1.2 Мировоззрение, его виды и формы

Что такое мировоззрение и как оно формируется

На предыдущем уроке мы остановились на понятии личность. Становление личности связанно с формированием мировоззрения. А мировоззрение происходит в результате познавательной деятельности. Человеку свойственно задаваться вопросами: «Кто Я? Каков Я? Как устроен мир? В чем смысл жизни?» – вопросы самопознания и познания окружающего мира. Поиск и нахождение ответов на них формирует человеческое мировоззрение. Тема урока относится к одной из сложных философских тем, поскольку затрагивает внутренний духовный мир человека. Человек является не только биологическим и социальным существом, но ещё и духовным существом. Что же представляет собой духовный мир? Из чего он состоит? Духовный мир – это мир мыслей и чувств, знаний и убеждений, идей и принципов, интеллекта и творчества.

Он также индивидуален и неповторим как человеческая внешность. Внутренний мир постоянно развивается и проявляется в поведении человека. Итак, мировоззрение является одним из явлений духовного мира человека. Сформулируем основное определение темы:
 

Мировоззрение – это устоявшаяся система взглядов на себя и мир, а также собственное место в этом мире.

Мировоззрение формируется всю жизнь, является результатом воспитания и собственного жизненного опыта человека. С возрастом мировоззрение становится всё более осознанным. Взрослый человек знает почему и для чего действует, чувствует личную ответственность за происходящее в своей жизни и не обвиняет в случившемся окружающих. Он самодостаточен и не зависим от мнения окружающих его людей. Обладает адекватной самооценкой – оценкой собственных достоинств и недостатков (Я–образ). Которая бывает завышенной, реалистичной (адекватной) и заниженной. На уровень самооценки влияет воображаемый или реальный идеал, на который человек хочет быть похож.

Велико воздействие оценок окружающих людей на то, как человек оценивает самого себя. Также на уровень самооценки влияет отношение человека к собственным успехам и неудачам. 

На формирование мировоззрения влияют: 

  • Во-первых

    , окружение человека. Человек, наблюдая за действиями и оценками окружающих, что-то принимает, а что-то отвергает, с чем-то соглашается, а с чем-то нет.   

 

  • Во-вторых, социальные условия и государственное устройство. Старшее поколение, сравнивая советскую молодежь с современной, подчеркивает, что тогда трудились во благо народа и даже в ущерб собственным интересам. Это соответствовало требованиям советского времени. Современная же социокультурная ситуация в нашей стране требует формирования конкурентоспособной личности, направленной на достижение собственного успеха.

Виды и формы мировоззрения

В контексте заданий контрольно-измерительных материалов ОГЭ и ЕГЭ в основном проверяется знание трёх форм мировоззрения: обыденного, религиозного и научного. Но форм мировоззрения больше. Кроме названных существуют мифологическое, философское, художественное и другие. Исторически первой формой мировоззрения является мифологическое. Первобытные люди понимали и объясняли устройство мира интуитивно. Никто не стремился проверить или доказать истинность мифов о богах, титанах, фантастических существах. Первобытная мифология нужна для изучения философии, истории, искусства и литературы. Данная форма мировоззрения существует и в настоящее время. К примеру, доктрины о существовании жизни на Марсе, герои комиксов (Человек – паук, Бэтмен). Рассмотрим особенности основных форм:

1) Обыденное мировоззрение. Данная форма формируется в повседневной жизни, поэтому основано на личном житейском опыте человека и опирается на здравый смысл. Человек работает и отдыхает, воспитывает детей, голосует на выборах, наблюдает за конкретными жизненными событиями, извлекает уроки. Он формулирует правила поведения, знает, что хорошо, а что плохо. Так накапливаются обыденные знания и представления и формируется мировоззрение.

На уровне обыденного мировоззрения существует народная медицина, обряды и обычаи, фольклор.   

2) Религиозное мировоззрение. Истоком данного мировоззрения является религия – вера в сверхъестественное, в Бога. На самых ранних этапах развития человечества религия была переплетена с мифологией, но со временем отделилось от неё. Если основной чертой мифологического мировоззрения был политеизм, то для религиозного мировоззрения является монотеизм (вера в единого Бога). Религия разделяет мир на естественный и сверхъестественный, которые сотворены и управляются всемогущим Богом. Религиозный человек стремится действовать и поступать так, как того требует религия. Он совершает культовые действия (молитва, жертвоприношение) и нацелен на духовно-нравственное совершенство. 

3) Научное мировоззрение. Данная форма характерна людям, производящим знания (учёным, исследователям). В их миропонимании главное место занимает научная картина мира, законы и закономерности природы, общества и сознания. Отрицается всё непризнанное наукой (НЛО, инопланетяне). Научный человек оторван от реальной жизни, он постоянно стремится что-то познать, исследовать, логически обосновать и доказать. А если ему это не удаётся, отчаивается. Но через некоторое время опять берётся за факты, вопросы, проблемы, исследования. Потому что находится в вечном поиске истины.

Не бывает какой-либо формы мировоззрения в чистом виде. В человеке сочетаются все перечисленные формы, но одно из них занимает ведущее положение. 

 

Структура мировоззрения

Существуют три структурных составляющих мировоззрения: мироощущение, мировосприятие и миропонимание. В различающихся по форме мировоззрениях они отражаются по — разному. 

Мироощущение – это ощущения человека в событиях собственной жизни, его чувства, мысли, настроения и действия.

Становление мировоззрения начинается с мироощущения. В результате чувственного осознания мира в человеческом сознании формируются образы.

По своему мироощущению люди делятся на оптимистов и пессимистов. Первые мыслят позитивно и считают, что мир к ним благосклонен. Они проявляют уважение к другим и радуются их успехам. Оптимисты ставят перед собой цели, а при возникновении жизненных трудностей с энтузиазмом решают их. Вторые, напротив, мыслят негативно и убеждены, что мир к ним суров. Они таят в себе обиды и винят в своих бедах других. При возникновении трудностей огорчено сокрушаются «за что мне всё это…», переживают и бездействуют. За мироощущением следует мировосприятие. 

Мировосприятие – это видение мира дружественным или враждебным.

Каждый человек, воспринимая происходящие в жизни события, рисует свою внутреннюю картину мира, окрашенную позитивно или негативно. Человек размышляет кто он в этом мире, победитель или неудачник. Окружающих людей делит на хороших и плохих, друзей и врагов. Высшей ступенью мировоззренческого осознания мира является миропонимание.

Миропонимание – это образы окружающей жизни, сформировавшиеся в сознании человека.  

Эти образы зависят от информации, которая закладывается в человеческой памяти с самого раннего детства. Самое первое миропонимание начинается с образа мамы, которая гладит, целует, ласкает и дома. С возрастом оно всё более расширяется до двора, улицы, города, страны, планеты, Вселенной.  


© Абулова Б.Т. 
  • Преподаватель обществознания и права с 2006 года
  • Автор Школы обществознания — полюбившего в России уникального курса подготовки к ЕГЭ на 90+ баллов
  • Почётный работник сферы образования Российской Федерации

  • 2.1.3 «Просвещенный абсолютизм». Законодательное оформление сословного строя
  • 2.1.2 Северная война. Провозглашение Российской империи
  • 1.4.6 Смута. Социальные движения в России в начале XVII в. Борьба с Речью Посполитой и со Швецией
  • 1. 2.1 Возникновение государственности у восточных славян. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства
  • 1.3 Виды знаний
    • Вконтакте
    • Сайт

    «Мировоззрение, его виды и формы», 10-11 класс

    Тест на тему «Мировоззрение, его виды и формы»

    1.Вы­бе­ри­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. За­пи­ши­те это слово (сло­во­со­че­та­ние).

     

    Зна­ниями­ро­воз­зре­ниецен­но­стиуста­нов­киубеж­де­ния.

    2. Выберите верные суждения о мировоззрении человека и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

    1) Мировоззрение человека заключается в осознании себя через своё отношение к отдельным предметам и людям.

    2) Ранней формой мировоззрения являлось мифологическое мировоззрение.

    3) Компонентами мировоззрения являются нормы и ценности.

    4) Философское мировоззрение основано на вере в существование сверхъестественного.

    5) Обыденное мировоззрение формируется стихийно, в процессе житейского опыта.

    3. Выберите верные суждения о мировоззрении и запишите цифры, под которыми они указаны.

    1) Мировоззрение включает в себя систему взглядов, понятий и представлений об окружающем мире.

    2) Мировоззрение всегда тесно связано с переживаемыми обществом стадиями развития.

    3) Процесс формирования мировоззрения всегда носит осознанный характер.

    4) Мировоззрение дает человеку ориентиры и цели для его практической деятельности.

    5) Понятие «мировоззрение» тождественно понятию «духовный мир человека».

    4. Установите соответствие между характеристиками и типами мировоззрений, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    ХАРАКТЕРИСТИКА

     

    ТИП МИРОВОЗЗРЕНИЯ

    А) опирается на здравый смысл

    Б) истинные причины многих явлений объясняются при помощи фантастических предположений, без учёта причинно-следственных связей

    В) опирается прежде всего на логику и доказательность

    Г) оформляется стихийно, в процессе житейского опыта

    Д) характерными чертами являются системность, высокая степень обобщения

     

    1) обыденное

    2) научное

    3) мифологическое

    5. Ниже при­ведён пе­ре­чень ха­рак­те­ри­стик. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к типам ми­ро­воз­зре­ния.

    1) Ми­фо­ло­ги­че­ское; 2) ре­ли­ги­оз­ное; 3) по­ли­ти­че­ское; 4) фи­ло­соф­ское;

    5) ис­то­ри­че­ское; 6) на­уч­ное.

    Най­ди­те две ха­рак­те­ри­сти­ки, «вы­па­да­ю­щие» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

    6. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

    «Мировоззрение — система обобщенных взглядов на мир и место _______________(А) в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами основные _______________(Б) людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Мировоззрение – это далеко не все взгляды и _______________(В) об окружающем мире, а только их предельное обобщение. Содержание мировоззрения группируется вокруг того или иного решения _______________(Г) философии. В качестве _______________(Д) мировоззрения реально выступают группа и личность. Мировоззрение является ядром общественного и индивидуального сознания. Выработка мировоззрения — существенный показатель зрелости не только личности, но и определенной _______________(Е), общественного класса. По своей сущности мировоззрение — общественно-политический феномен, возникший с появлением человеческого общества.»

    Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

    СПИСОК СЛОВ:
    1) предметы
    2) субъект
    3) социальная группа
    4) жизненные позиции
    5) человек
    6) рассудок
    7) способности
    8) представления
    9) основной вопрос

    7. Составьте план конспект на тему «Мировоззрение, его виды и формы» из 5 пунктов, 2 из которых детализированы.

    8. Используя обществоведческие знания,

    1) раскройте смысл понятия «мировоззрение»;

    2) составьте два предложения:

    одно предложение, содержащее информацию о типах (видах) мировоззрения;

    одно предложение, раскрывающее сущность одного из этих типов.

    Ключ

    1. Мировоззрение

    2. 235

    3. 124

    4. 13212

    5. 35

    6. 548923

    7. Понятие «Мировоззрение»

    8. Пра­виль­ный ответ дол­жен со­дер­жать сле­ду­ю­щие

    1) смысл по­ня­тия, на­при­мер: си­сте­ма взгля­дов, оце­нок, норм и уста­но­вок, опре­де­ля­ю­щих от­но­ше­ние че­ло­ве­ка к об­ще­ству и при­ро­де, себе са­мо­му;

    (Может быть при­ве­де­но иное, близ­кое по смыс­лу опре­де­ле­ние или объ­яс­не­ние смыс­ла по­ня­тия.)

    2) одно пред­ло­же­ние c ин­фор­ма­ци­ей о типах (видах) ми­ро­воз­зре­ния, опи­ра­ю­щей­ся на зна­ния курса, на­при­мер: Раз­ли­ча­ют обы­ден­ное (жи­тей­ское), ре­ли­ги­оз­ное, на­уч­ное ми­ро­воз­зре­ние.

    (Может быть со­став­ле­но дру­гое пред­ло­же­ние, со­дер­жа­щее ин­фор­ма­цию о двух и более типах (видах) ми­ро­воз­зре­ния.)

    3) одно пред­ло­же­ние, рас­кры­ва­ю­щее с опо­рой на зна­ние курса сущ­ность од­но­го из этих типов, на­при­мер: Ре­ли­ги­оз­ное ми­ро­воз­зре­ние опи­ра­ет­ся на веру че­ло­ве­ка в су­ще­ство­ва­ние сверхъ­есте­ствен­ных сил и воз­мож­ность об­ще­ния с ними.

    (Может быть со­став­ле­но дру­гое пред­ло­же­ние, рас­кры­ва­ю­щее с опо­рой на зна­ние курса сущ­ность од­но­го из этих типов.)

    мировоззрений и Бог

    мировоззрение и Бог
    МИРОВОЗЗРЕНИЕ И БОГ
    Брайан Клейтон
    (пересмотрен 8 января 1998 г.)

    Мировоззрения

    (На основе Джеймса В. Сайра, Вселенная по соседству , 3-е изд., 1997 г.)

    1. Сир определяет следующие семь основных вопросов мировоззрения. пытается ответить:

    1. Что такое первичная реальность?

    2. Какова природа внешней реальности, то есть мира вокруг нас?

    3. Что такое человек?

    4. Что происходит с человеком после смерти?

    5. Почему вообще можно что-то знать?

    6. Откуда мы знаем, что правильно, а что нет?

    7. В чем смысл человеческой истории?

    2. Ниже приведены девять различных мировоззрений, которые определяет Сир. и обсуждает. Пронумерованные точки не обязательно соответствуют пронумерованные вопросы, выше. Однако пронумерованные точки, взятые в целом постарайтесь дать исчерпывающий ответ на вопросы Сира идентифицировано.

    3. Христианский теизм:

    1. Бог бесконечен и индивидуален (триедин), трансцендентен и имманентен, всеведущий, суверенный и добрый.

    2. Бог создал космос ex nihilo, чтобы он функционировал с единообразием причины и следствия в открытой системе.

    3. Люди созданы по образу Божию и поэтому обладают личность, самопревосхождение, интеллект, нравственность, общительность и творчество.

    4. Человек может познавать и окружающий мир, и самого Бога потому что Бог вложил в них способность делать это, и потому что Он принимает активную роль в общении с ними.

    5. Люди были сотворены добрыми, но грехопадением образ Божий стал испорченным, хотя и не настолько разрушенным, чтобы его нельзя было восстановить; через работу Христа Бог искупил человечество и начал процесс восстановления людей к добру, хотя любой человек может выбрать отвергнуть это искупление.

    6. Для каждого человека смерть – это либо врата в жизнь с Богом, либо свой народ или врата в вечную разлуку с единственным, что будет в конечном счете реализовать человеческие стремления.

    7. Этика трансцендентна и основана на характере Бога как хороший (святой и любящий).

    8. История линейна, осмысленная последовательность событий, ведущих к исполнению Божьих целей для человечества.

    4. Деизм:

    1. Трансцендентный Бог как Первопричина сотворил вселенную но затем оставил его работать самостоятельно. Таким образом, Бог не имманентен, не полностью личное, не суверенное над человеческими делами, не провиденциальное.

    2. Созданный Богом космос определен, потому что он сотворен как единообразие причины и следствия в замкнутой системе; никакое чудо невозможно.

    3. Люди, хотя и личные, являются частью часового механизма. Вселенной.

    4. Космос, этот мир понимается как находящийся в своем нормальном состоянии; это не падшее или ненормальное. Мы можем знать Вселенную, и мы можем определить каков Бог, изучая его.

    5. Этика ограничивается общим откровением; потому что вселенная нормально, это показывает, что правильно.

    6. История линейна, ибо ход космоса был определен при создании.

    5. Натурализм:

    1. Материя существует вечно и это все, что есть. Бога не существует.

    2. Космос существует как единообразие причины и следствия в закрытая система.

    3. Люди представляют собой сложные «машины»; личность есть взаимосвязь химических и физических свойств, которые мы еще полностью не понимаем.

    4. Смерть – это угасание личности и индивидуальности.

    5. История – это линейный поток событий, связанных причинно-следственными связями. но без главной цели.

    6. Этика касается только людей.

    6. Нигилизм:

    1. Материя — это все, что есть, и она вечна.

    2. Космос существует с единообразием причины и следствия в закрытая система.

    3. Люди — это сложные машины, личность которых является функцией очень сложных химических и физических свойств, которые еще не изучены.

    4. Подлинное знание невозможно? т. е. мы не можем знать, если что мы думаем, что знаем, иллюзия или истина.

    5. Ценности – это человеческое творение без какой-либо дополнительной основы.

    6. История человечества не имеет смысла.

    7. Атеистический экзистенциализм:

    1. Космос состоит исключительно из материи, но для человека реальность предстает в двух формах — субъективной и объективной.

    2. Только для человека существование предшествует сущности; люди делают сами, кто они есть.

    3. Каждый человек совершенно свободен в отношении своей природы и судьбы.

    4. В высшей степени проработанный и жестко организованный объективный мир стоит против человека и кажется абсурдным.

    5. В полном признании и вопреки абсурдности цели мир, подлинный человек должен восстать и создать ценность.

    8. Христианский теистический экзистенциализм:

    1. Бог бесконечен и индивидуален (триедин), трансцендентен и имманентен, всеведущий, суверенный и добрый. Бог создал космос ex nihilo для работы с единообразием причин и следствий в открытой системе. Люди созданный по образу Божию, может знать кое-что о Боге и космосе и может действовать значительно. Бог может и общается с нами. Мы были созданы хорошие, но теперь пали и должны быть восстановлены Богом через Христа. Для человека смерть — это либо врата в жизнь с Богом и Его народом, или жизнь, навеки отделенная от Бога. Этика трансцендентна и основана на Божий характер.

    2. Люди — это личности, которые, когда они достигают сознания, оказываются в чужой вселенной; Бог или нет существует — сложный вопрос, который нужно решать не разумом, а верой.

    3. Личное ценно.

    4. Знание есть субъективность; вся правда часто парадоксальна.

    5. История как запись событий неопределенна и неважна, но история как модель, или прообраз, или миф, который нужно воплотить в жизнь и пережить, первостепенной важности.

    9. Восточный пантеистический монизм:

    1. Атман есть Брахман; то есть душа каждого человека бытие есть Душа космоса. [Вариация дзен-буддизма: Последняя реальность это Пустота. Окончательная реальность — это ничто, что можно назвать или постичь. К сказать, что нет ничего неправильного, но также и сказать, что это что-то одинаково неверно. Индивидуальная личность — это не-душа.]

    2. Некоторые вещи больше, чем другие.

    3. Многие (если не все) дороги ведут к Единому.

    4. Осознать свое единство с космосом значит выйти за пределы личность.

    5. Осознать свое единство с космосом значит выйти за пределы знание. Принцип непротиворечия не применяется там, где беспокоит реальность.

    6. Осознать свое единство с космосом значит выйти за пределы Добро и зло; космос совершенен в каждый момент.

    7. Смерть есть конец индивидуального, личного существования, но она ничего существенного не меняет в природе человека.

    8. Осознать свое единство с Единым означает выйти за пределы времени. Время нереальное. История циклична.

    10. Новый возраст:

    1. Какова бы ни была природа бытия (идея или материя, энергия или частица), «я» — это главная фигура? первичная реальность. По мере того, как люди растут в своем осознания и осознания этого факта человечество стоит на пороге радикального изменение человеческой природы; уже сейчас мы видим предвестников преображенного человечества и прототипы Новой Эры.

    2. Космос, будучи единым в себе, проявляется в двух больше измерений: видимая вселенная, доступная через обычное сознание, и невидимая вселенная (или Разум в целом), доступная через измененные состояния сознания.

    3. Центральным опытом Новой Эры является космическое сознание, в котором обычные категории пространства, времени и морали имеют тенденцию исчезать.

    4. Физическая смерть не является концом личности; под опытом космического сознания устраняется страх смерти.

    5. Три разных подхода к метафизическому вопросу природы реальности в общих рамках Новой Эры: (1) оккультная версия, в которой существа и вещи воспринимаются в состояниях измененного сознания существуют отдельно от себя, которое обладает сознанием, (2) психоделическая версия, в которой эти вещи и существа являются проекциями сознательного я и (3) концептуальная релятивистская версия, в которой космическое сознание — это сознательная деятельность разума, использующая многих необычных моделей реальности, ни одна из которых не является «более верной», чем любой другой.

    11. Постмодернизм:

    1. Первый вопрос, который решает постмодернизм, это не то, что есть. или как узнать, что есть, но как язык функционирует для создания значения сам. Другими словами, произошел сдвиг в «главных вещах» от к знанию построения смысла.

    2. Правда о самой реальности навсегда скрыта от нас. Все, что мы можем делать, это рассказывать истории.

    3. Все нарративы маскируют игру за власть. Использование любого повествования как метанарратив угнетает.

    4. Люди делают себя теми, кто они есть, с помощью языков они строят о себе.

    5. Этика, как и знание, является лингвистической конструкцией. Социальное благо является тем, чем его считает общество.

    6. На переднем крае культуры находится теория литературы.

    12. Когда мы читаем различных мыслителей и обсуждаем идеи на протяжении семестр, попытайтесь определить мировоззрения, которые они выражают.

     

    Бог и философская дискуссия

    1. Занимаемся артикулированием, углублением и обдумыванием через наше мировоззрение. (Причудливое слово, если вы хотите произвести впечатление на людей, Weltanschauung <искр. > или Weltanschauungen <мн.>.) Мы хотим, чтобы наши мировоззрения были связными, последовательными, всеобъемлющими и правильными.

    2. Когда мы размышляем философски, мы размышляем о каком-то убеждении или по какому-то пункту, предложенному для нашей веры. Начинаем наше философское размышление с мировоззрениями, которых мы уже придерживаемся. Наше философское размышление включает (частично) приведение нашего мировоззрения в соответствие с убеждением или предлагаемым убеждением которые мы рассматриваем. Обратите внимание, что для некоторых людей вера в Бога часть их мировоззрения и, для других людей, вера в то, что Бог не существование является частью их мировоззрения. Таким образом, люди могут обнаружить, что используют их представления о Боге, когда они занимаются философскими размышлениями. В на самом деле, таким людям может быть необходимо включить свои религиозные убеждения в процессе философской рефлексии.

    3. Законно ли это? Я не вижу a priori причин говорить что, как общий принцип, это незаконно. Так что вроде законно чтобы люди включали свои религиозные убеждения в процесс философского отражение. Это не означает, что не может быть случаев, когда это было бы неправомерно апеллировать к религиозным убеждениям, занимаясь философскими обсуждения — например, когда конкретное религиозное верование само по себе является объектом размышления, кажется неправомерным использование этого убеждения в процессе размышлений об этом убеждении. Но, конечно, это кажется справедливым для все верования, независимо от того, имеют ли они отношение к Богу.

    4. Это не означает, что нельзя оспаривать мировоззрения, которые включают убеждения о Боге, например, веру в то, что Бог существует, или вера в то, что Бога нет. Мы должны бросать вызов друг другу, чтобы быть последовательными и осторожными в наших философских размышлениях о наших мировоззрениях. Более того, На честные вызовы нашему мировоззрению нужно отвечать честно.

    5. Итак, мы не будем принимать «нейтрализм» в этом классе. Нейтрализм точка зрения, согласно которой мы можем заниматься философскими размышлениями только на основе верований, которые (относительно) являются общепризнанными и (относительно) непротиворечивыми. (Непонятно даже, что это за верования и дадут ли они достаточное основание для продолжительных философских размышлений.) Поскольку религиозные верования вообще и теистические верования в частности не всегда разделяемые и, конечно, не бесспорные, занимать нейтралистскую позицию было бы отдавать предпочтение нетеизму. Это также поставило бы меня в положение быть нечестным со своими учениками; Я бы сделал вид, что У меня не было религиозных убеждений. Создается также впечатление, что философия это своего рода игра. Я не буду этого делать. Все убеждения, которые являются частью может быть задействовано мировоззрение; все может быть оспорено тех, кто не разделяет мировоззрения. Единственное обязательство — бросить вызов честно и отвечать честно; это включает в себя стремление к последовательности в своем мировоззрении.

    6. Поскольку это католическое (и, следовательно, христианское) заведение, мне кажется вполне приемлемым для студентов-христиан (и преподавателей) апеллировать к своим религиозным знаниям, формулируя ответы на философские вопросы. Этот призыв, вероятно, не принимает форму цитирования какого-либо вероучения. утверждение, как если бы оно разрешило философскую трудность, но могло бы принять форму включения утверждений о вероисповедании среди данных, с которыми учащийся работает над формулировкой ответа. И, конечно, то, что христианин «может быть» также доступно индусу, еврею или мусульманину. Мы хотим избегать короткого замыкания размышлений, цитируя священные тексты, но мы также хотим чтобы не требовать, чтобы теисты (например) постоянно должны были доказывать истину своих религиозных обязательств. Можно было бы закоротить отражение, действуя как мисологический фидеист. (Звучит впечатляюще, а? Я действительно стараюсь чтобы дать вам ценность ваших денег с точки зрения впечатляюще звучащей терминологии. ) Фидеист — это тот, кто апеллирует к вере как к основанию убеждения/притязания. Мизолог — это тот, кто не доверяет разуму и аргументам и поэтому отказывается вести аргументированную беседу. (термин украден у Платона Федон .) Итак, мизологический фидеист — это тот, кто отказывается приводить доводы или даже рассмотреть необходимость/возможность объяснения причин религиозного претензии. Например, мисологический фидеист может сказать, что Бог существует и отказываться вступать в какой-либо разговор о том, почему этому следует верить быть правдой. С другой стороны, рациональный фидеист мог бы считать, что религиозные утверждения (даже такие базовые религиозные утверждения, как существование Бога) не поддаются рациональной демонстрации, но есть причины которые могут быть приведены в поддержку формулы изобретения; такой фидеист будет держать что аргументированный дискурс уместен в отношении религиозных утверждений, но посчитал бы, что такой дискурс не может быть диспозитивным к таким утверждениям.

    7. Наконец, мы должны помнить, что есть разница между включение своих религиозных убеждений в свои попытки работать самостоятельно мировоззрение и использовать эти религиозные убеждения, чтобы убедить кого-то в истинность чего-либо (например, своего мировоззрения), когда этот кто-то другой не разделить эти убеждения. (Извините за это ужасно сложное предложение.) Я имею в виду что-то вроде этого: наши убеждения вступают в игру по-разному. способами в разных контекстах. Если я пытаюсь убедить кого-то еще в истинности какого-либо убеждения, то мне нужно будет обратиться к общему мнению и попытаться перейти от этой точки соприкосновения к целевому убеждению. (это процесс можно назвать преобразованием мировоззрения.) Если человек, с которым я разговариваю, не разделяет моих религиозных убеждений, то апеллировать к ним бесполезно чтобы попытаться убедить этого человека в истинности какого-то другого убеждения. С другой стороны, если я выясняю, что я думаю о какой-то идее, то мне вполне уместно пустить в ход свои религиозные убеждения — даже если другие люди не разделяют эти убеждения. (Это процесс, который мы могли бы мировоззренческим построением.) Но это не какая-то особенность религиозные верования: это относится ко всем верованиям. Чтобы убедить кто-то из моих математических убеждений о счетно бесконечных множествах, бесполезно апеллировать к моим убеждениям о бесконечных множествах, если человек кому я говорю, даже не верит, что существуют бесконечные множества. Так, есть разница между активностью мировоззренческого построения/артикуляции и деятельность по преобразованию мировоззрения (т. е. там, где человек пытается убедить кого-то другого принять/перейти к своему мировоззрению).

    Назад к PHIL 201 Философия человеческой природы (лето разделы)

    Назад на домашнюю страницу Дэвида Х. Калхуна
    Copyright 1998 Дэвид Х. Калхун и Брайан Б. Клейтон. Эта страница последний раз обновлялась 28 мая 1998 г.

    Мировоззрение формирует личность

    (Фото: Colourbox)

    То, как мы смотрим на мир, сильно влияет на то, какие мы люди.

    По мнению шведского исследователя, мировоззрение отражает личность и модели поведения.

    Ингунн Карин Бендиксен

    Личное мировоззрение состоит из основных предположений или представлений о мире, которые у нас есть.

    Наше мировоззрение структурирует наши мысли и действия. Они могут дать ответ на такие ключевые вопросы, как смысл жизни, воспринимаем ли мы людей как добрых или злых, верим ли мы в высшую силу или божество.

    «Составляя схему личного мировоззрения человека, мы можем объяснить 40 процентов политической идентичности людей в Швеции — насколько они правее или левее. Для сравнения, при использовании моделей поведения эта цифра составляет всего 25%», — объясняет Артур Нильссон из шведского Лундского университета.

    «Это убедительно, учитывая, что психология традиционно фокусируется на поведенческих моделях при описании личности», — говорит Нильссон.

    Целостное понимание

    Около 1800 человек из Швеции и США приняли участие в исследовании, целью которого было составить схему их мировоззрения.

    «Их попросили оценить по шкале от одного до семи, насколько они согласны или не согласны с утверждениями в анкете», — говорит Нильссон.

    Он говорит, что результаты показывают, что люди, которые приписывают неотъемлемые ценности всем другим людям, склонны подчеркивать важность воображения и инноваций в науке, а также равенства и осторожности в моральных и политических вопросах.

    Те, кто считает, что люди достигают ценностей в соответствии с внешними нормами, склонны подчеркивать объективность, дисциплину и традиции.

    «На тему того, как мировоззрение формирует личность, проведено мало исследований. Это связано с тем, что эмпиризм, утверждающий, что в конечном счете все знания проистекают из чувственного восприятия, исторически был господствующим взглядом в психологии».

    Он говорит, что таким образом психология сосредоточилась на вещах, которые легко наблюдать, которые можно измерить и потрогать. Поведение или поведенческие модели были в центре внимания исследований личности.

    «Мировоззрение — это также широкое понятие, но я думаю, что это как раз то, что нужно, чтобы помочь объединить разрозненную дисциплину и обеспечить всестороннее понимание различных частей личности в целом», — говорит Нильссон.

    Использование мировоззрений

    Нильссон объясняет, что наше мировоззрение зависит от нашей культуры и состоит не только из базовых предположений или концепций.

    «Люди в Индии имеют другое мировоззрение, чем люди в Швеции. Такие вещи, как личный опыт, гены и окружающая среда, личные размышления, виды культурных влияний, которым мы подвергаемся, и многие другие аспекты играют роль и влияют на наше мировоззрение».

    «Но в своем исследовании я вижу индивидуальные различия в данном культурном контексте.

    Несмотря на то, что люди имеют один и тот же культурный фон, мы наблюдаем определенные различия в их мировоззрении», — говорит доктор.

    Как мы можем использовать тот факт, что мировоззрение играет ключевую роль в личности?

    «Как я уже сказал, психология традиционно умела разделять человека на различные части, но чтобы понять человека в целом, нужно также понять его или ее мировоззрение. Расширяя наши знания о мировоззрениях, мы лучше понимаем, как они формируют нашу жизнь».

    «Существует много типов мировоззрения. Какие процессы управляют ими? Как они могут сосуществовать в мультикультурном обществе и как изменить свое мировоззрение, когда оно встречает сопротивление в течение жизни?» спрашивает Нильссон.

    В рамках клинической психиатрии

    Когда мы сталкиваемся с серьезными жизненными проблемами, наше мировоззрение может быть подвергнуто сомнению, и это может быть воспринято как очень травмирующее.

    Нильссон говорит, что классический пример — это когда мир перестает восприниматься как честный и справедливый. Смысл и контекст занимают центральное место в нашем мировоззрении, и когда оно рушится, нам приходится изменять нашу картину, чтобы избежать пустоты, потери мотивации и т. д. 

    «Более глубокое понимание того, как мы бросаем вызов и изменяем наше собственное мировоззрение, чтобы справиться с невзгодами, также может быть использовано в клинической психологии», — объясняет он.

    Осознаем ли мы свое мировоззрение?

    «Это отчасти зависит от того, насколько глубоко мы погружаемся в себя, но обычно в повседневной жизни мы ступаем, не осознавая своего мировоззрения».

    «Мировоззрение пронизывает то, что мы делаем и думаем, и часто это то, что мы обычно принимаем как должное, а не подвергаем сомнению», — говорит Нильссон.

    ———————-

    Прочитайте норвежскую версию этой статьи на forskning.no

    Перевод: Glenn Ostling

    Внешние ссылки
    • Артур Нильссон, Психология мировоззрения: к нередуктивной науке о личности. Июнь 2013
    • Профиль Артура Нильссона
    Похожие материалы

    Проблемное поведение из-за нарушения зрения

    Учащиеся с диагнозом СДВГ, трудности в обучении или дислексия в некоторых случаях могут просто страдать нарушением зрения.

    Раннее вмешательство предотвращает поведенческие проблемы

    Чтобы предотвратить негативное поведение среди детей, работа должна начинаться рано.