Церковная реформа патриарха Никона | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов
22 февраля 1653 года началось судьбоносное преобразование патриархом Никоном церковной жизни русского православия. Опиравшаяся на новогреческие каноны, его реформа привела к расколу Русской православной церкви.
Причины и содержание реформ
Еще в конце 1640-х годов в Москве появился «кружок ревнителей древнего благочестия», куда входили видные деятели того времени. Среди них были будущий патриарх Никон и впоследствии его будущий основной противник в стане старообрядцев протопоп Аввакум, протопоп Иван Неронов, духовник царя Алексея Михайловича Стефан Вонифатьев и другие. Сам государь поддерживал кружок, темой обсуждений которого стала созревшая к тому времени проблема исправления скопившихся в церковных книгах разночтений и ошибок при переписке. Однако «ревнители» расходились по поводу того, что взять за образец для подобного исправления. Аввакум и Иван Неронов выступали за то, что им должны стать древнерусские церковные тексты, Никон и Вонифатьев склонялись к новогреческим уставам.
И. Машков. Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон
Вторая точка зрения победила: в те же 40-е годы XVII века началась так называемая «книжная справа» – редактирование текстов богослужебных книг. Одним из известных справщиков стал киевский монах и знаток греческого языка Епифаний Славинецкий.
Причины победы сторонников Никона крылись в политике. Самой существенной из них можно назвать вхождение в эпоху правления Алексея Михайловича малороссийских земель в состав Русского государства. Состоявшие ранее в пределах Речи Посполитой, воссоединенные с Россией территории, включая Киев, подчинялись юрисдикции Константинопольского престола, и, соответственно, новогреческим церковным канонам. В подобной ситуации было чрезвычайно важно укрепить духовные связи с новыми землями.
Кроме того, в XVII веке происходило расширение русских контактов с греческим Востоком, росли грекофильские настроения, которые разделял и сам Алексей Михайлович. Все это было естественно для страны, считавшей себя духовной наследницей Византии. Приведение к единству обрядовой стороны русской и греческой церковной жизни способствовало сплочению греческого Востока и России перед лицом возможных врагов (хотя существовал и реальный конкретный враг в лице турок-османов). Более того, взгляд на Россию как на хранительницу истинного православия, оформленный в концепции «Москва – Третий Рим» еще в начале XVI века и разделяемый Алексеем Михайловичем, подталкивал его к размышлениям о защите интересов всех страдавших под турецким игом христиан, а не только греков. В таком случае общность церковных обрядов с ними упрощала подобную задачу.
А. Кившенко. Церковный cобор. 1654 год. Начало раскола
Преобразование по греческим образцам также могло способствовать проведению в жизнь концепции «Москва – Новый Иерусалим», которой придерживался сам реформатор Никон. Если идея о Москве как Третьем Риме отдавала главенствующую роль светской, царской власти, то концепция Никона имела яркое теократическое звучание, оставляя власть мирскую на вторых ролях, она была пронизана идеей Вселенской церкви во главе с русским патриархом. Здесь звучали властные амбиции самого иерарха.
Начало преобразованийВ 1652 году Никон вступил на патриаршество. Обладая новым статусом, он начал широкомасштабную работу по более обширному, чем прежде, исправлению текстов церковных книг, а также по введению изменений и в русский церковный обряд.
П. Мясоедов. Сожжение протопопа Аввакума
«Книжная справа» заключалась не только в редактировании богослужебных книг (изменениям подверглись как их содержание, так и названия, например, Часовник стал Часословом, Потребник – Требником, Устав – Октоихом и т.д.), но и книг Священного Писания. Кроме того, был исправлен сам Символ веры.
С обрядовой стороны изменения были следующие: вместо двуперстного вводилось трехперстное крестное знамение; крестные ходы стали совершаться не по солнцу, а против него; во время службы возглашалась троекратная, а не двукратная «аллилуйя»; изменилось число просфор и печати на них, а также уменьшилось число поклонов.
Суд над патриархом Никоном
РасколПомимо сторонников никоновского преобразования, представлявших официальный взгляд государства и церкви, активизировались и его противники. Многими верующими (как священнослужителями, так и простыми людьми) вводимые изменения, которые были призваны исправить скопившиеся ошибки и разногласия, рассматривались как серьезные посягательства на чистоту православной веры. Фактически раскол начался с самих реформ Никона, официально же его можно начать отсчитывать с 1667 года, когда на соборе было принято решение об отлучении сторонников старой веры – старообрядцев – от церкви. Социальная база староверов была довольно широка, это представители духовенства, боярства, посада и крестьянства, стрельцов и казачества.
Первым и крупнейшим идеологом раскола стал протопоп Аввакум, неоднократно подвергавшийся ссылкам. Последней из их числа была ссылка в 1666 году в Пустозерск, который стал идейным центром старообрядцев. Аввакум и несколько его сподвижников были казнены в 1686 году, эстафету лидеров движения приняли другие расколоучители, среди которых Иван Неронов, Спиридон Потемкин, Никита Пустосвят, широко известная по знаменитой картине В.И. Сурикова боярыня Федосья Морозова. Самым крупным протестом против реформ Никона стало восстание Соловецкого монастыря, длившееся с 1668 года по 1676 год, когда оно было подавлено вооруженной силой.
В. И. Суриков. Боярыня Морозова
Идеология староверов, выработанная Аввакумом и другими лидерами движения, опиралась на учение о Москве как Третьем Риме и «Повесть о Белом Клобуке» и возвещала уничтожение Никоном истинного православия. Многие старообрядцы видели в нем пришедшего на землю Антихриста, другие же считали, что патриарх открыл тому двери, что неизбежно вело к падению Третьего Рима и скорому концу света. Мир был оставлен Богом, и виной всему – посягательство не только на содержание, но и на форму обрядов, которые должны оставаться незыблемыми. Столь суровые и непримиримые с официальной церковью взгляды привели староверов к гонениям со стороны обновленной церкви и государства, к замкнутому и оторванному от остальной жизни страны существованию.
Старообрядчество, разделившееся в конце XVII века на две главные свои ветви – поповство и беспоповство – впоследствии неоднократно делилось на различные толки и согласия. Многие из них существуют и в наше время как внутри страны, так и за ее пределами.
В. Перов. Никита Пустосвят. Спор о вере. 1880-1881
Раскол Русской православной церкви в то время стал драматичной, во многом трагической страницей в истории российского общества, а сложившиеся тогда линии разделения заметны и в наши дни.
Источник иллюстраций: https://www.pinterest.se/
Читайте также:
Краткий курс истории. Главный старовер всея Руси
Подписан указ «Об укреплении начал веротерпимости»
Почему Сталин «простил» Церковь?
Как Церковь помогла выиграть Великую Отечественную
Святая Матрона Московская: правда и мифы
Раскол России надвое: в главном мелочей нет
Москва, 19 февраля 2017, 00:35 — REGNUM В результате церковных реформ и патриарха Никона и дальнейшего церковного раскола почти половина населения страны была объявлена вне закона
Патриарх Никон. Копия с прижизненного изображения. XXIII
Ровно 366 лет назад, 19 февраля 1651 года в Российском государстве началась церковная реформа патриарха Никона, которая оставила глубокий след в истории государства. Результатом этой реформы стал глубокий раскол среди русского населения. Он затронул широкие народные массы и проник в политику государства того периода. В борьбе с расколом тысячи людей перенесли тяжелые муки, исковерканы судьбы тысяч людей, в том числе детей.
С чего все началось?
О необходимости церковной реформы в России начали говорить еще в 1640 годы. Тогда в Москве появился «кружок ревнителей благочестия», участники которого выступали за унификацию церковных текстов в богослужении. В церковных книгах были значительные разночтения, произошедшие зачастую из-за ошибок переписчиков. Но члены кружка не могли прийти к единому мнению относительно вопроса, на основе каких книг вносить изменения. Одна часть предлагали в качестве образца взять древнерусские церковные книги, а другая часть предлагала брать за основу греческие книги.
Древнеславянская кормчая.
Wlbw68
В разрешении этой дилеммы роль сыграли несколько факторов. К тому времени уже централизованное русское государство требовало унификации всех церковных правил и обрядов. А стремление государства упрочить свое международное положение среди православных стран сыграло в пользу выбора унификации по образцу греческих книг. Кроме того, в правительственных кругах была популярна теория о Москве как о Третьем Риме, которая была выдвинута еще при Иване Грозном псковским старцем Филофеем. Согласно этой теории, после христианского раскола 1054 года центром Православной церкви стал Константинополь, а после его падения в 1453 году на этот статус имеет право Москва. Но для подтверждения этого статуса была необходима поддержка греческой церкви. А для этого надо было проводить богослужение по греческим правилам.
Историки также обращают внимание на желание государства стабилизировать внутриполитическую обстановку с помощью этой реформы.
«Собиный друг» царя
Церковный раскол связан с именем патриарха Никона, в миру известного как Никита Минин. Родился будущий патриарх в 1605 году в семье мордовского крестьянина в селе Вельдеманово Нижегородской губернии. По воле родителей он стал священнослужителем и на этом поприще сделал блестящую карьеру. В 38 лет он получил высокий духовный сан игумена Кожеозерского монастыря в Архангельской губернии, а через три года уже стал архимандритом Московского Новоспасского монастыря.
Суть реформ
Получив полную поддержку царя, патриарх смело проводил церковную реформу. Главные обрядовые изменения были в следующем:
— крещение не двумя, а тремя перстами. Это нововведение вызвало особенно противодействие сторонников старых обрядов.
— замена земных поклонов поясными
— написание «Иисус» вместо «Исус»
— движение верующих в церкви мимо алтаря не по солнцу, а против него.
— сокращение просфор (богослужебный хлеб) для литургии
— произношение «Аллилуйа» в церковном пении три раза вместо двух
Изменения были внесены и в некоторые правила иконописи. Все книги и иконы, написанные по старым образцам, подлежали уничтожению.
Реформы Никона встретили жесткое сопротивление со стороны определенной части духовенства, что впоследствии привело к глубокому расколу. Наиболее упорными и последовательными противниками Никона стали члены «кружка ревнителей благочестия», куда раньше входил сам Никон. Они говорили, что недопустимо введение «латинства», потому что греческую церковь в России считали «испорченной» еще со времен Флорентийской унии 1439 года, которую впоследствии отказались принять православные христиане. Для верующих нововведения Никона выглядели, как серьезное отступление от традиционного канона, богохульством.
Василий Суриков. Боярыня Морозова. 1884-1887
Возникновение раскола и движения старообрядчества
Однако Никон при поддержке царя последовательно и жестко продолжал проводить реформы. На Московском соборе 1656 года анафеме были преданы те, кто держался двуперстного крестного знамения. Противники реформ Никона отлучались от церкви. Но жесткость и упорство патриарха вызывали лишь ожесточение у противников реформ. Преследуемые царскими войсками, они скрывались на окраинах страны, в труднодоступных лесах Севера, Сибири и Урала. Здесь они создавали свои старообрядческие поселения и продолжали молиться по-старому. Широко известны в истории случаи, когда при приближении карательных отрядов царя, они устраивали самосожжение, получившее название «гарь».
Примером стойкости перед давлением государственных реформ стало сопротивление монахов Соловецкого монастыря. Они оказывали сопротивление вплоть до 1676 года и выдерживали осаду царских войск. Они считали, что царь Алексей Михайлович стал слугой Антихриста. Именно в этом большинство историков видят причины фанатичного упорства сторонников раскола. Они были уверены, что Никон с его учением является порождением сатаны.
Видение Елеазаром Анзерским на Никоне змея. Миниатюра. XIX
Но в этом сопротивлении историки видят и социальные причины. Большинство раскольников были крестьяне, которые таким образом не только шли за правой верой, но и освобождались в скитах от поборов помещиков. Было среди раскольников и много духовных лиц, которые не могли смириться с новыми правилами. Для них признание нововведение означало, что всю прежнюю жизнь они прожили неправильно, с чем они не могли согласиться. Были среди них посадские люди и купцы, которые конкурировали с монастырями, которые активно занимались торговлей и промыслами. Они считали, что духовенство вторгается в их сферу и все, что шло от патриарха, они принимали как зло.
Среди старообрядцев были и представители господствующих слоев, например боярыня Морозова и княгиня Урусова. Но это, скорее, единичные случаи. Но самым известным противником никонианства стал протопоп Аввакум, проповедник и известный публицист, бывший участник кружка «ревнителей благочестия». Он был священником при дворе, но когда отказался от новой религии, подвергся жестоким гонениям, пережил ссылку и страдания, смерть детей. Тем не менее Аввакум не отказался от религии и впоследствии был заживо сожжен в «земляной тюрьме» после 14 лет заключения. Для старообрядцев главным литературным произведением стало написанное им «Житие».
По оценкам разных исследователей, во второй половине XVII века в раскольниках оказались от 40 до 50% населения страны того времени. Это как минимум 7−8 миллионов человек. В XVIII веке старообрядцев насчитывалось в пределах трети всего населения.
Мученичество Аввакума (старообрядческая икона)
Размолвка царя и Никона
Амбиции и властность патриарха Никона, его бескомпромиссность и стремление ставить церковную власть выше светской, вскоре стали тяготить Алексея Михайловича.
Отстранением Никона реформы не были свернуты. Тот же Церковный собор официально утвердил новые обряды, а старообрядцев объявил еретиками. Репрессии в отношении приверженцев «старой веры» продолжились с новой силой.
Григорий Мясоедов. Самосожигатели
Итоги и значение раскола
Безусловно, церковный раскол стал национальной трагедией для русского народа. Перестало существовать духовное единение народа и впервые в истории государства возникает вражда на религиозной почве. Впоследствии усилилась социальная разобщенность среди населения.
Распад этого царско-патриаршеского дуэта и дальнейшее заточение патриарха положило начало тому, что впредь дела церковные стали вторичны, а дела государственные — первичны. Это считается началом процесса подчинения церкви государству. Впоследствии, во времена Петра I, процесс продолжился ликвидацией патриаршества и созданием Синода, который возглавлял назначаемый царем светский чиновник.
Некоторые историки в реформах Никона и последовавшем за ним расколе усматривают и положительный итог. Так, по их мнению, произошло укрепление международного положения России и ее связей со странами православного мира. Кроме того, появившееся старообрядческое движение внесло вклад в развитие русского искусства. Они создали ряд духовных центров, свою иконописную школу, сохранили древнерусские традиции книгописания и знаменного пения.
Одна из древнейших сохранившихся икон Христа, VI век (из собрания монастыря Святой Екатерины, Синай)
Никон, Патриарх | Encyclopedia.com
(1605–1681), патриарх Московский и всея Руси; реализовал программу церковной реформы, вызвавшую бурную оппозицию, что в конечном итоге привело к расколу и возникновению старообрядчества.
Никита Минич или Минов (в монашестве Никон) родился у крестьянской пары в селе Вельдеманов под Нижним Новгородом. Его мать умерла вскоре после его рождения, и ребенка отдали к местному репетитору, который научил его читать. В юности продолжил обучение в Макарьевском Желтоводском монастыре, недалеко от Нижнего Новгорода. Автор никоновской Жизнь сообщает, что юноша был заядлым учеником и увлекался монашеской жизнью. Тем не менее в 1625 году он подчинился просьбе умирающего отца вернуться домой. Через год он женился и получил должность дьякона в соседней деревенской церкви. Вскоре его рукоположили в священники, и они с женой переехали в Москву.
В 1636 году Миних уговорил жену уйти в монастырь. Сам ушел в Анзерский скит на Крайний Север. По прибытии принял монашеский постриг и имя Никон. В 1649 г.разногласия со старцем Елиазаром побудили Никона перейти в Кожеозерский монастырь. Через три года он стал игуменом. В 1646 году Никон отправился в Москву по монастырским делам. Там он привлек внимание молодого царя Алексея Михайловича. Царь повелел ему остаться в Москве и сделал игуменом Новоспасского монастыря. Энергичный и талантливый, Никон вскоре стал доверенным лицом и духовным советником царя. Он также стал важной фигурой в ревнителях благочестия, кружке реформаторов, собравшихся вокруг царского духовника Стефана Вонифатьева.
В марте 1649 года Никон был назначен митрополитом Новгородской важной кафедры. Он поддерживал связь с реформаторами в Москве и стремился осуществить их программу в Новгороде. Многогласие, упразднена практика одновременного совершения разных частей литургии с целью ее более быстрого совершения. Греческие и киевские распевы заменили традиционный стиль пения. Проповеди митрополита Никона в архиерейском соборе собирали большие толпы. В 1650 г. острая нехватка хлеба вызвала в Новгороде голод и инфляцию. Народ ответил насилием, и Никон сыграл важную роль в том, чтобы взять ситуацию под контроль без кровопролития.
Весной 1652 года митрополиту Никону было поручено отправиться в Соловецкий монастырь, собрать мощи святого Филиппа и вернуться с ними в Москву. Перевод мощей св. Филиппа иллюстрирует взгляды ревнителей благочестия. Будучи митрополитом Московским, святитель Филипп принял мученическую смерть за публичное обличение жестоких и нехристианских поступков царя Ивана IV («Грозного»). Пример св. Филиппа подчеркнул обязанность духовенства напоминать мирянам, в том числе и царям, об их христианских обязанностях. Перенесение его мощей подчеркивало достоинство и важность церкви. Никон был на обратном пути в Москву, когда получил письмо от царя Алексея Михайловича, в котором сообщалось о смерти патриарха Иоасифа и уверялось, что он будет избран следующим патриархом. Созван церковный собор и надлежащим образом избран Никон. 25 июля 1652 года Никон был хиротонисан в патриарха Московского и всея Руси.
Никон был избран патриархом для руководства программой реформ, отстаиваемой Ревнителями благочестия и поддержанной царем. Если все реформаторы соглашались с необходимостью поднять народное благочестие и реформировать популярные религиозные обычаи, то пересмотр литургических книг с целью приведения их в соответствие с современной греческой практикой и осуществление власти внутри церкви были более деликатными вопросами. Посвященный патриархом, Никон решительно принялся за продвижение литургической реформы со всей возможной быстротой. В феврале 1653 г. исправленное издание Напечатана -я Псалтырь без двух статей, присутствовавших в предыдущих изданиях. Инструкция, призывающая к шестнадцати полным поклонам во время постной молитвы, была изменена, а раздел, в котором говорилось, что крестное знамение следует делать двумя пальцами, был удален. Корректоры ( справщики ) правительственной типографии, люди, давно связанные с работой ревнителей благочестия, протестовали против изменений. Их тут же сняли со своих постов и заменили сторонниками Никона. К концу года Патриарх Никон принял непосредственное управление Типографией.
Кроме того, по более поздним сведениям противников Никона, вскоре после появления новой Псалтири, патриарх направил сообщение протоиерею Казанского собора Ивану Неронову, обратив внимание на исправления и повелев их внести в литургию. Столкнувшись с тем, что он считал ошибкой, Неронов помолился о руководстве, а затем обсудил приказ со своими сподвижниками, в том числе с архиепископом Коломенским Павлом и протоиереями Аввакумом, Даниилом и Логином. Аввакум и Даниил собрали доказательства против правок в только что напечатанном Псалтирь и представил царю челобитную. Царь проигнорировал это. К концу 1653 года протоиереи Логин и Неронов были лишены сана и сосланы. Аввакум благодаря личному вмешательству царя избежал лишения сана, но был переведен на дальний пост Тобольск.
Реформаторская деятельность Патриарха Никона не ограничивалась богослужебной реформой. В течение шести лет своего активного патриаршества он работал над подчинением церкви епископскому контролю, освобождая духовенство и церковные дела от вмешательства светских властей и создавая иерархию власти, идущую от патриарха к мирянам. Однако, как отмечали современники, Никон освобождал святителей и другое духовенство от светской власти только для того, чтобы подчинить их своей собственной. Слишком часто он не советовался с церковным советом, прежде чем действовать, вызывая возмущение и сопротивление там, где ему нужна была поддержка. Энергичен Никон был и в области монашеской реформы, сурово карая тех, кто пренебрегал монашеским уставом. Возможно, более важным вкладом Никона в этой области были три основанных им монастыря: Крестовоздвиженский монастырь, Монастырь Иверской Божией Матери и Воскресенский монастырь (или Новый Иерусалим). Богато обеспеченные как в материальном, так и в духовном плане, последние двое были центрами учености и благочестия. Все подчинялись непосредственно Никону. Наконец, Никон не игнорировал недостатки народной практики и прославления религии. Он инициировал походы против бродячих менестрелей и шутов с их нечестивой музыкой и непристойными шутками, а также против икон, которые он считал написанными ненадлежащим образом. Такие кампании демонстрировали его рвение возвеличить народное благочестие и реформировать популярные религиозные обычаи, но они часто оскорбляли как сильных, так и скромных.
Ученые расходятся во мнениях относительно того, было ли целью Никона утверждение превосходства церкви над государством или просто достижение симфонии между церковью и государством, которая является византийским идеалом. На самом деле власть Никона зависела от благосклонности царя. Пока Никон пользовался доверием и поддержкой царя, те, кого он обижал в своем усердии, были против него бессильны. Однако к 1658 году отношение царя к Никону охладело. 10 июля 1658 г., чувствуя себя оскорбленным тем, что царь не пригласил его на важный государственный прием, Никон совершил литургию в Успенском соборе, облачился в простое монашеское одеяние, объявил собравшимся, что он не будет более патриархом, и ушел.
Действия Никона были беспрецедентными. Через два года царь Алексей Михайлович созвал церковный собор для разрешения ситуации. Все согласились с тем, что следует выбрать нового патриарха, но единого мнения о том, что делать с Никоном, достичь не удалось. Никон осложнил дело, утверждая, что он отрекся от патриаршего престола, но не от своего призвания, и что он один имеет власть поставить нового патриарха.
В 1666 году, после продолжительного обмена мнениями, патриархи Александрийский и Антиохийский согласились отправиться в Москву для участия в церковном соборе для разрешения дела. Перед приездом восточных патриархов собрались делегаты и подтвердили правильность самой программы реформ. Тех, кто выступал против реформы, осуждали как еретиков. Так официально начался церковный раскол. Прибыли восточные патриархи, и 7 ноября был созван очередной церковный собор для решения дела Никона. 12 декабря 1666 года Никон был признан виновным в оставлении патриаршего престола; оклеветать царя, русскую церковь и весь русский народ как еретиков; оскорбления восточных патриархов; и о низложении и изгнании епископов без церковного собора. Он был официально смещен с патриарха, лишен священнических функций, низведен в сан простого монаха и сослан в Ферапонтов монастырь на крайнем севере. В 1676 году его перевели в Кириллов монастырь, тоже на севере. В 1681 году, благодаря заступничеству царя Федора Алексеевича, Никон получил разрешение вернуться в Москву. Скончался на обратном пути 17 августа 1681 г. и был погребен в Воскресенском монастыре.
См. также: алексей михайлович; аввакум петрович; староверы; русская православная церковь; ревнители благочестия
Лобачев С.В. (2001). «Приход патриарха Никона к власти». Славянское и восточноевропейское обозрение 79(2):290–307.
Люпинин Николай. (1984). Религиозный бунт в XVIII веке: Раскол Русской Церкви. Принстон, Нью-Джерси: Kingston Press.
Мейендорф, Пол. (1991). Россия, ритуал и реформа: литургические реформы Никона в семнадцатом веке. Крествуд, Нью-Йорк: Издательство Св. Владимира…
Михелс, Георг Б. (1999). В войне с церковью: религиозное инакомыслие в России семнадцатого века. Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета.
Палмер, Уильям. (1871 г.). Патриарх и Царь. 6 тт. Лондон: Трюбнер.
Соловьев Сергей М. (2000). История России, Том. 21: Царь и Патриарх: Стенька Разин Восстания на Дону, 1662–1675, тр. и изд. Т. Аллан Смит. Галф Бриз, Флорида: Academic International Press.
Кэти Дж. Поттер
Реформы патриарха Никона — WikiSummaries
- Последнее обновление 10 ноября 2022 г. как церковное управление, обучение духовенства, религиозные писания и служебные ритуалы. Краткое изложение события
В развитии России как нации и организованного общества христианство сыграло жизненно важную роль, предоставив религиозные ценности и практики поклонения, которые преобразовали и объединили население. В то время как основные богословские догматы Русской Православной Церкви в целом оставались неизменными на протяжении веков, проблемы становились все более очевидными, требуя разъяснения и исправления. К ним относятся отношения с византийским православием, детали религиозных ритуалов и практики, а также точность религиозных текстов. (1652-1667)Религия и богословие;1652-1667: Реформы Патриарха Никона[1750]Организации и учреждения;1652-1667: Реформы Патриарха Никона[1750]Россия;1652-1667: Реформы Патриарха Никона[1750]Русская Православная ЦерковьНикон
Реформаторское движение, направленное на восстановление точности первоначальных форм как в письменной, так и в практической форме, возникло в XVII веке, особенно под руководством Никона, дослужившегося до высокого поста патриарха Московского. Снискав благосклонность юного царя Алексея Алексея, он стал митрополитом Новгородским, вторым по важности духовным положением в России. После смерти патриарха Иосифа в 1652 году Алексий оказал давление на церковные власти, чтобы они назначили Никона патриархом. Используя свои новые полномочия и при поддержке русского монарха, Никону удалось провести и осуществить ряд реформ, которые были утверждены церковными соборами, начиная с 1653 г.
Эти усилия были широкомасштабными и имели значение для Русской Православной Церкви. До назначения Никона, в 1630 году, в Киеве, крупном городе на юге Украины, была основана духовная семинария. Его ученые прославились тщательным анализом религиозных текстов. Никон призвал киевских ученых просмотреть печатные материалы, используемые в России, обнаружив, что ошибки в переводе и копировании изменили оригиналы. Фактически этот процесс начался за несколько лет до того, как Никон стал патриархом, но он продолжил реформаторские усилия своего предшественника. Противники Никона, однако, рассматривали Киев и его религиоведов как выходящие за рамки места, которое они считали центром истинного христианства — Москвы — в отличие от латинской церкви в Риме и византийской церкви. То, что некоторые киевские ученые изучали греческий и латынь и пользовались источниками на этих языках, также вызывало у них подозрение в глазах религиозных традиционалистов в России. Их противодействие планам Никона также выявило русский национализм, противодействие связям или сотрудничеству с отдаленной Украиной, католической Польшей или бывшей Византийской империей, которая теперь находится под контролем Турции и ислама.
Некоторые из этих изменений могут показаться загадочными. Например, одна реформа требовала от священника крестного знамения, поднимая три пальца вместо традиционных двух. (Сдвиг относился к Троице в первом случае, тогда как последний означал божественную и человеческую природу Христа.) В другой реформе форма поклона или коленопреклонения во время молитвы была сокращена с двенадцати до четырех, что снова является изменением традиции. Аллилуйя должны были петь три раза, а не два, во время службы. Молитвы должны были петься одним тоном, а не несколькими.
Иконы, двухмерные изображения Христа и других религиозных деятелей, должны были следовать традиционному византийскому стилю, а не стилю, принятому в других странах. Многие иконы были захвачены, разграблены и уничтожены. Старые руководства и руководства, регулирующие религиозную жизнь и ритуалы, конфисковывались из церквей и домов, иногда под угрозой наказания. Даже маршрут церковных процессий должен был следовать новым, утвержденным правилам, согласно расположению солнца. Это лишь некоторые из вариаций, которые Никон стремился навязать религиозной жизни.
Для фундаменталистского и традиционалистского духовенства в Православной церкви, десятилетиями следовавшего практике, которую они считали необходимой для прославления Бога и возможного источника спасения, изменения Никона были ересью. Миллионы последователей, в основном неграмотных, также чувствовали угрозу этим изменениям в традициях. Последователи познакомились с церковными традициями и пожелали, чтобы их сохраняли и практиковали как свидетельство их веры. Противниками реформы стали называть старообрядцев Старообрядцы, которые организовали сопротивление под руководством священника Аввакума ПетровичаАввакума Петровича и других священнослужителей. Аввакум регулярно ходатайствовал перед Церковью и монархом о разрешении продолжения традиционных обрядов и выступал против опоры на греческие и латинские источники. Он также критиковал методы Никона и написал царю Алексею письмо, в котором говорилось: «Ничто так не порождает раскола в церквях, как властолюбие власти со стороны власти».
Патриарх Русской Православной Церкви Никон.
(Библиотека Конгресса)Никон упорствовал в этих реформах, но смог сделать это благодаря одобрению церковных соборов, собравшихся под его руководством. Он был полон решимости контролировать и даже уничтожить Аввакума и оппозицию. Никон в целом преуспел в своих усилиях в течение части 1650-х годов, когда царь Алексей и государство помогали ему в нападении на старообрядцев. Большое количество православных христиан последовало за Аввакумом, сопротивляясь реформам, даже перед лицом угроз отлучения от церкви или телесных повреждений. Ко второй половине века тысячи старообрядцев покончили жизнь самоубийством путем самосожжения, вместо того чтобы принять новые правила. По одной оценке, это число составляет примерно двадцать тысяч человек. Аввакум, не сумев убедить власти в ошибочности никоновского руководства и реформ, был сослан в Сибирь. Он был казнен в 1682 г.
В краткосрочной перспективе Nikon выиграл битву за реформы. Однако в долгосрочной перспективе Русская Православная Церковь серьезно ослабла. Раскол был не только религиозным. Усилия Никона по увеличению религиозного авторитета — особенно роли патриарха — также поставили под сомнение могущество русской монархии. Никон стремился к власти, равной или даже превосходящей царя. Ссылаясь на несколько прецедентов патриархальной власти в начале века, он критиковал ограничения, наложенные на его положение и власть церкви. Его заявление не могло быть более ясным для царя: «Жречество выше царства. Помазание от Бога, а к царю через духовенство».
Это противостояние Русской Православной Церкви и Русского государства в XVII веке продолжалось несколько десятилетий, но исход его не вызывал серьезных сомнений. Отношения между Никоном и Алексеем охлаждались, но иногда они обострялись из-за незначительных предполагаемых пренебрежений, а затем, наконец, разрывались, когда царь посетил и затем столкнулся с Никоном в 1658 году. люди постились насильно, но силой заставить поверить в Бога не мог».
В ответ на то, что он воспринял как личное оскорбление себя и своего высокого положения, Никон в июле 1658 года покинул Москву и отправился в далекий Воскресенский монастырь. Очевидно, он надеялся, что конфронтация с царем вызовет кризис, который даст ему больше полномочий, если его попросят вернуться. Однако монарху и церковным чиновникам было достаточно, и усилия Никона в течение следующих нескольких лет не увенчались успехом.
Между 1658 и 1667 годами, когда был избран новый патриарх вместо Никона, не было активного патриарха. С 1658 г. до своей смерти в 1681 г. Никон жил в нескольких отдаленных монастырях. Церковный собор в конце 1666 г. осудил его и официально лишил его титула. Тот же Собор также объявил Аввакума и старообрядцев еретиками, что еще больше узаконило разрушительный раскол в Православной Церкви в последующие века, раскол, известный как раскол (раскол).
ЗначениеПротивостояние Никона с царем оказалось его окончательным поражением, но оно не должно было удивлять. Некоторые европейские нации в XVII веке постепенно расширяли политическую автократию, в которой первичная власть находилась в руках монарха и светских властей. Царь Алексей не собирался подчиняться Никону или церковной власти. Внук Алексея, Петр Великий, продолжил эту тенденцию, установив полное господство над религиозными учреждениями и чиновниками России.
После 1708 г. патриарха не назначали, а в 1721 г. Петр упразднил самостоятельную должность патриарха. С этого времени Русская Православная Церковь утратила свою самостоятельность и стала ведомством российского правительства.
Как это ни парадоксально, многие религиозные реформы Никона продолжались в России в течение десятилетий, показывая, что большинство его реформаторских усилий были успешными. Однако его властная личность и агрессивное лидерство убедили других в том, что его необходимо отстранить от власти.
Дополнительная литература- citation-type=»booksimple»xlink:type=»simple»>Conybeare, F.C. Русские несогласные . Нью-Йорк: Рассел и Рассел, 1962. Конибер описывает противоречия в Русской Православной Церкви и предоставляет целый раздел о Никоне и Аввакуме.
- citation-type=»booksimple»xlink:type=»simple»> Крамми, Роберт О. Старообрядцы и мир антихриста: Выгская община и Российское государство, 1694-1855 . Мэдисон: University of Wisconsin Press, 19.70. Одна из самых влиятельных и широко цитируемых книг на английском языке о старообрядцах.
- citation-type=»booksimple»xlink:type=»simple»>Ключевский В. О. Курс русской истории: XVII век . Перевод Натали Даддингтон. Армонк, Нью-Йорк: М. Е. Шарп, 1994. Классическая работа одного из самых выдающихся историков России. В главе 15 речь идет о Никоне и расколе.
- citation-type=»booksimple»xlink:type=»simple»> Лонгворт, Филип. Алексей: Царь Всея Руси . Нью-Йорк: Франклин Уоттс, 1984. Биография российского монарха, который сначала поддержал, а затем выступил против реформаторских усилий патриарха Никона.
- citation-type=»booksimple»xlink:type=»simple»>Лупинин, Николай. Религиозный бунт в XVII веке: раскол Русской Церкви . Принстон, Нью-Джерси: Kingston Press, 1984.
Leave A Comment