§ 14. Социальные статусы и роли. Обществознание 8 класс Боголюбов



Вопрос 1. Кого называют личностью? Что такое социализация?

Личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контексте социальных отношений, общения и предметной деятельности. Под «личностью» могут понимать или человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» — в широком смысле слова), или устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.

Социализация — процесс усвоения человеческим индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.

Вопрос 2. К чему обязывает положение ученика средней школы? Что мешает взаимопониманию подростков и их родителей?

Учащиеся имеют право:

• На выражение собственных взглядов, убеждений и мнений.

• На свободу получения информации.

• Быть выслушанным.

• На свободу мысли, совести и религии.

• На уважение человеческого достоинства.

• На получение бесплатного образования в соответствии с государственными образовательными стандартами; на развитие своей личности, своих талантов, умственных и физических способностей.

• На обучение на дому (по медицинским показаниям) и на семейное обучение в рамках государственного образовательного стандарта.

• На дополнительную помощь учителя на индивидульно-групповых занятиях, предусмотренных графиком работы школы.

• На получение дополнительных платных образовательных услуг в соответствии с Уставом и Лицензией школы.

• На открытую оценку знаний и умений учащегося, получение оценки по каждому предмету исключительно в соответствии со своими знаниями и умениями.

• На заблаговременное уведомление о сроках и объёме контрольных работ в соответствии с графиком

• Знать о поставленных ему оценках как за устные, так и за письменные предметы.

• На ходатайство о переносе сроков контрольных работ после пропусков по болезни, подтвержденных медицинскими документами.

• Объем времени на выполнение домашнего задания не должен превышать 50% от аудиторной нагрузке по предмету.

• На отдых в перерывах между уроками и в каникулярное время.

• На участие в культурной жизни школы, организуемых в ней мероприятиях, соответствующих возрасту учащегося.

• На участие в управлении образовательным учреждением в порядке, определяемым Уставом школы ( Ученический Совет школы).

• На открытое высказывание своего мнения, высказывания предложений об изменениях в образовательной деятельности на Ученическом Совете школы.

• На перевод в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня.

Вопрос 3. Сравни статус жены и тёщи: какой приписываемый, а какой достигаемый?

Достигаемый статус: жена. Предписанный: теща.

Вопрос 4. Что определяет статус человека?

Социальным статусом называется положение, которое человек (или социальная группа) занимает в обществе.

Каждый человек является членом различных социальных групп и соответственно обладателем множества различных статусов. Вся совокупность статусов человека называется статусным набором. Тот статус, который сам человек или окружающие его считают основным, называется главным статусом. Это, как правило, профессиональный или семейный статус или статус в той группе, где человек добился самых больших успехов.

Вопрос 5. Чем предписанный статус отличается от достигаемого?

Социологи различают приписанный (предписанный) и достигаемый статусы.

Первый статус принадлежит человеку от рождения, второй является результатом прилагаемых усилий. Достигаемым статусом называют то, что человек обретает собственными усилиями: образование, материальное положение, политическое влияние, деловые связи, квалификацию и т. п.

Иногда статус разделяют на прирождённый и приписываемый. Прирождёнными можно рассматривать пол, возраст (хотя это изменчивая, но биологически определяемая сторона статуса), этническую принадлежность, расу. Приписываемый статус также приобретается с рождения (или будет обязательно признан обществом), но не носит биологического характера. Так, член королевской семьи с рождения приобретает определённые титулы.

Вопрос 6. Каковы особенности статусной позиции молодых в обществе?

Как правило, переход от детства к взрослости подразделяется на два этапа: подростковый возраст и юность (ранняя молодость).

В подростковом возрасте, как отмечают психологи, особенно ярко проявляет себя потребность в общении, прежде всего со сверстниками. При этом вначале подростки предпочитают общение со сверстниками своего пола, а в более старшем возрасте дружеские компании уже, как правило, включают и мальчиков и девочек.

Такое общение играет важную роль в развитии человека: осваиваются социальные нормы, способы взаимодействия с другими людьми, гендерные роли (определяемые сложившимися традициями, нормами модели полового поведения). Отмечается и такая особенность подростков, как стремление быстрее перейти в статус взрослого. Для некоторых ребят символом взрослости выступает сигарета, бутылка пива, а то и водка. Им кажется, что курение и употребление алкоголя делают их более независимыми, раскованными, сексуальными. Глубокое заблуждение, за которое приходится расплачиваться собственным здоровьем. Взрослость — это прежде всего ответственность за себя и своих близких, готовность и умение постоянно решать сложные жизненные проблемы. Большинство начинают понимать это в юношеском возрасте. И многие уже не торопятся взрослеть.

Молодёжь экспериментирует, «примеряет» на себя различные взрослые роли, испытывает себя в разнообразных видах деятельности. В этом возрасте часто говорят: «Решил попробовать… (заняться автоделом, работать в компьютерной фирме, создать музыкальную группу, поступить в колледж и т. п.), посмотрим, что получится». Юность как период поисков себя, своего места в жизни воспринимается и принимается обществом как нормальное явление.

Вопрос 7. Что входит в понятие «социальная роль»?

Социальный статус человека даёт ему определённые права, накладывает обязанности и предполагает соответствующее поведение. Ожидаемое от человека данного социального статуса поведение называется социальной ролью.

Социальная роль — образец поведения человека, который общество признает целесообразным для обладателя данного статуса.

Социальная роль — модель поведения, ориентированная на определённый статус. Её ещё называют динамической стороной статуса. Если статус указывает на позицию индивида внутри группы, то роль — на поведение, присущее этому статусу.

Вопрос 8. Что такое гендер?

Гендер — это социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Это то полоролевое поведение, которое определяет отношение с другими людьми: друзьями, коллегами, одноклассниками, родителями, случайными прохожими и т. д.

Вопрос 9. Как закрепляются гендерные роли?

Гендерное воспитание начинается с младенчества. С девочками и мальчиками родители общаются по-разному, даже если не всегда осознают это. С учётом пола выбираются первые игрушки, одежда. Дети довольно рано осознают свою принадлежность к определённому полу и усваивают характерный тип поведения. Так, мальчик, упавший во время игры и сильно ударившийся, старается сдерживать слёзы, потому что «ревут только девчонки». Под влиянием семьи, ближайшего окружения, телепередач у детей складываются определённые личностные качества, модели поведения, которые помогут им выполнять гендерные роли.

В известной степени закрепляет модели гендерного поведения школа. Например, различны для девочек и мальчиков занятия на уроках технологии.

Местом, где гендерные роли проявляются чаще всего и весьма отчётливо, является дом. Женщина и мужчина выполняют по дому, как правило, разную работу. Женщины заботятся о детях, убирают жилище, готовят, стирают и т. п. Мужчины занимаются ремонтом автомобиля, бытовой техники, в сельской местности — работают во дворе. В целом основная часть домашних забот ложится на женщину.

На работе гендерные роли также сохраняют своё важное значение. Количество работающих женщин возросло во всём мире. Однако сохраняются профессиональные ограничения, связанные с принадлежностью к определённому полу. Отчасти это связано с физическими особенностями полов, но вне меньшей степени и со сложившимися в обществе представлениями и предрассудками. Есть профессии преимущественно мужские (лётчик, сталевар, сантехник и др.) и женские (воспитатель детского сада, швея и др. ). Женщины реже занимают руководящие посты, часто за одинаковую с мужчинами работу получают меньшую зарплату.

Для современного постиндустриального общества характерно изменение гендерных ролевых установок. Женщины всё активнее осваивают новые для себя роли — руководителей крупных предприятий, политиков, судей, прокуроров и др. Расширяется ролевой диапазон и у мужчин, так, многие из них стремятся больше времени проводить с семьёй, активно занимаются воспитанием детей, берут на себя часть забот по дому.

Вопрос 10. Выскажи своё мнение, справедливо ли утверждение: «Чем выше статус, тем больше ролевая свобода».

Это утверждение верно ведь люди с низким статусом не ценятся в обществе, на них выпадает более тяжёлая роль, потому что уважение к ним намного меньше чем к тем что по статусу выше.

Вопрос 11. По мнению одного психолога, с биологической точки зрения началом юности можно считать выпадение последнего молочного зуба, а концом — появление первого седого волоса. А каковы, на твой взгляд, социальные рамки этого возрастного этапа?

Начало юности — это, естественно, смена настроений. при переходном возрасте это происходит довольно часто, поэтому нетрудно заметить. Конец — это уже приобретение какого-либо опыта, мудрости.

Вопрос 12. «А как необозримо отрочество, каждому известно… Эти годы составляют в нашей жизни часть, превосходящую целое», — писал Б. Л. Пастернак. Объясни, как ты понимаешь слова писателя.

Эти строки говорят о том, что в детстве мы формируемся быстрее и в большей степени чем в другом возраст, так например в начале жизни закладываются нравственные позиции человека, его отношение к окружающему миру, его база знаний (которая в последствии определит успешность).

Билеты для итоговой аттестации 8 класс Обществознание

Билет 1

1.Личность и общество.

(План ответа: Определение человек, Определение Общество. Признаки человека которые его характеризуют как индивидуальность, как личность.   Может ли человек проявиться как личность вне общества.  Этапы становления личности стр 11  учебника. Мировоззрение – определение)

2.  Составь на листе схему: «Агенты социализации», разместив их на схеме  таким образом, чтобы  было понятно, какие  из них  влияют непосредственно на формирование  личности, какие – опосредованно.

3.Экономика и ее роль в жизни общества.

(Определение Экономика, Три главных вопроса Экономики.

Составь логически связанный ответ с опорой на вопросы:Как  экономика зависит от объема, направленности наших  потребностей. Откуда люди получают жизненные блага. В чем сложность Экономического  выбора. Что такое альтернативная стоимость. Как определить альтернативную стоимость выбора?

Бедность  и ограниченность ресурсов – это одно и то же?)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Билет 2

1. Общество, как сфера жизнедеятельности людей.

(План ответа:Определение  понятия Общества в широком и узком смысле, что такое Общественные отношения. Какие сферы жизнедеятельности  людей включает в себя  общество? Чем отличаются друг от друга   социальные нормы  в форме  дозволения, предписания  и запрета?

Какую  роль в жизни человека и общества играют социальные нормы? Как  изменялась  жизнь людей  при переходе  от одной ступени развития общества к другой? (традиционное общество, индустриальное, постиндустриальное))

2. Аргументируй (письменно) свою позицию к следующему утверждению  русского публициста и литературного критика В.Г. Белинского: «Живой человек  носит в своем духе, в своем сердце, в своей крови жизнь общества: он болеет его недугами, мучится его  страданиями, цветет его здоровьем, блаженствует его счастьем, вне своих собственных, своих личных   обстоятельств».

3.  Главные  вопросы Экономики.

(Определение Производство.

Составь логически связанный ответ с опорой на вопросы: Важность проблемы — Что производить стр 92-93, Как  производить – экономическая эффективность, Для кого производить – как товары и услуги распределяются в обществе. Экономическая система – определение, Экономическая система – ее функции, перечислить типы Экономических  систем и объяснить суть каждой)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Билет 3

1.Развитие общества

(План ответа:Определение общества в широком и узком смысле. Что такое общественные  изменения, с чем они связаны (Неолитическая революция – появления земледелия, ремесла; реформы, социальные революции; НТП, НТР.  Роль в обществе Эволюционного  характера развития  – поэтапное, постепенное  развитие общества, преемственность традиций.)  Понятие  Регресса, Прогресса –  плюсы и минусы  стр 22, техногенные  катастрофы ). Глобализация, Глобальные проблемы современности.)

2. С момента изобретения радио понадобилось 40 лет, чтобы   число слушателей в США  достигло 50 млн. Число пользователей персональными компьютерами достигло этой цифры через 15 лет  после их разработки, 50 млн  человек  стали  использовать сеть Интернет  менее  чем через 5 лет после ее  появления.

Какой процесс  в общественном  развитии иллюстрирует  эти факты?

3. Собственность

( Определение  собственность;

Составь логически связанный ответ с опорой на вопросы:Что называют имущественными отношениями? Что такое собственность; Что означает право собственности? Какие формы собственности  существуют в Российской Федерации? Как закон защищает право собственности?)

«У собственности есть свои  обязанности, так же как и права». Согласен ли ты с этим утверждением, почему, приведи аргументы и примеры из жизни, истории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Билет 4

1.Сфера духовной жизни.

(План ответа: Перечислите  сферы общественной жизни. Что включает в себя понятие  культуры  как достижения  человека  в преобразовании  мира? Что представляет собой духовная  сфера? Как связаны культура  общества  и культура  отдельного человека? Какие особенности характеризуют  духовную  жизнь современной России?)

2. Как ты понимаешь  главную мысль  отрывка из стихотворения  Н. Заболоцкого:

Два мира есть у человека:

Один, который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших  сил.

Уточни  свои представления  о том, какой мир мы «творим по мере наших  сил», и от чего зависит, каков этот мир.

3. Рыночная экономика

(Составь логически связанный ответ с опорой на вопросы:п 14. Каковы условия функционирования  рынка? Почему конкуренцию считают  главным мотором  рыночной экономики. Что влияет  на спрос и предложение  на рынке. Как производители  в условиях решают  главные вопросы экономики? Каков механизм установления  равновесной  цены? В чем состоит принцип «невидимой   руки»  рынка?)

Как ты понимаешь Арабское  изречение: «Убытки  считай раньше прибылей».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Билет 5

1.Мораль.

(План ответа: Что такое  мораль? Зачем она нужна людям? По какому признаку мы узнаем мораль? Почему ее называют  общечеловеческой ценностью?  Почему гуманизм считают  высшей моральной ценностью? В  каких  поступках  проявляется любовь к ближнему? Как связаны  между собой   патриотизм и гражданственность? Какой смысл  вкладывается в понятие  «добро»? Что означает  понятие «зло»? Почему его называют многоликим и коварным?

2. У мудреца  спросили: «Какая жизнь  самая лучшая?»  Он ответил: «Когда мы не делаем  того, что осуждаем в других».

Объясни это высказывание с точки зрения морали. Какое моральное  правило   содержится  в этом высказывании?

3. Производство – основа экономики.

(Определение  — Производство;

Составь логически связанный ответ с опорой на вопросы:В чем заключается роль производства в экономике? Какие отрасли современной  экономики получили  наибольшее развитие? При каких условиях  продукт  производства становится товаром? В чем особенности  услуги  как товара? Какие ресурсы необходимы для осуществления производства?  Факторы производства – определение, перечислить виды факторов производства; роль факторов производства в производстве экономических благ, что такое производительность, роль производительности, какие факторы влияют на производительность. Что такое разделение труда, специализация; в чем важность этих понятий в производстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Билет 6

1. Долг и совесть.

(План ответа: Что такое долг? Что такое объективные обязанности? Какие стороны предлагает наука различать в долге? Что такое  моральный долг? Кто контролирует  и оценивает исполнение долга? Что такое  совесть? Почему  совесть позволяет человеку делать выбор;  почему совесть – это внутренний моральный самоконтроль, самооценка человека.  Поступок Януша Корчака. Объясни выбор его совести)

2. В пьесе отечественного драматурга В. Розова  «А,Б,В,Г,Д…..»  есть эпизод, когда один из героев говорит  молодому  человеку  по имени Володя: «Каждый   имеет  определенные  обязанности  и должен  их выполнять». Володя возмущается и заявляет  в ответ: «Должен, должен…  Никому  я ничего  не должен!».

Выскажи  свою оценку столкнувшихся  позиций.

3.Предпринимательская деятельность.

(определение: Предприниматель, Предпринимательская деятельность.

Составь логически связанный ответ с опорой на вопросы:Чем предпринимательская деятельность  отличается от других форм хозяйствования? Какие функции в обществе выполняет предпринимательство? От чего зависит успех предпринимательской деятельности? Определение – что такое фирма, перечисли цели фирмы. Перечисли и объясни основные организационно- правовые формы  предпринимательства? Какова роль малых  предприятий в экономике? П 16.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Билет 7

1.Моральный выбор – Это ответственность.

(План ответа: дать определение мораль. В чем выражается свобода выбора? Что такое  моральный выбор? Как взаимосвязаны свобода и ответственность? Что значит быть человеком ответственным? В чем опасность безответственного поведения? Что может гарантировать выполнение моральных норм. Почему легче казаться, чем быть? Почему лучше  быть, чем казаться?)

2. Моральный  выбор, как ты понял, дело трудное  и ответственное. И никуда от него не уйти. Всю жизнь мы находимся в положении сказочного богатыря – постоянно  должны выбирать  свой путь, варианты действий, поступков. Но бывают ситуации, когда человек отказывается от выбора, самоустраняется – пусть другие решают.

Оцени ситуацию уклонения от выбора, ее последствия, нравственную сторону. И вообще, есть  ли в этом случае  повод для разговора:  человек ведь  отказался  от поступка, что же оценивать? В чем тут мораль? Объясни. (Письменно)

3. Роль государства в экономике.

(дать определения: экономика, налог, бюджет.  

Составь логически связанный ответ с опорой на вопросы: Назови круг экономических проблем, регулируемых любым государством. Какие способы воздействия на экономику может использовать государство (учебник, конспект в тетради). Нужна ли рынку «государственная рука»? Зачем государству необходимы налоги? Какие налоги платят граждане (Перечислить виды налогов по схеме)? Государственный бюджет. Виды государственного бюджета. Каким образом можно уменьшить дефицит государственного бюджета?)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Билет 8

1.Образование.

(План ответа: Что такое образование? Ступени образования в России? В чем заключается приоритет образования? Почему  в информационном обществе возрастает значимость образования? В чем состоит связь между   конкурентно способностью  страны и образованием?  Что такое конкурентно способность   человека, каковы  пути  ее повышения? Каковы основные  качества  человека, отвечающие запросам  информационного   общества? Почему непрерывное  образование  является ключевой задачей общества?

2. Приоритетность образования требует выделения  значительных средств  из бюджета  как государства, так и семьи  на образовательные цели. Тем, кто сомневается  в целесообразности значительных затрат на образование, президент Гарвардского  университета  (США)  ответил так: «Если вы считаете, что образование слишком дорого, попробуйте, почем невежество».

Выскажите письменно свое отношение к приведенному суждению; если ты с ним согласен, приведи примеры бедствий, вызванных отсутствием необходимых  знаний.

3. Распределение доходов.

(дать определение экономика, налог, виды налогов в России.

Составь логически связанный ответ с опорой на вопросы:Каковы источники доходов населения? В чем причины неравенства людей в получаемых  ими доходах? Почему нельзя устранить неравенство  в доходах? Зачем людям нужна социальная поддержка государства? Какие экономические  меры она включает? Почему социальные  программы  государства  носят адресный характер?) 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Билет 9

1. Наука в современном обществе.

(План ответа: Что такое наука? Охарактеризуйте науку как особую систему знаний(стр 68-69). Какие черты  отличают науку  как систему государственных и общественных организаций, вырабатывающих, хранящих и распространяющих  научные знания? Какую  роль  играет  наука в современном обществе? В чем проявляется нравственная ответственность  ученых? В чем проявляется рост влияния науки на современное общество?)

2. А.П. Чехов  называл науку самым важным, самым  прекрасным и нужным  в жизни человека. Согласен ли  ты с писателем? Какие аргументы ты можешь  привести  для доказательства  своей  точки зрения?

3. Потребление.

(определение: экономика, потребление, производство.

 Составь логически связанный ответ с опорой на вопросы:Что влияет на объем и структуру  потребительских  расходов? Какова связь между доходом и потреблением? Каким образом структура расходов потребителей  позволяет   характеризовать  степень благосостояния  граждан   той или иной страны? Как  ты понимаешь выражение  «жить по средствам». Может ли школьник вносить личный вклад  в совокупные  доходы  семьи  или же он  в силу возраста исключительно   потребитель? Назовите  различные  виды страховых  услуг. Как  защищаются  права потребителей  в РФ?)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Билет 10

1.Религия как одна из форм культуры.

(План ответа: определение религия, когда появились первые религии, перечислите всемирные религии. Почему активное развитие науки и распространение  научных  знаний  не уменьшает  число верующих? Каково значение религии в жизни общества (учебник стр 77-78, конспект в тетради) Перечислите и кратко  охарактеризуйте  основные виды религиозных организаций. В чем заключается принцип свободы совести? Как он реализован в нашей стране?)

2. Вырази свое отношение к словам Т. Харди (1840-1928 гг, английский писатель)  «Смысл  веры  не в том, чтобы поселиться на  небесах, а в  том, чтобы  поселить  небеса  в себе».

3. Инфляция и семейная экономика.

( определение – инфляция, перечислить виды инфляции, охарактеризовать типы инфляции.

 Составь логически связанный ответ с опорой на вопросы: Почему  цены в рыночной экономике постоянно  растут? Какое влияние оказывает инфляция  на доходы граждан? Чем реальный доход отличается от номинального? Зачем семья создает сбережения? Каковы  формы  сбережения граждан? Почему  семьи пользуются потребительским кредитом?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Билет 11

1.Социальная структура общества.

(план ответа:  определение  общества в широком смысле, узком смысле. По каким признакам (критериям)  выделяют в обществе  различные страты? В чем выражается социальное неравенство? Каковы его причины? Какой процесс получил название социальной  мобильности, (вертикальная мобильность, горизонтальная мобильность)? Что способствует продвижению по социальной лестнице? Каковы основные признаки социальной группы? Назови основные виды социальных групп. Какую роль в развитии общества играют социальные конфликты. п 23 учебника)

2.  Представь себе общество, в котором главными критериями стратификации  были бы возраст  и уровень  образованности. Какие  группы   населения, на твой взгляд, заняли бы более  высокие  позиции, а какие оказались бы в нижней  части социальной лестницы?

3. Безработица, ее причины и последствия.

(Составь логически связанный ответ с опорой на вопросы :

определение  безработица, экономика, экономическая система, типы экономических систем. Определение безработный по РФ законодательству)

Виды безработицы, охарактеризовать виды  безработицы; Почему безработица сопутствует рыночной экономике? Кто относится к категории занятых и безработных, Как определить уровень безработицы в стране? Чем вызвана безработица? Как государство обеспечивает занятость?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Билет 12

1. Социальные статусы и роли.

(план ответа: определение  личность, социализация, социальный статус, виды социального статуса.

Что определяет статус человека? Чем предписанный статус отличается от достигаемого? Каковы особенности статусной позиции молодых в обществе? Что входит в понятие «социальная роль»? Что такое  гендер? Как закрепляются гендерные роли?)

2. Выскажи свое мнение, справедливо ли утверждение: «Чем выше статус, тем больше ролевая свобода».

3. Мировое хозяйство и международная торговля.

(Составь логически связанный ответ с опорой на вопросы: Какую роль в мировой экономике играет обмен? Какое место в экономической жизни занимает торговля? В чем заключается функции денег? Что означает понятие «всероссийский рынок»

Как международная торговля помогает развитию мирового хозяйства? Зачем люди покупают иностранную валюту? Кому и зачем нужно знать обменный курс валют?

Раскрой смысл мирового хозяйства)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Билет 13

1. Нации и межнациональные  отношения.

(План ответа: Что в тексте Конституции нашей страны означают слова «многонациональный» народ России?  Как определяется национальность человека? Являются ли синонимами слова «нация» и «национальность»? Почему возникают межнациональные конфликты? Как  их предотвратить?

Что такое нация? Каково соотношение понятий «нация»  и «этнос»? Каковы различные понятия национальной гордости? Какое значение имеют национальные традиции? В чем опасность межнациональных  конфликтов? Каким образом можно предотвратить национальные конфликты? )

2.  Назови количество национальностей в РФ, в Иркутской области.

Французский писатель В.Гюго  сказал: «На свете нет  малых народов. Величие  народа  вовсе  не измеряется его численностью, подобно  тому  как величие человека не измеряется  его ростом». Согласен ли ты с писателем? Покажи на примерах, что величие   народа не зависит  от его численности.

3. Экономика и ее роль в жизни общества.

(Определение —  Экономика, Три главных вопроса Экономики.

Составь логически связанный ответ с опорой на вопросы:Как  экономика зависит от объема, направленности наших  потребностей. Откуда люди получают жизненные блага. В чем сложность Экономического  выбора. Что такое альтернативная стоимость. Как определить альтернативную стоимость выбора?

Бедность  и ограниченность ресурсов – это одно и то же?)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Билет 14

1.Отклоняющееся поведение.

(План ответа: Социальные нормы, виды социальных норм, как социальные нормы регулируют  общественные отношения, что такое социальный контроль, как осуществляется социальный контроль, что такое санкции, какую роль играют социальные  санкции.

Отклоняющееся поведение:  дивиантное, аддективное; Какие  разновидности отклоняющегося  поведения выделяют социологи? Разница между позитивным отклоняющимся поведением  и негативным отклоняющимся поведением.

Причины отклоняющегося поведения: биологические, социальные, психологические)

2. Дезорганизация, как и отклоняющееся  поведение, с неизбежностью  присуща  любой  социальной  системе, так же  как и ее основа – социальная  организованность  и социальные нормы. Не существовало и невозможно существование  общества  без социальных отклонений  и преступности, утверждают социологи.

Можешь ли ты привести примеры обществ, не знавших проявлений отклоняющегося  поведения  или хотя бы такой его крайней формы, как преступность? Следует ли из приведенного тезиса  вывод о том, что бороться  с отклоняющимся  поведением бессмысленно? Аргументируйте свой ответ.

3. Главные  вопросы Экономики.

(Определение Производство.

Составь логически связанный ответ с опорой на вопросы: Важность проблемы — Что производить стр 92-93, Как  производить – экономическая эффективность, Для кого производить – как товары и услуги распределяются в обществе. Экономическая система – определение, Экономическая система – ее функции, перечислить типы Экономических  систем и объяснить суть каждой)

 

 

 

 

 

 

 

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах

Вступил в силу: 3 января 1976 года в соответствии со статьей 27

Преамбула

Государства-участники настоящего Пакта,

Учитывая, что в соответствии с принципами провозглашенное в Уставе Организации Объединенных Наций, признание неотъемлемого достоинства и равных и неотъемлемых прав всех членов человеческой семьи является основой свободы, справедливости и мира во всем мире,

Признавая, что эти права проистекают из достоинства, присущего человеческой личности,

Признавая, что в соответствии со Всеобщей декларацией прав человека идеал свободного человека, обладающего свободой от страха и нужды, может быть достигнут только при соблюдении условий созданный таким образом, чтобы каждый мог пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами, а также своими гражданскими и политическими правами,

Принимая во внимание обязательство государств в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций содействовать всеобщему уважению и соблюдению прав и свобод человека ,

Сознавая, что лицо, имеющее обязанности по отношению к другим лицам и обществу, к которому оно принадлежит, обязано стремиться к поощрению и соблюдению прав, признаваемых в настоящем Пакте,

Согласиться со следующими статьями:

ЧАСТЬ I

Статья 1

1. Все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно определяют свой политический статус и свободно осуществляют свое экономическое, социальное и культурное развитие.

2. Все народы могут в своих собственных целях свободно распоряжаться своими природными богатствами и ресурсами без ущерба для любых обязательств, вытекающих из международного экономического сотрудничества, на основе принципа взаимной выгоды и международного права. Ни в коем случае народ не может быть лишен собственных средств к существованию.

3. Участвующие в настоящем Пакте государства, в том числе те, которые несут ответственность за управление несамоуправляющимися и подопечными территориями, содействуют осуществлению права на самоопределение и уважают это право в соответствии с положения Устава ООН.

ЧАСТЬ II

Статья 2

1. Каждое участвующее в настоящем Пакте Государство обязуется в индивидуальном порядке и в порядке международной помощи и сотрудничества, особенно в экономической и технической областях, принять меры в максимальных пределах имеющихся у него ресурсов с целью к постепенному достижению полного осуществления признаваемых в настоящем Пакте прав всеми надлежащими средствами, включая, в частности, принятие законодательных мер.

2. Участвующие в настоящем Пакте государства обязуются гарантировать, что права, провозглашенные в настоящем Пакте, будут осуществляться без какой бы то ни было дискриминации в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущества, рождения или иного статуса.

3. Развивающиеся страны с должным учетом прав человека и своего национального хозяйства могут определять, в какой степени они будут гарантировать признаваемые в настоящем Пакте экономические права лицам, не являющимся их гражданами.

Статья 3

Участвующие в настоящем Пакте государства обязуются обеспечивать равное право мужчин и женщин на пользование всеми экономическими, социальными и культурными правами, изложенными в настоящем Пакте.

Статья 4

Участвующие в настоящем Пакте государства признают, что при пользовании правами, предоставленными государством в соответствии с настоящим Пактом, государство может подвергать эти права только таким ограничениям, которые установлены законом только в насколько это может быть совместимо с природой этих прав и исключительно в целях содействия общему благосостоянию в демократическом обществе.

Статья 5

1. Ничто в настоящем Пакте не может быть истолковано как подразумевающее для любого государства, группы или лица какое-либо право заниматься какой-либо деятельностью или совершать любые действия, направленные на уничтожение любых прав или свобод, признанных в нем. или при их ограничении в большей степени, чем это предусмотрено в настоящем Пакте.

2. Никакие ограничения или умаление каких-либо основных прав человека, признанных или существующих в любой стране в силу закона, конвенций, правил или обычаев, не допускаются под предлогом того, что настоящий Пакт не признает такие права или что он распознает их в меньшей степени.

ЧАСТЬ III

Статья 6

1. Участвующие в настоящем Пакте государства признают право на труд, которое включает право каждого на возможность зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он соглашается и который он будет принимать соответствующие меры для защиты этого права.

2. Шаги, которые должны быть предприняты участвующим в настоящем Пакте Государством для полного осуществления этого права, включают программы технического и профессионального ориентирования и подготовки, политику и методы для достижения устойчивого экономического, социального и культурного развития и полного и производительная занятость в условиях, обеспечивающих основные политические и экономические свободы личности.

Статья 7

Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого на справедливые и благоприятные условия труда, которые обеспечивают, в частности:

а) вознаграждение, обеспечивающее всем трудящимся, как минимум, :

(i) Справедливая заработная плата и равное вознаграждение за труд равной ценности без каких-либо различий, в частности женщинам гарантируются условия труда, не уступающие условиям труда мужчин, с равной оплатой за равный труд;

ii) достойное существование для себя и своих семей в соответствии с положениями настоящего Пакта;

b) безопасные и здоровые условия труда;

(c) Равные возможности для всех в продвижении по службе до соответствующего более высокого уровня без учета каких-либо других соображений, кроме старшинства и компетентности;

(г) Отдых, досуг и разумное ограничение рабочего времени и периодические оплачиваемые отпуска, а также вознаграждение за праздничные дни

Статья 8

1. Участвующие в настоящем Пакте государства обязуются обеспечивать:

а) право каждого создавать профессиональные союзы и вступать в профессиональные союзы по своему выбору при условии соблюдения только правил соответствующей организации , для продвижения и защиты его экономических и социальных интересов. На осуществление этого права не могут быть наложены никакие ограничения, кроме тех, которые предусмотрены законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности или общественного порядка или для защиты прав и свобод других лиц;

b) право профсоюзов создавать национальные федерации или конфедерации и право последних создавать международные профсоюзные организации или присоединяться к ним;

(c) Право профсоюзов действовать свободно без каких-либо ограничений, кроме тех, которые предусмотрены законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности или общественного порядка или для защиты прав и свобод другие;

(d) Право на забастовку при условии, что оно осуществляется в соответствии с законами конкретной страны.

2. Настоящая статья не препятствует наложению законных ограничений на осуществление этих прав военнослужащими, полицией или администрацией государства.

3. Ничто в настоящей статье не уполномочивает государства-участники Конвенции Международной организации труда 1948 года о свободе ассоциации и защите права на организацию принимать законодательные меры, которые наносят ущерб, или применять закон таким образом, который наносит ущерб , гарантии, предусмотренные в этой Конвенции.

Статья 9

Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого на социальное обеспечение, включая социальное страхование.

Статья 10

Участвующие в настоящем Пакте государства признают, что:

1. Семье, являющейся естественной и основной ячейкой общества, должны предоставляться как можно более широкая защита и помощь, особенно при ее создании и во время он отвечает за уход и образование детей-иждивенцев. Брак должен быть заключен со свободного согласия вступающих в брак.

2. Особая защита должна предоставляться матерям в течение разумного периода времени до и после родов. В этот период работающим матерям должен предоставляться оплачиваемый отпуск или отпуск с адекватными пособиями по социальному обеспечению.

3. Специальные меры защиты и помощи должны приниматься от имени всех детей и подростков без какой-либо дискриминации по признаку происхождения или других обстоятельств. Дети и молодежь должны быть защищены от экономической и социальной эксплуатации. Занятие ими работы, вредной для их нравственности или здоровья, либо опасной для жизни, либо способной воспрепятствовать их нормальному развитию, должно караться по закону. Государствам следует также установить возрастные ограничения, ниже которых использование детского труда по найму должно быть запрещено и наказуемо по закону.

Статья 11

1. Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого на достаточный жизненный уровень для него самого и его семьи, включая достаточное питание, одежду и жилище, и на постоянное улучшение условий жизни. Государства-участники предпримут надлежащие шаги для обеспечения реализации этого права, признавая в этой связи существенную важность международного сотрудничества, основанного на свободном согласии.

2. Участвующие в настоящем Пакте государства, признавая основное право каждого человека на свободу от голода, принимают в индивидуальном порядке и в рамках международного сотрудничества меры, включая конкретные программы, которые необходимы:

(a) Совершенствовать методы производства, хранения и распределения продуктов питания путем полного использования технических и научных знаний, путем распространения знаний о принципах питания и путем развития или реформирования аграрных систем таким образом, чтобы достичь наибольшего эффективное освоение и использование природных ресурсов;

(b) Принимая во внимание проблемы как стран-импортеров, так и стран-экспортеров продовольствия, обеспечить справедливое распределение мировых запасов продовольствия в зависимости от потребностей.

Статья 12

1. Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья.

2. Меры, которые должны быть приняты участвующими в настоящем Пакте Государствами для полного осуществления этого права, включают меры, необходимые для:

и для здорового развития ребенка;

(b) улучшение всех аспектов гигиены окружающей среды и промышленной гигиены;

(c) Профилактика, лечение и борьба с эпидемическими, эндемическими, профессиональными и другими заболеваниями;

(d) Создание условий, обеспечивающих все виды медицинского обслуживания и медицинской помощи в случае болезни.

Статья 13

1. Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого на образование. Они согласны с тем, что образование должно быть направлено на всестороннее развитие человеческой личности и чувства собственного достоинства и укреплять уважение к правам человека и основным свободам. Они также согласны с тем, что образование должно позволять всем людям эффективно участвовать в жизни свободного общества, способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми нациями и всеми расовыми, этническими или религиозными группами и способствовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.

2. Участвующие в настоящем Пакте государства признают, что в целях полного осуществления этого права:

а) начальное образование является обязательным и бесплатным для всех;

(b) Среднее образование в его различных формах, включая среднее техническое и профессиональное образование, должно быть сделано общедоступным и доступным для всех с помощью всех соответствующих средств, в частности путем постепенного введения бесплатного образования;

(c) Высшее образование должно быть сделано равным образом доступным для всех, на основе способностей, с помощью всех соответствующих средств, в частности путем постепенного введения бесплатного образования;

(d) Основное образование должно поощряться или усиливаться, насколько это возможно, для тех лиц, которые не получили или не завершили весь период своего начального образования;

(e) Необходимо активно развивать систему школ на всех уровнях, должна быть установлена ​​адекватная система стипендий, а материальные условия преподавательского состава должны постоянно улучшаться.

3. Участвующие в настоящем Пакте государства обязуются уважать свободу родителей и, в соответствующих случаях, законных опекунов выбирать для своих детей школы, помимо тех, которые учреждаются государственными органами, которые соответствуют таким минимальным образовательным стандартам. которые могут быть установлены или утверждены государством, и обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии с их собственными убеждениями.

4. Никакая часть настоящей статьи не должна толковаться как вмешательство в свободу отдельных лиц и органов создавать образовательные учреждения и руководить ими при условии соблюдения принципов, изложенных в пункте I настоящей статьи, и требования что образование, даваемое в таких учреждениях, должно соответствовать таким минимальным стандартам, которые могут быть установлены государством.

Статья 14

Каждое участвующее в настоящем Пакте Государство, которое на момент присоединения к нему не смогло обеспечить на территории своей метрополии или на других территориях, находящихся под его юрисдикцией, бесплатное обязательное начальное образование, обязуется в течение два года, чтобы разработать и принять подробный план действий по постепенному осуществлению, в течение разумного числа лет, которое будет зафиксировано в плане, принципа обязательного бесплатного образования для всех.

Статья 15

1. Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого:

а) принимать участие в культурной жизни;

(b) пользоваться преимуществами научного прогресса и его применения;

(c) Пользоваться защитой моральных и материальных интересов, вытекающих из любого научного, литературного или художественного произведения, автором которого он является.

2. Шаги, которые должны быть предприняты участвующими в настоящем Пакте Государствами для полного осуществления этого права, включают меры, необходимые для сохранения, развития и распространения науки и культуры.

3. Участвующие в настоящем Пакте государства обязуются уважать свободу, необходимую для научных исследований и творческой деятельности.

4. Участвующие в настоящем Пакте государства признают пользу, которую приносит поощрение и развитие международных контактов и сотрудничества в научной и культурной областях.

ЧАСТЬ IV

Статья 16

1. Участвующие в настоящем Пакте государства обязуются представлять в соответствии с настоящей частью Пакта доклады о принятых ими мерах и о прогрессе, достигнутом в обеспечении соблюдения признанных прав. здесь.

2.

а) Все доклады представляются Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций, который препровождает копии Экономическому и Социальному Совету для рассмотрения в соответствии с положениями настоящего Пакта;

b) Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций также препровождает специализированным учреждениям копии докладов или любых соответствующих частей докладов государств-участников настоящего Пакта, которые также являются членами этих специализированных учреждений в той мере, в какой эти отчеты или их части относятся к любым вопросам, входящим в компетенцию указанных органов в соответствии с их уставными документами.

Статья 17

1. Участвующие в настоящем Пакте государства представляют свои доклады поэтапно в соответствии с программой, которая будет установлена ​​Экономическим и Социальным Советом, в течение одного года после вступления в силу настоящего Пакта после консультации. с государствами-участниками и заинтересованными специализированными учреждениями.

2. В отчетах могут указываться факторы и трудности, влияющие на степень выполнения обязательств по настоящему Пакту.

3. В тех случаях, когда соответствующая информация ранее была представлена ​​Организации Объединенных Наций или какому-либо специализированному учреждению каким-либо государством-участником настоящего Пакта, нет необходимости воспроизводить эту информацию, но будет достаточно точной ссылки на предоставленную таким образом информацию. .

Статья 18

В соответствии со своими обязанностями по Уставу Организации Объединенных Наций в области прав человека и основных свобод Экономический и Социальный Совет может договариваться со специализированными учреждениями в отношении их докладов ему о достигнутом прогрессе в достижении соблюдения положений настоящего Пакта, входящих в сферу их деятельности. Эти отчеты могут включать сведения о решениях и рекомендациях по их выполнению, принятых их компетентными органами.

Статья 19

Экономический и Социальный Совет может передавать Комиссии по правам человека для изучения и общих рекомендаций или, в зависимости от обстоятельств, для информации доклады о правах человека, представленные государствами в соответствии со статьями 16 и 17, а также доклады, касающиеся права человека, представленные специализированными учреждениями в соответствии со статьей 18.

Статья 20

Участвующие в настоящем Пакте государства и заинтересованные специализированные учреждения могут представлять Экономическому и Социальному Совету замечания по любой общей рекомендации согласно статье 19.или ссылку на такую ​​общую рекомендацию в любом отчете Комиссии по правам человека или любой документации, на которую в нем делается ссылка.

Статья 21

Экономический и Социальный Совет может время от времени представлять Генеральной Ассамблее доклады с рекомендациями общего характера и резюме информации, полученной от государств-участников настоящего Пакта и специализированных учреждений о мерах предпринятые меры и прогресс, достигнутый в обеспечении всеобщего соблюдения прав, признаваемых в настоящем Пакте.

Статья 22

Экономический и Социальный Совет может доводить до сведения других органов Организации Объединенных Наций, их вспомогательных органов и специализированных учреждений, занимающихся оказанием технической помощи, любых вопросов, вытекающих из докладов, упомянутых в этой части настоящего документа. Пакта, который может помочь таким органам в принятии решений, каждый в пределах своей компетенции, о целесообразности международных мер, способных способствовать эффективному постепенному осуществлению настоящего Пакта.

Статья 23

Участвующие в настоящем Пакте государства соглашаются, что международные действия для достижения прав, признаваемых в настоящем Пакте, включают такие методы, как заключение конвенций, принятие рекомендаций, оказание технической помощи и проведение региональных совещаний и технических совещаний с целью проведения консультаций и изучения, организуемых совместно с заинтересованными правительствами.

Статья 24

Ничто в настоящем Пакте не должно толковаться как нарушающее положения Устава Организации Объединенных Наций и уставов специализированных учреждений, которые определяют соответствующие обязанности различных органов Организации Объединенных Наций и специализированных органов в отношении вопросов, рассматриваемых в настоящем Пакте.

Статья 25

Ничто в настоящем Пакте не должно толковаться как умаляющее неотъемлемое право всех народов пользоваться и использовать полностью и свободно свои природные богатства и ресурсы.

ЧАСТЬ V

Статья 26

1. Настоящий Пакт открыт для подписания любым государством — членом Организации Объединенных Наций или членом любого из ее специализированных учреждений, любым государством — участником Статута Международного Суда, и любым другим государством, которому Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций предложила стать участником настоящего Пакта.

2. Настоящий Пакт подлежит ратификации. Ратификационные грамоты сдаются на хранение Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций.

3. Настоящий Пакт открыт для присоединения любого государства, указанного в пункте 1 настоящей статьи.

4. Присоединение осуществляется путем сдачи на хранение документа о присоединении Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций.

5. Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций информирует все государства, подписавшие настоящий Пакт или присоединившиеся к нему, о сдаче на хранение каждой ратификационной грамоты или документа о присоединении.

Статья 27

1. Настоящий Пакт вступает в силу через три месяца после даты сдачи на хранение Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций тридцать пятой ратификационной грамоты или документа о присоединении.

2. Для каждого государства, ратифицирующего настоящий Пакт или присоединяющегося к нему после сдачи на хранение тридцать пятой ратификационной грамоты или документа о присоединении, настоящий Пакт вступает в силу через три месяца после даты сдачи на хранение его собственной ратификационной грамоты. ратификационного документа или документа о присоединении.

Статья 28

Положения настоящего Пакта распространяются на все части федеративных государств без каких-либо ограничений или исключений.

Статья 29

1. Любое участвующее в настоящем Пакте государство может предложить поправку и представить ее Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций. После этого Генеральный секретарь препровождает государствам-участникам настоящего Пакта любые предлагаемые поправки с просьбой уведомить его о том, выступают ли они за созыв конференции государств-участников для рассмотрения этих предложений и голосования по ним. В случае, если по крайней мере одна треть государств-участников выступает за созыв такой конференции, Генеральный секретарь созывает конференцию под эгидой Организации Объединенных Наций. Любая поправка, принятая большинством государств-участников, присутствующих и участвующих в голосовании на конференции, представляется на утверждение Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций.

2. Поправки вступают в силу, когда они одобрены Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций и приняты большинством в две трети участвующих в настоящем Пакте Государств в соответствии с их соответствующими конституционными процедурами.

3. Когда поправки вступают в силу, они становятся обязательными для тех Государств-участников, которые их приняли, а для других Государств-участников остаются обязательными положения настоящего Пакта и любые более ранние поправки, которые они приняли.

Статья 30

Независимо от уведомлений, сделанных в соответствии с пунктом 5 статьи 26, Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций информирует все государства, указанные в пункте I той же статьи, о следующих сведениях:

а) Подписи , ратификации и присоединения в соответствии со статьей 26;

b) Дата вступления в силу настоящего Пакта согласно статье 27 и дата вступления в силу любых поправок согласно статье 29.

Статья 31

1. Настоящий Пакт, тексты которого на английском, китайском, испанском, русском и французском языках являются равно аутентичными, будет сдан на хранение в архивы Организации Объединенных Наций.

2. Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций направляет заверенные копии настоящего Пакта всем государствам, указанным в статье 26.

Ежегодное послание президента Франклина Рузвельта (четыре свободы) Конгрессу (1941 г.) На протяжении всей своей политической карьеры в качестве сенатора штата, а затем губернатора штата Нью-Йорк президент Рузвельт интересовался правами человека в самом широком смысле этого слова. В течение 19В 40 г., вдохновленный пресс-конференцией, на которой он обсуждал долгосрочные мирные цели, он начал собирать идеи для выступления о различных правах и свободах.

В своем Послании Конгрессу от 1941 года, когда в Европе и на Тихом океане шла Вторая мировая война, Рузвельт призвал американский народ усердно работать над производством вооружений для европейских демократий, платить более высокие налоги и производить другие жертвы военного времени. Рузвельт представил свои причины участия Америки, приводя доводы в пользу продолжения помощи Великобритании и увеличения производства военной промышленности дома. Помогая Великобритании, заявил президент Рузвельт, Соединенные Штаты борются за всеобщие свободы, которых заслуживают все люди.

В то время, когда Западная Европа находилась под властью нацистов, Рузвельт представил концепцию, согласно которой американские идеалы личных свобод должны распространяться по всему миру. Предупреждая Конгресс и нацию о необходимости войны, Рузвельт сформулировал идеологические цели войны и обратился к самым глубоким убеждениям американцев в отношении свободы.

В своей речи о четырех свободах Рузвельт предложил четыре основные свободы, которыми должны обладать все люди. Его «четыре основные свободы человека» включали в себя некоторые фразы, уже знакомые американцам из Билля о правах, а также некоторые новые фразы: свобода слова, свобода вероисповедания, свобода от нужды и свобода от страха. Они символизировали военные цели Америки и дали американскому народу мантру, которой нужно было придерживаться во время войны.

По мере того, как Америка все больше вовлекалась во Вторую мировую войну, художник Норман Роквелл создал серию картин , иллюстрирующих четыре свободы как цели международной войны, выходящие за рамки простого поражения держав Оси. В сериале он перевел абстрактные понятия свободы в четыре сцены повседневной американской жизни. Хотя федеральное правительство изначально отклонило предложение Роквелла создать картины на тему четырех свобод, изображения были широко распространены, когда The Saturday Evening Post , один из самых популярных журналов страны, заказал и воспроизвел картины. Получив общественное одобрение, картины стали центральным элементом масштабной кампании США по выпуску военных облигаций и отправились в турне по стране, чтобы собрать деньги на военные нужды.

После войны снова появились четыре свободы, закрепленные в Уставе ООН.

Господин Председатель, Господин Спикер, Члены Семьдесят седьмого Конгресса:

Я обращаюсь к вам, Члены Семьдесят седьмого Конгресса, в беспрецедентный момент в истории Союза. Я использую слово «беспрецедентный», потому что никогда раньше безопасность Америки не подвергалась такой серьезной угрозе извне, как сегодня.

С момента постоянного формирования нашего правительства в соответствии с Конституцией в 1789 году большинство периодов кризиса в нашей истории были связаны с нашими внутренними делами. К счастью, только одна из них — четырехлетняя война между штатами — когда-либо угрожала нашему национальному единству. Сегодня, слава Богу, сто тридцать миллионов американцев в сорока восьми штатах забыли о направлениях нашего национального единства.

Это правда, что до 1914 года Соединенные Штаты часто беспокоили события на других континентах. Мы даже участвовали в двух войнах с европейскими народами и в ряде необъявленных войн в Вест-Индии, в Средиземноморье и на Тихом океане за соблюдение прав Америки и за принципы мирной торговли. Но ни в одном случае не возникало серьезной угрозы нашей национальной безопасности или нашей сохраняющейся независимости.

Я пытаюсь донести историческую истину о том, что Соединенные Штаты как нация во все времена поддерживали четкую и решительную оппозицию любой попытке запереть нас за древней китайской стеной, в то время как шествие цивилизации прошло мимо. Сегодня, думая о наших детях и их детях, мы выступаем против принудительной изоляции себя или любой другой части Америки.

Эта наша решимость, растянувшаяся на все эти годы, была доказана, например, в течение четверти века войн после Французской революции.

Хотя наполеоновская борьба действительно угрожала интересам Соединенных Штатов из-за французского плацдарма в Вест-Индии и Луизиане, и хотя мы участвовали в войне 1812 года, чтобы отстоять свое право на мирную торговлю, тем не менее ясно, что ни Франция ни Великобритания, ни какая-либо другая нация не стремились к господству над всем миром.

Точно так же с 1815 по 1914 год — девяносто девять лет — ни одна война в Европе или в Азии не представляла реальной угрозы нашему будущему или будущему какой-либо другой американской нации.

За исключением интерлюдии Максимилиана в Мексике, ни одна иностранная держава не стремилась утвердиться в этом полушарии; и сила британского флота в Атлантике была дружественной силой. Это все еще дружеская сила.

Даже когда в 1914 году разразилась мировая война, она, казалось, содержала лишь небольшую угрозу опасности для нашего собственного американского будущего. Но с течением времени американский народ начал представлять себе, что падение демократических наций может означать для нашей собственной демократии.

Нет нужды преувеличивать недостатки Версальского мира. Нам не нужно зацикливаться на неспособности демократий решать проблемы восстановления мира. Мы должны помнить, что мир 1919 года был гораздо менее несправедливым, чем то «умиротворение», которое началось еще до Мюнхена и которое осуществляется при новом порядке тирании, стремящейся сегодня распространиться на все континенты. Американский народ неизменно выступает против этой тирании.

Каждый реалист знает, что в настоящий момент демократический образ жизни подвергается прямому нападению во всех частях света — нападению либо с оружием в руках, либо путем тайного распространения ядовитой пропаганды со стороны тех, кто стремится разрушить единство и внести раздор в нации, которые все еще находятся в мире.

В течение долгих шестнадцати месяцев это нападение уничтожило всю модель демократической жизни в ужасающем количестве независимых наций, больших и малых. Нападающие все еще на марше, угрожая другим народам, большим и малым.

Поэтому, как ваш президент, выполняя свою конституционную обязанность «предоставлять Конгрессу информацию о состоянии Союза», я считаю, к сожалению, необходимым сообщить, что будущее и безопасность нашей страны и нашей демократии подавляющее большинство вовлечено в события далеко за пределами наших границ.

Вооруженная защита демократического существования теперь доблестно ведется на четырех континентах. Если эта защита не сработает, все население и все ресурсы Европы, Азии, Африки и Австралазии окажутся во власти завоевателей. Вспомним, что сумма этого населения и его ресурсов на этих четырех континентах во много раз превышает сумму населения и ресурсов всего Западного полушария.

В такие времена незрело — и, между прочим, неправда — хвастаться, что неподготовленная Америка, в одиночку, с одной рукой, связанной за спиной, может удержать весь мир.

Ни один реалистически настроенный американец не может ожидать от миролюбивого диктатора международной щедрости, или возвращения подлинной независимости, или разоружения мира, или свободы слова, или свободы вероисповедания, или даже хорошего бизнеса.

Такой мир не принесет безопасности ни нам, ни нашим соседям. «Тот, кто готов отказаться от существенной свободы ради временной безопасности, не заслуживает ни свободы, ни безопасности».

Как нация, мы можем гордиться тем, что мы мягкосердечны; но мы не можем позволить себе быть легкомысленными.

Мы всегда должны опасаться тех, кто звенящей медью и звенящим кимвалом проповедует «изм» умиротворения.

Мы должны особенно остерегаться той небольшой группы эгоистичных мужчин, которые подрежут крылья американскому орлу, чтобы разорить свои собственные гнезда.

Недавно я указывал, как быстро темп современной войны может привести к физической атаке, которую мы должны в конечном итоге ожидать, если страны-диктаторы выиграют эту войну.

Много говорят о нашей невосприимчивости к немедленному и прямому вторжению из-за моря. Очевидно, что пока британский флот сохраняет свою мощь, такой опасности не существует. Даже если бы не было британского флота, маловероятно, что какой-либо противник был бы настолько глуп, чтобы напасть на нас, высадив войска в Соединенных Штатах за тысячи миль океана, пока он не обзавелся бы стратегическими базами, с которых можно было бы действовать.

Но мы многому научились из уроков последних лет в Европе, особенно из урока Норвегии, основные морские порты которой были захвачены предательством и неожиданностью, накапливавшейся в течение ряда лет.

Первым этапом вторжения в это полушарие не будет высадка регулярных войск. Необходимые стратегические пункты будут заняты тайными агентами и их ставленниками, а их уже много здесь и в Латинской Америке.

Пока страны-агрессоры ведут наступление, они, а не мы, будут выбирать время, место и способ нападения.

Вот почему сегодня будущее всех американских республик в серьезной опасности.

Вот почему это Ежегодное обращение к Конгрессу является уникальным в нашей истории.

Вот почему каждый член исполнительной власти правительства и каждый член Конгресса несет большую ответственность и большую ответственность.

В данный момент необходимо, чтобы наши действия и наша политика были посвящены прежде всего — почти исключительно — встрече с этой внешней опасностью. Ибо все наши внутренние проблемы теперь являются частью большой чрезвычайной ситуации.

Подобно тому, как наша национальная политика во внутренних делах была основана на достойном уважении прав и достоинства всех наших собратьев, живущих у нас, так и наша национальная политика во внешних делах основывалась на достойном уважении прав и достоинства всех наций, больших и малых. И справедливость нравственности должна и победит в конце концов.
Наша национальная политика такова:

Во-первых, впечатляющим выражением общественной воли и без оглядки на пристрастия мы привержены всеобъемлющей национальной обороне.

Во-вторых, впечатляющим выражением общественной воли и без оглядки на пристрастие мы обязуемся оказывать полную поддержку всем тем решительным народам повсюду, которые сопротивляются агрессии и тем самым удерживают войну от нашего полушария. Этой поддержкой мы выражаем нашу решимость добиться победы демократического дела; и мы укрепляем оборону и безопасность нашего собственного народа.

В-третьих, впечатляющим выражением общественной воли и без оглядки на пристрастие мы привержены утверждению, что принципы морали и соображения собственной безопасности никогда не позволят нам согласиться на мир, продиктованный агрессорами и спонсируемый миротворцами. . Мы знаем, что прочный мир нельзя купить за счет свободы других людей.

На недавних общенациональных выборах не было существенных различий между двумя великими партиями в отношении этой национальной политики. Ни один вопрос не обсуждался по этой линии перед американским электоратом. Сегодня совершенно очевидно, что американские граждане повсеместно требуют и поддерживают незамедлительные и полные действия, признавая очевидную опасность.

Таким образом, насущной необходимостью является быстрое и динамичное увеличение нашего производства вооружений.

Лидеры промышленности и труда откликнулись на наш призыв. Цели скорости были поставлены. В некоторых случаях эти цели достигаются раньше времени; в некоторых случаях работаем по графику; в других случаях есть небольшие, но не серьезные задержки; а в некоторых случаях — и, к сожалению, в очень важных случаях — нас всех беспокоит медлительность выполнения наших планов.

Однако за последний год армия и флот добились значительного прогресса. Фактический опыт улучшает и ускоряет наши методы производства с каждым днем. И сегодняшнее лучшее недостаточно для завтрашнего дня.

Я не удовлетворен достигнутым прогрессом. Мужчины, отвечающие за программу, представляют собой лучших по подготовке, способностям и патриотизму. Они не удовлетворены достигнутым к настоящему времени прогрессом. Никто из нас не будет удовлетворен, пока работа не будет сделана.

Независимо от того, была ли первоначальная цель поставлена ​​слишком высокой или слишком низкой, наша цель — более быстрые и лучшие результаты. Чтобы дать вам две иллюстрации:

Мы отстаем от графика выпуска готовых самолетов; мы работаем день и ночь, чтобы решить бесчисленные проблемы и наверстать упущенное.

Мы опережаем график строительства военных кораблей, но мы работаем над тем, чтобы еще больше опережать этот график.

Превратить целую нацию с основы мирного производства орудий мира на основу военного производства орудий войны — непростая задача. И самая большая трудность возникает в начале программы, когда должны быть сначала построены новые инструменты, новые производственные мощности, новые сборочные линии и новые пути для кораблей, прежде чем реальная материальная часть начнет поступать из них устойчиво и быстро.

Конгресс, конечно же, должен постоянно быть в курсе хода выполнения программы. Однако есть определенная информация, как с готовностью признает сам Конгресс, которую в интересах нашей собственной безопасности и безопасности наций, которые мы поддерживаем, необходимо держать в тайне.

Новые обстоятельства постоянно порождают новые потребности в нашей безопасности. Я буду просить этот Конгресс о значительном увеличении новых ассигнований и разрешений для продолжения того, что мы начали.

Я также прошу у Конгресса полномочий и средств, достаточных для производства дополнительных боеприпасов и военных запасов многих видов, которые должны быть переданы тем нациям, которые сейчас находятся в реальной войне с нациями-агрессорами.

Наша самая полезная и неотложная роль — действовать как арсенал для них, а также для нас самих. Им не нужна людская сила, но им нужны средства защиты на миллиарды долларов.

Близится время, когда они не смогут расплатиться за них наличными. Мы не можем и не будем говорить им, что они должны сдаться, только из-за нынешней неспособности заплатить за оружие, которое, как мы знаем, у них должно быть.

Я не рекомендую давать им ссуду в долларах для оплаты этого оружия — ссуду, которую нужно погасить в долларах.

Я рекомендую, чтобы эти страны продолжали получать военные материалы в Соединенных Штатах, вписывая их заказы в нашу собственную программу. Почти вся их техника, если когда-нибудь придет время, будет полезна для нашей собственной обороны.

Посоветовавшись с опытными военными и военно-морскими властями, учитывая, что лучше для нашей собственной безопасности, мы вольны решать, сколько следует оставить здесь и сколько отправить за границу нашим друзьям, которые своим решительным и героическим сопротивлением дают нам время, чтобы подготовить нашу собственную защиту.

За то, что мы отправляем за границу, мы должны быть оплачены в разумный срок после окончания военных действий аналогичными материалами или, по нашему выбору, другими товарами многих видов, которые они могут производить и в которых мы нуждаемся.

Давайте скажем демократиям: «Мы, американцы, жизненно заинтересованы в вашей защите свободы. Мы прилагаем наши усилия, наши ресурсы и наши организаторские способности, чтобы дать вам силы восстановить и сохранить свободный мир. Мы пошлем вы, во все возрастающем количестве, корабли, самолеты, танки, пушки. Это наша цель и наша клятва».

Во исполнение этой цели нас не запугают угрозы диктаторов о том, что они расценят нашу помощь демократиям, осмеливающимся сопротивляться их агрессии, как нарушение международного права или акт войны. Такая помощь не является актом войны, даже если диктатор в одностороннем порядке провозгласит ее таковой.

Когда диктаторы, если диктаторы, будут готовы объявить нам войну, они не будут ждать акта войны с нашей стороны. Они не ждали, пока Норвегия, Бельгия или Нидерланды совершат войну.

Их интересует только новое одностороннее международное право, которому не хватает взаимности в его соблюдении, и поэтому оно становится инструментом угнетения.

Счастье будущих поколений американцев вполне может зависеть от того, насколько эффективной и оперативной будет наша помощь. Никто не может точно сказать характер чрезвычайных ситуаций, с которыми мы можем столкнуться. Руки нации не должны быть связаны, когда жизнь нации в опасности.

Мы все должны быть готовы пойти на жертвы, которых требует чрезвычайная ситуация, почти такая же серьезная, как и сама война. Все, что стоит на пути скорости и эффективности подготовки к обороне, должно уступить место национальным нуждам.

Свободная нация вправе рассчитывать на полное сотрудничество со всеми группами. Свободная нация имеет право обращаться к лидерам бизнеса, труда и сельского хозяйства, чтобы они взяли на себя инициативу по стимулированию усилий не среди других групп, а внутри своих собственных групп.

Лучший способ справиться с несколькими бездельниками или смутьянами среди нас — это, во-первых, пристыдить их патриотическим примером, а если это не удастся, использовать суверенитет правительства для спасения правительства.

Поскольку люди живут не хлебом единым, они не воюют одним оружием. Те, кто охраняет нашу оборону, и те, кто за ними строит нашу оборону, должны обладать выносливостью и мужеством, проистекающими из непоколебимой веры в образ жизни, который они защищают. Мощные действия, к которым мы призываем, не могут основываться на игнорировании всего, за что стоит бороться.

Нация испытывает большое удовлетворение и много сил от того, что было сделано для того, чтобы ее люди осознали свою личную заинтересованность в сохранении демократической жизни в Америке. Эти вещи укрепили дух нашего народа, возродили его веру и укрепили его преданность институтам, которые мы готовы защищать.

Конечно, сейчас самое время для любого из нас перестать думать о социальных и экономических проблемах, которые являются первопричиной социальной революции, которая сегодня является высшим фактором в мире.

Ибо нет ничего таинственного в основах здоровой и сильной демократии. Основные вещи, ожидаемые нашими людьми от их политических и экономических систем, просты. Вот они:

Равенство возможностей для молодежи и других.
Работа для тех, кто может работать.
Безопасность для тех, кому она нужна.
Конец особых привилегий для избранных.
Сохранение гражданских свобод для всех.

Наслаждение плодами научного прогресса в более широком и постоянно повышающемся уровне жизни.

Это простые, базовые вещи, которые нельзя упускать из виду в суматохе и невероятной сложности нашего современного мира. Внутренняя и непреходящая сила наших экономических и политических систем зависит от степени, в которой они оправдывают эти ожидания.

Многие предметы, связанные с нашей общественной экономикой, требуют немедленного улучшения.
В качестве примера:

Мы должны охватить больше граждан пенсиями по старости и страхованием от безработицы.

Мы должны расширить возможности адекватного медицинского обслуживания.

Мы должны разработать более совершенную систему, с помощью которой лица, заслуживающие или нуждающиеся в оплачиваемой работе, могли бы ее получить.

Я призвал к личной жертве. Я уверен в готовности почти всех американцев откликнуться на этот призыв.

Часть жертвы означает уплату большего количества денег в виде налогов. В своем бюджетном послании я буду рекомендовать, чтобы большая часть этой великой оборонной программы оплачивалась за счет налогов, чем мы платим сегодня. Ни один человек не должен пытаться или ему должно быть позволено разбогатеть на этой программе; и принцип уплаты налогов в соответствии с платежеспособностью должен быть постоянно перед глазами, чтобы руководствоваться нашим законодательством.

Если Конгресс поддержит эти принципы, избиратели, ставящие патриотизм выше кошельков, аплодируют вам.

В грядущие дни, которые мы стремимся обеспечить безопасностью, мы с нетерпением ждем мира, основанного на четырех основных человеческих свободах.

Во-первых, это свобода слова и самовыражения во всем мире.

Второе — это свобода каждого человека поклоняться Богу по-своему — везде в мире.

Третье — свобода от нужды, что в переводе на мировые термины означает экономическое взаимопонимание, которое обеспечит каждой нации здоровую жизнь в мирное время для ее жителей — повсюду в мире.

Четвертое — свобода от страха, что, в переводе на мировые термины, означает всемирное сокращение вооружений до такой степени и таким тщательным образом, что ни одна нация не будет в состоянии совершить акт физической агрессии. против любого соседа — в любой точке мира.

Это не видение далекого тысячелетия. Это определенная основа для своего рода мира, достижимого в наше время и наше поколение. Такой мир является полной противоположностью так называемого нового порядка тирании, который диктаторы стремятся создать взрывом бомбы.

Этому новому порядку мы противопоставляем большее понятие — моральный порядок. Хорошее общество способно без страха противостоять планам мирового господства и иностранным революциям.