Тест по физике (11 класс) на тему: Тест по физике по теме «Дисперсия света. Интерференция света» 11 класс.
ТЕСТ ДИСПЕРСИЯ, ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ СВЕТА.
1 вариант
1. Разложение пучка солнечного света в спектр при прохождении его через призму объясняется тем, что свет состоит из набора электромагнитных волн разной длины, которые, попадая в призму,
А.движутся с разной скоростью
Б.имеют одинаковую частоту
В.поглощаются в разной степени
Г.имеют одинаковую длину волны
2. После прохождения белого света через красное стекло свет становится красным. Это происходит из-за того, что световые волны других цветов в основном
А.отражаются
Б.рассеиваются
В.преломляются
Г.поглощаются
3. Узкий световой пучок после прохождения через прозрачную призму дает на экране спектр. Укажите правильную последовательность цветов в спектре.
А. ор-зел-син-гол Б. гол-син-зел-фиол
В. ор-жел-зел-гол Г. жел-ор-зел-гол
4. При выдувании мыльного пузыря при некоторой толщине пленки он приобретает радужную окраску. Какое физическое явление лежит в основе этого наблюдения?
А.интерференция
Б.дифракция
В.поляризация
Г.дисперсия
5. На переднюю грань прозрачной стеклянной призмы падают параллельные друг другу зеленый и красный «лучи» лазеров. После прохождения призмы
зел
А.они останутся параллельными
кр Б.они разойдутся так, что не будут
пересекаться
В.они пересекутся
Г.ответ зависит от сорта стекла
6. Интерфереция света – это…
А.отклонение от прямолинейности в распространении световых волн
Б.зависимость показателя преломления вещества от частоты световой волны
В.перераспределение энергии волн в пространстве при наложении волн друг на друга
Г.исчезновение преломленных лучей
7. Каким образом можно на опыте получить когерентные волны?
А.от двух источников одинаковой частоты
Б.от двух произвольных источников света
В.пропустив свет через стеклянную призму
Г.разделив световой пучок на две части
8. Ученик рассматривает записи в тетради, сделанные синими чернилами через оранжевое стекло. Какой цвет букв он увидит?
А. черный
Б. синий
В. зеленый
Г. оранжевый
9. Условие минимума интерференции когерентных световых волн…
А.∆d=kλ
Б.∆d=kλ/2
В.∆d=2kλ
Г.∆d=(2k+1).λ/2
ТЕСТ ДИСПЕРСИЯ, ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ СВЕТА.
2 вариант
1.Укажите правильное утверждение. Дисперсия проявляется в следующих природных явлениях:
1) цветные разводы на мыльной пленке 2) радуга
А.только1 Б.только2
В.и1, и2 Г.ни 1, ни2
2.Верно утверждение (-я):
Дисперсией света объясняется физическое явление:
1)фиолетовый цвет мыльной пленки, освещаемой белым светом
2)окрашивание белого света проходящего через фиолетовое стекло
А.только1
Б.только2
В.и1, и2
Г.ни 1, ни2
3.Для определения длин волн угол преломления световых лучей на границе воздух-стекло уменьшается с увеличением длины волны излучения. Ход лучей для трех цветов при падении белого света из воздуха на границу раздела показан на рисунке. Цифрам соответствуют цвета:
А.1-син Б.1-син В.1-кр Г.1-кр
2-зел 2-кр 2-зел 2-син
3-кр 3-зел 3-син 3-зел
1 2 3
5. На переднюю грань прозрачной стеклянной призмы падают параллельные друг другу оранжевый и фиолетовый «лучи» лазеров. После прохождения призмы
ор
А.они останутся параллельными
фиол Б.они разойдутся так, что не будут
пересекаться
В.они пересекутся
Г.ответ зависит от сорта стекла
6.Дисперсия света – это…
А.огибание волнами препятствий
Б.сложение в пространстве волн
В.разложение бело света на составляющие семь цветов
Г.преломление на границе раздела двух сред
7. Световые волны когерентны, если у них
А.совпадают амплитуды
Б.совпадают частоты
В.постоянен сдвиг фаз
Г.Б и В
8. Ученик рассматривает записи в тетради, сделанные красными чернилами через красное стекло. Какой цвет букв он увидит?
А.белый Б.красный
В.черный Г.ничего не увидит
9.Условие максимума интерференции когерентных волн
А.∆d=kλ
Б.∆d=kλ/2
В.∆d=2kλ
Г.∆d=(2k+1).λ/2
Ответы:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
Вариант 1 | А | Г | В | А | В | В | Г | А | Г |
Вариант 2 | В | В | В | В | Б | В | Б | Г | А |
Дисперсия света — урок. Физика, 9 класс.
Опыты Ньютона
В \(1666\) г. И. Ньютон, занимаясь усовершенствованием телескопов, обратил внимание на то, что изображение, получаемое с помощью объектива телескопа, окрашено по краям. Предполагая, что это может быть связано с преломлением света, он направил узкий пучок солнечного света, образованного отверстием в ставне, на грань стеклянной призмы, установленной в тёмной комнате. При этом на противоположной стене комнаты, выполнявшей роль экрана, появилось удлинённое изображение щели, состоящее из ряда цветных полос.
Разноцветную полоску, которая образуется при прохождении солнечного света через призму, Ньютон назвал спектром (от лат. spectrum — «видение», «изображение»). В спектре Ньютон выделил семь цветов: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.
Явление разложения света призмой Ньютон назвал дисперсией (от лат. dispersio — «рассеяние»).
Белый свет является сложным: пройдя через призму, он разлагается на пучки различных цветов.
Далеко не все современники Ньютона согласились с этим выводом: слишком необычным казалось предположение. Сам Ньютон нашёл простой и убедительный способ доказать справедливость своего вывода. Для этого он на пути пучка, прошедшего через призму, поместил вторую призму, повёрнутую на \(180\)° относительно первой. При этом вышедший из второй призмы пучок становился белым.
Опытным путём Ньютон нашёл ответ на важный вопрос: почему пучки разных цветов по-разному отклоняются призмой? Полученный вывод он сформулировал в своём трактате «Оптика» так: «Световые пучки, отличающиеся по цвету, отличаются по степени преломляемости». В наибольшей степени преломляются фиолетовые лучи, в наименьшей — красные.
Дисперсия света
Как известно, показатель преломления среды \(n\) зависит от скорости света \(v\) в веществе:
n=cv, где \(c\) — скорость света в вакууме.
Следовательно, пучок фиолетового цвета преломляется в большей степени потому, что фиолетовый цвет имеет в веществе наименьшую скорость. Красные же лучи преломляются меньше других потому, что их скорость в веществе наибольшая. Впоследствии было установлено, что цвет света и показатель преломления зависят от частоты световой волны. По современным представлениям,
дисперсией света называется зависимость показателя преломления вещества и скорости света в нём от частоты световой волны.
Можно ли разложить одноцветные пучки света? Чтобы ответить на этот вопрос, Ньютон поставил опыт, который состоял в следующем. Из пучка цветных лучей, полученных с помощью призмы, экраном с небольшим отверстием выделялись узкие пучки определённого цвета и направлялись на вторую призму. Эти пучки, проходя сквозь вторую призму, отклоняются, не меняя своего цвета.
Это говорит о том, что цветные лучи являются простыми, или монохроматическими (от греч. monos — «один», chroma — «цвет»). Свет каждого цвета представлен волнами настолько узкого интервала частот, что обычно его характеризуют одной определённой частотой.
Многообразие цветовой гаммы окружающего мира объясняется явлениями отражения и поглощения света. Если белый свет падает на лист бумаги, то она кажется белой потому, что отражает весь падающий на неё свет. Тело, которое не отражает свет, а поглощает его, видится чёрным, например сажа.
Пример:
зелёный цвет травы объясняется тем, что из падающего на неё света она отражает лишь лучи зелёного цвета, поглощая все остальные.
Рисунок \(1\). Зелёная трава
Какими видятся цвета предметов сквозь окрашенные прозрачные стёкла? Зелёное стекло пропускает свет зелёного цвета (красное — красного и т. д.) и поглощает все остальные цвета. Если приложить друг к другу два окрашенных стекла, то сквозь них пройдут лучи только тех цветов, которые пропускаются обоими стеклами. Так, красное и зелёное стёкла, сложенные вместе, почти не пропускают свет.
Пример:
красные розы, если смотреть на них сквозь зелёное стекло, наблюдателю будут казаться чёрными. Красные розы поглощают все цвета, кроме красного, а красный цвет отражают. Зелёное стекло поглощает весь свет, кроме зелёного. Но зелёного цвета нет в свете, который отражают розы, — они его поглотили. К наблюдателю в глаза через зелёное стекло не попадёт никакого света от красных роз — они покажутся чёрными.
Источники:
Физика. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / В. В. Белага, И. А. Ломаченков, Ю. А. Панебратцев. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2016. — 175 с.: ил. — (Сферы).
Физика. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений (базовый уровень) / С. А. Тихомирова, Б. М. Яворский. — 2-е изд., испр. — М.: Мнемозина, 2009. — 271 с.: ил.
Рисунок 1. Зелёная трава
https://pixabay.com/ru/photos/трава-газон-фон-травяной-зеленый-16044/
Тест по физике (11 класс) на тему: Тест по теме «Дисперсия»
Тест по теме «Дисперсия»
1. Дисперсия проявляется в следующих явлениях:
А. Изменение видимого цвета белой ткани при разглядывании её через цветное стекло.
Б. Образование радуги при прохождении света через мелкие капли воды.
Верно(-ы) утверждение(-я):
1) только А 2) только Б 3) и А, и Б 4) ни А, ни Б
2. Одинаковы ли скорости распространения красного и фиолетового излучений в вакууме, в стекле?
А. В вакууме – нет, в стекле – да; Б. В вакууме – да, в стекле – нет;
В. В вакууме и стекле одинаковы; Г. И в вакууме, и в стекле различны.
3. Поверхность воды освещена красным светом с длиной волны 0,7 мкм. Какой цвет увидит человек открыв глаза под водой? Как изменится длина волны?
А. Зелёный, уменьшится; Б. Красный, увеличится; В. Красный, уменьшится; Г. Красный, не изменится
4. Могут ли две разноцветные световые волны, например красного и зелёного излучений, иметь одинаковые длины волн?
А. Длина волны красного излучения всегда больше зелёного; Б. Длина волны красного излучения всегда меньше зелёного; В. Могут, если волны распространяются в различных средах; Г. Длина волны в любом случае одинакова.
5. Какое значение не может принимать показатель преломления обычных сред:
1) n = 1 2) n = 2 3) n = 0 4) n = 4?
6. В некотором спектральном диапазоне угол преломления лучей на границе воздух-стекло падает с увеличением частоты излучения. Ход лучей для трех основных цветов при падении белого света из воздуха на границу раздела показан на рисунке. Цифрам соответствуют цвета
1) 1 — красный, 2 — зеленый, 3 — синий
2) 1 — красный, 2 — синий, 3 — зеленый
3) 1 — зеленый, 2 — синий, 3 — красный
4) 1 — синий, 2 — зеленый, 3 — красный
7. На плоскопараллельную стеклянную пластинку и стеклянную призму падает луч белого света (см. рисунок). Дисперсия света в виде радужных полос на экране
1) будет наблюдаться только в случае А
2) будет наблюдаться только в случае Б
3) будет наблюдаться и в случае А, и в случае Б
4) не будет наблюдаться ни в случае А, ни в случае Б
8. На плоскопараллельную стеклянную пластинку и стеклянную призму падает луч белого света (см. рисунок). Дисперсия света в виде радужных полос на экране
1) будет наблюдаться только в случае А
2) будет наблюдаться только в случае Б
3) будет наблюдаться и в случае А, и в случае Б
4) не будет наблюдаться ни в случае А, ни в случае Б
9. Дисперсия проявляется в следующих явлениях:
А. Изменение видимого цвета белой ткани при разглядывании её через цветное стекло.
Б. Образование радуги при прохождении света через мелкие капли воды.
Верно(-ы) утверждение(-я): 1) только А 2) только Б 3) и А, и Б 4) ни А, ни Б
10. Одинаковы ли скорости распространения красного и фиолетового излучений в вакууме, в стекле?
А. В вакууме – нет, в стекле – да; Б. В вакууме – да, в стекле – нет;
В. В вакууме и стекле одинаковы; Г. И в вакууме, и в стекле различны.
определение, открытие явления, примеры в природе
Пока ученые не объяснили видимые природные явления, когда все цвета выстраиваются в определенном порядке или мигрируют один в другой (радуга, северное сияние), людям казалось это чем-то волшебным. Сейчас мы понимаем, что это происходит из-за преломления солнечного потока. Но давайте разберемся в этом явлении чуть глубже. Что представляет собой дисперсия света?
Определение дисперсии света
Солнце проходит через прозрачные или условно прозрачные вещества, такие как вода, стекло, хрусталь. При этом белый луч, который мы считаем бесцветным, раскладывается на составляющие его радужные цвета.
Это происходит из-за того, что волны, попадая из одного вещества в другое, частично или полностью меняют свое направление. Такое изменение направления называется преломлением.
Но почему поток из белого, превращается в разноцветный? Это объясняется тем, что он не монохромный, а как раз содержит в себе весь цветовой ряд. Когда диапазоны всех цветов сливаются, мы видим белое излучение. При этом каждый цвет имеет разную длину волны. И в зависимости от нее по-своему меняет угол преломления.
Например, для зеленого диапазона угол отклонения будет больше, чем для оранжевого, а для синего больше, чем для зеленого. При этом скорость распространения изменяется при прохождении через другую среду, а вот частота остается прежней.
Объяснив эти наблюдения, можно дать определение такому понятию, как разложение белого света на составляющие.
Дисперсия — это зависимость показателя преломления от длины волны, или зависимость скорости света в веществе от длины волны. Это определение можно представить в виде формулы: n = f(v) или n = f(v), где
n — показатель приломления, λ — длина, а ν — частота.
Где встречается в природе
Разложение волнового потока в природе мы наблюдаем часто, но порой даже не догадываемся, что это дисперсия.
- Солнце на заходе, окрашивает все в красный или оранжевый цвет. Это происходит из-за разложения освещения в среде газа, который составляет нашу атмосферу.
- На дне аквариума или водоема с достаточно прозрачной водой мы можем видеть радужные блики. Это солнечный диапазон, преломленный в воде, раскладывается на цветовой спектр.
- Бриллианты, огранённый хрусталь, фиониты переливаются всеми гранями при ярком освещении.
Первые шаги на пути к открытию дисперсии
Еще задолго до того, как явление разложение спектра было описано и объяснено с точки зрения современной физики и представлений о волновой природе облучения, люди наблюдали и пытались понять суть этого явления.
Древнегреческий ученый Аристотель еще в 3 веке до н.э. активно изучал и пытался дать объяснение некоторым свойствам светового потока. Он наблюдал дисперсию света в природе и даже пытался экспериментально выяснить, как устроено солнечное излучение.
Так он выяснил, что солнечные лучи могут иметь разный цвет. И попытался описать суть этого явления. Ученый объяснил это тем, что разный оттенок свет приобретает из-за разного «количества темноты» в нем. Если темноты много, тогда освещение становится фиолетовым, если мало, то красным.
Уже тогда ученый сделал предположение, что белый спектр является основным и состоит из множества оттенков.
Открытие Ньютона
Конечно, первым, кто экспериментально доказал и описал зависимость преломления светового потока от длины волны, был Исаак Ньютон. С 1666 года он активно занимался изучением явления преобразования бесцветного диапазона.
В солнечный день ученый затемнил комнату и оставил только небольшой просвет в окне, через который проходила тонкая полоска солнца. Ньютон поставил треугольную хрустальную призму, чтобы на нее попадал луч. Пройдя через прозрачный хрусталь, белый свет превратился в ряд разноцветных полос.
Цвета были расположены строго по порядку от красного до фиолетового. Ученый выделил семь полос разного оттенка и назвал этот ряд спектром (от латинского видимый).
Сегодня для опытного наблюдения разложения диапазона применяют дифракционные решетки. Это стеклянные пластины с нанесенными бороздками и тонкими отверстиями. С помощью них можно наблюдать разложение не только цветового спектра, но и расщепление самого луча.
Советуем посмотреть видео:
Аномальная дисперсия
Нормальная дисперсия характеризуется тем, что чем выше частота излучения, тем больше угол преломления.
Аномальная же — это разновидность обычного расщипления видимого диапазона, когда при распространении света в веществе показатель преломления уменьшается с увеличением частоты светового потока. То есть обратная зависимость.
На практике отличия между двумя видами явлений можно увидеть в парах некоторых газов. При разложении луча красные волны преломляются больше чем синие, а некоторый диапазон поглощается веществом.
Радуга
Самым ярким и занятным проявлением разложения спектра в природе является радуга. После дождя в насыщенной водными каплями атмосфере солнечные лучи проходит через эти капли. Преломляясь в водных порах поток раскладывается на спектральную полосу.
Солнечный поток может преломляться дважды. Тогда мы видим двойную радугу. При чем, во второй радуге цвета расположены в обратно порядке от фиолетового к красному. Это явление редкое, но объяснимое с точки зрения физики.
Чем выше радуга, там она бледнее и наоборот.
В заключение
Очень часто мы сталкиваемся с явлениями обыденными, объяснить которые мы по-прежнему не всегда можем. Но появление радуги теперь для нас вполне объяснимо. Попробуйте провести ньютоновский опыт с детьми и делитесь своими результатами в комментариях и социальных сетях.
Тест по физике (11 класс) на тему: тест 11 класс дисперсия, интерференция, дифракция
ТЕСТ-4-ДИСПЕРСИЯ, ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ, ДИФРАКЦИЯ
1 вариант
1.Разложение пучка солнечного света в спектр при прохождении его через призму объясняется тем, что свет состоит из набора электромагнитных волн разной длины, которые, попадая в призму,
А.движутся с разной скоростью
Б.имеют одинаковую частоту
В.поглощаются в разной степени
Г.имеют одинаковую длину волны
2.После прохождения белого света через красное стекло свет становится красным. Это происходит из-за того, что световые волны других цветов в основном
А.отражаются
Б.рассеиваются
В.преломляются
Г.поглощаются
3.Узкий световой пучок после прохождения через прозрачную призму дает на экране спектр. Укажите правильную последовательность цветов в спектре.
А.ор-зел-син-гол Б.гол-син-зел-фиол
В.ор-жел-зел-гол Г.жел-ор-зел-гол
4.При выдувании мыльного пузыря при некоторой толщине пленки он приобретает радужную окраску. Какое физическое явление лежит в основе этого наблюдения?
А.интерференция
Б.дифракция
В.поляризация
Г.дисперсия
5.Что в обыденной жизни легче наблюдать дифракцию звуковых или световых волн?
А.дифракцию звуковых волн, т.к. они продольные, а световые волны поперечные
Б.дифракцию звуковых волн, т.к. λзв>>λсв
В.дифракцию световых волн, т.к. λсвзв
Г.дифракцию световых волн, в связи с особенностями органа зрения – глаза
6.На переднюю грань прозрачной стеклянной призмы падают параллельные друг другу зеленый и красный «лучи» лазеров. После прохождения призмы
зел
А.они останутся параллельными
кр Б.они разойдутся так, что не будут пересекаться
В.они пересекутся
Г.ответ зависит от сорта стекла
7.Интерфереция света – это…
А.отклонение от прямолинейности в распространении световых волн
Б.зависимость показателя преломления вещества от частоты световой волны
В.перераспределение энергии волн в пространстве при наложении волн друг на друга
Г.исчезновение преломленных лучей
8.При падении параллельного пучка белого света на дифракционную решетку белым будет максимум порядка…
А.0
Б.-1
В.1
Г.белых максимумов не будет
9.Просветление объективов оптических приборов связано с …
А.дисперсией
Б.дифракцией
В.интерференцией
Г.полным отражением
10.Каким образом можно на опыте получить когерентные волны?
А.от двух источников одинаковой частоты
Б.от двух произвольных источников света
В.пропустив свет через стеклянную призму
Г.разделив световой пучок на две части
11.Ученик рассматривает записи в тетради, сделанные синими чернилами через оранжевое стекло. Какой цвет букв он увидит?
А.черный
Б.синий
В.зеленый
Г.оранжевый
12.На дифракционную решетку под прямым углом падает плоская монохроматическая волна. Период решетки в 12 раз больше длины волны. Какое количество дифракционных максимумов можно наблюдать в этом случае?
А.144
Б.25
В.12
Г.4
13.Луч белого света падает на дифракционную решетку. Какой из цветов спектра будет отклонен на самый большой угол?
А.фиолетовый
Б.зеленый
В.красный
Г.синий
14.Условие максимума интерференции когерентных световых волн…
А.∆d=kλ
Б.∆d=kλ/2
В.∆d=2kλ
Г.∆d=(2k+1).λ/2
ТЕСТ-4-ДИСПЕРСИЯ, ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ, ДИФРАКЦИЯ
2 вариант
1.Укажите правильное утверждение. Дисперсия проявляется в следующих природных явлениях:1) цветные разводы на мыльной пленке
2) радуга
А.только1 Б.только2
В.и1, и2 Г.ни 1, ни2
2.Верно утверждение(-я):
Дисперсией света объясняется физическое явление:
1)фиолетовый цвет мыльной пленки, освещаемой белым светом
2)окрашивание белого света проходящего через фиолетовое стекло
А.только1
Б.только2
В.и1, и2
Г.ни 1, ни2
3.Для определения длин волн угол преломления световых лучей на границе воздух-стекло уменьшается с увеличением длины волны излучения. Ход лучей для трех цветов при падении белого света из воздуха на границу раздела показан на рисунке. Цифрам соответствуют цвета:
А.1-син Б.1-син В.1-кр Г.1-кр
2-зел 2-кр 2-зел 2-син
3-кр 3-зел 3-син 3-зел
1 2 3
4.Световые волны когерентны, если у них
А.совпадают амплитуды
Б.совпадают частоты
В.постоянен сдвиг фаз
Г.Б и В
5.Если за непрозрачным диском, освещенным ярким источником света небольшого размера, поставить экран, то можно в центре тени обнаружить светлое пятно. Какое физическое явление при этом наблюдается?
А.интерференция
Б.дифракция
В.поляризация
Г.дисперсия
6. На переднюю грань прозрачной стеклянной призмы падают параллельные друг другу оранжевый и фиолетовый «лучи» лазеров. После прохождения призмы
ор
А.они останутся параллельными
фиол Б.они разойдутся так, что не будут пересекаться
В.они пересекутся
Г.ответ зависит от сорта стекла
7.Дифракция света – это…
А.огибание волнами препятствий
Б.сложение в пространстве волн
В.разложение бело света на составляющие семь цветов
Г.преломление на границе раздела двух сред
8.Дифракционная решетка позволяет определить:
1)длину волны
2)частоту волны
3)скорость распространения волны
А.только 1
Б.только 2
В.только 1 и 2
Г.только 2и3
9.Цветные пленки в лужах возникают из-за явления…
А.дисперсией
Б.дифракцией
В.интерференцией
Г.полным отражением
10.Воздействуют ли световые пучки друг на друга при встрече?
А.да
Б.нет
В.определенного ответа дать нельзя
11. Ученик рассматривает записи в тетради, сделанные красными чернилами через красное стекло. Какой цвет букв он увидит?
А.белый Б.красный
В.черный Г.ничего не увидит
12.Дифракционная решетка освещается зеленым светом. При освещении решетки красным светом картина дифракционного спектра…
А.сузится Б.расширится
В.исчезнет Г.не изменится
13.На дифракционную решетку с периодом d перпендикулярно её плоскости падает параллельный монохроматический пучок света с длиной волны λ. Какое из приведенных ниже условий выполняется для угла φ, под которым наблюдается второй главный максимум?
А.sinφ=2λ/d
Б.sinφ=d/2λ
В.cosφ=2λ/d
Г. cosφ= d/2λ
14.Условие максимума при дифракции на щели записывается…
А.d cosφ =kλ
Б.d sinφ =kλ
В.d sinφ =kλ/2
Г.d cosφ =kλ/2
Дисперсия света | Камень
Белый свет при прохождении через кристалл испытывает не только преломление но и распадается на спектральные цвета. Это происходит потому, что показатели светопреломления кристаллов и камней зависят от длины волны проходящего света. Из-за того что некоторые цвета спектра белого света имеют волны разной длины то они и преломляются по разному. Такое явление распада белого света на различные спектральные цвета называется дисперсия света.
Очень хорошо дисперсия проявляется в следующих явлениях только у бесцветных камней. Например у алмаза показатель преломления для красных лучей с длиной волны 687 нм будет составлять 2,407, для жёлтых лучей с длиной волны 589 нм будет составлять 2,417, для зелёных лучей с длиной волны 527 нм будет составлять 2,427, для фиолетовых с длиной волны 397 нм будет составлять 2,465. Природные и синтетические камни имеющие высокое явление дисперсии света используется в ювелирном деле как заменителей алмаза к таковым относятся фабулит, циркон, титанит, сфалерит, рутил. У драгоценных камней дисперсия измеряется в разности между показателем преломления для красных частей спектра с длиной волны 687 нм по линии B и показателем преломления для фиолетовых частей спектра с длиной волны 430,8 нм по линии G.
Камень | Дисперсия |
---|---|
Рутил | 0,280 |
Анатаз | 0,213 и 0,259 |
Фабулит | 0,190 |
Сфалерит | 0,156 |
Касситерит | 0,071 |
Джевалит | 0,063 |
Демантоид | 0,057 |
Меланит | 0,057 |
Церуссит | 0,051 |
Титанит | 0,051 |
Бенитоит | 0,039 и 0.046 |
Алмаз | 0,044 |
Циркон | 0,039 |
Бенитоит | 0,046 и 0,039 |
Галлиант | 0,038 |
С митсонит | 0,014 и 0.031 |
Эпидот | 0,030 |
Танзанит | 0,030 |
Гроссуляр | 0,027 |
Гессонит | 0,027 |
Спессартин | 0,027 |
Виллемит | 0,027 |
Шеелит | 0,026 |
Шпинель | 0,026 |
Альмандин | 0,024 |
Родолит | 0,024 |
Ставролит | 0,023 |
Диоптаз | 0,022 |
Пироп | 0,022 |
Кианит | 0,020 |
Перидот | 0,020 |
Таафеит | 0,019 |
Везувиан | 0,019 |
Корнерупин | 0,018 |
Рубин | 0,018 |
Сапфир | 0,018 |
С ингалит | 0,018 |
Кальцит | 0,008 и 0,017 |
Кордиерит | 0,017 |
Данбурит | 0,017 |
Г идденит | 0,017 |
Кунцит | 0,017 |
Скаполит | 0,017 |
Турмалин | 0,017 |
Андалузит | 0,016 |
Апатит | 0,016 |
Датолит | 0,016 |
Эвклаз | 0,016 |
Александрит | 0,015 |
Хризоберилл | 0,015 |
Г амбергит | 0,015 |
Фенакит | 0,015 |
Силлиманит | 0,015 |
Аквамарин | 0,014 |
Берилл | 0,014 |
Бразилианит | 0,014 |
Петалит | 0,014 |
Изумруд | 0,014 |
Смитсонит | 0,031 и 0.014 |
Топаз | 0,014 |
Аметист | 0,013 |
Аметистовый кварц | 0.013 |
Авантюрин | 0,013 |
Горный хрусталь | 0,013 |
Цитрин | 0,013 |
Празиолит | 0,013 |
Дымчатый кварц | 0,013 |
Розовый кварц | 0,013 |
Тигровый глаз | 0,013 |
Амазонит | 0,012 |
Лунный камень | 0,012 |
Ортоклаз | 0,012 |
Бериллонит | 0,010 |
Канкринит | 0,010 |
Лейцит | 0,010 |
Обсидиан | 0,010 |
Кварцевое стекло | 0,010 |
Кальцит | 0,017 и 0,08 |
Флюорит | 0,007 |
Тест с ответами: «Дисперсия» | Образовательный портал
1. При переходе из одной среды в другую изменяется длина волны, частота:
а) остается неизменной +
б) постоянно меняется
в) периодически меняется
2. Красный цвет имеет самую большую длину волны, фиолетовый – наименьшую, так ли это:
а) нет
б) да +
в) зависит от условий
3. Голубой цвет неба объясняется поглощением голубых лучей атмосферой, так ли это:
а) отчасти
б) да
в) нет +
4. Цвет прозрачного предмета определяется длиной волны поглощаемого света, так ли это:
а) нет +
б) да
в) отчасти
5. Цвет непрозрачного предмета определяется длиной волны:
а) преломленного света
б) поглощаемого света
в) отражаемого света +
6. Предмет, поглощающий все цвета спектра, кажется белым, так ли это:
а) да
б) нет +
в) зависит от условий
7. Предмет, отражающий все цвета спектра, кажется черным, так ли это:
а) зависит от условий
б) да
в) нет +
8. Цвет одной длины волны является:
а) монохроматическим +
б) стереохроматическим
в) хроматическим
9. Излучения разного цвета могут иметь такие длины волны:
а) своеобразные
б) разносторонние
в) одинаковые +
10. В опыте Ньютона луч фиолетового цвета преломляется меньше всего, так ли это:
а) да
б) нет +
в) зависит от условий проведения опыта
11. Спектр – это такая полоса:
а) радужная +
б) блестящая
в) невидимая
12. Показатель преломления зависит от … данного цвета (длины волны) в веществе:
а) размера
б) скорости +
в) дальности
13. Совокупность всех цветов спектра дает такой свет:
а) белый +
б) черный
в) красный
14. Излучения разного цвета могут иметь одинаковые частоты, так ли это:
а) да
б) отчасти
в) нет +
15. Дисперсией называется зависимость показателя преломления от цвета волны, так ли это:
а) нет +
б) да
в) отчасти
16. Совокупность явлений, обусловленных зависимостью абсолютного показателя преломления вещества от частоты света:
а) инерция света
б) дисперсия света +
в) дисперсия звука
17. Призма раскладывает узкий пучок этого света в спектр:
а) черного
б) синего
в) белого +
18. Наибольшее значение показателя преломления у коротковолнового цвета, так ли это:
а) да
б) нет +
в) зависит от условий
19. В вакууме скорости разных цветов:
а) могут быть и разные, и одинаковые
б) разные
в) одинаковые +
20. Примером дисперсии света может служить такое образование:
а) разноцветных пятен на белом белье при стирке его с цветным
б) разноцветной радуги в солнечный день при разбрызгивании воды на газонах +
в) темных пятен на Солнце, наблюдаемых в телескоп
21. Зависимость тензора диэлектрической проницаемости среды от волнового вектора:
а) пространственная дисперсия +
б) межатомная дисперсия
в) промежуточная дисперсия
22. Дисперсия света позволила впервые вполне убедительно показать составную природу этого света:
а) красного
б) белого +
в) черного
23. Белый свет разлагается в спектр и в результате прохождения через такую решётку:
а) прочную
б) фракционную
в) дифракционную +
24. Дисперсией объясняется факт появления:
а) солнца
б) радуги +
в) луны
25. Дисперсия является причиной таких аберраций:
а) специфических
б) спектрических
в) хроматических +
26. Разложение пучка солнечного света в спектр при прохождении его через призму объясняется тем, что свет состоит из набора электромагнитных волн разной длины, которые, попадая в призму:
а) имеют одинаковую частоту
б) движутся с разной скоростью +
в) имеют одинаковую длину волны
27. Аномальная дисперсия:
а) широко распространена +
б) встречается крайне редко
в) нет такой дисперсии
28. После прохождения белого света через красное стекло свет становится красным. Это происходит из-за того, что световые волны других цветов в основном:
а) отражаются
б) преломляются
в) поглощаются +
29. У света красного цвета фазовая скорость распространения в среде:
а) максимальна +
б) минимальна
в) на среднем уровне
30. У света красного цвета степень преломления в среде:
а) на среднем уровне
б) минимальна +
в) максимальна
Сознание. Измененные состояния сознания
Чтобы понять механизм многих явлений, источником которых является сам человек, нужно понять, что такое сознание и какой у него статус.
Есть много необъяснимых явлений, которые, согласно некоторым гипотезам, есть человек, влияющий на мир вокруг нас. Это полтергейст, пирокинез, телепатия, ясновидение и т. Д. Но в простом мировоззрении огромную роль играет психика, так как человек воспринимает окружающий мир через органы чувств, передавая информацию через призму своего сознания.Часто человеческий организм может сыграть злую шутку.
Психея (от греч. {, Ψυχή} «дыхание, душа») — сложное понятие в философии, психологии и медицине.
- Особый аспект жизнедеятельности животных и человека и их взаимодействия с окружающей средой.
- Способность к активному отражению действительности или совокупности психических процессов и явлений (восприятие, субъективные ощущения, эмоции, память и т. Д.).
Психику следует понимать как некое отражение тела, то есть его способность к различным рефлексам, а точнее проявление к ним способности реагировать на раздражители как внутреннего, так и внешнего мира человека.
Психея связана с соматическими (телесными) процессами. Он оценивается по нескольким параметрам: целостность, активность, развитие, саморегуляция, общение, адаптация и др. И проявляется на определенном этапе биологической эволюции.
При переходе от биологических форм отражения к ментальным делится на следующие этапы:
- Сенсорный. Отражая индивидуальные раздражители, субъект реагирует только на биологически значимые раздражители (раздражительность).
- Перцепционный. Выражается в способности отражать сложные раздражители в целом: ориентация начинается с набора атрибутов, есть реакция и на биологически нейтральные раздражители, являющиеся лишь сигналами жизненно важных раздражителей (чувствительность).
- Интеллектуальный. Разве что помимо отражения отдельных предметов есть отражение их функциональных взаимосвязей и связей.
Различают несколько типов психических процессов:
- Когнитивные (чувство; восприятие; мышление; внимание; память; воображение; речь)
- Эмоции (эмоции; чувства; эмоции; стресс)
- Волевая (борьба мотивов; принятие решений; постановка целей)
У человека есть высшая форма разума — сознание.
Сознание
Сознание — одна из форм отражения объективной реальности в психике человека. Согласно культурно-историческому подходу характерной чертой сознания является то, что между объективной реальностью и сознанием находятся элементы общественно-исторической практики, что позволяет построить объективную (общую) картину мира.
К неотъемлемым характеристикам сознания относятся: речь, мышление и умение создавать обобщенную модель окружающего мира в виде набора образов и понятий.
В структуру сознания входит ряд элементов, каждый из которых отвечает за определенную функцию сознания:
- Познавательные процессы (ощущение, восприятие, мышление, память). Основа совокупности знаний о мире.
- Различие субъекта и объекта (противопоставление мира, различие между «я» и «не я»). Это включает самосознание, самопознание и чувство собственного достоинства.
- Отношение к самому человеку и миру (его чувствам, эмоциям, переживаниям).
- Творческая (творческая) составляющая (сознание с помощью воображения, мышления и интуиции создает новые образы и концепции, которых раньше в нем не было).
- Построение временной картины мира (память хранит образы прошлого, разум создает модель будущего).
- Целеполагание деятельности (исходя из потребностей человека сознание формирует цель деятельности и направляет человека на их достижение).
С точки зрения материалистической науки, между человеческим сознанием и окружающим материальным миром существует четыре типа взаимодействий.Первый и второй типы взаимодействия диалектически связаны: первичное сознание рождается из материального мира и определяется ими, но затем, по мере их созревания, оно начинает активно влиять на мир, трансформируя его по собственному плану. Третий и четвертый типы взаимодействий сами по себе не являются материальными, но относятся к информационному типу. Третий тип взаимодействия кажется пассивным. По сути, это активное отражение, включающее в себя элементы отражения, оценки и преобразования.Наиболее сложный и развивающийся позднее четвертый тип взаимодействия, знаменующий более высокую ступень развития сознания — самосознание.
Состояния сознания
Есть «нормальное» или «нормальное» состояние сознания — бодрствование, сон и глубокий сон.
Измененные состояния сознания (ASC) — «качественное отклонение в субъективном опыте или психологическом функционировании от определенных обобщенных для данной сущности правил рефлексивно индивидуумом или замеченных наблюдателями» (классическое определение А.Людвиг).
Типологически ISS можно разделить на:
- Вызвано искусственно: вызвано психоактивными веществами (например, психоделическими препаратами) или процедурами (например, сенсорная депривация).
- Психастенические за счет: религиозных обрядов, аутогенной тренировки по Шульцу, холотропной терапии Gropu.
- Самопроизвольно возникающее при нормальных обстоятельствах (при значительном напряжении, прослушивании музыки, спортивной игре) или в необычных, но естественных обстоятельствах (например,ж., если роды протекают нормально), или в необычных и экстремальных условиях (например, пиковый опыт профессиональных спортсменов, имущественный стаж различной этиологии и т. д.).
ISS могут быть вызваны совершенно разными триггерами (событиями, вызывающими определенную реакцию), и такие состояния могут быть связаны, а могут и не быть связаны с патологией. Также такие состояния часто возникают спонтанно и случайно.
Измененные состояния сознания
Самая ранняя форма фиксации и развития человеческой культуры — это преднамеренная индукция ИСС, а их активное использование для различных целей — шаманизм.В этнографии описывается измененное состояние, известное как «шаманская болезнь», «шаманский транс», состояние коллективного транса, например в процессе проведения шаманского ритуала и т. Д. В будущем МКС и техники руководства нашли свое место в различных религиях и «народной» культуре: колдовство, гадание, волшебная деревня, карнавалы и т. д. вниманию науки к явлениям МКС и их регулированию, связанным с эпохой месмеризма, когда Ф.А. месмеризм (1733-1815) заложил основы гипноза и разработал его активное терапевтическое использование.
В современной психологии разработаны различные модели, описывающие МКС: дискретные, непрерывные и дискретно-непрерывные.
Согласно исследованиям Арнольда Людвига, основными характеристиками являются следующие особенности, характерные для большинства МКС:
- Субъективные расстройства мышления (проявляющиеся в изменении концентрации внимания, нарушении мнемонических процессов или затруднении суждений).
- Изменения субъективного ощущения течения времени.
- Потеря контроля и страх потери эго-идентичности (диссоциативные расстройства).
- Изменения в эмоциональной сфере нижнего сознательного контроля, проявляющиеся в виде: 1) регресса к более примитивным эмоциям; 2) биполярное расстройство; 3) эмоциональная лабильность; 4) затруднение в выражении эмоций (изотимия).
- Изменение схемы тела (проприоцепция), включая феномен деперсонализации и дереализации.
- Искажения восприятия, представляющие собой иллюзию различных сенсорных модальностей, галлюцинации и псевдогаллюцинации, а также временное ухудшение зрительного восприятия, особенно зрительного.
- Изменение системы значений и ценностей.
- Трудности вербализации переживаний ИСС (невыразимость).
- Ощущение обновления возникает в ряде состояний и при выходе из них (психоделическое состояние, гипноз, деперсонализация и т. Д.).
- Понизить порог внушаемости, в том числе невозможность критической оценки словесных коммуникаций и инструкций в восприятии испытуемого; склонность искажать или неправильно интерпретировать различные стимулы на основе личного отношения и страхов.
Рекомендуется для procario: «States of Consciousness» — международный онлайн-ресурс, посвященный академическим исследованиям ISS.
Перевод «Яндекс.Переводчик»
.Определение
Leave A Comment