Композиция стихотворения «К Чаадаеву» Пушкина.

Стихотворение «К Чаадаеву» начинается строчками, в которых Пушкин вспоминает о беззаботной юности:

Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман.

Мы видим, как замечательно передает поэт ощущения, которые испытывает человек в пору взросления, когда приходит время расстаться с наивными мечтами и иллюзиями детства.
Это стихотворение написано в форме послания к приятелю. Чаадаев — друг Пушкина, офицер, философ, член революционного общества «Союз благоденствия».
Нельзя не обратить внимания на то, что в этом стихотворении интимная лирика сливается с политической и гражданской:

Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой, Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.

Поэт широко смотрит на мир, который заставляет его почувствовать свою ответственность за то, что происходит с родной страной. Поэтому он призывает как своего друга, так и всю свободомыслящую молодежь России посвятить свою жизнь отчизне. Пушкин выражает надежду, что самовластие будет разрушено, что Россия станет свободной страной. Она не забудет тех, кто боролся против самодержавия:

Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!

Это стихотворение можно определить и как патриотическое. Слова «отчизна» и «свобода» здесь звучат как синонимы. Слово «звезда» во времена Пушкина символизировало революцию. Стихотворение это не было напечатано сразу, но его знала и повторяла прогрессивная молодежь, будущие декабристы. Именно с такими людьми Пушкин связывал все свои мечты и надежды. В послании «К Чаадаеву» чувствуется убежденность поэта в том, что именно в этот момент исторического развития отчизне нужны те прекрасные качества, которые есть у прогрессивной дворянской молодежи: образованность, ум, честность, энергия, неугасимое стремление к свободе, горячая любовь к родине. Вот почему такая глубокая вера в лучшее будущее звучит в финале стихотворения:

Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

otvetytut.com

Композиция стихотворения «К Чаадаеву» Пушкина.

Стихотворение «К Чаадаеву» начинается строчками, в которых Пушкин вспоминает о беззаботной юности:

Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман.

Мы видим, как замечательно передает поэт ощущения, которые испытывает человек в пору взросления, когда приходит время расстаться с наивными мечтами и иллюзиями детства.
Это стихотворение написано в форме послания к приятелю. Чаадаев — друг Пушкина, офицер, философ, член революционного общества «Союз благоденствия».
Нельзя не обратить внимания на то, что в этом стихотворении интимная лирика сливается с политической и гражданской:

Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой, Как ждет любовник молодой

Минуты верного свиданья.

Поэт широко смотрит на мир, который заставляет его почувствовать свою ответственность за то, что происходит с родной страной. Поэтому он призывает как своего друга, так и всю свободомыслящую молодежь России посвятить свою жизнь отчизне. Пушкин выражает надежду, что самовластие будет разрушено, что Россия станет свободной страной. Она не забудет тех, кто боролся против самодержавия:

Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!

Это стихотворение можно определить и как патриотическое. Слова «отчизна» и «свобода» здесь звучат как синонимы. Слово «звезда» во времена Пушкина символизировало революцию. Стихотворение это не было напечатано сразу, но его знала и повторяла прогрессивная молодежь, будущие декабристы. Именно с такими людьми Пушкин связывал все свои мечты и надежды. В послании «К Чаадаеву» чувствуется убежденность поэта в том, что именно в этот момент исторического развития отчизне нужны те прекрасные качества, которые есть у прогрессивной дворянской молодежи: образованность, ум, честность, энергия, неугасимое стремление к свободе, горячая любовь к родине. Вот почему такая глубокая вера в лучшее будущее звучит в финале стихотворения:

Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

dvoechka.com

Анализ стихотворения Пушкина «К Чаадаеву»: размер, сюжет, настроение

В далеком 1818 году данное стихотворение приобрело широкую известность в кругах декабристов и стало их литературным гимном. Оно не планировалось публиковаться и было написано для чтения в узких кругах, но передача из рук в руки сделала свое дело и уже 1929 году стихотворение “К Чаадаеву”, искаженное по стилистике, опубликовали в альманахе “Северная звезда”. В кругах декабристов, благодаря этому произведению, А. Пушкин приобрел известность вольнодума, но и по вине ряда стихотворений он не единожды находился в ссылке.

История написания

Чаадаев являлся Пушкину давним другом, с которым они еще с лицейских времен, любили обсудить политику, дела, происходящие в России. По прошествии множества лет их дружба лишь набирала силы, они доверяли друг другу все свои тайны, желания и мечты. Пушкин говорил, что Чаадаев — настоящее счастье, которое делает его жизнь насыщеннее. Так, в первых строках стиха “К Чаадаеву” говорится о беззаботных юношеских годах, когда у них не было серьезных проблем, и они лишь опьянялись общественным признанием и литературными успехами. Помимо этого, в первом четверостишье можно увидеть критику в сторону Александра I, осуждение его реформ, подавление декабристов и бесконечные репрессии.

В последующих строках Пушкин говорит, что слава и юношеский максимализм не смогли подавить стремление делать мир лучше, начиная, конечно, с России, чтобы исчезло закоренелое самодержавие. Особое внимание сосредоточено на том, что крепостное право до сих пор не отменено, несмотря на царский приказ. Поэт выражает недовольство, выступая лидером мнений молодежи того времени, но все равно понимает, что высшие власти вряд ли пойдут на уступки, настолько сильно они погрязли во лжи и порочности.

Именно из-за этого в последних строках своего произведения”К Чаадаеву”, Пушкин призывает народ свергнуть самодержавие. Ранее никто не решался на такой открытый призыв. Но следует помнить, что такую буйную точку зрения Пушкин афишировать совсем не собирался и изначально это стихотворение было лишь для узкого круга лиц, точнее, для декабристов.

К моменту активного распространения произведения, сам Петр Чаадаев уже занимал место члена масонской ложи и присоединился к обществу декабристов, именуемое “Союзом благоденствия”. Последние как раз-таки и приняли строки стихотворения, как явный призыв, за что их и отправили в Сибирь. После печального события Пушкин долго убивался, желая облегчить участь своих друзей, но ничего не мог для этого сделать.

На какие две четкие части можно разделить стих?

  • лирическое обращение к другу;
  • гражданское обращение к народу.

В стихотворении “К Чаадаеву” мы видим послание, но, как правило, послание обращены к хорошему другу или даме сердца (что причисляется к разряду лирических произведений), а здесь доминирует обращение ко всему народу. Таким образом, Пушкин создал новый жанр – гражданское послание.

Композиция же данного произведения построена через антитезу, которая свидетельствует о наличии контраста. Если начало пропитано грустью, юношеской тоской, то концовка полна обличительного настроя.

Стоит отметить, что Пушкин использовал общественно-политическую лексику для раскрытия темы произведения.

К ней относятся такие слова, как:

  • отчизна;
  • гнет;
  • власть.

Они были характерны временам декабристов и многие молодые авторы, не скупясь, наполняли ими свои творения, пытаясь побудить народ на действия.

Анализ идеи

Помимо призыва, автор пытается отразить сложный переход, называемый взрослением человека. Особенно взросление человека в качестве полноценного гражданина, который будет участвовать в делах своей родины, отстаивать ее честь и быть по-настоящему верным. В начале стихотворения можно увидеть, как все прелести юношеской жизни (тихая слава, надежда, любовь) превращаются в ничто под гнетом взрослой и тяжелой судьбы.

Надежды маленького мальчика на свободу и славу подвергаются сомнению. Именно поэтому Пушкин и сравнивает их с мимолетным сном, туманом – они способны так же быстро рассеяться, не оставив после себя ни следа.

Во второй же части чувства Пушкина перерастают в нечто большее – обращение не к своим желаниям, а к желаниям народа, родины.

Размер стихотворения – четырехстопный ямб.

Звучание стихотворения, анализ его настроения

Стихотворение звучит торжественно, бодро. Оно призывает народ к движению, поскольку адресовано не только Чаадаеву, но и всему русскому населению. Пушкин призывает людей служить Отчизне, оставаться верным ей и не допускать репрессий со стороны правительства. В произведение есть строки, показывающие, что Отчизна страдает под гнетом власти, и ее нужно спасти, помочь выбраться из этого ужасного капкана, освободить.

Немалую роль в стихотворении “К Чаадаеву” играет понятие чести. Только в данном случае оно играет роль совести — призыва к добру и благородности. Если человек готов впустить в свою душу совесть, то он не останется равнодушен к собственной Родине и постоит за ее свободу.

На этом анализ стихотворения Пушкина “К Чаадаеву” и разбор темы подошли к концу.

obrazovanie.guru

«К Чаадаеву» — Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837) — РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА — Анализ произведения — Русская литература XIX века — для учащихся 9 классов, учителей, методистов

АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837)

Лирика

«К Чаадаеву»

История создания.

Стихотворение написано в 1818 году — в петербургский период творчества Пушкина. Оно получило широкую известность, особенно в декабристских кругах, и стало распространяться в списках. Именно за такие стихи Пушкина постигла опала — он оказался в южной ссылке. Много позже в 1829 году без ведома поэта это стихотворение в иска­женном виде было опубликовано в альманахе «Северная звезда».

Стихотворение адресовано конкретному человеку: Петру Яковлевичу Чаадаеву (1794-1856), одному из близких друзей Пушкина еще с ли­цейских лет. Кроме этого стихотворения, к нему обращены послания Пушкина «Чаадаеву» (1821), «Чаадаеву» (1824). Поэта связывала с Чаа­даевым многолетняя дружба: их обоих характеризовали свободолюби­вые настроения, стремление к изменению жизни в России, нестандарт­ность мышления. Чаадаев, как и многие лицейские друзья поэта, был членом тайного декабристского общества «Союз благоденствия», хотя впоследствии отдалился от этого движения, заняв свою весьма своеоб­разную позицию в вопросе о государственной власти и дальнейшей судьбе России. За публикацию «Философического письма», в котором были изложены эти взгляды, Чаадаев был объявлен правительством су­масшедшим — так самодержавие боролось с инакомыслием и свободо­любием. Не всегда позиции Пушкина, особенно в зрелые годы, совпа­дали с мыслями Чаадаева, но в 1818 году юный поэт видел в старшем друге человека, умудренного жизненным опытом, наделенного острым и порой саркастическим умом, а главное — свободолюбивыми идеала­ми, столь отвечающими настроению Пушкина.

Жанр и композиция.

Для лирики Пушкина характерно стремление к трансформации ус­тоявшихся жанров. В данном стихотворении мы видим проявление та­кого новаторства: дружеское послание, обращенное к определенному человеку, перерастает в гражданское обращение ко всему поколению, которое включает и черты элегии. Обычно стихотворение в жанре послания адресуется либо другу, либо возлюбленной и по тематике отно­сится к интимной лирике. Меняя адресата своего стихотворения, Пуш­кин создает новое по жанру произведение — гражданское послание. Вот почему в основе его построения лежит обращение к товарищам: «Товарищ, верь…», по стилистике близкое к гражданским политическим стихам времен Великой Французской революции. Но в то же время композиция стихотворения, построенная как теза — антитеза, подра­зумевает наличие контраста. Именно так развивается поэтическая мысль: от элегического начала, проникнутого настроением грусти и печали, через противительный союз «но» («Но в нас горит еще жела­нье…») первая элегическая часть соединяется со второй, совершенно иной по настроению, чувству и мысли: здесь превалирует гражданская тематика, обличительный настрой. А завершение стихотворения, под­водящее итог развития поэтической мысли, звучит ярким мажорным аккордом: «Мой друг, отчизне посвятим / Души прекрасные порывы!»

Основные темы и идеи.

Главная идея стихотворения — призыв к единомышленникам отойти от частных интересов и обратиться к гражданским проблемам. С ней связана вера поэта в то, что свободолюбивые мечты будут реализованы, и «отчизна вспрянет ото сна». В концовке стихотворения звучит весьма редкая в творчестве Пушкина идея слома всей государственной систе­мы, которая, по мысли поэта, произойдет в ближайшем будущем («И на обломках самовластья / Напишут наши имена!»). Поэт-государственник чаще призывал к постепенным преобразованиям, идущим прежде всего от самой власти, как в стихотворениях «Вольность» и «Деревня». Можно считать, что столь радикальная позиция автора в стихотворении «К Чаадаеву» — свидетельство юношеского максимализма и дань роман­тическим настроениям. Общий пафос стихотворения — гражданский, но в нем есть элементы романтического и элегического пафоса, осо­бенно в первой части, что отражается в специфике ряда образов.

Впервые в этом стихотворении появляется характерное для даль­нейшего творчества Пушкина соединение гражданской тематики с интимной — любовной и дружеской. В связи с этим поэт поднимает проблемы гражданского долга и политической свободы в соедине­нии с вопросами индивидуальной свободы и частной жизни челове­ка, что звучало в то время крайне необычно. Рассмотрим, как разви­вается поэтическая мысль. Начало проникнуто элегическими настроениями. Лирический герой, обращаясь к своему задушевному другу, с печалью вспоминает о том, что многие прежние его идеалы оказались «обманом», «сном»:

Любви, надежды, тихой славы

Недолго нежил нас обман,

Исчезли юные забавы,

Как сон, как утренний туман.

 

Вся поэтическая лексика, вся образность первого четверостишия по­строена в стиле романтических элегий: тихий, нежил, сон, утренний туман. Что же осталось от дней уходящей юности? Нет уже ни любви, ни надежды. Но, кажется, в этой привычной триаде не хватает какого-то слова? Конечно, нет первого из слов этого устойчивого сочетания — «веры». Это ключевое слово еще появится в стихотворении — оно ос­тавлено для заключительной, ударной концовки, чтобы придать ей ха­рактер особого, почти религиозного воодушевления и убежденности. Но переход от пессимистической тональности к мажорному звучанию происходит постепенно. Этот переход связан с образами горения, огня. Обычно уподобление страстного желания огню было характерно для любовной лирики. Пушкин вносит в мотив огня совсем иное звучание: оно связано с гражданским призывом, протестом против «гнета власти роковой»:

Но в нас горит еще желанье,

Под гнетом власти роковой

Нетерпеливою душой

Отчизны внемлем призыванье.

Далее следует столь неожиданное сравнение, что далеко не все даже близкие по образу мыслей и духу друзья-декабристы приняли его. Счи­талось, что сопоставление гражданской жизни с частной, соединение высоких патриотических мотивов с сентиментальными недопустимы. Но Пушкин в этом стихотворении избирает поистине новаторский ход: он соединяет в единый и неразрывный образ понятия «свобода» и «лю­бовь». Тем самым он показывает, что свободолюбие и гражданские уст­ремления также естественны и присущи каждому человеку, как и самые интимные его чувства — дружба и любовь:

Мы ждем с томленьем упованья

Минуты вольности святой,

Как ждет любовник молодой

Минуты верного свиданья.

И тогда уже вполне логичен переход образа горения из области лю­бовных чувств в сферу гражданских побуждений:

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы.

Теперь очевидно, что обращение к другу переросло в призыв к вере в идеалы свободы и возможность их достижения, адресованный всему молодому поколению России. Недаром в последнем четверостишии употреблено другое, более высокое слово — «друг» заменяется на «това­рищ». А поэтический образ «звезды пленительного счастья», завер­шающий стихотворение, становится символом надежд на торжество идеалов гражданской свободы.

Художественное своеобразие.

Послание «К Чаадаеву» написано излюбленным пушкинским разме­ром — четырехстопным ямбом. Помимо жанрового новаторства, с ко­торым связаны особенности развития авторской мысли и построения стихотворения, оно отличается необычной художественной образно­стью. Это отмеченное сравнение стремления к «вольности святой» и любви; метафорические образы «горения», эпитеты романтической окраски («под гнетом власти роковой», «минуты вольности святош), метонимия высокого стиля («Россия вспрянет ото сна»). Особо следует подчеркнуть символический образ звезды — «звезда пленительного счастья», который вошел не только в русскую литературу, но и стал элементом сознания русского общества.

Значение произведения.

Стихотворение стало этапным для творчества Пушкина, обозначив важнейшую для его поэзии тему свободы, а также ее особую интерпрета­цию. В истории русской литературы оно явилось началом традиции со­единения гражданской, свободолюбивой и интимной тематики, что под­тверждается творчеством Лермонтова, Некрасова, романистикой второй половины XIX века, а затем переходит к таким поэтам XX века, как Блок.



scribble.su

Анализ стихотворения «К Чаадаеву» Пушкина А.С.

История создания. Стихотворение написано в 1818 году — в петербургский период творчества Пушкина. Оно получило широкую известность, особенно в декабристских кругах, и стало распространяться в списках. Именно за такие стихи Пушкина постигла опала — он оказался в южной ссылке. Много позже в 1829 году без ведома поэта это стихотворение в искаженном виде было опубликовано в альманахе «Северная звезда».

Стихотворение адресовано конкретному человеку: Петру Яковлевичу Чаадаеву (1794-1856), одному из близких друзей Пушкина еще с лицейских лет. Кроме этого стихотворения, к нему обращены послания Пушкина «Чаадаеву» (1821), «Чаадаеву» (1824). Поэта связывала с Чаадаевым многолетняя дружба: их обоих характеризовали свободолюбивые настроения, стремление к изменению жизни в России, нестандартность мышления. Чаадаев, как и многие лицейские друзья поэта, был членом тайного декабристского общества «Союз благоденствия», хотя впоследствии отдалился от этого движения, заняв свою весьма своеобразную позицию в вопросе о государственной власти и дальнейшей судьбе России, За публикацию «Философического письма», в котором были изложены эти взгляды, Чаадаев был объявлен правительством сумасшедшим — так самодержавие боролось с инакомыслием и свободолюбием. Не всегда позиции Пушкина, особенно в зрелые годы, совпадали с мыслями Чаадаева, но в 1818 году юный поэт видел в старшем друге человека, умудренного жизненным опытом, наделенного острым и порой саркастическим умом, а главное — свободолюбивыми идеалами, столь отвечающими настроению Пушкина.

Жанр и композиция.
Для лирики Пушкина характерно стремление к трансформации устоявшихся жанров. В данном стихотворении мы видим проявление такого новаторства: дружеское послание, обращенное к определенному человеку, перерастает в гражданское обращение ко всему поколению, которое включает и черты элегии. Обычно стихотворение в жанре послания адресуется либо другу, либо возлюбленной и по тематике относится к интимной лирике. Меняя адресата своего стихотворения, Пушкин создает новое по жанру произведение — гражданское послание. Вот почему в основе его построения лежит обращение к товарищам: «Товарищ, верь…», по стилистике близкое к гражданским политическим стихам времен Великой Французской революции. Но в то же время композиция стихотворения, построенная как теза — антитеза, подразумевает наличие контраста. Именно так развивается поэтическая мысль: от элегического начала, проникнутого настроением грусти и печали, через противительный союз «но» («Но в нас горит еще желанье…») первая элегическая часть соединяется со второй, совершенно иной по настроению, чувству и мысли: здесь превалирует гражданская тематика, обличительный настрой. А завершение стихотворения, подводящее итог развития поэтической мысли, звучит ярким мажорным аккордом: «Мой друг, отчизне посвятим / Души прекрасные порывы!»

Основные темы и идеи. Главная идея стихотворения — призыв к единомышленникам отойти от частных интересов и обратиться к гражданским проблемам. С ней связана вера поэта в то, что свободолюбивые мечты будут реализованы, и «отчизна вспрянет ото сна». В концовке стихотворения звучит весьма редкая в творчестве Пушкина идея слома всей государственной системы, которая, по мысли поэта, произойдет в ближайшем будущем («И на обломках самовластья / Напишут наши имена!»). Поэт-государственник чаще призывал к постепенным преобразованиям, идущим прежде всего от самой власти, как в стихотворениях «Вольность» и «Деревня». Можно считать, что столь радикальная позиция автора в стихотворении «К Чаадаеву» — свидетельство юношеского максимализма и дань романтическим настроениям. Общий пафос стихотворения — гражданский, но в нем есть элементы романтического и элегического пафоса, особенно в первой части, что отражается в специфике ряда образов.

Впервые в этом стихотворении появляется характерное для дальнейшего творчества Пушкина соединение гражданской тематики с интимной — любовной и дружеской. В связи с этим поэт поднимает проблемы гражданского долга и политической свободы в соединении с вопросами индивидуальной свободы и частной жизни человека, что звучало в то время крайне необычно. Рассмотрим, как развивается поэтическая мысль. Начало проникнуто элегическими настроениями. Лирический герой, обращаясь к своему задушевному другу, с печалью вспоминает о том, что многие прежние его идеалы оказались «обманом», «сном»:

Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман.

Вся поэтическая лексика, вся образность первого четверостишия построена в стиле романтических элегий: тихий, нежил, сон, утренний туман. Что же осталось от дней уходящей юности? Нет уже ни любви, ни надежды. Но, кажется, в этой привычной триаде не хватает какого-то слова? Конечно, нет первого из слов этого устойчивого сочетания — «веры». Это ключевое слово еще появится в стихотворении — оно оставлено для заключительной, ударной концовки, чтобы придать ей характер особого, почти религиозного воодушевления и убежденности. Но переход от пессимистической тональности к мажорному звучанию происходит постепенно. Этот переход связан с образами горения, огня. Обычно уподобление страстного желания огню было характерно для любовной лирики. Пушкин вносит в мотив огня совсем иное звучание: оно связано с гражданским призывом, протестом против «гнета власти роковой»:

Но в нас горит еще желанье,
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.

Далее следует столь неожиданное сравнение, что далеко не все даже близкие по образу мыслей и духу друзья-декабристы приняли его. Считалось, что сопоставление гражданской жизни с частной, соединение высоких патриотических мотивов с сентиментальными недопустимы. Но Пушкин в этом стихотворении избирает поистине новаторский ход: он соединяет в единый и неразрывный образ понятия «свобода» и «любовь». Тем самым он показывает, что свободолюбие и гражданские устремления так же естественны и присущи каждому человеку, как и самые интимные его чувства — дружба и любовь:

Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.

И тогда уже вполне логичен переход образа горения из области любовных чувств в сферу гражданских побуждений:

Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы.

Теперь очевидно, что обращение к другу переросло в призыв к вере в идеалы свободы и возможность их достижения, адресованный всему молодому поколению России. Недаром в последнем четверостишии употреблено другое, более высокое слово — «друг» заменяется на «товарищ». А поэтический образ «звезды пленительного счастья», завершающий стихотворение, становится символом надежд на торжество идеалов гражданской свободы.

Художественное своеобразие. Послание «К Чаадаеву» написано излюбленным пушкинским размером — четырехстопным ямбом. Помимо жанрового новаторства, с которым связаны особенности развития авторской мысли и построения стихотворения, оно отличается необычной художественной образностью. Это отмеченное сравнение стремления к «вольности святой» и любви; метафорические образы «горения», эпитеты романтической окраски («под гнетом власти роковой», «минуты вольности святой»), метонимия высокого стиля («Россия вспрянет ото сна»). Особо следует подчеркнуть символический образ звезды — «звезда пленительного счастья», который вошел не только в русскую литературу, но и стал элементом сознания русского общества.

Значение произведения. Стихотворение стало этапным для творчества Пушкина, обозначив важнейшую для его поэзии тему свободы, а также ее особую интерпретацию. В истории русской литературы оно явилось началом традиции соединения гражданской, свободолюбивой и интимной тематики, что подтверждается творчеством Лермонтова, Некрасова, романистикой второй половины XIX века, а затем переходит к таким поэтам XX века, как Блок.

lit-helper.com

к какому жанру относится и какова история написания

Имя Александра Пушкина тесно связано с движением и идеями декабристов. Во многих своих стихах прямо или скрыто поэт затрагивал эту тему. Например, анализ стихотворения Пушкина «К Чаадаеву» позволяет раскрыть идею произведения, которые имеют прямое отношение к этому политическому движению. А история создания этого текста открывает дополнительные возможности для его идейной характеристики и определения темы стиха.

Содержание статьи

План анализа

В анализе стихотворения последовательно следует раскрыть такие вопросы:

  1. История написания текста (дата, год, ключевые события).
  2. Определить жанр стихотворения.
  3. Описать идею и тему, литературное направление.
  4. Определить размер стихотворения, описать композицию и ее связь с содержанием стихотворения «К Чаадаеву».

Каждый пункт плана раскрывает определенный важный аспект текста. В совокупности они представляют комплексный анализ.

История написания стихотворения

Элементы истории написания стиха спрятаны в его названии. Петр Яковлевич Чаадаев был близким другом Александра Сергеевича во время обучения в лицее. Молодые люди много общались, делились своим творчеством, обсуждали политическую ситуацию в стране. Этот стих был адресован Петру Чаадаеву, когда он уже был участником движения декабристов.

Строки Пушкина многие тогда восприняли как призыв к свержению самодержавия. Из-за этого поэт даже обвинял себя в неосторожности, вольнодумстве. Но стихотворение настолько вдохновило декабристов, что они провозгласили его гимном своего движения. Рукописный текст передавали из рук в руки, переписывали в тетради.

Это интересно! Краткий анализ стихотворения Памятник Александра Пушкина

Написание стихотворения относят к 1818 году и связывают его создание с речью Александра I во время Польского сейма. Александр Сергеевич с недоверием относился к обещаниям царя и, не исключено, что его мыли после услышанного, сформировались в поэтические строки. Впервые стих опубликовал Михаил Бестужев-Рюмин в альманахе «Сириус» (1827 год). Читатели смогли увидеть только 4 строки произведения. Позже в таком же сокращенном виде он был опубликован в альманахе «Северная звезда».

Интересно! Сегодня в некоторых литературных кругах оспаривается авторство этих строк.

Жанр

В 19 веке популярным жанром было «дружеское послание». Для него характерны:

  • Наличие адресата;
  • Дружеская направленность;
  • Доверительный тон.

Стихотворение «К Чаадаеву» соответствует требованиям этого специфического жанра.

Если рассматривать его с точки зрения классификации лирики его можно отнести одновременно и к интимной (присутствуют размышления о личном), и к гражданской лирике (затрагиваются социально-политические темы).

Идея и тема стихотворения

Тематическая основа стиха – размышления о взрослении личности. Лирический герой начинает сомневаться в правильности своих взглядов, осознает переход в новый жизненный этап, а все былое воспринимает как «обман» («Любви, надежды тихой славы недолго нежил нас обман»). Эти строки о том, что романтическая юность остается позади.

Это интересно! Роман Дубровский: краткое содержание произведения по главам

В то же время ощущается определенная возвышенность, юношеская воодушевленность и готовность что-то менять. Такое настроение не случайно: лирика, написанная в лицейские годы, отличается воодушевленностью, возвышенностью, некоторой пафосностью.

Идея стихотворения – возвышение свободы и борьбы с самодержавием, вдохновение на перемены и исполнение «отчизны призвания».

Идея стихотворения — возвышение свободы

Композиция стихотворения

Стихотворение можно условно разделить на 4 идейно-тематических блока.

  1. Первые четыре строки – это настроение протеста, ощущение ошибочности прошлых взглядов и осознание перемен и взросления.
  2. Следующие 8 строк – это утверждение о том, что в глубине души, даже не смотря на ошибочные взгляды прошлого, еще сохраняется желание что-то менять даже в условиях сложной политической обстановки. В этом отрывке ярко проступает политический подтекст (осуждение текущей ситуации: «..Под гнетом власти роковой»).
  3. В четырех следующих строках автор формулирует призыв. Обращаясь к определенному другу, лирический герой одновременно обращается ко всему народу. В этих словах ощущается молодость, лицейский пыл и вдохновение.
  4. Последние 4 строки – утверждение веры, своеобразное пророчество о том, что Россия изменится, а те, кто принимал в этом участие, навеки впечатают свои имена в историю.

В каждом из этих отрывков используются целесообразные художественные приемы, с помощью которых достигается нужный эффект и влияние на читателя.

Полезное видео: тема и идея стихотворения «К Чаадаеву»

Художественные приемы

Александр Сергеевич Пушкин в строках стихотворения к Чаадаеву использует в поэзии несколько важных художественных приемов:

  • антитеза: противопоставление долга и режима, свободы и крепостничества;
  • использование маркированной лексики: «отчизны» вместо «родины» для создания воодушевленного настроение в стихе. «Вольности» вместо «свободы», а также слова «самовластье», «внемлем», «с томленьем». Лексика такого формата задает общий пафосный тон поэзии. Это повлияло на признание этих строк гимном декабристов;
  • сравнения: «как сон, как утренний туман», «как ждет любовник молодой»;
  • метафоры: «нежил нас обман», «свободою горим», «сердца для чести живы», «вспрянет ото сна».

Все эти приемы делают поэзию яркою, выразительной. Из дружественного послания она превращается в мотивирующий трактат, который вдохновляет и провозглашает начало новых времен. Автор использует типичный размер стиха – четырехстопный ямб. Это вместе с перекрестным и кольцевым рифмованием создает ритмичный текст, который легко читать и запоминать.

Важно! Размер, ритм и лексическая наполненность текста способствовали его быстрому распространению среди будущих декабристов.

Ключевые образы

В этом произведении можно выделить три ключевых образа: лирического героя (автора), адресата (Чаадаева) и России.

Образ лирического героя – это автор. Хотя он и боялся признавать свое вольнодумство, эти мысли принадлежали Александру Сергеевичу. В этом стихе он воодушевленный и разочарованный, смелый и повзрослевший. Он ощущает давление времени («Пока свободою горим, пока сердца для чести живы»), чувствует в себе силы на перемены.

Друг, к которому он обращается, в этом стихе прямо не фигурирует. Но автор постоянно использует слово «мы» в своей речи, что свидетельствует об общности взглядов и рвений. Сам тон произведения позволяет нам характеризировать адресата как человека равного Пушкину, которому можно доверять и раскрыть свои стремления.

Образ России в поэзии тесно связан с политическим подтекстом. В первой половине стиха автор использует слова «под гнетом власти роковой», осознанно выбирая лексемы, которые звучат громко и однозначно. Они описывают состояние страны на момент написания стиха. Слова «Россия вспрянет ото сна» характеризует состояние родины не так прямо. Имеется в виду, что страна спит, не осознает своего движения, и это состояние сна нужно прекратить.

Обвинения и критика касались больше личности самого поэта, а не стихотворения. Его обвиняли в вольнодумстве, свободомыслии. Существует теория, что некоторое время Александр Сергеевич отрицал свое авторство и из-за этого даже сегодня в литературных кругах не утихают споры по поводу того, кто же был автором этого произведения?

Полезное видео: Анализ стихотворения «К Чаадаеву»

Вывод

Приведенный план анализа поможет разобрать любое стихотворное или прозаическое произведение. Опираясь на его пункты, легко описать основную идею, композицию и художественные приемы, использованные автором.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

znaniya.guru

Композиция двух посланий к Чаадаеву. Теория литературы


Послание Пушкина к Чаадаеву «Любви, надежды, тихой славы…», давно ставшее хрестоматийным, традиционно рассматривается в ряду вольнолюбивых стихотворений («Вольность», «Деревня» и др.). Между тем его смысл, строй и стиль открываются с новой стороны при сопоставлении с посланием к Чаадаеву «К чему холодные сомненья» (1824).

  • Но в сердце, бурями смиренном,
  • Теперь и лень и тишина,
  • И, в умиленье вдохновенном,
  • На камне, дружбой освященном,
  • Пишу я наши имена.

А.Л. Слонимский иначе понимает два последних стиха и считает, что «»дружба» — слово-сигнал. Оно обозначает… общность мысли, верность прежним убеждениям, несмотря на изменившуюся обстановку… Крепость «дружбы» людей, верных своим убеждениям, одолеет историческую инерцию». Б.В. Томашевский согласен, что второе послание «Пушкин связывает с посланием 1818 г.», но предполагает, что «противопоставление обломков самовластья развалинам, освященным дружбой, вряд ли имело политическое значение».

Отсылки к предшественникам не связаны здесь с пересмотром или опровержением чужих мнений. Необходимо указать на сложность проблемы и на возможность новых истолкований, не отменяющих старых. «Настоящее произведение искусства нелегко, а может быть, и невозможно исчерпать в пересказе или анализе — оно обладает смысловой беспредельностью».

Всякое новое истолкование обычно требует нового аспекта исследования, причем анализ иногда приводит к постановке или решению ряда сопутствующих вопросов. В зависимости от применяемых средств и методов получаются различные системные описания одного и того же художественного объекта, каждое из которых может оказаться истинным.

Основания для сопоставления посланий к Чаадаеву дал сам Пушкин, намеренно их уподобив.  Жанр, адресат, метр, объем — все совпадает. Более пристальный взгляд заметит сходство темы. Сходные черты лексики, поэтического синтаксиса, ритма, фоники. Даже датировка стихотворений нарочито сближена.

Завершив второе послание в 1824 г. в Михайловском, Пушкин неоднократно печатал его с датой «1820», что иногда подчеркивалось подзаголовком «С морского берега Тавриды». Та же дата внушалась Пушкиным и в «Отрывке из письма к Д.», появившемся в альманахе «Северные цветы на 1826 год». Описывая крымские впечатления, поэт сообщает: «Тут же видел я и баснословные развалины храма Дианы. Видно, мифологические предания счастливее для меня воспоминаний исторических; по крайней мере тут посетили меня рифмы. Я думал стихами. Вот они…» Затем идет полный текст стихотворения «К чему холодные сомненья?..».

Среди пушкинистов нет единого мнения о датировке послания «Любви, надежды, тихой славы…». Автограф отсутствует. Традиционно стихотворение датируется 1818 г., и, по Б.В. Томашевскому, «нет доводов, достаточных, чтобы отступить от этой даты» (9)*. Однако А.Л. Слонимский, ссылаясь на Ю.Г. Оксмана, считает, что «по внутренним признакам оно должно быть отнесено к 1820 г., моменту наибольшего обострения революционных настроений Пушкина…». Если передатировка соответствует истине, нельзя ли думать, что именно поэтому Пушкин сознательно передвинул в 1820 г. второе послание? Возможно, ему хотелось поставить субъективный акцент на ситуации, где в едином художественном времени сблизились, освещая друг друга, резкие контрасты мировоззрения. Или же поэт ретроспективно ощутил, что первый глубокий кризис его вольнолюбия мог бы наступить не в 1823-м, а в 1820 г.?

Подобие обоих стихотворений заметнее всего на уровне композиции. Исследование в этом аспекте позволит, описав построение, углубиться в структуру и смысл посланий — каждого в отдельности и в их совмещении, проследить изменения стиля и, наконец, определить эффективность операционных средств самого анализа. Можно ожидать, что на фоне общего сходства ярче выступят тонкие и важные различия.

Каждое послание состоит из двадцати одного стиха, они группируются в две неравных части — по двенадцать и девять строк. Двенадцатистишия делятся на три четверостишия; во втором послании деление четче. Везде опоясывающая рифмовка, исключая начало первого послания, где рифмы перекрестные. Опоясывающие построения тонко варьированы. Второе и третье четверостишия первого послания напоминают сонетные катрены на две рифмы (стихи 5-12). Во втором послании четверостишия чередуются согласно закону альтернанса. Девятистишия делятся на четверостишие и заключительное пятистишие, причем каждая группа интонационно самостоятельна. Чтобы убедиться в почти полной композиционной идентичности посланий, надо решить сложную проблему: за сколько стихов следует принимать строку точек, перерезывающую второе послание, и какова функция этой строки.

Строка точек второго послания к Чаадаеву содержит неопределенное количество текста, потому что она не соотносима с окружающими группами стихов, не может быть синтаксически присоединена к ним и даже не мыслится как один стих. Она формально занимает на листе бумаги место одного стиха, но графически стих не обозначает. Акустически эквивалент вообще не передаваем. Передаваема лишь пауза, способная в силу своей иррациональности вместить текст любой длительности: стих, строфу, группу строф, главу и т. д. Строка точек второго послания является эквивалентом любого текста, начиная от нуля. Она может вместить и первое послание, воспоминание о котором естественно приходит в этом месте, вызывая мгновенный сдвиг рефлексии из мифологической древности в современность. Графическая форма второго послания реально дает нам двадцать один стих — и оба послания подобны.

Строка точек сообщает стихотворению фрагментарность, особенно уместную в жанре дружеского послания, полного «той конкретной недоговоренности, которая присуща действительным обрывкам отношений между пишущим и адресатом». Справедливо также замечание А. Слонимского, что строка точек подчеркивает «зашифрованность» второго послания. Наконец, она выполняет важную композиционную функцию. Если принять послания за необычно крупные строфы, то количество стихов в них слишком велико, чтобы быть усвоенными как безостановочная длительность. Оптимальное восприятие группы стихов как завершенного единства, возможно, не превышает четырнадцать строк, подобно сонету или онегинской строфе. Как нельзя произнести без цезуры длинный стих шестистопного ямба, так невозможно обойтись без расчленения крупной строфы или периода. Рассекая стихотворение, строка точек придает ему внутреннюю соразмерность, служит строфической цезурой. Отсюда естественное появление менее отчетливого строфораздела на том же месте в первом послании. Одни и те же закономерности действуют на разных уровнях членения стиха.

Эквиваленты поэтического текста употребляются Пушкиным во многих стихотворениях этого периода. Фрагментарность является яркой чертой романтического стиля. С изменением стилевых условий менялись и их функции. Благодаря эквивалентам части текста свободно размещаются в художественной системе, между ними остается «воздух», что способствует усложнению, обогащению и подвижности смысла. Пушкин успешно применил эквиваленты, создавая в это время новаторскую структуру своего романа в стихах.

 

Соизмеримость посланий в объеме и их подобие в композиционном членении свидетельствуют не столько о сходстве, сколько о различии между ними. Пушкин намеренно уподобил послания, чтобы нагляднее показать полярно противоположное решение темы вольнолюбивой дружбы.

Даже в частностях композиционного подобия приоткрываются значимые различия. В обоих девятистишиях стихи рифмуются перекрестно, но рифмы второго послания зеркально обращены к первому. На месте мужских рифм стоят женские — и наоборот. Единственное исключение подчеркивает принцип, осуществленный Пушкиным. Чередование рифм в последних стихах посланий однотипно, хотя, казалось бы, здесь особенно необходима «зеркальность».

Однако Пушкин с его склонностью к композиционной завершенности предпочел и второе послание закончить «падающим» ударным слогом. Стихи почти совпали синтаксически и даже лексически. В то же время замена множественного числа единственным и будущего времени настоящим значительно усугубила их контрастный смысл, зависящий от общего смысла девятистиший.

Если же обратиться к существу сопоставления посланий, то сходство на уровне композиции оказывается различием на уровне структуры, «инвариантного аспекта системы». Взаимодействие частей в том и другом стихотворении определяется различными конструирующими законами.

 

www.school-essays.info