Как работать с исторической картой: подготовка к ЕГЭ

Здравствуйте, уважаемые друзья! Сегодня продолжим готовится к ЕГЭ по истории и сегодня мы отойдем от каких-то теоретических материалов и задач и начнем говорить на тему обязательных для самоподготовки к ЕГЭ материалов, сторонних знаний, а также я научу Вас решать задания по истории с картой) Сразу скажу, что материал данной статьи и собственно следующих будет основан на самых часто задаваемых вопросах, поэтому возможно в некоторых моментах Вы сможете узнать себя.

Нужно ли знать все даты из карманных справочников и учебников?

Часто, мне пишут люди с вопросом: «Иван Сергеевич, начал (-а) учить XX век и в учебниках вижу подобную картину, что мне учить чтобы тест написать, потому что кроме прошлого столетия есть еще периоды, которые требуют внимания и бросать все силы на работу чисто с советской историей я не могу?!».

Так вот, отвечаю для всех) Фактически несколько лет назад ФИПИ публиковал обязательный перечень дат и событий к ним, необходимых для написания экзаменационной работы. Сейчас данные материалы по каким-то причинам из пакетов с демоверсией не прикладывают из-за чего и возникает подобная шумиха, но пытливые и любопытные дети =) при условии что залезут в материалы прошлых лет для экспертных комиссий, этот перечень найдут. В этом году на КПК этот документ как дидактический материал нам посоветовали и соответственно я делюсь им с Вами, вот он:

Там есть практически все, что необходимо знать по хронологии событий…касаемо дат, исключение, как мне кажется, составляют лишь революции 1905—1907 / 1917 гг., в остальном же эта таблица полная и отражает все события, которые необходимо учитывать для успешного выполнения тестов ЕГЭ по истории.

Как работать с исторической картой?

Также «больная тема», хоть материал в виде карт у меня и выложен в открытом доступе, дети недоумевают: «Как с этим вообще работать?». Объясняю ?

Первым делом топаете к этой статье и скачиваете себе пакет карт на компьютер. Затем, если лень копаться в справочниках ЕГЭ прошлых лет и тонне информации с этим связанной, качаете вот эту подборку:

Банк заданий по исторической карте: 1200 заданий:

Как с этим работать? Предупреждаю, приступать к данной «процедуре» рекомендуется только тем, кто уже что-то шарит в истории, а ребятам кто идет по нашим урокам, дальше этот пункт читать не стоит, а тем, кто уже как бы в теме, загружаете себе документ, в нем содержатся все задания с картой вариантов ЕГЭ прошлых лет. Заданий около 1200, с телефона не качайте, все повиснет ?

Для начала рекомендую проанализировать свои знания географии и определить уровень топографического кретинизма :/, для этого рекомендую обратить внимание на этот документ:

 


 

Практикум по разбору карт

Здесь Вам представлена контурная карта, которую необходимо распечатать и соответственно заполнить, если это для Вас не составляет труда, переходите к карте №2. При успешном выполнении всех карт и заполнении на них примерно 70% информации, можно начинать работу с самим банком, при условии, повторюсь, что знания курса в голове так же имеются. 

Что делать если все плохо?))) Информации с уроков географии с тех карт, что представлены выше ХВАТИТ для успешного написания любого теста по истории! Вывод очевиден — учить, дорогие друзья! Садитесь. печатаете себе десяяяток этих карт, находите в Интернееете САААМИ местоположение каждого объекта, зарисооовываете его, в итоге зубрите, потом берете вторую карту и на память пытаетесь заполнить, есть ошибки, не беда, проверяете, исправляете, берете карту №3 и так далее… Заодно и географию подтянете и кретинизм излечите, а далее приступаете к банку

Clear strategy and solutions for business leadership symbol with a straight path to success as a journey choosing the right strategic path for business with blank yellow traffic signs cutting through a maze of tangled roads and highways.

Задача первая

Что делать с ним? Берете себе 4 первые карты — 20 заданий, берете бумажку и решаете исходя из своих знаний (я предупреждал)

Как решать такие задания?? Инструкция «для самых маленьких» на примере реального задания КИМ ?

Итак, перед нами какой-то «бардак» по версии, я уверен, 80% читателей нашего сайта) Смотрим, что здесь и как…для начала дам четкий алгоритм действий при работе с заданиями такого типа:

1. Посмотреть на легенду карты и определить с ее помощью ключевые точки
2. Найти (если есть) на карте даты
3.1. В случае явного положения на карте какой-то войны/похода/перемещений выделить «опорные точки» для идентификации события
3.2. В случае явного определения каких-либо границ обратить внимание: на пограничные территории/название нашего государства на карте (это может помочь с определением периода)/прочие неестественные объекты (любые стрелки и точки)

Идем по алгоритму:
1. Смотрим сюда, вот эта табличка называется «легендой карты», что можно из нее извлечь?

 

  • Здесь показана Русь в период раздробленности, т.к. ключевое слово — КНЯЖЕСТВА
  • Границы нам пока ничего не дают…
  • А вот на осаду городов обратим внимание, осадили города:

Толковым мальчишкам и девчонкам Козельск уж явно что-то скажет, но у нас есть еще несколько пунктов))

Пункт 2. Попробуем найти на карте даты…облом, такого нет ? Печально, идем дальше((

Пункт 3. Попробуем выделить опорные точки на основе стрелок на карте. С какой стороны идут войска? А ответ Вы узнаете только после рекламы…шучу ? С Востока конечно!

Давайте группировать: осада Козельска, Коломны, Суздаля, заход явно не на чай в Москву, войска идут с Востока — конечно это поход Батыя на Русь!

На­пи­ши­те на­зва­ние го­ро­да, обо­зна­чен­но­го на схеме циф­рой «1».

  • Здесь Вам поможет только лишь знание тех самых контурных карт… Суздаль входил во Владимиро-Суздальское кн-во, которого так на карте и нет. Логично, что под «1» скрывается Владимир.

На­пи­ши­те цифру, ко­то­рой обо­зна­че­на сто­ли­ца земли, где в пе­ри­од дан­но­го по­хо­да су­ще­ство­ва­ла рес­пуб­ли­кан­ская форма прав­ле­ния.

  • Тут чисто знание карты и самого курса прошлых уроков с нашего сайта, толковые дети сразу назовут Новгород и по знанию контурной карты определят точку «2»

Еще совет — обращать внимание сразу на задание 32, так как там Вы сможете почерпнуть «варианты ответа» для работы с этим заданием.

Профильное задание с картой

Какие суж­де­ния, от­но­ся­щи­е­ся к со­бы­ти­ям, обо­зна­чен­ным на схеме, яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Вы­бе­ри­те три суж­де­ния из шести пред­ло­жен­ных.
1) за­во­е­ва­те­ли вторг­лись в пре­де­лы Руси в зим­ний пе­ри­од — это тоже может натолкнуть на мысль ?
2) ни один из го­ро­дов, за­хва­чен­ных за­во­е­ва­те­ля­ми, не вы­дер­жал осады более одной не­де­ли
3) поход, обо­зна­чен­ный на схеме стрел­ка­ми, длил­ся около трёх лет — как бы тоже никак :/
4) одним из по­след­ствий со­бы­тий, обо­зна­чен­ных на схеме, было на­ча­ло раз­дроб­лен­но­сти Древ­не­рус­ско­го го­су­дар­ства — ну тут нам ничего не поможет :/
5) в ре­зуль­та­те со­бы­тий, обо­зна­чен­ных на схеме, рус­ские земли по­па­ли в за­ви­си­мость — это может навести на мысль ?
6) пол­ко­во­дец, поход ко­то­ро­го обо­зна­чен на схеме, яв­ля­ет­ся ос­но­ва­те­лем го­су­дар­ства — основатель государства либо Рюрик, либо Олег, это бред, так как период раздробленности, соответственно кроме ордынского хана Батыя вариантов работы нет

Рекомендую к прочтению

Как Вы видите стыкуются под одно время здесь только 3 события, остальные как-то хаотично разбросаны по истории, что быть не должно, так что вариант «спасательного круга» №32 так же имейте ввиду

Рекомендую:

Думаю на сегодня все, работой Вас завалил, миссия выполнена

Подписывайтесь на обновления блога, ждите новых статей, вот наш инстаграм, ВК, твиттер, комментируйте, предлагайте идеи для новых статей, скоро опубликую вторую часть, если на пост соберет более 20+ лайков, поэтому если Вам эта тема интересна, раскрою тайну, внизу есть кнопочки «Поделиться»

А я с Вами прощаюсь, всем пока.

С уважением, Иван Некрасов

Хотите разобраться со всеми темами курса истории? Записывайтесь на обучение в школе Ивана Некрасова с юридической гарантией сдачи экзамена на 80+ баллов!

Записаться на подготовку к ЕГЭ в школе Ивана Некрасова

xn—-7sbkbh2ej4fm.xn--p1ai

Исторические карты для подготовки к ЕГЭ

Добрый день, дорогие абитуриенты и читатели сайта!

Настало время детально поговорить о новшествах сдачи егэ по истории  — а именно о заданиях, которые используют исторические карты. Чтобы не пропустить крайне полезные посты на эту тему, крайне рекомендую оформить подписку на новые статьи! Кстати, надеюсь, вы посмотрели видео выше в высоком разрешении.

Требования ЕГЭ по истории

Захожу, значит я как обычно на Яндекс и по  запросу «карты по истории для егэ» — 16 человек в месяц! Можете  себе представить?! Совсем скоро государственный экзамен по истории, а люди вообще не смотрят исторические карты в Интернете! Просто ужас!

В общем, решил просветить народные массы на этот счет.

Задания экзаменационной работы ЕГЭ за номерами c 13, 14, 15, 16 преследуют весьма конкретную цель: посмотреть, насколько абитуриенты вообще владеют картами и умеют ли с ними работать? Навык ориентирования в исторической карте должен иметь любой гражданин, так как может пойти, например в армию… И что ему там делать, если он в картах ни бум-бум? Или станет ещё кем-нибудь… важным… В общем цель этих новых заданий выявить следующие навыки  у абитуриентов:

«1) узнавать и называть изображенное на карте географическое пространство;

2) определять последовательность и время, отображенных на карте событий;

3) правильно читать отраженную на карте действительность;

4) сопоставлять обозначенные на карте явления;

5) сравнивать размеры территорий;

6) находить изображенную на небольшой карте территорию на картах, охватывающих большее пространство;

7) выделять изменения в территории;

8) применять карту при анализе исторической информации».

Источник

Согласитесь, глобальные навыки. Что же делать, если вы выучили весь материал по истории России, а в исторической карте не ориентируетесь? Не паникуйте! Сайт EGE59.RU поможет!

Как работать с исторической картой

Итак, первое, с чего начать знакомство с работой по исторической карте для ЕГЭ по истории 2018, 2019 и т.д., это с легенды карты. Вообще карта — это во много раз уменьшенная копия изображения на территорию с высоты птичьего полета, а иногда и из космоса.  Легенда в исторической карте играет крайне важную роль: она расшифровывает всё, что на ней изображено! Посмотрите, где находится легенда карты:

 

То есть сначала вы не завороженно смотрите на карты и ничего в ней не понимаете: СНАЧАЛА вы смотрите на легенду карты, внимательно читаете, какие символы что обозначают, а уже потом с этим знанием смотрите на карту. Например ищем походы Святослава: смотрим какими именно стрелочками обозначены походы Святослава, а уже затем смотрим на карту. И понимаем, что на карте отображены не просто походы Святослава, а годы его походов! Круто!

Дак вот, в карте в тесте егэ по истории НЕ БУДЕТ ЛЕГЕНДЫ! Выходит, Вы должны уметь ориентироваться как в периодах истории, так и во всех картах! Это на самом деле не сложно, если вы готовились к егэ по истории правильно. Ну а если нет, то выходов ровно два. Первый  срочно нарабатывать карты с учителем или репетитором.

О втором пути скажу в конце этой статьи ;).

Что ещё есть в исторических картах? В них ещё есть разная там дополнительная информация. Собственно дополнительная информация и так понятна, но есть ещё всякие там рисунки из культуры и прочие полезности. Вообще говоря только по карте можно нормально так подготовить ту или иную тему.

К сожалению, в современной школе детей крайне редко учат работать с картой. Возможно, конечно, вы умеете работать с картой с уроков географии… Однако историческая карта отражает основные исторические события и явления, а не всякие там полезные ископаемые. А в событиях надо уметь ориентироваться, как и в ископаемых ;). Есть даже такая спецдисциплина историческая география…

Как же готовится к заданиям по исторической карте? Очень просто: покупаете себе контурные карты, можно обычные географические, но лучше исторические контурки взять себе. Берете какую-то тему. Изучаете ее. Берете карту, смотрите по ней всё события и процессы. Запоминаете.

И даете себе задание: например , отразить на контурной карте все страны окружающие Древнюю Русь и походы Святослава. Далее сравниваете что получилось с оригиналом. Если соответствует — вы молодец! А если нет… ну что ж тогда повторяете всё заново! И так, пока не получится. Жестко конечно, но по-другому никак. Если знаете как, пишите в комментариях!

Кстати, вот мое видео о том, как работать с контурной картой: 

Ну и напоследок, делаю такой мега-сюрприз — даю основную часть исторических карт по истории России абсолютно бесплатно.

Скачиваете их — и работаете с ними.

Все исторические карты находятся в курсе по истории. Но Вы также можете скачать атласы по истории

Ну и, как  и обещал, второй вариант подготовки к егэ по истории, если Вы неправильно готовились. У меня есть авторский видеокурс.  В нем я подробно объясняю свою авторскую методику работы с курсом истории, которая позволяет сдавать егэ по истории на высокие баллы.

Там же в видеокурсе приведена методика крайне быстрой систематизации изученного материала по истории. Даже если вы изучили весь материал, мой курс вам просто необходим для крайне последовательной, быстрой и эффективной систематизации материала.

Само собой в видеокурсе раскрываются все темы курса «История»: темы как по истории России, так и по всемирной истории. Стоит курс копеечную сумму в сравнении с тем, какую сумму вам придется потратить на репетитора по истории… Чтобы не пропустить другие полезности оформите подписку на новые посты!

Также мы создали наши курсы подготовки. Ключевое отличие курсов от видеокурса в том, что там есть задания и проверка с моей стороны в режиме онлайн. Более детально о наших курсах подготовки Вы можете узнать здесь. На курсах мы предоставляем все материалы для подготовки, включая исторические карты России с древнейших времен и до наших дней, контурные карты, авторские презентации для повторения темы и все остальное. Так что дополнительно покупать ничего не потребуется.

ege59.ru

Карта ЕГЭ история — Егэ по истории

Для подготовки к ЕГЭ по истории крайне важно уметь ориентироваться в пространстве географической и исторической карты. Посмотрим, как эти задания выглядят в демоверсии ЕГЭ.

Задания ЕГЭ по истории карта.

О методике работы с исторической картой мы уже говорили в этой рубрике не раз. Если кратко — ее нужно самостоятельно рисовать, разбирая все ключевые события истории. Для этого вполне пригодятся, к примеру, школьные контурные карты.

Для примера предлагаю взять задания из демоверсии ЕГЭ 2017 года. Также, как и в ЕГЭ 2018,  в части 1 идет блок вопросов (их 4) к исторической карте. Его также не поменяли по сравнению с предыдущими демоверсиями. Разбалловка здесь такая: 13-1, 14-1, 15-1, 16 — максимально 2.

Вопрос 13 демоверсии ЕГЭ 2017 по истории

Для начала пытаемся опознать представленную историческую карту! Мы видим русские города (Москва, Коломна, Ростов, Суздаль), но не видим единого государства! Вместо него города разделяют границы княжений. Следовательно, перед нами период феодальной раздробленности русских земель.

Историческая контурная карта Руси периода разробленности

А теперь вспомним об основной военной угрозе русским землям в данный период. Главным следствием раздробления Руси стало нашествие татар и последующее поражение при отсутствии единства.

Да, это Батый (приемлем еще и ответ Бату-хан), на карте его поход на северо-восточную Русь 1237-1238 гг.

Ответ: БАТЫЙ.

Вопрос с 14 на ориентацию по карте Руси периода раздробленности. Итак, какой город находился рядом с Суздалем?

14. Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой «1».

Да, это Владимир-на-Клязьме (или просто Владимир), новая столица княжества, построенная Андреем Боголюбским. А Суздаль — старая столица, поэтому княжество и называлось Владимиро-Суздальским.

Ответ: ВЛАДИМИР.

15. Укажите название города, обозначенного на карте цифрой, где в период данного похода существовала республиканская форма правления.

С.С. Рубцов. Новгородское вече.

Вопрос напрямую не связан с картой, скорее это знание периода. Да, это конечно, Господин Великий Новгород, именно здесь существовала боярская республика.

Ответ: НОВГОРОД (НОВГОРОДВЕЛИКИЙ).

И последний вопрос к карте на множественный выбор ответов.

Задание 16 ЕГЭ по истории

Здесь тоже нужно достаточно глубокое понимание темы и ее нюансов. Например, 1) Завоеватели вторглись в пределы Руси в зимний период? Оказывается, да! Боялись идти по густым лесам северо-востока Руси, шли по руслам замерзших рек. Обычно, конечно, кочевники атакуют летом, когда кони сытые и отъелись на весенних пастбищах.

2) Ни один из городов, захваченных завоевателями, не выдержал осады более одной недели. Маленький городок Козельск (его Батый назвал «злым»), он даже не обозначен на этой карте выдержал 7 недель осады, а Торжок — 2 недели. 

Из пяти месяцев зимней кампании 1237/38 годов против Руси два месяца Батый потратил на Козельск.

3) Ям и Копорье были захвачены завоевателями в ходе событий, обозначенных на схеме стрелками. На внимательность. Смотрим на карту, и видим, что войска Бату-хана просто до них НЕ ДОШЛИ (также, как и до Новгорода Великого, что гораздо важнее, на самом деле).

4) Одним из последствий событий, обозначенных на схеме, было начало раздробленности Древнерусского государства. Путается причина и следствие. Наоборот, раздробленность — первопричина внешнеполитической неудачи.

5) Завоеватели, поход которых обозначен на схеме стрелками, вторглись в пределы Руси с юго-востока. Просто на знание сторон света и умение ориентироваться на географической карте!

6) Русь попала в иго  — зависимость от государства Золотая Орда, созданного Батыем в 1243 году.

Ответ: 156.

Таким образом, верно определив, что за карта Вам дана на экзамене, вы можете получить сразу 6 первичных баллов, что составит десятую часть Ваших баллов ЕГЭ!

Напомним, что Вы можете выполнять задания с картой и обсуждать их с экспертом ЕГЭ, получать пояснения и решать тесты онлайн на страницах нашей группы 

egistor.ru

Исторические карты для ЕГЭ по истории


За­да­ние 29 № 1796.
 Рас­смот­ри­те схему и вы­пол­ни­те за­да­ние

На­пи­ши­те имя пол­ко­вод­ца, осу­ще­ствив­ше­го поход, обо­зна­чен­ный на схеме стрел­ка­ми.

По­яс­не­ние.

На карте Руси XIII века по­ка­зан стрел­ка­ми поход хана Батыя по за­во­е­ва­нию Се­ве­ро-Во­сточ­ной Руси 1237—1238 гг.

2

За­да­ние 29 № 2140. Рас­смот­ри­те схему и вы­пол­ни­те за­да­ние

Как на­зы­вал ле­то­пи­сец Не­стор древ­ний реч­ной путь, обо­зна­чен­ный на схеме циф­рой «1».

По­яс­не­ние.

Не­стор на­зы­вал этот путь «из варяг в греки».

3

За­да­ние 29 № 2144. Рас­смот­ри­те схему и вы­пол­ни­те за­да­ние

На­зо­ви­те имя ве­ли­ко­го Ки­ев­ско­го князя, чьи за­во­е­ва­тель­ные по­хо­ды ука­за­ны стрел­ка­ми.

По­яс­не­ние.

Стрел­ка­ми по­ка­за­ны по­хо­ды Ки­ев­ско­го князя Свя­то­сла­ва.

4

За­да­ние 29 № 2148. Рас­смот­ри­те схему и вы­пол­ни­те за­да­ние

На­пи­ши­те имя рус­ско­го пол­ко­вод­ца XIII в., одер­жав­ше­го по­бе­ды над не­при­я­те­лем в сра­же­ни­ях, от­ме­чен­ных на карте циф­ра­ми «3» и «4».

По­яс­не­ние.

Это были сра­же­ния, в ко­то­рых при­ни­мал уча­стие князь Алек­сандр Яро­сла­вич Нев­ский.

5

За­да­ние 29 № 2152. Рас­смот­ри­те схему и вы­пол­ни­те за­да­ние

На­пи­ши­те на­зва­ние битвы, пред­став­лен­ной на схеме.

По­яс­не­ние.

Это была битва на бе­ре­гах реки Ижоры, впа­да­ю­щей в Неву. Впо­след­ствии битва была на­зва­на Нев­ской.

6

За­да­ние 29 № 2156. Рас­смот­ри­те схему и вы­пол­ни­те за­да­ние

На­пи­ши­те на­зва­ние битвы, пред­став­лен­ной на схеме.

По­яс­не­ние.

Битва про­ис­хо­ди­ла на Ку­ли­ко­вом поле, впо­след­ствии по­лу­чив­шая на­зва­ние — Ку­ли­ковскаяов­ская.

7

За­да­ние 29 № 2331. Рас­смот­ри­те схему и вы­пол­ни­те за­да­ние

На­пи­ши­те на­зва­ние войны, со­бы­тия ко­то­рой от­ра­же­ны на карте.

По­яс­не­ние.

На карте изоб­ра­же­ны со­бы­тия Ли­вон­ской войны 1558−1583 гг. На это ука­зы­ва­ют даты на карте. Во­ен­ные дей­ствия шли в При­бал­ти­ке, где был раз­гром­лен Ли­вон­ский орден в 1560 г. По­ка­за­на обо­ро­на Пс­ко­ва, за­хват По­лоц­ка рус­ски­ми вой­ска­ми.

8

За­да­ние 29 № 2700. Рас­смот­ри­те схему и вы­пол­ни­те за­да­ние

На­пи­ши­те на­зва­ние от­ме­чен­но­го на карте пути.

По­яс­не­ние.

На карте Древ­ней Руси изоб­ра­жен тор­го­вый путь из варяг в греки, ко­то­рый про­хо­дил по рекам Рус­ской рав­ни­ны.

9

За­да­ние 29 № 2705. Рас­смот­ри­те схему и вы­пол­ни­те за­да­ние

На­пи­ши­те имя князя, осу­ще­ствив­ше­го по­хо­ды, обо­зна­чен­ные на схеме стрел­ка­ми.

По­яс­не­ние.

На карте Древ­ней Руси изоб­ра­же­ны два на­прав­ле­ния по­хо­дов князя Свя­то­сла­ва — про­тив хазар и на Бал­ка­ны про­тив Бол­га­рии и Ви­зан­тии.

10

За­да­ние 29 № 2717. Рас­смот­ри­те схему и вы­пол­ни­те за­да­ние

На­пи­ши­те имя пра­ви­те­ля, осу­ще­ствив­ше­го поход, обо­зна­чен­ный на схеме стрел­ка­ми.

По­яс­не­ние.

На карте по­ка­зан поход Ивана IV на Ка­зань в 1552 году.

11

За­да­ние 29 № 3202. Рас­смот­ри­те схему и вы­пол­ни­те за­да­ния

На­пи­ши­те имя пра­ви­те­ля Рос­сии, при ко­то­ром за­штри­хо­ван­ная тер­ри­то­рия вошла в со­став Рос­сии.

По­яс­не­ние.

Ле­во­бе­реж­ная Укра­и­на вошла в со­став Рос­сий­ско­го го­су­дар­ства в 1654 г. в цар­ство­ва­ние Алек­сея Ми­хай­ло­ви­ча.

12

За­да­ние 29 № 3282. Рас­смот­ри­те схему и вы­пол­ни­те за­да­ния

На­пи­ши­те имя пол­ко­вод­ца, участ­во­вав­ше­го в по­хо­дах, обо­зна­чен­ных карте.

По­яс­не­ние.

На карте изоб­ра­же­ны по­хо­ды Алек­санд­ра Яро­сла­ви­ча, про­зван­но­го за по­бе­ду в Нев­ской битве Нев­ским.

Источник: МИОО: Тре­ни­ро­воч­ная ра­бо­та по ис­то­рии 08.05.2013 ва­ри­ант ИС1601.

13

За­да­ние 29 № 3322. Рас­смот­ри­те схему и вы­пол­ни­те за­да­ния

На­пи­ши­те тер­мин, обо­зна­ча­ю­щий на­зва­ние пе­ри­о­да оте­че­ствен­ной ис­то­рии, со­бы­тия ко­то­ро­го изоб­ра­же­ны на карте.

По­яс­не­ние.

Дроб­ле­ние рус­ско­го го­су­дар­ства на от­дель­ные кня­же­ства. про­изо­шед­шее в XII в. на­зы­ва­ет­ся пе­ри­о­дом фе­о­даль­ной раз­дроб­лен­но­сти на Руси.

Источник: МИОО: Тре­ни­ро­воч­ная ра­бо­та по ис­то­рии 08.05.2013 ва­ри­ант ИС1602.

14

За­да­ние 29 № 3373. Рас­смот­ри­те схему и вы­пол­ни­те за­да­ния

На­зо­ви­те князя, в годы прав­ле­ния ко­то­ро­го в со­став еди­но­го Рус­ско­го го­су­дар­ства вошли го­ро­да, обо­зна­чен­ные на схеме циф­ра­ми «1» и «2».

По­яс­не­ние.

Тверь (1485 г.). Нов­го­род (1478 г.) вошли в со­став еди­но­го Рус­ско­го го­су­дар­ства при Иване III.

15

За­да­ние 29 № 3693. Рас­смот­ри­те схему и вы­пол­ни­те за­да­ния

На­пи­ши­те на­зва­ние пе­ри­о­да рус­ской ис­то­рии, со­бы­тия ко­то­ро­го изоб­ра­же­ны на схеме.

По­яс­не­ние.

Смута. До­ка­за­тель­ства: путь войск II опол­че­ния от Ниж­не­го Нов­го­ро­да через Ко­стро­му к Москве.

16

За­да­ние 29 № 4173. Рас­смот­ри­те схему и вы­пол­ни­те за­да­ние.

В каком веке про­ис­хо­ди­ли со­бы­тия, обо­зна­чен­ные на схеме? Ответ за­пи­ши­те сло­вом.

По­яс­не­ние.

По­ка­за­ны по­хо­ды князя Свя­то­сла­ва про­тив Волж­ской Бул­га­рии и Ха­зар­ско­го ка­га­на­та.

17

За­да­ние 29 № 4373. Рас­смот­ри­те схему и вы­пол­ни­те за­да­ние

На­пи­ши­те имя пол­ко­вод­ца, осу­ще­ствив­ше­го поход, обо­зна­чен­ный на схеме стрел­ка­ми.

По­яс­не­ние.

Это поход Батыя в рус­ские земли в 1237−1238 гг. Взял Ря­зань, Вла­ди­мир, Тор­жок, Моск­ву и не дойдя до Нов­го­ро­да менее 100 верст раз­вер­нул­ся на юг и ушел в степи.

Источник: Де­мон­стра­ци­он­ная вер­сия ЕГЭ—2014 по истории.

18

За­да­ние 29 № 4652. На­пи­ши­те имя рус­ско­го пра­ви­те­ля, к годам прав­ле­ния ко­то­ро­го от­но­сят­ся со­бы­тия, ука­зан­ные на схеме.

 

По­яс­не­ние.

Это Ка­зан­ские по­хо­ды Ивана Гроз­но­го.

19

За­да­ние 29 № 4698. На­пи­ши­те на­зва­ние войны, со­бы­тия ко­то­рой изоб­ра­же­ны на схеме.

 

По­яс­не­ние.

На карте по­ка­за­но от­ступ­ле­ние рус­ской армии в ходе войны 1812 г.

20

За­да­ние 29 № 4738. На­пи­ши­те на­зва­ние войны, со­бы­тия ко­то­рой изоб­ра­же­ны на схеме.

 

По­яс­не­ние.

На карте по­ка­за­на вы­сад­ка со­юз­но­го де­сан­та в Крыму.

21

За­да­ние 29 № 4778. На­зо­ви­те мо­нар­ха, в пе­ри­од прав­ле­ния ко­то­ро­го в со­став Рос­сий­ско­го го­су­дар­ства вошёл город, обо­зна­чен­ный на схеме циф­рой «3».

 

По­яс­не­ние.

Под циф­рой 3 здесь обо­зна­чен Киев, ко­то­рый вошел в со­став Рос­сии в 1654 г. Когда царем был Алек­сей Ми­хай­ло­вич.

22

За­да­ние 29 № 4818. Ука­жи­те век, в ко­то­ром про­ис­хо­ди­ли со­бы­тия, обо­зна­чен­ные на схеме. Ответ за­пи­ши­те сло­вом.

 

По­яс­не­ние.

Это карта Кре­стьян­ской войны Пу­га­че­ва 1773−1775 гг.

23

За­да­ние 29 № 4858. Ука­жи­те век, в ко­то­ром про­ис­хо­ди­ли со­бы­тия, обо­зна­чен­ные на схеме. Ответ за­пи­ши­те сло­вом.

 

По­яс­не­ние.

Это по­хо­ды князя Свя­то­сла­ва. (964−972 гг.)

24

За­да­ние 29 № 4898. За­пол­ни­те про­пуск в пред­ло­же­нии: «Город, обо­зна­чен­ный на схеме циф­рой «7», был осво­бождён от фа­ши­стов в ты­ся­ча де­вять­сот ___________г.». Ответ за­пи­ши­те сло­вом (сло­во­со­че­та­ни­ем).

 

По­яс­не­ние.

Под циф­рой 7 обо­зна­чен Минск. Он был осво­бож­ден в 1944 г.

25

За­да­ние 29 № 4938. Ука­жи­те на­зва­ние пе­ри­о­да ис­то­рии Рос­сии, когда про­ис­хо­ди­ли со­бы­тия, обо­зна­чен­ные на схеме стрел­ка­ми.

 

26

За­да­ние 29 № 4978. На­зо­ви­те ки­ев­ско­го князя, к де­я­тель­но­сти ко­то­ро­го от­но­сят­ся по­хо­ды, обо­зна­чен­ные на схеме за­кра­шен­ны­ми чёрными фи­гур­ны­ми стрел­ка­ми  и кон­тур­ны­ми фи­гур­ны­ми стрел­ка­ми .

 

По­яс­не­ние.

Это по­хо­ды князя Свя­то­сла­ва.

27

За­да­ние 29 № 5021. На­зо­ви­те им­пе­ра­то­ра (им­пе­ра­три­цу), в чьё прав­ле­ние про­ис­хо­ди­ли со­бы­тия, обо­зна­чен­ные на схеме стрел­ка­ми.

 

По­яс­не­ние.

Это карта Кре­стьян­ской войны Е. Пу­га­че­ва 1773−1775 гг

28

За­да­ние 29 № 5061. На­зо­ви­те рос­сий­ско­го им­пе­ра­то­ра, в пе­ри­од прав­ле­ния ко­то­ро­го про­изо­шли со­бы­тия, обо­зна­чен­ные на схеме.

 

По­яс­не­ние.

Это карта рус­ско-япон­ской войны 1904−1905 гг

29

За­да­ние 29 № 5163. На­пи­ши­те имя пол­ко­вод­ца, осу­ще­ствив­ше­го поход, обо­зна­чен­ный на схеме стрел­ка­ми.

 

По­яс­не­ние.

Это поход та­тар­ско­го хана Батыя на Се­ве­ро-во­сточ­ную Русь в 1237−1238 гг.

30

За­да­ние 29 № 5865. Ука­жи­те век, к ко­то­ро­му от­но­сят­ся со­бы­тия, обо­зна­чен­ные на схеме. Ответ на­пи­ши­те сло­вом.

 

По­яс­не­ние.

Это Ку­ли­ков­ская битва. Зна­чит XIVв

31

За­да­ние 29 № 5906. На­пи­ши­те на­зва­ние отоб­ра­жен­ной под циф­рой «1» стра­ны – про­тив­ни­ка Рос­сии в войне, со­бы­ти­ям ко­то­рой по­свя­ще­на схема.

 

По­яс­не­ние.

Пра­виль­ный ответ: Япо­ния. Это со­бы­тия рус­ско-япон­ской войны 1904-1905гг.

32

За­да­ние 29 № 5946. На­зо­ви­те древ­не­рус­ско­го князя, по­хо­ды ко­то­ро­го отоб­ра­же­ны на схеме.

 

По­яс­не­ние.

Пра­виль­ный ответ: Свя­то­слав Иго­ре­вич.

33

За­да­ние 29 № 6016. За­пол­ни­те про­пуск в пред­ло­же­нии: «Со­бы­тия, обо­зна­чен­ные на схеме, про­изо­шли в ты­ся­ча де­вять­сот _________ году». Ответ за­пи­ши­те сло­вом (сло­ва­ми).

 

По­яс­не­ние.

Это 1945г. Един­ствен­но воз­мож­ным пра­виль­ным ва­ри­ан­том от­ве­та яв­ля­ет­ся: сорок пятом

34

За­да­ние 29 № 6056. Ука­жи­те месяц, когда на­ча­лись со­бы­тия, обо­зна­чен­ные на схеме стрел­ка­ми.

По­яс­не­ние.

Это 1941г. Един­ствен­но воз­мож­ным пра­виль­ным ва­ри­ан­том от­ве­та яв­ля­ет­ся: июнь

infourok.ru

КАРТЫ Archives — Егэ по истории

Для подготовки к ЕГЭ по истории крайне важно уметь ориентироваться в пространстве географической и исторической карты. Посмотрим, как эти задания выглядят в демоверсии ЕГЭ.

Интересную мысль высказал русский религиозный мыслитель XIX века Н.Ф. Федоров: «География говорит нам о земле как о жилище; история же – о ней же как о кладбище». Тем более, это высказывание актуально для ситуации войны. Историю войн невозможно изучать без географической карты, поэтому предлагаю проработать методику решения тестовых заданий в формате ЕГЭ с помощью карты.

Крещение Руси — важнейшая реформа в истории России, предопределившая ее исторический путь на века. Нанесем на историческую карту события, связанные с политикой ее организатора — Владимира Святого, и с Крещением Руси.

Любое событие из истории, которое Вы изучаете, связанное с войнами, завоевательными походами, необходимо нанести самостоятельно на историческую карту. Тогда Вы без труда запомните не только его на карте, но вникните в суть происходящего. Как это сделать?

Работа с исторической картой — необходимая компетенция выпускника, идущего на ЕГЭ по истории. У Вас проблемы с «опознанием» карт? Тогда у Вас проблемы с частью 1. Учимся работать с картой, рисуя ее самостоятельно!

egistor.ru

Методика подготовки к заданиям с картами — Задания с картами — Решебник заданий ЕГЭ — Все статьи

 

Что нам дано?

В демоверсии ЕГЭ по истории 2018 г. четыре задания (13-16) посвящены работе с картой.

Задания 13, 14, 15 оцениваются максимум в один балл, задание 16 – в два балла. Таким образом, на заданиях с картой можно заработать (или потерять?) 5 первичных баллов из 55.

Очевидно, что для успешного решения заданий 13-16 необходимо ориентироваться в школьном курсе истории и уметь анализировать исторические карты.  Как этому научиться?

 

Шаг 1. Формула  «Учебник + Атлас».

Изучая определенный исторический период, обращайтесь к соответствующим историческим картам.

Этим вы достигните двойного положительного эффекта:

1) Воспринимать материал учебника вам будет легче, потому что карты дополняют и визуализируют его.

2) Вы будете учиться пользоваться картой — постепенно и последовательно. Это сформирует и укрепит ваши навыки работы с картографическим материалом, и задания ЕГЭ перестанут казаться столь сложными и невыполнимыми.

 

Если вы изучаете внешнюю политику, то обращение к карте является обязательным. Очень важно представлять себе географию событий, схемы движения войск и т.д. – без исторической карты это сложно визуализировать.   

Однако имейте в виду, что в ЕГЭ по истории встречаются не только военные карты. Возможны и другие – например, социально-экономические. По кодификатору нет никаких ограничений. 

 

Но не стоит этого бояться — составители вариантов ЕГЭ берут карты для заданий из школьных учебников и атласов (но могут поменять масштаб, например).

Если вы добросовестно работаете с историческими картами, которые встречаете на страницах школьного учебника или атласа, то никакая карта на ЕГЭ не останется для вас непонятной.

 

Для работы с картами вы можете использовать, например: 

А) Школьные учебники Данилова – в них содержится большое количество как иллюстративного, так и картографического материала.

 

Б) Атласы «Дрофа»

  • 6 класс – до конца XVI века
  • 7 класс – конец XVI – XVIII вв.
  • 8 класс – XIX век
  • 9 класс – XX – начало XXI вв.

На мой взгляд, удобнее всего работать именно с атласами, а точнее – с их бумажной (а не электронной!) версией.

 

Шаг 2. Тренировка, тренировка, и еще раз тренировка.

Если в шаге 1 речь шла о том, чтобы сформировать фундаментальный, общий навык работы с историческими картами, то здесь будем говорить непосредственно о решении заданий в формате ЕГЭ, т.е. о практике.

Можно выделить два ключевых сборника заданий ЕГЭ с картами: 

 

1) Картографический тренинг С.А. Маркина. 

В этом сборнике содержится самая большая коллекция заданий с картами, однако качество изображений в электронной версии оставляет желать лучшего – половину карт вообще не разобрать. Так что лучше приобрести бумажный вариант или воспользоваться аналогичным пособием автора для 9 класса (ОГЭ).

 

2) Сборник типовых экзаменационных заданий с картами и иллюстрациями под ред. Д.И. Полторака. 

Если вам срочно нужно хотя бы немного попрактиковаться в решении заданий на карты и иллюстрации, этот сборник – идеальный вариант.

Еще два плюса в пользу этого издания: в конце сборника есть описание (наименование) всех изображений, использующихся в заданиях, а также небольшая подборка исторических карт.

  

3) Подборка заданий с картами из открытого банка ФИПИ.

Если времени на решение тестов из многочисленных сборников у вас нет, то как минимум стоит ознакомиться с тем, что размещено в официальном открытом банке. Чтобы не искать задания на работу с картой на сайте ФИПИ, вы можете воспользоваться готовой pdf-подборкой. Эти три файла включают в себя все карты, которые мне удалось вытащить из открытого банка ФИПИ. 

 

Также для тренировки можно пользоваться сайтами:

РЕШУ ЕГЭ  https://ege.sdamgia.ru/  

Незнайка  https://neznaika.pro/    

На этих сайтах можно создать подборку заданий определенного типа – например, только задания 13-16.

 

___

Подпишитесь и следите за выходом новых публикаций в моем сообществе Вконтакте «История ЕГЭ и кот Степан» vk.com/historystepa .

 

historystepa.ru

Список исторических карт для подготовки к ЕГЭ по истории История.

Исторические карты История России IX – XVI вв.

1. Карта оледенения

2. Стоянки древних людей на территории России

3. Расселение восточнославянских племен

4. Славяне в IV – IX вв. Византийская империя в IV –IX вв.

5. Карта «Славяне и их соседи»

6. Русь в IX — X вв.

7. Карта «Древняя Русь в IX-XI вв.»

8. Путь из варяг в греки

9. Восточные славяне. Образование древнерусского государства

10. Древняя Русь при первых киевских князьях

11. Киевская Русь в IX – XII вв.

12. Русь в XII — начале XIII вв.

13. Политическая раздробленность Руси в XII – начале XIII вв.

14. Карта «Новгородское княжество в XII-XIII вв.»

15. Карта «Русские княжества удельного времени»

16. Владимиро-Суздальское княжество

17. Новгородская земля 18. Завоевания Чингизхана

19. Борьба Руси против внешних вторжений в XIII в.

20. Монголо-татарское нашествие. Борьба Руси с немецкой и шведской агрессией.

21. Русские княжества в 1223 г.

22. Битва на Калке.

23. Нашествие Батыя на Русь

24. Походы Батыя на Русь. Нашествие монголов

25. Поход Батыя на Русь

26. Золотая Орда

27. Карта «Ордынское нашествие»

28. Прибалтика в XIII в.

29. Походы Александра Невского

30. Невская битва 3

1. Битва на Неве 15.VII 1240 г.

32. Анимированная карта «Ледовое побоище»

33. Карта «Борьба с натиском крестоносцев»

34. Ледовое побоище

35. Битва на Чудском озере

36. Расширение территории Московского княжества

37. Московское княжество в 1300 — 1340 гг.

38. Московской княжество при Данииле Московском и Иване Даниловиче

39. Карта «Московское княжество в начале XIV в.»

40. Куликовская битва

41. Куликовская битва

42. Куликовская битва 8 сентября 1380 г.

43. Карта «Куликовская битва»

44. Северо-восточная Русь во второй половине XIV в.

45. Великое княжество Литовское в XIII-XV вв.

46. Западная Русь в составе Великого княжества Литовского в XIII — XV вв.

47. Территориальный рост Великого княжества Литовского в XIII-XV

48. Распад Золотой Орды

49. Распад Золотой Орды

50. Объединение русских земель вокруг Москвы. Образование единого Российского государства (XIV — первая половина XVI вв.)

51. Российское государство во второй половине XV — начале XVI в.

52. Карта «Россия в начале XVI века»

53. Кольский Север XVI в.

54. Внешняя политика Ивана IV

55. Карта «Россия при Иване Грозном»

56. Карта «Казанский поход»

57. Осада и взятие Казани

58. Ливонская война 1558 — 1583 гг.

59. Москва

60. Российское государство во второй половине XVI в.

61. Карта «Ливонская война. 1557-1562 гг.»

62. Карта «Ливонская война. 1563-1582 гг.»

63. Строительство новых городов в Поволжье

Исторические карты История России XVII – XVIII вв. История России XVII в.

1. Российское государство в начале ХVII в. «Смутное время»

2. Кольский Север XVII в.

3. Карта «События смутного времени»

4. Смута в России (1607-1613)

5. Окончание «Смутного времени»

6. Основные направления расширения территории Российского государства

7. Освободительная война украинского народа 1648-1654 гг.

8. Польша в XVI – XVII вв.

9. Восстание Богдана Хмельницкого

10. Основные направления внешней политики

11. Русско-польская война 1654-1667 гг.

12.Экономическое развитие России в XVII в.

13. Экономическое развитие России в ХVII в.

14. Экономическое развитие России во второй половине XVII в.

15. Россия в XVII в.

16. Народные волнения в XVII в.

17. Восстания в России в ХVII в.

18. Религии России в XVII в.

19. «Экономическое развитие России в XVII веке»

20. Расселение русских за Уралом

21. «Расселение русских в XVII веке в Сибири»

22. Рост территории России в ХVII в. Народы Сибири и Дальнего Востока.

23. «Этническая карта России в XVII веке»

24.Этническая карта России

25. Азовские походы

Исторические карты История России XVIII век

1. Россия с конца 17 века по 60-е годы XVIII века

2. Кольский Север XVIII в.

3. Великое посольство

4. Внешняя политика Петра

5. Северная война. 1700 — 1721 гг.

6. «Сражение при Нарве 30 ноября 1700 года»

7. «Осада и штурм Нарвы в 1704 году»

8. «Бой под Лесной 9 октября 1708 года»

9. Анимированная карта «Полтавская битва»

10. «Сражение при Полтаве 8 июля 1709 года»

11. Полтавская битва

12. «Сражение при мысе Гангут 6-7 августа 1714 года»

13. Территории, присоединенные к России в ходе Северной войны

14. Российская промышленность и торговля I четверти XVIII в.

15. Народные восстания первой четверти XVIII века

16. Губернское деление Российской империи

17. Российская империя в середине — второй половине XVIII века

18. Экономическое развитие Российской империи

19. Крестьянская война 1773 — 1775 гг.

20. Карта «Восстание Пугачева»

21. Восстание под предводительством Е. И. Пугачева

22. «Российская империя в XVIII в.» 23. «Народы России в XVIII в.»

24. «Экономическое развитие России во второй половине XVIII в.» 25. Внешняя политика России в 1725-1762 гг.

26. Семилетняя война

27. Участие России в Семилетней войне 28. Внешняя политика Екатерины II

29. Русско-турецкая война 1768-1774 гг.

30. Русско-турецкая война 1768 — 1774 гг.

31. Русско-турецкая война 1787-1791 гг.

32. Русско-турецкая война 1787 — 1791 гг.

33. Результаты первой и второй русско-турецких войн

34. Разделы Польши

35. Итальянский и Швейцарский походы А. В. Суворова

36. Итальянский и швейцарский походы Суворова

37. Экономическое развитие России во второй половине XVIII в.

38. Народы России в XVIII в.

Исторические карты История России XIX век

1. Европа в 1799 – 1815 гг.

2. «Этническая карта 1-ой пол. XIX в.»

3. Кольские карты XIX века

4. Европа в конце 1799 — нач. 1805 гг.

5. Русско-австро-французская война 1805 г

6. Европа в конце 1805 — нач. 1807 гг

7. Франко-прусско-русская война 1806 — 1807 гг

8. Европа в 1807 — 1810 гг.

9. Русско — шведская война 1808 — 1809 гг.

10. «Нашествие наполеоновской армии на Россию»

11. Отечественная война 1812 г.: вторжение Наполеона

12. Бородинское сражение

13. Отечественная война 1812 г.: изгнание Наполеона

14. «Изгнание наполеоновской армии из России»

15. Европа после Венского конгресса 1815 г.

16. Российская империя в 1-ой пол. XIX в.

17. Русская Америка в 1741 — 1867 гг.

18. Карта «Кавказ в XIX в.»

19. Кавказ в 1-ой пол. XIX в.

20. Кавказ в 1817 – 1864 гг.

21. Территории Кавказа, отошедшие к России к 1830-м гг.

22. Русско — турецкая война 1828 — 1829 гг.

23. Восстание декабристов 14 декабря 1825 года

24. Крымская война 1853 – 1856 гг.

25. Крымская война 1853 — 1856 гг.

26. Результаты Крымской Войны

27. Российская империя во 2-ой пол. XIX в.

28. Географические экспедиции российских исследователей в Среднюю Азию во второй половине 19 в.

29. Центральная Азия в XIX в.

30. Народы и государства Средней Азии в 19 в.

31. Отмена крепостного права в России в 1861 г.

32. Развитие капитализма в России во второй половине XIX в.

33. Карта «Экономическое развитие России в XIХ в.»

34. Русско-турецкая война 1877-1878 гг.

35. Русско — турецкая война 1877 — 1878 гг.

36. «Внешняя политика России во 2-ой половине XIX в. Русско-турецкая война. 1877- 1878 гг.»

Исторические карты История России XX – XXI вв.

1. «Российская империя в начале ХХ века»

2. Кольский Север в XX в.

3. Социально-экономическое развитие России в начале XX века

4. Русско-японская война

5. Русско-японская война 1904 — 1905 г.

6. Русско-японская война

7. «Русско-японская война: 1904-1905 гг. Планы сторон и развертывание армий»

8. «Бои на подступах к Порт-Артуру в 1904 г.»

9. Оборона Порт-Артура

10. «Общий ход военных действий русской и японской армий в 1904-1905 гг.»

11. Европа накануне Первой мировой войны

12. Европа в годы I Мировой войны

13. «Мир накануне I Мировой войны»

14. Первая мировая война. Европа в 1914 — 1915 гг.

15. «I Мировая война»

16. Россия в Первой мировой войне

17. Брусиловский прорыв (4 июня – 13 августа 1916 года)

18. «Россия в Первой мировой войне»

19. Европа после I мировой войны

20. Россия в феврале – октябре 1917 года

21. Революционные события 1917-1923 гг.

22. Октябрьская революция. Установление советской власти

23. «Гражданская война»

24. Территориальные изменения после Первой мировой войны в 1918 — 1923 гг.

25. «Территориальные изменения в Европе после Первой мировой войны»

26. «Важнейшие узлы противоречий между великими державами в начале XX века»

27. «Революции после Первой мировой войны»

28. Начало Гражданской войны в России

29. Оборона Петрограда. Боевые действия 23 мая — 27 сентября

30. Оборона Петрограда. Боевые действия 28 сентября -31 декабря

31. «Московская директива» генерала Деникина

32. «Ледяной поход» Добровольческой армии с 13 марта по май 1918 г.

33. Боевые действия на восточном фронте 4 марта — 20 июня 1919 г.

34. Контрнаступление южного фронта 11 октября — 18 ноября 1919 г.

35. Рейд 4-го донского корпуса генерала Мамонтова. 10 августа — 19 сентября 1919 г.

36. Установление Советской власти в России. Гражданская война и интервенция (1918 — 1920 гг.) 37. Окончание Гражданской войны

38. Союз Советских Социалистических Республик в 1922 г.

39. Образование и развитие СССР в 20 – 30-е годы ХХ века

40. Образование СССР. Национально-государственное строительство в 1922 — 1936 гг.

41. «Признание СССР государствами Европы»

42. Советский Союз в годы первых пятилеток

43. Экономика СССР в 20-е годы

44. Экономика СССР в 1928 – 1940 гг.

45. Советский Союз в 1922 — 1939 гг.

46. Западная Европа в 1924 – 1939 гг.

47. Европа в 30-е годы ХХ века. Нарастание фашистской агрессии

48. Сражение у р. Халхин-Гол 20-31 августа 1939 г. 49. Расширение СССР в 1939 — 1940 гг.

50. «Начало Великой Отечественной войны»

51. Начало Второй мировой войны

52. Начало Второй мировой войны

53. Начало Второй мировой войны. Военные действия в Европе с 1 сентября 1939 г. по 21 июня 1941 г.

54. Полностью Карты Второй мировой и Великой Отечественной войн

55. Советско-финская война

56. Советско-финская война 1939 — 1940 гг.

57. Боевые действия в 1941-1942 гг.

58. Победители. Мультимедийная карта Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.

59. Начало Великой Отечественной войны

60. Великая Отечественная война. Военные действия лето 1941 – осень 1942 гг.

61. Смоленское сражение 10 июля — 10 сентября 1941 г.

62. План «Барбаросса»

63. План «Барбаросса»

64. «Московская битва»

65. Битва под Москвой (осень 1941 – весна 1942 гг.)

66. Боевые действия советских войск на подступах к Ленинграду в 1941 г. Прорыв блокады Ленинграда. Январь 1943 г.

67. Сталинградская битва

68. Сталинградская битва. Героическая оборона советских войск 17 июля 18 ноября 1942 г.

69. Сталинградская битва. Контрнаступление советских войск 19 ноября 1942 г. — 2 февраля 1943 г. 70. Курская битва

71. Курская битва

72. Битва за Днепр. 25 августа — 23 декабря 1943 г.

73. Великая Отечественная война. Военные действия осень 1942 – 1945 гг.

74. Коренной перелом в войне

75. Коренной перелом во Второй Мировой войне

76. «Коренной перелом в Великой Отечественной войне»

77. Наступление советских войск под Ленинградом 14 января — 10 июля 1944 г.

78. Белорусская наступательная операция «Багратион» 23 июня — 29 августа 1944 г.

79. Депортации народов во время Великой Отечественной войны

80. Тыл СССР в годы Великой Отечественной войны

81. Участие СССР в разгроме Японии

82. Окончание Великой Отечественной войны

83. «Окончание Великой Отечественной войны»

84. Карта «Послевоенных изменений границ»

85. Европа после Второй мировой войны

86. «Изменения границ в Европе после Второй мировой войны»

87. «Разгром фашистских держав в Европе. 1943-1945 гг.»

88. «Мир после II мировой войны. Локальные войны»

89. Корейская война

90. «Корейская война»

91. Создание социалистического лагеря

92. «Социалистический лагерь в Восточной Европе»

93. Экономическое развитие СССР в 1964-1985 гг.

94. Афганская война

95. «Война в Афганистане»

96. Территориальные изменения в Восточной и Юго-Восточной Европе в конце ХХ века.

97. «СССР и СНГ»

98. Карта «Российская федерация»

99. Карта «Деление России на 7 федеральных округов»

100. Карта «Проблемные регионы»

multiurok.ru