Сжатое изложение ОГЭ

Аудиозаписи для подготовки к написанию сжатого изложения ОГЭ по русскому языку (по материалам сборника ОГЭ под ред. И.П. Цыбулько 2020 г.)

Художественный промысел… В самом сочетании слов таится противоречие: промысел подразумевает массовость, серийность, то есть одинаковость, а художество — это всегда образ, никогда не повторяющийся и непохожий на какой-либо другой.

Образ, индивидуальность изделия умирают в многочисленности одинаковых предметов, но ведь это не значит, что предметы при их множественности нельзя создавать разными. По-видимому, промысел можно называть художественным, если произведение отличается индивидуальностью, самобытностью, если оно несёт миру красоту, добро, воспитывает лучшие чувства у человека. Так, для художественного промысла характерны традиционная технология изготовления произведения, традиционные образы, но при этом обязательна художественная индивидуальность мастера.

При машинном производстве художественная индивидуальность исчезает, растворяясь в массовости и ширпотребе. Экономисты пытаются планировать красоту и эстетику, самоуверенно внедряют в творческий процесс законы массового производства. А ремесленник, равнодушный к творчеству, усвоивший традиционные приёмы и образы, но стремящийся к количеству, толкает художественный промысел к вырождению и гибели. На фоне всего этого кажется почти чудом существование в современном мире художественных промыслов, их противостояние серийной безликости.

(По В. И. Белову) 151 слово

Есть на русской земле удивительные города: чуть отойдёшь от главной улицы и увидишь луг в редких вербах, невдалеке лес и поле, отсвечивающее хлебами. Воздух чистый, дали неоглядные, тишина успокоительная. По городу идёшь, и вдруг остановит тебя старинный дом с затейливой кладкой стены или узорной резьбой по дереву, расписным крыльцом. Такое увидишь обычно в малом городке, в глубинке России.

Есть, на мой взгляд, в этих городках такое, что создаёт уют жизни. Это прежде всего близость природы. Маленький город от неё ничем не отгорожен. И жёлто- зелёные поля, и водная гладь реки или озера, и лесные тропинки — все прелести природы начинаются за окраиной городка.

Здесь нет неоновых реклам, не снуют машины, не слышен скрежет трамвайных колёс. Такой город живёт без спешки и шума. Не встретишь тут торопливых пешеходов, вечно куда-то бегущих, отвечающих на вопросы нехотя, на ходу. Напротив, приезжему тут ответят обстоятельно. Да ещё спросят: «Откуда, по каким делам приехал?» Люди здесь приветливые, добросердечные, услужливые. Они нежно привязаны к своему родному месту.

(По М. И. Ростовцеву) 159 слов


Репортаж — это сообщение с места событий. Поэтому задача любого репортёра заключается прежде всего в том, чтобы дать возможность людям увидеть описываемое событие глазами очевидца, то есть создать «эффект присутствия». А это становится в наибольшей мере возможным только в том случае, если журналист будет рассказывать о ситуациях, событиях. Это позволяет читателю как бы самому побывать там, где находится репортёр.

Для репортёра важно не только наглядно описать какое-то событие, но и изобразить его так, чтобы вызвать сопереживание читателя. Это возможно осуществить разными путями. Например, изложением динамики события. В том случае, если отображаемое событие быстро развивается, автору остаётся только показать этот процесс. Однако бывают события, развитие которых протекает вяло, неопределённо. В этом случае автора может выручить изложение динамики авторских переживаний, вызванных его знакомством с событием.

Таким образом, своеобразие публикаций, относящихся к жанру репортажа, возникает прежде всего в результате «развёрнутого» применения метода наблюдения. Поэтому репортаж роднится с некоторыми другими жанрами использования метода наглядного изображения действительности, например с очерком.

(По А. А. Тертычному) 154 слова



Крымский полуостров — природная жемчужина России. Он относится к уникальным местам нашей планеты, которые представляют интерес с любой стороны: экономической, научной, исторической, культурной. Таврика — таким было первое название полуострова, закрепившееся за ним с античных времён и, очевидно, полученное от имени древнейших племён тавров, населявших южную часть Крыма. Современное название «Крым» стало широко использоваться только после XIII века.

В Крыму тёплое, ласковое море, степи, горы, холмы, зелёные массивы. Здесь короткая тёплая зима и продолжительное солнечное лето. Богатый растительный и животный мир Крыма позволяли племенам и народам, с древности оседавшим на его землях, заниматься охотой, пчеловодством и рыболовством, скотоводством и земледелием. Наличие на полуострове большого количества месторождений железной руды помогало развиваться многим ремёслам, металлургии, горному делу.

В силу своего географического положения и уникальных природных условий с античных времён Крым являлся перекрёстком многих морских дорог, соединявших различные государства, племена и народы. Наиболее известная из них — Великий шёлковый путь, который проходил через Крымский полуостров и связывал Римскую и Китайскую империи. Позднее он сыграл значительную роль в политической и экономической жизни народов, населявших Европу, Азию и Китай.

(По А. Р. Андрееву) 167 слов

  
Толковый словарь Владимира Даля — явление исключительное и, пожалуй, неповторимое. Даль составил свой словарь, в который вошло более двухсот тысяч слов, один, без помощников. Пятьдесят три года жизни были отданы напряжённому, поистине героическому труду. И ведь он не был филологом-профессионалом. Этим человеком владела безраздельная и благородная любовь к русской народной жизни, к живому родному слову.

В 1819 году молодой мичман проездом к месту службы услышал незнакомое слово. Ему объяснили, что так говорят в народе. Даль заинтересовался народной речью. С тех пор в течение всей своей жизни он записывал народные слова и выражения. Владимир Даль был страстным собирателем русских слов и великим знатоком народной крестьянской жизни. Его до глубины души огорчал отрыв книжного письменного языка русской интеллигенции от народной основы. Он, как и Пушкин, звал современников обратиться к кладезю народной мудрости, к вечному и неистощимому роднику живой русской речи.

Словарь Даля — это поистине энциклопедия русской народной жизни середины XIX века: во-первых, он содержит ценнейшие этнографические сведения, во-вторых, читая этот словарь, узнаёшь язык, быт и нравы наших предков. Этот словарь стал связующим мостом между прошлым русского языка и его настоящим.

(По К. С. Горбачевичу) 177 слов 


У знаменитого оперного певца Фёдора Шаляпина был большой кожаный портфель, оклеенный множеством пёстрых ярлыков отелей, стран и городов, в которых гастролировал артист. Все годы, прожитые за границей, Шаляпин возил портфель с собой, никому его не доверял и почти никогда не выпускал из рук.

В портфеле вместе с самыми необходимыми вещами лежал небольшой ящичек. Не только люди, работавшие с Шаляпиным, даже родные не имели ни малейшего представления о его содержимом. Они лишь недоумевали, наблюдая, как Шаляпин, приезжая в новый город и входя в приготовленный ему номер, прежде всего бережно вынимал из портфеля ящик и ставил его под кровать. Зная крутой нрав Шаляпина, никто не осмеливался расспрашивать его о ящике. Когда однажды не в меру услужливый администратор попытался перенести ящик в угол комнаты, Шаляпин рассвирепел и, не говоря ни слова, тут же водворил его на прежнее место. Это было таинственно и непостижимо.

После смерти артиста его вдова вскрыла ящик, а он был наглухо, почти герметично заколочен. И тайное стало явным. В нём оказалась горсть земли, взятой Шаляпиным перед отъездом за границу с могилы своей матери. Горсть русской земли.

(По А. Л. Лессу) 176 слов


Любовь — трудная душевная работа, её не каждый осилит. Но каждый мечтает о ней, ищет её. Чего мы ищем в любви? Мы ищем в ней уход от одиночества, душевную опору. Нам важно знать, что любящему человеку дорого всё, что происходит с нами, всё, что касается нас. И с другой стороны, этот человек нуждается в нас, в нашей заботе, помощи, в нашем понимании.

Но когда рождается любовь, как растить её, чтобы она выжила? Завоевать любовь нетрудно, трудно её удержать. В любви никто никому ничего не должен. Главный и неоспоримый закон любви — её добровольность. Я стою здесь, под твоими окнами, не потому, что ты мне приказала, а потому, что не могу иначе. И с другой позиции: я варю тебе суп и глажу твои рубашки, потому что для меня радость — служить тебе.

Когда знаешь, что всё перетерпишь и выдержишь ради того, кого любишь, тогда и начинается любовь. Когда знаешь, что твоя власть над ним терпелива, ты не станешь приказывать ему, ты будешь постепенно приручать его, а он будет приручать тебя, пока вы не станете друг для друга единственными в целом свете.

(По Н. Г. Долининой) 177 слов 



Самая большая ценность, которой награждает человека искусство, — это ценность доброты. Имея дар понимать искусство, человек становится нравственно лучше, а следовательно, и счастливее. Ибо, понимая мир, окружающих его людей, прошлое и далёкое, человек легче дружит с другими людьми, с другими культурами, с другими национальностями, ему легче жить.

Искусство вызывает в читателе, в зрителе сопереживание и сочувствие людям, всему человечеству. Оно заставляет с большим вниманием и пониманием относиться к чужой боли, к чужой радости. Искусство идёт от человека и ведёт к человеку — к самому живому, доброму, к самому лучшему в нём. Как говорил Толстой, оно служит единению человеческих душ.

Но понимать произведения искусства далеко не просто. Этому надо учиться, учиться долго, всю жизнь. Ведь искусство сталкивает нас всё время с новыми и новыми явлениями, и в этом его громадная щедрость. Наиболее важное качество в понимании искусства — это искренность, честность, открытость его восприятия человеком. Но это не всё. Необходимы ещё знания: фактические сведения по истории искусства, по истории памятника, биографические сведения о его создателе, которые помогают эстетическому восприятию искусства, оставляя его свободным. Знания раскрывают двери, но войти в них мы должны сами!

(По Д. С. Лихачёву) 179 слов

 
Полотно Алексея Саврасова «Грачи прилетели». Подойдите ближе, и вы услышите, как звучит картина. Ваш слух уловит музыку весны: звон капели, журчание воды в проталинах, шорох ветвей берёз, грачиный гомон; скрип сверкающего наста, шелест весеннего ветра…

Во всей картине чувствуется влюблённость поэта-художника в природу России, и это его чувство передаётся вам. Вы дышите ещё морозным, колючим воздухом, слышите пение весны. Весь холст полон удивительного внутреннего движения. Бегут тени по снегу, дрожат отражения в проталинах, еле колышутся голые ветки берёз, неспешно плывут перламутровые облака, лучи солнца пробивают лёгкую пелену и бросают серо-голубые тени на снег. Несмотря на необычайно точное общее звучание полотна, художник прибегает к ювелирной деталировке картины, которую можно рассматривать часами.

Саврасов — лирик, и его «Грачи» — пример проникновения в самую суть, душу русской природы. Прошло более ста лет со дня рождения картины. Бесконечно далеко то время. Но жив тот благословенный мартовский миг, который озарил душу Саврасова и был запечатлён им на холсте. Саврасов по-новому передал то, что до него увидели сотни художников, — русскую природу. И сегодня мы дышим воздухом той поры, мы слышим мелодичную песнь России.

(По И. В. Долгополову) 175 слов


Есть у наших лесных сов северная родственница. Белая сова — её ещё называют полярной — самая крупная птица в Арктике. Ростом она с большую собаку, а размах крыльев такой, что ими можно было бы укрыть садовую скамейку! Несмотря на симпатичную внешность, полярная сова — хищник. Ранним утром или под вечер она отправляется на охоту. Её добычей чаще всего становятся мелкие грызуны: лемминги, мышки-полёвки, суслики, ежи. Если корма в округе мало, белые совы будут кочевать с места на место. А если достаточно, то они могут долгое время не покидать привычных уголков.

Гнёзд у этих птиц нет. Точнее, нет знакомых нам плетёных гнёзд на деревьях. Белая сова высиживает птенцов в небольшой ямке, выстланной пухом, травой и мхом. Причём откладывает яйца она не все разом, а с перерывами. Поэтому в гнезде подрастают совята разного возраста, а число птенцов может быть от 3 до 13. Если маме всё же надо отлучиться, малыши и невылупившиеся яйца остаются на попечении старших братьев и сестёр.

Эти существа с необычной внешностью всегда вызывали интерес у людей. Так, полярная сова изображена на гербе города Норильска, её можно увидеть на открытках и сувенирах.

(По В. Н. Селезнёвой) 180 слов


  • Все изложения ОГЭ

Обучающее изложение (сжатое) (по материалам ГИА – текст из демоверсии текущего года) | Методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме:

Тема: Р/Р Обучающее изложение (сжатое) (по материалам ГИА – текст из демоверсии текущего года).

Цели урока: 

— Образовательные:

— Отработать умение выделять главное (существенное) в тексте;

-Отработать умение использовать различные приёмы компрессии при сжатии текста.

-Развивающие:

— Развивать мышление и речь учащихся.

-Воспитательные:

— Воспитывать речевую культуру учащихся.

I. Оргмомент.

II. Сообщение темы и цели урока.

III. Предварительная беседа.

— Сегодня мы будем писать сжатое изложение.

— Что значит сжать текст? (Сократить его, но при этом сохранить  основную мысль, идею автора в каждой микротеме, т.е. убрать всё лишнее и оставить главное.)

IV. Прослушивание аудиозаписи, работа с черновиками.

           Что такое нравственность? Это система правил поведения личности, прежде всего, отвечающая на вопрос: что хорошо, а что плохо, что добро, а что зло. Каждый человек при оценке своего поведения, поведения других людей пользуется этой системой правил. В основу этой системы входят ценности, которые данный человек считает важными и необходимыми. Как правило, среди таких ценностей жизнь человека, счастье, семья, любовь, благосостояние и другие.
          В зависимости от того, какие именно ценности выбирает человек для себя, в какой иерархии он их располагает и насколько придерживается их в поведении, и определяется, какими будут поступки человека – нравственными или безнравственными. Поэтому нравственность – это всегда выбор, самостоятельный выбор человека.
          Что может помочь сделать правильный выбор и обеспечить нравственное поведение человека? Только совесть. Совесть, которая проявляется в чувстве вины за безнравственный поступок. Это та единственная сила, которая может обеспечить нравственное поведение человека.                                                                       

(По А. Никонову)                                                                                         135 слов

V. Беседа.

1. Определите тему текста. (Варианты: «Нравственность», «О нравственности» или «Что такое нравственность»?)

— Как вы определили тему текста? (По ключевому слову «нравственность» во всех частях текста.)

2. Что значит определить основную мысль текста? (Сформулировать ту мысль, которую автор хотел донести до сознания читателя. Основная мысль – это та мысль, ради которой текст написан автором.)

3. Определите основную мысль этого текста. (Нравственность – это система правил, в основу которой входят жизненные ценности, выбор поступка человеком – нравственного или безнравственного и его совесть.)

4. Выбор поступка человеком – нравственного или безнравственного – можно определить как поведение человека.

5. Сколько в тексте микротем (абзацев)? (3). Озаглавим их так, чтобы заголовок отражал основную мысль каждой микротемы (абзаца).

1) В основу нравственности входят жизненные ценности.

2) Нравственность определяется выбором поступка человека – нравственного или безнравственного.

3) Только совесть может обеспечить нравственное поведение.

VI. Повторное прослушивание аудиозаписи.

VII. Сжатие текста (письменно) на черновиках.

1. Назовите приёмы сжатия (компрессии) текста.

2. Сейчас мы поработаем над  языковыми приёмами сжатия текста практически. Необходимо сжать текст определённым приёмом компрессии.

 — А сейчас поработаем над сжатием текста.

— Какие приёмы сжатия вы использовали? Приведите примеры из собственной работы.

VIII. Итоги урока.

IX. Домашнее задание: закончить работу.

4.2 Продюсер звукозаписи — Экономические и моральные права — Университет искусств Консультация по авторскому праву

Перейти к концу баннера

Перейти к началу баннера

Перейти к концу метаданных

  • Создано Анной Кеуне, последний раз изменено Ирис Томашевски 12 декабря 2011 г.

Перейти к началу метаданных

Suomeksi
På svenska

Защита производителей аудиозаписей отличается от защиты авторских прав композитора и смежных прав артиста-исполнителя. Охрана производителей фонограмм связана не с охраной творчества или художественного исполнения, а скорее с охраной коммерческого продукта. В отличие от автора или исполнителя, производитель фонограммы также может быть юридическим лицом, например, компанией или другой организацией.

[1]

.

Производитель фонограммы

В Законе об авторском праве производитель фонограммы означает физическое или юридическое лицо, которое сначала записывает звуки исполнения [2]. Производитель не обязательно принимает участие в фактическом техническом или механическом производстве фонограммы. Достаточно того, что производитель несет финансовую и оперативную ответственность за производство фонограммы. Часто продюсером является звукозаписывающая компания. В Законе об авторском праве «производитель фонограммы» не относится к художественному продюсеру.

.


Обзор экономических и неимущественных прав
.

Закон об авторском праве предоставляет производителям фонограмм те же права, что и артистам-исполнителям [3]. Это означает, что требуется согласие производителя фонограммы, если фонограмма

  • копируется независимо от используемой технологии,
  • Представлено публике,
  • Сообщается общественности, например, в информационной сети,
  • или его копии распространяются среди общественности.

В отличие от артистов-исполнителей, продюсеры не имеют неимущественных прав на аудиозапись [4]. Это связано с тем, что отношение продюсеров к продукту своего труда не рассматривается как личное и творческое, как у авторов или исполнителей.

.


Обзор требований к смежным правам для производителей.

.

Смежное право защищает только производителя оригинала, который несет ответственность за первую запись исполнения. Таким образом, стороны, которые позже производят копии оригинальной записи, не защищены как производители фонограмм в значении Закона об авторском праве. Тем не менее таким сторонам могут быть переданы права первоначального производителя по соглашению.

Фонограмма

Фонограмма относится к любому типу записи, предназначенной только для прослушивания. Если запись также содержит изображения, она считается не аудиозаписью, а аудиовизуальной записью по смыслу Закона об авторском праве.

Требования к качеству или содержанию фонограммы отсутствуют. Таким образом, записанный звук не обязательно должен представлять собой произведение или любой другой объект охраны. Например, запись шума дождя или жужжания насекомых гарантирует продюсеру те же права, что и запись музыкального исполнения. Однако объектом записи должен быть детектируемый звук. [5]

[1] Закон об авторском праве

[2] Harenko – Niiranen – Tarkela (2006) Tekijänoikeus: Kommentaari ja käsikirja. WSOYpro, Хельсинки.

[3] Закон об авторском праве

[4] Harenko – Niiranen – Tarkela (2006) Tekijänoikeus: Kommentaari ja käsikirja. WSOYpro, Хельсинки.

[5] Харенко – Нииранен – Таркела (2006) Tekijänoikeus: Kommentaari ja käsikirja. WSOYpro, Хельсинки.

  • авторское право
  • музыка
  • продюсер
  • экономический
  • моральное
  • аудио
  • запись
  • фонограмма
  • родственное
  • право
  • защита
  • нематериальное
  • имущество

Обзор

Инструменты контента

этические принципы для звуковых и аудиовизуальных архивов

IASA Специальная публикация № 6

Скомпилирован и обзор
Ilse Assmann, Kevin Bradle Кристиана Феннес-Юхас, Гила Флам, Адам Флинн, Клаус Петер Галленмиллер, Ларс Гаустад, Изабель Джаннаттасио, Джудит Грей, Детлеф Гумберт, Райнер Хуберт, Гуннель Йонссон, Грейс Кох, Дитрих Шуллер, Энтони Сигер, Джанет Топп Фаргион, Надя Валлашковиц

 

© Международная ассоциация звуковых и аудиовизуальных архивов (IASA), 2010 г. (пересмотрено в 2011 г.) по цене €5. Заказать публикации IASA (ссылка на интернет-магазин IASA). Члены IASA также могут загрузить бесплатную версию в формате PDF. Если вы не являетесь членом, почему бы не присоединиться к IASA?

Содержание

Роли и цели многих типов звуковых и аудиовизуальных архивов определяют, как они будут относиться к коллекциям и их владельцам. Национальные архивы той или иной страны обычно выполняют роль хранителя документации правительства, часть которой может включать звуковые и аудиовизуальные материалы. Национальный аудиовизуальный архив может играть роль в приобретении и сохранении продукции коммерческой звукозаписывающей индустрии, что приводит к прочным отношениям с владельцами авторских прав. Такой архив может иметь юридический статус в той или иной форме, например, быть хранилищем обязательного экземпляра аудиовизуальных материалов, произведенных в стране. Архив вещания может быть частью вещательной компании, финансируемой государством, или частью группы управления активами коммерческой вещательной компании.

Исследовательский архив может быть частью инициативы, финансируемой государством, или может существовать в составе факультета факультета университета. У многих архивов и коллекций есть некоторые или все эти роли, и иногда им может потребоваться расширить свои роли в других областях.

Звуковые и аудиовизуальные архивы, как и другие типы архивов, концентрируются на трех основных видах деятельности: создании коллекций и управлении ими, сохранении и распространении. Несмотря на то, что существуют этические принципы для некоторых конкретных аспектов аудиовизуального архивирования, ни одно заявление об этике соответствующих архивных организаций и учреждений не охватывает всю деятельность членов IASA.

В следующем документе представлено изложение принципов, относящихся к каждому из основных видов деятельности, осуществляемых различными видами звуковых и аудиовизуальных архивов в рамках IASA. Индивидуальные коллекционеры и владельцы частных архивов могут также счесть следующие принципы полезными в качестве руководства для выполнения своих этических обязанностей в отношении своих фондов.

Эти принципы охватывают как текущую практику, так и будущие разработки. Также даны ссылки на существующие документы, которые могут быть полезны членам IASA.

В процессе работы со звуковыми и аудиовизуальными архивами можно встретить восемь различных ролей. Каждая из этих ролей может принадлежать отдельному человеку или группе, но в некоторых случаях один человек или группа могут выполнять несколько функций.

  • Создатели контента , который впоследствии записывается: включая авторов, композиторов, создателей программ для вещания и аранжировщиков ранее существовавших произведений. Эти люди часто будут владельцами авторских прав.
  • Исполнители : лица или группы, чьи звуки, изображения и движения записываются.
  • звукозаписывающие : те, кто фактически накладывает звуковые и аудиовизуальные записи на определенные носители. К ним относятся, например, инженеры в студиях звукозаписи и коллекционеры полевых записей.
  • Владельцы интеллектуальной собственности : отдельные лица, сообщества, организации или компании, которые имеют права на оригинальные произведения и записи. К ним могут относиться создатели контента, исполнители или их сообщества, а также записывающие устройства или их правопреемники.
  • Депоненты : отдельные лица, группы, корпорации или учреждения, которые хранят записи в архивах.
  • Архивисты : сотрудники или владельцы архивов, которые организуют фонды и обеспечивают к ним доступ.
  • Технические специалисты : специализированный персонал архивов и архивных служб, отвечающий за сохранность аудиовизуальных носителей и перенос данных с одного носителя на другой. В некоторых случаях они также могут нести ответственность за восстановление звуков и аудиовизуальных данных.
  • Пользователи : те, кто имеет доступ к коллекциям, хранящимся в архивах.

Эти роли связаны своим отношением к аудиовизуальным записям и данным об этих записях. Существуют этические проблемы, связанные с каждой из этих ролей на различных этапах архивного процесса. Далее этические принципы, применимые к различным ролям, сгруппированы вокруг основных архивных задач по сбору, обработке и сохранению, а также предоставлению доступа.

Звуковые и аудиовизуальные архивы могут поступать из многих источников. Одними из наиболее распространенных способов пополнения коллекций являются приобретение, пожертвование, обязательный экземпляр или собственная записывающая деятельность архива. В некоторых типах архивов, таких как национальные звуковые архивы или аудиовизуальные отделы библиотек или других культурных учреждений, основная часть коллекции состоит из записей, произведенных другим учреждением или частным лицом. Третьи, такие как архивы вещания или исследовательские архивы, содержат записи, сделанные либо ими самими, либо их управляющим учреждением. Следующие пункты касаются этических вопросов, возникающих в связи с различными методами приобретения.

Пока сотрудники архивов записывают представления для сохранения и распространения, их деятельность аналогична деятельности антропологов и фольклористов, занимающихся собственным коллекционированием. Аспекты их деятельности по сбору данных рассматриваются, например, в Заявлении об этике Американской антропологической ассоциации , а также в аналогичных заявлениях для областей фольклора, этномузыкологии и других областей исследований, которые полагаются на аудиовизуальную документацию.

Первостепенная ответственность сотрудников архивов лежит на людях, которых они фиксируют. В случае конфликта интересов интересы записанных исполнителей (которые в некоторых случаях также являются создателями контента) всегда должны стоять на первом месте. Конкретно-документальная запись должна соблюдать личные права тех, кто намеренно, а в какой-то мере и случайно зафиксировал. Записи для коммерческих и вещательных архивов могут производиться в рамках соответствующего законодательства, однако архивы должны признавать возможность применения других прав и обязанностей.

Поскольку записи, сделанные исполнителями для архивов, предназначены для длительного хранения и распространения, для обеспечения надлежащего управления коллекцией необходимо четкое соглашение между исполнителями и архивом (или звукозаписывающим). Это соглашение должно документировать разрешение на запись исполнения (события или ситуации), чтобы сохранить его в течение длительного времени, и указывать любые намерения, которые могут быть в отношении доступа и потенциального распространения.

Такой договор должен передавать права на хранение и предоставление доступа к материалам в архив. Без такого документа эти материалы будет трудно обосновать, сохранить и получить к ним доступ.

Многие звуковые и аудиовизуальные архивы приобретают коллекции у специалистов, которые сами являются звукозаписывающими, путем принудительного хранения или иными способами, не предполагающими непосредственного взаимодействия с исполнителями или создателями контента. Однако в некоторых из этих случаев для архива по-прежнему важно определить, содержат ли депонируемые материалы достаточную информацию о коллекции, чтобы определить, защищает ли ее использование архивом «права, интересы и чувства» тех, чьи традиции память или выражения представлены в коллекции. Этический документ Международный совет музеев (ИКОМ) занимается вопросами незаконно приобретенных материалов, переданных в дар музеям, что также важно для звуковых и аудиовизуальных архивов (разделы 2.1, 2.2, 2.3 и 2.4). Документ ICOM также касается этического использования материалов, которые считаются священными, секретными или предназначены для доступа только к членам исходного сообщества:

Раздел 2.5 о культурно-чувствительных материалах : Коллекции . . . материалы, имеющие священное значение, следует приобретать только в том случае, если их можно надежно хранить и заботиться о них с уважением. Это должно быть выполнено в соответствии с профессиональными стандартами и интересами и убеждениями членов сообщества, этнических или религиозных групп, из которых произошли предметы, если они известны (http://icom.museum/the-vision/code -of-ethics/, консультация 24.10.2010).

Когда записи были сделаны без ведома или разрешения исполнителей, особенно записи секретных, священных и частных материалов, а также записи политического характера, с ними следует обращаться отдельно от других материалов. Архивы должны требовать от депонентов четкую информацию о материалах, которые могут быть конфиденциальными таким образом, и о материалах, не имеющих таких ограничений.

Приобретение оригинальных записей, таких как полевые, частные или другие неопубликованные материалы, требует установления четкого соглашения между архивом и депонентом. Такой договор должен предусматривать право архива на архивирование и предоставлять доступ к записям и документации, а также возможные права, которые могут быть переданы архиву. Кроме того, архивы могут пожелать включить конкретные условия об обязательствах архивов перед регистраторами/депонентами. Когда сотрудники архива делают свои собственные записи, такие взаимные договоренности можно тщательно контролировать. Однако некоторые звукооператоры, возможно, приобрели свои записи, не задумываясь о получении соглашений, необходимых для их архивирования и предоставления надлежащего доступа к ним. Отсутствие официальных соглашений между звукозаписывающими/депонентами и исполнителями или другими правообладателями не является достаточным основанием для отказа в коллекции, но это отсутствие необходимо отметить и устранить во внутренней политике архива.

В случае приобретения целых коллекций, составленных депонентами (например, донорами, другими учрежденческими или частными архивами), принадлежность отдельных записей к оригинальной коллекции должна оставаться определяемой. Соглашения с депонентами должны включать четкие положения относительно срока их действия и потенциальных обязательств архива, таких как сохранение первоначального расположения коллекции или определенные предварительные условия ее использования.

В некоторых случаях радиовещательные, коммерческие или иные архивы могут пожелать приобрести копии материалов, которые изначально принадлежали их коллекции, но которые были проигнорированы, утеряны или изъяты из обращения, но в которых сейчас существует потребность. В таких случаях права коллекционеров или доноров менее важны, однако архивы могут решить возместить или вознаградить коллекционеров за роль в сохранении материала в промежуточный период.

Долгосрочное сохранение звуковых и аудиовизуальных документов требует особых навыков и инфраструктуры. Это приводит к постоянно высоким затратам. Поэтому, прежде чем принимать звуковые и аудиовизуальные документы на долговременное хранение, учреждению следует проверить, позволяет ли его миссия сделать это, и есть ли в долгосрочном бюджете достаточное количество обученного персонала, адаптированная инфраструктура и финансовые средства. Если это не так, документы должны быть переданы в более приспособленное учреждение.

Если нет юридического обязательства хранить коллекцию в целом, следует провести процесс оценки, приоритизации и отбора. (См. документ «Целевая группа IASA по выбору» 1 ).


1. см. http://www.iasa-web.org/task-force

Многие виды профессиональной деятельности архивистов отражены в документах, связанных с кодексами этики организаций архивистов и библиотекарей. Хорошими примерами являются этические кодексы Общества американских архивистов 9.0054 1 и Международного совета архивов 2 .

Безусловно, важным для IASA является этический подход к оценке звуковых и аудиовизуальных материалов. Этический кодекс ICOM 3 имеет значение здесь, особенно разделы по уходу за коллекциями, 2.18-2.26 (относительно политики обеспечения непрерывности и безопасности коллекций и связанных с ними данных, документации, сохранения и профессиональной ответственности).

В соответствии с этими этическими принципами к звуковым и аудиовизуальным записям и связанным с ними материалам (включая оригинальные носители) следует относиться с должным уважением, и следует избегать неправильного обращения со стороны неквалифицированных операторов. Их необходимо законсервировать в соответствии с новейшими технологиями, чтобы свести к минимуму порчу. Их исходное содержание и физическое представление должны быть защищены от изменения, усечения, расширения, фальсификации или цензуры каким-либо образом.

Обязанности архивариуса также включают постоянную заботу о сопроводительных материалах (фотографии, заметки и т. д.) и обработку описания содержания записей (для метаданных, каталогов и дискографий и других публикаций).

Действия по сбору включают больше, чем просто приобретение. Все архивы также утилизируют записи, изъятые из коллекций. Несмотря на то, что удаление происходит по разным причинам, как описано в упомянутом выше документе ИКОМ (параграфы 2.12-2.17), архивариусы должны соблюдать параграф 2.13:

Удаление объекта или образца из музейной коллекции должно осуществляться только при полном понимании значения предмета, его характера (будь то возобновляемый или невозобновляемый), юридического статуса и любой утраты общественного доверия, которая может результате такого действия.

Это важно, например, в тех случаях, когда звукооператор пообещал исполнителю, что записи будут храниться в архиве, или когда архив пообещал депоненту, что его или ее коллекция останется нетронутой.


1. см. http://www.archivists.org/governance/handbook/app_ethics.asp
2. см. http://www.ica.org/sites/default/files/Ethics-EN.pdf
3 , см. http://icom.museum/the-vision/code-of-ethics/2-museums-that-maintain-col. ..

Документ Технического комитета IASA, TC03 Охрана аудионаследия: этика, принципы и стратегия сохранения , версия 3, от декабря 2005 г., конкретно предлагает этические соображения для технической обработки и сохранения аудиозаписей. В этой публикации проведено действительное различие между содержанием и носителем, а также рассмотрена техническая ответственность и последствия действий в практике технического сохранения. TC03 доступен по адресу http://www.iasa-web.org/safeguarding-audio-heritage-ethics-principles-pr….

Любые виды сохранения, восстановления, передачи и переноса звукового и аудиовизуального контента должны осуществляться таким образом, чтобы избежать или свести к минимуму потерю данных и другой соответствующей информации в оригинальной записи. Кроме того, следует защищать вспомогательную информацию, которая может быть частью оригинального звукового или аудиовизуального документа (т. е. содержание и носитель) в разнообразных формах. Оригинальные носители должны сохраняться в пригодном для использования состоянии до тех пор, пока это возможно. Это также относится ко всем оцифрованным материалам, поскольку технологии и методы выделения сигнала и аналого-цифровой передачи все еще нуждаются в дальнейшем развитии, а оригинальные носители — и упаковка — часто предоставляют вспомогательную информацию.

В TC03 говорится, что в конечном итоге содержимое любой звукозаписи, предназначенной для хранения на неопределенный срок, необходимо будет перенести в систему долгосрочного хранения, однако, поскольку на процесс могут повлиять местные условия, любая такая процедура «должна следовать стратегии, основанной на индивидуальной ситуации». коллекции и особой политики архива» (TC03, стр. 11). Приоритизация и выбор для оцифровки должны соответствовать критериям выбора, разработанным IASA «Целевой группой для установления критериев выбора аналогового и цифрового аудиоконтента для передачи в форматы данных в целях сохранения» 1 .

Любой процесс физической реставрации оригинального носителя должен выполняться с максимальной осторожностью, чтобы сбалансировать возможное улучшение реставрации с возможным дальнейшим ухудшением или последующим повреждением при длительном хранении (см. TC03, глава 6). Любой процесс физического восстановления исходного носителя должен выполняться в соответствии с передовой практикой (см. IASA-TC04 «Руководство по производству и сохранению цифровых аудиообъектов» 9).0054», 2-е издание, 2009 г., отдельные главы: http://www.iasa-web.org/audio-preservation-tc04).

Переводы из старых форматов архивов в новые должны выполняться без субъективных изменений сигнала. Любое субъективное усиление сигнала (например, шумоподавление и т. д.) должно применяться только к копии неизмененной архивной передачи (например, к копиям для доступа, см. TC03, главы 7–8).

Все действия по сохранению, восстановлению, передаче и миграции (включая процедуры долгосрочного цифрового хранения) всегда должны сопровождаться тщательной документацией, чтобы предоставить все соответствующие спецификации, обеспечивающие подлинность первичных данных и предотвращающие потерю первичных, вторичная и контекстуальная информация, образованная исходным AV-документом. Технические специалисты, работающие в условиях архивного хранения, должны убедиться, что они документируют любые изменения звуков и аудиовизуальных данных, сделанные для других конкретных целей, таких как типы распространения.

Технические специалисты, работа которых связана с созданием информационных систем для каталогизации звуковых и аудиовизуальных коллекций, также должны избегать потери данных в этих системах.


1. см.: http://www.iasa-web.org/task-force

Сохранение и доступ всегда должны быть связаны друг с другом. Коллекции, к которым никогда не будет доступа – по какой бы то ни было причине – даже после юридической или этической задержки, не должны храниться в учреждениях, финансируемых государством. Однако прежде чем избавиться от каких-либо коллекционных материалов, архивы должны знать, что обстоятельства меняются и что трудноразрешимые проблемы с доступом могут быть решены, см. 2.2.1 Архивная обработка и хранение ).

Этика предоставления доступа к звуковым и аудиовизуальным документам имеет юридические и технические аспекты.

Основные технические аспекты заключаются в том, что доступ не должен причинять никакого вреда физической целостности документа, а с другой стороны, пользователю должна быть предоставлена ​​возможность доступа ко всему содержимому, относящемуся к документу.

Поскольку через Интернет можно легко предоставить неограниченный и неконтролируемый доступ к звуковым и аудиовизуальным документам, архивариусы должны тщательно балансировать между правом доступа и правами лиц и учреждений, связанных с документом, и регулировать доступ таким образом, чтобы уверенность в том, что звук и аудиовизуальные архивы не повреждены.

Кроме того, существуют некоторые важные этические вопросы, связанные с распространением или репатриацией, которые особенно важны для звуковых и аудиовизуальных архивов, особенно для тех, которые сохраняют полевые, документальные и другие оригинальные записи. Некоторые из этих вопросов особенно очевидны, когда архивы сами становятся пользователями своих коллекций в публикациях, на веб-сайтах и ​​т. д. Эти вопросы включают право сообщества на доступ к своему собственному культурному наследию, возможные права сообщества и обычные права на распространение, а также важность соблюдая соглашения, заключенные во время записи оригинальных исполнителей.

Были случаи, когда вкладчики ограничивали доступ к своим коллекциям настолько, что члены сообщества исполнителей не могли получить к ним доступ. Такие ограничения, как правило, вызывают неприязнь к исследователям и архивам.

Когда репатриация происходит как сделка между архивами, она должна сопровождаться соглашением между архивом-донором и архивом-получателем о соблюдении первоначальных соглашений исполнителей и дарителей относительно доступа и обращения со священными или другими конфиденциальными материалами. Это соглашение должно иметь юридическую силу, чтобы архив-донор был защищен от ненадлежащего использования коллекции после ее передачи в другой архив.

Важно признать, что интересы наций и исполнителей могут различаться. В законодательстве об авторском праве обычно говорится об индивидуальном владении и контроле над исходным содержанием, но архивы должны признавать возможность коллективной собственности и обычных прав в дополнение к тем, которые признаны национальным и международным законодательством.

Доступ к конкретным коллекциям должен осуществляться в соответствии с соглашениями, заключенными во время сбора и/или приобретения записи у исполнителя. Архивная политика должна включать фактическое соглашение между архивом и каждым пользователем, определяющее конкретные способы обработки материалов пользователем; эти договоренности должны вытекать из первоначальных договоренностей с исполнителями. Ожидается, что пользователи будут вести себя этично при использовании материалов.

Опубликованные звукозаписи во многих случаях являются продуктом коммерческой индустрии, основной целью которой является получение прибыли за счет продажи записей и взимания лицензионных сборов за использование записей. Традиционно индустрия состояла из звукозаписывающих и издательских компаний, которые инвестируют в запись, производство и распространение контента, а также авторов и исполнителей, создающих контент. В обмен на свои инвестиции компании исторически брали на себя право собственности или контроль над авторскими правами авторов, исполнителей и звукозаписывающих компаний посредством договорных соглашений. Общества по сбору авторских прав могут действовать как центральные расчетные палаты для сбора и распределения лицензионных сборов за обычное использование звукозаписей, такое как публичное исполнение и радиовещание. Даже записи, которые не были продуктом коммерческой индустрии или никогда не публиковались, обычно подпадают под действие каких-либо законов об авторском праве.

Законодательство об авторском праве варьируется от страны к стране, но в целом благодаря действию международных договоров оно дает владельцам авторских прав почти исключительное право публиковать, воспроизводить, публично исполнять или воспроизводить, сообщать, адаптировать, транслировать и, в некоторых случаях, сдавать в аренду свои авторские материалы. Во многих странах существуют исключения, связанные с общественными интересами, допускающие определенные виды использования, такие как сохранение, образовательное обучение, критика и новостные репортажи, однако они, как правило, очень специфичны и не преодолевают противоречивые интересы владельцев авторских прав с исключительными правами контролировать использование их материалов и материалов. архивы с целью обеспечения свободного доступа к материалам.

Прежде всего, архивы обязаны соблюдать авторское право и смежные законы. Это требует высокого уровня осведомленности о соответствующем законодательстве и системы контроля в рамках процедур работы архива, которая ограничивает возможность ненадлежащего использования материалов в архиве или неправильной передачи третьей стороне.

Архивы могут эффективно управлять вопросами авторского права, получая как можно больше информации о праве собственности на интеллектуальную собственность на произведения, представленные в их собраниях, в идеале с момента приобретения. Архивы могут повысить ценность услуг, которые они предлагают клиентам, делая информацию о правах общедоступной, при условии, что это не противоречит обязательствам в отношении неприкосновенности частной жизни и конфиденциальности. Если пользователи архива желают использовать материалы, охраняемые авторским правом, архив может свести к минимуму риск нарушения прав и поддерживать позитивные отношения с жертвователями и депонентами, требуя от пользователей получения разрешений на использование авторских прав.

Архивы должны признать, что авторское право является сложным и что право собственности не всегда может быть ясно. Там, где есть конкурирующие претензии на авторские права на материалы, хранящиеся в архиве, и архив не претендует на долю, архив, скорее всего, добьется положительных результатов в управлении заинтересованными сторонами, оставаясь нейтральным. Возможно, потребуется получить разрешение от всех конкурирующих заявителей, прежде чем будет предоставлен доступ к оспариваемым материалам.

Действия внутри архивов, такие как оцифровка или копирование для сохранения, потенциально могут нарушать закон об авторском праве. Если исключения из авторского права не применяются или владельцы авторских прав не дали архивное разрешение на использование материала по своему усмотрению, проблем с заинтересованными сторонами и судебных исков можно избежать, приняв альтернативные подходы, не нарушающие закон об авторском праве, например, приобретая дополнительные копии, а не создавая копии. в доме. Там, где не существует практической альтернативы, не нарушающей закон об авторском праве, архивы могут заключить общие соглашения или получить разрешение на необходимые работы по сохранению с отраслевыми органами.

В некоторых юрисдикциях архивы могут получить доступ к исключениям из закона об авторском праве для поддержки сохранения записей наследия и предоставления доступа для исследовательских и образовательных целей. При использовании этих исключений архивы должны обеспечить соблюдение всех соответствующих критериев, допускающих исключение. Архивы должны быть открытыми и прозрачными в применении любых исключений. Политика архива в отношении использования исключений должна быть публично задокументирована и раскрыта отдельным владельцам авторских прав или отраслевым группам, в зависимости от обстоятельств.

Архивы несут моральную ответственность за то, чтобы материалы, находящиеся в общественном достоянии, оставались в общественном достоянии после оцифровки. Государственно-частное партнерство по оцифровке не должно навязывать новые права или изменять права собственности на материал, на который не распространяются ограничения авторского права.

Озабоченность интеллектуальной собственностью — в частности, индивидуальными авторскими правами на композицию и исполнение оригинальных произведений — доминирует сегодня в большей части дискуссий о правах на исполнение. Важно, чтобы архивы соблюдали национальное и международное законодательство в отношении всех коллекций. Но не менее важно, чтобы архивы соблюдали другие ограничения на использование, установленные исполнителями, хранителями, архивистами и техниками.

Права на исполнения не противоречат действующему законодательству. Даже когда определенное использование произведения автора или исполнителя является законным, оно может быть неэтичным. Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) располагает документом Проект положений о традиционных выражениях культуры/фольклоре 1 , который полезен для рассмотрения. Некоторые национальные законодательства, например законодательство Австралии, признают неимущественные права. К ним относятся право на надлежащее указание автора или источника документа и право на защиту от неправомерного использования или «уничижительного обращения» 9.0202 2 .


1. см. http://www.wipo.int/tk/en/consultations/draft_provisions/draft_provision…
2. ср. http://www.austlii.edu.au/au/journals/FedLRev/2004/15.html

Архивы должны иметь право сохранять записи для будущего. Для этого они должны иметь возможность получать копии коммерческих записей без кодов копирования, предотвращающих дублирование. Следует надеяться, что архивные коллекции сохранятся по истечении существующих сроков действия авторских прав, но если звуки и изображения не могут быть перенесены на будущие носители, они станут недоступными (см. также Заявление о политике IASA в отношении авторского права и других прав интеллектуальной собственности 9).0202 1 ).

Звуковые и аудиовизуальные архивы сталкиваются с огромными финансовыми затратами при хранении, передаче и перемещении своих коллекций. Законодательство об авторском праве, программное обеспечение для защиты от копирования и музыкальный бизнес являются дополнительными проблемами. Большое количество «сиротских произведений» в 20-м веке, владелец которых неизвестен, а также невосприимчивость правообладателей указывают на проблемы, которые могут возникнуть в будущем с текущими записями. Без переноса данных большинство форматов записи в начале 21 века через несколько десятилетий станут невоспроизводимыми. IASA занимает активную позицию в отношении важности изменений в законодательстве и программном обеспечении, позволяющих архивам внести свой вклад в обогащение культурной жизни будущего путем сохранения жизни прошлого и настоящего. Таким образом, в обязанности архивов также будет входить информирование о законодательных изменениях в своих странах в отношении таких вопросов, как бесхозные произведения.

Текущие расходы, с которыми сталкиваются звуковые и аудиовизуальные архивы, оправдывают в определенных случаях взимание платы за доступ и определение деталей политики доступа в соответствии с их бюджетами, персоналом и задачами.

Звуковые и аудиовизуальные архивы обязаны информировать своих сотрудников о передовых методах и процессах, связанных с их деятельностью, чтобы они могли действовать эффективно и этично при сохранении, документации и доступе.


1. http://www.iasa-web.org/copyright-other-intellectual-property-rights

Международная ассоциация звуковых и аудиовизуальных архивов считает, что исполнители, создатели контента и другие правообладатели, звукорежиссеры, депоненты, архивисты, техники и пользователи несут определенные этические обязательства в отношении звуковых и аудиовизуальных архивных коллекций.