Разработка урока обществознания по теме «Экономика и ее роль в жизни общества». 8-й класс

Этот урок открывает тему III курса – «Экономика». Данная тема опирается на полученные из курса 7 класса знания учащихся об основных участниках экономики и о производстве, экономические знания из курса истории, географии и технологии. Изучение темы предполагает обращение к опыту участия школьников в экономических отношениях, трудовой деятельности. Ее усвоение имеет ключевое значение для изучения темы о главных вопросах экономики, предпринимательской деятельности и производстве.

На уроке применяются различные формы и методы работы, такие как работа в группах, индивидуальные задания, работа с таблицей, тестовые задания.
Учащиеся закрепляют навыки работы с дополнительным материалом, умение извлекать из текста основную информацию и делать выводы.
При выполнении домашнего задания даётся направление для проведения самостоятельного мини-исследования.

Цели:

  1. Расширить представление учащихся об экономике как важной сфере жизни общества, направленной на удовлетворение многообразных потребностей людей.
  2. Охарактеризовать проблемы, с которыми приходится сталкиваться всем участникам экономических отношений: проблему ограниченности ресурсов и проблему экономического выбора.
  3. Продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, устанавливать причинно-следственные связи между поступками и взаимоотношениями людей.

План изучения нового материала:

  1. Потребности и ресурсы.
  2. Свободные и экономические блага.

Вариант организации учебной работы.

Предлагается комбинированный урок с различными формами работы: индивидуальная работа, работа в парах, работа в группах.

Методическое обеспечение:

  1. Обществознание. Человек, право, экономика. 8 класс: учебник для общеобразоват. учреждений/под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой. – М.: Просвещение, 2009.
  2. Поздеев А.В. Поурочные разработки по обществознанию: 8 класс. – М.: ВАКО, 2009.
  3. Котова О.А., Лискова Т.Е. Обществознание. Рабочая тетрадь. 8 класс. – М.: Просвещение, 2010.

Ход урока

I. Организационный момент, сообщение темы урока. (Приложение. Слайд 1)

II. Актуализация опорных знаний.

Цель: связать новый материал с уже знакомым.

Проводится вводная беседа с классом по вопросам:

  1. В чем состоят потребности человека?
  2. Каковы основные участники экономики?
  3. Из чего складываются ресурсы семьи?
  4. Что такое семейный бюджет?

Задание для учащихся. Кому из вас постоянно не хватает времени, чтобы сделать все дела?

Теперь представьте, что по каким-либо причинам сегодня вечером у вас неожиданно появилось несколько часов свободного времени.

— Что бы вы предпочли сделать?

— Почему вы не сможете сделать все дела, записанные на доске? (Ограниченность времени, ограниченность денежных средств.)

Формулирование целей урока. (Слайд 2)

III. Изучение основных идей и понятий темы.

Цель: выяснить, каким образом экономика принимает участие в удовлетворении потребностей человека и общества в целом.

1. Приступая к изучению первого пункта плана, учитель во вводном слове кратко характеризует понятие «потребности» и предлагает учащимся вместе вспомнить разнообразные потребности человека. (Слайды 3-4)

Индивидуальная работа. Выполнение в печатной тетради задания 1 на стр. 36. Распредели по соответствующим графам таблицы названия того, что необходимо человеку для его жизнедеятельности. (Слайд 5)

Далее в целях повышения познавательной активности учащихся ставится проблемный вопрос:

— Каким образом экономика принимает участие в удовлетворении потребностей человека, общества в целом?

Работа в группах. Для поиска ответа на этот вопрос учащиеся самостоятельно знакомятся с текстом раздела «Потребности и ресурсы». Результативность усвоения учебного материала учитель выявляет в процессе организации беседы по следующим вопросам:

1 группа. От чего зависит набор и характер потребностей людей?
2 группа. Как изменяются потребности?
3 группа. Что необходимо для удовлетворения разнообразных потребностей?

Все ли потребности и всегда ли можно удовлетворить?

4 группа. В чем суть проблемы ограниченности ресурсов? (Слайд 4)

В завершение беседы можно предложить учащимся проанализировать кажущийся простым вопрос: кто обеспеченнее современные люди или пещерный человек? С точки зрения количества удовлетворенных потребностей – современник, ибо он имеет и еду, и жилье, и тепло, и развлечения, и духовную пищу. Но с точки зрения соотношения потребностей и возможностей обеспеченнее первобытный человек, ведь ему не хватает только еды, тепла, одежды (других потребностей он и не знает), а современному человеку не хватает десятков и сотен благ, т.

к. система его потребностей куда шире!

2. В результате изучения второго пункта плана учащиеся должны усвоить значения понятий «свободные блага» и «экономические блага», их различия и возможности использования для удовлетворения потребностей людей. (Слайд 5)

Организуя самостоятельное изучение учащимися текста раздела, учитель предлагает выделить существенные признаки вышеназванных понятий.

Работа в парах. Учащиеся самостоятельно заполняют схему «Блага». Задание 4 на стр. 37 в печатных тетрадях. (Слайд 6)

Учитель обращает внимание на существующее противоречие между необходимостью обеспечения высокого уровня жизни людей и ограниченностью экономических благ. Это позволит подвести учащихся к важному выводу о необходимости обществу искать пути и способы рационального использования и распределения ограниченных ресурсов.

В целях усвоения этой ключевой проблемы экономики учитель предлагает рассмотреть и обсудить следующую актуальную для всего человечества, и в частности для нашей страны, проблему.

Добыча полезных ископаемых, как правило, влечет за собой нанесение ущерба окружающей среде. Люди вынуждены делать выбор между потребностью в большем объеме энергии и желанием сохранить природную среду. Как общество решает эту проблему?

При рассмотрении проблемы ограниченности ресурсов в экономике важно подчеркнуть, что каждая страна по-своему пытается добиться эффективности их использования, исходя из целей, идеологии, обеспеченности ресурсами.

Россия – страна, наиболее щедро наделенная природными ресурсами. Какими ресурсами? (Вспоминаем уроки географии.)

Но можно добывать тонны угля, однако при транспортировке нести потери более чем 20 процентов, или добывать много нефти и экспортировать ее в сыром виде, а не перерабатывать в продукты. Простое выкачивание природных ресурсов не способствует экономическому росту страны, а превращает ее в сырьевой придаток мировой экономики.

Перед учащимися ставится следующий вопрос: какие меры может принять государство для эффективного использования ограниченных природных ресурсов?

Возможные ответы:

  1. Усиление государственного контроля над использованием природных ресурсов.
  2. Внедрение достижений науки и техники в процесс добычи, переработки и транспортировки природных ресурсов и др.

Видеосюжет «Использование солнечной энергии в Китае».

Вопрос после просмотра.

— Какие меры принимает китайское правительство для эффективного использования ограниченных природных ресурсов?

— Какие меры принимает Россия для эффективного использования ограниченных природных ресурсов?

IV. Закрепление изученного на уроке.

Тест «Экономика и ее роль в жизни общества». (Приложение 2)

Индивидуальная работа. Самопроверка, выставление оценок. Критерии. (Слайд 7)

V. Подведение итогов.

  1. Что является основной проблемой экономики?
  2. Как человек пытается решить проблему ограниченности?
  3. Какие ресурсы на земле практически безграничны?
  4. Какие трудности возникли при изучении нового материала? Что было самым сложным?

Домашнее задание. (Слайд 8)

  1. §11, выполнить задания после параграфа.
  2. Подобрать материалы о деятельности правительства РФ в сферах, связанных с ограниченными ресурсами.

Экономику и рынки ждет высокая волатильность

Неопределенность порождена не только ужесточением денежной политики ведущими центробанками и возможным окончанием длительного периода роста крупнейших экономик, но и более масштабными и долгосрочными тенденциями / Дмитрий Феоктистов / ТАСС

В конце 2018 г. ситуация в мировой экономике и на рынках выглядит куда более неопределенной и опасной, чем в начале года. Прогнозы размыты, и почти любые сценарии на 2019 г. выглядят обоснованными – пусть даже диаметрально противоположные. Слова «неопределенность» и «волатильность» были, пожалуй, самыми популярными в выступлениях участников дискуссий на «Финансовом форуме России». Об этом пишут экономисты мировых банков и предупреждают центробанки.

Неопределенность порождена не только ужесточением денежной политики ведущими центробанками и возможным окончанием длительного периода роста крупнейших экономик, но и более масштабными и долгосрочными тенденциями: сменой экономического, социального, технологического уклада. Председатель Федеральной резервной системы (ФРС) Джером Пауэлл и вовсе сравнивал ее стратегию с ситуацией, когда человек входит в комнату, где неожиданно выключился свет: «Что вы сделаете на его месте? Замедлитесь и будете идти не так быстро, чтобы лучше ориентироваться в пространстве».

Возможно все

«Уровень неопределенности высок и в мировой экономике, и на финансовых рынках» – так кратко охарактеризовал положение, выступая на форуме, директор департамента исследований и прогнозирования Центробанка Александр Морозов. Инвесторы начинают сомневаться в перспективах экономического роста развивающихся стран, и свидетельства тому – падение их валют, тренд на снижение фондового индекса MSCI Emerging Markets и рост кредитных спредов. «Вы хотите купить активы развивающихся рынков? Я бы обходил их за версту, пока не будет урегулирована ситуация между США и Китаем», – цитирует Bloomberg Дэвида Ву, стратега Bank of America. Единственное, в чем он уверен: «В следующем году волатильность будет большой».

Первый заместитель председателя Центробанка Ксения Юдаева выделила три источника волатильности: нормализация денежно-кредитной политики ведущих центробанков; обострение торговых конфликтов, в первую очередь между США и Китаем; специфические проблемы стран – это «и санкции против России, и проблемы в отношениях США с соседними странами, миграционные вызовы». «По всем трем направлениям возможен эффект заражения, и мы видели, как проблемы, к примеру, в Турции приводили к волатильности на российских рынках», – напомнила Юдаева. А еще есть набор неизвестных, перечисляла Екатерина Трофимова, генеральный директор АКРА: насколько точно отражают риски цены на «перекупленные» финансовые инструменты в США; как повлияют на рынки Brexit, состояние бюджетов периферийных стран еврозоны и торговых балансов европейских стран, сильно зависящих от торговли с США и Китаем; каким будет эффект от инициатив Китая по стимулированию кредитования частного сектора.

Рост мировой экономики тормозит из-за избытка долга, отметили Николай Кащеев, начальник управления аналитики и стратегического маркетинга Промсвязьбанка, и Александр Лосев, гендиректор УК «Спутник – управление активами»: до кризиса 2008 г. совокупный долг в мире (домохозяйств, правительств, компаний) составлял 199% ВВП, с тех пор он вырос до 244,5%. Долговой кризис гарантирован в глобальном масштабе, ожидает Лосев.

В ближайшие год-два высок риск рецессии в США и в мире, сказал Кащеев, хотя Дональд Трамп [президент США] еще может сдерживать ее приближение, подпитывая экономику бюджетными вливаниями. Диапазон сценариев широк – от крайне негативного до позитивного, пишут в обзоре экономисты банка ING: «Глядя в 2019 г., мы надеемся на лучшее и готовимся к худшему. Наш базовый сценарий говорит о замедлении экономического роста. Но поскольку многое зависит сегодня от политического позерства, мы вынуждены признать, что возможно всё».

Например, в США возможны как «долговой судный день», так и «продолжение бума», описывают развилки экономисты ING. Бюджетный дефицит и долг США растут (последний составит 78% ВВП в конце 2018 г. – это максимум после окончания Второй мировой войны), растут и процентные ставки. В ближайшие пять лет истечет срок погашения примерно 70% федеральных долговых обязательств, и рефинансировать их придется по повышенным ставкам. Минфин США планирует выпустить в 2018 г. казначейских бумаг на сумму почти втрое большую, чем в 2017 г., – $1,27 трлн против $454 млрд. Между тем крупнейшим их держателем (около 20%) является Китай, напоминают в ING. И хотя Пекин вряд ли их продаст, но в случае обострения отношений с Вашингтоном он может перестать участвовать в аукционах по размещению казначейских бумаг. Это может привести к срыву аукционов и росту доходностей казначейских облигаций, что окажет серьезное влияние на рынок акций и затем на экономику США, отмечают в ING.

В оптимистичном же варианте ING ждет роста зарплат в США, что увеличит потребительский спрос, и роста госрасходов на инфраструктуру. Это поддержит фондовые рынки, ФРС сможет дольше повышать ставки, темпы роста ВВП превысят ожидания. К этим позитивным трендам может добавиться договоренность с Китаем о прекращении торговой войны и с Евросоюзом – об унификации регулирования и снижении торговых барьеров. Но этому оптимистичному варианту ING тут же противопоставляет пессимистичный: Китай к 1 марта не сможет договориться с США, и те повысят пошлины с 10 до 25% на товары стоимостью $200 млрд и обложат ими весь оставшийся китайский импорт; в Вашингтоне сочтут поставки автомобилей из ЕС угрозой национальной безопасности, и откроется новый фронт торговой войны.

В еврозоне же может обостриться противостояние между сторонниками центристских партий и популистами, особенно если те победят в ряде стран на выборах. Рейтинг президента Франции Эмманюэля Макрона уже сильно упал, канцлер Германии Ангела Меркель отходит от управления, а правительство Италии не хочет уступать Еврокомиссии и снижать дефицит бюджета. «Новая волна неопределенности может охватить всю еврозону», – предостерегают экономисты ING, в противовес рисуя картину со спокойным Brexit, компромиссами между Римом и Брюсселем, Брюсселем и Вашингтоном, увеличением инвестиций и зарплат, ростом ВВП выше 2% и осенью 2019 г. – повышением ставок Европейским центробанком.

В мире основные риски связаны с долгосрочными процессами и кризисами, причем прежде всего в области политики и информации, считает Лосев. Социал-демократы, правившие в Европе с 1970-х гг., уходят, на их место приходят популисты, которые набирают силу не только в Старом Свете. По мнению Лосева, дестабилизация ситуации в Европе – главный внешний «черный лебедь» для российской экономики, так как Евросоюз – крупнейший торговый партнер России.

«Черные лебеди» России

«Многие рыночную волатильность воспринимают как зло, но в действительности от нее есть и польза. Принимая на себя основной удар, рынки смягчают удар по экономике. Волатильность – нормальное состояние для рынков, они должны с ней справляться», – говорила Юдаева на форуме. У России, по ее мнению, есть все шансы справиться: «У нас большой профицит текущего счета, не очень большой долг, а приток капитала не столь велик, как в другие страны». А от торговых конфликтов российскую экономику защищает ее недостаток – она достаточно слабо встроена в глобальные производственные цепочки. Что касается санкций, то они непредсказуемы, но у Центробанка есть инструменты, которые помогут сглаживать их последствия, чтобы, «с одной стороны, дать экономике адаптироваться, найти новое равновесие, а с другой – не поставить под угрозу финансовую стабильность», пояснила Юдаева. Центробанк может предоставлять ликвидность через рублевое и валютное рефинансирование, принимать и другие меры, такие как его решение не покупать валюту на открытом рынке, добавил Морозов.

Российская экономика страдает скорее не от внешних, а от внутренних долгосрочных проблем, отметил Кащеев. Загрузка производственных мощностей достигала пика в 2008 г. (перед мировым финансовым кризисом), в 2012–2013 гг. (перед кризисом, связанным с обвалом цен на нефть) и в 2017 г., и всякий раз темпы роста ВВП оказывались все ниже и ниже. А поскольку сейчас мощности максимально загружены, а безработица низкая, то остается лишь одна возможность ускорить рост экономики – значительное повышение производительности труда, уверен он. То есть путем решения долгосрочных задач.

У России есть и собственный политический «черный лебедь» – возможное падение доверия к власти, недовольство которой пока еще зреет, предупредил Лосев. Прошедшие осенью выборы в регионах продемонстрировали, как пенсионная реформа сказалась на отношении к власти, говорилось в рейтинге социально-экономической и политической напряженности в регионах Комитета гражданских инициатив. Что будет с доверием к власти, когда цикл роста мировой экономики, который уже находится в поздней стадии, завершится и новый кризис ударит по России, поставил вопрос Лосев.

Еще один уникальный «черный лебедь» России – выборы на Украине в 2019 г. В американском законе о противодействии противникам США посредством санкций (CAATSA) Украина упомянута 80 раз, отметил Лосев, и если будут какие-то провокации со стороны России, то конгресс с удовольствием воспользуется этим законом. Столкновение российских и украинских кораблей в Керченском проливе, произошедшее после форума, уже привело к призывам ввести новые санкции и спровоцировало отмену двусторонней встречи президентов Дональда Трампа и Владимира Путина во время саммита «двадцатки» 30 ноября – 1 декабря.

Смена парадигмы

Мир переживает переходный период, меняется экономический уклад, и это отражается на всех сферах – политической, социальной, технологической, заявил на форуме Кащеев. Торговые войны, начавшиеся через десятилетие после Великой рецессии, он сравнил со Второй мировой войной, разразившейся через 10 лет после начала Великой депрессии.

Мировая экономика развивается циклами по 30–35 лет, напомнил Кащеев. С начала ХХ в. действовал золотой стандарт и свободное отношение к финансовым рынкам, переживавшим бурный рост. Эта система изжила себя к концу 1920-х гг. Выйти из длительного экономического и политического кризиса мир смог только после Второй мировой войны. Сформированная в 1944 г. Бреттон-Вудская валютная система, в которой доллар был привязан к золоту, а другие валюты – к курсу доллара, существовала до начала 1970-х гг. и тоже закончилась кризисом – стагфляцией и переходом к плавающим курсам и фиатным валютам. Кредитование стало одним из главных двигателей экономического роста, и снова бурно рос финансовый сектор. Эта система изжила себя к кризису 2008 г.

Сейчас на смену ей рождается новый мир, который сталкивается с жестким сопротивлением старого, считает Кащеев. Нужно найти ресурсы, технологии, на которых будет основана новая экономика, добавил Морозов.

Президент Российской ассоциации криптоиндустрии и блокчейна Юрий Припачкин видит такие ресурсы в развитии цифровой экономики. Создание сервисных платформ – вот что будет двигать экономику вперед, государство не может это регулировать и это вызов для него, считает он. Появляются смарт-контракты, децентрализованные объединения работников, которые не привязаны к конкретной компании или стране, криптовалюты, перечислил Припачкин. Развитие частных денег может привести к глубокой трансформации мировой экономики, уверен он: «Представим себе, что Alibaba или Google выпустили частные токены, обеспеченные продающимися на их платформах товарами и услугами. Что будут делать центробанки?»

Меняющийся мир меняет и подходы к инвестированию, пишут аналитики Credit Suisse. Они сформулировали пять супертрендов, которые, по их мнению, в долгосрочной перспективе способны принести повышенную отдачу от вложений в акции. Например, в технологическом супертренде это инвестиции в таких областях, как искусственный разум, виртуальная реальность и здравоохранение. Другой супертренд – «ценности миллениалов» – связан с желанием представителей этого поколения вносить вклад в устойчивое развитие. Поэтому серьезную роль начинают играть так называемые социально ответственные инвестиции – в акции компаний, следующих важным для миллениалов правилам корпоративного управления, социальным и экологическим нормам.

Фотогалерея: The Economist назвал 10 главных рисков для мировой экономики

Новости СМИ2

Хотите скрыть рекламу?  Оформите подписку  и читайте, не отвлекаясь

Что такое экономика? | Введение в бизнес

Дефицит и выбор

В этом модуле вы увидите короткие видеоролики, объясняющие сложные экономические концепции очень простыми словами. Найдите время, чтобы посмотреть их! Они помогут вам освоить основы, прежде чем перейти к чтениям (которые, как правило, более подробно освещают ту же информацию).

При просмотре видео обратите внимание на следующие ключевые моменты:

  1. Экономика изучает то, как люди делают выбор в условиях дефицита.
  2. Дефицит существует, когда человеческие потребности в товарах и услугах превышают доступное предложение.
  3. Люди принимают решения в собственных интересах, взвешивая выгоды и затраты.

Понимание дефицита и экономики

Дефицит

Ценные для нас ресурсы — время, деньги, труд, инструменты, земля и сырье — существуют в ограниченном количестве. Просто никогда не бывает достаточно ресурсов, чтобы удовлетворить все наши потребности и желания. Это состояние известно как дефицит.

В любой момент времени доступно конечное количество ресурсов. Даже когда количество ресурсов очень велико, оно ограничено. Например, по данным Бюро статистики труда США, в 2016 году рабочая сила в США насчитывала более 158 миллионов работников — это много, но не бесконечно. Точно так же общая площадь Соединенных Штатов составляет 3 794 101 квадратная миля — внушительная площадь, но не бесконечная. Поскольку эти ресурсы ограничены, ограничено и количество товаров и услуг, которые мы можем производить с их помощью. Объедините это с тем фактом, что человеческие потребности кажутся практически безграничными, и вы поймете, почему дефицит является проблемой.

Экономика

Столкнувшись с ограниченными ресурсами, нам приходится делать выбор. Опять же, экономика — это исследование того, как люди делают выбор в условиях дефицита. Эти решения могут приниматься отдельными лицами, семьями, предприятиями или обществами.

Давайте рассмотрим несколько решений, которые мы принимаем на основе ограниченных ресурсов. Возьмите следующее:

1. Какие занятия вы посещаете в этом семестре?

Вы счастливый студент, который посещает все занятия, которые вы хотели, с вашим лучшим профессором в идеальное время и в идеальном месте? Скорее всего, вам, вероятно, приходилось идти на компромисс из-за дефицита. Каждый день есть ограниченное количество временных интервалов для занятий, и только ограниченное количество преподавателей могут их преподавать. Каждый преподаватель не может быть назначен на каждый временной интервал. Только один класс может быть назначен каждому классу в данный момент времени. Это означает, что каждый студент должен найти компромисс между временным интервалом, инструктором и местом проведения занятий.

2. Где вы живете?

Подумайте на минуту, если бы у вас были все деньги мира, где бы вы жили? Вероятно, это не то место, где вы живете сегодня. Вероятно, вы приняли решение о жилье, исходя из его дефицита. Какое место вы выбрали? Учитывая ограниченное время, вы, возможно, решили жить рядом с работой или школой. Однако, учитывая спрос на жилье, некоторые места стоят дороже, чем другие, и вы, возможно, решили потратить больше денег на удобное место или потратить меньше денег на место, из-за которого вы тратите больше времени на транспорт. В любом месте есть ограниченное количество жилья, поэтому вы вынуждены выбирать из того, что доступно в любое время. Жилищные решения всегда должны принимать во внимание то, что кто-то может себе позволить. Люди, принимающие решения о том, где жить, должны иметь дело с ограничениями финансовых ресурсов, доступных вариантов жилья, времени и часто других ограничений , созданных строителями, домовладельцами, градостроителями и государственными постановлениями.

Проблема дефицита

Каждое общество на любом уровне должно делать выбор в отношении того, как использовать свои ресурсы. Семьи должны решить, потратить ли свои деньги на новую машину или на шикарный отдых. Города должны решить, вкладывать ли больше средств в полицию и пожарную охрану или в школьную систему. Страны должны решить, направлять ли больше средств на национальную оборону или на защиту окружающей среды. В большинстве случаев денег в бюджете на все просто не хватает.

Экономика помогает нам понять решения, которые принимают отдельные люди, семьи, компании или общества, учитывая тот факт, что никогда не бывает достаточно ресурсов для удовлетворения всех потребностей и желаний.

Концепция альтернативных издержек

Идея альтернативных издержек

Поскольку ресурсы ограничены, каждый раз, когда вы выбираете, как их использовать, вы также отказываетесь от других вариантов. Экономисты используют термин альтернативных издержек , чтобы указать, от чего нужно отказаться, чтобы получить желаемое. Фундаментальный принцип экономики заключается в том, что каждый выбор имеет альтернативные издержки. Если вы проспите уроки экономики (кстати, не рекомендуется), альтернативная стоимость — это то, что вы упустите. Если вы тратите свой доход на видеоигры, вы не можете тратить его на фильмы. Если вы решили жениться на одном человеке, вы отказываетесь от возможности жениться на ком-то еще. Короче говоря, альтернативные издержки окружают нас повсюду.

Идея альтернативных издержек заключается в том, что стоимость одного предмета — это упущенная возможность сделать или потреблять что-то еще; Короче говоря, альтернативная стоимость — это стоимость следующей наилучшей альтернативы.

Поскольку люди должны выбирать, они неизбежно сталкиваются с компромиссами, когда им приходится отказываться от вещей, которые они хотят, чтобы получить другие вещи, которые они желают больше.

Альтернативные издержки и индивидуальные решения

В некоторых случаях признание альтернативных издержек может изменить личное поведение. Представьте, например, что вы тратите 8 долларов на обед каждый день на работе. Вы можете прекрасно знать, что приносить обед из дома будет стоить всего 3 доллара в день, поэтому альтернативная стоимость покупки обеда в ресторане составляет 5 долларов в день (то есть 8 долларов, которые стоит купить обед, минус 3 доллара, которые вы бы заплатили за обед из дома). расходы). Пять долларов в день, кажется, не так уж и много. Однако, если вы спрогнозируете, во что это выльется за год — 250 рабочих дней в году × 5 долларов в день — это 1250 долларов — это, возможно, стоимость приличного отпуска. Если бы альтернативная стоимость была описана как «хороший отпуск», а не как «5 долларов в день», вы могли бы сделать другой выбор.

Альтернативные издержки и социальные решения

Однако самые большие затраты на повышение безопасности авиакомпаний не связаны с деньгами. Это альтернативная стоимость дополнительного времени ожидания в аэропорту. По данным Министерства транспорта США, в 2012 году более 800 миллионов пассажиров совершили авиаперелеты в Соединенных Штатах. После угона самолетов 11 сентября проверка безопасности стала более интенсивной, и, следовательно, процедура занимает больше времени, чем в прошлом. Предположим, что в среднем каждый авиапассажир проводит в аэропорту на 30 минут больше за одну поездку. Экономисты обычно придают значение времени, чтобы преобразовать альтернативные издержки во времени в денежную цифру. Поскольку многие авиапассажиры являются относительно высокооплачиваемыми бизнесменами, по самым скромным оценкам средняя «цена времени» для авиапассажиров составляет 20 долларов США в час. Соответственно, альтернативная стоимость задержек в аэропортах может достигать 800 миллионов (пассажиров) × 0,5 часа × 20 долларов в час или 8 миллиардов долларов в год. Очевидно, что альтернативные издержки времени ожидания могут быть такими же значительными, как и издержки, связанные с прямыми расходами.

Разделение труда и специализация

Сборочный конвейер

Разделение и специализация труда

Мы узнали, что не хватает ресурсов для удовлетворения всех наших желаний, и эта реальность заставляет нас делать выбор, который дает возможность расходы. Как мы можем извлечь максимальную пользу из имеющихся у нас ресурсов? Со временем появились рынки и торговля, которые стали высокоэффективными механизмами оптимизации использования ресурсов и предоставления нам наилучшего сочетания товаров и услуг.

Вспомните дни первопроходцев, когда средний человек знал, как сделать самостоятельно гораздо больше, чем кто-либо сегодня — все, от подковывания лошади до выращивания, охоты и хранения продуктов до строительства дома и ремонта оборудования. Большинство из нас не знают, как делать все или некоторые из этих вещей. Не потому, что мы не способны их выучить. Это потому, что мы не должны. Причиной этого является то, что называется    – «разделение и специализация труда», производственная инновация, впервые предложенная Адамом Смитом.

Формальное изучение экономики началось, когда Адам Смит (1723–1790) опубликовал свою знаменитую книгу «Богатство народов, » в 1776 году. Многие авторы писали об экономике за столетия до Смита, но он был первым, кто обратился к тему комплексно.

В первой главе книги Смит вводит идею разделения труда , что означает, что способ производства товара или услуги делится на ряд задач, которые выполняются разными работниками, а не всеми. задачи выполняются одним и тем же человеком. Чтобы проиллюстрировать разделение труда, Смит подсчитал, сколько операций нужно выполнить при изготовлении булавки: вытянуть кусок проволоки, обрезать ее до нужной длины, выпрямить, надеть головку на один конец и острие на другой, упаковать булавки для продажи, и так далее. Смит насчитал восемнадцать различных задач, которые обычно выполнялись разными людьми — все на булавку!

Современные компании тоже разделяют задачи. Даже в таком относительно простом бизнесе, как ресторан, задача по подаче еды делится на несколько должностей: главный повар, су-шеф, менее квалифицированный помощник на кухне, хозяин/хозяйка, официанты/официантки, уборщики, бизнес-менеджер для ведения счетов и зарплаты и т. д. Сложный бизнес, такой как крупный завод или больница, может иметь сотни классификаций должностей.

Почему разделение труда увеличивает производство

Когда задачи, связанные с производством товара или услуги, разделены и подразделены, работники и предприятия могут производить большее количество этих товаров или услуг. В своем исследовании фабрик по производству булавок Смит заметил, что один рабочий может изготовить двадцать булавок в день, но небольшой бизнес из десяти рабочих (некоторым из которых нужно будет выполнять две или три из восемнадцати задач, связанных с изготовлением булавок), мог сделать сорок восемь тысяч булавок в день. Как может группа рабочих, каждый из которых специализируется на определенных задачах, производить намного больше, чем такое же количество рабочих, которые пытаются произвести весь товар или услугу самостоятельно? Смит назвал три причины.

Во-первых, специализация на конкретной небольшой работе позволяет работникам сосредоточиться на тех частях производственного процесса, в которых они имеют преимущество. Люди обладают разными навыками, талантами и интересами, поэтому на одних работах они будут лучше, чем на других. Особые преимущества могут быть основаны на выборе образования, который, в свою очередь, определяется интересами и талантами. Например, только те, кто имеет медицинское образование, могут стать врачами. Для некоторых товаров специализация будет зависеть от географии: легче быть фермером, выращивающим пшеницу, в Северной Дакоте, чем во Флориде, но легче управлять туристическим отелем во Флориде, чем в Северной Дакоте. Если вы живете в большом городе или рядом с ним, вам будет проще привлечь достаточное количество клиентов для успешной работы химчистки или кинотеатра, чем если вы живете в малонаселенной сельской местности. Какова бы ни была причина, если люди специализируются на производстве того, что у них получается лучше всего, они будут более продуктивны, чем если бы они производили комбинацию вещей, в чем они хороши, а в чем нет.

Во-вторых, рабочие, специализирующиеся на определенных задачах, часто учатся производить быстрее и качественнее. Эта закономерность верна для многих рабочих, в том числе рабочих сборочной линии, которые строят автомобили, стилистов, которые стригут волосы, и врачей, которые делают операции на сердце. На самом деле, специализированные работники часто знают свою работу достаточно хорошо, чтобы предлагать инновационные способы выполнения своей работы быстрее и лучше. Аналогичная схема часто работает в бизнесе. Во многих случаях бизнес, который фокусируется на одном или нескольких продуктах, более успешен, чем фирмы, пытающиеся производить широкий спектр продуктов.

В-третьих, специализация позволяет предприятиям воспользоваться эффектом масштаба , что означает, что для многих товаров по мере увеличения уровня производства средние затраты на производство каждой отдельной единицы снижаются. Например, если завод производит только сто автомобилей в год, в среднем производство каждого автомобиля будет довольно дорогим. Однако если завод производит пятьдесят тысяч автомобилей в год, то он может установить сборочную линию с огромными машинами и рабочими, выполняющими специализированные задачи, и средняя себестоимость производства одного автомобиля снизится. Экономия от масштаба подразумевает, что производство становится более эффективным по мере увеличения масштабов производства.

Конечным результатом работы работников, которые могут сосредоточиться на своих предпочтениях и талантах, научиться лучше выполнять свою специализированную работу и работать в более крупных организациях, является то, что общество в целом может производить и потреблять гораздо больше, чем если бы каждый человек пытался производить все собственные товары и услуги. Разделение и специализация труда были силой против проблемы дефицита.

Торговля и рынки

Однако специализация имеет смысл только в том случае, если работники (и другие экономические агенты, такие как предприятия и нации) могут использовать свой доход для покупки других товаров и услуг, в которых они нуждаются. Короче говоря, специализация требует торговли. Вам не нужно ничего знать об электронике или звуковых системах, чтобы воспроизводить музыку — вы просто покупаете iPod или MP3-плеер, загружаете музыку и слушаете. Вам не нужно ничего знать о текстиле или конструкции швейных машин, если вам нужна куртка — вы просто покупаете куртку и носите ее. Вместо того, чтобы пытаться приобрести все знания и навыки, необходимые для производства всех товаров и услуг, которые вы хотите потреблять, рынок позволяет вам освоить специализированный набор навыков, а затем использовать полученную плату для покупки товаров и услуг, которые вы хотите. нужно или хочется. Так наше современное общество превратилось в сильную экономику.

Микроэкономика и макроэкономика

К настоящему времени должно быть ясно, что экономика охватывает много вопросов. Эту основу можно разделить на две части: Микроэкономика фокусируется на действиях отдельных агентов в экономике, таких как домохозяйства, работники и предприятия; макроэкономика рассматривает экономику в целом. Он фокусируется на широких вопросах, таких как экономический рост, безработица, инфляция и торговый баланс. Микроэкономика и макроэкономика не являются отдельными предметами, а скорее дополняют друг друга взгляды на общий предмет экономики.

Чтобы понять, почему полезны как микроэкономические, так и макроэкономические перспективы, рассмотрим задачу изучения биологической экосистемы, такой как озеро. Один человек, который намеревается изучить озеро, может сосредоточиться на конкретных темах: определенных видах водорослей или растительной жизни; характеристики конкретных рыб или улиток; или деревья, окружающие озеро. Другой человек может принять общий вид и вместо этого рассмотреть всю экосистему озера сверху донизу: что что ест, как система остается в равновесии и какие экологические стрессы влияют на этот баланс. Оба подхода полезны, и оба исследователя изучают одно и то же озеро, но точки зрения разные. Аналогичным образом и микроэкономика, и макроэкономика изучают одну и ту же экономику, но у каждой из них разные отправная точка, точка зрения и фокус.

Независимо от того, изучаете ли вы озера или экономику, микро- и макроэкономические данные должны дополнять друг друга. При изучении озера «микро» сведения о конкретных растениях и животных помогают нам понять общую пищевую цепочку, а «макро» сведения об общей пищевой цепи помогают объяснить среду, в которой живут отдельные растения и животные.

В экономике на микрорешения отдельных предприятий влияет состояние макроэкономики — например, фирмы с большей вероятностью будут нанимать работников, если экономика в целом растет. В свою очередь, показатели макроэкономики в конечном счете зависят от микроэкономических решений, принимаемых отдельными домохозяйствами и предприятиями.

Микроэкономика

Что определяет расходование бюджета домохозяйствами и отдельными лицами? Какая комбинация товаров и услуг лучше всего удовлетворит их потребности и желания, учитывая бюджет, который они должны потратить? Как люди решают, работать ли им, и если да, то работать полный или неполный рабочий день? Как люди решают, сколько откладывать на будущее или же им следует брать взаймы, чтобы тратить сверх своих нынешних средств?

Что определяет продукты и сколько каждого из них фирма будет производить и продавать? Что определяет, какие цены будет устанавливать фирма? Что определяет, как фирма будет производить свою продукцию? Что определяет, сколько рабочих она наймет? Как фирма будет финансировать свой бизнес? Когда фирма решит расшириться, сократить или даже закрыться? В микроэкономической части этого текста мы узнаем о теории потребительского поведения и теории фирмы.

Макроэкономика

Что определяет уровень экономической активности в обществе или нации? То есть, сколько товаров и услуг оно фактически производит? Что определяет количество рабочих мест в экономике? Что определяет уровень жизни нации? Что заставляет экономику ускоряться или замедляться? Что заставляет фирмы нанимать больше работников или увольнять их? Наконец, что заставляет экономику расти в долгосрочной перспективе?

Макроэкономическое здоровье экономики можно оценить с помощью ряда стандартов или целей. Наиболее важными макроэкономическими целями являются следующие:

  • Рост уровня жизни
  • Низкий уровень безработицы
  • Низкая инфляция

Макроэкономическая политика преследует эти цели посредством денежно-кредитной политики и налогово-бюджетной политики:

  • Денежно-кредитная политика , которая включает политику, влияющую на банковское кредитование, процентные ставки и рынки финансового капитала, проводится центральным банком страны. Для США это Федеральная резервная система.
  • Фискальная политика , которая включает государственные расходы и налоги, определяется законодательным органом страны. Для Соединенных Штатов это Конгресс и исполнительная власть, которая устанавливает федеральный бюджет.

Чтобы не упускать различия между этими политиками, помните, что термин монетарный относится к деньгам, а термин фискальный относится к государственным доходам или налогам.

Это основные инструменты, с которыми должно работать правительство. Американцы склонны ожидать, что правительство сможет решить любые экономические проблемы, с которыми мы сталкиваемся, но насколько реалистичны эти ожидания? Это лишь некоторые из вопросов, которые будут рассмотрены далее в этом курсе.

Проверьте свое понимание

Ответьте на вопросы ниже, чтобы проверить, насколько хорошо вы понимаете описанные выше темы. В этом коротком тесте , а не учитываются при подсчете вашей оценки в классе, и вы можете пересдавать его неограниченное количество раз.

Используйте этот тест, чтобы проверить свое понимание и решить, следует ли (1) изучить предыдущий раздел дальше или (2) перейти к следующему разделу.

 

1.1 Определение экономики – принципы макроэкономики

Цели обучения

  1. Дать определение экономике.
  2. Объясните понятия редкости и альтернативных издержек и их связь с определением экономики.
  3. Поймите три основных экономических вопроса: Что следует производить? Как должны производиться товары и услуги? Для кого должны производиться товары и услуги?

Экономика — это социальная наука, изучающая, как люди выбирают среди доступных им альтернатив. Он социален, потому что включает людей и их поведение. Это наука, потому что она использует, насколько это возможно, научный подход к исследованию выбора.

Дефицит, выбор и стоимость

Все варианты выбора означают, что одна альтернатива предпочтительнее другой. Выбор среди альтернатив включает в себя три идеи, центральные для экономики: дефицит, выбор и альтернативные издержки.

Дефицит

Наши ресурсы ограничены. В любой момент времени у нас есть столько-то земли, столько-то фабрик, столько-то нефти, столько-то людей. Но наши потребности, наши желания в отношении того, что мы можем произвести с помощью этих ресурсов, безграничны. Мы всегда хотели бы больше и лучше жилья, больше и лучше образования — больше и лучше практически во всем.

Если бы наши ресурсы также были неограниченными, мы могли бы сказать «да» каждому из наших желаний — и не было бы экономики. Поскольку наши ресурсы ограничены, мы не можем сказать «да» всему. Чтобы сказать «да» одному, мы должны сказать «нет» другому. Нравится нам это или нет, но мы должны сделать выбор.

Наши безграничные потребности постоянно сталкиваются с ограничениями наших ресурсов, вынуждая нас выбирать одни виды деятельности и отказываться от других. Дефицит – это условие необходимости выбирать среди альтернатив. Редкое благо – это такое благо, для которого выбор одного альтернативного использования блага требует отказа от другого.

Возьмем участок земли. Посылка представляет нам несколько альтернативных вариантов использования. Мы могли бы построить на нем дом. Мы могли бы поставить на нем заправочную станцию. Мы могли бы создать на нем небольшой парк. Мы могли бы оставить землю незастроенной, чтобы иметь возможность позже принять решение о том, как ее использовать.

Предположим, мы решили использовать землю под жилье. Должен ли это быть большой и дорогой дом или несколько скромных? Предположим, это будет большой и дорогой дом. Кто должен жить в доме? Если в нем живут Ли, то Нгуены не могут. Существуют альтернативные виды использования земли как в смысле вида использования, так и в смысле того, кто ею пользуется. Тот факт, что земли мало, означает, что общество должно делать выбор в отношении ее использования.

Почти все в дефиците. Рассмотрим воздух, которым мы дышим, который доступен нам в огромном количестве бесплатно. Может быть, его мало?

Критерием дефицита воздуха является наличие у него альтернативных применений. Какую пользу мы можем извлечь из воздуха? Мы дышим этим. Мы загрязняем его, когда ведем машину, обогреваем дома или работаем на заводах. По сути, одно из применений воздуха — это мусорная свалка. Нам, конечно, нужен воздух, чтобы дышать. Но точно так же мы предпочитаем сбрасывать в него мусор. Эти два использования явно альтернативны друг другу. Чем больше мусора мы выбрасываем в воздух, тем менее желанным — и здоровым — будет дышать. Если мы решим, что хотим дышать более чистым воздухом, мы должны ограничить действия, вызывающие загрязнение. Воздух является дефицитным товаром, потому что у него есть альтернативное применение.

Однако не все товары ставят нас перед таким выбором. Бесплатный товар — это товар, для которого выбор одного использования не требует отказа от другого. Одним из примеров бесплатного товара является гравитация. Тот факт, что гравитация удерживает вас на земле, не означает, что ваш сосед вынужден дрейфовать в космосе! Использование гравитации одним человеком не является альтернативой использованию гравитации другим человеком.

Бесплатных товаров не так много. Космическое пространство, например, было бесплатным товаром, когда мы использовали его только для того, чтобы смотреть на него. Но теперь наше использование пространства достигло точки, когда одно использование может быть альтернативой другому. Уже возникали конфликты по поводу выделения орбитальных слотов для спутников связи. Таким образом, даже части космического пространства скудны. Космоса, безусловно, станет меньше, поскольку мы найдем новые способы его использования. Дефицит характеризует практически все. Следовательно, область экономической науки действительно широка.

Дефицит и основные экономические вопросы

Выбор, с которым мы сталкиваемся в результате дефицита, поднимает три группы вопросов. Каждая экономика должна ответить на следующие вопросы:

  1. Что нужно произвести? Использование скудных ресурсов экономики для производства одной вещи требует отказа от другой. Например, для повышения качества образования может потребоваться сокращение других услуг, таких как здравоохранение. Решение о сохранении дикой природы требует отказа от других видов использования земли. Каждое общество должно решить, что оно будет производить со своими ограниченными ресурсами.
  2. Как должны производиться товары и услуги? При определении того, как должны производиться товары и услуги, необходимо принимать самые разные решения. Должна ли фирма нанимать несколько квалифицированных или много неквалифицированных рабочих? Должен ли он производить в своей стране или должен использовать иностранные заводы? Должны ли производственные фирмы использовать новое или переработанное сырье для производства своей продукции?
  3. Для кого должны производиться товары и услуги? Если производится товар или услуга, необходимо принять решение о том, кто их получит. Решение о том, чтобы один человек или группа получили товар или услугу, обычно означает, что они не будут доступны кому-то другому. Например, представители беднейших наций на земле часто жалуются, что потребление энергии на человека в США много раза в больше, чем потребление энергии на человека в десятках беднейших стран мира. Критики утверждают, что мировая энергия должна распределяться более равномерно. Должен ли? Это вопрос «для кого».

Каждая экономика должна определять, что должно производиться, как это должно производиться и для кого это должно производиться. Мы еще не раз вернемся к этим вопросам.

Альтернативные издержки

Именно в контексте дефицита экономисты определяют, пожалуй, самое важное понятие во всей экономике — понятие альтернативных издержек. Альтернативная стоимость – это стоимость наилучшей альтернативы, от которой отказываются при любом выборе.

Альтернативная стоимость прочтения оставшейся части этой главы будет равна ценности лучшего другого использования, которому вы могли бы посвятить свое время. Если вы решите потратить 20 долларов на растение в горшке, вы одновременно решите отказаться от выгоды от траты 20 долларов на пиццу, книгу в мягкой обложке или ночь в кино. Если книга является наиболее ценной из этих альтернатив, то альтернативная стоимость завода равна стоимости удовольствия, которое вы в противном случае ожидали получить от книги.

Понятие альтернативных издержек не следует путать с покупной ценой товара. Подумайте о стоимости обучения в колледже или университете. Это включает в себя ценность наилучшего альтернативного использования денег, потраченных на обучение, сборы и книги. Но самая большая стоимость обучения в колледже — это стоимость упущенных альтернативных способов использования времени, потраченного на учебу и посещение занятий, вместо того, чтобы использовать это время в какой-то другой деятельности. Студенты жертвуют этим временем в надежде на еще больший заработок в будущем или потому, что они ценят возможность учиться. Или подумайте о стоимости похода к врачу. Часть этой стоимости является ценностью наилучшего альтернативного использования денег, необходимых для посещения врача. Но в стоимость также входит стоимость наилучшего альтернативного использования времени, необходимого для посещения врача. Существенная вещь, которую следует видеть в концепции альтернативных издержек, содержится в названии концепции. Альтернативная стоимость – это стоимость наилучшей возможности, упущенной при конкретном выборе. Это не просто сумма, потраченная на этот выбор.

Понятия редкости, выбора и альтернативных издержек лежат в основе экономики. Товар редок, если выбор одной альтернативы требует отказа от другой. Существование альтернативных вариантов использования заставляет нас делать выбор. Альтернативная стоимость любого выбора — это стоимость наилучшей альтернативы, от которой отказываются при его принятии.

Ключевые выводы

  • Экономика — это социальная наука, изучающая, как люди выбирают среди доступных им альтернатив.
  • Дефицит подразумевает, что мы должны отказаться от одной альтернативы, выбрав другую. Товар, которого нет в дефиците, является бесплатным.
  • Три основных экономических вопроса: что следует производить? Как должны производиться товары и услуги? Для кого должны производиться товары и услуги?
  • У каждого выбора есть альтернативные издержки, а альтернативные издержки влияют на выбор, который делают люди. Альтернативная стоимость любого выбора — это стоимость наилучшей альтернативы, от которой пришлось отказаться, делая этот выбор.
Показательный пример: канадцы делают выбор

Премьер-министр Канады Стивен Харпер, глава Консервативной партии, в течение пяти лет шел по натянутому политическому канату в качестве лидера правительства меньшинства в парламентской системе Канады. Его оппоненты, недовольные такой политикой, как снижение ставок корпоративного налога, добивались вотума недоверия в парламенте в 2011 году. Он прошел парламент подавляющим большинством голосов, свергнув правительство Харпера и вызвав общенациональные выборы в новый парламент.

Политическая победа была недолгой — Консервативная партия легко победила на выборах в мае 2011 года и стала правящей партией Канады. Это позволило г-ну Харперу продолжить политику сокращения дефицита и налогов.

Канадские избиратели столкнулись с выбором, который мы обсуждали. Оппозиционные партии — Новая демократическая партия (НДП) и более умеренная Либеральная партия — добивались более высоких ставок корпоративного налога и меньшего сокращения дефицита, чем те, за которые выступали консерваторы. При г-не Харпере дефицит сократился на одну треть в 2010 году. Он обещает профицит бюджета к 2015 году, и Международный валютный фонд назвал этот план «сильным и заслуживающим доверия».

Уровень безработицы в Канаде в мае 2011 года составил 7,4 процента по сравнению с уровнем безработицы в США в том же месяце, равным 9,1 процента. Рост ВВП в Канаде в 2010 году составил 3,1 процента; Банк Канады прогнозирует темпы роста в 4,2 раза в первом квартале 2011 года по сравнению с показателем США за этот квартал в 1,8 процента.

Г-н Стивенс применил пакет стимулирующих мер для борьбы с рецессией, начавшейся в Канаде в 2008 году. Он сократил эти усилия в 2010 и 2011 годах, что привело к существенному сокращению дефицита.

Накануне выборов, Обозреватель Wall Street Journal Мэри Анастасия О’Грейди назвала голосование «референдумом об ограниченном правительстве». Независимо от того, была ли эта характеристика точной, канадцы явно сделали выбор, который приведет к более низким налогам и меньшим расходам, чем пакеты, предлагаемые НДП и Либеральной партией.

Хотя этот вопрос, казалось, не занимал видного места в кампании 2011 года, платформа NDP обещала сократить выбросы парниковых газов в Канаде, которые увеличились с разработкой огромных нефтяных месторождений в Альберте, месторождений, которые поставили Канаду на третье место (после Венесуэла и Саудовская Аравия) в мире по запасам нефти. Г-н Харпер и консерваторы пообещали продолжить это развитие как ключевой фактор роста Канады, в то время как НДП резко его ограничит. Это классический случай проблемы, когда делается выбор между качеством окружающей среды и экономическим ростом.

Источники: Кэтлин Харрис, «Голосование за экономику», Canadian Business , 84(6), 9 мая 2011 г.; Нирмала Менон и Пол Виейра, «Консерваторы Канады выигрывают большинство», The Wall Street Journal online , 3 мая 2011 г.; Пол Виейра, «Дефицит бюджета Канады сокращается благодаря сильному росту», The Wall Street Journal online , 22 апреля 2011 г.; Мэри Анастасия О’Грейди, «Канадский референдум по капитализму, The Wall Street Journal онлайн , 2 мая 2011 г.