Trojden | Города и горожане: Баранов П. А.
Вспомните! Особенности возникновения городов в средневековой Европе.
1. Какими были города Древней Руси?
Города на Руси возникали так же, как и в Западной Европе: у переправ, на торговых путях, на развилках дорог…
В чем вы видите отличие городского жителя от деревенского (в начале 1-го тыс.)?
Как вам известно, многие западноевропейские города возникали на месте старых римских городских поселений или римских крепостей — Лондон, Кельн, Арль, Марсель, Равенна… Безусловно, идти по уже проложенным «следам» всегда легко. Ведь в таких центрах сосредоточивалось наиболее подготовленное в хозяйственном отношении население, наиболее грамотные люди, военные, юристы. С переходом этих римских городских центров под власть варваров их экономический и культурный потенциал был поставлен на службу новым властям.
Слово «город» происходит от слова «городьба». Следовательно, первоначально городами называли поселения, огороженные стенами.
На карте «Древнерусское государство в конце X — первой половине XI в.» (с. 70) найдите и опишите местоположение городов Древней Руси. В чем схожесть их географического положения?
Города на Руси были разными. В одних проживало лишь несколько сот человек. Количество жителей других городов (например, Киева, Новгорода) доходило до нескольких десятков тысяч.
Древнерусский город был совершенно не похож на наши современные города. Его центром являлось укрепление (крепость, кремль). Вокруг него были разбросаны городские районы — «концы», или «посады», состоящие из деревянных построек, обширных дворов, садов и огородов, незастроенных пустырей.
Вид древнерусского города. Реконструкция
Крепости, как правило, были деревянными и возводились на высоком месте, холме (горе), вблизи реки. Вокруг этой крепости селились бояре, богатые купцы и другие аристократы. Эта центральная часть города была хорошо укреплена, ее называли детинец. Концы и посады располагались ниже и составляли торгово-ремесленный подол (по долине). Эти предградья быстро развивались и росли уже в начале XI в. Все, кто жил за городской городьбой, назывались горожанами.
2. Кто жил в древнерусских городах?
Население древнерусского города состояло из ремесленников, торговцев (купцов), городского боярства, священнослужителей.
Ремесленники составляли основную массу горожан. Они работали вручную (то есть без помощи машин, сложных технических устройств). Каких только ремесленников не было в древнерусских городах! Кузнецы и плотники, кожевенники и гончары, «щитники» и «мостники»…
Чем занимались люди всех этих профессий?
Часто мастера одной профессии селились все вместе — в одном из «концов» города. До сих пор в некоторых старинных русских городах об этом напоминают улицы Гончарная, Кузнецкая, Оружейная и другие.
В основном ремесленники являлись свободными людьми.
В городе проживало много купцов. Среди них можно было встретить богатых, ведущих дальнюю торговлю с иностранцами. Их называли — гости. В другие страны русские гости везли кожи, воск, льняное полотно для парусов, замки, зеркальца, серебряные изделия. А из дальних краев в родной город они привозили шелковые ткани, дорогое оружие, драгоценные камни, благовония, пряности, украшения из цветного стекла, вино.
Были купцы, торговавшие по городам и весям (селам) Руси. Они доставляли в другие русские города и деревни то, чем славились их родные места. Новгородский купец вез меха, ремесленные изделия, киевский — пшеницу, торговец из Волыни — соль.
Были и мелкие торговцы, которые поставляли ремесленникам из близлежащих деревень сырье (кожевенникам — кожи, кузнецам — руду…), а также обеспечивали горожан продовольствием. Нелегким был труд купцов, некоторые из них богатели, но многие и разорялись.
Для того чтобы прокормить себя и свои семьи, ремесленникам и торговцам приходилось заниматься подсобным сельским хозяйством, охотой, рыболовством, бортничеством. Около своих домов они выращивали на огородах овощи, в садах — яблоки, вишню, малину…
За городской чертой находились поля, засеянные рожью или овсом, а также луга, на которых горожане пасли свой скот. Только часть продуктов питания и сырья, необходимого для ремесленного производства, они закупали в близлежащих селах и деревнях.
Гости древнерусского города. Современный рисунок
Подумайте, как были связаны друг с другом горожане и сельчане.
На городских площадях и улицах обязательно стояли церкви. Поэтому во всех концах города проживали священнослужители. Они составляли незначительную числом, но внушительную по весомости и нравственному авторитету часть городского населения.
В крупных городах проживали и иноземцы. В Киеве, Новгороде, Чернигове, Смоленске и некоторых других городах находились дворы иностранных купцов, улицы, где жили торговцы из южных стран, Германии, Полыни, Скандинавии и др.
3. Функции города
Прочтите пять определений древнерусского города и самостоятельно составьте свое определение.
Город — центр хозяйственной жизни Руси. Здесь развивалось ремесло и торговля.
Город — оборонительный центр на Руси. Все города были обнесены мощными стенами, имели сложную систему укреплений. В случае военной опасности за городскими стенами укрывались не только горожане, но и жители окрестных деревень.
Город — центр культуры на Руси. В городах строились храмы, писались иконы, учреждались первые школы. Здесь создавались летописи и литературные произведения. Именно в городах люди «осваивали» все новинки, пришедшие из-за границы.
Посад древнерусского города. Современный рисунок
Город — центр административной жизни Руси. Города являлись княжескими резиденциями. Сюда свозилась дань, здесь собирали мыт (пошлину) с торговых людей (за право торговать). Здесь князь творил «суд и расправу».
Город — центр политической жизни Руси.
Вопросы и задания
1. Вспомните материал из курса истории Средних веков и подумайте, сильно ли древнерусский город отличался от западноевропейского. При ответе опирайтесь на иллюстрации данного параграфа. 2. Кто жил в древнерусских городах? 3*. На основании дополнительной литературы составьте рассказ о возникновении одного из древнерусских городов.
Предыдущая
СтраницаСледующая
СтраницаОглавление
Олимпиада по истории в 7 классе
Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по истории 2016/2017 учебный год 7 класса
Желаем удачи!
Задание 1. Выберите по 1 правильному ответу в каждом задании (2 балла за каждый правильный ответ мах – 8 б.)
1.1 Основным внешнеполитическим противником Древней Руси со второй половины XI века стали:
А) хазары; | Б) печенеги; | В) половцы; | Г) аланы. |
Ответ: В
1.2. Наиболее распространенные литературные жанры Древней Руси:
Ответ: А |
1.3. Кто из названных пар были современниками:
А) Иван Грозный и Сергий Радонежский; Б) Иван III и Иван Федоров; | В) Дмитрий Донской и Сергий Радонежский Г) Иван Калита и Иван Пересветов. |
Ответ: В
1.4. Как называлась часть русского города, где жили торговцы и ремесленники?
А) починки; Б) хутор; | В) посад; Г) слобода. |
Ответ: В
Задание 2. Выберите несколько верных ответов в каждом задании 2 балла за каждое задание
(8 баллов)
2.1. Кто из перечисленных исторических персоналий относится к деятелям XV в.?
А. Дмитрий Донской
Б. Иван III
В. Пересвет
Г. Афанасий Никитин
Д. Владимир Мономах
Ответ: б,г
2.2. Какие события относятся к периоду Древней Руси?
А. битва на реке Калке
Б. первое упоминание о Москве
В. строительство Софийского собора в Новгороде
Г. Ледовое побоище
Д. Крещение Руси
Ответ В, Д.
Древнерусское государство 9-11 век
Феодальная раздробленность – н 12 – 13 вв
2. 3. Укажите политические предпосылки образования Московского централизованного государства
а. Политика московских князей;
б. Потребность феодалов в закрепощении крестьян;
в. Необходимость в развитии ремесла и торговли;
г. Рост городов как торгово-ремесленных центров;
д. Личные качества первых московских князей;
е. Превращение Москвы в религиозный центр Руси;
ж. Превращение Москвы в общенациональный центр борьбы за национальную независимости,
2.3. |
а, д, е, ж |
Задание 3. Что объединяет понятия. События, имена образующие каждый из представленных рядов? Дайте краткий ответ (2 балла за каждое задание, мах — 8)
1. Поляне, северяне, радимичи, варяги.
_____________________________________________________________________________
2. Закуп, смерд, рядович, дружинник, холоп. ____________________________ ____________________________________________________________________________
3.Рюрик, Радим, Синеус, Трувор_______________________________________
_____________________________________________________________________________
4. Дмитрий Донской, Сергий Радонежский, Батый, Андрей Рублёв___________
_____________________________________________________________________________
Задание 4. Расставьте имена правителей в хронологической последовательности (2 балла за каждую правильную позицию, мах — 8)
А. Михаил Романов Б. Борис Годунов В. Федор Иванович Г. Лжедмитрий 1
Ответ: ВБГА
Задание 5. Установите соответствие между цифрами и буквами (всего 15 баллов: за каждое правильное соответствие 1 балла).
5.1. Объединение Новгорода и Киева под властью одного князя
2. По его приказу был ослеплен его родственник – один из претендентов на московский престол
3. Перестал платить дань орде
4. Были установлены «погосты» и «уроки»
5. Руководил войсками на Куликовом поле
А) Андрей Боголюбский Б) Василий II Темный В) Дмитрий Донской
Г) Иван III Д) Княгиня Ольга Е) Олег Вещий
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Е | Б | Г | Д | В |
5.2 Соотнесите событие и дату
А. Отмена местничества | 1) 1471 г. |
Б. Сожжение Москвы Тохтамышем | 2) 1612 г. |
В. Созыв первого Земского собора | 3) 1382 г. |
Г. Сражение на р. Шелонь | 4) 1549 г. |
Д. Освобождение Москвы от поляков | 5) 1682 г. |
6) 1589 г. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
5.3 Соотнесите событие и его современника
А. осада Пскова войсками Стефана Батория | 1) Патриарх Никон |
Б. Стояние на р. Угре | 2) Даниил Галицкий |
В. Медный бунт | 3) Борис Годунов |
Г. Сожжение Батыем Рязани | 4) Митрополит Илларион |
Д. Строительство Софийского собора в Киева | 5) Юрий Долгорукий |
6) Иосиф Волоцкий |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Задание 6. Прочитайте отрывок из документа и ответьте на вопросы (1 бал за каждый заполненный попуск, мах — 8)
Царь совершил или задумывал много хорошего, умного, даже великого, и рядом с этим наделал еще больше поступков, которые сделали его предметом ужаса и отвращения… Разгром Новгорода по одному подозрению в измене, московские казни, убийство сына и митрополита Филиппа, безобразия с опричниками…
Как звали царя, о котором говориться в отрывке из сочинения историка В. О. Ключевского? _____________(2 балла)
Политика террора, которая упоминается в данном документе, называет
(2 балла)_________________________________
Какое название получила часть территории Русского государства, не включенная этим царем в свой личный удел? (2 балла) _____________________
Каковы результаты, политики террора, упоминаемой в тексте документа (2)
Ответ: усиление личной власти царя
обострение социально- экономических и внешне – политических противоречий
Задание 7. Прочитать текст. Заполнить пробелы с пропусками Текст с пропусками. Восстановите отрывок, вставив пропущенные слова (всего 10 баллов, 1 балл за каждое правильное слово или указание года).
Первый князь Древнерусского государства___1_постепенно присоединил к ___2__большую часть восточнославянских земель. Под его властью оказался путь «___3___». В ___4__ году князь совершил поход на столицу Византии __5__. В нем участвовало 2 тысячи судов, на которых размещалось 80 тысяч воинов. Византийцы, узнав о приближении русской рати, замкнули гавань ___6___ и укрылись за стенами города.
Тогда русский князь повелел вытащить корабли на берег и ___7__ . Попутный ветер погнал парусники руссов к стенам византийской столицы. Испуганные греки запросили мира. Князь __8__в знак победы ___9___к вратам города. Результатом похода стал торговый договор с Византией, который был заключен в ___10___ году.
1 | 3 | 5 | 7 | 9 |
2 | 4 | 6 | 8 | 10 |
1 Олег | 3 Из варяг в греки | 5 Константинополь | 7 поставил их на колёса | 9 Прибил щит |
2 Киев | 4 907 г. | 6 Константинополь | 8 Олег | 10 911 г. |
Задание 8. Внимательно рассмотрите карту и выполните задания. (2 балла за каждый правильно заполненный пропуск, мах — 16)
1. Определите, карта какого сражения здесь представлена. ( 2 балл) ______________________________
2. В каком году оно произошло? (2 балл) _____________________________________________________
3. Кто командовал русскими войсками? (2 балл)
4. Как в этом сражении проявился его полководческий талант? (2 балла) _________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
5. Каков итог битвы? (2балл) ______________________________________________________________
6. В чём историческое значение данного сражения? Укажите не менее двух значений. (6 балла) _________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
1. Определите, карта какого сражения здесь представлена. Ледовое побоище (битва на Чудском озере). (1 балл)
2. В каком году оно произошло? 1242 г. (1 балл)
3. Кто командовал русскими войсками? Как в этом сражении проявился его полководческий талант? Александр Невский.
4. Выбор места сражения, тактически верное расположение русских войск перед боем. (2 балла)
5. Каков итог битвы? Разгром рыцарей и предотвращение дальнейшего вторжения в русские земли. (1)
6. В чём историческое значение данного сражения? Укажите не менее двух значений. (4 балла)
Во-первых, в результате этой победы рыцарская экспансия на Русь была остановлена. Северо-западная граница Новгородской земли была надежно защищена как раз к тому времени, когда полчища монголов возвращались из Центральной Европы.
Во-вторых, победа русского войска на Чудском озере занимает особое место в истории русского военного искусства. Она является крупнейшим сражением Средневековья, классическим примером окружения и уничтожения главных сил противника. Победа была обеспечена превосходством в военной организации и тактике: умелым применением пехоты и выбором места сражения, целесообразным построением боевого порядка, четким взаимодействием отдельных его элементов в ходе сражения, высокой доблестью и мужеством русских воинов, выдающимся полководческим искусством Александра Невского.
В-третьих, Ледовое побоище было первым в истории примером разгрома рыцарей войском, состоявшим в основном из пехоты, что свидетельствовало о передовом характере русского военного искусства.
В-четвертых, Ледовое побоище предотвратило попытку римско-католической церкви насадить в Северо-Западной Руси католичество.
Задание 9. Учитель подготовил иллюстративный материал для презентации по теме: «Русь Московская» и предложил ученикам ответить на вопросы. (1 вопрос — 4 балла, 2,3,5-7 – 2 балла, 8 – 3 балла, мах -19 б)
событие № 1 событие №2
1.Определите по иллюстрации событие? (4 балла)
1 событие – сбор дани баскаком
2 событие – начало Куликовской битвы
2. – К какому периоду истории относится первое событие? 13 – 14 вв, татаро – монголкое завоевание
3. – Определите личность человека, который имеет прямое отношение к событию на иллюстрации №1 и запишите цифру – 2
4. – Назовите дату второго события. 8 сентября 1380.
5. – Назовите князя, который возглавлял русское войско во втором событии. Дмитрий Донской
6. — Определите личность человек, на иллюстрации выше, который имеет прямое отношение к событию №2 и запишите цифру – 4
7. – Ниже выберите карту сражения второго события и запишите цифру 1
8. — Каково историческое значение события №2 запишите не менее 2-х положений
Крах ордынско – литовских планов ослабления Руси
Импульс к дальнейшему объединению русских земель под властью Москвы
Создание предпосылок для освоборждения Руси от ордынской зависимости
Количество баллов _______
Члены жюри
______________________
______________________
______________________
Leave A Comment