Русские земли в середине XIII—XIV в.: История России. Контрольные работы. 6 класс
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА №1
ВАРИАНТ 1
1. Укажите название представителя монгольского хана в завоёванных землях, контролировавшего местные власти.
1) темник
2) смерд
3) баскак
4) нойон
2. Установите соответствие между событиями и годами.
СОБЫТИЯ
1) восстание в Твери против ордынцев
2) начало завоевательных походов Чингисхана
3) разорение Москвы ханом Тохтамышем
ГОДЫ
A) 1211 г.
Б) 1327 г.
B) 1380 г.
Г) 1382 г.
Запишите буквы, соответствующие выбранным ответам.
3. Прочитайте отрывок из литературного произведения и укажите участника сражения, о котором идёт речь.
И вот наступил восьмой час дня, когда ветер южный потянул из-за спины нам, и воскликнул Волынец голосом громким: «Княже Владимир, наше время настало, и час удобный пришёл!» — и прибавил: «Братья моя, друзья, смелее: сила Святого Духа помогает нам!»
Соратники же друзья выскочили из дубравы зелёной, словно соколы испытанные сорвались с золотых колодок, бросились на бескрайние стада откормленные, на ту великую силу вражескую. ..
1) Ольгерд
2) Иван Калита
3) Дмитрий Донской
4) хан Батый
4. Установите соответствие между событиями (процессами) и участниками этих событий (процессов).
СОБЫТИЯ (ПРОЦЕССЫ)
1) Грюнвальдская битва
2) противостояние войску Батыя в период его нашествия на русские земли
3) основание города Вильно
УЧАСТНИКИ
A) Филипп Нянька
Б) Витовт
B) Александр Пересвет
Г) Гедимин
5. Что из перечисленного стало одним из последствий нашествия Батыя на Русь?
1) начало распада Руси на самостоятельные земли
2) необходимость выплачивать ордынский выход
3) насаждение ордынцами язычества на Руси
4) перенесение столицы Северо-Восточной Руси из Суздаля во Владимир
6. В каком из перечисленных произведений сказано о подвиге Евпатия Коловрата?
1) «Житие Александра Невского»
2) «Повесть о разорении Рязани Батыем»
3) песня «О Щелкане Дудентьевиче»
4) песня «Об Авдотье Рязаночке»
7.
1) На изображении представлена роспись купола одного из храмов города Владимира.
2) Представленная на изображении фреска был создана перед нашествием Батыя на Русь.
3) Автор фрески, представленной на изображении, приехал на Русь из Византии.
4) На фреске отсутствуют надписи.
8. Какие из перечисленных государств подверглись монгольскому завоеванию до начала Батыева нашествия на Русь?
1) империя Цзинь
2) королевство Польша
3) Волжская Булгария
4) королевство Чехия
5) королевство Венгрия
Выберите несколько правильных ответов.
9. Прочитайте текст (каждое предложение пронумеровано), в котором нарушена последовательность предложений.
(1) Рыцарская конница скучилась, так как задние шеренги рыцарей подталкивали передние шеренги, которым негде было развернуться для боя. (2) И в самый её разгар, когда «свинья» полностью втянулась в бой, по сигналу Александра Невского по её флангам во всю мощь ударили полки левой и правой руки. (3) Атака оказалась успешной, рыцари прорвали оборонительные порядки русского «чела». (4) Однако, наткнувшись на обрывистый берег озера, малоподвижные, закованные в латы рыцари не могли развить свой успех. (5) Немецкие рыцари построили свои войска в форме клина («свиньи»). (6) В этой тесноте завязалась ожесточённая рукопашная схватка. (7) Выставив длинные копья, немцы атаковали центр («чело») боевого порядка русского войска.
Запишите правильную последовательность предложений.
Рассмотрите карту «Нашествие Батыя на Русь» и выполните задания 10-12.
10. Укажите год(ы), к которому(ым) относятся события, обозначенные на схеме стрелками.
1) 1223 г.
2) 1236-1238 гг.
3) 1239-1242 гг.
4) 1257-1259 гг.
11. Укажите цифру, которой обозначен город, названный противниками Руси «злым городом».
12. Укажите название реки, на которой произошла битва, обозначенная на схеме цифрой «1».
Ответ:
13. Запишите термин, о котором идёт речь.
Грамота, письменный указ хана Золотой Орды.
Ответ:
14. Прочитайте отрывок из сочинения историка и впишите пропущенное имя.
____ недаром жил в Орде: он не только оправдался в обвинениях Михайловых, но умел сблизиться с семейством хана и женился на сестре его Кончаке. Ханский зять возвратился в Россию… и начал войну с Михаилом. Последний разбил его в 40 верстах от Твери, в селе Бортеневе, взял в плен его жену, брата Бориса, многих князей и бояр… Жена умерла в Твери в плену: пронёсся слух, что её отравили.
15. Укажите князя, пропущенного в схеме.
Ответ:
ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ ОТВЕТОВ
ВАРИАНТ 2
1. Кто является родоначальником московских князей?
1) Семён Гордый
3) Дмитрий Донской
2) Иван Калита
4) Даниил Александрович
2. Установите соответствие между событиями и годами.
СОБЫТИЯ
1) начало княжения в Москве Ивана Калиты
2) взятие Киева войском хана Батыя
3) Грюнвальдская битва
ГОДЫ
A) 1240 г.
Б) 1325 г.
B) 1389 г.
Г) 1410 г.
Запишите буквы, соответствующие выбранным ответам.
3. Прочитайте отрывок из литературного произведения и укажите князя, о котором идёт речь.
И вот какой обычай был у хана Батыя: когда приедет кто-нибудь на поклон к ним, то не велели сразу приводить такого к себе, но приказано было волхвам, чтобы шёл он сначала через огонь и поклонился кусту и идолам. А из всех даров, которые привозили с собой для царя, часть брали волхвы и бросали сначала в огонь, а уже потом к царю допускали и самих пришедших, и дары…
Один из вельмож Батыя, приехав к князю, сказал ему: «Так говорит царь: «Как посмел повелением моим пренебречь — почему богам моим не поклонился? Теперь одно из двух выбирай: или богам моим поклонишься и тогда останешься жив и получишь княжение, или же, если не поклонишься богам моим, то злой смертью умрёшь». Тогда ответил князь: «Тебе, царь, кланяюсь, потому что Бог поручил тебе царствовать на этом свете. А тому, чему велишь поклониться, — не поклонюсь».
1) Александр Невский
3) Михаил Черниговский
2) Ярослав Всеволодович
4) Юрий Всеволодович
4. Установите соответствие между событиями и участниками этих событий.
СОБЫТИЯ
1) антиордынское восстание в Твери
2) оборона Владимира во время Батыева нашествия
3) Куликовская битва
УЧАСТНИКИ
A) Пётр Ослядюкович
Б) Владимир Андреевич
B) воевода Дмитр
Г) Александр Михайлович
5. Что из перечисленного явилось одним из итогов победы русского войска на Куликовом поле в 1380 г.?
1) усиление позиций Москвы как центра объединения русских земель
2) перенесение резиденции митрополита из Владимира в Москву
3) освобождение русских земель от ордынского владычества
4) получение московским князем права сбора дани в Орду со всех русских земель
6. Какое из перечисленных произведений посвящено антиордынскому восстанию в Твери?
1) «Житие Александра Невского»
2) «Слово о законе и благодати»
3) песня «О Щелкане Дудентьевиче»
4) «Житие Михаила Тверского»
7. Рассмотрите изображение и укажите, какое суждение о данном памятнике архитектуры является верным.
1) Данный памятник архитектуры находится во Владимире.
2) Данный памятник архитектуры создан в XIII в.
3) На фасадах здания отсутствуют декоративные элементы.
4) Данный памятник архитектуры создан в период ордынского владычества на Руси.
8. Какие из перечисленных городов в XIV в. вошли в состав Великого княжества Литовского?
1) Тула
2) Рязань
3) Чернигов
4) Тверь
5) Брянск
9. Прочитайте текст (каждое предложение пронумеровано), в котором нарушена последовательность предложений.
(1) Южнорусские князья собрались в Киев на совет и часть из них решила оказать помощь половцам, встретив врага на чужой земле, не на своей.
Запишите правильную последовательность предложений.
Рассмотрите карту «Борьба Руси с завоевателями» и выполните задания 10-12.
10. Укажите год, к которому относится часть похода, обозначенная на схеме пунктирными стрелками —> .
1) 1223 г.
2) 1238 г.
3) 1240 г.
4) 1242 г.
11. Какой цифрой обозначено место сражения, в котором противником русского войска были шведы?
12. Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой «5».
Ответ:
13. Запишите термин, о котором идёт речь.
Объединение двух монархических государств под властью одного монарха.
Ответ:
14. Прочитайте отрывок из сочинения историка и впишите термин, дважды пропущенный в тексте.
Своё государство Чингисхан разделил на четыре части (которые назывались ____) между четырьмя сыновьями. В ____ его старшего сына Джучи вошли Западная Сибирь, Кипчакская степь и Хорезм. Джучи умер ещё при жизни отца. Его наследником был признан второй сын Бату, который возглавил общемонгольский поход на запад, в ходе которого были покорены Волжская Булгария, Половецкая степь, русские княжества и некоторые другие страны Восточной Европы.
Ответ:
15. Запишите имя, пропущенное в схеме.
Ответ:
ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ ОТВЕТОВ
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА №2
ВАРИАНТ 1
1. Приведите любые три факта, которые можно использовать для характеристики религиозных отношений в Золотой Орде.
2. Существует точка зрения, что возвышению Москвы способствовала мудрая политика московских князей. Приведите не менее двух аргументов в подтверждение данной точки зрения.
3. Прочитайте отрывок из сочинения историка и выполните задания.
В русской части Литвы уния и в особенности принятие католичества официальными лицами не могли обойтись без протеста: русские с той поры, как Ягайло стал королём ____, захотели иметь своего особого князя, что заставило их сгруппироваться сначала вокруг Андрея Ольгердовича, попытка которого захватить власть, однако, окончилась неудачей. Тем не менее в Литве неудовольствие против унии всё росло, чем и воспользовался сын Кейстута — Витовт. Заручившись союзниками, он вступил в борьбу с Ягайло, и тот в конце концов должен был уступить Литву Витовту и признать последнего князем литовским.
Впишите название государства, пропущенное в тексте.
Укажите обстоятельство, которым, по мнению автора, воспользовался Витовт в борьбе за титул великого князя литовского. Используя знания по истории, назовите битву, для победы в которой двоюродные братья, названные в отрывке, объединили свои силы.
Укажите одну причину добровольного перехода некоторых русских княжеств под власть Великого княжества Литовского. Укажите одно последствие этого перехода для развития культуры в Великом княжестве Литовском.
4. Сравните борьбу русских земель против монголов и борьбу против завоевателей с Запада (шведов и рыцарей-крестоносцев) в XIII в. по линиям сравнения, указанным в таблице. На основании сравнения сделайте вывод.
Линии сравнения | Борьба против монголов в XIII в. | Борьба против завоевателей с Запада в XIII в. |
Основные события | ||
Масштабы вторжения противника (русские княжества, земли, подвергшиеся вторжению, примерная численность противника) | ||
Военные приёмы, оружие, приспособления, используемые противником | ||
Результаты борьбы |
Вывод:
ВАРИАНТ 2
1. В чём проявлялась зависимость Руси от Золотой Орды? Укажите не менее трёх проявлений.
2. Существует точка зрения, что присоединение западных и юго-западных русских земель к Литве и создание сильного Литовско-Русского государства имели положительное значение для народов, проживавших на территории этого государства. Приведите не менее двух аргументов в подтверждение данной точки зрения.
3. Прочитайте отрывок из сочинения историка и выполните задания.
Монголы вступили в Новгородскую область: великая республика трепетала; но обширные леса и разлив рек остановили Батыя: губительная волна достигла Игнатиева креста, в ста верстах от Новгорода, потом отхлынула на юго-восток. На возвратном пути Батый был задержан семь недель у небольшого города ____, жители которого перебили 4 тысячи неприятелей; поэтому монголы назвали его злым городом. Наконец ____ был взят, жители истреблены, а малолетний князь Василий «утоплен в крови».
Укажите название города, дважды пропущенное в тексте.
В чём, по мнению автора, заключаются причины отказа монголов от похода на Новгород? Запишите ещё одну возможную причину, не указанную автором.
Какие причины привели к поражению Руси от врагов, борьба с которыми описана в данном отрывке? Укажите не менее двух причин.
4. Сравните положение Московского княжества в периоды княжений Ивана Калиты и Дмитрия Донского по линиям сравнения, указанным в таблице. На основании сравнения сделайте вывод.
Линии сравнения | Период княжения Ивана Калиты | Период княжения Дмитрия Донского |
Военные столкновения с Ордой (если были, назовите их) | ||
Примеры сотрудничества с Ордой | ||
Отношения с Русской православной церковью (приведите примеры) | ||
Результаты княжений с точки зрения усиления (ослабления) роли Москвы как центра объединения русских земель |
Вывод:
Предыдущая
СтраницаСледующая
СтраницаОглавление
Монгольское иго и его последствия • Arzamas
У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.
Материалы
Память о войне: пропагандистский миф против «окопной правды»
Как менялся образ войны от Сталина до Горбачеве и что про это думали Пастернак, Слуцкий, Самойлов и Окуджава
Травля писателей, композиторов, режиссеров в послевоенном СССР
Кто придумал «безродный космополитизм» и за что власти нападали на Эйзенштейна, Ахматову и Шостаковича
Хрущевская оттепель — демонтаж сталинской системы
Как проводилась десталинизация и при чем тут Солженицын, Хуциев, иностранные студенты и бассейн «Москва»
Фарцовщики, битломаны, пепси-кола: советская молодежь и Запад
Как советские люди влюбились в западную культуру в атмосфере холодной войны
Хрущевки, дефицит, досуг: быт и потребление времен «развитого социализма»
Как советский человек 1970-х справлялся с недостатком товаров, пространства и времени
Физик как новый культурный герой: научно-техническая интеллигенция и ее ценности
Стругацкие и Шурик, КВН и КСП, свободомыслие и структурализм, Сахаров и Солженицын как новый культурный мейнстрим
Застой, диссидентство, андеграунд и третья волна эмиграции
Новые репрессии и ответ на них: политическая культура «длинных семидесятых»
Перестройка, рок и соц-арт: выход культуры из андеграунда
Как 1980-е стали временем перемен и при чем тут Пригов с Кабаковым, Цой с Шевчуком и Гумилев с Набоковым
Где узнать больше про Россию от войны до перестройки
Воспоминания диссидентов, монография о магазине «Березка», сайт с музыкой «на костях» — и другие рекомендации
Ключевые образы России от войны до перестройки
От Сталина в гробу и оттепельного кино до инсталляции Кабакова и путча ГКЧП
Рюриковичи: от призванных варягов до правящей династии
Как скандинавский род стал русской династией
Крещение Руси и наследие язычества
Почему Владимир выбрал христианство
Византия и Русь
Что и зачем заимствовала Русь у Константинополя
Древний Новгород: от призвания варягов до республики
Как была устроена Новгородская республика и была ли она демократией
Что такое древнерусская литература
Летописи, религиозные трактаты, жития и «Слово о полку Игореве»
Первые святые и рождение русской иконы
Кого и за что канонизировали в первые века после крещения Руси — и как их изображали
Русь между Западом и кочевниками
Как русские князья породнились с западными королями и степными вождями
Монгольское иго и его последствия
Как Орда изменила Русь
Где узнать больше про Древнюю Русь
Научпоп об иге, учебник по истории иконописи, исследование княжеских имен и другие рекомендации
Ключевые образы Древней Руси
Произведения современников и представления потомков — от летописных миниатюр до открыток Билибина
Московское царство: собирание земель и формирование самодержавия
Как московский князь стал царем всея Руси
Кремль как новый центр государства
Как русские и итальянские зодчие построили символ Московского царства
Расцвет русской иконописи
Феофан Грек, Андрей Рублев и Дионисий
Великое княжество Литовское и русские земли
Судьба восточных славян в Литве и Польше
Церковная реформа XVII века и раскол
Как разные подходы к священным текстам привели к культурному конфликту
Протопоп Аввакум: средневековое сознание и сознание Нового времени
Как автобиография раскольника выразила противоречия эпохи
Татары и русская культура
Как разные народы учились жить в одном государстве
Начало светской культуры: стихи, театр и газеты
Алексей Михайлович и европейское влияние
Где узнать больше про Московскую Русь
Путеводитель по Успенскому собору, справочник по истории татар, свод новгородских фресок и другие рекомендации
Ключевые образы Московской Руси
Произведения современников и представления потомков — от «Троицы» Рублева до акварели Васнецова
Культурные реформы Петра Великого
Отказ от традиций и поворот в сторону Европы
Петербург и Москва: новая столица против старой
Жители, быт и экономика двух российских столиц
Придворная жизнь как спектакль: от Версаля до Царского Села
Как загородные резиденции, театр и маскарады создавали образ российского монарха
Дворяне XVIII века: от слуг престола до оппозиции
Как новая знать стала интеллектуальной элитой
Становление русской живописи: портрет XVIII века
Как Левицкий, Рокотов и Боровиковский создавали новое искусство
Война 1812 года: появление национальной мифологии
Как русское общество осознало себя единой нацией
Французское влияние: Просвещение и вольнодумство
Почему французская культура была примером для русского общества конца XVIII — начала XIX века
Пушкин и феномен национального гения
Почему Пушкин стал главным русским поэтом
Где узнать больше про Россию от Петра до декабристов
Научпоп о придворных, исследование увеселений Петра, сайты о 1812 годе и другие рекомендации
Ключевые образы России от Петра до декабристов
Произведения современников и потомков — от аллегорической гравюры с Петром до Пушкина кисти Репина
Поиск русской идеи и понятие народности
Откуда взялось и что значило главное историко-философское понятие XIX века
Западники, славянофилы и другие: споры о пути России
Похожа ли Россия на Европу, и если нет, то хорошо это или плохо
Появление русской интеллигенции
Когда и почему образованные люди противопоставили себя государству
Фольклор и всплеск интереса к культуре простого народа
Киреевский, Даль и Некрасов в поисках древних традиций
Русский писатель на Западе
Как Гоголь влюбился в Европу, Герцен разочаровался в Европе, а Европа влюбилась в Толстого и Достоевского
Чайковский и «Могучая кучка»: спор о русской музыке
Музыка как портрет русского народа или музыка как портрет души человека
Романы, журналы и газеты: литература в погоне за прогрессом
Как писатели и критики стали самыми влиятельными людьми в России и при чем здесь реформы Александра II
Где узнать больше про Россию XIX века
Исследования о железных дорогах, воспоминания Репина, иллюстрированные очерки о жизни России и другие рекомендации
Ключевые образы России XIX века
От посмертного портрета Пушкина до фотографии первой железной дороги
Передвижники и другие: крестьяне в русской живописи
Бурлаки на Волге, колдуны на свадьбе и созерцатели в лесу: простой народ на картинах XIX века
От декаданса до футуризма: русский Серебряный век и европейские влияния
Как русская культура на рубеже веков догнала западную
Соловьев, Бердяев и другие: русская религиозная философия
Как интеллигенция перестала стесняться религии
Символизм в поэзии, музыке и живописи
Как Белый, Блок, Врубель и Скрябин искали мистическую истину
Народное богоискательство: толстовцы, хлысты и другие секты
Как простые люди пытались познать Бога без помощи церкви
Коллекционеры и меценаты — создатели искусства Серебряного века
Как Щукины и Морозовы изменили путь русской живописи
Расцвет русского балета: Дягилев и Русские сезоны
Как Бакст и Нижинский, Стравинский и Павлова, Фокин и Баланчин прославили русский балет на весь мир
Режиссерский театр: Станиславский, Немирович-Данченко, Мейерхольд
Как русские режиссеры стали важнее актеров и драматургов
Первая мировая война и русская культура
Патриоты и пацифисты: как война изменила русских поэтов и художников
Где узнать больше про Серебряный век
Мемуары Витте и Бенуа, исследование русских сект, учебник по истории театра — и другие рекомендации
Ключевые образы Серебряного века
От Врубеля и первых постановок Чехова до Малевича и Февральской революции
Коммунизм как новая религия
Во что верили большевики и почему компромисса между старым и новым миром быть не могло
Авангард — искусство революции
Как Малевич, Эйзенштейн, Мейерхольд и конструктивисты получили возможность изменить мир
Создание нового советского человека
Как большевики превращали человека в машину, чего они хотели от детей и зачем были нужны пионеры
Соцреализм как художественный стиль и как инструмент власти
Почему Прокофьев приветствовал соцреализм и есть ли интересные соцреалистические романы
Сталинская Москва как мечта о социализме
Дворец Советов, город-сад и другие сбывшиеся и несбывшиеся градостроительные идеи 1930-х
Культ Сталина в СССР
Как руководитель СССР стал вождем, мудрецом, пророком и почти художником
Большой террор и советская литература
Как Булгаков, Платонов, Гайдар и Твардовский искали язык для описания репрессий
Первая волна эмиграции: русская культура за рубежом
Бунин, Цветаева и Набоков за рубежом: изгнание, попытка выжить или духовная миссия?
Где узнать больше про Россию между революцией и войной
Воспоминания иностранцев об СССР, энциклопедия русского авангарда, карта репрессий — и другие рекомендации
Ключевые образы России между революцией и войной
От башни Татлина и спектаклей Мейерхольда до портрета Сталина и тюремной фотографии Мандельштама
Лекция 8 из 8Как Орда изменила Русь
Автор Антон Горский
soundcloud.com/player/?url=https%3A//api.soundcloud.com/tracks/387425315%3Fsecret_token%3Ds-QVpNR&color=%23ff5500&hide_related=true&show_comments=false&show_user=true&show_reposts=false&visual=true»/>В массовом историческом сознании тема монгольского нашествия XIII века и последующих отношений Руси с Ордой является одной из тем, вызывающих наибольший интерес и сильный эмоциональный отклик. Традиционно русско-ордынские отношения было принято характеризовать через понятие «иго».
Долгое время это «иго» обозначалось, как правило, определением «монголо-татарское» или «татаро-монгольское», но к концу XX столетия, чтобы избежать ассоциаций с современными народами, монголами и татарами, утвердилось словосочетание «ордынское иго», то есть по названию государства, Орды. Ныне же понятие «иго» в научных трудах постепенно выходит из употребления. Большинство современных исследователей его не применяют или употребляют как минимум в кавычках. Дело в том, что эта характеристика русско-ордынских отношений не принадлежит современникам событий, как можно было бы подумать. Впервые она встречается у польского хрониста Яна Длугоша под 1479 годом в латинской форме — «iugum», в России же слово «иго» для обозначения отношений с Ордой появляется только в XVII столетии, то есть тогда, когда эти отношения уже стали далеким прошлым. У современников же, авторов XIII, XIV, XV веков, встречаются разные оценки гнета со стороны Орды, и достаточно эмоционально окрашенные: это, скажем, «лютое томление бесерменское», «насилье» («бысть ослаба Руси от насилья бесермен»), «неволя» («тогда были все князья в неволе татарской»), «работа» (в смысле «рабство» — «горькая работа от иноплеменников»), но какого-то универсального понятия не существовало. Поэтому с научной же точки зрения точнее говорить о «системе зависимости русских земель от Орды».
Но если термин «иго» не встречается у современников событий и не годится как научное понятие, это не значит, конечно, что не было явления, которое им традиционно обозначали (как это нередко утверждается в современной околонаучной публицистике). Зависимость русских земель от Орды, несомненно, имела место и осознавалась людьми той эпохи как зависимость тяжелая. Об этом говорят и приведенные выше определения: «томление», «насилье», «неволя», «рабство» — все это указания на крайне высокую степень угнетения. Тем не менее не все в этом вопросе ясно. В науке изучались в первую очередь политические отношения русских земель и Орды. Сама же система властвования, ее институты, экономическая сторона исследованы много меньше. Причина — относительная бедность сведений источников. Определенная ясность существует только по поводу одного из проявлений зависимости — утверждения ханами русских князей на их столах путем выдачи грамот, ярлыков. С 1243 года, когда в ставку к Батыю был вызван владимирский великий князь Ярослав Всеволодович (отец Александра Невского), и по середину XV века источники содержат множество известий о поездках князей к ханам в Орду за ярлыками на княжение, о княжеских спорах по поводу этих ярлыков и т. п. Что же касается системы податей, функций ордынских должностных лиц, связанных с Русью, — здесь сведений немного, и имеют место определенные сложности в интерпретации.
В подобных случаях может помочь сравнительно-исторический подход. Завоевания монголов в XIII столетии охватили огромные пространства, почти всю Евразию — от Кореи, Китая и Индокитая на Востоке до Среднего Подунавья, то есть Центральной Европы, и Малой Азии на Западе. Сведения о монгольских походах и их последствиях для разных стран отразились в источниках разноязычных: китайских, корейских, арабских, персидских, армянских, сирийских, грузинских, греческих, русских, венгерских, польских, немецких, итальянских, английских, французских. Рассмотрение особенностей монгольской власти в разных регионах способно пролить в какой-то мере свет и на изучение ее характера на Руси.
Монгольская империя использовала в своей экспансии две основных модели управления завоеванными территориями — прямое управление, через утверждение собственной администрации на завоеванной земле, и управление через местных правителей: когда сохраняются местные князья, и через их посредство осуществляется господство. Обе модели были применены и в Восточной Европе после вторжения Батыя, которое произошло в 1236–1242 годах. Степная зона от реки Урал до Дуная перешла под непосредственную власть монголов, элита местного кочевого населения — половцев — была уничтожена. То же произошло и в Волжской Булгарии, государстве, которое располагалось в Среднем Поволжье, и население которого было оседлым, как и население Руси. Русские земли оказались под опосредованным — с сохранением местных князей — управлением, как и многие другие государства, оказавшиеся на крайних пределах монгольской экспансии, — Корея, страны Юго-Восточной Азии, государства Закавказья и Малой Азии, Дунайская Болгария. Эти страны, где после завоевания были сохранены местные правители, рассматривались потомками Чингисхана как плацдарм для дальнейших завоеваний: за Кореей должна была быть покорена Япония, за Закавказьем и Малой Азией — Сирия и Египет, за Русью — Польша и Венгрия. Планам этим, несмотря на неоднократные вторжения монгольских войск в перечисленные государства, не было суждено осуществиться, но система «опосредованного» управления для стран, дальше которых экспансия монголов не продвинулась, стала со временем традицией.
Сначала русские земли зависели как от ханов улуса Джучи (Золотой Орды), так и от великих монгольских ханов, сидевших в Каракоруме, столице Монгольской империи, но с 1260-х годов Золотая Орда фактически отделяется от Монгольской империи и сохраняется только зависимость русских земель от нее. Эта зависимость выражалась в утверждении русских князей ханами на их столах путем выдачи грамот-ярлыков на княжение, в выплате податей (главной из которых был подушный налог, называемый на Руси «выходом») и обязанности русских князей оказывать ханам военную помощь (правда, эта обязанность прослеживается только до середины XIV века, позже таких фактов не было). Ярлыки на княжение были действенным средством держать русских князей в повиновении, потому что давали возможность поддерживать между ними конкурентную борьбу за власть; правители Орды стремились не допускать чрезмерного усиления одних князей за счет других. Автор житийной Повести о князе Михаиле Ярославиче Тверском, убитом в ставке хана Узбека в 1318 году, ярко выразился по этому поводу: «Обычаи бе поганыхъ и до сего дни: вмещущи вражду между братиею князи русскыми, себе множаишая дары възимають» — то есть сеют вражду между русскими князьями и получают от них при этом дары, которые князья приносили в ханскую ставку, для того чтобы заслужить милость хана или людей из его окружения и получить искомый ярлык. Для регулирования сбора податей завоевателями были проведены переписи населения: в Южной Руси уже в 1240-е годы, вскоре после похода Батыя, в большинстве других — в конце 1250-х годов, когда такое мероприятие проводилось практически во всех завоеванных монгольскими ханами странах — от Ближнего Востока до Китая. Обязанность участвовать в военных походах монголов распределялась в разных русских землях по-разному: князья Северо-Восточной Руси привлекались к таким походам относительно нечасто, а вот правителей Юго-Западной Руси (Галицко-Волынской земли), которая граничила с государствами Центральной Европы и с Литвой, во второй половине XIII века постоянно привлекали к участию в походах на Литву, Польшу и Венгрию.
При этом в разных русских землях (а Русь в середине XIII века не представляла собой единства, существовало более десятка фактически самостоятельных государств, «земель») во второй половине XIII века отмечаются неодинаковые варианты властвования монгольских правителей. В наиболее жесткие условия была поставлена Киевская земля, поскольку Киев, сохранявший вплоть до нашествия Батыя статус общерусской столицы, хотя и номинальный, рассматривался завоевателями как главный город всей Руси. Здесь было обложено данью все мужское население независимо от возраста, для контроля над сбором дани в Киеве был посажен монгольский чиновник — баскак. Ненамного более мягкий режим был установлен для Северо-Восточной Руси — Суздальской земли, где обложение данью коснулось только взрослого мужского населения, а баскачество хоть и существовало, но было отменено достаточно скоро, к концу XIII века. Относительно более мягкие формы зависимости отличали земли, находившиеся на периферии завоеванной монголами в Восточной Европе территории, — Новгородскую (северо-запад Руси) и Галицко-Волынскую (юго-запад Руси). Здесь не вводился институт баскачества, а дань с самого начала собиралась самими русскими князьями, а не ордынскими сборщиками. Но надо сказать, что такой порядок с конца XIII века установился и в Северо-Восточной Руси — там тоже дань стали собирать сами местные князья.
Правитель Орды, хан, на Руси именовался «царем» — это был титул более высокий, чем у кого-либо из русских князей, который соответствовал западноевропейскому «император» и византийскому «василевс». Власть ордынского хана, царя, со временем стала восприниматься как традиционная и считалась на Руси в определенной степени легитимной, законной. Способствовал ее длительному сохранению и другой фактор: на Руси долго, вплоть до середины XV столетия, сохранялось опасение, что в Орде решат отойти от «опосредованного», с сохранением местных князей, властвования, и перейти к непосредственному владычеству в русских городах. В частности, такое опасение отразилось в некоторых памятниках, посвященных Куликовской битве 1380 года, где утверждается, что правитель Орды Мамай намеревался тогда не просто разорить Русь, а непосредственно поселиться на ней, а население обратить в мусульманскую веру. В его уста вкладывали такие слова: «Приму землю Русскую, и разорю церкви христианские, и веру их на свою переложу, и велю кланяться своему Махметю». Иногда это утверждение принимается за чистую монету в публицистике, но на самом деле, конечно, таких планов у Мамая не было. Однако это опасение — что будет установлено прямое правление Орды на территории Руси, — оно некоторое время еще жило в русских землях.
Вопрос о том, какова роль иноземного нашествия и ига в судьбах Руси, издавна принадлежит к числу дискуссионных, вызывающих споры в науке. Можно выделить (достаточно условно) три группы исследователей. Первая — это те, кто признает очень значительное воздействие завоевателей на развитие Руси, выразившееся в создании благодаря им единого Русского (Московского) государства. Основоположником такой точки зрения был Николай Карамзин. Своеобразным развитием такого подхода стали в XX веке взгляды так называемых «евразийцев», полагавших, что Русь после завоевания вошла в особую евразийскую цивилизацию, что спасло ее от поглощения католической Европой. Другие историки (среди них Сергей Соловьев и Василий Ключевский) оценивали воздействие завоевателей на внутреннюю жизнь древнерусского общества как крайне незначительное, и полагали, что все процессы, шедшие во второй половине ХIII и в XIV веке, либо вытекают из тенденций предшествующего периода, либо, если являются новыми, то возникают независимо от Орды. Наконец, для многих исследователей характерна в определенной мере «промежуточная» позиция, согласно которой влияние завоевателей расценивается как заметное, но не определяющее для развития страны. Такая точка зрения преобладала в отечественной историографии советского периода. Воздействие завоевателей рассматривалось тогда как исключительно негативное, тормозящее развитие Руси, в том числе и процесс объединение земель; создание единого государства, с этой точки зрения, произошло не благодаря, а вопреки Орде.
При оценке воздействия завоевания на русское общество следует разделять непосредственные и долгосрочные последствия. Что касается первых, то, разумеется, нашествие Батыя и последующие походы имели катастрофические последствия в виде массовой гибели и пленения людей, уничтожения в пожарах культурных ценностей — как книг, так и памятников живописи и зодчества. В середине XIII века было разрушено примерно две трети крупнейших городов, причем из разоренных в свою очередь примерно такой же процент, около двух третей либо не возродились вовсе после разрушения, либо потеряли прежнее свое значение. При этом некоторые города разорялись не только во время нашествия Батыя, но и в результате последующих походов, начинавшихся в силу тех или иных политических обстоятельств. Так, Владимир разорялся три раза: помимо разрушения в 1238 году во время нашествия Батыя — еще и в 1293 и 1410 годах. Москва — тоже три раза, во время похода Батыя в 1238 году, а затем в 1293 и 1382 годах. А, скажем, Переяславль-Залесский и вовсе пять раз подвергся разорению. Разумеется, тяжелым бременем на страну ложились установленные завоевателями налоги. В результате были утрачены некоторые ремесленные технологии, на несколько десятилетий прекратилось каменное храмовое строительство.
Сложнее вопрос о долгосрочных последствиях, о том, насколько перемены, происходившие в русском обществе в XIII–XV веках, были связаны именно с воздействием Орды. Если говорить о культуре русских земель, то влияние завоевателей в целом можно оценить как минимальное. Здесь взаимосвязям препятствовал религиозный барьер между христианской Русью и сначала языческой, а затем мусульманской Ордой. Существовали и различия хозяйственно-экономического порядка: на Руси главным занятием населения было земледелие, в Орде кочевое скотоводство соседствовало с крупными торговыми городами. Заимствования имели место в той сфере, где эти два общества постоянно вступали в соприкосновение, — в военном деле. Можно, конечно, допустить, в какой-то мере под ордынским влиянием на Руси происходило то, что условно можно назвать «ожесточением нравов». Именно в ордынскую эпоху в русской литературе исчезает ранее существовавшее резко непримиримое отношение к убийству как средству политической борьбы; с другой стороны, на Руси распространяется смертная казнь как правовая норма (чего не было в домонгольский период). Но определить степень этого воздействия сложно, потому что, скажем, смертная казнь применялась не только монголами и затем в Орде, но и у западных соседей Руси существовала.
Что касается политической структуры, то если накануне нашествия на Руси существовало более десятка «земель» — самостоятельных политических образований, то к концу XV века, когда прекратилась власть Орды над Северо-Восточной Русью, на их месте мы видим фактически всего два государства, причем очень крупных по размерам: это Великое княжество Московское (включившее в себя северные и восточные русские земли — Суздальскую, Новгородскую, часть Смоленской и Черниговской) и Великое княжество Литовское, в состав которого вошли западные и большая часть южных русских земель. Если до нашествия пределы земель были стабильными, то в ордынскую эпоху происходит, таким образом, крупномасштабный территориальный передел, и карта русских земель меняется полностью. Причем приобретения в ходе этого территориального передела делали не только московские и литовские, но и многие другие князья.
Однако из этого никак не следует, что образование единого государства — Московского, получившего затем название Россия, — произошло благодаря Орде. Исследования показывают, что поддержка Ордой московских князей была далеко не постоянной. Напротив, ханы стремились соблюдать баланс, не допускать усиления одних русских князей за счет других. Кроме того, крайне редки были случаи, когда территориальные изменения на Руси происходили по инициативе правителей Орды, — обычно инициатива исходила от самих князей (русских или литовских), а ханы только поддерживали (а бывало, что и не поддерживали) ее. Но, конечно, само наличие с 1240-х годов центра верховной власти в Восточной Европе за пределами Руси создавало возможность этого территориального передела. Претенденту на то или иное княжество нужно было предъявить претензии на него и добиться поддержки своих притязаний в Орде, и князья, русские и литовские, стали активно пользоваться такой возможностью. В конце концов в этом переделе территорий более всех преуспели именно литовские и московские князья, а другие, которые временами тоже усиливались (переяславские, смоленские, тверские, суздальско-нижегородские, рязанские), в результате сошли с исторической сцены. Можно сказать, что это явление было несомненно связано с воздействием Орды, но это воздействие нужно признать не прямым, а опосредованным.
Другое опосредованное воздействие касалось общественного строя Руси. В эпоху, когда русские земли оказались под верховной властью Орды, центр русской государственности переместился из Среднего Поднепровья на северо-восток восточнославянской территории, в Суздальскую землю. Между тем на северо-востоке русских земель в большей степени, чем в Южной Руси, ощущалось негативное воздействие природно-географического фактора. Местные условия вызывали низкую урожайность земледелия и соответственно недостаточное количество прибавочного продукта, необходимого для функционирования государственных структур. Ситуацию усугубляло начавшееся в XIII столетии общее похолодание (так называемое «малое оледенение»). При этом значительная часть и без того скромного прибавочного продукта теперь уходила за пределы страны в виде ордынской дани — «выхода». Русская государственность была поставлена, таким образом, в тяжелые экономические условия. Это неминуемо вело к большей, чем в «киевскую» эпоху, «жесткости» структур формирующегося вокруг Москвы в XIV–XV веках государства, к тенденции укрепления в нем единовластия правителя, великого князя. С точки зрения внешнеполитической, только такой характер государства давал возможность как освободиться от ордынской зависимости (что и произошло в ходе событий 1470-х годов), так и противостоять натиску с запада, со стороны сильного Литовского государства. Но в перспективе он вел к самодержавию как форме правления и крепостничеству как системе зависимости рядового населения — эти явлениям, которые утвердятся в течение XVI–XVII веков, затем, в Новое время, станут тормозить развитие страны.
История русской культурыДревняя Русь
Древняя Русь
IX–XIV века
Истоки русской культуры
Куратор: Федор Успенский
Московская Русь
XV–XVII века
Независимость и новые территории
Куратор: Константин Ерусалимский
Петербургский период
1697–1825
Русская культура и Европа
Куратор: Андрей Зорин
От Николая I до Николая II
1825–1894
Интеллигенция между властью и народом
Куратор: Михаил Велижев
Серебряный век
1894–1917
Предчувствие катастрофы
Куратор: Олег Лекманов
Между революцией и войной
1917–1941
Культура и советская идеология
Куратор: Илья Венявкин
От войны до распада СССР
1941–1991
Оттепель, застой и перестройка
Куратор: Мария Майофис
Радио ArzamasАрхитектура и травмаНовый курс! Кандидат искусствоведения Анна Броновицкая — о том, как восстанавливали разрушенные в ходе Второй мировой города, как сохраняли и стирали память о войне и нацизме и как изменилось после этого отношение к памятникам культуры в целом
Хотите быть в курсе всего?
Подпишитесь на нашу рассылку, вам понравится. Мы обещаем писать редко и по делу
Курсы
Все курсыСпецпроекты
Что такое монгольское нашествие на Русь (1237-1242)?
Введение
Завоевание Киевской Руси монголами было частью монгольского нашествия на Европу, в ходе которого Монгольская империя вторглась и завоевала Киевскую Русь и другие русские княжества в 13 веке н.э., разрушив многочисленные города, в том числе Рязань, Коломну , Москва, Владимир и Киев.
Поход ознаменовался битвой на реке Калке в мае 1223 года, в результате которой монголы одержали победу над войсками нескольких русских княжеств. Монголы отступили, собрав свои разведданные, что и было целью боевой разведки. За этим последовало полномасштабное вторжение на Русь хана Батыя с 1237 по 1242 год. Вторжение было прекращено процессом монгольского престолонаследия после смерти Угедей-хана. Все русские княжества были вынуждены подчиниться монгольскому владычеству и стали вассалами Золотой Орды, некоторые из которых просуществовали до 1480 г.
Вторжение, которому способствовало начало распада Киевской Руси в XIII веке, имело неисчислимые последствия для истории Восточной Европы, включая разделение восточнославянского народа на три отдельных народа: современная Россия, Украина и Белоруссии, и возвышение Великого княжества Московского.
Предыстория
Киевская Русь, переживая раздробление, столкнулась с неожиданным вторжением иноземных врагов из загадочных регионов Дальнего Востока. «За грехи наши, — пишет русский летописец того времени, — пришли неведомые народы. Никто не знал ни их происхождения, ни откуда они пришли, ни какую религию они исповедовали. Это известно только Богу, а может быть, и мудрецам, научившимся по книгам».
Князья Руси впервые услышали о приходе монгольских воинов от кочевых половцев. Исторические отчеты после первоначального вторжения называют их по имени татарами. Раньше они были известны тем, что грабили поселенцев на границе, кочевники теперь предпочитали мирные отношения, предупреждая своих соседей: «Эти страшные пришельцы взяли нашу страну, а завтра они возьмут и вашу, если вы не придете и не поможете нам». В ответ на этот призыв Мстислав Смелый и Мстислав Романович Старый объединили свои силы и выступили на восток навстречу врагу, но были разбиты 1 апреля 1223 года в битве на реке Калке.
Хотя это поражение оставило русские княжества на милость захватчикам, монгольские или татарские силы отступили и не появлялись снова в течение тринадцати лет, в течение которых князья Руси по-прежнему ссорились и дрались, пока не были поражены новой и гораздо более грозной силой вторжения. В «Тайной истории монголов» единственное упоминание об этой ранней битве:
«Затем он (Чингисхан) послал Дорбея Свирепого на город Мерв и дальше покорять людей между Ираком и Индом. Он отправил Субэтэя Храброго на войну на север, где он разбил одиннадцать царств и племен, пересек Волгу и Урал и, наконец, пошел войной на Киев».
Вторжение Бату-хана
См. Набег Батыя на Малороссию (1240 г.).
Огромная монгольская (татарская) армия численностью около 40 000 конных стрельцов под командованием хана Батыя и Субутая переправилась через Волгу и вторглась в Волжскую Булгарию в конце 1236 г. Им понадобился всего месяц, чтобы подавить сопротивление слабых волжских булгар, половцы-кипчаки и аланы.
В ноябре 1237 года Батый-хан отправил своих послов ко двору Юрия II Владимирского и потребовал его подчинения. Через месяц татарские полчища осадили Рязань. После шести дней кровопролитных боев город был полностью уничтожен, а жители вырезаны. Встревоженный известием, Юрий II послал своих сыновей задержать захватчиков, но они потерпели поражение и спаслись бегством. Сожгнув Коломну и Москву, орда 4 февраля 1238 г. осадила Владимир. Через три дня столица Владимиро-Суздальской была взята и сожжена дотла. Царская семья погибла в огне, а великий князь отступил на север. Переправившись через Волгу, Владимир собрал новую армию, которая была окружена и полностью уничтожена монголами в битве на реке Сить 4 марта.
После этого Батый-хан разделил свое войско на более мелкие отряды, которые разграбили четырнадцать городов современной России: Ростов, Углич, Ярославль, Кострому, Кашин, Кснятин, Городец, Галич, Переславль-Залесский, Юрьев-Польский, Дмитров, Волоколамск, Тверь и Торжок. Монголы при Тулуе использовали китайские осадные машины для разрушения стен русских городов. Труднее всего было взять городок Козельск, юный князь Василий, сын Тита, и жители которого семь недель сопротивлялись монголам, убив 4000 человек. По преданию, при известии о приближении монголов весь город Китеж со всеми его жителями погрузился в озеро, где, по преданию, его можно видеть и по сей день. Единственными крупными городами, избежавшими разрушения, были Новгород и Псков. Монголы планировали наступление на Новгород, но княжество было избавлено от участи своих собратьев мудрым решением упреждающей капитуляции.
В середине 1238 года Батый-хан опустошил Крым и усмирил Мордовию. Зимой 1239 года он разграбил Чернигов и Переяслав. После многодневной осады орда в декабре 1240 г. взяла Киев. Несмотря на сопротивление Даниила Галицкого, хану Батыю удалось взять два своих главных города — Галич и Владимир-Волынский. Затем монголо-татары решили «достичь последнего моря», где они не могли двигаться дальше, и вторглись в Венгрию (при Бату-хане) и Польшу (при Байдаре и Кайду). Батый-хан захватил Пешт, а затем на Рождество 1241 года Эстергом.
Эпоха татарского владычества
На этот раз захватчики пришли, чтобы остаться, и Батый-хан построил столицу, названную Сарай, или Сарай-Бату (Дворцы Батыя) в низовьях Волги. Здесь полководец Золотой Орды, как называлась западная часть татарской или монгольской империи, закрепил свой золотой дворцовый город и представлял своего государя великого хана, жившего с Великой Ордой в Орхонской долине. Здесь они имели свою штаб-квартиру и почти три века держали в подчинении части Руси. Все русские государства, включая Новгород, Смоленск, Галич и Псков, подчинились татаро-монгольскому правлению.
Термин, которым обычно обозначается это подчинение, монгольское или татарское «иго», предполагает ужасное угнетение, но в действительности эти кочевые захватчики из Монголии не были такими жестокими, деспотичными надсмотрщиками. Во-первых, они никогда не селились в деревне и почти не имели прямого контакта с жителями. По наставлению Чингисхана своим детям и внукам, они сохранили пастушеский образ жизни, чтобы подвластные народы, земледельцы и горожане не мешали своим обычным занятиям. Золотоордынские татары учредили перепись, налоги и дани с завоеванных земель, которые обычно собирались местными князьями и привозились в Сарай. Только в 14 и 15 веках, с возникновением татарских ханств, набеги рабов на славянское население стали значительными с целью торговли рабами с Османской империей. Набеги были катастрофическими как для Московии, так и для Великого княжества Литовского, и они в значительной степени помешали заселению «Диких полей» — русских степей, простирающихся примерно на 160 километров (100 миль) к югу от Москвы до Черного моря — и в конечном итоге они способствовал развитию казачества.
В религиозных вопросах монголы были крайне терпимы. Когда они впервые появились в Европе, они были шаманистами и как таковые не отличались религиозным фанатизмом. Приняв ислам, они остались такими же веротерпимыми, как и прежде, а хан Золотой Орды, впервые принявший мусульманство, разрешил русам основать христианскую епархию в своей столице. Ногайский хан полвека спустя женился на дочери византийского императора и выдал свою дочь замуж за русского князя Феодора Черного. Некоторые современные российские историки-ревизионисты (в первую очередь историк советской эпохи и «неоевразийский» идеолог Лев Гумилев) даже постулируют, что вторжения вообще не было. По их мнению, русские князья заключили оборонительный союз с Ордой, чтобы отражать нападения фанатичных тевтонских рыцарей, которые представляли гораздо большую угрозу для религии и культуры русов.
Эти очки олицетворяют светлую сторону правления татар. Пока на пороге России было создано могущественное царство кочевников, страна находилась под угрозой и могла быть захвачена ими в любое время. Вторжения были нечастыми, но когда они происходили, они вызывали неисчислимое количество разрушений и страданий. В промежутках люди должны были платить фиксированную дань. Сначала его собирали татарские мытари; примерно к 1259 г. она регулировалась переписью населения; и, наконец, его сбор был возложен на туземных князей, так что народ уже не вступал в прямой контакт с татарскими чиновниками.
Влияние на развитие
Джованни де Плано Карпини, посланник папы римского к великому монгольскому хану, путешествовал по Киеву в феврале 1246 г. и писал:
Они (монголы) напали на Русь, где произвели большое опустошение, разрушив города и крепости и резню людей; и осадили Киев, столицу Руси; после долгой осады города они взяли его, а жителей предали смерти. Когда мы путешествовали по этой земле, мы наткнулись на бесчисленные черепа и кости мертвецов, валявшиеся на земле. Киев был очень большим и густонаселенным городом, а теперь он почти совсем превратился в ничто, потому что в нем теперь мало двухсот домов, а жители содержатся в полном рабстве.
Влияние монгольского нашествия на территории Киевской Руси было неравномерным. Колин МакЭведи (Атлас мировой истории населения, 1978 г.) оценивает, что население Киевской Руси сократилось с 7,5 миллионов до вторжения до 7 миллионов после. Таким центрам, как Киев, потребовались столетия, чтобы восстановиться и оправиться от разрушений, нанесенных первой атакой. Новгородская республика продолжала процветать, и новые образования, соперничающие города Москва и Тверь, начали процветать при монголах. Возможное господство Москвы в северной и восточной Руси в значительной степени было связано с монголами. После того, как тверской князь присоединился к восстанию против монголов в 1327 году, его соперник князь Иван I Московский присоединился к монголам, сокрушив Тверь и опустошив ее земли. Тем самым он устранил своего соперника, позволил Русской православной церкви перенести свою штаб-квартиру в Москву и получил от монголов титул великого князя. Таким образом, московский князь стал главным посредником между монгольскими владыками и русскими землями, что приносило дополнительные дивиденды московским правителям. Хотя монголы часто совершали набеги на другие области Руси, они, как правило, уважали земли, контролируемые их основным союзником. Это, в свою очередь, привлекало дворян и их слуг, стремившихся поселиться на относительно безопасных и мирных московских землях.
Хотя русские войска разгромили Золотую Орду в Куликовской битве в 1380 году, монгольское господство над частями территории Руси с обязательным требованием дани продолжалось до Великого стояния на реке Угре в 1480 году.
Историки утверждали что без разрушения Киевской Руси монголами Русь не объединилась бы в Царство Русское и, следовательно, Российская империя не поднялась бы. Через территорию Руси проходили торговые пути с Востоком, что делало их центром торговли между Востоком и Западом. Влияние монголов, хотя и разрушительное для их врагов, оказало значительное долгосрочное влияние на подъем современной России, Украины и Белоруссии.
Историография
Монгольское завоевание Руси оставило глубокий след в русской историографии. Способность кочевников-язычников из внутренней Азии покорять части России, по словам Чарльза Дж. Гальперина, вызывает смущение в «образованном русском обществе». Это смущение считается причиной появления псевдоистории Новой хронологии, которая утверждает, что завоевание является подделкой.
Влияние на русское общество
Историки спорят о долгосрочном влиянии монгольского владычества на русское общество. Монголов обвиняют в разрушении Киевской Руси, распаде древнерусской народности на три составляющие и введении в Россию понятия «восточная деспотия». Историки также приписывают монгольскому режиму важную роль в развитии Московии как государства. Под монгольской оккупацией, например, в Московии развилась местничество, сеть почтовых дорог (основанная на монгольской системе ортоо, известной в русском языке как «ям», отсюда термины «ямщик», «ямской приказ» и т. д.), перепись, фискальная система и военная организация. .
Период монгольского господства над бывшими государствами Руси включал в себя значительные культурные и межличностные контакты между славянскими и монгольскими правящими классами. К 1450 году татарский язык вошел в моду при дворе великого князя московского Василия II, которого обвиняли в чрезмерной любви к татарам и их речи, а многие русские дворяне приняли татарские фамилии (например, член Семья Вельямановых приняла тюркское имя «Аксак» и его потомками были Аксаковы). Многие русские боярские (дворянские) семьи вели свое происхождение от монголов или татар, в том числе Вельяминов-Зернов, Годунов, Арсеньев, Бахметев, Булгаков (потомки Булгака) и Чаадаев (потомки сына Чингисхана Чагатай-хана). При обследовании русских дворянских семей 17 века более 15% русских дворянских семей имели татарское или восточное происхождение.
Монголы изменили экономическую мощь государств и торговлю в целом. В религиозной сфере святой Пафнутий Боровский был внуком монгольского баскака, или мытаря, а племянник золотоордынского хана Бергая принял христианство и стал известен как преподобный Петр царевич Ордынский. В судебной сфере под монгольским влиянием получила широкое распространение смертная казнь, которая во времена Киевской Руси применялась только к рабам, а применение пыток стало обычной частью уголовного процесса. Конкретные наказания, введенные в Москве, включали обезглавливание предполагаемых предателей и клеймение воров (с казнью за третий арест).
ОбъявленияНравится:
Нравится Загрузка. ..
Монгольская Орда: непреодолимая сила
Монгольская Орда пользовалась устрашающей репутацией непобедимой боевой силы. Они завоевали Китай, терроризировали Восточную Европу, разграбили Багдад и напали на мамлюков в Египте. Их военная доблесть принесла им крупнейшую в истории империю с прилегающими землями.
Завоевание Китая монголами
Великая Китайская стена была построена, чтобы удержать северные войска от набегов на Китай, но в 13 веке н.э. стена мало чем могла помочь против армий монгольских захватчиков. Под предводительством печально известного Чингисхана, а затем и его внука Хубилай-хана, монгольские кочевники разгромили китайские армии и положили начало династии Юань в Китае. За время своего существования империя станет крупнейшей сопредельной империей в истории.
Монгольское вторжение в Китай началось в 1211 году, когда войска Чингисхана захватили северную китайскую империю Цзинь. Монголы воспользовались раздробленным государством Китая, которое затем было разделено на империю Сун на юге и империю Цзинь на севере. Чингисхан объединил свои силы с перебежчиками из государства Цзинь, чтобы обогнать их армию. Монголы научились методам ведения осады у китайцев, что помогло им расширить свое военное оснащение за пределы своих значительных кавалерийских сил. Государство Цзинь было поглощено Монгольской империей при Угодей-хане в 1234 г.
После периода мира между монголами в северном регионе Китая и южной империей Сун внук Чингисхана, Хубилай-хан, начал второе вторжение в китайский регион. Монгольские силы осаждали важный город-крепость Сун Сяньян в течение пяти лет, прежде чем завоевать его и двинуться дальше. Последний император Сун был маленьким мальчиком. Он, его мать и императорский двор бежали от монгольских войск. В 1279 году, когда монгольские захватчики приближались, верный министр, несший восьмилетнего императора, прыгнул в океан, и оба утонули. Кончина мальчика ознаменовала полный захват Китая монгольскими правителями. Хубилай-хан стал первым императором династии Юань, которая просуществовала до 1368 года. Под властью Хубилай-хана Монгольская империя стала крупнейшей непрерывной империей из когда-либо существовавших.
Монголы идут на запад
Завоевание Китая было крупной победой, но для монголов это было только началом. В 1230-х годах они начали двигаться на запад, присматриваясь к территории в Восточной Европе. Батый, еще один внук Чингисхана, расширил монгольское правление на территорию современной западной России, Украины и вплоть до Карпат. На востоке Батый расширил монгольскую территорию до Сибири. Монгольская армия сожгла и разграбила город Киев на Украине в 1240 году. Войска двинулись вперед в сторону Венгрии и Польши, нанеся поражение венгерской и польской армиям и заставив венгерского короля бежать.
Однако к 1242 году, несмотря на слабое военное сопротивление Венгрии, монгольские войска повернули назад, так и не настигнув Венгрию. Причины этого отступления в значительной степени неизвестны, но ученые ранее предполагали, что смерть великого хана Угодея могла вынудить армию вернуться в Монголию, чтобы решить, кто станет преемником их правителя. Однако некоторые исследователи предложили новую теорию, основанную на изучении климатических данных для этого региона. В то время как необычный холод и снег, возможно, помогли монголам пересечь замерзшую реку Дунай зимой, весенняя погода не была столь щадящей. Та конкретная весна принесла необычно влажные и болотистые условия, которые, возможно, нанесли ущерб лошадям монгольских войск. Влажные и грязные условия мешали бы мобильности кавалерии и ограничивали бы пастбища их лошадей из-за затопленных пастбищ. Если эти исследователи правы, то, возможно, благополучие монгольских лошадей, а не смерть их императора, заставило их отказаться от похода в Восточную Европу.
Эта западная часть Монгольской империи, основанной Батыем, была известна как Золотая Орда. Непонятно, почему эта часть империи получила такое название, но существует теория, что она была названа в честь желтых палаток, использовавшихся монгольской армией. Батый поселил свою столицу у реки Волги в Сарай-Бату. Он и его потомки правили территорией России и Восточной Европы, пока в конце концов не уступили династическим распрям, что сделало их уязвимыми для нападений со стороны других региональных держав. Остатки Золотой Орды в Крыму были разбиты османами в 1502 г.
Разграбление Багдада
Монгольские войска разграбили Багдад, жемчужину Аббасидского халифата, в 1258 году. Под руководством Хулагу-хана, другого внука Чингисхана, монголы направили свои силы на подавление мусульманских сил в современном Иране. , Ирак и Сирия. Хулагу пришел к власти во всем Иране и основал династию Иль-хана. (Иль-хан означает подчиненный хан на персидском языке.)
Разграбление Багдада началось в 1258 году, когда Хулагу отправил багдадскому халифу письмо с требованием взять город под свой контроль и угрожая уничтожить все, что он не получит. Халиф Мустасим не воспринял всерьез угрозу Хулагу и мало что сделал для надлежащей защиты города. Между халифом и его подданными существовали также некоторые внутренние раздоры, которые мешали адекватному ответу на монгольскую угрозу.
Монголы разграбили и разграбили Багдад с катастрофическими масштабами. Они убили сотни тысяч жителей Багдада и стерли с лица земли искусство и архитектуру. Монголы выбросили все книги из библиотек Багдада в реку Тигр. Мустасима завернули в ковер и затоптали до смерти, что ознаменовало конец династии Аббасидов, одной из величайших исламских династий.
Поражение монголов при Айн-Джалуте
Война между монголами и турецкими мамлюками стала редким моментом для известных непобедимых монголов. Мамлюки были порабощенной армией, верной правителям различных исламских государств. Хотя технически они были порабощены, мамлюки могли занимать высокий статус в исламском обществе. В некоторые моменты истории члены мамлюков даже становились султанами над Египтом и Сирией. Как боевая сила мамлюки были хорошо экипированными элитными воинами. Как и монголы, мамлюки были особенно искусными наездниками, но ездили на арабских лошадях, которые были намного больше, чем короткие, крепкие породы, используемые монголами. Мамлюки всю свою жизнь интенсивно обучались всем видам боя: стрельбе из лука верхом, а также рукопашному бою на мечах, копьях и дубинках.
Монголы под предводительством Хулагу двинулись на Египет после того, как завоевали Сирию в 1260 году, и, как и при разграблении Багдада, Хулагу отправил письмо с угрозами мамлюкскому султану Кутузу перед отправкой армии. Однако брат Хулагу, Мункэ, который в то время был великим ханом, умер, и Хулагу пришлось вернуться в Монголию, чтобы решить вопрос о престолонаследии. Но он оставил 20-тысячную армию под командованием своего генерала Кетбуки.
В Айн-Джалуте в Газе мамлюки воспользовались отсутствием Хулагу и выступили против этой небольшой монгольской армии. Мамлюки использовали тактику засад и использовали ручные пушки, чтобы напугать монгольских лошадей. В то время как монголы и мамлюки понесли значительные потери, мамлюкам удалось вырезать почти всю монгольскую Орду, включая генерала Кетбуку. Это поражение вынудило монголов вернуться в Иран и укрепило западную монгольскую границу. В то время как мамлюки и монголы продолжали сражаться в дальнейших битвах, битва при Айн-Джалуте знаменательна тем, что стала первым значительным поражением монголов.
Leave A Comment