Природные экосистемы. Организмы экосистемы озера
- ГДЗ
- 1 Класс
- Окружающий мир
- 2 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
Немецкий язык- Литература
- Окружающий мир
- 3 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Окружающий мир
- 4 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Окружающий мир
- 5 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Биология
- История
- География
- Литература
- Человек и мир
- Технология
- Естествознание
- 6 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Биология
- История
- География
- Литература
Обществознание- Технология
- 7 Класс
- Английский язык
- Алгебра
- Геометрия
Тест (10 класс) по теме: Экзаменационный материал по биологии для 10 класса (промежуточная аттестация).
Назарова Ирина Петровна, учитель биологии . Вариант 1.
A1) Биогеоценоз образован
1.растениями и животными
2.животными и бактериями
3.растениями, животными, бактериями
4.территорией и организмами
A2) Потребителями органического вещества в лесном биогеоценозе являются
1.ели и березы
2.грибы и черви
3.зайцы и белки
4.бактерии и вирусы
A3) Продуцентами в озере являются
1.лилии
2.головастики
3.раки
4.рыбы
A4) Процесс саморегуляции в биогеоценозе влияет на
1.соотношение полов в популяциях разных видов
2.численность мутаций, возникающих в популяциях
3.соотношение хищник — жертва
4.внутривидовую конкуренцию
A5) Одним из условий устойчивости экосистемы может служить
1.ее способность к изменениям
2.разнообразие видов
3.колебания численности видов
4.стабильность генофонда в популяциях
A6) К редуцентам относятся
1.грибы
2.лишайники
3.мхи
4.папоротники
A7) Если общая масса полученной потребителем 2-го порядка равна 10 кг, то какова была совокупная масса продуцентов, ставших источником пищи для данного потребителя?
1.1000 кг
2.500 кг
3.10000 кг
4.100 кг
A8) Укажите детритную пищевую цепь
1.муха — паук — воробей — бактерии
2.клевер — ястреб — шмель — мышь
3.рожь — синица — кошка — бактерии
4.комар — воробей — ястреб — черви
B1. Выберите из представленного списка те организмы, которые могут
быть консументами только первого порядка
1) личинка бабочки
2) домовая мышь
3) орел
4) сова
5) бурый медведь
6) таракан рыжий
B2. Установите соответствие между признаком организма и царством,
для которого он характерен
ПРИЗНАКИ ОРГАНИЗМА ЦАРСТВО
А) выделяют кислород
Б) синтезируют органические вещества из
неорганических
В) запасное вещество клеток – гликоген
Г) большинство способно изменять форму тела
Д) большинство активно перемещаются в
пространстве
Е) имеют проводящие ткани
1) Растения
2) Животные
С1. Домовая мышь — млекопитающее рода Мыши. Исходный ареал — Северная Африка, тропики и субтропики Евразии; вслед за человеком распространилась повсеместно. Обитает в естественных условиях, питается семенами. Ведет ночной и сумеречный образ жизни. В помете обычно рождается от 5 до 7 детенышей. Какие критерии вида описаны в тексте? Ответ поясните.
С2. Объясните причины, по которым согласно правилу экологической пирамиды
биомасса каждого из последующих трофических уровней уменьшается
примерно в 10 раз.
Вариант 1.
А — Ответы; 1-4; 2-3; 3-1; 4-3; 5-2; 6-1; 7-1;8-1.
В1 — Ответ:126
Ответ:В2
А Б В Г Д Е
1 1 2 2 2 1
С1.
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Элементы ответа: | |
1) географический критерий — ареал обитания; 2)экологический критерий — особенности питания, изменение активности в течение суток, обитание в определенных экологических условиях; 3) физиологический критерий — число детенышей в помете. | |
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок | 4 |
Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки | 2 |
Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки | 1 |
| 0 |
Максимальный балл | 4 |
С2. Объясните причины, по которым согласно правилу экологической пирамиды
биомасса каждого из последующих трофических уровней уменьшается
примерно в 10 раз.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
1) Пищи должно быть больше, чем ее потребителей
2) Биомасса предыдущих уровней не полностью перерабатывается
последующими: (волк усваивает только часть съеденного им зайца)
3) Часть полученной энергии расходуется на удовлетворение физиологических
потребностей организма – дыхание, передвижение, размножение.
Ответ включает 3 или все названные элементы и не содержит биологических
ошибок
Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических
ошибок, или ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит
негрубые биологические ошибки
2.
Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических
ошибок, или ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит
негрубые биологические ошибки
1.
Ответ неправильный. 0.
Максимальный балл. 3
Вариант 2.
A1) Организмы, как правило, приспосабливаются
1.к нескольким, наиболее существенным экологическим факторам
2.к одному, важнейшему для организма фактору
3.ко всему комплексу экологических факторов
4.в основном, к биотическим факторам
A2) Ограничивающим называется фактор
1.снижающий выживаемость вида
2.наиболее приближенный к оптимальному
3.с широким диапазоном значений
4.любой антропогенный
A3) Ограничивающим файтором для ручьевой форели может стать
1.скорость течения воды
2.повышение температуры воды
3.пороги в ручье
4длительные дожди
A4) Актиния и рак-отшельник находятся в отношениях
1.хищнических
2.паразитических
3.нейтральных
4.симбиотических
A5) Биологическим оптимумом называется положительное действие
1.биотических факторов
2.абиотических факторов
3.всех видов факторов
4.антропогенных факторов
A6) Наиболее важным приспособлением млекопитающих к жизни в непостоянных условиях среды можно считать способность к
1.саморегуляции
2.анабиозу
3.охране потомства
4.высокой плодовитости
A7) Фактор, вызывающий сезонные изменения в живой природе, — это
1.атмосферное давление
2.долгота дня
3.влажность воздуха
4.температура воздуха
A8) К антропогенному фактору относится
1.конкуренция двух видов за территорию
2.ураган
3.содержание кислорода в атмосфере
4.сбор ягод
B1) К биотическим факторам относят
1) органические остатки растений и животных в почве
2) количество кислорода в атмосфере
3) симбиоз, квартиранство, хищничество
4) фотопериодизм
5) смена времен года
6) численность популяции
Ответ: (Запишите выбранные цифры по порядку.)
В2.Укажите организмы, которые в настоящее время находятся в стадии биологического прогресса
- таракан
- воробей
- уссурийский тигр
- оса
- выхухоль
- соболь
С1. Объясните появление мимикрии у одного из видов тараканов, сходного по окраске и форме тела с божьей коровкой.
С2 .Предположим, численность конкретного вида животных или растений велика. Можно ли утверждать, что данный вид находится в состоянии биологического прогресса? Почему? Какие дополнительные исследования необходимо провести, чтобы окончательно и правильно ответить на поставленный вопрос
Вариант 2.
Ответы; 1-3; 2-1; 3-2; 4-4; 5-3; 6-1; 7-2; 8-4. В1-136. В2- ответ; 124
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Элементы ответа: | |
1) в исходной популяции тараканов могли возникнуть мутации, обеспечивающие сходство с божьей коровкой; 2)сходство с ядовитой божьей коровкой спасало организм от хищников и повышало шанс выживания в борьбе за существование; 3) в результате естественного отбора мутация закрепилась и распространилась в популяции, что привело к изменению ее генофонда. | |
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок | 4 |
Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки | 2 |
Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки | 2 |
| 0 |
Максимальный балл | 4 |
Ответ С2.
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Элементы ответа: | |
1) Численность конкретного вида животных может быть велика, но постепенно снижаться. 2) То же самое может происходить и с его ареалом, на данный момент еще достаточно обширным. Однако очевидно, что данный вид находится не в состоянии прогресса, а в состоянии регресса. 3) Здесь важна тенденция( направленность изменения численности), а не количество особей. | |
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок | 4 |
Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки | 2 |
Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки | 2 |
| 0 |
Максимальный балл | 4 |
Вариант 3.
A1) Главная особенность биосферы:
1.наличие в ней живых организмов
2.наличие в ней неживых компонентов, переработанных живыми организмами
3.круговорот веществ, управляемый живыми организмами
4.связывание солнечной энергии живыми организмами
A2) Залежи нефти, каменного угля, торфа образовались в процессе круговорота:
1.кислорода
2.углерода
3.азота
4.водорода
A3) Найдите неверное утверждение. Невосполнимые природные ресурсы, образовавшиеся в процессе круговорота углерода в биосфере:
1.нефть
2.горючий газ
3.каменный уголь
4.торф и древесина
A4) Бактерии, расщепляющие мочевину до ионов аммония и углекислого газа, принимают участие в круговороте
1.кислорода и водорода
2.азота и углерода
3.фосфора и серы
4.кислорода и углерода
A5) В основе круговорота веществ лежат такие процессы, как
1.расселение видов
2.мутации
3.фотосинтез и дыхание
4.естественный отбор
A6) Клубеньковые бактерии включают в круговорот
1.фосфор
2.азот
3.углерод
4.кислород
A7) Солнечная энергия улавливается
1.продуцентами
2.консументами первого порядка
3.консументами второго порядка
4.редуцентами
A8) Усилению парникового эффекта, по мнению ученых, в наибольшей степени способствует:
1.углекислый газ
2.пропан
3.двуокись азота
4.озон
В1. Установите соответствие между типами живых организмов и группой , к которой он относится.
А) кролик
Б) питон 1) холоднокровные, пойкилотермные
В) журавль 2) теплокровные, гомойотермные
Г) камбала
Д) касатка
B2. ) Укажите биологические факторы видообразования
- географическая изоляция
- мутации и естественный отбор
- внешние различия
- разная среда обитания
- Дивергенция
- общий ареал
- Ответ: (Запишите выбранные цифры по порядку.)
С1. .Предположим, численность конкретного вида животных или растений велика. Можно ли утверждать, что данный вид находится в состоянии биологического прогресса? Почему? Какие дополнительные исследования необходимо провести, чтобы окончательно и правильно ответить на поставленный вопрос
С2. Пользуясь рисунком, определите, какую форму отбора он иллюстрирует и при каких условиях жизни этот отбор будет проявляться. Изменится ли размер ушей у зайцев в процессе эволюции при действии этой формы естественного отбора? Ответ обоснуйте.
Вариант 3.
Ответы; 1-3; 2-2; 3-4; 4-2; 5- 3; 6-2; 7- 1; 8-1.
В1- Ответ; 21212
В2 -125
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Элементы ответа: | |
1) Численность конкретного вида животных может быть велика, но постепенно снижаться. 2) То же самое может происходить и с его ареалом, на данный момент еще достаточно обширным. Однако очевидно, что данный вид находится не в состоянии прогресса, а в состоянии регресса. 3) Здесь важна тенденция( направленность изменения численности), а не количество особей. | |
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок | 4 |
Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки | 2 |
Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки | 2 |
| 0 |
Максимальный балл | 4 |
Ответ С2-
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Элементы ответа:
1) стабилизирующая форма отбора, так как на графике видно, что
давление отбора направлено на гибель особей с минимальным
или максимальным значением признака;
2) стабилизирующий отбор проявляется при относительно
постоянных условиях жизни;
3) изменения размера ушей у зайцев в процессе эволюции не
произойдёт, так как эта форма отбора сохраняет среднее
Вариант 4.
1) Лисица рыжая, живущая в лесах Канады, и лисица рыжая, обитающая в Европе, принадлежат к
1.одному виду
2.разновидностям
3.разным родам
4разным видам
A2) Основным критерием возникновения нового вида является:
1.появление внешних различий между особями
2.географическая изоляция популяций
3.репродуктивная изоляция популяций
4.экологическая изоляция
A3) Эволюционные процессы начинаются на уровне
1.вида
2.класса
3.типа
4.популяции
A4) Биологическими предпосылками микроэволюции в популяции являются
1.мутационный процесс и естественный отбор
2.различия в кариотипах особей
3.физиологические различия
4.внешние различия
A5) Совокупность рецессивных мутаций, накопившихся в популяции, называется ее
1.генотипом
2.генофондом
3.резервом наследственной изменчивости
4.резервом модификационной изменчивости
A6) Популяции одного вида
1.всегда живут рядом
2.относительно обособлены друг от друга
3.живут рядом, но никогда не пересекаются
4.живут всегда на разных континентах
A7) В результате естественного отбора мутаций внутри популяции возникает процесс
1.репродуктивной изоляции
2.географической изоляции
3.экологической изоляции
4.дивергенции
A8) Дивергенция в популяциях синиц, населяющих городской парк, может привести, скорее всего, к
1.географической изоляции
2.экологической изоляции
3.изменениям кариотипа
4.морфологическим различиям
В1. Укажите последовательность процессов географического видообразования.
1) распространение признака в популяции
2) появление мутаций в новых условиях жизни
3) пространственная изоляция популяций
4) отбор особей с полезными изменениями
5) образование нового вида
В2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗМОВ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРУППА
А) являются первым звеном в цепи питания
Б) синтезируют органические вещества из
неорганических
В) используют энергию солнечного света
Г) питаются готовыми органическими
веществами
Д) возвращают минеральные вещества в
экосистемы
Е) разлагают органические вещества до
минеральных
1) продуценты
2) редуценты
С1. В чём состоит роль бактерий в круговороте веществ?
С2. Почему экосистему смешанного леса считают более устойчивой, чем
экосистему елового леса?
Вариант 4.
Ответы; 1-1; 2-3; 3-4; 4-1; 5- 3; 6- 2; 7- 4; 8- 2.
В1. Ответ 32415
В2. Ответ: А Б В Г Д Е
1 1 1 2 2 2
С1. В чём состоит роль бактерий в круговороте веществ?
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Элементы ответа:
1) бактерии-гетеротрофы – редуценты разлагают органические
вещества до минеральных, которые усваиваются растениями;
2) бактерии-автотрофы (фото, хемотрофы) – продуценты
синтезируют органические вещества из неорганических,
обеспечивая круговорот кислорода, углерода, азота и др.
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит
биологических ошибок 2
Ответ включает 1 из названных выше элементов, ИЛИ ответ
включает 2 названных выше элемента, но содержит негрубые
биологические ошибки
1
Ответ неправильный 0
Максимальный балл 2
С2.
Почему экосистему смешанного леса считают более устойчивой, чем
экосистему елового леса?
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Элементы ответа:
1) в смешанном лесу больше видов, чем в еловом;
2) в смешанном лесу цепи питания более длинные и
разветвлённые, чем в еловом;
3) в смешанном лесу ярусов больше, чем в еловом.
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит
биологических ошибок 3
Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит
биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 из названных
выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки
2
Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит
биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных
выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки
1
Ответ неправильный 0
Максимальный балл 3
продуценты, консументы, редуценты, их роль. Видовая и пространственная структура экосистемы. Цепи и сети питания, их звенья. Типы пищевых цепей. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания). Правило экологической пирамиды. Структура и дина. Биология [Полный справочник для подготовки к ЕГЭ]
7.2. Экосистема (биогеоценоз), ее компоненты: продуценты, консументы, редуценты, их роль. Видовая и пространственная структура экосистемы. Цепи и сети питания, их звенья. Типы пищевых цепей. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания). Правило экологической пирамиды. Структура и динамика численности популяций
Биогеноценоз – саморегулирующаяся экологическая система, образованная совместно обитающими и взаимодействующими между собой и с неживой природой, популяциями разных видов в относительно однородных условиях среды. Таким образом, биогеоценоз состоит из неживой и живой частей окружающей среды. Любой биогеоценоз имеет естественные границы, для него характерен определенный круговорот веществ и энергии. Организмы, населяющие биогеоценоз, по своим функциям делятся на продуцентов, консументов и редуцентов:
– продуценты, – растения, производящие органические вещества в процессе фотосинтеза;
– консументы – животные, потребители и преобразователи органических веществ;
– редуценты, – бактерии, грибы, а также питающиеся падалью и навозом животные, разрушители органических веществ, преобразующие их в неорганические;
Перечисленные компоненты биогеоценоза составляют трофические уровни, связанные обменом и переносом питательных веществ и энергии.
Организмы разных трофических уровней образуют пищевые цепи, в которых вещества и энергия ступенчато передаются с уровня на уровень. На каждом трофическом уровне используется 5—10% энергии поступившей биомассы.
Пищевые цепи обычно состоят из 3—5 звеньев, например:
1) растения – корова – человек;
2) растения – божья коровка – синица – ястреб;
3) растения —муха – лягушка – змея – орел.
Пищевые цепи бывают детритными и пастбищными.
В детритных пищевых цепях пищей служат мертвые органические вещества (мертвые ткани растений – грибы – многоножки – хищные клещи – бактерии). Пастбищные пищевые цепи начинаются с живых существ. (Примеры пастбищных цепей приведены выше.)
Масса каждого последующего звена в пищевой цепи уменьшается примерно в 10 раз. Это правило называется правилом экологической пирамиды. Соотношения энергетических затрат могут отражаться в пирамидах чисел, биомассы, энергии.
Пирамида чисел отражает соотношение продуцентов, консументов и редуцентов в биогеоценозе. Биомасса – это величина, показывающая массу органического вещества, заключенного в телах организмов, населяющих единицу площади.
Структура и динамика численности популяций. Одной из важнейших характеристик популяции является ее численность. Численность популяции определяется различными факторами – внутрипопуляционным взаимодействием организмов, возрастными особенностями, конкуренцией, взаимопомощью. Структура популяции – это ее подразделейность на группы. Популяция делится по возрастным группам, половым отличиям, генотипам и фенотипам. Пространственная структура популяций отражает ее особенности размещения в пространстве. Особи образуют группы – стаи, семьи. Для таких групп характерно территориальное поведение.
Динамика численности популяции – это изменение числа особей в ней. Численность популяции определяется через ее плотность – количество особей на единицу площади. Изменения численности зависят от миграции и эмиграции особей, их гибели в результате эпидемий или влияния других экологических факторов.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ
Часть А
А1. Биогеоценоз образован
1) растениями и животными
2) животными и бактериями
3) растениями, животными, бактериями
4) территорией и организмами
А2. Потребителями органического вещества в лесном биогеоценозе являются
1) ели и березы 3) зайцы и белки
2) грибы и черви 4) бактерии и вирусы
А3. Продуцентами в озере являются
1) лилии 3) раки
2) головастики 4) рыбы
А4. Процесс саморегуляции в биогеоценозе влияет на
1) соотношение полов в популяциях разных видов
2) численность мутаций, возникающих в популяциях
3) соотношение хищник – жертва
4) внутривидовую конкуренцию
А5. Одним из условий устойчивости экосистемы может служить
1) ее способность к изменениям
2) разнообразие видов
3) колебания численности видов
4) стабильность генофонда в популяциях
А6. К редуцентам относятся
1) грибы 3) мхи
2) лишайники 4) папоротники
А7. Если общая масса полученной потребителем 2-го порядка равна 10 кг, то какова была совокупная масса продуцентов, ставших источником пищи для данного потребителя?
1) 1000 кг 3) 10000 кг
2) 500 кг 4) 100 кг
А8. Укажите детритную пищевую цепь
1) муха – паук – воробей – бактерии
2) клевер – ястреб – шмель – мышь
3) рожь – синица – кошка – бактерии
4) комар – воробей – ястреб – черви
А9. Исходным источником энергии в биоценозе является энергия
1) органических соединений
2) неорганических соединений
3) Солнца
4) хемосинтеза
А10. Взаимовыгодными можно считать отношения между липой и:
1) зайцами 3) дроздами-рябинниками
2) пчелами 4) волками
А11. В одной экосистеме можно встретить дуб и
1) суслика 3) жаворонка
2) кабана 4) синий василек
А12. Сети питания – это:
1) связи между родителями и потомством
2) родственные (генетические) связи
3) обмен веществ в клетках организма
4) пути передачи веществ и энергии в экосистеме
А13. Экологическая пирамида чисел отражает:
1) соотношение биомасс на каждом трофическом уровне
2) соотношение масс отдельного организма на разных трофических уровнях
3) структуру пищевой цепи
4) разнообразие видов на разных трофических уровнях
А14. Доля энергии, передаваемая на следующий трофический уровень, составляет приблизительно:
1) 10% 2) 30% 3) 50% 4) 100%
Часть В
В1. Подберите примеры (правая колонка) к каждой форме взаимодействия популяций разных видов (левая колонка).
Часть С
С1. Чем объяснить, что определенный биогеоценоз населен определенными животными?
Данный текст является ознакомительным фрагментом.Читать книгу целиком
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
БиологиЯ : Экосистема (биогеоценоз), ее компоненты
Экосистема (биогеоценоз), ее компоненты: продуценты, консументы, редуценты, их роль. Видовая и пространственная структура экосистемы. Цепи и сети питания, их звенья.
Биогеноценоз – саморегулирующаяся экологическая система, образованная совместно обитающими и взаимодействующими между собой и с неживой природой, популяциями разных видов в относительно однородных условиях среды. Таким образом, биогеоценоз состоит из неживой и живой частей окружающей среды. Любой биогеоценоз имеет естественные границы, для него характерен определенный круговорот веществ и энергии. Организмы, населяющие биогеоценоз, по своим функциям делятся на продуцентов, консументов и редуцентов:– продуценты, – растения, производящие органические вещества в процессе фотосинтеза;
– консументы – животные, потребители и преобразователи органических веществ;
– редуценты, – бактерии, грибы, а также питающиеся падалью и навозом животные, разрушители органических веществ, преобразующие их в неорганические;
Перечисленные компоненты биогеоценоза составляют трофические уровни, связанные обменом и переносом питательных веществ и энергии.
Организмы разных трофических уровней образуют пищевые цепи, в которых вещества и энергия ступенчато передаются с уровня на уровень. На каждом трофическом уровне используется 5—10% энергии поступившей биомассы.
Пищевые цепи обычно состоят из 3—5 звеньев, например:
1) растения – корова – человек;
2) растения – божья коровка – синица – ястреб;
3) растения —муха – лягушка – змея – орел.
Пищевые цепи бывают детритными и пастбищными.
В детритных пищевых цепях пищей служат мертвые органические вещества (мертвые ткани растений – грибы – многоножки – хищные клещи – бактерии). Пастбищные пищевые цепи начинаются с живых существ. (Примеры пастбищных цепей приведены выше.)
Масса каждого последующего звена в пищевой цепи уменьшается примерно в 10 раз. Это правило называется правилом экологической пирамиды. Соотношения энергетических затрат могут отражаться в пирамидах чисел, биомассы, энергии.
Пирамида чисел отражает соотношение продуцентов, консументов и редуцентов в биогеоценозе. Биомасса – это величина, показывающая массу органического вещества, заключенного в телах организмов, населяющих единицу площади.
Структура и динамика численности популяций. Одной из важнейших характеристик популяции является ее численность. Численность популяции определяется различными факторами – внутрипопуляционным взаимодействием организмов, возрастными особенностями, конкуренцией, взаимопомощью. Структура популяции – это ее подразделейность на группы. Популяция делится по возрастным группам, половым отличиям, генотипам и фенотипам. Пространственная структура популяций отражает ее особенности размещения в пространстве. Особи образуют группы – стаи, семьи. Для таких групп характерно территориальное поведение.
Динамика численности популяции – это изменение числа особей в ней. Численность популяции определяется через ее плотность – количество особей на единицу площади. Изменения численности зависят от миграции и эмиграции особей, их гибели в результате эпидемий или влияния других экологических факторов.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ
Часть А
А1. Биогеоценоз образован
1) растениями и животными
2) животными и бактериями
3) растениями, животными, бактериями
4) территорией и организмами
А2. Потребителями органического вещества в лесном биогеоценозе являются
1) ели и березы 3) зайцы и белки
2) грибы и черви 4) бактерии и вирусы
А3. Продуцентами в озере являются
1) лилии 3) раки
2) головастики 4) рыбы
А4. Процесс саморегуляции в биогеоценозе влияет на
1) соотношение полов в популяциях разных видов
2) численность мутаций, возникающих в популяциях
3) соотношение хищник – жертва
4) внутривидовую конкуренцию
А5. Одним из условий устойчивости экосистемы может служить
1) ее способность к изменениям
2) разнообразие видов
3) колебания численности видов
4) стабильность генофонда в популяциях
А6. К редуцентам относятся
1) грибы 3) мхи
2) лишайники 4) папоротники
А7. Если общая масса полученной потребителем 2-го порядка равна 10 кг, то какова была совокупная масса продуцентов, ставших источником пищи для данного потребителя?
1) 1000 кг 3) 10000 кг
2) 500 кг 4) 100 кг
А8. Укажите детритную пищевую цепь
1) муха – паук – воробей – бактерии
2) клевер – ястреб – шмель – мышь
3) рожь – синица – кошка – бактерии
4) комар – воробей – ястреб – черви
А9. Исходным источником энергии в биоценозе является энергия
1) органических соединений
2) неорганических соединений
3) Солнца
4) хемосинтеза
А10. Взаимовыгодными можно считать отношения между липой и:
1) зайцами 3) дроздами-рябинниками
2) пчелами 4) волками
А11. В одной экосистеме можно встретить дуб и
1) суслика 3) жаворонка
2) кабана 4) синий василек
А12. Сети питания – это:
1) связи между родителями и потомством
2) родственные (генетические) связи
3) обмен веществ в клетках организма
4) пути передачи веществ и энергии в экосистеме
А13. Экологическая пирамида чисел отражает:
1) соотношение биомасс на каждом трофическом уровне
2) соотношение масс отдельного организма на разных трофических уровнях
3) структуру пищевой цепи
4) разнообразие видов на разных трофических уровнях
А14. Доля энергии, передаваемая на следующий трофический уровень, составляет приблизительно:
1) 10% 2) 30% 3) 50% 4) 100%
Часть В
В1. Подберите примеры (правая колонка) к каждой форме взаимодействия популяций разных видов (левая колонка).
Часть С
С1. Чем объяснить, что определенный биогеоценоз населен определенными животными?
Ответы Экосистема. Часть А. А1 – 4. А2 – 3. А3 – 1. А4 – 3. А5 – 2. А6 – 1. А7 – 1. А8 – 1. А9 – 3. А10 – 2. А11 – 2. А12 – 4. А13 – 1. А14 – 1.
Часть В. В1 А – 2; Б – 1, В – 3; Г – 4; Д – 3; Е – 1; Ж – 4. 3 – 2.
Часть С. С1 1) Определенные животные приспособлены к конкретным условиям среды.
2) Пищевые сети в биогеоценозах формируются в процессе эволюции и относительно устойчивы. 3) Организмы приспосабливаются к совместному существованию в течение очень длительного времени, создают среду обитания и регулируют численность.
Экосистема и ее факторы, подготовка к ЕГЭ по биологии
Экосистема (греч. oikos — жилище) — единый природный комплекс, образованный живыми организмами и средой их обитания, находящихся в закономерной взаимосвязи друг с другом и образующих систему.
Вы можете встретить синоним понятия экосистема — биогеоценоз (греч. bios — жизнь + geo — земля + koinos — общий). Следует разделять биогеоценоз и биоценоз. В понятие биоценоз не входит компонент окружающей среды, биоценоз — совокупность исключительно живых организмов со связями между ними.
Совокупность биогеоценозов образует живую оболочку Земли — биосферу.
Продуценты, консументы и редуценты
Организмы, населяющие биогеоценоз, по своим функциям разделены на:
- Продуцентов
- Консументы
- Редуценты
Растения, преобразующие энергию солнечного света в энергию химических связей. Создают органические вещества, потребляемые животными.
Животные — потребители готового органического вещества. Встречаются консументы I порядка — растительноядные организмы, консументы II, III и т.д. порядка — хищники.
Это сапротрофы (греч. sapros — гнилой + trophos — питание) — грибы и бактерии, а также некоторые растения, которые разлагают останки мертвых организмов. Редуценты обеспечивают круговорот веществ, они преобразуют накопленные организмами органические вещества в неорганические.
Продуценты, консументы и редуценты образуют в экосистеме так называемые трофические уровни (греч. trophos — питание), которые тесно взаимосвязаны между собой переносом питательных веществ и энергии — процессом, который необходим для круговорота веществ, рождения новой жизни.
Пищевые цепи
Взаимоотношения между организмами разных трофических уровней отражаются в пищевых цепочках (трофических цепях), в которых каждое предыдущее звено служит пищей для последующего звена. Поток энергии и веществ идет однонаправленно: продуценты → консументы → редуценты.
Трофические цепи бывают двух типов:
- Пастбищные — начинаются с продуцентов (растений), производителей органического вещества
- Детритные (лат. detritus — истертый) — начинаются с органических веществ отмерших растений и животных
В естественных сообществах пищевые цепи часто переплетаются, в результате чего образуются пищевые сети. Это связано с тем, что один и тот же организм может быть пищей для нескольких разных видов. Например, филины охотятся на полевок, лесных мышей, летучих мышей, некоторых птиц, змей, зайцев.
Экосистемы обладают важным свойством — устойчивостью, которая противостоит колебаниям внешних факторов среды и помогает сохранить экосистему и ее отдельные компоненты. Устойчивость экосистемы обусловлена:
- Большим разнообразием обитающих видов
- Длинными пищевыми цепочками
- Разветвленностью пищевых цепочек, образующих пищевую сеть
- Наличием форм взаимоотношений между организмами (симбиоз)
Экологическая пирамида
Экологическая пирамида представляет собой графическую модель отражения числа особей (пирамида чисел), количества их биомассы (пирамида биомасс), заключенной в них энергии (пирамида энергии) для каждого уровня и указывающая на снижение всех показателей с повышением трофического уровня.
Существует правило 10%, которое вы можете встретить в задачах по экологии. Оно гласит, что на каждый последующий уровень экологической пирамиды переходит лишь 10% энергии (массы), остальное рассеивается в виде тепла.
Представим следующую пищевую цепочку: фитопланктон → зоопланктон → растительноядные рыбы → рыбы-хищники → дельфин. В соответствии с изученным правилом, чтобы дельфин набрал 1кг массы нужно 10 кг рыб хищников, 100 кг растительноядных рыб, 1000 кг зоопланктона и 10000 кг фитопланктона.
Агроценоз
Агроценоз — искусственно созданный биоценоз. Между агроценозом и биоценозом существует ряд важных отличий. Агроценоз характеризуется:
- Преобладает искусственный отбор — выживают особи с полезными для человека признаками и свойствами
- Источник энергии — солнце (открытая система)
- Круговорот веществ — незамкнутый, так как часть веществ и энергии изымается человеком (сбор урожая)
- Видовой состав — скудный, преобладают 1-2 вида (поле пшеницы, ржи)
- Устойчивость экосистемы — снижена, так как пищевые цепочки короткие, пищевые сети неразветвленные
- Биомассы на единицу площади — мало
Биоценоз характеризуется:
- Преобладает естественный отбор — выживают наиболее приспособленные особи
- Источник энергии — солнце (открытая система)
- Круговорот веществ — замкнутый
- Видовой состав — разнообразный, тысячи видов
- Устойчивость экосистемы — высокая, так как пищевые цепочки длинные, разветвленные
- Биомассы на единицу площади — много
Факторы экосистемы
Любой организм в экосистеме находится под влиянием определенных факторов, называемых экологическими факторами. Они подразделяются на абиотические, биотические и антропогенные.
- Абиотические (греч. α — отрицание + βίος — жизнь)
- Биотические (греч. βίος — жизнь)
- Антропогенные (греч. anthropos — человек)
К абиотическим факторам относятся факторы неживой природы. Существуют физические — климат, рельеф, химические — состав воды, почвы, воздуха. В понятие климата можно включить такие важные факторы как освещенность, температура, влажность.
К биотическим факторам относятся все живые существа и продукты их жизнедеятельности. Например: хищники регулируют численность своих жертв, животные-опылители влияют на цветковые растения и т.д. Это и самые разнообразные формы взаимоотношений между животными (нейтрализм, комменсализм, симбиоз).
К антропогенным факторам относится влияние человека на окружающую среду в процессе хозяйственной и другой деятельности. Человек «разумный» (Homo «sapiens») вырубает леса, осушает болота, распахивает земли — уничтожает дом для сотен видов животных.
В результате деятельности человека произошли глобальные изменения: над Антарктикой появились «озоновые дыры», ускорилось глобальное потепление, которое ведет к таянию ледников и повышению уровня мирового океана.
За миллионы лет эволюции растения и животные вырабатывают приспособления к тем условиям среды, где они обитают. Так у алоэ, растения живущего в засушливом климате, имеются толстые мясистые листья с большим запасом воды на случай засухи. У каждого организма вырабатывается своя адаптация.
Формируются привычные биологические ритмы (биоритмы): организм адаптируется к изменениям освещенности, температуры, магнитного поля и т.д. Эти факторы играют важную роль в таких событиях как сезонные перелеты птиц, осенний листопад.
Если адаптация не вырабатывается, или это происходит слишком медленно по сравнению с другими видами, то данный вид подвергается биологическому регрессу: количество особей и ареал их обитания уменьшаются и со временем вид исчезает. Иногда деятельность человека играет решающий фактор в исчезновении видов.
Закон оптимума
Если фактор оказывает на жизнедеятельность организма благоприятное влияние (отлично подходит для животного/растения), то про фактор говорят — оптимальный, значение фактора в зоне оптимума. Зона оптимума — диапазон действия фактора, наиболее благоприятный для жизнедеятельности.
За пределами зоны оптимума начинается зона угнетения (пессимума). Если значение фактора лежит в зоне пессимума, то организм испытывает угнетение, однако процесс жизнедеятельности может продолжаться. Таким образом, зона пессимума лежит в пределах выносливости организма. За переделами выносливости организма происходит его гибель.
Фактор, по своему значению находящийся на переделе выносливости организма, или выходящий за такое значение называется ограничивающим (лимитирующим). Существует закон ограничивающего фактора (закон минимума Либиха), гласящий, что для организма наиболее значим фактор, который более всего отклоняется от своего оптимального значение.
Метафорически представить этот закон можно с помощью «бочки Либиха». Смысл данной метафоры в том, что вода при заполнении бочки начинает переливаться через наименьшую доску, таким образом, длина остальных досок уже не играет роли. Так и наличие выраженного ограничивающего фактора сводит на нет благоприятность остальных факторов.
© Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2020
Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.
Что такое продуценты, консументы и редуценты? Какую роль они играют в экосистеме?
Из этой статьи вы узнайте, что такое продуценты, консументы и редуценты, а также как они взаимодействуют друг с другом и какова их роль в экосистеме.
Жизненный круг
Представьте себе круговорот веществ, который происходит, например, в африканской саванне. Трава растет и поедается антилопой. Антилопу ловит и съедает гепард. Гепард умирает, съедается бактериями, и питательные вещества возвращаются в почву. Эти питательные вещества используются травой, так как она продолжает расти в саванне. У каждого организма есть цель. Схема потока энергии через организмы, как в примере выше подходит для любой другой экосистемы.
При рассмотрении круговорота веществ в экосистеме необходимо учитывать три основные группы организмов:
- Продуценты (растения)
- Консументы (животные)
- Редуценты (бактерии и грибы)
Эти группы основаны на том, как организм получает пищу. Продуценты, консументы и редуценты взаимосвязаны в пищевых цепях и пищевых сетях, а также зависят друг от друга для выживания.
Продуценты
Луговая трава, получающая энергию для роста в процессе фотосинтеза является типичным примером продуцентовПродуценты — это организмы, которые сами производят себе еду. Им не нужно брать питательные вещества у других организмов. Они получают свою энергию от солнца и производят из нее органические вещества посредством фотосинтеза. Продуценты относятся к автотрофам (организмы, которые синтезируют органические вещества из неорганических). Большинство продуцентов — это растения, но есть и микроорганизмы, которые производят питательные вещества с помощью фотосинтеза или хемосинтеза. Продуценты являются начальным звеном любой простой пищевой цепи. Если в качестве примера рассматривать экосистему африканской саванны, то к продуцентам относятся все растения, произрастающие в ней.
Консументы
Лев в африканской саванне — пример консументов второго порядкаКонсументы — не производят питательные вещества самостоятельно. Они должны употреблять в пищу других животных или растения, чтобы получить энергию для поддержания жизнедеятельности. Консументы относятся гетеротрофами (организмы, которые не способны на синтез органических веществ из неорганических путём фотосинтеза или хемосинтеза. Выделяют первичные (первого порядка) и вторичные (второго порядка) консументы. Первичные консументы являются следующим звеном в простой пищевой цепи. Это растительноядные, или травоядные животные. Они не едят других животных. В дополнение к антилопе, упомянутой ранее, к консументам первого порядка в африканской саванне также относятся слоны, буйволы, жирафы, зебры и др. животные.
В простой пищевой цепи вторичные консументы следуют сразу же за первичными. К ним относятся плотоядные или всеядные животные. Консументы второго порядка едят консументов первого порядка. Плотоядные животные питаются только мясом, в то время как всеядные употребляют и мясо, и растения. В дополнение к гепарду, к вторичным консументам в африканской саванне принадлежат львы и леопарды, которые охотятся на зебр, антилоп и др. травоядных животных.
Редуценты
Грибы, растущие на отмершей древесине — пример редуцентовРедуценты — это последнее звено в простой пищевой цепи. Их также называют деструкторы или сапротрофы. К ним относятся микроорганизмы и грибы, которые разрушают органический материал, перерабатывая его в неорганические и простейшие органические соединения. Если животное умирает, то его тело съедают редуценты. Они избавляются от всего, что больше не является живым, расщепляя органику на простые питательные вещества и возвращают их в почву. Затем эти вещества используются продуцентами, и цикл начинается снова. Примером редуцентов в африканской саванне служат бактерии и грибы, разлагающие останки мертвых животных и растений.
Вывод
Давайте подведем итог из вышеописанного! Продуценты, такие как деревья или трава, производят свои собственные питательные вещества посредством фотосинтеза и начинают этот цикл. Затем их съедают первичные консументы, не способные производить питательные вещества самостоятельно, например жирафы, антилопы или зебры. Далее лев, который относится к консументам второго порядка съедает, например, зебру. Когда лев умирают, его тело разлагают редуценты, возвращая в почву питательные вещества, чтобы снова начать круговорот веществ в экосистеме.
Не нашли, то что искали? Используйте форму поиска по сайту
Понравилась статья? Оставь комментарий и поделись с друзьями
Экзамен по биологии: Экосистема (биогеоценоз), ее компоненты
Экосистема (биогеоценоз), ее компоненты: продуценты, консументы, редуценты, их роль. Видовая и пространственная структура экосистемы. Цепи и сети питания, их звенья.
Биогеноценоз – саморегулирующаяся экологическая система, образованная совместно обитающими и взаимодействующими между собой и с неживой природой, популяциями разных видов в относительно однородных условиях среды. Таким образом, биогеоценоз состоит из неживой и живой частей окружающей среды. Любой биогеоценоз имеет естественные границы, для него характерен определенный круговорот веществ и энергии. Организмы, населяющие биогеоценоз, по своим функциям делятся на продуцентов, консументов и редуцентов:– продуценты, – растения, производящие органические вещества в процессе фотосинтеза;
– консументы – животные, потребители и преобразователи органических веществ;
– редуценты, – бактерии, грибы, а также питающиеся падалью и навозом животные, разрушители органических веществ, преобразующие их в неорганические;
Перечисленные компоненты биогеоценоза составляют трофические уровни, связанные обменом и переносом питательных веществ и энергии.
Организмы разных трофических уровней образуют пищевые цепи, в которых вещества и энергия ступенчато передаются с уровня на уровень. На каждом трофическом уровне используется 5—10% энергии поступившей биомассы.
Пищевые цепи обычно состоят из 3—5 звеньев, например:
1) растения – корова – человек;
2) растения – божья коровка – синица – ястреб;
3) растения —муха – лягушка – змея – орел.
Пищевые цепи бывают детритными и пастбищными.
В детритных пищевых цепях пищей служат мертвые органические вещества (мертвые ткани растений – грибы – многоножки – хищные клещи – бактерии). Пастбищные пищевые цепи начинаются с живых существ. (Примеры пастбищных цепей приведены выше.)
Масса каждого последующего звена в пищевой цепи уменьшается примерно в 10 раз. Это правило называется правилом экологической пирамиды. Соотношения энергетических затрат могут отражаться в пирамидах чисел, биомассы, энергии.
Пирамида чисел отражает соотношение продуцентов, консументов и редуцентов в биогеоценозе. Биомасса – это величина, показывающая массу органического вещества, заключенного в телах организмов, населяющих единицу площади.
Структура и динамика численности популяций. Одной из важнейших характеристик популяции является ее численность. Численность популяции определяется различными факторами – внутрипопуляционным взаимодействием организмов, возрастными особенностями, конкуренцией, взаимопомощью. Структура популяции – это ее подразделейность на группы. Популяция делится по возрастным группам, половым отличиям, генотипам и фенотипам. Пространственная структура популяций отражает ее особенности размещения в пространстве. Особи образуют группы – стаи, семьи. Для таких групп характерно территориальное поведение.
Динамика численности популяции – это изменение числа особей в ней. Численность популяции определяется через ее плотность – количество особей на единицу площади. Изменения численности зависят от миграции и эмиграции особей, их гибели в результате эпидемий или влияния других экологических факторов.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ
Часть А
А1. Биогеоценоз образован
1) растениями и животными
2) животными и бактериями
3) растениями, животными, бактериями
4) территорией и организмами
А2. Потребителями органического вещества в лесном биогеоценозе являются
1) ели и березы 3) зайцы и белки
2) грибы и черви 4) бактерии и вирусы
А3. Продуцентами в озере являются
1) лилии 3) раки
2) головастики 4) рыбы
А4. Процесс саморегуляции в биогеоценозе влияет на
1) соотношение полов в популяциях разных видов
2) численность мутаций, возникающих в популяциях
3) соотношение хищник – жертва
4) внутривидовую конкуренцию
А5. Одним из условий устойчивости экосистемы может служить
1) ее способность к изменениям
2) разнообразие видов
3) колебания численности видов
4) стабильность генофонда в популяциях
А6. К редуцентам относятся
1) грибы 3) мхи
2) лишайники 4) папоротники
А7. Если общая масса полученной потребителем 2-го порядка равна 10 кг, то какова была совокупная масса продуцентов, ставших источником пищи для данного потребителя?
1) 1000 кг 3) 10000 кг
2) 500 кг 4) 100 кг
А8. Укажите детритную пищевую цепь
1) муха – паук – воробей – бактерии
2) клевер – ястреб – шмель – мышь
3) рожь – синица – кошка – бактерии
4) комар – воробей – ястреб – черви
А9. Исходным источником энергии в биоценозе является энергия
1) органических соединений
2) неорганических соединений
3) Солнца
4) хемосинтеза
А10. Взаимовыгодными можно считать отношения между липой и:
1) зайцами 3) дроздами-рябинниками
2) пчелами 4) волками
А11. В одной экосистеме можно встретить дуб и
1) суслика 3) жаворонка
2) кабана 4) синий василек
А12. Сети питания – это:
1) связи между родителями и потомством
2) родственные (генетические) связи
3) обмен веществ в клетках организма
4) пути передачи веществ и энергии в экосистеме
А13. Экологическая пирамида чисел отражает:
1) соотношение биомасс на каждом трофическом уровне
2) соотношение масс отдельного организма на разных трофических уровнях
3) структуру пищевой цепи
4) разнообразие видов на разных трофических уровнях
А14. Доля энергии, передаваемая на следующий трофический уровень, составляет приблизительно:
1) 10% 2) 30% 3) 50% 4) 100%
Часть В
В1. Подберите примеры (правая колонка) к каждой форме взаимодействия популяций разных видов (левая колонка).
Часть С
С1. Чем объяснить, что определенный биогеоценоз населен определенными животными?
Ответы Экосистема. Часть А. А1 – 4. А2 – 3. А3 – 1. А4 – 3. А5 – 2. А6 – 1. А7 – 1. А8 – 1. А9 – 3. А10 – 2. А11 – 2. А12 – 4. А13 – 1. А14 – 1.
Часть В. В1 А – 2; Б – 1, В – 3; Г – 4; Д – 3; Е – 1; Ж – 4. 3 – 2.
Часть С. С1 1) Определенные животные приспособлены к конкретным условиям среды.
2) Пищевые сети в биогеоценозах формируются в процессе эволюции и относительно устойчивы. 3) Организмы приспосабливаются к совместному существованию в течение очень длительного времени, создают среду обитания и регулируют численность.
Озера и реки с пониманием чтения
Озера и реки являются водоемами. Dictionary.com определяет озеро как «массив пресной или соленой воды значительных размеров, окруженный сушей. «Река определяется как« естественный водный поток довольно большого размера, протекающий определенным руслом или руслом, или серией расходящихся и сходящихся каналов ».
Озера и реки отличаются движением, размером и формой. Озеро — неподвижный водоем.Озеро отличается от реки движением воды. Реки обычно движутся или текут в одном направлении по берегу с обеих сторон. Озеро не движется, разве что из-за ветра.
Во-вторых, озеро со всех сторон окружено сушей. Это внутренний водоем, который больше пруда. На самом деле нет специального правила, чтобы неподвижный водоем считался озером, а не прудом. Общее правило — озеро должно быть размером не менее двух-пяти акров.
Кроме того, озера никак не связаны с морями или океанами. Это внутренние водоемы. Реки обычно в какой-то момент впадают в море или океан. Реки обычно намного длиннее озер. Озера и реки обычно состоят из пресной воды. Озера также могут быть солеными. Озеро Мичиган-Гурон — самое большое озеро в мире. Это в США. Озеро Байкал в Сибири — самое глубокое озеро в мире. Озеро Танганьика — самое длинное озеро на Земле. Это в Африке.
Большинство озер находится в Северном полушарии.Более половины находятся в регионах Канады. В некоторых озерах есть фильтрационная система, через которую действительно вытекает вода. Это могут быть реки или ручьи. Если в озере нет выхода, вода испаряется из-за жары. Озера могут быть расположены где угодно, например, в горных районах, на равнинах и в долинах. Они могут находиться под землей. Некоторые из сегодняшних озер созданы руками человека с целью выработки гидроэлектроэнергии для промышленного использования, отдыха, водоснабжения или сельскохозяйственных целей.
Река — естественный водоток.Реки есть во всех частях света. Начало реки , исток . Конец реки называется ее устье . Здесь река впадает в большой водоем. Реки обычно больше ручьев, ручьев или ручьев. Нет конкретного определения размера того, что отделяет реку от ручья или ручья. Река может состоять из нескольких потоков, соединенных вместе. Во время дождя вода собирается в каком-либо бассейне, а затем стекает в реку.Таким же образом будет стекать талая вода изо льда или снега.
Движение воды вдоль реки называется течением . Река может быть длиной в несколько миль или пересекать континент. Река Нил в Африке и Амазонка в Южной Америке — самые длинные реки на Земле. Некоторые реки текут круглый год. Некоторые высыхают в жаркую погоду. Хотя реки не созданы руками человека, для перенаправления воды можно построить плотины, а иногда и искусственное озеро. Ручьи меньшего размера или реки, которые впадают в более крупные, называются притоками .
Реки текут с возвышенностей на более низкие из мест, называемых , разделяет . Каждый континент, кроме Антарктиды, имеет континентальных водоразделов . Континентальный водораздел определяет то, как текут и впадают реки региона. Континентальный водораздел Америки определяет, какие реки текут в Атлантический, а какие — в Тихий океан. Разделение на Северную Америку проходит с северо-запада Канады вдоль Скалистых гор, через Нью-Мексико и далее в Южную Америку. Реки на западной стороне водораздела в основном текут в сторону Тихого океана, а реки на восточной стороне — в Атлантику.Однако реки к востоку от Скалистых гор и к северу от границы с Канадой впадают в Северный Ледовитый океан. Некоторые реки впадают в Атлантический океан через Мексиканский залив.
,
Simple English Wikipedia, бесплатная энциклопедия
Озеро (от латинского lacus ) — большой водоем (больше и глубже пруда) на суше. Поскольку озеро отделено от океана, это не море. Некоторые озера очень большие, и в прошлом их иногда называли морями. Озера не текут, как реки, но многие реки впадают в них и выходят из них.
Большинство озер на поверхности Земли пресноводные, и большинство из них находится в Северном полушарии.Более 60% озер мира находятся в Канаде. Финляндия известна как Земля тысячи озер (в Финляндии 187 888 озер, из которых 60 000 — крупные). [1]
Многие озера представляют собой искусственные водохранилища, построенные для выработки электроэнергии, отдыха, использования воды для орошения, промышленности или жилых домов.
Если из озера не вытекают реки (см. Эндорейский бассейн) или они малочисленны и малы, озеро теряет воду только из-за испарения или из-за того, что вода протекает через поры почвы.Там, где вода быстро испаряется, а почва вокруг озера имеет высокий уровень соли, как в очень засушливых местах, вода озера имеет высокую концентрацию соли, и озеро называется соленым озером . Примеры соленых озер — Большое Соленое озеро, Каспийское море, Аральское море и Мертвое море.
- Африка — Озеро Виктория, второе по величине пресноводное озеро на Земле. Это одно из Великих озер Африки.
- Антарктида — озеро Восток.
- Азия — Озеро Байкал — самое большое озеро, полностью находящееся в Азии. Каспийское море, самое большое озеро на Земле, находится на границе Европы и Азии (искусственная граница), поэтому оба континента разделяют это озеро.
- Австралия — Озеро Эйр, которое большую часть времени находится без воды; требует воды, когда идет сильный дождь.
- Европа — Ладожское озеро, за которым следует Онежское озеро, оба на северо-западе России.
- Северная Америка — Верхнее озеро.
- Южная Америка — Озеро Маракайбо, но похоже на залив, потому что у него широкий выход в море. Самое большое пресноводное озеро Южной Америки — озеро Титикака, которое также является самым высоким водоемом на Земле на высоте 3821 м (12 507 футов) над уровнем моря, по которому могут путешествовать лодки.
- Каспийское море площадью 394 299 км² — это крупнейших озер в мире по площади. крупнейших пресноводных озер по площади — это озеро Верхнее (82 414 км²), входящее в состав Великих озер Северной Америки.
- самое длинное пресноводное озеро из — это озеро Танганьика, его длина составляет около 660 км. Озеро Байкал — второе по длине (около 630 км от кончика до кончика).
- Самым глубоким из озер является озеро Байкал в Сибири с глубиной 1 637 м (5 371 фут). Озеро Танганьика (1470 м) — второе по глубине озеро.
- самое высокое озеро в мире — это небольшое озеро (пруд) без названия на Охос-дель-Саладо на высоте 6390 м (20 965 футов). [2] Но самое высокое судоходное озеро — озеро Титикака в Перу и Боливии на высоте 3812 м (12 507 футов).
- Самое низкое озер в мире — это Мертвое море, граничащее с Израилем и Иорданией на высоте 418 м (1371 фут) ниже уровня моря. Это также одно из озер с самой высокой концентрацией соли.
- Озеро Энрикильо в Доминиканской Республике — единственное соленое озеро в мире, где обитают крокодилы.
Викискладе есть медиафайлы, связанные с озер . |
Сколько типов озер существует?
Автор Oishimaya Sen Nag, 29 августа 2017 г., Environment
Знаменитое озеро Тахо — пример ледникового озера.Озера подразделяются на различные типы в зависимости от их происхождения или способа образования. Вот описание этих разных типов озер:
11.Органические озера
Органические озера образованы под действием флоры или фауны. Эти озера относительно небольшие по размеру и встречаются довольно редко. Пример органического озера — водохранилище, созданное плотиной реки в результате действий бобров. Коралловые озера или плотины, образованные растительностью, также приводят к образованию органических озер.
10.Вулканические озера
Кратерное озеро, штат Орегон.Озера вулканического происхождения известны как вулканические озера. Эти озера обычно образуются в вулканических кальдерах или кратерах, или когда лахары или потоки лавы прерывают течение реки или ручья. Вулканические озера образуются в вулканических кратерах или кальдерах, когда количество осадков превышает скорость потери воды за счет испарения или дренажа через выпускное отверстие. Примером озера, образовавшегося в кальдере, является Кратерное озеро, которое находится в кальдере горы Мазама в Орегоне, США.Озеро Малер в Орегоне является примером вулканического озера, которое образовалось в результате перекрытия реки Малер потоком лавы.
9.Ледниковые озера
Великие озера являются примером ледниковых озер.Ледниковые озера образуются из таявшего ледника. По мере того, как ледники стекают, эрозионное действие ледников часто создает естественные углубления в коренных породах под ледниками. Когда ледники отступают, как в конце последнего ледникового периода около 10 000 лет назад, остаются участки льда во впадине на коренной породе, образовавшейся в результате ледниковой эрозии. Когда лед в этих впадинах тает, образуются ледниковые озера.Ледниковые озера довольно распространены, и большинство озер Северной Америки и Европы имеют ледниковое происхождение. Великие озера Северной Америки и озера Озерного края Англии являются примерами ледниковых озер.
8.Тектонические озера
Каспийское море — тектоническое озеро.Тектонические озера часто приводят к образованию самых глубоких и крупнейших озер в мире. Как следует из названия, такие озера образуются в результате тектонических движений земной коры, таких как наклон, складчатость, разломы и т. Д. Озеро Байкал, Каспийское море и Аральское море являются одними из примеров тектонических озер.
7.Речные озера
Кратерное озеро, штат Айова, является примером старицы / речного озера.Течение реки обычно не прямое, но река изгибается и изгибается на всем своем течении из-за неровной и неоднородной топографии местности. По мере течения реки проточной водой образуется ряд озер, которые называются речными озерами. Озеро старица — классический пример речного озера. Озеро Картер в штате Айова, США, является примером старицы.
6.Оползневые озера
Оползневые озера образуются, когда река естественным образом перекрывается плотиной в результате осаждения обломков в результате схода каменной лавины, оползня, селей или извержения вулкана. Землетрясения и извержения вулканов часто приводят к образованию таких озер. Эти озера также известны как плотины из обломков или барьерные озера. Оползни, вызванные землетрясениями или сильными дождями, являются наиболее частой причиной образования оползневых озер (около 84% таких озер возникают по этой причине).Вулканические извержения являются причиной образования 7% озер этого типа. Оползневые озера обычно длятся недолго, поскольку они имеют довольно «рыхлый характер». Конечным последствием часто являются наводнения с большим числом жертв. Наводнения, возникающие из-за оползневых дамб, приводят либо к затоплению во время образования озера, либо к затоплению вниз по течению во время разрушения. Усойская плотина, расположенная в Таджикистане, представляет собой оползневую плотину, возникшую в результате землетрясения, самого высокого из известных в своем роде.
5. Растворные озера
Озеро раствора образуется, когда коренная порода растворима и растворение коренной породы осаждением и просачиванием воды приводит к образованию впадин или впадин, которые могут дать начало озеру.Накопление осадков в полости может заполнить ее, образуя озеро. Кроме того, если растворимая коренная порода разрушается, образуя воронки в области, где грунтовые воды находятся близко к поверхности, вода может заполнить воронку, создавая озеро раствора. Такие озера обычны в районах с карстовым рельефом. Озера Солюшн находятся во многих частях Флориды и на далматинском побережье Хорватии.
4.Эолийские озера
Мозес-Лейк, Вашингтон.Озера, образовавшиеся в результате действия ветров, называются эоловыми озерами. Такие озера обычно образуются в засушливой среде, где слои песка, переносимого ветром, действуют как естественная плотина в бассейне озера, давая начало эоловому озеру. Такие озера также образуются из-за накопления воды в результате атмосферных осадков в полости между двумя песчаными дюнами. Такие озера называют междунальными.Примером эолового озера является озеро Моисей в Вашингтоне, США.
3. Береговые озера
Береговые озера образуются вдоль береговой линии или между островами и материком в основном из-за отложения наносов реками, воздействия волн или океанских течений, которые приводят к образованию водоема, отделенного от более крупного водного объекта такими отложениями.Например, когда устья перекрываются или прибрежные гряды разрастаются под действием морских течений, образуются прибрежные озера. Точно так же встреча двух кос, разделяющих большое озеро, приводит к озеру на береговой линии. Кроме того, когда две косы или томболо соединяют остров с материком, озеро, которое образуется между двумя косами или томболо, также является озером береговой линии.
2.Антропогенные озера
Такие озера образовались в результате прямого или косвенного результата деятельности человека. Наиболее распространенное происхождение антропогенных озер — создание водохранилищ путем перекрытия реки или ручья. Такие водохранилища служат нескольким целям, таким как выработка гидроэлектроэнергии, хранение воды для будущих нужд, рыбоводство и т. Д. Часто участки, выкопанные людьми, остаются заброшенными и заполняются водой из подземных водоносных горизонтов или осадков, что приводит к образованию человека. самодельные озера.
1. Метеорит (инопланетный удар / кратер) озеро
Кратерное озеро Лонар, Индия.Метеоритные озера образуются в углублениях, образовавшихся на суше в результате удара метеорита или астероида о поверхность Земли. С годами осадки накапливаются в естественной котловине, образуя озеро. Кратерное озеро Лонар, соленое содовое озеро, расположенное в индийском штате Махараштра, является примером метеоритного озера. Изучение отложений на дне таких озер часто дает ценную информацию о внеземных объектах.
,Некоторые из крупнейших озер мира пересыхают. Вот почему.
ФОТО МАУРИСИО ЛИМА
Читать подпись
ОЗЕРО ПООПÓ Сухое, покрытое соленой коркой дно боливийского озера разворачивается вдаль. Лодки сели на мель; рыба и водоплавающие птицы исчезли. Рыбаки, зависящие от озера, переезжают в другое место — куда.Это диаспора, рожденная засухой.
ФОТО: МАУРИСИО ЛИМА
Потепление климата, засуха и чрезмерное использование истощают важнейшие источники воды, угрожая местам обитания и культурам.
Автор Кеннет Р. Вайс
Фотографии Маурисио Лима , Ньюша Таваколиан , Кэролайн Дрейк и Майкл Кристофер БраунЭта история появляется в Март 2018 г. Журнал National Geographic .
Следы шин тянулись по плоскому дну озера до самого горизонта. Мы следовали за ними на внедорожнике Suzuki, ища подсказки о том, что случилось с Поопо, когда-то вторым по величине озером Боливии, которое растворилось в воздухе высокогорья Анд.
Мы ехали по дну озера, но находились на высоте более 12 000 футов над уровнем моря. Весенний воздух был совершенно сухим. Многие из рыбацких деревень, которые тысячелетиями опирались на озеро Поопо, тоже опустели, и мы проезжали мимо скоплений заброшенных глинобитных домов.Вокруг них плясали пыльные черти, кружась на теплом ветру. Вдалеке мы заметили несколько небольших алюминиевых лодок, которые, казалось, плыли по воде. Когда мы подъехали ближе, мираж отступил, и мы обнаружили, что лодки брошены в иле. Я вышел из машины. Мои ботинки потрескались от соленой корки, образовавшей зазубренные комочки, как мороженое в морозильной камере, которое растаяло и перекристаллизовалось.
Мой гид, Рамиро Пилько Дзола, продирался через соляную ванну, чтобы добраться до одной из полуразрушенных, полупогруженных лодок.Воспоминания детства о гребле по озеру нахлынули на него задолго до того, как он покинул свою деревню Сан-Педро-де-Кондо, чтобы изучать гидрологию и в конечном итоге получить докторскую степень. по гидрологии и изменению климата в Лундском университете в Швеции. «Мы не говорим о мелочах», — сказала мне Пиллько Зола. «Три десятилетия назад это озеро занимало 3 тысячи квадратных километров. Восстановиться будет сложно ».
Воды, которые когда-то растекались по пространству размером с Род-Айленд, исчезли. Рядом с лодкой лежала выброшенная пара черных резиновых сапог.Под ослепляющим солнцем блеснул белоснежный рыбий череп. Ветер внезапно прекратился, окутав тишиной постапокалиптическую сцену. Если вода — это жизнь, значит, и того и другого нет.
LAKE POOPÓ Дети в Ллапаллапани учатся плести солому, чтобы они могли зарабатывать деньги, продавая шляпы, брелки, серьги и другие изделия ручной работы, став взрослыми.Люди уру, оставшиеся в маленьких рыбацких деревнях, изо всех сил пытаются выжить, надеясь на возвращение высохшего озера. ФОТО МАУРИСИО ЛИМЫ
Во всем мире изменение климата нагревает многие озера быстрее, чем океаны и воздух.Эта жара ускоряет испарение, вступая в сговор с неумелыми действиями человека по усилению нехватки воды, загрязнения и потери среды обитания для птиц и рыб. Но хотя «следы изменения климата есть повсюду, они не выглядят одинаково в каждом озере», — говорит Кэтрин О’Рейли, водный эколог из Университета штата Иллинойс и соруководитель всемирного исследования озер, проведенного 64 учеными.
,
Leave A Comment