Манифест о роспуске Государственной Думы. 3 июня 1907 г.

Манифест о роспуске Государственной Думы

о времени созыва новой Думы

и об изменении порядка выборов в Государственную Думу

(ИЗВЛЕЧЕНИЕ)

3 июня 1907 г.

… Значительная часть состава второй Государственной Думы не оправдала ожиданий Наших. Не с чистым сердцем, не с желанием укрепить Россию и улучшить ее строй, приступили многие из присланных от населения лиц к работе, а с явным стремлением увеличить смуту и способствовать разложению Государства.

Деятельность этих лиц в Государственной Думе послужила неопреодолимым препятствием к плодотворной работе. В среду самой Думы внесен был дух вражды, помешавший сплотиться достаточному числу членов ее, желавших работать на пользу родной земли.

По этой причине выработанные Правительством Нашим обширные мероприятия Государственная Дума или не подвергала вовсе рассмотрению, или замедляла обсуждением, или отвергала, не остановившись даже перед отклонением законов, каравших открытое восхваление преступления и сугубо наказывавших сеятелей смуты в войсках. Уклонившись от осуждения убийств и насилий. Государственная Дума не оказала в деле водворения порядка нравственного содействия Правительству, и Россия продолжает переживать позор преступного лихолетия.

Медлительное рассмотрение Государственной Думой Росписи Государственной вызвало затруднение в своевременном удовлетворении многих насущных потребностей народных.

Право запросов Правительству значительная часть Думы превратила в способ борьбы с Правительством и возбуждения недоверия к нему в широких слоях населения.

Наконец свершилось деяние, неслыханное в летописях истории. Судебной властью был раскрыт заговор целой части Государственной Думы против Государства и Царской Власти. Когда же Правительство Haiue потребовало временного, до окончания суда, устранения обвиняемых в преступлении этом пятидесяти пяти членов Думы и заключения наиболее уличаемых из них под стражу, то Государственная Дума не исполнила немедленно законного требования властей, не допускавшего никакого отлагательства.

Все это побудило Нас Указом, данным Правительствующему Сенату 3 сего Июня, Государственную Думу второго созыва распустить, определив срок созыва новой Думы на 1 Ноября сего 1907 года …

Созданная для укрепления Государства Российского, Государственная Дума должна быть русскою и по духу.

Иные народности, входящие в состав Державы Нашей, должны иметь в Государственной Думе представителей нужд своих, но не должны и не будут являться в их числе, дающем им возможность быть вершителями вопросов чисто русских.

В тех же окраинах Государства, где население не достигло достаточного развития гражданственности, выборы в Государственную Думу должны быть приостановлены.

Все эти изменения в порядке выборов не могут быть проведены обычным законодательным путем через ту Государственную Думу, состав коей признан Нами неудовлетворительным, вследствие несовершенства самого способа избирания ее Членов. Только Власти, даровавшей первый избирательный закон, исторической Власти Русского Царя, довлеет право отменить оный и заменить его новым … ПСЗ, Собрание третье, т, XXVII, № 29240.

Сосканированно из кн.: Сборник документов и материалов по курсу «Политическая история XX века. Москва, 1991 г. с. 122 — 123

Комментарий

МАНИФЕСТ 3 ИЮНЯ 1907 г. содержал закон о роспуске II Государственной думы под сфабрикованным предлогом, что социал-демократическая фракция Думы готовит «антиправительственный заговор». На деле Дума, которая, по мнению правительства, «призвана была содействовать… успокоению России…», не оправдала его надежд, отказываясь утвердить аграрные законы (см. Столыпинская аграрная реформа).

Вместе с публикацией нового избирательного закона Манифест явился актом государственного переворота, так как прямо нарушал статью 86 «Основных законов Российской империи» (1906). Он обозначил поражение Революции 1905—1907 гг. и наступление реакции.

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 298.

doc20vek.ru

Манифест 3 июня 1907 года

Тронная речь государя Императора Николая II. Фотохроника ТАСС

Император Николай II был вынужден распустить Первую и Вторую Думы, так как они фактически стали легальными штабами революции. Именно о них Столыпин произнес исторические слова: «Им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия»

16 июня (3.06. по старому стилю) 1907 года Император Николай II ввел новый избирательный закон. Советская, а вслед за ней и современная российская историография определяет его как «третьеиюньский государственный переворот», а последующий за ним период вплоть до Февральской революции — «режимом третьеиюньской монархии». Как и многие положения советской историографии, это определение лукаво и неверно. Николай II был вынужден распустить Первую и Вторую Думы, так как они фактически стали легальными штабами революции. 

Именно о них Столыпин произнес исторические слова: «Им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия». Государь выразился еще более определённо: «Бог знает, что произойдет, если не распустить этого очага призыва к бунту, нескрываемого стремления вырвать власть из рук правительства, которое назначено Мною, и, захватить ее в свои руки, чтобы затем тотчас же лишить Меня всякой власти и обратить в послушное орудие своих стремлений, а при малейшем несогласии Моем просто устранить и Меня. Вопрос идет просто об уничтожении Монархии. Я обязан перед Моею совестью, перед Богом и перед родиною бороться и лучше погибнуть, нежели без сопротивления сдать всю власть тем, кто протягивает к ней свои руки».

 

Советская историография, определяя роспуск Второй Думы государственным переворотом, объясняла это тем, что, согласно Манифесту от 20 февраля 1906 года, Император имел право вводить или менять законы в обход Думы только в перерывах между её сессиями. Отсюда, делали вывод советские историки, в России было восстановлено Самодержавие в полном объёме. Однако при этом забывалось, что Император Николай II всегда оставался Самодержавным. Сама Государственная Дума и законы, по которым она действовала, были введены его самодержавной волей, и эта воля, безусловно, могла менять и устанавливать другие законы. Государь принял решение об изменении законодательства в условиях, когда большая часть Второй Думы была настроена не на позитивную созидательную работу на благо России, а на продолжение революции. 

Манифест от 3 июня 1907 года окончательно определил новый русский государственный строй, чётко закрепил право Государя на роспуск Думы и права утверждать и отменять законы Российской Империи в том случае, если спасение государства не может быть достигнуто на обычном законодательном пути. 

Согласно указу Государя, новые выборы в Думу должны быть проведены 1 сентября 1907 года, а созыв новой Думы был назначен на 1 ноября того же года. При этом все депутаты социал-демократической фракции, которые не успели скрыться, были арестованы. Как и ожидал Царь, никакой революционной вспышки не последовало. 

В неимоверно тяжелых условиях Императору Николаю II удалось победить «красную революцию». Новая Третья Государственная Дума, выбранная по новым законам, стала первой работоспособной.

Благодаря жестким репрессиям в отношении террористов и мятежников удалось сбить пламя революционного пожара. Нормализация отношений с Великобританией, происшедшая в 1907 году, резко сократила иностранную помощь революционному подполью. Известный русский мыслитель Василий Розанов считал всё это великим Царским подвигом: «Государю виднее. Да, трон выше всего. И много видно с него, чего не видно с кресел, стульев, трибун и кафедр. Возблагодарим Его. А если и не сумеет теперешнее поколение, в торопливости мятущихся дней, оценить величие и индивидуальность подвига Государя, то тем выше, в поправление настоящего, поднимет Его имя историк»

.

Новости партнёров

tsargrad.tv

Высочайший манифест от 3 июня 1907 г.

Обьявляем всем нашим верным подданным:

По повелению и указаниям нашим со времени роспуска Государственной думы первого созыва правительство наше принимало последовательный ряд мер к успокоению страны и установлению правильного течения дел государственных.

Созванная нами вторая Государственная дума призвана была содействовать, согласно державной воле нашей, успокоению России: первее всего работой законодательной, без которой невозможна жизнь государства и усовершенствование его строя, затем рассмотрением росписи доходов и расходов, определяющей правильность государственного хозяйства, и, наконец, разумным осуществлением права запросов правительству, в целях укрепления повсеместно правды и справедливости.

Обязанности эти, вверенные нами выборным от населения, наложили на них тем самым тяжелую ответственность и святой долг пользоваться правами своими для разумной работы на благо и утверждение державы российской.

Таковы были мысль и воля наши при даровании населению новых основ государственной жизни.

К прискорбию нашему, значительная часть состава второй Государственной думы не оправдала ожиданий наших. Не с чистым сердцем, не с желанием укрепить Россию и улучшить ее строй приступили многие из присланных от населения лиц к работе, а с явным стремлением увеличить смуту и способствовать разложению государства.

Деятельность этих лиц в Государственной думе послужила непреодолимым препятствием к плодотворной работе. В среду самой Думы внесен был дух вражды, помешавший сплотиться достаточному числу членов ее, желавших работать на пользу родной земли.

По этой причине выработанные правительством нашим обширные мероприятия Государственная дума или не подвергала вовсе рассмотрению, или замедляла обсуждением, или отвергала, не остановившись даже перед отклонением законов, каравших открытое восхваление преступлений и сугубо наказывавших сеятелей смуты в войсках. Уклонившись от осуждения убийств и насилий, Государственная дума не оказала в деле водворения порядка нравственного содействия правительству, и Россия продолжает переживать позор преступного лихолетия.

Медлительное рассмотрение Государственной думой росписи государственной вызвало затруднение в своевременном удовлетворении многих насущных потребностей народных.

Право запросов правительству значительная часть Думы превратила в способ борьбы с правительством и возбуждения недоверия к нему в широких слоях населения.

Наконец, свершилось деяние, неслыханное в летописях истории.

Судебной властью был раскрыт заговор целой части Государственной думы против государства и царской власти*. Когда же правительство наше потребовало временного, до окончания суда, устранения обвиняемых в преступлении этом пятидесяти пяти членов

Думы и заключения наиболее уличаемых из них под стражу, то Государственная дума не исполнила немедленно законного требования властей, не допускавшего никакого отлагательства.

Все это побудило нас указом, данным правительствующему Сенату 3 сего июня, Государственную думу второго созыва распустить, определив срок созыва новой Думы на 1 ноября сего 1907 г.

Но, веря в любовь к родине и государственный разум народа нашего, мы усматриваем причину двукратного неуспеха деятельности Государственной думы в том, что по новизне дела и несовершенству избирательного закона законодательное учреждение это пополнялось членами, не явившимися настоящими выразителями нужд и желаний народных.

Посему, оставляя в силе все дарованные подданным нашим манифестом 17 октября 1905 г. и основными законами права, восприняли мы решение изменить лишь самый способ призыва выборных от народа в Государственную думу, дабы каждая часть народа имела в ней своих избранников.

Созданная для укрепления государства Российского, Государственная дума должна быть русской и по духу.

Иные народности, входившие в состав державы нашей, должны иметь в Государственной думе представителей нужд своих, но не должны и не будут являться в числе, дающем им возможность быть вершителями вопросов чисто русских.

В тех же окраинах государства, где население не достигло достаточного развития гражданственности, выборы в Государственную думу должны быть временно приостановлены.

Все эти изменения в порядке выборов не могут быть проведены обычным законодательным путем через ту Государственную думу, состав коей признан нами неудовлетворительным, вследствие несовершенства самого способа избрания ее членов. Только власти, даровавшей первый избирательный закон, исторической власти русского царя, довлеет право отменить оный и заменить его новым.

От Господа Бога вручена нам власть царская над народом нашим. Перед престолом его мы дадим ответ за судьбы державы Российской.

В сознании этом черпаем мы твердую решимость довести до конца начатое нами дело преобразования России и даруем ей новый избирательный закон, обнародовать который повелеваем правительствующему Сенату.

От верных же подданных наших мы ждем единодушного и бодрого, по указанному нами пути, служения родине, сыны которой во все времена являлись твердым оплотом ее крепости, величия и славы.

Дан в Петергофе, в 3-й день июня, в лето от рождества Христова тысяча девятьсот седьмое, царствования же нашего в тринадцатое.

Государственная дума в России в документах и материалах. — С. 271—273.


* См.: Соловьев М. Е. Царские провокаторы и дело социал-демократической фракции II Государственной думы // Вопросы истории.— 1966.— № й.

istmat.info

Новый избирательный закон 3 июня 1907 года и 3 Госдума.

Занималось подготовкой нового избирательного закона Особое Делопроизводство в системе МВД. Царь не скрывал, что состав и 1 и 2 Госдумы его не устраивает: кадетская партия, как наиболее представительная, не сумела найти общего языка с императором. Когда формировали состав 2 Госдумы, пытались добиться желаемого результата путем разъяснений избирательным комиссиям; но Вторая Госдума оказалась «левее», чем Первая. Поэтому царь и правительство видели выход только в одном: в принятии нового избирательного закона, который сформировал бы нужную им, работоспособную Думу.

Столыпин, оценивая ситуацию в Госдуме, в закрытом совещании заявил: «Промедление поставило бы правительство в невозможность дальнейшего обеспечения спокойствия и порядка в государстве» — т.е. соглашался с царем.

3 июня был издан царский Указ, Манифест о роспуске 2 Госдумы. В ночь на 3 июня социал-демократическая фракция была арестована, поводом для которой считается сфабрикованное петербуржским жандармским отделением бумага, в которой говорится, что социал-демократы готовят вооруженное восстание.

1 июня Столыпин потребовал отстранения от участия в заседаниях 55 депутатов и 16 должны немедленно лишены депутатской неприкосновенности. Не дожидаясь ответа на ультиматум Столыпина, Николай просто распускает Думу.

Николай II в Манифесте говорит: «Государственная дума не оправдала наших ожиданий, поскольку не оказала содействия правительству в деле наведения порядка; она участвовала в заговоре против государства и царской власти». Поэтому царь не только распускает, но и «оставляет в силе все дарованные подданным нашим манифестом 17 октября и основными законами права», решив «изменить лишь сам способ призыва выборных от народа». Путь к такой думе, по его мнению, должен лежать через новый избирательный закон, поэтому 3 июня одновременно издается новое положение о выборах в Госдуму. Издание нового положения о выборах без участия Госдумы – прямое нарушение Основных законов 23 апреля 1906 года, где указывалось, что «законы, вносящие изменения в положение о выборах в Госдуму, не могут быть приняты во время прекращения занятий Госдумы». В связи с этим марксистко-ленинская литература именует события 3 июня «третьеиюньским государственным переворотом».

Правительственные круги, совершая подобные действия, считали, что характер основных законов обязывает монарха предпринимать чрезвычайные меры по спасению страны в критические моменты. Считали, что избирательный закон нужен, что он изменит представительство в Думе в пользу крупных цензовых слоев.

Новый избирательный закон – положение о выборах в Госдуму – сохранял прежние ограничения избирательных прав и вводил новые ограничения:

  • Парламент должен быть «русским по духу», иные народности должны иметь представителей для решения своих нужд, а не быть «вершителями вопросов чисто русских». Было урезано представительство национальных окраин: Польши, Кавказа, Средней Азии. Европейская Россия – 103 депутата, Азиатская – 15.

  • Сохранялось 4 курии:

    • Землевладельческая курия. Возросло (число выборщиков увеличилось с 31% до 50%).

    • Городская курия:

      • 1 разряд – крупная городская буржуазия 15% всех выборщиков. Таким образом, буржуазия, составлявшая 1% населения страны, избирала 2/3 всех выборщиков.

      • 2 разряд – мелкая и средняя интеллигенция (11%)

    • Крестьянская курия. Сокращается число крестьянских выборщиков 43% до 22%.

    • Рабочая курия: с 268 рабочих до 113.

  • Общая тенденция: увеличение представительства землевладельцев и городской буржуазии; уменьшение рабочих, крестьян, мелкой и средней интеллигенции.

  • Сокращается общая численность Госдумы с 524 до 442 человека. В 3 Госдуме заняли 146 мест правые, 155 – октябристы, 108 – кадеты; 13 – трудовики; 20 – социал-демократы.

Председатель 3 Госдумы – Хомяков; затем Гучков; а ещё через год – Родзянко, ставший председателем и 4 Госдумы.

В результате формирования Парламента складывается госстрой, которому дают разные оценки:

  • Советская литература, основанная на оценках Ленина: абсолютная монархия. Государственная Дума признавалась безвластным учреждением. Давидович: «до 3 июня 1907 года Россия была Конституционной монархии, но третьеиюньский госпереворот вернул всё на старые позиции».

  • Дуалистическая монархия, правит монарх и парламент.

  • Лазаревский, Милюков, Нольде и пр. современники, оценивая события с точки зрения западного парламентаризма (разделение властей, наличие ответственного правительства, верховенство нижней палаты парламента и пр.), говорили, что в России зарождается и развивается конституционная монархия. Считали основные государственные законы Конституцией.

3 Госдума (ноябрь 1907 года – июнь 1912 года), несмотря на разногласия внутри, не препятствовала проведению реформ. Были приняты важные социально-направленные законы:

  • «О социальном страховании рабочий». При потери трудоспособности или несчастных случаях пенсии выплачивались владельцами предприятий». Учреждались больничные кассы.

  • 1912 год: закон о передачи власти на местах из рук земских участковых начальников в руки мировых судей.

  • Обсуждение аграрного вопроса растянулось на 3,5 года. Закон был одобрен лишь 14 июня 1910 года, хотя действовал уже 3,5 года.

studfiles.net

Тест по истории Становление российского парламентаризма 11 класс

Тест по истории Становление российского парламентаризма 11 класс с ответами. Тест состоит из 2 вариантов, в каждом варианте 2 части (в части А — 4 задания, в части В — 1 задание).

1 вариант

Часть А

А1. Введение сословно-куриальной системы выборов в I Государственную думу объяснялось стремлением царизма:

1) отменить сословный строй
2) сделать выборы прямыми и тайными
3) ликвидировать Государственный совет
4) обеспечить в Думе господство помещиков

А2. В ведении Государственной думы в Российской империи находилось:

1) утверждение государственного бюджета
2) руководство Вооруженными силами
3) введение военного положения
4) объявление войны и мира

A3. В результате I российской революции в России:

1) были отменены выкупные платежи
2) исчезло имущественное неравенство
3) возникла двухпартийная политическая система
4) было ликвидировано помещичье землевладение

А4. Когда произошло событие, о котором идет речь?

Казалось бы, сам Господь Бог… приветствовал примирение царя и народа: 27 апреля, в день открытия I Государственной Думы, в Петербурге стояла на редкость хорошая погода: на небе — ни облачка. Газета «Речь» пророчествовала: «История сохранит светлое воспоминание об этом светлом часе в истории русского народа…»

1) 1894 г.
2) 1904 г.
3) 1906 г.
4) 1907 г.

Часть В

В1. Какие фракции существовали в I Государственной думе? Обведите две цифры, соответствующие верным ответам, и запишите их в указанном месте без дополнительных символов.

1) эсеры
2) кадеты
3) трудовики
4) большевики
5) черносотенцы

2 вариант

Часть А

А1. Наделение Государственного совета законодательными функциями в 1906 г. было вызвано стремлением власти:

1) ограничить самодержавие
2) отменить помещичье землевладение
3) ослабить позиции Государственной думы
4) создать новый кодекс законов Российской империи

А2. Большинство мест в I Государственной думе получили:

1) кадеты
2) большевики
3) октябристы
4) черносотенцы

A3. Издание манифеста 3 июня об изменении порядка выборов в Государственную думу современники назвали государственным переворотом, так как:

1) изменился порядок престолонаследия
2) был отменен имущественный ценз на выборах в Думу
3) Дума стала законосовещательным органом власти
4) новые законы могли приниматься только с одобрения Думы

А4. Когда произошло событие, о котором идет речь?

Со всех концов великой России к подножию Вашего престола летят уверения в безмерной преданности к Вашей особе и выражения великой радости по случаю издания манифеста 3-го июня. Россия рукоплещет совершенному Вами перевороту…

1) 1894 г.
2) 1904 г.
3) 1905 г.
4) 1907 г.

Часть В

В1. Каковы итоги I российской революции? Обведите две цифры, соответствующие верным ответам, и запишите их в указанном месте без дополнительных символов.

1) отмена сословного строя
2) провозглашение свободы слова
3) исчезновение национального гнета
4) появление двухпалатного парламента
5) ограничение помещичьего землевладения

Ответы на тест по истории Становление российского парламентаризма 11 класс
1 вариант
А1-4
А2-1
А3-1
А4-3
В1. 23
2 вариант
А1-3
А2-1
А3-4
А4-4
В1. 24

testschool.ru

7. Высочайший манифест от 3 июня 1907 г.

2-я Государственная дума просуществовала 102 дня. 1 июня 1907 г. П.А. Столыпин, сменивший на посту председателя Совета министров Горемыкина в 1906 г., потребовал отстранения от участия в заседаниях Думы 55 социал-демократов, а 17 из них – лишить депутатской неприкосновенности для привлечения к суду за организацию «военного заговора». Депутаты ответили отказом. 3 июня последовал указ о роспуске II Думы и изменении системы выборов. Новый избирательный закон означал откат от демократизации страны. III и IV Думы были консервативными по своему составу.

Объявляем всем нашим верным подданными:

Созванная нами вторая Государственная дума призвана была содействовать, согласно державной воле нашей, успокоению России: прежде всего работой законодательной, без которой невозможна жизнь государства и усовершенствование его строя, затем рассмотрением росписи доходов и расходов, определяющей правильность государственного хозяйства, и, наконец, разумным осуществлением права запросов правительству, в целях укрепления повсеместно правды и справедливости. Обязанности эти, вверенные нами выборным от населения, наложили на них тем самым тяжелую ответственность и святой долг пользоваться правами своими для разумной работы на благо и утверждение державы российской.

Таковы были мысль и воля наши при даровании населению новых основ государственной жизни.

К прискорбию нашему, значительная часть состава второй Государственной думы не оправдала ожиданий наших. <…>Свершилось деяние, неслыханное в летописях истории. Судебной властью был раскрыт заговор целой части Государственной думы против государства и царской власти. Когда же правительство наше потребовало временного, до окончания суда, устранения обвиняемых в преступлении этом пятидесяти пяти членов Думы и заключения наиболее уличаемых из них под стражу, то Государственная дума не исполнила немедленно законного требования властей, не допускавшего никакого отлагательства.

Все это побудило нас указом, данным правительствующему Сенату 3 сего июня Государственную думу второго созыва распустить, определив срок созыва новой Думы на 1 ноября сего 1907 г. Но, веря в любовь к родине и государственный разум народа нашего, мы усматриваем причину двукратного неуспеха деятельности Государственной думы в том, что по новизне дела и несовершенству избирательного закона законодательное учреждение это пополнялось членами, не явившимися настоящими выразителями нужд и желаний народных.

Посему, оставляя в силе все дарованные подданным нашим манифестом 17 октября 1905 г. и основными законами права, восприняли мы решение изменить лишь самый способ призыва выборных от народа в Государственную думу, дабы каждая часть народа имела в ней своих избранников.

Созданная для укрепления государства Российского, Государственная дума должна быть русской и по духу.

Иные народности, входившие в состав державы нашей, должны иметь в Государственной думе представителей нужд своих, но не должны и не будут являться в числе, дающем им возможность быть вершителями вопросов чисто русских…

Там же. С. 328330.

studfiles.net

66. Государственная дума после манифеста 3 июня 1907 г

Основным элементом третьеиюньской политической системы являлась III Государственная дума, созывавшаяся по новому избирательному закону. Он дал возможность (на что и был рассчитан) образовать в Думе два большинства: правооктябристское и октябристско-кадетское. Исход голосований в III Думе зависел от «Союза 17 октября», голосами которого определялось правооктябристское или либеральное большинство.

Ill Думой (1907–1912) была проведена интенсивная и эффективная законодательная работа. Были приняты законы о бюджете, самоуправлении, рабочем законодательстве, народном образовании и ряд других. Ill Дума внесла свой вклад в формирование необходимых условий для заметного экономического подъема страны в предвоенные годы. Однако она не смогла приглушить революционно-оппозиционное движение, которое особенно набрало ход уже после избрания нового состава Думы, в 1915–1917 гг.

В IV Государственной думе ведущую роль играли октябристы и кадеты.

В ходе избирательной кампании в IV Думу кадеты выдвинули три лозунга: демократизация избирательного закона; коренная реформа Государственного совета; формирование ответственного думского министерства.

В первые же дни работы IV Думы кадетская фракция внесла законопроекты о всеобщем избирательном праве, свободе совести, собраний, союзов, печати, неприкосновенности личности и гражданском равенстве.

К лету 1914 г. политический кризис в стране достиг своей высшей точки. Начавшаяся в июле 1914 г. Первая мировая война лишь на время предотвратила его революционную развязку. Отношение либеральных партий к войне предопределило их тактический курс, выразившийся прежде всего в отказе (до лета 1915 г.) от всякой оппозиции самодержавному правительству. Октябристы, прогрессисты и кадеты призывали к забвению партийных разногласий, единству действий всех слоев общества. На заседании Думы 25 июня 1914 г. все фракции буржуазных партий дали торжественную клятву в полной и безоговорочной поддержке царского правительства.

Укрепление экономической мощи российской буржуазии в годы Первой мировой войны, ее политическая консолидация вели к дальнейшему обострению отношений с самодержавным режимом, проявившим в экстремальных условиях полную неспособность справиться с трудностями, вызванными войной. Слета 1915 г. кризис власти начал приобретать неотвратимый характер. Царское правительство перестало не только контролировать, но и понимать развитие событий.

Пришедшее к власти Временное правительство не допустило возобновления сессии IV Государственной думы в апреле 1917 г., считая ее слишком тесно связанной со старым порядком и опасаясь протестов Советов и их сторонников. В октябре 1917 г. под давлением социалистов Временное правительство распустило Государственную думу 4-го созыва. В декабре 1917 г. Совет народных комиссаров упразднил канцелярию Государственной думы и канцелярию Временного комитета Думы.

67. Итоги деятельности государственной думы (1906–1917)

Определяя место Государственной думы 1—4-го созывов (1906–1917) в обновленной системе органов власти, необходимо отметить, что неподконтрольная императору Дума ограничивала его власть в законодательных и финансовых вопросах. Однако, несмотря на все усилия либералов, Дума не стала российским парламентом западно-европейского образца, ибо не смогла выполнить важнейшие его функции: внесение изменений в правовую систему государства в соответствии с настроением общественного мнения, контроль общества над правительством уменьшение недовольства населения путем выборов (из-за крайне произвольной избирательной системы).

Важно, однако, понять причины ограниченности прав Думы. Помимо нежелания самодержавия делить свою власть с кем бы то ни было налицо была и другая сторона проблемы – неспособность выборных от народа этой властью воспользоваться. Требования либералов дать стране полноценную Думу, т. е. установить парламентскую демократию при всеобщем равном, прямом и тайном голосовании, не соответствовали уровню развития государства. Подавляющее большинство населения в России составляло крестьянство. В основном придерживающееся патриархальных традиций, оно воспринимало власть царя как данную Богом, и крестьянские депутаты выступали чаще всего в роли просителей, ходоков, а никак не народных представителей, способных самостоятельно принимать решения. Только что возникшие политические партии были слабы, опыт политической борьбы отсутствовал; налицо была неготовность большийства избранных от народа депутатов заниматься законотворчеством. Поэтому на том этапе развития общества Государственная дума, созванная по принципу всеобщего, равного, прямого и тайного голосования, была бы не способна осуществлять свою деятельность. Однако с течением времени ситуация менялась. Государственная дума, особенно во время мировой войны, уже накопившая к тому времени опыт политической борьбы и имевшая перед собой пример предшественников (пусть и неудачный), вполне могла претендовать на роль полноценного парламента. Однако нежелание царизма договориться с Думой, опереться на нее в своей политике, стремление вернуться к абсолютизму привели к тому, что наступившая революция смела с политической сцены и сам царизм, и Государственную думу.

studfiles.net