Вариант 1 ч. 2 Задание 2. ОГЭ. Русский язык 9 класс. Васильевых. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа

Вариант 1 ч. 2 Задание 2. ОГЭ. Русский язык 9 класс. Васильевых. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа – Рамблер/класс

Интересные вопросы

Школа

Подскажите, как бороться с грубым отношением одноклассников к моему ребенку?

Новости

Поделитесь, сколько вы потратили на подготовку ребенка к учебному году?

Школа

Объясните, это правда, что родители теперь будут информироваться о снижении успеваемости в школе?

Школа

Когда в 2018 году намечено проведение основного периода ЕГЭ?

Новости

Будет ли как-то улучшаться система проверки и организации итоговых сочинений?

Вузы

Подскажите, почему закрыли прием в Московский институт телевидения и радиовещания «Останкино»?

В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Чем руководствовался Славка, действуя во время пожара?»
1)       Юноша, стремился произвести сильное впечатление на одноклассниц, вызвать у них восхищение.


2)        Славка оказывался на самых опасных участках, потому что на пожаре было много людей, перед которыми Славка не хотел показать себя трусом.
3)        Юноше хотелось испытать себя, доказать самому себе, что он способен на многое.
4)        Славка действовал не раздумывая, стремясь спасти людей, которые могли пострадать.

ответы

ваш ответ

Можно ввести 4000 cимволов

отправить

дежурный

Нажимая кнопку «отправить», вы принимаете условия  пользовательского соглашения

похожие темы

Иностранные языки

Олимпиады

Экзамены

ЕГЭ

похожие вопросы 5

Почему то как пишется?

Почему то? Почему-то? или Почемуто?

И чур не стебаться. я просто забыла

Русский язык

ГДЗ Тема 21 Физика 7-9 класс А.В.Перышкин Задание №476 Изобразите силы, действующие на тело.

Привет всем! Нужен ваш совет, как отвечать…
Изобразите силы, действующие на тело, когда оно плавает на поверхности жидкости. (Подробнее.. .)

ГДЗФизикаПерышкин А.В.Школа7 класс

Ребята нужны ответы на пересдачу по математике 9 класс 11 регион. Срочно!

ГИА9 класс

Пожалуйста у кого-нибудь есть ответы на английскому оге 2017, регион 15

ОГЭАнглийский языкЭкзамены

Васильевых. 50 вариантов ответов по русскому языку. Вариант 25 ч.2 Задание 6 ОГЭ Русский язык 9 класс Стилистически нейтральный «околачиваться»

      Замените разговорное слово «околачиваться» в предложении 57:
 
   (57)А эта девчоночка Надя, совсем букашка, по-моему, (Подробнее…)

ГДЗРусский языкОГЭ9 классВасильевых И.П.

ВОЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА —[ Мемуары ]— Гущин А. М. Осененные гвардейским стягом

Глава пятая

Да, крейсер тонул. События достигли своей трагической фазы. Мы были одни в море, никто не мог прийти к нам на помощь, и наше спасение находилось в наших руках. Для этого нужно было остановить воду. Сейчас это был враг номер один, и против него мы направили все свои усилия.

До изнеможения работают люди. Грохот молотков и кувалд доносится из недр корабля, где аварийные партии заделывают многочисленные пробоины в корпусе. Но работу не удается довести до конца: над крейсером вновь появились фашистские самолеты-разведчики. Наблюдая за их действиями, я представлял себе зримо радость немецких летчиков, которые, несомненно, видели наше бедственное положение и, надо думать, рассчитывали в ближайшем будущем разделаться с крейсером навсегда.

Передав наши координаты, разведчики улетели, и скоро, как и следовало ожидать, появились бомбардировщики. [86] Можно было предположить, что они накинутся на «Красный Кавказ» без промедления, однако, видимо, наученные горьким опытом, немцы не спешили. Они кружили вне досягаемости наших орудий, выбирая момент, когда можно будет расправиться с нами наверняка. И, как только им показалось, что такой момент настал, они бросились в атаку.

Казалось, ничто не могло спасти «Красный Кавказ». Малоподвижный, с задранным носом, практически без орудий (стрелять могли лишь 37-миллиметровые автоматы) он представлял собой идеальную цель. И тем не менее бомбардировщики, как и прежде, были встречены организованным огнем. Зенитчики, работая один за троих, успевали отражать атаки с разных направлений. Немцы так и не смогли прорваться к крейсеру, бомбы падали в стороне от корабля.

Разъяренные неудачами, фашистские летчики усилили натиск. Не обращая внимания на огонь, они с разных высот пикировали на «Красный Кавказ». Во время очередной атаки бомба разорвалась рядом с крейсером. Корабль почти выбросило из воды, и вслед за этим над морем раздался истошный вой, словно включили гигантскую сирену. Так воют лишь турбины, когда они работают вхолостую. Неужели у нас оторвало винт?

Немедленно связываюсь с механиками и убеждаюсь, что оправдываются мои худшие подозрения. Взрывом действительно оторвало один из винтов, и правую турбину, как говорят в таких случаях, «понесло».

Голос краснофлотца в трубке звучит спокойно, но я знаю, что скрывается за этим спокойствием. С секунды на секунду может произойти катастрофа. Если не перекрыть доступ пара в турбину, взрыв неминуем. Вся надежда на машинистов. Успеют ли они вовремя отвести беду от корабля? [87]

В момент взрыва у маневрового клапана турбины находился машинист Василий Гончаров. Когда турбина завыла, Гончаров мигом понял, что произошло, и, не дожидаясь команды, перекрыл доступ пара. Авария была предотвращена.

Но этим дело не кончилось. Минутой позже выяснилось, что повреждена и четвертая турбина. В ее отсек стал проникать пар. Требовалась немедленная ликвидация неисправности. Краснофлотцы Григорий Елисеев и Виктор Норландер, работая на ощупь в облаках горячего пара, заменили поврежденный сальник. Пар перестал поступать в отсек. Теперь можно было тщательнее осмотреть турбину. Диагноз оказался неутешительным: вибрировал вал двигателя. Чтобы избежать аварии, пришлось останавливать и эту турбину, то есть из четырех турбин в строю остались две. К тому же оказались заклиненными рули, так что крейсер терял всякую возможность маневра.

И все же мы продолжали идти к своим берегам, отбиваясь от бомбардировщиков, которые по-прежнему атаковали крейсер. Но главной опасностью тем не менее оставалась вода. Она безостановочно поступала в нижние помещения, где аварийные партии вели с ней настоящее сражение. Наше положение ухудшалось с каждой минутой.

— Дифферент на корму четыре метра, — доложил мне Григорий Ильич Купец. — Крен три градуса.

— Вода затапливает отсек вспомогательных механизмов, — последовал новый доклад.

К счастью, в это время, отбомбившись, улетели самолеты, и у нас появилась возможность в относительно спокойной обстановке подумать о срочных мерах по спасению корабля. Инженер-механик предложил на время остановить последние две турбины и лечь в дрейф. [88]

— Может быть, тогда, — сказал Купец, — нам удастся справиться с водой.

В предложении механика был свой резон. Вода поступала внутрь корабля, а скорость создавала дополнительный напор, и нужно было погасить ее. Тогда можно было рассчитывать, что нам удастся как следует закрепить и заделать пробоины. Словом, я согласился остановить машины.

Вот уже погашена инерция корабля, и «Красный Кавказ» лег на дрейф. С нетерпением ожидаю сообщений снизу. Они не радуют: несмотря на остановку, наше положение существенно не изменилось, вода продолжала поступать. По-видимому, пробоины были многочисленны и велики по размерам (так впоследствии и оказалось), и наши расчеты не оправдались. А вода между тем проникала из одного помещения в другое и наконец добралась до водонепроницаемой переборки на сто четвертом шпангоуте, которая отгораживала кормовую часть крейсера от второго машинного отделения.

Это был последний допустимый предел. Если вода прорвет переборку и затопит помещение главных машин, запас плавучести будет исчерпан. Ведь мы и так уже приняли — об этом доложил командир электромеханической боевой части — почти две тысячи тонн воды.

Две тысячи! Едва ли не треть водоизмещения!

Спасение корабля зависело от нас, от экипажа и в первую очередь от краснофлотцев дивизиона живучести, который возглавлял инженер — капитан-лейтенант Шапирин. Под его руководством личный состав дивизиона вступил с водой в настоящую битву.

Поскольку крейсер лежал в дрейфе, я покинул мостик и отправился туда, где разворачивались основные события, — к сто четвертому шпангоуту. Повсюду, на [89] дальних я ближних подступах к нему, самоотверженно трудились люди «Красного Кавказа», повсюду я видел примеры беззаветного мужества, упорства и выносливости. Вот когда нам пригодились навыки, приобретенные в результате, можно сказать, изнурительных тренировок, проводимых еще в мирное время. Я имею в виду тренировки по борьбе за живучесть корабля.

На учениях мы намеренно усложняли условия той или иной задачи, приближая действия к боевым. В этом смысле мы не были первооткрывателями, мы лишь следовали лучшим традициям русского военного флота, в котором сложилось и сформировалось учение о непотопляемости корабля. Своими корнями это учение уходит в далекое прошлое, и русские, а затем я советские кораблестроители всегда уделяли пристальное внимание способности боевых судов оставаться на плаву при максимуме повреждений корпуса и внутренних коммуникаций.

Еще Петр Первый своим «Уставом морским» четко определил обязанности экипажа корабля в аварийных ситуациях. В этом документе Петр Первый, исходя из условий и возможностей своего времени, конкретно изложил основы борьбы за непотопляемость, перечислил те меры, которые способствовали поддержанию боеготовности корабля едва ли не во всех крайних случаях. В числе этих мер упоминаются и заготовка необходимых материалов «для утушения огня», и лица, которые должны «надсматривать о выливании воды из корабля», и те, кто «на море должен пещися во время штормов, а также слушать, нет ли где шума воднова…»

Свое дальнейшее развитие теория о непотопляемости корабля получила в трудах адмирала С. О. Макарова и прославленного нашего кораблестроителя академика [90] А. Н. Крылова. Достаточно сказать, что пластыри Макарова и таблицы непотопляемости Крылова вошли в обиход всех флотов мира.

Учебные планы «Красного Кавказа» всегда отводили важное место тренировкам личного состава по борьбе за живучесть.

Ведь не секрет, что вооруженные силы, в том числе и корабли, для того и существуют, чтобы рано или поздно принять участие в боях. А боевая обстановка, как правило, бывает серьезнее предполагаемой, и лишь учения на грани допустимого позволяют подготовить личный состав к всевозможным неожиданностям и осложнениям. Именно этими критериями мы руководствовались в мирное время, и сейчас они приносили свои плоды.

Первым делом в затопленные помещения спустились водолазы. Они обнаружили пробоины, определили их характер и размеры и оказали кораблю первую помощь, законопатив поврежденные места.

Пущены в ход эжекторы{5}, стационарные и переносные насосы. Но они то и дело останавливались: в воде много мусора, который засоряет сопла водоотливных установок. Без помощи людей здесь не обойтись, и краснофлотцы аварийных партий, то стоя по грудь в ледяной январской воде, то ныряя, очищают насосы.

За уровнем воды в отсеках ведется непрерывное наблюдение. Десятки краснофлотцев докладывают по телефонам в пост энергетики и живучести о состоянии дел в помещениях, и по их указаниям в самые опасные места тотчас отправляются аварийные партии. Величайшую преданность долгу и присяге проявил в эти напряженные [91] минуты краснофлотец Николай Колосов. Находясь в одном из кормовых отсеков, он контролировал поступление воды. Его четкие и своевременные доклады не раз предотвращали прорыв переборок. Одна из них лопнула внезапно. Мужественный краснофлотец не покинул поста. Заливаемый водой, он продолжал держать в курсе дел своих товарищей, которые пробивались к нему на помощь. Выйти из отсека Колосов не успел. Когда помещение осушили, его обнаружили на боевом посту. В руке у мертвого моряка была зажата телефонная трубка…

Дифферент на корму, как я уже говорил, достигал четырех метров. Волны свободно перекатывались по верхней палубе — ют почти полностью ушел под воду. Это таило в себе немалую опасность, ибо вода могла затопить кормовые погреба через горловины многочисленных люков, которые оставались незадраенными. Закрыть их мы не могли: в люки были опущены шланги насосов и помп, откачивающих воду. Чтобы как-то ограничить ее поступление, матросы прикрыли зияющие отверстия люков брезентами.

Идет час за часом. Основную тяжесть борьбы с водой несут аварийные партии. Следуя за водолазами, они заделывают пробоины более капитально — накладывают пластыри, которые изготовляются тут же, на ходу, устанавливают распорки, поддерживающие наиболее слабые места, цементируют трещины и разошедшиеся швы. Все эти меры в конце концов возымели свое действие: прорыв переборки на сто четвертом шпангоуте был предотвращен.

Спустившись в одно из помещений, где положение долгое время оставалось наиболее трудным, я застал там главного старшину Петра Сучкова, краснофлотцев Дмитрия Квачу, Сергея Смирнова, Леонида Ручко, Александра Киселева. Намученные многочасовой труднейшей [92] работой, моряки едва держались на ногах от усталости, но их лица выражали непередаваемую радость. Люди сделали все, что могли. И даже больше. Они в буквальном смысле слова своими телами преградили путь воде. Среди краснофлотцев находился и секретарь комсомольской организации «Красного Кавказа» Андрей Стукань. Молодой командир работал наравне со всеми, и сейчас стоял мокрый, с ободранными в кровь руками, которыми он ощупывал рваные края пробоин и подавал товарищам заглушки и клинья.

Но передышка оказалась короткой. Море не собиралось сдаваться так просто. Отступив в одном месте, вода стала искать другой путь, хлынула в первое и второе котельные отделения. Рядом с ними находился уже затопленный турбовентиляторный отсек. Переборка, долгое время сдерживавшая напор воды, наконец не выдержала. Ледяной поток устремился в свободные помещения. Угроза полного затопления котельных нарастала с каждой минутой. Вода прибывала стремительно, так что создалось впечатление, будто корабль погружается. Нужно было обладать большим мужеством и хладнокровием, чтобы не поддаться панике, которая в таких случаях страшнее всего.

Андрей Стукань возглавил аварийную группу, которая была брошена на спасение котельных. Личным примером комсорг увлек за собой краснофлотцев, и они остановили течь.

Однако фронт работ слишком широк. Вода ищет любую лазейку, чтобы проникнуть в корабль. То тут, то там создаются положения, требующие немедленных действий. На пределе сил работают моряки «Красного Кавказа», а исход борьбы по-прежнему неясен. Вода, отступая в одном месте, с яростью кидается на переборки в другом, и люди, только что работавшие на корме, спешат в носовые помещения, чтобы своей волей, своими [93] телами преградить морю доступ в корабль. Трудно матросам аварийных партий, очень трудно! Корма сильно огрузла, крейсер стоит почти «на попа» — с высоко задранным носом. Передвигаться по кораблю чрезвычайно сложно, еще сложнее работать. А действовать приходится в самых необычных позах и положениях — лежа, сидя, головой вниз. И все время в воде!

Если бы выровнять дифферент! Об этом думают все и больше других наш механик Григорий Ильич Купец. В создавшемся положении все средства хороши, и Григорий Ильич отдает приказание перекачать из кормовых цистерн в носовые 120 тонн мазута — может быть, эта мера в какой-то степени поможет выровнять крен. Сброшена за борт оставшаяся на «Красном Кавказе» зенитная пушка армейцев. Конечно, она весила не так уж много, но в нашем положении приходилось учитывать буквально каждый лишний килограмм.

После перекачки мазута дифферент действительно уменьшился, и мы удвоили наши усилия — благоприятный момент нельзя было пропускать. Но относительное равновесие, достигнутое с таким трудом, вскоре было безжалостно нарушено. На крейсер вовсю ополчилась погода. Ветер еще больше разошелся, качка усилилась. Волны с огромной силой били в борта, расшатывая наши временные крепления, срывая пластыри, ломая распорки и выбивая заглушки. Теперь уже не только в корме, но и в носовой части корабля местами разошлись швы, ослабли заклепки. Появились трещины в некоторых топливных цистернах, откуда мазут потек в четвертое котельное отделение. Возникла угроза пожара, о последствиях которого и подумать было страшно. К месту событий устремляются аварийщики. Кажется, уже невозможно что-либо требовать от этих людей, но они словно обретают второе дыхание, работают собранно [94] и быстро. Трещины зацементированы, мазут остановлен.

«Мазут остановлен…» Слова эти, конечно, не отражают драматизма факта. Они лишь констатируют его. За ними же напряженнейший эпизод, один из многих, которые составляли панораму настоящего сражения. Сражения с водой. Его герои не думали об отличиях и регалиях. И спасали не свою жизнь — корабль. Нередко ценой жизни, как Николай Колосов, или с риском для жизни, как Пушкарев, Пилипко или Покутный; как многие, кто в полузатопленном крейсере противостоял сейчас морю и огню…

Боевой пост штурманских электриков. Здесь меня встречает старший политрук корабля Ефимов. Человек сдержанный и немногословный, он взволнованно рассказывает о самоотверженном поступке краснофлотца Бориса Алексеева. Передо мной зримо встает картина еще одного подвига.

…Когда в боевой пост электриков хлынула под большим напором вода, там находились двое — Алексеев и его напарник краснофлотец Баврин. В распоряжении моряков были считанные секунды — вода грозила затопить помещение, погубить приборы и аппаратуру. Но электрики не растерялись и не отступили. Алексеев без колебания кинулся к пробоине и закрыл ее своим телом.

— Распорки! — крикнул он.

Напор воды возрастал, хлещущая струя отбрасывала Алексеева к противоположной стене, но матрос, намертво вцепившись в пиллерс{6}, все плотнее и плотнее прижимался к отверстию. Ледяная вода, казалось, прожигала [95] тело насквозь, но Алексеев выстоял, и когда Баврин приготовил распорки, они вдвоем заделали пробоину. Высокочувствительные приборы были спасены…

Пока я находился у электриков, в районе сто четвертого шпангоута произошли новые осложнения. Усилившейся качки не выдержали еще несколько переборок, и крейсер принял дополнительную порцию воды. Дифферент, выровненный с таким трудом, еще больше увеличился. Теперь он перевалил за пять метров. Запас плавучести иссякал. По нашим подсчетам, «Красный Кавказ» отяжелел уже почти на две тысячи тонн. Две тысячи! Более одной трети водоизмещения! А море по-прежнему неистовствовало. От ударов волн весь корпус «Красного Кавказа» содрогался; звенели и мигали лампочки в коридорах.

Опять пробираюсь к переборке у сто четвертого шпангоута. В одном из помещений сталкиваюсь с Григорием Ильичом Купцом. Главный механик мокр с головы до ног. Оказывается, он разыскивает меня, звонил электрикам, и те подсказали ему верное направление. Не сгущая красок, Григорий Ильич доложил, что, несмотря на принятые меры, вода продолжает поступать в корабль.

— Особых разрушений, кажется, нет, а дифферент увеличивается, — подытожил механик.

Этот разговор мы вспомнили позже, когда в доке осушили все отсеки корабля. Тут-то и обнаружилось, что разрушения все-таки были. И какие! Площадь отдельных пробоин, до которых мы не могли добраться на ходу, достигала нескольких квадратных метров. Конечно, никакие водоотливные средства нам бы не помогли. Крейсер спасли лишь его отлично рассчитанная конструкция и героические усилия экипажа. [96]

Итак, дифферент увеличивался! Люди работают без устали, а корабль медленно тонет! Надо запускать машины. Лежать в дрейфе больше нельзя.

— Попробуем дать ход, — предложил Купец, словно прочитав мои мысли.

Я поднялся на палубу. Старший помощник вопросительно посмотрел на меня. В нескольких славах я обрисовал создавшуюся картину. Агарков поддержал меня в решении идти на базу. Хорошо сказать — идти! Как идти, когда вода плещется у четвертой башни, когда вся корма, вплоть до флагштока, находится под водой!

— Вперед малый! — командую я.

«Красный Кавказ» ожил и медленно двинулся вперед. Рули не работают, приходится управлять махиной крейсера с помощью турбин. С беспокойством и затаенной надеждой на лучшее ожидаю сообщений снизу, из поста энергетики и живучести.

— Вода поступает незначительно! — докладывают оттуда.

Хорошая весть! Приказываю увеличить ход. Опять по живой цепочке краснофлотцев передается в машину команда. Томительные секунды — и усилившаяся дрожь корпуса свидетельствует о том, что скорость возросла. Мы идем! Пусть медленно, но все-таки идем! С каждым оборотом винта корабль приближается к спасительным родным берегам. Не сегодня, так завтра, но мы дойдем до Новороссийска!..

Недолго я тешил себя этой мыслью. Снизу вновь поступило тревожное сообщение: море опять ринулось в корабль. Пришлось опять останавливать машины и ложиться в дрейф. И снова в помещениях «Красного Кавказа» раздался грохот кувалд, чавканье помп, отрывистые слова команд — моряки крейсера опять вступили [97] в борьбу с водой. И еще не раз нам приходилось дрейфовать по воле ветра и волн с остановленными турбинами и ждать, пока море отступит перед волей и непреклонностью людей. ..

И все-таки мы дошли! Была глубокая ночь на 5 января 1942 года, когда перед нами открылся Новороссийск. Позади остался многомильный путь тяжелейших испытаний. Экипаж «Красного Кавказа» выдержал их и победил. Перед нами отступило все — обстоятельства, злая воля, огонь и вода. На боевых постах крейсера стояли насмерть уставшие люди. Покрытые ранами, промокшие и обожженные, они тем не менее довели корабль до родного причала. О них в эту ночь думал я. О тех, кого не сломили поистине нечеловеческие трудности, выпавшие на их долю, чей богатырский дух и непоколебимая стойкость принесли победу нашему оружию в величайшей из войн…

Радиограммой в штаб флота я доложил о нашем прибытии и о положении дел на «Красном Кавказе». В ней же я просил выслать буксир для проводки крейсера в порт. Сделать это самостоятельно мы не могли: всякий маневр под двумя машинами на сложном и к тому же заминированном фарватере исключался.

Но ответная радиограмма из штаба, скажем мягко, озадачила меня. В буксире нам отказывали. Более того, мы получили приказ следовать в Туапсе! Не знаю, чем руководствовался тогда штаб, но приказы, как известно, не обсуждаются.

Туапсе. Семьдесят миль по штормящему морю. Малым ходом, всего под двумя машинами. Волны, словно гигантские молоты, бьют в корабль. Через пробоины с силой устремляются во внутренние помещения, прогибают переборки. Чудом держится «Красный Кавказ». Держится, подпираемый крепкими матросскими [98] плечами. А ночи не видно конца. И повсюду вода, вода…

Утром 5 января «Красный Кавказ» пришвартовался в Туапсе. Неузнаваемый вид имел крейсер. Полузатопленный, покрытый толщей льда, с разрушенными надстройками, с рваными пробоинами, из которых: высовывались брезентовые пластыри, парусиновые матросские койки, свернутые в комок шинели и бушлаты — все, чем моряки преграждали путь воде.

В Туапсе нас ожидали, и не успели мы завести швартовы, как на борт крейсера поднялись представители аварийно-спасательного отдела, чтобы начать безотлагательную работу по осушке корабля. На верхнюю палубу поставили две мощные мотопомпы общей производительностью около 800 тонн в час; кроме того, прибыли два буксира с такими же помпами, и работа закипела.

Одновременно с откачкой воды водолазы начали подводное цементирование поврежденных мест корпуса. Надо отметить, что этот вид работ ранее не применялся на флоте. Наши тяжелые водолазы впервые применили подводное цементирование, которое впоследствии стало широко использоваться повсеместно.

Во время цементирования была основательно осмотрена подводная часть корабля. Тогда-то и открылась полная картина повреждений, полученных «Красным Кавказом» за последнюю неделю. Самыми тяжелыми оказались три пробоины от бомб в корме. Заделать их своими силами мы не могли. Здесь требовался ремонт основательный, капитальный, а мы для этого не располагали нужными средствами. Поэтому командование флота распорядилось перебросить крейсер в Поти, где располагался судоремонтный завод с доками и необходимым оборудованием. Пока же мы занимались откачкой воды и заделыванием мелких пробоин, что [99] должно было обеспечить крейсеру запас плавучести на время перехода в Поти.

Работа проходила в сложных погодных условиях. Свирепствовали зимние штормы, после которых море долго не успокаивалось. Постоянно приходилось бороться с сильнейшими накатами, грозившими сорвать «Красный Кавказ» со швартовов и разбить о мол. Чтобы этого не случилось, между кораблем и молом в воду сбрасывался лес. Бревна смягчали удары и через тридцать-сорок минут превращались в кашу. Пока эта многотонная подушка не уносилась волнами, корабль был в относительной безопасности. Затем начиналось все сначала. За короткое время было подвезено и сброшено в воду двенадцать вагонов леса. Позднее в портовых складах отыскали огромные тюки с манильским волокном. Их обмотали стальными тросами и использовали в качестве своеобразных кранцев.

25 января 1942 года «Красный Кавказ» отпраздновал свое десятилетие. Итоги нашей боевой деятельности были внушительными. С начала войны крейсер участвовал более чем в пятидесяти походах и прошел за это время восемнадцать тысяч миль. И каких миль! Огненных! Огнем своих орудий мы разгромили две крупные железнодорожные станции, пять дальнобойных и полевых батарей, два склада с боеприпасами и снаряжением. Двести с лишним раз на крейсер налетали фашистские самолеты. Они сбросили на него почти две тысячи бомб, но ни одна из них не попала в цель! Значит, славно поработали зенитчики и рулевые, сигнальщики и машинисты «Красного Кавказа». Но и это не все. Крейсер перебросил в разные места фронта свыше пятидесяти тысяч человек подкрепления и десанта. Целую армию! И, конечно, трудно было пересчитать те вагоны с продовольствием и боеприпасами, которые мы [100] доставили гарнизонам и жителям Одессы, Севастополя, Феодосии. Словом, нам было что вспомнить в юбилей.

И вот теперь ремонт. Но для этого нам предстоял еще один переход. Последний. В Поти. Неблизко, но теперь мы чувствовали себя уверенней, потому что в помощь «Красному Кавказу» придавался танкер «Москва». Он должен был отбуксировать крейсер по назначению.

28 января мы покинули Туапсе. И этот переход оказался очень тяжелым. На море по-прежнему не утихал шторм, а устойчивость «Красного Кавказа» значительно снизилась, ибо на палубу погрузили два десятка тяжелых станков, необходимых для ремонта, и огромные катушки со свинцовым кабелем. Топливные же цистерны «Красного Кавказа» были пусты, и палубный груз, таким образам, ничем не уравновешивался. Это в значительной мере повлияло на мореходные качества корабля. Достаточно сказать, что на переходе крен иногда достигал 25 градусов. Конечно, снова не выдержали наши временные крепления, и аварийным группам снова пришлось двое суток вести борьбу с водой.

Но вот перед нами Поти. Танкер передает нас портовым буксирам. И здесь начинается последний акт напряженнейшей семидневной драмы. Море с яростью сопротивляется попыткам буксиров ввести «Красный Кавказ» в гавань. Огромной силы накат тащит нас прочь от берега. Трос, закрепленный за кнехты, вырывает «с мясом». Заводим второй трос — на этот раз за барбет первой башни, но он лопается, как простая веревка.

Из гавани спешит на помощь мощный буксир. Толстенный трос пропускается через швартовное устройство — полукип. Рывок. Трос вместе с вырванным полукипом падает в воду. Неизвестно, сколько времени продолжалась [101] бы эта борьба. Но фортуна наконец обернула к нам свое лицо — стих ветер. Ведомый буксирами, «Красный Кавказ» медленно вошел в гавань.

Нелегко было у меня на душе; невесело смотрели собравшиеся на палубе командиры и краснофлотцы: их родной корабль впервые возвращался в порт на буксире. Искалеченный, со следами многочисленных пожаров, с пробоинами, которые, как раны, зияли в его закопченных, помятых и ободранных бортах. Нет ничего горше для моряка, как видеть свой корабль в таком состоянии!

Медленно, очень медленно буксир втягивает «Красный Кавказ» в гавань; медленно проплывают мимо нас причалы и портовые сооружения. Глаз фиксирует их машинально, устремляясь вперед, где вот-вот покажутся корабли эскадры. Наконец гавань вся открывается нашему взору. Сейчас корабли увидят «Красный Кавказ». Увидят на поводу у буксира…

Отгоняя грустные мысли, стараюсь ни словом, ни делом не выдать охвативших меня чувств. Командир есть командир, и никто не должен видеть его уныния или мимолетной слабости. Мы сделали все, что могли, и наши раны — раны непобежденного бойца.

Но что это? Почему гремит музыка встречного марша, а над кораблями эскадры вьются флаги расцвечивания? Почему экипажи выстроены вдоль бортов? Встречают? Но кого?

Видимо, эта мысль промелькнула у всех на «Красном Кавказе». Но уже в следующий момент все сомнения покинули нас: на флагмане, а затем и на остальных кораблях взвились сигналы: «Да здравствует героический крейсер «Красный Кавказ»!», «Слава героям Феодосии!» Вслед за этим с кораблей грянуло могучее «ура!». [102]

Скажу прямо — мы были глубоко тронуты такой встречей. Семь суток продолжалась одиссея «Красного Кавказа», семь долгих дней и ночей мы противостояли врагу, морю и огню. И победили. И сейчас, смертельно уставшие, покрытые ранами, краснокавказцы воспаленными глазами смотрели на шеренги встречающих и не замечали катившихся по щекам слез. Это не были слезы слабости. Их стыдятся. То были слезы высшего счастья, которыми плачут воины, вернувшиеся из битвы, победившие в ней; то были неудержимые слезы скорби, которые сопутствуют каждой победе, ибо ее торжество взывает к памяти павших… [103]

Славка Макгилливрея | Полевой справочник Audubon

Справочник по птицам Северной Америки

Взрослый мужчина. Фото: Грег Шехтер/Flickr (CC BY 2.0)

Об этой птице О Климатическая уязвимость Климат Узнать больше Учиться

Статус консервации Все еще обычен в своем ареале, хотя некоторые исследования показали небольшое снижение численности.
Семья Лесные славки
Среда обитания Низкий густой подлесок; тенистые заросли. Гнездится в зарослях ивы и ольхи, у истоков ручьев или на опушках хвойного или смешанного леса. Предпочитает новый рост на вырубленных или выжженных участках (особенно с мертвыми и упавшими деревьями), кустарниковых зарослях вблизи низкой влажности и заросших горных каньонах. Зимой в тропиках встречается в подлеске предгорий и гор.

Крадущийся в густых западных зарослях, иногда его трудно увидеть, но его легко обнаружить по его торопливой песне и жесткому позывному. Близкий родственник скорбящей камышевки Востока, заменивший ее со Скалистых гор на запад. В отличие от траурной, этот вид часто наблюдается в значительном количестве во время миграции, особенно ранней осенью, когда практически в каждом зарослях на юго-западе обитает одна (но только одна) славка Макгилливрея.

Фотогалерея

Пищевое поведение

Кормится в основном близко к земле в густых зарослях, выискивая насекомых на ветвях и среди листвы. Подпрыгивает при поиске насекомых на земле. На зимовках особи защищают нагульные территории и кормятся обычно в одиночку.


Яйца

Обычно 4, иногда 3-5, редко 6. Кремово-белые с коричневыми пятнами, крапинками или вкраплениями. Насиживает одна самка, около 11-13 дней. По-видимому, воловьи птицы обычно не паразитируют в гнездах этой камышевки. Молодой: Оба родителя кормят птенцов. Молодые покидают гнездо около 8-9 лет.дней после вылупления.


Молодняк

Птенцов кормят оба родителя. Молодые покидают гнездо примерно через 8-9 дней после вылупления.

Диета

В основном насекомые. Детали рациона малоизвестны, несомненно, питается в основном насекомыми. Известно, что они едят жуков-щелкунов, навозных жуков, люцерновых долгоносиков, блошек, гусениц и других насекомых. Молодые птицы в Колорадо берут сок из отверстий в ивах, просверленных сапсосами.


Гнездование

Самец часто поет во время сезона размножения, чтобы защитить территорию гнездования. Гнездовье хорошо спрятано в густых кустарниках, часто размещают в прямостоячих развилках саженцев пихты, кустарниковых дубов, ольх, салала, аронии или спиреи. Обычно на высоте 2-3 фута над землей, иногда ниже или на высоте до 5 футов. Часто в тенистых сырых местах или среди высоких сорняков и папоротников. Гнездо представляет собой неплотно сконструированную открытую чашу из стеблей сорняков, обрывков коры и сухой травы; покрыты мелкой травой, корешками и волосами. Оба пола, вероятно, помогают строить гнездо.

Иллюстрация © Дэвид Аллен Сибли.
Узнайте больше об этих чертежах.

Текст © Кенн Кауфман, адаптировано из
Жизнь североамериканских птиц

Загрузите наше приложение Bird Guide

Миграция

Вероятно, мигрирует в основном ночью. Миграция распространяется на длительный период как весной, так и осенью.

  • Все сезоны — общий
  • Все сезоны — Необычный
  • Разведение — Обычный
  • Размножение — редко
  • Зима — Обычный
  • Зима — редкость
  • Миграция – общий
  • Миграция — нечасто

См. полностью интерактивную карту миграции этого вида в Bird Migration Explorer.

Узнать больше

Песни и звонки

Песня: пение дерева, дерева, дерева, дерева, сладкого сладкого! Звонок громкий тик, более резкий, чем крики большинства других западных славок.
Аудио © Лэнг Эллиотт, Боб Макгуайр, Кевин Колвер, Мартин Стюарт и другие.
Узнайте больше об этой коллекции звуков .

Как изменение климата изменит ареал камышевки Макгилливрея

Ученые Одюбона использовали 140 миллионов наблюдений за птицами и сложные климатические модели, чтобы спрогнозировать, как изменение климата повлияет на ареал этой птицы в будущем.

Увеличьте масштаб, чтобы увидеть, как текущий ареал этого вида будет смещаться, расширяться и сокращаться при повышении глобальной температуры.

Климатические угрозы рядом с вами

или

АлабамаАляскаАризонаАрканзасКалифорнияКолорадоКоннектикутДелавэрФлоридаГрузияГавайиАйдахоИллинойсИндианаАйоваКанзасКентуккиЛуизианаМэнМэрилендМассачусетсМичиганМиннесотаМиссисипиМиссуриМонтанаНебраскаНевадаНью-ГэмпширНью-ДжерсиНью-МексикоНью-ЙоркСеверная КаролинаСеверная Да котаОгайоОклахомаОрегонПенсильванияРод-АйлендЮжная КаролинаЮжная ДакотаТеннессиТехасЮтаВермонтВирджинияВашингтонВашингтонЗападная ВирджинияВисконсинВайомингОнтариоКвебекНовая ШотландияНью-БрансуикМанитобаБританская КолумбияОстров принца ЭдуардаСаскачеванАльбертаНьюфаундленд и ЛабрадорСеверо-Западные территорииНунавут ЮконАгуаскальентесНижняя КалифорнияЮжная Нижняя КалифорнияКампечеЧиапасЧиуауаКоауилаКолимаМехико ДурангоГуанахуатоГеррероИдальгоХалискоМексикаМичоаканМорелосНаяритНуэво-ЛеонОахакаПуэблаКеретароКинтана-РооСан-Луис-ПотосиСиналоаСонораТабаскоТамаулипасТлакс калаВеракрусЮкатанСакатекас

Климатические угрозы, с которыми сталкивается камышевка Макгилливрея

Выберите температурный сценарий ниже, чтобы увидеть, какие угрозы повлияют на этот вид по мере увеличения потепления. Те же самые угрозы, связанные с изменением климата, которые подвергают риску птиц, коснутся и других диких животных и людей.

Этим птицам нужна ваша помощь

Получите Audubon в своем почтовом ящике

Мы будем присылать вам последние новости о птицах и их охране.

Адрес электронной почты

Найдите ближайший к вам Audubon

Посетите местный центр Audubon, присоединитесь к отделению или помогите спасти птиц в рамках государственной программы.

Исследуйте сеть

Стать членом Audubon

Преимущества членства включают один год журнала Audubon и последние новости о птицах и их среде обитания. Ваша поддержка помогает обеспечить будущее птицам, находящимся в опасности.

Присоединяйтесь сегодня

Краснолицая славка | Полевое руководство Audubon

Путеводитель по птицам Северной Америки

Взрослый. Фото: Алан Шмирер/Flickr (CC0 1.0)

Об этой птице О Климатическая уязвимость Климат Узнать больше Учиться

Статус консервации За последние десятилетия немного расширил свой ареал гнездования на север в Аризоне. Может быть уязвим к потере среды обитания в горных лесах Мексики.
Семья Лесные славки
Среда обитания Редкие сосново-дубовые леса в высокогорье. В нашем районе гнездится в основном в лесах из пихты Дугласа, ели Энгельмана, сосны желтой и сосны белой юго-западной на высоте от 6400 до 9000′, в основном там, где среди хвойных растут небольшие рощицы лиственных деревьев, таких как дуб, клен или осина. Зимой в тропиках встречается в лесах из сосны, дуба, ольхи и других деревьев, на возвышенностях в горах.

В Нью-Мексико и Аризоне бойкая песня краснолицой славки звучит летом, в лиственных рощах, окруженных хвойным лесом, высоко в горах. Эта птица и горихвостка, оба мексиканские пограничные деликатесы, — наши единственные славки, окрашенные в ярко-красный цвет. У обоих, в отличие от многих камышевок, самки почти или почти так же ярко окрашены, как и самцы. Несмотря на свою бросающуюся в глаза окраску, оба делают, казалось бы, рискованный шаг, размещая свои гнезда на земле.

Фотогалерея

Кормовое поведение

Предпочитает кормиться на деревьях с густой листвой. Активно ищет внешние части ветвей и веток, а также парит в воздухе, чтобы собрать насекомых с листвы. Время от времени большую часть своей добычи он совершает, вылетая за насекомыми в воздухе. Летом самцы, как правило, кормятся выше, чем самки, делая паузы, чтобы петь во время кормления. Когда не гнездится, обычно кормится в смешанных стаях с другими птицами.


Яйца

Обычно 3-4. Розовато-белый, с коричневыми крапинками. Насиживает только самка, 13-15 дней, иногда 12-17 дней. Янг: Вскормлены обоими родителями. Покиньте гнездо через 11-13 дней после вылупления. Родители могут разделить птенцов, при этом каждый взрослый будет обслуживать половину выводка до 4-5 недель. Все птенцы покидают гнездовья к началу августа в Аризоне, хотя взрослые особи все еще находятся на территории. Возможно 1 выводок в год.


Молодняк

Кормят обоих родителей. Покиньте гнездо через 11-13 дней после вылупления. Родители могут разделить птенцов, при этом каждый взрослый будет обслуживать половину выводка до 4-5 недель. Все птенцы покидают гнездовья к началу августа в Аризоне, хотя взрослые особи все еще находятся на территории. Возможно 1 выводок в год.

Диета

Вероятно, в основном насекомые. Диета в деталях неизвестна, но, несомненно, в основном питается насекомыми. Гусеницы могут иметь важное значение в рационе; птенцов кормят множеством маленьких зеленых гусениц. Также питается мелкими мухами, цикадками и другими насекомыми.


Гнездование

В большинстве районов самцы защищают гнездовья пением. Сообщается, что в некоторых местах самцы не очень сильно защищают территорию, регулярно пересекая места гнездования друг друга и даже собираясь в свободные поющие группы, чтобы привлечь самок. Гнездо: На земле, хорошо спрятано у основания куста, скалы, пучка травы, ствола дерева или под бревном. Обычно размещают в листовой подстилке на склоне или крутом берегу. Открытая чашечка, построенная самкой на массе сухих листьев и хвои; построенный из травы, сорняков и коры, выстланный растительными волокнами и волосами.

Иллюстрация © Дэвид Аллен Сибли.
Узнайте больше об этих чертежах.

Текст © Кенн Кауфман, адаптировано из
Жизнь североамериканских птиц

Загрузите наше приложение Bird Guide

Миграция

В наши края мигранты прибывают в апреле, а уезжают в основном до середины сентября. Мигрантов очень редко можно увидеть в низинах.

  • Все сезоны — общий
  • Все сезоны — Необычный
  • Разведение — Обычный
  • Размножение — редко
  • Зима — Обычный
  • Зима — редкость
  • Миграция – общий
  • Миграция — нечасто

См. полностью интерактивную карту миграции этого вида в Bird Migration Explorer.

Узнать больше

Песни и звонки

Песня представляет собой серию богатых нот: сладкий-сладкий-сладкий-вита-вижу-вижу, как у желтой камышевки. Звонок — громкий чуп.
Аудио © Лэнг Эллиотт, Боб Макгуайр, Кевин Колвер, Мартин Стюарт и другие.
Узнайте больше об этой коллекции звуков .

Как изменение климата изменит ареал красномордой славки

Ученые Одюбона использовали 140 миллионов наблюдений за птицами и сложные климатические модели, чтобы спрогнозировать, как изменение климата повлияет на ареал этой птицы в будущем.

Увеличьте масштаб, чтобы увидеть, как текущий ареал этого вида будет смещаться, расширяться и сокращаться при повышении глобальной температуры.

Климатические угрозы рядом с вами

или

АлабамаАляскаАризонаАрканзасКалифорнияКолорадоКоннектикутДелавэрФлоридаГрузияГавайиАйдахоИллинойсИндианаАйоваКанзасКентуккиЛуизианаМэнМэрилендМассачусетсМичиганМиннесотаМиссисипиМиссуриМонтанаНебраскаНевадаНью-ГэмпширНью-ДжерсиНью-МексикоНью-ЙоркСеверная КаролинаСеверная Да котаОгайоОклахомаОрегонПенсильванияРод-АйлендЮжная КаролинаЮжная ДакотаТеннессиТехасЮтаВермонтВирджинияВашингтонВашингтонЗападная ВирджинияВисконсинВайомингОнтариоКвебекНовая ШотландияНью-БрансуикМанитобаБританская КолумбияОстров принца ЭдуардаСаскачеванАльбертаНьюфаундленд и ЛабрадорСеверо-Западные территорииНунавут ЮконАгуаскальентесНижняя КалифорнияЮжная Нижняя КалифорнияКампечеЧиапасЧиуауаКоауилаКолимаМехико ДурангоГуанахуатоГеррероИдальгоХалискоМексикаМичоаканМорелосНаяритНуэво-ЛеонОахакаПуэблаКеретароКинтана-РооСан-Луис-ПотосиСиналоаСонораТабаскоТамаулипасТлакс калаВеракрусЮкатанСакатекас

Климатические угрозы, с которыми сталкивается краснолицая славка

Выберите температурный сценарий ниже, чтобы увидеть, какие угрозы повлияют на этот вид по мере увеличения потепления.