Урок практикум «Особенности строения растительной, животной, грибной и бактериальной клеток, причины сходства и различия». презентация | Презентация к уроку по биологии (11 класс) на тему:

Слайд 1

Урок практикум

Слайд 2

Мозговой штурм Структурная единица организма ? Какой ученый увидел клетку с помощью своего микроскопа? Какую структуру образуют клетки? Наука, изучающая клетку называется? Какое преимущество дает клеточное строение живым организмам? Сравните между собой одноклеточный и многоклеточный организм. Кто из них имеет преимущество и в чем оно выражается?

Слайд 3

Рассмотрите клетки . Установите к каким организмам они принадлежат?

Слайд 4

Рассмотрите клетки . Установите к каким организмам они принадлежат?

Слайд 5

Все живые организмы состоят из клеток. Клетка уникальная структура, живущая по своим законам. Ваша задача на занятии используя знания о строении клетки прокариот (бактерии) и эукариот (растения, животные, грибы) опираясь на практический эксперимент: 1. Доказать утверждение «Клетка структурная и функциональная единица живого» 2.Объяснить, почему клетки называют основой живого организма? 3.Выяснить особенности строения прокариотической и эукариотической клетки? Выявить основные сходства и отличия?

Слайд 6

Тема урока ??? Особенности строения растительной, животной, грибной и бактериальной клеток, причины сходства и различия.

Слайд 7

Цели урока??? Научится различать клетки эукариотов и прокариотов, знать характерные черты строения Закрепить знания об особенностях строения клеток разных царств, научится связывать строение клетки с физиологическими процессами.

Слайд 8

гипотеза Мы предполагаем, что в строении прокариот и эукариот есть существенные отличия, но будут и сходства в строении, т.к. клетка — основа организмов. Все живые организмы состоят из клеток.

Слайд 9

Практикум «Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий». Цель : выяснить основные сходства и различия строения клеток растений, животных, грибов и бактерий, доказать что клетка основа всего живого. Оборудование: микрофотографии клеток различных царств организмов, микроскоп, микропрепараты микропрепараты сенная палочка, чешуи кожицы лука, лист элодеи, микропрепарат клеток слизистой оболочки полости рта, инфузория туфелька, гриба мукора , дрожжи. Схемы рисунки строения бактериальной, растительной, животной, грибной клетки, карточки -инструкции

Слайд 10

практикум Ход работы. 1. Рассмотрим микропрепараты и микрофотографии животной, растительной, грибной и бактериальной клеток, следуя инструкциям. 2. Изучим особенности их строения .

Слайд 11

На какие подцарства живой природы делятся живые организмы???

Слайд 12

Клетка бактерии 1.Рассмотрите препарат сенной палочки 1.1 Найдите вытянутые клетки сенной палочки и рассмотрите их. 1.2 Зарисуйте увиденные бактерии и подпишите, к какому типу они относяться . Как вы считаете, какой способ питания характерен для этих бактерий? 1.3 Рассмотрите рисунок строения бактериальной клетки, отметьте особенности строения бактериальной клетки. 1.4 Выполните задание — Приложение 2

Слайд 14

Растительная клетка 2. Рассмотрите микропрепараты кожица чешуи луковицы, листа элодеи 2.1При малом увеличении микроскопа изучите строение клетки эпидермиса сочной чешуи лука. На препарате четко заметно клеточное строение объекта. Выберите в поле зрения 2-3 клетки, в которых хорошо заметны клеточная оболочка, цитоплазма, вакуоль и ядра в виде маленьких серых образований Рассмотрите четко обособленную клеточную оболочку (стенку), цитоплазму. вакуоль, ядро. Зарисуйте рисунок подпишите. 2.2 Рассмотрите микропрепарат листа элодеи…

Слайд 15

Растительная клетка Сделайте вывод о проделанной работе, ответив на вопросы: Какое строение имеет клетка? Какую роль играет ядро? Назовите функцию хлоропластов? От чего зависит окраска клеток растений? Оболочка растительной клетки состоит из…? Запасающим веществом растительной клетки является?

Слайд 17

Животная клетка 1.Приготовьте микропрепарат клеток слизистой оболочки полости рта 2. Рассмотрите, зарисуйте и подпишите увиденные части клетки 3. Рассмотрите микропрепарат инфузории-туфельки Под большим увеличением, найдите на поверхности ее тела реснички и установите, какую роль они играют в передвижении инфузории-туфельки. Проведите наблюдение за характером передвижения инфузории-туфельки, которое сопровождается вращением тела вокруг его продольной оси. Найдите сократительные вакуоли — они расположены в передней и задней частях тела; рассмотрите цитоплазму. Зарисуйте инфузорию-туфельку в тетради и подпишите увиденные части тела.

Слайд 18

Животная клетка Снаружи животная клетка покрыта….. Носителями наследственной информации являются…… Синтез белков происходит…… Клеточный центр принимает участие……. В отличие от растительных клеток животные имеют….. Запасным веществом клетки является….

Слайд 20

Клетка гриба Рассмотрите микропрепараты муккора и клетки дрожжей Опишите внешний вид. Зарисуйте строение и подпишите названия основных его частей .

Слайд 21

Клетка гриба Сформулируйте вывод: 1. Мукор ……… гриб. Тело которого состоит из ……… 2.Какое органическое вещество, характерное для животных, содержат оболочки грибов? 3. Микроскопические одноклеточные грибы, размножающиеся почкованием, это – Выберите верные утверждения: 1.Грибы обитают всюду, где имеются органические вещества. 2.Оболочки клеток большинства грибов содержат хитин – органическое вещество, характерное для животных. 3. Клетки грибницы, чаще всего трёхъядерные . 4. Споры шляпочных грибов образуются в пластинках или трубочках. 5. В клетках пластинчатых грибов образуется вещество способное убивать некоторые болезнетворные бактерия. 6. Головня, трутовик, спорынья, фитофтора являются грибами-паразитами. 7. Дрожжи живут в питательной жидкости, богатой сахаром.

Слайд 22

Клетка гриба

Слайд 23

Сопоставьте увиденное с изоброжением на таблицах и рисунках, сравните между собой прокариотическине и эукаритотические клетки, выявите основные отличия и сходства

Слайд 24

заполните таблицу Особенности строения Животная клетка Грибная клетка Растительная клетка Бактериальная клетка 1. Наличие ядра 2.Наличие нуклеоида 3.Наличие цитоплазмы 4.Наличие гликокаликса или клеточной стенки, материал клеточной стенки 5.Наличие митохондрий 6. Наличие пластид 7.Наличие ЭПС 8.Наличие комплекса Гольджи 9.Наличие лизосом 10.Наличие вакуолей 12.Наличие клеточного центра 13.Наличие цитоскелета 14.Наличие рибосом(крупных-мелких)

Слайд 25

Сформулируйте выводы О взаимосвязи строения и функции клеток, единстве строения и происхождения всех клеток Многоклеточные организмы состоят из клеток Выполнение специализированных функций происходит благодаря усиленному развитию отдельных клеточных структур В отдельных типах клеток ясно выражена взаимосвязь строения и функций Все клетки имеют единство в строениии и общее происхождение

Слайд 26

Эукариоты – это…… . К ним относятся ……… . Прокариоты – это …… . К прокариотам относятся ……. . Прокариоты, в отличие от эукариотов, не только не имеют …, но и других …, кроме мелких … .

Слайд 27

рефлексия На уроке я работал АКТИВНО ПАССИВНО Своей работой на уроке я ДОВОЛЕН НЕДОВОЛЕН Урок показался мне КОРОТКИМ ДИЛИННЫМ НЕИНТЕРЕСНЫМ

Слайд 28

Материал урока для меня был ПОНЯТЕН НЕПОНЯТЕН ИНТЕРЕСЕН СКУЧЕН ПОЛЕЗЕН НЕПОЛЕЗЕН Мое настроение СТАЛО ЛУЧШЕ СТАЛО ХУЖЕ

Лабораторная работа строение растительной, животной, грибной и бактериальной клеток под микроскопом

Цель работы: рассмотреть с помощью микроскопа клеточное строение различных организмов, выявить планы строения клеток бактерий, растений, животных, грибов.

Оборудование:микроскопы, предметные и покровные стекла, лист элодеи, плесень мукор, кефир, постоянные препараты животных и растительных тканей.

Ход работы:

        1. Приготовьте микропрепарат растительной клетки (лист элодеи) или рассмотрите готовый микропрепарат растительных клеток. Зарисуйте одну из клеток, обозначьте части клетки растения.

        2. Приготовьте микропрепарат грибной клетки (плесень мукор) или рассмотрите готовый микропрепарат растительных клеток. Зарисуйте одну из клеток, обозначьте части клетки гриба.

  1. Рассмотрите готовый микропрепарат клеток животных тканей. Зарисуйте одну из клеток, обозначьте части клетки животного.

  2. Приготовьте микропрепарат кисломолочных бактерий (кефир), рассмотрите. Зарисуйте одну из клеток, обозначьте части клетки бактерии.

  3. Сделайте вывод о сходстве или различии клеток разных организмов.

  4. Какие положения клеточной теории можно подтвердить результатами проведенной работы?

Лабораторная работа знакомство с различными признаками разных сортов гороха

Цель работы: ознакомить с особенностями признаков разных сортов гороха и определить, какие из них доминантные и какие – рецессивные.

Оборудование:линейка, карандаш

Ход работы:

1. Запишите в тетрадь таблицу, в которой даны результаты скрещивания гороха по 4-м парам признаков. Для опыта было взято 8 сортов.

Признаки гороха

Родители (P)

Гибриды 1 поколения (F1)

Гибриды 2 поколения (F2)

Общее число

Окраска семян

Желтый

Все семена желтые

Желтые — 6022

8023

Зеленый

Зеленые — 2001

Высота стебля

Высокий

Все высокие

Высокие – 787

1064

Низкий

Низкие — 277

Местоположение цветка

В пазухе

Все в пазухе стебля

В пазухе – 651

858

На верхушке

На верхушке — 207

Окраска цветка

Красный

Все цветки красные

Красные – 705

929

Белый

Белые — 224

2. Используя эту таблицу, ответьте на следующие вопросы:

а) каковы особенности признаков исследуемых сортов гороха?

б) какие признаки являются рецессивными, а какие доминантными по показаниям потомства 1 поколения (F

1)?

в) что показывает соотношение чисел во 2 поколении (F2)?

г) как можно описать законы Менделя о наследовании признаков (первый закон Менделя, второй закон Менделя) по результатам скрещиваний?

Лабораторная работа модификационная изменчивость. Построение вариационного ряда.

Цель работы: знакомство с модификационной изменчивостью в биологии, с использованием математических методов в качестве межпредметной связи. Научиться составлять вариационный ряд, построить его кривую.

Оборудование:таблицы с готовыми антропометрическими показателями, длиной листьев с одного дерева, линейка, карандаш

Ход работы:

1. По результатам исследований 100 школьников 9 классов одной школы получены следующие данные (100 измерений).

Таблица №1. Рост 100 школьников (см)

140

170

164

149

172

168

153

189

161

174

145

165

161

148

163

164

159

154

159

168

159

169

162

160

154

174

164

155

167

175

155

180

157

162

149

158

169

154

158

169

160

146

156

159

153

164

176

164

166

166

161

155

165

160

150

153

159

159

154

184

164

163

145

168

157

150

171

168

154

169

155

160

161

165

156

154

164

158

169

168

153

175

172

164

167

154

163

169

171

169

154

172

155

160

163

162

152

164

159

159

2. Записать эти данные в таблицу №2 в порядке возрастания (под №1 – самый низкий рост, под №100 – самый высокий).

Таблица №2

1 -10

11 — 20

21 — 30

31 — 40

41 — 50

51 — 60

61 — 70

71 — 80

81 — 90

91 — 100

Рост, см

3. Используя данные таблицы №2, отложить каждый рост в виде точки на графике №1; где ось ОУ указывает рост, а ось ОХ – частота встречаемости данного роста.

4. По результатам исследования длины листа, взятые с одного дерева, получены следующие данные (100 измерений).

Таблица №3. Длина листа с одного дерева (мм)

40

50

53

55

60

65

70

75

78

80

50

60

66

72

75

85

110

30

40

50

62

68

73

76

76

79

81

83

85

102

55

65

85

85

95

100

105

110

110

110

30

40

45

50

50

54

56

60

55

70

45

50

55

57

64

70

73

75

80

85

60

65

67

90

90

85

30

35

45

65

65

70

75

76

78

80

82

84

89

106

65

70

85

90

95

105

105

110

110

110

35

45

45

48

53

55

60

55

65

105

5. Записать эти данные в таблицу №4 в порядке возрастания (под №1 – самый мелкий, под №100 – самый крупный).

Таблица №4

№ листа

1 -10

11 — 20

21 — 30

31 — 40

41 — 50

51 — 60

61 — 70

71 — 80

81 — 90

91 — 100

Размер, мм

6. Используя данные таблицы №4, отложить каждый лист в виде точки на графике №2; где ось ОУ указывает размер, а ось ОХ – частота встречаемости данного размера.

7. Сравнить две вариационные кривые. Где разница в показателях больше?

8. Сделать письменный вывод, какой из типов изменчивости отражен в графиках №1 и №2? Является ли график №1 абсолютно достоверным и сохранятся ли его показатели неизменными через 5-10 лет?

National 5 Биология — 1. Клеточная структура

Что вам нужно знать …

Источник: SQA

Примечания

. Клетка является основной единицей жизни. Но из чего состоит клетка? Куча всего. Каждая клетка состоит из сложной системы различных структур, которые работают вместе, чтобы позволить клетке функционировать. Вы уже знаете некоторые из этих структур и то, что они делают, но в этой теме мы собираемся пойти дальше.

Мы будем использовать двухмерные схемы ячеек, к которым вы привыкли, чтобы объяснить, где находятся эти структуры, как они выглядят и что делают. Однако не забывайте, что клетки существуют в 3D, и мало того, их структуры движутся!

Клетки животных

Клетки животных имеют множество различных структур в зависимости от их функции. Однако сначала мы рассмотрим, каковы типичные структуры большинства животных клеток. Вы уже знаете, что клетки животных состоят из клеточной оболочки, ядра и жидкой цитоплазмы. В этом курсе вам нужно больше узнать о функциях клеточной мембраны и ядра. Вам также необходимо узнать о двух других органеллы , находящиеся в цитоплазме клеток животных.

Типичная животная клетка имеет общие структуры, показанные на схеме выше. К ним относятся…

Цитоплазма: Цитоплазма представляет собой жидкую часть клетки. Он состоит в основном из воды и имеет много растворенных в ней различных веществ. Многие химические реакции клетки происходят в цитоплазме.

Клеточная мембрана: Клеточная мембрана содержит содержимое клетки и обеспечивает барьер для контроля того, что входит и выходит из клетки. Клеточная мембрана часто описывается как «избирательно проницаемая», поскольку она пропускает некоторые, но не все вещества (проницаемая) и может выбирать, какие вещества могут проходить (избирательная). Мы узнаем об этом больше в транспортная тема .

Ядро: Ядро контролирует все, что происходит в клетке. Это происходит потому, что это место расположения клеточной ДНК. ДНК содержит генетический код, который транслируется в белки. Все химические реакции, происходящие в клетках, контролируются этими белками. Вы узнаете больше обо всем этом в темах DNA и Enzymes .

Митохондрии: Митохондрии являются энергетическими центрами клеток животных, растений и грибов. Они находятся в цитоплазме, и большинство химических реакций дыхания происходит в митохондриях, которые высвобождают химическую энергию из пищевых молекул. Очевидно, мы обсудим это более подробно в главе 9.0004 Дыхание тема.

Рибосомы: Рибосомы представляют собой крошечные структуры, которые также находятся в цитоплазме. Рибосомы – это места образования белков в клетках. Мы обсудим это более подробно в теме DNA & Protein Production .

Хотя на приведенной выше диаграмме показаны типичные структуры животной клетки, очень немногие животные клетки на самом деле выглядят примерно так. Клетки животных специализированы для выполнения своих функций. Посмотрите на следующие схемы различных животных клеток… почему у них разная структура?

Эритроцит: Двояковогнутая форма обеспечивает большую площадь поверхности для поглощения кислорода. Также зрелые клетки не имеют ядра для увеличения объема кислородсвязывающих белковых молекул гемоглобина.

Нервная клетка: Длинная тонкая форма для передачи нервных импульсов. Высокая концентрация митохондрий для обеспечения энергией передачи нервных импульсов.

Эпителиальные клетки тонкого кишечника: Большая площадь поверхности мембраны, выстилающей кишечник для поглощения продуктов пищеварения. Высокая концентрация митохондрий для обеспечения энергии, необходимой для активного транспорта.

Посмотрите этот видеоклип BBC о типах и структуре клеток животных , а также посмотрите на sciencephoto.com дополнительные изображения клеток животных.

Растительные клетки

Как вы знаете, растительные клетки имеют многие из тех же структур, что и клетки животных. Однако у них есть и другие структуры, о которых вы можете узнать, как вы можете видеть на диаграмме ниже. Клетки растений имеют цитоплазму, клеточную мембрану и ядро, которые выполняют те же функции, что и клетки животных. Многие думают, что растительные клетки не содержат митохондрий, но они, конечно же, есть! Митохондрии необходимы для высвобождения энергии из сахара, клетки растений нуждаются в этой энергии, чтобы функционировать так же, как клетки животных. На следующей диаграмме показаны структуры типичной растительной клетки.

Вы уже знаете, каковы функции структур, которые также имеются в клетках животных, но каковы функции структур, которые имеются только в растительных клетках?

Клеточная стенка: Мембраны клеток растений окружены стенкой, состоящей из волокон целлюлозы. Клеточные стенки растений обеспечивают структуру клетки и растения. Клеточная стенка позволяет клетке наполняться водой, не разрываясь. Клеточные стенки растений полностью проницаемы.

Хлоропласты: Наряду с митохондриями растительные клетки также содержат хлоропласты. Хлоропласт – место фотосинтеза в клетке. Итак, именно здесь энергия света используется для производства сахара из углекислого газа и воды. Мы обсудим это более подробно в теме Фотосинтез .

Вакуоль: Растительные клетки имеют большую центральную вакуоль, которая наполняется жидкостью или соком, который обеспечивает структуру клетки и растения.

Как и в случае с клетками животных, приведенная выше схема растительной клетки представляет собой обобщенную схему, показывающую структуру. Клетки растений могут различаться и в зависимости от их функции. На приведенной ниже диаграмме показано разнообразие клеток в листе. Какие различия вы видите в клетках? Как они связаны со своей функцией?

Верхние и нижние клетки эпидермиса: Слои клеток эпидермиса находятся в верхней и нижней части листа. Они содержат и защищают лист и поэтому содержат относительно мало хлоропластов.

Клетки палисадного мезофилла: Клетки палисадного мезофилла находятся в верхней половине листа. Очевидно, что солнечный свет в первую очередь будет падать на верхнюю поверхность листа. Таким образом, палисадные клетки заполнены хлоропластами, они длинные, тонкие и плотно упакованы, чтобы поглощать как можно больше световой энергии для фотосинтеза.

Клетки губчатого мезофилла: Губчатый мезофилл находится в нижней половине листа. Здесь будет меньше света, поэтому клетки менее плотно упакованы. Двуокись углерода поступает через нижнюю поверхность листа при дневном свете и имеет решающее значение для фотосинтеза. Расположение клеток в губчатом мезофилле обеспечивает большую площадь поверхности для поглощения углекислого газа и позволяет диффундировать избыточному кислороду.

Защитные клетки: На нижней поверхности листа есть маленькие отверстия, называемые устьицами, для обеспечения газообмена. Каждая устьица окружена двумя замыкающими клетками. Большинство растений закрывают устьица ночью, когда им не нужен углекислый газ, так как нет света для фотосинтеза, чтобы предотвратить потерю воды. Замыкающие клетки имеют приспособления для открывания и закрывания устьиц.

Если вас интересуют растительные клетки, вы можете узнать больше из Crash Course на YouTube .

Клетки грибов

Клетки грибов сходны с клетками растений и животных в том, что они имеют ядро, клеточную мембрану, цитоплазму и митохондрии. Как и клетки растений, клетки грибов имеют клеточную стенку, но они состоят не из целлюлозы, а из хитина.

Клетки бактерий

Клетки бактерий сильно отличаются от клеток животных, растений или грибов. У них нет органелл, таких как ядра, митохондрии или хлоропласты. Хотя у них есть рибосомы и клеточная стенка, они отличаются по структуре от рибосом и клеточных стенок в клетках выше. Однако клетки бактерий имеют цитоплазму и клеточную мембрану. Одной из ключевых структур бактериальной клетки, о которой вам нужно знать, является плазмида.

Плазмиды: Плазмиды представляют собой небольшие круглые участки ДНК, которые бактериальные клетки имеют в своей цитоплазме в дополнение к своей большой круглой хромосоме. Плазмиды могут быстро реплицироваться и легко переносятся между бактериальными клетками. Вы узнаете больше о том, как мы используем эти плазмиды, в теме по генной инженерии .

Вы можете начать узнавать немного больше о бактериальных плазмидах в этом видео на YouTube .

Клеточная стенка (растительная, грибковая, бактериальная) – структура и функции

Сагар Арьял

Содержание

Определение клеточной стенки

Клеточная стенка представляет собой жесткий защитный слой вокруг плазматической мембраны, обеспечивающий механическую поддержку клетки.

Это неживая структура, образованная живым протопластом.

Клетки животных не имеют клеточной стенки. Они присутствуют в большинстве растительных клеток, грибов, бактерий, водорослей и некоторых архей.

В растительных клетках клеточная стенка состоит из целлюлозы, гемицеллюлозы, пектина и белка. У многих грибов клеточная стенка образована хитином, а у бактерий клеточная стенка содержит белково-липидно-полисахаридные комплексы.

Клеточная стенка выполняет множество важных функций в клетке, включая защиту, структуру и поддержку.

Клеточная стенка (растительная, грибковая, бактериальная)

Структура клеточной стенки (растительная, грибковая, бактериальная)

Жесткий слой полисахаридов, покрывающий мембрану растительных и прокариотических клеток; поддерживает форму клетки и служит защитным барьером.

Клеточная стенка растений
  • Клеточная стенка растений многослойна и состоит из трех частей.
  • От самого наружного слоя клеточной стенки эти слои идентифицируются как средняя пластинка, первичная клеточная стенка и вторичная клеточная стенка.
  • Хотя все растительные клетки имеют среднюю пластинку и первичную клеточную стенку, не все имеют вторичную клеточную стенку.
  1. Средняя пластинка : Этот слой внешней клеточной стенки содержит полисахариды, называемые пектинами. Пектины способствуют клеточной адгезии, помогая клеточным стенкам соседних клеток связываться друг с другом.​
  2. Первичная клеточная стенка: Этот слой образуется между средней пластинкой и плазматической мембраной в растущих растительных клетках. Он в основном состоит из микрофибрилл целлюлозы, содержащихся в гелеобразной матрице из гемицеллюлозных волокон и пектиновых полисахаридов. Первичная клеточная стенка обеспечивает прочность и гибкость, необходимые для роста клеток.​
  3. Вторичная клеточная стенка: Этот слой образуется между первичной клеточной стенкой и плазматической мембраной в некоторых растительных клетках. Как только первичная клеточная стенка перестает делиться и расти, она может утолщаться, образуя вторичную клеточную стенку. Этот жесткий слой укрепляет и поддерживает клетку. В дополнение к целлюлозе и гемицеллюлозе некоторые вторичные клеточные стенки содержат лигнин. Лигнин укрепляет клеточную стенку и способствует проводимости воды в клетках сосудистой ткани растений.
Структура клеточной стенки растений Диаграмма. Источник: LadyofHats.

Клеточные стенки грибов

Клеточная стенка грибов представляет собой матрицу из трех основных компонентов:

  1. Хитин

Полимеры, состоящие в основном из неразветвленных цепей β-(1,4)-ацил-инглуко-Ns Ascomycota и Basidiomycota, или поли-β-(1,4)-связанный N-ацетилглюкозамин (хитозан) у Zygomycota. И хитин, и хитозан синтезируются и экструдируются на плазматической мембране.

  1. Глюканы

Полимеры глюкозы, предназначенные для сшивания полимеров хитина или хитозана. β-глюканы представляют собой молекулы глюкозы, связанные β-(1,3)- или β-(1,6)-связями и обеспечивающие жесткость клеточной стенки, в то время как α-глюканы определяются α-(1,3)- и/ или α-(1,4) связи и функционируют как часть матрицы.

  1. Белки

Ферменты, необходимые для синтеза и лизиса клеточной стенки, в дополнение к структурным белкам, все присутствуют в клеточной стенке. Большинство структурных белков, обнаруженных в клеточной стенке, гликозилированы и содержат маннозу, поэтому эти белки называются маннопротеинами или маннанами.

Бактериальная клеточная стенка

Бактериальная клеточная стенка состоит из пептидогликана (также называемого муреином), который состоит из полисахаридных цепей, сшитых необычными пептидами, содержащими D-аминокислоты.

  • Структура клеточной стенки уникальна и состоит из дисахаридно-пентапептидных субъединиц. Дисахариды
  • N-ацетилглюкозамин и N-ацетилмурамовая кислота представляют собой чередующиеся сахарные компоненты (фрагменты), аминокислотная цепь которых связана с молекулами N-ацетилмурамовой кислоты.
  • Полимеры этих субъединиц сшиваются друг с другом с помощью пептидных мостиков с образованием пептидогликановых слоев. В свою очередь, слои этих листов сшиты друг с другом, образуя многослойную сшитую структуру значительной прочности. Эта структура пептидогликана окружает всю клетку.
  • Заметным различием между клеточными стенками грамположительных и грамотрицательных бактерий является существенно более толстый слой пептидогликана у грамположительных бактерий.
  • Кроме того, клеточная стенка грамположительных бактерий содержит тейхоевые кислоты (то есть полимеры глицерина или рибитфосфата в сочетании с различными сахарами, аминокислотами и аминосахарами).
Структура грамположительных и грамотрицательных клеточных стенок.

Функции клеточной стенки
  1. Поддержка: Клеточная стенка обеспечивает механическую прочность и поддержку. Он также контролирует направление роста клеток.​
  2. Выдерживает тургорное давление: Тургорное давление – это сила, действующая на клеточную стенку, когда содержимое клетки прижимает плазматическую мембрану к клеточной стенке. Это давление помогает растению оставаться жестким и прямостоящим, но также может привести к разрыву клетки.
  3. Регулирование диффузии: Клеточная стенка пористая, что позволяет некоторым веществам, включая белки, проходить в клетку, не пропуская другие вещества.​
  4. Связь: Клетки общаются друг с другом через плазмодесмы (поры или каналы между стенками клеток растений, которые позволяют молекулам и коммуникационным сигналам проходить между отдельными клетками растений).​
  5. Защита: Клеточная стенка обеспечивает барьер для защиты против вирусов растений и других патогенов. Это также помогает предотвратить потерю воды.​
  6. Хранение: В клеточной стенке хранятся углеводы для использования в процессе роста растений, особенно в семенах.

Ссылки
  1. Альбертс, Б. (2004). Основная клеточная биология. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: научный паб Garland.
  2. Верма, П.С., и Агравал, В.К. (2006). Клеточная биология, генетика, молекулярная биология, эволюция и экология (1-е изд.). S.Chand and Company Ltd.
  3. Tille, PM, & Forbes, B.A. (2014). Диагностическая микробиология Бейли и Скотта (тринадцатое издание). Сент-Луис, Миссури: Эльзевир.
  4. Мэдиган, Майкл Т.; Мартинко, Джон М .; Брок, Томас Д. (2005). Брок биология микроорганизмов (11-е изд.). Река Аппер-Сэдл, Нью-Джерси: Пирсон Прентис Холл.
  5. https://www.thoughtco.com/cell-wall-373613
  6. library.open.oregonstate.edu/microbiology/chapter/bacteria-cell-walls
  7. https://biology.tutorvista.com/animal- and-plant-cells/cell-wall.html

Об авторе

Сагар Арьял

Сагар Арьял — микробиолог и научный блогер. Он учился в Колледже Святого Ксавьера в Майтигаре, Катманду, Непал, чтобы получить степень магистра наук в области микробиологии. С февраля 2015 г. по июнь 2019 г. он работал преподавателем в колледже Св.