Тест по теме «Социальная стратификация, социальная мобильность»

Тест по теме «Социальная стратификация, социальная мобильность». Вариант I

  1. К критериям социальной стратификации относится

1) размер дохода

2) форма проведения досуга

3) черты характера

4) политические убеждения


  1. Какой тип социальной дифференциации иллюстрируется выделением социальных групп по возрасту и полу?

1) демографическая

2) экономическая

3) политическая

4) профессиональная


  1. Социальные группы в эпоху рабовладения выделялись по наличию или отсутствию у них гражданских прав. Какое социальное явление иллюстрирует данный факт?

1) социальная адаптация

2) социальная мобильность

3) социальная роль

4) социальная дифференциация


  1. В Западной Европе XVIII—XIX вв. общество делилось на две группы. К одной из них относили дворянство и духовенство, к другой — ремесленников, купцов и крестьян. Какое социальное явление иллюстрирует данный факт?

1) социальную роль

2) социальную мобильность

3) социальную дифференциацию

4) социальную адаптацию


  1. Классовый тип социальной стратификации

1) присущ европейскому средневековому обществу

2) характерен для древневосточной цивилизации

3) носит универсальный характер

4) свойственен индустриальному обществу


  1. К социальной сфере жизни общества относится институт

1) общественного производства

2) частной собственности

3) науки

4) семьи


  1. В экономически развитых странах большую часть населения составляют(-ет)

1) крупные собственники

2) средний класс

3) «синие воротнички»

4) интеллигенция


  1. Касты, сословия, классы — это

1) типы социальной стратификации

2) этапы развития государств в новое время

3) социальные группы, присущие средневековому обществу

4) элементы социального статуса личности


  1. Доход, богатство, образование, престиж в своей совокупности являются

1) показателями общественного прогресса

2) проявлениями социальной мобильности

3) критериями социальной стратификации

4) мерилом общественного богатства


  1. По какому критерию в обществе выделяются христиане, мусульмане, буддисты, иудеи?

1) по гражданству

2) по роду занятий

3) по принадлежности к власти

4) по религиозной принадлежности


  1. Сословное деление общества отражает

1) вид государственного устройства

2) тип социальной стратификации

3) характер экономических связей

4) особенность политической системы


  1. Смена человеком профессиональной позиции является проявлением

1) социальной мобильности

2) социальной стратификации

3) социального неравенства

4) социального расслоения


  1. По какому критерию в обществе выделяются управляющие, управляемые, политические лидеры?

1) по гражданству

2) по роду занятий

3) по принадлежности к власти

4) по религиозной принадлежности


  1. Рабочие промышленных предприятий в экономически развитых странах

1) составляют большую часть трудоспособного населения

2) относятся к группе «белых воротничков»

3) относятся к маргинальной части общества

4) как социальная группа численно уменьшаются


  1. По какому критерию дифференциации выделены социальные группы католиков, протестантов,
    православных, мусульман?

1) по гражданству

2) по роду занятий

3) по национальности

4) по религиозной принадлежности


  1. К выс­ше­му классу в эко­но­ми­че­ски развитых стра­нах относятся

1) собственники круп­ных предприятий

2) инженерно-технические работники

3) профессура выс­ших учебных заведений

4) сотрудники на­уч­ных учреждений


  1. Естественное и социальное неравенство людей является основой

1) социальной мобильности

2) социальной стратификации

3) социальной адаптации

4) социализации


  1. Верны ли следующие суждения об особенностях социальной мобильности?

А. Войны и революции усиливают социальную мобильность индивидов и групп.

Б. Образование, личные качества помогают индивиду продвигаться вверх по социальной лестнице.


1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны


  1. Верны ли следующие суждения о социальных общностях?

А. Человеческое общество представляет собой множество различных социальных общностей и групп.

Б. Социальные общности отличаются разнообразием конкретных форм и видов.


1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны


  1. Верны ли следующие суждения о среднем классе?

А. Подавляющее большинство россиян — средний класс.

Б. Формирование среднего класса является одной из предпосылок перехода России к новому типу общества.


1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны


  1. Верны ли следующие суждения об оценке положения человека в обществе?

А. Авторитет — это оценка обществом социальных позиций, занимаемых личностью.

Б. Престиж — это степень признания окружающими личных и деловых качеств человека.


1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны


  1. Верны ли следующие суждения о социальном неравенстве?

А. Социальное неравенство возникло с переходом общества в индустриальную стадию развития.

Б. Социальное неравенство выражается в неодинаковом доступе социальных групп к дефицитным ресурсам общества.


1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны


  1. Верны ли следующие суждения о социальных институтах?

А.

Современное общество отличается низкой степенью институализации.

Б. Социальный институт — это устойчивый комплекс норм, регулирующих определенные сферы деятельности.


1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны


  1. Верны ли следующие суждения о тенденциях развития социальной сферы?

А. Для постиндустриального общества характерен рост среднего класса. 

Б. Социальная дифференциация общества при переходе от командной экономики к рыночной уменьшается.


1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны


  1. Верны ли следующие суждения о социальном положении человека в России?

А. Критерием, определяющим социальное положение человека в современной России, является размер его богатства.

Б. Критерием, определяющим социальное положение человека в современной России, является его принадлежность к властным структурам.


1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тест по теме «Социальная стратификация, социальная мобильность». Вариант II

1.       Расслоение и иерархическая организация различных слоев общества называется


1) социальной стратификацией

2) социальной мобильностью

3) социальной адаптацией

4) социализацией


2.       Какая социальная тенденция проявляется в условиях перехода к постиндустриальному обществу?


1) рост числа занятых в сфере информационных технологий

2) ослабление позиций среднего класса

3) увеличение притока сельского населения в города

4) ликвидация люмпенства как социального явления


3.        Перемещение человека в социальном пространстве без изменения социального статуса называется


1) восходяшей социальной мобильностью

2) вертикальной социальной мобильностью

3) горизонтальной социальной мобильностью

4) нисходящей социальной мобильностью


4.       К среднему классу в экономически развитых странах относятся


1) неквалифицированные рабочие

2) менеджеры крупных предприятий

3) владельцы небольших фирм

4) лица, занятые физическим трудом


5.       Среди ка­на­лов восходящей со­ци­аль­ной мобильности со­цио­лог П. Со­ро­кин выделял


1) родственные связи

2) накопленный лич­ный опыт

3) расширение со­ста­ва семьи

4) получение образования


6.       Из 92 римских императоров 36 достигли этого статуса благодаря службе в армии. Этот факт иллюстрирует

1) служба в армии в древнеримском государстве была уделом высшего класса

2) в определенные периоды армия выступает одним из основных каналов социальной мобильности

3) основным типом социальной мобильности в Древнем Риме была вертикальная мобильность

4) государство поощряло социальную мобильность в обществе

7.        В обществоведении под социальной стратификацией понимают


1) наличие в обществе различных сфер

2) разделение общества на группы, занимающие различное положение

3) социальную поддержку малообеспеченных групп населения

4) повышение социального статуса


8.       В стра­не Z кре­стья­не и го­род­ская беднота огра­ни­че­ны в до­сту­пе к ка­че­ствен­но­му образованию и здравоохранению. В дан­ном факте отражается


1) социальная мобильность

2) социальное неравенство

3) социальная структура

4) социальный контроль


9.       По какому признаку выделены такие социальные общности, как католики, православные и протестанты?


1) территориальному

2) этническому

3) социально-классовому

4) конфессиональному


10.    Какой при­знак лежит в ос­но­ве объединения людей в такую со­ци­аль­ную общность, как парижане?


1) социально-классовый

2) этносоциальный

3) демографический

4) территориальный


11.     Критерием социальной стратификации является


1) доход

2) мобильность

3) авторитет

4) неравенство


12.    Молодая девушка, выпускница школы, одержала победу в национальном конкурсе красоты и получила приглашение на работу в престижном иностранном модельном агентстве. Данный пример иллюстрирует такое социальное явление как


1) мобильность

2) адаптацию

3) стратификацию

4) делинквентность


13.    Социальное неравенство проявляется в обществах традиционного типа в

1) различном доступе представителей разных сословий к власти и обладанию привилегиями

2) возможности для всех граждан получить образование и социальное обеспечение

3) равных правах граждан в политической сфере, но различии в доходах, в обладании собственностью

4) делении общества на страты, определяемые уровнем образования, дохода, профессией

14.     Примерами социальной стратификации, характерной для информационного общества, могу служить


1) привилегированные и непривилегированные сословия

2) пролетарии и буржуазия

3) синие воротнички и белые воротнички

4) дворянство и купечество


15.    К критериям социальной стратификации относится(-ятся)


1) размер дохода

2) форма проведения досуга

3) черты характера

4) политические убеждения


16.    Что по­ни­ма­ет­ся учеными-обществоведами под «социальной мобильностью»?

1) оцен­ка обществом с точки зре­ния социальной зна­чи­мо­сти положения, должности, за­ни­ма­е­мых человеком

2) ожи­да­е­мое обществом от че­ло­ве­ка поведение, свя­зан­ное с за­ни­ма­е­мым им положением

3) из­ме­не­ние человеком сво­е­го положения в обществе, пе­ре­ход из одной со­ци­аль­ной группы в другую

4) положение, за­ни­ма­е­мое человеком в обществе, опре­де­ля­ю­ще­е­ся его образованием, доходами, иными признаками

17.     Проявлением со­ци­аль­ной стратификации является


1) де­ле­ние общества на сословия

2) со­зда­ние элитарных про­из­ве­де­ний искусства

3) диф­фе­рен­ци­а­ция фирм по уров­ню эффективности

4) по­яв­ле­ние новых под­раз­де­ле­ний в го­су­дар­ствен­ном ведомстве


18.    Верны ли сле­ду­ю­щие суждения о со­ци­аль­ной мобильности?

А. Одним из про­яв­ле­ний вертикальной со­ци­аль­ной мобильности слу­жит миграция населения.

Б. Брак, за­клю­чен­ный между пред­ста­ви­те­ля­ми одной со­ци­аль­ной страты, не яв­ля­ет­ся проявлением го­ри­зон­таль­ной социальной мобильности.


1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны


19.    Верны ли следующие суждения об оценке положения человека в обществе?

А. Авторитет — это оценка обществом социальных позиций, занимаемых личностью.

Б. Престиж — это степень признания окружающими личных и деловых качеств человека. 


1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны


20.    Верны ли следующие суждения о тенденциях развития социальной сферы?

А. Для постиндустриального общества характерен рост среднего класса.

Б. Социальная дифференциация общества при переходе от командной экономики к рыночной уменьшается.


1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны


21.    Верны ли следующие суждения о социальном неравенстве?

А. Социальное неравенство выражается в неодинаковом доступе отдельных групп населения к общественным благам.

Б. Социальное неравенство возникло с переходом общества в индустриальную фазу развития.


1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны


22.     Верны ли следующие суждения о социальных институтах?

А, Современное общество отличается низкой степенью институализации.

Б. Социальный институт — это устойчивый комплекс норм, регулирующих определенные сферы деятельности.


1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны


23.    Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?

А. Социальная мобильность связана с изменениями социального статуса личности.

Б. Вертикальная мобильность может достигаться посредством заключения брака с представителем иной социальной страты.


1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны


24.    Верны ли следующие суждения о тенденциях в развитии социальной сферы?

А. В условиях информатизации и компьютеризации, усиления роли высоких технологий в социальной сфере возрастает численность работников наукоемких производств и сферы услуг.

Б. Ведущую роль в социальной сфере передовых стран мира играет многочисленный и влиятельный средний класс, включающий экономически независимых от государства людей.


1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны


25.    Верны ли следующие суждения об особенностях социальной мобильности?

А. Войны и революции усиливают социальную мобильность индивидов и групп.

Б. Образование, личные качества помогают индивиду продвигаться вверх по социальной лестнице.


1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны


Тест по теме «Социальная стратификация, социальная мобильность». Вариант III

1.       Какой при­знак лежит в ос­но­ве объединения людей в такую со­ци­аль­ную общность, как парижане?


1) социально-классовый

2) этнический

3) демографический

4) территориальный


2.        36 из 92 рим­ских императоров до­стиг­ли высокого об­ще­ствен­но­го положения, под­няв­шись из низ­ших социальных слоев. Это — пример


1) со­ци­аль­ной структуры

2) го­ри­зон­таль­ной социальной мобильности

3) со­ци­аль­ной стратификации

4) вер­ти­каль­ной социальной мобильности


3.       Что из пе­ре­чис­лен­но­го может сви­де­тель­ство­вать о росте сред­не­го клас­са в стране?


1) рост ко­ли­че­ства бан­ков­ских депозитов

2) повышение до­хо­дов наи­бо­лее обес­пе­чен­ной ка­те­го­рии населения

3) индексация пен­сий в со­от­вет­ствии с уров­нем инфляции

4) увеличение ко­ли­че­ства суб­си­дий на опла­ту жилищно-коммунальных услуг


4.       Что из перечисленного характерно для со­ци­аль­ной стра­ти­фи­ка­ции со­вре­мен­но­го общества?

1) Большинство со­ци­аль­ных ста­ту­сов яв­ля­ют­ся достигаемыми.

2) Социальный ста­тус боль­шин­ства людей опре­де­ля­ет­ся семьёй, в ко­то­рой они родились.

3) Группы людей от рож­де­ния раз­ли­ча­ют­ся по объёму прав и обязанностей.

4) Группы людей не раз­ли­ча­ют­ся по объёму при­над­ле­жа­щих им власт­ных полномочий.

5.       Репродуктивная функ­ция семьи вы­ра­жа­ет­ся в


1) воспроизводстве населения

2) приобщении млад­ших чле­нов семьи к культуре

3) опеке над пре­ста­ре­лы­ми чле­на­ми семьи

4) планировании се­мей­ных до­хо­дов и расходов


6.       По ка­ко­му со­ци­аль­но­му при­зна­ку об­ра­зо­ва­на такая со­ци­аль­ная группа, как парижане?


1) профессиональному

2) демографическому

3) сословному

4) территориальному


7.       По ка­ко­му со­ци­аль­но­му при­зна­ку об­ра­зо­ва­на такая со­ци­аль­ная группа, как дворяне?


1) профессиональному

2) демографическому

3) сословному

4) этническому


8.        Как моральные, так и пра­во­вые нормы


1) под­дер­жи­ва­ют­ся си­ла­ми об­ще­ствен­но­го мнения

2) носят фор­маль­но определённый характер

3) со­зда­ют­ся в ходе общественно-исторического развития

4) носят обя­за­тель­ный ха­рак­тер для всех без ис­клю­че­ния чле­нов общества


9.       Совокупность таких признаков, как осо­бен­но­сти языка, ис­то­ри­че­ская память, обычаи, нормы поведения, привычки, ха­рак­те­ри­зу­ет общность


1) этническую

2) территориальную

3) демографическую

4) религиозную


10.    Совокупность сле­ду­ю­щих черт: язык, общая ис­то­ри­че­ская память, обычаи, традиции, нормы поведения — характерна для общности


1) религиозной

2) конфессиональной

3) этнической

4) территориальной


11.    По ка­ко­му критерию вы­де­ле­на такая со­ци­аль­ная общность, как сельчане?


1) конфессиональному

2) территориальному

3) этносоциальному

4) политическому


12.     К кри­те­ри­ям со­ци­аль­ной стра­ти­фи­ка­ции относится(-ятся)


1) раз­мер дохода

2) форма про­ве­де­ния досуга

3) черты характера

4) по­ли­ти­че­ские убеждения


13.    Для обо­зна­че­ния усво­е­ния и ак­тив­но­го вос­про­из­вод­ства со­ци­аль­но­го опыта (культурных норм и со­ци­аль­ных ролей) ис­поль­зу­ют термин


1) адап­та­ция

2) со­ци­а­ли­за­ция

3) самоконтроль

4) интеграция


14.    Для обо­зна­че­ния про­цес­са при­спо­соб­ле­ния к из­ме­ня­ю­щим­ся усло­ви­ям внеш­ней среды ис­поль­зу­ют термин


1) со­ци­а­ли­за­ция

2) адап­та­ция

3) самоконтроль

4) интеграция


15.    Для обо­зна­че­ния ре­ак­ции че­ло­ве­ка в ответ на воз­дей­ствие не­бла­го­при­ят­ных фак­то­ров ис­поль­зу­ют термин


1) адап­та­ция

2) со­ци­а­ли­за­ция

3) самоконтроль

4) интеграция


16.     Для обо­зна­че­ния ме­ха­низ­ма ре­гу­ля­ции от­но­ше­ний ин­ди­ви­да и об­ще­ства с целью укреп­ле­ния по­ряд­ка и ста­биль­но­сти в об­ще­стве ис­поль­зу­ет­ся термин


1) адап­та­ция

2) со­ци­а­ли­за­ция

3) самоконтроль

4) со­ци­аль­ный контроль


17.    Что пред­став­ля­ет собой со­ци­аль­ная стратификация?


1) любые из­ме­не­ния в по­ло­же­нии индивида

2) ак­тив­ное при­спо­соб­ле­ние че­ло­ве­ка к новой со­ци­аль­ной среде

3) усво­е­ние и вос­про­из­вод­ство со­ци­аль­но­го опыта

4) де­ле­ние об­ще­ства на груп­пы по определённым критериям


18.    Верны ли сле­ду­ю­щие суждения о со­ци­аль­ной структуре со­вре­мен­но­го общества?

В со­ци­аль­ной структуре со­вре­мен­но­го общества

А. воз­рас­та­ет численность и зна­че­ние занятых в сфере услуг и IТ-отраслях.

Б. уве­ли­чи­ва­ет­ся численность мигрантов, эт­ни­че­ских диаспор.


1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны


19.    Верны ли сле­ду­ю­щие суждения о со­ци­аль­ном неравенстве?

А. Со­ци­аль­ное неравенство су­ще­ству­ет во всех стра­нах с ры­ноч­ной экономической системой.

Б. Со­ци­аль­ное неравенство может сти­му­ли­ро­вать социальную мо­биль­ность личности.


1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны


20.    Верны ли сле­ду­ю­щие суждения о со­ци­аль­ном неравенстве?

А. Со­ци­аль­ное неравенство проявляется, пре­жде всего, в со­ци­аль­ной мобильности.

Б. Со­ци­аль­ное неравенство пред­по­ла­га­ет наличие таких со­ци­аль­ных условий, при ко­то­рых люди имеют раз­лич­ный доступ к со­ци­аль­ным благам.


1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны


21.     Верны ли сле­ду­ю­щие суждения о со­ци­аль­ной мобильности?

А. Со­ци­аль­ные революции спо­соб­ству­ют усилению со­ци­аль­ной мобильности.

Б. Со­ци­аль­ная мобильность ин­ди­ви­да всегда при­во­дит к по­вы­ше­нию его со­ци­аль­но­го статуса.


1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны


22.    Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния об от­кры­том и за­кры­том обществах?

А. В от­кры­том об­ще­стве вы­со­ко це­нит­ся до­сти­га­е­мый ста­тус и су­ще­ству­ют от­но­си­тель­но ши­ро­кие воз­мож­но­сти для пе­ре­ме­ще­ния из одной со­ци­аль­ной груп­пы в другую.

Б. За­кры­тое об­ще­ство ока­зы­ва­ет пред­по­чте­ние пред­пи­сан­но­му ста­ту­су и вся­че­ски за­труд­ня­ет пе­ре­хо­ды из од­но­го слоя в другой.


1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны


23.     Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о маргиналах?

А. Мар­ги­на­лы ис­пы­ты­ва­ют боль­шое пси­хо­ло­ги­че­ское напряжение, по­вы­шен­ное беспокойство, агрессивность.

Б. Апат­ри­да­ми на­зы­ва­ют лиц, пе­ре­ехав­ших на по­сто­ян­ное место жи­тель­ство в дру­гую страну.


1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны


24.    Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о видах со­ци­аль­ной мобильности?

А. К го­ри­зон­таль­но­му виду мо­биль­но­сти от­но­сит­ся по­лу­че­ние вне­оче­ред­но­го во­ин­ско­го звания.

Б. К вер­ти­каль­но­му виду мо­биль­но­сти от­но­сит­ся пе­ре­ход че­ло­ве­ка в более низ­кий со­ци­аль­ный слой.


1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны


25.    Верны ли сле­ду­ю­щие суждения о со­ци­аль­ной мобильности?

А. Со­ци­аль­ная мобильность — это раз­де­ле­ние общества на группы, за­ни­ма­ю­щие разное положение.

Б. Го­ри­зон­таль­ная социальная мо­биль­ность предполагает пе­ре­ме­ще­ние человека по со­ци­аль­ной лестнице либо вверх, либо вниз.


1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны


 

 

 

 

 

Ключ к тесту


Вариант I

1.      1

2.      1

3.      4

4.      3

5.      4

6.      4

7.      2

8.      1

9.      3

10.  4

11.  2

12.  1

13.  3

14.  4

15.  4

16.  1

17.  2

18.  3

19.  3

20.  2

21.  4

22.  2

23.  2

24.  1

25.  3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вариант II

1.      1

2.      1

3.       3

4.      3

5.      4

6.      2

7.      2

8.      2

9.      4

10.  4

11.  1

12.  1

13.  1

14.  3

15.  1

16.  3

17.  1

18.  4

19.  4

20.  1

21.  1

22.  2

23.  3

24.  3

25.  3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вариант III

1.      4

2.      4

3.      3

4.      3

5.      3

6.      4

7.      3

8.      3

9.      1

10.  3

11.  2

12.  1

13.  3

14.  3

15.  1

16.  4

17.  4

18.  3

19.  3

20.  2

21.  1

22.  3

23.  1

24.  2

25.  4

Архивы Социальная стратификация и мобильность

EO2602s

Как мы помним, социальной стратификацией называется дифференциация членов общества (деление их на различные группы – например, сословия, касты, классы) в зависимости от различных признаков. Вот эти признаки нам и нужно назвать в задании. Чаще всего выделяют три вида социальной стратификации – политическая, экономическая и профессиональная. Следовательно, основаниями для дифференциации служат: доступ к власти, размер получаемого […]

Продолжить чтение!

EO2005s

Первое пропущенное слово – «стратификация»; именно она отражает социальное разделение, неравенство, различие. Почти полное отсутствие стратификации означает незначительное расслоение – на месте буквы Б вставляем «расслоение». Далее идет перечисление критериев стратификации, и один из них – величина дохода; под буквой В ставим «доход». Еще один критерий – престиж профессии; следовательно, буква Г – «престиж». Конкретный […]

Продолжить чтение!

EO1101s

Мы помним, что понятие социальной стратификации связано с дифференциацией, разделением людей в обществе на различные группы. Помимо дохода, богатства и власти на это влияет и престиж профессии – значит, первое положение верно. Второе также подходит, ведь доход и власть – основные критерии социальной стратификации. А вот третье положение неверно: личностные качества не относятся к критериям […]

Продолжить чтение!

EO0502s

Вспомнив, что нисходящая и восходящая мобильности – виды вертикальной мобильности, во время которой имеет место быть перемещение из одного социального слоя в другой, начинаем действовать по порядку. Преподаватель стал доцентом – эта должность выше, соответственно, перед нами пример восходящей социальной мобильности. А вот то, что начальник стал работать только оператором – нисходящая мобильность. В 3 […]

Продолжить чтение!

EO0303s

Социальный контроль – это определенный механизм, который поддерживает порядок и стабильность в обществе путем регулирования отношений общества и индивида. Его основные элементы – социальная норма и социальная санкция. Мы помним, что санкция – это система вознаграждений за выполнение норм и наказаний за отклонение от них; следовательно, наказание и поощрение – основные типы санкций. Оставшиеся понятия […]

Продолжить чтение!

Социальная стратификация и мобильность

Социальные отношения и взаимодействия (10 класс) Социальная связь — это совокупность зависимостей между людьми, реализованных через социальные действия, их взаимные отношения, которые объединяют людей в социальные общности. В социальной связи можно выделить: субъектов связи (двое и более людей), предмет связи (по поводу чего осуществляется связь), механизм регулирования взаимоотношений. Естественно, что социальные связи формируются на основе непосредственных […]

Продолжить чтение!

Понимание и изменение социального мира

Перейти к содержимому

Цели обучения

  1. Различать объективные и субъективные показатели социального класса.
  2. Обсудите, велика ли в США вертикальная социальная мобильность.

Большинство социологов определяют социальный класс как группу, основанную на сходных социальных факторах, таких как богатство, доход, образование и род занятий. Эти факторы влияют на то, сколько власти и престижа имеет человек. Социальное расслоение отражает неравное распределение ресурсов. В большинстве случаев иметь больше денег означает иметь больше власти или больше возможностей. Среди социологов существует поразительное количество разногласий по поводу количества социальных классов в Соединенных Штатах и ​​даже по поводу того, как измерить принадлежность к социальным классам. Сначала мы рассмотрим проблему измерения, а затем обсудим количество и типы классов, выделенных социологами.

Измерение социального класса

Мы можем измерить социальный класс либо объективно , либо субъективно . Если мы выбираем объективный метод, мы классифицируем людей по одному или нескольким критериям, таким как род занятий, образование и/или доход. Исследователь — это тот, кто решает, к какому социальному классу принадлежат люди, основываясь на их положении по отношению к этим переменным. Если мы выбираем субъективный метод, мы спрашиваем людей, какой класс они думают , в котором они находятся. Например, в Общем социальном обзоре спрашивается: «Если бы вас попросили использовать одно из четырех названий для вашего социального класса, к какому бы вы сказали, что принадлежите: к низшему классу, рабочему классу, среднему классу, или высший класс? На рис. 8.3 «Субъективная принадлежность к социальному классу» показаны ответы на этот вопрос. Проблема с такой субъективной мерой заключается в том, что некоторые люди говорят, что они принадлежат к социальному классу, который отличается от того, к чему могут указывать объективные критерии. Эта проблема заставляет большинство социологов отдавать предпочтение объективным измерениям социального класса, когда они изучают стратификацию в американском обществе.

Рисунок 8.3 Субъективная принадлежность к социальному классу

Источник: данные General Social Survey, 2008.

Тем не менее, даже здесь существуют разногласия между теоретиками функционализма и теоретиками конфликта в отношении того, какие объективные меры использовать. Социологи-функционалисты полагаются на показатели социально-экономического статуса (СЭС), такие как образование, доход и род занятий, для определения чьего-либо социального класса. Иногда одна из этих трех переменных используется сама по себе для измерения социального класса, а иногда две или все три переменные комбинируются (способами, которые нас не должны интересовать) для измерения социального класса. Когда используется род занятий, социологи часто полагаются на стандартные меры профессионального престижа. С конца 19В 40-х годах в национальных опросах американцев просили оценить престиж десятков профессий, и их оценки усреднялись вместе, чтобы получить баллы престижа для профессий (Hodge, Siegel, & Rossi, 1964). На протяжении многих лет эти показатели были относительно стабильными. Вот некоторые средние показатели престижа для различных профессий: врач — 86; профессор колледжа, 74 года; учитель начальных классов, 64 года; почтальон, 47; сборщик мусора, 28; and janitor, 22.

Несмотря на полезность SES, социологи конфликтов предпочитают другие, хотя и все же объективные, измерения социального класса, которые учитывают право собственности на средства производства и другую динамику рабочего места. Эти меры ближе к тому, что Маркс подразумевал под концепцией класса на протяжении всей своей работы, и они учитывают множество видов занятий и структур рабочих мест, которые он не мог себе представить, когда писал в XIX веке.век.

Например, в корпорациях есть много менеджеров высшего звена, которые не владеют средствами производства, но тем не менее определяют деятельность подчиненных им работников. Таким образом, они не вписываются точно ни в один из двух основных классов Маркса: буржуазию или пролетариат. Признавая эти проблемы, социологи конфликтов определяют социальный класс на основе нескольких факторов, включая право собственности на средства производства, степень автономии рабочих в своей работе, а также то, контролируют ли они других работников или сами находятся под надзором (Wright, 2000). .

Американская классовая структура

Как должно быть очевидно, нелегко определить, сколько социальных классов существует в Соединенных Штатах. За прошедшие десятилетия социологи выделили целых шесть или семь социальных классов, основываясь на таких вещах, как образование, профессия и доход, а также на образе жизни, школах, которые посещают дети людей, репутации семьи в обществе, способах богатство «старых» или «новых» людей и т. д. (Coleman & Rainwater, 1978; Warner & Lunt, 19).41). Ради ясности мы ограничимся четырьмя социальными классами, представленными на рис. 8.3 «Субъективная принадлежность к социальным классам»: высший класс, средний класс, рабочий класс и низший класс. Хотя внутри некоторых из этих широких категорий существуют подкатегории, они по-прежнему отражают наиболее важные различия в американской классовой структуре (Gilbert, 2011). Категории годового дохода, перечисленные для каждого класса, по общему признанию, несколько произвольны, но основаны на процентной доле домохозяйств выше или ниже определенного уровня дохода.

Высший класс

Высший класс считается высшим, и только могущественная элита может видеть вид оттуда. В Соединенных Штатах люди с огромным богатством составляют 1 процент населения, и им принадлежит треть богатства страны (Beeghley 2008).

Деньги дают доступ не только к материальным благам, но и к большой власти. Как корпоративные лидеры представители высшего класса принимают решения, которые влияют на статус работы миллионов людей. Как владельцы СМИ, они влияют на коллективную идентичность нации. Они управляют основными сетевыми телевизионными станциями, радиопередачами, газетами, журналами, издательствами и спортивными франшизами. Как члены правления самых влиятельных колледжей и университетов, они влияют на культурные взгляды и ценности. Как филантропы, они создают фонды для поддержки социальных инициатив, в которые они верят. В качестве участников кампаний они влияют на политиков и финансируют кампании, иногда для защиты своих собственных экономических интересов.

Американское общество исторически различало «старые деньги» (унаследованное богатство, передающееся от одного поколения к другому) и «новые деньги» (богатство, которое вы заработали и создали сами). Хотя оба типа могут иметь одинаковую чистую стоимость, они традиционно занимают разное социальное положение. Люди со старыми деньгами, из поколения в поколение занимавшие прочное положение в высшем классе, пользовались высоким авторитетом. Их семьи научили их знать обычаи, нормы и ожидания, связанные с богатством. Часто очень богатые не работают за зарплату. Некоторые изучают бизнес или становятся юристами, чтобы управлять семейным состоянием. Другие, такие как Пэрис Хилтон и Ким Кардашьян, извлекают выгоду из того, что они богатые светские львицы, и превращают это в статус знаменитости, выставляя напоказ богатый образ жизни.

Однако представители высшего класса с новыми деньгами не ориентируются на обычаи и нравы элиты. Они не ходили в самые престижные школы. У них не налажены старые денежные социальные связи. Люди с новыми деньгами могут выставлять напоказ свое богатство, покупая спортивные автомобили и особняки, но они могут по-прежнему демонстрировать поведение, приписываемое среднему и низшему классам.

Средний класс

Многие люди считают себя средним классом, но существуют разные представления о том, что это значит. Люди с годовым доходом в 150 000 долларов называют себя средним классом, как и люди, которые ежегодно зарабатывают 30 000 долларов. Это помогает объяснить, почему в Соединенных Штатах средний класс делится на высшие и низшие подкатегории. Люди, принадлежащие к верхнему среднему классу, как правило, имеют степень бакалавра и аспирантуру. Они изучали такие предметы, как бизнес, менеджмент, право или медицина. Представители низшего среднего класса имеют степень бакалавра четырехгодичных колледжей или степень младшего специалиста двухгодичных общественных или технических колледжей.

Комфорт — ключевое понятие для среднего класса. Люди среднего класса много работают и живут довольно комфортной жизнью. Люди, принадлежащие к верхнему среднему классу, склонны делать карьеру, приносящую комфортный доход. Они обеспечивают свои семьи большими домами и хорошими автомобилями. Они могут кататься на лыжах или кататься на лодке в отпуске. Их дети получают качественное образование и медицинское обслуживание (Gilbert 2010).

В низшем среднем классе люди работают под надзором представителей высшего среднего класса. Они заполняют технические, управленческие или административные должности более низкого уровня. По сравнению с работой низшего класса, рабочие места низшего среднего класса более престижны и приносят немного более высокую заработную плату. С такими доходами люди могут позволить себе достойный, обычный образ жизни, но им трудно поддерживать его. Как правило, у них нет достаточного дохода, чтобы создать значительные сбережения. Кроме того, их власть над классовым статусом более ненадежна, чем в верхних слоях классовой системы. Когда бюджет ограничен, люди из низшего среднего класса часто теряют работу.

Рабочий класс

Домохозяйства рабочего класса обычно работают на рабочих должностях, таких как фабричные работы, строительство, обслуживание в ресторанах и менее квалифицированные канцелярские должности. Люди из рабочего класса, как правило, не имеют 4-летнего высшего образования, а некоторые не имеют диплома средней школы. Хотя большинство из них не живет в официальной бедности, их финансовое положение очень неблагополучно. Один большой счет за лечение или дорогой ремонт автомобиля было бы почти невозможно оплатить, не влезая в большие долги. Семьи рабочего класса гораздо реже, чем их более состоятельные коллеги, владеют собственным домом или отправляют своих детей в колледж. Многие из них живут в условиях риска безработицы, поскольку их компании сокращают штат за счет увольнения работников даже в хорошие времена, а сотни тысяч стали увольняться, когда в 2008 году в США началась рецессия9.0003

Низший класс

Хотя низший класс является общепринятым термином, многие наблюдатели предпочитают менее негативно звучащий термин, например, бедный, который используется здесь. Так же, как средний и высший классы, низший класс можно разделить на подмножества: рабочий класс, работающая беднота и низший класс. По сравнению с нижним средним классом, люди из низшего класса имеют меньше образования и меньше зарабатывают. Они работают на работах, не требующих особых навыков или опыта, и часто выполняют рутинные задачи под пристальным наблюдением.

Работающие бедняки имеют неквалифицированную низкооплачиваемую работу. Однако их работа редко предлагает такие преимущества, как здравоохранение или планирование выхода на пенсию, и их должности часто носят сезонный или временный характер. Они работают издольщиками, сельскохозяйственными рабочими-мигрантами, уборщиками и поденщиками. Некоторые бросили школу. Некоторые неграмотны, не умеют читать объявления о вакансиях.

Как люди могут работать полный рабочий день и при этом оставаться бедными? Даже работая полный рабочий день, миллионы работающих бедняков зарабатывают слишком мало, чтобы содержать семью. Минимальная заработная плата варьируется от штата к штату, но во многих штатах она приближается к 8 долларам в час (Department of Labor 2014). При такой ставке работа 40 часов в неделю приносит 320 долларов. Это составляет 16 640 долларов в год до вычета налогов и вычетов. Даже для одного человека зарплата низкая. Семейной паре с детьми будет сложно покрыть расходы.

Низший класс — это самый низкий уровень в Соединенных Штатах. Представители низшего класса живут в основном в городских районах. Многие безработные или частично занятые. Те, кто работает, обычно выполняют черную работу за небольшую плату. Некоторые представители низшего класса бездомны. Для многих системы социального обеспечения обеспечивают столь необходимую поддержку в виде продовольственной помощи, медицинского обслуживания, жилья и т.п.

Мы продолжим обсуждение бедных, когда далее в этой главе сосредоточимся на неравенстве и бедности в Соединенных Штатах.

Социальная мобильность

Социальная мобильность относится к способности менять положение в системе социальной стратификации. Когда люди улучшают или понижают свой экономический статус таким образом, что это влияет на социальный класс, они испытывают социальную мобильность.

Люди могут испытывать восходящую или нисходящую социальную мобильность по разным причинам. Восходящая мобильность относится к увеличению или сдвигу вверх в социальном классе. В Соединенных Штатах люди аплодируют достижениям таких знаменитостей, как Опра Уинфри или Леброн Джеймс, которые превратились из грязи в князи. Но правда в том, что по отношению к общей численности населения число людей, которые поднимаются от бедности к богатству, очень мало. Тем не менее, восходящая мобильность заключается не только в том, чтобы стать богатым и знаменитым. В Соединенных Штатах люди, получившие высшее образование, получившие повышение по службе или вступившие в брак с человеком с хорошим доходом, могут продвигаться в социальном плане. Напротив, нисходящая мобильность указывает на понижение социального класса. Некоторые люди скатываются вниз из-за неудач в бизнесе, безработицы или болезни. Уход из школы, потеря работы или развод могут привести к потере дохода или статуса и, следовательно, к нисходящей социальной мобильности.

Высшее образование является ключевым шагом на пути к восходящей социальной мобильности. Однако отдача от образования часто выше для мужчин, чем для женщин, и для белых, чем для цветных.

Основным средством продвижения по службе является формальное образование. Независимо от социально-экономического статуса наших родителей, у нас гораздо больше шансов получить высокооплачиваемую работу, если мы получим диплом колледжа или, что все чаще, аспирантуру или профессиональную степень. На рис. 8.4 «Образование и средний годовой заработок работающих полный рабочий день, 2007 г.» наглядно показано влияние образования на средний годовой доход американцев. Обратите внимание, однако, что для данного уровня образования доходы мужчин выше, чем у женщин. Рисунок 8. 4 «Образование и средний заработок круглогодичных работников, занятых полный рабочий день, 2007 г.», таким образом, предполагает, что отдача от образования выше для мужчин, чем для женщин, и многие исследования подтверждают этот вывод (Green & Ferber, 2008). Причины этого гендерного различия сложны и будут обсуждаться далее в главе 11 «Гендер и гендерное неравенство». Если в Соединенных Штатах существует вертикальная социальная мобильность, то она выше для мужчин, чем для женщин, и выше для белых, чем для цветных.

Рисунок 8.4. Образование и средний круглогодичный заработок работников, занятых полный рабочий день, 2007 г.

Источник: данные Бюро переписи населения США. (2010). Статистическая сводка США: 2010 . Вашингтон, округ Колумбия: Типография правительства США. Получено с http://www.census.gov/compendia/statab.

Нередко разные поколения семьи принадлежат к разным социальным классам. Это известно как межпоколенческая мобильность . Например, у руководителя высшего класса могут быть родители, принадлежащие к среднему классу. В свою очередь, эти родители могли быть воспитаны в более низком классе. Модели межпоколенческой мобильности могут отражать долгосрочные социальные изменения.

Аналогично, под внутрипоколенческой мобильностью понимаются изменения в социальной мобильности человека на протяжении его или ее жизни. Например, богатство и престиж одного человека могут сильно отличаться от того, что есть у его или ее братьев и сестер.

Структурная мобильность происходит, когда социальные изменения позволяют целой группе людей двигаться вверх или вниз по социальной лестнице. Структурная мобильность связана с изменениями в обществе в целом, а не с индивидуальными изменениями. В первой половине двадцатого века индустриализация расширила экономику США, повысив уровень жизни и приведя к восходящей структурной мобильности. В современной трудовой экономике недавняя рецессия и аутсорсинг рабочих мест за границей способствовали высокому уровню безработицы. Многие люди пережили экономический спад, создав волну нисходящей структурной мобильности.

Анализируя тенденции и движения социальной мобильности, социологи рассматривают все виды мобильности. Ученые признают, что мобильность не так распространена или ее легко достичь, как думают многие. На самом деле, некоторые считают социальную мобильность мифом. Американская мечта действительно существует, но, скорее всего, она так и останется мечтой, если только мы не выходцы из привилегированных семей. На самом деле вертикальная мобильность в США меньше, чем в других западных демократиях. В недавнем анализе были обобщены данные: «В большинстве других развитых экономик Европы и Скандинавии мобильность значительно выше, чем в Соединенных Штатах» (Mishel, Bernstein, & Shierholz, 2009)., п. 108).

Ключевые выводы

  • Существует несколько способов измерения социального класса. Социологи-функционалисты и конфликтологи расходятся во мнениях относительно того, какие объективные критерии использовать для измерения социального класса. Субъективные измерения социального класса, основанные на оценке людьми своего социального класса, могут быть не совсем достоверными.
  • Социологи расходятся во мнениях относительно количества социальных классов в Соединенных Штатах, но общее мнение состоит в том, что в Соединенных Штатах существует четыре класса: высший, средний, рабочий и низший. Дальнейшие вариации существуют в пределах высшего и среднего классов.
  • В Соединенных Штатах существует некоторая вертикальная социальная мобильность, но не такая высокая, как в некоторых странах Западной Европы.

Каталожные номера

Бигли, Леонард. 2008. Структура социальной стратификации в США . Река Аппер-Сэдл, Нью-Джерси: Прентис-холл.

Коулман, Р. П., и Рейнуотер, Л. (1978). Социальное положение в Америке . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Основные книги.

Гилберт, Д. (2011). Классовая структура Америки в эпоху растущего неравенства (8-е изд. ). Таузенд-Оукс, Калифорния: Pine Forge Press.

Грин, Калифорния, и Фербер, Массачусетс (2008). Долгосрочное влияние перебоев на рынке труда: насколько важно время? Обзор социальной экономики, 66 , 351–379.

Ходж, Р. В., Сигел, П., и Росси, П. (1964). Профессиональный престиж в США, 1925–1963 гг. Американский журнал социологии, 70 , 286–302.

Мишель, Л., Бернштейн, Дж., и Ширхольц, Х. (2009). Состояние рабочей Америки 2008/2009 . Итака, Нью-Йорк: ILR Press [оттиск издательства Корнельского университета].

Warner, WL, & Lunt, PS (1941). Социальная жизнь современного общества . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета.

Райт, Э. О. (2000). Подсчет классов: сравнительные исследования в области анализа классов . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.

Лицензия

Поделиться этой книгой

Поделиться в Твиттере

Системы социальной стратификации | Введение в социологию

Результаты обучения

  • Различие между системами социальной стратификации

Системы стратификации

Социологи различают две системы стратификации. Закрытые системы приспосабливаются к небольшим изменениям в социальном положении и обычно основаны на приписываемом статусе или какой-либо черте, присущей рождению. Они не позволяют людям переходить на другой уровень и не допускают социальных отношений между уровнями. Открытые системы , основанные на достижениях, позволяют перемещаться и взаимодействовать между слоями и классами. Эти различные системы отражают, подчеркивают и поддерживают определенные культурные ценности и формируют индивидуальные убеждения. Некоторые системы стратификации включают рабство, кастовые системы, феодальные/сословные системы и классовые системы.

Рабство

При изучении социальной стратификации мы можем начать с рассмотрения рабства в США, которое было основано на расе и привело к системе социальной стратификации — люди не были порабощены из-за совершенных ими преступлений, долгов, которые они задолжали, или проигранных войн. Рабство движимого имущества  происходит, когда один человек владеет другим как собственностью. Рабы были вывезены из Западной Африки в начале 17 века и доставлены в колонии США, в основном для работы в качестве рабочих в растущей сельскохозяйственной экономике. Система поддерживалась по рождению, поэтому дети, рожденные рабами, автоматически становились рабами и считались собственностью — или «движимым имуществом» — рабовладельца.

Несмотря на то, что работорговля была прекращена в 1808 году, рабство не было отменено до тех пор, пока в 1865 году не была ратифицирована 13-я поправка (в том же году, когда закончилась Гражданская война), а следы рабства сохранялись в эпоху Реконструкции и после нее [1] . Расовое расслоение американцев продолжалось из-за законов о сегрегации Джима Кроу, которые исчезли в 1950-х и 1960-х годах, когда возникло Движение за гражданские права, и из-за системы аренды осужденных, которая также постепенно упразднялась в 20-м веке. Система апартеида в Южной Африке — еще один пример социального расслоения по признаку расы или цвета кожи. Апартеид официально начался в 1948, и дал меньшинству белого населения политическую и культурную власть, угнетая при этом черных, «цветных» (т. е. людей смешанной расы), индейцев и азиатских народов. Это не закончилось до 1994 года. Обе эти системы использовали расу для оправдания закрытых систем стратификации.

Глобальная наблюдательная группа Anti-Slavery International признает другие формы рабства: торговлю людьми (при которой людей вывозят из их общин и заставляют работать против их воли), работу детей в качестве домашней прислуги и детский труд, а также некоторые формы подневольного брака, в котором женщины фактически являются собственностью или рабами движимого имущества (Anti-Slavery International 2012).

Другим видом рабства является долговая кабала , или кабальный труд, при котором бедняки обещают себя слугами в обмен на стоимость предметов первой необходимости, таких как транспорт, проживание и питание. В этом сценарии людям платят меньше, чем они берут за проживание и питание. Когда требуется поездка, они могут прибыть в долг по своим дорожным расходам и не иметь возможности работать бесплатно, поскольку их заработная плата не позволяет им когда-либо продвигаться вперед.

Дальнейшие исследования

Люди часто думают, что Соединенные Штаты невосприимчивы к зверствам торговли людьми. Узнайте больше о торговле людьми в США.

Узнайте больше о существующих практиках рабства в современном мире.

Система поместья

Девятый век дал начало феодальным обществам. В этих обществах существовала строгая иерархическая система власти, основанная на владении землей и ее защите. Дворянство, известное как лорды, поставило вассалов во главе участков земли, называемых вотчинами. В обмен на ресурсы, которые давала земля, и гарантированное место для жизни, вассалы обещали сражаться за своих лордов. Феодализм был закрытой системой, в которой собственность на землю передавалась по наследству. Крестьяне, обрабатывавшие землю, служили господам из поколения в поколение, поскольку иерархия сословной системы автоматически воспроизводилась при рождении.

Подобно рабству в США, социальное положение человека определялось его рождением. В сословной системе это означало, что человек мог родиться крестьянином, простолюдином или иметь доступ к большему количеству собственности и возможностей, как, например, член духовенства или дворянство. Оправдание этой жесткой иерархии часто основывалось на определенных религиозных убеждениях, особенно на «божественном праве» или на идее, что некоторые люди правят по воле Бога. В конечном итоге социальная и экономическая система феодализма потерпела неудачу и была заменена капитализмом и технологическими достижениями индустриальной эпохи.

Кастовая система

Рисунок 1. Раньше в Индии существовала жесткая кастовая система. Люди низшей касты страдали от крайней нищеты и избегались обществом. Некоторые аспекты несуществующей кастовой системы Индии остаются социально значимыми. На этом фото индианка специфической индуистской касты работает на стройке, сносит и строит дома. (Фото предоставлено Elessar/flickr)

Кастовые системы — это закрытые стратификационные системы, в которых люди практически ничего не могут сделать для изменения своего социального положения. А кастовая система — это система, в которой люди рождаются в своей категории социального положения, или «касте», и остаются в ней всю свою жизнь. Людям назначают профессии независимо от их талантов, интересов или потенциала. Возможностей улучшить социальное положение человека практически нет.

В индуистской кастовой традиции предполагалось, что люди будут работать по роду занятий своей касты и вступать в брак в соответствии со своей кастой. Эндогамия  относится к практике вступления в брак в пределах своей собственной кастовой категории. Принятие этого социального положения считалось моральным долгом. Культурные ценности укрепляли систему. Кастовые системы поощряют веру в судьбу, предназначение и волю высшей силы, а не продвигают индивидуальную свободу как ценность. Человек, живший в кастовом обществе, социализировался, чтобы принять свое социальное положение.

Хотя кастовая система в Индии официально ликвидирована, ее остаточное присутствие в индийском обществе глубоко укоренилось. В сельской местности аспекты традиции, скорее всего, останутся, в то время как в городских центрах меньше свидетельств этого прошлого. В крупных городах Индии у людей теперь больше возможностей выбирать свой карьерный путь и брачных партнеров. С появлением Индии как экономической державы корпорации ввели в стране стандарты найма и занятости, основанные на заслугах.

Смотреть

Попробовать

Система классов

Система классов — это открытая система, основанная как на социальных факторах, так и на личных достижениях. Люди в рамках классовой системы могут свободно получать образование или работу, отличные от уровня их родителей, и могут общаться с представителями других классов и вступать в брак с ними. Классовая система имеет подвижные границы — вспомните истории о «из грязи в князи» или истории о богатых и влиятельных людях, которых осудили за такие преступления, как мошенничество, инсайдерская торговля, убийство или вымогательство.

Класс определяется богатством и доходом и считается достигнутым статусом или заработанным. Богатство относится к общей стоимости денег и активов, таких как имущество и акции, тогда как доход относится к деньгам, которые человек зарабатывает на работе и/или инвестициях. Человек может иметь большое состояние, но небольшой доход (т. е. кто-то с трастовым фондом или наследством), и, наоборот, кто-то может иметь большой доход, но очень мало богатства (т. не покупать недвижимость и не инвестировать).

Макс Вебер определил следующие три компонента классовых систем стратификации: класс, статус и власть (1922). Класс, как указано выше, включает в себя богатство и доход. Статус — это престиж или честь, приписываемые чьему-либо положению и/или чьему-либо имени. Власть – это способность навязывать свою волю другим. Можно рассматривать президента Дональда Трампа как человека, достигшего одного из самых высоких уровней класса, статуса и власти. Президента Соединенных Штатов (POTUS) часто называют самым влиятельным политиком в мире, и одной из основных обязанностей POTUS является надзор за вооруженными силами США, что само по себе влечет за собой чрезвычайную власть.

Взгляды Вебера на класс отличались от взглядов Маркса, который рассматривал общество как состоящее из двух классов буржуазии (владельцев средств производства) и пролетариата (рабочих). Вебер считал экономическое положение важным, но также подчеркивал статус и власть как важные компоненты для понимания классовой системы. Например, золотой медалист Олимпийских игр может иметь высокий статус, а также может увеличить свой доход и богатство за счет поддержки таких крупных брендов, как Nike или Adidas, но это не обязательно делает их мощный .

Другая социологическая точка зрения различает классы отчасти в соответствии с относительной властью и контролем, который они имеют над собственной жизнью. С этой точки зрения высшие классы не только обладают властью и контролем над своей собственной жизнью, но и их социальный статус также дает им власть и контроль над жизнями других. Подумайте о 1 % и непропорциональной политической власти, которой обладают миллиардеры, принимая решения, влияющие на жизнь других людей.

Веберовская структура особенно полезна при изучении взаимосвязи класса, статуса и власти, а также того, как эти компоненты влияют на классовую стратификацию. Рассмотрите решения, касающиеся здравоохранения. Большинство рабочих мест среднего класса включают медицинское и стоматологическое страхование, что позволяет отдельным лицам и семьям иметь больший контроль над решениями, связанными со здоровьем. Напротив, рабочий класс и работающая беднота в меньшей степени контролируют свою работу или решения в области здравоохранения и часто изо всех сил пытаются получить и сохранить доступ к медицинскому страхованию. Низшие классы состоят из людей в обществе, которые имеют наименьший контроль над своей жизнью.

Меритократия

Меритократия — это идеальная система, основанная на вере в то, что социальное расслоение является результатом личных усилий — или продемонстрированных заслуг — которые определяют социальное положение. Высокий уровень усилий приведет к высокому социально-экономическому положению, и наоборот. Концепция меритократии является идеалом, потому что никогда не существовало общества, в котором социальный статус основывался бы исключительно на заслугах. Из-за сложной структуры общества, таких процессов, как социализация, и реалий экономических систем на социальное положение влияет множество факторов, а не только заслуги. Например, наследование и давление с целью соответствия нормам разрушают представление о чистой меритократии. Хотя полностью спокойной меритократии никогда не существовало, социологи видят следы меритократии в современных обществах, когда изучают роль академической и служебной оценки, а также системы, используемые для оценки и поощрения достижений в этих областях.