Великолепная восьмерка: как был создан противовес НАТО | Статьи

Ровно 65 лет назад, 14 мая 1955 года, в Варшаве восемь государств «социалистической ориентации» во главе с СССР подписали Договор о дружбе и сотрудничестве, давший старт одному из самых известных военных союзов в истории. «Известия» вспоминают историю Варшавского договора.

Когда маски сорваны

Блок НАТО, объединивший поначалу 12 стран при очевидной гегемонии США, был основан 4 апреля 1949 года. В Советском Союзе с ответным созданием военного союза не торопились. Считалось, что вполне достаточно партийной вертикали, которой подчинялись лидеры стран советского блока, а значит, и их армии. А в Польше и ГДР надеялись на более веские основания для совместных боевых действий в случае наступления часа икс.

На пропагандистском поле Москва отвечала порой самыми неожиданными способами. В марте 1954 года Советский Союз даже подал заявку на вступление в НАТО. «Организация Североатлантического договора перестала бы быть замкнутой военной группировкой государств, была бы открыта для присоединения других европейских стран, что наряду с созданием эффективной системы коллективной безопасности в Европе имело бы важнейшее значение для укрепления всеобщего мира», — говорилось в документе.

Предложение было отвергнуто на том основании, что членство СССР противоречило бы демократическим и оборонительным целям альянса.

В ответ Советский Союз принялся обвинять Запад в агрессивных планах. «Маски сорваны» — такова была реакция Москвы, прогнозируемо оставшейся перед закрытыми дверями НАТО.

Подписание Североатлантического договора, Вашингтон, 1949 год

Фото: ТАСС/ASSOCIATED PRESS

Предвестием военного блока «стран социализма» считается совещание генеральных секретарей компартий и военного руководства стран коммунистической ориентации, состоявшееся в Москве еще при Иосифе Сталине, в январе 1951 года. Именно там начальник штаба Группы советских войск в Германии генерал армии Сергей Штеменко заговорил о необходимости создания военного союза братских социалистических стран — для прямого противостояния НАТО.

СССР к тому времени уже взял на вооружение гуманитарный арсенал «борьбы за мир». Но чем миролюбивее была риторика Москвы, тем сильнее боялись «советской угрозы» «на том берегу». Появился даже популярный анекдот: Сталин (в более поздних вариантах — Хрущев и Брежнев) объявляет: «Войны не будет. Но будет такая борьба за мир, что камня на камне не останется». Обе стороны убеждали мир в агрессивности противника.

Германская угроза

Конечно, Штеменко был не единственным «ястребом», ратовавшим за создание общего военного «кулака» стран социализма.

Авторитет Советской армии в то время был чрезвычайно высок. Народы, пострадавшие от нацизма, хорошо знали, кто и как сломил ему хребет. Тем более что у власти в социалистических странах оказались недавние подпольщики, антифашисты, которые были обязаны Москве своим спасением. Многие хотели примкнуть к этой силе. И политики, и генералы государств Восточной Европы надеялись как на советское вооружение, так и на более тесное сотрудничество армий. Лучшей академии они для себя не представляли.

Инициаторами военного союза были прежде всего представители Польши, Чехословакии и ГДР. У них был повод опасаться «угрозы из Бонна».

США не выдержали своего первоначального плана оставить Западную Германию демилитаризованной. В 1955 году ФРГ стала членом НАТО. Этот шаг вызвал возмущение в советском лагере. Карикатуры на «боннских марионеток» ежедневно публиковались во всех советских газетах.

Пехота ГДР и танки ЧССР и ГДР. Совместные учения объединенных вооруженных сил государств – участников Варшавского договора «Влтава-66», 1966 год

Фото: РИА Новости/В. Гжельский

Непосредственные соседи ФРГ всё еще опасались «нового Гитлера». А в ГДР не без оснований считали, что ФРГ при поддержке НАТО может рано или поздно поглотить Восточную Германию.

Лозунги о «единой Германии» были весьма популярны в Бонне. Румынию и Албанию беспокоила схожая ситуация, сложившаяся в Италии. Ее тоже постепенно вооружали натовцы.

После смерти Сталина СССР несколько умерил наступательный порыв по всем фронтам — и армейским, и идеологическим. Утихла война в Корее. Гораздо агрессивнее с середине 1953 года держались наши бывшие союзники по антигитлеровской коалиции, британцы и американцы. Тем из них, кто преувеличенно относится к «роли личности в истории», показалось, что после смерти Сталина Советский Союз можно если не «помножить на ноль», то заметно потеснить в международной политике.

Но ни Хрущев, ни его коллеги по президиуму капитулировать не намеревались.

Варшавский ужин

В Варшаве в мае 1955 года открылось Совещание европейских государств по обеспечению мира и безопасности в Европе. Основные детали Договора к тому времени уже были проработаны. Социалистические страны Восточной Европы подписали Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. По существу — военный союз, чаще всего именуемый Организацией (в противовес «вражескому» альянсу) Варшавского договора (сокращенно — ОВД).

Первой Договор, в соответствии с алфавитным порядком, подписала Албания. Затем — Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия. К ужину всё было готово.

В тексте Договора, как и в принятой через несколько лет военной доктрине, отмечалось, что ОВД имеет сугубо оборонительный характер. Но оборонительный характер доктрины не означал пассивности. В боевом планировании допускалась возможность упреждающего удара против группировок войск вероятного противника, «изготовившихся к нападению».

Председатель Совета министров СССР Николай Булганин (в центре) в присутствии членов советской делегации и делегаций других стран подписывает Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Албанией, Болгарией, Венгрией, ГДР, Польшей, Румынией, CCCР, Чехословакией на Варшавском совещании, 14 мая 1955 года

Фото: РИА Новости

Неспроста для столь важного совещания и — без преувеличений — исторического акта Хрущев и его соратники выбрали Варшаву. Во-первых, не стоило лишний раз подчеркивать гегемонию СССР. Во-вторых, Варшава располагалась ближе к другим дружественным столицам — Берлину, Будапешту, Праге… В-третьих, поляки сильнее других народов Восточной Европы пострадали от немцев и нуждались в гарантиях безопасности… А участники Договора, разумеется, обязывались всеми средствами помогать любой из стран ОВД в случае военной агрессии.

На страже мира и социализма

Главнокомандующим Объединенными вооруженными силами стран – участниц Варшавского договора стал советский маршал Иван Конев. Штаб возглавил генерал армии Алексей Антонов — член Ставки Верховного главнокомандующего в годы войны. На Вашингтон назначение Конева — одного из маршалов Победы — произвело сильное впечатление. Американский военный историк полковник Майкл Ли Лэннинг в своей книге «Сто великих полководцев» писал, что роль Конева во главе вооруженных сил Варшавского договора куда важнее роли Георгия Жукова на посту министра обороны СССР.

Коневу и Антонову, возглавлявшим дружественные армии целую пятилетку, действительно удалось многое. Они превратили ОВД в эффективную военную силу. Д

остаточно вспомнить Единую систему противовоздушной обороны ОВД, которая централизованно управлялась и объединяла все силы ПВО.

Иван Конев

Фото: РИА Новости/Юрий Абрамочкин

Тогда, в 1955-м, для Запада ситуация стала наглядной: ФРГ, Франция, да и Великобритания оказались заложниками хрупкого мира между двумя сверхдержавами — СССР и США. После Варшавского договора биполярный мир, уже ставший реальностью де-факто, стал таковой де-юре. Во многом это помогало Советскому Союзу налаживать отношения с Парижем и Бонном, что в 1970-е вылилось в «эпоху разрядки».

Противостояние систем

Американская военная доктрина никогда не была даже внешне миролюбивой, допуская применение упреждающего ядерного удара. Но страх ответного удара оставался главным сдерживающим фактором. А вторым тормозом для американской экспансии была Организация Варшавского договора.

Чем-то ОВД напоминала Священный Союз, организованный монархами — победителями Наполеона. Тогда Россия, действуя по всей Восточной Европе, пресекала попытки революционных волнений. Для «дружественных армий» самые суровые испытания тоже были связаны с желанием политической власти сохранить существующее положение вещей, пресекая контрреволюцию. Так было во время самых известных военных операций ОВД — в 1956 году в Венгрии и в 1968 году в Чехословакии.

Но политическая ответственность, как известно, лежит не на военном командовании. СССР, как и Российскую империю в годы Священного Союза, недруги стали называть жандармом Европы.

Ввод войск ОВД в Прагу, 1968 год

Фото: РИА Новости/Юрий Абрамочкин

В то же время в СССР к вопросам расширения влияния ОВД относились с чувством меры. В 1968 году из организации вышла Албания. В разные годы можно было бы превратить организацию в межконтинентальную. И КНР (до поры до времени), и Вьетнам, и Куба, и Никарагуа, и еще ряд государств проявляли стремление присоединиться к Договору.

Но Организация осталась сугубо европейской.

В том же 1968 году проявился особый статус Румынии: эта страна не подчинилась решению большинства и не приняла участия в операции «Дунай». И все-таки капризный Бухарест остался в ОВД. Румынских коммунистов устраивала роль enfant terrible социалистического лагеря.

Развалины блока

Срок действия Договора истек 26 апреля 1985 года. К тому времени в составе армий ОВД насчитывалось почти 8 млн военнослужащих. Тогда еще никто не мог предсказать, что генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев, месяц назад сменивший умершего Константина Черненко, станет последним советским вождем. Продление Договора казалось (и было) делом техники. Его и продлили — на 20 лет, с соблюдением всех юридических тонкостей.

Но через несколько лет история ускорила свой бег. В 1989 году социалистические режимы Восточной Европы начали рассыпаться, как детские крепости из песка. ОВД всё еще существовала — и военные относились к ней вполне серьезно. Они, к счастью, не стали действовать торопливо и суматошно и после 1990 года, когда «мир социализма» перестал существовать. 25 февраля 1991 года государства – участники ОВД упразднили ее военные структуры, но мирные направления Договора сохранили в неприкосновенности.

Генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев и член Политбюро ЦК КПСС Александр Яковлев (справа) во время встречи руководителей государств – участников Варшавского договора, 1989 год

Фото: РИА Новости/Борис Бабанов

Только через полгода после распада Советского Союза, 1 июля 1991 года, все государства, входившие в ОВД, и их правопреемники в Праге подписали Протокол о полном прекращении действия Договора. Почти все страны – участницы Варшавского договора ныне состоят в НАТО. Даже Албания.

Но Договор, существовавший 36 лет, сыграл в истории Европы роль, которую забывать не стоит. По крайней мере, для Старого Света это были мирные годы. Отчасти — благодаря ОВД.

Автор — заместитель главного редактора журнала «Историк»

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

В.М.Полтерович: «Элементы теории реформ»: Введение


ВВЕДЕНИЕ

Латинский глагол reformo в политическом контексте означал «возвращать в прежнее состояние». Именно это значение его французского эквивалента la re’forme зафиксировано в словаре Французской академии 1694 г. (Любжин (2005)). В традиционных обществах (в Европе вплоть до Нового времени) к социальным новшествам относились с подозрением. Основания для изменений искали в обычаях предков. Можно предположить, что эта точка зрения основывалась на опыте многочисленных неудачных социальных экспериментов. Современный смысл слова «реформа» — «преобразование с целью улучшения» — приобретал доминирующее значение постепенно, по мере формирования современных динамичных социальных систем.

Реформа — это целенаправленное изменение институтов, предполагающее присутствие в экономической системе агентов, которые разрабатывают и реализуют план трансформации. Реформы могут быть противопоставлены спонтанной эволюции, когда роль государства сводится к формальному закреплению сложившихся норм поведения. Простейшая идея, лежавшая в основе многих реформ, состояла в трансплантации (заимствовании) институтов из передовых стран. Нередко попытки трансплантации не приводили к успеху. Апогеем неудач стали широкомасштабные реформы, проводившиеся в странах бывшего социалистического лагеря, а также в странах Африки и Латинской Америки в 90-е годы прошедшего столетия.

Эти реформы продемонстрировали со всей очевидностью, сколь велика потребность в развитой теории институциональных экономических изменений, и в то же время показали, насколько неудовлетворительным является ее нынешнее состояние. Результаты «десятилетия реформ» трудно охарактеризовать иначе, как одну из самых крупных экономических катастроф XX в. За семь лет 26 реформирующихся стран Восточной Европы и бывших республик Советского Союза потеряли в сумме более 25% своего ВВП. Большинство стран не вернулись к дореформенному уровню выпуска в конце десятилетнего периода. Российский ВВП составлял в 2000 г. около 70% от уровня 1991 г., а украинский — и того меньше (Economic Survey of Europe (2001)).

Экономическая наука потерпела наиболее крупное поражение за всю историю ее существования. Никогда еще предсказания «большинства» экономических экспертов не были столь далеки от реальности. Россия явилась особенно горьким уроком. Преобразования в нашей стране — по всем их основным направлениям — привели к последствиям, не предсказанным экспертами. Либерализация цен породила существенно более быстрый и длительный их рост, чем прогнозировалось многочисленными исследователями. Стремление стабилизировать цены любой ценой обусловило формирование механизма неплатежей и переход к бартерным обменам, т. е. фактически к формированию неденежной экономики на новой основе. Попытка реформировать налоговую систему стимулировала развитие теневой экономики. Ослабление государственного контроля над потоками ресурсов, имевшее целью создание конкурентной среды, породило невиданное ранее распространение коррупции. В результате шоковой приватизации вместо эффективных частных собственников возникла неэффективная форма организации — открытые акционерные общества, находящиеся в собственности работников. Все эти метаморфозы сопровождались необычайно глубоким и непредвиденным спадом производства.

Между тем многие из перечисленных феноменов уже наблюдались в той или иной форме при проведении широкомасштабных реформ в других странах, в частности в процессе модернизации некоторых латиноамериканских и южноазиатских экономических систем. Этот опыт практически не был принят во внимание, поскольку до самого последнего времени был зафиксирован в литературе лишь как перечень «специальных случаев». Не существовало ни общих терминов, ни методологии, позволяющих использовать его при разработке и анализе экономических преобразований. Первая попытка обобщения этого опыта — так называемый Вашингтонский консенсус (См. гл.1) — оказалась неудачной.

В последние 15 лет ситуация изменилась. Наряду со значительным потоком публикаций, посвященных тем или иным конкретным проблемам реформирования экономики, появились работы, где сделаны попытки выявить общие закономерности процесса реформирования (Rodrik (1996a), Blanchard (1997), Стиглиц (1998), Roland (2000)). Почему реформы часто откладываются, несмотря на достигнутое в обществе согласие о необходимости их осуществления? Следует ли уповать на «шоковую терапию» или придерживаться градуалистской стратегии? Какова должна быть последовательность реформенных мероприятий? Является ли закономерным падение производства на первом этапе реформ? Следует ли проводить реформы, преодолевая сопротивление значительной части или даже большинства населения, либо целесообразно добиваться всеобщей поддержки? Эти и ряд других вопросов стали предметом серьезных статистических и модельных исследований. Сегодня в явной форме поставлена задача замены Вашингтонского консенсуса более основательным «руководством для реформаторов». И хотя задача эта далека от своего решения, уже можно говорить о возникновении нового раздела теоретической экономики — общей теории реформ.

Она формируется на базе всех основных разделов экономической теории, включая сравнительно недавние разработки по теориям корпоративного управления, рынкам капитала, экономике труда, экономике общественного сектора, исследованию ренто-ориентированного поведения и коррупции. В анализ все чаще вовлекаются такие, казалось бы, неэкономические факторы, как «кредит доверия правительству» или «репутация фирмы» (см., например, Tirole (1993)). В соответствующих эмпирических работах формируются и используются новые индексы, характеризующие институциональную структуру экономической системы, такие, как индекс либерализации, индекс коррупции, индекс политической свободы (Aaron (2000)). Особое значение для теории реформ имеет новая политическая экономия — совсем недавно сформировавшаяся экономическая дисциплина, представляющая собой синтез теории общественного выбора и макроэкономики (Persson, Tabellini (2000)). Новая политическая экономия исследует принципы экономической политики, принимая во внимание, что она формируется в результате столкновения политических интересов. Предмет теории реформ — управляемая трансформация институтов. Анализ политических интересов здесь также играет фундаментальную роль.

На наш взгляд, основной недостаток Вашингтонского консенсуса и явно или неявно опиравшихся на него планов реформ заключался в безусловном характере его рекомендаций. Многочисленные эмпирические исследования показали, что результаты реформ в переходных экономиках существенно зависели от начальных условий — от сложившейся системы экономических и политических институтов, гражданской культуры, степени ис-каженности реформируемого рынка. Отсюда следует, что новое направление должно опираться на эволюционную институциональную теорию, переживающую в последние 20 лет определенный подъем (см., в частности, Nelson, Winter (1982), Уильямсон (1996), Норт (1997)). Этот подход принят на вооружение в данной работе.

Основная и пока не решенная задача теории реформ заключается в составлении руководства для реформаторов, позволяющего отыскивать рациональные стратегии преобразования различных институтов в тех или иных конкретных обстоятельствах. Для решения этой задачи необходим детальный анализ опыта реформирования институтов в различных странах; успехи и неудачи проведенных реформ должны получить теоретическое объяснение.

Для исследователя реформ особое значение имеют две широкомасштабные трансформации институтов, опиравшихся на выработанные экономистами радикальные концепции и охвативших целый ряд стран: строительство социализма с 1917 г. и вплоть до 80-х гг. и переход к рынку в 90-х гг. XX столетия. В гл.1 обсуждаются причины, в силу которых обе эти концепции оказались несостоятельными. Приведенная здесь критика идеи централизованного планирования является более или менее традиционной, а вот рассмотрение теории расширенного порядка Ф. Хайека как предшественницы взглядов, положенных в основу Вашингтонского консенсуса, может показаться неожиданным: принято считать, что институционализм несовместим с радикальным либерализмом. Анализ показывает, однако, что это не совсем так. Также в гл. 1 подробно обсуждаются десять рекомендаций Вашингтонского консенсуса.

Согласно подходу, развиваемому в данной работе, любая реформа описывается последовательностью (промежуточных) институтов, соединяющей в подходящем «институциональном пространстве» начальный институт с желаемым, более эффективным. В гл.2 рассматривается структура таких траекторий, обсуждаются причины издержек институциональной трансформации, механизмы стабилизации норм поведения, движущие силы институциональных изменений и дисфункции институтов. Ряд намеченных здесь тем развиваются в последующих главах.

Систематическое рассмотрение ошибок реформирования является одной из принципиальных особенностей настоящей книги. Важным инструментом исследования этого аспекта институциональной динамики является теория институциональных ловушек.

Понятие институциональной ловушки — равновесной, устойчивой, но неэффективной нормы поведения — тесно связано с понятием «эффект блокировки» (lock-in) и в определенном смысле является его частным случаем. Под разными другими названиями, такими, как «возрастающий масштаб отдачи» (increasing return to scale) или «эффект координации» (coordinaton effect) этот эффект изучался многими авторами, начиная с А.Маршалла. Б.Артур провел систематическое исследование «самоподдерживающихся механизмов» (self-reinforcing mechanisms; Arthur (1988)), порождающих множественность равновесий в экономических моделях. Д. Норт обратил внимание на важность эффекта блокировки для понимания институционального развития (Норт (1997)).

В своих статьях (Полтерович (1999а, 2004а)) я попытался продвинуться на пути построения квазидинамической теории неэффективных равновесных норм, предложив общую схему формирования институциональных ловушек и описав механизмы выхода из них. Этой теме посвящена гл.3. Здесь, в частности, показано, что шоковый метод осуществления реформ, недостаточно полный учет начальных условий, неверный выбор последовательности реформ, пренебрежение принципом «компенсации проигравших», попытка реализовать «стандартную» экономическую политику в несовершенной институциональной среде могут способствовать возникновению институциональных ловушек.

Стратегия реформы задается набором управлений, обеспечивающих на каждом шаге подходящую институциональную трансформацию в зависимости от текущих условий и достигнутых результатов. Вполне вероятно, что выбор стратегии является главным механизмом возникновения «точек бифуркации», в которых происходит расщепление траекторий институциональной трансформации и тем самым определяется вариант развития на десятилетия вперед. Таким образом, теория реформ может дать ключ к объяснению феномена «зависимости от пути». В отличие от других концепций институциональной динамики, в рамках которых изменение институтов предстает как естественный процесс, связанный с изменением цен, технологии или емкости рынков (Норт (1997)), теория реформ подчеркивает роль «человеческого фактора»: методов и механизмов принятия решений, полноту учета начальных условий, включая особенности культуры и социальной организации. От этого зависит эффективность общественного выбора. Весьма правдоподобно, что медленный экономический рост во многих странах является результатом неудачной стратегии реформ. Изучению разных стратегий реформирования посвящена гл.4 монографии. Здесь сопоставляются шоковая терапия, стратегия выращивания и стратегия промежуточных институтов. На основе работ Alesina, Drazen (1991) и Дрэйзен (1995) обсуждаются причины, в силу которых реформы могут быть отложены даже в том случае, если они заведомо выгодны всем политическим группам. Здесь же представлены некоторые результаты работ Fernandez, Rodrik (1991) и Roland (2000), касающиеся сопоставления шокового и градуалистского подходов, а также выбора оптимальной последовательности реформ. Кроме того, излагается теория стадий модернизации (Полтерович, Попов (2006а,b)), позволяющая предсказать характер необходимых изменений экономической политики в процессе догоняющего развития.

В основе большинства реформ, проводимых странами догоняющего развития, лежит идея трансплантации (заимствования) институтов из более передовой институциональной среды. Этим определяется важность исследования различных стратегий трансплантации и их последствий. Соответствующая теория стремится выявить причины, в силу которых наивная стратегия переноса («трансплантации») институтов из более развитых систем, за редкими исключениями, не приводит к успеху, и пытается предложить успешную стратегию заимствования (Норт (1997), Badie (1992), Олейник (2000), Полтерович (2001а)). Глава 5 монографии посвящена этой проблеме. Она рассматривается здесь как задача построения траектории, соединяющей в подходящем институциональном пространстве выбираемый исходный образец (трансплантат) с эффективным финальным институтом. Развитая в предыдущих главах теория, касающаяся структуры институциональных траекторий и стратегий реформирования, целиком относится и к процессам трансплантации. В гл. 5 изучаются особенности мирового и внутреннего рынка трансплантатов, обусловливающие его принципиальную иска-женность, и обсуждается проблема проектирования трансплантационной реформы. Затем на основе работы Полтеровича и Старкова (2007) приводится конкретный пример подобного проекта, имеющего целью создание массовой ипотеки в России. Проведенное в рамках этого проекта исследование подтвердило базовые гипотезы теории трансплантации. В завершение главы рассмотрен вопрос о том, почему трансплантация институтов демократии в страны с низкой гражданской культурой столь часто оканчивается неудачей. Этот раздел следует работе Полтеровича и Попова (2007).

Еще одна важная идея настоящей монографии связана с понятиями переходной ренты (Gelb, Hillman, Ursprung (1996), Полтерович (1999а)) и избыточной перераспределительной активности (Олсон (1998)). На многочисленных примерах я стараюсь показать, как неверная стратегия реформ приводит к активизации перераспределительных коалиций, стремящихся к захвату ренты, высвобождающейся в результате институциональных преобразований.

Присвоение ренты лишь один из факторов, обусловливающих издержки реформ, которые рассматриваются в гл. 6 в связи с исследованием трансформационного спада. Среди других факторов значительное внимание уделено дезорганизации (Blanchard, Kremer (1996)), влиянию начальных условий и последовательности реформ (Катышев, Полтерович (2006)) и особенностям гражданской культуры, препятствующим построению эффективного рынка.

Цель гл.7 — сформулировать общие требования к стратегии институциональной реформы, базируясь на полученных ранее выводах. Вводится понятие перспективной траектории, которая, как мы предполагаем, благодаря выполнению этих требований имеет высокие шансы на успех. Перспективная траектория должна быть согласована с ресурсными, технологическими и институциональными ограничениями и предусматривать встроенные механизмы, стимулирующие запланированные изменения институтов и предотвращающие возникновение дисфункций и институциональных ловушек. Во второй части главы предлагаемый аналитический аппарат использован для сопоставления реформ в Китае и в России.

Последняя, восьмая глава посвящена рассмотрению некоторых конкретных типов реформ. Здесь рассмотрены вопросы стабилизации цен, приватизации, реформирования рынка труда и банковской системы. Все эти темы весьма обширны, и в задачу данной работы не входило их всестороннее обсуждение. В гл. 8 лишь намечены связанные с ними проблемы и рассмотрены модели, иллюстрирующие ряд общих тезисов, сформулированных в предыдущих главах.

В монографии использованы материалы курса лекций, читавшегося автором в Российской экономической школе в 2001-2007 гг.

При работе над этой книгой я пользовался поддержкой многих друзей и коллег, которым я хотел бы выразить свою признательность. Моя искренняя благодарность коллективам Центрального экономико-математического института, в котором я проработал более 40 лет, и Российской экономической школы, где я преподаю с момента ее основания в 1992 г.

Я признателен С.Я.Чернавскому, прочитавшему рукопись и сделавшему ряд ценных замечаний. Моя особая благодарность моим соавторам по статьям и проектам: В.В.Попову, О.Ю.Старкову, А.С.Тонису, П.К.Катышеву. Работа никогда не была бы завершена, если бы не безграничное терпение, постоянная поддержка и помощь моей жены Юлии Гершкович. Ей и посвящается эта книга. 

Советский Союз – страны, холодная война и коллапс

Русская революция и рождение Советского Союза

Советский Союз берет свое начало в русской революции 1917 года. Радикальные левые революционеры свергли царя России Николая II, положив конец векам Романовых правило. Большевики создали социалистическое государство на территории, которая когда-то была Российской империей.

Последовала долгая и кровопролитная гражданская война. Красная Армия при поддержке большевистского правительства нанесла поражение Белой Армии, которая представляла собой большую группу свободно союзных сил, включая монархистов, капиталистов и сторонников других форм социализма.

В период, известный как красный террор, большевистская тайная полиция, известная как ЧК, провела кампанию массовых казней сторонников царского режима и представителей высшего класса России.

Договор 1922 года между Россией, Украиной, Белоруссией и Закавказьем (современные Грузия, Армения и Азербайджан) образовал Союз Советских Социалистических Республик (СССР). Вновь созданная Коммунистическая партия во главе с революционером-марксистом Владимиром Лениным взяла под свой контроль правительство. На пике своего развития СССР разросся до 15 Советских Социалистических Республик.

Иосиф Сталин

Революционер грузинского происхождения Иосиф Сталин пришел к власти после смерти Ленина в 1924 году. Диктатор правил с помощью террора, приняв ряд жестоких мер, в результате которых погибли миллионы его собственных граждан. Во время своего правления, которое продлилось до его смерти в 1953 году, Сталин превратил Советский Союз из аграрного общества в промышленную и военную сверхдержаву.

Сталин реализовал ряд пятилетних планов, чтобы стимулировать экономический рост и преобразования в Советском Союзе. Первая пятилетка была направлена ​​на коллективизацию сельского хозяйства и ускоренную индустриализацию. Последующие пятилетки были сосредоточены на производстве вооружений и наращивании военной мощи.

Между 1928 и 1940 годами Сталин провел коллективизацию сельскохозяйственного сектора. Сельские крестьяне были вынуждены вступать в колхозы. Те, кто владел землей или скотом, были лишены своих владений. Сотни тысяч состоятельных фермеров, называемых кулаками, были схвачены и казнены, а их имущество конфисковано.

Коммунисты считали, что объединение индивидуальных хозяйств в ряд крупных государственных коллективных хозяйств повысит производительность сельского хозяйства. Было наоборот.

Великая чистка

На фоне неразберихи и сопротивления коллективизации в деревне производительность сельского хозяйства упала. Это привело к катастрофической нехватке продовольствия.

Миллионы погибли во время Великого голода 1932-1933 годов. В течение многих лет СССР отрицал Великий голод, держа в секрете результаты переписи населения 1937 года, которые выявили бы масштабы потерь.

Голодомор в Украине, известный как Голодомор, сочетание украинских слов, означающих «умереть от голода» и «причинить смерть», по некоторым оценкам, унес жизни 3,9 человек.миллионов человек, около 13 процентов населения.

Сталин устранил всю возможную оппозицию своему руководству, терроризируя партийных чиновников и общественность через свою тайную полицию.

В разгар сталинской террористической кампании, в период между 1936 и 1938 годами, известный как Великая чистка, было казнено около 600 000 советских граждан. Еще миллионы были депортированы или заключены в исправительно-трудовые лагеря, известные как ГУЛАГи.

Холодная война

После капитуляции нацистской Германии в конце Второй мировой войны неудобный военный союз между Советским Союзом, Соединенными Штатами и Великобританией начал рушиться.

К 1948 году Советский Союз установил правительства коммунистического толка в странах Восточной Европы, которые СССР освободил от нацистского контроля во время войны. Американцы и британцы опасались распространения коммунизма в Западной Европе и во всем мире.

В 1949 году США, Канада и их европейские союзники создали Организацию Североатлантического договора (НАТО). Союз между странами западного блока был политической демонстрацией силы против СССР и его союзников.

В ответ на действия НАТО Советский Союз в 1955 году консолидировал власть среди стран Восточного блока в рамках конкурирующего альянса под названием Варшавский договор, что положило начало холодной войне.

Борьба за власть времен холодной войны, которая велась на политическом, экономическом и пропагандистском фронтах между Восточным и Западным блоками, в различных формах сохранялась до распада Советского Союза в 1991 году.

Хрущев и десталинизация

После смерти Сталина В 1953 году к власти пришел Никита Хрущев. В 19-м он стал секретарем Коммунистической партии.53 и премьера в 1958 году.

Правление Хрущева пришлось на самые напряженные годы холодной войны. Он спровоцировал кубинский ракетный кризис в 1962 году, установив ядерное оружие всего в 90 милях от побережья Флориды на Кубе.

Однако дома Хрущев инициировал ряд политических реформ, которые сделали советское общество менее репрессивным. В этот период, позже известный как десталинизация, Хрущев критиковал Сталина за аресты и депортацию противников, предпринял шаги по улучшению условий жизни, освободил многих политических заключенных, ослабил художественную цензуру и закрыл трудовые лагеря ГУЛАГа.

Ухудшение отношений между Советским Союзом и соседним Китаем и нехватка продовольствия в СССР подорвали легитимность Хрущева в глазах руководства Коммунистической партии. Члены его собственной политической партии отстранили Хрущева от должности в 1964 году.

Спутник и советская космическая программа

В 1930-е годы Советский Союз инициировал программы по ракетостроению и исследованию космоса в рамках сталинской программы построения передовой индустриальной экономики. Многие ранние проекты были связаны с советскими военными и держались в секрете, но к 19В 50-е годы космос станет еще одной драматической ареной соперничества между дуэльными мировыми сверхдержавами.

4 октября 1957 года СССР публично запустил на низкую околоземную орбиту первый в мире искусственный спутник Земли. Успех спутника заставил американцев опасаться, что США отстают от своего соперника времен холодной войны в области технологий.

Последовавшая за этим «Космическая гонка» еще больше обострилась в 1961 году, когда советский космонавт Юрий Гагарин стал первым человеком в космосе.

Президент США Джон Ф. Кеннеди отреагировал на подвиг Гагарина, сделав смелое заявление о том, что к концу десятилетия США отправят человека на Луну. США добились успеха — 20 июля 19 г.В 69 году астронавт Нил Армстронг стал первым человеком, ступившим на Луну.

Михаил Горбачев

Михаил Горбачев, давний политик Коммунистической партии, пришел к власти в 1985 году. Он унаследовал застойную экономику и разваливающуюся политическую систему. Он представил два набора политик, которые, как он надеялся, реформируют политическую систему и помогут СССР стать более процветающей и продуктивной страной. Эта политика называлась гласностью и перестройкой.

Горбачевский план гласности требовал политической открытости. В нем рассматривались личные ограничения советских людей. Гласность устранила оставшиеся следы сталинских репрессий, такие как запрет на книги (например, нобелевский лауреат Бориса Пастернака «Доктор Живаго») и столь ненавидимую тайную полицию (хотя КГБ не распустился полностью до распада Советского Союза в 1991). Газеты могли критиковать правительство, а партии, кроме Коммунистической партии, могли участвовать в выборах.

Перестройка была планом Горбачева по реструктуризации экономики. В годы перестройки Советский Союз начал двигаться к гибридной коммунистически-капиталистической системе, очень похожей на современный Китай. Политический комитет Коммунистической партии, называемый Политбюро, по-прежнему будет контролировать направление экономики. Тем не менее, правительство позволит рыночным силам диктовать некоторые решения в области производства и разработки.

Распад Советского Союза

В 1960-х и 1970-х годах элита Коммунистической партии быстро набирала богатство и власть, в то время как миллионы рядовых советских граждан голодали. Стремление Советского Союза к индустриализации любой ценой приводило к частой нехватке продовольствия и потребительских товаров. Очереди за хлебом были обычным явлением в 1970-х и 1980-х годах. Советские граждане часто не имели доступа к предметам первой необходимости, таким как одежда или обувь.

Пропасть между чрезмерным богатством Политбюро и бедностью советских граждан вызвала негативную реакцию со стороны молодых людей, которые отказались принять идеологию коммунистической партии, как это сделали их родители.

СССР также столкнулся с иностранными атаками на советскую экономику. В 1980-х годах Соединенные Штаты при президенте Рональде Рейгане изолировали советскую экономику от остального мира и помогли снизить цены на нефть до самого низкого уровня за последние десятилетия. Когда доходы Советского Союза от нефти и газа резко упали, СССР начал терять контроль над Восточной Европой.

Тем временем реформы Горбачева медленно приносили плоды и скорее ускорили распад Советского Союза, чем помогли ему. Ослабление контроля над советским народом придало смелости движениям за независимость в советских сателлитах Восточной Европы.

Политическая революция в Польше в 1989 году вызвала другие, в основном мирные революции в странах Восточной Европы и привела к падению Берлинской стены. К концу 1989 года СССР трещал по швам.

Неудачный переворот сторонников жесткой линии Коммунистической партии в августе 1991 года решил судьбу Советского Союза, ослабив власть Горбачева и выдвинув демократические силы во главе с Борисом Ельциным на передний край российской политики.

25 декабря Горбачев ушел с поста руководителя СССР. Советский Союз прекратил свое существование 31 декабря 19 года.91.

Источники:

Оружие или масло Проблемы холодной войны. Библиотека ЦРУ.
Откровения из российских архивов. Библиотека Конгресса.
Sputnik, 1957. Историк Государственного департамента США.

Нацистская партия | Энциклопедия Холокоста

Введение

Нацистская партия — ультраправое радикальное движение и политическая партия, возглавляемая Адольфом Гитлером. Ее официальное название было Национал-социалистическая немецкая рабочая партия ( Nationalsozialistische deutsche Arbeiterpartei 9).0102 или НСДАП). Нацистская идеология была расистской, националистической и антидемократической. Он был яростно антисемитским и антимарксистским.

Нацистская партия была основана в 1920 году, но до кризиса Великой депрессии не пользовалась поддержкой населения. В 1933 году президент Германии назначил Гитлера рейхсканцлером. В то время в правительстве Германии доминировали ненацисты. Однако нацисты использовали чрезвычайные декреты, насилие и запугивание, чтобы быстро захватить власть. Нацисты упразднили все другие политические партии. Они объявили Германию однопартийным государством с Гитлером в качестве верховного лидера.

Происхождение нацистской партии

После окончания Первой мировой войны в Германии начались большие политические потрясения. Версальский мирный договор (1919 г.) наложил жесткие условия на проигравшую войну Германию. Кроме того, в стране произошло свержение монархии. На его месте была новая Веймарская республика, демократическое правительство. Расистские и антисемитские группы возникли среди ультраправых. Они обвинили евреев в поражении Германии в войне. Эти группы выступали против Веймарской республики и Версальского договора. Они были против демократии, прав человека, капитализма, социализма и коммунизма. Они выступали за то, чтобы исключить из немецкой жизни всех, кто не принадлежал к немецкому Volk или гонка.

В сентябре 1919 года Гитлер присутствовал на собрании одной из таких групп в Мюнхене, Немецкой рабочей партии. Эта небольшая политическая организация стремилась отвратить немецких рабочих от марксистского социализма. На собрании внимание привлекли публичные выступления Гитлера. Его пригласили на главную роль.

В 1920 году Гитлер изменил название партии на Национал-социалистическую немецкую рабочую партию. «Национал-социализм» был расистской и антисемитской политической теорией. Он был разработан в родной Гитлеру Австрии как антитеза марксистскому социализму и коммунизму. Марксисты, например, выступали за глобальную солидарность рабочих всего мира. Они призывали к ликвидации национальных государств. Однако национал-социалисты стремились объединить членов немецкой Volk в полном подчинении гос. Они призвали сильное государство возглавить «высшую расу» в «расовой борьбе» против «низших рас», особенно евреев.

В 1920 году Гитлер сформулировал программу из 25 пунктов. Эта программа оставалась единственной платформой партии. Среди своих пунктов он отверг версальское урегулирование. Также требовалось объединить всех людей немецкой «крови». Программа призывала к Великой Германии, управляемой сильным центральным государством. Страна должна была приобретать новые земли и колонии. Программа откажет в гражданстве и правах всем не немцам, особенно евреям.

Нацистская партия неуклонно росла под руководством Гитлера. Он получил поддержку влиятельных людей в армии, крупном бизнесе и обществе. Партия также поглотила другие праворадикальные группы. В 1921 году Гитлер организовал военизированное формирование под названием «Штурмовые отряды» ( Sturmabteilung , SA). Члены СА были ветеранами войны и членами Свободного корпуса ( Freikorps ), военизированных формирований, которые боролись с левыми движениями в послевоенной Германии.

Пивной путч

8-9 ноября 1923 года Гитлер и его сторонники предприняли неудачную попытку захватить контроль над Баварским государством. Они считали, что это вызовет общенациональное восстание против Веймарской республики.

Восстание началось в мюнхенской пивной Bürgerbräu Keller. Герой Первой мировой войны генерал Эрих Людендорф, Гитлер и другие нацистские лидеры возглавили марш. За ним последовало около 2000 нацистов и сочувствующих. Городская полиция столкнулась с демонстрантами, что привело к перестрелке. Четыре полицейских и 14 гитлеровцев были убиты. После путч , Власти Германии запретили нацистскую партию. Несколько ее лидеров были арестованы и обвинены в государственной измене. Гитлер был осужден и приговорен к 5 годам тюремного заключения. Всего через восемь месяцев его освободили за «хорошее поведение».

Находясь в тюрьме, Гитлер начал диктовать свою книгу Mein Kampf . В книге изложены его мировоззрение и личная миссия. Гитлер считал, что ему суждено возглавить немецкую «расу господ» в битве между расами за контроль над землей и ресурсами. Он добьется этого, создав расово чистое государство и завоевав Lebensraum (жилое пространство) в Советском Союзе. Кроме того, он уничтожит главного врага немцев, евреев, и их самое опасное оружие: иудео-большевизм. Mein Kampf была опубликована после освобождения Гитлера. Он не стал бестселлером в Германии, пока он не стал канцлером.

Восстание нацистской партии

После провала путча Гитлер пришел к выводу, что путь к уничтожению Веймарской республики лежит через демократические средства. В 1925 декабря он убедил лидеров Баварии снять запрет на нацистскую партию. Гитлер пообещал, что будет добиваться власти только путем выборов. Затем он восстановил нацистскую партию под своим полным контролем. Что определило партию, так это не ее программа из 25 пунктов, а скорее полная лояльность своему фюреру или лидеру Гитлеру.

Нацистская партия готовится баллотироваться на выборах. Он организовал отделения в каждой немецкой земле. Эти отделения занимались формированием кадров в районах, городах, поселках и селах. Нацистская партия имела жесткую командную структуру сверху вниз. Должностные лица назначались сверху, а не избирались членами. В каждом регионе по Гауляйтер  или глава округа был главой. Эта должность была назначена Гитлером и подчинялась непосредственно ему.

Выборы в Рейхстаг 1928 года

Число членов нацистской партии увеличилось в четыре раза к выборам 1928 года в Рейхстаг , немецкий парламент. Однако он получил лишь 2,6% голосов и 12 мест.

Несмотря на свое название, Национал-социалистическая немецкая рабочая партия не получила большой поддержки со стороны промышленных рабочих. Это не касалось Гитлера, который стремился создать массовое движение. Он стремился обратиться ко многим группам, которые не любили Веймарскую республику и боялись социализма и коммунизма.

Гитлер подчеркивал важность пропаганды для привлечения внимания и интереса. Он использовал прессу и плакаты для создания волнующих лозунгов. Он демонстрировал привлекательные эмблемы и униформу. Партия провела множество митингов, парадов и митингов. Кроме того, были созданы вспомогательные организации для обращения к определенным группам. Например, были группы для молодежи, женщин, учителей и врачей. Партия стала особенно популярной среди немецкой молодежи и студентов университетов.

Выборы в Рейхстаг 1930 года

Успеху нацистской партии больше всего способствовал экономический коллапс Германии во время Великой депрессии, начавшейся в 1929 году. Кризис привел к повсеместной безработице и бедности. Это также привело к росту преступности. Возникшие в результате гнев и страх немцев сделали их уязвимыми для аргументов крайне правых и левых.

На выборах 1930 года резко возросла поддержка как нацистов, так и коммунистов. Однако нацисты имели большую поддержку, набрав 18,3% голосов и 107 мест. Благодаря этому результату они стали второй по величине партией в Рейхстаге. Президент Гинденбург и его консервативные советники не хотели, чтобы крупнейшая партия, социалисты, сформировала правительство, и поэтому пытались править посредством президентского указа. Они надеялись вовремя внести поправки в конституцию и установить авторитарное правление.

Выборы в Рейхстаг 1932 года

Увеличение политического раскола привело к росту насилия. СА был особенно жестоким. К 1932 году он насчитывал 400 000 членов. Тем летом были смертельные уличные бои и ежедневные убийства. Все больше и больше немцев соглашались с аргументом Гитлера о том, что парламентская демократия разрушает Германию, удовлетворяя особые интересы. Гитлер утверждал, что нации нужен сильный лидер, чтобы объединить Германию и править в национальных интересах. Партия не подчеркивала антисемитизм в своих общих предвыборных заявлениях.

На июльских выборах 1932 года нацисты стали крупнейшей партией в Рейхстаге. Партия получила 37,4% голосов и 230 мест. Гитлер, однако, отказался присоединиться к коалиционному правительству, если он не был назначен канцлером. Гинденбург выступил против этого требования.

Выборы в Рейхстаг пришлось провести снова в ноябре 1932 года. Нацистская партия оставалась крупнейшей партией, но набрала на два миллиона меньше голосов, чем в июле. Партия опустилась до 196 мест, набрав 33,1% голосов. К этому времени экономика Германии шла на поправку, а популярность партии падала. Шансы на выживание Веймарской республики, казалось, улучшались.

Затем, 30 января 1933 года, Гинденбург назначил Гитлера рейхсканцлером в коалиционном правительстве. В нем доминировали не нацисты, а скорее члены консервативной Немецкой национальной народной партии и беспартийные профессионалы из бюрократии. Гинденбург пошел на этот шаг после того, как его советники заверили его, что консервативные члены могут контролировать Гитлера. Они считали, что могут использовать массу последователей Гитлера, чтобы внести поправки в конституцию и создать авторитарное государство.

Германия становится однопартийной диктатурой при Гитлере

Став канцлером, Гитлер быстро принял меры, чтобы поставить правительство под партийный контроль. Он убедил Гинденбурга распустить Рейхстаг и объявить новые выборы. Предвыборная программа нацистов призывала всех хороших немцев объединиться в борьбе за искоренение «марксизма», то есть как коммунизма, так и социализма. Нацистская партия насыщала Германию своей пропагандой. Тем временем правительство ограничило оппозиционную прессу. На большей части Германии СА и СС ( Schutzstaffel ) члены были назначены вспомогательной полицией. Они использовали свои силы, чтобы нападать, арестовывать и убивать коммунистов.

27 февраля 1933 года в здании Рейхстага произошел пожар. Пожар послужил поводом для объявления чрезвычайного положения. Это позволило правительству отменить гражданские свободы и взять на себя правительства штатов. На выборах в Рейхстаг 5 марта нацистская партия получила 44% голосов. Вместе со своим партнером по коалиции партия едва получила большинство мест. Гитлер использовал аресты, запугивание и ложные обещания, чтобы получить необходимое количество голосов для принятия Закона о полномочиях 23 марта. Это «позволило» Гитлеру и его кабинету диктовать законы без одобрения рейхстага или президента.

Нацистская партия не только захватила контроль над всеми уровнями власти. Он также работал над контролем всех аспектов экономической, социальной и культурной жизни Германии. Этот процесс назывался Gleichschaltung , или «координация». Все другие политические партии были упразднены к 14 июля 1933 года. Германия была объявлена ​​однопартийным государством при нацистской партии. Правительственные, юридические и образовательные учреждения были очищены от евреев и предполагаемых политических противников. Рабочие, работодатели, писатели и художники попали под контроль нацистских организаций. Спорт и досуг также попали под контроль нацистов. Только военные и церкви избежали «координации».

Угроза изнутри

К 1934 году основная угроза сохранению Гитлером контроля над правительством исходила от нацистской партии, особенно от СА. Солдаты СА стремились наказать врагов и нажиться на захвате власти нацистами. Их насилие и запугивание встречали растущее общественное неодобрение. Чтобы успокоить нацию, Гитлер объявил, что революционная фаза «национального восстания» закончилась. Однако в СА поговаривали о второй революции. Его должен был возглавить командующий СА Эрнст Рем. К этому времени в СА насчитывалось 4,5 миллиона членов. Он намного превосходил Reichswehr , Вооруженные силы Германии. Рем не скрывал своего желания подчинить СА вооруженные силы. В июне 1934 года немецкие генералы ясно дали понять Гитлеру, что он должен укротить СА или столкнуться с военным переворотом.

30 июня 1934 года Гитлер провел кровавую чистку в СА. Чистка стала известна как «Ночь длинных ножей». По оценкам, от 150 до 200 жертв включали Рёма и других лидеров СА, а также консервативных деятелей, вызвавших недовольство нацистов. Хотя СС подчинялись СА, большинство убийств было совершено СС. В награду Гитлер сделал СС независимой нацистской организацией. Его лидер Генрих Гиммлер подчинялся непосредственно Гитлеру.

2 августа 1934 года умер президент Гинденбург. Затем каждому военнослужащему немецких вооруженных сил было приказано принести присягу на личную верность Гитлеру. Немецкие военачальники приветствовали расправу над руководством СА. Без оппозиции Гитлер отменил отдельную должность рейхспрезидента. Он объявил себя фюрером и рейхсканцлером, абсолютным правителем немецкого народа.

Нацистская партия у власти

Ожидалось, что все «арийские» немцы будут участвовать в организациях, управляемых нацистской партией. Однако сама партия оставалась элитной, ограничивая свой членский состав. В соответствии с «принципом руководства» она сохранила иерархическую структуру управления. Руководители были на всех уровнях: областном, уездном, городском, районном и микрорайонном. Лидеры назначались сверху и следили за соответствием населения нацистским стандартам. До прихода к власти партия также создала аппарат, подобный правительству. Департаменты отвечали за те же области, что и правительственные министерства. Например, были отделы внешней политики, юстиции, труда и экономики. Эта структура никогда не заменяла немецкую бюрократию. Однако она действовала рядом с ней и в постоянной конкуренции с ней.

Гитлер преобразовал одно партийное учреждение в правительственное учреждение, когда он назначил начальника отдела пропаганды Йозефа Геббельса главой нового министерства пропаганды. Геббельс создал культ личности, прославивший Гитлера как непогрешимого спасителя Германии. Нацистская пропаганда стала неизбежной в Германии. Он доминировал в прессе, кино, радио и общественных местах. Повсюду появлялись портреты или статуи Гитлера. Каждый город и поселок переименовали улицу или общественное место в его честь. Ожидалось, что на публике простые немцы будут хвалить Гитлера и произносить так называемое немецкое приветствие («Хайль Гитлер!»). Пропаганда проникла и в школьные программы. Дети, например, учили в государственных школах оды, восхваляющие лидерство Гитлера. Фильм Лени Рифеншталь «Триумф воли» ярко рисует образ Гитлера как почти божественного лидера. Фильм основан на одном из массовых партийных митингов в Нюрнберге.

Контроль нацистской партии над всеми уровнями правительства позволил ей проводить свои антисемитские программы. Центральное правительство приняло радикальные антисемитские указы. Однако и раньше нацистские чиновники преследовали евреев на местном уровне. Евреи были исключены из профессий, предприятий и общественных мест. Пропаганда изображала евреев ядовитыми паразитами, замышляющими уничтожить немецкий Volk через капитализм и большевизм. Нацистские лидеры утверждали, что «евреи» развязали Вторую мировую войну. Война изображалась как борьба за выживание Германии.