Урок биологии «Происхождение растений. Доказательства исторического развития растительного мира»

Разделы: Биология


Цели:

  • обобщить знания учащихся об основных отделах растений, выявить этапы усложнения строения растений и факторы эволюции растительного мира;
  • подвести школьников к выводу о родстве и единстве всего живого на Земле, продолжить формирование у учащихся умений анализировать, делать выводы, рассуждать логически, используя проблемные ситуации;
  • провести проверку знаний учащихся ранее изученного материала.

Ход урока

1. Орг. момент.

Приветствие учеников, настрой на работу.

II. Постановка целей и задач урока.

– Сегодня урок я хочу начать со слов С.Я. Маршака (слайд 1)

Человек – хоть будь он трижды гением –
Остается мыслящим растением.
С ним в родстве деревья и трава,
Не стыдитесь этого родства!

Прочитайте эти строчки внимательно еще раз и скажите, какие мысли возникли у вас при чтении.

Ответы учеников (примерные):

  1. Клеточное строение имеют все живые организмы.
  2. Человек-это часть природы.
  3. Каким бы умным человек не был, он не должен считать себя царём природы.
  4. Человек, деревья, трава – это всё живые организмы.
  5. Единство происхождения животных и растений.

Итак, жизнь существует на нашей планете миллиарды лет. Она заполняет все её уголки: озёра, реки, горы, пустыни, и даже воздух населен живыми существами. Предполагается, что за всю историю жизни на Земле существовало 4,5 млрд. видов растений и животных. Но с глубокой древности лучшие умы человечества интересовали вопросы: как возникла и развивалась жизнь на нашей Земле? Всегда ли растения и животные были такими, как сейчас? Кто был первый на Земле – растения или животные?

– А вас эти вопросы волнуют?

– А какие именно?

(Уточняю у детей, что их больше всего интересует.)

– Так давайте сегодня на уроке попробуем найти ответы хотя бы на некоторые из них.Расставьте слова основные, развития, мира, этапы, растительного, записанные на табличках, в нужном порядке, чтобы получилось осмысленное предложение. Это и будет тема нашего урока. (Приложение 1)

(Дети из слов составляют предложение и сообщают тему урока.)

Тему урока “Основные этапы развития растительного мира” запишем в тетради. (слайд 2)

И перед всеми нами встают общие задачи: (слайд 3)

  • Определить основные этапы развития растений;
  • Выявить признаки их усложнения в процессе исторического развития;
  • Назвать причины (движущие силы) эволюции растений;
  • Убедиться в многообразии растительного мира.

III. Проверка знаний учащихся.

– Но прежде, чем приступить к этой исследовательской работе, проведем небольшое тестирование, доказывающее, что все вы готовы к изучению нового раздела в учебнике.

Проверка знаний учащихся проводится дифференцированно, с учётом уровня подготовки. Учащиеся со средним и низким уровнем подготовки работают на карточках (Приложение 2 и Приложение 3 соответственно).

Ученики с более высоким уровнем подготовки работают вместе с учителем:

Выдан гербарий: 1 ряд – водоросли и мхи, 2 ряд – мхи и папоротники, 3 ряд – папоротники и голосеменные растения.

Задание: Сравните отделы растений. Где они обитают? Укажите их отличия в строении. Как размножаются? Как питаются? Какие из растений более прогрессивны?

Приготовьте карточки. Если ваш сигнал не сходится с моим ответным сигналом, в тетрадях ставите (-) , ответ верный – (+) (Приложение 4)

Карточки имеют определённый цвет и обозначают различные классы растений:

  • водоросли – голубой цвет;
  • мхи – зеленый цвет;
  • папоротники – коричневый цвет;
  • голосеменные – желтый цвет;
  • все отделы – разноцветная карточка.)

Вопросы:

  1. Кукушкин лен. (папоротники, коричневый)
  2. Хлорелла. (водоросли)
  3. Подсолнечник. (покрытосеменные)
  4. Ель. (голосеменные)
  5. Сфагнум. (мхи, зелёный)
  6. Поглощают углекислый газ и выделяют кислород. (все)
  7. Сформировали на Земле месторождения каменного угля (папоротники)
  8. Орган размножения – шишка. (голосеменные)
  9. Исключительно наземные, чаще вечнозёлёные (Голосеменные)
  10. кукушкин лён (мох)
  11. Улотрикс. (водоросли)
  12. Ламинария (водоросли)
  13. Органы размножения: пестик и тычинка.(покрытосеменные)
  14. Земноводные в мире растений. Имеют коробочку со спорами.(папоротник)
  15. Орляк. (папоротники)

– Кто не сделал ни одной ошибки – оценка “5”, до 3-х ошибок – “4”, свыше 3-х – “3”.

Это можно делать на листах и сразу сдать (Приложение 4)

Работа с таблицей №1 (слайд 4)

– Что можете сказать, глядя на эту табличку?

– А у таблицы нет названия – как бы вы назвали? (Эволюция растительного мира.)

– А что такое “эволюция”? (Обращение к словарю).

Дети зачитывают варианты ответов из словаря В.И.Даля, из БСЭ, из толкового словаря Ожегова. – Слово “эволюция” латинское и в переводе означает “развертывание”, а в широком смысле – всякое изменение, развитие, преобразование. В биологии слово “эволюция” было впервые использовано в 1762 г. швейцарским естествоиспытателем и философом Шарлем Бонне.

– Где приходилось слышать вам это слово?

– А можем ли мы использовать его сегодня на уроке?

– Верно, ведь тему нашего урока “Основные этапы развития растительного мира” мы можем записать и так – “Эволюция растительного мира”.

IV. Объяснение нового материала.

– Итак, повернем стрелки часов назад. (учитель крутит стрелки часов, вместо цифр у которых термины)

Крутим стрелки часов, и повторяем термины: прокариоты, эукариоты, автотрофы, гетеротрофы.

Начало зарождения Земли и жизни на Земле. Кто желает поделиться своими знаниями об этом периоде?

Ученик: 3,5 млрд. лет назад древнейшая Земля весьма мало напоминала планету, на которой мы живем. Ее атмосфера состояла из водяных паров, углекислого газа и, по одним данным, – из азота, по другим – из метана и аммиака. Кислорода в воздухе безжизненной планеты не было. И, надо сказать, отсутствие кислорода было необходимо для возникновения жизни. Земля покрыта водой. На планете веками свирепствуют ливневые дожди, сопровождающиеся разрядами молний. И в этом “теплом разбавленном бульоне” уже встречаются первые живые организмы (коацерваты). Эту гипотезу возникновения жизни на Земле впервые высказал в 1922г советский биолог Александр Опарин. Образовавшиеся студенистые комочки организмами называть трудно, это сложные органические белковые соединения. Строение коацерватов постепенно усложнялось – так появились первые простейшие одноклеточные организмы.

Учитель: Верно! По словам Опарина расстояние от этих “сгустков” до самых примитивных бактерий ничуть не меньше, чем от амебы до человека. Но, давайте предположим, кто они – эти первые живые организмы:

  • Прокариоты или эукариоты
  • Каков способ питания им был присущ (автотрофы или гетеротрофы)
  • Кто они: животные или растения? (Идёт обсуждение).

Вывод: Первыми живыми организмами, появившимися на Земле, были безъядерные клетки, которые питались готовыми органическим веществами, и их нельзя отнести ни к царству растений, ни к царству животных.

Наши познания мы будем записывать в таблицу (лежит на столах) (Приложение 5)

Прошло около 1 млрд. лет…

Земля все еще голая пустыня. Но в воде появляется новый газ – кислород. О чем это свидетельствует? Как вы думаете, кто их древних организмов мог быть виновником появления кислорода?

Ученик: Это были первые простейшие организмы, которым не стало хватать питательных веществ, которые были на Земле и некоторые клетки приспособились к использованию солнечного света для превращения воды и углекислого газа в органические вещества, т.е. возник процесс фотосинтеза. А в результате фотосинтеза стал накапливаться кислород. – Какой способ питания организмов появился? Ответ ученика: Эти клетки, содержащие хлоропласты, являются

автотрофами, т.е. сами синтезируют необходимые для жизнедеятельности органические вещества за счёт энергии света. Так появились первые растения. – Другие живые существа сохранили прежний способ питания – гетеротрофный, пищей им стали служить первичные растения. Это были первые животные. Это произошло в докембрийский период. Он длился свыше 3 млрд. лет. В этот период строение живых существ всё более совершенствовалось. Первые одноклеточные растения сине-зеленые водоросли научились расщеплять воду. Они совершили настоящий подвиг – в атмосферу стал выделяться кислород. Состав воздуха постепенно приближался к современному, т.е. состоял из азота, кислорода, углекислого газа. Такая атмосфера способствовала развитию более совершенных форм жизни. Первичные одноклеточные водоросли дали начало многоклеточным водорослям.

– Продолжим заполнение таблицы .

– С течением времени климат на Земле изменился. Из-за колебаний земной коры, на месте некоторых морей и океанов возникла суша. Первичные моря стали мелеть. А благодаря кислороду в верхних слоях атмосферы возник слой озона, смягчивший ультрафиолетовое излучение. Что же стало происходить с некоторыми древними водорослями под влиянием новых условий жизни?

Ученик: некоторые водоросли стали более совершенными и приспособились жить во влажных местах суши по берегам водоемов. Начался переход некоторых растений от водного образа жизни к наземному. Это произошло ~ 350-400 млн. лет назад. Это самая древняя группа наземных растений – псилофиты и риниофиты. Эти растения покрывали берега зеленым ковром высотой до 25 см. Они не имели корней, стеблей, листьев, а представляли собой ветвящиеся оси, на подземных частях которых развивались ризоиды. У риниофитов произошла дифференциация тканей: покровная ткань (кожица) и проводящие пучки (древесина и луб). Размножение проходило с помощью спор.

Занесем эти сведения в таблицу.

– Обратить внимание кто такие риниофиты. Это растения, которые жили на суше, но тем не менее были похожи на водоросли.

А ещё где мы можем использовать это значение – риниофиты?

– Верно. Это слово мы поместим в пустующую рамку таблицы №1 (слайд 4).

Это первые высшие растения, которые появились на Земле.

Ответ ученика:

– Риниофиты стали предшественниками растений Папоротникообразных и мхов. Среда обитания наземная, влажная. У папоротникообразных появились стебель, листья и корни. Достигли расцвета папоротникообразные в каменноугольный период 300 млн. лет назад.

Сплошным ковром расстилались плауны – каламиты, ветвились папоротники, целыми рощами возвышались гигантские хвощи, зеленели лепидодендроны…

Запишем в табличке следующий этап развития растений.

Физминутка.

Если верно приседаете, не верно – руки вверх.

  • Риниофиты – первые наземные растения.
  • Жизнь впервые зародилась на суше. (нет)
  • Папоротники – наземные растения. (да)
  • Первыми на Земле появились безъядерные клетки) (да)

В конце каменноугольного периода климат на Земле стал суше и холоднее, и на смену древовидным папоротникам пришли первые примитивные голосеменные растения – семенные папоротники, семена развивались у них на листьях.

Условия жизни продолжали меняться. Там, где климат становился более суровым, древние споровые вымирали и появлялись древние голосеменные.

– Почему ученые ставят голосеменные растения на более высокую ступень развития, чем споровые?

Ученик: Голосеменные растения относятся к семенным растениям. Размножаются они семенами, которые не защищены стенками плода (цветков и плодов у голосеменных растений нет). Появление семени – важные этап в эволюции растения. Запас питательных веществ в семени обеспечивает жизнь зародыша, когда он особенно уязвим – в начальный период его развития. Прочные семенные покровы защищают зародыш от неблагоприятных факторов среды. Эти эволюционные приобретения и независимость оплодотворения от наличия воды (в отличии от споровых растений) послужили причиной широкого распространения голосеменных на суше.

Занесем эти данные в таблицу.

– 120 млн. лет назад

Какое событие произошло в этот период времени?

Ученик: Покрытосеменные происходят от голосеменных, но какие семейства более древние и ближе к голосеменным, точно не определено наукой. Одни ученые считают древнейшими покрытосеменными серёжковые (береза, ольха, ива), другие – многоплодниковые: магнолии и лютиковые. Покрытосеменные отличаются от голосеменных наличием цветка ,плодов, чашелистиков, лепестков, а также формированием пестика, через который пыльцевая трубка прорастает до семяпочки и яйцеклетки. Семена покрытосеменных растений развиваются внутри плода и хорошо защищены околоплодником.

Покрытосеменные господствуют на Земле уже более 60 млн. лет. Это единственная группа растения образующая сложные многоярусные сообщества. Это способствует более интенсивному использованию среды и успешному завоеванию новых территорий.

Завершим составление нашей таблички.

Итоговая таблица «Развитие растительного мира на Земле» (слайд 5)

Физминутка для глаз:

Когда верно открываете глаза, не верно – зажмуривайте.

  • Оплодотворение голосеменных по прежнему сильно зависит от воды. (нет)
  • Голосеменные полностью сухопутные растения (Да)
  • Покрытосеменные ничем ни отличаются от голосеменных (нет)
  • Покрытосеменные возникли около 120 млн лет назад.(да)
  • Голосеменные возникли около 10 млн лет назад. (нет)

А что за слово написано на доске? (Палеоботаника.) Что оно обозначает?

Ответ ученика: Палеоботаника – это наука, занимающаяся исследованием растений прошлых эпох. (слайд 6)

По ископаемым остаткам растений ученые установили, что чем древнее организмы, тем они проще устроены. Чем ближе к нашему времени, тем организмы становятся сложнее и всё более похожими на современные.

– Итак, в результате развития органического мира появились высшие растения и высокоорганизованные животные, а так же человек мыслящий, который старается получить ответ на вопрос: “Когда и как возникла жизнь на Земле?” И пытливый ум находит эти ответы (Слайд 7)

Работа с учебником стр. 260 (методы изучения древнейших растений).

Разделом какой науки является палеоботаника. Что это за наука?

V. Закрепление.

Письменно. Тест. (Приложение 6)

VI. Домашнее задание.

параграф 58, вопросы устно. (слайд 8)

Итог урока, оценки

Презентация к уроку Приложение 7.

22.07.2012

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Задания №20 с объяснениями

1. Филогенетический ряд лошади относят к доказательствам эволюции

1. Эмбриологическим

2. Палеонтологическим

3. Физиологическим

4. Генетическим

Объяснение: филогенез — это историческое развитие особи. Доказательства существования предков, отличавшихся от современных лошадей, могут быть только палеонтологическими, то есть скелеты предковых форм. Правильный ответ — 2.

 

2. О чем можно узнать, изучая находки отпечатков и окаменелостей растений в древних пластах Земли?

1. О сезонных изменениях в жизни растений

2. Об историческом развитии растений

3. Об индивидуальном развитии растений

4. Как осуществлялся фотосинтез у древних растений

Объяснение: отпечатки и окаменелости являются палеонтологическими доказательствами исторического развития растений (например каменный уголь образовался из остатков папоротникообразных, это значит, что папоротники — очень древние организмы). Правильный ответ — 2.

 

3. Что служит доказательством исторического развития растений?

1. Появление хлорофилла, возникновение фотосинтеза

2. Изменение условий окружающей среды

3. Клеточное строение растений

4. Наличие «живых ископаемых», переходных форм

Объяснение: таки доказательством служит наличие переходных форм и «живых ископаемых». Таким образом, мы можем «увидеть» эволюция растений. На примере животных это тоже просматривается. Правильный ответ — 4.

 

4. К палеонтологическим доказательствам эволюции органического мира относят

1.    Сходство зародышей позвоночных животных

2.    Сходство островной и материковой флоры и фауны

3.    Наличие окаменелостей переходных форм

4.    Наличие рудиментов, атавизмов

Объяснение: палеонтологические доказательства – различные ископаемые, например, окаменелости переходных форм. Правильный ответ – 3.  

 

5. Копчиковая кость, аппендикс, остаток третьего века в углу глаза человека — это

1. Аналогичные органы

2. Гомологичные органы

3. Атавизмы

4. Рудименты

Объяснение: все перечисленные признаки — это органы, оставшиеся от предков и утратившие свои функции. Такие органы называют рудиментарными. Правильный ответ — 4.

 

6. Мимикрия – результат

1. Повышения уровня организации живого

2. Отбора сходных мутаций у различных видов

3. Усложнения развития организмов

4. Приспособления к паразитическому образу жизни

Объяснение: мимикрия является идиоадаптацией и не способствует повышению или понижению уровня организации, а также не является приспособлением к паразитическому образу жизни, но появляется при помощи мутаций различных видов. Правильный ответ – 2.  

 

7. Появление темноокрашенных бабочек в популяции светлоокрашенных особей березовой пяденицы в результате наследственной изменчивости называют

1. Предупредительной окраской

2. Мимикрией

3. Индустриальным меланизмом

4. Подражательным сходством

Объяснение: это явление происходит из-за сильных выхлопов заводов и различных производств, таким образом темные бабочки становятся не видны хищникам, а белые видны. Правильный ответ — 3.

 

8. Мухи-пчеловидки внешним видом похожи на пчёл. Какую форму приспособления иллюстрирует данный признак?

1. Сезонную окраску

2. Расчленяющую окраску

3. Мимикрию

4. Маскировку

Объяснение: данная ситуация описывает явление мимикрии. Правильный ответ — 3.

 

9. Ареал, который занимает вид в природе, — это критерий

1. Географический

2. Экологический

3. Генетический

4. Физиологический

Объяснение: правильный ответ – географический, так как ареал – это территория (то есть географический объект), который популяция занимает. Правильный ответ – 1.  

 

10. Формирование приспособленности у организмов относят к 

1. Направлениям эволюции

2. Доказательствам эволюции

3. Результатам эволюции

4. Движущим силам эволюции

Объяснение: приспособленность является самым главным результатом эволюции. Такой результат достигается при помощи движущих сил эволюции: наследственности, изменчивости, естественному отбору и борьбы за существование. Правильный ответ — 3.

 

11. В соответствие с физиологическим критерием все особи вида имеют

1. Общий ареал

2. Определенный набор хромосом

3. Одинаковый химический состав

4. Сходные процессы жизнедеятельности

Объяснение: физиология — наука о биохимических процессах в живых организмах, поэтому правильный ответ — 4.

 

12. В современной биологической науке популяцией принято считать

1. Совокупность организмов одного царства

2. Особей, образующих пищевую цепь

3. Особей разных видов, образующих биоценоз

4. Особей одного вида, обитающих на одной территории

Объяснение: популяция — группа особей одного вида, живущих на одной территории и свободно скрещивающихся между собой. Правильный ответ — 4.

 

13. Как называют критерий вида, в основе которого лежит сходство процессов жизнедеятельности?

1. Морфологический

2. Экологический

3. Географический

4. Физиологический

Объяснение: процессы жизнедеятельности изучает наука физиология. Поэтому и критерий вида, описывающий такие процессы у конкретного вида, называется физиологический. Правильный ответ — 4.

 

14. Сходный состав органических соединений, присущий особям одного вида, характеризует критерий

1. Морфологический

2. Биохимический

3. Генетический

4. Физиологический

Объяснение: состав органических соединений описывает биохимический критерий, так как биохимия — это наука о химическом составе живых организмов. Правильный ответ — 2.

 

15. В результате изоляции популяций формируются новые виды, которые

1. Не могут скрещиваться между собой

2. Обладают существенными внешними отличиями

3. Имеют значительные различия во внутреннем строении

4. При скрещивании дают плодовитое потомство

Объяснение: образовавшиеся виды не могут скрещиваться между собой из-за генетических различий (клетки будут распознавать клетки другого вида как чужеродные и отторгать их). Правильный ответ — 1.

 

16. Сходный состав органических соединений, присущий особям одного вида, характеризует критерий

1. Морфологический

2. Биохимический

3. Генетический

4. Физиологический

Объяснение: состав органических соединений в организме описывает биохимический критерий. Правильный ответ — 2.

 

Задания для самостоятельного решения

1. К палеонтологическим доказательствам эволюции относят

1. Сходство первозверей и птиц

2. Рудименты конечностей у современных китообразных

3. Сходство зародышей птиц и пресмыкающихся

4. Находки скелетов древних кистеперых рыб

Правильный ответ — 4. 

 

2. Органы, утратившие свою первоначальную функцию в ходе эволюции, называют

1. Атавизмами

2. Рудиментами

3. Гомологичными

4. Аналогичными

Правильный ответ — 2.

 

3. Приспособленность насекомого медведки к обитанию в почве — наличие

1. Хитинового покрова

2. Хорошо развитых ротовых органов

3. Ковшеобразных передних конечностей

4. Мозаичного строения органов зрения

Правильный ответ — 3.

 

4. Развитие многоклеточных организмов из зиготы служит доказательством

1. Происхождения многоклеточных организмов от одноклеточных

2. Приспособленности организмов к условиям среды

3. Индивидуального развития растений и животных

4. Влияния окружающей среды на развитие организмов

Правильный ответ — 1.

 

5. Благодаря непрямому развитию у животных ослабляется конкуренция между

1. Особями разных видов

2. Популяциями разных видов

3. Личинками и взрослыми формами

4. Взрослыми особями вида

Правильный ответ — 3.

 

6. К результатам эволюции относят

1. Наследственную изменчивость

2. Борьбу за существование

3. Приспособленность организмов

4. Естественный отбор

Правильный ответ — 3.

 

7. Палеонтологическим доказательством эволюции служит

1. Отпечаток арехеоптерикса

2. Видовое разнообразие организмов

3. Приспособленность рыб к жизни на разных глубинах

4. Наличие раковины у моллюсков

Правильный ответ — 1.

 

8. Какие древние животные были наиболее вероятными предками позвоночных?

1. Членистоногие

2. Плоские черви

3. Моллюски

4. Бесчерепные

Правильный ответ — 4.

 

9. Основным результатом эволюции является

1. Приспособленность организмов к среде обитания

2. Колебания численности популяций

3. Уменьшение числа популяций вида

4. Борьба за существование между особями одного вида

Правильный ответ — 1.

 

10. Гомологичными считают органы,

1. Сходные по происхождению

2. Выполняющие сходные функции

3. Не имеющие общего плана строения

4. Различные по происхождению

Правильный ответ — 1.

 

11. Сочные плоды растений можно рассматривать как приспособление к 

1. Запасанию органических веществ

2. Запасанию минеральных веществ

3. Распространению семян

4. Вегетативному размножению

Правильный ответ — 3.

 

12. Эмбриологическим доказательством эволюции позвоночных животных служит развитие зародыша из

1. Зиготы

2. Соматической клетки

3. Споры

4. Цисты

Правильный ответ — 1.

 

13. Приспособления у особей популяции в длительном ряду поколений возникают вследствие

1. Дрейфа генов

2. Естественного отбора

3. Внутривидовой формы борьбы

4. Модификационной изменчивости

Правильный ответ — 2.

 

14. Какое значение имеет предупреждающая окраска животных?

1. Делает животных незаметными

2. Отпугивает врагов

3. Привлекает особей своего вида

4. Обостряет внутривидовую борьбу

Правильный ответ — 2.

 

15. Видоизменение листьев у хвойных растений служит приспособлением к 

1. Улучшению минерального питания растений

2. Повышению интенсивности фотосинтеза

3. Экономному расходованию воды

4. Улавливанию солнечного света

Правильный ответ — 3.

 

16. У земноводных, живущих в умеренном климате, в результате эволюции сформировалось приспособление к перенесению неблагоприятных условий — 

1. Запасание корма

2. Оцепенение

3. Перемещение в теплые районы

4. Изменение окраски

Правильный ответ — 2.

 

17. Каково значение яркой окраски божьих коровок?

1. Привлекает особей другого пола

2. Предупреждает о несъедобности

3. Указывает на принадлежность к одному виду

4. Привлекает хищных насекомых

Правильный ответ — 2.

 

18. Предупреждающую окраску имеет

1. Божья коровка

2. Полярная сова

3. Майский жук

4. Озерная лягушка

Правильный ответ — 1.

 

19. Какой тип покровительственной окраски называют мимикрией?

1. Окраску, расчленяющую тело

2. Яркую окраску, сигнализирующую о ядовитости организма

3. Подражание в окраске менее защищенного вида более защищенному

4. Слияние окраски животных с окружающими предметами

Правильный ответ — 3.

 

20. Приспособленность растений и животных к среде обитания

1. Зависит от антропогенного фактора

2. Формируется в процессе эволюции организмов

3. Возникает в процессе упражнения органов

4. Является абсолютной и неизменной

Правильный ответ — 2.

 

21. У лягушки, крокодила и бегемота глаза и ноздри выступают над поверхностью головы, это свидетельствует об их

1. Родстве

2. Развитии по пути ароморфоза

3. Приспособлении к жизни в воде

4. Биологическом регрессе

Правильный ответ — 3.

 

22. Приспособление вида животных к среде обитания — результат

1. Заботы о потомстве

2. Упражнения органов и прямого приспособления

3. Естественного отбора наследственных изменений

4. Высокой численности особей популяций

Правильный ответ — 3.

 

23. Ученые выявили, что виды-двойники, сходные по внешнему строению, жизнедеятельности и месту обитания, различаются по критерию

1. Экологическому

2. Физиологическому

3. Генетическому

4. Морфологическому

Правильный ответ — 3.

 

24. Какой пример иллюстрирует проявление в природной среде биотического фактора?

1. Загрязнение водоемов, расположенных рядом с агроценозами

2. Поедание личинками божьей коровки яблоневой тли

3. Вымерзание проростков пшеницы при весенних заморозках

4. Понижение уровня грунтовых вод при длительной засухе

Правильный ответ — 3.

 

25. Особей в одну популяцию объединяет

1. Свободное скрещивание и общая территория

2. Ослабление борьбы за существование

3. Недостаток кормов и обитание в биоценозе

4. Наличие одинаковых паразитов

Правильный ответ — 1.

 

26. Ареал, занимаемый видом в природе, — это критерий

1. Экологический

2. Географический

3. Морфологический

4. Физиологический

Правильный ответ — 2.

 

27. Для географического способа видообразования характерно

1. Расширение ареала, появление преград между популяциями

2. Возникновение мутаций без изменения границ ареала

3. Обострение внутривидовой конкуренции в пределах прежнего ареала

4. Разнообразие экологических условий в пределах ареала

Правильный ответ — 1.

 

28. Элементарной единицей эволюции считают

1. Организм

2. Семейство

3. Популяцию

4. Вид

Правильный ответ — 3.

 

29. По какому морфологическому признаку птицы отличаются от других хордовых животных?

1. Хромосомному набору

2. Перьевому покрову

3. Способностью к полету

4. Интенсивному обмену веществ

Правильный ответ — 2.

 

30. Многие виды животных и растений состоят из нескольких популяций, что

1. Усиливает колебание численности особей

2. Нарушает стабильность видов

3. Служит причиной увеличения их численности

4. Обеспечивает разнообразие их генофондов

Правильный ответ — 4.

 

31. Микроэволюция приводит к изменению

1. Видов

2. Родов

3. Семейств

4. Отрядов

Правильный ответ — 1.

 

32. Почему популяцию считают элементарной единицей эволюции?

1. Особи связаны пищевыми цепями и сетями питания

2. Она состоит из отдельных взаимодействующих особей

3. Это наименьшая единица вида, изменяющаяся во времени

4. В ней происходит круговорот веществ и преобразование энергии

Правильный ответ — 3.

 

33. Вид представляет собой закрытую систему, так как его особи

1. Не скрещиваются с особями другого вида

2. Объединяются в одну популяцию

3. Имеют одинаковые генотипы

4. Входят в состав одного биогеоценоза

Правильный ответ — 1.

 

34. Эволюционные изменения в строении клюва у галапагосских вьюрков отражают их приспособление к 

1. Сбору материала для гнездований

2. Обитанию на открытых пространствах

3. Питанию разными кормами

4. Ловле мелких грызунов

Правильный ответ — 3.

 

35. Какое определение соответствует понятию «вид»?

1. Совокупность разных популяций природного биоценоза

2. Совокупность разнополых особей

3. Группа особей, изолированная в пространстве

4. Генетически закрытая биологическая система

Правильный ответ — 4.

 

36. Способность белены черной синтезировать и накапливать алкалоиды — показатель критерия вида

1. Морфологического

2. Генетического

3. Биохимического

4. Географического

Правильный ответ — 3.

 

37. Что лежит в основе морфологического критерия вида?

1. Специфичный для каждого вида набор хромосом

2. Сходство всех процессов жизнедеятельности у особей

3. Однообразие факторов среды обитания вида

4. Сходство внешнего и внутреннего строения особей

Правильный ответ — 4.

 

38. Применить к описанию вида растения морфологический критерий — это значит охарактеризовать его

1. Время цветения

2. Область распространения

3. Среду обитания

4. Особенности строения

Правильный ответ — 4.

 

39. Распространение большой синицы в Евразии и Северо-Западной Африки относят к критерию вида

1. Географическому

2. Генетическому

3. Экологическому

4. Морфологическому

Правильный ответ — 1.

 

40. Популяцию считают единицей эволюции, так как

1. Ее генофонд способен к направленному изменению

2. Ее особи связаны наибольшим родством

3. У ее особей возникают модификационные изменения

4. Ее особи характеризуются определенной нормой реакции

Правильный ответ — 1.

 

41. Характерные для вида признаки и свойства называют

1. Альтернативными признаками

2. Модификациями

3. Критериями

4. Аллелями

Правильный ответ — 3.

 

42. К чему приводит появление новых аллелей в популяции?

1. Возникновению преград для свободного скрещивания

2. Усилению гомозиготности популяции

3. Образованию нового вида

4. Генетической разнородности популяции

Правильный ответ — 4.

 

43. Скрещиванию разных видов синиц, обитающих в пределах одного лесного массива, препятствует

1. Разный хромосомный набор

2. Различие потребляемых кормов

3. Нарушение светового режима

4. Отсутствие мест для гнездования

Правильный ответ — 1.

cleverpenguin.ru

Доказательства исторического развития растений

«Доказательства исторического развития растений»

I. Проверка знаний.

Вопросы №1

  1. Время возникновения планеты Земля? (5 млрд.)

  2. Время возникновения первых живых организмов? (2,5 – 3 млрд.) Но это были доклеточные формы жизни – мелкие микроскопические комочки слизи.

  3. Время возникновения первых одноклеточных организмов? (1,5 – 2 млрд.)

  4. Как питались первые живые организмы?

  5. Место возникновения живых организмов?

  6. Укажите какой тип питания возник первым: гетеротрофный или атотрофный?

  7. При каких изменениях в строении клетки появилась возможность перейти к автотрофному типу питания?

  8. Что такое фотосинтез?

  9. Какие изменения в Космосе произошли после возникновения процесса фотосинтеза? (атмосфера)

  10. Место возникновения многоклеточных организмов, как растительных, так и животных? (вода)

Вопросы №2

  1. Назовите организмы, давшие начало первым многоклеточным водорослям.

  2. Какие изменения на Земле повлекли за собой необходимость выхода на сушу? (колебания земной коры, приливы и отливы, осушение)

  3. Назовите самую древнюю группу растений, первыми вышедших на сушу.

  4. Назовите приспособления в строении первых наземных растений, помогавшие им жить на суше.

  5. Назовите организмы, которые, вероятно, произошли от псилофитов?

  6. Какой климат был на Земле во время господства папоротникообразных? (влажный)

  7. Почему воздух обязательно должен быть влажным?

  8. Назовите организмы, давшие начало голосеменным растениям.

  9. Назовите организмы, давшие начало покрытосеменным растениям.

  10. Какие особенности строения обеспечили покрытосеменным растениям господствующее положение на Земле?

Проверка д/з

Псилофиты – первые наземные растения, жили 420-400 млн. лет назад. Вымерли. Росли по берегам водоемов. Зеленые. Многоклеточные.

Не было еще органов, были ризоиды.

Были ткани: покровная (кожица), проводящая (древесина, луб)

Размножение спорами.

Работа с таблицей на доске.
Изменение условий существования Изменения в строении организма
Истощение питательных веществ в первичном океане Хлорофилл (фотосинтез) атмосфера
Колебания земной коры Ткани (выход растений на сушу)
Теплый и влажный климат Органы (расцвет папоротникообразных)
Смена климата Семя (семенные папоротники – голосеменные)
II. Доказательства эволюции

Работа с текстом *89

  1. Какая наука доказывает, что растительный мир эволюционировал?

  2. Что такое окаменелости?

  3. Что такое отпечатки?

  4. Их значение для науки?

  5. Почему араукарию, гинго, древовидные папоротники мы теперь называем живыми ископаемыми?

III. Д/з *89,90, подготовиться к с/р по теме.

multiurok.ru

Доказательства эволюции

Доказать современные представления об эволюции жизни прямыми методами невозможно. Эксперимент затянется на миллионы лет (цивилизованному обществу от роду не более 10 тысяч лет), а машину времени скорее всего так и не изобретут. Как же добывается истина в этой области знания? Как подступиться к животрепещущему вопросу «Кто от кого произошёл»?

Современная биология накопила уже много косвенных свидетельств и соображений в пользу эволюции. У живых организмов имеются общие черты — похожим образом протекают биохимические процессы, есть сходство во внешнем и внутреннем строении и в индивидуальном развитии. Если эмбрионы черепахи и крысы на ранних стадиях развития неотличимы, то не кроется ли в этом подозрительном сходстве намёк на единого предка, от которого в течении миллионов лет произошли эти животные? Именно о предках современных видов поведает палеонтология — наука об ископаемых остатках живых существ. Интересные факты, дающие пищу размышлениям, предоставляет биогеография — наука о распространении животных и растений.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ЭВОЛЮЦИИ
Морфологические
Эмбриологические
Палеонтологические
Биохимические
Биогеографические

1. Биохимические доказательства эволюции.

1.Все организмы, будь то вирусы, бактерии, растения, животные или грибы, имеют удивительно близкий элементарный химический состав.

2.У всех у них особо важную роль в жизненных явлениях играют белки и нуклеиновые кислоты, которые построены всегда по единому принципу и из сходных компонентов. Высокая степень сходства обнаруживается не только в строении биологических молекул, но и в способе их функционирования. Принципы генетического кодирования, биосинтеза белков и нуклеиновых кислот едины для всего живого.

3.У подавляющего большинства организмов в качестве молекул-аккумуляторов энергии используется АТФ, одинаковы также механизмы расщепления сахаров и основной энергетический цикл клетки.

4.Большинство организмов имеют клеточное строение.

2.Эмбриологические доказательства эволюции.

Отечественные и зарубежные ученные обнаружили и глубоко изучили сходства начальных стадий эмбрионального развития животных. Все многоклеточные животные проходят в ходе индивидуального развития стадии бластулы и гаструлы. С особой отчетливостью выступает сходство эмбрионального стадий в пределах отдельных типов или классов. Например, у всех наземных позвоночных, так же и у рыб, обнаруживается закладка жаберных дуг, хотя эти образования не имеют функционального значения у взрослых организмов. Подобное сходство эмбриональных стадий объясняется единством происхождения всех живых организмов.

3.Морфологические доказательства эволюции.

Особую ценность для доказательства единства происхождения органического мира представляют формы, сочетающие в себе признаки нескольких крупных систематических единиц. Существование таких промежуточных форм указывает на то, что в прежние геологические эпохи жили организмы, являющиеся родоначальниками нескольких систематических групп. Наглядным примером этого может служить одноклеточный организм эвглена зеленая. Она одновременно имеет признаки, типичные для растений и для простейших животных.

Строение передних конечностей некоторых позвоночных несмотря на выполнение этими органами совершенно разных функций, в принципиальных чертах строение сходны. Некоторые кости в скелете конечностей могут отсутствовать, другие — срастаться, относительные размеры костей могут меняться, но их гомология совершенно очевидна. Гомологичными называются такие органы, которые развиваются из одинаковых эмбриональных зачатков сходным образом.

Некоторые органы или их части не функционируют у взрослых животных и являются для них лишними — это так называемые рудиментарные органыили рудименты. Наличие рудиментов, так же как и гомологичных органов, тоже свидетельство общности происхождения.

4. Палеонтологические доказательства эволюции.

Палеонтология указывает на причины эволюционных преобразований. В этом отношении интересна эволюция лошадей. Изменение климата на Земле повлекло за собой изменение конечностей лошади. Параллельно изменению конечностей происходило преобразование всего организма: увеличение размеров тела, изменения формы черепа и усложнение строения зубов, возникновения свойственного травоядным млекопитающим пищеварительного тракта и многое другое.

В результате изменения внешних условий под влиянием естественного отбора произошло постепенное превращение мелких пятипалых всеядных животных в крупных травоядных. Богатейший палеонтологический материал — одно из наиболее убедительных доказательств эволюционного процесса, длящегося на нашей планете уже более 3 миллиардов лет.

5. Биогеографические доказательства эволюции.

Ярким свидетельством происшедших и происходящих эволюционных изменений является распространение животных и растений по поверхности нашей планеты. Сравнение животного и растительного мира разных зон дает богатейший научный материал для доказательства эволюционного процесса. Фауна и флора Палеоарктической и Неоарктической областей имеют много общего. Это объясняется тем, что в пролом между названными областями существовал сухопутный мост — Берингов перешеек. Другие области имеют мало общих черт.

Таким образом, распределение видов животных и растений по поверхности планеты и их группировка в биографические зоны отражает процесс исторического развития Земли и эволюции живого.

Островные фауна и флора.

Для понимания эволюционного процесса интерес представляют флора и фауна островов. Состав их флоры и фауны полностью зависит от истории происхождения островов. Огромное количество разнообразных биографических фактов указывает на то, что особенности распределения живых существ на планете тесно связаны с преобразованием земной коры и с эволюционными изменениями видов.     

www.examen.ru

«доказательства исторического развития растений» i проверка знаний

Автор: учитель химии и биологии первой категории

Поздняков Алексей Петрович

г. Санкт-Петербург

«Доказательства исторического развития растений»

I. Проверка знаний.

Вопросы №1

  1. Время возникновения планеты Земля? (5 млрд.)

  2. Время возникновения первых живых организмов? (2,5 – 3 млрд.) Но это были доклеточные формы жизни – мелкие микроскопические комочки слизи.

  3. Время возникновения первых одноклеточных организмов? (1,5 – 2 млрд.)

  4. Как питались первые живые организмы?

  5. Место возникновения живых организмов?

  6. Укажите какой тип питания возник первым: гетеротрофный или атотрофный?

  7. При каких изменениях в строении клетки появилась возможность перейти к автотрофному типу питания?

  8. Что такое фотосинтез?

  9. Какие изменения в Космосе произошли после возникновения процесса фотосинтеза? (атмосфера)

  10. Место возникновения многоклеточных организмов, как растительных, так и животных? (вода)

Вопросы №2

  1. Назовите организмы, давшие начало первым многоклеточным водорослям.

  2. Какие изменения на Земле повлекли за собой необходимость выхода на сушу? (колебания земной коры, приливы и отливы, осушение)

  3. Назовите самую древнюю группу растений, первыми вышедших на сушу.

  4. Назовите приспособления в строении первых наземных растений, помогавшие им жить на суше.

  5. Назовите организмы, которые, вероятно, произошли от псилофитов?

  6. Какой климат был на Земле во время господства папоротникообразных? (влажный)

  7. Почему воздух обязательно должен быть влажным?

  8. Назовите организмы, давшие начало голосеменным растениям.

  9. Назовите организмы, давшие начало покрытосеменным растениям.

  10. Какие особенности строения обеспечили покрытосеменным растениям господствующее положение на Земле?

Проверка д/з

Псилофиты – первые наземные растения, жили 420-400 млн. лет назад. Вымерли. Росли по берегам водоемов. Зеленые. Многоклеточные.

Не было еще органов, были ризоиды.

Были ткани: покровная (кожица), проводящая (древесина, луб)

Размножение спорами.

Работа с таблицей на доске.

Изменение условий существования

Изменения в строении организма

Истощение питательных веществ в первичном океане

Хлорофилл (фотосинтез) атмосфера

Колебания земной коры

Ткани (выход растений на сушу)

Теплый и влажный климат

Органы (расцвет папоротникообразных)

Смена климата

Семя (семенные папоротники –> голосеменные)

II. Доказательства эволюции

Работа с текстом *89

  1. Какая наука доказывает, что растительный мир эволюционировал?

  2. Что такое окаменелости?

  3. Что такое отпечатки?

  4. Их значение для науки?

  5. Почему араукарию, гинго, древовидные папоротники мы теперь называем живыми ископаемыми?

III. Д/з *89,90, подготовиться к с/р по теме.

textarchive.ru

Доказательства исторического развития растений

«Доказательства исторического развития растений»

I. Проверка знаний.

Вопросы №1

  1. Время возникновения планеты Земля? (5 млрд.)

  2. Время возникновения первых живых организмов? (2,5 – 3 млрд.) Но это были доклеточные формы жизни – мелкие микроскопические комочки слизи.

  3. Время возникновения первых одноклеточных организмов? (1,5 – 2 млрд.)

  4. Как питались первые живые организмы?

  5. Место возникновения живых организмов?

  6. Укажите какой тип питания возник первым: гетеротрофный или атотрофный?

  7. При каких изменениях в строении клетки появилась возможность перейти к автотрофному типу питания?

  8. Что такое фотосинтез?

  9. Какие изменения в Космосе произошли после возникновения процесса фотосинтеза? (атмосфера)

  10. Место возникновения многоклеточных организмов, как растительных, так и животных? (вода)

Вопросы №2

  1. Назовите организмы, давшие начало первым многоклеточным водорослям.

  2. Какие изменения на Земле повлекли за собой необходимость выхода на сушу? (колебания земной коры, приливы и отливы, осушение)

  3. Назовите самую древнюю группу растений, первыми вышедших на сушу.

  4. Назовите приспособления в строении первых наземных растений, помогавшие им жить на суше.

  5. Назовите организмы, которые, вероятно, произошли от псилофитов?

  6. Какой климат был на Земле во время господства папоротникообразных? (влажный)

  7. Почему воздух обязательно должен быть влажным?

  8. Назовите организмы, давшие начало голосеменным растениям.

  9. Назовите организмы, давшие начало покрытосеменным растениям.

  10. Какие особенности строения обеспечили покрытосеменным растениям господствующее положение на Земле?

Проверка д/з

Псилофиты – первые наземные растения, жили 420-400 млн. лет назад. Вымерли. Росли по берегам водоемов. Зеленые. Многоклеточные.

Не было еще органов, были ризоиды.

Были ткани: покровная (кожица), проводящая (древесина, луб)

Размножение спорами.

Работа с таблицей на доске.
Изменение условий существования Изменения в строении организма
Истощение питательных веществ в первичном океане Хлорофилл (фотосинтез) атмосфера
Колебания земной коры Ткани (выход растений на сушу)
Теплый и влажный климат Органы (расцвет папоротникообразных)
Смена климата Семя (семенные папоротники – голосеменные)
II. Доказательства эволюции

Работа с текстом *89

  1. Какая наука доказывает, что растительный мир эволюционировал?

  2. Что такое окаменелости?

  3. Что такое отпечатки?

  4. Их значение для науки?

  5. Почему араукарию, гинго, древовидные папоротники мы теперь называем живыми ископаемыми?

III. Д/з *89,90, подготовиться к с/р по теме.

multiurok.ru

Доказательства эволюции — эмбриологические, палеонтологические и сравнительно-анатомические

Еще в первой половине XIXв. был получен ряд данных, говорящих о единстве всего органического мира. К ним относятся обнаружение клеточного строения растений, животных и человека. Выдающийся французский зоолог Ж.Кювье установил единые планы строения в каждом типе животных.

Сравнительно-анатомические доказательства эволюции

Все позвоночные животные имеют двустороннюю симметрию, полость тела, позвоночник, череп, две пары конечностей. Сердце у всех позвоночных животных расположено на брюшной стороне, а нервная система — на спинной, она состоит из головного и спинного мозга. Единство плана строения в каждом типе свидетельствует о единстве его происхождения.

Двусторонняя симметрия — левая половина тела является отражением правой

Гомологичные органы

После выхода в свет работ Дарвина сравнительная анатомия получила толчок к развитию и в свою очередь внесла значительный вклад в развитие дарвинизма.

Большую роль сыграло установление гомологичности органов. Гомо­логичные органы могут выполнять различные функции и в связи с этим несколько разниться в строении, но построены по одному плану и развиваются из одних и тех же зародышевых зачатков.

Таковы передние конечности всех позвоночных: нога кролика, крыло летучей мыши, ласт тюленя, рука человека. Скелет каждого из этих органов имеет плечо, предплечье, состоящее из двух костей, кости запястья, пястья и фаланги пальцев. То же относится и к задним конечностям. Было обнаружено, что млечные железы гомологичны потовым, челюсти ракообразных — их конечностям, волосы млекопитающих — перьям птиц и чешуе рептилий, зубы млекопитающих — чешуе акул, части цветка (пестик, тычинки, лепестки) — листьям и т.д.

Примеры гомологичных органов

В отличие от гомологичных, аналогичные органы могут быть сходны по строению, так как выполняют однородные функции, но не имеют общего плана строения общего происхождения. Примерами их могут быть крыло насекомого и крыло птицы, жабры ракообразных и жабры рыбы. У растений аналогичными являются колючки кактуса (видоизмененные листья) и шипы розы (выросты кожицы). Для установления родственных связей между организмами они роли не играют.

Пример аналогичных органов

Атавизмы и рудименты

Для доказательства эволюции имеют значение атавистические органы, которые были присущи далеким предкам и в норме не встречающиеся у современных организмов. Естественно, что такие признаки говорят о фи­логенетическом родстве. Примерами атавизма служат появление боковых пальцев у лошади, полосатость у домашних свиней; шейная фистула (образование, гомологичное жаберным щелям у низших хордовых), хвостовой придаток, обильная волосатость всего тела у человека.

Рудиментарными называются органы, утратившие свою функцию, но сохраняющиеся у взрослых животных. Обычно они остаются в зачаточном состоянии. Рудиментарными являются остатки тазовых костей у безногой ящерицы желтопузика и у китообразных. Они служат доказательством происхождения этих животных от предков, имевших развитые конечности. У человека рудиментарными органами являются:

  • Копчик — остаток хвостовых позвонков;
  • зачаточные ушные мышцы свидетельствующие о том, что предки человека обладали подвижной ушной раковиной.

На корневищах папоротника, пырея, ландыша можно обнаружить чешуйки — рудименты листьев.

Сравнительно-анатомические исследования современных прогрессивных и примитивных форм позволяют обнаружить переходные формы. Морское животное баланоглосс сочетает в себе признаки животных типа иглокожих и типа хордовых. Ланцетник имеет ряд признаков, сближающих его с одной стороны с иглокожими и полухордовыми (баланоглосс), а с другой стороны с позвоночными, с которыми он относится к одному типу хордовых.

Баланоглосс

Среди современных млекопитающих существуют однопроходные (имеющие клоаку и при размножении откладывающие яйца, как пресмы­кающиеся), сумчатые и плацентарные. Сравнение их указывает, что мле­копитающие находятся в родстве с пресмыкающимися и что эволюция мле­копитающих шла от животных, откладывающих яйца, к живородящим формам с еще недоразвитой плацентой и, наконец, к животным, рождающим уже хорошо сформированных детенышей.

Эмбриологические доказательства эволюции

Еще до выхода в свет основного труда Дарвина академик Российской Академии наук К.М.Бэр установил, что эмбрионы различных животных имеют большее сходство между собой, чем взрослые формы. В этой закономерности Дарвин видел важное доказательство эволюции. Он считал, что в зародышевом развитии должны повторяться признаки предков.

В последарвиновский период связь онтогенеза с филогенезом была подтверждена многочисленными исследованиями. Русские ученые А.О.Ковалевский и И.И.Мечников установили, что у всех многоклеточных (беспозвоночных, начиная с червей и позвоночных) закладывается три зародышевых листка, из которых далее формируются все органы. Это подтверждает единство происхождения всего животного мира.

Сравнение развития зародышей всех классов позвоночных показывает большое сходство их на ранних стадиях развития, оно касается как внешнего, так и внутреннего строения (хорды, органов кровеносной и выделительной систем). По мере развития сходство уменьшается, начинают вырисовываться признаки класса, затем отряда, рода и вида. Этим подтверждается родство всех хордовых.

На основании эмбриологических исследований, проведенных над объектами из различных типов животных, Ф.Мюллер и Э.Геккель (независимо друг от друга) сформировали биогенетический закон.

Сжатая формулировка биогенетического закона гласит: онтогенез есть краткое повторение филогенеза.

Дальнейшие эмбриологические исследования показали, что биогенетический закон справедлив только в общих чертах. Фактически нет ни одной стадии развития, в которой бы зародыш полностью повторял строение какого-либо из своих предков. Зародыш птицы или млекопитающего никогда целиком не повторяет строение рыбы, но в определенной стадии развития у него образуются жаберные щели и жаберные артерии. В онтогенезе повторяется строение не взрослых форм предков, а эмбрионов. У зародышей млекопитающих образуется не жаберный аппарат взрослых рыб, а лишь закладка жаберного аппарата зародышей рыб.

Установлено, что в зародышевом развитии образуются не только органы, связанные с повторением признаков, но и временные органы, обеспечивающие существование зародышей в тех условиях, в которых они проходят развитие.

Академик А.Н.Северцов уточнил и дополнил положения биогенетического закона. Он доказал, что в процессе онтогенеза происходит выпадение отдельных этапов исторического развития, повторение зародышевых стадий предков, а не взрослых форм, возникновение изменений, мутаций, каких не было у предков. Новые наследственные признаки, изменяющие строение взрослого организма и направление эволюции, появляются в разные периоды эмбрионального развития. Чем позже в процессе зародышевого развития возникли новые признаки, тем полнее проявляется биогенетический закон.

Палеонтологические доказательства эволюции

Дарвин считал, что именно палеонтология, изучающая ископаемые остатки прежних обитателей Земли, должна дать наиболее веские доказательства в пользу эволюции. Дарвин остро ощущал отсутствие сведений о переходных формах, ископаемых организмах, сочетающих в себе признаки древних и более молодых групп, относящихся к разным классам и типам.

Доказательства эволюции на примере лошади

Первые наиболее веские палеонтологические доказательства эволюции были получены В.О.Ковалевским (1842—1883). Ему удалось выяснить последовательные этапы происхождения непарнокопытных, к которым относится лошадь. Древнейший предок лошади, найденный в отложениях третичного периода, был высотой около 30см, имел по четыре пальца на передних и по три — на задних конечностях. Он передвигался, опираясь на все фаланги пальцев, что было приспособлением к обитанию в болотистой местности. Пищей ему служили плоды и семена.

Доказательство эволюции на примере лошади

Далее, в связи с изменением климата, лесов становилось все меньше и на следующем этапе эволюции предки лошади оказались в открытой местности типа степей. Это привело к выживанию способных к быстрому бегу (для спасения от хищников), что достигалось удлинением конечностей и уменьшением поверхности опоры, т.е. уменьшением числа пальцев, соприкасающихся с почвой.

Одновременно отбор шел на приспособление к питанию степными травами. Появились складчатые зубы с большой жевательной поверхностью, необходимой для перетирания жесткой растительной пищи. Последовательно все большие размеры приобретал средний палец, боковые пальцы все уменьшались. В результате ископаемая лошадь, как и современная, имела уже на каждой ноге лишь по одному пальцу, на кончик которого она опиралась. Высота увеличилась до 150 см. Все строение тела хорошо приспособилось для обитания в открытой степной местности.

Другие переходные формы

После исследований В.О.Ковалевского удалось установить филогенетические ряды многих других животных: хоботных, хищных, моллюсков.

В настоящее время геологическая история Земли изучена довольно подробно. Известно, что в самых древних пластах обнаруживаются остатки различных типов беспозвоночных и лишь в более поздних появляются остатки позвоночных. Установлено, что чем моложе пласты, тем остатки растений и животных ближе к современным.

Археоптерикс

Обнаружены и переходные формы. Важной находкой был археоптерикс — первоптица, сохраняющая ряд признаков пресмыкающихся. Признаки птицы:

  • общий вид;
  • наличие перьев;
  • сходство задних конечностей с цевкой.

Признаки пресмыкающихся:

  • Наличие хвостовых позвонков;
  • зубов;
  • брюшных ребер.

Найдена переходная форма между пресмыкающимися и млекопитающими — зверозубые ящеры (териодонты), которых сближает с млекопитающими строение черепа, позвоночного столба, конечностей. Если у пресмыкающихся все зубы однотипны, то у териодонтов намечается дифференцировка зубов на резцы, клыки, коренные, что дало повод назвать этих ископаемых ящеров зверозубыми.

В ископаемом состоянии обнаружены семенные папоротники, совмещающие частично признаки папоротников, частично голосеменных. Это служит доказательством происхождения семенных растений от папоротникообразных.

animals-world.ru