Естественный отбор. Материал для отбора. Основные принципы отбора материала

Наша матушка-природа устроена очень мудро. Слабый и неприспособленный организм просто не имеет шансов на выживание. Разве можно по природным законам допустить, чтобы больная особь давала такое же нездоровое потомство? Конечно же нет, поэтому все организмы вынуждены бороться за свое выживание. Победителем в этой борьбе оказывается сильный, выносливый, наиболее приспособленный и здоровый. Так осуществляется естественный отбор. Материал для отбора и принципы его рассмотрим в статье более подробно.

Понятие естественного отбора

Если давать определение, то можно сказать, что это процесс, который приводит к увеличению численности наиболее жизнеспособных и приспособленных особей. Слабые и плохо адаптированные просто не выдерживают конкуренции. Синтетическая теория эволюции рассматривает естественный отбор, материал для отбора, как основную причину развития всех адаптаций и образования надвидовых категорий.

естественный отбор материал для отбора

Естественный отбор хоть и считается причиной приспособления организмов к среде обитания, но не он один является виновником эволюции в природе. Сам термин ввел Чарльз Дарвин, который многие свои труды посвятил изучению этого вопроса.

Из чего следует естественный отбор

Гены в любом организме способны к мутациям, которые могут происходить по самым разным причинам. В процессе естественного отбора происходит их закрепление, но только тех, которые способствуют повышению приспособленности организмов к среде обитания. Довольно часто естественный отбор называют самоочевидным механизмом, так как он следует из нескольких факторов:

  1. Каждый организм способен произвести на свет потомства гораздо больше, чем может выжить.
  2. В любой популяции имеется наследственная изменчивость, это и есть исходный материал для естественного отбора.
  3. Генетически разнородные организмы отличаются между собой не только выживаемостью, но и способностью к размножению.

Эти факторы способствуют созданию конкуренции между организмами в выживании и размножении, и они являются одновременно необходимым условием для эволюции живой природы посредством естественного отбора. В природе так устроено, что организмы с преимущественными наследственными чертами передают их своему потомству, в то время как особи, не имеющие такого превосходства, имеют наименьшую вероятность передачи.

Механизм отбора

О том, что в самой природе заложен некий механизм, который подобен искусственному отбору, впервые высказались Чарльз Дарвин и Альфред Уолес. Они были уверены, что природе не обязательно вникать во все ситуации — достаточно создать большое разнообразие особей, среди которых выживут наиболее приспособленные. Механизм отбора можно представить так:

  1. Появление особи с новыми признаками.
  2. Если признаки оказываются полезными, то организм выживает и оставляет потомство.исходный материал для естественного отбора
  3. Потомки наследуют полезные качества и начинают передавать их следующим поколениям.

Несмотря на то что современные генетические открытия вносят свои коррективы, суть теории Дарвина остается неизменной. Может быть, только изменения происходят гораздо быстрее, а не плавно, как он утверждал, за счет мутаций, которые имеют скачкообразный характер.

Исходный материал для естественного отбора

Наследственная изменчивость служит тем материалом, который приводит к естественному отбору. Все наследственные изменения появляются в результате мутаций. Но для эволюционных преобразований интерес представляют только те, которые затрагивают половые клетки, потому что именно через них идет передача информации следующему поколению.

отбор материала основные принципы

Большинство мутаций имеет рецессивный характер, то есть они не могут сразу проявиться, так как подавляются доминантными генами. Но они способны накапливаться, никуда из генофонда популяции не исчезают, хоть и не оказывают влияния на приспособленность и никак не проявляются фенотипически.

Мутационный процесс идет непрерывно, число таких мутаций постоянно накапливается, и в один прекрасный момент встречаются два рецессивных гена и признак обязательно проявляется. Материалом для отбора служит наследственная изменчивость, но такие изменения не всегда приводят к повышению жизнеспособности и приспособленности. Довольно многие мутации, наоборот, снижают эти качества, так как провоцируют различные нарушения в обменных процессах.

Но можно привести примеры, когда, казалось бы, вредная мутация при изменении условий существования оказывается полезной. У комнатных мух имеется мутация, которая приводит к снижению скорости проведения нервных импульсов. Если организм оказывается гомозиготным по данному признаку, то мутация оказывается смертельной, а вот гетерозиготы жизнеспособность сохраняют, хоть и уступают по приспособленности здоровым особям. А вот при воздействии на популяцию мух препарата нервно-паралитического действия гетерозиготы выигрывают у нормальных особей, так как замедленная скорость проведения импульса заметно ослабляет воздействие яда на организм.

Типы естественного отбора

Исходный материал для отбора – это наследственная изменчивость, но она может приводить к появлению черт, способных изменяться в разном диапазоне. В зависимости от этого типы отбора выделяют следующие:

  • Направленный. Изменяется среднее значение признака на протяжении долгого времени. Сюда можно отнести увеличение размеров тела.критерии отбора материала
  • Дизруптивный отбор направлен на отбор крайних показателей (например, слишком большой или, наоборот, маленький).
  • Стабизиризующий направлен против проявления крайних значений признака.

Половой – это также естественный отбор. Материал для отбора такого уровня — это любой признак, который повышает вероятность спаривания за счет увеличения привлекательности особи для противоположного пола. Это хорошо проявляется у самцов некоторых видов (например, огромные рога у оленей, яркая окраска оперения у птиц).

Формы естественного отбора

Формы отбора можно классифицировать по-разному, но критерии отбора материала практически всегда одинаковые:

  • Полезность данного признака для самой особи.
  • Необходимость и важность признака для выживания в определенных условиях.
  • Положительное влияние признака на процветание вида в целом.

Материал для искусственного отбора – это также наследственная изменчивость, но критерии уже совсем другие. Здесь пальму первенства получают признаки, которые необходимы человеку, а не организму, для которого они вообще могут оказаться довольно вредными. Можно привести пример с породой глубей, которых называют дутышами. Они имеют большой зоб, который делает их необычными и привлекательными для человека, но в природе такие особи окажутся совсем беспомощными и не выдержат конкуренции со своими собратьями. Они просто не смогут отыскать себе пропитание. Вот и получается, что отбор материала основные принципы имеет совсем разные при естественном и искусственном отборе.

В зависимости от влияния отбора на изменчивость признака в популяции выделяют следующие его формы:

  1. Движущий.
  2. Стабилизирующий.
  3. Разрывающий, или дизруптивный.

Есть необходимость рассмотреть каждый отбор в отдельности более подробно.

Особенности движущего отбора

Причиной такого отбора всегда выступают изменения условий существования вида. Особи, у которых в результате появляются признаки, отклоняющиеся от среднего значения за счет того, что материал для естественного отбора поставляет наследственная изменчивость, оказываются в более выигрышном положении. Из поколения в поколение происходит сдвиг признака в определенном направлении, в результате формируется именно такой, который помогает организмам выжить в новых условиях.

Ярким примером является эволюция окраски у березовой пяденицы. Она с момента своего появления обитала на стволах берез, которые имеют белую окраску. Соответственно, и крылья этой бабочки также белые.

что является материалом для отбора

Но с развитием промышленности атмосфера стала загрязняться, в воздухе появилось много копоти и сажи, которые оседали на стволах деревьев. В итоге их цвет стал далек от белого. Из всего потомства бабочек в выигрыше оказывалось то, которое по причине мутаций имело более темную окраску, так как светлые были довольно заметными для птиц и ими часто съедались. Так постепенно эволюция шла в направлении изменения цвета бабочек.

Проявление стабилизирующего отбора

Рассмотрим стабилизирующий естественный отбор. Материал для отбора здесь — также наследственная изменчивость, но его действие уже направлено против появления отклонений от нормы. Можно привести такой пример: для всех организмов, казалось бы, повышенная плодовитость только хороша, так как приводит к увеличению численности популяции. Но на самом деле это не так. Преимущества получают особи со средними показателями плодовитости, так как выкормить многочисленное потомство довольно трудно.

исходный материал для отбора

Отбор в пользу средних показателей можно видеть на примере многих признаков. Например, птицам прибрежных зон предпочтительнее иметь крылья средних размеров. При наличии слишком коротких проблематично взлететь, а при слишком длинных ветер будет мешать полету.

Стабилизирующий отбор способствует накоплению изменчивости в популяциях. Даже стабильные условия существования вида не приводят к прекращению естественного отбора и эволюции в целом. Этот вид отбора обеспечивает стабильное функционирование организмов в привычных внешних условиях.

Дизруптивный отбор

При такой форме отбора условия существования оказываются подходящими для крайних проявлений признака. В результате этого появляется несколько форм существования.

Дизруптивный отбор приводит к образованию полиморфизма, а может стать даже причиной образования новых видов в природе.

Этот отбор часто вступает в силу, когда популяция занимает неоднородное местообитание. Разные формы вынуждены приспосабливаться к различным нишам и условиям. Например, у растения погремок имеется две формы – одна начинает цвести и плодоносить в середине лета, а вторая — уже после сенокоса, то есть в августе.

Положительная роль отбора и отрицательная

Вернее, это даже не роль, а формы отбора, которые оказывают разное действие.

  1. Положительный отбор приводит к увеличению численности организмов, имеющих полезные для выживания в данных условиях признаки, повышающие выживание вида в целом.
  2. Отрицательный, или его еще называют отсекающим отбором, приводит к уничтожению особей с признаками, резко снижающими выживаемость и приспособленность. Этот отбор помогает из популяции удалять вредные аллели.

Эффекты отбора

Мы уже выяснили, что является материалом для отбора, рассмотрели его формы. Но необходимо прояснить, какие эффекты дает тот или иной отбор. Движущий приводит к появлению новых приспособлений, в этом проявляются результаты его действия:

  1. Накапливающий. Этот эффект показывает накопление полезных признаков из поколения в поколение. Это применимо не только к организму, но и к отдельным органам. Например, увеличение переднего мозга, развитие коры больших полушарий – все это пример накапливающего действия движущего отбора.
  2. Преобразующий эффект проявляется в том, что усиливаются полезные признаки, а ослабляют свое проявление те, которые утратили приспособительное значение.

Если говорить в целом про отбор (материалом для естественного отбора является изменчивость), то можно назвать еще распределяющий эффект и поддерживающий.

Первый заключается в том, что в наиболее благоприятных условиях организмы чаще выживают и дают потомство. Там, где эти условия не соответствуют всем требованиям, с выживаемостью и рождаемостью проблемы.

Поддерживающий эффект заключается в том, что приспособительные признаки не могут уменьшиться, они могут усиливаться или оставаться на том же уровне.

Материалом для естественного отбора является наследственная изменчивость, но это не единственный фактор, который способствует эволюции живых организмов.

Роль естественного отбора в эволюции

Еще Чарльз Дарвин отдавал пальму первенства естественному отбору в эволюции. Современная синтетическая теория также считает его основным регулятором развития и появления адаптаций у организмов.

материалом для отбора служит

В 19-20 веках открытие в генетике дискретного характера наследования признаков привело к тому, что некоторые ученые стали отрицать важную роль естественного отбора. Синтетическая теория эволюции, которую еще называют неодарвинизмом, опирается на количественный анализ частоты встречаемости аллелей в популяции, которая меняется под воздействием того же самого естественного отбора.

Но наука не стоит на месте и открытия последних десятилетий в самых разных областях подтверждают несостоятельность классической синтетической теории для описания всех нюансов эволюции живых организмов.

Споры и дискуссии по поводу роли различных факторов в историческом развитии живого мира продолжаются и в настоящее время. Пожалуй, это такой вопрос, на который практически невозможно дать точный ответ. Но можно утверждать одно: назрел момент, когда вся эволюционная теория требует пересмотра.

Материал для отбора поставляет ….

Гормоны щитовидной железы влияют на деятельность сердечно-сосудистой системы.

это процессы, происходящие в высших отделах центральной нервной системы животных и человека. К этим процессам относят совокупность условных и безусловных рефлексов, которые обеспечивают адекватное поведение животных (в том числе и человека) в изменяющихся окружающих природных и социальных условиях.

И то и другое- направления эволюции.
Различия ароморфоз приводит к усложнению, а деградация — к упрощению эволюции. 

17-б
18-в
19-б
20-в
21-в
22-а
23-а
24-б
25-в
26-а
27-в
28-в

4 месяца назад

Мейоз — один из видов деления клеток, при котором образуются клетки с гаплоидным ( одинарным)  набором хромосом. Мейоз необходим при образовании половых клеток.

Диплоидный набор хромосом ( двойной, соматический) — набор хромосом,  имеющийся в соматических клетках , в клетке все хромосомы  парные.

Гаплоидный набор хромосом ( одинарный) —  набор хромосом половой клетки,  в клетке  присутствует 1 хромосома  из каждой пары диплоидного набора

Конъюгация — сближение гомологичных хромосом , при котором происходит кроссинговер — обмен участками хромосом.

Конспект «Естественный отбор. Искусственный отбор»

Естественный отбор. Искусственный отбор

Раздел ЕГЭ: 6.2. Развитие эволюционных идей. Значение эволюционной теории Ч. Дарвина. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Формы естественного отбора, виды борьбы за существование. Синтетическая теория эволюции. Элементарные факторы эволюции. Исследования С.С. Четверикова. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира


ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОР

Естественный отбор (по Ч. Дарвину) — сохранение полезных индивидуальных различий или изменений и уничтожение вредных. Отбор всегда идёт по фенотипам: точкой отбора является конкретный результат реализации генотипа в виде определённого признака или свойства.

Естественный отбор — это выживание и оставление потомства наиболее приспособленными особями и гибель наименее приспособленных. Сущность естественного отбора заключается в дифференцированном (неслучайном) сохранении в популяции определенных генотипов и избирательном их участии в передаче генов следующему поколению.

Результаты естественного отбора:

  • Многообразие видов (творческий характер)
  • Приспособление видов к условиям среды (направленный характер)
  • Повышение организации и усложнение живых существ

Естественный отбор

Формы естественного отбора:

Движущий. Отсев мутаций с одним средним значением признака, которые заменяются мутациями с другим средним значением признака в изменённых условиях среды. Пример: ► устойчивость насекомых к ядохимикатам.

Стабилизирующий. Поддержание среднего значения в относительно постоянных условиях среды, выбраковка мутационных отклонений от ранее сформировавшейся нормы. Пример: ► насекомоопыляемые цветки соответствуют размерам насекомых.

Разрывающий (дизруптивный). Благоприятствует более чем одному фенотипу и направлен против средних форм, результат — образование нескольких разных фенотипических групп. Пример

: ► сохранение на островах насекомых без крыльев или с хорошо развитыми крыльями

Групповой. Даёт преимущественное размножение особей какой-либо группы, соревнующейся с другими группами в создании и поддержании целостности над организменных систем.

Индивидуальный. Дифференцированное размножение отдельных особей, обладающих преимуществами в борьбе за существование в пределах популяции.

Половой отбор. Естественный отбор, касающийся признаков особей одного пола, ориентированный на успех в размножении (демонстрация оперения или силы).

В природе ни одна из форм естественного отбора не существует в чистом виде, а наоборот, имеются разнообразные их комбинации, и по мере изменения условий среды на первый план выходит то одна, то другая из них.

ИСКУССТВЕННЫЙ ОТБОР

Искусственный отбор: человек сознательно отбирает особей с полезными (для него) свойствами, осуществляет скрещивание, получает потомство и вновь производит отбор по данным признакам.

Формы искусственного отбора:

  • Бессознательный. Сохранение и размножение наиболее ценных для человека признаков организма за счёт массовой выбраковки менее продуктивных особей.
  • Сознательный (методический). Человек осмысленно выбирает именно те формы организмов, которые ему нужны, при этом сам конструирует их параметры. Сознательный отбор делится на одно- и многократный.

 


Это конспект для 10-11 классов по теме «Естественный отбор. Искусственный отбор». Выберите дальнейшее действие:

Искусственный отбор и его значение для селекции организмов. Виды искусственного отбора.

Образец планирования урока

8.4С Наследственность и изменчивость

Школа: школа-лицей 46 г.Шымкента

Дата:

ФИО учителя: Яврова Татьяна Леонидовна

Класс: 8

Участвовали:

Отсутствовали:

Тема урока

Искусственный отбор и его значение для селекции организмов. Виды искусственного отбора.

Учебные цели для достижения на этом уроке (ссылка на учебную программу)

8.2.4.2 описывать значение искусственного отбора для селекции организмов

Уровень мыслительных навыков

Применение, анализ

Цель урока

Учащиеся будут:

  1. Сравнивать и анализировать примеры пород домашних животных

  2. Употреблять определения искусственного отбора, селекции, сравнивать виды искусственного отбора

  3. Описывать роль искусственного отбора в селекции

Критерий оценки

  1. Сравнивают и анализируют примеры пород животных

  2. Употребляют определения искусственного отбора, селекции, сравнивают и приводят характеристики видов искусственного отбора

  3. Описывают значение искусственного отбора в селекции организмов

Языковые цели

Коммуникативные: участвовать в групповой работе; строить понятные монологические высказывания, обмениваться мнениями в паре; активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их.

Термины: Искусственный отбор, селекция, сорт, порода, массовый и индивидуальный, позитивный и негативный отбор; подбор производителей по качеству потомства.

Серия полезных фраз:

Адаптация – это…..

— Искусственный отбор – это процесс …….. с выгодными для человека…..

— Первым этапом в селекции сортов растений является………, пород животных…

Привитие ценностей

Открытость:

Учитель представляет одинаковый доступ к получению информации;

Учитель и учащиеся открыто оценивают друг друга и обосновывают оценку, дают обратную связь.

Уважительное отношение к мнению окружающих в ходе всего урока, умение генерировать идеи, отстаивать свою точку зрения.

Привитие Ценностей общенациональной идеи «Мәңгілік Ел»:

Индустриализация и экономический рост, базирующийся на инновациях

Межпредметная связь

История- этапы антропогенеза

География- географические области, факты о селекции растений и животных

Предшествующие знания

Учащиеся должны уметь различать дикие и культурные растения из курса «Естествознание» 5 класс.

Из курса «Рост и развитие» 8 класса, знают о способах размножения растений.

Ход урока

Запланированные этапы урока

Виды запланированных упражнений на уроке

Ресурсы

Начало урока

1-2 мин

3-7 мин

(Т) Организационный момент

Приветствие

Цель: создание коллаборативной среды, эмоциональный настрой

Прием: Будем откровенны!

Педагог предлагает детям, передавая из рук в руки игрушку, закончить предложение:

Больше всего я радуюсь, когда…

Проверка домашнего задания:

(И) Форма работы: индивидуальная работа по 2 вариантам:

1Вариант: Прием «Соотнесение понятия и определения».

Определение

Понятие

1. Это способность организмов передавать свои признаки и свойства потомкам;

А. Борьба за существование

2. Это свойство, противоположное наследственности, — способность живых организмов приобретать новые признаки.

Б Ненаследственная изменчивость

3. Учение раскрывающее механизмы происхождения и развития органического мира.

В Наследственная изменчивость

4. Необратимое историческое развитие живой природы.

Г Эволюционное учение

5. Возникает у организмов под влиянием факторов внешней среды, но эти изменения не передаются по наследству

Д. Наследственность

6. Это появление у отдельных особей новых признаков, которые отсутствовали у их предков и могут быть переданы следующим поколениям

Е. Естественный отбор

7. Это сложные и многообразные отношения организмов между собой и с условиями окружающей среды.

Ж. Изменчивость

8. Процесс в результате которого выживают особи с полезными в данных условиях признаками, а лишённые таких признаков погибают.

З. Эволюция

2Вариант: Прием «Вставить в текст пропущенные слова»:

Все, от вирусов до человека, обладают 1._______________. При этом дети всё же отличаются и от родителей, и друг от друга, другими словами, у всех них есть 2.______________________. Представитель пресмыкающихся гаттерия была современником динозавров, которые обитали на Земле более 200 млн лет тому назад. Лишённый 3._________________ организм не передаст свойства потомству. Каждому новому поколению пришлось бы осваиваться в жизни заново, с нуля, а не наращивать полученный от родителей багаж 4.__________________. Если б не 5.______________________, на Земле, наверное, до сих пор бы жили одни лишь самые древние и примитивные микробы.Не лучше оказалась бы и жизнь без 6._____________________. Ведь условия существования меняются. Ведь континенты то покрывались льдами, то становились пустынями. Чтобы выжить живые организмы должны иметь запас отличий от предков – шанс на выживание в новых ситуациях. Это и обеспечивается 7.______________

Взаимооценивание в парах : Прием «5 звезд»

 — ошибок нет

- 1-2 ошибки

- 3-4 ошибки

- 5 ошибок

- 6 и более ошибок

Корректирование полученных результатов

Мягкая игрушка

Карточки с заданием.

Ключ:

1 В

2 Ж

3 Г

4 З

5 Б

6 Д

7 А

8 Е

Карточки с заданием

Ответы: 1, 3, 5 — наследственность;

2, 6, 7 — изменчивость;

4 – приспособления

Стикеры

Середина урока

8-10 мин

11-15 мин

16-24 мин

25-26 мин

26-30 мин

Актуализация знаний

(Т) Метод Использования фотографий.

Цель: создание проблемной ситуации

Учитель демонстрирует фото «Многообразие пород собак». Задает учащимся вопросы: Кто изображен на картинке? Каким образом смогли появиться все эти разнообразные породы собак? Кто играет ведущую роль в этом процессе?

Дескриптор:

Называют и сравнивают породы собак

— высказывают свои предположения о появлении

разнообразных пород

Формативное оценивание:

— Устные комментарии учителя

Ученики совместно с учителем определяют тему и цель урока.

(Т) Работа с новыми терминами:

Просмотр видеофрагмента “Селекция»

(И) Учащиеся записывают определения в тетрадь

Что такое селекция?

Селекция – это эволюционный процесс, в котором человек является главным действующим фактором и направляет весь процесс в соответствии со своими потребностями.

Селекция – это наука о методах создания новых и улучшения существующих пород домашних животных, сортов культурных растений и штаммов микроорганизмов.

Что такое порода?

Порода – это устойчивая группа домашних животных одного вида, имеющих общее происхождение и обладающих специфическими признаками, передающимися потомству.

Что такое сорт?

Сорт – совокупность растений, созданная в результате селекции и обладающая определёнными, передающимися по наследству специфическими признаками и свойствами;

Изучение новой темы

(П) Работа в парах

Метод «Чтение с пометками»

Цель: упортебление новых терминов; описание роли искусственногоотбора в селекции

Причиной многообразия новых видов организмов является естественный отбор.

Что является причиной многообразия культурных форм? Древнеримский оратор Цицерон считал, что правильно построенная речь содержит ответы на вопросы: Что? Где? Когда? Зачем? Как? Почему?

Для того, чтобы лучше изучить и понять новую тему, согласно алгоритма Цирерона, ответьте на следующие вопросы
Работа по вопросам. Учащиеся в парах отвечают на вопросы, оформляют постеры

1.Что является причиной многообразия культурных форм?

2.Кто ведет искусственный отбор?
3.Когда человек стал создавать породы животных и сорта растений?
4. Как образовались сорта растений и породы животных?
5.Зачем человек создавал породы и сорта?
6. Почему искусственный отбор играет большую роль в увеличении биологического разнообразия?

Дескриптор:

— называют причины многообразия культурных форм

— указывают, кто ведет искусственный отбор

— отвечают, когда человек стал создавать породы животных и сорта растений

— объясняют, как образовались сорта распений и породы животных

— высказывают предположения, зачем человек создал породы и сорта

— указывают, почему искусственный отбор играет большую роль в увеличении биологического разнообразия.

(Г) Формативное оценивание:

Взаимооценивание: учащиеся объединяются в группы по четыре человека. Обмениваются ответами, дополняют друг друга. Сравнивают ответы друг друга с дискрепторами на доске.

Прием «Большой палец»

Большой палец вверх – на все вопросы ответили верно

Большой палец вбок – 1-2 ошибки

Большой палец вниз – более 3 ошибок

Корректирование полученных знаний.

Физминутка : упражнение для глаз

(Т) Беседа учителя с учащимися по вопросам:

Чем сознательный отбор отличается от бессознательного ? Сознательный отбор — это уже целенаправленный отбор для особей с определенными признаками.

В чем суть массового отбора?

Массовый отбор проводится по внешним, фенотипическим, признакам в популяциях перекрестноопыляемых растений. При посеве человек сохраняет только растения с необходимыми качествами, а при повторном посеве снова отбирает растения с определенными признаками.

В чем суть индивидуального отбора?

При индивидуальном отборе выбирают отдельную особь с интересующим человека признаком и получают от нее потомство. Применим для самоопыляемых растений.

Установите связь мутации и искусственного отбора.

Мутации поставляют материал для искусственного отбора

Опишите роль искусственного отбора в селекции?

Искусственный отбор является основным методом в селекции, так как человек предпочитал допусать до размножения только особи с лучшими хозяйственными качесвами.

Дескриптор:

— отвечают на вопросы учителя, излагают свои версии и предроложения

(Т) Формативное оценивание:

-Устные кометарии учителя

Фотографии с изображением различных пород собак

http://smk.edu.kz/Course/Topic/16/6967

Записывают определния в тетрадь

Учебник «Биология», 8 класс

Изд. «Атамура», 2018

Стр. 225-226

Дидактический материал

Ватманы, маркеры

интерактивная доска

Слайды презентации

Конец урока

31-36 мин

37-38 мин

39 мин

40 мин

Закрепление:

(И) Прием «Чистая доска»

Цель: употребление терминов и определений

Одни учащиеся по очереди называют новые термины, изученные на уроке. Учитель записывает названные слова на доске. Затем другие ученики выбирают любой термин, написанный на доске, и дают ему определение или характеристику. Правильно охарактеризованные термины учитель стирает с доски.

Дескриптор:

-Называют термины

-Дают определения терминам

(И) Формативное оценивание: «Разноцветные фишки»

За каждый названный термин или определение ученик получает фишку.

(И) Обратная связь: прием «Знал- узнал – хочу узнать»

Учащиеся на карточках дополняют ответы

Знал…………..

Узнал…………

Хочу узнать……

(Т) Домашнее задание:

Параграф 51, учебин «Биология» 8 класс, изд. Атамура, 2018 г

Творческое задание: составить синквейн по теме искусственный отбор

(Т) Подведение итогов урока

Доска, мел

Разноцветные фишки

Карточки для обратной связи

Учебник «Биология», 8 класс

Изд. «Атамура», 2018

Стр. 225-227

Дифференциация – каким способом вы хотите больше оказывать поддержку? Какие задания вы даете ученикам более способным по сравнению с другими?

Оценивание – как Вы планируете проверять уровень освоения материала учащимися?

Охрана здоровья и соблюдение техники безопасности

Работа с раздаточным материалом и карточками, на которых даны задания; вопросы низкого и выского порядка.

Для всех (максимальная поддержка)

Все учащиеся употребляют определения: селекция, искусственный отбор; могут назвать примеры пород животных и сортов культурных растений. Знают виды искусственного отбора, их особенности. Ученики знают иторию возникновения искусственного отбора, могут назвать материальные основы и движущую силу искусственного отбора

Для большинства (средняя поддержка)

Знают и сравнивают методы искусственного отбора, могут объяснить, для каких живых организмов целесообразно применение различных методов и.о. Описывают значение искусственного отбора для селекции.

Некоторые учащиеся (малая поддержка)

Могут находить нужную информацию, анализировать ее. Прогнозируют дальнейшее значение искусственного отбора в жизни человечества.

Взаимооценивание в парах :

Прием «5 звезд»

Формативное оценивание :

Устные комментарии учителя

Взаимооценивание в группах:

Прием «Большой палец»

Формативное оценивание :

Прием «Разноцветные фишки»

Здоровьесберегающие

технологии.

Рефлексия по уроку

Была ли реальной и доступной цель урока или учебные цели?Все ли учащиесы достигли цели обучения? Если ученики еще не достигли цели, как вы думаете, почему? Правильно проводилась дифференциация на уроке? Эффективно ли использовали вы время во время этапов урока? Были ли отклонения от плана урока, и почему?

Общая оценка

Две вещи, лучше всего прошедшие на уроке (касающиес преподавания и обучения)?

1:

2:

Что могло бы посодействовать тому, чтобы урок прошел еще лучше? (касающиеся преподавания и обучения)?

1:

2:

Что я выяснил на этом уроке о классе или о достижениях/затруднениях отдельных учеников на что обратить внимание на следующем уроке?

Конспект по биологии на тему «Иск. отбор»

Урок решения проблемной задачи. Биология. 9класс.

Урок «Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе» является вторым в теме «Теория Ч.Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора». Доминирующее место в уроке занимает решение проблемной задачи . Включение учащихся в формулирование проблемы, выдвижение гипотез по ее решению – углубляет интерес к самостоятельному процессу познания, открытия истины. Анализ, обобщение и формулировка выводов по каждому этапу изучения материала позволяет активизировать деятельность учащихся и обеспечивает более качественное образование школьников.

.

Предварительная подготовка к уроку.

Повторение терминов: эволюция, популяция, вид, порода, сорт, селекция.

Тема урока: Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе

Цель урок: исследование причин многообразия культурных форм и выяснение механизма их образования.

Задачи урока:

Обучающие: выявление сущности искусственного отбора и его творческой роли в создании новых пород животных и сортов растений

Развивающие: формирование умения сотрудничать в коллективе, самостоятельно работать с различными источниками информации, выдвигать предположения и аргументированно отстаивать свою точку зрения, оформлять результаты мыслительных операций в письменной и устной форме;

Воспитывающие: стимулирование познавательного интереса, внутренней мотивации к учению.

Тип урока: урок решения проблемной задачи.

Оснащение урока: ЭОР, компьютерная презентация

ХОД УРОКА

I. Постановка проблемы урока

(слайд 2)

hello_html_32df16cb.png

Можно предположить, что многообразие пород и сортов объясняется следующими факторами: действием Творца или результатом деятельности человека.

Если это результат творения, то почему творец многократно повторяется?

Если причина многообразия связана с деятельностью человека, то каков же механизм изменения живых организмов? (слайд 3)

II.Поиск решения

1.Исследуем первую версию, обратимся к трудам Линнея, Ламарка, Дарвина.

Карл Линней полностью разделял метафизические представления о природе, усматривая в ней изначальную целесообразность, якобы доказывающую «премудрость творца». Каждый вид он считал результатом отдельного творческого акта, неизменным и постоянным, не связанным с другими видами родством. Однако к концу жизни, под влиянием наблюдений в природе признал, что иногда виды могут возникать путем скрещивания или в результате действия изменений среды. (слайд 4)

Жан Батист Ламарк подверг критике идеи о постоянстве и неизменяемости видов. Он утверждал, что образование новых видов происходит в природе очень медленно и потому незаметно. Глубина понимания эволюционных процессов в природе выводит его на постановку вопроса о движущих силах эволюции. (слайд 5)

Чарлз Дарвин первоначально придерживался метафизического взгляда на природу, но впечатления от наблюдаемого во время кругосветного путешествия полностью поменяли его мировоззрение. В книге «Изменение домашних животных и культурных растений» на огромном фактическом материале он показал закономерности эволюции пород домашних животных и сортов культурных растений. (слайд 6)

Вывод: Роль Творца в многообразии пород и сортов была отвергнута наукой. Дарвин обстоятельно изучил происхождение разных пород домашних животных и пришел к заключению, что человек сам создал все их многообразие.

2. Переходим к исследованию причин многообразия культурных форм.

Каков же механизм изменения живых организмов? (слайд 7)

Учитель демонстрирует слайды презентации о бархатцах (слайды 8,9 )

Бархатцы — гости из Северной Америки. Теплолюбивые, неприхотливые и быстрорастущие.

Благодаря своей крайней неприхотливости и высокой декоративности, являются наиболее популярными растениями в озеленении нашей школы . Цветы различаются и по высоте куста и по диаметру и по окраске соцветия. Кроме эстетического значения, бархатцы имеют и вполне практическое применение в саду, они обеззараживают почву от нематоды, отпугивают зелёную тлю.

Школьники анализируют полученную информацию о бархатцах:

— Какое свойство живых организмов вы наблюдаете? (Наследственную изменчивость)

— Чем обусловлена наследственная изменчивость? (Наследственная

изменчивость обусловлена возникновением разных типов мутаций и их комбинаций в

последующих скрещиваниях) .

— Что такое мутация ? ( внезапное изменение наследственных свойств организма,

приводящее к изменению тех или иных признаков)

Учитель : Наследственная изменчивость сама по себе не может привести к

созданию породы или сорта. ( если это и происходит, то случается крайне редко) –она лишь является предпосылкой возникновения культурных форм.

Творческим фактором создания является целенаправленная деятельность человека,

которую Ч. Дарвин назвал искусственным отбором. (слайд 10)

Так что же такое искусственный отбор?

Знакомство с понятием искусственного отбора (самостоятельная работа с учебником на стр23 и запись определения в тетрадь)

Вывод : В основе работы по выведению нового сорта (породы) лежит

изменчивость признака у организмов и отбор человеком таких изменений, которые

наиболее для него желательны (слайд 11)

Работа с анимацией. Искусственный отбор на примере растений.

А) Извлекаем информацию по следующим вопросам:

Чем сознательный отбор отличается от бессознательного ? Сознательный отбор — это уже целенаправленный отбор для получения особей с определенными признаками.

В чем суть массового отбора? Массовый отбор проводится по внешним, фенотипическим, признакам в популяциях перекрестноопыляемых растений. При посеве человек сохраняет только растения с необходимыми качествами, а при повторном посеве снова отбирает растения с определенными признаками.

В чем суть индивидуального отбора? При индивидуальном отборе выбирают отдельную особь с интересующим человека признаком и получают от нее потомство. Применим для самоопыляемых растений.

Установите связь мутации и искусственного отбора. Мутации поставляют материал для искусственного отбора.

Б) Структурируем материал о формах искусственного отбора

hello_html_258dd258.png

(слайд 12)

III. Выражение решения

Задание для групповой работы: Чем объясняется многообразие сортов капусты? (слайды 13, 14)

hello_html_m2706c8d0.png

Вывод: Природа поставляет самые разнообразные наследственные изменения.

Человек находит среди них полезные для себя и из поколения в поколение, накапливает эти изменения путем отбора. Искусственный отбор приводит к дивергенции — расхождению признаков , образованию большого разнообразия сортов.

Обсуждение вопроса №2 на с.23

Приведите примеры многообразия пород домашних животных и сортов культурных растений. Чем объясняется это многообразие? ( слайды 15-16)

Вывод:

hello_html_m501e74d.gif

Что лежит в основе работы по выведению новых сортов или пород? Решение проблемы в процессе беседы с опорой на текст учебника , с 22-23 и слайдов 17-20

hello_html_m7a45e23f.png

Вывод.

Искусственный отбор является главной движущей силой в образовании новых пород животных и сортов растений, приспособленных к интересам человека. Учение об искусственном отборе теоретически обобщило тысячелетнюю практику человека по созданию пород домашних животных и сортов культурных растений и стало одной из основ современной селекции.

Применение знаний. (слайды 21-23)

1.Однородная группа животных, обладающих наследственно закрепленными, хозяйственно значимыми признаками, называется:

1) сортом;

2) видом;

3) штаммом;

4) породой.

2.Розы, сходные внешне и генетически, искусственно выведенные селекционерами образуют

1) вид

2) сорт

3) породу

4) разновидность

3. Процесс сохранения человеком тех экземпляров, которые отличаются желанными качествами, называется:

1.Отбор

2.Племенной подбор

3.Методический отбор

4.Неосознанный отбор

5.Природный отбор

6.Искусственный отбор

4. Вы голубевод.

В вашем распоряжении только одна форма голубей – дикие сизые.

Вам необходимо вывести от них новую породу с черным опереньем.

Как вы решаете эту проблему, руководствуясь учением Дарвина?

Письменный ответ

з стаи выбираю несколько особей с наиболее выраженным признаком — черной окраски в оперенье.

Допускаю их к размножению и среди потомства снова провожу отбор по желаемому признаку

Из года в год черная окраска накапливается, что и приводит к образованию голубей с черным опереньем)

Y.Рефлексия, оценка и самооценка работы на уроке.

Что мы делали для решения проблемы урока?

Можно ли это было сделать иначе?

Сегодняшний урок показал мне ________________________________

Оценивая себя по 10 — ти бальной системе, поставил бы_____________

потому что___________________________________________________

(слайд 24)

Подведение итогов урока.

Задание на дом: читать с.20-24. Ответить на вопросы 1-4 на с. 24

Онлайн урок: Естественный отбор. Формы естественного отбора по предмету Биология 9 класс

В зависимости от направленности, эффективности и особенностей условий обитания организмов формы естественного отбора могут быть разными.

Формы естественного отбора:

1. Движущий отбор — форма естественного отбора, где особи с признаками, которые соответствуют изменяющейся среде, получают преимущества, а остальные уничтожаются.

Например, особи слонов, которые обладают различной длинной шерсти.

Среди них есть особи с очень короткой, со средней длиной и очень длинной шерстью.

Предположим, условия жизни изменились в сторону похолодания климата.

Что произойдет с нашими слонами?

Думаю, вы догадались, что особи с короткой шерстью, будут постепенно вымирать, количество особей со средней длиной шерсти уменьшится, а количество особей с длинной шерстью наоборот, будет увеличиваться. 

Процесс движущего отбора на примере длины шерсти у слонов можно увидеть на следующих графиках:

На первом графике указано нормальное распределение признака у слонов, где больше всего особей со средней длинной шерсти.

На рисунке №2 видно, что при изменении условий, а конкретно понижении температуры, особи с короткой шерстью вымирают, количество особей с длинной шерстью увеличивается, и постепенно появляются особи с еще более длинной и густой шерстью.

Таким образом, прослеживается направленный характер естественного отбора.

В результате в популяции, от поколения к поколению, происходит сдвиг средней величины признака в определенном направлении.

Общий график движущего отбора выглядит так:

Движущий отбор осуществляется при изменении окружающей среды или при приспособлении к новым условиям при расширении ареала.

Он сохраняет наследственные изменения в определенном направлении, перемещая соответственно и норму реакции признака.

У меня есть дополнительная информация к этой части урока!

Закрыть