ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 11 ИЮЛЯ 2001 № 95-ФЗ «О ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЯХ»

Регулирует общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами РФ права на объединение в политические партии, и особенности создания, деятельности, реорганизации и ликвидации политических партий в РФ. Право граждан РФ на объединение в политические партии включает в себя право создавать на добровольной основе политические партии в соответствии со своими убеждениями, право вступать в политические партии либо воздерживаться от вступления в политические партии, право участвовать в деятельности политических партий в соответствии с их уставами, а также право беспрепятственно выходить из политических партий.

Политическая партия – это общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Политическая партия должна иметь региональные отделения не менее чем в половине субъектов РФ, при этом в субъекте РФ может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии; в политической партии должно состоять не менее 500 членов с учетом требований, которые предусмотрены ст. 23 ФЗ. Уставом политической партии могут быть установлены требования к минимальной численности членов политической партии в ее региональных отделениях. Руководящие и иные органы политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории РФ.

Цели и задачи политической партии излагаются в ее уставе и программе. Основными целями политической партии являются: формирование общественного мнения; политическое образование и воспитание граждан; выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти; выдвижение кандидатов (списков кандидатов) на выборах Президента РФ, депутатов ГД, в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ, выборных должностных лиц местного самоуправления и в представительные органы муниципальных образований, участие в указанных выборах, а также в работе избранных органов. Запрещаются создание и деятельность политической партии, цели или действия которой направлены на осуществление экстремистской деятельности; по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности. Политическая партия и ее региональные отделения подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом установленного специального порядка государственной регистрации политической партии и ее региональных отделений. Членство в политической партии является добровольным и индивидуальным. Членами политической партии могут быть граждане РФ, достигшие возраста 18 лет. Не вправе быть членами политической партии иностранные граждане и лица без гражданства, а также граждане РФ, признанные судом недееспособными. Гражданин РФ может быть членом только одной политической партии. Член политической партии может состоять только в одном региональном отделении данной политической партии – по месту постоянного или преимущественного проживания. Членство гражданина РФ в политической партии или отсутствие такового не может служить основанием для ограничения его прав и свобод, а также быть условием предоставления ему каких‑либо преимуществ.

Политические партии в порядке, установленном законодательством РФ, вправе: свободно распространять информацию о своей деятельности, пропагандировать свои взгляды, цели и задачи; участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, установленными ФЗ и иными законами; участвовать в выборах и референдумах в соответствии с законодательством РФ; организовывать и проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования и иные публичные мероприятия; учреждать издательства, информационные агентства, полиграфические предприятия, средства массовой информации и образовательные учреждения дополнительного образования взрослых; пользоваться на равных условиях государственными и муниципальными средствами массовой информации и др. Политическая партия является единственным видом общественного объединения, которое обладает правом выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти. Политическая партия может быть ликвидирована по решению ее высшего руководящего органа – съезда либо по решению Верховного Суда РФ.

Закон КР от 12 июня 1999 года № 50 «О политических партиях»

ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 12 июня 1999 года N 50

О политических партиях

Глава I
Общие положения

Статья 1. Понятие политической партии

В настоящем Законе под политической партией подразумевается добровольное объединение граждан Кыргызской Республики, которые имеют общие политические цели и задачи, способствующие осуществлению политической воли определенной части населения, и принимают участие через своих представителей в управлении делами государства.

Статья 2. Законодательные основы организации и деятельности политических партий

Законодательной основой организации и деятельности политических партий являются Конституция Кыргызской Республики, настоящий Закон и другие нормативные правовые акты Кыргызской Республики.

Глава II
Цели и принципы создания и деятельности политических партий

Статья 3. Цели создания и деятельности политических партий

Политические партии создаются в целях реализации политической воли определенной части населения и ставят основной задачей участие в управлении делами государства в формах:

выдвижения своих кандидатов для избрания в Жогорку Кенеш, на государственные должности и в органы местного самоуправления;

формирования фракций в представительных органах.

Не допускается создание и деятельность политических партий, имеющих целью и методом действий свержение, насильственное изменение конституционного строя, подрыв суверенитета и нарушение целостности территории Кыргызской Республики, пропаганду войны, насилия и жестокости, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни и вражды, совершение иных деяний, противоречащих конституционному строю Кыргызской Республики и не совместимых с общепризнанными нормами международного права.

На территории Кыргызской Республики не допускается создание и деятельность политических партий зарубежных государств, а также их подразделений.

Статья 4. Принципы создания и деятельности политической партии

Основными принципами создания и деятельности политической партии являются:

свобода действий;

добровольность участия;

равноправие членов;

самоуправление;

законность и гласность;

гуманизм.

Статья 5. Условия создания политических партий

Политические партии создаются по инициативе не менее 10 граждан Кыргызской Республики.

Инициаторы создания политической партии созывают учредительный съезд (конференцию) или общее собрание, на котором принимается устав и формируются руководящие органы.

Статья 6. Членство в политической партии

Политические партии имеют фиксированное и/или нефиксированное членство.

Членами политических партий могут быть дееспособные граждане Кыргызской Республики, достигшие 18-летнего возраста, добровольно вступившие в партию, признающие ее устав и программу.

Гражданин Кыргызской Республики может быть членом только одной политической партии.

Государственные служащие вправе осуществлять партийную деятельность вне связи со своей служебной деятельностью.

Статья 7. Права членов политической партии

Права членов политической партии определяются ее уставом и не могут противоречить Конституции Кыргызской Республики и законам Кыргызской Республики, международным правовым актам о правах и свободах личности, ратифицированным Кыргызской Республикой.

Участие или неучастие гражданина в деятельности политической партии не может служить основанием для ограничения его прав и свобод или для препятствования исполнению им установленных законом служебных обязанностей, за исключением случаев, предусмотренных статьей 6 настоящего Закона.

Каждый член партии или группа ее членов имеют право на свободное волеизъявление.

Статья 8. Устав политической партии

Политическая партия должна иметь устав, открытый для всеобщего сведения.

В уставе отражаются:

название политической партии, ее местонахождение;

структура политической партии, порядок формирования, компетенция и сроки полномочия ее руководящих органов;

сроки созыва конференций, съездов;

условия и порядок приема в члены политической партии и выхода из нее;

права и обязанности членов политической партии;

порядок принятия решений, их осуществления и формы контроля;

источники образования средств и иного имущества политической партии;

порядок внесения изменений и дополнений в устав политической партии;

порядок прекращения деятельности политической партии и судьба ее имущества.

В уставе могут предусматриваться и иные положения, относящиеся к деятельности политических партий и не противоречащие Конституции Кыргызской Республики и соответствующим законам Кыргызской Республики.

Статья 9. Наименование и символы партии

Наименование партии, ее сокращенное название и символика должны отличаться от наименования и символики других партий, зарегистрированных в Кыргызской Республике.

При изменении своего наименования партии должны перерегистрироваться в установленном законодательством порядке.

Партии могут иметь в качестве символов эмблемы, флаги, гимн, вымпелы и значки. Символы не должны служить пропаганде целей, указанных в части второй статьи 3 настоящего Закона.

Статья 10. Государственная регистрация политической партии

Политическая партия регистрируется в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Глава III
Политические партии и государство

Статья 11. Права и обязанности политических партий

Для осуществления целей и задач, определенных в их программных документах, иных актах, политические партии имеют право:

свободно распространять информацию о своих целях и деятельности, учреждать средства массовой информации, в установленном законом порядке проводить митинги, демонстрации, собрания и другие массовые мероприятия;

объединяться на добровольных началах в политические блоки, союзы, объединения;

участвовать, в выборах Президента, в Жогорку Кенеш и в другие выборные государственные органы Кыргызской Республики;

демократическим путем влиять на выработку решений государственных органов;

выдвигать своих претендентов в кандидаты на должность Президента Кыргызской Республики;

выдвигать своих кандидатов для избрания в Жогорку Кенеш и в органы местного самоуправления единым партийным списком, вести предвыборную агитацию, формировать группы поддержки;

осуществлять иные функции, предусмотренные настоящим Законом и иными законодательными актами Кыргызской Республики.

Руководящие органы партии должны обязательно находиться на территории Кыргызской Республики.

Статья 12. Права и обязанности государства в отношениях с политическими партиями

Государство гарантирует соблюдение прав и законных интересов политических партий, создание в соответствии с Конституцией Кыргызской Республики и законами Кыргызской Республики равных правовых условий для выполнения ими своих уставных задач.

Вмешательство государственных органов и должностных лиц в деятельность политических партий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Министерство юстиции Кыргызской Республики имеет право требовать от руководящих органов политической партии объяснения по вопросам, связанным с нарушением устава политической партии.

Статья 13. Ответственность за нарушение законодательства о политических партиях

Ответственность за нарушение настоящего Закона устанавливается в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

В случае совершения политической партией действий, выходящих за пределы определенных ее уставом целей и задач или не соответствующих действующему законодательству, руководящему органу этой партии может быть вынесено письменное предупреждение Министерством юстиции Кыргызской Республики.

Руководящий орган партии в месячный срок информирует о мерах, принятых для устранения отмеченных в предупреждении Министерства юстиции Кыргызской Республики нарушениях законодательства о политических партиях.

Статья 14. Приостановление деятельности политической партии

Государственный орган, зарегистрировавший политическую партию, за совершение действий, выходящих за пределы целей и задач, определенных ее уставом, или нарушающих закон, может приостановить деятельность этой партии на срок до двух месяцев. В этом случае политической партии запрещается пользоваться всеми средствами массовой информации, вести пропаганду и агитацию, организовывать митинги, демонстрации и другие массовые мероприятия, принимать участие в выборах. Также приостанавливается ее право пользоваться банковскими вкладами, за исключением расчетов по трудовым договорам, возмещения убытков, причиненных в результате ее деятельности, и уплаты штрафов.

По истечении указанного срока и устранения нарушений деятельность политической партии возобновляется.

Статья 15. Прекращение деятельности политической партии и ее роспуск

Прекращение деятельности политической партии может быть проведено путем реорганизации (слияния, присоединения, разделения) или ликвидации.

Реорганизация политической партии осуществляется по решению ее съезда (конференции). Регистрация вновь созданной после реорганизации политической партии осуществляется в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Ликвидация политической партии осуществляется по решению ее съезда (конференции).

Политическая партия распускается по решению суда в случае совершения ею действий, предусмотренных частью второй статьи 3 настоящего Закона.

Представление о роспуске политической партии выносится Министерством юстиции Кыргызской Республики.

Глава IV
Финансовое и материальное обеспечение деятельности политических партий

Статья 16. Финансирование деятельности политических партий

Деятельность политических партий финансируется за счет средств этих партий без выделения ассигнований из государственного бюджета, за исключением финансирования избирательных компаний в соответствии с законом о выборах депутатов.

Запрещено финансирование деятельности партий иностранными государствами, зарубежными партиями, а также юридическими и физическими лицами иностранных государств.

Статья 17. Источники образования финансовых средств политических партий

Финансовые средства политических партий образуются за счет членских взносов, добровольных пожертвований, кредитов, доходов от имущества, от мероприятий, распространения печатных изданий и публикаций, а также других поступлений, не запрещенных законом.

Статья 18. Собственность политических партий

Политические партии и их организации могут иметь в собственности движимое и недвижимое имущество, оборудование, инвентарь, издательства, типографии, а также иное имущество, необходимое для выполнения уставных задач.

Партии вправе пользоваться зданиями и иным имуществом в соответствии с договором о ссуде или аренде, заключенным с юридическими или физическими лицами.

Партиям запрещается иметь, складировать и хранить оружие, взрывчатые вещества и иные материалы, представляющие угрозу для безопасности общества и экологии, а также для жизни и здоровья граждан.

Статья 19. Использование доходов

Политические партии создают в предусмотренном законодательством порядке предприятия и организации, обладающие правами юридического лица, лишь в целях выполнения их уставных задач.

Доходы от деятельности этих предприятий и организаций не могут распределяться между членами партии и используются лишь для достижения уставных задач.

Члены партии не имеют права на доходы и имущество этих предприятий и организаций, за исключением случаев, указанных в части второй настоящей статьи, а также не несут ответственности за их долги.

Допускается использование доходов на благотворительные цели и для актов милосердия вне зависимости от требований устава.

Статья 20. Финансовая отчетность

Финансовая отчетность политических партий ведется в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Статья 21. Порядок обращения материальных и финансовых средств политической партии в случае ее роспуска

Материальные и финансовые средства политической партии, решением съезда (конференции) объявившей о самороспуске, направляются только на цели, предусмотренные ее уставом.

Имущество политической партии, распущенной решением суда, обращается безвозмездно в пользу государства и направляется на цели, предусмотренные в статье 14 настоящего Закона.

Глава V
Заключительные положения

Статья 22. Контроль за деятельностью политической партии

Контроль за источниками доходов политической партии, размерами полученных ею средств и уплатой налогов осуществляют территориальные органы государственной налоговой службы Кыргызской Республики.

Статья 23. Порядок введения в действие настоящего Закона

Ввести в действие настоящий Закон со дня опубликования.

Считать утратившими силу пункты, касающиеся создания и деятельности политических партий в Законе Кыргызской Республики «Об общественных объединениях».

 

Президент Кыргызской Республики

 

А. Акаев

 

 

 

Принят Законодательным собранием Жогорку Кенеша Кыргызской Республики

 

25 мая 1999 года

 

Фонд конституционных прав

ФОНД КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ
Билль о правах в действии
ОСЕНЬ 2008 г. (Том 24, № 2)

Политика

Как появились политические партии  | Упрощение голосования и защита от фальсификаций на выборах  | Развитие конфуцианства в Древнем Китае  

Как появились политические партии

Сначала основатели нашей нации, включая Гамильтона, Джефферсона и других, считали политические партии злом и угрозой для новой нации. Но эти ранние американские лидеры вскоре начали изобретать новую и важную роль политических партий в демократии.

Когда в 1787 году была написана Конституция, ее основатели считали политические партии «фракциями», действующими только в своих личных интересах, а не на общественное благо. Основатели видели в истории случаи, когда фракции прибегали к убийствам и гражданской войне, если им не удавалось добиться своего.

Авторы Конституции считали, что политические партии не будут играть формальной роли в новом правительстве. Конституция о них не упоминала.

Даже при избрании президента учредители исходили из отсутствия политических партий. Конституция учредила Коллегию выборщиков, которая призвала небольшое количество выборщиков, избранных или назначенных в штатах, собраться, обсудить и выбрать лучшего кандидата на пост президента. Занявший второе место автоматически становился вице-президентом.

Гамильтон против Джефферсона

В 1788 году Джордж Вашингтон получил подавляющее большинство голосов выборщиков и стал первым президентом страны. Вице-президентом стал Джон Адамс, набравший второе место по количеству голосов выборщиков на пост президента.

И Вашингтон, и Адамс поддержали ратификацию Конституции, как и почти все другие видные лидеры, такие как Александр Гамильтон и Томас Джефферсон. Когда Вашингтон назначил свой кабинет, он включил Гамильтона в качестве министра финансов, а Джефферсона в качестве государственного секретаря. Эти два члена Кабинета министров расходились во мнениях по многим вопросам.

Гамильтон твердо верил, что для успеха новой нации необходимо завоевать доверие потенциальных инвесторов — как американских, так и иностранных. Гамильтон утверждал, что новая нация нуждалась в них, чтобы инвестировать в частные предприятия и давать ссуды правительству для таких проектов, как дороги, гавани и каналы. Чтобы завоевать доверие инвесторов, Гамильтон продвигал план, поддержанный Вашингтоном, для федерального правительства по выплате всего долга войны за независимость, понесенного федеральным правительством и штатами.

Гамильтон предложил смелый экономический план по увеличению доходов для погашения этих долгов. Он попросил Конгресс утвердить акцизы на такие продукты, как виски, произведенные в Соединенных Штатах. Он также предложил создать Банк Соединенных Штатов для централизации финансов федерального правительства.

Почти сразу же Джефферсон в кабинете министров Вашингтона и Джеймс Мэдисон в Конгрессе выступили против экономической программы Гамильтона. Они жаловались, что жадные спекулянты скупили с большими скидками большую часть военных облигаций, которые патриотически настроенные американцы изначально приобрели для финансирования Войны за независимость. Они утверждали, что спекулянты получат огромные прибыли, если получат номинальную стоимость облигаций, как предлагал Гамильтон.

Джефферсон и Мэдисон также возражали против акцизов, потому что эти налоги в основном ложились бременем на мелких фермеров и городских рабочих. Гамильтон ответил, что богатые американцы уже несут тяжелое налоговое бремя и что простым людям пора платить свою долю. Джефферсон и Мэдисон также выступили против национального банка, который, по их словам, даст слишком много власти федеральному правительству.

Когда между сторонниками Гамильтона и Джефферсона возникли разногласия, многие стали называть Гамильтона и его союзников в кабинете министров и Конгрессе Партией федералистов. Джефферсон утверждал, что политика федералистов в основном приносила пользу «богатым» классам, в то время как он и его сторонники представляли «массу народа».

Во внешних делах федералисты хотели прочных торговых отношений с Великобританией. Вашингтон отправил Джона Джея в Великобританию в 1794 году, чтобы договориться о прекращении вмешательства в дела американских торговых судов и предотвратить новую войну с ней. Гамильтон был удовлетворен договором Джея и настаивал на его ратификации Сенатом. Джефферсон и его последователи осудили договор как слишком благоприятный для британцев.

Джефферсон и его сторонники выступали за более тесные отношения с соперником Великобритании, Францией. Французы помогли американцам выиграть Войну за независимость. Во время президентства Вашингтона разразилась Французская революция. Революционеры казнили короля Людовика XVI и провозгласили французскую республику. Девизом новой французской республики было «Свобода, равенство, братство».

В отличие от американской революции, революция во Франции перевернула французское общество. Республика конфисковала земли аристократов и преследовала их. В 1793 году «царство террора» привело к казни тысяч людей, осужденных за нелояльность к республике.

Эта новая республика привела в ужас федералистов, опасавшихся самосуда, беззакония и конфискации имущества. Однако многие последователи Джефферсона приветствовали французских республиканцев за продвижение идеалов равенства, которые он отстаивал в американской Декларации независимости.

Американские настроения в отношении революционной Франции возросли, когда она объявила войну Великобритании в 1793 году. Многие из последователей Джефферсона хотели вступить в эту войну на стороне Франции. Многие федералисты призывали к помощи британцам. Но Гамильтон убедил Вашингтон принять политику нейтралитета. В редкий момент согласия с Гамильтоном Джефферсон поддержал эту политику.

Когда начался второй срок Вашингтона, Джефферсон решил покинуть кабинет. Он решительно выступал против большей части политики Федералистской партии Гамильтона. Джефферсон считал, что федералисты пытались создать всемогущее федеральное правительство, которое вскоре станет монархией.

Джефферсон ушел в отставку и начал работать с Мэдисон над организацией оппозиции Партии федералистов в Конгрессе. Федералисты называли эту оппозицию Демократически-республиканской партией, пытаясь связать ее с экстремизмом Французской революции. Однако вскоре противники Гамильтона и Партии федералистов стали называть себя республиканцами Джефферсона или просто республиканцами.

Федералисты против республиканцев

В конце своего второго срока Вашингтон объявил, что больше не будет баллотироваться на пост президента. Острое соперничество, развернувшееся между федералистами и республиканцами, глубоко обеспокоило Вашингтон. В своей прощальной речи он предупредил, что партии, вероятно, «станут мощными двигателями, с помощью которых… беспринципные люди получат возможность подорвать власть народа и узурпировать бразды правления».

Предупреждение Вашингтона не поколебало многих. Президентские выборы 179 г.6, первый без Вашингтона в качестве кандидата, увидел кандидатов, поддержанных партиями федералистов и республиканцев. Федералисты поддерживали Джона Адамса, а республиканцы поддерживали Томаса Джефферсона.

Ни Адамс, ни Джефферсон активно не вели предвыборную кампанию. Они оставались дома, пока их сторонники писали письма и газетные статьи, рекламирующие их кандидата. Адамс стал президентом, набрав 71 из 139 голосов Коллегии выборщиков, что на один больше необходимого большинства. Джефферсон с 68 голосами выборщиков занял второе место и стал вице-президентом. Таким образом, в новой администрации были президент-федералист и вице-президент-республиканец.

Адамс продолжил пробританскую торговую политику Вашингтона. В ответ Франция начала атаковать американские торговые суда. Атаки привели в ярость американскую общественность и побудили Адамса пригрозить войной Франции. Он также предложил увеличить налоги для создания военно-морского флота и расширения постоянной (постоянной) федеральной армии. Джефферсон и Республиканская партия были встревожены поспешностью войны и выступили против идеи наращивания вооруженных сил. Они рассматривали большие вооруженные силы как угрозу могуществу государств.

По мере приближения войны федералисты утверждали, что французские шпионы и американцы, оскорбляющие федеральных чиновников, подрывают безопасность нации дома. В 1798 году Адамс подписал Законы об иностранцах и подстрекательстве к мятежу. Эти законы запрещали любую злонамеренную критику президента или других федеральных чиновников. В серии сенсационных судебных процессов судьи-федералисты и присяжные осудили около дюжины республиканских писателей и редакторов газет, в основном за клевету на президента Адамса. Джефферсон осудил эти преследования и обвинил федералистов в попытке уничтожить Республиканскую партию.

Поскольку федералисты контролировали Конгресс, Адамс получил свой флот и большую армию. Но в конце концов он положился на дипломатию, чтобы избежать войны с Францией, что разозлило многих его товарищей-федералистов, которые хотели занять более жесткую позицию по отношению к французам.

Борьба за власть в 1800 году

В 1800 , федералисты снова выбрали Джона Адамса для участия в президентских выборах, а Чарльза Котсуорта Пинкни, сторонника Гамильтона из Южной Каролины, в качестве кандидата на пост вице-президента. Республиканцы выдвинули Томаса Джефферсона на пост президента, а Аарона Берра, главного политического оппонента Гамильтона в Нью-Йорке, на пост вице-президента.

На этих выборах тактика агитации радикально изменилась. Адамс отправился в турне с речами, агитируя за свой послужной список и продвигая себя как умеренного политического деятеля. Джефферсон остался дома, но написал множество писем своим сторонникам. Он также распространил заявление о принципах, возможно, первой партийной платформы. Принципы Джефферсона призывали к восстановлению гражданских свобод, сдерживанию роста федеральной власти и защите прав штатов.

Обе стороны прибегали к политическим нападкам и клевете, что, возможно, сделало эти президентские выборы одними из самых грязных в истории США. Республиканские партизаны ругали Адамса как монархиста, который хотел поработить людей. Федералисты назвали Джефферсона политическим радикалом и атеистом.

Удар в спину произошел внутри обеих сторон. Гамильтон презирал Адамса и открыто замышлял манипулировать голосами федералистов на выборах президента в пользу Пинкни, который должен был баллотироваться на пост вице-президента. Это разделило Партию федералистов между фракциями Адамса и Гамильтона. Со стороны республиканцев Аарон Берр, баллотирующийся на пост вице-президента, тайно замышлял стать президентом в случае равенства голосов на выборах между Джефферсоном и им самим.

К 18:00 обе партии маневрировали, чтобы контролировать выбор тех, кто голосовал в Коллегии выборщиков. Эта небольшая группа выборщиков, а не всенародное голосование, решила, кто станет президентом. Голоса выборщиков от каждого штата равнялись количеству представителей и сенаторов, которые он имел в Конгрессе.

В большинстве штатов законодательные органы назначают выборщиков. Какая бы партия ни имела большинство в законодательном собрании штата, она могла контролировать все голоса выборщиков штата. Некоторые штаты разрешили избирателям в каждом из своих избирательных округов выбирать между списками избирателей-федералистов или республиканцев. Несколько других штатов выбрали своих избирателей на выборах в масштабе штата, при этом победившая партия получила все голоса выборщиков (метод, который сегодня используется в большинстве штатов).

В Коллегии выборщиков каждый избиратель отдавал два голоса за двух отдельных кандидатов в президенты. Кандидат, набравший наибольшее количество голосов, был избран президентом. Занявший второе место стал вице-президентом. Адамс и Пинкни фактически получили по 65 голосов выборщиков каждый. Но по предварительной договоренности один выборщик-федералист не проголосовал за Пинкни, что дало Адамсу преимущество в один голос на посту президента. Однако Джефферсон и Берр получили по 73 голоса выборщиков каждый. Берр не хотел отказываться от одного из своих голосов выборщиков. Таким образом, два республиканца делят шансы на пост президента.

Ничья в Коллегии выборщиков перенесла выборы президента в Палату представителей, где каждый из 16 штатов получил по одному голосу. В первом голосовании Джефферсон выиграл восемь штатов против шести Берра. Два штата не могли голосовать, потому что их делегации в Конгрессе разделились поровну. Но Джефферсону нужно было большинство в девяти штатах, чтобы стать президентом. Палата представителей проголосовала еще 34 раза с тем же результатом.

Неохотно Гамильтон убедил своих товарищей-федералистов проголосовать за Джефферсона. Гамильтон не доверял Берру даже больше, чем Джефферсону. Наконец, в 36-м туре голосования Джефферсон стал президентом с 10 штатами. Берр занял второе место с четырьмя и стал вице-президентом.

Партия федералистов передала правительство Джефферсону и республиканцам. Правящая партия мирно отказалась от власти в результате демократических выборов. Сегодня это серьезное испытание для любой нации, стремящейся стать демократией.

Поскольку они отказались от власти в соответствии с положениями Конституции, федералисты стали оппозиционной партией. Это тоже имело большое значение. До этого те, кто находился у власти, даже в Англии, как правило, считали тех, кто организовывал противодействие им, нелояльными стране. Члены британского парламента действительно разделились на «тори» и «вигов». Но оба они представляли собой свободные коалиции аристократов внутри парламента, которые часто собирались вокруг видного лидера. Они были не более чем меняющимися группами, которым в разное время удавалось собрать достаточно голосов, чтобы сформировать новое правительство. Идея хорошо организованной партии «лояльной оппозиции» для сдерживания власти партии, контролирующей правительство, не появлялась в Англии до 1820-х годов. Таким образом, выборы 1800 г. дали новую положительную роль политической партии, оставшейся без власти. Она стала лояльной оппозицией, противостоящей правящей партии, но оставаясь при этом верной Конституции и нации.

В 1804 году штаты ратифицировали 12-ю поправку, которая требовала от выборщиков Коллегии выборщиков голосовать отдельно за президента и вице-президента, а не за двух лучших кандидатов в президенты. С тех пор партии выдвигали кандидатов специально для участия в выборах президента или вице-президента. По сути, эта поправка признала постоянную роль политических партий в американском правительстве.

Однопартийная или двухпартийная система?

Джефферсон оказался менее радикальным, чем утверждали федералисты. Он даже продолжил некоторые направления экономической политики Гамильтона. Республиканская партия приобрела много новых сторонников, поскольку право голоса в большинстве штатов расширилось и теперь включает всех взрослых белых мужчин.

В 1804 году Джефферсон был переизбран, выиграв голоса выборщиков во всех штатах, кроме двух. Республиканцы также имели солидное большинство в Конгрессе. На следующих президентских выборах Джеймс Мэдисон, близкий союзник Джефферсона-республиканец, победил и был переизбран через четыре года.

Партия федералистов не смогла понравиться многим избирателям и начала долгий спад. Его руководящий дух, Гамильтон, погиб на дуэли с Берром в 1804 году.

После Мэдисона республиканец Джеймс Монро стал президентом в 1816 году. Он намеревался полностью ликвидировать Федералистскую партию. «Существование [конкурирующих] партий не обязательно для свободного правительства», — заявил он.

Монро выступал за «политику слияния», чтобы объединить всех американцев в рамках Республиканской партии. На выборах 1820 года Партия федералистов даже не выдвинула кандидата в президенты. Монро была переизбрана, выиграв все голоса выборщиков, кроме одного.

Когда в 1824 году состоялись следующие президентские выборы, не осталось ни одной национальной партии, противостоящей Республиканской партии. Но республиканцы поглотили так много американцев с различными политическими взглядами, в том числе бывших федералистов, что партия угрожала расколом.

Некоторые республиканцы, такие как Мартин Ван Бюрен из Нью-Йорка, утверждали, что его партия должна придерживаться своих принципов Джефферсона и не пытаться учитывать все политические точки зрения. Таким образом, Ван Бюрен выступил против «политики слияния» Монро и приветствовал лояльную оппозиционную партию. Он писал, что партии, соревнующиеся за власть, «неотделимы от свободных правительств».

В 1824 году четыре республиканца баллотировались на пост президента. Эндрю Джексон получил больше голосов выборщиков, чем занявший второе место Джон Куинси Адамс, но не большинство. Адамс, перебежчик из Партии федералистов своего отца, стал президентом с перевесом в один голос в Палате представителей.

Во время единственного президентского срока Джона Куинси Адамса республиканцы разделились на две партии. Сторонники Эндрю Джексона приняли первоначальное название Джефферсона от Демократической республиканской партии. После избрания Джексона президентом в 1828 году она стала современной Демократической партией. Противостоящая Национальная республиканская партия в основном состояла из консерваторов, которые поддерживали политическое видение Гамильтона. В 1836 году национал-республиканцы помогли сформировать партию вигов.

В годы, предшествовавшие гражданской войне, и демократы, и виги выиграли президентские выборы, тем самым прочно установив двухпартийную систему в американской национальной политике. В 1854 году виги и несогласные демократы сформировали современную Республиканскую партию, которая в 1860 году избрала президентом Авраама Линкольна. С тех пор демократы и республиканцы делили Белый дом и Конгресс с небольшой конкуренцией со стороны других партий.

Для обсуждения и письма

1. Каково значение президентских выборов 1800 г.?

2. Джеймс Монро и Мартин Ван Бюрен придерживались разных взглядов на то, какой должна быть система политических партий в Соединенных Штатах. Чем они отличались? Вы согласны с Монро или Ван Бюреном? Почему?

3. Как вы думаете, почему авторы Конституции предусмотрели выборы президента по системе Коллегии выборщиков, а не путем всенародного голосования? Считаете ли вы, что систему Коллегии выборщиков следует изменить, упразднить или оставить такой, какая она есть? Почему?

Для дальнейшего чтения

Хофштадтер, Ричард. Идея партийной системы: рост легитимной оппозиции в Соединенных Штатах, 1780–1840 гг. Беркли: Издательство Калифорнийского университета, 1969.

Ларсон, Эдвард Дж. Великолепная катастрофа, бурные выборы 1800 года: первая президентская кампания в Америке. Нью-Йорк: Свободная пресса, 2007.

АКТИВНОСТЬ

Два взгляда на Америку

В малых группах изучите политические разногласия между партиями федералистов и республиканцев, изложенные в «Двух взглядах на Америку».

1. Обсудите и решите, какое видение в целом было лучшим для новой нации, когда Гамильтон и Джефферсон были членами вашингтонского кабинета.

2. Выберите две точки зрения Гамильтона и две точки зрения Джефферсона, которые актуальны и важны для современной Америки.

3. Сообщите и обоснуйте свои выводы перед остальной частью класса.


Два взгляда на Америку

У федералистской и республиканской партий было два видения
для Америки на основе мышления Александра Гамильтона и Томаса Джефферсона.

Гамильтон и федералисты

Люди

«Люди беспокойны и изменчивы, они редко судят или определяют правильно».
— Гамильтон (1787 г.)

Правительство

1. Сильное федеральное правительство и президент, действующие в национальных интересах.

2. Голосовать и занимать выборные должности могут только те, кто владеет собственностью.

3. Гибко интерпретировать Конституцию, чтобы нация могла расти.

4. Порядок, стабильность и единство имеют приоритет над индивидуальными правами.

Политические партии

5. Правящая партия должна контролироваться образованной и богатой элитой.

Эконом

6. Торгово-промышленная экономика лучше всего подходит для роста и процветания нации.

7. Ввести налог на некоторые товары американского производства, например, на виски, чтобы увеличить налоговое бремя на всех американцев.

Безопасность и внешняя политика

8. Сильная постоянная армия и флот для защиты родины и свободной торговли за границей.

9. Законы о внутренней безопасности необходимы для предотвращения критики и оскорблений в адрес президента и других избранных лидеров.

10. Дружелюбный по отношению к Британии и враждебный по отношению к революционной Франции, но нейтральный в европейских войнах.

Джефферсон и республиканцы

Люди

«Воля большинства… является единственным надежным защитником прав человека».
— Джефферсон (1790 г.)

Правительство

1. Небольшое федеральное правительство с сильными правами штатов.

2. Все белые взрослые мужчины должны иметь право голосовать и занимать должности.

3. Толковать Конституцию по прямому смыслу ее формулировок.

4. Индивидуальные права должны иметь наивысший приоритет.

Политические партии

5. Правящая партия должна контролироваться простыми людьми.

Эконом

6. Сельскохозяйственная экономика лучше всего подходит для большинства людей, владеющих небольшими фермами.

7. Собирать налоги главным образом с предпринимателей и крупных землевладельцев.

Безопасность и внешняя политика

8. Постоянные вооруженные силы могут привести к власти такого сильного человека, как Наполеон; полагаться на местные и государственные ополчения для защиты.

9. Законы о внутренней безопасности, нарушающие свободу слова и печати, представляют собой угрозу свободе.

10. Дружелюбный по отношению к революционной Франции и враждебный по отношению к Британии, но нейтральный в европейских войнах.

Политические партии [ushistory.org]

Американское правительство 1. Природа правительства   a. Цели правительства b. Типы правительства c. Что такое демократия? д. Демократические ценности — свобода, равенство, справедливость 2. Основы американского правительства   а. Колониальный опыт b. Независимость и Статьи Конфедерации c. Создание Конституции   d. Билль о правах 3. Федерализм   а. Основатели и федерализм b. Склонение чаши весов в сторону национальной мощи   c. Федерально-государственные отношения сегодня: возвращение к правам штатов? 4. Американские политические взгляды и участие   а. Американская политическая культура b. Какие факторы формируют политические взгляды? в. Измерение общественного мнения   d. Участие в правительстве e. Голосование: забытая привилегия? 5. Как граждане связываются со своим правительством? а. Политические партии b. Кампании и выборы   c. Группы по интересам   d. СМИ   e. Интернет в политике 6. Конгресс: Народная ветвь? а. Полномочия Конгресса b. Лидерство в Конгрессе: это вопрос партии c. Важность комитетов   d. Кто в Конгрессе? е. Как законопроект становится законом 7. Президентство: ветвь руководства? а. Эволюция президентства   b. Все мужчины и женщины президента c. Выбор и преемственность Президента   d. Работа президента e. Президентский характер 8. Бюрократия: реальное правительство   а. Развитие бюрократии b. Организация бюрократии c. Кто такие бюрократы? д. Реформа бюрократии 9. Судебная власть   а. Создание федеральных судов b. Структура федеральных судов c. Верховный суд: что он делает? д. Как выбирают судей и судей e. Полномочия федеральных судов 10. Гражданские свободы и гражданские права   а. Права и обязанности граждан   б. Права на первую поправку c. Преступление и надлежащая правовая процедура   d. Права гражданства 11. Разработка политики: политические взаимодействия   a. Внешняя политика: что теперь? б. Политика обороны c. Экономическая политика   d. Социальная и регуляторная политика 12. Государственные и местные органы власти   a. Государственные и местные органы власти: демократия в действии? б. Финансирование государства и органов местного самоуправления   c. Кто платит за образование? 13. Сравнительные политические и экономические системы   а. Сравнение правительств b. Сравнение экономических систем c. Маленький, маленький мир?

В 1860-х годах Томас Наст — карикатурист для журнала Harper’s Weekly — разработал идею использования осла и слона для представления демократов и республиканцев соответственно. Вышеупомянутая карикатура под названием «Произошли странные дела» датируется 1879 годом.

С самого начала американские политические партии имели запятнанную репутацию. В своем прощальном обращении к нации в 1796 году Джордж Вашингтон предостерег от «пагубных последствий духа вечеринки» как разжигания американских граждан «безосновательной ревностью».

Сегодня многие американцы гордятся своим статусом «независимых избирателей», отчасти потому, что считают, что партиям не хватает видения страны. Поскольку многие американцы разочаровались в партийной политике, они избегают идентификации себя как «лояльных демократов» или «убежденных республиканцев». Такое негативное отношение к партиям коренится в той роли, которую они играют в американской политике.

Роли политических партий

Почему двухпартийная система?

Партия зеленых призывает своих членов работать на низовом уровне по вопросам экологии и социального равенства. В обоих 19В 1996 и 2000 годах защитник прав потребителей Ральф Нейдер был кандидатом от Партии зеленых на пост президента.

Большинство других демократических стран имеют многопартийные системы. Несмотря на то, что на протяжении всей американской истории регулярно появлялись третьи стороны, они либо умерли, либо их идеи были поглощены крупной партией. Три веские причины для американской двухпартийной системы включают следующее:

    Александр Гамильтон внес свой вклад в создание основы современной Республиканской партии. Его поддержка ратификации Конституции США привела к формированию Партии федералистов, которая распалась к 1824 г.

  • Консенсус ценностей. Легко жаловаться на мелкие споры между демократами и республиканцами. Что мы иногда забываем, так это то, что американцы разделяют широкий консенсус или согласие по многим основным политическим ценностям. Обе стороны верят в свободу, равенство и индивидуализм. Ни один из них не выступает за отмену Конституции. Обе стороны принимают избирательный процесс и признают поражение победителям. Во многих странах с многопартийными системами диапазон убеждений шире, а разногласия глубже. Например, в современной России одна партия выступает за возврат к коммунизму, другие предлагают модифицированный социализм и/или капитализм, а третья пропагандирует ультранационализм.
  • Историческое влияние. Нация началась с двух политических партий — федералистов и республиканцев-демократов. В начале американской истории политики, как правило, занимали чью-либо сторону, начиная с дебатов о Конституции и заканчивая разногласиями между двумя членами кабинета Джорджа Вашингтона — Александром Гамильтоном и Томасом Джефферсоном. Эта тенденция сохранялась на протяжении всей американской истории.
  • Система «победитель получает все». Единственной наиболее важной причиной существования двухпартийной системы является избирательная система, основанная на принципе «победитель получает все». В отличие от систем с пропорциональным представительством, на американских выборах побеждает тот, кто получает наибольшее количество голосов.