениях, но и в туристических. По сути транспортир представляет собой половинку компаса с теми же градусными показателями. Только используем его не на местности, как компас, а на карте.

Само собой, это полезно в первую очередь тем, кто работает с картой во время своих путешествий. Навыки будут полезными; расширяем кругозор далее!  Определить азимут транспортиром просто.

Для начала находим по карте свое местоположение и ставим точку (на рисунке это точка А). Затем кладем на карту транспортир, ориентируя его сторону параллельно левой или правой стороне карты, а отметку ноль кладем на точку своего стояния (точка А).

Теперь от точки А до точки Б (определяемый объект) проводим линию. Там где на транспортире она пересечет цифровое значение – и будет искомый азимут в градусах.

Так определяется азимут, если объект расположен справа от вашей точки местонахождения. Если же он расположен слева, то определяем несколько иначе.

Когда объект на карте расположен слева от точки стояния — кладем транспортир на точку стояния, но переворачиваем его шкалу уже в левом направлении. Определяем направление на объект в градусах, а затем прибавляем к этой цифре 180. Результатом и станет искомый азимут.

Например, на рисунке направление на объект составило 1150. К этой цифре прибавляем 180 и, в результате получаем, что азимут на объект составляет 2950.  Так же все достаточно просто.

Можно ли определить азимут на местности без компаса и карты?

Определить направление без компаса несколько сложнее, но при желании можно. Конечно, лучше все-таки ходить с компасом. Если же его у вас не оказалось, то лучшим помощником станет солнце. В полдень оно обычно находится на юге и, если встать к нему спиной, можно определить стороны света. Лицом мы будем находится на юге, слева у нас будет запад, а справа, соответственно, восток.

Итак стороны света нашли, теперь надо определить азимут. В любом случае нужен транспортир. Но если его нет, то аналог можно сделать из бумаги. Бумага наверняка у вас найдется. Делаем следующим образом.

  • Берем лист бумаги (желательно сделать его квадратным) и складываем пополам. Получили угол 180°.
  • Затем перпендикулярно сгибу складываем снова пополам. Получится угол 90°.
  • Теперь сгибаем лист по диагонали, деля угол в 90°пополам. В результате получим угол в 45°.
  • Один конец острого угла (его самый кончик) отрываем и разворачиваем бумагу. В центре получим отверстие, от которого лучами расходятся сгибы обозначающие углы в 450, 900, 1800 и т.д.

Теперь остается положить лист отверстием на точку стояния, а по линиям изгиба определить направление и азимут на объект. Ниже приведу таблицу, в которой показано в какие месяцы и в какое время располагается солнце по сторонам света.

Вот и все, что необходимо знать об ориентировании на местности как при помощи компаса и транспортира, так и без них. Но лучше всего, повторю, брать с собой компас. Тогда вы в случае потери направления сможете легко и быстро найти выход из этой ситуации. Успехов!

с компасом, 🌍 картой и транспортиром

Умение пользоваться компасом важно для туристов, грибников, всех любителей путешествий за пределами населенных пунктов. Правильно взятый азимут поможет не заблудиться и вернуться домой вовремя.

Содержание

  1. Понятие азимута и его виды
  2. Как находить азимут — 3 способа
  3. 1️⃣ С помощью транспортира
  4. 2️⃣ С помощью планшетного компаса
  5. 3️⃣ С помощью компаса и карты
  6. Определение обратного азимута
  7. Как определить азимут на местности
  8. 📹 Принципы движения по азимуту (с видео)
  9. Что такое аварийный азимут

Понятие азимута и его виды

В общем случае азимут — это угол между направлением север-юг и прямой, проведенной через точку стояния, и объект-ориентир (на местности или на карте).

С арабского этот термин буквально переводится как «направление». Азимут измеряется в пределах от 0 до 360°, отсчет берется по часовой стрелке.

Существуют магнитный, истинный (географический), геодезический, гироскопический, астрономический азимуты.

Магнитный азимут — это горизонтальный угол между линиями магнитного поля, соединяющими северный и южный магнитные полюса Земли, и направлением на какой-либо предмет. Стрелка компаса всегда ориентирована вдоль линий магнитного поля планеты и показывает одним концом на север, другим на юг. С северным концом совмещают нулевой градус на шкале компаса.

Географический азимут — горизонтальный угол между географическим меридианом в точке стояния и направлением на ориентир. От магнитного отличается величиной магнитного склонения, обусловленного несовпадением истинного и магнитного полюсов.

Географические меридианы и параллели не совпадают с линиями координатной сетки на несколько градусов, поэтому при точных замерах берут поправку на сближение меридианов. Магнитное склонение и сближение меридианов указаны в нижней части топоосновы, за пределами листа.

Гироскопический азимут — угол между условной линией, проходящей с юга на север через гирокомпас, и заданным направлением. Между гироскопическим и географическим, и магнитным азимутами существуют небольшие расхождения, так как гироскоп учитывает поправку на вращение Земли (дельту гирокомпаса).

Астрономический азимут

Астрономический азимут — это 2-гранный угол между плоскостью астрономического меридиана и вертикальной плоскостью заданного направления. Отсчет берется от севера (по ходу часовой стрелки).

Геодезический азимут представляет собой 2-гранный угол между плоскостью геодезического меридиана и касательной плоскостью, которая проходит через точку стояния и точку наблюдения.

В геодезии учитывают, что Земля — не идеальный шар, планета «сплюснута» у полюсов и представляет собой элипсоид вращения. Поэтому плоскость точка стояния-точка наблюдения содержит нормаль к элипсоиду.

В геологии измеряют азимуты падения и простирания пластов горных пород и трещин. Замеры делают для построения геологических карт, месторождений полезных ископаемых на поверхности и в объеме.

Для ориентирования на местности достаточно понимать разницу между магнитным и географическим азимутами. Кроме того, важно знать магнитное склонение в конкретной местности.

Магнитные полюса Земли постепенно перемещаются. Чем севернее (или южнее) местность, тем больше магнитное склонение. В южном полушарии магнитный полюс находится в океане, около берегов Антарктиды. В северном — на территории архипелага, принадлежащего Канаде.

Как находить азимут — 3 способа

Существуют разные способы нахождения азимута. Его можно определить с помощью транспортира, топографической карты и компаса.

1️⃣ С помощью транспортира

Для определения азимута по карте нужно иметь 📏 линейку и транспортир. На всех бумажных и электронных картах север находится сверху. Следовательно, юг находится снизу, восток — справа, запад — слева.

💡 Азимут определяют следующим образом:

  1. На карте находят пункт наблюдателя и отмечают его карандашом.
  2. Через точку наблюдателя проводят прямую линию (снизу вверх, перпендикулярно к верхнему (или нижнему) краю карты. Это направление север-юг.
  3. Находят другую точку (объект), на которую нужно взять азимут.
  4. Соединяют пункт наблюдателя и объект прямой линией.
  5. Прикладывают транспортир вдоль линии север-юг.
  6. Совмещают точку наблюдателя с центром транспортира.
  7. Читают значение на пересечении шкалы транспортира и прямой, соединяющей точку стояния с объектом. Это и есть значение истинного азимута.
  8. Прибавив (или отняв) магнитное склонение, получают магнитный азимут.

Если нужны очень точные замеры, учитывают поправку на сближение меридианов.

2️⃣ С помощью планшетного компаса

Планшетный компас состоит из пластмассовой коробочки (колбы), в которой находится магнитная стрелка на оси, и градуированной шкалы. Колба закреплена на прозрачной площадке с разметкой — планшете. Для удобства чтения карты в нее встроена лупа (не у всех моделей).

💡 Чтобы найти прямой азимут, нужно:

  1. Наложить компас на карту.
  2. Совместить край планшета с линией маршрута (или направить большую центральную стрелку в направлении объекта).
  3. Покрутить колбу компаса так, чтобы параллельные красные линии на ее дне стали параллельны стрелке компаса и линиям долготы на карте.
  4. В точке пересечения осевой стрелки на планшете и шкалы компаса читаем значение дирекционного угла. Его можно перевести в магнитный либо истинный азимут.

Планшетные компасы бывают обычными и жидкостными, у которых коробочка (колба) с магнитной стрелкой залита незамерзающей жидкостью. Вязкая среда способствует быстрой стабилизации компаса после бега и резких движений.

3️⃣ С помощью компаса и карты

Для определения азимута по ориентированной карте подойдет любой компас.

💡 Для этого нужно:

  1. Найти на карте точку стояния и отметить ее.
  2. Найти объект, на который нужно взять азимут.
  3. Провести через точку стояния линию на север (снизу вверх, перпендикулярно краю карты).
  4. Соединить эту точку с объектом, на который нужно взять азимут, прямой линией.
  5. Положить компас на карту.
  6. Сориентировать карту относительно сторон света: совместить северную стрелку с линиями долготы (для этого поворачивают карту, пока стрелка и линии долготы не совпадут).
  7. Переместить центр компаса на линию точка стояния-объект.
  8. Прочитать на пересечении этой линии и шкалы значение азимута.

Этот способ дает полную информацию о местоположении и курсе следования.

Если местность открытая, можно увидеть объекты и на карте, и в ландшафте, что поможет правильно сориентироваться, рассчитать километраж и длительность переходов.

Определение обратного азимута

Азимут, взятый по направлению движения, называют прямым. Обратный азимут отличается от прямого на 180°. Он необходим для возвращения на предыдущую точку маршрута.

Обратный азимут определяют по компасу (на местности и по карте).

Так, например, по карте проложен прямой азимут 120°. Чтобы определить численное значение обратного азимута, прибавляем 180°, получаем 300°.

Шкала компаса содержит 360°, поэтому, если значение получилось большим, чем 360, его нужно скорректировать. Например, прямой азимут — 270°. Отнимаем от него 180° и получаем обратный азимут — 90°.

Как определить азимут на местности

На местности, не имея карты, можно выбирать знаковые объекты, которые будут опорными точками, и определять азимут движения на эти маркеры.

  • Нужно положить компас на ладонь или на горизонтальную поверхность и совместить стрелку с нулевой отметкой (или с буквой S) на шкале.
  • После этого совмещают мушку на подвижном кольце с направление на объект. Численное значение на шкале — значение азимута.
  • Рекомендуется держать компас так, чтобы был виден и ориентир, и мушка, и совмещать их. При достаточном опыте погрешность составит 1-3 градуса.

Не стоит поднимать компас на уровень глаз. В таком положении погрешность будет больше.

Если азимут задан ранее, то мушку выставляют напротив нужного значения, а северный конец стрелки совмещают с нулем. В направлении указанного азимута находят какой-нибудь значимый объект и считают его ориентиром.

📹 Принципы движения по азимуту (с видео)

Успех работы с компасом напрямую связан с умением выбирать ориентиры и двигаться по местности. Расстояния между опорными точками считают шагами.

📌 Перед выходом проводят подготовительную работу:

  1. В карте отмечают все точки маршрута (важно привязать их к заметным ориентирам).
  2. Вычерчивают маршрут и определяют азимуты всех отрезков пути.
  3. Определяют протяженность каждого звена в метрах и шагах.
  4. Составляют таблицу, в таблице делают столбцы (для каждой точки): номер точки — название — магнитный азимут — расстояние в метрах — пары шагов — ориентировочное время прохождения.

Нужно заранее вычислить среднюю длину шага. Для этого проходят 50 метров и считают шаги. Пройденное расстояние делят на количество шагов, получают длину одного шага. Опыт показывает, что удобнее считать пары шагов.

  1. При движении сверяются с картой, чтобы не отклониться от маршрута (отклонение обычно составляет 10%, то есть, пройдя километр человек уйдет в сторону от прямой на 100 метров).
  2. Невысокие препятствия обходят, держа ориентир в прямой видимости. Количество шагов нужно скорректировать с учетом ширины преграды.
  3. Если препятствие высокое и широкое, его обходят, нанося на карту дополнительные точки (с подсчетом шагов).
  4. После преодоления сложных препятствий сверяются с компасом и картой, уточняют местоположение.
  5. В густом лесу, на местности с невысокими одинаковыми возвышенностями и неприметными ориентирами, следует сверяться с картой и проверять азимут через каждые 100-150 метров пути.
  6. Если опорные точки находятся на равнине и расстояния между ними велики, движение должно быть максимально прямолинейным, иначе можно значительно отклониться от курса и заблудиться.

📹 Видео-пример движения по азимуту

Что такое аварийный азимут

Аварийный азимут используется в чрезвычайной ситуации.

В незнакомой местности можно легко отклониться от выбранного маршрута и потерять ориентировку. В пасмурную погоду, в сумерках, вообще невозможно понять, где запад и восток. В этой ситуации вернуться домой поможет аварийный азимут. Его нужно определить заранее.

Аварийный азимут — это направление на большой протяженный объект, мимо которого невозможно пройти. Это может быть река, берег моря, шоссе, железная дорога, ЛЭП, большой город.

📌 Аварийный азимут берут следующим образом:

  1. Заходят в лес на десяток метров по линии, перпендикулярной протяженному объекту (например, дороге) и поворачиваются к нему лицом.
  2. Берут компас, совмещают северную стрелку с нулем, и мысленно проводят перпендикуляр линию к дороге (или используют визир).
  3. На пересечении перпендикуляра со шкалой будет значение азимута. Его нужно записать, не надеясь на память.
  4. Запаску положить в карман так, чтобы ее невозможно было потерять. Аварийный азимут поможет вернуться, если нет никаких ориентиров, даже в метель и туман.

Объект, на который берется аварийный азимут, обязательно должен быть крупным и протяженным. Мимо небольшого поселка, маленького озерца, башни, можно пройти мимо, не заметив их.

Интернет и сотовая связь за пределами населенного пункта исчезают в самый неподходящий момент. Достаточно отойти от дороги или линии электропередач, оказаться вне зоны покрытия сотовых вышек, и телефон становится бесполезным.

Умение читать карту и вычислять азимут поможет без труда найти дорогу домой. Поэтому специалисты по выживанию рекомендуют всегда иметь при себе компас.

FM 3-25.26 Чтение карт и наземная навигация

Глава 6

Оказаться в нужном месте в назначенное время необходимо для успешного выполнения боевых задач. Направление играет важную роль в повседневной жизни солдата. Это может быть выражено как право, лево, прямо и так далее; но тогда возникает вопрос: «Справа от чего?» В этой главе определяется слово азимут и три разных севера. В нем подробно объясняется, как определять координатную сетку и магнитные азимуты с помощью транспортира и компаса. Это объясняет использование некоторых полевых методов для нахождения направлений, диаграмму склонения и преобразование азимутов из сетки в магнитные и наоборот. Он также включает в себя некоторые расширенные аспекты чтения карты, такие как пересечение, обратная засечка, модифицированная обратная засечка и полярные графики.

6-1. СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ НАПРАВЛЕНИЯ

Военнослужащим нужен способ выражения направления, который был бы точным, адаптируемым к любой части мира и имел бы общую единицу измерения. Направления выражаются в единицах измерения угла.

а. Степень . Наиболее распространенной единицей измерения является градус (°) с его подразделением на минуты (‘) и секунды («).

1 градус = 60 минут.

1 минута = 60 секунд.

б. Мил. Другая единица измерения, мил (сокращенно ), используется в основном в артиллерийской, танковой и минометной стрельбе. Мил выражает размер угла, образованного при разделении круга на 6400 углов с вершиной углов в центре круга. Связь может быть установлена ​​между градусами и милами. Окружность равна 6400 милам, деленным на 360 градусов, или 17,78 милам на градус. Чтобы преобразовать градусы в милы, умножьте градусы на 17,78.

в. Град. Град — метрическая единица измерения, встречающаяся на некоторых зарубежных картах. В окружности 400 градусов (прямой угол 90 градусов равен 100 градусам). Град делится на 100 сотенных минут (сантиградов), а минута — на 100 сотенных секунд (миллиградов).

6-2. БАЗОВЫЕ ЛИНИИ

Чтобы что-то измерить, всегда должна быть начальная точка или нулевое измерение. Чтобы выразить направление как единицу измерения угла, должна быть начальная точка или нулевая мера и точка отсчета. Эти две точки обозначают базовую или опорную линию. Есть три базовых линии — истинный север, магнитный север и север сетки. Наиболее часто используются магнитные и сетчатые.

а. Истинный север. Линия от любой точки земной поверхности до северного полюса. Все линии долготы являются линиями истинного севера. Истинный север обычно обозначается звездочкой (рис. 6-1).

Рис. 6-1. Три севера.

б. Магнитный Север . Направление на северный магнитный полюс, указанное северной стрелкой магнитного прибора. Магнитный север обычно обозначается линией, оканчивающейся половиной стрелки (рис. 6-1). Магнитные показания получают с помощью магнитных инструментов, таких как линзовый компас и компас М2.

в. Сеть Север. Север, определяемый с помощью вертикальных линий сетки на карте. Север сетки может быть обозначен буквами GN или буквой «у» (рис. 6-1).

6-3. АЗИМУТЫ

Азимут определяется как горизонтальный угол, измеренный по часовой стрелке от северной базовой линии. Эта базовая линия севера может быть истинным севером, магнитным севером или севером сетки. Азимут является наиболее распространенным военным методом выражения направления. При использовании азимута точка, из которой начинается азимут, является центром воображаемой окружности (рис. 6-2). Этот круг разделен на 360 градусов или 6400 мил (Приложение G).

Рис. 6-2. Начало азимутального круга.

а. Обратный азимут . Обратный азимут – это направление, противоположное азимуту. Это сравнимо с работой «о лице». Чтобы получить обратный азимут из азимута, добавьте 180 градусов, если азимут составляет 180 градусов или меньше, или вычтите 180 градусов, если азимут равен 180 градусов или больше (Рисунок 6-3). Обратный азимут 180 градусов может быть указан как 0 градусов или 360 градусов. Для мил, если азимут меньше 3200 мил, добавить 3200 мил, если азимут больше 3200 мил, вычесть 3200 мил.

Рис. 6-3. Обратный азимут.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

При преобразовании азимутов в обратные азимуты следует проявлять крайнюю осторожность при добавлении или вычитании 180 градусов. Простая математическая ошибка могла привести к катастрофическим последствиям.

б. Магнитный азимут. Магнитный азимут определяется с помощью магнитных инструментов, таких как линзовый компас и компас М2. Подробности см. в главе 9, параграф 4.

в. Практические методы . Несколько практических методов определения направления обсуждаются в главе 9, параграф 5.

6-4. СЕТКА АЗИМУТОВ

Когда азимут наносится на карту между точкой A (начальная точка) и точкой B (конечная точка), точки соединяются прямой линией. Транспортир используется для измерения угла между севером сетки и нарисованной линией, и этот измеренный азимут является азимутом сетки (рис. 6-4).

Рис. 6-4. Измерение азимута.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

При измерении азимутов на карте помните, что вы измеряете расстояние от начальной до конечной точки. Если допущена ошибка и показания берутся из конечной точки, азимут сетки будет противоположным, что приведет к тому, что пользователь пойдет в неправильном направлении.

6-5. ПРОТРАКТОР

Существует несколько типов транспортиров — полный круг, полукруг, квадрат и прямоугольник (рис. 6-5). Все они делят окружность на единицы угловой меры, и каждая имеет шкалу по внешнему краю и индексную отметку. Индексная отметка является центром окружности транспортира, от которой отсчитываются все направления.

Рис. 6-5. Виды транспортиров.

а. Военный транспортир GTA 5-2-12 содержит две шкалы: одну в градусах (внутренняя шкала) и одну в милах (внешняя шкала). Этот транспортир представляет собой азимутальный круг. Шкала градусов градуирована от 0 до 360 градусов; каждая галочка на шкале градусов соответствует одному градусу. Линия от 0 до 180 градусов называется базовой линией транспортира. Там, где базовая линия пересекает горизонтальную линию, между 90 и 270 градусов — это индекс или центр транспортира (рис. 6-6).

Рис. 6-6. Военный транспортир.

б. При использовании транспортира базовая линия всегда ориентируется параллельно линии сетки север-юг. Отметка 0 или 360 градусов всегда направлена ​​вверх или на север на карте, а отметка 90° — вправо.

(1)   Для определения азимута сетки —

(a)   Нарисуйте линию, соединяющую две точки (A и B).

(b)   Поместите индекс транспортира в точку, где нарисованная линия пересекает вертикальную (север-юг) линию сетки.

(c)  Удерживая указатель в этой точке, выровняйте линию угломера от 0 до 180 градусов по вертикальной линии сетки.

(d)   Считать значение угла со шкалы; это азимут сетки от точки A до точки B (рис. 6-4).

(2)   Чтобы нанести азимут от известной точки на карте (Рисунок 6-7) —

(a)   При необходимости преобразовать азимут из магнитного в координатный. (См. параграфы 6-6.)

(b)  Поместите транспортир на карту так, чтобы индексная отметка находилась в центре масс известной точки, а базовая линия была параллельна линии сетки север-юг.

(c)   Отметьте на карте нужный азимут.

(d)   Снимите транспортир и проведите линию, соединяющую известную точку и отметку на карте. Это линия направления сетки (азимут).

ПРИМЕЧАНИЕ:

Рис. 6-7. Нанесение азимута на карту.

в. Чтобы получить точные показания транспортира (с точностью до ближайшего градуса или 10 мил), существует два метода проверки того, что базовая линия транспортира параллельна линии сетки север-юг.

(1)   Поместите индекс транспортира там, где линия азимута пересекает линию сетки север-юг, совместив базовую линию транспортира непосредственно над пересечением линии азимута с линией сетки север-юг. Пользователь должен иметь возможность определить правильность начального показания азимута.

(2)   Пользователь должен перечитать азимут между азимутом и линией сетки север-юг, чтобы проверить первоначальный азимут.

(3)   Обратите внимание, что транспортир сверху и снизу пересекается одной и той же линией сетки север-юг.

Подсчитайте количество градусов от отметки 0 градусов в верхней части транспортира до этой линии сетки север-юг, а затем подсчитайте количество градусов от отметки 180 градусов в нижней части транспортира до этой же линии сетки. Если два счета равны, транспортир правильно выровнен.

6-6. ДИАГРАММА СКЛОНЕНИЯ

Склонение — это угловая разница между любыми двумя северными направлениями. Если у вас есть карта и компас, наибольший интерес для вас будет между магнитным и сеточным севером. Диаграмма склонения (рис. 6-8) показывает угловое соотношение, представленное зубцами, между сеткой, магнитным и истинным севером. Хотя относительные положения зубцов правильные, они редко изображаются в масштабе. Не используйте диаграмму для измерения числового значения. Это значение будет указано на полях карты (в градусах и милах) рядом с диаграммой.

Рис. 6-8. Диаграммы склонения.

а. Местоположение. Диаграмма склонения является частью информации в нижнем поле на большинстве больших карт. На картах среднего масштаба информация о склонении отображается примечанием на полях карты.

б. Сетка-Магнитный Угол. Значение угла G-M представляет собой угловой размер, существующий между севером сетки и магнитным севером. Это дуга, обозначенная пунктирной линией, которая соединяет штыри северной сетки и магнитного севера. Это значение выражено с точностью до 1/2 градуса, а эквиваленты в милах показаны с точностью до 10 мил. Угол GM важен для читателя карты / навигатора, потому что азимуты, переведенные между картой и землей, будут ошибочными из-за размера угла склонения, если его не скорректировать.

в. Конвергенция сетки . Дуга, обозначенная пунктирной линией, соединяет выступы истинного севера и севера сетки. Значение угла для центра листа дается до ближайшей полной минуты с его эквивалентом до ближайшего мил. Эти данные показаны в виде примечания о сходимости сетки.

д. Преобразование. Существует угловая разница между севером сетки и магнитным севером. Поскольку расположение магнитного севера не соответствует точно линиям северной сетки на картах, необходимо преобразование из магнитного в координатную или наоборот.

(1) С примечаниями . Просто обратитесь к примечаниям по преобразованию, которые появляются вместе со схемой, объясняющей использование угла G-M (Рисунок 6-8). В одном примечании содержатся инструкции по преобразованию магнитного азимута в азимут сетки; другой, для преобразования азимута сетки в магнитный азимут. Преобразование (сложение или вычитание) регулируется направлением магнитного северного зубца относительно направления северного зубца сетки.

(2) Без примечаний . В некоторых случаях на полях карты нет примечаний о преобразовании склонения; необходимо преобразовать из одного типа склонения в другой. Магнитный компас дает магнитный азимут; но для того, чтобы нанести эту линию на карту с координатной сеткой, значение магнитного азимута должно быть изменено на азимут сетки. Для этих преобразований используется диаграмма склонения. При решении таких задач следует помнить следующее правило: Независимо от того, куда указывает азимутальная линия, угол к ней всегда отсчитывается по часовой стрелке от опорного направления (базовой линии). С учетом этого задача решается следующими шагами:

(a)   Нарисуйте вертикальную или северную линию сетки (зубец). Всегда выравнивайте эту линию с вертикальными линиями на карте (Рисунок 6-9).

Рис. 6-9. Диаграмма склонения с произвольной линией.

(b)   От основания линии северной сетки (зубца) проведите произвольную линию (или любую азимутальную линию) примерно под прямым углом к ​​северу, независимо от фактического значения азимута в градусах (Рисунок 6-9). ).

(c)  Изучите диаграмму склонения на карте и определите направление магнитного севера (право-лево или восток-запад) относительно зубца сетки-север. Нарисуйте магнитный штырь от вершины линии сетки на север в нужном направлении (рис. 6-9).).

(d)   Определите значение угла G-M. Нарисуйте дугу от зубца сетки к магнитному зубцу и поместите значение угла G-M (Рисунок 6-9).

(e)  Заполните диаграмму, нарисовав дугу от каждой контрольной линии до произвольной линии. Взгляд на завершенную диаграмму показывает, больше ли данный азимут или желаемый азимут, и, таким образом, следует ли добавить или вычесть известную разницу между ними.

(f)  Включение истинного северного направления в связи с конверсией не имеет большого значения.

эл. приложений. Помните, что на азимутальном круге нет отрицательных азимутов. Поскольку 0 градусов соответствует 360 градусам, то 2 градуса соответствуют 362 градусам. Это потому, что 2 градуса и 362 градуса расположены в одной и той же точке на азимутальной окружности. Азимут сетки теперь можно преобразовать в магнитный азимут, потому что азимут сетки теперь больше, чем угол G-M.

(1)   При работе с картой с восточным углом G-M:

(a)   Чтобы нанести магнитный азимут на карту, сначала измените его на азимут сетки (Рисунок 6-10).

Рисунок 6-10. Преобразование в азимут сетки.

(b)   Чтобы использовать магнитный азимут в поле с компасом, сначала измените азимут сетки, нанесенный на карту, на магнитный азимут (Рисунок 6-11).

Рисунок 6-11. Преобразование в магнитный азимут.

(c) Преобразование азимута по координатной сетке в магнитный азимут, когда угол G-M больше, чем азимут по координатной сетке (Рисунок 6-12).

Рисунок 6-12. Преобразование в магнитный азимут, когда угол GM больше.

(2)   При работе с картой, имеющей западный угол GM:

(a)   Чтобы нанести магнитный азимут на карту, сначала преобразуйте его в азимут сетки (Рисунок 6-13).

Рисунок 6-13. Преобразование азимута в сетку на карте.

(b)   Чтобы использовать магнитный азимут в поле с компасом, измените азимут сетки, нанесенный на карту, на магнитный азимут (Рисунок 6-14).

Рис. 6-14. Преобразование в магнитный азимут по карте.

(c) Преобразование магнитного азимута, когда угол G-M больше, чем магнитный азимут (Рисунок 6-15).

Рис. 6-15. Преобразование в азимут сетки, когда угол G-M больше.

(3)   Угловую диаграмму GM следует строить и использовать каждый раз, когда требуется преобразование азимута. Такая процедура важна при работе с картой впервые. Также может быть удобно построить таблицу преобразования углов G-M на полях карты.

ПРИМЕЧАНИЕ:

6-7. ПЕРЕКРЕСТОК

Пересечение — это определение местоположения неизвестной точки путем последовательного занятия как минимум двух (предпочтительно трех) известных позиций на местности с последующим наведением карты на неизвестное место. Он используется для обнаружения удаленных или недоступных точек или объектов, таких как вражеские цели и опасные зоны. Существует два метода пересечения: метод карты и компаса и метод линейки (рис. 6-16 и 6-17).

Рисунок 6-16. Пересечение с использованием карты и компаса.

Рисунок 6-17. Пересечение с использованием линейки.

а. При использовании метода карты и компаса —

(1)   Сориентируйте карту по компасу.

(2)   Найдите и отметьте свое местоположение на карте,

(3)   Определите магнитный азимут на неизвестное место с помощью компаса.

(4)   Преобразование магнитного азимута в азимут сетки.

(5)   Нарисуйте линию на карте от вашего положения на этом азимуте сетки.

(6)   Перейдите ко второй известной точке и повторите шаги 1, 2, 3, 4 и 5.

(7)   Неизвестная позиция находится там, где пересекаются линии на карте. Определите координаты сетки с требуемой точностью.

б. Метод прямой кромки используется, когда компас недоступен. При использовании —

(1)   Ориентируйте карту на плоской поверхности с помощью метода привязки к местности.

(2)   Найдите и отметьте свое местоположение на карте.

(3)   Разместите линейку на карте так, чтобы один конец находился в позиции пользователя (A) в качестве точки поворота; затем поворачивайте линейку до тех пор, пока вдоль края не будет обнаружена неизвестная точка.

(4)   Проведите линию вдоль прямой кромки

(5)   Повторите описанные выше шаги в позиции (B) и проверьте точность.

(6)   Пересечение линий на карте является расположением неизвестной точки (C). Определите координаты сетки с требуемой точностью (рис. 6-17).

6-8. РЕЗЕКЦИЯ

Обратная засечка — это метод определения местоположения на карте путем определения азимута сетки как минимум до двух четко определенных точек, которые можно точно указать на карте. Для большей точности желательным методом резекции было бы использование трех или более четко определенных мест.

а. При использовании метода карты и компаса (Рисунок 6-18) —

(1)   Сориентируйте карту по компасу.

(2)   Определите два или три известных отдаленных места на земле и отметьте их на карте.

(3)   Измерьте магнитный азимут на одну из известных точек от вашего местоположения с помощью компаса.

(4)   Преобразование магнитного азимута в азимут сетки.

(5)   Преобразование азимута сетки в обратный азимут. С помощью транспортира начертите на карте линию обратного азимута от известного положения обратно к неизвестному местоположению.

(6)   Повторите шаги 3, 4 и 5 для второй и третьей позиции, если это необходимо.

(7)   Пересечение линий — это ваше местоположение. Определите координаты сетки с требуемой точностью.

Рисунок 6-18. Резекция с картой и компасом.

а. При использовании метода поверочной линейки (рис. 6-19) —

(1)   Ориентируйте карту на плоской поверхности с помощью метода привязки к местности.

(2)   Найдите не менее двух известных отдаленных мест или заметных объектов на земле и отметьте их на карте.

(3)   Проложите линейку на карте, используя известное положение в качестве точки поворота. Вращайте линейку до тех пор, пока известное положение на карте не совпадет с известным положением на земле.

(4)   Проведите линию вдоль линейки от известного положения на земле к вашему местоположению.

(5)   Повторите шаги 3 и 4, используя вторую известную позицию.

(6)   Пересечение линий на карте — это ваше местоположение. Определите координаты сетки с требуемой точностью.

Рис. 6-19. Резекция с линейкой.

6-9. МОДИФИЦИРОВАННАЯ РЕЗЕКЦИЯ

Модифицированная резекция — это метод определения своего положения на карте, когда человек находится на линейном объекте на земле, таком как дорога, канал или ручей (Рисунок 6-20). Выполните следующие действия:

а. Ориентируйте карту по компасу или по ассоциации с местностью.

б. Найдите удаленную точку, которую можно определить на земле и на карте.

в. Определите магнитный азимут от вашего местоположения до удаленной известной точки.

д. Преобразуйте магнитный азимут в азимут сетки.

эл. Преобразуйте азимут сетки в обратный азимут. С помощью транспортира начертите на карте линию обратного азимута от известного положения обратно к неизвестному местоположению.

ф. Местоположение пользователя — это место, где линия пересекает линейный объект. Определите координаты сетки с требуемой точностью.

Рисунок 6-20. Модифицированная резекция.

6-10. ПОЛЯРНЫЕ КООРДИНАТЫ

Метод определения местоположения или нанесения неизвестного положения из известной точки путем указания направления и расстояния вдоль этой направляющей линии называется полярными координатами. Следующие элементы должны присутствовать при использовании полярных координат (Рисунок 6-21).

  • Настоящее известное место на карте.

  • Азимут (сеточный или магнитный).

  • Расстояние (в метрах).

Рисунок 6-21. Полярный сюжет.

Использование лазерного дальномера для определения дальности повышает точность определения неизвестного местоположения.

Программное обеспечение для обучения наземной навигации

  • Глава 1: СТРАТЕГИЯ ТРЕНИРОВКИ
  • Глава 2: КАРТЫ
  • Глава 3: МАРГИНАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ И СИМВОЛЫ
  • Глава 4: СЕТИ
  • Глава 5: МАСШТАБ И РАССТОЯНИЕ
  • Глава 6: НАПРАВЛЕНИЕ
  • Глава 7: НАКЛАДКИ
  • Глава 8: АЭРОФОТОГРАФИИ
  • Глава 9: НАВИГАЦИОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ И МЕТОДЫ
  • Глава 10: ПОДЪЕМ И ПОМОЩЬ
  • Глава 11: АССОЦИАЦИЯ МЕСТНОСТИ
  • Глава 12: НАЗЕМНАЯ НАВИГАЦИЯ
  • Глава 13: НАВИГАЦИЯ В РАЗНЫХ ТИПАХ МЕСТНОСТИ
  • Глава 14: ПОДДЕРЖКА БЛОКА
  • Приложение A: ПОЛЕВЫЕ ЗАЧИСЛЕНИЯ
  • Приложение B: МЕТОДЫ СКЛАДЫВАНИЯ КАРТЫ
  • Приложение C: ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ И КОЭФФИЦИЕНТЫ ПЕРЕВОДА
  • Приложение D: ГРАФИКА СОВМЕСТНЫХ ОПЕРАЦИЙ
  • Приложение E: ЭКСПОРТИРУЕМЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
  • Приложение F: ОРИЕНТИРОВАНИЕ
  • Приложение G: КОМПАС M2
  • Приложение H: ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА
  • Приложение I: ЗАРУБЕЖНЫЕ КАРТЫ
  • Приложение J: ГЛОБАЛЬНАЯ СИСТЕМА ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ
  • Приложение K: ЛЕГКИЙ ТОЧНЫЙ ПРИЕМНИК ГЛОБАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ
  • Чтение карт и наземная навигация ГЛОССАРИЙ
  • Чтение карт и наземная навигация ССЫЛКИ

Как рассчитать азимут | Наука

Обновлено 12 февраля 2020 г.

Кевин Бек

Отзыв: Лана Бандоим, B.S.

Видели ли вы когда-нибудь топографическую карту Геологической службы США или любую другую карту с рельефным рельефом и другими природными объектами, а также элементами, построенными руками человека, такими как дороги и плотины? Вы могли заметить, что среди всего цветового и визуального хаоса такие карты имеют сетку из вертикальных и горизонтальных линий через равные промежутки.

Эти линии сетки на «топографических картах» особенно полезны, когда вам нужно определить азимут или, точнее, преобразовать числовую информацию, содержащуюся в азимуте, в оперативные инструкции на земле. Азимут часто используется для отображения непосредственных перемещений по суше, но этот термин имеет и другие применения в науках о Земле.

Азимут: Определение

Согласно определению армии США, азимут  – это угол между линией, указывающей на Северный полюс, и второй линией, направленной на интересующее место, например, на вершину холма, вышку сотовой связи или просто набор числовых координат.

Представьте себе две линии, начинающиеся как одна и указывающие на вершину круга; если одна остается неподвижной, а другая описывает полный круг (как одна из «стрелок» часов), угол между ними в любой момент представляет собой азимут движущейся линии. Это может варьироваться от 0 ° (градусов) до 360 ° (на самом деле они представляют один и тот же азимут, строго на север).

Следовательно, азимут 90° соответствует четверти пути по часовой стрелке от 0° или 360°, то есть на восток. Точно так же 180° — это юг, а 270° — это запад. Вы можете получить азимуты, соответствующие СВ, ЮВ, ЮЗ и СЗ, добавляя или вычитая 45° к соответствующему азимуту С, В, Ю или З.

Определение азимута

Для грамотной наземной навигации не требуется сложной формулы азимута. Если у вас есть достаточно подробная карта, транспортир, карандаш и точное знание начальной и желаемой конечной точки (или направления), вы готовы нарисовать азимут.

Например, вам дали карту, на которой две точки обозначены буквами A и B. A должна быть вашей начальной точкой, а B — желаемой конечной точкой, которая находится на некотором расстоянии к югу и западу от A. Как найти азимут?

Сначала используйте линейку транспортира и карандаш, чтобы провести линию через точки A и B. Линия не должна останавливаться в каждой точке; на самом деле, вы должны расширить его настолько, насколько это необходимо, чтобы убедиться, что он пересекает вертикальную (север-юг) линию сетки. Теперь вы готовы изменить положение транспортира для определения азимута.

Определение азимута

В этот момент вам нужно помнить, что угол, который вы ищете, не обязательно является наименьшим углом между вертикальной линией сетки и линией, которую вы нарисовали между A и B. Фактически, это только случай, когда угол меньше 90° (т. е. между севером и востоком). В противном случае вам придется обратиться к относительным положениям точек A и B.

В данном примере, если вы измерите угол между вертикалью и вашей линией, поскольку она указывает между югом и западом, он будет иметь значение между 0° и 90°.