1.9. Основные институты общества

1.9. Основные институты общества

Институт общества — это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей , реализующих определённые функции в обществе, главная из которых — удовлетворение социальных потребностей

Основные комплексы институтов общества

Экономические институты

Социальные институты

Политические

институты

Институты,

действующие в духовной сфере

собственность, хозяйственные отношения, деньги, обмен и др.

семья, брак, кровная месть, наследование, материнство, отцовство и др.

власть, разделение властей, парламентаризм, местное самоуправление, партия, суд, армия и др.

религия, образование, общественное мнение, средства массовой информации и др.

Черты и свойства

Внутренние

Внешние

Стандарты и образцы поведения (лояльность, ответственность, уважение и т. д.).

Символы и знаки (герб государства, флаг, крест, иконы, обручальное кольцо и т. д.).

Объективность: воспринимаем институты семьи, государства, собственности, производства, религии в виде определённых объектов, существующих независимо от нашего сознания.

Кодексы и уставы (запреты, законы, правила, привычки).

Принудительность: институты общества навязывают нам такое поведение, мысли и поступки, которые мы не всегда желали бы для себя.

Физические объекты и сооружения (дом для семьи, общественное здание, фабрики и заводы, храмы и т. д.).

Моральный авторитет, легитимность (законность) институтов общества.

Ценности и идеи (любовь в семье, демократия в обществе, православие и католицизм в христианстве и т. д.)

Историчность : за любым институтом общества скрывается многовековая история

Ключевые (базовые) институты с точки зрения организации общества

Семья

Собственность

Власть

Наследование

Функции институтов общества

Организуют человеческую деятельность в определённую систему социальных ролей и статусов, устанавливая образцы поведения людей в различных сферах общественной жизни.

Удовлетворяют насущные жизненные потребности общества.

Осуществляют с оциализацию (образование и воспитание) людей.

Контролируют поведение членов общества.

Регулируют властные отношения.

Осуществляют коммуникацию между людьми.

Обеспечивают защиту членов общества от физической опасности.

Функции институтов общества

Явные

Скрытые

заявлены официально, признаны и контролируются общество

выполняются скрыто или непреднамеренно

Когда расхождение между этими функциями велико, возникает двойной стандарт социальных отношений , что угрожает стабильности общества.

Ещё более опасна ситуация, когда наряду с официальными институтами формируются так называемые теневые институты , которые берут на себя функцию регуляции важнейших общественных отношений (например, криминальные структуры ).

Планы на тему: «Основные институты общества»

План №1: «Социальные институты и их функции в обществе», «Социальные институты»

1) Понятие «социальные институты».

2) Виды социальных институтов:

–  политические;

–  экономические;

–  институты родства;

–  институты образования и культуры;

–  религиозные институты.

3) Основные социальные институты:

–  семья;

–  государство;

–  образование;

–  церковь;

–  наука;

–  право.

4) Функции социальных институтов общества:

–  воспроизводственная;

–  регулятивная;

–  функция социализации;

–  интегративная.

5) Институциализация – процесс становления социальных институтов в обществе.

План №2: «Социальные институты в структуре общества»

1) Понятие социальной структуры общества.

2) Элементы социальной структуры общества:

–  социальные общности;

–  социальные группы;

–  социальные слои;

–  социальные институты.

3) Понятие «социальные институты».

4) Виды социальных институтов:

–  политические;

–  экономические;

–  институты родства;

–  институты образования и культуры;

–  религиозные институты.

5) Функции социальных институтов общества:

–  воспроизводственная;

–  регулятивная;

–  функция социализации;

–  интегративная.

6) Институциализация – процесс становления социальных институтов в обществе.

Задания ЕГЭ

1. За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в схеме .

2. В при­ведённом ниже ряду най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных пред­став­лен­ных по­ня­тий. За­пи­ши­те это слово (сло­во­со­че­та­ние).

Со­ци­аль­ный ин­сти­тут; семья; го­су­дар­ство; биз­нес; об­ра­зо­ва­ние.

3. Ис­поль­зуя об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния

1) рас­крой­те смысл по­ня­тия «со­ци­аль­ный ин­сти­тут»;

2) со­ставь­те два пред­ло­же­ния:

одно пред­ло­же­ние, со­дер­жа­щее ин­фор­ма­цию об одном из со­ци­аль­ных ин­сти­ту­тов в по­ли­ти­че­ской сфере жизни об­ще­ства;

одно пред­ло­же­ние, рас­кры­ва­ю­щее одну из функ­ций лю­бо­го со­ци­аль­но­го ин­сти­ту­та.

4. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между глав­ны­ми со­ци­аль­ны­ми ин­сти­ту­та­ми и сфе­ра­ми жизни об­ще­ства: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

ГЛАВ­НЫЕ СО­ЦИ­АЛЬ­НЫЕ ИН­СТИ­ТУ­ТЫ

 

А) го­су­дар­ство

 

СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБ­ЩЕ­СТВА

Б) ре­ли­гия

1) эко­но­ми­ка

В) об­ра­зо­ва­ние

Г) про­из­вод­ство

2) по­ли­ти­ка

Д) семья

3) ду­хов­ная куль­ту­ра

4) со­ци­аль­ные от­но­ше­ния

5. Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния об об­ще­стве и его ин­сти­ту­тах и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) Об­ще­ство — это весь окру­жа­ю­щий че­ло­ве­ка ма­те­ри­аль­ный мир.

2) Под об­ще­ством по­ни­ма­ют всё на­се­ле­ние Земли, со­во­куп­ность всех на­ро­дов и стран.

3) Ди­на­мич­ность со­ци­аль­ных ин­сти­ту­тов про­яв­ля­ет­ся в их обособ­лен­но­сти от при­ро­ды.

4) Со­ци­аль­ный ин­сти­тут — это ис­то­ри­че­ски сло­жив­ша­я­ся устой­чи­вая форма ор­га­ни­за­ции сов­мест­ной де­я­тель­но­сти, на­прав­лен­ной на удо­вле­тво­ре­ние ба­зо­вых по­треб­но­стей об­ще­ства.

5) Со­ци­аль­ные ин­сти­ту­ты яв­ля­ют­ся аген­та­ми со­ци­а­ли­за­ции и со­ци­аль­но­го кон­тро­ля.

6. Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о со­ци­аль­ных ин­сти­ту­тах и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

1) Со­ци­аль­ный ин­сти­тут пред­став­ля­ет собой ис­то­ри­че­ски сло­жив­шу­ю­ся ор­га­ни­за­цию со­ци­аль­ной прак­ти­ки.

2) Струк­ту­ра со­вре­мен­но­го со­ци­аль­но­го ин­сти­ту­та, как пра­ви­ло, ха­рак­те­ри­зу­ет­ся про­сто­той от­но­ше­ний.

3) Не­ко­то­рые со­ци­аль­ные ин­сти­ту­ты могут вы­сту­пать как аген­ты со­ци­а­ли­за­ции.

4) К по­ли­ти­че­ским ин­сти­ту­там об­ще­ства тра­ди­ци­он­но от­но­сят ры­ноч­ную эко­но­ми­ку и соб­ствен­ность.

5) Со­ци­аль­ные ин­сти­ту­ты упо­ря­до­чи­ва­ют, ко­ор­ди­ни­ру­ют ин­ди­ви­ду­аль­ные дей­ствия людей, при­да­ют им ор­га­ни­зо­ван­ный и пред­ска­зу­е­мый ха­рак­тер.

7. Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния об об­ще­стве и со­ци­аль­ных ин­сти­ту­тах и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

1) Об­ще­ство яв­ля­ет­ся по­сто­ян­но раз­ви­ва­ю­щей­ся ди­на­ми­че­ской си­сте­мой.

2) Об­ще­ствен­ный про­гресс ха­рак­те­ри­зу­ет­ся де­гра­да­ци­ей, воз­вра­том к уже от­жив­шим струк­ту­рам и от­но­ше­ни­ям.

3) В ши­ро­ком смыс­ле под об­ще­ством по­ни­ма­ют обосо­бив­шу­ю­ся от при­ро­ды, но свя­зан­ную с ней часть мира, вклю­ча­ю­щую в себя спо­со­бы вза­и­мо­дей­ствия и формы объ­еди­не­ния людей.

4) Со­ци­аль­ные ин­сти­ту­ты вы­пол­ня­ют функ­цию со­ци­а­ли­за­ции че­ло­ве­ка.

5) Об­ще­ство пред­став­ля­ет собой за­кры­тую си­сте­му, не вза­и­мо­дей­ству­ю­щую с внеш­ней сре­дой.

8. Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. За­пи­ши­те это слово (сло­во­со­че­та­ние).

Со­ци­аль­ный ин­сти­тут, об­ще­ство как си­сте­ма, со­ци­аль­ная груп­па, сфера об­ще­ствен­ной жизни, об­ще­ствен­ные от­но­ше­ния.

9. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между функ­ци­я­ми и со­ци­аль­ны­ми ин­сти­ту­та­ми: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

функция

 

А) вос­про­из­вод­ство новых по­ко­ле­ний

СО­ЦИ­АЛЬ­НЫЙ ИН­СТИ­ТУТ

Б) со­зда­ние пра­во­вых норм

 

В) пер­вич­ная со­ци­а­ли­за­ция ин­ди­ви­да

1) семья

Г) осу­ществ­ле­ние со­ци­аль­но­го управ­ле­ния

2) го­су­дар­ство

Д) обес­пе­че­ние здо­ро­вой окру­жа­ю­щей среды

10. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­ме­ра­ми де­я­тель­но­сти и функ­ци­я­ми СМИ: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

ПРИ­МЕР ДЕ­Я­ТЕЛЬ­НО­СТИ

А) транс­ля­ция рос­сий­ским спор­тив­ным ка­на­лом фут­боль­но­го матча ан­глий­ской пре­мьер-лиги

 

ФУНК­ЦИЯ

Б) ра­дио­курс по изу­че­нию фран­цуз­ско­го языка

 

В) те­ле­ви­зи­он­ная транс­ля­ция ко­ме­дий­но­го се­ри­а­ла о жизни сту­ден­тов

1) идео­ло­ги­че­ская

Г) пуб­ли­ка­ция про­грам­мы по­ли­ти­че­ской пар­тии

2) куль­тур­но-об­ра­зо­ва­тель­ная

Д) транс­ля­ция во­ен­но­го па­ра­да в честь Дня По­бе­ды

3) ре­кре­а­тив­ная

Ответы

  • ин­сти­ту­ты
  • со­ци­аль­ный ин­сти­тут
  • 1) смысл по­ня­тия, на­при­мер: со­ци­аль­ный ин­сти­тут — си­сте­ма со­ци­аль­ных свя­зей и норм, при­зван­ная удо­вле­тво­рить ос­нов­ные по­треб­но­сти об­ще­ства; 2) одно пред­ло­же­ние, со­дер­жа­щее ин­фор­ма­цию об одном из со­ци­аль­ных ин­сти­ту­тов в по­ли­ти­че­ской сфере жизни об­ще­ства, на­при­мер: Го­су­дар­ство яв­ля­ет­ся глав­ным ин­сти­ту­том по­ли­ти­че­ской сферы ;

3) одно пред­ло­же­ние, ил­лю­стри­ру­ю­щее одну из функ­ций лю­бо­го со­ци­аль­но­го ин­сти­ту­та, на­при­мер: Одной из функ­ций права как со­ци­аль­но­го ин­сти­ту­та яв­ля­ет­ся ре­гу­ля­тив­ная функ­ция — ре­гу­ли­ро­ва­ние об­ще­ствен­ных от­но­ше­ний.

  • 23314
  • 245
  • 135
  • 134
  • об­ще­ство как си­сте­ма
  • 12122
  • 32311

Конспект урока 11 класс «Социальные институты»

Тема: Социальные институты 11 класс

 Цели и задачи: 1) познакомить с основными этапами институционализации, с типологией социальных институтов, показать их взаимодействие и функции; 2) развивать умения характеризовать с научных позиций основные социальные объекты, объяснять внутренние и внешние связи изученных социальных объектов, участвовать в дискуссии, работать с документами; 3) формировать отношение к потребностям общества и функциям социальных институтов, вырабатывать гражданскую позицию.

Оборудование: схемы, пакет документов.

Тип уроков: комбинированный урок.

Ход уроков

I. Организационный момент

Древние китайцы, задумываясь о том, что определяет судьбу человека, придумали красивую легенду, где упоминались следующие понятия: «ян» и «инь», изображенные на двух сторонах веера.

«Ян» обозначало для них солнце, мужское начало и вообще все светлое, созидательное и позитивное… «Все добро происходит от мужчин, а все зло — от женщин». А вот это (веер переворачивают другой стороной) — иероглиф «инь». Он обозначал луну, а вместе с нею женщину, т. е., по мнению китайцев, «начало печальное и разрушительное».

Согласно легенде владелец этого магического предмета должен сделать выбор: повернуть веер Добром к себе, а Злом к внешнему миру. Или наоборот, Злом к себе, а Добром к внешнему миру. В первом случае желания исполняются и существование улучшится, но ухудшится окружающий мир. Во втором случае мир изменится к лучшему, но за счет того, что станет хуже человеку.

Сегодня вряд ли кто-нибудь из нас будет следовать этой легенде.

Но что же направляет поведение человека в обществе? Что регулирует его поведение? Об этом мы будем говорить на нашем уроке.

Тема урока: «Социальные институты».

План уроков

1. Понятие «социальный институт».

2. Типы социальных институтов.

3. Функции социальных институтов.

4. Социальная инфраструктура.

 II. Изучение нового материала

1. Понятие «социальный институт»

Социальный институт — это широкое понятие. Социологи используют его, характеризуя современное общество. Более того, сегодня ученые широко разрабатывают институциональный подход, который позволяет рассматривать общественную жизнь сквозь призму основных социальных институтов. Рассмотрим два определения данного понятия.

Социальный институт — это устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих взаимодействие людей в определенной сфере жизнедеятельности и отражающих систему ролей и статусов.

Социальный институт — это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет общественно значимые ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества.

— На основании приведенных определений выделите:

1. Главные черты социального института.

2. Сформулируйте комплекс признаков, присущих социальному институту.

(По ходу работы составляется схема.)

 

 

— Попробуйте определить, какие социальные институты направляли ваше поведение. (Социальные институты: семья, школа, государство.)

— По каким признакам социального института вы выявили семью, школу и государство?

— Какие роли вы выполняли в семье? В школе? На улице?

— Почему в каждом из приведенных примеров вы выбирали ту или иную модель поведения?

— Скажите, социальные институты появляются сами по себе? Как появился социальный институт «школа»?

Итак, процесс возникновения социальных институтов, институционализация, — объективный процесс. Он проходит ряд этапов:

• возникновение насущной потребности, осознание ее обществом, формирование на этой основе общих целей;

• постепенная выработка социальных норм, призванных регулировать соответствующую область;

• создание особой системы знаков, символов, говорящих о принадлежности к данному институту;

• возникновение соответствующей системы статусов и ролей;

• создание материальной базы социального института;

• включение сложившегося института в существующую социальную систему, формирование набора санкций для обеспечения ожидаемого поведения.

Разбившись на группы, проиллюстрируйте на конкретных примерах становление социального института. Выбор произвольный. При работе можете опираться на изученный материал.

 2. Типы пяти главных социальных институтов

• экономического института;

• политического института;

• института семьи;

• социально-культурного института;

• института религии.

3. Дайте характеристику следующих неглавных институтов:

• института собственности;

• института брака;

• института президентства;

• института монархии.

 Социальный институт — исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определённые функции в обществе.

Человек действует, чтобы удовлетворить свои многочисленные потребности. Но при этом он может невольно или сознательно препятствовать другим в решении этой же задачи. Возникает противоречие, конфликт интересов. Бывают ситуации, когда необходимо согласовывать действия нескольких или многих людей для достижения одинаково важной для них цели. Социальные институты выступают в качестве механизма, который придаёт общественной жизни упорядоченный характер. Стабилизирует её.

К числу основных относят те социальные институты, которые удовлетворяют базовые потребности обществаИнституты семьи и брака — в воспроизводстве человеческого рода. Экономические институты — в обеспечении средств существования, производстве различных материальных благ. Политические институты — в безопасности и порядке. Институты науки, образования, культуры — в получении, сохранении и передаче разнообразных знаний о мире, социализации новых поколений людей. Институты религии — в решении духовных проблем, поиске смысла жизни.

Принято также классифицировать социальные институты по сферам общественной жизни.

К экономическим относят институты собственности, производства, разделения труда. А также рынок, торговлю, банковскую систему, биржу. Заработную плату, менеджмент, маркетинг и многое другое.

Политические институты: государство и право, армия, полиция, суд, политические партии. Сюда же отнесём и гражданское общество, институты президентства или монархии, парламентаризм.

В социальной сфере действуют институты стратификации и родства. Помните ли вы значение слова страта? Это социальный слой, группа людей, объединённая неким общим социальным признаком — имущественным, образовательным, профессиональным, каким-либо иным. Или совокупностью нескольких признаков.

Институты культуры, духовной сферы общественной жизни — школа, профессиональное образование, наука, театры, музеи, библиотеки, церковь.

В структуру любого социального института входят следующие элементы:

·        основные функции: те потребности, для удовлетворения которых он предназначен;

·        группы и организации: для удовлетворения потребности общество должно располагать определёнными материальными и трудовыми ресурсами;

·        ценности, которые лежат в основе данного вида социальных отношений;

·        социальные роли, которые выполняют их участники;

·        нормы, которые регулируют их поведение.

Разберём по элементам такой хорошо знакомый вам социальный институт как образование.

Образование способствует социализации, то есть подготовке к жизни в обществе. Человек получает профессиональные навыки, формируется как гражданин. Очень важное значение имеет возможность раскрытия способностей индивида и, как следствие, создание условий для его самореализации. Образование выступает как социальный лифт. Если оно общедоступно, то может способствовать установлению социального равенства, по крайней мере, уравнению стартовых возможностей молодых людей.

К основным образовательным организациям относятся школы, колледжи, университеты. Большинство из них финансируется государством. То есть обществом в целом, через бюджетное перераспределение доходов.

социальные нормы. Быть дисциплинированным: например, не опаздывать на занятия и не прогуливать их. Выполнять домашние задания. 

Социальные институты никто специально не придумывает, не изобретает. Они возникают как бы сами собой, и постепенно развиваются. Появляется необходимость в удовлетворении какой-либо потребности. Вспомним некоторые существенные коррективы, которые изменяющиеся общественные отношения вносили в этот социальный институт. Патриархальная семья с требованием абсолютной верности жены (или жён). Чтобы быть уверенным в отцовстве. Переход от многопоколенной к нуклеарной семье. Отказ от признания в качестве приемлемого исключительно церковного брака.  Всё более широкое распространение партнёрской семьи и признание прав детей на защиту от родительского произвола.

Но социальные институты могут исчезать. Приведём в качестве примера институт крепостного права в феодальной Европе или плантационного рабства в Северной Америке. Их уничтожение было связано с двумя основными факторами: внутренним и внешним. Внеэкономические методы принуждения к труду — то есть когда работают не за зарплату или иной личный интерес — становились экономически невыгодными. Принудительный труд не может быть высокопроизводительными, эффективным. Такому работнику не доверишь сложную технику. От него не дождёшься инициативности в принятии решений и ответственности. Внешние факторы — новые идеи о свободе как естественном, неотъемлемом праве любого человека.

 

 3. Функции социальных институтов

— Как вы думаете, в чем главное назначение социальных институтов? (Социальные институты удовлетворяют определенные потребности.)

Выполнение данных функций зафиксировано:

• в законах;

• программах;

• уставах.

Давайте познакомимся более подробно с функциями социальных институтов. Обратите внимание на таблицу.

 

Функции социальных институтов

 

Примеры

Явные функции

Скрытые функции

Производство предметов потребления

Удовлетворять потребности людей через комплекс разнообразных товаров в пище, тепле, комфортной среде обитания

Производство данных вещей помогает нам повышать собственный престиж в своих глазах и глазах окружающих

Возникновение крупных промышленных предприятий

Сделать процесс производства более эффективным, а произведенные товары — более дешевыми

Работа на таких предприятиях учила рабочих точности, дисциплине, координации своих действий с другими, т. е. формировала новый тип работника

Средства массовой информации

Освещение сведений о событиях

Внедрение в сознание людей определенных установок, моделей ожидаемого поведения

 В жизни общества иногда происходят следующие явления: скрытые функции приобретают негативный характер, а главные функции не реализуются. Тогда речь идет о дисфункции самого социального института. Попробуем рассмотреть этот процесс на конкретном примере.

Внимательно изучите дополнительный материал и ответьте на вопросы.

 Разрастание бюрократического аппарата

Не доверяя обществу, Николай I видел главную свою опору в армии и чиновничестве. В николаевское царствование произошло небывалое разрастание бюрократического аппарата. Появлялись новые министерства и ведомства, стремившиеся создать свои органы на местах. Объектами бюрократического регулирования становились самые различные области человеческой деятельности, в том числе религия, искусство, литература, наука. Быстро росла численность чиновников. В начале XIX в. их насчитывалось 15-16 тыс., в 1847 г. — 61,5 тыс. и в 1857 г. — 86 тыс.

Усиливался, переходя все разумные пределы, управленческий централизм. Почти все дела решались в Петербурге. Даже высшие учреждения (Государственный совет и Сенат) были завалены массой мелких дел. Это породило громадную переписку, нередко носившую формальный характер: губернские чиновники строчили ответ на бумагу из Петербурга, не вникнув в суть дела и не собрав необходимых сведений.

Однако сущность бюрократического управления состоит не в исписывании большого количества бумаг и канцелярской волоките. Это его внешние признаки. Сущность же в том, что решения фактически принимаются и проводятся в жизнь не каким-либо собранием представителей, не единолично верховным носителем власти (царем) или ответственным должностным лицом (министр, губернатор), а всей административной машиной в целом. Царь же, министр или губернатор составляют только часть этой машины, хотя и очень важную. Когда министр докладывал царю то или иное дело, царь смотрел на это дело — вольно или невольно — глазами министра. Но и министр не сам писал доклад. Вся подготовка дела была поручена начальнику департамента или столоначальнику. Однажды в минуту прозрения Николай I сказал: «Россией правят столоначальники» (т. е. среднее чиновничество).

Современное государство не может обойтись без исполнительного аппарата чиновников. Однако он должен работать в строгих рамках закона, под надзором и контролем представительных органов и независимого от администрации суда. Только подлинно конституционный строй положил конец всевластию бюрократии.

Вопросы

1. Какую явную функцию ставил перед государством император Николай I?

2. Была ли она реализована? Почему?

3. Можно ли сказать, что речь идет о дисфункции? Позицию аргументируйте.

4. Дисфункция социального института может проявляться:

• в падении его престижа в обществе;

• неопределенности;

• размытости целей;

• потере такого качества, как деперсонализация.

 4. Социальная инфраструктура Очень часто вы слышите термин «социальная инфраструктура». Как вы его понимаете?

(После ответов учеников выстраивается схема.)

 

 

— Как вы думаете, от чего зависит уровень развития социальной инфраструктуры?

— Может ли отсутствие инфраструктуры оказать влияние на экономическое развитие региона?

— Оцените работу нашего государства по созданию социальной инфраструктуры.

— Что способствует этому процессу, а что мешает?

— Что подразумевает сегодня понятие «вандализм»? Имеет ли он место в нашей действительности?

— Выскажите предположения о причинах подобного поведения людей.

— Что конкретно мы можем сделать в этом направлении?

— Разбившись на группы, создайте социальные проекты «Мой двор», «Моя школа», «Мой район». Работу следует представить наглядно.

 III. Итог урока

— Назовите основные признаки понятия «социальный институт».

— Что такое институциализация?

— Что лежит в основе типологии социальных институтов?

— Что такое инфраструктура в широком и узком значениях этого термина?

 

Домашнее задание

Определение, типы, характеристики и функции

Содержание страницы

Что такое социальное учреждение?

Социальный институт представляет собой сеть или организованную модель социальных отношений и действий, которые являются относительно постоянными и возникают для удовлетворения социальных потребностей (или для удовлетворения основных человеческих потребностей), и поэтому их можно рассматривать как неотъемлемую часть большого общества или сообщества. Другими словами, социальные институты представляют собой сложные наборы статусов, ролей, организаций, норм и убеждений, которые удовлетворяют основные потребности людей в обществе.

Институт относится к организованному способу ведения дел. Он представляет собой общие процедуры. Horton и Hunt определяют это как «социальный институт — это система норм для достижения какой-либо цели или деятельности, которые Люди считают важными, или, более формально, организованный набор народных обычаев и нравов, сосредоточенный вокруг основной человеческой деятельности. Дюркгейм дошел до того, что определил социологию как науку о социальных институтах. Гиддингс рассматривает институты как органы, сохраняющие лучшее, что было в прошлом человечества».

Институты – это структурированные процессы, посредством которых люди осуществляют свою деятельность. Для удовлетворения своих личных интересов человек образует различные типы ассоциаций. Эти организации и ассоциации имеют свои собственные методы работы, практикуемые в обществе, чтобы удовлетворить эти процедуры для достижения своих нынешних целей. Для реализации различных интересов и различных целей человек получает помощь от системы правил, методов, инструментов, процедур и т.д.

Таким образом, это полезный метод удовлетворения потребностей общества. Например, если мы рассматриваем кампус как собрание руководителей кампуса, профессоров, лекторов и другого персонала, кампус представляет собой организацию или ассоциацию, и у него есть определенные цели. Для достижения этих целей кампус должен принять определенный метод обучения, подготовить расписание, правила и положения, принять экзаменационную систему. Все это делает кампус учреждением.

Определение:

  • Max Вебер определил социальный институт как «социальные отношения во всей сети социальных действий».
  • Согласно РТ . Schaefer «Социальные институты — это организованные модели убеждений и поведения, сосредоточенные на основных социальных потребностях».
  • Согласно Harton и Hunt , «Учреждение представляет собой организованную систему социальных отношений, которая воплощает определенные общие ценности и процедуры и удовлетворяет определенные потребности общества».
  • Согласно Bogardus , «социальное учреждение — это структура, которая организована для удовлетворения потребностей людей главным образом посредством хорошо установленных процедур».

Под этим он имел в виду, что институты существуют только до тех пор, пока люди действуют определенным образом. Институт проявляется только как модель поведения. Например, брак, родство, семья, религия, экономика, государство и т. д. являются социальными институтами, поскольку они представляют собой сети социальных отношений и социальных и социальных действий.

Типы:

Первичные социальные институты : Самые основные институты, которые встречаются даже в первобытных обществах, такие как религия, семья, брак, собственность, какая-либо политическая система, первичные по своему характеру, первичные институты развиваются или развиваются естественным образом бессознательно и даже спонтанно.

Второстепенные социальные институты : По мере роста общества и его сложности институты становятся прогрессивными и более дифференцированными. Эти учреждения создаются для удовлетворения второстепенных потребностей людей. Например. образование, экзамены, право, законодательство, конституция, парламентские процедуры, бизнес и т. д. Вторичные институты создаются сознательно, целенаправленно и планомерно.

Характеристики социальных институтов

Здесь можно описать основные характеристики социальных институтов:

Социальные по своей природе : Социальные институты возникают благодаря отношениям и поведению людей.

Универсальный : Социальные институты существуют везде, т.е. во всех обществах и на всех стадиях социального развития.

Относительно постоянные : Социальные институты носят постоянный характер, имеют особую структуру, функции которой меняются медленно и постепенно. Например. образование семьи составляют муж, жена, дети, родственники и т. д. Эта структура существует с древних времен, и, несмотря на изменение ее функций, эта структура не изменилась.

Взаимозависимые/взаимозависимые : Социальные институты зависят друг от друга и сосуществуют друг с другом. Например. семья зависит от экономики, экономика зависит от политического статуса страны. Любое изменение в экономике (от аграрной до индустриальной) влечет за собой изменение типов и размеров семьи (объединенная семья превращается в нуклеарную семью).

Социальные институты – это стандартизированные нормы : Под институтом следует понимать стандартизированные процедуры и нормы. Например. брак регулирует отношения между мужем и женой.

Средства удовлетворения социальных потребностей : Социальные институты предназначены для удовлетворения некоторых основных и жизненно важных потребностей человека. Например. Брак удовлетворяет сексуальные и психологические потребности мужчины.

В качестве механизмов контроля : Социальные институты, такие как религия, мораль, государство, правительство, закон, законодательство и т. д. контролируют поведение людей.

Абстрактное в природе : Институты не являются внешними, видимыми или осязаемыми вещами. Они абстрактны. Таким образом, брак нельзя хранить в музее, религию нельзя оценивать или квалифицировать, войну нельзя взвешивать, закон нельзя применять в лабораторных экспериментах и ​​так далее.

Склонен к возникновению социальных проблем : Когда социальные институты не функционируют должным образом, т.е. не в состоянии удовлетворить социальные потребности, возникают проблемы. Например. если экономическое учреждение не в состоянии обеспечить продовольствие, занятость и снабжение в соответствии со спросом, тогда возникнут проблемы голода и безработицы, если политическое учреждение не сможет поддерживать мир, порядок и справедливость, и тогда появятся беззаконие, преступления и беспорядки.

Функции социального учреждения

Социальные институты имеют явные и латентные функции, призванные уравновешивать и налаживать сложные отношения в обществе. Эти функции объясняются следующим образом:

Преемственность человеческого рода : Семья как социальный институт функционирует для сохранения человеческого рода и его роста путем социально одобренных супружеских отношений (брак), обеспечивает пищу, кров и одежду для выживания жизни. Политический институт обеспечивает безопасность, образовательные учреждения дают знания, а религиозные институты воспитывают доброту и нравственность для улучшения отношений в обществе, поддерживая существование общества.

Передача культурного наследия : Социальные институты, такие как семейное воспитание, религия и т. д., передают культуру следующим поколениям. Семья учит людей нормам, ценностям, традициям, языку, морали. Учебное заведение дает знания. Религиозное учреждение учит нравственности, доброте и жизненным добродетелям.

Удовлетворение основных потребностей : Все социальные институты стремятся удовлетворить основные потребности человека. Например. брак удовлетворяет сексуальные потребности и обеспечивает преемственность человеческого рода. Экономический институт дает пищу, а политический институт дает безопасность жизни и имуществу. Религиозное учреждение обеспечивает нравственное воспитание. Семья и школа обеспечивают воспитание детей, обучают разным навыкам.

Социальная солидарность : Социальное учреждение способствует единству в обществе. Институт семьи учит ценности чувства принадлежности к семье как группе и лояльности, приучает детей к нормам, ценностям и традициям общества. Религиозный институт учит людей помогать другим, мы чувствуем и собираемся с благой целью. Политический институт играет роль в поддержании безопасности, поддерживая закон и порядок.

Социальное обеспечение и развитие : Социальные институты предназначены для удовлетворения социальных потребностей, т. е. человеческих потребностей, работы на благо общества. Семья обеспечивает экономическую и социальную защищенность детей, государство (политический институт) создает детские дома, дома престарелых, учреждения для инвалидов, пособия по безработице и т. д. для благосостояния людей.

Организация досуга : Социальные учреждения также являются источником отдыха для людей. Например. семья устраивает всеобщие подвиги, фестивали, чтобы обеспечить отдых своим членам. Образовательные учреждения делают это посредством спектаклей, игр, конкурсов речей и внеклассных мероприятий. Точно так же государство (политический институт) организует национальные спортивные соревнования, чтобы развлечь свой народ.

Психическая и физическая безопасность : Социальное учреждение помогает людям, попавшим в беду и тревогу, и обеспечивает душевный покой и безопасность. Например. религия успокаивает эмоции людей и вселяет надежду во время неудач и тревог. Семья обеспечивает чувство безопасности старикам и детям, оказывая эмоциональную, социальную, физическую и физическую поддержку. Политический институт создает отделы полиции, судебной системы и тюрьмы для обеспечения безопасности жизни, имущества, чести и престижа.

Контроль и управление человеческим поведением : Социальные институты, такие как религия, мораль, государство, правительство, закон, законодательство и т. д. контролируют поведение людей посредством формулирования различных норм и правил. Например. брак регулирует сексуальное поведение мужчин.

Присвоение ролей и статусов индивидууму : Социальное учреждение представляет собой функциональную единицу, в которой индивидам присваивается статус и роли, которые они должны играть для достижения цели общественного благосостояния.

Нравится:

Нравится Загрузка…

Влияние институтов на поведение человека

Перейти к основному содержанию

Учебные материалы > 1987 Том V > Раздел 3 (87.05.03) > Раздел 14

Посмотреть этот томОбзор Алфавитный указатель

СОДЕРЖАНИЕ Учебного модуля 87.

05.03

    Руководство по разделу

  1. Рассказ
  2. Введение
  3. Поведение
  4. Характеристики поведения 90 030
  5. Социокультурная среда
  6. Членство в группе и обучение
  7. Статус и роль
  8. Межличностные отношения
  9. Отношения между родителями и детьми
  10. Отношения в группе сверстников
  11. Семья как социальный институт
  12. Школа Как социальный институт
  13. Сообщество как социальный институт
  14. План урока I
  15. Социальный контроль
  16. Деятельность
  17. План урока II
  18. План урока III
  19. План урока IV
  20. План урока V
  21. План урока VI
  22. Список ресурсов
  23. Книги для детей
  24. Книги для учителей
  25. Примечания
  26. Библиография

Влияние институтов на человеческое поведение

Каролин Н. Киндер

Инструменты для этого

блок

:

Ваше мнение важно для нас!

После просмотра разделов нашей учебной программы, пожалуйста, уделите несколько минут, чтобы помочь нам понять, как блоки, созданные учителями государственных школ, могут быть полезны другим.

Оставить отзыв

План урока I

Общество и институты

Самой большой группой, к которой принадлежит человек, является общество. Под обществом понимаются все люди, которые живут в пределах определенной географической области, ведут общий образ жизни и имеют чувство солидарности, которое объединяет их как единое целое. Наиболее известные общества — это нации с формальным правительством. Когда мы говорим об американском обществе, например, мы обычно имеем в виду всех людей, которые живут в Соединенных Штатах. Однако не все общества являются нациями. Многие племена, насчитывающие менее тысячи членов, составляют полные общества. У них есть свои языки и уникальный образ жизни, который они передают из поколения в поколение.

Каждое общество, большое или маленькое, имеет определенные основные потребности, которые необходимо удовлетворять, чтобы оно выжило. Среди этих потребностей: создать новых членов, чтобы заменить старых членов, когда они умирают, обучать молодых и прививать им нормы и ценности общества; объяснять смысл существования и укреплять нравственные ценности; обеспечить еду и кров; для поддержания порядка и безопасности.

В простых обществах эти потребности могут быть удовлетворены группой без какой-либо формальной организации. Например, молодежь может обучаться без школ. Но по мере того, как общества становятся более сложными, они формируют модели для удовлетворения своих основных потребностей. Отличительная и стабильная модель норм, ценностей, статусов и ролей, которая развивается вокруг основной потребности общества, называется институтом. Пять основных социальных институтов:

1. Семья. Учреждение, отвечающее за пополнение членов общества, регулирование сексуального поведения и обеспечение воспитания детей.
2. Образование. Учреждение, которое отвечает за обучение детей ценностям, нормам, ролям и накопленным знаниям общества.
3. Религия. Учреждение, которое занимается объяснением смысла и цели жизни, дает надежду на будущее и обеспечивает моральное руководство.
4. Экономическая система. Институт, который занимается производством, распределением и потреблением товаров и услуг в обществе.