Социальные отношения. Этнос и нация.

Автор статьи — репетитор-профессионал Елена Викторовна Калужская

Этническая общность – исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры, языка, психического склада, самосознанием, исторической памятью, осознанием своих интересов и целей, достоинства, отличия от других подобных образований.

К этническим общностям, как правило, относят род, племя, народность, нацию.
Исторически первыми сложились род и племя.

Род – группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной линии (материнской или отцовской).
Племя – совокупность родов, связанных между собой общими чертами культуры, осознанием общего происхождения, общностью диалекта, единством религиозных представлений, обрядов.
Такие общности характерны для первобытнообщинных систем.

С углубляющимся разделением труда и усложнением социальных связей начинают складываться новые формы общности людей –

народности и народы.

Народность – исторически сложившаяся общность людей, объединяемая общей территорией, языком, психическим складом, культурой.

С развитием капиталистических отношений (XVI-XVII вв.) возникают новые формы межэтнической консолидации – нации.

Однако нет единой трактовки понятия нация. Существует, по крайней мере, две интерпретации этого понятия.
Первая. Нация – это исторически сложившаяся общность людей на основе общности территории, экономического уклада, системы политических связей, языка, культуры и психологического склада, проявляющегося в общегражданском сознании и самосознании.

Вторая. Нация – это исторически сложившаяся общность людей, характеризующаяся общностью происхождения, языка, территории, экономического уклада, психологического склада и культуры, проявляющихся в этническом сознании и самосознании.

В первом случае нация понимается как согражданство, основанное на индустриально развитой социально ориентированной демократии. Такое понимание принято в западной социологии.
В другой интерпретации нация означает этнос.

Национальность – принадлежность человека к определенному этносу или согражданству в зависимости от самоидентификации.

Национальный менталитет – образ мышления, духовная настроенность, свойственная данной конкретной этнической общности. Это, своего рода, память о прошлом, обусловливающая поведение людей, сохраняющих исторически сложившиеся традиции.

Этнические группы в современном мире.
Современное человечество насчитывает от 3 до 5 тыс. этносов. Процесс складывания этносов (этногенез) происходит довольно интенсивно.

Факторы этногенеза:
1) Демографический. Если в начале XX века численность населения Земли составляла около 2 миллиардов человек, то в начале XXI она перевалила за 7 миллиардов;

2) Географический. Выделяют народы Европы, народы Азии, народы Африки, народы Америки, народы Австралии и Океании;
3) Языковой. Существуют различные классификации языка. Выделяют обычно языковые семьи, такие как, например, индоевропейская, китайско-тибетская, алтайская, семито-хамитская и другие.
4) Антропологический. Основан на принципе деления народов по расам. Принято различать четыре расы: европеоиды, монголоиды, негроиды, австралоиды. Однако процесс расогенеза идет непрерывно. Это связано с постоянным смешиванием рас. Например, в последнее время стали выделять бразильскую расу из смешения индейцев, африканцев и европейцев.

В России проживает 10 малых рас, более 130 наций, народностей и этнических групп.

Россия — страна многонациональная. Поэтому знание таких понятий как «этнос», «нация», «национальность», «национальный менталитет» помогут разобраться в этническом многообразии нашей страны.

Благодарим за то, что пользуйтесь нашими статьями. Информация на странице «Социальные отношения. Этнос и нация.» подготовлена нашими редакторами специально, чтобы помочь вам в освоении предмета и подготовке к экзаменам.

Чтобы успешно сдать необходимые и поступить в ВУЗ или техникум нужно использовать все инструменты: учеба, контрольные, олимпиады, онлайн-лекции, видеоуроки, сборники заданий. Также вы можете воспользоваться другими материалами из данного раздела.

Публикация обновлена: 08.03.2023

Занятие 9 социальные общности

1. Социальные группы и их типология.

2. Малые группы.

3. Массовые общности. Этносы и нации.

Основные понятия и термины:

социальная группа, первичная и вторичная социальные группы, социальная организация, добровольные ассоциации, тотальные учреждения, бюрократия, массовые общности, этнос, нация, референтная группа, проблемная группа, формальная и неформальная группы, толпа.

Литература:

  1. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. География этноса в исторический период.

  2. Кули Ч. Первичные группы.

  3. Мертон Р. Бюрократическая структура и личность. – в кн.: Мертон Р. Социальные теории и социальная структура. М.: 2006.

  4. Мертон Р. Связи теории референтных групп и социальной структуры. – В кн. Мертон Р. Социальные теории и социальная структура. М.: 2006.

  5. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс.

  6. Теннис Ф. Общность и общество. СПб.: 2002.

  7. Ясперс К., Бодрийар Ж. Призрак толпы. М.: Алгоритм, 2007.

  8. Горохов В. Ф. Социология. Ч.2. М.: 2008.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Каковы признаки первичной и вторичной социальных групп? В каком смысле Ч. Кули называет первичные группы собственно первичными?

  2. Что заставляет людей объединяться в социальные группы?

  3. Какое определение социальной группы дал Р. Мертон?

  4. В чем состоит своеобразие референтных и проблемных групп?

  5. Какие массовые общности обычно выделяют? Чем они отличаются от малых социальных групп?

  6. В чем состоит отличие понятий «нация» и «этнос»?

  7. Приведите примеры своей включённости в социальные группы, социальные организации и массовые общности.

Методические рекомендации к теме «Социальные общности»

Данная тема посвящена одной из ключевых тем социологической науки. Каждый человек является не просто индивидом и не только личностью, но и членом различного рода социальных групп, их своеобразным синтезом. Следовательно тема предполагает рассмотрение таких вопросов как:

Первый вопрос предполагает выяснение того, что представляет из себя социальная группа и какие типы групп имеют место в обществе. Проблема эта давняя. К ней обращали свои взоры такие выдающиеся мыслители как Аристотель, Т. Гоббс, Э. Дюркгейм, Ч. Гумплович, Ф. Тённис, Ч. Кули и многие другие. Практически все они рассматривали группы людей как фундамент общества, как специфическое социальное пространство, в котором живёт и действует человек.

Вместе с тем, студент должен изначально взять себе на вооружение мысль о том, что феномен социальной группы трактуется неоднозначно, многопланово и даже противоречиво. Найти истину в этом вопросе проблематично.

Размышляя о феномене социальной группы можно вести речь как минимум о трёх направлениях трактовки социальной группы, чаще всего встречающиеся в научной литературе:

Во-первых, понятие «социальная группа»

выступает как универсальное, родовое социологическое понятие по отношению к таким понятиям как «класс», «социальный слой», «коллектив», «общность», «нация» и некоторых других. В этом смысле понятие группы фиксирует, с одной стороны, общие родственные характеристики, а с другой – отличия, присущие разным совокупностям людей, то есть отношения к власти, труду, профессии, уровню и структуре доходов, полу, возрасту, образу жизни, национальной принадлежности, интенсивности взаимодействия и пр.

Во-вторых, в современной социологии просматривается тенденция

использовать понятие «группа» преимущественно по отношению к крупным социальным образованиям – классам, кастам, сословиям.

В-третьих, чаще всего понятие «социальная группа» используется по отношению к так называемым малым объединениям людей, в пространстве которых практически постоянно находится человек.

Студенты могут встретить в социологической литературе использование понятия «социальная группа» и по отношению к таким феноменам как социальная организация, которую иногда называют средней группой. Такое применение термина социальная группа является весьма спорным. На уровне повседневности мы встречаемся и с обиходным применением понятия «социальная группа», т. е. по отношениям к любым совокупностям людей без каких-либо аргументов.

Нам представляется правомерным, и мы рекомендуем студентам употреблять понятие «социальная группа» как в широком смысле (общность, класс, каста. ..), так и по отношению к малым объединениям людей. Разумеется, однозначный стандарт в этом вопросе выработать невозможно.

Что же касается самой дефиниции социальной группы, то вначале сошлёмся на американского социолога Роберта Мертона: «Социальная группа является совокупностью индивидов взаимодействующих друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной группе и признающихся членами этой группы с точки зрения других».

Обратите внимание на то, что, что Р. Мертон указал на взаимосвязь как объективных, так и субъективных признаков в понимании социальной группы.

Предлагаем Вам ещё одно, вполне приемлемое, можно сказать рабочее определение социальной группы.

Социальная группаэто относительно устойчивая общность людей, объединённая целями, ценностями, условиями жизнедеятельности и другими составляющими.

Обращаем внимание на то , что понятия социальная группа и социальная общность нами употребляются как синонимы.

Что касается типологии (классификации ) социальных групп (общностей), то здесь тоже не всё однозначно. Все социальные группы можно разделить на большие группы (массовые общности) и малые группы ( малые общности). Получается два типа. В свою очередь эти типы можно разделить на виды и рвзновидности. Ну, скажем большие делятся на этнические, демографические, территориальные, профессионально-образовательные, религиозные, а также классы. Эти группы или общности можно назвать видами. В свою очередь виды имеют разновидности больших групп. Например, демографические группы делятся на группы мужчин и женщин, детей, молодёжь, лиц среднего возраста, пожилых и т. д. Территориальные делятся на жителей столицы, крупных городов, малых городов, сельских жителей, жителей определённого региона и т. п.

Малые группы или малые общности являясь типом групп в свою очередь делятся на такие виды как формальные, неформальные, первичные, вторичные, референтные и т. д. Виды включают в себя разновидности малых групп. Например, первичные группы включают в себя такие как семья, группа друзей, школьный класс и пр.

Можно все социальные группы типологизировать и по другому критерию, в результате чего получим два таких типа – реальные и номинальные группы. Реальные – это те, о которых шла речь выше, т. е. те, принадлежность к которым личность отчётливо осознаёт, а номинальные – это такие, принадлежность к которым человеком осознаётся слабо, либо вовсе не осознаётся. К примеру номинальными являются группы пассажиров электричек; людей, стоящих на учёте в психдиспансере; безработных; курящих; проживающих в коммуналках и пр.

Второй вопрос «Малые группы». Вопрос исключительно важный для каждого из нас, поскольку мы всю жизнь пребываем в этих группах.

Что же понимается под малой группой? Дадим рабочее определение.

Малая социальная группа это небольшое по численности объединение людей, члены которого находятся в непосредственной пространственной близости, устойчивом личном общении, разделяют некоторые нормы, ценности, образцы поведения и осуществляют неформальный непосредственный контроль друг за другом.

Социологи и психологи характеризуя малые группы указывают на такие их особенности как – добровольность вступления в неё, высокую эмоциональность отношений между её участниками, относительную длительность её существования, хорошую атмосферу общения.

Студенты уже видимо на личном опыте прочувствовали и осознали тот факт, что прежде всего через малую группу осуществляется взаимосвязь личности с обществом. Личность формируется, развивается именно в малой группе. Именно здесь реализуется её статусно-ролевое положение. Малых групп (их видов, разновидностей) очень много. Иногда социологи называют цифру 50, а то и более. Конечно, студента должны, в первую очередь интересовать те группы, с которыми он имел дело, имеет сейчас и потенциально будет иметь.

К таким группам относятся формальные и неформальные группы. Между прочим такое деление впервые предпринял Элтон Мэйо. Вначале целесообразно рассмотреть формальную группу.

Это такая группа, членство в которой связано с профессиональной деятельностью, регламентируется формальными нормами, правилами, институтами. Студент должен знать, что в формальной группе:

  • отношения строго фиксированы, нейтральны;

  • имеется иерархическая структура власти;

  • действуют договорные отношения;

  • имеет место идентификация;

  • определены статусы и роли;

  • деятельность членов группы стимулируется и вознаграждается;

  • функции разделены, рационализированы;

  • официальным регулятором отношений в группе является производственный кодекс (рабочий или военный устав).

Примерами такой группы могут быть производственная бригада, военный экипаж, вузовская кафедра. ..

Неформальная группаэто такое обьединение людей, которое возникает на основе межличностных связей, интересов и ценностей, отношения в котором строго не регламентированы.

Теперь попробуйте сами, по аналогии с с формальной группой определить основные черты и признаки неформальной группы.

Примерно по такой же схеме рассмотрите первичные и вторичные группы. При этом имеется ввиду, что первичной является такая, которая характеризуется тесным стабильным общением и сотрудничеством.

Более сложными для понимания видами групп являются референтные и проблемные.

Под референтной группой понимается реальная или воображаемая группа, система норм, ценностей и форм поведения которой является для индивида эталоном, своеобразным жизненным образцом и стандартом, критерием самооценки и оценки других людей, относительно господствующих в обществе идеалов и ценностей.

Обычно выделяют реальную референтную группу и чисто референтную (воображаемую) группу. Попробуйте их охарактеризовать.

Что касается проблемной группы, то под нею понимается искусственно созданная, формально организованная группа для исследования и решения чётко сформулированной проблемы или поиска некоего оптимума. Для неё характерны:

Далее попробуйте самостоятельно определить другие черты. Изучая проблему малых групп попробуйте самостоятельно уяснить своеобразие таких групп как значимые, многофункциональные, тоталитарные, ингруппы, аутгруппы. И, пожалуй самое важное в этом вопросе. Разберитесь какие факторы определяют жизнедеятельность таких групп, их эффективность, устойчивость. Какую роль в подобном играет численный состав групп, тип лидерства, возраст, образованность и т. д.

Третий вопрос посвящён большим группам или массовым общностям людей.

Социологи под массовой общностью людей понимают исторически сложившуюся устойчивую совокупность людей, отличающуюся сходными чертами, образом жизни, совместной деятельностью, массовым сознанием, схожим поведением, общими ценностями и некоторыми другими характеристиками.

Студенты должны взять на вооружение мысль, что социальные общности – это реально существующие и реально фиксируемые объединения людей, которые возникают под воздействием демографических, экономических, территориальных, языковых, политических и других факторов. Общности можно эмпирически зафиксировать, проверить, увидеть их взаимосвязи и взаимодействия.

Эта проблема основательно исследована американским социологом Питером Блау в его работе «Различные точки зрения на социальную структуру и их общий знаменатель». (См. в книге «Американская социология» М., 1996). Рекомендуем обучающимся прочитать эту работу.

Студенты видимо догадываются, что в среде социологов нет единства по вопросу массовых общностей. Это действительно так. Вопрос о том какую именно общность людей называть массовой – относительно дискуссионный.

Скажем в социологической литературе со времён Г. Тарда воспроизводится мысль о том, что массовой общностью является толпа. Абсолютно убеждённо отвечаем – это не общность вообще и не массовая в частности. Толпа есть случайное, стихийное, временное скопление людей в одном месте по одному поводу. Она анонимна, деструктивна, раздражительна; она быстро образуется и быстро рассыпается. И в таком виде вряд ли уже когда-либо соберётся. Не является массовой общностью и театральная публика, о чём так же пишут отдельные исследователи. Театральная публика – это временное стечение абсолютно разных (по возрасту, полу, политическим, религиозным, эстетическим интересам и убеждениям) людей. Некоторые из них возможно вообще никогда больше не пойдут в театр.

А вот касты, классы, сословия, страты – являются массовыми общностями. У них более-менее одинаковые условия жизни, сходство интересов, похожее место в системе общественного производства, однородность состава, общая групповая психология и т. д. Они существуют веками и тысячелетиями.

Ещё одним видом общностей являются социально-территориальные группы, т. е. жители города, села, региона и пр. Что у них общего? – место жительства, условия быта, привязанность к тому или иному виду производства, способы удовлетворения жизненных потребностей, общие интересы, схожий характер ценностей.

Демографические общности представляют мужчины и женщины, молодёжь, люди среднего возраста, пожилые. Общими у них являются биологические и психологические характеристики, моральные установки, сходные потребности, черты характера и деятельности и т. д.

Безусловно массовыми общностями являются этнические общности – род, племя, народность, нация . Они являются общностями потому, что у них (в той или иной степени) общий язык (в целом культура), общая территория, общая экономика, общее управление, общее самосознание, общие черты психологического склада. Это несомненно устойчивые общности. Они существуют веками и тысячелетиями.

На проблеме этнических общностей целесообразно сделать особый акцент, уделив ей определённую часть третьего вопроса. Прежде всего следует вспомнить, что само понятие «этнос» в переводе с греческого означает – народ.

В понятийном аспекте этнос определяется как исторически сложившаяся устойчивая общность людей, обладающая общими чертами, стабильными особенностями культуры, психологического склада, также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием).

Внешней формой выражения этноса является этноним (самоназвание) – русские, поляки и т. п.

Формы этноса различны: от рода – до нации. Правда род с оговоркой может быть назван массовой общностью. С некоторыми оговорками ею может быть названа и нация.

В этнических общностях наибольшее значение имеет единство ценностей, образцов и норм поведения. Религия общей бывает не у каждого этноса…

Студентам необходимо установить, что общего и различного между родом, племенем и народностью. Заметьте, что народность вырастает из разных племён и даже рас. Доминирующими здесь являются не кровнородственные, а соседские, территориальные отношения и связи. Народность зарождается в условиях единого государства. Её характеризуют зачатки широких экономических отношений, по большому счёту формируется общая культура.

Самым сложным образованием является нация. Её объясняют и трактуют весьма не однозначно. Под нацией прежде всего понимают политическую и правовую общность людей, признающих свою принадлежность к одному государству, к одному гражданству. Нации также свойственна общность экономической жизни, общность исторического пути, представления о месте и роли своего народа. В значительной степени имеет место общность языка, однако, не всегда. Языки могут быть разными. Различной может быть и религия. Постепенно у нации формируется самосознание, ценности, нравы, склонности, привычки, праздники. Даже территория не всегда является общей у нации. Евреи, например, разбросаны по всему миру, но они чётко осознают себя нацией. Иначе говоря вопрос о нации является крайне сложным социологическим вопросом. Тем не менее студентам полезно над ним « покумекать».

Помимо этносов выделяют ещё субэтносы (общности внутри этноса. В России, например, казаки, поморы, старообрядцы) и суперэтносы, т. е. такие этнические общности, которые состоят из нескольких этносов (славяне, арабы…).

Студентам необходимо поразмышлять над тем каковы сейчас самые многоэтничные общества. Сколько этносов насчитывается в России.

В завершение данной темы необходимо поразмышлять каково положение с массовыми общностями в современных условиях. По каким причинам происходит из дезорганизация. Подумайте влияет ли на этот процесс урбанизация, развитие промышленности, смешанные браки, расшатывание традиционнных ценностей.

В ходе подготовки к семинару проработайте указанную в плане учебную и научную литературу. Используйте материалы сайта кафедры социологии и гуманитарной культуры. Прочтите внимательно конспект лекций. Желаем успехов в деле освоения темы «Социальные общности»!

Занятие 10

Этническая группа | Britannica

Ключевые люди:
Христиан Георгиевич Раковский
Похожие темы:
этнический конфликт этническая чистка социальная группа этническая принадлежность

Просмотреть весь связанный контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

этническая группа , социальная группа или категория населения, которая в более широком обществе отделена и связана общими узами расы, языка, национальности или культуры.

Этническое разнообразие является одной из форм социальной сложности, характерной для большинства современных обществ. Исторически это наследие завоеваний, в результате которых различные народы оказались под властью доминирующей группы; правителей, которые в своих интересах импортировали людей за их рабочую силу или их технические и деловые навыки; индустриализации, которая усилила вековую миграцию по экономическим причинам; или политических и религиозных преследований, изгнавших людей с родных земель.

Больше из Britannica

США: Этнические европейские американцы

До 20 века этническое разнообразие не представляло больших проблем для империй. Его главное историческое значение было и остается его отношением к национальному государству, главной целью которого является политическое единство, которое обычно отождествляется с социальным единством. Теоретически национальное государство и этническое разнообразие диаметрально противоположны, и во многих случаях национальные государства пытались решить проблему этнического разнообразия путем ликвидации или изгнания этнических групп — яркими примерами являются нацистская политика в отношении евреев во время Второй мировой войны. Вторая война, изгнание мавров и евреев из Испании 15-го века или изгнание арабов и индейцев из нескольких новых независимых африканских стран в 19-м веке.60-х и 70-х годов.

Более распространенными решениями были ассимиляция или аккультурация, принудительная, индуцированная или добровольная. Принудительная ассимиляция была навязана в начале Нового времени английскими завоевателями, которые сами представляли собой смесь саксонских и норманнских элементов, когда они подавляли родной язык и религию в кельтских землях Уэльса, Шотландии и Ирландии. Подобные методы применялись их французскими современниками, когда они распространяли свои завоевания на регион Южной Европы. С помощью гораздо менее жестоких методов китайские этнические группы в Таиланде и Индонезии были законно вынуждены принять доминирующую культуру посредством процесса, называемого «направленной аккультурацией».

Вариантом этого процесса была более или менее добровольная ассимиляция, достигнутая в Соединенных Штатах под рубрикой «американизация». Во многом это является результатом необычных возможностей для социальной и экономической мобильности в Соединенных Штатах и ​​того факта, что для европейских этнических групп, в отличие от расовых меньшинств, проживание в Соединенных Штатах было вопросом индивидуального или семейного выбора. не завоевание или рабство. Но и государственная политика, и общественное мнение также способствовали ассимиляции американцев.

Еще один способ борьбы с этническим разнообразием, более многообещающий в будущем, — это развитие той или иной формы плюрализма, обычно основанной на сочетании терпимости, взаимозависимости и сепаратизма. Одним из наиболее примечательных долгосрочных решений стала Швейцария, где три основные этнические группы сконцентрированы в отдельных кантонах, каждая из которых пользуется значительной степенью местного контроля в рамках демократической федерации. Другой, менее стабильный федеральный плюрализм наблюдается в Канаде, где французская католическая провинция Квебек все более настойчиво заявляет о своем стремлении к полной независимости и принудительной аккультурации собственных этнических меньшинств.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Политическая функция этничности сегодня важнее, чем когда-либо, в результате распространения во всем мире доктрин свободы, самоопределения и демократии. В Европе 19-го века эти доктрины повлияли на различные движения за освобождение этнических меньшинств от старых европейских империй и привели к некоторым частично успешным попыткам создания национальных государств по этническому принципу, как в случае с Польшей и Италией. После Второй мировой войны волна демократических устремлений колониальных народов Азии и Африки привела к распаду империй, созданных европейскими завоевателями, иногда в районах огромной этнической сложности, без учета этнических соображений. Результатом стало увеличение числа национальных государств, некоторые из которых сталкивались с локальными конфликтами по этническим причинам. Большинство новых стран Азии были относительно однородными, но большинство стран Африки к югу от Сахары состояло из множества относительно небольших этнических групп, члены которых говорили на разных языках.

Эта статья была недавно отредактирована и обновлена ​​Элизабет Прайн Полс.

Расовые и этнические меньшинства Америки

20-й век стал свидетелем трансформации Соединенных Штатов из преимущественно белого населения, укоренившегося в западной культуре, в общество с богатым набором расовых и этнических меньшинств. В начале века 87 процентов населения США составляли белые. Небелое меньшинство состояло в основном из чернокожих американцев, живущих в сельских районах Юга. В конце века неиспаноязычные белые составляют менее 75 процентов населения США. Население меньшинства состоит из почти такого же количества латиноамериканцев, как и чернокожих, растущего числа азиатов и небольшого, но растущего населения американских индейцев. К середине 21 века неиспаноязычные белые будут составлять худощавое и угасающее большинство американцев. Латиноамериканцы составят почти четверть населения США. Чернокожие, азиаты и американские индейцы вместе составят около четверти населения. «Меньшинство», вероятно, будет иметь совсем другое значение в 21 веке.

Этнический ландшафт Америки также включает быстрорастущее арабское население, значительное еврейское население и другие этнические группы. Но в 1990-х годах термин «меньшинство» обычно относился к четырем основным расовым и этническим группам: афроамериканцам, американским индейцам и коренным жителям Аляски, азиатам и жителям островов Тихого океана и латиноамериканцам.

Эта трансформация расового и этнического профиля Америки наиболее заметна в некоторых штатах и ​​сообществах. Четыре группы меньшинств составляют не менее половины жителей Гонолулу, Лос-Анджелеса, Майами, Сан-Антонио и некоторых других мегаполисов. Через 25 лет Калифорния, Гавайи, Нью-Мексико и Техас станут штатами «большинства меньшинств», в которых меньшинства будут составлять более половины населения. Но во многих частях страны мало расового или этнического разнообразия. Например, меньшинства составляют менее 5 процентов населения штата Мэн, Нью-Гэмпшира, Вермонта и Западной Вирджинии.

Изменение демографического профиля страны имеет важные экономические и социальные последствия. Иммиграция меняет азиатское и латиноамериканское население США. Латиноамериканцы из Гватемалы, Сальвадора, Эквадора и других стран Центральной и Южной Америки создали сообщества наряду с хорошо зарекомендовавшими себя мексиканскими, пуэрториканскими и кубинскими сообществами. Всего два десятилетия назад в азиатском населении США преобладали японцы, филиппинцы и китайцы. В конце века американцы азиатского происхождения с корнями в Индии, Вьетнаме или Корее превосходят по численности американцев японского происхождения.

Меньшинства также стали более разнообразными в социально-экономическом плане. Например, с 1980 года число меньшинств с самыми высокими доходами увеличилось более чем в два раза, однако меньшинства по-прежнему составляют непропорционально большую долю бедных. Все больше политиков из числа меньшинств избираются на государственные должности, но меньшинства чаще, чем белые неиспаноязычные, отбывают срок в тюрьме. Все больше представителей меньшинств получают ученые степени и профессиональные степени, но непропорционально большой процент никогда не заканчивает среднюю школу.

Рост населения афроамериканцев, латиноамериканцев, азиатов и американских индейцев коренным образом меняет расовый и этнический состав школ, рабочих мест и районов страны и создает новое многорасовое и многокультурное наследие в Соединенных Штатах. Многие предприятия ориентируют свою продукцию на определенные меньшинства, поскольку понимают, что меньшинства представляют собой расширяющийся рынок. Аспекты культуры черных, латиноамериканцев, азиатов и американских индейцев, включая искусство, еду, музыку и стили одежды, перенимаются во всем американском обществе.

Американцы расходятся во мнениях относительно долгосрочных последствий растущего разнообразия. Некоторые видят в быстром росте меньшинств ключ к возрождению Америки и логическое продолжение традиции «плавильного котла». Другие видят в быстром росте расовых и этнических меньшинств нежелательный отход от европейского наследия Америки. Дискуссии на эту тему иногда становятся жаркими, потому что увеличение численности меньшинств тесно связано с важными вопросами политики, касающимися иммиграции, позитивных действий, социального обеспечения и реформы образования.

Немногие американцы хорошо понимают, насколько многочисленны различные группы меньшинств. Опрос, проведенный в 1997 году организацией Gallup, показал, что всего 8 процентов американцев знали, что афроамериканцы составляют от 10 до 15 процентов населения США; более половины (54%) считали, что чернокожие составляют не менее 30% всего населения. В опросе Гэллапа 1990 года респонденты подсчитали, что латиноамериканцы составляют около 20 процентов населения США, однако латиноамериканцы составляют всего 9 процентов населения.процентов населения в 1990 году.

Опросы общественного мнения также показывают, что многие белые американцы считают, что расовая дискриминация больше не препятствует развитию меньшинств. Тем не менее, многочисленные исследования документально подтверждают продолжающуюся дискриминацию расовых и этнических меньшинств в сфере занятости, жилья, уголовных арестов и судебных преследований, а также во многих других сферах жизни общества.

Хотя переход к многонациональной Америке происходит быстрыми темпами, он происходит на удивление гладко. Но иногда напряженность нарастает и перерастает в серьезные столкновения. В 1990-е годы американцы стали свидетелями расовых беспорядков в Лос-Анджелесе, поджогов афроамериканских церквей на юге, убийств филиппинского почтового работника в Калифорнии и чернокожего в Техасе.

Сообщается, что в 1990-е годы число преступлений на почве ненависти против меньшинств, особенно афроамериканцев, увеличилось. Однако такие столкновения редки и затрагивают гораздо меньше людей, чем насилие между расовыми и этническими группами во многих других странах. Преступления на почве ненависти и вопиющий расизм, направленные против иммигрантов, широко освещались в Западной Европе в последние десятилетия, поскольку в эти страны прибывали экономические мигранты и политические беженцы. В последнее десятилетие века этнические и религиозные различия привели к массовым убийствам этнических тутси хуту в Руанде; полномасштабная война с участием сербов, боснийцев, албанцев и других этнических групп на Балканах; и насилие против этнических китайцев в Индонезии.

Для остального мира Соединенные Штаты представляют собой грандиозный и смелый эксперимент. Ни в одной другой стране не удалось так удачно смешать столько людей разных рас и культур. В то время, когда расовое и этническое соперничество способствует насилию во всем мире, то, как американцы справляются со своим переходом к многорасовому обществу, имеет последствия, выходящие далеко за пределы США.

Если Соединенным Штатам удастся избежать насильственного столкновения культур, страна сможет извлечь выгоду из своего растущего разнообразия. Многокультурная, многонациональная Америка имеет конкурентное преимущество в глобальной экономике. Географическое положение Соединенных Штатов позволяет обслуживать растущий латиноамериканский рынок на юге, традиционный европейский рынок на востоке и растущий азиатский рынок на западе. Все более мультикультурное население Америки может повысить ее способность к процветанию на новом глобальном рынке. Имея связи со всеми регионами мира, расовые и этнические меньшинства Америки могут помочь американскому бизнесу понять потребности и предпочтения людей в других странах.