Тест в формате КИМ ЕГЭ по блок-модулю «Социальные отношения». Обществознание.

 

 

1. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к видам социальных норм.

1) традиции; 2) отклоняющееся поведение; 3) корпоративная этика; 4) социальная активность; 5) право; 6) этикет.

Найдите два термина, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Ответ:

 

2. Выберите верные суждения о социальной стратификации и запишите цифры, под которыми они указаны.

  

1)           Социологи различают вертикальную и горизонтальную социальную стратификацию.

2)           Среди оснований социальной стратификации ученые называют уровень дохода, престиж профессии, уровень образования, возможности, которые предоставляет доступ к власти.

3)           Социальную стратификацию индустриального общества отражает деление на сословия.

4)           Социальная стратификация фиксирует неравенство различных социальных групп в возможности использования социальных благ.

5)           Социальная стратификация определяет социальный статус группы, её место в социальной структуре.

 

Ответ: _____________

 

3.  Установите соответствие между примерами и видами потребностей: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца

ПРИМЕР ПОТРЕБНОСТИ

ВИД ПОТРЕБНОСТИ НОРМЫ

А)  в дыхании

Б)  в труде

В)  в поддержке со стороны близких

Г)  в сне

Д)  в самовыражении

1)   физиологическая

2)   социальная

3)   идеальная

 

 

 Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

 

 

 

4.  Выберите верные суждения о семье и её функциях и запишите цифры, под которыми они указаны.

  

1)           В зависимости от наличия ядра (супружеской четы) семья бывает патриархальной или эгалитарной.

2)           Хозяйственно-бытовая функция семьи заключается в удовлетворении материальных потребностей членов семьи.

3)           По отношению к обществу в ходе выполнения воспитательной функции семья обеспечивает социализацию подрастающего поколения, подготовку новых членов общества.

4)           Рекреационная функция семьи обеспечивает восстановление физических и интеллектуальных сил её членов.

5)           Эмоциональная функция семьи обеспечивает удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении.

Ответ: _____________

 

 

5.  Выберите верные суждения об элементах и видах социального контроля и запишите цифры, под которыми они указаны.

  

1)           Одним из элементов социального контроля являются социальные санкции.

2)           Правовые нормы устанавливаются государством.

3)           Внешний социальный контроль бывает формальным и неформальным.

4)           Проявлениями внешнего контроля являются стыд и признание вины.

5)           Социальная санкция  — это общественная реакция на поведение человека или социальной группы.

 

Ответ: _____________

 

6.   Установите соответствие между характеристиками и видами социальных норм: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКА

ВИД СОЦИАЛЬНОЙ НОРМЫ

А)  создание государством и закрепление в особой форме

Б)  использование оценочных категорий «добро» и «зло» в качестве основных

В)  общеобязательность, законное использование принудительных санкций в случае невыполнения Г)  требование соблюдать правила приличия

Д)  отражение в «золотом правиле» нравственности

1)   этическая норма

2)   правовая норма

3)   этикет

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

 

7.   Выберите верные суждения о социальных интересах и запишите цифры, под которыми они указаны.

  

1)           Социальные интересы участников различных социальных групп могут не совпадать.

2)           В структуру социальных интересов входят социальные нормы и социальные санкции.

3)           К социальным интересам относят интересы, связанные с положением социальной группы в обществе.

4)           Социальная группа не может действовать вопреки своим социальным интересам.

5)           Социальный интерес воплощается в деятельности по сохранению или преобразованию общественных отношений.

 

Ответ: ______________

 

8.  Выберите верные суждения о социальной мобильности и запишите цифры, под которыми они указаны.

  

1)    По количеству участников перемещений выделяют внутрипоколенную и межпоколенную социальную мобильность.

2)    К видам социальной мобильности относят реформы и революции.

3)    При вертикальной социальной мобильности происходит изменение социального статуса индивидов.

4)    Перемещение программиста из одного подразделения фирмы в другое в связи с переездом в другой город служит примером горизонтальной социальной мобильности.

5)    Особенности социальной мобильности позволяют оценить общественную структуру как открытую или закрытую.

 

Ответ: ______________

 

9. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провёл серию социологических опросов. Респондентам (участникам опросов) было предложено ответить на вопрос: «По какой системе времени Вам лично и Вашей семье было бы удобнее жить?» Результаты опроса представлены в таблице.

  

 

  

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основании таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.

  

1)    Доля опрошенных, для которых предпочтительной является система перехода от летнего к зимнему времени и обратно каждый год, была минимальной в сентябре 2012 г.

2)    В августе 2010 г. большинство опрошенных высказалось за переход от летнего к зимнему времени и обратно каждый год.

3)    В феврале 2013 г. большинство опрошенных высказалось за установление постоянного зимнего времени.

4)    Доля опрошенных, для которых предпочтительным является установление постоянного летнего времени, к сентябрю 2012 г. существенно снизилась по сравнению с предыдущим периодом.

5)    К февралю 2013 г. снизилась доля опрошенных, затруднившихся ответить на данный вопрос. Ответ: _____________

 

10. Выберите верные суждения об этнических общностях и запишите цифры, под которыми они указаны.

  

1)           Этнической общностью называют сложившуюся в определённом государстве демографическую группу.

2)           Видами этнических общностей являются племя, народность, нация.

3)           К числу признаков этноса относят язык, общую историческую память, обычаи и традиции.

4)           При формировании этноса значительную роль играет общность территории и общий язык.

5)           Члены любой этнической общности обладают сходными политическими воззрениями и толерантным отношением к культуре других этносов.

 

Ответ: ___________

 

11. Выберите верные суждения о молодёжи как социальной группе и запишите цифры, под которыми они указаны.

  

1)    Молодёжь  — это социально-демографическая группа, выделенная на основе профессиональных критериев.

2)    Возрастные границы социальной группы «молодёжь» определяются культурно-исторической ситуацией и социально-экономическими условиями.

3)    Одним из общих социально значимых признаков молодёжи является завершение первичной социализации.

4)    Для молодёжи характерно стремление к самоутверждению и самореализации.

5)    Молодёжь  — это группа риска, характеризующаяся девиантным поведением.

 

Ответ: _____________

 

12. Что из перечисленного относится к проявлениям конституционного принципа социального государства? Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)   запрет установления общеобязательной идеологии

2)   равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка

3)   установление государственных пенсий и пособий

4)   охрана труда и здоровья людей

5)   гарантии единства экономического пространства

6)   установление гарантированного минимального размера оплаты труда

 

Ответ: _____________

 

13.             Установите соответствие между характеристиками / действиями и признаками деятельности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКА / ДЕЙСТВИЕ

ПРИЗНАК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НОРМЫ

А)  использование предметов, созданных другими людьми

Б)  стремление к достижению поставленной цели

В)  создание новых объектов и предметов

Г)  коллективный труд

Д)  изменение социальных условий существования

1)           осознанность

2)           социальность 3)  преобразующий характер

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

 

14.              Выберите верные суждения о социальном статусе и запишите цифры, под которыми они указаны.

Цифры укажите в порядке возрастания.

  

1)           Статусные символы определяют то, что носитель данного статуса может делать и что он должен делать.

2)           Статусный набор – совокупность всех статусов, занимаемых индивидом.

3)           Предписанный статус приобретается в результате свободного выбора индивида.

4)           Статусный диапазон определяет рамки, в которых осуществляются статусные права и обязанности индивида.

5)           Социальные статусы определяют содержание и характер социальных отношений.

 

Ответ: ____________

 

15.  Установите соответствие между видами общественных потребностей и социальными институтами, при помощи которых они удовлетворяются: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОБЩЕСТВЕННАЯ ПОТРЕБНОСТЬ

 

СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

А)  в получении знаний

Б)  в поддержании социального порядка

В)  в материальных благах

Г)  в средствах существования

Д)  в общественной безопасности

1)   политические

2)   экономические

3)   образовательные

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

 

16.   Выберите верные суждения о социальных нормах и запишите цифры, под которыми они указаны.

  

1)    Этические нормы закрепляют представления о прекрасном и безобразном не только в художественном творчестве, но и в поведении людей на производстве и в быту.

2)    Социальные нормы определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности.

3)    Традиции  — это ценности, нормы, образцы поведения, идеи, общественные установки, отражающие представления людей о добре и зле.

4)    Политические нормы  — правила поведения, которые регулируют политическую деятельность, отношения между гражданином и государством.

5)    По степени обязательности исполнения нормы могут быть побуждающими, запрещающими, рекомендательными.

 

Ответ: ________________

 

 

Прочитайте текст и выполните задания 21—24

  

5 ноября 1986 г. двое заключенных совершили дерзкий побег из федеральной тюрьмы в Плезантоне (штат

Калифорния). Речь идет о 42-летнем Рональде Макинтоше, осужденном за мошенничество, и 37-летней Саманте Лопес, виновной в ограблении банка. Они были возлюбленными, их немедленно окрестили «неразлучниками», как только сообщение о побеге появилось в прессе.

Вот как это произошло. Макинтош ухитрился угнать вертолет. Бывший военный летчик, он смело ринулся вниз на тюремный двор, совершил посадку, схватил в объятия Лопес, и вертолет умчался. Охранники не решились стрелять в вертолет, он мог рухнуть во двор и погубить много людей. Возлюбленные скрывались от полиции 10 дней. Но в конце концов их задержали при попытке получить деньги по чеку на территории торгового центра в пригороде Сакраменто. Они направлялись к яхте, стоявшей на якоре у берега в штате Вашингтон; вероятно, хотели бежать в Канаду.  

Очевидно, что описанный случай  — яркий пример девиации: двое преступников, которых суд признал виновными, совершают побег из тюрьмы. .. Но когда репортеры взяли интервью у служащих тюрьмы, экспертов по преступности и прохожих, были высказаны совершенно различные мнения об этом «девиантном» поступке.

Некоторые сочли беглецов людьми коварными, умными, которым удалось перехитрить закон. Один сказал, что охотно поступил бы так же, а другой выразил надежду, что возлюбленных никогда не поймают. Некоторые даже восприняли их как своего рода народных героев. Иные комментаторы критиковали федеральную тюрьму Плезантона за небрежную охрану и мягкое обращение с заключенными; они сравнивали тюрьму с «загородным клубом», даже в какой-то мере полагали, что люди правильно делают, совершая оттуда побеги.

Один из адвокатов, защищавший преступников после того, как их задержали вблизи Сакраменто, заявил судье, что побег был «оправдан».

Случай, происшедший с Макинтошем и Лопес, свидетельствует о том, как трудно оценивать поступки, которые могут быть названы проявлениями девиантного поведения… Наши оценки зависят от того, чего мы ожидаем  — соблюдения правовых норм или героизма? Короче говоря, девиантность определяется соответствием или несоответствием поступков социальным ожиданиям. Следует ли считать служащих «загородного клуба» в Плезантоне девиантами за то, что они проявили излишнюю мягкость? Мы не можем ответить на этот вопрос, так как существует неопределенность относительно того, насколько жесткими или снисходительными должны быть методы охраны тюрем. Было ли ограбление банка, совершенное Лопес в прошлом, девиантным поступком? Большинство из нас ответили бы на этот вопрос утвердительно, так как поступок Лопес является нарушением уголовного права, и существует всеобщее согласие о целесообразности и необходимости такого права.

Возможно выделение нескольких составляющих девиантного поведения: причины и непосредственное проявление. Девиация обусловлена биологическими, психологическими и социальными особенностями личности. Таким образом, девиантное поведение подразумевает объяснение того или иного действия ввиду вышеуказанных особенностей.

Критерии определения девиантного поведения неоднозначны. Они часто вызывают разногласия, и трудно точно установить, какие типы поведения следует считать девиантными в нашем обществе. Наиболее яркими примерами девиации, по всей видимости, могли бы служить бесчеловечные поступки, которые почти всегда вызывают осуждение, например изнасилование и убийство.

  

(Н. Смелзер)

 

17.  Как автор характеризует критерии девиантного поведения? (Приведите две характеристики из текста.)

 

18.  В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук. Используя обществоведческие знания,

— укажите не менее трёх основных признаков понятия «девиантное поведение»;

— объясните связь названных автором составляющих девиантного поведения. (Объяснение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

19.  Проанализируйте, был ли побег упомянутых в тексте двух людей примером девиантного поведения. Как на этот вопрос отвечает автор? Все ли лица, упомянутые в тексте, согласны с автором? Что по этому поводу думаете вы? (Ответ на каждый вопрос подтвердите авторским либо сформулированным самостоятельно суждением. )

20.  Опираясь на текст и знания из курсов обществознания и истории, опишите ситуацию, в которой один и тот же поступок мог считаться одновременно негативной девиацией и героизмом. (Опишите ситуацию и сформулируйте по одному суждению, отражающему негативно девиантный и героический характер поступка.)

 

21.  На графике изображено изменение ситуации на потребительском рынке роботов  — мойщиков окон в стране Z. Кривая спроса переместилась из положения D в положение D1 при неизменном предложении S. (На графике P  — цена товара; Q  — количество товара.)

  

Как изменилась равновесная цена?

Что могло вызвать изменение спроса? Укажите любое одно обстоятельство (фактор) и объясните его влияние на спрос. (Объяснение должно быть дано применительно к рынку, указанному в тексте задания.) Как изменятся предложение и равновесная цена на данном рынке, если произойдёт техническое переоснащение производства роботов-мойщиков окон при прочих равных условиях?

 

22.   В государстве Z были проведены реформы, приведшие к отмене законодательно установленных преград для продвижения по службе, которое раньше находилось в тесной зависимости от происхождения. Теперь представители незнатных слоёв населения получили возможность получать образование в высших учебных заведениях, которое им ранее было недоступно, устраиваться на высокооплачиваемые и престижные должности, что приводило к изменениям в структуре общества. Многие выходцы из нижних слоёв общества возглавили крупные общественные организации, которые впоследствии вошли в представительный орган власти. Согласно статистическим данным, около 80% государственных служащих, в том числе на высоких должностях, уже через 20 лет после проведения реформы являлись выходцами из нижних слоёв общества.

Какие две сферы общественной жизни нашли отражение в данном тексте?

Какое социальное явление отражают приведённые в тексте данные?

Используя обществоведческие знания, приведите три любых фактора, способствующих данному явлению.

Назовите два любых вида данного явления.

 

23.  Конституция Российской Федерации содержит положения о ценности культуры и родного языка. На основе положений Конституции Российской Федерации приведите три подтверждения этой характеристики.

(Каждое подтверждение должно быть сформулировано как распространённое предложение с опорой на конкретное положение Конституции Российской Федерации. Обратите внимание на то, что правильное выполнение задания не требует указания в ответе номеров соответствующих статей Конституции и дословного воспроизведения их содержания.)

 

 

24.  Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Отклоняющееся поведение». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах. (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта. )

 

25.  Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.

1)    Обоснуйте необходимость предотвращения появления в российском обществе проявлений негативного девиантного поведения. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и(или) функциональные связи.)

2)    Какие организации и учреждения в РФ осуществляют деятельность по предотвращению появления и развития негативного девиантного поведения у подростков? (Назовите любые три организации или учреждения.)

3)    Для каждого из них приведите по одному примеру, иллюстрирующему их деятельность по предотвращению развития негативного девиантного поведения среди подростков. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать деятельность трех различных организаций или учреждения. )

 

 

 

 

Что такое девиантное поведение простыми словами, и как с ним бороться

Это действия и поступки, которые считаются неприемлемыми в обществе. Девиантное поведение может проявляться агрессией, вплоть до садизма, воровством, лживостью, бродяжничеством и другими поведенческими отклонениями.

Что такое девиантное поведение простыми словами

Чаще всего этим термином характеризуют образ действий подростков, имея в виду их юношеский максимализм и склонность к нарушению общепринятых правил. Другими словами, отклоняющееся поведение в большей мере свойственно тинейджерам.

В понятие девиантного поведения обычно вкладывают негативный смысл, что подчеркивает его асоциальность и опасное отклонение от нормы. Однако с точки зрения психологии девиантные формы поведения бывают не только деструктивными. Особенно учитывая то, что требования общества нередко носят нелогичный и бессмысленный характер.

Девиации представляют собой действия, которые противоречат социальным нормам и правилам, принятым в определенных коллективах – школьных, ВУЗовских, детсадовских и пр.

Девиантов называют в лучшем случае странными и относятся к ним неодобрительно. Однако психологи уверяют, что понятия «нормы» не существует в принципе, и каждому человеку свойственна девиантность в той или иной степени. Исключений здесь нет. Есть даже специальная наука – девиантология (от лат. «deviato» – «отклонение»), она изучает социальные девиации и реакцию общества на них.

Внимание! Девиантное поведение в социологии характеризуется не качеством совершенного человеком поступка. Это, скорее, следствие применения окружающими правил и санкций к «нарушителю», «навешивание ярлыков».

Причины девиантного поведения

Роберт Мертон (американский социолог) исследовал различные проявления девиантности и рассматривал их в контексте закономерных условий социальной жизни. Он считал отклоняющееся поведение нормальной реакцией нормальной личности на ненормальные условия.

Факторы девиантного поведения делятся на 3 основные группы:

  • биологические;
  • воспитательные;
  • социальные.

Одной из разновидностей неправильного поведения являются психологические девиации, возникновение которых обусловлено сразу несколькими факторами. Подобные формы с трудом поддаются коррекции.

Что означает девиантное поведение, критерии его оценки школьники изучают на уроках обществознания в старших классах.

Биологические

Биологические факторы отклоняющегося поведения – это, в первую очередь, наследственные особенности личности: склонность к алкоголизму, наркомании, умственная неполноценность. В эту категорию входят также патологии ЦНС, спровоцированные тяжелыми болезнями в первые годы жизни ребенка, черепно-мозговыми травмами, повлекшими за собой изменение структур головного мозга.

Другие причины:

  • депрессия;
  • психозы разного происхождения;
  • шизотипическое расстройство;
  • инфантилизм;
  • синдром дефицита внимания, гиперактивность;
  • шизофрения.

Девиантное поведение на фоне биологических нарушений выражается эмоциональной неустойчивостью и низкой способностью к адаптации.

Внимание! Асоциальные поступки и заострение типичных черт характера возможно на фоне гормональной перестройки в пубертатном периоде, когда происходит активное развитие мозга, и формируются высшие психические функции.

Воспитательные

Предпосылками к развитию такой формы девиации служит неправильное воспитание ребенка (подростка) – ошибки педагогики. Это могут быть:

  • отклоняющее, делинквентное поведение внутри семьи, когда кто-то из ее членов подает пример подрастающему поколению;
  • отсутствие взаимопонимания, уважения в семье;
  • авторитарное воспитание, несправедливые наказания;
  • потакание всем прихотям, исполнение любых желаний ребенка;
  • избыточная опека либо отсутствие таковой;
  • лишение ребенка личного пространства;
  • игнорирование потребностей ребенка – как моральных, так и физических.

Пример из практики: 

Ваня был тихим, воспитанным подростком и хорошо учился. Но все изменилось после развода родителей, который проходил в атмосфере крайней враждебности. Иван стал часто прогуливать уроки, грубить учителям, а один раз даже подрался. Матери удалось уговорить сына на беседу с психологом, после нескольких сеансов ребенок успокоился и вернулся к учебе.

Ребенку, и особенно подростку, очень важно, чтобы его понимали дома. Постоянные конфликты, жесткие, репрессивные методы воспитания, систематическое нарушение личных границ нередко вызывает в ответ асоциальные поступки и действия.

Социальные

Социальными называются факторы, которые подразумевают взаимодействие с окружающими людьми. К ним относятся:

  • Коммуникативные трудности. Ребенку сложно общаться со сверстниками;
  • Маргинальное окружение. Алкоголики, наркоманы;
  • Вынужденное общение с представителями религиозных сект;
  • Буллинг. Травля, насмешки, преследование, вплоть до причинения телесных повреждений;
  • Насильственные действия. Принуждение к сексу, избиение;
  • Вредные привычки. Неумеренное употребление алкоголя, прием наркотиков;
  • Увлеченность. Чрезмерная приверженность молодежным субкультурам.

Обратите внимание! Примеры отклоняющегося поведения можно найти везде. Негативные девиации присущи бомжам, уличным бандитам. Позитивную девиантность демонстрировали Эйнштейн, Перельман, Стив Джобс и многие другие известные личности, которых мы называем гениями.

Классификация: виды девиантного поведения

Стоит сказать, что в социологии такое поведение подразделяется на позитивное и негативное. К позитивным формам девиаций относят:

  • трудоголизм;
  • повышенный интерес к искусству, творчеству, наукам;
  • самопожертвование;
  • благотворительность, волонтерство;
  • увлечение диетами и ЗОЖ.

Перечисленные формы девиантного поведения считаются положительными, хотя и являются, по сути, отклонением от общепринятых норм.

Негативное отклоняющееся поведение заключается в совершении действий и поступков, не принятых в обществе. Отрицательная девиация подразделяется на несколько типов:

  • аддиктивный;
  • аморальный;
  • делинквентный.

Негативная девиация, в свою очередь, делится еще на несколько видов со следующими характеристиками:

  • Неосознанный. Человек не понимает, что его действия запретны, и совершает их безотчетно;
  • Нонконформистский. Девиант отдает отчет своим действиям и совершает их преднамеренно;
  • Аберрантный. Неприемлемые поступки совершаются тайно из страха осуждения и наказания.

Существует также синдром, название которого звучит как «преддевиантный». Он включает в себя ряд признаков, среди которых:

  • регулярно возникающие проблемы, конфликтные ситуации в общении с окружающими;
  • повышенная агрессивность;
  • негативное отношение к учебе и труду.

Внимание! Преддевиантный синдром приводит к стойкой негативной девиации.

Первичные и вторичные отклонения

Первичное девиантное поведение в целом соответствует общественным нормам. Нарушения определяются как незначительные и терпимые, поэтому человек не квалифицируется как девиант, и сам не считает себя таковым. Его отклонения носят единичный характер и выглядят в глазах окружающих, скорее, как эксцентричность, маленькая шалость или же ошибка.

Вторичной называется девиация, которая не вписывается в общественно-социальные рамки и однозначно определяется как девиантное поведение.

Проблема девиантного поведения находится в центре внимания с момента возникновения психологии. (Википедия).

Лечение

Борьба с девиациями предполагает комплексный подход с использованием психотерапии, психокоррекции и лекарственных средств.

Психотерапия

Психокоррекция

Лекарства

Воздействие на мышление подростка с целью его осознания особенностей личности, выработки умений саморегуляции

Стабилизация эмоционального статуса, развитие внимания

Дополнительный метод ведения девиантных пациентов, у которых наблюдаются психотические и неврологические болезни

В ходе бесед анализируются конфликтные ситуации с определением возможных вариантов действий и реакций

Психокоррекция повышает эффективность психотерапии, придает уверенность в себе, пробуждает интерес к учебе и профессиональной деятельности

Уровень агрессии снижают препараты лития, нейролептики и противосудорожные. Выбор конкретных средств зависит от проявлений отклоняющегося поведения

Встречи с психологом или психотерапевтом рекомендованы также родителям, что позволяет быстрее и эффективнее восстановить полноценные отношения в семье. Задать вопросы грамотному специалисту можно дистанционно, по телефону.

Получить консультацию психолога

Standard

Персональный пакет для круглосуточного общения с российскими врачами по телефону

1105 ₽/мес

13 256 ₽

Подробнее

Family

Семейный пакет для круглосуточного общения с российскими врачами по телефону

1819 ₽/мес

21 830 ₽

Подробнее

Premium

Максимальный пакет безлимитного круглосуточного общения с российскими врачами по телефону

2555 ₽/мес

30 661 ₽

Подробнее

Частые вопросы

Чем помогают лекарства при девиациях?

+

Есть много препаратов, которые можно принимать для коррекции девиантного поведения. Курс лечения может состоять из антидепрессантов, транквилизаторов, снотворных, успокоительных средств. Почти всегда врачи назначают витамины группы В.

Что такое сверхмотивация?

+

Это значит, что нацеленность на результат просто запредельная. По сообщениям психологов, такая форма – своеобразная компенсация за переживания, лишения в детстве или юности.

Можно ли предотвратить девиантное поведение у трудных подростков?

+

Да, основная составляющая успеха – это контроль над учебой и проведением досуга. Беседы и убеждения часто не дают результатов. Жесткие требования такие подростки воспринимают довольно спокойно, поэтому риск «повредить психику» минимальный.

Заключение эксперта

Девиантное поведение обусловлено социальными, либо биологическими или воспитательными факторами, требующими особого внимания при работе с молодежью. Некоторые источники утверждают, что девиации невозможно исключить из социума, отмечая при этом их прогрессирование в обществе во время кризисов.

Публикуем только проверенную информацию

Автор статьи

Монахова Альбина Петровна клинический психолог

Стаж 17 лет

Консультаций 1439

Статей 350

Специалист в области клинической психологии. Помощь в поиске инструментов для самореализации, проработка убеждений, страхов и тревог. Работа с самоотношением, внутренними границами, понимание взаимодействия с социумом через осознанные личностные изменения.

  • 2007 — 2008 год МУЗ Детская поликлиника №4 — педагог психолог
  • 2008 — 2009 ООО Здоровая страна — клинический психолог
  • 2009 — 2021 год Республиканский наркологический диспансер — психолог
  • 2012 — 2013 год Профессиональная медицина — психолог
  • 2013 — 2015 год ООО Возрождение — психолог
  • 2019 по настоящее время ООО Теледоктор24 — психолог

Девиантное поведение — 12-е издание — Эрих Гуд

Содержание Описание книги отзыва критиков

    430 страниц

    к Рутледж

    430 страниц

    к Рутледж

    430 страниц

    к Рутледж


    Узнать об электронных книгах VitalSource Открытие всплывающего окна

    Также доступно в виде электронной книги по адресу:

    • Электронные книги Тейлора и Фрэнсиса
      (учрежденческая покупка)Открывается в новой вкладке или окне

    Продолжить покупки

    Девиантное поведение  предлагает увлекательное и всестороннее обсуждение девиантного поведения, убеждений и состояний. Он исследует, как общество определяет, навешивает ярлыки и реагирует на все и на всех, кто подпадает под этот процесс стигматизации, тем самым обеспечивая отчетливо социологический подход к феномену. В центре внимания при определении того, что и кто является девиантным, находится аудитория — члены влиятельных социальных коллективов, которые определяют исход этого процесса. Обсуждение в этом томе охватывает как объяснительный (или позитивистский) подход, так и конструкционистские (или навешивающие ярлыки) точки зрения, тем самым предоставляя широкий и всеобъемлющий взгляд на девиантность. Центральные главы книги посвящены конкретным случаям или формы об отклонениях, включая преступления, злоупотребление психоактивными веществами и психические расстройства, все из которых имеют то общее качество, что они и их действующие лица, верующие или носители могут быть оценены этими влиятельными сторонами негативно или уничижительно. И всюду по Deviant Behavior автор подчеркивает, что для социолога термин «девиантное» совершенно не уничижительный; не подразумевается никакого намека на неполноценность или врожденную стигму; что автор подчеркивает, так это то, что определенные члены общества — социальные круги или коллективы — определяют определенные партии и обращаются с ними уничижительно; социолог не участвует в этом процессе стигматизации, но наблюдает и описывает его.

    Предисловие и благодарности

     

    1 Знакомство с девиантным поведением

    2 Объяснение девиантного поведения

    3 Конструирование девиантного поведения

    4 Бедность и дурная слава 90 Я и криминализация

    6

    6

    6

    6 Преступное поведение

    7 Белые воротнички, корпоративные и глобальные Злоупотребление

    8 Злоупотребление психоактивными веществами

    9 Сексуальные отклонения

    10 Нетрадиционные убеждения

    11 Психическое расстройство

    12 Отклоняющиеся физические характеристики

    13 Племенная стигма: раса, религия и этническая принадлежность

    Ссылки


    Биография

    — почетный профессор социологии Университета Стоуни-Брук. Он преподавал в полудюжине университетов и является автором двенадцати книг, в том числе «Укрощение площади Вашингтона в Нью-Йорке » и «Наркотики в американском обществе» 9.0040 . Гуд получил стипендию Гуггенхайма и несколько наград за преподавание. Он живет в Нью-Йорке, где есть достаточно мест для стратегических исследований, отвечающих его интересам.

    Эрих Гуд явно мастер, когда дело доходит до учебников по девиантности. В этом новом издании представлен полный, сравнительный и всеобъемлющий обзор того, что представляет собой социология девиантности, дающий определенный положительный опыт чтения и обучения. Эрих контекстуализирует большое количество иллюстративных случаев с тщательным изучением различных теорий и концепций, которые позволяют нам лучше понять девиантность в рамках соответствующих социологических восприятий. Таким образом, читатели знакомятся с ярким, увлекательным, легко читаемым и понятным представлением о множественных и разнообразных проявлениях девиантности и о том, почему они имеют место. Это издание предлагает текст, богатый описаниями и анализом, предлагающий множество идей, но, прежде всего, он заставит вас задуматься.
    Нахман Бен-Иегуда , соавтор книги Мошенничество и неправомерные действия в исследованиях ; Профессор социологии Еврейского университета в Иерусалиме

    Добавить в корзину

    Практическая модель профилактики девиантного поведения обучающихся младших классов

    Реферат

    Актуальность работы обусловлена ​​объективной необходимостью психолого-педагогического анализа содержания, структуры и динамики девиантного поведения младших школьников, в определении путей и средств их своевременной профилактики. выявить и обосновать наиболее эффективные методы в воспитательном процессе и при изучении возможности применения педагогических мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних правонарушителей. Исходной точкой, на которую опирались авторы, является мысль о том, что сочетание нескольких методов коррекции даст более устойчивый результат, поскольку по существу все методы направлены на обучение ребенка борьбе с проявляющимися вредными привычками (творческие кружки по интересам). детей). Однако при применении тех или иных методов коррекции следует учитывать целый комплекс факторов: возраст, индивидуальные психологические и медико-биологические, индивидуальные условия воспитания, соотношение социально-психологических факторов и уровень социальной адаптации. В данной статье выделены педагогические условия социально-педагогической профилактики и коррекции девиантного поведения младших школьников на основе особенностей социального воспитания. Показано, что комплексная диагностика учащихся в семье, изменение социальной среды жизнедеятельности путем включения ее в игровые формы общественно-полезной деятельности должна осуществляться на основе общих принципов воспитательного процесса с учетом учитывать специфику педагогически запущенной деятельности.

    Ключевые слова: Метод коррекции девиантного поведения несовершеннолетние правонарушителипедагогическая запущенность роль педагога

    Введение

    В данной статье произведен анализ педагогических условий социально-педагогической профилактики и коррекции девиантного поведения младших школьников исходя из особенностей социального воспитания. Подчеркивается, что комплексная диагностика обучающихся в семье, изменение социальной среды жизнедеятельности путем включения ее в игровые формы общественно-полезной деятельности должны осуществляться на основе общих принципов воспитательного процесса с учетом учитывать специфику педагогически запущенной деятельности. Исследования представляют интерес для учителей с целью применения в начальной школе методов, средств и способов профилактики девиантного поведения младших школьников во внеурочной деятельности.

    Постановка проблемы

    В последнее время в России большую озабоченность государственных органов и общества в целом вызывает увеличение числа семей и детей, находящихся в социально опасном положении, рост безнадзорности. Эта негативная ситуация вызывает особое беспокойство при их проникновении в среду младших школьников, что негативно сказывается на их адаптации и социализации. В связи с этим роль профилактической деятельности учителя начальных классов, являясь референтом, может оказать существенную помощь семье и самому ребенку. Педагог по работе с трудными детьми должен иметь на вооружении специальную методику формирования положительной мотивации поведения у подростков-правонарушителей, включающую систему мероприятий: педагогическую диагностику мотивации поведения подростков, определение асоциальных компонентов поведенческой деятельности. личности с помощью психолога, социального педагога. Выбор и применение этих мер воздействия в учебно-воспитательном процессе должны соответствовать особенностям, режиму дня и желаниям подростка.

    Обострение кризиса в современном обществе проявляется не только в политической, экономической, но и в социальной и культурной сферах жизни, что соответственно порождает формирование очагов международного терроризма, рост террористических актов, где несовершеннолетние школьники встречаются редко. В связи с этим очень важна работа педагогов с несовершеннолетними правонарушителями, учащимися, поведение которых не соответствует требованиям дисциплины и нравственности. Таких детей называют «школьниками с отклонениями в поведении», «педагогически запущенными», «дезадаптированными», «детями группы риска». В отечественной психолого-педагогической литературе эти дети представлены как группа детей повышенного социального риска.

    Вышеперечисленные категории и группы детей в характеристике девиантного поведения необходимы для разработки методов профилактики и его профилактики.

    С появлением в социально-профессиональной структуре общества статусно-ролевой позиции педагога, что привело к выделению педагогики в самостоятельную область гуманитарного знания, определение образования сузилось: «Воспитывая человека в широком педагогическом смысле — это целенаправленный процесс, осуществляемый под руководством людей, учителей, педагогов, воспитателей, включающий все виды учебных занятий и внеаудиторную, специально проводимую воспитательную работу» (Велев, 2012).

    В Большой российской педагогической энциклопедии под редакцией Давыдова (1998) дается следующее определение коррекционно-воспитательной работы: «коррекционно-воспитательная работа, система специальных приемов и мероприятий, направленных на преодоление или смягчение недостатков в развитии аномальных детей. В в отечественной педагогике это понятие направлено не только на исправление отдельных нарушений, оно охватывает все категории ненормальных детей и осуществляется совместной деятельностью педагогов и врачей» (с. 54).

    Исследовательские вопросы

    Обосновать необходимость применения принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних как метода коррекции девиантного поведения; выявить необходимость коррекционно-воспитательной деятельности как одного из методов воздействия на несовершеннолетних правонарушителей; изучить современное состояние педагогической и социокультурной науки в области диагностики и коррекции девиантного поведения.

    Цель исследования

    Цель исследования — выявление наиболее эффективных методов коррекции девиантного поведения в воспитательном процессе и изучение возможности применения педагогических мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних правонарушителей.

    Методы исследования

    Применялись теоретические (анализ, синтез, моделирование, обобщение) и эмпирические (педагогический эксперимент, биографический метод, наблюдение) методы исследования.

    Находки

    Целесообразность и необходимость проведения коррекционно-педагогической работы в системе образования в современных условиях обусловлены как внешними социально-педагогическими обстоятельствами (изменение социальной ситуации, изменение нравственных ценностей и нравственных требований), так и особенностями внутренние психические процессы, происходящие в духовном мире подростков, в их сознании, отношении, отношении к социуму. Кроме того, как отмечают исследователи, целесообразность коррекционного воздействия мотивируется рядом показателей неблагополучия в развитии подрастающего поколения. Основные из них — нарушение общения в системе отношений «ребенок-взрослый» и «ребенок-сверстник», потеря взаимопонимания, распад прежних форм воспитания; низкий уровень успеваемости, значительно расходящийся с потенциальным уровнем ребенка; поведение, отклоняющееся от социальных норм и требований; эмоциональный стресс и депрессия; наличие экстремальных кризисных жизненных ситуаций; кризисы аномального развития, которые, в отличие от нормативных возрастных кризисов, не связаны с завершением цикла развития, не ограничены во времени и носят крайне деструктивный характер, не создавая условий и не способствуя формированию психологических новообразований, знаменующих переход к новому возрастной цикл и др. (Карвасарский, 1990).

    Среди наиболее популярных методических приемов коррекции девиантного поведения необходимо выделить наиболее эффективные методы в воспитательном процессе и изучить возможность использования педагогических мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних правонарушителей.

    Применение принудительных мер воспитательного характера связано с установлением определенного педагогического режима в отношении несовершеннолетних (правонарушителей) (установление надзора за родителями или лицами, их заменяющими, ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего, предупреждение). Важность школьной социализации на сегодняшний день объясняется, прежде всего, обязательным и длительным пребыванием ребенка в образовательном учреждении. Коррекция девиантного поведения должна осуществляться на основе общих принципов воспитательного процесса с учетом специфических особенностей педагогически запущенных детей. Педагог в работе с трудными детьми должен быть вооружен специальной методикой формирования положительной мотивации поведения у подростков-правонарушителей.

    Практически всегда вынужденная адаптация детей является проблемой, которая отражается как на организме ребенка, так и на его психике. Здесь понимается, что этот процесс может привести к ряду проблем соматического и психосоматического спектра, возникающих под влиянием стрессовых факторов (Кириллов, 2013).

    Стресс в период адаптации очень часто, в частности к школе, проявляется в случаях, когда ребенок не посещал детский сад и, соответственно, менее приспособлен к социальным взаимодействиям, чем его сверстники. В этой ситуации главную роль играет страх неизвестности (в незнакомой обстановке) и страх неодобрения и отказа (учителя и/или новых товарищей).

    Несовершеннолетние с отклонениями в поведении младших классов, помимо индивидуализированного подхода, требуют также учета их интеллектуального развития, психологической совместимости в группе.

    Формы и методы работы педагога с родителями или законными представителями учащегося с отклонениями в поведении должны быть направлены на повышение педагогической культуры, укрепление взаимодействия школы и семьи в целом. Наиболее эффективной профилактической работой с девиантным поведением несовершеннолетних правонарушителей является организация совместной деятельности младших школьников, педагогов, социальных педагогов, воспитателей, психологов и родителей.

    Современное состояние педагогической и социокультурной науки в области диагностики и коррекции девиантного поведения подростков характеризуется, прежде всего, стремлением исследователей проникнуть в глубинные процессы, понять их социальную и природную сущность. Также следует рассматривать в единстве все компоненты, влияющие на развитие иммунитета психологического механизма, а также стремление к совершенствованию поиска путей преодоления девиантности (Зиннуров, Красильников, Гайфутдинова, 2014).

    Прежде чем рассматривать понятие «начальная стадия девиантного поведения», необходимо уточнить сущность и социально-педагогические причины проявления просто девиантного поведения. На сегодняшний день нет единой точки зрения на определение понятия девиантного поведения, неясно, насколько оно патологическое. Существуют разные подходы к определению девиантного поведения, которые исходят из разного понимания нормы: социологического, биологического и психологического. Одни считают, что речь идет обо всех отклонениях от одобряемых обществом социальных норм, другие предполагают, что под этим понятием охватывается только нарушение правовых норм, третьи — разные виды социальной топологии (алкоголизм, наркотики, убийства) (Веблен , 1984).

    Одним из методов коррекции девиантного поведения в образовательном процессе является учебно-коррекционная деятельность, представляющая собой единый процесс эмоционально-познавательного характера. Этот метод позволяет корректировать не только внешнюю сторону учебно-познавательной деятельности, но и внутреннюю, выражающуюся по отношению к учащимся в процессе обучения. Особенность коррекционно-воспитательной деятельности выражается в том, что она охватывает не только всю совокупность педагогических воздействий на личность несовершеннолетнего правонарушителя, но и на детей с отклонениями в поведении.

    Коррекция девиантного поведения должна начинаться с правильной организации досуга учащегося. Поэтому при определении целей и задач коррекционно-педагогической деятельности необходимо исходить из ближайшего прогноза развития подострой, а не сиюминутной ситуации ее девиантного поведения. Педагоги знают, что первый шаг – не допустить дальнейшей деградации личности несовершеннолетнего правонарушителя. Помочь ей изменить убеждения непросто, но это важный шаг к формированию творческого взгляда на жизнь.

    При применении рассматриваемых мер необходимо также напомнить о мерах принудительного характера, регулируемых решением суда, в рамках которых характерен комплексный подход к профилактике, коррекции, реабилитации.

    Своеобразие педагогического обеспечения принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних правонарушителей в первую очередь определяется особенностями условий, в которых они реализуются. Возникает вопрос: как это проявляется? Следует отметить, что применение вышеуказанных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним не связано с ограничением свободы и их изоляцией от общества. Однако за несоблюдение тех или иных правовых мер при определенных условиях к ним могут быть применены более строгие меры наказания — лишение свободы. Несомненно, что при методически правильно организованной работе этот фактор может оказать положительное коррекционное воздействие на подростка. Такое положение объясняется тем, что ребенок не отрывается от привычной ему среды, сохраняются его общественно полезные связи с семьей, у него есть возможность продолжить обучение в бывшем учебном заведении и, при необходимости, жить дома. Широкое задействование роли семьи как микроокружения несовершеннолетнего правонарушителя в процессе его социализации очень велико.

    Следует отметить, что психолого-педагогическая, социальная и медицинская помощь также является основой обязательных воспитательных мероприятий. Эти меры направлены на то, чтобы помочь подростку в развитии навыков управления собственным поведением. При этом базовые ценности общества открыты и доступны подростку.

    Применение принудительных мер воспитательного воздействия связано с установлением определенного педагогического режима в отношении несовершеннолетних правонарушителей (надзор за родителями или лицами, их заменяющими, ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего, предупреждение), что способствует формированию просоциального, законопослушного поведения в ювенальном опыте. Педагогически целесообразная ситуация надзора, контроля, воспитательного воздействия при правильной организации побуждает подростка к подчинению обстоятельствам, позволяет ему осуществлять осознанный выбор, лишенный нравственно-волевых качеств, ответственности за свое поведение, укрепляя и расширяя общественно полезные связи, приобщение к работе, способствует предупреждению негативных проступков и приобретению положительного опыта жизнедеятельности (Казакова, 2015).

    В работе с трудными детьми воспитатель должен быть терпимым и понимать различия во мнениях и убеждениях. В то же время учитель должен развивать и у учащихся эти качества, так как способность понимать других людей, узнавать сходные черты и различия является основным условием, необходимым для взаимодействия с другими людьми.

    Таким образом, педагоги, выполняя свои функции, должны уделять больше внимания реализации учебного плана, но не забывая при этом о такой важной функции, как социализация личности, адаптация, обеспечение вхождения ребенка в жизнь. И как уже было сказано выше, начинать все эти работы необходимо с младших (начальных) классов, когда дети еще не до конца осознают роль школы и учителя в их жизни. Главное, чтобы основная деятельность психолога и педагога была направлена ​​на коррекцию не только самого девиантного поведения, но и закрепление системы ценностей ребенка, укрепление его самооценки, поиск внешних и внутренних ресурсов, повышающих заинтересованность в позитивных изменениях в образовательной и общественной деятельности.

    Заключение

    Наиболее эффективной формой профилактической работы с девиантным поведением младших школьников является организация совместной деятельности учащихся, педагогов, социальных педагогов, воспитателей, психологов и родителей.

    В результате исследования сделан вывод о необходимости понимания роли психолога в социальной адаптации учащихся, а эта профилактика направлена ​​на изменение внешних и внутренних факторов и условий социального воспитания.

    Следует отметить, что профилактику девиантного поведения младших школьников нельзя рассматривать в отрыве от профилактических мероприятий, проводимых на государственном уровне. Однако профилактика, осуществляемая на государственном уровне, относится к социальной профилактике, которая представляет собой совокупность государственной, социальной, социальной, медицинской и организационно-воспитательной деятельности. Все эти меры направлены на предотвращение, устранение или нейтрализацию основных причин, вызывающих разного рода социальные отклонения негативного характера.

    Формы и методы работы педагога с родителями или законными представителями учащегося с отклонениями в поведении должны быть направлены на повышение педагогической культуры, укрепление взаимодействия школы и семьи в целом. Наиболее эффективной профилактической работой с девиантным поведением несовершеннолетних правонарушителей является организация совместной деятельности младших школьников, педагогов, социальных педагогов, воспитателей, психологов и родителей.

    Полученные исследования представляют интерес для учителей при использовании методов, средств и методов профилактики девиантного поведения младших школьников во внеурочной деятельности начальной школы.