Про профессии для детей (подготовка к ВПР по окружающему миру)
Агроном
Этот человек работает в сельском хозяйстве и очень много про него знает. Знает, как подготовить почву к посеву семян, какие выбрать семена, как их сажать. Он может руководить всеми посевными работами в поле. Благодаря агроному растения, овощи и фрукты хорошо растут и люди кушают замечательную, полезную и аппетитную еду. Очень здорово и придумывать новые сорта растений, подготавливать их к посеву и наблюдать как они растут.
Агрономы помогают более бережно использовать земельные ресурсы не в ущерб жизни и здоровью людей и животных.
Актер
Человек, который может очень хорошо представить себя героем книги. Например, Винни Пухом или Алисой в Стране чудес. И показать другим людям этого персонажа.
Самому нужно быть в этот момент совсем как твой персонаж: говорить как он, двигаться как он. Чтобы точь-в-точь быть похожим!
Актеры работают в театре, цирке, снимаются в кинофильмах, рекламе, участвуют в мероприятиях.
Артисты театра приносят значительную пользу тем, что в театре люди просвещаются духовно — это делает их культурными. Игра актеров на сцене просвещает зрителей, обучает мудростям, показывает положительные и отрицательные качества предметов, действий или событий.
Архитектор
Посмотри на разные здания: дома, торговые центры, детские сады, школы, университеты, офисные здания.
Архитектор планирует, рисует и чертит схемы зданий перед началом строительства. А затем по этим схемам строители строят эти здания.
Архитектор планирует чтобы города были красивыми, а здания в нем построены правильно, точно, аккуратно и приятно для его жителей. Дома должны быть практичными, эстетически красивыми и одновременно выполнять множество функций. С его помощью можно вернуть любому зданию былую красоту или переделать его на современный лад.
Биолог
Человек, который изучает природу и живые существа. Помогает сохранять её и понимать её законы.
Знает о видах растений, о видах животных. Умеет их понимать и заботиться о них. Биологи специализируются на исследовании живых организмов. Работа биолога в основном заключается в постоянном проведении исследовательской деятельности.
Биологи узнавали о полезных свойствах тех или иных видов, учились выращивать скот более крупным и питательным, узнавали новые подробности о внутреннем устройстве тела человека. Именно от их профессионализма во многом зависит наше здоровье, развитие и будущее.
Бухгалтер
Отлично считает, знает правила работы с товарами фирмы, ведет учет товаров, их стоимости.
Бухгалтер делает важные расчеты, составляет документы, в которых цифрами записана деятельность фирмы. Без бухгалтера не обойдётся ни одно предприятие, а также завод, магазин, аптека, больница, школа и детский садик, кафе и ресторан, театр и музей, он наведёт порядок в финансовых делах любого.
Врач
Врач очень трудная и древняя профессия. Специалист , занимающийся диагностикой, лечением и профилактикой заболеваний у людей. Врач должен много знать о строении человеческого тела и работе его внутренних органов, уметь разбираться в симптомах (признаках болезни), а ведь болезней на свете очень много. Конечно, сейчас у врачей есть помощники – специальные приборы, например, рентген (его изобрели физики). Он нужен врачам, чтобы ставить диагноз. Приборы эти очень сложные, и врач должен уметь с ними обращаться. А главное, настоящий врач должен быть добрым, жалеть своих больных пациентов и очень-очень стараться помогать им выздороветь.
От хорошей работы врачей напрямую зависит состояние общества.
Ветеринар
Доктор, который лечит животных. Любит и понимает их. В сельском хозяйстве представители этой профессии осуществляютсанитарный контроль молока, мяса и других продуктов животного происхождения. Профессия ветеринар является очень востребованной, так как сельское хозяйство играет немаловажную роль в промышленной деятельности.
Поэтому очень важно наличие специалиста, который бы следил за здоровьем животных.
Водитель
Водитель управляет транспортным средством, следит за его техническим состоянием и при необходимости осуществляет мелкий ремонт, контролирует соблюдение пассажирами правил выхода и посадки, устраняет неполадки, возникшие в пути. Профессия водителя очень интересная. Но простая она только на первый взгляд. Во-первых, водитель должен знать хорошо правила дорожного движения, чтобы их не нарушать и не пропускать дорожных знаков. Во-вторых, он должен знать устройство машины, чтобы уметь починить ее: ведь если его верный конь сломается где-нибудь в пути, то шоферу придется чинить его самому, не рассчитывая на машину технической помощи. Кроме того, шофер должен знать марки всех машин, а их ведь огромное количество: и «Жигули», и «Волга», и «Мерседес», и «БМВ».
Сегодня нам приходится переезжать из одного города в другой, перевозить различного рода грузы, а живя в мегаполисах, быстро достичь места своей работы мы можем, только воспользовавшись услугами общественного транспорта или такси, поэтому без услуг шофёра сегодня просто невозможно обойтись.
Военный
Сильный, смелый, ответственный человек, который готов защитить нашу страну и её людей от нехороших событий и людей. У профессии «Военный» много разновидностей: и военные конструкторы, создающие военную технику, и военные водители, и военные врачи, военные инженеры и многие другие. И при этом, все они вместе делают общее дело — безопасность страны и её граждан.
Воспитатель детского сада
Сотрудник, который работает с детьми в условиях дошкольного учреждения, следит за безопасностью жизни ребенка, создает условия для его всестороннего развития. Воспитатель ответственен за формирование личности воспитанников и развитие их дальнейшей судьбы.
Горничная
Горничные моют полы, вытирают пыль, пылесосят, заправляют постель, проверяют сохранность всего оборудования. Поддерживает порядок, чистоту и уют в отелях, санаториях, домах отдыха.
Дизайнер
Делает красоту: в одежде, в домах, в книгах, и даже в автомобилях.
Он – художник, только рисует чаще в компьютере.
Рисует, как будет выглядеть книга, автомобиль, мебель, комната, и даже холодильник.
У каждой вещи есть свой дизайн – то, как она будет выглядеть, когда появится.
Дизайнер делать мир предметов прекраснее. Они постоянно занимаются разработкой новых моделей одежды, грамотно оформить ваш сад или приусадебный участок.
Журналист
Узнает об интересных и важных событиях и рассказывает о них в газетах, в Интернет-сайтах, по телевизору. Специалист, занимающийся публицистической деятельностью в газетах, журналах, на телевидении и радио, в средствах массовой информации. Например, открывается новый зоопарк. Конечно, здорово об этом рассказать людям! Донесение свежих новостей до населения – это важная часть современного государства.
Инженер
Очень нужная профессия и в городе, и на селе. Инженеры помогают ученым, врачам, шахтёрам, создавая новые аппараты, двигатели, насосы, станки и другую полезную технику. Инженеры знают о технике все: чем она болеет, чем ее лечить. Инженеры работают совместно с изобретателями. Изобретатель изобрел и нарисовал на бумаге, а инженер должен по этому рисунку все рассчитать и сделать чертеж. По этим чертежам рабочие соберут нужную машину по деталям. Испытатели эту машину испытают и доложат инженеру, что в ней хорошо, а что плохо, и он эти недостатки устранит.
Главная цель деятельности любого инженера — разработка новых решений и усовершенствование уже существующих. Благодаря творческому потенциалу инженеров появились те технические достижения, которые имеет человечество.
Кассир
Специалист, работающий с наличными денежными средствами, кассир производит операции по приему, выдаче и хранению сумм и ценных бумаг. Без профессии кассира трудно представить себе современные сферы услуг и торговли. Современную сферу торговли и услуг невозможно представить без кассира. Часто он становится первым лицом, с которым человек сталкивается в магазине, банке, театре, и им как бы определяется облик самого заведения. Хотя сегодня существует много терминалов, систем электронных расчетов, безналичных, больше всего процессов денежного обмена происходит при использовании труда кассира.
Комбайнер
Работает в поле на большой машине – комбайне. Собирает урожай, чтобы затем передать зерно для обработки. Никто кроме комбайнёра не соберёт в поле урожай. А не будет урожая — не будет и хлеба.
Композитор
Сам придумывает музыку! Мелодии к песням. С помощью особого языка музыки – нот: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.
Стоит один раз написать музыкальное произведение и оно остается на долгие долгие годы.
Музыку композитора слушают люди, и затем играют, напевают её. Она помогает им и в работе, в минуты радости и грусти. Музыка — это друг, это разговор, это помощник и способ выразить свои мысли и своё ощущение всего вокруг. Музыкант – это учитель: его слушают, его творчество влияет на умы и стремления людей.
Летчик
Летчик – очень смелая профессия. Есть летчики, которые летают на пассажирских самолетах, есть те, которые летают на грузовых. А есть летчики, которые управляют маленькими самолетами: тушат пожары, рассыпают удобрения, доставляют полярникам еду и письма. Летчик должен поднять самолет вверх в воздух и в конце полета плавно посадить его на землю. Управлять такой махиной ему помогают приборы. Они показывают, с какой скоростью летит самолет, какая погода за бортом, они же предупреждают летчика о неполадках. В кабине с летчиком штурман, механик, стюардесса, а на земле – авиадиспетчер.
Летчик должен быть очень смелым, что бы защищать родину. Решительным, что бы уметь быстро ориентироваться во всех ситуациях.
Летчики в современном обществе очень нужны, ведь авиа-транспортом сегодня перевозится большинство пассажиров и грузов на дальние расстояния. Именно от мастерства летчика зависит их безопасность и комфорт во время перелета
Маляр-штукатур
Выполняет различные виды отделочных и малярных работ. Занимается ремонтом наружных и внутренних поверхностей зданий. Профессия маляр очень значима в обществе, так как именно маляры вдыхают жизнь в серые постройки и предметы, предавая им эстетический вид. Очень сложно представить современные здания, покрытые лишь серой штукатуркой, деревянные поручни на лестницах в черных пятнах от рук и морские суда, покрытые ржавчиной. Краска необходима не только для украшения поверхности, еще она способна защищать материал от коррозии и разрушения
Металлург
Ещё в древности люди делали из металла разные вещи: оружие, посуду, украшения, а в наши дни без железа просто не обойтись. Делают его из железной руды, которую расплавляют в огромных печах. Полученный металл металлурги разливают в специальные формы, в которых он застывает. Получаются слитки в виде больших кирпичей. Из них делают металлические изделия. Детали самолетов, поездов, машин и даже крючки, на которые мы вешаем одежду, ? всё сделано из металла, который выплавляет металлург.
Работающие в данной сфере причастны к созданию почти всех материальных благ. Строительные конструкции, посуда, транспортные средства, инструменты и много другого изготовлено именно с этого материала.
Официант
Принимает заказы посетителей ресторанов или кафе, разносит блюда и напитки, убирает посуду, получает расчет с клиентов. Сегодня появляется много заведений, где люди могут отдохнуть, поесть, провести свой досуг. Рестораны, кафе и бары принимают разных клиентов, из разных социальных групп, поэтому требования к обслуживанию и к работникам тоже разные. Наиболее высокие – в ресторанах класса люкс. Официанты здесь должны удовлетворять многим требованиям, многое уметь, своими манерами и поведением соответствовать классу заведения
Охранник
Отвечает за сохранность объекта, имущества или жизни и здоровья клиента. Существует огромное множество частных фирм и служб безопасности, куда легко устроится, особенно при наличии опыта работы в силовых структурах или службы в армии. Почти в каждом крупном магазине, банке и даже в школе есть свой охранник или целая служба безопасности. Во многом своим покоем на работе и на отдыхе мы обязаны этим людям. Ведь присутствие охранника в заведении или на мероприятии сразу отбивает у многих злоумышленников желание совершать преступления.
Парикмахер
Мастер по волосам и прическам. Знает, как ухаживать за волосами и как их правильно стричь.
Помогает людям отлично справляться со своей прической, быть красивыми, аккуратными, стильными.
Пекарь
Человек, который печёт хлеб, называется пекарь.
Сложно переоценить заслугу пекарей перед народом. Без их работы людям пришлось бы голодать. Сегодня много комбинатов и коммерческих пекарней нанимают специалистов по выпечке хлебобулочных изделий. Особую заслугу эти профессионалы имеют перед горожанами. Жизнь в городе (особенно в большом) идёт в таком быстром темпе, что выпекать хлеб в домашних условиях никто не согласился бы. Мы уже привыкли покупать большую часть продуктов в готовом виде, чтобы не заниматься приготовлением. В первую очередь в этот список можно записать хлеб.
Пекари должны уметь готовить для того, что бы мы наслаждались их изделиями.
Переводчик
В мире очень много людей разных национальностей, много и языков, на которых они говорят. Но понимать друг друга очень важно, особенно сегодня, когда границы между государствами становятся прозрачными, когда всемирные сети позволяют легко общаться людям разных континентов. Специалист по переводу устной и письменной речи с одного языка на другой.
Любой человек в жизни не раз сталкивался с необходимостью перевести какой-то текст, будь то инструкция от бытовой техники или договор от иностранных партнеров. В бытовом плане еще можно как-то обойтись, а вот развивать бизнес без сотрудничества с иностранными компаниями становится все труднее. Осуществить же это сотрудничество можно с помощью переводчиков.
Пилот
Работник, находящийся на борту воздушного судна и управляющий его движением. Пилот — это человек, управляющий самолётом, вертолётом или космическим кораблём.
Летчики в современном обществе очень нужны, ведь авиа-транспортом сегодня перевозится большинство пассажиров и грузов на дальние расстояния. Именно от мастерства летчика зависит их безопасность и комфорт во время перелета.
Писатель
Пишет рассказы и сказки, очень-очень интересные и мудрые.
Сначала он придумывает тему произведения: о чем он напишет? Затем пишет текст.
Когда замечательное произведение готово, его печатают в книгах, журналах, газетах, на сайтах и другие люди, с удовольствием, читают его. Главная обязанность писателя – умение создавать художественные литературные произведения. Писатели играют огромную роль в воспитании масс. Сложно представить, как бы люди пополняли словарный запас, учились грамотно писать и говорить, если бы не классики литературы. Если художественная литература — это всего лишь приятное времяпровождение на досуге за чтением, то научные и философские труды, технические инструкции, наблюдения и рекомендации врачей, школьные учебники — всё это заставляет людей думать, следить за своим организмом, правильно питаться и воспитывать своих детей на добрых сказках.
Повар
Повар — это человек, который занимается приготовлением пищи в заведениях общественного питания. Отлично разбирается в продуктах. В том, как их готовить.
Придумывает разные блюда и готовит их. Готовит разнообразные блюда, рассчитывает количество продуктов, необходимых для приготовления определенного количества порций, организует правильное хранение продуктов. Люди всегда будут нуждаться в еде. Хотя каждый может что-то приготовить и сам, но иногда хочется посетить кафе или ресторан, заказать вкусное и красиво оформленное блюдо, и просто наслаждаться им, сидя в приятной компании.
Повара готовят в детских садах, школах, училищах, университетах, кафе, ресторанах, в детских лагерях и базах отдыха.
Пожарный
Пожарный – это сотрудник пожарной охраны, который занимается спасением людей из огня и тушением пожаров и эвакуацией людей. Пожарные спасти в первую очередь людей, а потом материальные ценности, постройки, леса, сельскохозяйственные угодья и прочее. Эти люди тушат многоэтажные дома и даже целые заводы, а также мешают огню распространиться дальше. Без их подвигов число жертв пожаров и материальный ущерб от них имел бы катастрофические объёмы в масштабе нашей страны.
Полицейский
Служащий МВД, охраняющий порядок в обществе и защищающий законные интересы людей, ведущий борьбу с правонарушениями. Полицейский уполномочен следить за соблюдением общественного порядка, осуществлять охрану покоя, здоровья и имущества всех законопослушных граждан. Без полицейских нормальная жизнь общества невозможна, сразу воцарилась бы анархия и беспредел. Порядок в обществе держится не только на культуре и интеллигентности людей, многих людей удерживает от преступлений лишь страх перед наказанием. Наличие развитой системы полиции дает гарантию того, что если кто-то нарушит закон, то наказание последует неотвратимо.
Плотник
Плотник – специалист по обработке древесины, изготавливающий из древесины различные детали и строительные конструкции. Плотник занимается обработкой древесины, строительством и ремонтом бань, мостов, домов и других сооружений из дерева, деревянных панелей, а также изготовлением арок, балок, деревянных полов, установкой деревянных оконных рам, дверей, заборов, сборкой различных деревянных конструкций. Участвует в постройке и ремонте жилых домов, мостов и других сооружений. Плотник рубит стены из бревен, настилает полы, устанавливает оконные рамы и двери, строительные леса, заборы и т.п.
Почтальон и сотрудники почты
Доставляют письма, посылки в каждый дом. Делают так, чтобы письма и посылки, обязательно, были доставлены тем, кому их пишут. Человек, который доставит письмо от делового партнера, родственника или друга, принесет уведомление о посылке, газету или журнал, нужен в любом обществе. Передача информации всегда являлась важнейшей функцией
Программист
Работник, создающий и отлаживающий программы для компьютеров и других электронных устройств.
Отлично разбирается в компьютерах, знает тот язык, с помощью которого компьютер все понимает.
Может сделать разные приложения, игры и программы на компьютере. Без программистов сложно представить нашу нынешнюю жизнь. Интернет играет важную роль в развитие бизнеса и не только. Если нужно найти информацию, мы ищем через поисковую систему подходящие веб-ресурсы.
Продавец
Посредник между производителями различных товаров и их потребителями. Именно благодаря ему создаваемые товары и услуги находят тех ,кому они адресованы, а производители получают доход. Продавец должен знать про тот товар, который продается у него в магазине как можно больше, уметь про него рассказать, дать совет, помочь покупателю выбрать то, что ему нужно.
Садовник
Садовник – специалист по уходу за садом или любой озелененной территорией. Благоустраивает сады, парковые зоны, ухаживает за растениями. Садовник готовит почву, подбирает сорта растений, высаживает цветы, кустарники, деревья. Садовник знает, как вырастить живую изгородь, сформировать альпийскую горку, создать цветники. Красивый и ухоженный сад — результат упорного труда и ежедневного присмотра садовника.
Спасатели
Тушат пожары, вывозят людей из затопленных мест, разбирают завалы после землетрясений, расчищают дороги от снежных завалов, спасают лыжников в горах, оказывают помощь людям, пострадавшим в авариях, ищут людей, заблудившихся в лесу. Помогают людям и животным, попавшим в беду.
Строитель
Специалист, занимающийся возведением зданий и сооружений. Профессионал, который строит дома, квартиры, детские сады, школы и все другие здания.
Знает, как обращаться со строительными материалами, инструментом техникой. Для того чтобы хорошо жить, работать, учиться, людям нужна крыша над головой. И не только крыша, но еще и стены, окна, двери и многие другие вещи, которые делают для нас настоящие мастера, объединенные общей профессией «строитель». Города сами не построятся, они не обойдутся без торговых комплексов , аквапарков, жилых домов, бизнес центров и строители буду строить всё на благо общества.
Стюардесса
Стюардесса (более официально — бортпроводница) — специалист в составе экипажа воздушного судна, задачей которого является обеспечение комфорта и безопасности пассажиров в полёте. Они стараются сделать пребывание пассажиров на борту самолета как можно более удобным и приятным. Стюардессы приветствуют пассажиров на входе в воздушное транспортное средство и в первые минуты рейса учат, как пользоваться спасательным жилетом и кислородной маской в случае опасности. Во время полета они сервируют питание, при необходимости раздают наушники, одеяла и т.п., отвечают на вопросы пассажиров, оказывают первую медицинскую помощь. Они ведут учет продаваемых клиентам продуктов питания, напитков и беспошлинных изделий, ведут расчет с клиентами и несут во время своей работы ответственность за содержание в порядке кассы. После того как пассажиры покинут борт самолета, они убирают салон самолета – собирают тару и другой мусор, устанавливают в правильное положение сидения и т.д. В возможных опасных ситуациях или при несчастных случаях стюардессы действуют в соответствии с правилами, установленными фирмой, используя знания и умения, приобретенные во время обучения. Стюардессы работают в аэрофлоте и помогают пассажирам во время авиарейсов
Судья
Представитель власти, призванный разрешать правовые споры, тяжбы между отдельными людьми, организациями, государственными структурами.
Человек, который решает большие споры между людьми.
Тренер
Тренер – это специалист в каком-то деле или виде спорта, имеющий опыт, сертификаты, награды или звания, передающий свои знания и умения ученикам. Специалист, занимающийся подготовкой спортсменов, обеспечивающий их совершенствование в избранном виде спорта. Этот человек учит других на своем примере, как нужно достигать вершин успеха.
Учитель
Учитель обучает детей для дальнейшей жизни. Если бы не учитель, люди были бы безграмотные, не умели считать и писать, учит быть вежливыми и воспитанными, толерантными.
Учитель учит детей: дает хороший пример, воспитывает патриота страны и общества, изучает разные предметы (математика, литература ,физическая культура), учит понимать людей-общество, учит общаться с людьми. Учитель способен оказать существенное влияние на развитие общества, воспитывая своих учеников в соответствии с правильными идеалами.
Фармацевт
Специалист по производству, хранению и реализации лекарственных средств. Благодаря фармацевту, лекарства оказывают максимально благоприятное влияние на больных. Он знает, как действуют те или иные таблетки, микстуры и порошки, в каких дозах они рекомендуются при различных заболеваниях. Профессия фармацевта играет огромную роль в жизни общества. Если правильно употреблять лекарства, то они приносят пользу людям, помогая в борьбе с болезнями. Если применять их бесконтрольно, то это может привести к ухудшению здоровья
Фермер
Работник, занятый производством сельскохозяйственной продукции: выращивает пшеницу, гречку, рожь, ячмень, кукурузу, скот или птицу. Затем продает готовые урожаи. Быть фермером не просто, эта профессия требует высокой выносливости и любви к животным и растениям. О обеспечивает людей сельской продукцией.
Флорист
Создает цветочные композиции для праздников, свадеб и различных ритуалов, продажи в цветочных салонах, украшения интерьеров, витрин. Красивая композиция, выполненная флористом и стоящая на витрине любого такого магазина — это возможность привлечь к себе потенциального покупателя и увеличить количество продаж тем или иным предприятием. К тому же, в последнее время стали пользоваться популярностью флористы и при создании интерьера помещения.
Фотограф
Специалист, фиксирующий окружающую действительность в статических изображениях, полученных с помощью технических средств.
Фотографирует и делает фотографии очень хорошими. Умеет «поймать» отличный момент и сохранить воспоминание о нем на фотокадре. Ведь свой день рождения, школьный выпуск, свадьбу, корпоративную вечеринку — все это мы хотим запечатлеть на память и поможет в этом фотограф.
Швеи
Все ,что мы носим — это труд швеи. Они бьют вещи, занавески, постельное белье ,а без этого нам трудно представить свою жизнь.
Швеи выполняют разную одежду и красивые наряды, что и помогает обществу одеваться и меняться.
Электрик
Специалист, занимающийся монтажом, ремонтом и обслуживанием бытового и промышленного электрооборудования.
Электрик обеспечивает поддержание исправного состояния, безаварийную и надёжную работу обслуживаемых устройств и электрооборудования. Очень сложно представить себе современную жизнь без электричества. Целый город может быть парализован только из-за поломки на электростанции. Перестанут работать не только компьютеры, электроплиты, лифты и прекратится водоснабжение, но также встанут поезда в метро, остановятся троллейбусы и трамваи.
Готовимся к ВПР по окружающему миру в 4-м классе – Учительская газета
День заметно прибавился, солнышко светит все ярче, сосульки вытягивают свои длинные носы – все это признаки приближающейся весны. А синоним весны в школах – это Всероссийские проверочные работы. Рособрнадзор уже утвердил план-график ВПР на 2021-2022 учебный год. У выпускников начальной школы работы пройдут в штатном режиме с 15 марта по 20 мая. Ребятам предстоит написать работы по русскому языку, математике и окружающему миру. Конкретные даты каждая образовательная организация определит самостоятельно. Но уже сейчас самое время создать положительный настрой для четвероклассников, свести на нет тревогу их родителей, помочь педагогам организовать подготовку к ВПР.
Листайте вправо, чтобы увидеть больше изображений
Издания для подготовки к ВПР по окружающему миру, получившие положительную экспертную оценку ФГБНУ «ФИОКО»
Как и к любой проверочной работе, к ВПР необходимо готовиться. Вот только как это сделать? На какие материалы следует опереться, чтобы не перегрузить учащихся и не упустить необходимое? Объем методической литературы, количество советов и примерных работ для подготовки к ВПР можно сравнить с бескрайним морем.
Вам поможет пособие «Всероссийская проверочная работа. Окружающий мир. 4 класс. 25 вариантов. Типовые задания. ФГОС», выпущенное издательством «Экзамен» в 2022 году. Почему именно на нем хочется акцентировать внимание?
Во-первых, его авторы являются членами команды разработчиков ВПР по окружающему миру.
Во-вторых, оно прошло экспертизу и рекомендовано Федеральным институтом оценки качества образования для использования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по программам общего образования.
В-третьих, учителя-практики и заинтересованные родители уже давно пользуются такого рода пособиями, которые издательство «Экзамен» выпускает на протяжении уже нескольких лет.
Перед каждой проверочной работой с четвероклассниками проводят инструктаж по выполнению работы. А ведь волнение перед ответственным делом еще никто не отменял! Можно и прослушать нечто важное! Авторы пособия побеспокоились и о таком психологическом моменте, включив в издание инструкцию по выполнению работы, аналогичную той, которая прозвучит в назначенный день.
Но вот пришло время проверить работу. Это легко сделает учитель, который знаком с критериями оценивания. А как быть заботливым родителям, которые хотят определить для себя уровень успеваемости ребенка, наличие или отсутствие пробелов в его знаниях, степень готовности к ВПР? И на этот случай в пособии заложена помощь. В конце книги есть ответы на каждое из заданий для 25 вариантов.
Лучше перед началом работы с пособием извлечь страницы с ответами и использовать их для проверки после выполнения заданий варианта или в качестве образца в случае затруднения построения рассуждений. Особенно это относится к заданиям с описанием опытов, с умением презентовать информацию в форме краткого рассказа.
Но какие же именно задания ожидают четвероклассников на ВПР по окружающему миру в 2022 году? За ответом мы снова обращаемся к упомянутому пособию издательства «Экзамен».
Проверочная работа состоит из двух частей, которые различаются по содержанию и количеству заданий, и включает в себя 10 заданий.
Задание 1 проверяет умение анализировать изображение и узнавать объекты, с которыми дети встречались в повседневной жизни или при изучении учебных предметов, выявлять их существенные свойства. Это задание, как правило, у детей не вызывает трудностей. Они выполняют его легко и быстро. Не стоит решать такое задание многократно. Лучше пойти от обратного. На уроке или во внеурочной деятельности предложите ребятам групповую работу. Пусть каждая группа определит для себя материалы, из которых изготавливают предметы обихода, нарисует предметы определенной тематики, сформулирует задание по аналогии с заданием ВПР. Затем группы презентуют свои задания друг другу и приступят к их выполнению. Такая форма организации будет не только готовить к ВПР, но и способствовать познавательной активности.
Задание 2 проверяет умение понимать и анализировать информацию, представленную разными способами (словесно, знаково-символическими средствами и т. п.). Основой является таблица с прогнозом погоды на три дня, содержащая часто употребляемые на информационных ресурсах и в СМИ условные обозначения.
Анализ таблиц с графическими символами требует определенных навыков. Лучшим упражнением будет систематический анализ данных о погоде своего края на уроках окружающего мира. Задания из пособия отлично подойдут в качестве индивидуальной работы на уроке.
Основой задания 3 является карта материков Земли / карта природных зон России и изображения животных и растений. Требуется назвать отмеченные буквами материки / природные зоны и определить, какие из приведенных в задании животных и растений обитают в естественной среде на территории каждого из этих материков / каждой из этих природных зон. Задание проверяет сформированность первичного навыка чтения карты и овладение логическими универсальными действиями. Многовариантность такого задания в пособии позволит надежно закрепить знания по теме «Природные зоны». Эти же задания можно использовать на уроках и ранее в ходе изучения данной темы.
В задании 4 на основе предложенной для анализа модели проверяется овладение начальными сведениями о строении тела человека (умение распознать конкретные части тела и органы).
Задание 5 направлено на проверку освоения элементарных норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде. Хотя на первый взгляд здесь все очевидно, многие четвероклассники испытывают трудности при составлении высказывания. При помощи подобранных вариантов в пособии будет разумно тренировать монологическую научную речь обучающихся на уроках окружающего мира. С этой целью учить не только составлять высказывание, но и продолжать фразу, приводя доказательства.
Задание 6 связано с элементарными способами изучения природы – его основой является описание реального эксперимента. Именно подобное задание из года в год вызывает наибольшее затруднение у младших школьников. Причина – недостаточность экспериментальной практической работы на уроках, отсутствие необходимых условий для проведения опытов, нежелание учителей организовывать сложный процесс эксперимента. Если такая ситуация имеет место в учебном процессе, задания из пособия помогут сформировать недостающие исследовательские умения, научат строить умозаключения.
Первая часть задания проверяет умение обучающихся вычленять из текста описания информацию, представленную в явном виде, сравнивать описанные в тексте объекты, процессы.
Если для выполнения задания на ВПР достаточно подчеркнуть нужные слова, то для формирования исследовательских умений необходимо научить ребенка по опорным словам описывать условия проведения опыта путем составления монолога.
Во второй части задания требуется сделать вывод на основе проведенного опыта.
Это задание требует развернутого ответа. Необходимо научить детей выделять главные слова, использовать их в ответе, правильно строить высказывание. Например, ответ может быть таким: освещенность семян увеличивает скорость их прорастания.
Третья часть задания проверяет умение проводить аналогии, строить рассуждения.
В описании должны быть верно отражены сходства и различия в условиях проведения опыта. Например, ответ может быть таким. В два блюдца надо положить одинаковое количество семян. Налить в блюдца воду, чтобы она прикрыла семена. Одно блюдце поставить в более теплое место, а другое – в более холодное. С помощью ламп надо обеспечить одинаковую освещенность семян. Затем надо наблюдать за ростками.
В пособии приведено 25 вариантов подобного задания. Качественно проработав даже половину из них, можно сформировать необходимые алгоритмы действий.
Задание 7 проверяет способность на основе приведенных знаково-символических изображений формулировать правила безопасного поведения.
Например, к такому изображению могут быть предложены следующие вопросы и задания:
Какой из этих знаков можно встретить в парке?
Какое правило отражает этот знак?
Какие правила отражают остальные знаки? Запиши в таблицу.
В качестве верного ответа может быть принята не только строгая формулировка правила, но и любое объяснение, свидетельствующее о том, что обучающийся понимает соответствующее правило.
Задание 8 выявляет сформированность элементарных представлений обучающихся о массовых профессиях, понимание социальной значимости труда представителей каждой из них. Задание построено на основе изображений объектов, с которыми работают представители различных профессий, или изображений труда людей определенных профессий. В этом задании очень важно научить школьника рассуждать не общими словами, а конкретизировать объяснения применительно к выбранной профессии.
Задание 9 выявляет понимание обучающимися значимости семьи и семейных отношений, образования, государства и его институтов, а также институтов духовной культуры. Задание также предполагает проверку умения обучающихся анализировать информацию и переводить ее из текстовой в цифровую форму. Выполнение этого задания потребует написания текста объемом до пяти предложений. Младший школьник сможет проявить здесь свою эрудицию, кругозор, личностные качества. Предложенные в пособии задания такого типа можно использовать не только на уроках окружающего мира, но и на классных часах, во внеурочной деятельности.
В задании 10 проверяются знания обучающихся о родном крае: его главном городе, достопримечательностях, особенностях природы, жизни и хозяйственной деятельности людей, умение презентовать информацию о родном крае в форме краткого рассказа. При оценивании этого задания будут учитываться и знания конкретных фактов, и умение передавать личные впечатления. Опираясь на задания, предложенные в пособии, учитель может выстроить в классе работу краеведческого направления.
Ирина ДМИТРИЕВА, учитель русского языка, литературного чтения, математики, окружающего мира, технологии, изобразительного искусства гимназии №25 Курска
В статье использованы задания из учебного пособия «Всероссийская проверочная работа. Окружающий мир. 4 класс.
Leave A Comment