Trojden | Социально-экономическое развитие страны в конце XIX — начале XX в.: Левандовский А. А.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ГЕРБ И ФЛАГ
Российской Федерации
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ГИМН
Российской Федерации
Россия — священная наша держава,
Россия — любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава
— Твоё достоянье на все времена!
Припев: Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая
— Хранимая Богом родная земля!
Припев: Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу дает наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!
Припев: Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
С. Михалков
Введение
Из уже освоенного школьного курса вам хорошо знакома история России с древнейших времён до наших дней. В памяти остались важнейшие события, даты, имена исторических деятелей. Стал формироваться ваш собственный взгляд на прошлое нашей Родины. Вы уже осознали глубокий смысл слов великого историка В. О. Ключевского: «История не учительница, а надзирательница, magistra vitae (наставница жизни): она ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков». Применительно к нашей истории — слова, проникнутые изрядной долей горечи…
И вот вам опять предстоит пройти, казалось бы, по уже пройденному пути. Так ли это на самом деле? Авторы учебника для 11 класса, который вы держите в руках, твёрдо обещают: нет, не так! Вы не будете вяло и бездумно брести по второму кругу. Мы с вами действительно вновь погрузимся в памятный вам мир, полный бьющей через край жизненной энергии простых людей и государственных мужей, мир, насыщенный великими свершениями и столь же великими трагедиями, загадками и парадоксальными противоречиями, короче говоря — в мир российской истории XX в.
Перед вашим мысленным взором вновь пройдут основные этапы былого: Россия до 1917 г. с её светлыми и тёмными сторонами жизни; революционный вихрь 1917 г.; становление Советской России; неподдельный энтузиазм первооткрывателей нового мира и массовые репрессии; трагедия и триумф народа в суровые годы Великой Отечественной войны; восстановление разрушенного войной Отечества и великие достижения и ошибки послевоенного времени; годы созидания новой, демократической России, свидетелями и участниками чего мы являемся.
Однако теперь мы будем изучать историю России с иной установкой. И главное — не просто освежить и прочно закрепить в памяти разные исторические события. В гораздо большей степени, чем раньше, вам необходимо уяснить причинно-следственные связи между ними, выявить внутреннюю логику исторического процесса, найти ответы на вопросы, почему произошли те или иные события, чем были обусловлены стремления и поступки исторических деятелей, какие последствия для страны и народа они повлекли за собой. При этом важно руководствоваться принципом, сформулированным на заре нашей эры другим великим историком — Тацитом: Sine ira et studio, т. e. изучать без гнева и пристрастия, воспринимать факты нашей истории такими, какие они есть, не домысливая и не подгоняя их под очевидные идеологические схемы.
Именно в таком ключе написан наш учебник. Работая над ним, мы старались не избегать острых и дискуссионных вопросов. А таких вопросов в бурной истории России в XX в. предостаточно. У вас будет возможность окунуться в атмосферу напряжённого научного поиска отечественных и зарубежных исследователей прошлого нашей Родины, увидеть столкновение противоположных точек зрения на одни и те же факты, события, явления. Надеемся, что вы и сами попробуете определить по ним свою собственную позицию, соглашаясь или полемизируя с авторами учебника и другими историками. На такой подход к изучению нового курса российской истории сориентирован и методический аппарат учебника. Вопросы и задания, сопровождающие каждый параграф, нацеливают на самостоятельную работу с текстом, вовлекая в поиск исторической истины. Задания повышенной сложности отмечены значком *.
Выполнение этих заданий окажет вам помощь при подготовке к Единому государственному экзамену. Знание понятий, хронологии, понимание причинно-следственных связей, осознание мотивов деятельности человека в истории, интерпретация источников, решение познавательных задач — это увлекательная работа, результаты которой воплотятся в написанные вами исследовательские проекты, рефераты, компьютерные презентации.
В добрый путь!
Общая проблема. Модернизация России: достижения и трудности.
Проблема. С какими особенностями развития России связана специфика модернизации её социально-экономической сферы в начале XX в.?
Вспомните значение понятий: модернизация, монополии, инвестиции, картель, синдикат, трест, индустриализация, община, отработочная система.
Ответьте на вопросы. 1. Какое место занимала Россия в конце XIX — начале XX в. среди стран мира по уровню экономического развития? Какие факторы способствовали её развитию? Какие препятствовали? 2. Чем российское общество конца XIX в. отличалось от американского? от китайского?
После Великих реформ 60—70-х гг. XIX в. российское общество вступило на путь модернизации всех сторон жизни. Наиболее заметно она затронула социально-экономическую сферу.
Национальный и социальный состав населения. Численность населения Российской империи превышала (к 1914 г.) 170 млн человек, из них 3/4 проживало в европейской части страны. Огромные просторы за Уралом оставались слабо освоенными. Быстро росли города, а с ними — и число городских жителей. Их насчитывалось уже более 14 %, что, правда, было намного меньше, чем в развитых странах Запада.
Особенностью Российской империи было её национальное многообразие. Помимо великороссов, она включала в себя более ста других народов и народностей, различавшихся по духовным и культурным устоям жизни, уровню просвещения, исповедуемым религиям.
Национальный состав населения Российской империи: русские — 44,3 %; украинцы — 17,8 %; поляки — 6,3 %; белорусы — 4,7 %; евреи — 4,2 %; казахи — 3 %; финны — 2,1 %; татары — 1,7 %; немцы — 1,4 %; узбеки — 1,3 %; литовцы — 1,3 %; грузины — 1,1 %; башкиры — 1 %; остальные — 8,7 %.
Из религий традиционными были православие (более 70 % всех граждан), ислам (11 %), иудаизм, буддизм.
Несмотря на очевидное размывание, сохраняли своё действие сословные перегородки, чиновная иерархия, установленная ещё Петром I. Принадлежность к дворянам, духовенству, купцам, мещанам, крестьянам, казакам и др. продолжала оказывать ощутимое влияние на общественный статус и образ жизни человека. На это накладывались новые отношения, порождённые социальными последствиями модернизации. В структуре российского общества начала XX в. современные историки выделяют (с известной долей условности) пять социальных категорий:
— господствующая элита (высший государственно-бюрократический аппарат, генералитет, помещики, буржуазия, верхи интеллигенции, архиереи церкви и др.) — 3 %;
— средние слои (основная часть гражданской и военной интеллигенции — среднее чиновничество, инженеры, техники, учителя, врачи, офицерский корпус, мелкие служащие и предприниматели, кустари, ремесленники и др. ) — 8 %;
— крестьянство и казачество — 70 % (из этого числа казачество — 3 %). Более половины крестьянства составляла беднота. Остальные его социальные группы (зажиточные крестьяне и середняки) были примерно равны по численности;
— пролетарское, т. е. неимущее, население (промышленные, транспортные, строительные рабочие, сельскохозяйственные рабочие — батраки и др.) — 18,5 %. В силу того что процессы модернизации в России начались недавно, кадры рабочих формировались в основном за счёт крестьянского населения. Даже в промышленности большинство из них были рабочими первого поколения, не оторвавшимися полностью от деревенской среды, её сознания и общинной психологии. Только к XX в. в российском пролетариате сформировалась группа квалифицированных потомственных рабочих, целиком принадлежавшая городской культуре. Их было около 3 млн человек, или менее 2 % населения страны;
— социальное дно, или люмпенские элементы (нищие, бродяги, уголовники и др.) — 0,5 %.
Как видим, около половины общества составляли неимущие и малоимущие слои — пролетарии и сельская беднота, испытывавшие недовольство своим положением. Крайне незначительным был удельный вес и средних слоёв, которые всегда и везде служили основой общественной стабильности и демократии. Уже одно это наводит нас на размышления о степени устойчивости российского государственного корабля в бурных водах начала XX в.
Используя понятие «социальная стратификация», известное вам из курса обществознания, охарактеризуйте основные группы населения России на основе таких признаков, как занятость, доходы, образование, бытовые условия.
Но это не всё. Российское общество отличало, помимо немалого числа люмпенов, существование и многомиллионной массы так называемых маргиналов (от лат. marginalis — находящийся на краю) — людей, находившихся на границе разных категорий населения: полурабочих-полукрестьян, полудворян-полубуржуа, разночинной полуинтеллигенции, втягивавшей в себя разорявшихся помещиков, недоучившихся гимназистов и студентов, выходцев из рабоче-крестьянской среды и др., — иначе говоря, людей, которые оторвались от своих классовых корней, выпали из привычного социального окружения и ещё только осваивали новую среду обитания, присущие ей жизненные ценности.
Через маргинализацию жителей проходила каждая страна, вступавшая в полосу модернизации, сопряжённой с бурным промышленным ростом, увеличением числа горожан и ломкой сословных перегородок между замкнутыми ранее группами населения. Однако в Западной Европе, где переход к индустриальной фазе растянулся на век-другой, социально-экономическое и культурное развитие характеризовалось гораздо большей гармоничностью и естественностью, чем в пореформенной России. Там удалось избежать чрезмерного скопления маргиналов и люмпенов, объективно ослаблявших общественную стабильность. Ведь, по оценке политологов, маргинальность не столько социальное, сколько духовное состояние. В народной среде оно порождало болезненное чувство неприкаянности, ненависти к миру, где маргиналы и люмпены ощущали себя нежеланными гостями, испытывали разрушительную тягу всё изменить и навязать свою волю более устроенным и благополучным слоям.
Промышленность и банковская система. За короткое время с конца XIX в. и до начала войны 1914 г. число промышленных предприятий в России удвоилось. Резко увеличилась сеть железных дорог. Новые транспортные линии связали центр страны с Закавказьем, Средней Азией, Сибирью и Дальним Востоком. Имелись все признаки того, что Россия вступила в стадию быстрой индустриализации. По объёму промышленной продукции она занимала пятое место в мире, уступая лишь США, Англии, Франции, Германии и в то же самое время превосходя их по темпам роста.
Характерной чертой промышленного строительства в России было появление крупных, хорошо оборудованных предприятий, где работала основная масса фабрично-заводского пролетариата. По степени концентрации производства Россия к началу XX в. вышла на первое место в Европе. Во многом это объяснялось быстрыми темпами промышленного развития: огромные предприятия вырастали зачастую на голом месте, тогда как западноевропейское промышленное производство укрупнялось в борьбе за рынки сбыта постепенно. К тому же процесс концентрации производства всемерно поощрялся правительством, заинтересованным в возникновении именно крупных промышленных объектов, способных выполнять грандиозные государственные (прежде всего военные) заказы. Владельцы таких предприятий получали от властей огромные кредиты и субсидии, пользовались налоговыми льготами.
Высокая концентрация производства в условиях обострявшейся конкуренции неизбежно вела к образованию монополий. Фабриканты и заводчики начинали договариваться между собой о регулировании объёмов однотипного производства и цен на сбываемую продукцию, что позволяло им приобрести контроль над рынком и, диктуя потребителям свои условия, получать максимальную прибыль. Первые монополистические объединения в России возникли ещё в конце XIX в. (Союз вагоностроительных заводов, Объединение сахарозаводчиков и др.). В начале XX в. этот процесс заметно активизировался. Монополии появляются почти во всех значительных отраслях производства.
Поначалу монополии имели характер картелей или синдикатов. В картелях составлявшие их предприятия ещё сохраняли значительную степень как производственной, так и коммерческой самостоятельности, заключая между собой временные соглашения о регулировании объёмов производства, условий сбыта, найма рабочей силы. В большей степени были связаны воедино предприятия в синдикатах: здесь они, сохраняя производственную самостоятельность, теряли самостоятельность коммерческую. Затем, уже ближе к 1914 г., стали возникать тресты и концерны. Входившие в них предприятия полностью подчинялись единому руководству и сливались в общую производственно-сбытовую систему. Создание монополий влекло за собой коренные изменения в организации производства и требовало огромных финансовых ресурсов. Промышленность всё в большей степени попадала в зависимость от банков.
Концентрация банковского капитала и промышленного производства происходила в России практически параллельно. В первые годы XX в. пять крупнейших банков оперировали основной массой денежных средств. Они охотно вкладывали их в промышленность, подчиняя её своему контролю, что порождало сращивание банковского и промышленного капитала. Крупные банкиры (А. И. Путилов, А. И. Вышнеградский, А. И. Утин и др.) входят в правления многих промышленных предприятий, ведущие предприниматели, в свою очередь, оказываются неразрывно связаны с банками. Так постепенно складывалась финансовая олигархия, прибиравшая к своим рукам огромные финансовые средства и основные промышленные мощности.
Отечественная монополистическая буржуазия оказалась в намного большей зависимости от государственной власти, чем это было на Западе, поскольку традиционная покровительственная политика царизма в отношении российских предпринимателей не изменилась и в новых условиях. В начале XX в. создаются особые государственно-капиталистические органы — Совещание по судостроительству, Съезд по делам прямых сообщений и др. С их помощью власть, действуя в тесном контакте с представителями крупных монополий, регулировала производство. Через эти органы распределялись госзаказы, предоставлялись льготы, субсидии и т. п.
Ещё одной характерной особенностью социально-экономических отношений в России было то, что отечественное промышленное производство в значительной степени базировалось на иностранных капиталах. Россия с её неисчерпаемыми запасами сырья и дешёвой рабочей силой чрезвычайно привлекала западноевропейскую буржуазию. Капиталовложения в русскую промышленность приносили огромные прибыли. К тому же начиная с 1890-х гг. иностранные инвестиции всячески поощрялись русским правительством, заинтересованным в притоке финансовых средств. В результате в начале XX в. в таких определяющих отраслях производства, как горнодобывающая, металлообрабатывающая, машиностроительная и электротехническая, иностранные инвестиции превышали российские.
Россия также начала вывозить капитал за рубеж, прежде всего в сопредельные страны на южных границах (Иран и Китай), что становилось возможным благодаря растущему политическому влиянию нашей страны на правящие круги этих государств. Но прибыли, получаемые там, были сравнительно невелики.
Всё происходившее в экономике — образование монополий, складывание финансовой олигархии, экспансия капитала, активное участие государства в борьбе за передел мира на сферы политического и экономического влияния — свидетельствовало о том, что на рубеже XIX—XX вв. капитализм в России, как и в других ведущих державах мира, приобрёл принципиально новый, монополистический характер.
Процессы модернизации развивались крайне неравномерно как в промышленности, где сохранялось множество средних и мелких полукустарных предприятий с примитивной технической базой, так и в сельском хозяйстве. Страна оставалась преимущественно аграрной. Этот сектор экономики давал 51 % национального дохода, промышленность — 28 %, остальное приходилось на транспорт и торговлю. Аграрным производством было занято 3/4 всего населения.
Сельское хозяйство. В аграрной сфере также развивались капиталистические отношения. Часть помещиков начинали применять вольнонаёмный труд, использовали сельскохозяйственную технику, совершенствовали приёмы землепользования, добиваясь в своих имениях повышения урожайности, поставляя всё больше зерна на внутренний и внешний рынок. В крестьянской среде в процессе разложения общины постепенно выделялся слой зажиточного крестьянства, носителя новых, капиталистических отношений: в то время примерно шестая часть крестьян распоряжалась на условиях аренды половиной всех надельных земель, использовала наёмный труд, давала треть всего товарного хлеба. К этому слою примыкали деревенские жители, источником богатств которых была не работа на земле, а торгово-ростовщические операции среди односельчан. За всеми ними ещё в дореволюционное время закрепилось собирательное название — кулаки.
Однако подавляющее большинство как крестьян, так и помещиков в начале XX в. находилось вне сферы действия капиталистических отношений или в лучшем случае было затронуто ими чрезвычайно слабо. И причина тому одна: аграрная сфера в России была опутана массой феодальных пережитков, затруднявших её нормальное развитие.
Крестьянская реформа 1861 г. сохранила за помещиками значительную часть их земель, причём, как правило, лучших, и тем самым обрекла массу крестьян на малоземелье. Скудные крестьянские наделы были к тому же обременены разнообразными платежами — выкупными, земскими, подушной податью и пр. Крестьянская община, которая искусственно поддерживалась государством, ориентировала своих членов на самые рутинные агротехнические приёмы, сковывала их предприимчивость и хозяйственную инициативу. Неудивительно, что в подобных условиях лишь малая часть крестьян смогла перестроить своё хозяйство на новый лад.
Крестьянское малоземелье. Журнал «Новый Сатирикон». 1917 г.
Национальный доход от сельского хозяйства в 1883—1913 гг. увеличился в среднем лишь на 2,7 %. Россия превратилась в одного из крупнейших экспортёров хлеба. Но в целом состояние российской деревни было тяжёлым. И в относительно сытые годы крестьянство недоедало. Материалы земской статистики и даже официальные, как правило приукрашенные, данные о деревне того времени рисуют удручающую картину нищеты, антисанитарии, повальных болезней.
Крестьяне вынуждены были постоянно брать у помещиков хлеб в долг, землю в пользование. Расплачиваться же приходилось своим трудом — отработками. Таким образом, если раньше крестьяне работали на помещика, потому что зависели от него юридически, были крепостными, то теперь их заставляли делать это нужда, голод, нехватка собственной земли. Отработочная система была не только чрезвычайно изнурительна для крестьян, но и малопроизводительна, зато она позволяла многим помещикам вести своё хозяйство по старинке, привычными полукрепостническими методами.
Особенности социально-экономического развития России напрямую воздействовали на внутриполитическую ситуацию, предопределяя её постоянную нестабильность.
Объясните значение понятий и выражений: социальная структура, социальная стратификация, маргиналы, люмпенские элементы, средний класс, финансовая олигархия, государственно-капиталистические органы.
1. Используя компьютерные технологии, составьте диаграмму «Социальная структура российского общества». Выскажите своё мнение о специфике российской социальной структуры. 2. Составьте развёрнутый план «Аграрная сфера России в начале XX в.». Какие социальные проблемы порождало состояние аграрного сектора экономики? 3*. На основании знаний, полученных в курсе всеобщей истории, сравните модернизацию в России и странах Запада. 4*. Продумайте своё выступление в дискуссии «Успехи и трудности модернизации и политическая стабильность России в начале XX в.*. 5. Напишите эссе на тему «С какими особенностями развития России связана специфика модернизации её социально-экономической сферы в начале XX в. ?». 6. Что мешало развитию сельскохозяйственного производства в России?
Предыдущая
СтраницаСледующая
СтраницаОглавление
Страница не найдена — РОО «Ассоциация победителей олимпиад»
Ваши ФИО*
Ваш email*
Ваш номер телефона*
Какой предмет вы хотели бы преподавать?*
Расскажите кратко о своих олимпиадных достижениях*
Приложите резюме*
Объём файлов не должен превышать 20 Мбайт / Доступные форматы: doc / docx / rtf / pdf / html / txt
Оставьте это поле пустым.
Нажимая на кнопку, вы принимаете положение и согласие на обработку персональных данных.
Ваша электронная почта*
Из какого вы региона?*
Расскажите, как мы могли бы сотрудничать*
Оставьте это поле пустым.
Нажимая на кнопку, вы принимаете положение и согласие на обработку персональных данных.
ФИО*
Ваша электронная почта*
Ваш номер телефона*
Образовательное учреждение*
Расскажите кратко, какая у вас сложилась ситуация с олимпиадным движением в школе и какого результата вы ожидаете от сотрудничества с АПО*
Оставьте это поле пустым.
Нажимая на кнопку, вы принимаете положение и согласие на обработку персональных данных.
Ваш email
Каким предметом вы интересуетесь
Выберите наиболее подходящий статус Статус не выбранУченикРодительПредставитель школыПедагог
Нажимая на кнопку, вы принимаете положение и согласие на обработку персональных данных.
ФИО ученика
Дата рождения ученика
Класс
Образовательное учреждение
Город образовательного учреждения
ФИО родителя
Телефон родителя
Email родителя
Выберите группу Группа не выбрана
Нажимая на кнопку, вы принимаете положение и согласие на обработку персональных данных.
ФИО ученика
Дата рождения ученика
Класс
Образовательное учреждение
Город образовательного учреждения
ФИО родителя
Телефон родителя
Email родителя
Выберите группу Группа не выбрана
Мотивационное письмо Объём файла не должен превышать 2 Мбайт / Доступные форматы: doc / docx / rtf / pdf / html / txt
Нажимая на кнопку, вы принимаете положение и согласие на обработку персональных данных.
ФИО
Телефон
Образовательное учреждение
Город образовательного учреждения
Нажимая на кнопку, вы принимаете положение и согласие на обработку персональных данных.
ФИО
Телефон
Проект / отдел
Должность
Нажимая на кнопку, вы принимаете положение и согласие на обработку персональных данных.
ФИО ребенка
Название образовательного учреждения
Город образовательного учреждения
ФИО родителя
Телефон родителя
Email родителя
Нажимая на кнопку, вы принимаете положение и согласие на обработку персональных данных.
Войти
Родитель
Буду покупать курсы для своего ребёнка ЗарегистрироватьсяОбучающийся
Сам буду проходить курсы ЗарегистрироватьсяПредставитель школы
Буду заказывать услуги для своего образовательного учреждения и контролировать их исполнениеСлушатель КПК
Буду проходить курсы повышения квалификации для учителей Зарегистрироваться9.
3: Социальная стратификация и мобильность в США- Последнее обновление
- Сохранить как PDF
- Идентификатор страницы
- 1046
- OpenStax
- OpenStax
- классовые черты
- типичные модели поведения, обычаи и нормы, определяющие каждый класс (также называемые маркерами класса)
- нисходящая мобильность
- понижение социального класса
- межпоколенческая мобильность
- разница в социальном статусе между разными поколениями семьи
- внутрипоколенческая мобильность
- разница в социальном классе между разными членами одного поколения
- социальная мобильность
- способность менять положение в системе социальной стратификации
- уровень жизни
- уровень благосостояния, доступный для приобретения материальных благ и удобств для поддержания определенного социально-экономического образа жизни
- структурная подвижность
- социальное изменение, позволяющее целой группе людей двигаться вверх или вниз по классовой лестнице
- восходящая мобильность
- повышение — или сдвиг вверх — в социальном классе
Эта страница под названием 9.
- Наверх
- Была ли эта статья полезной?
- Тип изделия
- Раздел или Страница
- Автор
- ОпенСтакс
- Лицензия
- СС BY
- Версия лицензии
- 4,0
- Программа OER или Publisher
- ОпенСтакс
- Показать оглавление
- нет
- Теги
- признаки класса
- нисходящая мобильность
- межпоколенческая мобильность
- внутрипоколенческая мобильность
- источник@https://openstax. org/details/principles-microeconomics
- уровень жизни
- структурная мобильность
- восходящая мобильность
Что изучает социальная стратификация?
Названная «наиболее обязательной и центральной задачей социологии», социальная стратификация является предметом интенсивного изучения среди социологов. Но что означает этот высокий термин? На самом простом уровне стратификация относится к формированию слоев или страт. С социологической точки зрения этот термин может также использоваться для обозначения разделения социальных классов и других форм неравенства.
«Все люди созданы равными», заветная фраза из Декларации независимости, указывает на общество, свободное от классовых разделений или социальной иерархии. Однако, если принять во внимание, что эта фраза — как изначально предполагалось — относилась только к белым мужчинам, протестантским землевладельцам, фундаментальное социальное расслоение Соединенных Штатов становится более очевидным.
Раса, пол, религия и экономический статус — вот лишь некоторые из критериев, по которым социальное расслоение навязывается в нашем мультикультурном обществе, независимо от того, что могут предложить наши идеалы, и, возможно, в каждом обществе на планете. Карл Маркс, считающийся одним из основоположников классической социологии, посвятил свою жизнь обсуждению социального класса и его роли как двигателя изменений в обществе. Другой теоретик, Макс Вебер, рассматривал Соединенные Штаты как бесклассовое общество. Однако исследования Великой депрессии и последующих периодов показали обратное. Социальное расслоение и различные виды неравенства являются общемировым явлением.
Состояние социальной стратификации тогда и сейчас
Социальная стратификация направлена на определение «места» индивидов в обществе. При этом он наблюдает неравенство, которое часто основано на произвольных, предвзятых и неизменных критериях. Исторические примеры социального расслоения включают рабство, кастовые системы (называемые одной из «старейших в мире форм сохранившегося социального расслоения») и апартеид, хотя в той или иной форме они существуют и сегодня. В наше время, особенно в западном мире, социальное расслоение обычно проявляется в форме социально-экономического неравенства. Ярким примером является продолжающийся разрыв в заработной плате между белыми мужчинами и женщинами всех рас и национальностей. Недавние исследования показали, что белые женщины зарабатывают всего 79 лет.центов на каждый доллар, заработанный белыми мужчинами. Цветные женщины зарабатывают еще меньше, а латиноамериканки зарабатывают всего 54 цента на каждый доллар, который зарабатывают белые мужчины.
Зачем изучать социальную стратификацию?
Изучение социальной стратификации выявляет различия в нашем обществе, и это единственный способ их устранения. Знакомство с социальной стратификацией и социологией в целом позволяет лучше понять структуру общества и факторы, влияющие на эту структуру: образование, отсутствие экономических возможностей и т. д. Социологи установили, что сексизм, расизм, гомофобия и другие предрассудки обычно принуждают людей к определенному слою общества, над которым им может быть трудно подняться. Другими словами, люди в определенных слоях общества имеют меньшую восходящую мобильность или способность улучшить свое экономическое положение. Чем лучше люди понимают социальное расслоение, тем больше вероятность того, что они как члены общества избавятся от многих его пагубных форм, особенно институциональных форм расизма, сексизма и других видов неравенства. Очень ярким примером этого могут быть исторические и недавние нападения на цветных людей.
Исследование социальной стратификации онлайн
Техасский университет Пермского бассейна предлагает онлайн-программу бакалавриата по социологии для лиц, движимых желанием содействовать обеспечению большего равенства между всеми группами и отдельными лицами в различных обществах. Наша программа исследует способы взаимодействия людей в группах, различные культуры и группы населения, составляющие нашу планету, а также вопросы, влияющие на социальное поведение внутри социальных подгрупп. Кроме того, программа исследует, как социальная и политическая идентичность может влиять на то, как определенные субкультуры воспринимаются в их более широком обществе.
Наша онлайн-степень бакалавра в области социологии обеспечивает всестороннее общее образование по целому ряду предметов, включая историю США, английскую композицию, алгебру колледжа и биологию. С помощью этой основы вы разовьете важные и передаваемые навыки, которые обогатят вас в вашей профессиональной жизни и за ее пределами, такие как общение, критическое мышление и исследования. По завершении программы UTPB вы также сможете перейти на программы для выпускников в области социологии и других дисциплин, если вы того пожелаете.
Установите собственные часы занятий (и выберите свой «класс»)
Асинхронный, 100% онлайн-формат программы бакалавриата Пермского бассейна UT в области социологии предлагает вам явные преимущества. Независимо от ваших профессиональных обязанностей или личных обязанностей, вы все равно можете уделять своему образованию необходимое внимание. Выполняйте курсовую работу в удобном для вас темпе, 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, из любого места, где есть доступ в Интернет, даже из других стран. Как бы мы ни любили видеть наших студентов, вам вообще не нужно посещать кампус во время вашей программы. Шесть стартов каждый год и восьминедельные курсы обеспечивают дополнительную гибкость.
Возможно, самое главное, наша онлайн-программа бакалавриата по социологии предлагает вам такое же высококачественное образование, как и в кампусе. Вы будете изучать ту же учебную программу от того же известного программного факультета, что и на очных занятиях, но с дополнительным удобством.
Если у вас есть страсть к общественным наукам и социальной справедливости, мы рекомендуем вам подать заявку на нашу онлайн-программу бакалавра искусств в области социологии. Создайте основу для более полноценной жизни и карьеры, начав здесь!
Источники:
https://www.asanet.org/topics/inequalities-and-stratification
https://www.sciencedirect.com/topics/social-sciences/social-stratification
https://www.omicsonline. org/social-stratification-scholarly-open-access-journals.
Leave A Comment