Число \(n \in N\) при этом называют показателем корня, а число \(a\) покоренным выражением.
Если \(n=2\), то перед вами корень 2-й степени или обычный арифметический квадратный корень, который все проходили в 8-м классе.
Если \(n=3\), то это корень 3-й степени, \(\sqrt[3]{a}\). Его обычно называют кубическим корнем. Чтобы его вычислить, нужно найти такое число, которое умноженное на само себя три раза, даст подкоренное выражение.
Если \(n=4\), то корень 4-й степени, \(\sqrt[4]{a}\) и т.д.
Операция извлечения корня n-й степени является обратной к операции возведения в n-ю степень. Для того, чтобы вычислить корень n-й степени от \(a\), нужно сообразить какое число в степени \(n\) будет давать \(a\).
Пример 1 $$ \sqrt[3]{27}=3 $$
Кубический корень из числа 27 равняется 3. Действительно, если число 3 возвести в 3-ю степень, то мы получим 27.
Корень 4-й степени из 16-и равен 2. Двойка в 4-й степени равна 16.
Пример 3 $$ \sqrt[n]{0}=0 $$
Если извлечь корень n-й степени из 0, всегда будет 0.
Пример 4 $$ \sqrt[n]{1}=1 $$
Если извлечь корень n-й степени из 1, всегда будет 1.
Пример 5 $$ \sqrt[3]{19}= ? $$
Мы не можем в уме подобрать такое число, которое при возведении в 3-ю степень даст 19. Если посчитать на калькуляторе, то получим \(2,668…\) – иррациональное число с бесконечным количеством знаков после запятой.
Обычно, в математике, когда у вас получается иррациональное число, корень не считают и оставляют так как есть \(\sqrt[3]{19}\).
Что же делать, если под рукой нет калькулятора, а нужно оценить, чему равен такой корень. В этом случае нужно подобрать справа и слева ближайшие числа, корень из которых посчитать можно:
$$ \sqrt[3]{8} \le \sqrt[3]{19} \le \sqrt[3]{27} $$ $$ 2 \le \sqrt[3]{19} \le 3 $$
Получается, что наш корень лежит между числами 2 и 3.
Оценить значение \(\sqrt[4]{15}= ?\) $$ \sqrt[4]{1} \le \sqrt[4]{15} \le \sqrt[4]{16}; $$ $$ 1 \le \sqrt[4]{15} \le 2; $$
Корень четной и нечетной степеней
Надо четко различать правила работы c четными и нечетными степенями. Дело в том, что корень четной степени можно взять только из неотрицательного числа. Из отрицательных чисел корень четной степени не существует.
Корень нечетной степени можно посчитать из любых действительных чисел. Иногда в школьной программе встречаются задания, в которых требуется определить имеет ли смысл выражение:
Пример 7 $$ \sqrt[3]{-27}=-3 $$
Данное выражение имеет смысл, так как корень нечетной степени можно посчитать из любого числа, даже отрицательного. Напоминаю, что извлечь корень 3-й степени, значит найти такое число, которое при возведении в 3-ю степень даст покоренное выражение. Если \((-3)\) умножить на само себя три раза, то мы получим покоренное выражение \(-27=(-3)*(-3)*(-3)\).
Рассмотрим применение формул корня от произведения и частного, без которых невозможно решить ни один приличный пример.
Корень степени \(n\) от произведения равен произведению корней степени \(n\) от этих множителей.
$$ \sqrt[n]{a*b}=\sqrt[n]{a}*\sqrt[n]{b} $$
Пример 13 $$\sqrt[3]{125*8}=\sqrt[3]{125}*\sqrt[3]{8}=5*2=10;$$ $$\sqrt[3]{-\frac{27}{8}}=\frac{-\sqrt[3]{27}}{\sqrt[3]{8}}=\frac{-3}{2};$$
Формулы справедливы не только для двух множителей:
Пример 14 $$\sqrt[3]{125*8*27}=\sqrt[3]{125}*\sqrt[3]{8}*\sqrt{27}=5*2*3=30;$$
Пример 15 $$\sqrt[4]{\frac{16*81}{625}}=\frac{\sqrt[4]{16*81}}{\sqrt[4]{625}}=\frac{\sqrt[4]{16}*\sqrt[4]{81}}{\sqrt[4]{625}}=\frac{2*3}{5}=\frac{6}{5};$$
Обратите внимание! Формулы произведения и частного корней справедливы только для корней с одинаковыми показателями.
Извлечение корня из корня
Что делать если корень вложен в корень? Подобных примеров много и выглядят они страшнее, чем есть на самом деле. Если корень с показателем \(n\) находится под корнем с показателем \(m\), то получается корень с показателем \(m*n\):
$$\sqrt[m]{\sqrt[n]{a}}=\sqrt[m*n]{a};$$
Пример 21
$$\sqrt[3]{\sqrt[2]{64}}=\sqrt[3*2]{64}=\sqrt[6]{64}=2;$$
Пример 22
$$\sqrt[3]{27\sqrt[4]{7}}=\sqrt[3]{27}*\sqrt[3]{\sqrt[4]{7}}=3*\sqrt[3*4]{7}=3*\sqrt[12]{7};$$
Пример 23
$$\sqrt[3]{\sqrt[4]{\sqrt[5]{2}}}=\sqrt[3*4*5]{2}=\sqrt[60]{2}.$$
Метод рационализации в неравенствах
Метод рационализации (равносильности) помогает значительно сократить решение показательных и логарифмических неравенств. Рационализация часто встречается в задании 14 ЕГЭ по математике.
Как решать показательные неравенства. Методы и способы решения
Как решать показательные неравенства. Общий алгоритм решения. Замена переменной. Однородные степенные неравенства.
Как решать неравенства с логарифмами. Методы и способы решения
Как решать неравенства с логарифмами. Общий алгоритм решения. Замена переменной. Переменное основание в логарифмических неравенствах. Сужение ОДЗ.
Логарифмические уравнения. Методы и способы решения
Как решать уравнения с логарифмами. Общий алгоритм решения. Замена переменной. Переменное основание в уравнениях. Разбираем основные методы.
Как решать показательные уравнения. Методы и способы решения
Как решать уравнения со степенями. Разбираем основные методы и способы решения простейших показательных уравнений.
Логарифм и его свойства. Как решать логарифмы
Урок по теме логарифмы и их свойства. Разбираемся, что такое логарифм и какие у него свойства. Научимся считать выражения, содержащие логарифмы.
Leave A Comment