Что князь Владимир сделал для Руси :: Общество :: Дни.ру

Нельзя недооценивать ту роль, которую в становлении уникальной российской культуры сыграл князь Владимир, принесший на русскую землю христианство. Однако не менее важную роль сыграл он и в становлении России как сильного и самостоятельного государства.

Россияне привыкли, что живут в самой большой стране, которая не боится на международной политической арене отстаивать свои права, а также играет ключевую роль во многих вопросах, касающихся всего мира. Однако так было далеко не всегда: к своему сегодняшнему состоянию страна двигалась на протяжении более чем тысячи лет, то обретая неслыханное могущество, то сталкиваясь с непреодолимыми (на первый взгляд) препятствиями. Вклад, который внес в построение государства один из наиболее почитаемых в России святых – князь Владимир – сложно переоценить. Именно он заложил основы культурной самостоятельности России, он обозначил тот геополитический вектор, по которому на протяжении всей своей истории, хочет она того или нет, движется страна.

Традиционно «отцом» Руси считают князя Рюрика – как первого человека, возглавившего славянские племена и по сути создавшего Древнерусское государство. Однако по значимости на первое место, пожалуй, можно поставить именно князя Владимира, благодаря которому Россия не просто существует как страна, но и никогда не переставала играть важную роль в мировой политике. кадр youtube.com А начиналось все не столь радужно: заслуги предков, сумевших добиться уважения даже Византии, которая в то время могла бы называться супердержавой, если бы существовал такой термин, а также объединивших русские земли под своим началом, отходят на второй план, когда три наследника Святослава –
Ярополк, Олег и Владимир – начинают изнурительную борьбу за влияние
. Постоянные разрушительные набеги печенежских племен ситуацию не облегчают. Русь уже привыкла жить в состоянии постоянной внешней угрозы, однако в условиях, когда вместо единого правителя – трое воюющих друг с другом князей, само существование страны и всего русского этноса находилось под вопросом. России был нужен единый и сильный лидер, и именно таким стал Владимир. Став единоличным правителем, он смог приумножить мощь Руси. При нем впервые в Древнерусское государство вошли вятичи и были окончательно покорены племена радимичей и ятвягов. Вместе с кочевыми торками он успешно воевал с болгарами, добившись выгодных для Руси условий мира. кадр youtube.com Осада и взятие Корсуни (Херсонеса) в Крыму обычно связывается с последовавшим вслед за этим принятием христианства как самим Владимиром, так и всей страной. Но это значит и то, что
Русь вновь может позволить себе грозить могущественному южному соседу – Византии
. Напомним, незадолго до восшествия Владимира на престол само существование страны находилось под вопросом. Зарубежные походы русского войска продолжились и дальше: после посещения Прикарпатья в состав Древнерусского государства вошли белые хорваты, византийский поход в Армению не обошелся без участия русских воинов. Незадолго до смерти Владимир успел отправить войско во главе со своим сыном Борисом в поход против печенегов.
Князь Владимир вел активную внешнюю политику: за время его правления Русь заключила договоры с Византией, Венгрией, Польшей, Чехией и даже смогла договориться с Папой Римским. В это время Русь вела разговор на равных со всеми своими соседями, уже в то время показывая себя сильным и независимым геополитическим игроком. кадр youtube.com Единственные, с кем договориться не удалось, – это печенеги, которые накатывались волнами на Древнерусское государство,
подобно стихийному бедствию
. Для защиты от степных кочевников по южным и юго-восточным границам страны Владимир распорядился построить «волнорезы» – рвы, стены и пограничные крепости. Князь Владимир оказал решающую роль в становлении русского государства и неслучайно прочно укоренился в исторической памяти народа не только как равноапостольный святой, но и как былинный Владимир Красно Солнышко. Он сумел показать себя не только как талантливый воитель, но и как мудрый политик, утвердив единую валюту, свод законов и развив международные отношения.

Подробнее

31 июля 2015, 14:27

Фото: кадр youtube.com

По теме

Крещение Владимира и его значение для Руси

Православный мир вспоминает подвиги Владимира

В Москве покажут Путь России

Где установят памятник князю Владимиру

почему великий князь Владимир решил принять христианство?

ФОТО : «Крещение Руси». Фреска работы В. М. Васнецова в киевском Владимирском соборе. 1

Крещение Руси произошло 28 июля 988 года. Это событие связано с именем князя Владимира, которого церковь нарекла святым равноапостольным, народ прозвал Красным Солнышком, а историки считают великим. Владимир приходился внуком великой княгине Ольге, той самой, которая первая из правителей Руси приняла христианство. В отличие от своей бабушки, для которой принятие византийской веры было скорее политическим ходом, Владимир мыслил более масштабно: он планировал объединить раздробленную в то время страну и приравнять Русь к числу просвещенных государств. О том, как князь Владимир крестил Русь и почему выбрал именно христианскую веру, рассказываем в нашем материале.

История обращения Руси в христианство началась еще задолго до рождения Владимира. Княгиня Ольга овдовела, когда ее сыну Святославу (будущему отцу Владимира) не было трех лет. Тогда Ольге предстояло в одиночку править огромным государством. Русь в то время была языческой, но некоторые ее жители отличались прогрессивностью и интересовались зарубежной религией. Известно, что в конце IX века на территории государства мирно сосуществовали представители разных вероисповеданий – славянские и варяжские язычники и христиане. Никаких жестких религиозных гонений, которыми славился в то время Рим, на территории Руси не было. При этом дружинники тесно контактировали с византийцами и, благодаря изученным историками документам, известно, что первые русы приняли христианство примерно за сто лет до официального крещения Руси Владимиром.

Фото: Эггинк Иван, Великий князь Владимир выбирает веру

Что касается княгини Ольги, у нее было сразу несколько мотивов присмотреться к христианской вере. Конечно, правительница не могла не обратить внимание на религию, которую принимал ее народ. Более того, летописцы рассказывали, что сама княгиня хоть и родилась язычницей, но «проявляла христианское смирение и сохраняла чистоту», а также «обладала мудростью, достойной мужского ума». А в житие княгини Ольги даже отметили, что она «обратилась к поиску истинного Бога, поскольку начала гнушаться языческих идолов».

Впрочем, другие исследователи не исключают, что такое поведение и последующий интерес к византийской вере был не более чем политическим ходом. Ольга по сей день считается одной из величайших правительниц в истории России – современники восхищались ее мудростью и прозорливостью, а потому ее поступок мог быть продиктован отнюдь не желанием обрести душевный покой и раскаяться в злодеяниях.

Так или иначе, княгиня отправилась в Константинополь, чтобы лично встретиться с византийским императором Константином Багрянородным («хождение в греки» состоялось в 954-955 годах). Ольга заключила мирный договор с византийцами и приняла их веру. Народ любил свою правительницу Ольгу и к новой вере княгини тоже проявил уважение. Через некоторое время Ольга передала Русь в руки своего сына Святополка, а сама стала заниматься распространением христианства среди славян.

Владимир, внук великой княгини Ольги, захватил киевский престол в 978 году. В борьбе за власть он убил своего брата Ярополка – и вот после жестокого кровавого противостояния Владимир оказался во главе огромного, но разобщенного государства. Летописи тех лет практически не сохранились, но из греческих преданий известно, что славяне постоянно вели между собой вражду. Жители восточной и западной части нынешней Европейской части России вели разный образ жизни, в том числе разнилось вероисповедание. На востоке тогда жили в основном чудские и тюркские племена, а на Западе – славяне, придерживающиеся берегов крупных рек (Западная Двина, Волхов, Днепр, Ока и их притоки).

Фото: Andrei Petrovich Ryabushkin (1861–1904)

Конечно, в то время не шло речи о каком-то едином государственном устройстве – славяне жили отдельными общинами, однако уже тогда их деятельность была напрямую связана с занимаемой территорией, а между племенами даже начали устанавливаться товарно-денежные отношения. Хотя тогда уже начала развиваться ковка металла, в целом быт славян был незамысловат – так и религиозные обычаи не отличались разнообразием и сложностью. В какой-то степени их религию можно назвать примитивной: люди поклонялись природе, а жрецов у них не было – соответственно, не было строгих «хранителей» этой веры и обычаев. Более того, племена жили автономно друг от друга и у них отличались версии о форме неземных сил. Из общего были только деревянные идолы, вера в загробный мир и силу слова.

И вот перед новым правителем князем Владимиром встала задача объединить территории и при этом создать мощный центр власти. Тогда мудрый и дальновидный князь решил, что таким «столпом» должна стать единая вера. Великий князь обратил внимание на мощных соседей – Европу и Византию – государства, хорошо развитые с экономической, культурной и политической точек зрения. Русь же в то время была в некоторой изоляции, соседи смотрели на нее свысока. Но Владимир подумал, если бы Русь взяла пример с соседей, это могло бы благоприятно сказаться на развитии ремесел и торговли, а затем привело бы к экономическому росту государства.

Стоит отметить, в конце X века в мире господствовали три крупные религии: христианство, ислам и буддизм. Но Владимир решил последовать примеру своей великой бабушки, княгини Ольги, и выбрал христианство. Согласно другой версии, выбор помогли сделать разосланные в разные страны послы: каждый их них рассказал Владимиру, что может предложить каждая из религий, но именно христианство поразило князя красотой богослужения.

Приняв решение, вскоре Владимир крестился в Херсонесе и взял в жены Анну, сестру византийских императоров. Современники отметили, что ради объединения Руси Владимир даже изменил собственный уклад жизни: если раньше это был кровавый многоженец, любящий пиры и масштабные военные действия, то после принятия веры он стал скромным смиренным христианином. Вслед за князем в Днепре крестилась вся дружина, а затем и народ. Людям не пришлось отказываться от своей прежней веры, однако еще несколько веков после крещения многие их них продолжали следовать языческим традициям и обращать внимание на суеверия.

Дело в том, что народ не сразу понял, в чем прелесть нового вероисповедания – свет нового учения открылся людям сильно позже. Тем временем сам князь Владимир стал лично заниматься распространением христианства на территории своего огромного государства: он сам крестил людей на подвластных землях, строил церкви и назначал духовных представителей. Более того, князь занялся и книжным просвещением – с этой целью он распорядился набирать детей значительных домохозяев в специальные заведения и обучать их грамоте. Всего за 20 лет князю Владимиру удалось создать великое наследие и построить новую Русь.

Автор : Кира Чуракова

Владимир Путин | Биография, КГБ, политическая карьера и факты

Владимир Путин

Смотреть все СМИ

Дата рождения:
7 октября 1952 г. (70 лет) Санкт-Петербург Россия
Должность/Офис:
президент (2012-), Россия премьер-министр (2008-2012), Россия президент (2000-2008), Россия премьер-министр (1999-2000), Россия
Политическая принадлежность:
Единая Россия
Роль в:
Нападение на бесланскую школу Переговоры о сокращении стратегических вооружений Гражданская война в Сирии

Просмотреть весь связанный контент →

Последние новости

8 марта 2023 г., 12:48 по восточноевропейскому времени (AP)

Швейцарские банкиры обвиняются в слабом контроле счетов друга Путина

Четыре бывших банкира из ныне закрытого швейцарского филиала Крупный российский банк предстал перед судом по обвинениям в том, что они не проверили должным образом счета, открытые на имя российского виолончелиста, имеющего давние связи с президентом Владимиром Путиным

28 февраля 2023 г. , 21:15 по восточноевропейскому времени (AP)

Дроны летают глубоко внутри России; Путин приказывает ужесточить границу

Дроны, которые, по словам Кремля, были запущены Украиной, летели глубоко внутри территории России, в том числе один, который находился в пределах 60 миль от Москвы

28 февраля 2023 г., 14:35 по восточноевропейскому времени (AP)

Путин подписывает законопроект о приостановке действия последнего договора с США о ядерных вооружениях

Президент России Владимир Путин подписал законопроект о приостановке действия последнего оставшегося договора о ядерных вооружениях с США

28 февраля 2023 г., 00:18 по восточноевропейскому времени (AP)

Визит белорусского лидера и союзника Путина Лукашенко в Китай

Президент Беларуси Александр Лукашенко, близкий союзник российского лидера Владимира Путина, должен в Пекине начать трехдневный государственный визит

27 февраля 2023 г. , 15:08 по восточноевропейскому времени (AP)

Путин вручил награду дружбы актеру Стивену Сигалу

Президент России Владимир Путин вручил государственную награду американскому боевику Стивену Сигалу киноактер, также имеющий российское гражданство

Самые популярные вопросы

Кто такой Владимир Путин?

Владимир Путин — бывший офицер российской разведки и политик, занимавший пост президента России с 1999 по 2008 год и с 2012 года по настоящее время. Он также был премьер-министром страны в 1999 и с 2008 по 2012 год.

Был ли Владимир Путин в КГБ?

Владимир Путин 15 лет служил офицером внешней разведки в КГБ, органе внешней разведки и внутренней безопасности Советского Союза. В 19В 90 году уволился с действительной службы в КГБ в звании подполковника.

Почему Владимир Путин все еще у власти?

Когда Владимир Путин был назначен президентом в 1999 году, Конституция России ограничивала срок полномочий президента двумя сроками подряд. Вот почему после того, как его второй срок закончился в 2008 году, он занимал пост премьер-министра, прежде чем снова стать президентом в 2012 году. Однако в январе 2020 года Путин подготовил поправку к конституции, которая позволит ему оставаться президентом еще два срока. Он был включен в пакет поправок, который был одобрен российским законодательным органом, а в июле 2020 года — российскими избирателями на всенародном референдуме.

Как Владимир Путин изменил Россию?

За два десятилетия правления Владимира Путина он укрепил свое правление и спроецировал на российский народ образ России как мировой державы. Он превратил Россию из зарождающегося демократического государства в автократическое, расширил влияние России на Ближнем Востоке, укрепил отношения России с Китаем и продемонстрировал готовность применить силу для достижения своих целей, как в случае с аннексией Крыма в 2014 г. масштабное вторжение в Украину в 2022 году.

Какова предыстория нападения Владимира Путина на Украину в 2022 году?

В течение десятилетий после распада Советского Союза в 1991 году Украина двигалась по пути более тесной интеграции с Европой. Когда пророссийский украинский прес. Виктор Янукович попытался переломить эту тенденцию в 2014 году, протесты оттеснили его от власти. Потеряв союзника, Владимир Путин вторгся и аннексировал Украинскую Автономную Республику Крым. Он также спровоцировал восстания сепаратистов в Донецкой и Луганской областях, двух областях на востоке Украины; Бои между пророссийскими ополченцами и украинским правительством продолжались там годами. Следуя платформе популистских реформ, Владимир Зеленский был избран президентом Украины в 2019 году.с более чем 70 процентами голосов. В 2021 году Путин отдал приказ о наращивании войск вдоль границы России с Украиной, а в феврале 2022 года, после того как он объявил о начале «специальной военной операции», российские войска вторглись в Украину.

Сводка

Прочтите краткий обзор этой темы

Владимир Путин , полностью Владимир Владимирович Путин , (род. 7 октября 1952, Ленинград, Россия, СССР [ныне Санкт-Петербург, Россия]), российский разведчик и политик, занимавший пост президента (1999–2008, 2012–) России, а также был премьер-министром страны (1999, 2008–2012).

Начало карьеры

Путин изучал право в Ленинградском государственном университете, где его наставником был Анатолий Собчак, впоследствии один из ведущих политиков-реформаторов перестроечного периода. Путин 15 лет служил офицером внешней разведки КГБ (Комитета государственной безопасности), в том числе шесть лет в Дрездене, Восточная Германия. В 1990 году он уволился с активной службы в КГБ в звании подполковника и вернулся в Россию, чтобы стать проректором Ленинградского государственного университета, отвечая за внешние связи учреждения. Вскоре после этого Путин стал советником Собчака, первого демократически избранного мэра Санкт-Петербурга. Он быстро завоевал доверие Собчак и стал известен своей способностью добиваться цели; к 19В 94 году он дослужился до должности первого заместителя мэра.

В 1996 году Путин переехал в Москву, где присоединился к президентской администрации в качестве заместителя Павла Бородина, главного администратора Кремля. Путин сблизился с товарищем-ленинградцем Анатолием Чубайсом и продвинулся на административные должности. В июле 1998 г. прес. Борис Ельцин сделал Путина директором Федеральной службы безопасности (ФСБ; внутренний преемник КГБ), а вскоре после этого он стал секретарем влиятельного Совета безопасности. Ельцин, который искал наследника, чтобы принять его мантию, назначил Путина премьер-министром в 1999.

Несмотря на то, что он был практически неизвестен, рейтинг общественного одобрения Путина взлетел до небес, когда он начал хорошо организованную военную операцию против сепаратистских повстанцев в Чечне. Утомленная годами неустойчивого поведения Ельцина российская общественность оценила хладнокровие и решительность Путина в условиях давления. Поддержка Путиным нового избирательного блока «Единство» обеспечила его успех на декабрьских парламентских выборах.

Викторина «Британника»

История: правда или вымысел?

Первый и второй сроки на посту президента России

31 декабря 1999 года Ельцин неожиданно объявил о своей отставке и назначил Путина исполняющим обязанности президента. Пообещав восстановить ослабленную Россию, строгий и сдержанный Путин легко победил на выборах в марте 2000 года, набрав около 53 процентов голосов. На посту президента он стремился положить конец коррупции и создать строго регулируемую рыночную экономику.

Путин быстро восстановил контроль над 89 областями и республиками России, разделив их на семь новых федеральных округов, каждый из которых возглавляет представитель, назначенный президентом. Он также лишил губернаторов права заседать в Совете Федерации, верхней палате российского парламента. Путин попытался ослабить власть непопулярных в России финансистов и медиа-магнатов — так называемых «олигархов» — путем закрытия нескольких СМИ и возбуждения уголовных дел против многих ведущих деятелей. Он столкнулся со сложной ситуацией в Чечне, в частности, с повстанцами, которые устроили теракты в Москве и партизанские нападения на российские войска из гор региона; в 2002 году Путин объявил военную кампанию оконченной, но потери остались высокими.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Путин категорически возражал против заявления президента США. Решение Джорджа Буша-младшего в 2001 году выйти из Договора по противоракетной обороне 1972 года. В ответ на нападения 11 сентября на Соединенные Штаты в 2001 году он пообещал помощь и сотрудничество России в возглавляемой США кампании против террористов и их союзников, предложив использовать воздушное пространство России для доставки гуманитарной помощи и помощи в поисково-спасательных операциях. . Тем не менее Путин присоединился к канцлеру Германии Герхарду Шредеру и французскому президенту. Жак Ширак в 2002–2003 годах, чтобы противостоять планам США и Великобритании применить силу для свержения правительства Саддама Хусейна в Ираке.

Наблюдая за экономикой, пережившей рост после продолжительного спада 1990-х годов, Путин был легко переизбран в марте 2004 года. На парламентских выборах в декабре 2007 года партия Путина «Единая Россия» получила подавляющее большинство мест. Хотя честность выборов была поставлена ​​под сомнение международными наблюдателями и Коммунистической партией Российской Федерации, результаты, тем не менее, подтвердили власть Путина. Поскольку конституционное положение вынуждало Путина уйти в отставку в 2008 году, он выбрал Дмитрия Медведева своим преемником.

Путин на посту премьер-министра

Вскоре после того, как Медведев с большим перевесом одержал победу на президентских выборах в марте 2008 года, Путин объявил, что принял пост председателя партии «Единая Россия». Подтвердив широко распространенные ожидания, Медведев назначил Путина премьер-министром страны через несколько часов после вступления в должность 7 мая 2008 года. Российский парламент утвердил это назначение на следующий день. Хотя Медведев становился все более напористым по мере продвижения своего срока, Путин по-прежнему считался главной силой в Кремле.

Хотя некоторые предполагали, что Медведев может баллотироваться на второй срок, в сентябре 2011 года он объявил, что они с Путиным — до победы «Единой России» на выборах — поменяются местами. Массовые нарушения на парламентских выборах в декабре 2011 года вызвали волну народных протестов, и Путин столкнулся с удивительно сильным оппозиционным движением в президентской гонке. Однако 4 марта 2012 года Путин был избран президентом России на третий срок. Накануне своей инаугурации Путин ушел с поста председателя «Единой России», передав контроль над партией Медведеву. Он вступил в должность президента 7 мая 2012 года, и одним из первых его действий после вступления в должность было выдвижение Медведева на пост премьер-министра.

Византия, Киевская Русь и их оспариваемое наследие – Smarthistory

Богородица Владимирская, XII век с последующей перекраской, дерево, темпера (ГТГ, Москва)

Одним из самых любимых произведений искусства в России является темпера деревянная икона, известная как Богородица Владимирская, или Владимирская . Он представляет собой общую композицию, известную как Богородица eleousa («сострадательная»), которая изображает Марию и Иисуса в нежных объятиях, их лица прижаты друг к другу. Богородица смотрит на нас, привлекая наше внимание, но ее руки, кажется, указывают на ее сына, которому суждено умереть на кресте и воскреснуть из мертвых как спаситель человечества. На протяжении веков этой иконе приписывалось много чудес, и в результате многочисленные меценаты и художники стремились изготовить с нее копии.

Местонахождение иконы Владимирской Богородицы (основная карта © Google)

Но, несмотря на непреходящее религиозное и культурное значение иконы Владимирской Богородицы в России, икона нерусского происхождения. Вероятно, она была написана в XII веке в Константинополе (Стамбуле), столице Восточно-Римской «Византийской» империи, и привезена в Киев, столицу Киевской Руси, в качестве дипломатического подарка около 1131 года. Позже икона была передана в город Владимир (отсюда и его название) и, в конце концов, в столицу России Москву, где она и остается до сих пор.

Путешествие Владимирской Богородицы из Константинополя в Киев и, в конечном счете, в Москву является частью более широкой истории обращения Киевской Руси в православие Византийской империи в десятом веке и последующего подъема Москвы как новой центр власти в четырнадцатом и пятнадцатом веках. Хотя ни Византийская империя, ни Киевская Русь сегодня не сохранились, произведения искусства и архитектуры, такие как Владимирская Богородица, могут помочь нам понять отношения между этими средневековыми государствами, а также их оспариваемое наследие в современном мире.

Византийская империя и Киевская Русь

Киевская Русь возникла как мощная конфедерация городов-государств во второй половине девятого века в Восточной Европе, где реки помогли соединить Балтийское море с Черным морем и облегчили торговлю с Константинополь, богатая столица Византийской империи. Столицей Киевской Руси был Киев на Днепре, который сегодня является столицей Украины. Название «Киевская Русь» относится как к государству, так и к его народу.

Карта Византийской империи и Киевской Руси (лежащая в основе карта © Google)

Современный памятник князю Владимиру I с видом на Днепр в Киеве, Украина (фото: Библиотека Конгресса)

Киевская Русь когда-то была торговой партнер, а иногда и враг Византийской империи. Но в 987 году киевский князь Владимир I, правитель Киевской Руси, заключил союз с византийским императором Василием II, перешел из язычества в христианство и женился на сестре Василия II Анне в 987 г.88. Исторические тексты описывают последующее обращение бывших языческих подданных Владимира путем массового крещения в Днепре в Киеве. С обращением византийцев в православие Киевская Русь теперь начала присваивать и адаптировать византийское искусство и архитектуру для себя.

ул. Софийская, гр. 1037 (с позднейшими дополнениями), г. Киев (фото: Даниил Крафт, CC BY-SA 3.0)

Св. София, г. Киев

План Св. 1037 (Эван Фриман, перерисовано по мотивам Джона Лаудена, CC BY-NC-SA 2.0)

Желая подражать византийской столице Константинополю и его собору Святой Софии (посвященному Христу как «Святой Премудрости»), сын Владимира Ярослав расширил Киев и построил великолепный новый храм, который будет выполнять функции главного собора города, который он также посвятил Святая София («Святая Премудрость») в подражание константинопольскому собору Святой Софии. Святая София в Киеве иллюстрирует, как Киевская Русь присвоила искусство и архитектуру Византийской империи, а также сделала их своими.

Построен c. 1037 г., киевская Святая София, вероятно, была продуктом сотрудничества византийских и местных мастеров. Ядро собора Святой Софии представляет собой типичную средневизантийскую крестово-купольную церковь с дополнительными проходами и галереями для размещения большой соборной общины, хотя все еще не дотягивает до поразительного масштаба собора Святой Софии в Константинополе. Киевская Святая София, вероятно, была закончена в 1040-х годах, и даже ее первый епископ, Феопемпт, был родом из Константинополя. Святая София в Киеве стоит и сегодня, хотя и с более поздними реставрациями и дополнениями.

В интерьере собора Святой Софии представлены мозаики и фрески — отличительные черты византийского церковного убранства, хотя первые сохранились лучше, чем вторые. И хотя богослужения в Киевской Руси совершались на церковнославянском языке, письменная форма которого впервые была разработана византийскими миссионерами в IX веке, мозаики Софии Киевской написаны на греческом, языке Византии.

Купольная мозаика, Софийская, г. Киев, г. Киев, ул. 1037 г. (фото © архимандрита Серафима)

Христос Пантократор

Интерьер киевской Софии Киевской, вероятно, показался бы византийцам очень знакомым. Как и в современных византийских храмах, таких как монастырь Дафни, над храмом с центрального купола правит бородатый Христос Пантократор («вседержитель»). Христа окружают ангелы с большими крыльями в царских одеждах. Апостолы заполняют промежутки между окнами в барабане, поддерживающем купол, а четыре евангелиста (авторы Евангелий) появляются в подвесках чуть ниже окон.

Благовещенская мозаика, Софийская, г. Киев, гр. 1037 (фото © архимандрита Серафима)

Благовещение

Мозаики в беме, где расположен алтарь, также отражают современные византийские храмы и указывают на функцию этой части храма как места совершения Евхаристии. Гавриил и Богородица совершают Благовещение по обе стороны от бемы. Ангел возвещает Деве, что она родит Иисуса, предлагая параллель между воплощением Христа (ставшим плотью и кровью) через Деву и евхаристическим хлебом и вином, которые, как считается, стали телом и кровью Христа на алтаре внизу.

Мозаика апсиды, Софийская, г. Киев, с. 1037 (фото © архимандрита Серафима)

Богородица оранская

Возвышающаяся Богородица оранская (около 5,5 метров в высоту) возвышается на золотом фоне апсиды. Она стоит на золотой платформе и воздевает руки в молитве под крупными греческими буквами, которые идентифицируют ее как «Богородицу». Эта мозаика перекликается с аналогичными изображениями Богородицы, установленными в церквях и дворце в Константинополе после иконоборчества, которые ассоциировались с имперской властью и властью. Большая надпись обрамляет Богородицу в Киеве словами Псалма 45:6, в которых говорится о богохранимом городе: «Бог посреди его; она не будет поколеблена; Утром Бог поможет». [1]

Мозаика апсиды, Софийская, г. Киев, с. 1037 (фото © архимандрита Серафима)

Причастие апостолов

Под Богородицей Христос председательствует на совершении Евхаристии в сцене, известной как «Причащение апостолов», которая стала обычным явлением в византийской церквей в то время, и которые были параллельны празднованию Евхаристии, разворачивающейся у алтаря внизу. Хотя это изображение напоминает Тайную вечерю, оно анахронично изображает Христа, председательствующего на Божественной литургии, подобно византийскому священнику, со всеми атрибутами современного церковного алтаря. Этот образ, должно быть, помог связать опыт современных верующих с этими святыми фигурами Христа и его апостолов из прошлого: когда верующие приближались к алтарю, чтобы принять Евхаристию, они отражали апостолов, которые аналогичным образом приближались ко Христу на мозаике выше.

Возможно, современных зрителей удивит тот факт, что на этом изображении Христос появляется дважды. Художники использовали обычный средневековый визуальный прием, известный как непрерывное повествование, в попытке изобразить два момента в одной сцене: слева Христос предлагает евхаристический хлеб шести апостолам; справа он предлагает евхаристическое вино еще шести апостолам.

Богородица с младенцем в окружении императоров Константина и Юстиниана, юго-западная мозаика вестибюля, начало X века, собор Святой Софии, Константинополь (Стамбул) (фото: византолог, CC BY-NC-SA 2. 0)

Фрески

Фреска с изображением императорской ложи на ипподроме в Константинополе, XI век, Св. София, Киев

Сильно поврежденные фрески, украшающие галереи и башенки Св. Софии — привилегированные места, зарезервированные для князя — когда-то выставленные портреты Ярлослава, его жены Ирины и их детей. Ярослав, ныне утерянный, когда-то был показан предлагающим модель собора Святой Софии Христу, подобно тому, как византийские императоры Константин и Юстиниан предлагают модели Константинополя и Святой Софии Богородице с Младенцем на мозаике десятого века в соборе Святой Софии в Константинополе. . На юго-западной башне также были изображены гонки колесниц на ипподроме Константинополя, что еще больше связывало киевский собор и князя с восточно-римской столицей и империей.

Икона с Новгородско-Суздальской битвой (Чудо от иконы Божией Матери Знамение), гр. 1475 (Новгородский объединенный музей-заповедник, Новгород, Россия) (фото: византолог, CC BY-NC-SA 2. 0)

Фрагмент Киевской Руси

Икона Богородицы Оранс (Богоматерь Знамения), которая связанный с новгородско-суздальской битвой 1170 года, экспонируется в Софийском соборе Новгорода (фото: Дар Ветер, CC BY-SA 3.0)

К середине XII века Киев утратил контроль над своими обширными территориями , а Киевская Русь распалась на несколько более мелких государств, которые иногда воевали между собой. На этой иконе XV века из Новгорода изображено сражение 1170 года, когда суздальские войска осадили Новгород (местоположение см. на карте). Главным сюжетом этой иконы является сама другая икона — в данном случае чудотворная икона Богородицы Ораны и Младенца Христа, до сих пор хранящаяся в новгородском Софийском соборе, — которая, по преданию, сыграла решающую роль в битве между Новгород и Суздаль. Этот эпизод иллюстрирует то значение, которое святые образы или иконы Византийской империи сыграли в культуре Киевской Руси, а затем и России.

Процесс новгородцев с иконой Богородицы с Младенцем (фрагмент), икона с Новгородско-Суздальской битвой (фото: византолог, СС BY-NC-SA 2. 0)

Икона разделена на три регистра, в которых повествование о битве разворачивается сверху вниз. Вверху изображены новгородцы, идущие с иконой Оранса Богородицы и Младенца Христа — практика, унаследованная от византийцев, — в укрепленный центр своего города. Повествование разворачивается справа налево. Справа священнослужители извлекают святыню из храма Спаса на Ильинской улице в восточной части города. Духовенство проходит через середину сцены и попадает в укрепленный центр города, где находится новгородский Софийский собор.

Суздальское войско нападает на Новгород и поражает стрелой икону Божией Матери с Младенцем (фрагмент), икону с изображением Новгородско-Суздальской битвы (фото: византолог, CC BY-NC-SA 2.0)

Новгородцы проставлены икону Богородицы с Младенцем к стенам своего города как защиту от суздальского войска. В среднем регистре суздальская армия атакует справа. Одна из их стрел поражает икону Богородицы с младенцем на стене Новгорода, видную в левом верхнем углу. По преданию, это побудило икону Богородицы повернуться внутрь, к городу Новгороду, и заплакать. Затем сверхъестественная тьма накрыла атакующее войско Суздаля, и в результате нападавшие стали атаковать друг друга.

Новгородское войско побеждает суздальское войско с помощью святых (фрагмент), икона с изображением Новгородско-Суздальской битвы (фото: византолог, СС BY-NC-SA 2.0)

В нижнем регистре новгородские воины (слева) с помощью святых победно контратакуют суздальское войско (справа). Архангел Михаил, предводитель небесных армий, взмахивает мечом и падает в центр сцены. Дополнительные святые воины в нимбах скачут с новгородскими воинами на конях.

Эта икона и ее сюжет иллюстрируют важную роль, которую византийские иконы стали играть в Киевской Руси и на Руси. В частности, битва между Новгородом и Суздалем иллюстрирует силу, приписываемую Богородице и ее чудотворным иконам, и аналогична аналогичным рассказам из византийской столицы Константинополя. В то же время эта икона с новгородско-суздальской битвой иллюстрирует, как новгородцы приспособили искусство Византии для рассказа собственной истории, в данном случае местного чуда обороны своего города.

Возвышение Москвы, «Третьего Рима»

В середине тринадцатого века Киев и многие его бывшие территории пали перед монгольскими захватчиками, положив конец Киевской Руси. Но после двух веков монгольского владычества в регионе город Москва превратился в новый центр силы. Москва была поздним среди древних городов Киевской Руси, возникших в двенадцатом веке и обретших богатство и власть в четырнадцатом и пятнадцатом веках. Великий князь Московский Иван III «Великий» добился независимости от монголов около 1480 года и сделал Москву центром того, что теперь стало называться «Россией».

Но по мере подъема Москвы Византийская империя пала. Константинополь (сегодня Стамбул) пал перед османами в 1453 году, положив конец долгой истории Восточной Римской империи, которая началась, когда император Константин в 330 году посвятил столицу Константинополь, которую он также называл «Новым Римом». В последующие годы Москва все чаще считала себя преемницей Византии и даже стала называть себя «Третьим Римом». [2] В 1472 году Иван III женился на Софье Палеологине, племяннице последнего византийского императора, что символически закрепило продолжение Византии в России.

Рублева

Троица

Помимо Владимирской Богородицы, к этому периоду подъема Москвы относится одно из самых известных произведений искусства России — икона Святой Троицы, приписываемая Андрею Рублеву. Рублев был влиятельным русским художником, который, вероятно, жил с 1360-х годов примерно до 1430 года. Тексты описывают, как он рисовал Благовещенский собор Московского Кремля вместе с византийским художником Феофаном Греком, хотя эти картины больше не сохранились. Рублев, вероятно, написал свою икону 9-го века.0141 Троицкая  для Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде, важного подмосковного монастыря, где он был частью церковного иконостаса (барьер, отделяющий алтарь от остальной части храма).

Андрей Рублев, Троицкий, гр. 1410 или 1425–27, дерево, темпера, 142 × 114 см (ТГГ, Москва)

Гармоничные цвета и ритмические очертания симметричной композиции изображают трех ангелов, которые посетили и угостили библейского патриарха Авраама и его жену Сарру. в Бытие 18 еврейской Библии или «Ветхого Завета». Христианские богословы долгое время интерпретировали это посещение трех ангелов как образ Святой Троицы. Византийские изображения этого события, как видно, например, на мозаике шестого века в Сан-Витале, обычно включают Авраама и Сарру, которые играют центральную роль в библейском эпизоде. Но Рублев убрал Авраама и Сарру со своей иконы, позволив зрителю сосредоточиться на упрощенной композиции трех ангелов, сидящих вокруг престола, похожего на алтарь. Новаторская икона Рублева отражает новый вклад России в унаследованную ею византийскую художественную традицию.

Мозаика «Гостеприимство Авраама» и «Жертвоприношение Исаака», Сан-Витале, освященная 547, Равенна, Италия на приведенных выше картах). Следовательно, наследие Византии и Киевской Руси часто оспаривается этими современными государствами-правопреемниками, как показывают следующие два конкурирующих памятника.

Открытие памятника князю Владимиру I, Москва, Россия, 4 ноября 2016 г. (фото: mos.ru, CC BY-SA 4.0)

Открытие в 2016 году в Москве статуи киевского князя Владимира I, жившего в X веке, вызвало международный ужас. Расположенная в тени Кремля — центра правительства России — статуя князя Владимира возвышается над Москвой почти на шестьдесят футов в высоту. Владимир держит в правой руке монументальный крест, а в левой сжимает большой меч.

Многим грозная новая статуя князя Владимира в Москве кажется слегка завуалированной отсылкой к очень похожей статуе князя Владимира девятнадцатого века, которая стоит на берегу Днепра в Киеве, Украина, на месте крещения киевлян. Русь в христианство византийцев в Х веке. Время установки Москвой новой статуи князя Владимира в 2016 году также имело важное значение: оно совпало с недавней аннексией Крыма Россией и продолжающимся вооруженным конфликтом с Украиной.

Памятник князю Владимиру I, 1853 г., Киев, Украина (фото: Библиотека Конгресса)

Установив новую статую князя Владимира в своей столице, Россия как бы претендовала на историческое наследие и, возможно, даже на бывшие территории Киевская Русь, хотя некоторые из этих территорий являются частью других государств, таких как Украина.

В то время как Богородица Владимирская, Святая София в Киеве и другие произведения искусства и архитектуры рассказывают историю обращения Киевской Руси в христианство Византийской империи и последующего возвышения Москвы как нового центра власти , эти более поздние памятники говорят о непреходящем, хотя и оспариваемом, наследии Византии и Киевской Руси в нашем современном мире.

Примечания:

[1] Бисера Пенцева, Иконы и сила: Богородица в Византии (Университетский парк: Издательство Пенсильванского государственного университета, 2006), 76.

[2] Монах Филофей ( или Филофей) из Пскова впервые назвал Москву «третьим Римом» в письме 1510 года. – Алекс Гендлер

Елена Бек, «Имитация ипподрома: представление силы в киевском соборе Святой Софии», The Art Bulletin 91.3 (сентябрь 2009 г.): 283-301

Хелен К. Эванс, изд., Византия: вера и Power (1261–1557) (Нью-Йорк: Музей Метрополитен, 2004)

Саймон Франклин, «Русь», в The Oxford Dictionary of Byzantium , vol.