Этапы онтогенеза | Дистанционные уроки

30-Июл-2013 | комментария 3 | Лолита Окольнова

Онтогенез  — индивидуальное развитие организма от оплодотворения (при половом размножении) или от момента отделения от материнской особи (при бесполом размножении) до смерти.

 

По сути, онтогенез — это путь организма от зачатия и до смерти.

 

каррикатура


 

Термин «онтогенез» введен Эрнстом Геккелем в 1866 г.

Индивидуальное развитие (онтогенез) всегда находится под контролем генов.

В процессе онтогенеза реализуется генетическая информация, полученная от родителей.

 

Все клетки одного организма потенциально несут одну и ту же генетическую программу, но по мере развития организма разные его клетки используют разные части этой программы. На характер работы генов большое влияние оказывают условия внешней среды.

 

 

онтогенез

 

Гаметогенез — развитие половых клеток — гамет до момента, когда они становятся готовыми к оплодотворению.

 

Партеногенез — развитие организма из неоплодотворенной яйцеклетки.

 

Эмбриогенез — развитие организма от оплодотворения и до момента выхода из материнского организма (из зародышевой оболочки).

 

Рост — постэмбриональное развитие — накопление массы, изменение в размерах, становление обмена веществ и т.д. Метаморфозы = превращения. Для некоторых организмов очень важный этап (у бабочек — переход: гусеница — куколка — бабочка)

 

Старение — процесс постепенного нарушения функций организма, деградация систем организма.

 

Гаметогенез мы уже рассмотрели.

 

Перейдем теперь к следующему этапу.

 

Первый этап онтогенеза — Эмбриогенез

 

— онтогенез от оплодотворения до рождения

 

этапы эмбриогенеза

 

Итак, сперматозойд оплодотворил яйцеклетку. Гаплойдный набор гамет объединился и образовалась диплойдная

зигота .

 

этапы онтогенеза

 

бластуляция

 

Эта клеточка приступает к интенсивному дроблению — масса и объем зародыша остается постоянным, но внутри — быстрое увеличение (митоз) количества клеток — бластомеров . Образуется бластула.

 

этапы онтогенеза


 

Так, клеточки поднакопили, пора им форму придать… 🙂

 

гаструляция

 

Гаструляция — следующий этап онтогенеза. С делением закончили, теперь клетки интенсивно перемещаются, образуются пласты из этих клеток — зародышевые листки.

 

Образуется гаструла. Зародыш становится двух- или трехслойным (в зависимости от сложности организма), эти слои в будущем будут формировать органы.

 

Органогенез. Образование органов и систем органов.

 

Интересно, что первыми закладываются:

 

  • нервная трубка — будущая ЦНС (центральная нервная система),
  • хорда — будущий позвоночник и
  • кишечная трубка — будущая пищеварительная система.

 

нейрула

Образуется нейрула.

 

Это самые основные системы любого организма и, как видите, они закладывается уже тогда, когда у зародыша и органов-то еще нет…

 

Дальше идет накопление массы зародыша, дальнейшая дифференцировка, развитие и т.д.

 

Постэмбриональный этап онтогенеза

 

Развитие организма после появления на свет бывает

прямое и непрямое.

 

Прямое развитие  — характерно для млекопитающих, рептилий, птиц. Маленький организм отличается от взрослого только размерами и половым созреванием.

 

Непрямое развитие — развитие с метаморфозами (с превращениями).

каррикатура

Есть такое понятие — имаго — это взрослая особь. На свет появляется личинка, и она может ОЧЕНЬ отличаться от взрослого организма, может иметь такие органы, которые не присущи взрослому. Далее эта личинка претерпевает превращения — метаморфозы (полный или неполный метаморфоз), и уже в результате становится имаго — взрослой особью.

 

Такое развитие характерно, например,  для насекомых и земноводных.

 

Последующие процессы, такие как рост, будут рассмотрены для каждого типа животных отдельно.

 

Конечно, у каждого вида организма свое развитие, свой онтогенез. Есть схожие процессы, есть явные различия, но суть остается та же — развитие каждого организма определено генетической информацией, заложенной в половых клетках, которые, объединяясь, дают начало новому организму.

 

Путь организма от зачатия и до смерти определяется его генетической информацией.

 


 

 

 


 

Еще на эту тему:

Обсуждение: «Этапы онтогенеза»

(Правила комментирования)
Эмбриональное развитие, подготовка к ЕГЭ по биологии

От момента образования зиготы и до выхода зародыша из яйцевых оболочек длится эмбриональный период развития.

Эмбриональный период
Дробление зиготы

После того, как произошло оплодотворение — слияние сперматозоида и яйцеклетки, образовавшаяся зигота начинает интенсивно делиться. Ее множественные митотические деления называют дроблением.

Важная особенность дробления в том, что не происходит увеличение в размере зародыша: клетки дробятся (делятся) настолько быстро, что не успевают накопить цитоплазматическую массу. Дробление зиготы человека является полным неравномерным асинхронным.

Дробление зиготы

В результате дробления образуется морула. Морула (лат. morum — ягода тутового дерева) — клетка на стадии этапа дробления, когда зародыш представляет собой компактную совокупность клеток (без полости внутри).

Бластуляция

Бластуляция — заключительный период дробления, в который зародыш называется бластулой.

После очередных этапов многократного деления образуется однослойный зародыш с полостью внутри — бластула (греч. blastos — зачаток).

Стенки бластулы состоят из бластомеров, которые окружают центральную полость — бластоцель (греч. koilos — полый). Соединяясь друг с другом, бластомеры образуют бластодерму из одного слоя клеток.

Бластула и морула
Гаструляция (греч. gaster — желудок, чрево)

Гаструляцией называют стадию эмбрионального развития, в ходе которой клетки, возникшие в результате дробления зиготы, формируют три зародышевых листка: эктодерму, эндодерму и мезодерму.

Стенка бластулы начинается впячиваться внутрь — происходит инвагинация стенки. По итогу такого впячивания зародыш становится двухслойным. Двухслойный зародыш называется — гаструла. Полость гаструлы называется гастроцель (полость первичной кишки), а отверстие, соединяющее гастроцель и внешнюю среду — первичный рот (бластопор).

Гаструла

У первичноротых животных на месте первичного рта (бластопора) образуется ротовое отверстие. К первичноротым относятся: кишечнополостные, плоские, круглые и кольчатые черви, моллюски, членистоногие.

У вторичноротых на месте бластопора формируется анальное отверстие, а ротовое отверстие образуется на противоположном полюсе. К вторичноротым относят хордовых и иглокожих (морских звезд, морских ежей).

Первичноротые и вторичноротые

При впячивании части бластулы (инвагинации) клетки бластодермы мигрируют внутрь и становятся энтодермой (греч. entós — внутренний). Оставшаяся часть бластодермы снаружи называется эктодермой (греч. ἔκτος — наружный).

Между энто- и эктодермой из группы клеток начинает формироваться третий зародышевый листок — мезодерма (греч. μέσος — средний).

Гаструляция
Нейрула

Эта стадия следует за гаструлой. Ранняя нейрула представляет собой трехслойный зародыш, состоящий из энто-, экто- и мезодермы. На этапе нейрулы происходит закладка отдельных органов.

Важно отметить, что на стадии нейрулы происходит процесс нейруляции — закладывание нервной трубки. Нервная пластинка, образовавшаяся на ранних этапах, прогибается внутрь, при этом ее края сближаются и, замыкаясь, формируют нервную трубку.

Нейруляция

Итак, как уже было сказано, на стадии нейрулы закладываются отдельные органы. Эктодерма образует покровный эпителий и нервную пластинку, мезодерма — зачаток хорды, энтодерма — окружает полость первичной кишки (гастроцель), образуя кишечник.

Нейрула

Все три зародышевых листка требуют нашего особого внимания, а также понимания того, какие органы и структуры из них образуются.

Эктодерма (греч. ἔκτος — наружный) — наружный зародышевый листок, образует головной и спинной мозг, органы чувств, периферические нервы, эпителий кожи, эмаль зубов, эпителий ротовой полости, эпителий промежуточного и анального отделов прямой кишки, гипофиз, гипоталамус.

Мезодерма (греч. μέσος — средний) — средний зародышевый листок, образует соединительные ткани: кровеносную и лимфатическую системы, костную и хрящевую ткань, мышечные ткани, дентин зубов, а также выделительную (почки) и половую системы (семенники, яичники).

Энтодерма (греч. entós — «внутренний») — внутренний зародышевый листок, образует эпителий пищевода, желудка, кишечника, трахеи, бронхов, легких, желчного пузыря, мочевого пузыря и мочеиспускательного канала, печень и поджелудочную железу, щитовидную и паращитовидную железы.

Зародышевые листки и их производные

Из зародышевых листков образуются ткани, органы и системы органов. Такой процесс называется органогенезом. В период закладки органов важное значение имеет воздержание матери от вредных привычек (алкоголь, курение), которые могут нарушить процесс дифференцировки клеток и привести к тяжелейшим аномалиям, уродствам плода.

Некоторые лекарства также могут оказывать на плод тератогенный эффект (греч. τέρας — чудовище, урод), приводя к развитию уродств. Периоды закладки органов и система органов вследствие их большой важности носят название критических периодов эмбриогенеза.

Критический период эмбриогенеза
Анамнии и амниоты

Анамнии, или низшие позвоночные — группа животных, не имеющая зародышевых оболочек (зародышевого органа — аллантоиса и амниона). Анамнии проводят большую часть жизни в воде, без которой невозможно их размножение.

К анамниям относятся рыбы, земноводные.

Анамнии

Амниоты — группа высших позвоночных, характеризующаяся наличием зародышевых оболочек. К амниотам относятся пресмыкающиеся, птицы и млекопитающие.

Зародышевый орган, аллантоис, является органом дыхания и выделения.

За счет особых оболочек, развивающихся в ходе эмбрионального развития, амниона и серозы, у амниот формируется амниотическая полость. В ней находится зародыш, окруженный околоплодными водами. Благодаря такому гениальному устройству, амниотам для размножения и развития более не нужно постоянное нахождение в водоеме, они «обрели независимость» от него.

Амниоты

Развитие плода происходит в мышечном органе — матке, которая, сокращаясь во время родов, стимулирует изгнание плода через родовые пути. Питание осуществляется через плаценту — «детское место» — орган, который с одной стороны омывается кровью матери, а с другой — кровью плода. Через плаценту происходит транспорт питательных веществ и газообмен.

Соединяет плаценту и плод особый орган — пуповина, внутри которой проходят артерии, вены.

Плацента и матка

© Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2020

Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

Урок по биологии Онтогенез

МКОУ « Чумлинская СОШ»

План-конспект урока

«Онтогенез. Эмбриогенез». Урок с использованием ИКТ

Багатырова Гулбарият Абдуллаевна

учитель химии и биологии

МКОУ «Чумлинская СОШ» Кайтагского района.

2017

Цель: сформировать у учащихся представление об индивидуальном развитии организма.

Задачи. Обучающие – сформировать понятия онтогенез, эмбриогенез, постэмбриогенез, бластула, гаструла, нейрула, гистогенез, органогенез, морула, бластоцель; познакомить с периодами онтогенеза; охарактеризовать процессы, протекающие на стадиях эмбриогенеза; познакомить с законом зародышевого сходства.

Развивающие – продолжить формирование навыков работы с книгой, с дополнительной научной литературой, немыми таблицами, интерактивной доской; развивать умение готовить сообщения, анализировать рисунки учебника, обобщать и делать выводы, выявлять закономерности.
Воспитывающие – аккуратное оформление схем в тетради, показать отрицательное влияние алкоголя, никотина, лекарственных препаратов, применяемых без назначения врача на эмбрион.

Оборудование.   Таблицы «Индивидуальное развитие хордовых», «Взаимодействие развивающихся частей зародыша», «Зародышевые листки» (рисованная), мячик, Интерактивные

 Ход урока.

IОргмомент.

II. Актуализация знаний.

Сегодня на уроке мы продолжаем изучение темы «Размножение и развитие организмов».

Фронтальный опрос.

Вспомните:

— Что называется  размножением?

(Способность организма  воспроизводить себе подобных).

— Какие Вы знаете способы размножения?

(Бесполое и половое).

— В чём различие между бесполым и половым размножением?

(При бесполом размножении принимает участие одна особь и дочерние организмы наследуют   идентичную генетическую информацию материнской особи, а при половом –участие принимают два организма, которые производят гаметы и при слиянии гамет образуются особи с  генетической информацией от обоих родителей ).

— Что такое гамета?

(Половая клетка )

— Какие Вы знаете гаметы?

(Яйцеклетка  и сперматозоид или спермии).

— Где они образуются?

(В половых железах).

— Что называется оплодотворением?

(Процесс слияния гамет).

— При каких условиях происходит оплодотворение у животных?

(Одновременное созревание гамет, встреча гамет, определённая концентрация гамет).

— В чём биологическое значение оплодотворения?

(Восстановление диплоидного набора хромосом).

— Что образуется в результате  оплодотворения?

(Зигота).

— Что такое зигота?

(Это клетка с диплоидным набором хромосом, половина из которых получена от материнского организма , а половина – от отцовского).

Зигота – это одна клетка. Все живые организмы (грибы, растения, животные) начинают своё развитие с зиготы, то есть с одной клетки. О чём это свидетельствует?

(О родстве и единстве происхождения).

— Каким же образом из зиготы развивается целый организм? Из яйца курицы — цыплёнок, из икринки рыбы — малёк, из икринки лягушки – головастик, у млекопитающих – детёныш? Ведь зигота у большинства животных имеет микроскопические размеры, например, у млекопитающих 0,1 мм?

(Благодаря делению и росту клеток).

Правильно. Зигота претерпевает ряд изменений и благодаря  вначале делению клеток, затем росту и дифференцировке клеток формируется организм. Деление клеток – рост клеток – дифференцировка клеток – это основа онтогенеза. Цель урока : изучить процесс онтогенеза, периоды онтогенеза (подробно эмбриогенез), этапы онтогенеза и процессы, протекающие на этих этапах, познакомиться с явлением эмбриональной индукции и влиянием внешней среды на развитие зародыша (эмбриона). План урока на доске.

1. Онтогенез. Этапы онтогенеза.

2. Эмбриогенез. Стадии эмбриогенеза.

— дробление
— бластула 
— гаструла
— нейрула
— гистогенез и органогенез

3.Влияние частей развивающегося зародыша.

4. Влияние внешней среды на развитие зародыша.

III. Изучение нового материала. hello_html_1f4bb780.jpg

Онтогенез.

Слово учителя.

Онтогенез ( греч.ontos – сущее, genesis — происхождение) – процесс, присущий любому живому организму, независимо от сложности его организации.

— Что же такое онтогенез? Найдите определение в учебнике на стр.145.

(Онтогенез – это процесс индивидуального развития особи от момента её выделения в самостоятельный организм  и до конца жизни ).

Онтогенез одноклеточных организмов заключается в том, что возникшие после деления дочерние особи растут и в них происходит замена органелл материнского организма. В ходе онтогенеза у одноклеточных организмов (так же как и у многоклеточных) в ответ на изменения условий среды синтезируются определённые белки, меняется чувствительность к различным факторам внешней среды. В онтогенезе многоклеточных организмов выделяют два периода развития – эмбриональный (греч.embrion — зародыш ) и постэмбриональный. Эмбриональный период начинается с момента образования зиготы и до рождения или выхода из яйцевых оболочек. Он заключается в размножении клеток, их дифференцировке и формировании тканей и органов. Постэмбриональный период начинается с момента рождения или выхода из яйцевых оболочек и до смерти. Он заключается в развитии организма, взрослении, старости и смерти. Различные периоды онтогенеза по-разному выражены у разных многоклеточных. Например, у грибов, водорослей и лишайников зародыш отсутствует. Относительная продолжительность различных периодов онтогенеза также отличается. Так, у млекопитающих наиболее продолжительным является  постэмбриональный. У многих насекомых, наоборот, постэмбриональный короче, чем эмбриональный.(Подёнки). Рассмотрим подробнее этапы эмбриогенеза на примере эмбрионального развития ланцетника. (Схема на доске и в тетрадях).

hello_html_m3c6f5a2f.jpg

 Дробление  Бластула Гаструла Нейрула Гистогенез Органогенез

Этапы эмбриогенеза.

Работа с интерактивной доской — этапы эмбриогенеза.

— Дробление.

Первый этап эмбриогенеза называется дроблением, потому что образовавшиеся клетки не увеличиваются в размерах. Эти клетки называются бластомерами (греч. blastos – росток, meros – часть ) и сильно отличаются от клеток взрослого организма. Вдавление цитоплазмы, образующееся при делении клетки на две, получило название борозд дробления. Первая борозда дробления проходит в вертикальной плоскости и зигота делится на две одинаковые клетки − стадия двух бластомеров. Бластомеры не расходятся, а делятся второй бороздой дробления так же в вертикальной плоскости, образуя четыре бластомера, затем третьей бороздой дробления в горизонтальной плоскости все четыре бластомера делятся с образованием восьми бластомеров. В дальнейшем, т. е. начиная с четвертого деления, борозды дробления чередуются: вслед за горизонтальным дроблением всегда идет вертикальное и т. д., образуется многоклеточный зародыш.

— Каким способом клетки делятся?

(Митоз).

hello_html_m580b11dd.jpg

— Что предшествует митозу? 

(Интерфаза).

— Какие периоды интерфазы Вы знаете?

(Пресинтетический (G1), постсинтетический (G2), синтетический (S)).

Митотические деления следуют быстро одно за другим. Интерфазы очень короткие, в основном состоят из синтетического периода, где происходит редупликация ДНК,  постсинтетический период (G2)очень короткий, а пресинтетический (G1) отсутствует совсем. По мере увеличения числа клеток деление их становится неодновременным. Бластомеры все дальше и дальше отходят от центра зародыша, образуя полость. В конце дробления зародыш принимает форму пузырька со стенкой, образованной одним слоем клеток, тесно прилегающих друг к другу. Внутренняя полость зародыша, по началу (соприкасавшаяся) сообщавшаяся с внешней средой через щели между бластомерами, в результате их полного смыкания становится полностью изолированной.

Эта полость получила название первичной полости тела − бластоцель. Завершается дробление образованием одного многоклеточного зародыша − бластулы.

 — Бластула.

У разных организмов возникающие при дроблении бластомеры располагаются по-разному (это зависит от характера распределения питательных веществ в цитоплазме яйцеклетки). У ланцетника, лягушки, бластула представляет собой полый пузырек, оболочка которого образована одним слоем бластомеров. Внутри полость — бластоцель. У птиц, например, бластоцель практически отсутствует, и бластомеры плотно прилегают друг к другу, образуя плотный шар клеток. В этом случае говорят о моруле (лат.morum – тутовая ягода).

У всех животных по размерам бластула не отличается от зиготы, то есть клетки одинаковые по размерам.
— Почему клетки маленькие по размерам?

(Не происходит роста).

Так как митотическое деление зиготы и бластомеров не сопровождается ростом образовавшихся дочерних клеток до объема материнской, после каждого деления размеры бластулы уменьшались. То есть если диаметр зиготы 0,1 мм (млекопитающие), то и диаметр бластулы 0,1 мм. Когда число клеток бластулы достигает нескольких сотен тысяч (у разных видов по-разному), начинается следующая стадия − гаструляция (греч. gaster −желудок).
hello_html_1dff1810.jpg
— Гаструла.

Во время гаструляции продолжающие быстро размножаться клетки становятся очень подвижными и начинают быстро перемещаться относительно друг друга. Гаструляция происходит либо путём впячивания стенки бластулы внутрь (ланцетник) (демонстрация на детском мячике), либо путём перемещения клеток бластулы, либо путём иммиграции клеток в бластоцель. В результате гаструляции зародыш становится двухслойным, у него возникают чётко выраженные пласты клеток, называемые зародышевыми листками. Наружный  зародышевый листок – эктодерма (греч. ectos – снаружи, derma- кожа), внутренний – энтодерма (entos- внутри). У всех животных, кроме губок и кишечнополостных, вслед за гаструляцией или параллельно ей образуется третий зародышевый листок мезодерма (греч. mesos — средний), который образуется из клеток, лежащих на границе между эктодермой и энтодермой. В ходе гаструляции,  как и во время дробления, рост клеток не происходит и зародыш на этапе гаструлы по размерам схож с зиготой. Следующим периодом эмбриогенеза является гистогенез и органогенез.

  — Гистогенез и органогенез.

У позвоночных животных он начинается с образования зачатка нервной системы. Эта стадия носит название нейрула (новолат. neurula,  уменьшит. от греч. neuron — нерв ). У нейрулы на будущей спинной стороне зародыша обособляется часть клеток эктодермы в виде пластинки. Эктодерма спинной стороны прогибается  по средней линии , края пластинки сближаются и образуется сначала желобок , затем края желобка смыкаются и образуется нервная трубка. Она оказывается погружённой под клетки эктодермы. В последующем из нервной трубки будут формироваться органы нервной системы. Спинная часть энтодермы, располагающаяся непосредственно под нервной трубкой, обособляется  от остальной энтодермы и сворачивается в плотный тяж – хорду. Из остальной части энтодермы образуется мезодерма и эпителий кишечника. Таким образом образуется осевой комплекс клеток, называемый так потому,  что его клетки оказывают влияние на развитие других частей зародыша. Дальнейшая дифференцировка (различия) клеток приводит к образованию тканей и органов из зародышевых листков. Каким же образом, из зиготы образуются клетки, специализированные на выполнение  различных функций?  Первые этапы дифференцировки определяются цитоплазмой зиготы. Ведь вещества, при образовании яйцеклетки, располагаются в цитоплазме неравномерно. И при дроблении дочерние клетки получают более или менее различные участки цитоплазмы материнской клетки. И бластомеры, имея одинаковый набор хромосом, оказываются неравноценными по составу цитоплазмы. Эти различия и определяют начальные этапы клеточной дифференцировки (различия).

Из эктодермы формируется нервная система, покровы тела (эпидермис), кожные железы, органы чувств, эмаль зубов. Из энтодермы − эпителий средней кишки, печень, поджелудочная железа, плавательный пузырь, легкие, жабры. Из мезодермы − мышцы, соединительная ткань, кости внутреннего скелета, кровь, лимфа, половые железы, органы выделения. (Демонстрация рисованной таблицы).
Таким образом, у разных видов животных одни и те же зародышевые клетки дают начало одним тем же органам. О чем это свидетельствует? (О родстве и единстве происхождения).
Изучение вопросов, связанных с индивидуальным развитием организма, занимается наука эмбриология, основателем которой по праву считается академик  Российской академии наук Карл Бэр. Наблюдая за развитием зародыша курицы и зародыша млекопитающих, он обратил внимание на то, что эмбрионы всех групп позвоночных на ранних стадиях внешне очень похожи. Это позволило ему в 1828 году сформулировать закон зародышевого сходства: «В пределах типа эмбрионы на ранних стадиях сходны». Современными представлениями о зародышевых листках наука обязана А. О. Ковальскому, обнаружившему экто-, энто-, и мезодерму у всех групп хордовых.

Влияние частей развивающегося зародыша. Дифференцировка клеток. Эмбриональная индукция.

Каким же образом клети разных тканей у организмов оказываются разными по строению и функциям, т. е. дифференцируются? Ведь они все образуются из зиготы, путем деления и имеют одинаковый набор хромосом. Специальные свойства тканей определяются белками. Специфичность работы клеток зачатков органов возникает не сразу, а лишь на стадии гаструлы и нейрулы. Это было доказано немецким ученым Гансом Шпеманом. (Сообщение учащегося см. приложение 1).

Влияние внешней среды на развитие зародыша.

На развивающийся зародыш оказывает влияние окружающая среда. Например: зародыш моллюсков получает из внешней среды воду, кислород, неорганические вещества. Эмбриональное развитие млекопитающих находится в полной зависимости от материнского организма, т. к. от него получает все необходимое для жизни. Тем не менее, зародыш тоже подвержен влиянию внешней среды − через материнский организм. (Сообщение учащегося с использованием таблицы см. приложение 2).

IV. Закрепление.

Подведём итоги изученного на уроке.

— Что такое онтогенез?
— Какие периоды он включает?
— Эмбриогенез – это……?
— Назовите стадии эмбриогенеза?
— Кратко охарактеризуйте каждую из них? ( использование интерактивной доски.)
— Что называют зародышевым листком? Назовите их?
— Какие органы развиваются из эктодермы, энтодермы, мезодермы?

V. Домашнее задание.

По учебнику Д.К. Беляева параграф 21 , записи в тетради.

Дробление Бластула Гаструла Нейрула Гистогенез Органогенез

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Московский педагогический государственный университет

 

 

План урока

по дисциплине:

«Теория и методика обучения биологии»

 

на тему:

«Онтогенез. Эмбриогенез»

 

 

Выполнил: студент 3 курса

заочной формы обучения

 

Цурин Н.В.

 

 

Проверил: доцент,

Цветкова Мария Александровна

 

 

Москва

2017 год

Цель:сформировать у учащихся представление об индивидуальном развитии организма.

Задачи.Обучающие – сформировать понятия онтогенез, эмбриогенез, постэмбриогенез, бластула, гаструла, нейрула, гистогенез, органогенез, морула, бластоцель; познакомить с периодами онтогенеза; охарактеризовать процессы, протекающие на стадиях эмбриогенеза; познакомить с законом зародышевого сходства.

Развивающие – продолжить формирование навыков работы с книгой, с дополнительной научной литературой, немыми таблицами, интерактивной доской; развивать умение готовить сообщения, анализировать рисунки учебника, обобщать и делать выводы, выявлять закономерности.
Воспитывающие – аккуратное оформление схем в тетради, показать отрицательное влияние алкоголя, никотина, лекарственных препаратов, применяемых без назначения врача на эмбрион.

Оборудование.Таблицы «Индивидуальное развитие хордовых», «Взаимодействие развивающихся частей зародыша», «Зародышевые листки» (рисованная), мячик, Интерактивные.

Ход урока

I. Оргмомент. 5 минут

II. Актуализация знаний. 10 минут

Сегодня на уроке мы продолжаем изучение темы «Размножение и развитие организмов».

Фронтальный опрос.

Вспомните:

— Что называется размножением?

(Способность организма воспроизводить себе подобных).

— Какие Вы знаете способы размножения?

(Бесполое и половое).

— В чём различие между бесполым и половым размножением?

(При бесполом размножении принимает участие одна особь и дочерние организмы наследуют идентичную генетическую информацию материнской особи, а при половом –участие принимают два организма, которые производят гаметы и при слиянии гамет образуются особи с генетической информацией от обоих родителей).

— Что такое гамета?

(Половая клетка).

— Какие Вы знаете гаметы?

(Яйцеклетка и сперматозоид или спермии).

— Где они образуются?

(В половых железах).

— Что называется оплодотворением?

(Процесс слияния гамет).

— При каких условиях происходит оплодотворение у животных?

(Одновременное созревание гамет, встреча гамет, определённая концентрация гамет).

— В чём биологическое значение оплодотворения?

(Восстановление диплоидного набора хромосом).

— Что образуется в результате оплодотворения?

(Зигота).

— Что такое зигота?

(Это клетка с диплоидным набором хромосом, половина из которых получена от материнского организма, а половина – от отцовского).

Зигота – это одна клетка. Все живые организмы (грибы, растения, животные) начинают своё развитие с зиготы, то есть с одной клетки. О чём это свидетельствует?

(О родстве и единстве происхождения).

— Каким же образом из зиготы развивается целый организм? Из яйца курицы — цыплёнок, из икринки рыбы — малёк, из икринки лягушки – головастик, у млекопитающих – детёныш? Ведь зигота у большинства животных имеет микроскопические размеры, например, у млекопитающих 0,1 мм?

(Благодаря делению и росту клеток).

Правильно. Зигота претерпевает ряд изменений и благодаря вначале делению клеток, затем росту и дифференцировке клеток формируется организм. Деление клеток – рост клеток – дифференцировка клеток – это основа онтогенеза. Цель урока: изучить процесс онтогенеза, периоды онтогенеза (подробно эмбриогенез), этапы онтогенеза и процессы, протекающие на этих этапах, познакомиться с явлением эмбриональной индукции и влиянием внешней среды на развитие зародыша (эмбриона). План урока на доске.

1. Онтогенез. Этапы онтогенеза.

2. Эмбриогенез. Стадии эмбриогенеза.

— дробление
— бластула
— гаструла
— нейрула
— гистогенез и органогенез

3.Влияние частей развивающегося зародыша.

4. Влияние внешней среды на развитие зародыша.

III. Изучение нового материала. 25 минут

Онтогенез.

Слово учителя.

Онтогенез (греч.ontos – сущее, genesis — происхождение) – процесс, присущий любому живому организму, независимо от сложности его организации.

— Что же такое онтогенез? Найдите определение в учебнике на стр.145.

(Онтогенез – это процесс индивидуального развития особи от момента её выделения в самостоятельный организм и до конца жизни).

Онтогенез одноклеточных организмов заключается в том, что возникшие после деления дочерние особи растут и в них происходит замена органелл материнского организма. В ходе онтогенеза у одноклеточных организмов (также, как и у многоклеточных) в ответ на изменения условий среды синтезируются определённые белки, меняется чувствительность к различным факторам внешней среды. В онтогенезе многоклеточных организмов выделяют два периода развития – эмбриональный (греч.embrion — зародыш ) и постэмбриональный. Эмбриональный период начинается с момента образования зиготы и до рождения или выхода из яйцевых оболочек. Он заключается в размножении клеток, их дифференцировке и формировании тканей и органов. Постэмбриональный период начинается с момента рождения или выхода из яйцевых оболочек и до смерти. Он заключается в развитии организма, взрослении, старости и смерти. Различные периоды онтогенеза по-разному выражены у разных многоклеточных. Например, у грибов, водорослей и лишайников зародыш отсутствует. Относительная продолжительность различных периодов онтогенеза также отличается. Так, у млекопитающих наиболее продолжительным является постэмбриональный. У многих насекомых, наоборот, постэмбриональный короче, чем эмбриональный. (Подёнки). Рассмотрим подробнее этапы эмбриогенеза на примере эмбрионального развития ланцетника. (Схема на доске и в тетрадях).

Дробление Бластула Гаструла Нейрула Гистогенез Органогенез

Этапы эмбриогенеза.

Работа с интерактивной доской — этапы эмбриогенеза.

— Дробление.

Первый этап эмбриогенеза называется дроблением, потому что образовавшиеся клетки не увеличиваются в размерах. Эти клетки называются бластомерами (греч. blastos – росток, meros – часть) и сильно отличаются от клеток взрослого организма. Вдавление цитоплазмы, образующееся при делении клетки на две, получило название борозд дробления. Первая борозда дробления проходит в вертикальной плоскости и зигота делится на две одинаковые клетки − стадия двух бластомеров. Бластомеры не расходятся, а делятся второй бороздой дробления так же в вертикальной плоскости, образуя четыре бластомера, затем третьей бороздой дробления в горизонтальной плоскости все четыре бластомера делятся с образованием восьми бластомеров. В дальнейшем, т. е. начиная с четвертого деления, борозды дробления чередуются: вслед за горизонтальным дроблением всегда идет вертикальное и т. д., образуется многоклеточный зародыш.

— Каким способом клетки делятся?

(Митоз).

— Что предшествует митозу?

(Интерфаза).

— Какие периоды интерфазы Вы знаете?

(Пресинтетический (G1), постсинтетический (G2), синтетический (S)).

Митотические деления следуют быстро одно за другим. Интерфазы очень короткие, в основном состоят из синтетического периода, где происходит редупликация ДНК, постсинтетический период (G2) очень короткий, а пресинтетический (G1) отсутствует совсем. По мере увеличения числа клеток деление их становится неодновременным. Бластомеры все дальше и дальше отходят от центра зародыша, образуя полость. В конце дробления зародыш принимает форму пузырька со стенкой, образованной одним слоем клеток, тесно прилегающих друг к другу. Внутренняя полость зародыша, по началу (соприкасавшаяся) сообщавшаяся с внешней средой через щели между бластомерами, в результате их полного смыкания становится полностью изолированной.

Эта полость получила название первичной полости тела − бластоцель. Завершается дробление образованием одного многоклеточного зародыша − бластулы.

— Бластула.

У разных организмов возникающие при дроблении бластомеры располагаются по-разному (это зависит от характера распределения питательных веществ в цитоплазме яйцеклетки). У ланцетника, лягушки, бластула представляет собой полый пузырек, оболочка которого образована одним слоем бластомеров. Внутри полость — бластоцель. У птиц, например, бластоцель практически отсутствует, и бластомеры плотно прилегают друг к другу, образуя плотный шар клеток. В этом случае говорят о моруле (лат.morum – тутовая ягода).

У всех животных по размерам бластула не отличается от зиготы, то есть клетки одинаковые по размерам.
— Почему клетки маленькие по размерам?

(Не происходит роста).

Так как митотическое деление зиготы и бластомеров не сопровождается ростом образовавшихся дочерних клеток до объема материнской, после каждого деления размеры бластулы уменьшались. То есть если диаметр зиготы 0,1 мм (млекопитающие), то и диаметр бластулы 0,1 мм. Когда число клеток бластулы достигает нескольких сотен тысяч (у разных видов по-разному), начинается следующая стадия − гаструляция (греч. gaster −желудок).

— Гаструла.

Во время гаструляции продолжающие быстро размножаться клетки становятся очень подвижными и начинают быстро перемещаться относительно друг друга. Гаструляция происходит либо путём впячивания стенки бластулы внутрь (ланцетник) (демонстрация на детском мячике), либо путём перемещения клеток бластулы, либо путём иммиграции клеток в бластоцель. В результате гаструляции зародыш становится двухслойным, у него возникают чётко выраженные пласты клеток, называемые зародышевыми листками. Наружный зародышевый листок – эктодерма (греч. ectos – снаружи, derma- кожа), внутренний – энтодерма (entos- внутри). У всех животных, кроме губок и кишечнополостных, вслед за гаструляцией или параллельно ей образуется третий зародышевый листок мезодерма (греч. mesos — средний), который образуется из клеток, лежащих на границе между эктодермой и энтодермой. В ходе гаструляции, как и во время дробления, рост клеток не происходит и зародыш на этапе гаструлы по размерам схож с зиготой. Следующим периодом эмбриогенеза является гистогенез и органогенез.

— Гистогенез и органогенез.

У позвоночных животных он начинается с образования зачатка нервной системы. Эта стадия носит название нейрула (новолат. neurula, уменьшит. от греч. neuron — нерв). У нейрулы на будущей спинной стороне зародыша обособляется часть клеток эктодермы в виде пластинки. Эктодерма спинной стороны прогибается по средней линии, края пластинки сближаются и образуется сначала желобок, затем края желобка смыкаются и образуется нервная трубка. Она оказывается погружённой под клетки эктодермы. В последующем из нервной трубки будут формироваться органы нервной системы. Спинная часть энтодермы, располагающаяся непосредственно под нервной трубкой, обособляется от остальной энтодермы и сворачивается в плотный тяж – хорду. Из остальной части энтодермы образуется мезодерма и эпителий кишечника. Таким образом образуется осевой комплекс клеток, называемый так потому, что его клетки оказывают влияние на развитие других частей зародыша. Дальнейшая дифференцировка (различия) клеток приводит к образованию тканей и органов из зародышевых листков. Каким же образом, из зиготы образуются клетки, специализированные на выполнение различных функций? Первые этапы дифференцировки определяются цитоплазмой зиготы. Ведь вещества, при образовании яйцеклетки, располагаются в цитоплазме неравномерно. И при дроблении дочерние клетки получают более или менее различные участки цитоплазмы материнской клетки. И бластомеры, имея одинаковый набор хромосом, оказываются неравноценными по составу цитоплазмы. Эти различия и определяют начальные этапы клеточной дифференцировки (различия).

Из эктодермы формируется нервная система, покровы тела (эпидермис), кожные железы, органы чувств, эмаль зубов. Из энтодермы − эпителий средней кишки, печень, поджелудочная железа, плавательный пузырь, легкие, жабры. Из мезодермы − мышцы, соединительная ткань, кости внутреннего скелета, кровь, лимфа, половые железы, органы выделения. (Демонстрация рисованной таблицы).
Таким образом, у разных видов животных одни и те же зародышевые клетки дают начало одним тем же органам. О чем это свидетельствует? (О родстве и единстве происхождения).
Изучение вопросов, связанных с индивидуальным развитием организма, занимается наука эмбриология, основателем которой по праву считается академик Российской академии наук Карл Бэр. Наблюдая за развитием зародыша курицы и зародыша млекопитающих, он обратил внимание на то, что эмбрионы всех групп позвоночных на ранних стадиях внешне очень похожи. Это позволило ему в 1828 году сформулировать закон зародышевого сходства: «В пределах типа эмбрионы на ранних стадиях сходны». Современными представлениями о зародышевых листках наука обязана А. О. Ковальскому, обнаружившему экто-, энто-, и мезодерму у всех групп хордовых.

Влияние частей развивающегося зародыша. Дифференцировка клеток. Эмбриональная индукция.

Каким же образом клети разных тканей у организмов оказываются разными по строению и функциям, т. е. дифференцируются? Ведь они все образуются из зиготы, путем деления и имеют одинаковый набор хромосом. Специальные свойства тканей определяются белками. Специфичность работы клеток зачатков органов возникает не сразу, а лишь на стадии гаструлы и нейрулы. Это было доказано немецким ученым Гансом Шпеманом. (Сообщение учащегося см. приложение 1).

Влияние внешней среды на развитие зародыша.

На развивающийся зародыш оказывает влияние окружающая среда. Например: зародыш моллюсков получает из внешней среды воду, кислород, неорганические вещества. Эмбриональное развитие млекопитающих находится в полной зависимости от материнского организма, т. к. от него получает все необходимое для жизни. Тем не менее, зародыш тоже подвержен влиянию внешней среды − через материнский организм. (Сообщение учащегося с использованием таблицы см. приложение 2).

Читайте также:


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту

Зигота – дробление зиготы – бластула – гаструла – нейрула – гистогенез и органогенез. — Студопедия

Стадия зиготы зигота образуется при слиянии женской и мужской гамет, представляет собой стадию одноклеточного развития нового организма.

 

Стадия дробления – начальный этап развития зиготы, осуществляется посредством митотического деления. В результате 7-8 последовательных митотических делений зиготы образуются многочисленные бластомеры. Клетки при этом не растут.

У ланцетника происходит полное дробление, так как яйцо содержит мало желтка. У головоногих моллюсков, насекомых, костистых рыб, пресмыкающихся, птиц происходит частичное дробление, так как в их яйцах высокое содержание желтка. В результате дробления образуется однослойный зародыш – бластула.

 

Стадия бластулы – это стадия однослойного зародыша. Слой клеток, образующих бластулу, наз бластодермой, а полость бластулы – бластоцелем, или первичной полостью тела.

Если в результате дробления образуется шаровидный зародыш без полости внутри, его называют морулой. (Такая бластула характерна для плацентарных млекопитающих).

На процессы дробления влияют условия внешней среды, также вредное влияние оказывает алкоголь и курение. Некоторые антибиотики, снотворные, употребляемые матерью во время беременности, могут нарушить формирование органов и тканей зародыша.

 

Стадия гаструляции – это процесс образования двухслойного зародыша. В процессе гаструляции из бластодермы возникают 2 зародышевых листка: эктодерма (наружный) и энтодерма (внутренний), а затем появляется мезодерма. При образовании мезодермы образуется вторичная полость тела.


 

Стадия нейрулы – процесс образования нервной трубки у зародышей хордовых животных и человека. В процессе нейруляции идет закладка осевых органов – хорды.

 

Стадия гистогенеза и органогенеза. На этой стадии происходит дальнейшая дифференцировка зародышевых листков и формируются ткани и системы органов.

 

Из эктодермы развивается: ткани нервной системы, наружные покровы – кожа, ногти, волосы; потовые и сальные железы, эмаль зубов, воспринимающие клетки органов зрения, слуха, обоняния.

 

Из энтодермы развиваются: эпителиальная ткань, выстилающие органы пищеварительной, дыхательной и частично мочеполовой системы, железы желудочно – кишечного тракта, печень и поджелудочная железа.

 

Из мезодермы развивается: соединительная ткань, мускулатура, органы выделения, кровеносные сосуды, гладкая мускулатура кишечника, дыхательных и мочеполовых путей, сердце, железы внутренней секреции.

В зависимости от места развития окончательного ротового отверстия все типы животных делят на первичноротых (черви, моллюски, членистоногие) и вторичноротых (иглокожие, хордовые).

 

Эмбриональное развитие

Здравствуйте, уважаемые читатели блога репетитора биологии по Скайпу  biorepet-ufa.ru.

Откровенно говоря тема сегодняшнего поста не очень то любима учащимися. Да что в ней действительно может быть интересного, когда надо запоминать кучу каких-то несуразных терминов, связанных с начальными фазами эмбрионального развития  живых систем.

Нередко слышишь от учеников неправильно поставленное ударение  «бластУла, гастрУла» вместо  блАстула, гАструла.

Возможно, что эти термины начальных стадий зарождения живого учащиеся вообще не слышали как произносятся правильно (или учителя произносят неверно). Но раз мы взялись вспоминать как устроена жизнь, без этих терминов нам не обойтись.

С чего начинается жизнь

При половом размножении новая жизнь будущего организма начинается с зиготы — оплодотворенной яйцеклетки — I. Первые стадии деления зиготы называют дроблением (очень уж быстро зигота делится путем настоящих митозов, но клетки при этом не успевают расти) — II.

Такие быстрые многочисленные дробления приводят сначала к образованию многоклеточной морулы  (в конце дробления — II), по размерам  совсем  немного превышающим саму яйцеклетку.

Эмбриональное развитие ланцетникаЗатем образуется бластула — III. На стадии бластулы зародыш имеет всего один слой клеток, то есть бластула — это однослойный зародыш, состоящий из генетически совершенно одинаковых клеток  (что в прочем справедливо всегда и для любых уже дифференцированных клеток   любого организма).

Затем деления  клеток  продолжаются.  Но  происходит одно из самых важных, до конца не разгаданных

таинств природы:

Их  активное перемещение.   Какая-то часть клеток вдруг устремляется   внутрь бластулы, а часть — остается снаружи. То есть именно в этот период клетки из омнипотентных, совершенно одинаковых не дифференцированных, можно сказать стволовых, превращаются  в дифференцированные клетки разных зародышевых листков.

Ведь в  дальнейшем клетки разных зародышевых листков послужат образованию таких разнообразных клеток различных тканей будущего организма, при этом всегда имея совершенно одинаковую генетическую информацию.

Так образуется  двухслойный зародыш — гаструла IV, состоящая уже из двух слоев клеток: наружного слоя  эктодермы и внутреннего  — энтодермы.

У кишечнополостных животных эмбриональный период заканчивается стадией двухслойной гаструлы. Взрослые кишечнополостные представляют собой тела, состоящие из двух зародышевых листков — эктодермы и энтодермы.

У всех последующих групп животных в эмбриональном развитии на стадии поздней  гаструлы — ранней  нейрулы V  между эктодермой и энтодермой идет закладка третьего среднего зародышевого листка — мезодермы.

То, что «мезо» средний  не путает никто, а «экто» и «энто» можно запомнить так: буква «к» раньше «н» в алфавите и получается «экто» снаружи, «энто» внутри.

На этом сказ о трех зародышевых листках не заканчивается. Пока  была лишь прелюдия к тому, что следует действительно знать. Так вот, снова повторюсь,  формирование у эмбриона трех зародышевых листков, состоящих   из  генетически совершенно одинаковых групп клеток, обеспечивает в дальнейшем образование различных тканей и органов.

Главное запомнить:

Из каких зародышевых листков впоследствии  какие виды тканей и какие органы формируются:

Эмбриональное развитие ланцетника

***************************************

У кого есть вопросы по  статье к репетитору биологии по Скайпу,   замечания, пожелания — прошу в комментарии.

У меня на блоге вы можете приобрести  ответы на все тесты ОБЗ ФИПИ за все годы проведения экзаменов  по ЕГЭ и ОГЭ (ГИА).

Конспект открытого урока по биологии на тему: «Онтогенез.Эмбриогенез»(10 класс)

МКОУ «Курахская сош-детский сад№1»РД

План-конспект

Открытого урока биологии в 10-м классе

по теме: «Онтогенез. Эмбриогенез».

Подготовила учитель биологии:

Амиргамзаева Р.Т.

2020г.

Тема урока:Онтогенез.Эмбриогенез.

Цель: сформировать у учащихся представление об индивидуальном развитии организма.

Задачи. 

Обучающие – сформировать понятия онтогенез, эмбриогенез, постэмбриогенез, бластула, гаструла, нейрула, гистогенез, органогенез, морула, бластоцель; познакомить с периодами онтогенеза; охарактеризовать процессы, протекающие на стадиях эмбриогенеза; познакомить с законом зародышевого сходства.

Развивающие – продолжить формирование навыков работы с книгой, с дополнительной научной литературой, немыми таблицами, интерактивной доской; развивать умение готовить сообщения, анализировать рисунки учебника, обобщать и делать выводы, выявлять закономерности.
Воспитывающие – аккуратное оформление схем в тетради, показать отрицательное влияние алкоголя, никотина, лекарственных препаратов, применяемых без назначения врача на эмбрион.

Оборудование.   Таблицы «Индивидуальное развитие хордовых», «Взаимодействие развивающихся частей зародыша», «Зародышевые листки», презентация

 Ход урока.

IОргмомент.

II. Актуализация знаний.

Сегодня на уроке мы продолжаем изучение темы «Размножение и развитие организмов».

Фронтальный опрос.

Вспомните:

— Что называется  размножением?

(Способность организма  воспроизводить себе подобных).

— Какие Вы знаете способы размножения?

(Бесполое и половое).

— В чём различие между бесполым и половым размножением?

(При бесполом размножении принимает участие одна особь и дочерние организмы наследуют   идентичную генетическую информацию материнской особи, а при половомучастие принимают два организма, которые производят гаметы и при слиянии гамет образуются особи с  генетической информацией от обоих родителей ).

— Что такое гамета?

(Половая клетка ).

— Какие Вы знаете гаметы?

(Яйцеклетка  и сперматозоид или спермии).

— Где они образуются?

(В половых железах).

— Что называется оплодотворением?

(Процесс слияния гамет).

— При каких условиях происходит оплодотворение у животных?

(Одновременное созревание гамет, встреча гамет, определённая концентрация гамет).

— В чём биологическое значение оплодотворения?

(Восстановление диплоидного набора хромосом).

— Что образуется в результате  оплодотворения?

(Зигота).

— Что такое зигота?

(Это клетка с диплоидным набором хромосом, половина из которых получена от материнского организма , а половинаот отцовского).

Зигота – это одна клетка. Все живые организмы (грибы, растения, животные) начинают своё развитие с зиготы, то есть с одной клетки. О чём это свидетельствует?

(О родстве и единстве происхождения).

— Каким же образом из зиготы развивается целый организм? Из яйца курицы — цыплёнок, из икринки рыбы — малёк, из икринки лягушки – головастик, у млекопитающих – детёныш? Ведь зигота у большинства животных имеет микроскопические размеры, например, у млекопитающих 0,1 мм?

(Благодаря делению и росту клеток).

Правильно. Зигота претерпевает ряд изменений и благодаря  вначале делению клеток, затем росту и дифференцировке клеток формируется организм. Деление клеток – рост клеток – дифференцировка клеток – это основа онтогенеза.

Цель урока : изучить процесс онтогенеза, периоды онтогенеза (подробно эмбриогенез), этапы онтогенеза и процессы, протекающие на этих этапах, познакомиться с явлением эмбриональной индукции и влиянием внешней среды на развитие зародыша (эмбриона). (СЛАЙД1)

План урока на доске.

1. Онтогенез. Этапы онтогенеза.

2. Эмбриогенез. Стадии эмбриогенеза.

— дробление
— бластула
— гаструла
— нейрула
— гистогенез и органогенез

3.Влияние частей развивающегося зародыша.

4. Влияние внешней среды на развитие зародыша.

III. Изучение нового материала.

Онтогенез.

Слово учителя.

Онтогенез ( греч.ontos – сущее, genesis — происхождение) – процесс, присущий любому живому организму, независимо от сложности его организации.

— Что же такое онтогенез? Найдите определение в учебнике на стр.152(СЛАЙД2)

(Онтогенезэто процесс индивидуального развития особи от момента её выделения в самостоятельный организм  и до конца жизни ).

Онтогенез одноклеточных организмов заключается в том, что возникшие после деления дочерние особи растут и в них происходит замена органелл материнского организма. В ходе онтогенеза у одноклеточных организмов (так же как и у многоклеточных) в ответ на изменения условий среды синтезируются определённые белки, меняется чувствительность к различным факторам внешней среды. В онтогенезе многоклеточных организмов выделяют два периода развития – эмбриональный (греч.embrion — зародыш ) постэмбриональный(СЛАЙД 3)

Эмбриональный период начинается с момента образования зиготы и до рождения или выхода из яйцевых оболочек. Он заключается в размножении клеток, их дифференцировке и формировании тканей и органов. Постэмбриональный период начинается с момента рождения или выхода из яйцевых оболочек и до смерти. Он заключается в развитии организма, взрослении, старости и смерти. Различные периоды онтогенеза по-разному выражены у разных многоклеточных. Например, у грибов, водорослей и лишайников зародыш отсутствует. Относительная продолжительность различных периодов онтогенеза также отличается. Так, у млекопитающих наиболее продолжительным является  постэмбриональный. У многих насекомых, наоборот, постэмбриональный короче, чем эмбриональный.(Подёнки).

Рассмотрим подробнее этапы эмбриогенеза на примере эмбрионального развития ланцетника. (Схема на доске и в тетрадях).(СЛАЙД 4)

Дробление  Бластула Гаструла Нейрула Гистогенез Органогенез

Этапы эмбриогенеза.

Работа с интерактивной доской — этапы эмбриогенеза.

Дробление.(СЛАЙД5,6,)

Первый этап эмбриогенеза называется дроблением, потому что образовавшиеся клетки не увеличиваются в размерах. Эти клетки называются бластомерами (греч. blastos – росток, meros – часть ) и сильно отличаются от клеток взрослого организма. Вдавление цитоплазмы, образующееся при делении клетки на две, получило название борозд дробления. Первая борозда дробления проходит в вертикальной плоскости и зигота делится на две одинаковые клетки − стадия двух бластомеров. Бластомеры не расходятся, а делятся второй бороздой дробления так же в вертикальной плоскости, образуя четыре бластомера, затем третьей бороздой дробления в горизонтальной плоскости все четыре бластомера делятся с образованием восьми бластомеров. В дальнейшем, т. е. начиная с четвертого деления, борозды дробления чередуются: вслед

Разница между Бластулой и Гаструлой

Введение

В каждом целомате, который размножается половым путем, процесс эмбриогенеза имеет четыре стадии: оплодотворение, расщепление, гаструляция и органогенез. Процесс оплодотворения включает слияние гаплоидной женской и мужской гаметы, которая образует диплоидную зиготу. Зигота — это новая клетка, которая называется оплодотворенной яйцеклеткой.

После события оплодотворения процесс расщепления включает быстрое деление зиготы на множество клеток.Тем не менее, он не увеличивается в общем размере, становясь структурой, известной как бластула. У организмов млекопитающих это называется бластоцистой.

Продолжающееся развитие этой бластулы приводит к образованию структуры, называемой гаструла, в результате процесса гаструляции. Гаструла имеет три зародышевых слоя, которые различными способами взаимодействуют для формирования органов, представляющих заключительную стадию эмбриогенеза — органогенез.

Поскольку бластула и гаструла представляют собой разные структуры, присутствующие на разных стадиях процесса эмбриогенеза, между этими двумя структурами существует несколько различий.

Blastula

Бластула является первым важным этапом после оплодотворения, играющим очень важную роль в развитии организма. Это сферическая и полая структура, которая имеет толщину в одну ячейку и образуется в процессе, известном как бластуляция. Как меробластические, так и голобластические разрывы могут привести к бластуле. Полость, обнаруженная в бластуле, известна как бластоцель, а ее внешний одноклеточный слой называется бластодермой.

Гаструла

Продолжающееся развитие бластулы в конечном итоге приводит к гаструле.Процесс превращения бластулы в гаструлу известен как «гаструляция», которая затем осуществляется органогенезом.

Гаструла состоит из трех зародышевых слоев, каждый из которых в конечном итоге приводит к появлению органов у позднего эмбриона. Три зародышевых слоя — это эктодерма, мезодерма и энтодерма. Самый внешний слой — эктодерма, которая позже дифференцируется в головной мозг, спинной мозг, кожу и нервы эмбриона. Средний слой, мезодерма, образует соединительные ткани, мышцы, хрящи, репродуктивные органы, кости, дерму кожи и зубы дентина.Самый внутренний слой, энтодерма, дифференцируется в основную примитивную кишку.

Разница между Бластулой и Гаструлой

  • Во время процесса эмбриогенеза за образованием бластулы следует гаструла, таким образом, оба представляют различную стадию формирования эмбриона.
  • Бластула и гаструла образуются в результате разных процессов. Бластула формируется в результате бластуляции, а гаструла — в результате гаструляции.
  • Бластула и гаструла формируются с помощью разных скоростей митотического деления.Бластула формируется через быстрые митотические деления зиготы, в то время как медленные митотические деления бластулы приводят к гаструле.
  • В процессе образования бластулы клетки не двигаются. Однако в процессе формирования гаструлы клеточные массы движутся морфогенетическими движениями.
  • В отличие от бластулы, в гаструле есть три отдельных зародышевых слоя.
  • Учитывая, что каждый из них присутствует на разных стадиях эмбриогенеза, бластула называется «предэмбрионом», а гаструла известна как «зрелый эмбрион».
  • В гаструле больше клеток, чем на ранней стадии бластулы.
  • Гаструла содержит дифференцированные клетки, в то время как ранняя стадия бластулы имеет только недифференцированные клетки.

Бластула против Гаструла

Blastula Gastrula
Определение Эмбрион на ранней стадии развития Эмбрион на стадии после бластулы
Стадия эмбриогенеза Бластуляция гаструляция
Скорость Митотических Дивизий Быстрое деление зиготы Медленное деление бластулы
Cell Movement Клетки не двигаются Клеточные массы движутся через морфогенетические движения
Зародышевый слой нет в наличии Три слоя подарка
Эмбрион Ссылка Перед эмбрионом Зрелый Эмбрион
Сотовый номер Меньше присутствующих клеток Больше клеток присутствует
Клеточная дифференциация Недифференцированный дифференцированный

Краткое описание: Бластула и Гаструла

Бластула представляет собой сферическую, полую, одноклеточную, толстую структуру, обнаруженную на первой стадии эмбриогенеза и известную как «предэмбрион».Гаструла формируется на стадии гаструляции эмбриогенеза и состоит из трех зародышевых слоев со структурой, известной как «зрелый эмбрион».

Существует ряд различий между двумя структурами, учитывая, что каждая происходит на разных этапах процесса эмбриогенеза. Примечательно, что гаструла имеет больше клеток, чем бластула, и формируется из медленных митотических делений бластулы, а сама бластула формируется из быстрых митотических делений зиготы.

Последние сообщения от Alexander Hammond (все)

: Если вам понравилась эта статья или наш сайт.Пожалуйста, распространите слово. Поделитесь этим со своими друзьями / семьей.

Цитировать
Александр Хаммонд. «Разница между Бластулой и Гаструлой». DifferenceBetween.net. 1 ноября 2019 г.

гаструла | эмбриология | Britannica

Gastrula , ранний многоклеточный эмбрион, состоящий из двух или более зародышевых слоев клеток, из которых впоследствии происходят различные органы. Гаструла развивается из полого однослойного клубка клеток, называемого бластулой, который сам является продуктом повторного деления клеток или расщепления оплодотворенной яйцеклетки. За этим расщеплением следует период развития, в котором наиболее значимыми событиями являются движения клеток относительно друг друга.

Британика Викторина

Тело человека

Что из этого является неврологическим расстройством?

Многоклеточное взрослое животное обычно обладает концентрическим расположением тканей тела. Эти взрослые ткани происходят из трех слоев эмбриональных клеток, называемых герминальными слоями; внешний слой — это эктодерма, средний слой — мезодерма, а самый внутренний слой — энтодерма.Гаструляция включает в себя резкую перестановку клеток бластулы в эти три зародышевых слоя, которые, в свою очередь, становятся различными системами органов тела животного.

Гаструляция состоит из внутреннего движения или инвагинации клеток одной стороны бластулы до их наложения на противоположную сторону; таким образом, сферический зародыш превращается в чашку с двойными стенками или гаструлу. Инволютивная часть бластулы, выстилающая внутреннюю часть чашки с двойными стенками, дает начало энтодерме и мезодерме, а клетки, остающиеся на внешней стороне чашки, становятся эктодермой.Из этой эктодермы, или внешнего слоя, будет извлечена внешняя часть кожного покрова животного (кожного покрова) и его нервная система и органы чувств.

Внутреннее движение одной стороны клеток бластулы сократило или устранило бластоцель, который был полостью бластулы, но в полости чаши образовалась новая полость. Эта примитивная кишечная полость является энтодермой и образует зачаток будущей кишки животного и многих связанных с ним органов пищеварения и желез.Однако прежде чем эктодерма или энтодерма начнет дифференцироваться в свои будущие структуры, становится очевидным третий слой клеток, лежащий между ними. Этот третий слой представляет собой мезодерму, из которой впоследствии будет получена основная часть мускулатуры животного и, в большинстве случаев, его выделительной системы и репродуктивной системы.

Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего первого издания 1768 года с вашей подпиской. Подпишитесь сегодня

Диверсификация клеток в эмбрионе быстро прогрессирует во время и после гаструляции.Видимый эффект состоит в том, что зародышевые слои в дальнейшем подразделяются на скопления клеток, которые принимают рудиментарную форму различных органов и систем органов эмбриона. Таким образом, период гаструляции следует за периодом формирования органа или органогенеза.

Нейрула — Большая Химическая Энциклопедия

Nrfl (нейрон-специфический белок, подобный ферре-доксинредуктазе) Xenopus merula 014004 126 … [Pg.91]
Рис. 12.4. Маркировка QD эмбрионов Xenopus на разных стадиях и специфические внутриклеточные локализации QD. (A) Инъекция одной клетки из эмбриона на восьми клеточной стадии приводила к маркировке отдельных бластомеров. (B) Тот же эмбрион показан через 1 ч. Дочерние клетки инъецированного бластомера помечены (C) и на более поздней стадии (D) показывают два зародыша нейрулы, которые были инъецированы в одну клетку на стадии восьми клеток в полюсе животного.(E) … Fig. 12.4. QD labeling of Xenopus emb os at different stages and specific QD intracellular localizations. (A) Injection of one cell out of an eight-cell-stage embryo resulted in labeling of individual blastomeres. (B) Same embryo shown 1 h later. The daughter cells of the injected blastomere are labeled (C) and at a later stage (D) show two neurula embryos, which were injected into a single cell at the eight-cell-stage in the animal pole. (E)...
Келлер Р. Э. (1975) Картирование жизненно важных красителей гаструлы и нейрула Xenopus laevis. I. Перспективные участки и морфогенетические движения поверхностного слоя. Девиация Biol. 42,222-241. [Pg.394]

24-луночные планшеты с агарозным покрытием 1,0% агарозу в 0,1х MMR разливают в 24-луночные планшеты. Мы помещаем чашки с покрытием из агарозы в зародыши cultnre X. tropicalis до тех пор, пока они не вылупятся на стадии 28, потому что их мембрана viteUin довольно липкая.Мы также используем 24-луночные чашки, в которых один или два эмбриона культивированы на лунку до стадии нейрулы. [Pg.462]

Эмбрионы легко поднимаются с 12 ч (5-ти невритная стадия сомита) до 60 ч в чашках Петри с отфильтрованной морской водой, с небольшим вниманием. [Pg.566]

Рис. 2.5 Экспрессия BMP2I4 в развитии и гомологов маркеров нервного гребня у амфиокса. Поперечные срезы ранней нейрулы. Экспрессия для каждого гена показана только для одной стороны эмбриона, (а) Левая сторона эмбриона.Длл и Улитка. Правая сторона эмбриона, PaxlH. (б) Левая сторона эмбриона, Msx. Правая сторона эмбриона, BMP2 / 4. Figure 2.5 Developmental expression of BMP2I4 and homologs of neural crest markers in amphioxus. Cross sections through early neurula. Expression for each gene is shown for one side of the embryo only, (a) Left side of embryo. Dll and Snail. Right side of embryo, PaxlH. (b) Left side of embryo, Msx. Right side of embryo, BMP2/4.
Greene и Flickinger (1970) различают раннюю РНК и более позднюю РНК. Первый представлен многими копиями и, возможно, транскрибирован с полигенов. «Эта РНК синтезируется в основном во время гаструляции и нейруляции. Авторы предположили, что синтез этой РНК связан с процессом определения.Поздняя РНК, по-видимому, представлена ​​небольшим количеством стабильных копий. [Pg.14]

Стабильные, долгоживущие молекулы мРНК появились сравнительно рано (между стадиями нейрулы и хвостовой почки) и медленно накапливались во время развития. Их появление сопровождалось процессом дифференцировки клеток. [Pg.14]

Нормальное развитие одного бластомера индуцировали, когда нуклеоплазму вводили в один бластомер на стадии двух бластомеров. Нормальная цитоплазма нормализовала развитие только до стадии нейрулы, хотя количество добавленной цитоплазмы было высоким (1% от общего объема).Было высказано предположение, что в этом случае существует материнский эффект в результате хранения продуктов в нормальном 0 аллеле в ядре ооцита. Этими соединениями могут быть РНК (Briggs and Kassens, 1966). [Pg.131]

В экспериментах Gurdon (Gurdon, 1970, 1971) трансплантация ядер амфибий убедительно продемонстрировала, что факторы в цитоплазме регулируют ядерную функцию. Например, авторадиография показала, что ядро ​​стадии нейрулы, которое синтезирует все типы РНК, прекратит этот синтез через 1 ч после его трансплантации в цитоплазму яйца.Скорости синтеза РНК и ДНК определяли с помощью меченых предшественников (таблица 27). [Pg.133]

Первоначальный метод культивирования изолированных клеток Xenopus laevis был найден Shiokawa и соавторами (Shiokawa et al., 1967). Они диссоциировали клетки стадии бластулы (B-клетки) и поздней нейрулы (N-клетки). Культивируемые В-клетки синтезируют тРНК, но не способны синтезировать рРНК (соотношение рРНК / тРНК составляет 0,5-0,8). N-клетки синтезируют оба типа РНК, и отношение рРНК к тРНК составляет более 5.0. Это соотношение снижается до 2,0, если N-клетки культивируют вместе с B-клетками … [Pg.133]

Blastula, стадия 9 Хроматин половинок животных Хроматин растительных половин Gastrula, стадия 11 Хроматин дорсальных половин Хроматин вентральных половин Поздняя нейрула, стадии 15-16 Хроматин эмбриональной оси Хроматин брюшной полости … [Pg.144]

Концы многих хромосом начинают реплицироваться в конце ранней нейрулы. Условия остаются неизменными на стадии хвостовой опоры (Flickinger et al., 1967 a).[Pg.192]

Хроматин из разных частей эмбриона также отличался по своей активности. Препараты ДНК (содержащие белок), подобно хроматину, увеличивали свою матричную активность на стадиях развития. Включение меченого нуклеозида в РНК в системе ДНК + РНК-полимераза было следующим (средние значения) в случае ДНК из желудка 13,934 импульсов в минуту, нейрула 21,692 импульсов в минуту, хвостовая почка стадии 33,615 импульсов в минуту, стадия 25 (личинка) 41,988 ДНК из печени взрослого человека 65,850 имп. [Pg.248]


,

определение нейрулы по медицинскому словарю

Результаты показали, что транскрипт Sox5 был обнаружен на очень низких уровнях у эмбрионов на ранних стадиях вплоть до гаструлы, но затем был повышен и достиг пика экспрессии на стадии нейрулы, а затем был слегка подавлен между хвостовой почкой и штриховкой. Паттерны гена Выражение предполагает, что первоначальная лево-правая асимметрия устанавливается в поздней гаструле / раннем невруле посредством узловой экспрессии в передних сомитах слева и позже в энтодерме слева вместе с экспрессией узлового антагониста, левшей, справа (Yu et al. и др.2002; Onai et al., 2010, 2012). Двойное деструктивное / пролиферативное действие самого повреждения имеет фундаментальное значение для организационных явлений на поздней стадии бластулы, гаструлы и нейрулы, как показано на видах Bufo arenarum, когда образцы подвергаются экспериментальному экзогенному повреждению. Дальнейшие исследования позволят сравнить эффекты как полностью-транс-, так и 9-цис-ретиноевой кислоты на эмбрионах-убийцах ранних нейронов. Таблица 1 График развития Asymmetron lucayanum при 27 ° С с примечаниями по поведению эмбрионов и личинок. Стадия Время после оплодотворения рисунка 1- и 2-элементная 1 ч. 5A-C 4- и 8-элементная 2 ч. 5D 16- и 32-клеточная 3 ч. Не показана 64- и 128-клеточная 4 ч. Не показана Бластула 5 ч 5E Средняя гаструла 9 ч 5F Поздно гаструла (а) 12 ч 5G-I (б) только что вылупившаяся нейрула 15 ч 5J-L ранняя нейрула 19 ч 5 м, N средняя нейрула (в) 24 ч 5O поздняя нейрула (d) 32 ч 5P, Q эмбрион в форме топора (d), (c) 50 ч 5R-Y Ранняя личинка (рот открыт) (f) 3 дня 5Z-Z «; 6A-F Кормление личинки 5 дней 6G-Q (a) Недавно возникшая причина эктодермальных ресничек зародыш вращаться в оплодотворенной оболочке.Электронно-микроскопическое исследование развития amphioxus Branchiostoma belcheri tsingtauense: нейрула и личинка. Шесть плазмидных кДНК-библиотек были подготовлены для секвенирования EST, две из смешанных бластальных и грустных стадий, две из смешанных поздних стадий гаструлы и нейрулы и две из ювенильных с 2 -3 жаберных разреза. Кроме того, гомологи спецификаторов границы нервной пластинки Msx, Zic и Pax3 / 7 присутствуют на территории границы нервной пластинки в поздней гаструле / раннем невруле, что позволяет предположить, что начальные этапы формирования и спецификации границы уже присутствуют в цефалохордах (Holland et al.1999; Шарман и др., 1999; Gostling and Shimeld, 2003). Поиск выявил многочисленные клоны GFP из неоплодотворенной яйцеклетки, гаструлы, нейрулы, личинки и взрослых библиотек для B.Cell-lineage личиночной нервной системы у асцидиана Ciona intestinalis: от стадии нейрулы до вылупившейся личинки Эти гены первоначально экспрессируются в участвующей мезодерме гаструлы, затем в дифференцирующихся сомитах нейрулы, после чего следует дифференцирующаяся хорда и, наконец, в хвостовой почке эмбриона на стадии 10 сомитов (15).Ретиноевая кислота изменяет характер дифференцировки клеток в центральной нервной системе нервной стадии эмбрионов Xenopus. ,

Leave A Comment