Профессиональная этика как инструмент регуляции

Главным регулятором профессиональной деятельности юриста является законодательство. Среди всего комплекса законодательства можно из него выделить специализированные законы (судьи – статусе судей, нотариат – основы законодательства о нотариате, адвокаты — об адвокатской деятельности).

Статья 1 кодекса судебной этики гласит: в своей профессиональной деятельности и вне службы судья обязан соблюдать конституцию РФ, руководствоваться законом РФ «о Статусе Судей в РФ» и другими НПА. Судьи руководствуются Правилами поведениями установленными настоящим кодексом общепринятыми нормами морали.

Можно утверждать, что профессиональная этика вопреки всем своим особенностям продолжает оставаться разделом этики и одновременно это форма проявления групповой морали. Нужно сказать, что существует и обратное мнение, Академик Гусейнов утверждает, что профессиональная этика это вовсе не этика, а некая институциональная форма, которая не предполагает добровольности, а предполагает обязательность своего исполнения.

Профессиональная этика является социальным институтом и поэтому мы можем приписать две основные характеристики:

  1. Как социальный институт профессиональная этика предполагает определение и закрепление норм, правил, моделей поведения, привидение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения некой общественной потребности.

  2. Утверждение требований профессиональной этики предполагает замену спонтанного и экспериментального поведения на предсказуемое поведение, которое ожидается, моделируется и регулируется

Безусловно, профессиональная этика была и остается разделом этической теории.

Безусловно, профессиональная этика по своему облику, форме её безусловно роднит с правовыми законодательными актами, поскольку сама форма закрепления предполагает создание соответствующего документа. Этот документ должен обладать свойством легитимности.

Профессиональная этика имеет своей целью более эффективное функционирование как регулятора профессиональной деятельности.

Этическая инфраструктура включает в себя:

  1. Законодательство. Оно безусловно несет в себе некоторые этические компоненты.

  2. Этические кодексы или кодексы поведения.

  3. Создание соответствующих органов – различного рода этических комиссий, комитетов и т.д.

  4. Профессиональная социализация. Она включает в себя как изучение соответствующих документов, так и усвоение этого опыта примеров этичного поведения на практике.

  5. Пиар и формы общественного надзора

Моральные кодексы

Вопросы:

  1. Моральный кодекс, понятие и его виды

  2. Назначение и структура кодекса, основные вопросы подлежащие регулированию

Моральный кодекс, понятие и его виды

Моральный кодекс – это свод нравственных норм предписываемых к исполнению.

Особенности:

  1. В кодексе отражаются те нравственные требования, которые уже выработала до него стихийно моральное сознание общества или группы

  2. Кодекс охватывает в основном те нормы поведения, которые практикуются подавляющим большинством

  3. В нем находят отражение нормы поведения, которые желательны, идеальны, но общество ещё не в состоянии обеспечить их исполнение

Моральные кодексы:

  1. Заповеди Моисея

  2. Нагорная проповедь Христа

  3. Евангелия от Матфея

  4. Евангелия от Луки

  5. Моральный кодекс строителя коммунизма провозглашен 22 съезд КПСС 1961 год.

Эти кодексы апеллируют ко всем и каждому, а поскольку мораль опирается на добровольность исполнения своих предписаний, и здесь нет механизма морального контроля, то исполнение требований кодексов оказывается проблематичным.

Наряду с ними к моральным кодексам мы можем отнести:

  1. Кодексы корпоративной этики

Кодексы корпоративной этики или корпоративного поведения, видно, что они обращены к сфере поведения предписываемого представителям определенных организаций, учреждений, ведомств.

  1. Профессиональные этические кодексы

Кодексы профессиональной этики обращены к представителям определенных профессиональных групп.

Первые кодексы корпоративной этики или корпоративного поведения появились в начале 20 века в США. Мораль во многом задается культурой. Именно для американской культуры характерна:

  1. Прагматичность

  2. Оптимизация издержек, то есть издержек меньше, а приобретений больше

  3. Восприятие моральности как необходимого компонента в достижении успеха

Мы можем сказать, что эта практика получила в США большое распространение. Большинство американских кодексов корпоративного поведения написаны в патерналистском или даже в авторитарном духе.

В большинстве американских кодексов корпоративной этики содержится отказ от каких-либо сексуальных отношений на работе.

Руководство решает, что лучше для сотрудников и фирмы.

Пример: В большинстве американских кодексов записан отказ от каких-либо сексуальных отношений от службы. Немецкие служащие американского торгового гиганта подали в суд (несколько тысяч человек) о признании этого правила, противоречащим федеральному законодательству и победили.

Требования к рефератам:

10 страниц – это оптимально, вез введений и заключений, 14 кегль через 1,5 интервала. Обложка в число 10 страниц не входит. Сроки: сдавать к конце ноября. Тематика у старост.

Основной акцент в этих документах делается на ответственности сотрудников перед компанией и соответственно лояльности по отношению к ней. Эти кодексы – довольно своеобразные документы.

В Европу эти кодексы перекочевали лишь к началу 80–х годов, сначала это были филиалы американских компаний, а в 90-е годы и у нас. В России эта практика внедрения кодексов получила наибольшее развитие в банковской и финансовой сфере.

П-р, Этический кодекс Московского Международного банка

Очень своеобразно практика использования корпоративных кодексов легла на японскую почву с существующим японским менеджментом.

Американский социальный психолог Колберг выделяет 3 уровня мотивации внутрикорпоративного поведения:

  1. Доконвенциональный – для этого уровня характерен движущий мотив – страх наказания

  2. Конвенциональный – главным мотивом выступает социальное одобрение со стороны значимого окружения, в том числе, профессионального

  3. Постконвенциональный – нормы становятся внутренними нормами, не допускается мысли об ином поведении

Для большинства характерен 1-й и 2-й уровни. Хотя достижение 3-го уровня, и идеально, но может привести к трагическим последствиям.

Наиболее это существенно и значим 3-й уровень в Японии, где действует пожизненный найм

Профессиональный этические кодексы в том виде, в котором они известны нам, начинают складываться на рубеже 19-20-го веков. Хотя первые частные попытки известны с середины 19 века.

П-р: Молло «Правила адвокатской профессии во Франции», Марков А.Н. в 1913 г. 1-й свод правил адвокатской профессии в России

Первыми в этой области снова были американские юристы.

В 1924 году был введен в действие документ, ныне известный как «Каноны судейской этики». В дальнейшем принимались не только национальные документы, но и международные. Н-р, «Основные принципы роли юристов», принятые ООН в августе-сентябре 1990 года, «Стандарты независимости юридической профессии» МАЮ (сен, 1990, Нью-Йорк). Есть и свои документы у отдельных профессий. П-р: Европейский кодекс нотариальной этики 1995 год

Особенности кодексов как корпоративной, так профессиональной этики в отличие от общеморальных кодексов:

  1. Представляют собой систематизированное собрание принципов и норм корпоративного или профессионального поведения

  2. Обязательны к исполнению, что достигается через их легитимацию либо административным путем либо через одобрение съездом, конгрессом представителей данной профессии

  3. Их исполнение обеспечивается в том числе меры дисциплинарного воздействия, для чего предусмотрены механизмы и процедуры контроля и привлечения к дисциплинарной ответственности, а также указаны уполномоченный субъекты такого контроля, и соответствующие санкции

Результатом этой практики у нас стало принятие «Профессиональный кодекс нотариуса», его писали не наши. Следующий – «Кодекс профессиональной этики адвокатов». Он был первоначально принят в 2003 году, а вторая редакция была принята 2-м Съездом адвокатом в 2005 году. В декабре 2004 года был принят Кодекс судейской этики 6-м Всероссийским съездом судей.

Назначение и структура и кодекса, основные вопросы, подлежащие регулированию

О назначении этических кодексов Де Джордж в своей книге «Деловая книга» говорит:

  1. Кодекс должен быть регулятивным, целенаправленным, хотя включение в него идеалов не возбраняется. Структура кодекса отражает как реально достигнутое, так и то, к чему еще следует стремиться

  2. Кодекс призван защищать общественные интересы и интересы тех, кого данная организация или профессия обслуживает

  3. Кодекс не должен являться средством самообслуживания данной организации или профессии, средством самозащиты от общества и общественного контроля

  4. Требование кодекса должны быть четко сформулированы, определены указанием на возможные соблазны, запреты и узкие ситуации, которые типичны для данной сферы деятельности или профессии

Стоит отметить, что сегодня в Росси присутствует несколько крайностей в разработке кодексов. В некоторых случаях кодексы содержат совершенно неконкретные, имеющие декларативные, рекламного характера требования.

П-р, недействующий «Кодекс чести рядового, начальствующего состава ОВД РФ». Параграф 10: овладевать достижениями общечеловеческой культурой, духовным богатством и традициями народов России. Вместо этого документа существует «Кодекс профессиональной этики сотрудника ОВД РФ», введен в действие в декабре 2008 года. В п. 4 ст. 10 руководителям отделов профессиональной деформации предписано воспитание у сотрудников высокой общей и профессиональной культуры, эстетического вкуса, развития самодеятельного художественного творчества.

П-р, «Кодекс этики и служебного поведения ДЛ таможенных органов РФ», введен в действие в августе 2007 года.

По мнению Сергея Пашина вертикально интегрированных, в частности силовых структурах, где действует администрирование и единоначалие, такого рода документы зачастую остаются пустой декларацией. Наоборот, в сфере саморегулируемых профессий такого рода кодексы реально обретают регулятивный характер.

Также есть кодексы, в которых правила, нормы прописаны исключительно дробно. П-р, Кодекс профессиональной этики адвокатов.

Есть те кодексы, в которые включают детализации и одновременно апеллируют к более широкому моральному и даже социальному контексту. П-р, профессиональный кодекс нотариуса РФ.

Что должен включать кодекс в идеальной конструкции:

  1. Указание на легитимность данного документа, достигается указанием на то, кем он принят и когда

  2. В кодексе должно присутствовать изложение некоторых базовых ценностей или своего рода философия данной профессии. П-р, кодекс судейской этики, глава 1. Профессиональный кодекс нотариусов, раздел, помимо обоснования социально-экономической концепции латинского нотариата указано на его связь с Европейским кодексом нотариальной деятельности.

  3. Изложение основополагающих принципов профессии.

П-р, п.1 статьи 1 Кодекса судейской этики: справедливость, беспристрастность и независимость. В разделе 2-м Профессионального кодекса нотариусов очень сжато сформулированы принципы (очень много) профессиональной деятельности нотариусов, но не раскрыты. В разделе 1-м Кодексе этики аудиторов России эти принципы не только названы, но и в подробностях расписаны. В разделе 1-м Кодекса профессиональной этики адвокатов нормы и принципы вовсе перемешаны

  1. Нормы профессиональной деятельности

  2. Механизмы и процедуры дисциплинарной ответственности, уполномоченные субъекты, соответствующие санкции. П-р, Профессиональный кодекс нотариусов, есть даже список позитивных последствий.

Кодексы, как правило, регламентируют:

  • отношения с клиентами или потребителями услуг (гражданами)

  • отношения с коллегами по профессии или организации

  • отношения с представителями государства

  • отношения к персоналу организации, если это административное лицо

  • отношения с представителями родственных профессий

  • вопросы рекламы своей деятельности

  • отношения с представителями СМИ

studfiles.net

Этические кодексы

Одним из основных способов внедрения этических норм и принципов в деловую практику, а также механизмом формирования корпоративной культуры являются этические кодексы.

Этический кодекс (лат. codexкнига) — свод нравственных норм, предписываемых к исполнению. В современных условиях в кодексе формулируются основные принципы и правила делового поведения.

В литературе обычно выделяют корпо­ративные, профессиональные, национальные и всемирные этические кодексы.

Корпоративный этический кодекс, обычно включает положения, отражающие принципы данной корпорации, правила поведения, ответственность администрации по отношению к своим ра­ботникам, обязательства по охране окружающей среды и т. п.

Существуют не­сколько типов корпоративных этических кодексов:

  1. регулятивный документ с детально разра­ботанными правилами, включая санкции, предусмотренные в случае нарушения кодекса;

  2. краткий кодекс, включающий абстрактные положения о ценностях, философии, целях корпорации;

  3. подробный кодекс социальных обязательств фирмы перед вкладчиками, сотрудниками и т. д.

Около 90% зарубежных компании внедряло этические принципы посредством этических кодексов. Они могут быть разработаны для компании в целом и содержать общие для всех этические правила.

Кодекс может быть также создан для определенных функциональных подразделений, например для отдела закупок, и затрагивать только специфические для данного отдела этические про­блемы.

Этический кодекс, как правило, разрабатывается специально созданным органом – комитетом, комиссией и т.п.

Чтобы сделать кодекс эффективным, обычно бывают, приняты определенные дисциплинарные меры, направляемые на наказание нарушителей кодекса и поощрение поступков, совершенных в соответствии с правилами этического кодекса.

Многие крупные корпорации, стремясь поддержать свой имидж в глазах широкой публики и найти линию своего поведения, разрабатывают этические кодексы.

Наличие таких кодексов является еще одним подтверждением существования важной и нерешенной проблемы создания личного делового климата в целом, который осуждает аморальное поведение в системе служебных отношений.

Большая часть этических кодексов компаний была разработана и внедрена в 70-х годах XXвека. Объем их весьма различен – от кодекса «Формулировка деловой этики» на одну страницу компании «Эксон Корпорэйшн» до «Этического стандарта» компании «Ситикорп», объемом более чем 60 страниц.

По своему содержанию эти кодексы разнообразны, что является иллюстрацией наличия существенных разногласий между представителями высшего менеджмента относительно предмета этического кодекса. Разнообразие кодексов может быть также следствием попыток менеджмента приспособить их к частным потребностям компании в условиях усложнившейся последние десятилетия национальных хозяйств и мировой экономики.

Характерной особенностью современных кодексов этики является то, что разделы, содержащие рекомендации но устранению этических проблем, возникающих в связи с конфликтами интересов, разработаны более подробно и тщательно, чем прочие разделы. При этом акцент достигаются на столкновении интересов корпорации:

а) с правительственными органами;

б) с сотрудниками или акционерами корпорации;

в) с правительствами иностранных государств.

Большинство кодексов базируется на внутреннем корпоративном контроле за его соблюдением. Публичный (внешний) – со стороны общественных организаций и государственный контроль за соблюдением кодекса требует создания соответствующей государственной структуры, достаточно дорогой, что обременительно для бюджета любой страны.

Кроме того, идея организации проведения внешнего контроля поддерживается далеко не всеми правительствами, а также теоретиками и практиками менеджмента. Считается, что слишком много препятствий на пути реализации такой идеи. К таким препятствиям относятся трудность в выявлении того лица в корпорации, которое обладает полномочиями и властью для применения принуждений, сложность (или даже невозможность) получения информации о возможных этических нарушениях, проблемы разработки единой системы мотивации сотрудников к соблюдению этического кодекса и многие другие трудности.

Очевидно, что невозможно охарактеризовать и рассмотреть в кодексе любую этическую проблему, с которой могут столкнуться сотрудники, вместе с тем письменные инструкции могут помочь разрешению этических вопросов, встречающихся наиболее часто.

Можно указать на ряд преимуществ, которые дает корпорации в целом и ее сотрудникам создание этического кодекса:

1.Кодексы представляют собой более обоснованные, собранные воедино «путеводители» к правильному поведению, чем советы и рекомендации отдельных личностей. Когда отдельным работникам приходится в повседневной практике определять уровень этичности служебного поведения, их суждения часто оказываются слишком субъективными, зависящими не только от уровня этического воспитания данного сотрудника, но и от уровня его образования, культуры, информированности о положении дел в корпорации, степени социальной ответственности, патриотичности и многих-многих других факторов

Этические кодексы, вобрав в себя все перечисленное, предлагают менеджерам сфокусировать свое внимание на основном, первостепенном и подсказывают самые логичные решения.

2.Само существование этического кодекса корпорации как коллективного этического стандарта помогает менеджерам корпорации проникнуться пониманием этичности своих деловых решений. И письменная форма придает кодексам еще большую значимость.

3.Кодекс даст общий ориентир в тех ситуациях, когда трудно однозначно определить, что этично, а что неэтично в действиях менеджмента корпорации, т.е. когда в противоречие приходят универсальная этика и профессиональная этика.

4.Этические кодексы могут помочь контролировать власть тех менеджеров, которые иногда просят, даже приказывают своим подчиненным совершать не только неэтичные, но даже незаконные поступки. Кодексы могут обеспечить определенный уровень юридической зашиты, как компании в целом, так и каждому сотруднику, в отдельности.

Однако у этических кодексов есть ряд недостатков – они требуют значительных затрат времени и денег. Они требуют высокой квалификации тех, кто их создаёт. Иногда их рекомендации слишком расплывчаты, и с их мощью с трудом можно решить конкретную этическую проблему. Своим существованием кодексы предполагают необходимость применения наказаний для нарушителей. Вместе с тем все то, о чем в кодексе не говорится, можно оценить как допустимые действия.

Этические кодексы не гарантируют менеджерам ни контроля над внешними (по отношению к корпорациям) влияниями на деловую этику, ни способов решения глобальных этических проблем.

Перечисленные выше недостатки этических кодексов не умаляют их значения. Особенно большую пользу они приносят в корпорациях, где менеджеры осознают недопустимость неэтичной практики.

Выводы

  1. Этика делится на общую (или универсальную) и профессиональную (или специальную).

  2. В профессиональной этике универсальные этические нормы согласуются со спецификой какого-либо рода деятельности, учитываются некоторые дополнительные моральные требования, характерные для такой деятельности.

  3. Этика бизнеса – раздел профессиональной этики, изучающий соответствие моральных норм человека деятельности и целям деловой организации.

  4. Этика бизнеса как область знаний сформировалась в 70-е гг. ХХ века в США. Ее принято разделять на макроэтику и микроэтику.

  5. Традиционные концепции этики бизнеса это: религиозная этика, утилитаризм, деонтологическая этика, этика справедливости.

  6. В связи со сложностью и многообразиемморальных проблем деловой жизни, в различных ситуациях и по отношению к различным субъектам бизнесмен может опираться на различные этические теории, принципы и ценности.

  7. Вопрос о том являются ли корпорации морально ответственными субъектами – один из самых дискутируемых в этике бизнеса.

  8. Социальная ответственность, в отличие от юридической, подразумевает определенный уровень добровольного отклика на социальные проблемы со стороны организации (вне требований закона или сверх этих требований).

  9. Корпоративная культура — это признаваемые в конкретной органи­зации правила поведения (ценности; социальные, коммуникативные и моральные нормы; ритуалы; фирменный стиль) и правила управле­ния (организационная структура, коммуникации, кадровая полити­ка).

  10. Наиболее распространенным механизмом внедрения этических норм в жизнь корпораций являются этические кодексы.

  11. Корпоративный кодекс — уникальный документ конкретной органи­зации, который описывает: правила корпоративной культуры, повышающие эффективность ра­боты сотрудников и проясняющие для внешнего мира основные принципы поведения и управления организацией; процедуры внедрения правил поведения и управления в бизнес-процессы организации; механизмы контроля за их исполнением.

studfiles.net

Моральный кодекс, понятие и его виды

Поиск Лекций

Моральный кодекс – это свод нравственных норм предписываемых к исполнению.

Особенности:

1. В кодексе отражаются те нравственные требования, которые уже выработала до него стихийно моральное сознание общества или группы

2. Кодекс охватывает в основном те нормы поведения, которые практикуются подавляющим большинством

3. В нем находят отражение нормы поведения, которые желательны, идеальны, но общество ещё не в состоянии обеспечить их исполнение

Моральные кодексы:

1. Заповеди Моисея

2. Нагорная проповедь Христа

3. Евангелия от Матфея

4. Евангелия от Луки

5. Моральный кодекс строителя коммунизма провозглашен 22 съезд КПСС 1961 год.

Эти кодексы апеллируют ко всем и каждому, а поскольку мораль опирается на добровольность исполнения своих предписаний, и здесь нет механизма морального контроля, то исполнение требований кодексов оказывается проблематичным.

Наряду с ними к моральным кодексам мы можем отнести:

1. Кодексы корпоративной этики

Кодексы корпоративной этики или корпоративного поведения, видно, что они обращены к сфере поведения предписываемого представителям определенных организаций, учреждений, ведомств.

2. Профессиональные этические кодексы

Кодексы профессиональной этики обращены к представителям определенных профессиональных групп.

Первые кодексы корпоративной этики или корпоративного поведения появились в начале 20 века в США. Мораль во многом задается культурой. Именно для американской культуры характерна:

1. Прагматичность

2. Оптимизация издержек, то есть издержек меньше, а приобретений больше

3. Восприятие моральности как необходимого компонента в достижении успеха

Мы можем сказать, что эта практика получила в США большое распространение. Большинство американских кодексов корпоративного поведения написаны в патерналистском или даже в авторитарном духе.

В большинстве американских кодексов корпоративной этики содержится отказ от каких-либо сексуальных отношений на работе.

Руководство решает, что лучше для сотрудников и фирмы.

Пример: В большинстве американских кодексов записан отказ от каких-либо сексуальных отношений от службы. Немецкие служащие американского торгового гиганта подали в суд (несколько тысяч человек) о признании этого правила, противоречащим федеральному законодательству и победили.

Требования к рефератам:

10 страниц – это оптимально, вез введений и заключений, 14 кегль через 1,5 интервала. Обложка в число 10 страниц не входит. Сроки: сдавать к конце ноября. Тематика у старост.

Основной акцент в этих документах делается на ответственности сотрудников перед компанией и соответственно лояльности по отношению к ней. Эти кодексы – довольно своеобразные документы.

В Европу эти кодексы перекочевали лишь к началу 80–х годов, сначала это были филиалы американских компаний, а в 90-е годы и у нас. В России эта практика внедрения кодексов получила наибольшее развитие в банковской и финансовой сфере.

П-р, Этический кодекс Московского Международного банка

Очень своеобразно практика использования корпоративных кодексов легла на японскую почву с существующим японским менеджментом.

Американский социальный психолог Колберг выделяет 3 уровня мотивации внутрикорпоративного поведения:

1. Доконвенциональный – для этого уровня характерен движущий мотив – страх наказания

2. Конвенциональный – главным мотивом выступает социальное одобрение со стороны значимого окружения, в том числе, профессионального

3. Постконвенциональный – нормы становятся внутренними нормами, не допускается мысли об ином поведении

Для большинства характерен 1-й и 2-й уровни. Хотя достижение 3-го уровня, и идеально, но может привести к трагическим последствиям.

Наиболее это существенно и значим 3-й уровень в Японии, где действует пожизненный найм

Профессиональный этические кодексы в том виде, в котором они известны нам, начинают складываться на рубеже 19-20-го веков. Хотя первые частные попытки известны с середины 19 века.

П-р: Молло «Правила адвокатской профессии во Франции», Марков А.Н. в 1913 г. 1-й свод правил адвокатской профессии в России

Первыми в этой области снова были американские юристы.

В 1924 году был введен в действие документ, ныне известный как «Каноны судейской этики». В дальнейшем принимались не только национальные документы, но и международные. Н-р, «Основные принципы роли юристов», принятые ООН в августе-сентябре 1990 года, «Стандарты независимости юридической профессии» МАЮ (сен, 1990, Нью-Йорк). Есть и свои документы у отдельных профессий. П-р: Европейский кодекс нотариальной этики 1995 год

Особенностикодексов как корпоративной, так профессиональной этики в отличие от общеморальных кодексов:

1. Представляют собой систематизированное собрание принципов и норм корпоративного или профессионального поведения

2. Обязательны к исполнению, что достигается через их легитимацию либо административным путем либо через одобрение съездом, конгрессом представителей данной профессии

3. Их исполнение обеспечивается в том числе меры дисциплинарного воздействия, для чего предусмотрены механизмы и процедуры контроля и привлечения к дисциплинарной ответственности, а также указаны уполномоченный субъекты такого контроля, и соответствующие санкции

Результатом этой практики у нас стало принятие «Профессиональный кодекс нотариуса», его писали не наши. Следующий – «Кодекс профессиональной этики адвокатов». Он был первоначально принят в 2003 году, а вторая редакция была принята 2-м Съездом адвокатом в 2005 году. В декабре 2004 года был принят Кодекс судейской этики 6-м Всероссийским съездом судей.

Назначение и структура и кодекса, основные вопросы, подлежащие регулированию

О назначении этических кодексов Де Джордж в своей книге «Деловая книга» говорит:

1. Кодекс должен быть регулятивным, целенаправленным, хотя включение в него идеалов не возбраняется. Структура кодекса отражает как реально достигнутое, так и то, к чему еще следует стремиться

2. Кодекс призван защищать общественные интересы и интересы тех, кого данная организация или профессия обслуживает

3. Кодекс не должен являться средством самообслуживания данной организации или профессии, средством самозащиты от общества и общественного контроля

4. Требование кодекса должны быть четко сформулированы, определены указанием на возможные соблазны, запреты и узкие ситуации, которые типичны для данной сферы деятельности или профессии

Стоит отметить, что сегодня в Росси присутствует несколько крайностей в разработке кодексов. В некоторых случаях кодексы содержат совершенно неконкретные, имеющие декларативные, рекламного характера требования.

П-р, недействующий «Кодекс чести рядового, начальствующего состава ОВД РФ». Параграф 10: овладевать достижениями общечеловеческой культурой, духовным богатством и традициями народов России. Вместо этого документа существует «Кодекс профессиональной этики сотрудника ОВД РФ», введен в действие в декабре 2008 года. В п. 4 ст. 10 руководителям отделов профессиональной деформации предписано воспитание у сотрудников высокой общей и профессиональной культуры, эстетического вкуса, развития самодеятельного художественного творчества.

П-р, «Кодекс этики и служебного поведения ДЛ таможенных органов РФ», введен в действие в августе 2007 года.

По мнению Сергея Пашина вертикально интегрированных, в частности силовых структурах, где действует администрирование и единоначалие, такого рода документы зачастую остаются пустой декларацией. Наоборот, в сфере саморегулируемых профессий такого рода кодексы реально обретают регулятивный характер.

Также есть кодексы, в которых правила, нормы прописаны исключительно дробно. П-р, Кодекс профессиональной этики адвокатов.

Есть те кодексы, в которые включают детализации и одновременно апеллируют к более широкому моральному и даже социальному контексту. П-р, профессиональный кодекс нотариуса РФ.

Что должен включать кодекс в идеальной конструкции:

1. Указание на легитимность данного документа, достигается указанием на то, кем он принят и когда

2. В кодексе должно присутствовать изложение некоторых базовых ценностей или своего рода философия данной профессии. П-р, кодекс судейской этики, глава 1. Профессиональный кодекс нотариусов, раздел, помимо обоснования социально-экономической концепции латинского нотариата указано на его связь с Европейским кодексом нотариальной деятельности.

3. Изложение основополагающих принципов профессии.

П-р, п.1 статьи 1 Кодекса судейской этики: справедливость, беспристрастность и независимость. В разделе 2-м Профессионального кодекса нотариусов очень сжато сформулированы принципы (очень много) профессиональной деятельности нотариусов, но не раскрыты. В разделе 1-м Кодексе этики аудиторов России эти принципы не только названы, но и в подробностях расписаны. В разделе 1-м Кодекса профессиональной этики адвокатов нормы и принципы вовсе перемешаны

4. Нормы профессиональной деятельности

5. Механизмы и процедуры дисциплинарной ответственности, уполномоченные субъекты, соответствующие санкции. П-р, Профессиональный кодекс нотариусов, есть даже список позитивных последствий.

Кодексы, как правило, регламентируют:

ü отношения с клиентами или потребителями услуг (гражданами)

ü отношения с коллегами по профессии или организации

ü отношения с представителями государства

ü отношения к персоналу организации, если это административное лицо

ü отношения с представителями родственных профессий

ü вопросы рекламы своей деятельности

ü отношения с представителями СМИ

Судебная этика

Вопросы:

1. провозвестники учения о судебной этике

2. Учение А.Ф. Кони о судебной этике

3. Судебная этика и профессиональная этика юриста, общее и особенное


Рекомендуемые страницы:

poisk-ru.ru

Профессиональные этические кодексы | Информационный Вкус

На протяжении нескольких веков этические кодексы сопровождают историю развития тех или иных профессий. Например, одними из исторически значимых образцов моральных кодексов являются Кодекс рыцарской чести или Кодекс Самурая (Бусидо). В настоящее время под профессиональным этическим кодексом понимается свод нравственных норм, система моральных требований, рекомендаций, предписываемых к исполнению определенным представителям различных профессий.

В некоторых случаях законодательство, регулирующее права и обязанности специалистов конкретных профессий, не может охватить весь спектр существующих проблем, поэтому возникает необходимость дополнительного регулирования – а именно, разработка и внедрение моральных кодексов, которые обусловлены наличием проблем, связанных с разрешением конфликтов, возникающих на нравственном уровне.

Малиновский А.А. отмечает, что наличие кодексов профессиональной этики – показатель нравственной зрелости общества, которое может без помощи государства самостоятельно регламентировать поведение своих членов. В настоящее время в Российской Федерации официально существуют профессиональные кодексы, регламентирующие деятельность врачей, аудиторов, журналистов, адвокатов, юристов.

Также наличие моральных кодексов имеют представители других, более узких, профессий. Множество компаний разрабатывают и внедряют определенные этические требования в корпоративную этику для улучшения общего состояния коллектива, ускорения профессионального роста и создания благоприятной атмосферы среди работников. Профессиональный этические кодексы формируются на основании общих требований профессиональной этики в совокупности с индивидуальными особенностями профессии.

Например, одним из основных принципов Этического кодекса российского врача является Primum non nocere («Не навреди»), а согласно Кодексу профессиональной этики журналиста – журналист распространяет и комментирует только ту информацию, в достоверности которой он убежден и источник которой ему хорошо известен. Некоторые профессиональные этические кодексы имеют выраженную структуру.

В них присутствуют преамбула, основные положения, разделы, тематически объединяющие рекомендации, нормы поведения и запреты, а также определенные санкции, предъявляемые за несоблюдение или нарушение требований, указанных в документе. Этические кодексы могут сильно отличаться в зависимости от нюансов профессии, но быть схожими по рассматриваемым проблемам и элементам.

В современном мире одной из проблем в профессиональной этике является конфликт соответствия этическому кодексу представителем той или иной профессии. Является ли соблюдение этического кодекса гарантом успеха профессионала или можно ограничиться только приверженностью к законодательным актам? Должен ли специалист руководствоваться внутренним профессиональным кодексом или в праве действовать по своему усмотрению, следуя личной морали? На эти вопросы еще предстоит ответить.

Автор Кулик Екатерина Владимировна

moral.infotaste.com

МОРАЛЬНЫЙ КОДЕКС это что такое МОРАЛЬНЫЙ КОДЕКС: определение — Философия.НЭС

КОДЕКС МОРАЛЬНЫЙ

лат. codex — книга) — свод нравственных норм, предписываемых к исполнению. Как правило, в К. м. составленном определенным автором, отражаются нравственные требования, к-рые уже выработало до него стихийно моральное сознание об-ва. К. м. обычно охватывает как те нормы поведения, к-рые практикуются подавляющим большинством людей, так и те, к-рые часто нарушаются, но считаются тем не менее обязательными. Т. обр, задача, к-рую берет на себя составитель К. м., заключает в себе противоречие: он должен в одинаковой форме отобразить нормы поведения, к-рые составляют историческое завоевание об-ва, и требования, к-рые об-во еще не в состоянии осуществить практически. Примером такого рода К. м. могут служить библейские «законы Моисеевы», обнаруживающие социальные противоречия, присущие древнееврейскому об-ву. К. м, замышляли создать и нек-рые просветители. Морелли попытался написать нравственный кодекс в духе «истинных законов природы», Stycco мечтал о К. м., к-рый содержал бы «в положительной форме те максимы,» которые всякий должен признавать, и в отрицательной форме нетерпимые максимы, которые следует отвергать». Но все попытки создать всеобъемлющие своды правил из-за неверной посылки, что такие правила можно сформулировать раз и навсегда, применительно ко всем жизненным обстоятельствам и историческим условиям (Догматизм, Формализм), были обречены на неудачу. Они неминуемо сталкивались с невозможностью полностью исчерпать все богатство социальной практики, разнообразие жизненных ситуаций, согласовать нравственные нормы, сформулированные в прошлом и возникающие в иных исторических условиях. Невозможность создания пригодного на все случаи жизни К. м. заставляла нек-рых мыслителей пытаться найти к.-л. общий принцип, из к-рого можно было бы логически выводить все правила поведения и нравственные требования (Рационализм, Категорический императив). Объективно это прокладывало путь к формализму в этике. От кодексов прошлого в корне отличается моральный кодекс строителя коммунизма, к-рый не является К. м. в традиционно-историческом смысле слова. Во-первых, он формулирует не конкретные нормы поведения, а важнейшие общие принципы коммунистической нравственности, к-рые охватывают нек-рые представления о нравственности, выработанные трудящимися массами в борьбе против социальной несправедливости и эксплуатации (Общечеловеческое и классовое в нравственности), моральные требования революционного пролетариата и правила социалистического общежития, выработанные народом в процессе социалистического и коммунистического строительства. Требования морального кодекса строителя коммунизма касаются осн. нравственных проблем отношения человека к об-ву; отношения человека к человеку; нравственных основ взаимоотношений между нациями и народами. Во-вторых, он сформулирован не на все времена и эпохи, а применительно к вполне конкретным историческим условиям строительства коммунизма. Ему поэтому совершенно чужд дух догматизма, присущий всем К. м. прошлого Моральный кодекс строителя коммунизма в сжатом, концентрированном виде выражает и закрепляет достижения социализма в нравственном воспитании человека н указывает пути дальнейшего совершенствования личности, нравственного прогресса обва.

Оцените определение:

Источник: Словарь по этике

МОРАЛЬНЫЙ КОДЕКС

строителя к о м м у н и з м а – свод научно обоснованных принципов коммунистической морали, возникших в социалистическом обществе и нашедших свое теоретическое обобщение в Программе КПСС, принятой XXII съездом КПСС. В истории существовали различные моральные кодексы, как писаные (заповеди религии, сословные кодексы, дуэльные и т.д.), так и неписаные, фактически существующие в каждой, исторически известной форме морали. О высоком М. к. мечтал Руссо, к-рый писал в письме Вольтеру от 18 авг. 1756: «Я хотел бы, чтобы в каждом государстве существовал моральный кодекс, нечто вроде исповедания гражданской веры, которое содержало в положительной форме те общественные максимы, которые всякий должен признавать, и в отрицательной форме нетерпимые максимы, которые следует отвергать не как безбожные, а как мятежные. Этот кодекс, будучи составлен тщательно, был бы, по-моему, наиболее полезной книгой из когда-либо написанных и, быть может, единственной, необходимой людям» (цит. по кн.: Хрестоматия по истории западноевропейского театра, т. 2, 1955, с. 363). Необходимость новых М. к. утверждали и утопич. социалисты. Так, напр., Сен-Симон говорил о создании Академии моральных наук, целью к-рой было бы установление «кодекса чувств», соответствующего справедливым законам и принципам поведения (см. Избр. соч., т. 2, М.–Л., 1948, с. 256–58). Появление М. к. не случайно, обычно они формулируются тогда, когда выраженные в них требования уже прочно закреплены в обществ. мнении соответствующей обществ. группы. В противовес абстрактному содержанию моральных кодексов прошлого, претендовавших на выражение вечных и неизменных «добродетелей», М. к. строителя коммунизма носит конкретно-историч. характер, отражает уровень обществ. развития, степень и форму распространения новых нравств. норм, высокую моральную культуру социалистич. общества и определяющие тенденции нравств. развития личности в условиях перехода к коммунизму. Кодекс рожден самой эпохой строительства коммунизма, когда в обществе все больше возрастает и расширяется сфера действия нравственности и сокращается сфера действия административного регулирования отношений между людьми. Ведущим принципом М. к. является преданность делу коммунизма, любовь к социалистич. Родине. В нем определено новое отношение человека к труду, к обществ. собственности, к обществ. интересам, общению между людьми в условиях господства социалистич. производств. отношений (коллективизм, гуманность, честность и правдивость, простота и скромность), отношение его к семье, к детям. Нетерпимость к порокам старого мира и непримиримость к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов М. к. сов. человека причисляет к важнейшим принципам коммунистич. морали, выражающим ее революц. направленность и боевой дух. Интернациональная природа М. к. раскрывается в утверждении им дружбы и братства народов СССР, братской солидарности с трудящимися всех стран, со всеми народами. Жестоким и циничным заповедям эксплуататорских классов М. к. строителя коммунизма противопоставляет нравств. принципы коллективизма и гуманизма, выраженные в словах: «каждый за всех, все за одного», «человек человеку – друг, товарищ и брат» (см. Программа КПСС, 1961, с. 120). В основе М. к. строителя коммунизма лежит утверждение идеалов международного коммунистического движения и борьба за коммунизм. Но это классовое содержание сочетается в нем с общечеловеческой, поскольку борьба за коммунизм отвечает интересам не только рабочего класса, трудящихся, но в конечном итоге и всего человечества. М. к. служит могуществ. средством нравств. воспитания сов. людей, он способствует выполнению гл. задачи этого воспитания – сформировать сознательного и активного борца за коммунизм, всесторонне развитого нового человека, свободного от пороков и пережитков старого общества. Лит.: Ленин В. И., Задачи союзов молодежи, Соч., 4 изд., т. 31; Материалы XXII съезда КПСС, М., 1962; Постановления Пленума ЦК КПСС. Июнь 1963 г. Об очередных задачах идеологической работы партии…, М., 1963; Шишкин А. Ф., Основы марксистской этики, М., 1961; Косолапов С. М., Крутова О. П., Нравств. принципы строителя коммунизма, М., 1962; Журавков М. Г., Важнейший принцип коммунистич. морали, «Вопр. философии», 1963, No 5; его же, Об отношении человека к обществу, «Политич. самообразование», 1963, No 4. M. Журавков. Москва.

Оцените определение:

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

terme.ru

Этические кодексы

Одним из основных способов внедрения этических норм и принципов в деловую практику, а также механизмом формирования корпоративной культуры являются этические кодексы.

Этический кодекс (лат. codexкнига) — свод нравственных норм, предписываемых к исполнению. В современных условиях в кодексе формулируются основные принципы и правила делового поведения.

В литературе обычно выделяют корпо­ративные, профессиональные, национальные и всемирные этические кодексы.

Корпоративный этический кодекс, обычно включает положения, отражающие принципы данной корпорации, правила поведения, ответственность администрации по отношению к своим ра­ботникам, обязательства по охране окружающей среды и т. п.

Существуют не­сколько типов корпоративных этических кодексов:

  1. регулятивный документ с детально разра­ботанными правилами, включая санкции, предусмотренные в случае нарушения кодекса;

  2. краткий кодекс, включающий абстрактные положения о ценностях, философии, целях корпорации;

  3. подробный кодекс социальных обязательств фирмы перед вкладчиками, сотрудниками и т. д.

Около 90% зарубежных компании внедряло этические принципы посредством этических кодексов. Они могут быть разработаны для компании в целом и содержать общие для всех этические правила.

Кодекс может быть также создан для определенных функциональных подразделений, например для отдела закупок, и затрагивать только специфические для данного отдела этические про­блемы.

Этический кодекс, как правило, разрабатывается специально созданным органом – комитетом, комиссией и т.п.

Чтобы сделать кодекс эффективным, обычно бывают, приняты определенные дисциплинарные меры, направляемые на наказание нарушителей кодекса и поощрение поступков, совершенных в соответствии с правилами этического кодекса.

Многие крупные корпорации, стремясь поддержать свой имидж в глазах широкой публики и найти линию своего поведения, разрабатывают этические кодексы.

Наличие таких кодексов является еще одним подтверждением существования важной и нерешенной проблемы создания личного делового климата в целом, который осуждает аморальное поведение в системе служебных отношений.

Большая часть этических кодексов компаний была разработана и внедрена в 70-х годах XXвека. Объем их весьма различен – от кодекса «Формулировка деловой этики» на одну страницу компании «Эксон Корпорэйшн» до «Этического стандарта» компании «Ситикорп», объемом более чем 60 страниц.

По своему содержанию эти кодексы разнообразны, что является иллюстрацией наличия существенных разногласий между представителями высшего менеджмента относительно предмета этического кодекса. Разнообразие кодексов может быть также следствием попыток менеджмента приспособить их к частным потребностям компании в условиях усложнившейся последние десятилетия национальных хозяйств и мировой экономики.

Характерной особенностью современных кодексов этики является то, что разделы, содержащие рекомендации но устранению этических проблем, возникающих в связи с конфликтами интересов, разработаны более подробно и тщательно, чем прочие разделы. При этом акцент достигаются на столкновении интересов корпорации:

а) с правительственными органами;

б) с сотрудниками или акционерами корпорации;

в) с правительствами иностранных государств.

Большинство кодексов базируется на внутреннем корпоративном контроле за его соблюдением. Публичный (внешний) – со стороны общественных организаций и государственный контроль за соблюдением кодекса требует создания соответствующей государственной структуры, достаточно дорогой, что обременительно для бюджета любой страны.

Кроме того, идея организации проведения внешнего контроля поддерживается далеко не всеми правительствами, а также теоретиками и практиками менеджмента. Считается, что слишком много препятствий на пути реализации такой идеи. К таким препятствиям относятся трудность в выявлении того лица в корпорации, которое обладает полномочиями и властью для применения принуждений, сложность (или даже невозможность) получения информации о возможных этических нарушениях, проблемы разработки единой системы мотивации сотрудников к соблюдению этического кодекса и многие другие трудности.

Очевидно, что невозможно охарактеризовать и рассмотреть в кодексе любую этическую проблему, с которой могут столкнуться сотрудники, вместе с тем письменные инструкции могут помочь разрешению этических вопросов, встречающихся наиболее часто.

Можно указать на ряд преимуществ, которые дает корпорации в целом и ее сотрудникам создание этического кодекса:

1.Кодексы представляют собой более обоснованные, собранные воедино «путеводители» к правильному поведению, чем советы и рекомендации отдельных личностей. Когда отдельным работникам приходится в повседневной практике определять уровень этичности служебного поведения, их суждения часто оказываются слишком субъективными, зависящими не только от уровня этического воспитания данного сотрудника, но и от уровня его образования, культуры, информированности о положении дел в корпорации, степени социальной ответственности, патриотичности и многих-многих других факторов

Этические кодексы, вобрав в себя все перечисленное, предлагают менеджерам сфокусировать свое внимание на основном, первостепенном и подсказывают самые логичные решения.

2.Само существование этического кодекса корпорации как коллективного этического стандарта помогает менеджерам корпорации проникнуться пониманием этичности своих деловых решений. И письменная форма придает кодексам еще большую значимость.

3.Кодекс даст общий ориентир в тех ситуациях, когда трудно однозначно определить, что этично, а что неэтично в действиях менеджмента корпорации, т.е. когда в противоречие приходят универсальная этика и профессиональная этика.

4.Этические кодексы могут помочь контролировать власть тех менеджеров, которые иногда просят, даже приказывают своим подчиненным совершать не только неэтичные, но даже незаконные поступки. Кодексы могут обеспечить определенный уровень юридической зашиты, как компании в целом, так и каждому сотруднику, в отдельности.

Однако у этических кодексов есть ряд недостатков – они требуют значительных затрат времени и денег. Они требуют высокой квалификации тех, кто их создаёт. Иногда их рекомендации слишком расплывчаты, и с их мощью с трудом можно решить конкретную этическую проблему. Своим существованием кодексы предполагают необходимость применения наказаний для нарушителей. Вместе с тем все то, о чем в кодексе не говорится, можно оценить как допустимые действия.

Этические кодексы не гарантируют менеджерам ни контроля над внешними (по отношению к корпорациям) влияниями на деловую этику, ни способов решения глобальных этических проблем.

Перечисленные выше недостатки этических кодексов не умаляют их значения. Особенно большую пользу они приносят в корпорациях, где менеджеры осознают недопустимость неэтичной практики.

Выводы

  1. Этика делится на общую (или универсальную) и профессиональную (или специальную).

  2. В профессиональной этике универсальные этические нормы согласуются со спецификой какого-либо рода деятельности, учитываются некоторые дополнительные моральные требования, характерные для такой деятельности.

  3. Этика бизнеса – раздел профессиональной этики, изучающий соответствие моральных норм человека деятельности и целям деловой организации.

  4. Этика бизнеса как область знаний сформировалась в 70-е гг. ХХ века в США. Ее принято разделять на макроэтику и микроэтику.

  5. Традиционные концепции этики бизнеса это: религиозная этика, утилитаризм, деонтологическая этика, этика справедливости.

  6. В связи со сложностью и многообразиемморальных проблем деловой жизни, в различных ситуациях и по отношению к различным субъектам бизнесмен может опираться на различные этические теории, принципы и ценности.

  7. Вопрос о том являются ли корпорации морально ответственными субъектами – один из самых дискутируемых в этике бизнеса.

  8. Социальная ответственность, в отличие от юридической, подразумевает определенный уровень добровольного отклика на социальные проблемы со стороны организации (вне требований закона или сверх этих требований).

  9. Корпоративная культура — это признаваемые в конкретной органи­зации правила поведения (ценности; социальные, коммуникативные и моральные нормы; ритуалы; фирменный стиль) и правила управле­ния (организационная структура, коммуникации, кадровая полити­ка).

  10. Наиболее распространенным механизмом внедрения этических норм в жизнь корпораций являются этические кодексы.

  11. Корпоративный кодекс — уникальный документ конкретной органи­зации, который описывает: правила корпоративной культуры, повышающие эффективность ра­боты сотрудников и проясняющие для внешнего мира основные принципы поведения и управления организацией; процедуры внедрения правил поведения и управления в бизнес-процессы организации; механизмы контроля за их исполнением.

studfiles.net

Игорь Смирнов. О моральном кодексе русского человека

Само понятие «Моральный кодекс» происходит от лат. codex — книга и означает свод нравственных норм, предписываемых к исполнению. Очевидно, авторы моральных кодексов опираются на нравственные требования, ранее выработанные обществом и принимаемые ими за эталонные, удовлетворяющие их нравственные вкусы и потребности. Естественно, разных людей, тем паче принадлежащих различным слоям общества, могут удовлетворять различные моральные нормы и потому моральные кодексы, разработанные разными авторами, могут в корне отличаться. Естественно, человек, взявшийся за столь сложное дело, должен учесть и нормы, которые в настоящее время приняты большинством членов общества и нормы не принятые им, но, по его мнению, обязательные для современника. Примерами моральных кодексов могут служить христианские Заповеди, Домострой, Моральный кодекс строителя коммунизма. Они написаны в разные времена, для разных народов и во многом различаются. По-видимому, попытки создания единого морального кодекса на все времена и для всех народов, учитывающего все жизненные ситуации обречены на неудачу — жизнь на земле многоцветна, а история — динамический процесс. Однако отдельные основополагающие, принципиальные моральные положения, применимые во все времена, всеми народами, на наш взгляд, выделить можно и нужно. В этом смысле Ж.Ж. Руссо был идеалистом, меч¬тая разработать моральный кодекс на все времена, где были бы выделены нормы всеобщие положительные и всеобщие нетерпимые, которые должен был бы соответственно принимать и отвергать каждый член общества. Увы, общество, скорее всего, никогда не будет абсолютно однородным!

Надо признать правоту тех авторов, которые утверждают принципиальную невозможность в моральном кодексе охватить всё богатство социальной практики, всё разнообразие жизненных ситуаций, но этого и не следует пытаться делать, ограничив время существования моральных норм избранным этносом, обозримым историческим периодом и выбрав адекватный критерий для их оценки. Мы будем говорить о русском народе, на современном этапе его существования, а за критерий примем православные христианские понятия добра и зла, которыми целое тысячелетие жили наши предки и которые благодаря стараниям церкви в настоящее время возрождаются. Доказательством тому служит хотя бы заявление Архиерейского собора 2008 года о несоответствии западнических прав человека Православной христианской морали.
Руководствуясь аристотелевой причинно-следственной логикой в разговоре о моральном кодексе, будем рассуждать по следующей схеме: понятие добра — смысл жизни — мораль. Не претендуя на вечность и всеобщность, постараемся представит себе необходимые нравственные требования к нашему русскому современнику и его государству.
Совершенно очевидно, что начальную школу нравственности каждый человек проходит в семье. Будем исходить из того, что семья православная, никакая мать своему ребёнку зла не желает и даёт ему добрые христианские жизненные ориентиры. Добро — всё то, что способствует жизни по христианским Заповедям. Антипод добра — зло — всё то, что препятствует такой жизни. Ввиду особой важности этих этических категорий, остановимся на них подробнее.
Добро, как известно, одно из наиболее общих оценочных понятий морали. Эта этическая категория выражает положительное с точки зрения морали значение жизненных явлений при их сопоставлении с идеалом (конечно, здесь имеет место субъективность!). Исторически, первоначально понятие «добро» совпадало с понятием «благо», что и нашло отражение в русском языке. Религиозная этика стала толковать добро, как высшую идею. Добром стали считать и человеческую деятельность по приобщению человека к идеалу. Мы будем понимать под добром именно это. Материалистическая и протестантская этика под добром понимает то, что способствует обретению материалистического счастья, максимального удовлетворения материальных потребностей человека. На таком подходе основаны широко распространённые на Западе концепции гедонизма (наслаждения), утилитаризма (выгоды), эвдемонизма (счастья). К сожалению, эти эгоистические концепции в настоящее время усиленно внедряются и в сознание русского народа!
Очевидно, добро и зло находятся в диалектическом единстве. Добро воплощается в поступках людей (благодеяниях) и личных их качествах (добродетелях). В дальнейшем речь и пойдёт о добродетелях, ибо добро приобретает социальную конкретность, когда превращается в социальные обязанности человека перед обществом, перед другими людьми и, наконец, перед самим собой. Уместно подчеркнуть, что добро и долг, понятия тесно взаимосвязанные, имеют важнейшее значение в регулировании поведения людей в обществе, выступая в виде требования, долженствования. При этом добродетель служит обобщённой характеристикой устойчивых положительных качеств личности. Это понятие выявляет деятельную форму усвоения личностью понятия добра (добродетель — делать добро!) — противоположно простому знанию принципов морали. Толкование понятия «добродетель» исторично, как и система ценностей. Так, например, в Древней Греции добродетельность связывалась с таки¬ми нравственными качествами как мужество, мудрость, умеренность, справедливость. Надо сказать, уже древние понимали, что добродетельные качества воспитываются обществом! Христианская этика, не отрицая прежних, выдвинула свои добродетели: веру, надежду и любовь. Что сопровождалось аскетизмом и отказом от земных благ. Эпоха Возрождения связала учение о добродетели с земными благами, материальным преуспеванием, потребительством. Эту идею подхватила и довела до полного абсурда буржуазная этика. Теперь в погоне за призрачным материалистическим счастьем человек совершенно забывает о морали, растлевается! Это мы и наблюдаем сегодня в России в быту, политике, экономике. В отличие от буржуазной марксистская этика считает, что добродетель отражает меру нравственного развития личности и направлена на удовлетворение социальных потребностей. Добродетелью добродетелей же русский народ всегда считал справедливость! Добродетельность может определяться только через сопоставление крайностей: мужество противостоит трусости, смелость — отваге, щедрость — алчности и т.д.
Таким образом, начальные понятия добра и зла (что такое хорошо и что такое плохо!?) ребёнку должна доступно объяснить семья и, прежде всего, мать! Очевидно, для того чтобы материнская школа нравственности оказалась эффективной, нужно чтобы сама учительница была подготовлена к своей роли. Думается, что государство, если, конечно, оно заинтересовано в воспитании высоконравственного гражданина и высшие чиновники осознают роль морали в регулировании жизни общества, должно организовать эту подготовку. Скажем, существующую, ничего кроме огромного вреда не приносящую систему регулирования семьи, переориентировать на решение этой задачи.
Понятия добра и зла, осознанные в самом начале воспитания личностью в дальнейшем приводят её к выбору смысла жизни. Поэтому вторым этапом в нашей схеме рассуждения о моральном кодексе современника является его отношение к этой этической категории.
Смысл жизни — морально-мировоззренческое представление посредством которого человек соотносит себя и свои поступки с высшими ценностями, идеалом (высшим благом) и тем самым получает возможность оправдать себя в своих собственных глазах, перед другими людьми или перед каким-то авторитетом. В зависимости от выбора высшего блага в жизни различают следующие типы обоснования смысла жизни:
— гедонизм, когда смысл жизни связывается с наслаждением;
— прагматизм», когда смысл жизни связывается с достижением успеха;
— корпоративизм (лоялизм), когда смысл жизни связывается с принадлежностью к оп-¬
ределённой группе людей, преследующих частные интересы;
— перфекционизм, когда смысл жизни связывается с личным самосовершенствованием:
— гуманизм, когда смысл жизни связывается со служением другим людям (альтруизм).
Общее отношение к вопросу о смысле жизни может быть оптимистическим, скептическим и пессимистическим. При этом признаётся или отрицается осуществимость смысла жизни. Очевидно, только гуманизм является не эгоистическим, а потому и наиболее высоко¬нравственным, прогрессивным смыслом жизни человека. При гуманистическом подходе к проблеме наслаждение, успех, верность, совершенство признаются положительными ценностями, но действительно моральный смысл они приобретают только будучи подчинёнными служению другим людям. Очевидно, нынешнему российскому обществу всеми средствами навязывается гедонизм! Неудивительно, что те, кто приносят удовольствие, отвлекают от размышлений о грустной окружающей действительности — проститутки, скоморохи-смехачи, «звёзды» театра, кино, телевидения — оцениваются много выше, чем те, кто реально приносят пользу обществу, защищая его от врагов, определяя научный и технический прогресс, оберегая здоровье людей, готовя к жизни новые поколения граждан. Ни один самый крупный профессионал учёный, военный, инженер, врач, педагог не получал дневной гонорар в три миллиона долларов как некоторые в общем-то бездарные скоморохи! Ни один из выше названных достойных служителей общества не удостаивался такого внимания СМИ как безголосые, но соблазнительные, полуобнажённые «звёзды» театра, кино, эстрады. Печальный факт! Разве с точки зрения здравого смысла такое общество можно признать нормальным!?
Избранный личностью смысл жизни определяет и его систему моральных ценностей. Моральная ценность — одна из форм проявления взаимоотношений между людьми в обществе.
Под моральной ценностью понимается, во-первых, нравственное значение, достоинство личности и её поступков или нравственные характеристики общественных институтов; во-вторых, ценностные представления, относящиеся к области морального сознания, — моральные нор¬мы, принципы, идеалы, понятия добра и зла, справедливости, счастья. В самом же общем случае ценность — то, что удовлетворяет некую потребность человека. Мы здесь касаемся по боль¬шей части ценностей моральных. Очевидно, поступки людей имеют моральную значимость, поскольку затрагивают интересы других людей, укрепляют или подрывают устои общества, способствуют или препятствуют общественному прогрессу. Именно поэтому общество регулирует поведение людей, предъявляя к ним моральные требования. Действия человека, отвечающие моральным требованиям общества — есть для него добро, противоречащие — зло. Естественно, каждое моральное требование — явление социальное, историческое. В ценностных аспектах идеалов, принципов, добра и зла выражается отношение людей к действительности. В них содержится, во-первых, моральное требование (пожелание того, чтобы нечто было осуществлено), во-вторых, оценка явления с точки зрения морали. Понятие добра (под¬черкнём это!) является критерием оценки самых разнообразных (практически всех) человеческих поступков. Кстати, именно ценностная сторона нравственного сознания является причиной того, что мораль называют практическим сознанием, а этику — практической философией или философией жизни. Признание особой важности этого раздела философии про¬является хотя бы в том, что во многих учебниках прогрессивных авторов первые главы по-священы философии жизни!
Моральные нормы вырабатываются обществом, личность же имеет некоторую свободу выбора в пределах выработанных обществом моральных норм и нравственных ценностей. Таким образом, моральный облик личности определяется её выбором. Выбор, сделанный большинством членов общества, в свою очередь определяет моральный облик общества. Организует и направляет жизнь современного общества государство. Оно же определяет и моральный кодекс, пропагандирует его всеми доступными на данном этапе средствами, внедряет в сознание своих граждан, наказывая их за нарушения и поощряя за успехи. Ведь нравственное воспитание (как, впрочем, и всякое иное) есть обучение правилам и нормам, а методов воспитания кроме «кнута и пряника» пока не придумано.
Если начальную школу морального воспитания — умение различать добро и зло — человек проходит в семье, то определение смысла жизни и выбор системы ценностей (моральных качеств личности) он должен сделать с помощью государства (школы, средств массовой коммуникации). Моральный выбор человека чрезвычайно важен для общества. Выбирая мораль, он не только удовлетворяет свои духовные потребности, но и живёт (действует) в соответствии со сделанным выбором, то есть оказывает соответствующее влияние на жизнь других людей, вносит комфортность или дискомфорт в общественную жизнь!
Какие же моральные принципы на наш взгляд должны быть положены в основу построения русского государства?
I. Активность граждан. Принцип вытекает из выбранного нами типа государства — демократия (первоначально-власть народа). Пассивность граждан в первых древнегреческих демократиях характеризовалась понятием IDIOTOS. Смысл современного слова «идиотизм» заключается в неумении, нежелании управлять собой и прекрасно характеризует пассивность наших современников!
2.Гуманизм — нравственный принцип, в основе которого лежит убеждение в безграничной возможности человека к самосовершенствованию, требование зашиты достоинства человека и его права на счастье.
З.Единство слова и дела — моральный принцип, выражающийся в требовании честности, порядочности, стойкости в исполнении долга.
4.Долг — характеризует отношение личности к обществу, причём личность выступает как активный носитель определённых нравственных обязанностей перед обществом. Категория долга тесно связана с понятиями ответственность и совесть.
5.Коллективизм — принцип наиболее соответствующей общественной сущности чело¬века. Этот принцип выражается формулой: «Поступай так, чтобы твой личный интерес сочетался с коллективным! Общественный интерес выше личного!»
б.Миролюбие — принцип основывается на признании человеческой жизни высшей социально-нравственной ценностью и утверждающий поддержание и укрепление мира как идеал отношений между людьми, народами и государствами.
7.Дружба — межличностные отношения, основанные на общности интересов и взаим¬ной привязанности. Дружба близка к понятиям родства, товарищества и любви.
8.Патриотизм — характеризует чувство любви к Родине, заботу о её интересах и готовность к её защите.
9.Справедливость — выражает не ту или иную ценность, благо, а их соотношение и конкретное распределение между индивидуумами; должный порядок человеческого обще¬жития, соответствующий представлению о правах и обязанностях человека, соотношение между деяниями и воздаяниями.
10.Терпимость — предполагает уважительное отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам и поведению других людей.
11.Уважение — признание человеческого достоинства личности.
Какими моральными качествами должен обладать человек-гражданин нашего государства?
— Идейность — характеризует приверженность человека идеям добра, справедливости, совести, гуманизма, исходя из чего, он и выбирает жизненные цели и совершает свои поступки.
— .Принципиальность — верность идее в убеждениях и последовательное проведение этой иди в жизнь.
— Самоотверженностъ — характеризует действия, представляющие собой акт самопожертвования ~ добровольное принесение в жертву своих интересов, а иногда и жизни ради интересов других людей, достижения общих целей или дорогих идеалов.
— Сознательность — означает выбор человеком поступков и жизненной цели на основе понимания и добровольного принятия нравственных требований, коренных интересов людей и социально-исторических законов развития общества.
— Убеждённость — уверенность в собственной правоте. Способствует развитию волевых качеств: мужества, стойкости, самообладания, выдержки, инициативности, верности идеалам.
— Честолюбие — социальное чувство, связанное с желанием приобрести признание окружающих. В отличие от тщеславия не связано только с личными амбициями.
— Чувство нового — положительное моральное качество противоположное косности.
— Чуткость — характеризует отношение человека к окружающим. Предполагает заботу о нуждах, запросах и желаниях людей, внимательное отношение к их интересам, волнующим проблемам, мыслям и чувствам.
— Верность — качество, характеризующее постоянство по отношению к людям и делу, в исполнении долга, в приверженности избранным принципам и идеалам.
— Искренность — выражается в том, что человек делает и говорит то, в правильность чего он действительно верит, действует ради тех соображений, в которых он готов признаться самому себе. Антипод искренности — лицемерие.
— Правдивость — качество человека, сделавшего для себя правилом говорить истину, не скрывать от самого себя и других людей действительное положение дел. Правдивость по¬рождает доверие между людьми.
— Честность — выражает одно из важнейших требований морали. Включает правдивость, принципиальность, верность принятым обязательствам, убеждённость в правоте своего дела, искренность, признание и соблюдение прав других людей на то, что им принадлежит. Противоположностью честности являются обман, ложь, воровство, вероломство, лицемерие, коррупция.
— Достоинство — характеризует отношение человека к самому себе, его самооценку. Представление о достоинстве исходит из равенства всех людей в обществе. Чувство собственного достоинства неразрывно связано с гордостью за заслуги перед обществом. Ложная самооценка может привести к нарциссизму или к комплексу неполноценности.
— Благородство — нравственная стойкость и самоотверженность в служении людям, способность подниматься над эгоистическими устремлениями, совершать бескорыстные по¬ступки.
— Вежливость — характеризует уважительное отношение к людям, ставшее нормой поведения.
— Великодушие — способность простить грешника, самопожертвование ради интересов других, гуманное отношение к поверженному противнику.
— Взаимопомощь — неотъемлемая часть коллективизма.
— Гордость — отражает высокую оценку человеком своих или чьих-либо достижений и заслуг перед обществом. Гордость своей Родиной порождает чувство патриотизма.
— Милосердие — сострадательная и деятельная любовь к людям, выражающаяся в готовности помочь каждому нуждающемуся. Соединяет переживание чужой боли как своей и порыв к реальной помощи.
— Самолюбие — выражает отношение человека к себе как личности, проистекающее из признания своего достоинства. При требовательном отношении к себе и верной самооценке качество, безусловно, положительное, поскольку побуждает к преодолению трудностей и защите своего достоинства.
— Самоотверженность — характеризует возможность добровольного принесения в
жертву своих интересов, а иногда и жизни ради интересов других людей, достижения общей
цели} дорогих идеалов.
— Скромность — проявляется в непризнании человеком никаких своих исключительных достоинств или прав, добровольное подчинение требованиям общественной дисциплины, ограничении своих потребностей в соответствии с существующими в обществе условия¬
ми жизни народа, критическое отношение к своим достоинствам.
— Сочувствие — одна из форм человеколюбия. Отношение к человеку, основанное на признании его потребностей и интересов. Выражается в понимании чувств и мыслей другого человека и оказании ему моральной поддержки. Это фундаментальное качество человека как общественного существа.
— Человечность — включает такие частные качества как: благожелательность, уважительность, великодушие, самопожертвование, скромность, честность, искренность.
— Трудолюбие — характеризует количество и качество общественно полезных результатов деятельности.
— Выдержка — самообладание личности, умение подчинять свои действия поставленной цели, способность преодолевать трудности, контролировать свои чувства.
— Мужество — воплощение твёрдости характера, верность идеалу и самому себе при таком столкновении с несправедливостью или опасностью, которые угрожают жизни и благополучию человека. Включает смелость, стойкость, выдержку, самообладание, самоотверженность.
— Смелость ~ способность человека преодолевать в себе чувство страха, неуверенности, опасения перед трудностями. Предполагает решительные действия во имя достижения поставленной цели, верность выбранному идеалу вопреки враждебным обстоятельствам, откровенное высказывание своего мнения, особенно когда оно противоречит санкционирован¬ному властью, непримиримость в отношении всякого зла и несправедливости.
— Совесть и стыд. Стыд — важнейшее проявление нравственного самосознания личности. Моральное чувство, в котором человек выражает осуждение своих действий, мотивов поведения и моральных качеств. Это своего рода неприязнь к самому себе, гнев на самого себя. Стыд — это антипод гордости. В отличие от Совести он носит внешний характер. Стыдясь чего-либо, человек оценивает себя со стороны. Стыд является важным регулятором по¬ведения людей, основанным на общественных моральных нормах. Пробуждение чувства стыдливости’ в своих гражданах — важнейшая задача государства. К большому сожалению, нынешнее российское государство успехами в решении этой задачи похвастать не может! Стыд по определению В.И. Даля — суть внешнее проявление Совести, внутреннего судьи каждого нормального человека, который всегда присутствует рядом и всё знает о подопечном. В этом смысле Совесть тождественна понятию Бог. Этот неусыпный внутренний контролёр постоянно оценивает деятельность человека на предмет её соответствия моральным нормам, наказывая в случае их нарушения мучениями Совести, а при необходимости, поощряя чувством гордости. Стыд и Совесть связаны неразрывно. Человек, лишённый чувства Стыда лишен внутреннего контролёра. Общество же утратившее Стыд и Совесть теряет важнейший рычаг управления. Известно, что до появления римского права человеческое общество неплохо управлялось законами морали под контролем исключительно людской Со¬вести. При этом не требовались такие государственные институты как полиция, прокуратура, суд и система исполнения наказаний. Сегодня мы являемся свидетелями того, как в результате утраты морального регулятора жизни в России, несмотря на значительное увеличение аппарата насилия, преступность неизмеримо возросла в сравнении с царскими и советскими временами. Административный регулятор явно не справляется со своей задачей! Однако государство не заботится о возрождении регулятора нравственного. На вопрос: почему? — пусть ответит сам читатель!
В этой краткой статье не ставилась задача детальной разработки морального кодекса русского человека XXI века. Автор только попытался обратить внимание читающих и мыслящих сограждан на важность проблемы, наметить возможные пути её решения и указать на наиболее значимые, по его мнению, моральные качества, которых всем нам сегодня так не хватает. В статье совершенно не рассматривались моральные качества личности, по мнению автора, вредные обществу.
Решение проблемы восстановления морального регулятора жизни российского общества видится в детальной разработке морального кодекса русского человека, широком его обсуждении в СМИ и дальнейшем принятии на всенародном референдуме. На следующем этапе государством должна быть принята комплексная программа воспитания высоконравственного человека и жёсткого контроля за исполнением моральных законов всеми без исключения гражданами России.

Добавлено Георгий Садков в Философский пароход в 09.07.2015

 

rusnardom.ru