Политология — примеры тестов, вопросы из которых могут попадаться во время тестирования в Синергии с ответами (даны ответы не на все вопросы)
1. Свобода частного предпринимательства входит в число неотчуждаемых прав и свобод личности и предстает как свобода … 
(+) с выгодой для себя создавать общественно значимые материальные и нематериальные ценности 
как право на девиацию в тех сферах, которые не регулируются законом 
везде и любой ценой делать деньги, получать прибыль, приращивать капитал 
не ограниченная ничем, кроме закона, стоящего на страже интересов других 

2. То обстоятельство, что государственная власть выступает от имени всего общества, предопределяет такую специфическую ее черту, как … 
верховенство 
моноцентризм 
(+) публичность 
всеобщность 

3. Знания о мире политического характеризуют политическую культуру через призму … ориентации 
аффективной 
(+) познавательной 
поведенческой 
оценочной 

4. Реальной истории возникновения политики соответствует суждение: … 
Политики (правители) появились, потому, что сильно стремление отдельных людей к власти 

Политику привнесли в общественную жизнь политические партии и их харизматические лидеры 
(+) Политика – результирующий продукт усложнения отношений между людьми, связанного с возникновением семьи, частной собственности и государства 
Политику выдумали древние мудрецы, решившие облагодетельствовать человечество намного веков вперед 

5. По отношению к отцу-основателю советского государства В.И. Ленину Б.Н. Ельцин предстает в облике … 
лидера-охранителя 
лидера-ренегата 
лидера-последователя 
(+) лидера-реформатора 

6. Под политической элитой как групповым лидерством понимается … 

организационно упорядоченная группа, объединяющая приверженцев той или иной идеологии и служащая для борьбы за власть 
группа давления, воздействующая на власть с целью обеспечения специфических интересов той или иной общности людей (профессиональной, этнической и т.д.) 

(+) привилегированное меньшинство, непосредственно участвующее в принятии важнейших политических решений 

7. В РФ защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет … 
прокуратура 
Министерство юстиции 
(+) суд 
Омбудсмен (уполномоченный по правам человека) 

8. В зависимости от места, которое партия занимает в политической системе, различают партии: 
Идеологические и прагматические 
(+) Правящие и оппозиционные 
Кадровые и массовые 
Автократические и демократические 

9. Партии, находящиеся в оппозиции: 
Вообще не обладают политической властью 
(+) Обладают, но в масштабах, меньших, чем правящие партии 
Имеют объем власти, не уступающий объему власти правящих партий 

10. Стремясь объединить различные слои населения вокруг своей программы, партия тем самым выполняет функцию: 

Социального представительства 
(+) Социальной интеграции 
Социальной адаптации 
Социальной стратификации 

11. Наиболее общее название партийно-политической системы, обозначающее наличие в стране трех и более партий: 
Плюралистическая 
(+) Многопартийная 
Гетерогенная 
Дихотомическая 

12.Самой высокой стабильностью характеризуется правительство: 
При многопартийной системе без доминирующей партии 
Многопартийной системе с доминирующей партией 
Системе «двух с половиной партий» 
(+) Бипартизме 

13. Однопартийная система и демократия: 
Понятия, которые вполне совместимы друг с другом 
Понятия, которые, если и совместимы, то лишь отчасти 
(+) Понятия, которые несовместимы вовсе 

14. Политический рынок очень часто определяют как «рынок власти». Основными производителями политического товара на этом рынке выступают: 
(+) Политические партии 
Государственные органы 
Избиратели 
Лоббистские структуры

15. В либеральной традиции государство трактуется как …

государство-бюрократия

комитет по управлению делами имущих классов

верховный социальный арбитр +

орудие социального господства


16. В рамках своих статусных полномочий Президент РФ имеет право распустить нижнюю палату парламента и назначить новые выборы в случае …

введения в стране чрезвычайного положения

выдвижения палатой обвинения против Президента РФ в государственной измене

выражения вотума недоверия Правительству РФ

принятия закона, противоречащего Конституции РФ


17. В РФ защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет …

прокуратура

Омбудсмен (уполномоченный по правам человека)

суд

Министерство юстиции


18. Власть не вещь, которой обладают, и не собственность одного индивида или группы – это всегда отношение, которое предполагает …

зависимость одной из взаимодействующих сторон от другой

взаимозависимость взаимодействующих сторон

независимость взаимодействующих сторон


19. Высшее качество и наибольшую эффективность власти придает …

знание +

богатство

харизма

сила


20. Говоря о взаимодействии политики и экономики в условиях рынка, можно утверждать, что …

политика выступает концентрированным выражением экономики

экономика и политика – две одновременно независимые, зависимые и взаимозависимые сферы жизнедеятельности социума

экономика суть концентрированное выражение политики


21. Говоря о политической системе как наиболее широком понятии политической науки, обычно имеют в виду …

систему государственного устройства

совокупность всех политических взаимодействий, включающих власть и руководство, посредством которых обеспечивается жизнь социума как дифференцированного множества

систему политических партий, участвующих в процессах формирования и отправления власти


22. Гражданин РФ, …, не имеет права баллотироваться на выборные государственные должности

имеющий двойное (или множественное) гражданство +

который является кадровым военным

в отношении которого возбуждено уголовное дело

работающий за рубежом


23. Действительно свободные соревновательные выборы предполагают …

полное (и равное по объему) государственное финансирование всех зарегистрированных участников электоральной борьбы и запрет всех других его форм

свободу самоопределения каждого потенциального избирателя в своей позиции по отношению к выборам

открытое голосование

дифференциацию кандидатов в правах на информацию и возможность вести пропаганду во время избирательной кампании


24. Если власть, сформировавшаяся демократическим путем, оказывается неспособной справиться с кризисными явлениями и поддерживать в обществе стабильность и порядок, то в данном случае имеет место дефицит … легитимности

технократической

онтологической

рационально-правовой

идеологической


25. Знания о мире политического характеризуют политическую культуру через призму … ориентации

оценочной

аффективной

поведенческой

познавательной +


26. Изначально процесс формирования новой политической элиты в России шел за счет …

старой номенклатуры, облаченной в новые идеологические и лексические одежды («демократов поневоле»)

смычки номенклатурщиков-прагматиков («демократов по обстоятельствам») с оппозицией

оппозиции, пришедшей к власти на волне «борьбы с коммунизмом»


27. Легитимность власти, основанная на праве наследования престола,– …

демократическая

династическая

традиционная

монархическая


28. Максима «Капитализм – путь социального регресса, ведущий к национальной катастрофе» – кредо партии …

КПРФ +

«Патриоты России»

«Справедливая Россия»

«Правое дело»


29. Можно утверждать, что политическое сознание …

включает как теоретические, так и стихийно возникшие представления и установки

это основная форма общественного сознания

содержит в себе только передовые научные знания

не бывает индивидуальным – оно всегда групповое и массовое


30. Надзор за точным и единообразным исполнением законов всеми гражданами, организациями и должностными лицами – компетенция, прежде всего, …

Министерства юстиции РФ

органов прокуратуры

Конституционного суда РФ

органов внутренних дел


31. Наиболее общее понятие, обозначающее наличие в стране трех и более политических партий,– …

партийно-политическая система

плюралистическая демократия

трипартизм

многопартийная система


32. Неверно, что … является базовым элементом государства

суверенитет

территория

население

партия +


33. Неверно, что функцией, свойственной государству в рыночной экономической системе является …

поддержка незащищенных слоев населения

установление максимально допустимых объемов производства для частных фирм и корпораций

выпуск (эмиссия) денежных знаков

обеспечение правовых основ деятельности хозяйствующих субъектов

ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА В УСЛОВИЯХ РЫНКА

Обозреватель — Observer 2004 №3 (170)

ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА В УСЛОВИЯХ РЫНКА

Орест Муштук,

заведующий кафедрой политической социологии МЭСИ,

профессор 

Сильная власть — власть, которую не замечают

Проблема взаимоотношения политики и экономики относится к числу «вечных». Особую остроту эта проблема приобретает на так называемых «крутых поворотах» — в период коренной ломки общественных отношений, социальных структур, представлений, ценностей. Именно такой «крутой» поворотный этап (второй за одно столетие) переживает сегодня российское общество. Его движение к рынку, совершаемое по не бывалой еще в мировой истории схеме — от «социализма» назад к «капитализму» — ставит эту проблему (в том числе и особенно проблему взаимоотношения государства и бизнеса) не только в центр жарких академических споров и дискуссий. Но одновременно и в центр острейшей политической борьбы между сторонниками возврата страны к полностью (или частично) этатизированной (огосударствленной) экономике, и теми, кто выступает за максимальное ограничение государственного вмешательства в хозяйственную жизнь вплоть до полного изгнания государства из этой сферы. Исходя из «презумпции», что любое вмешательство государства в экономику — это зло, вся организация и функционирование экономики должны быть отданы на откуп «невидимой руке» рынка.

I

Что такое этатизированная экономика?

Как показал опыт СССР и других стран, входивших в мировую социалистическую систему, — это ничто иное, как концентрированное выражение политики, в рамках которой экономическая необходимость приносится в жертву политической целесообразности. Это экономика, которая всецело ориентирована на потребности идеологии и политики, а не на отдельного человека как «меры всех вещей».

В рамках исходного для такой политической экономики административно-бюрократического обобществления средств производства происходит тотальное сращивание власти и собственности. Центральным субъектом-распорядителем этой собственности и произведенного общественного продукта становится государство в лице армии чиновничества. Как результат, экономические отношения утрачивают свою «аутентичность» и принимают характер организационно-управленческих, бюрократических. Исчезает экономическая мотивация хозяйственной деятельности, предается забвению экономический интерес как главная движущая сила хозяйственного развития.

Ф.Энгельс, говоря о троякого рода воздействии государственной власти на экономическое развитие, подчеркивал: «Она может действовать в том же направлении — тогда развитие идет быстрее; она может действовать против экономического развития — тогда… у каждого крупного народа она терпит крах через известный промежуток времени; или она может ставить экономическому развитию в определенных направлениях преграды и толкать его в других направлениях. Этот случай сводится, в конце концов, к одному из предыдущих. Однако ясно, что во втором и в третьем случае политическая власть может причинить экономическому развитию величайший вред и может вызвать растрату сил и материала в массовом масштабе».

Вся история административно-бюрократического командования экономикой в СССР и в других социалистических странах в полной мере подтвердила этот вывод. Более чем убедительно было доказано, что любые попытки построить экономику на иной основе, чем конкурентная борьба за частную прибыль, рано или поздно терпят крах.

Сказанное, однако, не означает, что в противоположность этатизированной рыночная экономика, как основанная на господстве частной собственности система социального взаимодействия и общественного разделения труда, полностью исключает какое бы то ни было вмешательство государства в хозяйственную жизнь. Так называемый экономический антиэтатизм, то есть полное изгнание государства из экономики, — не более, чем социальная утопия.

Как свидетельствует опыт США и других западных стран, массированное государственное вмешательство в экономику (несмотря на формальное разделение власти и собственности) не только совместимо с демократией (в том числе экономической), но и служит гарантом сохранения гражданского общества и его институтов.

Один из корифеев американской исторической науки А.Шлезингер в этой связи отмечает: «Традиция государственного вмешательства в экономику — традиция столь же истинно американская и имеет столь же глубокие корни в национальной истории… как и соперничающая с ней традиция неограниченной свободы личного интереса и частного предпринимательства… Государственное регулирование было и остается в этом ужасном мире лучшим средством укрепления нашей демократии, продолжения наших традиций и расширения прав и свобод наших граждан».

Эту же точку зрения отстаивает видный представитель западной либеральной традиции австрийский экономист Людвиг фон Мизес, определяя государство в качестве «гаранта нормальной работы рыночной экономики». В изданной в 1999 г. в России антологии его работ есть и такие строки: «Государство при правильном использовании является основанием цивилизованного общества и кооперации. Оно самый полезный инструмент для поддержания счастья и благополучия людей». И далее: » В обществе всегда существует противоречие между индивидуальной свободой и необходимостью ограничения этой свободы ради общего блага. Мы желаем поступать так, как нам хочется, но иногда реализация наших намерений наносит ущерб другим людям. Точно также бизнесмены не очень жалуют государственный контроль над их деятельностью или законы, стесняющие свободу предпринимательства. И все же эти ограничения необходимы для защиты общества от пагубных последствий».

Следует особо подчеркнуть, что (в качестве общего правила) экономика и политика (и олицетворяющие их государство и рынок) в западных цивилизациях взаимодействуют не по законам вульгарного экономического детерминизма, трактующего политику не иначе, как «концентрированное выражение экономики». А по принципу системной взаимосвязи (системного синтеза), выступая здесь как две одновременно независимые, зависимые и взаимозависимые сферы общественного бытия, которые работают друг на друга и друг друга взаимно дополняют.

Все (или почти все) в общественной жизнедеятельности носит на себе как «печать» экономических отношений, так и политических.

И если рыночный механизм в целом неплохо выполняет свою роль регулятора экономики, то только потому, что встроен в определенные политические и правовые рамки, устанавливающие правила и пределы конкуренции, общественно приемлемые формы и технологии экономической активности.

С другой стороны, сам рынок отрезвляюще воздействует на политические институты, а также структуры гражданского общества, лимитируя амбициозные программы и требования, подчиняя поведение членов общества и самого государства экономической целесообразности, необходимости «жить по средствам» и т.д.

Проблема соотношения между политикой и экономикой — это не проблема выбора между двумя противоположностями: монополизмом (стихией) государства или монополизмом (стихией) рынка. Речь идет о поиске оптимальных форм взаимодействия того и другого, нахождении разумных пропорций между государственным регулированием и свободой частного предпринимательства. При чем эти пропорции относятся к разряду категорий, очень подвижных и постоянно изменяющихся, и, по этой причине, не могут быть установлены раз и навсегда. Если экономика процветает, то государство может позволить себе максимально «уйти» из этой сферы. В условиях же кризиса — его вмешательство в хозяйственную жизнь не может не возрастать.

II

В рыночной экономике «Обязательное» присутствие государства обусловливается целым рядом факторов. И, прежде всего, тем, что политика носит не «частный» (избирательный), а всеобщий (публичный) характер, то есть, выступает как функция управления общественными делами, функция обеспечения приоритета общих целей перед частными, интересов системы в целом перед интересами отдельных ее частей. Отсюда вытекает известное первенство политики перед экономикой. Ведь с помощью власти и имеющихся в ее распоряжении самых разнообразных средств воздействия (начиная от убеждения и кончая легитимным использованием силы), политика создает общесоциальные условия жизнедеятельности людей, заботится о целостности социальной системы, стабильности общества, нейтрализует деструктивные, дезорганизующие тенденции и т.д. Словом, обеспечивает тот необходимый минимум урегулированности и порядка, без которого эффективная хозяйственная деятельность просто не возможны.

В условиях анархии и хаоса нет места созиданию и реформам. Хаос, по общему правилу, реформировать нельзя.

Что это действительно так, весь цивилизованный мир мог убедиться на примере недавних событий в Ираке (шокирующего мародерства в Багдаде после падения режима С.Хусейна). На фоне этой вакханалии, спровоцированной исчезновением публичной власти, вряд ли кто станет отрицать, что даже плохое государство все же лучше чем анархия.

К.Маркс писал: «Урегулированность и порядок — самая суть, необходимый момент всякого способа производства, коль скоро он должен обрести общественную устойчивость и независимость от простого случая или произвола. Урегулированность и порядок являются именно формой упрочения данного способа производства и потому его относительной эмансипации от простого случая и просто произвола».

В постоянном воспроизводстве этих двух исходных общественных условий нормального функционирования экономики (урегулированности и порядка) и заключается «деловая» функция политики по отношению к ней и к бизнесу. Это — первое.

Второе — в «Капитале» К.Маркса есть такие строки: «Обеспечьте 10%, и капитал согласен на всякое применение, при 20% он становится оживленным, при 50% положительно готов сломать себе голову, при 100% он попирает все человеческие законы, при 300% нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя под страхом виселицы».

Как показывает мировой опыт, это суждение К.Маркса отнюдь не является преувеличением. Хотя в стремлении предпринимателей получить максимальную прибыль нет ничего предосудительного, тем не менее, прибыль прибыли рознь.

Одно дело прибыль как производство и распространение с выгодой для себя продукции и услуг, нужных людям. И совершенно другое — продукции и услуг, которые хотя общественно и потребляемы, но вредны для нравственного и физического здоровья социума, обслуживающие «человеческие пороки» (порнография, алкоголь, наркотики и т.д.). Не говоря уже о таких противоправных «технологиях» делания денег, как мошенничество и обман, производство и распространение контрафактной (фальсифицированной) продукции и т.д. Получения прибыли за счет недобросовестной конкуренции (тайных договорах о монопольных ценах, квотах на продажу товаров, спекулятивной накрутки цен и тарифов и пр.).

Для предотвращения такого рода явлений и «отрезвления» бизнеса как раз и требуется государственное регулирование предпринимательской деятельности, в рамках которого свобода частного предпринимательства предстает не как всеобъемлющая и абсолютная, а исключительно как упорядоченная государством (законом) свобода. В рамках этой свободы на действия предпринимателя, на каждый вводимый им ресурс и результатирующий продукт накладываются довольно существенные правовые ограничения с тем, чтобы носители экономической власти не переступали ту черту, за которой частный интерес вступает в противоречие с общественным. А естественное для бизнеса стремление получить максимальную прибыль не выливается в делание денег любой ценой.

Как бы там ни было, но освободить бизнес от контроля со стороны государства — значит, навязать государству волю бизнеса. Марионетку (де-факто), которая будет просто фиксировать и легитимировать результаты закулисных игр олигархических бизнес-групп и кланов.

Это (в более широком смысле) значит отдавать людей на волю слепых сил рыночной стихии, без каких бы то ни было гарантий того, что их не обманут, не «кинут», не «экспроприируют» то, что было заработано в течение всей жизни.

Третье — рынок, даже самый совершенный с точки зрения экономической демократии, автоматически не обеспечивает социальной справедливости и социально справедливого распределения доходов.

По словам бывшего президента единого профцентра США АФТ-КПП Л.Керклэнда, у рынка «много ценностей, но к их числу не относится справедливость». И «если его не вынудить, он не проведет различие между занятостью и эксплуатацией».

Имея в качестве основания личную выгоду и частный интерес, рынок с неизбежностью углубляет объективно существующее социальное неравенство, которое, если его не регулировать, может привести к взрывоопасной поляризации общества с точки зрения распределения богатства и бедности.

Для того, что бы не допустить этого и обеспечить в обществе социальную стабильность государство через механизм прогрессивного налогообложения осуществляет целенаправленное перераспределение («редистрибуцию») доходов по направлению от богатых к бедным, гарантируя, тем самым, всем гражданам определенный уровень социальной защищенности, определенный уровень социальной безопасности. Памятуя о том, что, говоря словами древнекитайского философа Конфуция, «в стране, которой правят хорошо, стыдятся бедности. В стране, которой правят плохо, стыдятся богатства».

В Великобритании максимальная ставка подоходного налога равна 40%, в США — 45%, в Японии — 50%, в Германии — 55%, во Франции — 60%. Но дифференциация (разность) в доходах населения уменьшается не только за счет изъятия части доходов богатых граждан (обычно доходы беднейших групп налогом не облагаются). Но и за счет социальных субсидий — прямых и косвенных — из бюджета беднейшим слоям населения. В результате в большинстве западных стран коэффициент дифференциации снижается до соотношения 1 к 7.

При этом такого рода социально ориентированная «редистрибутивная» политика воспринимается массовым сознанием не как «грабеж среди белого дня», а как своего рода «налог на бизнес» в качестве цены за социальный мир и стабильность. Делясь с «ближними», предпринимательское сословие как бы предохраняет себя от накопления и взрывов массового недовольства среди низших социальных слоев и групп населения.

Четвертое — присутствие государства в рыночной экономике обусловливается также необходимостью производства социально значимых товаров и услуг, которые не могут быть созданы в рамках частного предпринимательства. Из-за элементарных причин: производство этих товаров и услуг либо не дает прибыли, либо велик риск не получить ее вообще (или получить, но в отдаленном будущем). Речь идет об услугах, пользование которыми непосредственно не связано с оплатой со стороны потребителя.

Это автомагистрали, библиотеки, музеи, полицейская и пожарная службы, общественные школы и медицинские учреждения и т.д.

Все эти услуги необходимы обществу, без них не возможно его нормальное функционирование на любом срезе (экономическом, социальном, культурном и.д.).

Кроме того, существуют так называемые «естественные монополии» государства, к которым относят те сферы экономической деятельности, где потребителю удобнее и выгоднее иметь одного производителя, чем несколько конкурентов (железнодорожное сообщение, телефонная сеть, городское водоснабжение, метро и др.).

В сферу особых государственных интересов обычно входят оборонные предприятия, объекты военно-стратегического назначения, отрасли и предприятия, требующие особого надзора и контроля. (Например, производство и распространение наркосодержащих препаратов, развитие атомной энергетики, и др.). А также фундаментальная наука, особо сложные, передовые наукоемкие производства, хронически убыточные отрасли и т.д.

Пятое — одной из важнейших функций государства в условиях рынка выступает защита населения от вредных, побочных последствий предпринимательской и производственной деятельности. Эти последствия охватывают здоровье людей и условия их жизни, экологию, национальную безопасность и т.д. Что бы их избежать, предупредить или уменьшить государство использует разные меры. В том числе контроль качества (стандартизацию) продукции, регулирование и стандартизацию условий найма, законодательное установление (привязанного к потребительской корзине) гарантированного минимума заработной платы, охрану окружающей среды и др.

Если же государство в этой сфере проявляет «слабость» и отдает ее на откуп рыночной стихии, то на потребительском рынке (особенно в странах с низкой покупательной способностью населения и ориентацией массового потребителя не столько на качество товара, сколько на его цену), начинает править бал «контрафакт».

Как это имеет место в современной России: по оценкам независимых экспертов, до 70% всех товаров, которые «крутятся» на отечественных рынках, именно из этой «контрафактой» серии.

Шестое — в силу несовершенства рыночного механизма с точки зрения самоорганизации и саморегулирования, развитие рыночной экономики носит циклический характер, то есть сопровождается нарушениями экономической стабильности (экономическими кризисами). И как показал еще Дж.Кейнс, без вмешательства государства эта экономика не в состоянии самостоятельно справиться с ними. В этих кризисных условиях государство выступает в качестве одного из главных «реаниматоров» деловой активности. Целенаправленно используя фискальную (бюджетную) и монетарную политику, государство способно активно воздействовать на экономически циклы: стимулировать подъем и рост производства, уменьшить безработицу, замедлить (пригасить) инфляцию и т.д.

Седьмое — непосредственно по отношению к бизнесу в функции государства входит, прежде всего, создание системы правовых гарантий предпринимательской деятельности и необходимых условий для успешного ведения дел.

В эту систему обычно включаются: конституционно закрепленное право на свободу предпринимательской деятельности, создание частных предприятий, приобретение имущества для их нормального функционирования и развития; юридическая и социальная защита интересов и прав предпринимателей, недопущение дискриминации со стороны государства, управленческих органов, должностных лиц; равное право доступа всех субъектов предпринимательской деятельности на рынок — к материальным, финансовым, трудовым, информационным и природным ресурсам, государственным и муниципальным подрядам и заказам; недопущение монопольного положения на рынке отдельных предприятий, недобросовестной конкуренции и т.д.

III

Из всего вышесказанного вытекает только один вывод, что рыночная экономика, — это, говоря словами лауреата Нобелевской премии Василия Леонтьева, «корабль, которому нужен парус, наполняемый ветром свободного предпринимательства, и руль государственного управления». Без этой составляющей рыночная экономика — не экономика. При этом следует особо подчеркнуть, что в условиях рынка государство выступает не только как верховный (макросистемный) менеждер-управляющий общественными делами. И не только как обусловленный этим статусом «монопольный» производитель и «блюститель» узаконенных правил игры в бизнесе. Одновременно это и ответственный социальный партнер предпринимателя, берущий на себя вполне определенные обязательства, которые делают это партнерство взаимовыгодным. В этом взаимовыгодном, пусть и не совсем равноправном, партнерстве, — основной источник эффективности и рыночной экономики, и рыночной политической демократии. Ибо, если бизнес процветает, то, следовательно, процветает и государство, и наоборот.

Между тем в сегодняшней России в силу исторических традиций жесткого централизованного управления сверху и полного поглощения общества государством, взаимоотношения между этим институтом и бизнесом скорее напоминают взаимоотношения между «грабителем и жертвой», чем взаимоотношения между взаимозависимыми и равноответственными партнерами. Многочисленная «чиновничья рать», «приватизировавшая» государство в качестве «вещи для себя», смотрит на бизнес исключительно как на источник, из которого можно и должно побольше выкачать ресурсов. И при этом мало заботится о том, чтобы создавать для бизнеса нормальные условия жизнедеятельности, обеспечивать ему минимально необходимую функциональную свободу.

В стране практически полностью отсутствует необходимая для цивилизованного ведения дел система государственных политико-правовых гарантий частной собственности и частного предпринимательства. Нет работающих и равных для всех рыночных законов. Доминирует сугубо фискальная по характеру налоговая политика. Предприниматели абсолютно беззащитны перед лицом криминальных и мафиозных структур, всепоглощающей коррупции.

Очевидно, что такого рода ситуация односторонней тотальной зависимости бизнеса от «государства-бюрократии» и устанавливаемых им «рэкетирских» правил игры исключает какое бы то ни было дистанцирование бизнеса от политики и настоятельно требует его активного участия в этой сфере, чтобы, «конвертировав» сконцентрированные в его среде значительные материальные и финансовые ресурсы в ресурсы политического давления на государство, добиться того, что на Западе назвали процессом «одомашнивания клерка». То есть превратить государство и его разветвленный бюрократический аппарат из силы, стоящей над — и командующей бизнесом, в силу для него сугубо конструктивную. Институт, который, образно говоря, «не ставит бизнесу палки в колеса», а позитивно стимулирует и охраняет, обеспечивает благоприятную для ведения дел общественно-политическую среду, юридически-правовые гарантии и т.д.

Власть становиться сильной лишь тогда, когда опирается на закон, использует его умело, умно, тонко, во благо, а не во зло, проявляя при этом максимальную заботу о членах общества, обеспечивая оптимальные условия для их свободного, созидательного труда, расцвета способностей и талантов.

Самая сильная власть — это власть, которую не замечают. 


Онлайн-тест МФПУ «Политология» |

В либеральной традиции государство трактуется как …
  • государство-бюрократия
  • комитет по управлению делами имущих классов
  • верховный социальный арбитр
  • орудие социального господства
В рамках своих статусных полномочий Президент РФ имеет право распустить нижнюю палату парламента и назначить новые выборы в случае …
  • введения в стране чрезвычайного положения
  • выдвижения палатой обвинения против Президента РФ в государственной измене
  • выражения вотума недоверия Правительству РФ
  • принятия закона, противоречащего Конституции РФ
В РФ защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет …
  • прокуратура
  • Омбудсмен (уполномоченный по правам человека)
  • суд
  • Министерство юстиции
Власть не вещь, которой обладают, и не собственность одного индивида или группы – это всегда отношение, которое предполагает …
  • зависимость одной из взаимодействующих сторон от другой
  • взаимозависимость взаимодействующих сторон
  • независимость взаимодействующих сторон
Высшее качество и наибольшую эффективность власти придает …
  • знание
  • богатство
  • харизма
  • сила
Говоря о взаимодействии политики и экономики в условиях рынка, можно утверждать, что …
  • политика выступает концентрированным выражением экономики
  • экономика и политика – две одновременно независимые, зависимые и взаимозависимые сферы жизнедеятельности социума
  • экономика суть концентрированное выражение политики
Говоря о политической системе как наиболее широком понятии политической науки, обычно имеют в виду …
  • систему государственного устройства
  • совокупность всех политических взаимодействий, включающих власть и руководство, посредством которых обеспечивается жизнь социума как дифференцированного множества
  • систему политических партий, участвующих в процессах формирования и отправления власти
Гражданин РФ, …, не имеет права баллотироваться на выборные государственные должности
  • имеющий двойное (или множественное) гражданство
  • который является кадровым военным
  • в отношении которого возбуждено уголовное дело
  • работающий за рубежом
Действительно свободные соревновательные выборы предполагают …
  • полное (и равное по объему) государственное финансирование всех зарегистрированных участников электоральной борьбы и запрет всех других его форм
  • свободу самоопределения каждого потенциального избирателя в своей позиции по отношению к выборам
  • открытое голосование
  • дифференциацию кандидатов в правах на информацию и возможность вести пропаганду во время избирательной кампании
Если власть, сформировавшаяся демократическим путем, оказывается неспособной справиться с кризисными явлениями и поддерживать в обществе стабильность и порядок, то в данном случае имеет место дефицит … легитимности
  • технократической
  • онтологической
  • рационально-правовой
  • идеологической
Знания о мире политического характеризуют политическую культуру через призму … ориентации
  • оценочной
  • аффективной
  • поведенческой
  • познавательной
Изначально процесс формирования новой политической элиты в России шел за счет …
  • старой номенклатуры, облаченной в новые идеологические и лексические одежды («демократов поневоле»)
  • смычки номенклатурщиков-прагматиков («демократов по обстоятельствам») с оппозицией
  • оппозиции, пришедшей к власти на волне «борьбы с коммунизмом»
Легитимность власти, основанная на праве наследования престола,– …
  • демократическая
  • династическая
  • традиционная
  • монархическая
Максима «Капитализм – путь социального регресса, ведущий к национальной катастрофе» – кредо партии …
  • КПРФ
  • «Патриоты России»
  • «Справедливая Россия»
  • «Правое дело»
Можно утверждать, что политическое сознание …
  • включает как теоретические, так и стихийно возникшие представления и установки
  • это основная форма общественного сознания
  • содержит в себе только передовые научные знания
  • не бывает индивидуальным – оно всегда групповое и массовое
Надзор за точным и единообразным исполнением законов всеми гражданами, организациями и должностными лицами – компетенция, прежде всего, …
  • Министерства юстиции РФ
  • органов прокуратуры
  • Конституционного суда РФ
  • органов внутренних дел
Наиболее общее понятие, обозначающее наличие в стране трех и более политических партий,– …
  • партийно-политическая система
  • плюралистическая демократия
  • трипартизм
  • многопартийная система
Неверно, что … является базовым элементом государства
  • суверенитет
  • территория
  • население
  • партия
Неверно, что функцией, свойственной государству в рыночной экономической системе является …
  • поддержка незащищенных слоев населения
  • установление максимально допустимых объемов производства для частных фирм и корпораций
  • выпуск (эмиссия) денежных знаков
  • обеспечение правовых основ деятельности хозяйствующих субъектов

Политика и экономика — Answr

Политика и экономика —  взаимосвязанные, взаимозависимые и взаимообусловленные системы во внутригосударственных и международных отношениях.

Обе сферы настолько важны для нормального функционирования и развития стран, что кризис в одной ведет к негативным последствиям во второй. И наоборот, прогресс и подъем благотворно влияют на процессы, протекающие в другой системе. Необходимо раскрыть суть самих понятий:

  • политика является понятием, включающим в себя не только деятельность органов государственной власти и госуправления. Есть другое определение. Так, политика — это управление распределением ресурсов. Одной из ее функций является регулирование и установление порядка условий материального производства в стране и совместного труда населения;
  • экономика — исторически определенная совокупность общественно-производственных отношений. По своей сути, экономика страны — это единый народнохозяйственный комплекс, охватывающий все звенья П.Р.О.П. (производства, распределения, обмена и потребления).

Как может политика воздействовать на экономику

Когда субъекты производственных процессов начинают конфликтовать, тогда вмешательство политики в данные экономические по своему характеру отношения становится необходимым.

Необходимо отметить, что политическая система отличается все-таки большей самостоятельностью в принятии решений по сравнению с экономической. Но есть один нюанс — политический курс во многом зависит именно от внутригосударственных экономических отношений. Хотя внешнее политическое давление (к примеру, международные санкции) приводит к изменениям в структуре и принципах ведения экономики в стране.

Опираться можно на различные доктрины, но экономическая энгельсская теория дает более понятное представление о том, насколько по-разному политическая система может оказывать воздействие на систему экономических отношений.

Три ключевых аспекта:

  • политика тормозит развитие экономики, тогда будет недовольство среди населения в связи с упадком уровня жизни;
  • политика может служить катализатором для отдельных экономических процессов, что может привести как к позитивным, так и к негативным последствиям;
  • политическая властная «верхушка» имеет возможность влиять (приостанавливать и перенаправлять) ресурсы в соответствии со своими интересами в той или иной сегмент экономики.

Инструментами экономической политики являются: государственный бюджет (бюджетно-финансовая политика) и Центробанк (кредитно-денежная политика).

Каким образом экономика влияет на политику

Влияние экономики на политическую систему очевидно, ведь она является ее материальной составляющей. Любая политическая идеология не может существовать отдельно без какой-либо финансовой основы, ей необходим надежный производственный базис.

Экономика любой страны и в любом отраслевом сегменте всегда максимально старается подстроиться, учесть и удовлетворить экономические потребности граждан. Политической же системе приходится учитывать данные тенденции и подкреплять их на законодательном и правотворческом уровне:

  • если для стабильной экономической ситуации в стране необходимо поддержать и помочь развиться малому и среднему бизнесу, то политика государства должна прямо этому способствовать. К примеру, снижать ставки по кредитам для ИП;
  • когда в стране наступает кризис ввиду упадка производства и нехватки финансовых ресурсов, то власть должна вести активную политику, направленную на привлечение иностранных инвесторов.

Современная экономическая система, благодаря процессу глобализации, приобретает все больше самостоятельности. Теперь государство не может категорично диктовать населению, что и в каких объемах производить. Но за политической системой остается важная функция регулирования некоторых экономических процессов (например, антимонопольная служба следит за уровнем цен).

политология — Политология


Подборка по базе: 1-курс. Рус Г-1. Убайдуллаев Ботирбек Баходирхон угли. Политолог, реферат политология.docx, 30 вопросов политология.docx, Эссе политология.docx, Эссе политология.docx, ЭССЕ политология (копия).docx, Мангейм Рич Политология Методы исследования.doc, титульник политология.doc, контрольная политология.docx, доклад политология.ODT

ПОЛИТОЛОГИЯ 
1. Свобода частного предпринимательства входит в число неотчуждаемых прав и свобод личности и предстает как свобода … 

(+) с выгодой для себя создавать общественно значимые материальные и нематериальные ценности 
как право на девиацию в тех сферах, которые не регулируются законом 
везде и любой ценой делать деньги, получать прибыль, приращивать капитал 
не ограниченная ничем, кроме закона, стоящего на страже интересов других 

2. То обстоятельство, что государственная власть выступает от имени всего общества, предопределяет такую специфическую ее черту, как … 

верховенство 
моноцентризм 
(+) публичность 
всеобщность 

3. Знания о мире политического характеризуют политическую культуру через призму … ориентации 

аффективной 
(+) познавательной 
поведенческой 
оценочной 

4. Реальной истории возникновения политики соответствует суждение: … 

Политики (правители) появились, потому, что сильно стремление отдельных людей к власти 
Политику привнесли в общественную жизнь политические партии и их харизматические лидеры 
(+) Политика – результирующий продукт усложнения отношений между людьми, связанного с возникновением семьи, частной собственности и государства 
Политику выдумали древние мудрецы, решившие облагодетельствовать человечество намного веков вперед 

5. По отношению к отцу-основателю советского государства В.И. Ленину Б.Н. Ельцин предстает в облике … 

лидера-охранителя 
лидера-ренегата 
лидера-последователя 
(+) лидера-реформатора 

6. Под политической элитой как групповым лидерством понимается … 

организационно упорядоченная группа, объединяющая приверженцев той или иной идеологии и служащая для борьбы за власть 
группа давления, воздействующая на власть с целью обеспечения специфических интересов той или иной общности людей (профессиональной, этнической и т.д.) 
(+) привилегированное меньшинство, непосредственно участвующее в принятии важнейших политических решений 

7. В РФ защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет … 

прокуратура 
Министерство юстиции 
(+) суд 
Омбудсмен (уполномоченный по правам человека) 
8. В зависимости от места, которое партия занимает в политической системе, различают партии: 

Идеологические и прагматические 
(+) Правящие и оппозиционные 
Кадровые и массовые 
Автократические и демократические 

9. Партии, находящиеся в оппозиции: 

Вообще не обладают политической властью 
(+) Обладают, но в масштабах, меньших, чем правящие партии 
Имеют объем власти, не уступающий объему власти правящих партий 

10. Стремясь объединить различные слои населения вокруг своей программы, партия тем самым выполняет функцию: 

Социального представительства 
(+) Социальной интеграции 
Социальной адаптации 
Социальной стратификации 

11. Наиболее общее название партийно-политической системы, обозначающее наличие в стране трех и более партий: 

Плюралистическая 
(+) Многопартийная 
Гетерогенная 
Дихотомическая 

12.Самой высокой стабильностью характеризуется правительство: 

При многопартийной системе без доминирующей партии 
Многопартийной системе с доминирующей партией 
Системе «двух с половиной партий» 
(+) Бипартизме 

13. Однопартийная система и демократия: 

Понятия, которые вполне совместимы друг с другом 
Понятия, которые, если и совместимы, то лишь отчасти 
(+) Понятия, которые несовместимы вовсе 

14. Политический рынок очень часто определяют как «рынок власти». Основными производителями политического товара на этом рынке выступают: 

(+) Политические партии 
Государственные органы 
Избиратели 
Лоббистские структуры
15.  Отрасль политологии, в которой путем сравнения выделяют общие черты и специфические различия разнообразных политических объектов, называется:

a) Теория политики;

+б) Сравнительная политология;

в) Прикладная политология.
16. Какой период развития характерен для современной политической науки:

+а) Постбихевиористский;

б) Бихевиористский;

в) Институциональный.
17. Кто из философов утверждал, что государство не может быть продуктом общественного договора:

а) Т. Гоббс;

+б) Дж. Локк;

в) Ж.Ж. Руссо;

г) Г.В.Ф. Гегель.
18. Представительство интересов политического меньшинства осуществляется:

а) Массовой партией;

б) Правительственной партией;

+в) Оппозиционной партией;

г) Кадровой партией.
19. Кому принадлежит определение человека как «политического животного»:

а) Сократу;

+б) Аристотелю;

в) Т. Гоббсу;

г) Ж.Ж. Руссо.
20. Какая из приведенных ниже идей не была характерна для русской политической мысли периода Средневековья:

а) Церковная власть должна иметь превосходство над светской властью;

+б) Светская власть должна иметь превосходство над церковной властью;

в) Царская власть имеет божественное происхождение.
21. Какой способ влияния на органы власти составляет основу нелегального лоббизма:

а) Личные встречи, контакты, переговоры;

б) Использование методов пи-ар для формирования общественного мнения;

в) Финансирование избирательных компаний;

+г) Прямой подкуп должностных лиц.
22. Особый вид государственного устройства, основанный на безусловном подчинении всех граждан и общества в целом системе права, носит название:

а) Социального государства;

б) Тоталитарного государства;

+в) Правового государства.
23. Избирательная система, при которой избранным является тот кандидат, за которого было подано больше всего голосов – это:

+а) Мажоритарная система;

б) Пропорциональная система;

в) Смешанная система;

г) Преференциальная система;

д) Полупропорциональная система.

24. Понятие «форма правления» означает:

а) Административно-территориальное деление страны;

б) Политический режим в государстве;

+в) Структуру высших органов власти в государстве и распределение власти между ними;

г) Легитимность власти.

25. В Российской Федерации президент:

а) Может распустить верхнюю палату парламента;

+б) Может распустить нижнюю палату парламента;

в) Не может распустить нижнюю палату парламента.
26. Какое определение политического института характерно для современной политологии:

а) Это реальные государственные учреждения, партии, бюрократия;

+б) Это комплекс правил, принципов, норм и установок, характеризующих качество политической системы общества и регулирующих политическое поведение и деятельность людей.
27. В президентской республике правительство несет политическую ответственность перед:

а) Парламентом;

+б) Президентом;

в) Верховным судом;
28. Формой правления в Российской Империи XIX века была:

а) Парламентская республика;

б) Президентская республика;

в) Полупрезидентская республика;

+г) Абсолютная монархия;

д) Дуалистическая монархия;

е) Парламентская монархия.
29. Совокупность политических институтов, осуществляющих верховную власть на определенной территории, носит название:

а) Парламента;

б) Гражданского общества;

в) Империи;

+г) Государства.
15. В либеральной традиции государство трактуется как …


  1. государство-бюрократия

  2. комитет по управлению делами имущих классов

  3. верховный социальный арбитр +

  4. орудие социального господства

16. В рамках своих статусных полномочий Президент РФ имеет право распустить нижнюю палату парламента и назначить новые выборы в случае …


  1. введения в стране чрезвычайного положения

  2. выдвижения палатой обвинения против Президента РФ в государственной измене

  3. выражения вотума недоверия Правительству РФ

  4. принятия закона, противоречащего Конституции РФ

18. Власть не вещь, которой обладают, и не собственность одного индивида или группы – это всегда отношение, которое предполагает …

1) зависимость одной из взаимодействующих сторон от другой

2) взаимозависимость взаимодействующих сторон

3) независимость взаимодействующих сторон
19. Высшее качество и наибольшую эффективность власти придает …


  1. знание +

  2. богатство

  3. харизма

  4. сила

20. Говоря о взаимодействии политики и экономики в условиях рынка, можно утверждать, что …


  1. политика выступает концентрированным выражением экономики

  2. экономика и политика – две одновременно независимые, зависимые и взаимозависимые сферы жизнедеятельности социума

  3. экономика суть концентрированное выражение политики

21. Говоря о политической системе как наиболее широком понятии политической науки, обычно имеют в виду …


  1. систему государственного устройства

  2. совокупность всех политических взаимодействий, включающих власть и руководство, посредством которых обеспечивается жизнь социума как дифференцированного множества

  3. систему политических партий, участвующих в процессах формирования и отправления власти

22. Гражданин РФ, …, не имеет права баллотироваться на выборные государственные должности


  1. имеющий двойное (или множественное) гражданство +

  2. который является кадровым военным

  3. в отношении которого возбуждено уголовное дело

  4. работающий за рубежом

23. Действительно свободные соревновательные выборы предполагают …


  1. полное (и равное по объему) государственное финансирование всех зарегистрированных участников электоральной борьбы и запрет всех других его форм

  2. свободу самоопределения каждого потенциального избирателя в своей позиции по отношению к выборам

  3. открытое голосование

  4. дифференциацию кандидатов в правах на информацию и возможность вести пропаганду во время избирательной кампании

24. Если власть, сформировавшаяся демократическим путем, оказывается неспособной справиться с кризисными явлениями и поддерживать в обществе стабильность и порядок, то в данном случае имеет место дефицит … легитимности


  1. технократической

  2. онтологической

  3. рационально-правовой

  4. идеологической

  1. 25. Знания о мире политического характеризуют политическую культуру через призму … ориентации

  2. оценочной

  3. аффективной

  4. поведенческой

  5. познавательной +

26. Изначально процесс формирования новой политической элиты в России шел за счет …


  1. старой номенклатуры, облаченной в новые идеологические и лексические одежды («демократов поневоле»)

  2. смычки номенклатурщиков-прагматиков («демократов по обстоятельствам») с оппозицией

  3. оппозиции, пришедшей к власти на волне «борьбы с коммунизмом»

27. Легитимность власти, основанная на праве наследования престола,– …


  1. демократическая

  2. династическая

  3. традиционная

  4. монархическая

28. Максима «Капитализм – путь социального регресса, ведущий к национальной катастрофе» – кредо партии …


  1. КПРФ +

  2. «Патриоты России»

  3. «Справедливая Россия»

  4. «Правое дело»

29. Можно утверждать, что политическое сознание …


  1. включает как теоретические, так и стихийно возникшие представления и установки

  2. это основная форма общественного сознания

  3. содержит в себе только передовые научные знания

  4. не бывает индивидуальным – оно всегда групповое и массовое

30. Надзор за точным и единообразным исполнением законов всеми гражданами, организациями и должностными лицами – компетенция, прежде всего, …


  1. Министерства юстиции РФ

  2. органов прокуратуры

  3. Конституционного суда РФ

  4. органов внутренних дел

31. Наиболее общее понятие, обозначающее наличие в стране трех и более политических партий,– …


  1. партийно-политическая система

  2. плюралистическая демократия

  3. трипартизм

  4. многопартийная система

32. Неверно, что … является базовым элементом государства


  1. суверенитет

  2. территория

  3. население

  4. партия +

33. Неверно, что функцией, свойственной государству в рыночной экономической системе является …


  1. поддержка незащищенных слоев населения

  2. установление максимально допустимых объемов производства для частных фирм и корпораций

  3. выпуск (эмиссия) денежных знаков

  4. обеспечение правовых основ деятельности хозяйствующих субъектов

https://studopedia.net/5_62706_test—politiko-vlastnie-otnosheniya-i-ih-osobaya-rol.htm

https://studfiles.net/preview/4431548/

https://studfiles.net/preview/4431548/page:3/

http://www.академикс.рф/blog/test_po_obshhestvoznaniju_mehsi/2016-09-07-5

https://studopedia.org/13-65722.html

https://studopedia.org/13-65724.html

https://studopedia.org/13-65721.html

Решение Онлайн тестов — Политология

В либеральной традиции государство трактуется как …

  • государство-бюрократия
  • комитет по управлению делами имущих классов
  • верховный социальный арбитр
  • орудие социального господства

В рамках своих статусных полномочий Президент РФ имеет право распустить нижнюю палату парламента и назначить новые выборы в случае …

  • введения в стране чрезвычайного положения
  • выдвижения палатой обвинения против Президента РФ в государственной измене
  • выражения вотума недоверия Правительству РФ
  • принятия закона, противоречащего Конституции РФ

В РФ защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет …

  • прокуратура
  • Омбудсмен (уполномоченный по правам человека)
  • суд
  • Министерство юстиции

Власть не вещь, которой обладают, и не собственность одного индивида или группы – это всегда отношение, которое предполагает …

  • зависимость одной из взаимодействующих сторон от другой
  • взаимозависимость взаимодействующих сторон
  • независимость взаимодействующих сторон

Высшее качество и наибольшую эффективность власти придает …

  • знание
  • богатство
  • харизма
  • сила

Говоря о взаимодействии политики и экономики в условиях рынка, можно утверждать, что …

  • политика выступает концентрированным выражением экономики
  • экономика и политика – две одновременно независимые, зависимые и взаимозависимые сферы жизнедеятельности социума
  • экономика суть концентрированное выражение политики

Говоря о политической системе как наиболее широком понятии политической науки, обычно имеют в виду …

  • систему государственного устройства
  • совокупность всех политических взаимодействий, включающих власть и руководство, посредством которых обеспечивается жизнь социума как дифференцированного множества
  • систему политических партий, участвующих в процессах формирования и отправления власти

Гражданин РФ, …, не имеет права баллотироваться на выборные государственные должности

  • имеющий двойное (или множественное) гражданство
  • который является кадровым военным
  • в отношении которого возбуждено уголовное дело
  • работающий за рубежом

Действительно свободные соревновательные выборы предполагают …

  • полное (и равное по объему) государственное финансирование всех зарегистрированных участников электоральной борьбы и запрет всех других его форм
  • свободу самоопределения каждого потенциального избирателя в своей позиции по отношению к выборам
  • открытое голосование
  • дифференциацию кандидатов в правах на информацию и возможность вести пропаганду во время избирательной кампании

Если власть, сформировавшаяся демократическим путем, оказывается неспособной справиться с кризисными явлениями и поддерживать в обществе стабильность и порядок, то в данном случае имеет место дефицит … легитимности

  • технократической
  • онтологической
  • рационально-правовой
  • идеологической

Знания о мире политического характеризуют политическую культуру через призму … ориентации

  • оценочной
  • аффективной
  • поведенческой
  • познавательной

Изначально процесс формирования новой политической элиты в России шел за счет …

  • старой номенклатуры, облаченной в новые идеологические и лексические одежды («демократов поневоле»)
  • смычки номенклатурщиков-прагматиков («демократов по обстоятельствам») с оппозицией
  • оппозиции, пришедшей к власти на волне «борьбы с коммунизмом»

Легитимность власти, основанная на праве наследования престола,– …

  • демократическая
  • династическая
  • традиционная
  • монархическая

Максима «Капитализм – путь социального регресса, ведущий к национальной катастрофе» – кредо партии …

  • КПРФ
  • «Патриоты России»
  • «Справедливая Россия»
  • «Правое дело»

Можно утверждать, что политическое сознание …

  • включает как теоретические, так и стихийно возникшие представления и установки
  • это основная форма общественного сознания
  • содержит в себе только передовые научные знания
  • не бывает индивидуальным – оно всегда групповое и массовое

Надзор за точным и единообразным исполнением законов всеми гражданами, организациями и должностными лицами – компетенция, прежде всего, …

  • Министерства юстиции РФ
  • органов прокуратуры
  • Конституционного суда РФ
  • органов внутренних дел

Наиболее общее понятие, обозначающее наличие в стране трех и более политических партий,– …

  • партийно-политическая система
  • плюралистическая демократия
  • трипартизм
  • многопартийная система

Неверно, что … является базовым элементом государства

  • суверенитет
  • территория
  • население
  • партия

Неверно, что функцией, свойственной государству в рыночной экономической системе является …

  • поддержка незащищенных слоев населения
  • установление максимально допустимых объемов производства для частных фирм и корпораций
  • выпуск (эмиссия) денежных знаков
  • обеспечение правовых основ деятельности хозяйствующих субъектов
Задание 23 ЕГЭ по обществознанию 2020: теория и практика

Любое государство не может не испытывать потребность в системе легитимации, сущность которой состоит в обосновании и оправдании права властвования существующей в данной стране формы правления. Эта проблема теснейшим образом связана с вопросом об источниках и пределах власти. Устойчивость и жизнеспособность любой социально-политической системы, или формы правления, зависят от готовности её субъектов, или составляющих, жить в соответствии с определёнными законами и правовыми нормами, господствующими в данном государстве.

А это в свою очередь зависит в большей степени от уважения к власти и закону со стороны большинства граждан, признания ими законности, или легитимности, этой системы, нежели от страха применения к ним тех или иных санкций.

Как показывает исторический опыт, легитимность невозможно обеспечить одними только насильственными средствами. Ещё Конфуций говорил: «без доверия [народа] государство не сможет устоять». Многие могущественные мировые державы, которые казались вечными и незыблемыми, распадались и становились достоянием истории именно вследствие потери большинством граждан веры в его способность обеспечить их безопасность, благополучие и справедливость. Такая вера особенно необходима для молодых, слабых, неустоявшихся государств. Таким образом, законная власть это та, которую большая часть народа признаёт властью.

Система легитимации власти прошла длительный и сложный путь формирования и эволюции. В течение всей истории человечества вплоть до нового времени определяющую роль в этом отношении играли мифология и религия. Их роль и функции состояли в обосновании идеи божественного происхождения власти вообще и власти того или иного князя, царя, императора, династии в частности. Считалось очевидным фактом, что цари, фараоны, императоры, короли Древнего мира и Средневековья получали власть как бы прямо из рук богов или же сами объявляли себя верховными божествами.

Легитимность государственной власти нередко обеспечивалась путём её персонификации. Здесь личность носителя власти в глазах подданных становится воплощением власти и даже самой властью, человек отождествляется с властью, он сам по себе как бы приобретает атрибуты власти. Речь идёт о так называемом харизматическом лидере, облечённом властью или домогающемся её. Он обосновывает свои притязания на государственную власть собственными достоинствами, такими как мужество, храбрость, героизм в бою, решительность в действиях, мудрость и знания при принятии тех или иных решений, какие-либо физические или духовные качества и т. д. Нередко именно личные качества давали возможность их носителям вознестись к вершинам власти. Это первые племенные вожди, воины, «основатели» наций, городов-государств, империй, религий, «спасители отечества» и др. Это личности, подобные Цезарю, Петру I, Наполеону и др.

Чтобы доказать законность своей власти или подчинить людей своей воле, государи во все времена использовали самые ухищрённые средства. Среди них центральное место занимало то, что мы сейчас назвали бы запретом на информацию, которая каким-то образом способна подорвать господствующую форму правления. Именно этой цели с самого начала служила цензура, призванная скрыть от широкой общественности неугодные правящему режиму сведения, закрыть для неё доступ к так называемым подрывным идеям и концепциям.

Государство, как и любой другой общественный институт, считается легитимным, если оно служит благу всей совокупности его граждан. Главное требование, предъявляемое к властителям, — это гарантия справедливости правления. Принцип справедливости служит оправданию власти независимо от того, как трактуется само это понятие. Здесь как нельзя лучше подходит максима: «Благо народа — высший закон».

В современном мире мы имеем сложную систему легитимации. В политической демократии она включает такие атрибуты, принципы и установки, как суверенитет, конституционализм, парламен

спроса и предложения | Определение, пример и график

Спрос и предложение , в экономике, соотношение между количеством товара, который производители хотят продать по различным ценам, и количеством, которое потребители хотят купить. Это основная модель определения цены, используемая в экономической теории. Цена товара определяется взаимодействием спроса и предложения на рынке. Результирующая цена называется равновесной ценой и представляет собой соглашение между производителями и потребителями товара.В равновесии количество товара, поставляемого производителями, равно количеству, требуемому потребителями.

отношение цены к спросу и предложению Иллюстрация отношения цены к предложению ( S ) и спроса ( D ). Encyclopædia Britannica, Inc.

Подробнее на эту тему

экономический рост: спрос и предложение

. Большую часть современной теории роста можно рассматривать как попытку разработать теоретическую модель, способную обеспечить рост спроса…

Количество требуемого товара зависит от цены этого товара и, возможно, от многих других факторов, таких как цены на другие товары, доходы и предпочтения потребителей, а также сезонные эффекты. В базовом экономическом анализе все факторы, кроме цены товара, часто остаются постоянными; Затем анализ включает изучение взаимосвязи между различными уровнями цен и максимальным количеством, которое потенциально может быть приобретено потребителями по каждой из этих цен.Комбинации цена-количество могут быть нанесены на кривую, известную как кривая спроса, с ценой, представленной на вертикальной оси, и количеством, представленным на горизонтальной оси. Кривая спроса почти всегда имеет наклон вниз, отражая готовность потребителей покупать больше товара при более низких уровнях цен. Любое изменение неценовых факторов может вызвать сдвиг кривой спроса, тогда как изменения цены товара можно проследить вдоль фиксированной кривой спроса.

увеличение спроса Иллюстрация увеличения равновесной цены ( p ) и равновесного количества ( q ) из-за сдвига спроса ( D ). Encyclopædia Britannica, Inc.

Количество товара, поставляемого на рынок, зависит не только от цены, доступной для товара, но также и от потенциально многих других факторов, таких как цены на замещающие продукты, технология производства и наличие и стоимость рабочей силы и другие факторы производства. В базовом экономическом анализе анализ предложения включает рассмотрение взаимосвязи между различными ценами и количеством, потенциально предлагаемым производителями по каждой цене, снова сохраняя неизменными все другие факторы, которые могут повлиять на цену.Эти комбинации цена-количество могут быть нанесены на кривую, известную как кривая предложения, с ценой, представленной на вертикальной оси, и количеством, представленным на горизонтальной оси. Кривая предложения обычно идет вверх, отражая готовность производителей продавать больше товара, который они производят, на рынке с более высокими ценами. Любое изменение неценовых факторов может вызвать сдвиг в кривой предложения, в то время как изменения в цене товара можно проследить вдоль фиксированной кривой предложения.

уменьшение предложения Иллюстрация увеличения равновесной цены ( p ) и уменьшения равновесного количества ( q ) из-за изменения предложения ( S ). Encyclopædia Britannica, Inc.

Равновесие на рынке

Функцией рынка является выравнивание спроса и предложения через ценовой механизм. Если покупатели хотят купить больше товара, чем доступно по преобладающей цене, они будут склонны повышать цену. Если они хотят купить меньше, чем доступно по преобладающей цене, поставщики будут снижать цены. Таким образом, существует тенденция двигаться к равновесной цене. Эта тенденция известна как рыночный механизм, и в результате баланс между спросом и предложением называется рыночным равновесием.

Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего первого издания 1768 года с вашей подпиской. Подпишитесь сегодня

По мере роста цены предлагаемое количество обычно увеличивается, и готовность потребителей покупать товар обычно снижается, но эти изменения не обязательно пропорциональны. Мера чувствительности спроса и предложения к изменениям цены называется ценовой эластичностью спроса или предложения, рассчитываемой как отношение процентного изменения количества или спроса к процентному изменению цены.Таким образом, если цена товара уменьшается на 10 процентов, а продажи товара соответственно увеличиваются на 20 процентов, то эластичность спроса на этот товар по цене считается равной 2.

Спрос на продукты, которые имеют легко доступные заменители, скорее всего, будет эластичным, а это значит, что он будет более реагировать на изменения цены продукта. Это связано с тем, что потребители могут легко заменить товар другим, если его цена возрастет. Спрос на продукт может быть неэластичным, если нет близких заменителей и если расходы на продукт составляют лишь небольшую часть дохода потребителя.Фирмы, сталкивающиеся с относительно неэластичным спросом на свою продукцию, могут увеличить общий доход за счет повышения цен; те, кто сталкивается с упругими требованиями не могут

Анализ спроса и предложения может применяться к рынкам конечных товаров и услуг или к рынкам труда, капитала и других факторов производства. Он может применяться на уровне фирмы или отрасли или на совокупном уровне для всей экономики.

Эта статья была недавно отредактирована и обновлена ​​Адамом Августином, главным редактором справочного контента.

Узнайте больше в этих связанных статьях Britannica:

,
Экономист исследует рынки, власть и политику мировой торговли. Автор: Pietra Rivoli
Подробный, подробный обзор торговли футболками. Четыре раздела:
1. Хлопок
2. Производство
3. Тарифы / квоты (политика)
4. Переработка

Все очень проницательно. Вот мои основные выводы:
1. Свободная торговля и глобализация действительно полезны для окружающей среды. Богатые страны требуют лучшей, более чистой продукции и устанавливают более высокие стандарты. Международные производители хотят соответствовать этим стандартам, поэтому они применяют самые строгие стандарты в своей продукции.

2. Производство одежды на самом деле не самое большое

Детальный, углубленный обзор торговли футболками. Четыре раздела:
1. Хлопок
2. Производство
3. Тарифы / квоты (политика)
4. Переработка

Все очень проницательно. Вот мои основные выводы:
1. Свободная торговля и глобализация действительно полезны для окружающей среды. Богатые страны требуют лучшей, более чистой продукции и устанавливают более высокие стандарты. Международные производители хотят соответствовать этим стандартам, поэтому они применяют самые строгие стандарты в своей продукции.

2. Производство одежды на самом деле не наносит ущерба окружающей среде. Вместо этого это то, как мы поддерживаем это — использование сушилки и горячей воды для стирки наносит гораздо больший ущерб окружающей среде.

3. Китайская система hukou помогла сохранить свое положение лидера в производстве текстиля. В то время как другие страны растут из этой отрасли, у Китая не так много, потому что система hukou позволяет им сохранять низкую заработную плату для рабочих-мигрантов, а условия труда плохие.Частично из-за субсидий, но также из-за технологических достижений. Бедные страны имеют преимущество в стоимости рабочей силы, но это фактически препятствует их инновациям, что делает их урожайность постоянной, а не увеличивается, как в США.

5. Промышленная революция в Великобритании была вызвана событиями в текстильной промышленности. Эти разработки повысили производительность, тем самым снизив цены и позволив бедным людям одеваться привлекательно, породив потребительский класс

6.Текстильное лобби в США имеет значительное влияние из-за его географической связи (сконцентрированной на юге) и глубоких связей (в основном семейных предприятий, которые объединяют поколения). В результате, они смогли получить много выгод от политиков за эти годы, более успешно, чем большинство других заинтересованных групп.

7. Согласно Конституции США, торговая политика является обязанностью конгресса. Тем не менее, интересы Конгресса должны быть протекционистскими, поскольку они подлежат местным выборам каждые несколько лет.Таким образом, торговая политика Конгресса будет по своей природе протекционистской.

8. Вторичная одежда в основном отправляется в Африку. Я ходил на рынки в Руанде и удивлялся, откуда взялась вся одежда. Это имеет смысл. Обычно сначала фильтруют в США, затем продают за копейки за фунт. Как только он попадает в Танзанию, он идет на рынки. Лучшие продукты составляют 90% от p

.
Раздел 22 Экономика, политика и государственная политика

Как экономическое лицо, демократическое правительство в капиталистической экономике может способствовать повышению уровня жизни при справедливом распределении выгод. Часто, однако, этого не происходит

  • В этом разделе мы рассмотрим, как выбираются институты и политики. Почему одни институты и политики приняты, а другие нет?
  • Подобно фирмам и семьям, правительство нации является важным экономическим субъектом, чьи действия можно понять, изучив предпочтения руководителей правительства и ограничения, при которых они действуют.
  • Правительство отличается от других участников общества тем, что оно может требовать от граждан соблюдения его решений, при необходимости применяя силу (например, полномочия полиции).
  • Правительства также имеют обязательства перед своими гражданами по праву. В результате они используют налоговые средства для предоставления товаров и услуг (таких как защита полиции или начальное школьное образование), которые обычно бесплатны.
  • В идеале, демократия расширяет возможности граждан, расширяя права голоса на конкурентных выборах для всех, и ограничивает то, что правительства могут делать, обеспечивая индивидуальные права на свободу слова и свободу ассоциации.
  • В идеале правительства должны принять политику, обеспечивающую реализацию возможностей для взаимной выгоды (например, посредством обмена) и чтобы экономические результаты были справедливыми.
  • Даже в условиях демократии, неэффективные или несправедливые экономические результаты происходят, потому что есть пределы того, что может сделать государственная политика. Даже когда государственная политика экономически целесообразна, она все равно не может быть реализована, потому что влиятельные группы выступают против них, или правительства не имеют возможности для их реализации.

В год, когда он стал заместителем президента Южной Африки, Кирилл Рамафоса стал 29-м самым богатым человеком в Африке. В течение двадцатых и тридцатых годов Рамафоса был воинствующим профсоюзным деятелем, который стал генеральным секретарем Национального союза шахтеров и принимал активное участие в движении против апартеида. Он, вероятно, не ожидал, что к 2012 году он будет стоить более 700 миллионов долларов.

Рамафоса родился в 1952 году в Соуэто, тогда в бедном черном городке под Йоханнесбургом. Он вырос во времена апартеидной системы расовой сегрегации.Поскольку он был черным, его исключили из лучших школ, медицинских учреждений и даже общественных туалетов. Как и другие в большинстве черного населения, он не имел права голоса. Доход на душу населения чернокожих африканских семей в конце 1980-х годов составлял около 11% от дохода белых семей. Он застрял на этом уровне как минимум 50 лет.

Сопротивление режиму апартеида вместе с международной поддержкой, которую он вызвал, было одним из основных социальных движений конца двадцатого века.Но в Южной Африке это было жестоко подавлено с самого начала. В 1960 году полиция открыла огонь по протестующим против апартеида в Шарпевиле. Шестьдесят девять безоружных людей погибли. Африканский национальный конгресс (АНК) был запрещен. Четыре года спустя Нельсон Мандела, один из лидеров АНК, был пожизненно заключен в тюрьму.

Ramaphosa был частью следующего поколения активистов против апартеида. Как генеральный секретарь Национального союза шахтеров, он участвовал в волне забастовок и общественных протестов в середине и конце 1980-х годов, которые убедили многих владельцев белого бизнеса, что апартеид должен уйти.В конце концов правительство признало поражение, освободив Манделу из тюрьмы.

На рисунке 22.1 показано, как изменился размер государственной пенсии по старости в Южной Африке, полученной различными группами за последние 50 лет. Это рассказывает драматическую историю апартеида и его гибели. При апартеиде правительство назначало разные пенсии каждой из «расовых» групп, составляющих население. Например, в 1975 году пенсия белого человека была более чем в семь раз выше, чем пенсия черного человека.Постепенное выравнивание пенсий было резко достигнуто в начале 1993 года еще до первых демократических выборов, когда были отменены все расовые различия в пенсионной политике.

Апартеид и его упадок: стоимость пенсии по старости в Южной Африке.

Рисунок 22.1 Апартеид и его упадок: стоимость пенсии по старости в Южной Африке.

В 1994 году первые демократические выборы в Южной Африке сделали Манделу президентом.Рамафоса был избран в парламент.

Переход к демократической политической системе привел к экономическим выгодам для черного населения. Впервые чернокожие рабочие смогли работать на квалифицированных работах, что повысило их заработную плату. Школа и здравоохранение были сегрегированы. Водопроводная вода и электричество стали доступны еще многим семьям.

Но переход к демократическому правлению не сократил разрыв между богатыми и бедными. Коэффициент дохода Джини составлял 0,66 за год до первых демократических выборов, что является самым высоким показателем среди всех крупных стран мира в то время.Пятнадцать лет спустя (в 2008 году) оно возросло до 0,70.

Хотя по большинству показателей экономическое неравенство между основными группами населения сократилось, неравенство внутри групп резко возросло. Это было особенно верно среди чернокожих африканцев, когда новый класс очень богатых отошел от остальных.

демократия
Политическая система, которая в идеале дает равную политическую власть всем гражданам, определяемая индивидуальными правами, такими как свобода слова, собраний и прессы; честные выборы, на которых практически все взрослые имеют право голоса; и в котором правительство покидает свой пост, если оно проигрывает.

История жизни Кирилла Рамафосы и недавняя история Южной Африки показывают, как политическая власть влияет на экономику и как экономика формирует политическую власть. Экономическое неравенство между черными и белыми было следствием политических институтов, которые мешали чернокожим южноафриканцам голосовать и ограничивали их политическую деятельность. Эти недемократические меры объединили оппозицию к апартеиду со стороны профсоюзов, соседских организаций и студентов, АНК и других оппозиционных партий и, наконец, принесли демократии в Южную Африку.И все же после более чем 20 лет демократии ни одна из сторон, кроме АНК, не управляла страной, и Южная Африка остается одной из самых неравных стран мира. Появление демократии, ликвидация апартеида и изменение в распределении политической власти не привели к снижению неравенства, которое можно было ожидать.

Правительство и государственная политика, которую оно принимает, сыграли свою роль в каждом подразделении в г. Экономика . Но до сих пор мы не спрашивали, почему некоторые политики приняты, а некоторые нет, и как эти политики меняются по мере изменения распределения власти, как это резко изменилось в Южной Африке за время жизни Кирилла Рамафосы.

Это подразделение сначала рассмотрит характер правительства как субъекта экономики: чего хочет правительство, как оно достигает своих целей и как его действия ограничены. Затем мы рассмотрим демократические институты более подробно. Мы разработаем модель того, как партии в демократии выбирают свою политику, и рассмотрим, как различия между демократическими институтами могут повлиять на политические результаты. Наконец, мы объясним, как экономические, административные и политические барьеры могут помешать эффективной и справедливой политике даже в очень демократических странах.

22.1 Правительство как субъект экономической деятельности

Правительство позволяет людям делать то, что они не могут делать по отдельности, особенно войну. Но правительства также участвуют в мероприятиях, которые значительно повышают уровень жизни и качество жизни их граждан. Примеры включают в себя:

  • Бедность : Пятьдесят лет назад, даже в богатых странах, многие пенсионеры или пожилые люди оказались в ловушке нищеты. Например, в 1966 году 28,5% граждан США в возрасте 65 лет и старше были отнесены к категории «бедных».Государственные трансферты во многих странах практически устранили серьезные экономические трудности среди пожилых людей. В 2012 году только 9,1% пожилых людей в США были бедными.
  • Экономическая безопасность : Увеличение размера государственных расходов, а также уроки политики Великой депрессии и золотого века капитализма снизили экономическую нестабильность, сделав деловой цикл менее изменчивым.
  • Увеличение ожидаемой продолжительности жизни и резкое сокращение детской смертности во многих странах : Когда это произошло в конце девятнадцатого и начале двадцатого века, они не были в первую очередь результатом достижений в области медицины, большинство из которых произошло позже.Они следовали правительственной политике, которая улучшила санитарию и водоснабжение.

Как и фирмы и семьи, правительство является экономическим субъектом. Его налоги, расходы, законы, войны и другие виды деятельности являются такой же неотъемлемой частью экономической жизни, как инвестиции, сбережения, покупки и продажи семей и фирм.

Принуждение и предоставление общественных услуг

Правительство — актер, который затмевает семьи и большинство фирм. Правительство США, федеральное и местное, насчитывает почти в 10 раз больше людей, чем крупнейшая в стране фирма Walmart.Однако правительства не всегда были экономическими субъектами в таких масштабах. На рисунке 22.2 мы показываем общие налоговые поступления, собранные правительством Великобритании в виде доли валового внутреннего продукта — меры размера правительства по отношению к размеру экономики — за более чем 500 лет. Эта цифра возрастает с 3% в период до 1650 года до 10 раз в сравнении с второй мировой войной.

Рост правительства в Великобритании (1500–2015).

Рисунок 22.2 Рост правительства в Великобритании (1500–2015).

Государственный доход Великобритании; Патрик К. О’Брайен и Филипп А. Хант. 1993. «Возникновение фискального государства в Англии, 1485-1815». Исторические исследования 66 (160): с. 129–76. Примечание: Pax Britannica относится к столетию между окончанием наполеоновских войн и началом Первой мировой войны, в которой (по сравнению с более ранними или последующими периодами) Европа и большая часть мира были относительно мирными, с Великобританией военно доминирующая нация.Славная революция свергла короля Якова II в 1688 году и усилила независимую власть парламента.

Мало того, что правительство является гораздо более крупным экономическим субъектом, чем любая семья или фирма, оно также уникально среди участников любого общества. На определенной территории он может диктовать, что люди должны делать или не делать, и может использовать силу и ограничения свободы личности для достижения этой цели. Поскольку граждане обычно считают использование принудительных полномочий правительства для поддержания порядка, регулирования экономики и предоставления услуг как законных, то есть, что они принимают государственную власть, большинство граждан подчиняются правительству-

.

экономика | Определение, история, примеры и факты

Экономика , обществознание, которое стремится анализировать и описывать производство, распределение и потребление богатства. В 19 веке экономика была хобби джентльменов досуга и призванием нескольких ученых; экономисты писали об экономической политике, но законодатели редко консультировались до принятия решений. Сегодня вряд ли существует правительство, международное агентство или крупный коммерческий банк, у которого нет своего штата экономистов.Многие экономисты мира посвящают свое время преподаванию экономики в колледжах и университетах по всему миру, но большинство из них работают в различных исследовательских или консультативных целях, либо для себя (в консалтинговых фирмах по экономике), в промышленности или в правительстве. Третьи заняты в бухгалтерском учете, торговле, маркетинге и управлении бизнесом; хотя они обучаются как экономисты, их профессиональные знания относятся к другим областям. Действительно, это можно считать «эпохой экономистов», и спрос на их услуги кажется ненасытным.Предложение удовлетворяет этот спрос, и только в Соединенных Штатах около 400 высших учебных заведений ежегодно предоставляют около 900 новых кандидатов экономических наук.

экономика Диаграмма, иллюстрирующая поток денег, товаров и услуг в современной индустриальной экономике. Encyclopædia Britannica, Inc.

Британика Викторина

Новости экономики

Нобелевская премия по экономике в 2014 году была присуждена кому из этих экономистов?

Определение

Никому никогда не удавалось четко определить сферу экономики.Многие согласились с Альфредом Маршаллом, ведущим английским экономистом 19-го века, что экономика — это «изучение человечества в повседневной жизни; в нем исследуется та часть индивидуального и социального действия, которая наиболее тесно связана с достижением и использованием материальных условий благополучия », — игнорируя тот факт, что социологи, психологи и антропологи часто изучают одни и те же явления. В 20-м веке английский экономист Лайонел Роббинс определил экономику как «науку, которая изучает поведение человека как отношения между (заданными) целями и дефицитными средствами, имеющими альтернативное использование.Другими словами, Роббинс сказал, что экономика — это наука об экономии. Хотя его определение отражает одну из поразительных характеристик мышления экономиста, оно одновременно слишком широкое (потому что оно включает в себя игру в шахматы) и слишком узкое (поскольку оно исключает изучение национального дохода или ценовой уровень). Возможно, единственное надежное определение — это то, что приписывается родившемуся в Канаде экономисту Джейкобу Винеру: экономисты — это то, что делают экономисты.

Как бы трудно ни было определить экономику, нетрудно указать виды вопросов, которые касаются экономистов.Среди прочего, они стремятся проанализировать силы, определяющие цены — не только цены товаров и услуг, но и цены ресурсов, используемых для их производства. Это включает в себя открытие двух ключевых элементов: что определяет способ, которым человеческий труд, машины и земля объединяются в производстве, и как покупатели и продавцы объединяются на функционирующем рынке. Поскольку цены на разные вещи должны быть взаимосвязаны, поэтому экономисты спрашивают, как такая «система цен» или «рыночный механизм» держатся вместе и какие условия необходимы для его выживания.

Эти вопросы отражают микроэкономику, часть экономики, которая касается поведения отдельных субъектов, таких как потребители, коммерческие фирмы, торговцы и фермеры. Другая важная отрасль экономики — макроэкономика, которая фокусирует внимание на таких агрегатах, как уровень дохода в целом по экономике, объем общей занятости, поток общих инвестиций и т. Д. Здесь экономистов интересуют силы, определяющие доход страны или уровень общих инвестиций, и они стремятся понять, почему полная занятость достигается так редко, и какая государственная политика может помочь стране достичь более высокой занятости или большей стабильности цен.

Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего первого издания 1768 года с вашей подпиской. Подпишитесь сегодня

Но эти примеры еще не исчерпывают круг проблем, которые рассматривают экономисты. Существует также важная область экономики развития, которая изучает отношение и институты, поддерживающие процесс экономического развития в бедных странах, а также те, которые способны к самостоятельному экономическому росту (например, экономика развития была в центре Плана Маршалла). ).В этой области экономист обеспокоен тем, в какой степени факторы, влияющие на экономическое развитие, могут управляться государственной политикой.

Пересекают эти основные разделы экономики: специализированные области государственных финансов, денег и банковского дела, международной торговли, экономики труда, экономики сельского хозяйства, промышленной организации и других. С экономистами часто консультируются, чтобы оценить влияние правительственных мер, таких как налогообложение, законы о минимальной заработной плате, контроль за арендной платой, тарифы, изменения процентных ставок, изменения в государственных бюджетах и ​​так далее.

Историческое развитие экономики

Эффективное рождение экономики как отдельной дисциплины можно проследить до 1776 года, когда шотландский философ Адам Смит опубликовал «Исследование природы и причин богатства народов» . До Смита, конечно, была экономика: греки внесли значительный вклад, как и средневековая схоластика, а с 15 по 18 век огромное количество брошюрной литературы обсуждало и развивало последствия экономического национализма (объем мысли теперь известный как меркантилизм).Однако именно Смит написал первый полномасштабный трактат по экономике и своим авторитетным влиянием основал то, что последующие поколения называли «английской школой классической политической экономии», известной сегодня как классическая экономика.

,

Leave A Comment