Борьба за существование и естественный отбор.

Борьба за существование – сложные и многообразные взаимоотношения особей внутри вида, между видами и с неблагоприятными условиями неживой природы. Ч. Дарвин указывает, что несоответствие между возможностью видов к беспредельному размножению и ограниченностью ресурсов – главная причина борьбы за существование. Борьба за существование бывает трех видов:

Внутривидовая – приводит к сохранению популяции и вида за счет гибели или неучастия в размножении наименее приспособленных особей данного вида.

Примеры:

борьба за территорию
состязание за добычу
внутривидовой каннибализм
борьба за главенство в стае
борьба за обладание самкой

Внутривидовая борьба является самым жестоким видом борьбы, так как особи конкурируют между собой за одинаковые условия существования, одинаковые источники питания, одинаковые возможности размножения. Результатом этой борьбы является преимущественное право на размножение более приспособленных особей и гибель менее приспособленных.

Межвидовая – приводит к победе более жизнеспособных особей или популяции одного вида над менее жизнеспособной особью или популяцией другого вида.

Примеры:

вытеснение одного подвида другим
конкуренция между серой и черной крысами
конкуренция за свет
паразитизм
хищничество
каннибализм

Межвидовая борьба – это пример прямой борьбы за существование. Кроме указанных примеров между представителями различных видов может идти борьба за экологическую нишу. При этой борьбе никто, никого напрямую не уничтожает, но менее приспособленные к условиям существования оказываются без источника пищи, подходящей территории для размножения. В результате менее приспособленные популяции погибают.

Борьба с неблагоприятными условиями неживой природы – приводит к выживанию в изменившихся условиях неживой природы наиболее приспособленных особей, популяций и видов.

Примеры:

сезонная смена меха (линька) у млекопитающих
летняя и зимняя спячка у животных
сезонные перелеты птиц
видоизменение листьев

Борьба с абиотическими факторами проходит в природе постоянно, так как не бывает в природе абсолютно стабильных условий. Условия среды постоянно меняются и организм вынужден либо приспосабливаться к ним, либо погибнуть.

Естественный отбор – движущий фактор эволюции. Он заключается в том, что в борьбе за существование сохраняются и оставляют потомство особи наиболее приспособленные и погибают менее приспособленные. Хорошо изучены различные формы отбора:

Движущий отбор – обеспечивает приспособленность популяции и вида к однонаправленному изменению среды обитания. В результате этой формы отбора отбраковываются особи со средним и одним из крайних проявлений признака. Выживают и размножаются особи с другим крайним проявлением признака.

Примеры:

потемнение крыльев у бабочек пядениц в связи с промышленным загрязнением

появление вредителей, устойчивых к действию яда

Стабилизирующий отбор – обеспечивает сохранение приспособленности популяции к относительно стабильным условиям существования. Отбраковываются особи с двумя крайними проявлениями признака. Выживают и размножаются особи со средним проявлением данного признака.

Примеры:

соответствие частей цветка у растения данного вида размерам конкретного вида насекомого-опылителя
кистеперые рыбы и крокодилы практически не изменились миллионы лет

Разрывающая форма или дизруптивный отбор

– обеспечивает адаптацию различных группировок особей в популяции к разным комплексам условий среды. Отбраковываются особи со средним проявлением признака. Выживают особи, имеющие любое из двух крайних проявлений данного признака.

Примеры:

образование бескрылых и длиннокрылых островных насекомых (остальные сдуваются ветром в море и тонут)
формирование многих вариантов окраски внутри конкретной популяции у травяной лягушки (полиморфизм)

Для нормального существования любого вида необходимо постоянное воспроизведение его структурных единиц (популяций), а существование популяций напрямую зависит от размножения особей ее составляющих. Именно особи являются элементарными (наименьшими) единицами отбора.

В результате естественного отбора отбирается не какой-либо признак, а весь генотип в целом.

Ведь конечным результатом отбора является: с одной стороны – преимущественное право на размножение, а с другой стороны, рано или поздно, – гибель организма, и соответственно уничтожение его генов из популяции вида в целом.

Борьба за существование и естественный отбор – методическая разработка для учителей, Федорова Светлана

 
Тип урока: урок применения знаний и умений, коллективные формы работы.
Общие цели: продолжить формирование знаний учащихся о движущих силах эволюции.
Результат обучения: к концу урока учащиеся смогут назвать не менее двух ключевых идей естественного отбора и привести примеры видов борьбы, за существования, используя свои концептуальные карты, составленные при работе с онлайн-ресурсами сайтов

BilimLand. kz ,Twig-bilim.kz , itest.kz и сделают вывод о взаимосвязи движущих сил эволюции.
Задачи урока: Образовательная: формирование системы знаний о борьбе за существование и естественном отборе и их роли в эволюции.
Развивающая: продолжить работу по обучению учащихся умению отбирать главное, используя различные источники информации; оформлять работу в виде схемы-конспекта; публично защищать результаты творческой деятельности.
Воспитательная: формирование понимания развития своего интеллекта как ценностной характеристики современной личности.
Дидактическая: создать условия для осмысления новой учебной информации и ее применения в учебных ситуациях, проверки уровня усвоения системы знаний и умений.
Источники:
1.Учебники по биологии 11 класс Сатимбеков Р. и др.
2.  Онлайн — ресурсы BilimLand 
Материалы и оборудование: компьютер, проектор, экран, постеры, маркеры.
 
Этапы проведения занятия Адрес
Ресурса
Время
Действия преподавателя и действия участников
Оценивание
 
Напоминаю о критериальном оценивании
(приложение №2)
III. Изучение нового материала
Входной тест
по теме «Борьба за существование и естественный отбор» (распечатанный)

Вывод

2-3мин
Минуты
http://itest.kz/exam_test?test_id=186677219

1мин

Цель: проверить знание основного материала и привлечь внимание учеников (определенные знания есть из курса 9класса)
Естественный отбор — главная движущая сила эволюции. Борьба за существование по 6 вариантам
1вариант 1-5 вопрос
2вариант 6-10 вопрос
3вариант 11-15 вопрос
4вариант 16- 20
5вариант 21-25
6вариант любые 5 вопросов
Обращаю внимание учащихся на то, что тестовые задания iTest. kz были разработаны опытными преподавателями и методистами-консультантами, которые принимали участие в подготовке тестовых
заданий для ЕНТ поэтому могут использовать их дома при самостоятельной подготовке к экзаменам, особенно важным моментом является, наличие лекций по каждому разделу по всем предметам, что значительно может сэкономить время, если какой то материал подзабыт, его можно повторить, используя ресурсы сайта bilimland.kz. которые разработаны в доступной и интересной форме, что, несомненно, позволит в дальнейшем успешно сдать ЕНТ.
Проверка по ключу на интерактивной доске по вариантам
Тема знакома, но имеются незнакомые моменты, с которые Вы узнаете на этом уроке
Самостоятельная работа с учебником
Инструменты КМ
Прием Инсерт
5-6мин Цель: первичное осмысление и усвоение материала
Учащиеся знакомятся с материалами параграфа №13, №14 учебника и заполняют таблицу по приему Инсерт:
Приложение №3
Работа в группах с применением КМ
Толстые и тонкие вопросы

Разминка

Просмотр видео-материала

Анализ и синтез просмотренного материала с использованием флипчарта

5-7 минут

http://itest. kz/exam_test?test_id=186677219

1 минута

twig-bilim.kz

5-7мин
twig-bilim.kz

Цель: Развитие саморегуляции учащихся.
Учащиеся выполняют задания по группам, учитель консультирует и обеспечивает доступность всех ресурсов на данном этапе и всего урока.

Группа первая «Естественный отбор» (опережающий материал- формы естественного отбора )
Группа вторая «Эволюция»
Группа третья «Чарльз Дарвин»
Цель: Снижение утомляемости учащихся.
Учащиеся отдыхают под веселую разминку «Елочка».
Цель: Осмысление и осознание нового материала через визуализацию.
Включаю для просмотра основной фильм «Естественный отбор», чтобы ознакомить с основными аспектами данной темы.
Цель: Практическое использование изученного материала
Все эти ключевые факты, Вам, ничего не напоминают?
Приложение №5

Оценивание   Наблюдение за учащимися в процессе работы

Приложение№2

Критерии 3 балла 4 балла 5 баллов
Кластер составлен правильно,
имеются
незначительные неточности название не соответствует
содержанию
составлен правильно, имеются незначительные неточности название соответствует содержанию составлен совершенно правильно, название соответствует содержанию
Составление вопросов Составлено совершено верно, не менее 2 вопросов по каждой категории Составлено совершено верно, не менее 3 вопросов по каждой категории Составлено совершено верно, не менее 5 вопросов по каждой категории
Видеофильм Нашли 5-6 ключевых слов Нашли 7-8 ключевых слов Нашли 9-10 ключевых слов
Ответы на вопросы Ответили правильно на 4-5 вопросов Ответили правильно на 6-7 вопросов Ответили правильно на 8-9 вопросов

Приложение №3

Что знал? Что узнал?
   
 

Приложения 4 (источник http://itest.

kz/lekciya_estesstvennyj_otbor_glavnaya_dvizhushaya_sila_ehvolyuczii_borba_za_sushestvovanie_ru – лекция )
Группа первая «Естественный отбор»

Естественный отбор — это процесс, направленный на выживание более приспособленных и уничтожение менее приспособленных организмов. Материалом для отбора служат индивидуальные наследственные изменения. Вредные изменения снижают плодовитость и выживаемость особей, полезные — накапливаются в популяции. Отбор всегда имеет направленный характер: он сохраняет те изменения, которые наиболее соответствуют условиям окружающей среды, повышают плодовитость особей.
Отбор может быть индивидуальным, направленным на сохранение единичных особей с признаками, обеспечивающими успех в борьбе за существование в пределах популяции. Он может быть и групповым, закрепляющим благоприятные для группы признаки.
И. И. Шмальгаузен определил формы естественного отбора.
1. Стабилизирующий — направлен на поддержание средней нормы реакции признака против особей с крайними, отклоняющимися признаками. Отбор действует в постоянных условиях среды, консервативен, направлен на сохранение основных признаков вида в неизменности.
2. Движущий — приводит к закреплению уклоняющихся признаков. Отбор действует в изменяющихся условиях среды, приводит к изменению средней нормы реакции, эволюции вида.
3. Дизруптивный, разрывающий, — направлен на поддержание особей с крайними признаками и уничтожение особей со средними признаками. Действует в изменяющихся условиях, приводит к расколу единой популяции и образованию двух новых популяций с противоположными признаками. Отбор может привести к появлению новых популяций и видов. Любая форма отбора происходит не случайно, действует через сохранение и накопление полезных признаков. Отбор идет тем успешнее для вида, чем больше спектр изменчивости и больше разнообразие генотипов.

Задания первой группе

1. Составьте по своему материалу кластер и дайте ему название
2. Составьте вопросы низкого и высокого порядка (тонкие и толстые)

Группа вторая «Эволюция»

Борьба за существование.  Термин «борьба за существование» введен Ч. Дарвином и подразумевает взаимоотношения организмов с абиотическими и биотическими факторами среды. Борьба за существование является предпосылкой естественного отбора, который определяется как процесс избирательного выживания и размножения организмов. Выживание одних особей происходит за счет гибели других. Борьба за существование регулирует численность популяции особей и поддерживает ее на определенном уровне.
Внутривидовая борьба возникает между особями одного вида в популяции или между популяциями. Представители одного вида имеют сходные жизненные потребности, поэтому между ними возникает конкуренция за территорию, пищевые ресурсы, самку. Эта форма борьбы самая напряженная. Она приводит к выживанию наиболее приспособленных, а следовательно, сохранению их генотипа в популяции. Наиболее жестко она идет среди растений одного вида, населяющих одну территорию. Более сильные особи затеняют слабые, их корни глубже проникают в почву, лучше используют влагу и питательные вещества. Среди животных может наблюдаться истребление молодняка при избыточной численности, борьба за главенство в стае.
Межвидовая борьба идет между особями разных видов. Например, один вид использует другой в качестве источника пищи (хищник — жертва, паразит — хозяин). Острая конкуренция идет между видами, занимающими одну экологическую нишу. Это может иногда приводить к вытеснению одного вида другим с данной территории. Например, конкуренция разных хищников в одном лесу, угнетение сорными растениями культурных, борьба за пищу между двумя видами крыс — серой и черной.
Борьба с неблагоприятными условиями среды — давление, которое испытывает организм со стороны неживой природы (засуха, высокая или низкая температура, наводнение и т. д.). В создавшихся условиях выживают более приспособленные особи, а также те, которые лучше и быстрее адаптируются к изменяющимся условиям. Спячка, анабиоз, листопад, смена окраски и густоты шерсти, образование колючек вместо листьев — все эти приспособления направлены на выживание особи и вида в целом. Борьба с абиотическими факторами обостряет межвидовую и внутривидовую борьбу.

Задание 2 группе

1.Составьте по своему материалу кластер и дайте ему название
2.Составьте вопросы низкого и высокого порядка (тонкие и толстые)

Группа третья «Чарльз Дарвин»

Естественный отбор — это процесс, направленный на выживание более приспособленных и уничтожение менее приспособленных организмов. Материалом для отбора служат индивидуальные наследственные изменения. Вредные изменения снижают плодовитость и выживаемость особей, полезные — накапливаются в популяции. Отбор всегда имеет направленный характер: он сохраняет те изменения, которые наиболее соответствуют условиям окружающей среды, повышают плодовитость особей.
Отбор может быть индивидуальным, направленным на сохранение единичных особей с признаками, обеспечивающими успех в борьбе за существование в пределах популяции. Он может быть и групповым, закрепляющим благоприятные для группы признаки.
Борьба за существование. Термин «борьба за существование» введен Ч. Дарвином и подразумевает взаимоотношения организмов с абиотическими и биотическими факторами среды. Борьба за существование является предпосылкой естественного отбора, который определяется как процесс избирательного выживания и размножения организмов. Выживание одних особей происходит за счет гибели других. Борьба за существование регулирует численность популяции особей и поддерживает ее на определенном уровне.
Внутривидовая борьба возникает между особями одного вида в популяции или между популяциями. Представители одного вида имеют сходные жизненные потребности, поэтому между ними возникает конкуренция за территорию, пищевые ресурсы, самку. Эта форма борьбы самая напряженная. Она приводит к выживанию наиболее приспособленных, а следовательно, сохранению их генотипа в популяции. Наиболее жестко она идет среди растений одного вида, населяющих одну территорию. Более сильные особи затеняют слабые, их корни глубже проникают в почву, лучше используют влагу и питательные вещества. Среди животных может наблюдаться истребление молодняка при избыточной численности, борьба за главенство в стае.
Межвидовая борьба идет между особями разных видов. Например, один вид использует другой в качестве источника пищи (хищник — жертва, паразит — хозяин). Острая конкуренция идет между видами, занимающими одну экологическую нишу. Это может иногда приводить к вытеснению одного вида другим с данной территории. Например, конкуренция разных хищников в одном лесу, угнетение сорными растениями культурных, борьба за пищу между двумя видами крыс — серой и черной.
Борьба с неблагоприятными условиями среды — давление, которое испытывает организм со стороны неживой природы (засуха, высокая или низкая температура, наводнение и т. д.). В создавшихся условиях выживают более приспособленные особи, а также те, которые лучше и быстрее адаптируются к изменяющимся условиям. Спячка, анабиоз, листопад, смена окраски и густоты шерсти, образование колючек вместо листьев — все эти приспособления направлены на выживание особи и вида в целом. Борьба с абиотическими факторами обостряет межвидовую и внутривидовую борьбу.

Задание 3 группе

1.Выделить определения (стикерами)
2. Ответьте на вопросы, определите их категорию (источник www.itest.kz -тема «Естественный отбор — главная движущая сила эволюции. Борьба за существование»)

1.Взаимоотношения между особями разных видов — это пример борьбы за существование?
2.Как описать взаимоотношения между лианами и деревьями, стволы которых обвивают эти лианы?
3.Как Ч. Дарвин назвал выживание наиболее приспособленных к определённым условиями среды видов?
4.Какое тропическое растение, обладающее крупными одиночными цветками, является паразитом?
5.Какой вид борьбы за существование характерен для росянки?
6.Какой пример отражает межвидовую борьбу за существование?
7.Примером внутривидовой борьбы за существование служит..
8.Совокупность многообразных и сложных взаимоотношений между организмами и окружающей средой по Ч. Дарвину:
9.Назовите форму антагонистского сожительства организмов межвидовой борьбы за существование, которая с уществует при сожительстве двух организмов, когда один организм поселяется внутри тела другого организма:

Приложение №5

Ключевые факты (флипчарт) https://twig-bilim.kz/film/natural-selection-6339
Естественный отбор – **** обеспечения выживания **** в природе.
Особи *****, и эти различия передаются ****.
Организмы, что наиболее ***** окружающей среде, ******и ******.
Таким образом, большинство *****, необходимых для выживания, ***** из поколения в поколение.
Ключевые факты https://twig-bilim.kz/film/natural-selection-6339/
Естественный отбор – это способ обеспечения выживания сильнейших в природе.
Особи различаются, и эти различия передаются по наследству.
Те, что наиболее соответствуют окружающей среде, выживают и размножаются.
Таким образом, большинство генов, необходимых для выживания, передаются из поколения в поколение.

Три экологические проблемы и способы борьбы с ними — Защита окружающей среды

Три экологические проблемы и способы борьбы с ними

Уже много лет люди плохо обращаются с окружающей средой, которая их поддерживает, и загрязняют ее. Но широкая забота об окружающей среде может быть настолько подавляющей, что люди не знают, что делать или с чего начать что-то менять.

  • Эрих Лоусон
  • 25 ноября 2019 г.

В течение многих лет люди плохо обращались с окружающей средой, которая их поддерживает, и загрязняли ее. Но широкая забота об окружающей среде может быть настолько подавляющей, что люди не знают, что делать или с чего начать что-то менять.

Список проблем, окружающих нашу окружающую среду, можно продолжать, но есть три основных, которые влияют на большинство из них в целом: глобальное потепление и изменение климата; загрязнение воды и закисление океана; и потеря биоразнообразия. Эти три проблемы требуют немедленного внимания и активных действий с нашей стороны, чтобы обеспечить сохранение единственной пригодной для жизни планеты, которую мы называем своим домом. И сосредоточение внимания на этих трех основных темах окажет эффект на ряд более мелких экологических проблем, таких как неэффективные системы переработки и пищевые отходы.

Давайте рассмотрим три основные экологические проблемы и некоторые решения, которые могут помочь в борьбе с ними:

Глобальное потепление и изменение климата
Деятельность человека сделала глобальное потепление и изменение климата глобальной угрозой. Повышение уровня CO2 и других парниковых газов вызвало повышение средней глобальной температуры, экстремальные погодные явления, повышение уровня моря и другие негативные изменения. Эти изменения прямо и косвенно затрагивают все формы жизни. Загрязнение воздуха, земли и воды из-за чрезмерной вырубки лесов, индустриализации и переполнения свалок, что приводит к выбросам CO2 и увеличению выбросов парниковых газов, — все это основные причины этих экологических проблем. Вот несколько эффективных решений этих проблем:

  • Инвестировать и поощрять производство устойчивых технологий
  • Коммерческие и жилые здания должны быть направлены на достижение нулевого уровня выбросов или безотходного производства
  • Улучшите уплотнение отходов на свалках с помощью интеллектуальных технологий, таких как стационарные компакторы, которые помогают высвободить место для других конструктивных целей. Он поставляется с различной производительностью и конфигурациями для обработки различных объемов мусора
  • Увеличьте лесной покров, восстановите морские травы и увеличьте использование сельскохозяйственных покровных культур, чтобы уменьшить количество CO2 в атмосфере.

Загрязнение воды и окисление океана
Стремительное развитие городов, неправильная очистка промышленных сточных вод, разливы нефти, удаление химических и радиоактивных отходов и загрязнение пластиком являются одними из основных причин загрязнения воды. Сегодня нехватка воды и загрязнение воды представляют большую угрозу для человеческого существования во многих странах мира.

Воды океана поглощают около 30 процентов углекислого газа, выбрасываемого в атмосферу. Подкисление океана происходит, когда CO2, поглощаемый морской водой, подвергается ряду химических реакций, которые приводят к увеличению концентрации ионов водорода, что делает морскую воду более кислой. Это снижает содержание ионов карбоната в морской воде, что затрудняет построение и поддержание раковин моллюсков, глубоководных кораллов, устриц и других структур из карбоната кальция. Эти изменения в химическом составе океанской воды могут повлиять и на поведение других организмов. Это ставит под угрозу всю пищевую сеть океана. Ниже перечислены некоторые меры, которые могут помочь предотвратить загрязнение воды и закисление океана:

  • Практика более эффективных мер по локализации разливов
  • Сокращение стока ливневых вод и посадка деревьев вблизи водоемов для уменьшения эрозии почвы
  • Расширение сети, которая отслеживает измерение уровня кислотности, чтобы предоставить исследователям и производителям моллюсков долгосрочные данные о рН в режиме реального времени
  • Включить угрозы закисления океана в планы управления прибрежной зоной государств
  • Усиление мер по защите морской среды

Утрата биоразнообразия
Биоразнообразие помогает поддерживать баланс экосистемы и обеспечивает биологические ресурсы, которые имеют решающее значение для нашего существования. Разрушение среды обитания, изменение климата, загрязнение, вторичное вымирание и интродуцированные виды — вот лишь несколько способов, с помощью которых люди наносят ущерб биоразнообразию этой планеты. Утрате биоразнообразия можно противодействовать несколькими способами:

  • Правительство должно разработать и внедрить более строгую политику и законы, касающиеся сохранения биоразнообразия
  • Остановить разрушение среды обитания и способствовать ее восстановлению
  • Практика устойчивого образа жизни
  • Уменьшение количества инвазивных видов
  • Исследуйте инновационные способы сохранения биоразнообразия и информируйте об этом население

Осведомленность и адаптация — два ключевых шага к сохранению этого блага, называемого окружающей средой. Каждый из нас может и должен внести свою лепту в сдерживание последствий этих экологических проблем и обеспечить нашим будущим поколениям здоровую планету для жизни.


Об авторе

Эрих Лоусон очень заботится об окружающей среде и выступает за эффективную переработку. Он пишет на широкий круг тем, чтобы информировать читателей о том, как современное оборудование для переработки может быть использовано в промышленности для сокращения ежемесячных счетов за отходы и увеличения доходов от переработки. Вы можете узнать больше о методах сохранения окружающей среды, посетив его блог на сайте Compactor Management Company.

Оценка воздействия окружающей среды на здоровье

  • Главная/
  • Виды деятельности/
  • Воздействие на окружающую среду и здоровье

© ВОЗ / Анна Кари
Экологическое бремя болезней количественно определяет количество болезней, вызванных экологическими рисками.

© Кредиты

В 2016 г. 24% всех смертей в мире были связаны с окружающей средой. Факторы включают загрязнение воздуха, воду и санитарию, усиливающиеся периоды сильной жары и суровые погодные явления, вредное воздействие химических веществ и многое другое. Оценка бремени болезней, вызванных факторами окружающей среды, основывается на информации о воздействии и взаимосвязях воздействие-реакция.

Понимание того, насколько болезни и плохое здоровье могут быть связаны с изменяемыми экологическими рисками, может способствовать выявлению возможностей для предотвращения и должно придать импульс глобальным усилиям по поощрению надежных профилактических мер с помощью доступных политик, стратегий, вмешательств, технологий и знаний.

ВОЗ объединяет опыт и фактические данные для оценки экологического бремени болезней, что позволяет количественно определить количество заболеваний, вызванных экологическими рисками. Например, ВОЗ производит сопоставимые на международном уровне оценки воздействия на население во всем мире, в том числе работая с ЮНИСЕФ над оценками состояния воды и санитарии в рамках Совместной программы мониторинга водоснабжения, санитарии и гигиены (СПМ) и глобальных баз данных о загрязнении воздуха. ВОЗ также координирует разработку взаимосвязей между воздействием и реакцией, например регулярное обновление систематических анализов воздействия питьевой воды, санитарии и гигиены на здоровье. Этот тип информации затем объединяется для оценки глобального бремени болезней различных экологических рисков для здоровья.

Команды ВОЗ

Наша работа

Сборник руководств ВОЗ и других руководств ООН по охране здоровья и окружающей среды

Глобальный репозиторий мероприятий по созданию более здоровой окружающей среды и улучшению здоровья

Компендиум представляет собой исчерпывающую коллекцию имеющихся руководств ВОЗ и других организаций Организации Объединенных Наций (ООН) по улучшению здоровья путем создания более здоровой окружающей среды.