Биография Этьенна Фальконе — РИА Новости, 01.12.2016

Этьенн Морис Фальконе (Etienne Maurice Falconet) родился 1 декабря 1716 года в Париже (Франция) в семье столяра.

В детстве не получил почти никакого образования и был определен в ученье к резчику по дереву, изготовлял болваны для париков. Самостоятельно занимался лепкой и рисованием и вскоре достиг таких успехов, что парижский скульптор Жан Батист Лемуан взял его к себе в ученики.

В 1744 году Фальконе был принят в Парижскую академию за представленную на конкурсе группу «Милон Кротонский» (авторский гипс — 1744, Эрмитаж). В 1754 году за исполнение этой группы в мраморе он получил звание академика. Среди других ранних работ скульптора — «Франция, обнимающая бюст Людовика XV» по рисунку Шарля Куапеля (1748, завершена Огюстеном Пажу в 1779 году, Лувр).

В 1753-1766 годах Фальконе принимал участие в украшении капелл Распятия и Святой Девы в парижской церкви Святого Роха. Из восьми скульптурных групп, исполненных в манере барочных алтарей XVII века, в настоящее время сохранилась одна — «Моление о чаше», остальные погибли в годы Французской революции (1789-1799).

По заказу фаворитки Людовика XV мадам Жанны де Помпадур в 1750-х годах Фальконе создал статуи «Музыка», «Амур», «Купальщица» (все — Лувр).

В 1757 году Этьенн Фальконе был назначен директором Севрской фарфоровой мануфактуры, находившейся под покровительством маркизы де Помпадур, для которой создал множество сразу вошедших в моду статуэток из «бисквита» (из фарфора без покрытия глазурью) с изображением аллегорий и мифологических персонажей. Известна его «Психея» (1758, Эрмитаж).

В этот период скульптор создал образы сидящей девочки-подростка с розами у ног («Флора», 1750-60, Эрмитаж), девушки в античном хитоне с голубем («Нежная грусть», 1763, Эрмитаж), ожившей Галатеи, перед которой склонился восхищенный Пигмалион («Пигмалион и Галатея», 1763, Лувр).

Шедевром является его статуя «Зима», начатая по заказу мадам де Помпадур в середине 1750-х годов и завершенная в 1771 году (Эрмитаж), о которой восторженно отозвался друг скульптора Дени Дидро.

По совету Дидро российская императрица Екатерина II поручила скульптору создание конного памятника Петру I. Эскиз из воска был сделан еще в Париже; после приезда мастера в Россию в 1766 году началась работа над гипсовой моделью в величину статуи.

Отказавшись от аллегорического решения, предложенного ему в окружении Екатерины II, Фальконе решил представить самого царя как «созидателя, законодателя и благодетеля своей страны», который «простирает десницу над объезжаемой им страной». Голову статуи он поручил моделировать своей ученице Мари Анн Колло.

Отливка конной статуи была окончена в 1775 году. К этому времени Екатерина II охладела к Фальконе. В 1778 году Фальконе, недовольный русским двором и считая себя вознагражденным императрицею ниже своих заслуг, уехал из России, не дождавшись открытия Петровского монумента.

Работы по подъему и установке монумента выполнил архитектор Юрий Фельтен по расчетам Фальконе. Торжественное открытие памятника Петру I состоялось 18 августа (7 августа по старому стилю) 1782 года. Благодаря поэту Александру Пушкину, использовавшему фантастический сюжет об ожившем памятнике во время потрясшего город наводнения в своей поэме, бронзовый монумент Петра с 1833 года стали называть «Медный всадник».

В 1767 году Фальконе был удостоен звания «почетный вольный общник» Петербургской Академии художеств.

В 1778 году скульптор уехал в Голландию, а в 1781 году вернулся во Францию.

В 1783 году он стал адъюнкт-ректором Французской академии художеств.

Фальконе был известен и как писатель, издавший в 1761 году в Париже «Размышления о скульптуре». В 1785 году в Лозанне вышли его сочинения в пяти томах.

В последние годы жизни скульптора разбил паралич.

24 января 1791 года Этьенн Морис Фальконе скончался в Париже.

Многие из его произведений экспонировались на выставке произведений искусства XVIII века, устроенной в галерее Жоржа Пти в Париже в 1883-1884 годах из разных частных коллекций. Среди них — «Падение Польши», «Прославление Екатерины II», «Дюбарри, танцующая перед Людовиком ХV», «Венера и Амур», «Три Грации», «Исправление» и «Вознаграждение» и другие.

Сын скульптора — Пьер Этьен Фальконе (годы жизни неизвестны) стал живописцем, до 1773 года жил в Лондоне, где написал много портретов. Во время пребывания своего отца в Санкт-Петербурге создал несколько портретов Екатерины II, цесаревича Павла Петровича, будущего императора Павла I, и его первой супруги. Был женат на талантливой ученице своего отца — скульпторе Мари Анн Колло (1748-1821).

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Скульптуры Фальконе: фото, описание скульптур

   Французы были невысокого мнения о Фальконе: «Слишком обычный, такой, каких много. Идеи его банальны, а техника тривиальна». Интерес к творчеству мастера возник после того, как появилась его самая знаменитая скульптура — «Медный всадник» в Петербурге. Многие земляки художника приезжали в российскую столицу, чтобы лично увидеть шедевр, созданный «посредственностью». Во многом французы были правы, но не во всем. Как известно: «Лицом к лику лица не разглядеть. Большое видится на расстоянии».

   Фальконе рано попал в придворные скульпторы. Выполнял заказы монархов и их фавориток. Высокое положение требовало от него строго соблюдать все условности моды, а модным при дворе был внешне сложный и замысловатый стиль рококо.

   Работы автора «Медного всадника» сегодня можно увидеть в Лувре, Эрмитаже и нескольких французских музеях.

Флора (1751, Государственный Эрмитаж)

   Изящная статуэтка, изображающая богиню весны, выполнена в особенной манере «галантного стиля». Милое лицо с мягкими, нечеткими чертами. Хрупкое телосложение, целомудренная поза — все в этой работе говорит о том, что главная задача этой работы — украшать интерьер, создавать атмосферу легкого флирта, кокетства и шаловливости.

Сидящий купидон (1757, Лувр, Париж)

   Излюбленный сюжет мастеров эпохи рококо — изображение божества любви — купидона. Крылатый малыш приложил палец к губам, приглашая держать в тайне его проказы. Лицо его полусерьезно, на лице едва заметная улыбка. Еще одна интерьерная скульптура в ряду характерных для середины 18 века.

Однако, реалистичные линии тела, пластичность и сложная поза, указывают на несомненный талант автора, а также на то, что художнику тесно в рамках затейливого рококо…

Амур (1757, Государственный Эрмитаж)

   Является по своей сути повторением предыдущей скульптуры. Автор лишь немного изменил позу, а лицо героя сделал более детским и задорно-веселым.

Пигмалион и Галатея (1763, Лувр, Париж)

   Известный мифологический сюжет мастер рассматривает, как награду художнику за упорство и талант. Перед зрителем момент чуда — статуя оживает, Пигмалион замер от восхищения. Фигура Эрота, целующего руку Галатее, уравновешивает композицию, завершает ее, вписывая всю группу в овал — излюбленную форму рококо.

Оракул (1766, Национальный музей керамики, Севр)

   Необыкновенно изящная и трогательная статуэтка, изображающая двух молодых людей, играющих в популярную игру. Обилие мелких деталей, тщательно проработанные складки одежды, игривые лица — все в этой работе вызывает радость и интерес.

   Известно, что Фальконе в своей творческой жизни не был счастлив. Выполняя заказы своих влиятельных покровителей, он потерял творческую свободу. Лишь однажды, во время работы над памятником Петру первому, ему удалось воплотить в жизнь по-настоящему свой замысел. На родине художник принимал участие в создании скульптур нескольких церквей. К сожалению, большинство его работ погибло во время Великой французской революции.

Фальконе Субару | Дилерский центр Subaru в Индианаполисе

Перейти к основному содержанию